автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему: Социально-философский анализ проблемы культуры общения
Полный текст автореферата диссертации по теме "Социально-философский анализ проблемы культуры общения"
° 3 МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
ТАШКЕНТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
НА ПРАВАХ РУКОПИСИ
НОРБЕКОВ ЖУРАБЕК
СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 09.00.11 — СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
ТАШКЕНТ — 1993
Работа выполнена на кафедре философии философского факультета Ташкентского государственного университета.
Научный руководитель — Заслуженный деятель науки Республики Узбекистан, Лауреат Государственной премии Республики Узбекистан имени Абу Райхона Беруни, доктор философских наук, профессор Шермухамедов С. Ш.
Официальные оппоненты:
1. Доктор философских наук, профессор — Туйчиев Б. Т.
2. Кандидат философских наук, доценг — Бицон Г. Ф.
Ведущая организация — программа историко-философских и культурологических проблем Университета мировой экономики и дипломатии.
часов на заседании специализированного совета ДК. 067.02.09 при Ташкентском государственном университете (700035, Ташкент—35, ул. Амира Тимура, 60-а, ауд. 208).
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке 'ГашГУ (Вузгородок).
Автореферат разослан 1993 г.
Ваши заверенные отзывы (в 2-х экз.) просим направлять по адресу: 700095, г. Ташкент—95, Вузгородок, ТашГУ, ученому секретарю.
Ученый секретарь специализированного совета, доктор философских наук,
профессор ХАЙДА РОВ У. Ж.
Защита состоится
1993 г. в 14.00
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Изменения в современном . общественном развитии настолько глубоки и значительны, что требуют комплексного анализа всех факторов, оказывающих влияние на этот процесс. Пристального внимания заслуживает человеческое общение как общественное явление, пронизывающее все сферы жизни общества. Его социальное содержание, направленность включенных в него людей существенным образом влияют на изменение общестза и гуманизацию общественных отношений.
Сегодня общение из проблемы частной жизни индивида превращается в глобальную. В ней концентрируются вопросы войны и мира, иалога между нациями я отдельными людьми, общего прогресса.
Культура общения сегодня понимается ках качественная оцен-са поведения людей. Но такое понимание схватывает лишь то, что гежит на поверхности. Безусловко, внешние формы поведения имеют значение для выявления уровня культуры общества. Они харажтери->уют способа включения индивидов в социум, а систему историче-¡зи определенных общественных отнояениЯ. Сейчас больше, чем гогда-либо, люди искаткзеют потребность обучения общению. Отялл-:алсь на эту потребность, ссцяолоп», психологи, педагоги а пред-:тазители других сбщэггвенных наук размыиляют о культуре чело-тческих взаимоотношений, дают рекомендации и стремятся вырабо-'ать'систему правил как вести себя в различных жизненных ситуа-щях, кад сделать "свое общение с другими не только практически флективным, но и нравственным. Предлагаются различные методи-и социального тренинга. Книги по этим вопросам пользуются популярностью, но каждая из прочитанных оставляет некоторое неу-свлетэорониэ, возникяэс^е от того, что жизненные ситуации ывез? гораздо слезнее.
Дать рекомендации на все случаи жизни невозможно, а прак-ика общения показывает, что в реальной жизни человек не всег-а поступает согласно предписаниям. Поэтому возникают вопросы: очему люди вступают в контакты с другими так, а нэ иначе? Поему избираемые ими способы общения не всегда соответствуют ровно развития общества и тому типу культуры, которая их зрастила?
Ответить на эти и подобные вопросы можно только с помощью
философского подхода, опираясь на прочные методологические позиции.
Степень и направления разработки проблемы в науке. Издавна считалось, что культуре общения или "искусству нить в обществе" может научить лишь философия, в которой, как полагал Цицерон, теория и практика слиты воедино. Эта идея подтверждена более чем 2000-летним развитием этой философии как науки ; к ней люди всегда обращались как к теоретическому осмыслению не только эпохи, в которой они кили, но и своей личной жизни. . Другой вопрос, находили ли они желаемые ответы с той или иной философской системе.
Силософия никогда не стремилась дать законченный свод правил поведения в обществе. Она формулировала липь общие принципы культуры общения, опосредованно отражая содержание и характер того или иного способа производства, интересы соответствующих ому социальных груш.
На раннем - дофилософском - этапе развития культуры общественное сознание, воплощавшееся в древнейших мифах, и в первобытной художественной деятельности, еще не было способно выделить отношения человека к человеку как самостоятельную проблему. Напомним, что главным героем.первобытного искусства был вообще не человек, а зверь и что древнейшие культуры имели зооморфный характер, а сами леди не различались един от другого как неповторимые личности, напротив, в индивиде виделся представитель рода, племени, общины: "Я" растворялось в "мы", и потому отношение "Я" и "другого" еще не становилось проблемой, требующей осмысления.
Сознание, того, что другой человек иди другой коллектив, столь же свободный, активный, полноправный, подлинный субъект, как "я" или "мы", безотносительно к его этнической и социальной принадлежности, пришло значительно позже.
У Сократа и Платона не только впервые возникла этическая проблематика, отражающая межличностные отношения, но сама фило-; софская рефлексия выступила в форме диалога, то есть интеллект туального общения самостоятельно и со разному мыслящих людей.
И все же общественная мысль античности была способна сделать липь первые шаги в данном направлении: уровень реального развитие личности и реальных отношений между людьми был
еце слишком низок для foro, чтобы проблема человеческого общения приобрела серьезное значение в обцественнон,сознании.
У Демокрита это выглядат особенно ярко. Например, он считал, что "искусство жизни" состоят в умении хорозо мыслить, хорооо говорить и хорово поступать. В.Ыакдевиль на основания частных я доступных примеров, описывая своеобразные правила общения а нарсдцапцемся буряуазнсм обздстге, впервые Дал этико-псяхолоаическуа картину иааиичксстных отношений, определяемых обстоятельствами*. Для И.Канта я Гегеля общение представляло собой прикладную этику. Но оня фзрауляровгяи ее ras "чистую моральную философа", исхадяауе "яз оба^З идея диалога а нравственных законов", в основании которых лвхят диалектика обаятельности человеческого уода.
Однако, создав несбхадакь» категориально-теоретические предооскляя дня исследования чалогвчасзого с&згяил, немецкая идеалистическая философия сеиа зеориш себе дорогу к его глубинному ооегсленял, ибо она титцдата «бсаюпюго, а не отдельного, конкретного, челозечесятго. Помогу теория общения з неЗ тая я на била создана.
