автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему: Социально-философские проблемы политической культуры студенчества
Полный текст автореферата диссертации по теме "Социально-философские проблемы политической культуры студенчества"
На правах рукописи
Абдоков Станислав Аминович
Социально - философские проблемы политической культуры студенчества
Специальность 09.00.11 - Социальная философия
Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук
Ставрополь, 1996
Работа выполнена на гафедре философии в политологии Карачаево - Черкесского государственного технологического института
Официальные оппоненты:
доктор философских наук, профессор Авксентьев A.B. доктор философских наук, профессор Панов М.И. доктор философских наук, профессор Эфсндлев С.И.
Ведущая организация - Институт переподготовки и повышения квалификации преподавателей гуманитарных и социальных ваук ерн Московском государственном унивсрскхсгс им. МЛомоносова
Зашита состоится " "¿-¿^tffc^/7 1995 г. в часов ва
заседании диссертационного совета Д.064.11.02 по философским я социологическим наукам при Ставропольском государственном техническом университете по адресу. 355038 г.Ставрополь, пр.Кулакова, 2, ауд.307
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Ставропольского государственного технического университета.
Автореферат разослан * • 1996 года
Ученый секретарь диссертационного совета
к.ф.а., доцент Н.П. Медведев
ОЬЩЛЯ ХЛРЛКТЕРИСТИКЛ РАБОТЫ
Актуальность темы исследования обусловлена своеобразием этапа рззшгпш российского оЬшествз. Переход к иивилизащгоннон ло!ике разшггня, ориентация на построение правового государства и последовательное формирование 1ражданскою общества замешу актуализировали проблему политической культуры пуленчества как предмет философского анализа. Динамизм соцлхчышх процессов, обострение противоречий социальных групп и политических сил, острота возникающих и обществе кризисных ситуаций ведут К принципиальному изменению содержания политической культуры, что отражается на характере и видах деятельности студенческой молодежи.
Постановка вопроса о качественном обогащении политической культуры предъявляет высокие требования к общественным наукам, призванным выработать глубокую и всестороннюю теоретико-методологическую интерпретацию содержания политической культуры.
Необходимость исследования и совершенствования содержания политической культуры объясняется тем, но нет ни одного принципиального вопроса, который можно было бы решить без учета общечеловеческих ценностей, не приобщившись к мировой культуре.
Философская разработка проблематики политической культуры значима для формирования такого мировосприятия студентов н организации их деятельности, которые смогут послужить преодолению переживаемого кризиса, вызванного особенностями современного общественно-экономического в социально-политического развития. Эта установка придает должный вес и самой теме и теоретическим построениям автора.
Политическая культура является специфической сферой человеческой деятельности. Она возможна лишь между свободными, равноправными ■ ответственными людьми, личностями н индивидуальностями. В диссертации раскрывается сложная структура мира политического, показывается, что политическая деятельность, общение, культура - взаимосвязанные я взаимопроникающие аспекты субъективного бытия человека. Они имекгг отношение ко всем проявлениям его жизни : процессам становления и развития человека как личности, взаимному притяжению и взаимному отчуждению людей, взаимодействию социальных общностей и структур, конкретным формам выражения противоречий, обогащению интернационалистических В патриотических чувств.
В рамках политической культуры человеком осуществляется осмысление а выбор идеалов, ценностей, пелеполагание непросто на основе усвоения .знаний,
почерпнутых из учебников, но осмысления и переживания личного жизненного опыта. Переживание судьбы дает динамическое, энергетическое начало поиску знаний и ценностей. Поэтому политическая культура студенчества как определенное качество бытия интегрирует мысль, знание и чувство. Следовательно, эта проблема " жизнетворчества". Формирование политической культуры студенческой молодежи - сложный процесс обретения "совести" как внутренней основы самоопределения молодого человека. Совесть - категория нравственная, а нравственность является определением уровня политической культуры личности, задающей меру и качество свободы самореализации человека. В этом проявляется и защитная функция политической культуры.
Политическая культура любой группы самодеятельного населения, в том числе и студенчества, ее формирование и преобразование трудно поддающийся управлению процесс и в силу этого нуждающийся в постоянном изучении, отслеживании. Без анализа состояния социально-философских особенностей политической культуры студенчества невозможно понять внутренние детерминагы, логику поведения этой группы молодежи, а следовательно прогнозировать ее . отношение к обществу, государству, процессам реформирования. Это требует от философской и политологической науки не допустил, отставания теории от практики, обеспечить своевременное изучение этого феномена.
Степень научной разработанности пообяеммы. Политическая культура является объектом изучения многих наук гуманитарного цикла: социальной философии, политологии, социологии, теорию государства и права, социальной психологии и других. Каждая из них выделяет свой аспект изучения. Несмотря на интенсивность исследований нельзя утверждать, что выработано общепринятое понимание политической культуры, обозначены объективные критерии для ее определения, классификации и систематизации.
Для анализа политической культуры важное значение имеют труды отечественных ученых в области методологии социального познания : B.C. Барулина, B.C. Горшкова, В.Ж. Кеяле, A.M. Коршунова, Ю.К. Плетнихова, В.П.Кохановского, П.А. Рачкова и других. Общетеоретические вопросы политической культуры в целом рассматривали Г.А. Аитипов, А.И. Арнольдов, Е.М. Бзбосоа, ЭЛ. Баталов, В.Е. Давидович, Ю.А. Жданов, Н.С. Злобин, Е.М. Кейзеров, А.Н. Кочергив, В.П. Макаренко, В.М. Межуев, А.П. Чередничепко, В.Ю. Шпак и другие авторы. В их работах выделяется предметная область исследования, даются методологические ориентиры, характеристики понятий "политика","культура" и "политическая культура", социальные функции этих
понятий, рассматриваются факторы их формирования. Политическая культура социальных групп к этносов иследованы в работах Н.М.Блннова, М.С.Джунусова, В.Т.Лнсовского, Ю.П.Ожегова, А.И.Шендрика. Ф.Э.Шереги, В.А.ПГегорцева, С.И.Эфендиева и других. В последние годы различным аспектом политической культуры посвящены докторские и кандидатские диссертации Н.А.Блохина, С.Р.Брыль. Л.Г.Варданян, Л.Е.Григоренхо, Махош Чклла.
Методологическую значимость zum данного исследования имеют работы зарубежных политологов Г.А.Алмонда и С.Вербы, а также Э.Гельнера, Г.Ламбурха, А.Лейпхорта, И Шапиро, посвященные осмыслению разнообразных аспектов политической и гражданской культуры, становлению гражданского общества.
Проблематика, связанная с гражданской культурой, стала активно разрабатываться в последние годы отечественными исследователями. Это работы К.С.Гаджпева, А.Галкина, Б.Я.Замбровского, М.В.Ильина, Б.И.Коваля, Н.П.Кочепсова, Ю.Красина, И.В.Кравченко, П.В.Одинцовай, С.Перегудова, В.Г.Смольннкова и др.
