автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему: Социально-философские проблемы биосоциального взаимодействия в сфере пола
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Миненко, Геннадий Николаевич
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ДИАЛЕКТИКА БИОЛОГИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО В
СФЕРЕ ПОЛА
§ I. Становление биологического и социального в половом поведении
§ 2. Биопсихосоциальные дисгармонии в отношениях полов ц.
§ 3. Модели биосоциального взаимодействия
ГЛАВА 2. МОДЕЛИ БИОСОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КАК
МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО АНАЛИЗА СОВРЕМЕННЫХ ПРОБЛЕМ ПОЛА
§ I. Типы биосоциального взаимодействия и психоаналитические концепции сексуальности
§ 2. Проблемы биосоциального взаимодействия в современной социологии пола
Введение диссертации1984 год, автореферат по философии, Миненко, Геннадий Николаевич
Тип социального управления, господствующий в том или ином конкретном обществе, определяется его формационной принадлежим стью. В отличие от предшествовавших формаций, в которых преобладало стихийное управление, социализм как стадия развития коммунистической общественно-экономической формации ориентируется на сознательное, научное управление обществом. Это распространяется не только на экономику, но на всю совокупность социальных процессов, включая идеологическую сферу и духовную жизнь общества.
Одной из наиболее сложных и актуальных задач теории и практики социального управления на стадии зрелого социализма является управление демографическими процессами. Сложившиеся в нашей стране демографическая ситуация и тип воспроизводства населения признаны как государственными и партийными органами, так и специалистами-демографами неблагоприятными для прогрессивного и ускоренного развития социалистического общества. Об этом говорилось на ХХУ съезде КПСС*, собственно демографическая сторона дела состоит в том, что хотя в стране в целом осуществляется чуть расширенное воспроизводство населения, оно поддерживается благодаря резкой диспропорции в рождаемости между отдельными регионами, сохранению традиций многодетности в некоторых союзных республиках. Это фактор временный, который в будущем, при стихийном развитии процессов воспроизводства населения, не предотвратит перехода к простому и суженному воспроизводству. Такой переход ныне активно происходит у наиболее многочисленных национальных групп: русских, украинцев, -^См.: Материалы НУ съезда КПСС. М., 1976, с.43. белорусеов, прибалтийцев. Между тем, суженное воспроизводство, кроме того, что оно означает депопуляцию, влечет за собой длительное неблагоприятное соотношение поколений и обостряет проблему воспроизводства трудовых ресурсов. Уже в настоящее время последняя из теоретических предсказаний превращается в практический государственный вопрос. Динамика прироста трудовых ресурсов показывает, что в связи с наличием диспропорций численности поколений в результате войн и массовым переходом современной семьи к мало-детности, начиная с 1986 года, в течение нескольких десятилетий будет наблюдаться небольшой приток рабочей силы*.
Переход к малодетности, как ведущий демографический фактор, помимо экономических следствий порождает также сложные проблемы в области воспитания подрастающих поколений. Видными педагогами прошлого, начиная с А.С.Макаренко, было убедительно показано, что наиболее неблагоприятной для социализации ребенка является однодет-ная семья. В ней легко формируются черты характера, зачастую противоречащие коммунистическому нравственному идеалу. Число однодет-ных семей ныне быстро возрастает.
Наличие этих и ряда других трудноразрешимых социальных и экономических проблем показывает, что стихийное развитие демографических процессов несовместимо с планомерным развитием социалистического общества. Ныне во всей широте осознается необходимость оптимизации воспроизводства населения и управления демографическим развитием общества. Основные усилия социологов и демографов направлены на изучение факторов и причин падения рождаемости и разработку эффективных мер демографической политики. В результате много-*См.: Переведенцев В.И. Воспроизводство населения и семья.- Социологические исследования, 1982, № 2, с.81. численных исследований 70-х годов было выявлено, что макросоциаль-ные факторы перехода семьи к малодетности (индустриализация, урбанизация, вовлечение женщин в производство и пр.) действуют на этот процесс через м&кросоциальные, внутрисемейные факторы, каковыми являются изменение функций семьи, ослабление потребности в детях и др. Демография последних лет становится по этой причине социологичной, все более тесно взаимодействующей с социологическими и социально-психологическими исследованиями брака и семьи. В итоге межпредметного сотрудничества выяснено, что одним из факторов распространения малодетности является нестабильность современного брака, высокий в стране уровень разводимости. С ним, в свою очередь, всплывает проблема дефектов воспитания в неполных и неблагополучных семьях, увеличения противозаконного поведения подростков из таких семей. Поэтому стабилизация брака и семьи рассматривается в настоящее время как демографическая, правовая, социально-нравственная, в конечном итоге - как общегосударственная проблема.
Уже краткий перечень проблемных для социальной политики ситуаций показывает, что ряд на первый взгляд далеких друг от друга проблем является взаимозависимым комплексом. Решаться он должен в практическом и научном планах на многих уровнях, в том числе личностном уровне. В конечном счете именно от его реализации зависит общественно значимый эффект демографических, педагогических и других мер социальной политики.
Отношения мужчины и женщины в рамках их санкционированного обществом союза, или брака, представляют собой наиболее глубокое, интимно-личностное ядро, на котором, как на фундаменте, надстраивается в качестве малой социальной группы семья, реализуются гос
- б подствугощие в обществе репродуктивные установки, осуществляется гуманизирующее воздействие социальной нравственности. Но "интимно-личностные отношения" мужчины и женщины означают не что иное как сексуальные отношения, в их единстве с социально- и индивидуально-психологическими установками и переживаниями. Изучения этой стороны брачно-семейных отношений настоятельно требует и современная демография. По мнению И.С.Кона, "успешная разработка научных основ демографической политики невозможна без изучения сексуального поведения и соответствующих социально-психологических норм и установок"*. Нужно учитывать также, что человеческая сексуальность "выходит за рамки репродуктивного поведения и составляет важную сферу общественной и личной жизни, без которой невозможно понять ни изменения функций семьи, ни социально-нравственные установки людей, о ни динамику воспроизводства населения"^. Отечественная социология брака и семьи полна сетований на неизученность закономерностей сексуальной жизни как на причину социологической неразработанности многих вопросов этой сферы, в частности мотивировки разводимости.
Поэтому исследование сексуального поведения представляет собой актуальную задачу.
Изучением сексуальности человека занимается комплекс научных дисциплин, основными группами которого являются биомедицинские, социокультурные дисциплины и психология^. В принципе они должны интегрироваться сексологией - наукой, над созданием и институцио-т---—---
АКон И.С. О социологической интерпретации сексуального поведения. - Социологические исследования, 1982, N»2, с. ИЗ. ^Там же.
5См.: Кон И.С. На стыке наук. - Вопросы философии, 1981, № 10, с. 4-7. нализацией которой трудились многие поколения ученых. Но, по мнению специалистов, до сих пор еще нет ни одного общепризнанного руководства по сексологии1, поэтому создание такой интегративной дисциплины - задача будущего. Пока же осуществляются преимущественно отраслевые исследования. Наибольших результатов достигли биолого-медицинские дисциплины, которые в нестрогом словоупотреблении часто и разумеют под термином сексология. Имея длительную историю развития, они дифференцируются и объединяются в рамках медицинской дисциплины сексопатологии^. Вехами в развитии последней были труды А.Молля, Х.Эллиса, А.Кинси, У.Мастерса и В.Джонсон. В советской науке на прочной эмпирической основе создана Г.С.Васильченко самостоятельная системная концепция сексопатологии, которая явилась в 70-х годах теоретической основой развертывания сексологической помощи населению в нашей стране. Наряду с советской, наиболее влиятельными школами сексопатологии являются чешская и американская. В рамках биолого-медицинского комплекса с практической целью изучается множество специальных проблем, начиная от закономерностей развития детской и кончая вопросами старческой сексуальности.
Изучением социокультурных аспектов сексуальности занимается преимущественно социология и этнография. Этнография в период своего расцвета не ставила специальной задачей изучение сексуального поведения, и соответствующий материал систематизировался лишь при изучении истории развития форм брака и семьи. Но в XX столетии тхСм.: Диагностика, лечение и профилактика половых расстройств. М., 1978, с.86.
06 истории и современном состоянии сексологии и сексопатологии см.: Общая сексопатология, М., 1977, с.7-34. появляются специальные исследования сексуального поведения у отдельных социальных групп и народов*. Этнографическая литература содержит эмпирически богатый, хотя, как правило, теоретически слабо осмысленный материал. В отличие от нее, социология самой методикой работы принуждается к теоретической интерпретации. Пионерами социологического изучения сексуального поведения явились отечественные исследователи 10-20-х годов. Профессиональные эмпирические обследования в 20-х годах осуществлены И.Г.Гельманом, С.Я.Голосов кером, З.А.Гуревичем и др. В них изучались динамика психосексуального развития, зависимость сексуального поведения от социально-экономического положения, изменения половой морали и реального поведения людей и ряд других вопросов. В западной социологии начало подобной работы относится к 40-м годам, когда появились классические работы А.Кинси и его группы "Половое поведение мужской особи у человека" и "Половое поведение женской особи у человека"^. Методика социологического изучения сексуальности, разработанная названными учеными; в дальнейшем была значительно усовершенствована и сделала возможным сбор объективных данных о наиболее интимной сфере жизни человека. Нужно отметить, что в 60-х годах традицию марксистской социологии пола возродил в основательных конкретно
См. : Mead M. From the south seas. Studies of adolescence and sex in primitive societies. N.Y., 1939«
Гельман И.Г. Половая жизнь современной молодежи. М. ; Пг., 1923; Голосовкер С.Я. О половом быте мужчины. К., 1927; Гуревич З.А.