Казалось, эту задачу должен бва реаять Л.вейербах, перв-яедохй дзнлйяяв философской шкли на материалистические рельсы. И действительно, Л.веЯербах исходах яэ того, что "отдельный человек, как нечто обособленное, ив замечает человеческой сущ-ностя в себе... Человеческая суяаость наляда только в общении, в единстве человека с чзяовотом... Человек для себя является человеком в обычно« сдасяэ: овдовев з обяешн с человеком, единство И* я "та" есть бог .
Однако идея "едзнсгаа" "а" а "га* езр кэ вгаяа у Л.5ейор-бажа «ищепзкЛ чеяовеч>йгого обйанзя, ябо речь газ у него от-нвдь не об ойчрвни как опрадеяеинои яраяаленая человеческой деятельности, а всего лхзь о природной общности лддей.
К.Ыаркс я в.Энгельс увидел в обоенхи всеобщую характерис-таау бытия обзаства и яичное-?», рассматривая его как материальное я духовное, непосредственное я опосредованное, прямое и
1. См.: Овсянняхов М.в. Аиософия Гегеля. - 1., 1973.
2. Дейербю; Избран^^^о^авп произведения. В 2-х
косвенное в условиях классового общества я стремящееся в всечеловеческому, универсал:.ному, мировоцу взаимодействии.
Общение представляет собой такую реальность, посредством которой когно не только увидеть, но в понять сущность человека, ибо здесь она всегда предстает субъективно, а не так, как "немая всеобщность, связуэщая множество индивидов только природными узами"*.
Для культурной ситуации, сдокившейся в Европе в конце XIX-начале XX вв., било закономерно, что проблема общения начинает разрабатываться на конкретно-научной основе, которую мы назвали бы сегодня отологической. В 70-90-е годы прошлого века во Франции, Германии, Англии публикуется ряд исследований, начиная с книги А.Эспинаса "Общество аивотных", в которой приводились новые данные о взаимоотношениях хиготных на разных ступенях биологического развития, основанных не на борьбе за существование, а на взаимной поддержке, взаимопомощи, на общительности и любви.
П.А.Кропоткин вспоминает лекции декана Санкт-Петербургского университета, профессора К.С.Кессдера "О законе взаимопомощи", прочитанную на.съезде естествоиспытателей в 1880 г. В этой лекции автор, развивая идеи Ч.Дарвина, доказывал, что "помимо закона взаимное борьбы в природе существует еще закон "Взаимной Помодо". Вдохновившись этой идеей, сам Кропоткин капал исследование, завершившееся публикацией в начале XX в. сначала в Англии, а затем в России книги "Взаимная Помощь как'фактор эволюция".
В налу науку проблема общения воаяа в 20-е года, но первоначально на достаточно узком научном пространстве: в лингвистика, литературоведении я эстетике.
В 1923 г. 1.П.Якубинсвий опубликовал статье "О диологиче-ской речи", а которой доказывал, что язык следует изучать в контексте обсегая лвдей, ибо характер речи находится в прямой зависимости от "условий общения", от "формы общения" ■ от "целей общения . -
Одновременно Л.М.Бахтин в работе "Проблема речевых жанров"
I. Парке К., Энгельс V. Соч. 2-е над. Т.З. С.З.
2- ЙЛЯСТШ! ^//13уссжм
так определил существо своего подхода к языку: если пр-зждв языковедами "на п-рвый план выдвигалась функция "независимого* от общения становления мысли", то теперь следует рассматривать язых превде всего кьк средство общенйя лвдей, его участников -как "речевых субъектов..." .
Становление в 60-е годи социальной психология как научной дисциплины, находящейся на стыке философия, психологин а ес-цао-логии. Вызедпей в 1965 г. книге Б.Д.Парштна "Социальная психология как наука" обзегзгв характеризовалось как психическое взаимодействие ледей во всех его форках, вкяочая кнфориацвонно-кжлунинатизиое, рецептивное, суггестивное.
Особенно активно в навей науке 70-80-х годов исследовались астатический и художественный аспекта человеческого обцения. Объясняется это тем, что в искусстве общение (в собственной и точном смысла слова) играет особуп роль, что привлекло исследователей к этой - деятельностко-фунхционаяьной стороне художественного освоения кара, анализ которой должен был дополнить традиционный для эстетики гносеологический подход к искусству^.
Все большее "нногоголосие" научного исследования обцения укрепляли сознание необходимости его философского осмысления, которэе могло бы послужить теоретической основой я интеграционным путем его конкретных разнородных частнонаучных исследований. Неудивительно поэтому, что на рубеже 60-70-х годов проб-леча обцения "вторглась" в фклософскуп литературу, заняв прочное и важное «есто в киту гуманитарно-социальных геи социальной философии.
Подробный обзор различных подходов к понкцанип общения в конкретных науках и философии дан в 70-х годах В.Ы.Соковни-иаД в 80-х годах - Б.А.Родионовым* и М.С.Кагажяг, В.Д.При-
1. Бахтин K.M. Эстетика словесного творчества. - М., 1979.
С.245.
2. Бахтин И.И. Вопросы литературы и эстетики. - У., 1975.
3. Соковнин В.М. О природе человечйсаого общения. - врунзэ: Мектеп, 1974. С.З-7Г
4. Родионов Б.А.Коммуникация как социально» лзленив. -Ростов-на-Дону, 1584. С.3-27.
5. Баган а.С. Мир обдания. М.: Пмвтиэдвт, 1988.Гл.1-г.
люком*. В дальнейшей феномен общения соотносится с различными сферами человеческой деятельности и формами культурного прогресса общества. Например, в работах О.И.Даниленко , И.А.Илья-евой3 общение рассматривается как фундаментальная основа бытия общества и личности, механизм взаимодействия людей, в процессе которого складывается .различные социальные общности, проявляется общественные отнопетш, функционирует культура, формируется сущностные характеристики общественного человека - субъективность, личность и индивидуальность. И.А.Ильяева специально исследует принципы общения людей а современном мире и дает их типологии, позволяемого за внешними, неповторимыми человеческими контактами увидеть закономерное«: этого сложного и полифункционального процесса единения и обособления лвдей.
Необходимо признать, что достигнуть результатов в исследовании данного вопроса мехно, если рассматривать культуру общения как способ бытия, самореализация личности, без которого немыслимо существование культуры как социального явления вообще.
Цельд исследования является философскбе осмысление общения как целостного процесса, уточнение социологических подходов к исследовании культуры общения и ее влияния на жизнедеятельность человека, на его развитие как личности и гражданина.
