автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Социально-философский анализ феноменов любви и пола

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Баранова, Ольга Михайловна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Уфа
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
Диссертация по философии на тему 'Социально-философский анализ феноменов любви и пола'

Текст диссертации на тему "Социально-философский анализ феноменов любви и пола"

Башкирский государственный университет Кафедра философии

Баранова Ольга Михайловна

Социально-философский анализ феноменов любви и пола Специальность 09.00.11 - социальная философия

Научные руководители: доктор философских наук, профессор, A.B. Лукьянов

кандидат философских наук, доцент В.В. Кашин

Диссертация на соискание учёной степени кандидата философских наук

На правах рукописи

Уфа - 1998

Содержишь Содержание

Введение .............................................................................. 3-12

Глава 1. Сущность и генезис понятия пола................................13-58

§ 1. Сущностное понимание пола: ретроспективный анализ

философских воззрений прошлого ...........................13-28

§ 2. Пол в контексте единства и оппозиции духовного

и телесного ...........(Г-сзд«»??*«*'''................................29-47

§ 3. Проблема социально-философского анализа тендерных

исследований пола .................................................48-58

Глава 2. Феномены любви й пола человека: опыт социально-

философского анализа...............................................59-109

§ 1. Любовь как универсалия культуры........................ 59-73

§ 2. Проблема любви и пола в истории культуры............74-93

§ 3. Проблема ценностной ориентации полов и культура любви в современном мире (на базе социологических исследований Уральского региона) ..........................94-109

Заключение..........................................................................110-111

Приложение .........................................................................112-118

Библиография......................................................................119-134

-3 -Введение.

Актуальность диссертационного исследования обусловлена прежде всего тем, что современный кризис в России охватил практически все области человеческого существования, в том числе и половую сферу. Кризисные явления (в экономике, духе, культуре и нравственности) неразрешимы только на политической стезе. Должны приниматься в расчет иные стороны бытия. Невозможно возродить страну одними политико-экономическими методами без преображения более глубинного слоя национальной души, отвечающего за внутреннее, сущностное общение между полами.

Истинный человек только и проявляется в очевидности глубины своего духа. "Все те, -пишет А. Менегетти, - кого человечество признает своими учителями, отличались глубиной собственной души"1. Именно такая постановка вопроса, увязывающая сущность полового чувства со стремлением человека обрести целостность на всех планах и уровнях своего бытия, является творчески продуктивной. Ведь существует по меньшей мере три уровня проявления пола: телесный, душевный и духовный. По нашему мнению, ни теория удовольствия, ни концепция деторождения, ни доктрина платонической природы любви, не в состоянии исчерпать сущность пола. Чисто метафизический подход к проблеме или идея "Божественного Андрогината" на деле оборачивается принижением значения женского начала на всех планах бытия.

Актуальность настоящего исследования обосновывается также тем, что по состоянию половой морали, характерной для тех или иных

Менегетти А. Мотивация комплекса взаимосвязи "мужчина - женщина" // Онтопсихология. Санкт - Петербург, 1996. - С.12.

культур и общественных отношений, можно судить о состоянии общества в целом. Процесс вырождения многих государств и крушения некогда великих империй во многом был обусловлен деградацией и десакрализацией половой сферы. Народ, избравший путь абсолютно бесконтрольной гонки за удовольствиями, отказавшийся от принципа самоконтроля, в конечном счете, достигает снижения духа пассионарности. В то же время полное пренебрежение принципом счастья как сконцентрированным выражением стремления человека к полнокровной, многогранной и плодотворной для него жизни, оборачивалось преступной подменой любви этикой холодного долга, обернувшейся не только равнодушием, но и невистью к тем, кто не был склонен слепо уверовать в "любовь к дальнему".

В действительности, как будет далее показано нами, тело человека принадлежит его сущности также, как духовная и душевная организация. Об этом размышляли Шеллинг и Кьеркегор, Герцен и Чернышевский, Маркс и Фейербах. Бытие человека есть в первую очередь его чувственное бытие, а не логическое. Человек не только мыслит, но и переживает, стемится к чему-то, страдает о чём-то. Человек не может быть абстрактной идеей, и всякие рассуждения о конкретности вне человека просто абсурдны. "К сожалению, пишет В.А. Малинин, - немецкие философы фактически игнорировали этическое начало человеческой личности. В одном из своих эссе Киркегор замечает, что во взаимоотношениях конкретного мужчины и конкретной женщины больше философского смысла, чем в абстрактно-логических рассуждениях вообще и ни о чём"1.

