автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему:
Социально-философские воззрения оренбургских народников

  • Год: 1995
  • Автор научной работы: Ефименко, Марина Николаевна
  • Ученая cтепень: кандидата философ. наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.03
Автореферат по философии на тему 'Социально-философские воззрения оренбургских народников'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Социально-философские воззрения оренбургских народников"

'И*

/у V На правах рукописи

ЕФИМЕНКО Марина Николаевна

СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ ОРЕНБУРГСКИХ НАРОДНИКОВ

Специальность 09.00.03 - история философии

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Москва 1995

Работа выполнена в Московском педагогическом государственном университете имени В.И. Ленина на кафедре философии.

Научный руководитель:

кандидат-философских наук, доцент ПЛАТОНОВА М.Г.

Официальные оппоненты:

доктор философских наук, профессор БОГАТОВ В.В.

кандидат философских наук, доцент АМЕЛИНА Е.М.

Ведущая организация - Московский институт стали и сплавов.

заседании диссертационного Совета Д 053.U1.US в Московском педагогическом государственном университете имени В.И. Ленина по адресу. 117571, Москва, проспект Вернадского, д. 88, ауд. 818.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МИГУ имени В.И. Ленина. Адрес университета: 119882, Москва, ул. М. Пироговская, д. 1.

Автореферат разослан «.....................1995 года.

1995 г. в.

.часов на

Ученый секретарь диссертационного

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ.

Актуальность обращения к опыту русской общественной мысли второй половины XIX века обуеловленна тем, что сегодняшняя Россия /как это уже не раз бывало в переломные моменты истории/ поставила вопросы о том - кто мы? куда и. зачем идем? что надо взять из прошлого, а от чего стоит отказаться?

Без непредвзятого переосмысления теоретических достижений русской общественной мысли нам сейчас в поисках ответов на эти вопросы пришлось бы начинать с нуля, вновь идти путем проб и ошибок или адаптировать чужой социальный опыт, не всегда имея верный критерий для такой адаптации»

В данном исследовании рассматривается конкретный исторический период - 60-70-е гг. XIX в., когда Россия была поставлена перед выбором - развитие или стагнация. Необходимость этого выбора послужила причиной активизации творчества русской общественной мысли во всех ее направлениях, в том числе и революционного народничества.

Социальная философия революционного народничества, оставившая глубокий след в истории русского освободительного движения и всего духовного развития нашей страны, представлена не только концепциями Н.Г.'Чернышевского, А.И.Герцена, М.А.Бакунина, П.Н. Ткачева, П.Л.Лаврова и других теоретиков, но и воззрениями революционных народников российской провинции, глубоко уверенных в том, что судьба России будет решаться не в столицах и не на уровне теоретических дискуссий, а в ходе революционной практики в различных регионах Отечества.

Учитывая, что остается неизученным ряд проблем, затрагивающих идейные позиции практиков революционного народничества, и не получили должного рассмотрения пути и мотивы формирования их мировоззрения представляется возможным и необходимым подвергнуть историко-^1лосо$ском51 анализу социальные воззрения членов оренбургского народнического кружка как субъекта революционного движения затрагиваемого периода.

Известно, что в начале ?0-х гг. XIX в. в России движение революционного народничества приобретает массовый характер, возникшие революционные группы отличались пестротой социального состава

и противоречивостью идейных позиций, которые тяготели к эклектическому сочетанию идей различных социально-философских направлении: либерализма, народнической идеология, позитивизма, марксизма и так далее. Кроме того, в мировоззренческой системе практического народничества присутствовало чрезвычайно много индивидуального, особенного, обусловленного региональной спецификой.

Примером такого сочетания является идейная платформа оренбургского народнического кружка /1872 - 1874/.

Социально-философские воззрения оренбургского народничества, противоречивый характер их становления и развития были типичнда явлением для рРосеии 60-70-х гг. XIX в,, так как в этот период повсеместно возникали революционно-народнические группы, объединявшие студенческую и учащуюся молодежь.

Таким образом, посредством изучения генезиса духовного процесса провинциальной интеллигенции, с одной стороны, можно воссоздать определенную часть картины развития русской общественной мысли исследуемого периода, а, с другой стороны, проследить характер ее влияния на.формирование провинциального сознания.

Оренбургские народники в своих социально-философских построениях дали собственную трактовку проблемам революции, сущности и функций государства, форм правления, юридической оснащенности власти и другим социальным вопросам*. Обращение к этим трактовкам и их анализ вполне оправданы тем, что становление государственности в современной России отмечено многочисленными социальными конфликтами, предполагающими различные подходы к своему разрешению, в том числе и те, которые предлагали в свое время и оренбургские народники.

В последнее время при изучении историко-философского наследия России отдается предпочтение изучению теоретического наследия либерального и религиозного толка. Учитывая, что доступ ко многим работам авторов, особенно русского зарубежья, был долгое время затруднен, а многие идеи представляют собой значительную ценность, интерес этот вполне оправдан и закономерен. В то же вреш не должно быть забыто и творчество философов революционно-демократического движения. Их теории представляли собой значительную часть духовной культуры России. Попыткой обратить внимание на важность и объемность проблематики социальной философии рево-

люционного народничества и является предлагаемая диссертация.