Задачи исследования. Для достижения цели исследования необходимо решение следущих задач:
- провести сравнительный-анализ и дать современную интерпретация содержанка понятий "общение" и "культура общения";
- раскрыть структуру в определить соцгсльнке функции культуры общения, практиЕуемоВ сбщоствси;
- выявить двавудае сипа и охарактеризовать основные принципы развития культури о&геквг гичкосгз;
- проследить пути з ферка воздействия культуры общения на совер^екстБоаакеб яхчкосп: сак субъекта общения ;
1. Прклзвх Б.Д. Проблема об^гзш е всторпческом материализме Ниев: Наукова душ», 19Й. ГяЛ.
2. Даниленко О.И. О вонмяз' я критериях высокой культура об-§061^6б в ¿зяности. -1., 1973.
3. Ияьяеза И.Д. Н&яизфв о&аеяш. - Воронеж, 1969.
- предложить практические рекомендации по совераенствова-нив кудьтуры общения в становящемся граждански! обществе независимого Узбекистана.
Методологические основы и теоретические источники исследования, Исходной посылкой работы является диалектический принцип взаимозависимости материальной я духовной сфер общества, Формирующая своим воздействием определенный тип личности, реализующей в сзозй практической и интеллектуальней деятельности культурный потенциал общества, становящейся доступный е«у через общение с другими членами социума. Пра »том семо общение реализуется в многообразных формех, отличается стилем к размахом, уровнем ответственности к активностью, что ж позволяет ставить вопрос о его культуре, степени развитости» цивилизованности.
Для анализа феномена "культура общения", сравнения ж сопоставления диссертантом использованы работы отечественных и зарубежных философов, психологов, социологов, культурологов, этнографов, в которых затрагивается проблем! общения я его роли в становлении общественных отпоямвй и совершенствовании социальных качеств личности. Конкретный фактический материал был почерпнут из специальной литературы и Периодической печати, извлечен из опубликованных результатов социологических исследований, получен на научно-теоретических конференциях (19881992 годи), в которых участвовал диссергаи».
- Научная новизна замечается: -.ч;-.
во-первых, в том, что содерЕкатехьнме граниш понятня "культура общения* уточняется через всесторонний анализ социальной сущности, структуры и фуккгой культуры общения.
Процесс формирования культуры. общения раскрывается с точки зрении совершенствования субъект-объектных отношений, ситуа-цей социального виборя личности. При этом по новому определяется место культура а фушкзширошшки социума, сфзри ее конкрат-ной реализации;
вонзтотаяс, в тем, что культура обцекая рассматривается как одгн из критериев созераенстаования личности, э качестве общественно значимого фактора повседневного существования и деятельности ладей;
з-таетъкх. а том, что показывается фактическая значимость
согласования принципов развития культуры общения личности. При атом раскрываются конкретные черты и свойства, комплексы ценностных установок, позволяющих личности быть носителем общественно значимых форм общения и воплощать их в жизнь;
в-четвертых, в том, что выявляются реальные особенности различных форм культуры общения (профессиональная, национальная, возрастная и т.п.) и раскрывается необходимость органического сочетания подъема уровня культуры общения и совершенствования личности в различных социальных сферах.
Теоретическая и практическая значимость диссертации заключается в следующем:
Разработка проблем культуры общения позволяет более конкретно рассмотреть такие вопросы, как изменение харахтера межличностных отношений, потребление ценностей культуры, совершенствование личности. Становится возможным уточнить в интересующем нас аспекте содержание ряда понятий ("общение", "культура общения").
Это позволяет, в свою очередь, выработать конкретную систему признаков, по'которым следует классифицировать различные культурные стили человеческого общения, что. имеет практическое значение с различных точек зрения - философской, нравственно-эстетической, социально-психологической.
Ряд теоретических положений диссертации может быть использован при чтении лекций по философии, социологии, этике и эстетике, в проведении семинарских занятий по соответствующим темам, в практике пропагандистской работы, направленной на упорядочение общественных отношений и подъем культуры личности.
Апробация диссертации. Основные положения и выводы исследования докладывались на следующих конференциях, симпозиумах и методологических семинарах:
1."Общение и его роль в обществе". - Ташкент, 1988г. //Итоговая конференция кафедры философии ИПК//.
2. "Диалектика национального и интернационального в формах общения" - Джизак, 1989 г. //Научно-практическая конференция профессорско-преподавательского состава Джизакского ГШ//.
3. . "Культура общения как социальное явление". - Ташкент, 1990 г.// Всесоюзная научно-теоретическая конференция "Проблема человека в современном мире//.
Диссертация обсуждалась на кафедре философии философского факультета ТашГУ, где была рекомендована к защите.
По исследуемой тематике имеются 3 публикации общим объемом 2,3 п.л.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.имеющего наименования.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во введении обосновывается актуальность темы и показывается степень ее разработанности в философской литературе, формулируется цель и определяются задачи исследования, раскрываются новизна и самостоятельность подхода, характеризуется практическая и научная значимость.
В первой главе - "Роль общения в жизнедеятельности человека", состоящей из двух параграфов, последовательно анализируется сущность феномена понятия культуры общения, структура и его функции, их необходимость для социального прогресса.
Общение, как бы оно ни определялось, всегда есть специфическая форма связи, Его специфичность в том, что это связь меаду субъектами, межличностный процесс, способ бытия человека во взаимоотношениях с другими людьми. В этом его отличие от пи-рокоиспользуемого сегодня понятия "коммуникация", под которым чаще всего понимается передача информации познавательного порядка.
Структура коммуникации всегда асимметрична: отправитель -послание - получатель, а общения - симметрична: партнер - средство общения - партнер. Поэтому общение - это процесс выработки новой информации, общей для общающихся людей и рождающей их общность*.
"Водораздел" общения и коммуникации лежит в специфике человеческой материально-предметной деятельности, которая предпо-
1.См.: Прилюк Е.Д. Проблема общения в историческом материализме. - Киев, 1985. С.33-38.
лагает не только обмен информацией, но и межсубъектное взаимодействие, коллективистские усилия, невозможные без. общения*.
Через изучение общения, его принципов, форм, стиля, уровня культуры оказывается возможной конкретизация представлений о субъект-субъектных отношениях, о путях складывания в них таких социально значимых качеств, как доброта, искренность и честность, способность к сочувствии и сопереживанию, увахение к уникальности' кавдой личности и понимание ценности духовного единства людей, что столь необходимо в условиях кардинальных социальных преобразований, крутой ломки устоявпихся стереотипов.