Проблема гуманитаризации современного общества, единства естественнонаучного и гуманитарного звания рассматриваются в работах В.И. Аршинова, Ю.В. Балашова, Ф.И. Гиренко, О.Д. Куракиной, H.H. Моисеева, И.Н. Панковой, М.И. Панова, А.И. Панпенко и др.
К исследованию общемегодологических, философских, социокультурных аспектов традиционного образа жизни, как модели сбалансированной формы хозяйствования, наиболее отвечающей целям сохранения культуры, традиций, духовных ценностей, обращались П.А.Кропоткин, Л.Н. Панкова, Г, Topo, П. Фейерабенд, A.B. Чаянов.
Отдельные -вопросы этносоциологии, межнациональных отношений, специфики предотвращения или разрешение межэтнических и региональных конфликтов в "ключе" данного диссертационного исследования затрагивались в трудах A.B. Авксентьева, Ю.Е. Бромлея, М.И. Гумилева, А.Б. Гербова, В.Ш. Нахушева, Р.Г. Подольского, М.В. Саввы, А. Салмина, В.И. Чупрова, Р.Ю. Шакнайтиса.
Определенный интерес представляют публикации в специальном выпуске
"Международного журнала социальных наук ЮНЕСКО", носящего название "Исследование международных конфликтов".
В диссертации учтен достигнутый уровень изучения различных аспектов традиционного образа жизни адыгских народов; элементов сбалансированного хозяйствования.
Вместе с тем нельзя считать тему "Политическая культура студенчества" исчерпанной. Недостаточно изучены и проанализированы механизм ее функционирования, особенности формирования политической культуры студенчества в условиях демократизации общества. Кроме этого, социально-философские аспекты политической культуры студенчества, особенно ее этносоциальные, как правило, оставались за рамками специальных исследований.
Не все утвердившиеся в социальной философии, выводы касательно политической культуры студенчества можно признать достаточно убедительными и обоснованными.
Таким образом, выбор темы диссертации продиктован ситуацией, сложившейся в теории исследования социально-философских проблем политической культуры студентов, практикой демократизации российского общества, необходимостью преодоления механизма торможения гуманитаризации учебного процесса, потребностью воспитания ^интернационалистских убеждений и патриотических чувств.
Цели и задачи исследования. Основной целью диссертационной работы является исследование мало изученных аспектов политичевской культуры студентов в период демократизации российского общества.
Достижение поставленной цели представляется возможным в ходе решения следующих исследовательских задач:
- осуществить теоретико-методологический анализ формирования и развитие единой для всех социальных слоев общества политической культуры, обосновать необходимость и закономерность ее наполнения достижениями мировой политической культуры и интернационалистским содержанием;
- дать теоретико-методологический анализ проблематики политической культуры современного студенчества с учетом выдвинутых в последние годы .новых положений и концепций построения социально - справедливого общества;
- проанализировать существующие подходы к пониманию политической культуры и выявить специфику политической культуры студенчества;
- раскрыть положительное влияние демократизации общественной жизни на обогащение гуманистического содержания политической культуры студенчества;
- показать особенности проявления противоречий между объективной -ролью студентов в развитии общества и их социальным статусом;
- выявить основные формы диалектического сочетания интернациональных я национальных интересов в формировании политической культуры;
- проследить природу а характер проявления национализма и шовинизма в студенческой среде и определить меры непримиримой борьбы с ними;
- исследован механизм воздействия процесса гуманитаризации высшего образования па становление политической культуры студенчества.
В решении этих задач автор стремился обосновать выводы, сформулировать теоретические обобщения, выдвинуть конкретные практические рекомендации, которые содержали бы новые решения и способствовали дальнейшему развшию социально - философских основ обогащения политической культуры студенческой молодежи.
Теоретическую и методологическую основу диссертации составляют философско-мпровоззренческий плюрализм, системный метод и цивилизационный подход. В диссертации использован метод диалектики логического и исторического. Теоретические обобщения и выводы опираются на обоснованные положения отечественной и зарубежной науки, в которых изложены исходные теоретические основы и научные прогнозы относительно главных направлений в развитии политической культуры студенчества.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
- представленная диссертация является одной из первых работ в которой дан социально - философский анализ развития политической культуры студенчества в условиях демократизации российского общества.;
- обоснован подход к анализу политической культуры студентов как объекту гуманитаризации высшего образования;
- в результате анализа имеющихся в научной литературе точек зрения диссертант подтверждает, что одним из главных и конструктивных ориентиров в преодолении низкой политической культуры студенчества является возвращение страны в мировую культуру и либерализация образования. Широкое обращение высшей школы к мировому культурному богатству является наиболее надежным путем повышения уровня политической культуры учащейся молодежи в целом;
- основной задачей либерального образования должна быть, на взгляд диссертанта, формирование отношения индивида к власти. Именно здесь находит точка преодоления традиционной пассивности и здесь же возможно расположение точки роста будущего гуманитарного сознания;
- в соответствии с целями исследования диссертант уточняет и по-новому трактует ряд устоявшехся положений общей теории политической культуры: подчеркивается необходимость десакрализацаи власти, важность соответствующей содержательной интерпретации базовых ценностных понятий
"Родина", "Отечество" и связанных с нравственными оценками поведения индивидов - "патриотизм", "верность", "гражданский долг";
- на основе общефилософского анализа обосновывается мысль о том, что политическая активность возникает в результате специфической комбинации двух условий: наличия в данном обществе творчества меньшинства и среды, которая не слишком благоприятна, однако и не очень враждебна. Политическая культура в этом случае основана на взаимодействии вызова и ответа. Если среда умеренно неблагоприятна, она непрерывно бросает вызов обществу, а общество посредством своего творческого меньшинства отвечает на вызов в решает проблемы. Политическая культура в этом случае находится в развитии:;
раскрыт механизм институанализации политической культуры студенчества
- проанализированы проблемы традиционного образа жизни и межэтнических отношений в контексте политической культуры студенчества;
- выявлены противоречия и некоторые тенденции процесса становления политической культуры студенчества на региональном уровкхе;
- даны практические рекомендации по совершенствованию политической культуры студенчества в единстве с этносоциальным и социокультурным аспектами его сознания в предметной деятельности.
