автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему: Социально-философский анализ сомнения
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Соломинцева, Ольга Владимировна
Введение.
Глава 1. Проблема сомнения в истории социальной философии.
1.1. Концепции сомнения в античной философии, эпохи Возрождения и Нового времени.
1.2. Феномен сомнения в современной философии.
Глава 2. Сомнение как социальный феномен.
2.1. Социальные механизмы и функции сомнения.
2.2. Сомнение как функция спасения.
Введение диссертации2003 год, автореферат по философии, Соломинцева, Ольга Владимировна
Актуальность темы исследования. Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена тем, что сомнения укоренены в повседневной жизни человека и проявляются во всех сферах взаимодействия людей, так как являются функцией любых человеческих коммуникаций, при которых осуществляется "встреча" интересов индивидов и социальных групп.
Способность человека к сомнению впервые возникает еще в глубокой древности и проявляется в раннем детстве, так как сомнение обычно формируется в процессе индивидуального развития человека.
Фанатичное, безоговорочное принятие той или иной информации без внутренней критичности и собственного анализа недопустимо, ибо это может привести в конечном итоге к процветанию лжи, догматизму, тормозящим развитие как науки, так и самого общества. Поэтому обязательным моментом самостоятельной, осмысленной позиции в области мировоззрения и познания является конструктивный тип сомнения. Именно он дает жизнь новым идеям, продвигает вперед науку, помогает развитию общества, выступает как реальное оружие человека против всякого рода лжи.
В то же время наличие деструктивного сомнения порождает скептицизм, подозрения и недоверие всем и всему, утрату идеалов, отказ от слу-" жения высоким целям. Проявление деструктивного сомнения не выявляет ложь с целью ее устранения, а только заставляет человека зацикливаться в своих рассуждениях, проверять и перепроверять одни и те же гипотезы, не решаясь прийти к какому-либо решению, оставаясь в конечном итоге на одних и тех же позициях.
Актуальность исследования данной темы усиливается еще и тем, что в условиях реформирования современного российского общества сомнение стало весьма распространенным феноменом. Это вызвало повышенный интерес к данной проблеме аналитиков разных мировоззренческих направлений и профессий. Продвижение в разработке проблемы сомнения с учетом современной ситуации могло бы способствовать освобождению российского общества от лжи и обмана, позволило бы не поддаваться на новые провокации со стороны нечистоплотных политиков, которые пытаются любой ценой получить власть в свои руки.
Степень разработанности темы. Проблема сомнения как объект философского анализа до сих пор является весьма слабо разработанной темой. Это объясняется тем, что наше общество развивалось в эпоху однопартийной системы и результаты научных исследований, касающиеся социальных аспектов сомнения, не могли быть опубликованы по идеологическим причинам. Именно поэтому, до перестройки в предельно политизированном советском обществе не могли быть опубликованы результаты научных исследований, которые доказывали, что советский человек может сомневаться в правдивости идеалов коммунизма. Поэтому проблема сомнения в советское время фактически не ставилась, только сейчас она начинает привлекать к себе внимание исследователей.
Отдельным аспектам сомнения были посвящены работы Дж. Дьюи, К. Поппера, Л. Витгенштейна, Дж. Локка, Х.-Г. Гадамера, Э. Гуссерля, Э.М. Чудинова, В.В. Ильина, Н.А. Бердяева, Н.В. Мотрошиловой, Т.А. Федяе-вой, В.В. Знакова, П.С. Заботина и др. Свой вклад в разработку проблемы сомнения и лжи внесли Ч.С. Пирс, П.А. Флоренский, В.И. Молчанов. Но во всех этих работах сомнение затрагивается либо с теологической точки зрения, либо с позиций марксистско-ленинской идеологии, либо зарубежными авторами без учета специфики российского социума и в особенности современной ситуации в России.
В условиях обновленного общества анализ сомнения может носить политический, социологический, правоведческий и так далее характер, в зависимости от того, с позиции какой науки изучается эта проблема. Рассмотрение сомнения в разных аспектах и на разных уровнях безусловно углубляет и расширяет наши знания о сомнении. Однако это предполагает единство всех аспектов, то есть комплексный социально-философский анализ проблемы сомнения. Без такого анализа невозможно определить общие принципы, позиции, стратегические цели.
В диссертации содержится попытка дать комплексный анализ конструктивному и деструктивному, преднамеренному и непреднамеренному, внешнему и внутреннему, а также другим видам и формам сомнения.