Проблема общения не нова в науко, она имеет глубокую традицию в психологии, в педагогике, в отнке. В работах американца Дж.Мида, француза П.Жане, англичанина Э.Уилсона к многих других, разрабатывавших концепцию "ролевого поведения", а затем "иктеракционистской ориентации", убедительно доказано, что общение является тем механизмом, который .обеспечивает коллективизм социальной жизни. Известный социолог Д.Карнеги специально остаадвливается на анализе феномена общешут, убедительно обращает внимание на соблюдение ряда условностей, которые делают его эффективным, т.е. способствующим вэеимообогащению вступающих в него индивидов^.
Не прошли мимо проблемы общения К»Маркс к О.Энгельс. Исходным пунктом в понимании его социальной значимости, по их мнению, высказанному в гЭкококкко-фкдософских рукописях 2344 года", должно быть не признание пр«;родного влечения "Я" к "Ты", а надлриродная - общественная - потребность, возникающая из совместной трудовой деятельности людей, в которой один член производственного коллектива оказывается необходимым другому^*. Полемизируя с Л.йейербахок, ©.Энгельс писал, что "люди с самого начала, с тех пор кее они существуют, нувдались друг б друге и только благодаря этому могли развивать своя потребности и способности, вступая в общение...^.
1. См.: Каган М.С. 1£гр общения. - М., 1988, С.14Э.
2. Карнеги Д. Как завоевывать друзей к оказызать влияние на людей, - и. ,1989. С.35.
3. См.: Маркс К., Энгельс 5. Соч. 2-е изд. Т.21.С.217.
4. Тем же. Т.21. С.299.
В "Немецкой идеологии" было показано, «о как материальное производство, так и воспроизводство человеческого рода предполагает общение, а форма его определяется опять-таки производством*. Йундаментальное отличие такого понимания от всех других состоит в том; что общение истолковывается не как духовная или физиобиологическая связь, а как практическое, материально-производственное взаимодействие людей.
В диссертации подчеркнута связь и расхождение понятий "общение" и "производственные отношения. Сфера общения гораздо шире, чем сфера производственных отношений, так как включает в себя и духовное взаимодействие людей во всех его формах - от политических до интимно-бытовых. Общение соотносится именно с производством, тогда как производственные отношения - с производительными силами. То есть здесь видны две категориальные плоскости анализа социального бытия: "производство" отражает отношение человека с природой, а понятие "общение" - отношения между людьми. Что касается соотношения категорий "производительные силы" и "производственные отношения", то они характеризуют экономический аспект предметной практики и складываются в процессе "материального общения" людей в производстве.
Таким образом, марксизм вывел общение на широкий простор человеческой деятельности, взятой по всей полноте ее конкретных форм. Оно было осмыслено как общественное явление, детерминируемое развитием общества, его материальным и духовным производством,' черпающим в нем свое содержание и функции, обслуживающие это развитие.
Сегодня изучение проблемы общения в философском плане разворачивается в трех направлениях: теоретическом, практическом и методологическом. -Особенно ваяно последнее. Рассмаривая об-щестзо как особую форлу взаимодействия сложных систем, выявляя его социокультурную детерминации, исследуя структуру, многообразие форм реального существования, философия исследует объективные оснозания соприкосновения и взаимодейстЕия различных наук, изучающих общение, интегрирует их результаты, что и дает осно- ■ вание для выработки общей теории общения.
Человек в общении с другими каждый раз проявляет себя в иной роли: то как субъект кааой-то деятельности, то как пред-
I. Теу же. Т.З.
ставитель кахой-либо об прости, то как участник какого-либо события. И хахдаЯ раз он участвует в общении, поэтому оно может быть понято как способ включения человека в конкретно-исторические общественные, социальные. межличностные, межсубъектные отношения, связанные с субъективадией. перс они Ди-кацией и индивидуализацией их посредством проявления свойства человека как субъекта деятельности, как личности, исполняющей определенные социальные роли, как индивидуальности, включающейся в социум неповторимым образом, вносящей вклад в его развитие.
То богатство культур*, которое каждый индивид застает, входя в социальную жизнь, и которые он "присваивает" в большем или меньшем объеме, включает в себя культуру общения, т.е. те конкретные формы, в которых в данную эпоху, в данной этнической и социальной среде осуществляется общение людей.'
В реальной жизни, показывается в диссертации, каждый конкретный акт общения неповторимых личностей подобен художественному образу, который обладает качествами многозначности и метафоричности. Поэтому акт общения очень труден для логического понятийного анализа. Здесь неизбежен художественный подход.
Именно это приводит к необходимости определять общение в связи с культурой, которая имеет "субъективный источник происхождения". Это верно и тогда, когда людьми создается предметное вещное богатство общества, внешняя форма культуры, и тогда, когда формируется сам человек как общественное существо, как внутренняя сущность культуры. Произвести и воспроизвести себя как общественное существо во всей целостности человех может только в общении.
Поэтому общение есть культура общества и культура личности, тах ках оно выступает способом "обработки людей людьми". В процессе общения каждая не только сознает себя человеком, но и осознает то, что "другой" является для него ценностью, так как именно в "другом" э ах лечен мир человеческой культуры. Посредством "другого" каждый и включается в социальное целое, в социум, существующий через общение. Оно тем эффективнее,чем выше его собственная культура.
Под культурой общения принято понимать устойчивый для дан ного времени и этноса комплекс нравственных, ценностных, цвле-
вых я ориентировочных установок личности, регулирующих взаимоотношения и формы взаимодействия ее с другими членами общества. обеспечивающих как ее всестороннее развитие, тая и прогрессивное совершенствование самого общества.
В диссертации предложена типология культур общений и указаны методологические трудности ее построения. Для их преодоления представляется удачным введение А.С.Мыльниковым понятия "культурно-исторический тип"* благодаря которому оказывается возможным описать не только культуру общения той или иной формации, но и любой социальной об прости (класса, слоя, нации), и через это выйти на описание стиля и культуры общения любого конкретного человека, Значит культура общения выступает как качественная характеристика общественных, социальных, межличностных отношений на любсы историческом этапе, в основе которого лежит понимание общения как способа бытия культуры и человека в фоне культуры того или иного типа.
Общение не только полифункциональное, но и сложно структурное явление. Если понимать общение как особую деятельность, то в нем можно выделить интенциональность (наличие специального мотива и конкретной цели), результативность (мера совпадения реализации и цели общения), нормативность, проявляющуюся^ в факте контроля за протеканием и результатами актов общения . Есть и другие модели структурного строения общения, но глазное в них совпадает - в структуру входит содержание общения, его формы*\
По содержанию принято различать три типа общения: материально-практический. духовно-информационный и практически-духовный. Первый охватывает такие реальные действия партнеров, которые совокупными усилиями реализуют общую цель деятельности (охота, трудовой процесс и т.п.). В духовно-информационном общении главная особенность - возрастание информации в ходе обмена ею. Это обеспечивается тем, что для того, чтобы понимать другого, нужно проникнуться его ценностями, пропитаться его значимостями, т.е. вжиться в его мир. А это уже обогащает .