Цель диссертационного исследования состоит в проведении историко-философского анализа ряда аспектов социальной философии революционного народничества в их преломлении через призму мировоззренческой система членов оренбургского народнического кружка и в раскрытии социально-философских воззрений оренбургских народников в их эволюционном развитии.

Отсюда вытекают следующие задачи: I«Исследовать социально-философские воззрения оренбургских народников, выявив их характерные черты и особенности.

2.Определить источники формирования философской системы оренбургского народничества, обращаясь при этом к наследию как русской, так и западной философии.

3. Проанализировать практическую деятельность оренбургских народников с целью раскрытия причин эволюции их идейных принципов.

4. Показать какое решение в связи с изменениями мировоззренческих ориентиров оренбургских народников получают проблемы социальной революции, политической борьбы, государственного строительства и другие социальные вопросы.

Степень разработанности проблемы.

Фундаментальный анализ социально-философских концепций теоретиков революционного народничества, их места и значения в общей системе социально-философских взглядов русской общественной мысли дан в работах Богатова В.В., Малинина В.А., Маслина М.А., Лантина И.К., Шкуринова П.С., Папанова И.Я., Хороса В.Г., Галак-тионова A.A., Никандрова П.Ф. и др.1

Значительные усилия приложили к изучению идейных основ революционного народничества и представители близких к философии наук-политологш, социологии, истории политических учений. Темой трудов Итенберга Б.С., Леонтовича В.В., МедушевскогоД.Н., Айрапетова А. Г. стали проблемы соотношения революционной идеологии народничества с другими направлениями отечественной и западноевропейской

ЬБогатов В.В. Философия П.Я.Лаврова.-М.,1972.; Малинин В.А. Философия революционного народничества.-М.,1972.; Пантан И.К.Социа-диетическая мысль в России.-М. ,1973.; Шкуринов П. С. Позитивизм в России XIX в.-М. ,1480.; Щипанов И.Я. Философия и сощюлогия русского народничества.-М. ДЙЯЗ. ;ШнтивИ.К. Дорос В.Г., Революционная традиция в России,-М. .I9R6.; Маслин М.А. Современные буржуазные концепции истории русской филоеофии.-М.Д988., 1алак-гионов A.A., Шкавдров П.Ф. Русская философия IX - XIX вв.-Л.,1ьн9

- А -

общественной мысли.-1

Что касается философского анализа идейных основ, непосредственно, оренбургского народничества, то данная диссертация является первой попыткой исследования их философских позиций» в этой попытке автор опирается на немногочисленные исторические работы в основном краеведческого характера.^

Несмотря на то, что спектр исследовательской литературы по вопросам социальной сриософии революционного народничества достаточно широк, это тем не менее не исключает необходимости более глубокого изучения ее отражения в воззрениях и практике участников движения.

Наличие фрагментарности в философском осмыслении такого общественного феномена как "хождение в народ" и отражения региональной специфики в формировании народнической идеологии в провинции указывает на необходимость проведения исследования в данном направлении, чему и посвящается предлагаемая диссертационная работа.

Методологической основой диссертации являются принципы целостности и системности, исторической достоверности, научной объективности, гушланизма.

Широко использовались методы сравнения, анализа и синтеза, приемы герменевтики - интерпретация и понимание» ,

Научная новизна исследования:

1. На основе архивных материалов /как опубликованных, так и ранее неизвестных/ реконструирована диалектика теоретических, идейных и духовных исканий оренбургских народников М.Д.Муравского, С.Голоушева, ЛоЩиголева, П.Орлова, Д.Аитова.

2.Цроанаяизировано содержание идейно-теоретических источников воззрений оренбургского народничества, а так же характер и формы их влияния на становление и развитие мировоззрения членов оренбургского народнического кружка.

1»Аирапетов А.Г.«Юдин А.И. Западный и русский утопический социализм Нового времени.-М.,1991.; Итенберг Б.С. Революционеры и либералы в пореформенной России.//Революционеры и либералы Роо~ сии.-М.,1990.; Медушевский А.Н. История русской социологии.-М.,1993.; Леонтович В.В. История либерализма в России /1762 -I9I4/.-M. 1995.

2.Мурдасова'с.А..Рабинович Я.Б. М.Д.Муравский и кружок "оренбурж-цев".//Исследования по истории Урала.-Пермь, 1970.; Орлова С.А. М.Д.Муравский н революционном движении 60-70-х rr.XIX в.-Пермь, 1973.; Юнзин Ю.П. Из записной книжки революционера.//Археология Юаного Урала.-Уфа,1976.

3.Проведен всесторонний анализ социально-философских воззрений оренбургских народников, подтверждающий региональную специфику в проявлении идей данного течения социальной мысли.