В результате исследования автор выносит на защиту следующие концептуальные положения:
- политическая культура - это органическая, устойчивая составная часть жультуры общества, его политической системы, отражающей отношения разделения, распределения и функционирования власти в государстве и обществе. Она включает в себя отношения к политической власти различных социальных ;трупп, общностей людей, в том числе студенческой молодежи, отдельных индивидов, осознание и освоение ими политических идей, ценностей в -реализацию их на практике. Политическая культура есп, интегральный феномен, обусловленный не только наличной общественно-политической ситуацией, но и особенностями исторического развития, менталитетом народа, этносов;
- доминирующим, наиболее распространенным типом политической жультуры в российском, переходном обществе выступает фрагментарная политическая культура. Она является отражением состояния раскола, противоборства, политических, социальных, этнических и региональных конфликтов, характерных для общества и государства;
- становление современной демократической культуры студенчества невозможно без гуманитаризации высшего образования. Гуманитаризация
образования означает переход от технократически-технологической модели образования к образованию культурно-гуманизированному, что требует принципиального изменения содержания, структуры образования и прежде всего гуманитаризации естественнонаучного и технического знания;
- в современных условиях политическая культура студентов может быть сформироыана только снизу на основе демократических концептуальных установок, способных объединить людей, находящихся на разных координатах общественно-политической жизни;
- политическая культура студентов достигает высшего уровня развития в процессе усвоения принципов интернационализма и патриотизма;
- к числу элементов, характеризующих состояние и перспективы развития политической культуры, относятся межнациональные и этносоциальные отношения. Геополитические изменения на территории бывшего СССР, всеобщий рост национального самосознания, открытые и скрытые межнациональные конфликты выдвинули эти факторы в число важнейших составляющих, характеризующих реальный уровень современной политической культуры. В силу объективных я субъективных особенностей эти процессы наиболее остро протекают в молодежной, студенческой среде;
- исторические особенности развития народов Северного Кавказа свидетельствует о том, что не все этносы могут получить государственность. Но максимально благоприятные условия для развития культуры должны иметь все;
проблемы межэтнических отношений требуют объективно-беспристрастного изучения и немедленного использования их результатов в ходе гуманитаризации образования, воспитания политической культуры студентов. В сфере национальной политики необходима выработка решений, носящих опережающий характер, предупреждающих возникновение очагов напряженности, способствующих позитивному использованию социальных, политических и нравственных ценностей народов, традиционного образа жизни в становлении политической культуры;
- практическое значение политической культуры студенчества в нормализации межэтнических и предупреждении конфликтов между представителями различных этносов усиливается ее особенностями, которые следует целенаправленено использовать в государственной, конфессиональной политике, в учебном процессе.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Целостный философский, социокультурный, и этносоциальный анализ феномена политической культуры позволяет определить возможные пути
совершенствования политической культуры студенчества в условиях продолжающегося усиления экономической, социальной и политической гетерогенности общества и государства.
Данные диссертации приобретают концептуальное и фактологическое значение, обогощающее основы научного направления - региональную теорию политической культуры слоев и групп общества.
Рекомендации, полученные в исследовании, могут служить основанием пересмотра программы высшего образования в России с учетом его регионализации.
Диссертационная концепция может бьгть использована в качестве методологических ориентиров развития этносов, возможности предотвращения межэтнических конфликтов, изучения перспективных компонентов сбалансированного способа хозяйствования, основанного на единстве традиционного и иновациониого в образе жизни народов конкретного региона.
Отдельные результаты диссертации могут быть рекомендованы к практическому. использованию в деятельности политических партий, национально-демократических движений при разработке ими молодежной политики своих организаций, подготовке и внедрении в учебный процесс курсов и спецкурсов по социальной философии, политологии, социологии и другим дисциплинам.
Апробация работы. Основные результаты исследования докладывались на Всесоюзных симпозиумах, посвященных проблеме комплексного изучения человека / Краснодар, 1988, 1989 г.г. / ; Международной конфедерации "Культурная диаспора народов Кавказа: генезис, проблемы изучения" / Черкесск; 1991 г. / ; "круглом столе" по проблемам гуманитаризации естественнонаучного знания, организованном Центральным советом философских / методологических / семинаров при Президиуме АН СССР / Москва, 1991 г. / ; Всероссийском симпозиуме "Наука, философия, "личность" / Москва, 1992 г. /; Международной конференции 'Этика прав человека" / Москва, 1993 г. /; Международной хонффешши "Ценностный мир современной молодежи: на пути к мировой интеграции" / Москва, 1993 г. /; региональных конференциях " Легитимность политической власти" / Ростов - на - Дону, 1994 г. /; " Эгнополитология : проблемы теории и практики" / Ростов - на - Дону, 1995 г. /.
По материалам диссертации были разработаны и прочитаны спецкурсы для студентов Карачаево - Черкесского технологического института: "Гуманитаризация высшего образования : вчера сегодня", "Межэтнические
онфликты а молодежь ", " Традиционный образ жизни черкесов и экологически Эхтансированная система хозяйствования".
Основные положения диссертационного исследования нашли отражение в ггырех монографиях: "Общество. Политика. Студент". - Ростов - на - Дону, 992, "Политическая культура : этносоциальная и эхологическая аспекты". -{осква. 1993, "Социальио-фнлософские проблемы формирования экологе-еской культуры .молодежи ". - Черкесск, 1996, ( в соавторстве ), "Политика и олодежь". - Черкесск, 1996, ( в соавторстве), в семи брошюрах, статьях и других убликациях автора общим объемом около 50 пл..
Структура работы. Диссертация состоит из трех глав , заключения н тиска использованной литературы.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность исследуемой темы, нализируется степень ее разработанности, формируются цели и задачи ¡следования, определяется научная новпзпа положений, выносимых на защиту, оказывается теоретическая и практическая значимость результатов ¡следования.
В первой главе "Методологические проблеммы исследования элитическон культуры студенчества", которая вхлючает три параграфа, дается илософский анализ современной политической культуры. В диссертации эдчеркнвается, что интенсивно развивающаяся в современном мире алигическая философия заметно актуализировала потребность в философском :мыслении политической культуры многонационального российского народа зобще и студенческой молодежи как наиболее подвижной, ищущей часта а селения в особенности. Повышенный интерес к политической культуре связан с :м, что политика затрагивает очень важную сторону жизни современного уденчесгва, без осмысления которой не возможно осуществить в полном эъеме переход к социально справедливому обществу, решительно гвергающему тезис о том, что "морально лишь то, что эффективно".
Уточняя методологические подходы к изучению политической культуры, 1ссертзнт отмечает, что посткомму нист и ческая демократия (название >стагочно неточное, но другого пока нет) - это не просто незрелая демократия, зторая постепенно будет вызревать, накапливая опыт и втягиваться в общее /ело исторического развития благодаря развитию рынка и капиталистического эоизводства.зта демократия, по мнению специалистов1, демократия с иными,
гы.: Вопросы фтософкя. - М., 199«.- Л)1.-С.5
чем на Западе, проблемами, порожденная стремлением обновит! государственность в условиях, резхо отличающихся от условий, в которьо проходило становление демократии в других странах. Суть не в "особостн России, а в необходимости "переоткрыть" заново принципы демократических устройства, сообразуясь с историческими -традициями страны и факторам! современного исторического существования. Такого рода "переоткрытием" 1 свое время занимались Соединенные Штаты Америки, затем Германия. Сегодю этим приходится заниматься России. И это не измена демократической традиции а, наоборот, следование ей.