Проблемы половой жизни. X., 1930.
3 Kinsey A., a.o.Sexual behaviour in the human maie. Ph. ,19^-8;
Kinsey A., a.o.Sexual behaviour in the human female.Fh.,1953. эмпирических исследованиях С.И.Голод*. О необходимости развития этой области социологии как инструмента разработки и контроля за о эффективностью полового воспитания аргументированно пишет И.С.Кон.
Психологический подход к сексуальности нацелен на изучение закономерностей развития половой дифференциации, подовой роли,свя-занных с половым созреванием психологических коллизий подросткового возраста и т.д. Западная литература этого направления очень богата. В советской литературе эти вопросы талантливо освещаются И.С.Коном3.
Современные тенденции в отношениях полов на Западе и развитие западной социологии пола в критическом плане подробно освещаются в содержательных работах И.С.Андреевой**". Они содержат также немало позитивных наблюдений. К перечисленным направлениям изучения сексуального поведения нужно прибавить и так называемую социальную этологию, представители которой, занимаясь социологической интерпретацией результатов биологической дисциплины этологии, немало пишут о половом поведении человека, в плане его сравнения с поведением животных^.
Голод С.И. Социологические проблемы сексуальной морали. Автореф., М., 1969. р
Кон И.С. О социологической интерпретации сексуального поведения. - Социологич.исследования, 1982, № 2, с.120. он И.С. Социология личности. М., 1967; Его же. Психология юношеского возраста. М., 1979. ^улыга A.B., Андреева И.С. Пол и культура.- Философские науки, 1973, № Андреева И.С. Социально-философские проблемы пола,брака и семьи.- Вопр. философии, 1980, te I. 5СМ.: Morris D. The naked аре. H.Y., 1967; а.о'.
Как видно отсюда, изучением сексуальности, в силу ее сложности как объекта научного исследования, занимается в разных аспектах значительное число дисциплин. Но объект этот по существу системен. Все проявления сексуальности человека образуют системное единство, характеризующееся преобладанием моментов связи и взаимозависимости элементов. В силу этого в ее изучении значим системный, а не отраслевой подход. Он может быть реализован на различной теоретической основе. Примером такого подхода является биолого-медицинская концепция Г.С.Васильченко. В отношении же интеграции в едином подходе биологических и социокультурных аспектов сексуальности в советской литературе образовалась некоторая брешь. Хотя возможны различные способы "наведения мостов", в русле комплексного подхода важным, на наш взгляд, является биосоциальный подход, и предмет нашего исследования можно сформулировать как проблему биосоциального взаимодействия в сфере полового поведения. Эта проблема в литературе поставлена относительно давно*, но до сих пор ее разработка мало продвинулась вперед.
Хотя наличие обобщающих трудов по биосоциальной проблеме освобождает нас от необходимости ее детального освещения^, минимальные разъяснения должны быть сделаны. Состав биосоциальной проблемы до сих пор является предметом дискуссий. Т.В.Карсаевская различает в ней исторический, филогенетический, онтогенетический, ^Вельвоский Й.З. Биологические и социальные аспекты сексологии.-В кн.:Актуальные вопросы сексопатологии.М., 1967, с.51-58. ЧСарсаевская Т.В. Прогресс общества и проблемы целостного биосоциального развития человека.М., 1978; Тарасов К.Е., Черненко Е.К. Социальная детерминированность биологии человека. М., 1979; и другие. экологический и социологический аспекты*. О.Г.Дробницкий сводит ее к двум аспектам: историко-генетическому, или вопросу о соотношении биологического и социального в антропогенезе, и общеметодо-логическому^. При всех разногласиях, которые выявились в трактовке биосоциальной проблемы, в результате прошедших в 70-х годах дискуссий было, однако, достигнуто и общее понимание ее структуры и места. Она определяется как комплексная, многоуровневая, по своему статусу общенаучная проблема. Наиболее активно философские аспекты соотношения биологического и социального развиваются в следующих направлениях: I) в виде частного аспекта целостной проблемы человека; 2) как один из аспектов целостной характеристики общественных отношений; 3) как средство методологического анализа некоторых проблем, возникающих в ряде наук, таких как генетика, психология, медицина, антропология и др.^ Ценным для рефлексии биосоциальной проблемы нам представляется результат, достигнутый В.И.Плотниковым. Он полагает, что биосоциальная проблема не является столь древней как ее предшественницы: проблема соотношения природы и общества и проолема места и роли человека в природе. Она уже их по содержанию и возникла лишь с утверждёнием дарвинизма во второй половине XIX века. До недавнего времени она развивалась самостоятельно и лишь в 60-70-х годах нашего столетия получила новый импульс в составе этих более общих проблем^.
7---!-:-=хКарсаевская Т.В. Указ, соч., с.4-6.
Дробницкий О.Г. Природа и границы сферы общественного бытия человека.- В кн.: Проблемы человека в современной философии. М.,1969, с.191.
Плотников В.И.Социально-биологическая проблема.Св.,1975, с.4-5. Плотников В.И. Указ.соч., с.6-7.
К настоящему времени среди советских ученых, вследствие мно-гоаспектности биосоциальной проблемы и многовариантности ее решения, существуют некоторые разногласия в трактовке ряда принципиальных ее аспектов. Так, например, хотя представление о биосоциальной природе человека превращается в своеобразную парадигму занимающихся его изучением наук, существуют разногласия в вопросе о ее применимости к высшим психическим функциям человека. Согласно точке зрения, нашедшей выражение в работах видных ученых-генетиков Б.Д.Астаурова, Д.К.Беляева и П.Ф.Рокицкого, биосоциальное понимание человека вытекает из эволюционной концепции происхождения человека и может быть сведено к тезису: жизнедеятельность человека подчиняется двум рядам закономерностей - биологических и социальных - при доминировании социальных. По их мнению, подобно тоге не тике у му как вч11епреложной истиной стало положение о взаимодействии наследственности и среды в формировании любых признаков организма и психики, так и в "человековедении" неоспорима мысль о биосоциальной природе всех основных, специфически человеческих проявлений - в том числе мышления, сознания и нравственных качеств*,
С такой трактовкой биосоциального принципа не согласен Н.П.Дубинин, развивающий концепцию "социального наследования" и единой социальной сущности человека. Точку зрения своих оппонентов Н.П.Дубинин именует "теорией двух факторов". По его мнению, она •'•Астауров Б.Л. Проблемы общей биологии и генетики. М., 1979; Беляев Д.К. Социальное и биологическое в человеке.- Политическое самообразование, 1982, 12; Рокицкий П.Ф. Проблема соотношения генетических и средовых факторов в становлении признаков человека. - В кн.: Биология и современное научное познание. М., 1980. исходит из признания двух сущностей у человека"*- биологической с и социальной. Сам же Н.П.Дубинин считает, что все социальные характеристики человека имеют только социальную детерминацию. В частности, исключительно социальными факторами определяются высшие психические функции человека, содержание его психики.
Необходимо отметить, что такого рода дискуссии проходят на единой принципиальной основе. В соответствии с учением Ф.Энгельса о соотношении высших и низших форм движения материи, всеми советскими учеными подчеркивается примат социального фактора в развитии человека и человечества. Социальный фактор в такой основной форме как нормы, знания, живая и опредмеченная деятельность, выступая по отношению к индивиду как средовой, не является лишь одним из многих таких факторов. Он имеет характер всеобщности, в которой разыгрывается все человеческие проявления. Тезис же о биосоциальной детерминации высших психических функций следует рассматривать как конкретно-научную гипотезу. При этом нужно учитывать то острое идеологическое значение, которое содержится в следствиях из нее. Это специально отмечалось в партийных документах последнего времени. Здесь говорится: "Вряд ли можно признать научными концепции, которые объясняют такие, например, качества человека как честность, смелость, порядочность, наличием "положительных" генов и фактически отрицают, что эти качества формируются социальной средой. Ведь давно известно, сколь малопродуктивны попытки механического перенесения понятий и методов естественных и технических наук на область общественных явлений."^ -
•Дубинин Н.П. Что такое человек.М.,1980, с.116. сЧерненко К.У.Актуальные вопросы идеологической,массово-политической работы партии.-В кн.: Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня 1983 г. М.,1983, с.34.