4. Подчеркнута заинтересованность в установлении двусторонней связи Русской секции I Интернационала с российской провинцией в лице оренбургского народнического кружка в целях распространения идей Международного Товарищества Рабочих в России и подготовки информационного материала о стране для К.Маркса.

5.Получены новые данные о практике революционного народничества в период "хождения в народ", без которых невозможно более полное ж точное представление об изучаемом направлении общественного движения и его идеологии.

6.Дана картина противоречивого характера эволюции взглядов членов оренбургского народнического кружка, их отказа от исходных принципов народнической революционной теории и перехода на позиции либеральных и духовно-религиозных взглядов.

7.Идейный ж духовный кризис революционного народничества первой половины 70-х гг.XIX в. был преодолен, в том числе, и с помощью теоретических и ценностных ориентиров либерализма, что и привело в последствии к появлению нового общественно-политического направления - либерального народничества. В работе анализируются истоки и почва его возникновения на примере конкретной региональной народнической организации.

8.Утверждается, что современная Россия в поисках новых парадигм своего развития должна использовать весь широкий диапазон исторического опыта, накопленного, в частности, как революционным народничеством, так и либерализмом.

Предложения выносимые на защиту:

- наибольшее влияние в формировании и развитии регионального общественного сознания во второй половине XIX в. оказали русский либерализм и революционное народничество;

- преломление основных идей либерального и народнического направлений русской общественной мысли в сознании провинциальной интеллигенции, в частности, оренбургских народников, привело к формированию социально-философских построений, отличных от традиционных народнических представлений;

- мировоззренческая система оренбургского народничества включает в себя эклектическое осмысление народнических теорий всех направлений, в результате чего, теоретические поиски оренбургских

народников привели к сложной амальгаме представлений, которая стала основой самостоятельных и оригинальных выводов о социально-экономическом развитии России, о государственном строительстве, о социальной революции и даже религиозных исканий;

- процесс эволюции революционного сознания на обыденном уровне шел быстрее, чем на идеологическом в силу непосредственного апробирования теоретических положении народнических концепций на практике революционной борьбы. Для провинциального народничества характерен переход от революционных народнических принципов на либеральные позиции ж отказ от революционной деятельности, как следствие разочарования в народнических идеалах и как выход из идейного кризиса.;

- идейным источником преодоления идейного кризиса народнической идеологии данной региональной группой стал либерализм с его неприятием революции и утверждением реформаторского пути развития общества, с его системой ценностей и ориентиров позитивистского характера;

- практическая деятельность оренбургских народников включала в.себя, активную пропаганду в период "хождения в народ", установление тесных контактов с региональными и столичными, а так не международными революционными центрами в лице Русской секции I Интернационала;

- анализ социально-философских воззрений оренбургских народников подтверждает уже принятую точку зрения о том, что не смотра на высокий интерес со стороны народничества к марксизму, ни его методология, ни его революционное содержание не были использованы революционными народниками при выработке собственных концепции.

Практическая значимость диссертационного исследования.

Материалы и выводы диссертации восполняют некоторые пробелы в историко-философских исследованиях философии и социологии революционного народничества. Результаты проведенного исследования могут быть использованы в научно-исследовательской работе, в практике преподавания философии и истории философии, при разработке , спецкурсов по теории революции, политологии, краеведению.

Работа была апробирована в ходе ежегодных научно-црактичвскшс конференций Оренбургского государственного педагогического института 1990-1395 гг., а так же на заседании философской секции на-гт

учной конференции МПГУ им .в.И. Ленина в апреле 1995 г.

Структура работы.

Диссертация изложена на 193 страницах машинописного текста и состоит из введения, двух глав, объединяющих шесть параграфов, заключения, приложения и библиографии.

Основное содержание работы.

Во введении автор обосновывает актуальность теш исследования, формулирует цели и вытекающие из них задачи. Оценивается степень научной разработки проблемы, новизны и практической значимости.

Глава первая "Оренбургсяоенародничество в его отношении к основным направлениям русской и западно-европейской общественной мысли" посвящена исследованию источников социально-философских воззрений оренбургских народников.

В первом параграфе "Влияние русской либерально-демократической мысли 50-70-х гг. XIX в. на формирование мировоззрения оренбургского народничества" прослеживается идейная связь народников - оренбуржцев с основными теоретическими построениями русского либерализма второй половины XIX века.

Используя метод сравнения, диссертант стремится показать степень и характер влияния либеральных идей на формирование взглядов провинциальной интеллигенции на примере членов оренбургской народнической организации, которые в большей степени ориентировались на народническую идеологию, а так же объяснить переход оренбургских народников на либеральные позиции в ходе изменения их идеологических ориентиров.