По мнению диссертанта, слепое подражание другим ведет к разрыву демократической традицией, Демократия, как и свобода, индивидуальна динамична. Каждый народ, каждая социальная, демографическая профессиональная группа выбирает свою свободу в в каждой ситуации яще свою меру соотношения в ограничения разных свобод.
Нельзя в полной мер« понять сущность политической культуры студенте не осознав, что проблема демократии в России возникла в условиях, существ еин - отличающихся от тех, в которых она становилась в свое время в Западно Европе, а тем более в Соединенных. Штатах. Именно зги условия определяют задают проблемы.
Наша страна начала движение по пути демократии так, как никто до нее. странах Западной Европы демократия была ответом на вызов времен] средством выхода из противоречий, возникших между собственниками наемными рабочими. В результате, демократия расширяла граждане» общество за счет включения в него несобсгвеннвков. В этом случае от обслуживала интересы несобственников, гарантировала их права я свободы. России же демократический импульс возникает хах воля болыпивспв отстаивающего права всех против всесилия тоталитарного государств Следовательно, страна делает попытки осуществить принципы демократизма, ] имея ни свободных собственников, ни граждан. Потому Россия смог: разрушить коммунистический тоталитаризм, но демократии в современш смысле слова не создала. Как показывает жизнь, свободные выборы сами по се мало что изменяют в отношениях между обществом и властью.
В главе обосновывается мысль о том, что всемирный опыт свидетельству о бесперспективности борьбы только за демократию, борьбы за чист демократию, в отрыве от общественных проблем, от стратегии эхономичесхо обновления. Ибо это приводит к тому, что более узкие интересы берут верх и более широкими.
Россия страна "догоняющей модернизации", с огромным переходом культур и множеством соцнально-тшчесхих общностей, проживающих вехами и тысячилегачми на единой территории. Поэтому российская демократия как форма государственности ве может не считаться с этими важными особенностями.
В диссертации проводится еще одна важная в методологическом ■■ отношения мысль о том,, что главной к самой трудной задачей ¡шляется воссоздание исторически уникальной российской государственности. Наше государство должно стать правовым гссударстзоц, его население должно привыкнуть к соблюдению законности, это является одной аз общенациональных проблем развития политической культуры в России. Особую актуальность приобретает сегодня повышение степени участия всех народов, социальных групп российского населения в осуществлении власти. Не только политические элиты, ■которые опираются на инертное население, но и прежде всего общественные организации, общественные движения должны стать инструментом осуществления власти. Неформальная часть любого движения есть та скрытая часть, па которой базируется его формальная институционализированная часть.
Каждой из трех перечисленных функций соответствует своя группа позиций. Это патриотизм, либерализация, социальная справедливость. Сложная для России проблема - связать их в едином поле властя а на этой основе добиться необходимого уровня политической культуры.
Проведенный анализ состояния разработанности проблемы, свидетельствует о необходимости качественного, я прежде всего, методологического обновления средств и механизмов познания политической культуры. Отставание научной методологии от потребностей времени выступает главным сдерживающим фактором обновления теоретических исследований, основной причиной того, что интеллектуальный потенциал обществоведения я последние годы был направлен на критическое осмысление действительности, переоценку теоретического багажа, я не на разработку конструктивных предложений по построению новой теоретической базы.
Автор считает, что политическую культуру правомерно исследовать как целостную систему, внутренне организованную в структурированную, взаимосвязанную с различными валами социальной деятельности людей. Множественность определений " политической культуры" и осторожность в обращении с ней связаны с неоднозначностью понимания понятий "культура" а "политика", утерся критерия их общей содержательности, а также специфичности, что ве позволяет отмечать политическую легитимность
политической культуры в теории и на практике. Таким критерием является деятельность, деятельносгный подход. Являясь механизмом развития личности культура может выполнял» задачу личностного универсального формирования в том случае, если на ряду с другими функциями будет развивать человека как политического деятеля, что невозможно без овладения ям политической культуры.
Политическая культура невозможна вне своего базиса - культуры, своеобразно преломленного в её содержании-В диссертации рассматривается прежде всего как система ценностей социума и его конкретных субъектов, которые воспроизводятся и реализуются в образе жизни людей. Разработка исходных представлений о культуре как особом механизме поведения людей не может быть осуществлена в рамхах отдельной социальной науки. Решение этой задачи требует выхода в философское и межпредмегное пространство. В этом смысле представление о культуре с неизбежностью должно быть састемным.Опредеяенпын парадокс ситуации состоят в том, что конкретность - словосочетаний "политическая культура" в прямом одномерном понимании обманчиво. "Политическая культурность" не может быть достоянием одной социальной группы иди политического течения. Правила игры способны быть правилами в салу своей всеобщности, т.е. в д анном случае связи с реальностью, описываемой с помощью более емкого понятия - политичекой культуры студенческой молодежи.
Под политикой понимается сложная и динамичная область человеческой а межобшностной совместной деятельности людей, направленная на непосредственное или опосредственное отношение к государству и власти с целью наведения и поддержания политического порядка и стабильности общественной жизни.
Политическая культура есть органичная составная часть культуры общества, отражающая и выражающая отношения формирования, распределения и функционирования политической власти, различных интересов студентов в обществе в государстве. Она включает в себя отношения различных политических груш, общностей, отдельных индивидов, сознание и освоение ими в различной степени политичеких идей и ценностей, форм и способов проявления и обусловленные этим инварианты шгтегративиои политической деятельности. Политическая культура выступает как необходимое условие и содержание совершенствования а функционирования политики, развитая её различных принципов. Политическая культура - интегральный, но в то же время > ~ внутридафферешщра ванный феномен, кот&ьга обусловлен наличной
бодественко-политческой ситуацией, длительным историческим развитием арода, страны, менталитетом наций и этносов, преломленным в конкретном олитическом пространстве и времени кх бытия.
В качестве одной из основных пеппостей, по отношению которой следует удить о типе, содержании политической культуры, является свобода. Прогресс ¡еловечесгва в сфере политической культуры есть закономерное движение х юлнтичесхой свободе.
В диссертации обосновывается положение о той, что даже самое »вершенное з отношении демократических свобод общество, не может обладать «щороднон (гомогенной) цолитическоя хультурон. Его политическая культура зсегдд будет включать различные типы других политических культур.
Студенческий период имеет свои особенности, влияющие на личность молодого человека. Это период становления личностной социальной и мировоззренческой зрелости, овладеваете профессиональными качествами стабилизация характера в переоценки ценностей. Сознание студенчества непосредственно связано с противоречиями политического в социального роста молодёжи, её политической социализацией в ВУЗе, своеобразием политического пространства и времени. Политическая культура студенчества характеризуется нестабильностью, неустойчивостью. Она есть становящаяся политическая культура в многогранной гамме ее отдельных элементов в форм выражения.