Для философско-методологической рефлексии биосоциальной проблемы большое значение имеет разграничение понятий "историческая, социально-деятельная сущность человека" и "биосоциальная природа человека". Данное расчленение позволяет отобразить единое и многообразное в человеке : . в более адекватных терминах. Явление всегда богаче, многообразнее сущности. Если в сущности отображаются прежде всего законы генезиса, развития предмета, то в явлении -более широкий спектр законов функционирования предмета во всем богатстве его связей и опосредований с собой и другими. Наиболее отчетливо эта позиция представлена у А.Г.Мысливченко. Он пишет: "Человек представляет собой биосоциальную структуру, охватывающую широкую гамму сторон жизнедеятельности человека - от физиологической до аксиологической. Вопрос же о главном в человеке, его определяю- ■ щем качестве, специфике - это вопрос о сущности человека, которая никоим ооразом не может быть определена как биосоциальная, а только как социально-деятельная. Таким образом, понятие "человек", его структура нетождественно понятию сущность человека: первое шире второго"*. Под структурой автор имеет в виду "природу" человека. Эта логически выверенная точка зрения, к сожалению, редко используется участниками биосоциальных дискуссий, хотя активно оыла поддержана рядом ученых: В.В.Кешелавой, А.Г.Пыриным, Ю.Г.Югаем и др.
Исходя из изложенного, мы считаем, что учение о социальной ,/ сущности человека не противоречит признанию его биосоциальной природы и не снимает научной проблемы исследования взаимодействия биологической и социальной детерминацией на различных структурных уровнях человека. По общему мнению, на современном этапе развития т-----
АМысливченко А.Г. Человек как предмет философского познания. М., 1972, с.36. биосоциального познания особенно важны конкретные исследования в различных, строго очерченных предметных областях. На такое исследование 'нацелена настоящая работа.
Особенно сложной областью применения биосоциального понимания является поведение человека. Здесь двоякого рода трудности. С од-, ной стороны они обусловлены сложностью применения к поведению основной интегрирующей биологической теории - научного дарвинизма. С другой - поведенческий подход к биосоциальной пррблеме приводит к постановке мировоззренческих и идеологических вопросов, которые не могут быть решены чисто научным путем и требуют обращения к философским концепциям человека. По этой причине поведение человека в биосоциальных исследованиях играет роль центрального звена, требующего объединенных усилий философов и ученых многих специальностей.
Для исторического материализма с биосоциальной точки зрения представляет интерес прежде всего поведение человека, связанное с удовлетворением основных, социально значимых биологических потреби ностей. Задача его описанияуизучения возникает при введении таких понятий как "природные предпосылки социально-исторического процесса", "биологический субстрат"^- в системе социальной деятельности и ряда других. Их четкое определение связано с рядом трудностей методологического и содержательного характера. Понятие "биологического" не является собственным системным понятием исторического материализма. Его использование основано на первичных теоретикопознавательных расчленениях биологических наук. Применительно к т--
•■Кузьмин В.П. Принцип системности в теории и методологии К.Маркса. М.,1976, с.118; Фофанов В.П. Социальная деятельность как система. Новосибирск, 1981, с.53-55. человеческому элементу в качестве биологического субстрата социальной системы следует рассматривать не "целостных индивидов",но лишь их определенные, значимые в системе общественных отношений характеристики. При этом возникает принципиальный вопрос о критерии выделения значимых и незначимых для исторического материализма уровней и структур целостного индивида. На наш взгляд, вопрос о биологическом субстрате социальной системы содержательно может быть решен лишь на основе разработки поведенческих аспектов таких фундаментальных, социально значимых потребностей человека как потребность в пище, половая и информационная потребность. Первая являлась предметом анализа и рассматривалась в качестве природной предпосылки исторического процесса уже в "Капитале" К.Маркса. Информационная потребность также начинает исследоваться в связи с антропосоциогенезом-1-. Изучение половой потребности в социокультурном и истматовском планах отстает.
• Исходя из изложенного цель настоящей работы можно определить как попытку исследования на поведенческом уровне биосоциального взаимодействия в сфере пола. Это позволит осмыслить материал, необходимый для разработки такого важного в историческом материализме понятия как природные предпосылки социально-исторического процесса. Изучение личностной стороны в половых отношениях служит также необходимой теоретико-методологической рефлексией для разработки системы социального управления развитием социалистических брачно-семейных отношений.
Поставленную цель можно реализовать через решение ряда более конкретных задач: I) теоретическое обоснование содержания понятий
•^См.: Югай Г.А. Ангропосоциогенез: философские и психологические аспекты. М., 1982. биологического и социального в половом поведении и рассмотрение диалектики их взаимодействия в логическом и историческом аспектах;
2) критический анализ психоаналитических концепций сексуальности;
3) критический анализ современных проблем пола на материале буржуазной социологии пола.
Ставящиеся в работе задачи требуют разработки адекватного теоретико-методологического аппарата. Ввиду комплексного характера темы, методология работы находится на стыке диалектического и исторического материализма. Нами используются марксистско-ленинская теория общественно-экономических формаций, диалектико-материалис-тическая концепция противоречия и конкретные высказывания классиков марксизма о взаимоотношениях полов. Привлечение теории формаций оправдано необходимостью сочетания логического и исторического аспектов при анализе поставленной проблемы, примером которого является анализ развития форм брака и семьи Ф.Энгельсом. Для нас важна идея Ф.Энгельса о семье как особом социальном институте, выполняющем задачу воспроизводства биологических предпосылок общественной жизни. Он пишет: ".определяющим моментом в истории является в конечном счете производство и воспроизводство непосредственной жизни. Но само оно, опять-таки, бывает двоякого рода. С одной стороны - производство средств жизни.; с другой - производство человека, продолжение рода"*.
В работе "Происхождение семьи, частной собственности и государства" прослеживается взаимосвязь обоих типов производства, так что каждой ступени развития материального производства соответствует своя форма семьи как ячейки воспроизводства человека. Однако это не означает, что Ф.Энгельс устанавливал жесткое соответствие ■^Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.21, с.25-26. каждой общественно-экономической формации с определенной формой семьи. Классификация форм семьи основана на более масштабном членении исторического процесса, которое прослеживается в поздний период творчества как у К.Маркса, так и Ф.Энгельса. В "Набросках ответа на письмо В.Засулич" (1881) К.Маркс разделил весь исторический процесс на первичную, или архаическую, и вторичную формации. Последней охватывались все классовые общества. Критерием различия К.Маркс считает "переход от общества, основанного на общей собственности, к обществу, основанному на частной сооственности"^.
Исходя из учения о структуре общественно-экономической формации, можно полагать, что фундаментальное различие первичной и вторичной формаций распространяется и на такие явления как брак, семья, личностная сторона сексуальных отношений. Поэтому формы биосоциального взаимодействия можно рассматривать в историческом плане как по пятичленной схеме, так и по более крупным историческим этапам, различенным К.Марксом. Нам представляется, что для решения задачи данной работы этот подход более продуктивен. В сущности он намечается уже Ф.Энгельсом. Так, резко противопоставляя моногамию эпохи классового общества другим формам семьи, Ф.Энгельс пишет: "Она была первой формой семьи, в основе которой лежали не естественные, а экономические условия - именно победа частной собственности над первоначальной, стихийно сложившейся общей собствен-ностью"^. Это различие первичной и вторичной формаций имеет принципиальное значение для изучения исторических форм биосоциального взаимодействия в сфере пола.
В марксистской философии понятие "взаимодействие" является т-------:— хМаркс К., Энгельс Ф. Соч., т.19, с.419.
2Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.21, с.68. одним из узловых понятий теории противоречия. Анализируя проблемы биосоциального взаимодействия, мы используем поэтому многие положения последней. В связи с этим зафиксируем используемую в работе трактовку термина "противоречие". В советской литературе существует две основных его трактовки. В одном случае противоречием именуется всякое взаимодействие различенных сторон целостной системы на всех этапах их развития. В другом - противоречием считается только высший этап развития взаимодействия противоположностей, их борьба, конфликт, стремление к взаимному уничтожению. Мы употребляем термин преимущественно во втором смысле, равнозначном "конфликту", не отказываясь, однако, от первого значения, оправданного в отдельных случаях контекстом. Для нас важны следующие общие положения теории противоречия:
1. Хотя взаимоотношения сторон целостных органических и социальных систем имманентно содержат возможность противоречия, не всякое взаимодействие сторон и противоположностей следует считать противоречием*.
2. Существует два основных типа взаимодействия противоположностей одной системы: гармоническое и дисгармоническое, - лишь последнее правомерно трактовать как сооственно противоречие^.
3. Диалектическое противоречие можно рассматривать как опосредованное взаимодействие противоположностей^. Исходя из этого, тип
•'-Нарский И.С., Тюхтин B.C. Закон единства и борьбы противоположиостей.-В кн.Материалистическая диалектика как общая теория развития. ч.1. М.,1982.
Мещеряков В.Т. Развитие представлений о гармонии в домарксистской и марк.-лен.философии. Л., 1981.
З0руджев З.М. Формально-логическое и диалектическое противоречие.взаимодействия и способ разрешения противоречия следует искать в специфике опосредования.