Следует также заметить,; что сексуальный инстинкт оказывал и продолжает оказывать мощное воздействие на исторический процесс. Любовное чувство того или иного фараона, царя, императора,

1 Малинин В.А. Диалектика Гегеля и антигельянство. - М.: Мысль, 1983. - С. 181.

полководца, крупного ученого нередко поворачивало колесо истории. Но на сегодняшний день состояние половой энергии человечества весьма далеко от идеалов, заповеданных традицией. Практически отсутствует метафизика пола. В области пола фактически наблюдается растущее отчуждение между полами. Откровенная мужская доминация, часто сопровождающаяся высокомерным отношением к женщине как к низшему существу, странным образом сосуществует в современном мире со скрытым господством низших женских идеалов, представлений и ценностей1. Усиленное стремление к эмансипации и профаническое равноправие, за которое сражаются многие женщины, в сущности есть бегство от собственного- пола. В настоящее время нарушается космический закон равноправия двух начал. Однако конфликт между полами на отечественной почве пока ещё не перерос в необратимую фазу взаимного отчуждения и войны. Вместе с тем, необходимо заметить, что любая социальная смута, общественные катаклизмы порождают разгул половых страстей. Падение нравов, пропаганда нестандартных сексуальных ориентаций, апология вульгарности, анархо-коммерческая антикультура секса, ошеломляющая своей вакханальностью - всё это соседствует с другой тенденцией, связанной с угасанием двойной морали (гусарской для мужчин, монашеской для женщин), с уменьшением невежества и предрассудков, с ростом •влияния сексологии и полового просвещения. Начинает формироваться гуманистическая культура любви. Она углубляет личностные отношения между людьми, насыщая их глубокой духовностью. Ведь человек и разделен по половому признаку ("секс" означает "разделенный"), чтобы реализовать возможность встречи с любовью. Феномен полового разделения подразумевает обретение духовного начала. "Сексуальная

4См.: Ключников С.Ю. Предисловие к;кн.: К)лиус Эвола. Метафизика пола. - М.: Беловодье, 1996. - С.15.

реальность, констатирует А. Менегетти, - дает возможность достичь адекватного измерения Я и того чувства, что приближает к жизни в целом"1.

Итак, человек должен, наконец, серьезно отнестись к своему полу как к источнику своей жизни. Пол присутствует и в теле, и в душе. Поэтому вне пола нет человека, как единства душевного и телесного. Тело как бы имеет отношение с двумя абсолютно разными пространствами. Во-первых, со всем тем, чем оно само не является. Во-вторых, с некоторой модификацией пространства в качестве самого себя. Более того, пространство во втором смысле не ограничивается местом тела, а является постоянно меняющейся величиной,

и о пг\ и

расширяющейся и сужающейся. Б своих краиних пределах тело может постоянно утесняться в сторону небытия. Причем речь здесь идет не только о смерти как пределе небытийственности тела (напротив, смерть предоставляет телу определенный минимум пространства)2. Отсюда возрастает актуальность одухотворенного секса (любви), как мощнейшего инструмента преображения человеческой личности, поскольку он предполагает участие человека противоположного пола и тем самым включает в себя момент трансцендирования за пределы той или иной телесной и духовной организации.

В настоящее время, когда в стране развертываются острейшие споры о путях гуманизации жизни, мало кто из обществоведов связывает демократизацию социальных, политических, экономических отношении с половыми и семенными отношениями. Б изучении полового вопроса наблюдается стремление избавиться от наслоений экономического детерминизма, преодолеть ограниченность классового

1 См.: Менегетти А. Мотивация комплекса взаимосвязи "мужчина - женщина" // Онтопсихология. Санкт - Петербург, 1996. - С.62.

2 См.: Серкова В.А. Взаимодействие пространства и тела // Человек - Философия - Гуманизм: Тезисы докладов Первого Российского философского конгресса (4 - 7 июня 1997 г.). В 7 томах. Т.6. - СПб., 1997. - С.155.