1. 01.: Леонтьев А.Н. Общение как объект психологического ис-
следования (Методологические проблемы социальной психологии). -М., 1978. С. 112.
2. См.: Каган И.С. Мир общения. - М^, 1968. С.255.
3. 01.: Леви В.Л. Искусство быть другим."- М., 1980.
14В диссертации этот тип общения и его разновидности рассматривается через анализ такой формы, как любовь и ее использование в различных философско-психологических системах (фрейдизм, экзистенциализм, альтруизм).
Третий тип общения - практически-духовный, специфическим проявлением которого является религия. В ней, как известно, практические действия символизированы, по сути делп они имеют иллюзорный, не материальный, а духовный, идейно-психологический смысл, проявляющийся в отправлениях социального и индивидуального характера.
Другая форма практически-духовного общения - игра, в которой присутствуют элементы искусства, обрядности, символизма.
Специфика ее в том, что в ней информация не вырабатывается , а воспроизводится. Она постоянно повторяется, скрытым смыслом чего является наработка удобных форм общения, укрепление их в духовных и поведенческих структурах личности.
Вторым элементом структуры культуры общения является ее форма, которая модифицируется, модернизируется, обновляется в ходе социального прогресса, т.е. всегда является коккретно-историчесхой к регионально-своеобразной. При вссм многообразии форма всегда обладает сигнально-звуковым. коммуникативным характером.
Сигнально-звуковой характер отчетливо прослеживается, если сравнивать языки общения в научной, бытовой сфере и в искусстве. В науке, например, в языковых конструкциях преобладает специальная однозначная терминология. Словесные средства дополняются точно определенной символикой, математическими знаками. Используются при этом и невербальные средства: графики, таблицы, чертежи.
Иназ дело бытовое общение, в котором превалирует эмоционально-психологическое содержание, личностные оценки, субъективные переживания. Язык такого общения, его оформление предполагают возрастное, профессиональное, местное варьирование (диалекты, жаргон, сленг и т.п.). Это непосредственная живая речь, дополняемая мимикой, жестами, интонацией, паралингвиэ-мами, которые, например, не могут использоваться в письменной речи. Последняя зато больше годится дая передачи информации, сообщений, сигналов.
В этом, в частности, проявляется противоречие между идейно-духовным содержанием и языком общения, который по необходимости должен быть "социальным по существу и независимым от индивида". Это противоречие разрешается двояким образом. Во-первых, благодаря тоцу, что различие между субьектно-обьектным и субъектно-субьекткым отношениями делает речевое общение личности в одном случае необходимостью, в другом же - "шумом". Например, математический текст, формулы физики или химия, экономические символы дата не предполагают эмоционального смысла, а текст письма или дружеская беседа без чувствительного содержания не выполняют содержательной нагрузки. Во-вторых, противоречие преодолевается искусством слова, которое в одном контексте (научный доклад, теоретическая статья) строго однозначно, а в другом - многозначительно, палксодержахельно (поэзия, ораторское искусство). И это потому, что цель науки - превратить общение в передачу сообщений, а искусства - расаирить сферу общения дополнительными формами квазкобщекия*.
Последняя составляющая модели общения - это ее функции, детерминируемые как его содержанием, так и формой. Под ним понимается либо изменение одним субъектом поведения другого субъекта^, либо "преодоление ограниченности индивидуального опыта", "обеспечение формирования общности индивидов, выполняющих совместную деятельность"^.
Общение как обязательное условие межсубгектных взаимодействий, незаменимое никакими техническими средствами, оказывается необходимым тогда, когда совместные действия не имеют алгоритма к требуют равноценного участия всех общающихся. Это условие особенно важно в сфере духовного производства, где требуется большая свобода выбора, инициативы, интуиции. Поэтому в творческих и научных коллективах стиль общения более свободный, чем в индустриально-производственных или военных, где преобладают управление и субординация, строго разводящие людей в ролевые отношения.
I. См.: Белл Р.Т. Социолингвистика. Дели, методы, проблемы.-М., 1980.
2. См.: Соковнин В.и. Социализация, общение, педагогика //Вопросы педагогики и психологии общения: Научные труды. Вып.1. - Фрунзе, 1975. С.5.
3. Ломов Б.8. Общение как проблема общей психологии.,1975.
Еще более полифункционально общение в бытовой сфере, ибо люди объединяются "не только для совместной деятельности, но и для удовлетворения потребности в общении, снимающем психические напряжения, вызываемые состоянием одиночества и разобщенности" . Эта потребность имеет столь существенное социальное значение, что ее удовлетворение выходит 8« пределы бытовых контактов, стимулирует духовное производство, приводит к опредмечиванию духовной жизни в памятниках культуры. Благодаря ям человек может общаться не только с настоящим, но и с прошлым.
Естественно, что человек ищет своих друзей - воспитателей и в наследии культуры - в книгах, произведениях искусства, в опредмеченноы опыте былых эпох и прошедших поколений: так, обращаемся мы добровольно х Аристотелю и Сократу, вараби и Беруни.
Во второй главе - "Основные принципы и формы культуры общения и их влияние на совершенствование личности", состоящей из двух параграфов, анализируются основные принципы культуры общения и их роль в процессах социализации', выявляются пути воздействия различных форм общения на повышение культуры личности.
Общение - обязательный и необходимый компонент человеческой истории. Обеспечивая действенность человеческого фактора, общение не остается неизменным в поступательном развитии цивилизации. Оно изменяется, но изменяют его сами люди, опираясь на прочный фундамент апробированных принципов культуры межсубъектных взаимоотношений.
Принципы культуры общения качали формироваться вместе со становлением человечества, сложились в прочную систему, укоренились во всех сферах жизнедеятельности, неся на себе лишь национальное и социальное своеобразие. Исторические формы взаимодействия конкретных людей могут быть адекватными или неадекватными этим принципам, могут соответствовать им частично, но в своей развитии так или иначе проявлять их, следовать им. Такое следование обеспечивает прочное слияние во взаимоотношениях прошлого, настоящего и будущего.
Прошлое в общении представляет собой социальную программу
I. Титаренко А.И. Нравственные основы общения. - К., 1979. С.23.
наследования уже достигнуто уровня культуры, настоящее - это тот, даже незаметный, вклад, который вносит каждый в общий процесс жизнедеятельности, упрочивает в культуре, в быту, а будущее выступает чаще всего в виде нравственного идеала, помогающего и обществу, и личности подняться выше, стать совершеннее.