4. Существуют противоречия, которые иногда не разрешаются переходом в совершенно иной тип противоречия, но лишь воспроизводятся на другом уровне. К этому типу нужно относить и противоречие биологического и социального в человеке*.
Перечисленные и ряд других моментов теории противоречия являются основополагающими средствами осмысления поставленной проблемы.
Большое значение для рассмотрения сложнейшего во всей проблеме вопроса о нравственно-нормативном в половых отношениях имеют носящие прогностический характер высказывания классиков марксизма. Сквозной у них является мысль о необходимости и закономерности прогрессирующей в ходе истории индивидуализации и гуманизации отношений между мужчиной и женщиной. К.Маркс рассматривал характер 1/ этих отношений как мерило степени гуманизации общества. "Непосредственным, естественным, необходимым отношением человека к человеку, - пишет он,- является отношение мужчины к женщине. На основании этого отношения можно. судить о ступени общей культуры человека. В нем обнаруживается в какой мере естественное поведение человека стало человеческим"^. Это положение важно учитывать при рассмотрении состояния и перспектив отношений полов при социализме.
Ф.Энгельсом глубоко раскрыт вопрос индивидуализации половых V отношении, происхождение такого социально-нравственного и эстетического феномена как индивидуальная половая любовь3. Осторожный,
В кн.: Диалектическое противоречие^., 1979. ^Нарокий Й.С., Тюхтин B.C. Указ.соч.
Of сМаркс К., Энгельс Ф. Соч., тЛ2, с.115.
3Там же, т.21, с.78-85. методологически выдержанный подход Ф.Энгельса к предсказаниям относительно будущего в отношениях полов до сих пор является примером научного такта. Многие замечания Ф.Энгельса используются нами содержательно.
В.И.Ленин обратился к этому вопросу в другой исторической обстановке, на крутом социально-политическом повороте. Хотя В.И.Ленин не писал об этом сам, его мысли периода гражданской войны передала в своих воспоминаниях К.Цеткин. Наряду с необходимостью соблюдения классового подхода к сфере отношений полов, о чем говорилось в письмах к И.Ф.Арманд*, В.И.Ленин настаивал на важности эмпирической основательности и научной объективности при обращении к вопросам пола. Его высказывания представляют собой пример конкретно-социологического подхода. Отмечая распад буржуазной половой морали, гедонистический уклон среди молодежи в нашей стране, он делает интересный, ныне широко известный, прогноз: "Формы брака и общения полов в буржуазном смысле уже не дают удовлетворения. В области брака и половых отношений близится революция, созвучная пролетарской революции"**. Высказывания В.И.Ленина по вопросам пола ценны также в том отношении, что они учат называть вещи своими именами, без прикрас и умолчаний вскрывать социально-отрицательные явления и.противоречия.
Помимо трудов классиков марксизма и работ по диалектическому и историческому материализму в качестве необходимого эмпирического и историографического базиса нами привлекались следующие основные направления литературы: биологическая и медицинская, этнографическая, социологическая литература. В силу недостаточной изу
1 Ленин В.И. Полн.собр.соч., т.4-9, с.51-52, 54-57. р
Воспоминания о В.И.Ленине, т.5, М., 1979, с.4-5. ченности некоторых вопросов в советской науке, по мере необходимости использовались труды зарубежных ученых. Это работы классиков сексологии А.Кинси, У.Мастерса и В.Джонсон; этнографов К.Форда, М.Мид, Б.Малиновского. Литература по фрейдизму и буржуазной социологии пола являлась предметом специального анализа.
Научная новизна работы заключается в разработке недостаточно изученной в плане исторического материализма проблематики пола. Критическому анализу подвергаются мало освещенные в советской философской литературе буржуазные трактовки сексуальности. Новизна фиксируется в положениях, которые выносятся нами на защиту.
1. Предлагается определить биологическое в сфере пола через уникальный поведенческий признак человека - способность мужских и женских особей к постоянным половым отношениям, что не свойственно никакому другому биологическому виду. Социальное определяется как личностное опосредование половой активности и прежде всего как регулирующзее ее проявления моральное сознание.
2. В функциональном плане различается гармоническое и дисгармоническое взаимодействие биологического и социального в сексе. Условием гармонического взаимодействия является "снятие" так называемых дисгармоний в половой сфере.
3. Биосоциальное взаимодействие в сфере пола обладает триади-ческой структурой и типизируется по признакам биосоциального комплекса. В соответствии с членением исторического процесса К.Марксом на первичную и вторичную формации различается три таких комплекса. Это типы биосоциального взаимодействия, возникающие на основе табу-ативной, моралистической и нравственно-эстетической регуляции.
Критический анализ такой базисной для буржуазного общества XX в. трактовки сексуальности как психоанализ З.Фрейда показывает, что логика развития фрейдовской интерпретации сексуальности состоит в обосновании антиномического характера взаимодействия биологического и социального в сфере пола. Антиномизм концепции З.Фрейда не преодолевается и его последователем, одним из видных представителей "сексуального радикализма" Вильгельмом Райхом.
5. В работе обосновывается различение в буржуазной социологии пола, в соответствии с введенными теоретическими представлениями, трех основных направлений, условно названных эмпирической, гуманистической и экспериментальной тенденциями. Аналогичные тенденции имеют место и в практике отношений полов в буржуазном обществе, что определяет не только идейно-теоретическое, но и практическое значение их критического анализа.
Структура работы определяется необходимостью последовательного решения поставленных задач. В первой главе теоретически рассматривается диалектика биологического и социального в половой сфере. Глава вторая посвящена апробации полученных представлений на материале некоторых направлений фрейдизма и современной западной социологии пола.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Социально-философские проблемы биосоциального взаимодействия в сфере пола"
Выводы
Распад жесткой принудительной регуляции сексуальности, создавая предпосылки автономии личности, является в широком смысле шагом на пути спецификации человека, гуманизации социальных отно-, шений. Но он же ставит перед обществом ряд острых проблем, прежде всего задачу воспитания в человеке способности соразмерять субъективные мотивы с обще-значимым уровнем морали, способности взять в своем поведении ответственность за партнера, супруга и то общество, в котором индивид удовлетворяет свои человеческие потребности. Проблемы половой этики и норм индивидуального поведения не могут быть решены изолированно от целостного процесса гуманизации человеческих отношений. Если общество в целом дегуманизирует социальный климат, то и половая мораль будет идти по пути наименьшего сопротивления к опрощению. Как мы показали выше, дегуманизация характерна для современного буржуазного общества. Она составляет одно из проявлений охватившего его процесса отчуждения. Его противоположностью является углубление и превращение в определяющую тенденцию процесса развития нравственного сознания, основанного на индивидуально-личностных взаимоотношениях. Эти взаимоотношения возникают еще в классово-антагонистическом обществе, однако способны получить полное развитие лишь в рамках общества нового, коммунистического типа.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Существенные результаты, полученные в работе, состоят в следующем. Оказалось возможным трактовать биологическое в сфере полового общения не чисто генетически, а фенотипически. Биологическое определено как особое, носящее устойчивый характер качество, полового поведения - возможность постоянной половой активности мужских и женских особей. Возникшее в результате крупных сдвигов в биологической организации гоминид и воздействия интенсивного процесса трудовой адаптации как первичного социального фактора, оно приобрело характер постоянной, консервативной составляющей биосоциального взаимодействия в сфере пола. Эта консервативность обусловлена затуханием темпов биологической эволюции человека и свойственна не только половой сфере. Социальное наоборот составляет динамичную, подвижную сторону взаимодействия. Выясняется также его сложный состав. Социальное определяется в регулятивном смысле как специфическая форма общественного сознания, опосредующая взаимодействие биологии полового влечения с потребностями развития социальной системы. Возникает триадическая структура взаимодействия, в которой основными субстратными блоками являются биологическое и социальное, а опосредующим их звеном также социальное.
Общие принципы материалистической диалектики позволяют утверждать, что взаимодействие биологического и социального в сексе осуществляется на основе господства социального, динамикой развития которого определяется и общее направление развития взаимодействия. Предложенные модели демонстрируют эту мысль. Крупные изменения общественного производства приводят и к изменениям регулятивного морального сознания и целостного типа биосоциального взаимодействия. Согласно членению исторического процесса К.Марксом на первичную, вторичную и коммунистическую общественные формации, описываются три таких модели, получающие название по специфике регулятивных звеньев.Таково субстратное описание биосоциального взаимодействия в сексуальной сфере.
В функциональном описании нами различаются взаимодействие гармоническое и противоречивое. Условием гармонического взаимодействия является снятие биопсихосоциальных дисгармоний половой сферы, содержание которых раскрывается на основе обработки специально-научного материала. Можно полагать, что "разногласие мужского и женского", о котором "догадывается" обыденное сознание и о котором сотни лет назад знала художественно-эстетическая мысль, благодаря этому получило дополнительную рефлексию.