Проникновение либеральных идей в провинциальный Оренбург способствовала либеральная пресса. Читая "Русский вестник", "Вестник Европы'; оренбургские народники знакомились с либеральными концепциями социального, политического и экономического развития России,

Философской основой многих либеральных теоретических носч>-роений стал позитивизм, который проник в русскую общественную м мысль настолько, что без его учета его влияния невозможно вообще разобраться в русской социально-философской мысли второй половины XIX века.-1-

1.См.:Шкуринов П.С. Позитивизм в России XIX века.ЧЛ. Л^ВП.

- 8 - -

Позитивизм импонировал и революционному народничеству как форма организации философского мышлений, как философская система, позволяющая видеть индивидуума и общество элементами одной структуры. Однако, в либеральных идеях позитивизм получил большее воплощение,и, именно, через него либерализм позитивистское влияние сказалось и на оренбургских народниках.

Целый ряд позитивистских идей заполнил вакуум, образовавшийся в результате идейного кризиса революционной народнической идеологии. С позитивистских позиций оренбургский народник П.Орлов обосновывает отказ от революции как от средства изменения общества, признав развитие как спокойный переход от простых форм к сложным длительный во времени.-*- Позитивистская теория"малых дел" стала жизненной программой для большинства оренбургских народников после их отхода от революционной практики.

В основе народнической революционной теории лежит учение о крестьянской общине. И, если с подачи теоретиков этого движения, оренбургские народники видели в крестьянской общине институт самоуправления, содержащий в себе коммунистические начала, то либеральное восприятие общины в русской деревне способствовало укреплению оренбуржцев во мнении, что в условиях капиталистического способа производства крестьянская община будет гарантом против обезземеливания и обнищания крестьян, она сохранит ту собственность, которую крестьянин имеет и поможет приобрести новую.

В ходе движения "хождения в народ" оренбургскими народниками были получены иные представление о жизни деревни, чем они шали до начала пропаганды. Членам оренбургского народнического кружка пришлось стокнуться с реальным крестьянским бытом, что привело к идейному кризису, так как идеализированный образ мужи-ка-"социалиста по инстинкту" рассыпался столкнувшись с действительностью. Оренбургские народники уже не видят в крестьянской общине начало будущего социалистического строя, оно они выступают за ее сохранение как особой формы организации сельской жизни и производства, спасающей крестьян от разорения в условиях капитализма.

Политические концепции либерализма оставили меньший след I.Ои.:ГАРФ. Ф.112.Оп.I•Д.22^/1/,Л.30.

в мировоззренческой системе оренбургского народничества. Русский либерализм провозглашал монархию как идеальный образ правления в государстве в различных его вариантах, вплоть до введения конституции. Монархические идеи революционным народничеством отрицались, как не поощрялась и увдд-жние конституцией. Но мысли либералов о ведущей роли государства в преобразованиях общества перекликались с идеями оренбургских народников о сохранении государственной структуры после революции и передачи ей всех забот о социальных и экономических преобразованиях.

Исходя из данных, полученных в ходе анализа процесса эволюции социально-философских воззрений оренбургских народников, можно утверждать, что революционная идеология стала идейной основой возникновения и развития теоретических построений членов оренбургского народнического кружка. В то же время либеральные идеи преобразования общества, отвергнутые в начале революционной практики, стали связующим звеном между оренбургскими народниками и активной общественной позицией в период кризиса революционных народнических идей и отхода оренбуржцев от революционной практики»

Во втором параграфе "Социально-экономические взгляды оренбургских народников как преломление тенденций западно-европейской экономической мысли" диссертант анализирует характер и степень влияния западной экономической науки на мировоззрение оренбургских народников, на их социально-экономические концепции развития России в условиях капитализма.

Шале отмены крепостного права, капитализм в России развивался ускоренными темпами, так как были созданы для этого благоприятные условия. Теоретикам революционного народничества принадлежит честь первой научной постановки вопроса о русском капитализме. Но несмотря на теоретические схемы своих лидеров П.Л. Лаврова, ЕП.Н.Ткачева, М.А.Бакунина и др.,в которых анализировались особенности капитализма, многие революционеры-народники, в том числе и оренбургские, отказывались признать объективную закономерность капитализма в России и занимались поисками некапиталистического пути развития страны. ТДа и сами теоретики народи ничества, склонялись к идее некапиталистической России.

В представлениях оренбургских народников - капитализм главный порок общества, поэтому критика капитализма составляет центральный элемент социально-экономической концепции развития России,

- Щ -

которую они создают. Истоком этой концепции явилась западноевропейская экономическая наука, в лице Прудона, Луи Вдана, Милля, Лассаля, Маркса и др„

Среди кагорты европейских экономистов и мыслителей оренбургские народники особенно выделяют Ф.Лассаля.

Следуя его схеме "железного закона", оренбуржцы признают бесперспективность экономической борьбы в условиях капитализма, в силу того, что заработная плата приводится в соответствие с минимумом, необходимым для поддержания существования рабочего и его семьи, и никогда не поднимется выше его. Но Лассаль предлагает выход и оренбургские народники принимают его - это создание рабочих ассоциаций, которые будут обращены на фабричную собственность и сделают рабочего ее владельцем.