Прочная взаимосвязь исторического прогресса обеспечивает устойчивость и постоянство основных принципов культуры общения. Правда, исследовались они, ках показано в диссертации, главным образом в этическом и педагогическом плане. В выработке философской теории общения необходим методологический анализ тех аксиоматических установок, которые делают взаимоотношения людей именно процессом общения. В истории философской мысли было немало попыток формулировки принципов, способных обеспечить оптимальность общения. Бели попробовать хоть как-то обобщить имеющиеся точки зрения, то можно выделить четыре обязательных принципа, лежащих в основе культуры общения. ■
Первый - альтруизм - закреплен уже в древнейших философ-ско-материалистических концепциях. Он гласит: будь щедрым к другому, с даривай другого, иди навстречу другому . Учет этого принципа и обеспечивает равенство в общении, равенство, как доверие, взаимопонимание. Такому стилю общения нельзя научиться по книге, охватить его каким-либо кодексом правил, хотя они и необходимы. Реализация данного принципа позволяет каждому не только постигнуть душевный мир другого, но и обогатить свой собственный.
Второй принцип культуры общения сформулирован еще в древнеиндийской филосоии и гласит: "поистине должно обучаться троякому: сдерживайте себя, делайте дары, будьте милосердны"^. По существу это терпимобть толерантность по отношению к другим, их мнению, вкусам, привычкам. Этот принцип обеспечивает плюрализм мнений, дает возможность еще глужбе приобщиться к цен- . ностям другого, а это значит, что он способствует самовоспитанию.
Третий принцип определяется инстинктивным стремлением к справедливости, к равенству. Еде Сократ замечал, что общение тогда имеет эффект, когда оно при индивидуальном и социальном
1. Антология мировой философии. В 4-х томах. Т.1. - М., 1969.
2. Древнеиндийская философия. - М., 1963. С.166.
неравенстве обеспечивает диалог равных собеседников. В этом принципе аккумулируется цель общения: при любом различии мнений люди должны быть способны к достижению согласия, единомыслия и едянодействия.
Сейчас стал модным термин "консенсус", который и выражает суть этого принципа общения, которое предполагает не разъединение, не отчуждение, не раскол, а именно объединение. Этот принцип требует активной дополнительности позиций участников любого диалога, а не конфронтации.
Четвертый принцип ставит эффективность общения в зависимость от свободы выбора как способов общения, так и его участников. Общение не может быть навязано, не должно навязываться. Личность не только живет в общении, ко и суверенна в нем.
Такое право на добровольный выбор своего поведения в общении утвердило христианство. Правда, оно тут же его и ограничило, что и сделало общение достигаемой ценностью бытия, ценностью культуры. Принцип свободы общения реализуется через преодоление своего антипода - несвободы. Поэтсчу в философии издревле идут дискуссии о том, как человек может быть одновременно свободен и не свободен, что может обеспечить его суверенность и автономию в условиях социального бытия, .предполагающего связь и зависимость каждого от всех через общение?
Философы, анализируя пути формирования индивидуальных качеств человека как социального субъекта, отмечали два изначальных стремления: к свободе и обладанию. Оба эти способа социализации в одинаковой степени связаны с развитием материального произгодства и ролью в нем деятельного человеческого фактора. Детерминирукфш фактором их внступзгт исторические фор« собственности, определяйте рамки прияскения человеческих способностей, личностные качества каждого индивида.
В общении и самообщегак вырабатываются такие личностные характеристики, как открытость-закрытость, устойчивость-изменчивость, активность-пассивность, конкретизирующие человеческую субъективность, которая и придает своеобразие общениэ между людьми, делая одних более, а других менее общительными.
Суть материалистической основы в том, что в мениндизидуальном общении человек проявляет себя одновременно универсальным и уникальным существом. При этом приобретение индивидуальности -полностью задача активности субъекта. Общество создает более-
менее необходимые условия, а как они используется - проблема личности, зависит от того, насколько личность оказывается способной в общении к усвоению ценностей культуры. Становясь предметом об цения людей, та или иная ценность выступает по откоще-нит> к каждому из общающихся дэояккм образом: с одной стороны, слука предметом, имеющим социально-культурное значение, а с другой - выражая некий смысл индивидуальной жизни каждого из них. В свою очередь, понимание человеком смысла своей гизни придает личностный оттенок ценностям культуры, выступает детер-мкнаятой мекивдивидуального общения, углубляет черты ккдивиду-альности, проявляющиеся в нем.
' В диссертации выделяются три аспекта феномена "сгасл таз-ни". связанных с проблемой общения и реализацией в нем принципов альтруизма, толерантности, разенства, свободы, которые выступают своеобразными ориентирами, позволяющими воспринимать человеческие контакты как диалектически противоречивый процесс, в котором только и могет реализоваться человеческая сущность.
Человек - дитя своего времени, так как он является индивидуальным носителем социальных признаков любой исторической эпохи. Но формирование того или иного типа личности происходит не автоматически, хотя стихийные моменты к могут на него воздействовать. Общество всегда вырабатывает социальные механизмы регулирования поведения своих членов, формирование массового сознания и устойчивых форм общения, что в конечно;,! итоге выступает фактором постоянного совершенствования личности, подъема ее культуры, обеспечения целостности и гармоничности. Целостность при этом понимается как результат единства общественной и индивидуальной тазнедеятельности, нсвогмсгкоЯ вне общения. Общение поэтому, показывается в диссерте^ив, ото и форма, и главный фактор развития и совершенствования личности.
Подтверждением етсму мокет псслугнть срагшггель^й анализ различных соцхельтх форм общения, среди которых особое гнзче-нке имеют пропзволстретаая, политическая. уогдунаролно-ке^на-пиональная и семейно-бытовая.
В производственной выделено несколько срезсв:деяовое общение, неформальное, коллегиальное, ситуативное. Соотношение этих разновидностей мокет быть различны?!, ко, как показывают социологические исследования, преобладавши з • послерестроеч-
нув эпоху все чаще выступает ситуативное, что говорит о намечающемся дефиците общения. Становление рыночных отношений сказывается в размывании коллективистских форм общения. Конечно, доминирование той или иной разновидности общения в производственной сфере имеет не только социальную, но и психологическую обусловленность, но первая, безусловно, более интенсивна.
Большим разнообразием отличается семейная форма общения, несущая на себе влияние не только бытовой, но всех других видов культуры. Семейное общение - это и взаимоотношения мевду супругами, между родителями и детьми, между родственниками, соседями, друзьями. Общение(здесь реализует функции удовлетворения материальных и духовных потребностей, воспитательную, координирующую, досуговую и т.п.