Биосоциальный' подход к вопросам пола позволил в какой-то мере объединить на единой основе разнородный биомедицинский и социокультурный материал. Многообразие и несистематичность последнего, особенно в этнографии, при непосредственном знакомстве ошеломляют. Внести сюда порядок можно было лишь посредством огрубления, схематизации живых процессов. Соблюдена ли в работе необходимая мера в упрощении^ нам судить трудно. Можно полагать, что примененные схемы не слишком "выпрямляют" избранный для апробации материал З.Фрейда, В.Райха, социологии пола, и в нужной мере схватывают его специфику и сложность.
Как было оговорено в начале, мы намеренно не затрагивали субъективную диалектику любовной жизни. Было бы интересной перспективой освоить этот материал и сопоставить биологические, социокультурные и опущенные нами психологические аспекты теперь уже биопсихосоциального взаимодействия. Вероятно, результаты будут более богатыми.
Рассмотренные в работе проблемы имеют тесное соприкосновение с практикой социального управления. Во исполнение решений ХХУ1 съезда партии ныне в стране успешно создается разветвленная система службы семьи. Основными ее структурными подразделениями являются медикосексологические консультации "Семья и брак", служба знакомств и система практических мероприятий по половому воспитанию подростков. Если оценить сделанное по созданию службы семьи, то можно сказать, что успехи пока еще весьма скромные. Созданные в крупных городах консультации по семье и браку укомплектованы в нужной мере медиками, но существует острый дефицит психологов - специалистов по межличностному общению в браке. Система полового просвещения подрастающего поколения находится в подготовительном периоде, не разработана стратегическая линия такого воспитания. В целом вся работа находится на стадии "обучения обучающих" и именно в этом плане произошли определенные сдвиги. Изданы первоклассные работы Д.В.Колесова, И.С.Кона, А.Г.Хрипковой, Д.Н.Исаева и А.Б.Добровича по половому воспитанию. В МГУ читаются спецкурсы для психологов "Эмоциональная регуляция межличностных отношений" и "Социально-психологические проблемы семьи". Можно надеяться, что со временем накопление количества даст новое качество.
Наличие определенных проблем в развитии социалистических брачно-семейных отношений - тенденция перехода семьи к однодетно-сти, нестабильность брака и пр. - превращает создание службы семьи в одну из важных государственных задач. Общая теория социального управления позволяет определить формирующуюся структуру управления брачно-семейными процессами. Она должна включать: 1)программу и полномочные органы; 2) гибкую систему исполнительных органов; брачно-семейные консультации; 3) целенаправленно распространяемую информацию через систему полового пресвещения подростков и детей.
Наиболее слабым местом в этой цепи является отсутствие общей программы управления. Нет пока и нормативного" образца социалистического брака и семьи. Новые эмпирические явления 70-80-х годов, в некоторых моментах сходные с описанными выше процессами на Западе, поставили под сомнение нормативные концепции пожизненной моногамии. Мы имеем в виду выход сексуальности за рамки брака и широкое распространение добрачной половой жизни среди молодежи, а также рост разводимости брачных пар. В этих условиях задача стабилизации брака и семьи осложняется и само понятие их стабильности становится неопределенным*. Как блестяще показано З.И.Файнбур-гом (Файнбург, 1978), стабильность социалистического брака не равнозначна стабильности патриархальной моногамии и не может быть абсолютизирована, поскольку не абсолютны скрепляющие его мотивы - любовь, влечение, интимность. Общее изменение брачно-семейных функций в сторону внутриличностных психологических механизмов обусловливает то обстоятельство, что и стабилизация брака должна основываться на упрочении внутриличностных мотивов, формировании таких свойств личности как способность к любви, верности, постоянству, ответственности. Отсюда должна исходить и программа полового воспитания.
Слабое состояние изученности новейших процессов в отношениях полов в социалистическом обществе не позволило вынести этот вопрос :з самостоятельный раздел. Тем не менее общие замечания о программе управления брачно-семейными процессами и программе полового воспитания на основе введенных представлений возможны. Стабилизация брачно-семейных отношений как долгосрочная программа должна основываться на оценке реальностей. Как считает М.Босанац,(Бо-санац, 1981), одной из таких реальностей является необходимость четкого различения брака и семьи. Брак является социально санкционированным сексуальным союзом мужчины и женщины, семья - малой социальной группой, объединяющей поколения родителей и детей. Статистика пока их не различает, поэтому в один разряд попадают такие разные единицы как бездетные браки и неполные семьи (мать с детьми). Исходя из этого представляется целесообразным разделить функции семьи и брака на три группы: I) брачные, 2) брачно-семей-ные и 3) чисто семейные. Исключительно брачной- функцией нужно считать сексуально-гедонистическую функцию. Она реализуется брачной диадой независимо от наличия детей. Чисто семейными являются репродуктивная, воспитательная и некоторые другие функции. Наконец, пограничная группа включает несколько функций и соответственно ценностей, наиболее важной из которых является так называемая эмоционально-нравственная функция. Частично она реализуется в эмоционально-личностном общении супругов, но наиболее полно - в общении супругов друг с другом и родителей с детьми. Именно с этой функцией брака и семьи связано удовлетворение важнейших личностных потребностей в любви, дружбе, товариществе, самоуважении, чувстве значимости своего "Я", потребности в психологическом комфорте и безопасности.
Это различение функций непосредственно касается проблемы стабилизации брака. Опыт рефлексии биопсихосоциальных дисгармоний, теорий З.Фрейда и В.Райха, проблем буржуазной социологии пола позволяет утверждать, что стабилизация брака на основе акцентирования сексуально-гедонистической функции невозможна. Между тем тенденция акцентирования сексуально-гедонистических ценностей брака в общественной психологии существует. Сексологи отмечают, что в последние годы возрос уровень притязаний супругов к половой жизни и соответственно - число разводов по причине сексуальной неудовлетворенности. Любовь в обыденном сознании также часто воспринимается преимущественно в сексуально-эмоциональном, а не нравственно-эстетическом ключе. Это приводит к тому, что редукция полового влечения в условиях привыкания принимается за утрату любви, и интеграция сексуально-гедонистической функции брака с эмоционально-нравственной затрудняется. Подлинная же интеграция и стабилизация брака возможна лишь на основе возобладания эмоционально-нравственных ценностей.
В этом ключе наиболее глубоко динамика протекания брака, мотивировка разводимости и т.п., изучены С.И.Голодом (Голод, 1975, 1978 и другие). В качестве теоретической основы им используются некоторые замечания И.М.Сеченова о редукции половой страсти в условиях привыкания. С.И.Голод считает это основной причиной роста разводимости и конфликтности современного брака. Наше исследование полностью подтверждает этот взгляд. И.М.Сеченов бегло описывает третью из зафиксированных нами биопсихосоциальных дисгармоний половой сферы, которая и выступает достаточным основанием для роста социально нежелательных явлений. Но как было показано выше число дисгармоний, своеобразных подводных течений в браке значительно больше. '
Интересно С.И.Голодом подвергается также критике и фетишизация любви массовым сознанием, тенденция сексуализации восприятия брачных ценностей. В качестве альтернативной любви (точнее ее сексуально-гедонистической трактовке) ценности им выдвигается понятие интимности супружества. Рост влияния эмоционально-нравственных ценностей брака в сравнении с сексуальными наблюдается ныне в молодом составе брачного класса, особенно среди студенчества. Эта тенденция благоприятна для брака и может быть подтверждена исследованиями социологов из Прибалтики.
На основе социалистических отношений проблема стабилизации брака может решаться принципиально иначе, чем в буржуазном обществ ве. В отличие от индивидуально-психологического подхода к терапии брака и семьи при капитализме, социалистическое общество делает возможной их комплексную социальную и социально-психологическую терапию. Она основана на предпосылке, что исключительный моногамный брак соответствует психической структуре современного человека и господствующим в нашем обществе ценностным установкам. Эта терапия должна быть программой долгосрочного социального планирования, требующей целой совокупности мер, начиная от развития теории интеракции мужчины и женщины в браке и кончая социально-экономическим стимулированием индивидуальной семьи. Такая программа была бы выгодна индивиду и обществу и способствовала бы созданию оптимальных для его развития социальных и демографических условий. Игнорирование необходимости социального управления развитием отношений полов, наоборот, привело бы к усилению некоторых неблагсгр-ятных уже обнажившихся тенденций. При всех минусах реального состояния отношений полов, действующие в социалистическом обществе юридические и моральные нормы, прочность моногамной установки и т.п. создают благоприятную почву для подлинной социальной терапии-б£ака и семьи.
О комплексных социальных мерах помощи социалистической семье немало ценных соображений высказывается Н.Я.Соловьевым, З.И.Файн-бургом и другими учеными. Меньше внимания уделяется в нашей литературе социально-психологическим аспектам брачно-семейных отношений. Однако их социально-психологическая терапия является одним из наиболее перспективных направлений комплексной программы управления. Поскольку ряд дисгармоний половой сферы конституционально запрограммирован, не все звенья психосексуальной сферы доступны прямому воздействию. Из контекста работы достаточно очевидно, что актуализация биопсихосоциальных дисгармоний связана с воздействием внешнего фактора на открытые блоки половой системы, или на психическую составляющую. Этим фактором является межличностное общение супругов. С их расстройства начинается вовлечение более, глубоких уровней потенциального противоречия полов. Отсюда следует, что наиболее эффективным средством обеспечения бескризисного протекания брака, плавной интеграции сексуально-гедонистической функции с брачно-семейными ценностями является социально-психологическая терапия межличностных отношений супругов, развитие индивидуального искусства общения. Этим прикрываются более скрытые звенья разногласий.