подхода.В рамках данного направления создаются работы, авторы которых пытаются осмыслить проблему "женщина и общество" всесторонне, не ограничиваясь рассмотрением лишь одного вопроса.

Степень разработанности проблемы. Исследованию проблемы пола посвящено сравнительно небольшое количество работ. Прежде всего, это труды H.A. Бердяева, Отто Вейнингера, Эмиля Дюркгейма, Герберта Маркузе, В.В. Розанова, Р. Тэннэхилла, 3. Фрейда, Ю. Эволы. Из наших современных отечественных авторов особо выделим труды Андреевой И.С., Абубикировой Н.И., Ворониной O.A., Гуревича А.Я., Габриэлян И.М., Гулыги A.B., Жарова Л.В., Киященко Л.П., Кона И.С., Короленко Ц.П., Литвиновой А.Л., Лукьянова A.B., Любутина К.Н., Руткевича A.M., Розина В.М., Рюрикова Ю.Б., Ушакина С.А., Хидиятова Н.Б., Харчева А.Г., Чучина-Русова А.Е., Чанышева А.Н.

Часть из них связана с анализом "гендерных исследований", в которых термин "гендер" трактуется как социально-закрепленные отношения полов. В работах В.М. Розина раскрывается глубинная связь таких понятий, как "пол" и "тело". По его мнению она осуществляется в "телесности", которая претерпевает самые необычные изменения и метаморфозы. Сексуальность в данном плане можно рассматривать как форму телесности.1 В сочинениях Габриэлян Н.М. проблема пола осмысливается через символы "женского" и "мужского" рядов, что позволяет пролить дополнительный свет на соотношение внешнего и внутреннего, физического и духовного пола2.

Значительное количество авторов (Абрамов А.И., Бычков В.В., Губин В.Д., Жанбуршина Р.Б., Ивин A.A., Нарский И.С., Рюриков Ю.Б., Семенова С.Г., Стрельцова Г.Я., Чанышев А.Н.) пол человека соотносит с такой сущностной силой последнего, как любовь. Так, Ивин

1 См.: Розин В.М. Природа сексуальности // Вопросы философии, №4. 1993. - С.83.

2 См.: Габриэлян Н.М. Пол. Культура. Религия // Общественные науки, №6. 1996. - С.126-132.

A.A., реконструируя концепцию любви B.C. Соловьева, понимает под половой любовью полноту жизненной взаимности, становящейся высшим символом идеального отношения между личным началом • и общественным целым1. Рюриков Ю.Б. специально обращает внимание на тот момент, что пол - это "не полчеловека, а весь человек, ... "2. Однако способность человека чувствовать свой пол есть нечто внутреннее. Свойство чувственности, с самого начала присущее человеку как живому биологическому существу, пишет Д.А. Нуриев, "существует в нем самом "невидимо", ^скрыто" в виде способности и эта способность остается "невидимой", "скрытой", до тех пор пока он не входит в субъектно-субъектные или субъектно-объектные отношения"3. Развивая эту мысль дальше, можно сказать, что в половом чувстве заключено огромное многообразие черт скрытой реальности (например, диалог обретает подлинно духовное содержание, если озарен любовью, эросом).

В последние десятилетия интерес к полу приобрел значение глобальной проблемы. На смену патриархату идет новое состояние, биархат - главенство обоих полов. Эти кардинальные перемены в положении женщины усиливают женское начало в культуре. Биархатные влияния преобладают в мировом реалистическом искусстве, в сексологии, в половом просвещении, в женском движении, во всей

к* т~> «-»

демократической культуре в целом. В нашей литературе, к сожалению, очень мало работ посвященных тому, что делается в данной области на

1 См.: Ивин A.A. Многообразный мир любви // Философия любви. 4.1. - М.: Политиздат, 1990.

- С.383.

2 См.: Рюриков Ю.Б. Любовь: её настоящее и будущее // Философия любви. 4.1. - С.292.

3 См.: Нуриев Д.А. Историческое, логическое и мировоззренческое основания категории "материя".

- Уфа: Изд. Башкирск. ун-та, 1996. - С. 137.