Политическая студенческая культура в период обучения молодежи в ВУЗе переживает ряд кризисных состояний. Первый кризис связан с неумением приспособиться и адаптироваться к условиям жизни, обстановке вузовской системы образования и воспитания. Оч нередко приводит к личностному крушению на этом этапе социализации - отсеву из ВУЗа. Данное кризисное состояние отражает системное и противоречивое единство многих социально-политических, психологических ролей личности: учебных, обществепио-полнтаческнх.семеяных и др. Затем постепенно происходят изменение представлений о будующей профессиональной деятельности, в ряде случаев приводящее к разочероваяию в профессии, так называемый "кризис специальности". Бели ВУЗ не поможет студенту, то он может занять крайне максималистскую позицию - противопоставления себя обществу я принципиального неприятия социально-политических идеалов в пени остей.
Противоречия в культуре студенчества обостряются и преобретают специфическую нравственную и политическую окраску в условиях системного кризиса, качественного реформирования общества и государства. Многие студенты оказалась за чертой бедности. Выявилось обострение восприятия в её
среде конфликта поколений, прервалась духовная связь между поколениями единство идеалов старших и младших.Ситуааия усугубляется отсутствие* доверия студенчества практически ко всем официальным политико-властны* структурам и институтам. Довольно значительная часть студенчества не толькс безразлична к официальным органам власти, во и порой оппозиционна к ним При чем оппозиционность студенчества не хонструктнвно-кр этическая, а чаете дсструктивйо-критическ ал,разрушительна*.
Две теадеяцяи характеризуют политическую культуру студентов: во первых, чувство безысходности, неверия в свои силы, в то, что можно изменил существующую . общественно- политическую систему, внести позитивны! индивидуальный вклад в процесс ее реформирования. Отсюда схематизм однородность идеалов н ценностей, заключающихся, ках правило, 1 материальном интересе. Данная тенденция не позволяет сформировать широко осознанно-организованного политического движения студенчества. Во-вторых проявления экстримизма, национализма, озлобленности в студенческой сред< могут привести её в группы политических авантюристов, явиться причино! формирования различных молодёжных националистических группировок Студентам не хватает политических знаний и представлений о текущю политических событиях, у них обнаруживается дефицит политической культуры ках совокупности политической образованности, политической сознательности I активной общественно-политической деятельности. Желание стать политичесы культурным человеком высказывается; многими юношами к девушками, не только яд уровне хеялямя, а не активного, политически мотивироваивогт действия, участия в политической жизни.
Политическая культура студентов есть отражение сосгаяния общества I государства, рациональных структур. Резкие перепады в политическое активности, позициях созвучны характеру обновленческих процессов, в целок валило начальные формы "разбуженного" Политического сознания студенческое молодки.
Интернационалистическая, общечеловеческая политическая культура требует постоянного изучения национальных движений и причш межнациональных ховфлихтов.Одвахо в последние годы этой проблемо! перестала серьёзно заниматься. Противоречивы мнения по вопросу вспьшдо националистических тенденций. Нет единств взглядов по важным теоретически» проблемам, как например, что сплачивает этносы. Почему национально экономические связи преобладают над интернациональными?
1 Сч : юъс* А.В.. Лв«сектде В.А.Этмитэткис проблгммго»рсмснн'ч-1И нкудиура «гжишаяшияоЛмш». -Стирола». 1995. - С. 165-179
Изучение национальных движений в межэтнических конфликтов затрудняется, так же и тем, что каждый из них отличается «гонч индивидуальным характером. Последний определяется разнообразными обстоятельствами: историческим наследием, концепциями национальных интересов, постановкой конкретных целей, движущими силами, представлениями о друзьях и врагах,способностью получить поддержку из-за рубежа, интенсивностью сопротивления противостоящих сил, появлением этнократии, наличием пресловутого лозунга о "праве наций на самоопределение вплоть до отделения".
В этой связи значительное внимание в работе уделяется вопросам сочетания национального и интернационального в политической культуре, а также диалектическому единству патриотизма и интернационализма, необходимости учета их сложной диалектики взаимопроникновения и взаимодействия в единой политической системе. Политическая культура студенчества включает в себя национальную гордость, чувство национального достоинства, национальной культуры, эмоциональное отношение к земле предков, истории народа. При этом подчеркивается, что национальное включается в политическую культуру в той степени, в какой оно способствует обогащению ее общечеловеческого содержания.
Развитие политической культуры студенчества всегда обращено к должному. Поиск идеала, без которой не может существовать общество -характерная черта молодежи. Как нужно формировать этот идеал? Ответ однозначен: не допустить полного разрыва между тем, что должно быть, и тем, ках это должно делаться. Важен механизм осуществления идеала.
Если Гегель был прав я историю действительно направляет Мировой Разум, то процессы, происходящие в нашей стране, определенно задуманы им для того, чтобы разрушил, все представления, на которых до сих пор строилось рациональное понимание межнациональной пошляки. В мире явно наметилось преобладание процессов интеграции, в которые все активнее вовлекаются не только мировые лидеры, но и страсти среднего уровня развития. В нашей стране наблюдается обратный процесс. Этот парадокс не укладывается в универсальные, казалось бы, схемы и модели.
Обычно развитие политической формы общества проходит следующие крупные исторические этапы: "племенное государство" (этнохратве) - империя -раскол империи и образования на ее месте так называемых аациоиальаых государств, где принадлежность к нация определяется уже не этническим происхождением, а понятием сограждан сиза. На территории же бывшего СССР мы реально наблюдаем восстановление принципа этаотсратки и формирование
этаохратических государств, которые периодически стали обращаться к механизму "агрессивной самозащиты" и отторжения. Издержки происходящего заметно превышают меру того, с чем могли бы согласиться разум и чувства. И это значительно снижает уровень шгтернанионализма и "единого патриотизма" в политической культуре студенчества.
Вторая глава "Этническое возрождение и его влияние на политическую культуру студенчества" - посвящена исследованию влияния традиционного образа жизни на политическую культуру студенчества. В основании производства, характерного для традиционного образа жизни, заложена ориентация на сотрудничество, на гуманистические отношения в обществе и государстве.
В диссертации предпринимается попытка философского и социокультурного осмысления не только тех аспектов традиционного образа жизни адыгов, которые имеют непосредственное отношение к сбалансированному способу ведения хозяйствования ( бережное отношение к природе), кровная привязанность к родной земле, насаждение садов, изготовление традиционной одежды и предметов быта, элементы почитания земледельческих и скотоводческих божеств в мифологии и т.п.) Не менее важны сегодня те духовные компоненты традиционного образа жизни, которые имеют самое непосредственное отношение к политической культуре студенчества. Среди них - адыгские братства, отношение к женщине, обычай куначества, отношение к обычаям адыгов в целом, кодекс чести ( адыге хабзе), кодекс совести ( адыге нзмыс) и другие.