Соответственно в разрабатываемой программе подготовки молодежи к браку акцент следовало бы делать, конечно, не столько на опи-нии бытовых трудностей молодых супругов, или тем более дероманти-зации любовного влечения посредством раскрытия "реальностей" брака, как предлагает С.И.Голод, сколько на межличностной адаптации, условиях психологической и др. совместимости. В советской социологии и психологии эти вопросы пока плохо изучены, отсутствует литература. Редким исключением являются научные и одновременно просветительские работы В.А.Сысенко и С.И.Голода. Задачи оптимизации брачно-семейных институтов требуют активизации работы в этом направлении.
В связи с высказанными замечаниями основное практическое значение настоящей работы мы видим прежде всего в необходимой теоретической рефлексии для разработки системы управления брачно-семей-ными отношениями и системы полового просвещения подростков и молодежи. Конкретные результаты будут полезны и для критического освоения западной социологии пола и традиции буржуазной семейно-брачной терапии.
Она позволяет также в рамках теории общественно-экономических формаций более глубоко рассматривать брачно-семейные отношения.
Материал можно использовать для разработки практически не изученного в советской литературе раздела нормативной этики "Нравственные основы любви, брака и семьи".
Список научной литературыМиненко, Геннадий Николаевич, диссертация по теме "Онтология и теория познания"
1. Отчет Центрального Комитета КПСС ХХУ съезду Коммунистическойпартии Советского Союза и очередные задачи партии в области внутренней и внешней политики, Б кн.: Материалы ХХУ съезда КПСС. М., 1976, с.43.
2. Отчет Центрального Комитета КПСС ХХУ1 съезду Коммунистическойпартии Советского Союза и очередные задачи партии в области внутренней и внешней политики.- В кн.: Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М., 1981, с.63.
3. Черненко К.У. Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии.- В кн.: Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС 14-15 июня 1983 года. М., 1983, с;34.
4. Маркс К. Наброски ответа на письмо В.И.Засулич. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.19, с.400-421.
5. Маркс К. Экономические рукописи 185.7-1859 годов.- Маркс К.,
6. Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.46 /ч.1/.
7. Маркс К. Экономико-философские рукописи 1844 года.- Маркс К.,
8. Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.42, с.41-174.
9. Энгельс Ф. Письмо В.Боргиусу от 25.1.1894. Маркс К., Энгельс
10. Ф. Соч. 2-е изд., т.39, с.174-177.
11. Энгельс Ф. Диалектика природы. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.20, с. 486-499.
12. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.21,с.23-178. Ю.Ленин В.И. Письма И.Ф.Арманд от 17.1 и 24.1.1915 г. Поли.собр.соч., т.49, с.51-52, 54-57.
13. Аверьянов А.Н. Методологические проблемы типологии диалектических противоречий. Вопросы философии, 1981, № 2, с. 56-66.
14. Алексеева Л.В. Полицикличность размножения у приматов и антропогенез. М.: Наука, 1977. - 196 с.
15. Андреева И.О. Социально-философские проблемы пола, брака исемьи. Вопросы философии, 1980, № I, с.135-143.
16. Анисимов С.Ф. Мораль и поведение. М.: Мысль, 1979. - 142 с.
17. Астауров Б. Цото sapi^s et ЫмсТт^. Человек с большойбуквы и эволюционная генетика человечности.- Новый мир, 1971, № Ю, с.214-224.
18. Астауров Б.Л. Проблемы общей биологии и генетики. М.: Наука, 1979, 293 с.
19. Афанасьев В.Г. Научное управление обществом (Опыт системногоисследования). 2-е изд., доп. М.: Политиздат, 1973.-392 с.
20. Афанасьев В.Г. Человек в управлении обществом.- М.: Политиздат, 1977. 382 с.
21. Байрон Дж.Г. Паломничество Чайльд Гарольда. Дон ЗКуан.- М.:
22. Художественная литература, 1972. 863 с.
23. Барулин B.C. Отношение материального и идеального в обществекак проблема исторического материализма. Барнаул, Алтайское ун. изд-во, 1970. - 327 с.
24. Беляев Д.К. О некоторых факторах эволюции гоминид.- Вопросыфилософии, 1981, № 8, с.69-77.
25. Беляев Д.К. Современная наука и проблема исследования человека.- Вопросы философии, 1981, № 3, с.3-16.
26. Беляев Д.К. Социальное и биологическое в человеке. Политическое самообразование, 1982, te 2, с.33-41.
27. Блох И. Половая жизнь нашего времени и ее отношение к современной культуре.- Спб.: Книжное дело, 1909.- УШ, 752 с.
28. Богомолов A.C., Эфендиева Н.М. Проблемы диалектики в учении
29. С.Кьеркегора о "стадиях на жизненном пути".- Философские науки, 1976, № 5, c.IOI-lIO.
30. Богораз-Тан В.Г. Чукчи. 4.1. Л.: Изд-во Ин-та народов Севера ЦИК СССР, 1934. 192 с.
31. Бойко В.В. Малодетная семья (Социально-психологическое исследование). М.: Статистика, 1980. - 231 с.
32. Бородкин В.В. Проблемы противоречия в материалистической диалектике. М.: Наука, 1982. - 235 с.
33. Босанац М. Внебрачная семья. Пер. с хорв. М.: Прогресс,1981. 208 с.
34. Бочаров Л. Требовательная любовь. Концепция личности в современной советской прозе.- М.: Художественная литература, 1977. 265 с.
35. Василев К. Любовь. Пер. с болг.- М.: Прогресс, 1982. 384 с.
36. Вельвовский И.З. Биологические и социальные аспекты сексологии. В кн.: Актуальные вопросы сексопатологии. М.: Б. И., 1967, с.51-58.
37. Вопросы психиатрии, психотерапии, сексологии (Тезисы докладовконференции психиатров Карагандинской области). Караганда: Б.и., 1967. 144 с.
38. Вундер П.А. Эндокринология пола. М.: Наука, 1980. - 253 с.
39. Гельман И.Г. Половая жизнь современной молодежи. М; Пг.:1. Госиздат, 1923. 149 с.
40. Геодакян В.А. О структуре эволюционирующих систем.- В кн.:
41. Проблемы кибернетики. Вып. 25. М-, 1972, с.81-91.
42. Голод С.И. Молодая семья.- В кн.: Молодежь и современность.1. Л., 1975, с.131-138.
43. Голод С.И. Социально-психологические и нравственные ценностисемьи.- В кн.: Молодая семья. М., 1978, с.47-56.
44. Голод С.И. Социологические проблемы сексуальной морали. Автореферат. Дисс.канд.филос.наук. М., 1969. 21 с.
45. Голосовкер С.Я. О половом быте мужчины.- Казань: Изд-во Казанского мед. журнала, 1927. 32 с.
46. Голосовкер С.Я. К вопросу о половом быте женщины.- Казань:
47. Изд-во Казанского мед.журнала, 1925. 23 с.
48. Голофаст В.Б. Изменение семьи при капитализме. (Постановкапроблемы в социологии США). В кн.: Семья как объект философского и социологического исследования. Л., 1974, с.41-70.
49. Грант В. Эволюция организмов.- М.: Мир, 1980. 407 с.
50. Гроссе Э. Формы семьи и формы хозяйства. М.: Книжное дело,1898. ХП, 337 с.
51. Гулыга A.B., Андреева И.С. Пол и культура.- Философские науки, 1973, № 4, с.63-69.
52. Гуревич З.А., Гроссер Ф.И. Проблемы половой жизни. Харьков:
53. Госиздат Украины, 1930. 256 с.
54. Давиденков С.Н. Эволюционно-генетические проблемы в невропатологии. Л.: Б.и., 1947. - 382 с.
55. Дробницкий О.Г. Природа и границы сферы общественного бытиячеловека.- В кн.: Проблемы человека в современной философии. М., 1969, с.189-230.
56. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности.- М.: Наука, 1977.333 с.
57. Дубинин Н.П. Наследование биологическое и социальное.- Коммунист, 1980, № II, с.62-74.
58. Дубинин Н.П. Что такое человек. М.: Мысль, 1983. - 334 с.
59. Дьюсбери Д. Поведение животных. Сравнительные аспекты.- М.: Мир, 1981, 479 с.
60. Ефимов Ю.И. Философские проблемы теории антропосоциогенеза.- Л.: Наука, 1981.- 192 с.
61. Зиммель Г. Конфликт современной культуры. Пг.: Начатки знаний, 1923, 40 с.
62. Иванов Н.В. Вопросы психотерапии функциональных сексуальныхрасстройств.- М.: Медицина, 1966. 152 с.