Информация, поступающая в мозг человека должна пройти определенный путь, чтобы стать истиной или не-истиной, то есть ложью. Следовательно, полученная реципиентом информация сначала должна подвергнуться конструктивному сомнению; затем ее необходимо детально проанализировать и критически переосмыслить, что позволит выявить слабые и сильные стороны рассматриваемого предмета; полученные доводы также необходимо проверить либо теоретическим, либо экспериментальным путем, которые нужно подвергнуть рефлексии и только после исчезновения любого сомнения делается окончательное заключение об истинности или ложности рассматриваемого вопроса. Поэтому нельзя забывать о том, что любая информация может быть принята на веру без конструктивного сомнения, то есть безграничная вера может привести к тому, что непроверенная информация приобретает статус непреложной истины, тем самым вводя в заблуждение доверчивых коммуникаторов. Однако бывает и так, что подвергнутая сомнению и прошедшая все стадии проверки информация, являясь истинной для данного конкретного момента, по прошествии времени может оказаться ложью.
Если же информация подвергается деструктивному сомнению, то коммуникатора ждут самые трагические последствия, ибо сомнение подобного рода влечет за собой подозрительность, подрывает доверие к другим людям, к происходящим событиям, в самых тяжелых своих проявлениях оно может стать причиной психических расстройств. Вместо прогресса в науке, как это бывает, когда человека одолевает конструктивное сомнение, деструктивное сомнение приводит либо к регрессу, либо ученый "топчется" на месте, многократно перепроверяя одну и ту же гипотезу, не решаясь идти вперед в своих исследованиях, опасаясь ложных выводов.
Глубокое и всестороннее рассмотрение различных аспектов сомнения в их взаимосвязи оказало бы существенное влияние на развитие общества и многих отраслей науки. Это и явилось побудительной причиной выбора темы данного диссертационного исследования.
Объектом диссертационного исследования является категория сомнения в ее социально-философском ракурсе.
Предметом исследования выступает феномен сомнения как индикатор истины и лжи в познании.
Целью исследования является междисциплинарное рассмотрение природы и механизмов возникновения сомнений в социальной сфере жизнедеятельности человека.
В соответствии с поставленной целью исследования решаются следующие задачи:
- дается ретроспективный обзор различных концепций проблемы сомнения в истории философии;
- проводится анализ феномена сомнения в социальной жизни человека;
- производится типология и классификация всех проявлений сомнения;
- дается характеристика типам, видам, формам, способам индоктри-нации сомнения;
- рассматриваются механизмы зарождения сомнения;
- выявляются социальные факторы, порождающие сомнение;
- раскрывается суть конструктивного сомнения как гносеологического индикатора;
- рассматриваются возможные пути преодоления всех форм проявления деструктивного сомнения;
- исследуются возможности предотвращения всех форм деструктивного сомнения в период реформирования современного Российского общества.
Теоретические и методологические основы исследования. Методологическую и теоретическую основу диссертации составляют общефилософские принципы и методы исследования, включающие в себя системный, аксиологический и праксиологический методы. В работе обоснована необходимость применения традиционного логико-философского анализа для концептуального осмысления феномена сомнения.
Источниковедческой базой изучения сомнения являются работы отечественных и зарубежных исследователей, публикации современных авторов.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:
- в диссертации осуществлен концептуальный анализ феномена сомнения в его философско-антропологической перспективе;
- обосновывается и приводится авторское определение категории сомнения;
- раскрывается позитивное влияния конструктивного сомнения на социальное и интеллектуальное развитие личности;
- показаны негативные проявления деструктивного сомнения;
- исследуются социальные факторы, порождающие феномен сомнения;
- раскрываются механизмы зарождения сомнения в процессе познания и деятельности индивида;
- представлен механизм выявления ошибок в процессе мышления посредством использования конструктивного сомнения.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Сомнение - это состояние неуверенности, нерешительности, колебания в том, что следует считать истинным или правильным и представляет собой обязательный момент самостоятельной, осмысленной позиции в мировоззрении и познании.
2. Сомнение подразделяется на типы, виды и формы. По основной типологии сомнения делятся на конструктивные и деструктивные. Виды сомнения по природе и достоверности в свою очередь делятся на такие формы, как истинное и ложное, актуальное и накопленное.
3. Конструктивный тип сомнения дает личности толчок для познания истины и разоблачения лжи в науке, для дальнейшего интеллектуального совершенствования человека. Любознательная личность всегда недовольна простой констатацией факта, ей всегда хочется убедиться в правильности своих и чужих догадок или гипотез, ее всегда обуревают сомнения в правильности решения той или иной проблемы. Поэтому такой тип сомнения имеет методологическое значение, являясь предварительной ступенью для познания истины и устранения лжи.
4. Конструктивные и деструктивные сомнения могут проявляться в любой сфере социальной жизни человека - науке, религии, политике и так далее, поскольку они может быть теоретическими, политическими, нравственными, религиозными и т.д.