Особенности традиционного образа жизни, выделение его экологически щадящих элементов требуют тщательного анализа, так как многие из них оказались либо забытыми, либо искаженными, либо неадекватно проинтерпретированными. В диссертации приведены различные материалы, на основании которых обоснованным представляется мнение И.Н.Клиигена, который считал адыгский народ для своего региона за многовековую историю имел возможность "выработать самую практичную систему хозяйства, самые разумнейшие приемы обработки - сделать самый счастливый подбор высших и низших культур1".
Рассмотренный материал дает возможность сделать вывод о том, что изучение, осмысление и возраждение к активной жизни культурного наследия адыгов, их традиций и обычаев сферы земледелия, отношения к родной земле.
1 Кшхгм НЛ. Оокш »омДст»« • Охпошом округа. • СПб., 1867.С.91
лесам - все зто должно стать одним из важнейших элементов практического воплощения политической экологии на Северном Кавказе.
В диссертации показано, что традиции и обычаи обеспечивают передачу социальных ценностей, норм, чувств и настроений, способствующих реальной жизни, непосредственно вплетённой в ткань общественно-политического организма. Этим определяется их роль в становлении и функционировании образа жизни, политической культуры. Традиция представляет собой специфический социальный механизм сохранения и передачи способов деятельности, закрепившихся в образе жизни, обусловливающих необходимость и потребность следовать выработанному образу матевированного поведения. Традиционная культура играет важную роль в противостоянии негативным последствиям прогресса. Ее необходимо рассматривать как не способную воспринимать новые идеи и быть открытой на восприятие нового1.
Особое внимание в диссертации уделено таким аспектам в культуре адыгских народов, которые ориентированы на духовные ценности. Это традиции и обычаи, связанные с отношением к женщине, к родному языку и национальной культуре, адыгские "братства".
Осмысление проблем, связанных с пониманием содержания адыгских "братств" предпринято крупным русским социологом XIX . века М.М.Ковалевскнм. Члены "братства" считали себя происходящими от общего корня и поэтому кровными родственниками. Браки между мужчинами и женщинами одного и того же братства, между братьями и сестрами были запрещены. М.М.Ковалевский подчеркивал, что брачные запреты распространялись на членов одного рода, членов всех родов, входящих в данное братстао. При этом не делалось различий между свободными и несвободными членами "братства", так как рабы, крепостные и феодало-зазисимые принадлежали к "братству" своих господ и вместе с ними соблюдали брачные запреты. "Братство" помогали своим членам в уплате штрафов за уголовные преступления и особенно " цену крови" а случае убийства членом "братства" человека, принадлежащему другому " братству". Помогало" братство" и в уплате калыма за жен, в приобретении приданного для девушек выходящих замуж. Члены "братства" строго соблюдали обычаи кровной мести: всякое покушение из вне на члена "братства" считалось одной нанесенной всему "братству". Только
1 Зсс; ТтЯооЫ А. Ом ВМ уоп Маи-оЬ шн! т 2иКипП IIXIX Совета оГ РНоэорЬу (Мои»«, 22-28 Аидоа, 1993).
м
по решению "братств" можно было убить или подвергнуть другому наказант другого члена "братства", совершившего преступление1.
Пробелы межэтнических отношений требуют тщательного, объективно безпрнстрастаого исследования. В этих вопросах даже незначительны отступления во имя казалось самых благих намерений оборачиваются кровыс Бели мы не хотим новых трагедий в будующем, то следует получить адекватны! анализ межэтнической ситуации в стране, регионах для того, чтобы результат! исследований заложить в систему гуманитаризации образования, и на базе к осуществлять развитие политической культуры студенчества.
Политическое противостояние, межэтническая напряженность н други реальности жизни не случайные, отдельные, быстро проходящие явления "Парады суверенитетов" формируют злобу к "иноязычным", которые ] некоторых республиках составляют 30 - 50% населения. Тон задаю националистические лидеры, чьи "демократические" лозунги вызывают поиск очередного "врага". Образ "врага" формируется с помощью восприятия детерминированного исключительно негативными опенками. Оценки эл субъективны, и глубоко укоренены в иррациональной сфере. Но чисп иррациональные призывы к "большому сочувствию", к "взаимопониманию" н задевают глубины основ восприятия образа "врага" и поэтому будут иметь мал< шансов на успех. По данным опроса, проведенного НИИ политически: социальных исследований Санкт-П етербурского университета 75% молоды: петербуржцев негативно оценивали состояние национальных отношений 1 стране, причем более. трети молодых людей (39%) поддерживает призы: "петербуржцев", а 36% петербуржцев в возрасте до25 лет - лозунг -" Россия - да русских"(сешябрь 1992 г.). Основным объектом антипатии выступают"южные лица или "восточные" национальности, почта половина опрошенной молодеж] (41%) убеждена в том, что они должны покинуть Санкт-Петербург1.
Одна из самых серьезных проблем сегодня - вопрос обрегени: государственности этносами. Лидеры разного рода националистически: движений, многие исследователи считают, что обязательное обретен» государственности - это единственно возможный путь к сохранении национальной культуры и даже просто к выживанию этноса. Автор доказывает что такой подход ведет к еще большему раздуванию конфликтов, вспышка).
' С.: Ковшквсюш М.М. Закон к обымн на Кшкк. - В 2-х т. М„ 1890. Со временный обьгмн я рреаюо шеон.-В2-ХТ.М., 1886.
2 См.: Соця&лымые проблемы Российского обпдетаа: Н» илершшах оошгодогичсосих ноаждованин крупного город*. -М., 1993. С. 29
насилия. Не всякое национальное меньшинство может образовать свою государственность. Главное - юридическая фиксация прзв меньшинств, которые должны уважаться п соблюдаться всеми неукоснительно, выработка механизмов защиты этих прав, включая санкции против их нарушений.
Обязательным условием морально - политического функционирования содружества наций и народностей является их право на самоопределение в сферах языка, духовно - нравственней и художественной культуры. Все это осуществимо в правовом демократическом государстве, в условиях свободного волеизъявления народов, при соблюдении прав человека над правами нации, государства.
Рассмотрение национальных отношений в контексте общей проблематики социальной экологии позволяет заключить, что решение сложных вопросов крайне обострившихся межнациональных отношений является важнейшим элементом восстановления экологического здоровья и гармонии- социума. Демократизация политики, образа жизни, переориентация духовной культуры общества и государства на формирование в массовом и индивидуальном сознании новых ценностей и отаошепнй к живой и неживой природе могут дать положительные результаты в будующем.