Идея ассоциаций импонировала оренбуржцам в силу своей экономической основы - собственности всего коллектива рабочих на средства производства , что очень напоминало народникам общинное крестьянское владение. .Придерживаясь традиционных народнических взглядов, оренбургские народники свято верили в то, что коллективизм - специфическая черта русского национального характера. Она поможет делу создания рабочих ассоциаций, а та,в свою очередь, поддержит и упрочит крестьянскую обящну. Оренбургские народники были убеждены , что для русского крестьянства рабочая ассоциация станет исторически закономерной, сходной с общинной, хотя и новой формой организации труда в условиях капитализма. "Хождение в народ" явилось корректирующим моментом для теории ассоциаций. Страстный ее сторонник И.Орлов, самый активный защитник рабочих ассоциаций среда членов оренбургского народнического кружка, в ходе столкновения с реальной жизнью русской деревни пришел к катастрофическому для него, выводу: в деревне сильны частнособственнические интересы, поэтому русский народ мало подготовленмк проведению идей ассоциации.

Изучение трудов европейских политэкономов позволило оренбургским народникам овладеть рядом экономических категорий, которые помогли им проникнуть в глубь процессов экономического развития. Такие категории как "труд", "собственность", "ассоциация", "производство", "стоимость" и др. постепенно входили в теорети-

1.ГАРФ.Ф.П2.0п.1.Д.229/Г/,Л.30об.

ческие псхемы оренбургских народников, освобождая их от обыденного восприятия действительности и, позволяя им подняться, до понимания экономики как науки.

Так, например, рассматривая категорию "труд" оренбуржцы видели в труде и ^источник жизни, и источник удовлетворения потребностей и источник наживы в условиях капитализма.

Если для традиционного народнического восприятия была характерна подмена Понятий "пролетариат" и "крестьянство", и между ними не проводилось принципиальной разницы, то оренбуржцы рассматривали этот вопрос следующим образом. Оренбургские народники видели в рабочем крестьянина, который отошел от привычного сельского труда и занялся заработком на стороне, но в любой момент способный вернуться на свою земли, тем самым избежав экономической зависимости от работодателя-фабриканта. Для лидера оренбургского народнического кружка М.Д.Муравского рабочий - это тот, кто не имеет никакой собственности, а уж тем более земельной. Но, как замзчает сам народник, для российской действительности это не типично, так как в рабочие идут те же крестьяне, а община не даст им потерять землю как свою собственность. На этх взглядах сказались и региональные особенности Урала.ВВорен-бургских степях крестьянское население не очень страдало от нехватки земель и в то же время могло часто подрабатывать на отхожих промыслах, прежде всего на уральских заводах, без потери собственности.

Учет региональных особенностей, практическое апробирование ряда теоретических положений в синтезе с теоретическими построениями как отечественной так и западно-европейской экономической мысли позволили членам оренбургского народнического кружка во многом дополнить и синтезировать социально-экономические построения теоретиков революционного народничества.

В третьем параграфе "Оренбургское народничество и марксизм" диссертант ставит перед собой задачу проследить связь мевду социально-философскими воззрениями оренбургского народничества и марксистского учения, расскрыть характер отношений членов оренбургского народнического кружка с международными революционными цынтрами в лице Русской секции I Интернационала.

Важно подчеркнуть, что произведения Маркса к начаяу 70-х гг. XIX века были известны и достаточно популярны не только в столич-

- 12 -

ных кругах русской интеллигенции, но и в провинции.

"Капитал" К.Маркса, опубликованный в России в 1872 г. вызвал широкий резонанс в обществе. На эту публикацию откликнулись и либеральные и революционные круги русской- общественности. Читали "Капитал;" и в Оренбурге,

Оренбургские народники увидели главную силу марксизма в его экономическом анализе положения трудящихся масс. И, хотя, стройностью и глубиной этой критики Маркс произвел впечатление на молодежь, в студенческой, революционно-народнической среде распространилось лишь его экономическое учение, "Отцом научного социализма" Маркса не признавали.^

В ходе сравнительного анализа социалистических представлений Маркса, теории социализма революционеров-шестидесятников и социалистических построений теоретиков революционного народничества 70-х гг. XIX в., а так же взглядов о социализме оренбургских народников, диссертант пришел к выводу, что на формирование социалистических представлений оренбуржцев оказали большое влияние идеи общинного социализма, получившие свое воплощение в теориях Н.Г.Чернышевского, П.Л.Лаврова и других признанных авторитетов народнической идеологии. Маркс же остался непонятым оренбургскими народниками, хотя под его влиянием и произошли сдвиги в восприятии оренбуржцаш классоцой структуры общества. В то же время, чтение Маркса укрепило оренбургских народников в понимании главной цели революционного движения - освобождение труда.

Оренбуржцы оценили Маркса как политэконома, который дал им лриемлимую для них теорию и метод анализа для понимания того, как функционирует реальная экономика.