Западе. Можно, однако, указать на следующие работы1, в которых выявляется сложность взаимодействия двух течений современной сексуальной революции - прегрессивного и регрессивного.

Однако существующая научная литература, посвященная половому вопросу, касается в основном психологических, социо-культурных, естественно-научных, нравственных, художественных и религиозных аспектов пола. Философский анализ пола, особенно социально-философское измерение последнего, всё ещё остаётся задачей будущего. Настоящая диссертация восполняет существующий пробел в том плане, что пол осмысливается как понятие социальной философии. В определенном отношении на социальные характеристики пола проливают свет тендерные исследования; которые мы и учитываем в процессе выполнения данного исследования.

В качестве объекта исследования выступает внутренний пол человека, как единство его сущностных сил и качеств.

Предмет исследования - внутренний пол в свете такой человеческой сущностной силы, как любовь.

В связи с этим главной целью диссертации является выявление сущности пола, его генезиса и социо-культурной детерминации.

В соответствии с этим в исследовании ставятся и решаются следующие задачи:

- проанализировать сущностное понимание пола на основе ретроспективного анализа философских систем прошлого;

1 См.: Гулыга A.B., Андреева И.С. Пол и культура // Философские науки, №4. 1973.; Давыдов Ю. Мистика потребительского сознания // Вопросы - Литературы, №5. 1973.; Голод С. О так называемой сексуальной революции Наукаи техника (Рига), №1. 1976.; Кон И. Секс,

общество, культура // Иностранная литература,.№1. 1970.; Харчев А.Г., Голод С.И. Молодёжь и брак // Человек и общество. ЛГУ, вып. VI. 1969.

- рассмотреть пол человека с точки зрения понятий "телесного" и "духовного";

- проанализировать тендерные исследования проблемы пола;

- выявить соотношение половой любви и любви как универсалии культуры;

- соотнести пол и любовь в культурном и историческом развитии;

- дать социологический и социально - философский анализ культуры любви и ценностной ориентации полов в современном мире.

Методологическая основа диссертации. В настоящем исследовании мы исходим из той идеи, что разделение человечества на два пола является источником таких огромных и разнообразных возможностей развития многоцветия человеческой культуры, которые в противном случае никогда не смогли бы появиться даже в зачатке.

В основу исследования положен принцип единства биологического и социального, духовного и телесного в человеке, а также принципы развития, дополнительности и историзма.

Источниками исследования явились классические труды Платона,. Аристотеля, Декарта, Канта, Фихте, Гегеля, Фейербаха, а также наших отечественных представителей религиозной философской мысли конца XIX - начала XX века, в первую очередь Н.Ф. Федорова, B.C. Соловьева, В.В. Розанова, В.П. Вышеславцева.

В диссертации творчески реконструированы идеи Ф.В.Й. Шеллинга, С. Киркегора, К. Маркса, Э. Фромма, О. Вейнингера, Г. Маркузе, Ю. Эволы, Э. Дюркгейма. Проанализированы работы зарубежных исследователей семьи и брака, так или иначе затрагивающие проблему пола. Обобщены феминистские исследования. Изучено состояние половой культуры на современном этапе Российского общества.

Научная новизна диссертационного исследования связана с социально - философским анализом феноменов любви и пола. Эта

- и -

новизна сводится в основном к следующим научным результатам:

- сделан вывод о том, что пол, характеризующий процесс становления личности, представляет собой единство телесного и. духовного, что позволяет отнести его к разряду сущности;

- на основе анализа генезиса понятия пола, установлено, что человеческий пол формируется в противоречивом процессе дистанцирования и совпадения духовного и телесного;

на базе социально-философского анализа тендерных исследований проблемы пола, выявлено, что внутренний пол человека выражается в системе взаимодействия таких понятий, как духовность и телесность;

- исследовано отличие половой любви от любви как инварианта, остающегося неизменным в разных исторических эпохах;

- в ходе исследования современных тенденций развития культуры любви и пола обнаружено смещение духовного "Я" молодого человека в сторону душевности или мира ценностных переживаний.

Научно-теоретическая и практическая ценность исследования состоит в том, что анализ феномена пола позволяет глубже выявить особенности современной личности, её структ