В диссертации показано, что ситуация на Северном Кавказе осложняется наличием ущемленных в правах этносов, серьезными конфессиональными проблемами, связанными с возрождением христианства, ислама, воспоминаниями о ранах Кавказской войны, которые некоторые экстремистские группы и организации хотели бы использовать для культивирования антирусских, аьтиказачьих настроений.
Для всех народов, населяющих Северный Кавказ, необходимо стремление к поддержанию хрупкого мира между этносами, поиск аргументов в пользу того, что может объединить, а не противопоставить людей друг другу. Однако ситуация такова, что основания для деления при хонфронтациях и противостояниях этносов постоянно возрастают. Конфронтация по линии "коренной"-"некоренной" нации неизбежно и неотвратимо ведет к обострению межнациональных противоречий и нередко к кровопролитию. Она абсолютно бесперспективна с точки зрения возможностей разрешения проблемы, поскольку невозможно определить критерии отнесения того или иного этноса к коренному1. Вызывает опасение нарастания межэтнических конфликтов по новой линии противостояния между репрессированными и нерепрессированными народами .
См.: Гумилев Л.Н. Веаихая Русь в древни тш. - М., 1992.
и
Сегодня активно обсуждаются самые, казалось бы незначительные эпи: из жизни черкесских народов. Это вполне понятно. Многолетние вое! действия на Кавказе, эмиграция после окончания Кавказской войны и др события оставили после себя многочисленные проблемы. Стоит напомнить, сейчас практически невозможно какой из адыгских народов (включая все? представителей) всегда находился с Россией и воевал на ее стороне, а к; всегда против. Часто некоторые представители того или иного из черкес народов служили России, являлись офицерами русской армии, а друг» соплеменники воевали против русских войск; либо одни и те же люди в ра периода своей жизни оказывались как на стороне России, так и против нее. это сказывается на содержание политической культуры многонашюналы студенчества самым разнообразным и опосредованным образом, поро) крайние формы политического сознания и поведения молод Социалогические исследования показывают, что наибольший эксцентриз сфере межнациональных отношений характерен для молодежных подростковых общностей.
Необходимо выработать новые формы работы с молодежью по разви культуры межнационального общения и формирования уважения и терпимое межнациональных отношениях. Чувство национальной гордости дол сочетаться с чувством уважения достоинств других народов. Эхо одш важнейших принципов интернационализма.
Никакие декларация "сверху", решения в постановления предотвра-трагедии или улучшить ситуацию не смогут. Реальное движение сегодня -путь "снизу", то есть контакты горизонтальные между конкрепв представителями разных этносов.
В третьей главе диссертации - " Политическая культура студенто гуманитаризация высшего образования" дается анализ расхода знания на " культурыто есп." науки о природе" и" науки о духе" ( гуманитарное знай С философской точки зрения, научные знания и деятельность в любых дисциплинарных формах всегда исходят из тех или иных потребностей челов раскрывают условия его существования. Естественные я гуманитарные на отражают природные и социально - духовные условия человеческого бьг Поэтому пет оснований жестко противопоставлять естественно - научны гуманитарный взгляды на единый мир. Любое научное знание имеет социалы природу, выполняет социальные функции. Субъектом любой науч деятельности является человек и вместе с тем на горизонте любых наук челе
появляется в качестве объекта. - Понимание данного обстоятельства служит предпосылкой возможности гуманитаризации любого научного знания.
Само использование ]ермина " гуманитаризация " подразумевает, что исторически существует такое состояние математики и естествознания, в котором они исполняют функции, позволяющие чеяовеху овладевать " отчужденной " от него природой, что "человек в себе" является для них трансцендентным объектом.
Анализ истории и развития высшего образования свидетельствует о том, что к вопросу гуманитаризации возвращаются каждый раз, когда выясняется, что в подготовке специалистов различного профиля возникают и распространяю 1ся негативные явления. Забвение национального и мирового культурного наследия законов общественно-политического развития, правовых законов приводит к снижению общего уровня образованности и культуры населения, к юридической, экономической и экологической неграмотности. Следствием этого становятся экономические и правовые нарушения, экологические и технические катастрофы, проявления национализма и шовинизма.
В диссертации рассмотрены принципы гуманитаризации образования,
требования, предъявляемые к преподавателям и студентам в совреиашых условиях. Процесс гуманитаризации понимается в двух смыслах: широком -рассчитанном на гуманитаризацию образования в целом н узхом, то есть введение в учебный процесс собственно гуманитарных специальностей.
Проблема гуманитаризации образования, включая техническое и естественнонаучное, стоит сегодня остро. Во-первых, специалисты в этих областях могут оказать наибольшее воздействие на организацию производства по социально ориентированному сценарию. Во-вторых, необходимо устранить различия в гуманигаризированном варианте ориентации научного знания, преподаваемого студентам всех профилей. Без этого невозможно всерьез говорить о политической культуре студенчества . В-третьих, число выпускников по собственно гуманитарным специальностям в России невелико.
В д иссертации исследуются требования, которым должен удовлетворял, преподователь, чьи предметы направлены на формирование политической культуры студентов. Исходная позиция этого императива сформулирована М. Вебером, который предостерегал: "Политикой не должен заниматься в аудитории ... преподователь. И прежде всего в том случае, если он исследует сферу политики как учепый. Ибо практически - полотическая установка и анализ политических образований н партийной позиции - это разные вещи ... Подлинный наставник
будет очень остерегаться навязывать с кафедры ту или иную пози слушателю1
В современном преподавателе студенты высоко ценят профессионал! качества: компетентность, увлеченность предметом, педагогическое мастере разносторонность знаний, общую культуру, творческий подход к делу и ум> побудить и развить у студентов, поощрение плюрализма мнений при обсужде учебно-научных проблем. Автор доказывает, что социальная фияода культурология, социология, - политология - это основные функционирую курсы, оказывающие определяющее воздействие на политическую куль: личности - специалиста.
В работе показано, что студент является одной из иаиб| непосредственных и опосредованных, политизированных групп молодежи, и среды вырастают отдельные студенты - политики. Данное качество по-разн проявляется в отдельных регионах России. Представители студенчества явлю идеологами и организаторами многих молодежных движений разлив политической направленности. Это объясняется высокой активное студенчества в системе других молодежных групп, а также тем, что разраб« программ, организационных принципов деятельности обществен) политических формирований представляет сложное и ответственное д Поэтому лидеры молодежных движений и организаций стремятся акп привлекать в свои ряды студентов как реальный интелектуальный потенц Существенное влияние на политическую активность оказывает и тот фактор, студенты сконцентрированы в крупных административных, промышлеш вузовских и научных центрах, являющихся одновременно цешрами активт политической деятельности.