У членов оренбургского народнического кружка был высок интерес, к революционно^ движению на Западе. Они часто обращались к истории Великой Французской революции, к событиям 1848 г. В начале 70-х гг их внимание привлекла деятельность I Интернационала. "Члены Русской секции этой международной революционной организации предпринимали частые попытки установления контактов со столичными и провинциальными народническими кружками с целью создания интернациональных рабочих организаций. Русская секция имела своеобразные "почтовые ящики", роль которых выполняли лица,

1.См.: Ковалик С.Ф. Революционное движение ?п-х ^.//Революционеры 70-х гг.-Л,,1986.

пересылавшие письма российских корреспондентов в Женеву, Является установленным фактом, что член оренбургского народнического кружка Л.Щиголев был таким "почтальоном"/ Он не только пересылал письма, но и получал информацию о деятельности I Интернационала, его рекомендациях и призывах, распространял ее в столичных народнических кружках и в провинции. Сам Щиголев, увлекшись идеей мировой революции и создания интернациональных рабочих обществ, попытался составить программу действий по их организации.^ установив эти факты, диссертант получил право предположить, что в Русскую секцию писали и члены оренбургского народнического кружка, передавая свои письма Л.Щиголеву, М.Д.Муравский - активный деятель революционного движения еще начала 60-х гг», продолживший свою работу в революционном народническом кружке, живо интересовался событиями революционной значимости на Западе, поэтому, он не мог упустить такой возможности. Можно сделать еще одно предположение о том, что письма М.Д.Муравского могли служить источником информации о делах в России и в Оренбургской губерни, которую собирали члены секции по поручению Маркса.

Отдельным проблемам общественной жизни и особенностям социально-философской трактовки этих проблем оренбургскими народниками посвящена глава вторая "Социально-философские идеалы оренбургских народников в их эволюции".

Первый параграф "Теория социальной революции в мировоззрении оренбургского народничества" раскрывает специфику понимания членами оренбургского народнического кружа одного из путей преобразования общества - революции, и изменение их революционных взглядов под воздействием общественной практики.

В ходе анализа программных установок по вопросам революционного преобразования общества трех основных направлений революционного народничества: пропагандистского, анархистского и зако-ворщицкого, а так же революционных представлений оренбургских народников определено, что кружковцы тяготели к пропагандистскому направлению. Следуя за П.Л.Лавровым, они видели в революции исторически закономерный шаг в развитии России. Но ее свершение возможно только при участии народа, революционное меньшинство в силах лишь повлиять на уровень революционной активности народа.

1.См.: Соколов О.Д. На заре рабочего движения.

2.См.: Там же.

Оренбурщы понимают необходимость революционной пропаганды в народе с целью активизации его революционного творчества и начинают активно к ней готовиться. Весной и летом 1874 года члены оренбургского народнического кружка принимают активное участие в "хождении в народ".

Рассматривая вопросы, связанные с проблемой революции, оренбургские народники сталкиваются с проблемой насилия. Теоретики революционного народничества сводили эту проблему к таким аспектам ее проявления, как насилие по отношению к тем, кто будет сопротивляться народной революции, и как насилие по отношению к народу и его лидерам в случае поражения революции. Оренбуржцы выделяют еще один аспект в постановке этого вопроса - не совершается ли насилие над народными массами в ходе революции? Можно ли насильно сзаставить крестьян участвовать в революции? Отвечая на этот вопрос, оренбургские народники говорят о революционном творчестве народных масс, что и составляет саму революцию, уа,значит никакого насилия по отношению к народу нет. Но в целом, оренбурщы признают насильственный характер социальной революции. Они считали, что насилие возможно и нравственно оправданно только в случае подавления сопротивления притеснителей народа.

Движение пропаганды "хождение в народ" было разгромяенно правительством. Но его провал заключался не только в этом, многие революционные народники, в том числе и оренбургские, пережили сильнейший идеологический кризис, который закончился отходом почти всех членов оренбургского народнического кружка от революционных позиций. Причина кризиса заключалась в том, что в ходе пропаганды народники столкнулись с реальной жизнью русской деревни, которая разбила прежние революционные иллюзии о крестьянском коллективизме, о социалистической природе русского мужика, о том, что крестьянская община - прообраз будущего социалистического строя. Оренбургские народники увидели неспособность русской деревни к революции» От признания необходимости революции оренбуржцы переходят к убеждению о ее вреде, П,Орлов, исходя из неподготовленности народа к революции, с ужасом предполагает тот кровавый террор, который наступит в случае победы революции. Народ будет мстить своим притеснителям бездумно, без разбора. Но крови не избежать, по мнению народника, и в случае поражения ре-

волюцйИо Чем, какими целями можно будет оправдать реки народной крови? Может ли организатор, руководитель выступления взять на себя ответственность за это?