63. Карсаевская Т.В. Прогресс общества и проблемы целостного биосоциального развития современного человека.- М.: Медицина,1978. 247 с.
64. Кваша А.Я. Демографическая политика в СССР.- М.: Финансы истатистика. 1981. 200 с.
65. Кешелава В.В. Гуманизм действительный и мнимый. Проблема гуманизма в борьбе идеологий. М.: Политиздат, 1973. - 208 с.
66. Колесов Д.В., Сильверова Н.Б. Физиолого-педагогические аспекты полового созревания.- М.: Педагогика, 1978. 224 с.
67. Кон И.С. На стыке наук. Вопросы философии, 1981, № 10, с.47.55.
68. Кон И.С. О социологической интерпретации сексуального поведения.- Социологические исследования, 1982, № 2, с.113-122.
69. Кон И.С. Психология юношеского возраста: Проблемы формирования личности. (Учебное пособие для пед.ин-тов).- М.: Просвещение,1979. 175 с.
70. Кон И.С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967. - 383 с.
71. Косвен М. Половые отношения и брак в первобытном обществе.
72. М.; Л.: Молодая гвардия, 1928. 76 с.
73. Краулей Э. Мистическая роза. Исследование о первобытном браке.- Спб.: А.С.Суворин, 1905. УШ, 480 с.
74. Кузьмин В.П. Принцип системности в теории и методологии К.Маркса. М.: Политиздат, 1976, - 247 с.
75. Лейбин В.М. Психоанализ и философия неофрейдизма.- М.: Политиздат, 1977. 246 с.
76. Леонович В.В. Понятие "социальные факторы" в антропологической,медицинской и биологической литературе. В кн.: Научная конференция кафедр общественных наук вузов Северо-Запада. Тезисы докладов по секции философии. Л., 1963, с.53-58.
77. Майр Э. Человек как биологический вид.- Природа, 1973, № 12,с.36-44.
78. Марксистская этика /Общ.ред. А.И.Титаренко/. М.: Политиздат,1980.- 352 с.
79. Мечников И.И. Этюды о природе человека.- М.: Изд-во АН СССР,1961. 290 с.
80. Мюллер-Лиер Ф. Фазы любви.-М.: П.Г. Дауге,1913.-ХУ1, 243 с.
81. Нарский И.С., Тюхтин B.C. Закон единства и борьбы противоположностей.- В кн.: Материалистическая диалектика как общая теория развития. Ч. I. М., 1982, с.252-276.
82. Нарский И.С. Комментарий к гегелевскому истолкованию категории противоречие,- Философские науки, 1977, № 3, с.40-48.
83. Немилов A.B. Биологическая трагедия женщины. Очерк физиологииженского организма.- Л.: Сеятель, 1930. 178 с.
84. Никольский С.А. Аналогия и редукция основные методы социобиологического исследования.- В кн.: Пути интеграции биологического и социогуманитарного знания.М.: Б.и., 1982, с.47-48.
85. Общая сексопатология /Под ред. Г.С.Васильченко/. М.: Медицина, 1977. 487 с.
86. Оруджев З.М. Формально-логическое и диалектическое противоречия.- В кн.: Диалектическое противоречие. М., 1979,с.78--95.
87. Парамонов A.A. Дарвинизм (Учебное пособие для пед.кн-тов).
88. М.: Просвещение, 1978. 335 с.
89. Переведенцев В.И. Воспроизводство населения и семья.- Социологические исследования, 1982, № 2, с.80-88.
90. Плотников В.И. Социально-биологическая проблема.- Свердловск:
91. Изд-во Уральского гос.ун-та, 1975, 191 с.
92. Проблемы современной сексопатологии (Сборник трудов). М.: Б.и.,1972. 508 с.
93. Пырин А.Г. Сущность и природа человека.- В кн.: Комплексноеизучение человека и формирование всесторонне развитой личности. (Тезисы докладов Всесоюзной научной конференции). М., 1975, с.40-44.
94. Рудзевичгос С.А. Антропогенетика в системе развивающегося биосоциального знания.- В кн.: Биология и современное научное познание. Материалы к конференции. 4.2, М.: Б.и., 1975, с. 80-85.
95. Рюриков Ю.Б. Дети и общество (0 некоторых аспектах демографической политики).- Вопросы философии, 1977, № 4, с.Ш-121.
96. Рюриков Ю.Б. Три влечения. Любовь, ее вчера, сегодня и завтра.- М.: Искусство, 1968. 240 с.
97. Рюриков Ю.Б. Любовь и семья.- Молодой коммунист, 1975, № 10,с.88-97.
98. Семенов Ю.И. Как возникло человечество. М.: Наука, 1966.576 с.
99. Соловьев Н.Я. Методологические вопросы разработки проблем семейной этики.- В кн.: Актуальные проблемы марксистской этики. Тб., 1967, с.408-427.
100. Соловьев Н.Я. Семья в социалистическом обществе. М.: Политиздат, 1981. 63 с.
101. Соотношение биологического и социального в человеке (Отв. ред.
102. В.М.Банщиков и Б.Ф.Ломов).- М.: Б.и., 1975.- 856 с.
103. Стабильность семьи как социальная проблема.- М.: ИСИ, 1978.- 193 с.
104. Стрельченко В.И. О диалектике снятия биологического социальным.- В кн.: Человек и природа. М., 1980, с.36-47.
105. Сыркин А.Я. Об одной дидактической традиции в Индии и Китае.
106. В кн.: Роль традиций в истории и культуре Китая. М., 1972, с.116-142.
107. Сысенко В.А. Разводы: динамика, мотивы, последствия.- Социологические исследования.- 1982, № 2, с.99-104.
108. Сысенко В.А. Супружеские конфликты. М.: Финансы и статистика, 1983. 175 с.
109. Сысенко В.А. Устойчивость брака. Проблемы, факторы, условия.- М.: Финансы и статистика, 1981. 198 с.
110. Тарасов К.Е., Черненко Е.К. Социальная детерминированностьбиологии человека. М.: Мысль, 1979.- 366 с.
111. Тих H.A. Предыстория общества. Сравнительно-психологическоеисследование. Л.:. Изд-во ЛГУ, 1970.- 311 с.
112. Уэллс Г. Крах психоанализа. От Фрейда к Фромму.- М.: Прогресс,1968, 287 с.
113. Файнберг Л.А. У истоков социогенеза. От стада обезьян к общине древних людей.- М.: Наука, 1980. 153 с.
114. Файнбург З.И. Социальные функции семьи и генезис понятия еестабильности. В кн.: Стабильность семьи как социальная проблема. М., 1978, с.7-18.
115. Файнбург З.И. К вопросу об этической мотивации брака.- В кн.:
116. Социальные исследования. Вып.4. М., 1970, с.66-75.
117. Форель А. Половой вопрос. T.I-2, Спб.: Eos , 1909.
118. Фофанов В.П. Социальная деятельность как система.- Новосибирск: Наука, Сибирское отд., 1981.- 304 с.
119. Фрейд 3. Будущность одной иллюзии.- М; Л.: Госиздат, 1930.59 с.
120. Фрейд 3. Лекции по введению в психоанализ. Т. 1-2, М.;
121. Пг.: Госиздат, 1923. 500 с.
122. Фрейд 3. О психоанализе. Пять лекций. В кн.: Хрестоматияпо истории психологии. М., 1980, с.148-184.
123. Фрейд 3. Основные психологические теории в психоанализе.
124. М; Пг.: Госиздат, 1923. 207 с.
125. Фрейд 3. Психологические этюды. М.: Б.и., 1912.- 55 с.
126. Харузин Н. Этнография. Вып. 2. Семья и род.- Спб.: Б.и.,1903. 340 с.
127. Харчев А.Г. Брак и семья в СССР.-2-е изд., перераб. и доп.1. И.: Мысль, 1979.- 366 с.
128. Харчев А.Г., Алексеева В.Г. Образ жизни. Мораль. Воспитаниег
129. М.: Политиздат, 1977. 143 с.
130. Харчев А.Г., Мацковский М.С. Современная семья и ее проблемы
131. Социально-демографическое исследование).- М.: Статистика, 1978. 223 с.
132. Цеткин К. Из записной книжки.- В кн.: Воспоминания о В.И.Ленине. 2-е изд. Т.5, М., 1979, с.40-48.
133. Чуйко Л.В. Браки и разводы (Демографическое исследование напримере Украинской СССР). М.: Статистика, 1975. - 175 с.
134. Штернберг Л.Я. Гиляки, орочи, гольды, негидальцы, айны. Статьи и материалы. Хабаровск: Дальгиз, 1933. - 740 с.
135. Штракс Г.М. Социальное противоречие.- М.: Мысль, 1977.-158 с.
136. Эллис Г. Мужчина и женщина. Этюд о вторичных половых признаках человека.- Пб.: Ф.Павленков, 1898. XII, 312 с.
137. Эфиров С.А. Психоаналитическая социология.- В кн.: Историябуржуазной социологии первой половины XX века. М., 1979, с.198-257.
138. Югай Г.А. Антропосоциогенез: философские и психологическиеаспекты (От биологической к социальной форме движения).-М.:: Знание, 1982. 64 с.