Все они взаимосвязаны и взаимопроникающи, способные компенсировать и дополнять друг друга. Например, общение супругов между собой имеет не самодовлеющий характер, а одновременно обеспечивает воспитание, упрочивает нравственную атмосферу, поэтому и нарушение нормального общения между членами семьи ведет к общему дискомфорту, социальным коллизиям.
Вольшув роль в культуре бытового общения играет национальные традиции, обрядность, устойчивость досуговых форм, система празднеств, заметно различающихся, например, в узбекских и русскоязычных общностях: родственные, соседские, профессиональные, возрастные и т.п.
Своеобразной культурой общения обладает политическая сфера . общества. Стиль общения определяется здесь взаимоотношением глав государств, дипломатических представителей, лидеров партий и общественных движений, формой осуществления политических акций. В этой форме общения большой вес приобретает такое качество, кок ответственность. Включающийся в политику ведет диалог не просто от собственного "Я". За его "плечами" интересы классов, наций, государств, общества. Это общение по-существу осуществляется на глобальном уровне. В диссертации это демонстрируется анализом умения вести диалог такими политическими деятелями, как Ф.Рузвельт.
В культуре политического общения, конечно, заметную роль «грает этикет, протокольные фора:, но даже они способны приобретать личностную окраску, индивидуальный стиль, что повышает его эффективность.
Политическая культура общения своеобразно преломляется в межнациональных и межэтнических отношениях. Эта проблема привлекла внимание ученых с упрочением буржуазного общества, когда завершилась консолидация наций, шло формирование суверенных, по большей части одноэтнических государств. Подвижность и изменчивость общественных отношений в этот период вели объективно к индивидуализации и х. формирование как внутринациональных, так и межнациональных, по большей части международных форм общения, которые институциировались в договорных, протокольных документах, закреплялись нормами международного права на государственном уровне и оформлялись в традиции на уровне народа. Сейчас это возродилось в виде "народной дипломатии".
Не вызывает сомнения утверждение, что именно от степени расширения неформального общения зависит насколько быстро, полно и широко одни народа могут использовать имеющиеся у других достижения в науке, технике, культуре. Особое значение это имеет для молодых государств СНГ, например, Узбекистана, который уже признан более чем 140 государствами мира, вступив во многие медународные организации, что кардинально изменило ситуацию в его международном общении, резко повысило требования к культуре взаимоотношений как на уровне официальном, так и неофициальном. Это, например, сразу заметно по возросшему интересу к изучению иностранных языхов, мировой истории, собственному прошлому. •
Общение на уровне народов и наций - объективный и сознательно регулируемый процесс, конечной целью которого выступает освобождение этносоциальных, исторических общностей людей от различных форм угнетения, притеснения, неравенства. На современном этапе это не-могло не привести к столкновениям и кон-фронтациям на почве восстановления исторической справедливости (Армения и Азербайджан, Ыолдова и Приднестровье, Абхазия и Грузия).
Процесс смены ориентиров в межнациональном общении сложен и противоречив, но только его развертывание способно обеспечить взаимопонимание народов, создать возможность к подъему на новый уровень их взаимообогащающихся культур, развитие которых является основой совершенствования как народов, так и составляющих их личностей.
Теоретическое осмысление основных направления воздействия культуры межличностного общения в любой сфере жизнедеятельности на выработку и совершенствование социальных качеств личности позволяет определить новые векторы организации общественной жязни и воспитательных усилий, реализующихся в многообразных формах общения.
В закдочеши содержатся теоретические обобщения и выводы, которые, сводятся к следующим:
Во-первых, культура общения.реализуемая в деятельности людей, является псвязующтм звеном между обществен»^ сознанием и бытием. Культура общения оказывает формирующее воздействие на духовные и социальные качества людей, на воспитание определенного типа чеяогега. ворлощаюпвго содержание духовного мира, направленность поведения, социальную программу и требования общества на том или ином этапе его развития.
Во-вторых, в регу*!фога»п| взаимоотношений между людьми ведущая роль принадлежит нравствен»» мотивам и оценкам. Ссцк-ально-нравствеюме качества людей обеспечивает закрепление и воспроизводство все более совершенных форм общения я соответствия их с общественными требованиям, оказывая, в своп очередь, существенное влияние на развитие самого человека. Степень развития нравственных начал поведения, организация деятельности, регулирования яорм человеческих взаимоотношений является одним из основных показателей уровня культуры общения.
В-третьих, гуматсткческяе принципы межличностного общения: альтруизм, равноправие, взаимопонимание, доверие являются системообразующей осью любых контактов как на уровне отдельных виц, так и социальшх общностей. националыш групп, официальных государствен«« структур. Благодаря учету етих принципов и их реализация в практике любая форма общения способна приобрести цивилизованный вид, примером. ч«го могут служить переговоры по урегулированию вооруженных конфликтов, возникающих в вывеем Союзе на национально?, почзе.
В-чатвеоиге. сфера общения определяет его конкретную форму позволял ввдеяить, например, политическое, культурное, межнациональное и международное, секейно-бытсэое, досуговое и т.п. Важность такого, хотя к условного различия в том, что оно позволяет конкретнее использовать механизм оптимизации общения. Например, в современной политическом общении все бользгее зна-
чение приобретает методы народной дипломатии, которые позволят преодолевать сложности, неразрешимые на официально-государственном уровне.
В-пятых, исторически сформировавшиеся принципы культуры общения существенно облегчают межнациональные контакты, особенно социумов, стоялых на различных ступенях развития и базирующихся на несходных культурных фундаментах. Благодаря культуре общения, межнациональные различия получает достаточный простор, не позволяющий превратиться им в социальные конфликта, стать антагонистическими. Примером такого отношения к культуре общения является деятельность различных миротворческих сил в "горячих точках" СНГ (Таджикистан, Карабах, Абхазия).
В-шестых, в условиях становления рыночных отношений особое значение приобретает производственное обще:ке, особенно его деловая форма, от которой многое зависит в развитии инвестиционной политики, способной вдохнуть дополнительные силы в расстроенную экономику Республики Узбекистан. Деловоо общение -обязательный элемент развития слоя предпринимателей, их контактов с государственными структурами, зарубежными партнерами. В деловом общении отрабатываются навыки обязательности и исполнительности, ответственности, инициативы, без которых оно теряет свой социальный смысл - взгкмообогащение.