Теперь проблема революции рассматривается оренбургскими народниками с историософских позиций близких к позитивистскому пониманию процесса развития общества. История развития общества теперь видится им как длительный процесс формирования традиций, привычек, уклада быта и особенностей менталитета. Революция же выступает как быстрая смена одного этапа развития другим,, Орен-буржцы считают, что за стольккороткий срок невозможно что-либо создать, южно только разрушить. Поэтому, оренбургские народники отказывают революции в созидательной функции. Тот же П.Орлов предлагает влиять на общество, изменяя его формы,постепенно, давая народу время ж возможность привыкнуть к новым формам организации жизни и научиться их использовать.-^

Отход от революционных позиций в процессе преодоления кризиса народнической идеологии, вызванного неудачами "хождения в народ" был характерен не для всех членов оренбургского народнического кружка, М.ДоМуравский сохранил верность революционным убеждениям, П.Орлов продолжил; активную революционную деятельность, несмотря на некоторые изменения во взглядах. Однако, большинство кружковцев отказалось от революционной борьбы. Яго явление было типичным для многих провинциальных народнических организации. Лишь единицы продолжали начатое дело, основная масса участников практики революционной борьбы по окончании "хождения в народ" отказалась от активной революционной работы«

Во втором параграфе "Политические взгляды оренбургского народничества" диссертантом была сделана попытка философского осмысления особенностей политического сознания провинциального народничества как специфической формы отражения, обусловленной особенностями государственного и регионального развития.

Социальная философия революционного народничества 70-х гг. XIX века была достаточно аполитична. Одна из причин этого явления -реакция революционного народничества на антинародный исход буржуазных революций в Западной Европе, на неспособность буржуазного государства решить социально-экономические проблемы с учетом интересов народа.

1.См.: ГАРФ.Ф.112.Он Л-Д.229/1/. Л. 30 об.

-16 -

Для революционного народничества первоочередной задачей являлось решение экономических проблем, прямая борьба с царизмом за власть предполагалась как автоматическое следствие материального улучшения жизни народа. Однако, это не означает, что революционные народники вообще не поднимали политических вопросов в своих теоретических построениях. Проблемы государства и его роли в послереволюционный период, формы власти и другие аспекты обсуждались как теоретиками, так и практиками революционного народничества.

Оренбургские народники подходили к политическим вопросам как практики . Их, прежде всего интересовали проблемы государственного устройства после революции, какие социальные преобразования государство должно провести, может ли новое общество обойтись без государственных структур и т„д.

Вопрос о захвате власти революционными силами и свержение монархии оренбургскими народниками обходится, хотя отказ от самодержавного государства после революции предполагается. Оренбургские народники в своем большинстве признают необходимость создания государственной структуры после свершения революции, с тем. чтобы она выполнила необходимые преобразования по улучшению экономического и социального положения народа. Однако, новое государство в представлении оренбуржцев, полностью отличается от современного им» под которым они понимают административную систему, построенную в интересах господствующих классов, народные же массы никто никогда не учитывал, создавая государство.

Оренбургские народники ввдели новое государственное образование президентской республикой, законодательная власть в которой принадлежала бы Народному парламенту, состоящему из периодически сменяемых членов, "чтобы слуги народа не стали его господами".* По типу государственного устройства республика былаббы федерацией с широким самоуправлением на места. Таким образом, оренбуржцы признавали политическую централизацию, потому что в "единстве -сила" и отказывались от централизации административной, признавая за местными органами управлении право решать свои проблемы самостоятельно.М.Д.Муравский пытается создать проэкт организации самоуправления города Оренбурга как самостоятельной

Г.СМ.: ГАРФ.Ф.П2.0П.2.Д.1630.Л.5.

административной единицы,1 Таким образом, оренбургские народники надеялись соединить в будущем государстве сильную политическую власть с началами общинного самоуправления.

Важно заметить, что единогласия в вопросах государственного строительства будущего общества не было в рядах членов оренбургского народнического кружка* Некоторые кружковцы отстаивали позиции М.А.Бакунина в этом вопросе. Например, Л.Шиголев , являясь сторонником безгосударственного анархизма отстаивал "своеобразный образ правления", при котором "каждая деревня, каждый город управлялияь сами бы собою, не имея над собой высшей властиУ Антигосударственные позиции этой части оренбургских народников основывалась на полном отказе от принципа централизма и на абсолютизации общинного самоуправления.

Идейные споры по вопросам государственного строительства внутри только одного народнического кружка уже могут, определенным образом служить опровержением тезиса о невысоком уровне интереса революционных народников начала 70-х гг. XIX в. к политическим вопросам.

В третьем параграф "Религиозно-философские и атеистические аспекты мировоззрения оренбургского народничества" диссертантом предпринята попытка показать сложность и противоречивость идейных исканий оренбургских народников через развитие их религиозных и атеистических взглядов.

Однозначно определить мировоззрение оренбургских народников как только атеистическое или как только религиозное нельзя.

Атеистические идеи были популярны в среде оренбургских народников, как и в целом, в народнической среде, в силу своего противостояния клерикализму. В социально-философских представлениях оренбуржцев церковь была частью государственного аппарата, который эксплуатировал народ, чем и вызывала ненависть и неприятие революционного народничества.