В студенческой среде (автор прослеживает эту тенденцию на ос! анализа ситуаций в нескольких регионах: Москва, Санкт-Петербург, Север Кавказ) преимущественное развитие получают объединен}» не сто; собственно политической, сколько профессиональной, социально-гуманитар направленности. Их основная задача - оказание помощи в профессиоиальш культурной подготовке студентов, развитие творческих и деловых сви содействие в трудоустройстве молодых- специалистов, возрож» традиционных культурных ценностей, защита экологии родного края.
Практически отсутствие в студенческой среде формирований собспк политического содержания и направленности можно объяснить рядом при Характерным для современного периода негативным отношением
Вебер М. Избранные проипедепш. - М , 1990. - С.721-722
политическим структурам, неверием в их действенность, легитимность. Сыграл роль факт запрещения деятельности любых политических движений, организаций в стенах вуза. Приблизительно 80% студентов знакомятся с деятельностью различных политических партий и движений вне вуза. Интерес к непосредственной политической деятельности может быть удовлетворен через участие в работе многочисленных формирований, действующих практически во всех вузовских центрах. Во многом сложилась ситуация, когда воздействие политических структур, носит не прямой, коллективный характер на личность студента, а опосредованный, через личное восприятие, политические интересы и симпатии, антипатии отдельного молодою человека. Политическая партия перестает быть организацией, однозначно стоящей над ним, а воспринимается как средство удовлетворения и зашиты социальных, политических интересов. В этих условиях студент получает возможность более глубоко ознакомиться с различными аспектами жизнн общества, своего региона, принять непосредственное, добровольное учистие в решении важных для него социальных, профессиональных вопросов. ~Новым "в политической культуре ггудепта является то, что он все более выступает не как восшпуемый, а субъект самостоятельно определяющий политические приоритеты, формы 'участия в толитической деятельности. Однако если конкретно индивидуально эта генденцая прослеживается, то социально-типически она еще тольхо вызревает.
В "Заключении" диссертации подводятся итоги исследования, определяются зекоторые направления дальнейшей разработки проблем.
Основное содержание диссертация отражено в следующие публикациях:
1. Общество. Политика. Студент. - Ростов - на - Дону, 1992. - 5,6 пл.
2. Политическая культура : этносоциальные и экологические аспекты. -Иосква, 1993. - 10,9 пл.
3. Социально - философские проблемы формирования экологической гультуры студенчества. - Черкесск, 1996. - 5 пл. (в соавторстве).
4. Политика и молодежь. - Черкесск, 1995. - 5,1 пл. (в соавторстве).
5. Актуальные проблемы развития национальных отношений, вгтернационального и патриотического воспитания. - Черкесск, 1989. - 3,1 пл.
6. Методологические рекомендации по изучению произведений С. Маркса, Ф. Энгельса и В.И. Ленина. - Черкесск, 1986. - 3,5 пл.
7. Политизация студентов. За и против. - Москва, 1991. - 1,3 пл.
8. Межнациональные конфликты а молодежь. - Черкесск, 1991. -1,3 пл.
9. Политическая социализация молодежи. - Ростов - на - Дону, 1993.4,9 ц.л.(в соавторстве)
10. Воспитывать студента. - Черкесск. 1993. - 1,2 п.л.
11. Политическая культура студенчества : состояние, перспективы. -Черкесск, 1994. - 1,5 п.л.
12. О перестройке преподования научного коммунизма. - Сб.: Актуальные методологические и психолого - педагогические проблемы перестройки высшего технического образования.-Стапропояь. 1989,- 0.2 п.л.
13. Новой обрядности - научную основу. - Ставрополь, 1988. - 1 пл.
14. Быт как социальное явление. Сб. : Теоретико - методологические в психолого - педагогические проблемы активизации самостоятельной работы студентов. - Ставрополь. 1990. - 0.2 пл.
15. Проблемы гуманитаризации в техническом вузе и профорнентахшонная работа. - Ставрополь, 1991. - 0.2 пл.
16. Некоторые проблемы преодоления культурно - бытовых различий между городом и деревней. Сб. : Социальный облик трудящихся Карачаево -Черкесии. - Ростов - на - Дону, 1991. - 0.6 п.л.
17. Политическая профессионализация как направление преодоления тоталитарного менталитета. - Сб. : Проблемы и перспективы развития социологии в высшей школе. - Тезисы докладов Всероссийской конференции. -Вып.2. - Ростов - на - Дону, 1992. - 0.2 пл. (в соавторстве).
18. Особенности формирования политической культуры молодежи. -Там же. - 0.3 пл.
19. Политическая культура студенчества: ее компоненты. -Сб.: Наука, философия, личность. - Москва, 1992. - 0.5 пл.
20. Ценностные ориентации молодежи Карачаево - Черкесии. Сб.: Социальные проблемы молодежи. - Черкесск, 1992. - 1 пл. (в соавторстве).
21. Черкесский вопрос и проблемы диаспоры. - Сб.: Культурная диаспора народов Кавказа: генезис, проблемы изучения.-Черкесск, 1994.- 0.5 пл.
22. Экологическое воспитание студенческой молодежи: проблеммы в перспективы. - Сб.: Проблеммы обеспечения качества подготовки специалистов в условиях реформируемой экономнхв. - Черкесск, 1994г. - 0,2 пл.
23. Гуманитаризация образования: требования к профессиональным качествам преподавателей и студентов. - Там же. - 0,2 пл.
24. Адыгские " братства" как элемент национальной культуры. - Сб.: Проблемы этнополитологин. - Ростов-на-Дону, 1995г. - 0,2 пл.
25. Молодежь и рынок ( политико-психологический аспект). Сб.: Трудов преподавателей и аспирантов КЧТИ, 1995г. - 0.2 пл.
26. От политической культуры - к становлению политической экологии. -Сб.: трудов преподавателей и аспирантов КЧТИ, 1995г. -0,2 ил.
27. Обновленчество и традишшнизм в этносоциальном развитии как компоненты политической хультуры студентов. - Сб.: Образование на современном этапе. - Черкесск. 1995г. - 0,2 п.л.
28. Экологическое воспитание студотческой молодежи: состояние, перспективы. - Сб.: Образование на современном этапе. - Черкесск, 1995. - 0,2 пл.
29. Проблема применения компьютерных технологий в процессе обучения гуманитарным и социальным дисциплинам. - Сб.: Новые технологии обучения: теория, опыт, перспективы. - Черкесск, 1996г. - 0,4 пл.
30. Нетрадиционные формы повышения политической культуры студентов: опыт, проблемы. - Сб.: Новые технологии обучения: теория, опыт, проблемы, перспективы. - Черкесск 1996г. - 0,4 пл.
&
С ля мо в квбо? 09 07 Щ Нощисжмо а псчлгм 03.04 96. Бумг« офсгт**«. 60-М Печ ж. КЛ
00066 Тмр*ж 150 эи.
КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ____РЕДАКЦИОШЮ-ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ОТДЕЛ