139. Яблоков A.B. Фенетика,- М.: Наука, 1980, 135 с.
140. Янкова З.А. Культурно-психологические проблемы укреплениясемьи.- Социологические исследования, 1979, № 2, с.36-45.
141. Янкова З.А. Городская семья.- М.: Наука, 1979. 184 с.
142. An analysis of human sexual response. /Ed.by E.a.R.Brecher/-L.: Deutsch, 1967. 313 p.
143. Beach F. Hormons and behavior.-N.Y., etc.: Hoeber, 1949.-XIV, 368 p.
144. Bloch J. Beiträgen sur Aetiologie der Psychopathia sexualis
145. Bd.1-2.- Dresden:H.R.Dohrn, 1902-1903.
146. Berghe P. Age and sex in human society: A biosocial perspective.- Belmont: Wadsworth, 1973.-/10/, 140 p.
147. Brif/ault R. The mothers. Vol.1-3,-N.Y.,etc.: Johnsonreprint со., 1969.
148. Brown J. Freud and post-Freudian.-L., 1963, 225 p.
149. Bullough V. The subordinate sex. A history of attitudestowards women.-Urbana,etc.: University of Illinois press, 1973.-VIII, 375p.
150. Burgess E., Cotrell L. Predicting success of failure inmarriage.-N.Y.: Prentice hall, 1939.-XXII, 472 p.
151. Count E. The biological basis of human sociality.-Americananthropologist, 1958, v.60, p.1049-1085.
152. Ellis A. Sex without guilt.-N.Y.:Grove press, 1965.-184 p.
153. The encyclopedia of sexual behavior. 2-nd ed. /Ed. by A.Ellis a.A.Abardonel/.-N.Y.: Hawthorn, 1967.-1072 p.
154. Eysenck H. Sex and personality.-L.: Open books, 1976.-/6/,256 p.
155. The family and the sexual revolution. /Ed. by E.Schur/.
156. Blumington: Indian University Press, 1954.-XV, 427 P
157. Fisher S. Understanding the female orgasm.-Harmondsworth:
158. Penguin books, 1973, 218 p.
159. Flaceliere R. Love in the ancient Greece.-N.Y.:Macmillan,1964. 159 p.
160. Pord C., Beach P., Patterns of sexual behavior.-L.:Spottiswoode, 1965,-VI, 330 p.
161. Frankle G. The failure of the sexual revolution.-:Kahna.Averill, 1974.-192 p.
162. Preud S. Zeitgemässes über Krieg und Tod.-In: Freud S.
163. Gesammelte V/erke. Bd.10, L., 1949, S.324-355
164. Preud S. On sexuality.-Harmondsworth: Penguin books,1974.432 p.
165. The failure of sexual relations. /Ed. by E.a.A.Francoeur/.
166. Englewood-Cliffs: Prentice hall, 1974.-X,150 p.
167. Heath G. The illusory freedom. The intellectual originsand social concequences of the sexual revolution.-L.: Heinemann medical books, 1978.-XX, 131 p.
168. Holbrook D. Sex and dehumanisation in art, thought and lifein our time.-L.:Pitman, 1972.-XII, 228 p.
169. Human sexual behavior. Variation in the ethnographicspectrum. /Ed.by D.Marshall a.R.Suggs/.-N.Y.,etc.: Basic books, 1974.-XVI, 302 p.
170. Human sexuality. Contemporary perspectives. /Ed. by E.Morrison a.V.Borossage/.-Palo Alto: National press books, 1973. -XI, 451 p.
171. Jonas D., Jonas D. Sex and status.-N.Y.:Stein and Day,1975.- 214 p.
172. Kiefer 0. Sexual life in ancient Rome.-N.Y.:Barnes and1. Noble, 1951.-379 p.
173. Kinsey A.,a.o. Concepts of normality and abnormality inisexual behavior.-In: Psychosexual development in health and disease.N.Y.,1949, p.11-32.
174. Kinsey A.,a.o. Sexual behavior in the human female.-Philadelphia, etc.: Saunders, 1953.-XXX, 842 p.
175. Laws J., Schwartz P. Sexual scripts. The social construction of female sexuality.-Hinsdale: Dryden press, 1977--XII, 243 p.
176. Lewinsohn R. A history of sexual customs.- L.:Greenwich,1. Conn.,1961, -348 p.
177. Malinawski B. The sexual life of savages in North-Western
178. Melanesia. -N.T.: Harcourt, 1962. 603 p.
179. Man the hunter. Chicago: Aldine, 1968. - 415 P
180. Marital therapy. Moral, sociological and psychologicalfactors. /Ed. by H.Silverman J.- Springfield:Thomas, 1972.-XXIX, 538 p.
181. Marriage and alternatives. /Ed. by R.Libby and R.V/hitehurst/.-Glenview, etc.: Scott,Foresman and co., 1977--XXXI, 412 p.
182. Masters V/., Johnson V. The pleasure bond. Toronto:
183. Bantam books, 1976.-XV, 286 p.
184. McCary J. Human sexuality. Physiological, psychologicaland Sociological factors.- N.T., etc.:Melbourne,1918.-XI, 500 p.
185. Mead M. Hie coming of age in Samoa.- N.Y.:New American library, 1963.- 175 p.
186. Mead M. Male and female. A study of the sexes in a changingworld.- N.Y.: Morrow, 1975.-XXIV, 477 p.
187. Mead M. Prom the South Seas; Studies of adolescence andsex in primitive societies.- N.Y.: Morrow, 1939.- XXXV, 335 P.
188. Modern views of human sex behavior.- Chicago:Science research, 1916.- X,4-38 p.
189. Morris D. The human zoo.- N.Y., etc.: McGraw-Hill, 1969.256 p.
190. Morris D. Intimate behavior.- St.Albans: Triad Panther,1973.- 222 p.
191. Morris D. The naked ape.- N.Y.:McGraw-Hill, 1967.- 252 p.184.. Murdock G. Social structure.- N.Y. :Macmillan, 194-9.-XVTI, 387 p.
192. Murdock G» World ethnographic sample.- American anthropologist, 1957, Vol.59, No.4-, p.664-687.
193. O'Neill N., O'Neill G. Open marriage. A new life-style forcouples.- N.Y.:Avon books, 1973. 286 p.
194. Perspectives on human sexuality. Psychological, social andcultural research findings. /Ed. by N.Wagner/.- N.Y.; Behavioral publ., 1974-.- X, 517 p.
195. Philosophy and sex. /Ed. by R.Baker and F.Ellistone/.
196. Buffalo:Prometheus books, 1915.-X, 397 p.
197. Practice of love. /ed. by A.Montagn/.- Englev/ood-Cliffs:
198. Prentice hall, 1975.- XII, 177 p.
199. Psychoanalysis and existential philosophy. /Ed. by H.Ruitenbeek/.- N.Y.: Button, 1962.- XXVI, 262 p.
200. Psychoanalysis and women. /Ed. by J.Miller/. Harmondsworth: Penguin books, 1914.- XV, 415 p.
201. Reich W. Die Punktion des Orgasmus. Sexual-ökonomische
202. Rieff Ph. Freud: The mind of the moralist.- L.:Methuen,1965.- XXIII, 397 p.
203. Robinson P. The Freudian left : W.Reich, G.Rohe'im, H.Marcuse.
204. N.Y. : Harper row, 1976.- 203 p.
205. Service E. The hunters.- Englewood-Cliffs : Prentice hall,1979.-xiv, 105.
206. Sex and behavior. /Ed. by F.Beach /.N.Y.: Wiley, 1965.1. XVI, 592 p.
207. Sex differences in behavior.- N.Y.: Wiley, 1914.-XVI, 495 p.
208. Sexual selection and the descent of man. /Ed. by B.Campbell/. -L.rHeinemann, 1972.- 378 p.
209. Sexuality today and tomorrow. Contemporary issues in human sexuality, /ed. by S.Gordon and R.Libby/.-North Scitnate:Duxbury press, 1916.-XII, 435 p.
210. Short R. Sexual selection and its component parts. -In:
211. Advances in the study of behavior. Vol.9»-N.Y.,etc. 1919, p. 131-15S.
212. Singer J. The goals of human sexuality.- N.Y. :Shockenbooks, 1914.- 219 p.
213. Sorokin P. The American sexual revolution.- Boston:Sargent1956.- /6/, 186 p.
214. Suggs R. Marquesan sexual behavior.- N.Y.: Harcourt, 1966.251 p.
215. Thompson C. Psychoanalysis: Evolution and development.1.: Allen and Unwin, 1952.- XII, 252 p.
216. Tiger L., Fox R. The imperial animal.- St.Albans:Paladin,1974.-XV, 349 p.
217. Vannoy R. Sex without love.- Buffalo: Prometheus books,1980.- 226 p.
218. Westermarck E. The history of human marriage. Vol.1-3.1.: Macmillan, 1921.
219. Wilson E. Sociobiology: The new synthesis.- Cambridge:
220. Belknap press, 1975.- IX, 697 P.