В-седьуых. процессы национального возрождения, идущие в Ущбекистане, значительно актуализировали проблему языка в культуре общения. Прежде оттесненний а сеиеЯно-бытовую сферу, узбекский язык законодательно стад государствен!ей«. Подъем его социального статуса будет способствовать активизации культурного общения в сфере искусства, массовой информации, спорта, содействия воспитанию "настоящего человека, патриота своей Родины, воспринимающего езой народ равноправии среди всемирного сообщества наций .
3-росьмых. подъем культура общения личности - обязательнее условие укрепления и развития духовности, значительный урон ко-горой был нанесен в года культа и застоя, коммунистического эксперимента, "железного занавеса". Духовность через общение с мировым цивилизованно! процессом мезет я долнна войти в каждую
Г. Каримов И.А. Узбекистан: своя путь обновления и прогресса.-Ташкент, 1992, С.71.
семьи независимо от ее материального достатка, приобщив всех к достижениям национальной и мировой культуры, сохранения нравственный опыт своего народа.
На основе исследования сформулированы практические рекомендации по совершенствованию культуры общения, упрочению в ней приоритета общечеловеческих ценностей и национально значимых форм:
во-первых, проблема,культуры общения должна найти отражение в преподавании гуманитарных дисциплин в школах, лицеях, ссузах, в вузах в рамках курса философии, этики и культурологии, должен читаться спецкурс, особенно для специальностей психологов, политологов, социологов, дипломатов, бизнесменов;
во-вторых, на радио и телевидении следует организовать цикл передач по темам: "Культура общения.деловых отношений", "Национальное своеобразие культуры общений", "Культура общения и молодежная среда" и т.д. ;
в-третьих, при рекомендации человека на руководящую должность, при контрактации на место преподавателя в вузе , педагога, который будет.работать с детьми, ввести тестирование по владению навыками культуры общения; осуществлять такое тестирование при всех кадровых перемещениях;
в-четвертех, учитывая необходимость культуры общения в отправлении законодательных функций, найти форму ознакомления с основными принципами культуры политического общения всех кандидатов в депутаты и депутатов Советов всех уровней;
в-пятых, рекомендовать наладить издание популярной и специальной литературы по культуре общения для различных социальных и профессиональных слоев общества. Разработать и издать памятки по культуре общения для предпринимателей и бизнесменов.
Вышеназванные практические рекомендации, на наш взгляд, способны значительно гуманизировать начавшуюся демократизацию, придать упрочивающемуся политическому плюрализму цивилизованные формы, содействовать возрождению духовности, опирающейся на общечеловеческие приоритеты и национальные ценности, без которых невозможно построение современного правового демократического общества в Республике Узбекистан.
Основные полодения диссертации отражены в следующих публикациях автора:
1. "Общение и его роль в обществе". Ташкент. 1998 г. //Итоговая конференция кафедры философии ИПК//.
2. "Диалектика национального и интернационального в формах общения". Дкизак. 1239 г. //Научно-практическая конференция профессорско-преподавательского состава Дкизакского ГПИ.
3. "Культура общения как социальное явление". - Ташкент. 1993 г. //Всесоюзная научно-теоретическая конференция "Проблема человека в современном мире"//. Ташкент, 1993 г.
Р В 3 D U Е
iiasoy: ПУСМШ МАДАНШИ ШМЮСИНИНГ ИЕГИШИЙ -ААДСДДИЙ ТАХДИЛИ___
Цуомала наданиятининг ижвшоий-фалсафий муеммоларига багаланган риссертах^шкинг ^исз^ача баёни щундан иборатаи, х,ар бир аакият ва укинг егзоларинииг *абтий фаолиятида муо-мала, хусусан, иуоиала ыоданияти иуда едамият касб этади. Гап щундаки, иисонларнинг бир-бири билан узаро ыуносабати-сиз ва айшщса иуомала хаданиятисиэ на инсон з,аёта, на ин-соният жашяти иаяхуд булида цуккин suae. Щунинг учун *ам уобу ивнинг I бобида даставвал кнеоннкнг хаётий фаолиятида муоыаланинг роли хасида батафеил фккр вритилада, яъни цуо-кала тугцунчаси, иохията, табиата кенг ёритиледи. Бу х,авда инсоният фалсафай тафахкурининг йирик намояндаларининг ца-рашари келтир;:лади.
Диссерта^янинг уобу бобида муомаланинг узига хос 3 та тури /типиА-ахс зттарнлган,гаи моддий-аыалий, ыахнавий-ахборот, шалиЯ-кагнавийлар щглар яукласидандир. Бундан таш^ари муоыала маданиятишнг тущунчаси, ыоадшти, таркиби /структура»!/ ва ваэифалари /фуюпдаялари/ га атрофлича зьтибор берилади. Бу ерда муоиада иадакиятига берилган . таъриф ал<дида урин!Ш »галлайди.
Ишнинг 2 бобида муевда иадакиятининг асосий прющш-лари ва сахллари ва уяаршжг оахс камолатига тоьсири ца^и-да. ran кетади. Цушала игдалхятаюот шахгларига: иилаб чи-iVtpust, оилавлй ва турыус, хелча^о-чмллатлараро, сиесий иуоиала ыаданиятя хирада.
Идаингякунпав банддан и борат буяган иошй хулосалар келтирилади «а 5 банддая иборат емалий таэсиялэр берилади.
Диссертация ишига 167 ноилик фойдаланилган адабиёт дар руйхати илова килинади.
27
RESUME
Theme: HUMANITARIAN AND PHILOSOPHICAL DESCRIPTION PRQBLPiS OP CULTURE CONTACTS (DEAUHGS WITH OTHER PEOPLE).
The shortest information of this thesis is devoted to the problems of humanitarian and philosophical descriptions of culture contacts,as we know the culture contacts plays a great role in eyery societies and in every members life of these societies. It is well-known, that without culture contacts, without the dealings between the people, it is impossible to live in the world. In the 18t part of this thesis, the culture contact role playing in the people s life, the understanding (concepts) of culture contacts, its importance, nature are described.
Here given many descriptions of great scientists. In this paragraph (part) are given 3 parts (types) of Culture contacts, as theoretical and practical, the cultural information. Besides that, the author of this work tried to explain the concepts of. culture contacts, its importance, structures Bnd its functions. The main.part in this thesis is paid to the culture contact problems.
In the part of this- work are given the culture contact s principles and forms and it s influence to the people a life.
The forms of culture contacts are: the labour productivity, family status and domestic affairs, international and the relations or dealings between nationB and political cultures.
At the end of this thesis are given 8 parts of scientific theoretical results and 5 parts of practical results.
In this work aro used 167 literatures and all the names of this literatures are given at the end of this thesis.