Но в то же время, ярко выраженный антиклерикализм в социальных представлениях оренбуржцев,не подводил их к призывам уничтожения религии. Оренбуржцы, особенно в период ведения пропаганды в народе, сумели выделить "живую душу" религии - искреннее

1.СМ.: ГАРФ.Ф.П2.0п.2.Д.1630.Л.5.

2.См.: Революционное народничество 70-х гг. XIX в.Сборник документов и материалов в 2-х т.-М.,1?64.-Т.1.С.252.

религиозное чувство народных масс. Они признали за народом право на веру , на выбор ее или отказа от нее. Оренбургские народники предполагали решать вопросы религии в будущем обществе исходя из введения свободы совести, как основополагающего принципа государственного подхода к этим проблемам.

Члены оренбургского народнического кружка нередко обращав лись к религиозной идеологии /чаще всего к христианству/ в поисках ответов на нравственные вопросы, вопросы этики. Но привле-ли их в христианстве не только нравственные ценности. Так, поэзия религиозного чувства Евангелия трактовалась ими нередко как призыв к свободе не только в нравственном значении, но и в конкретно-социальном.

Оренбургские народники высоко ценили евангелические тексты, считая Евангелие первой книгой, которая ввела их в мир. Но с развитием в их воззрениях социалистических представлений, орен-бурвды все меньше внимания уделяли религиозной стороне учения Иисуса Христа. Обращаясь к образу Богочеловека, оренбургские народники нередко давали ему социалистическую трактовку. Я.Щи-голев называл Христа первым коммунистом.1

Таким образом, в религиозных исканиях оренбургских народников можно увидеть не столько попытки укрепления веры, сколько отрешение найти ответы на рвопросы социального характера.

Для религиозных исканий оренбургских народников характерны и элементы богоискательства, достигших своего апогея в учении "новой религии", созданной орловским народником А.К.Ма-ликовым. Последователем этого учения в оренбургском кружке стал Д.Аитов, который самостоятельно развил некоторые положения теории "богочеловеков".

Аитов, под влиянием этого учения, отказался от революционного пути преобразования общества, как кровавого и негуманного. Он убеждал своих друзей по кружку в необходимости принятия мирного пути нравственного самоусовершенствования. Аитов верил в то, что главное в человека - любовь. Она движет человеком. Надо разбудить ее в людях, сделать преобладающим чувством и тогда прео-долеется зло, ненависть, все пороки общества и даже такие социальные явления как частная собственность, классовые противоречия.

1.См.:ГАРФ.Ф.П2.0п.1.Д.229/1/.Л.9об.

- ГР -

Любовь к людям - божественная черта, развивая ее в себе, человек стремится к Богу, становится Богом.

Движение "богочеловеков"не наило широкого отклика в народнической среде. Рто своеобразное соединение христианской проповеди, теории нравственного усовершенствования и идей утопического социализма не нашло ни теоретического развития, ни практического воплощения. Не приняли эту теорию и оренбургские народники. Адтов оказался в одиночестве.

Идя оренбургских народников характерно критическое отношение к религии и: как к форме общественного сознания и как к социальному явлению. Однако, оренбуржцы никогда не оценивали религию однозначногнегативно или только позитивно. Элементы критики соединялись и с признанием прогрессивности религии. Так, в религии кружковцы видели начальную форму мировосприятия и философии, основы человеческой нравственности.

Наконец, в заключении обобщаются результаты исследования, прослеживается дальнейший жизненный путь наиболее активных членов оренбургского народнического кружка, особое внимание уделяется результатам эволюционного процесса в идеологической системе оренбургских народников, который шел быстрее на уровне практиков народнического движения, чем на уровне теоретически и был достаточно типичным явлением в народнической среде после провала "хождения в народ". Многих участников движения он привел к пересмотру идейных позиций и даже отказу от ориентиров народнической идеологии революционного направления.

Основные положения диссертации отражены в следующих работах автора:

I. Концепция развития общества в философии народничества 6070-х годов ИХ века. // Аспекты развития. Межвузовский научный сборник.-Оренбург,19п3.-Вып.I.С.37-41. 2 Развитие идей патриотизма в системе философско-социологических взглядов М.А.Бакунина.// Аспекты развития.- Оренбург,1Р93.-Вып.I.С.25-32. - в соавторстве.

3. Развитие идей социальной революции в философии народничества.// Аспекты развития.-Оренбург,1994.-Вып.2.4.2.С. 1П-16.

4. Развитие политико-социологической концепции в "Исторических

I.См.: ГАРФ.Ф.109.3-Я эксп. Д.144/Г/.Л.454.

- 20 -

письмах" П.Д.Лаврова.// Аспекты развития.-Оренбург,1994.-Бып.2Л.2»С.4-9.- в соавторстве. 5. Влияние русской деревни на мировоззрение революционного народничества.// История и культура славян Южного Урала. -Оренбург,1995.-С.15-18.