5. Под влиянием деструктивного сомнения человек может впасть в различные виды и формы лжи: самообман, заблуждение, иллюзии, неточное декодирование информации. Ложь - это многоликий антипод истины, который имеет место во всех сферах общественной жизни. Она может быть внешней, когда человек обманывает других, и внутренней, когда он сам не верит тому, что говорит или чувствует.
6. Конструктивное сомнение позволяет разоблачить такие виды лжи как преднамеренная, когда информатор сознательно обманывает коммуникатора, и непреднамеренная, в том случае, если информатор не осознает, что находится в плену логической ошибки.
7. Мотив возникновения сомнения как конструктивного, так и деструктивного один - нежелание индивида пасть жертвой обмана, заблуждения и лжи, для чего необходимо любую информацию подвергать конструктивному сомнению и тщательному анализу.
8. В условиях реформирования современной России деструктивное сомнение наиболее тесно связано с пропагандой и ее негативным характером, так как способствует зомбированию сознания масс, разрушению личности, порождает иллюзии и самообман. При этом следует учитывать, что механизмы негативной пропагандистской деятельности наиболее эффективно реализуются в именно том случае, если у масс отсутствуют устойчивые конструктивные сомнения.
Теоретическая и практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы для развития науки, при разработке оптимальных путей управления общественными процессами и сознанием, в решении задач образования и воспитания в период становления личности, формирования мировоззрения и убеждений подрастающего поколения. Кроме того, выводы диссертационного исследования могут применяться и для разработки методов, направленных на выведение субъекта из состояния лжи, обмана и иллюзий, а так же ориентированными на борьбу с преднамеренной ложью и деструктивным сомнением, влекущими за собой глобальные негативные последствия.
Содержание диссертации может быть использовано при разработке учебных пособий в педагогической практике, в процессе преподавания социально-гуманитарных дисциплин в высшей школе.
Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования докладывались автором и обсуждались на ряде международных, региональных, межвузовских и внутривузовских научных конференциях, на заседаниях кафедры социально-гуманитарных наук Пятигорского государственного технологического университета, на методологических семинарах.
По теме диссертации автором опубликовано 9 научных работ, общим объемом 3,2 печатных листа.
Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения. В конце работы приводится библиография, включающая в себя 201 источник.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Социально-философский анализ сомнения"
Заключение
Итак, мы рассмотрели чрезвычайно сложную проблему - сомнение. Мы показали, что естественной и неизбежной реакцией на ложь является сомнение, которое в свою очередь также может привести ко лжи. Сомнение может быть конструктивным и деструктивным и проявляется в тех же сферах, что и ложь. Поэтому во избежание неверных заключений об информации коммуникатор должен избегать деструктивного сомнения, а вся информация должна подвергаться конструктивному сомнению, критическому анализу и рефлексии со стороны коммуникаторов.
На основе использования научно-философской методологии и системного подхода к проблеме "сомнения" автору удалось осветить следующие вопросы: а) основные концепции на проблему сомнения в античный период; б) проблема сомнения в философии эпохи Возрождения; в) концепции на проблему сомнения в период Нового времени. Здесь особое внимание уделяется проблеме сомнения в философии Рене Декарта; г) обстоятельно раскрыть суть современных концепций по проблеме сомнения; д) подробно обосновать типы, виды, формы сомнения; е) сомнения как способ спасения и негативный характер пропаганды.
Особое внимание при изложении материала диссертации мы отводили конструктивному и деструктивному сомнению.
Нельзя забывать, что сомнение может сыграть как положительную, так и отрицательную роль в жизни человека: отделить ложь от истины или поддерживать его пребывание в заблуждениях; получить новые знания или претерпевать регресс в познании; убедиться в правильности выбора своей жизненной позиции или поддаться пропаганде. Это объясняется тем, что сомнение бывает двух видов:
1. конструктивное сомнение, играющее активную положительную роль;
2. деструктивное, играющее пассивную роль в процессе познания.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что именно конструктивное сомнение дает толчок для новых открытий в науке, для дальнейшего интеллектуального совершенствования человека и является средством спасения его от любых негативных проявлений лжи и пропаганды. Человек всегда стремился разоблачить ложь, он на протяжении тысяч веков шел к правде именно через конструктивное сомнение, отметая догмы, свергая с постаментов идолов, таким образом открывая себе путь к новым достижениям в области науки или социальной жизни. В период реформирования общества это особенно важно, так как каждый уважающий себя человек должен иметь собственные убеждения и взгляды, не поддаваться внушению в период агитационных кампаний во время выборов, устоять на правильных позициях вопреки пропаганде инакомыслящих людей. Это невозможно сделать при отсутствии сомнения, ибо без него нельзя распознать ложь, которая зачастую принимает облик истины, преследуя цель зомбиро-вания индивида в процессе пропаганды, но сомнение непременно должно быть только конструктивным. В противном случае можно столкнуться с проблемой деструктивного сомнения.
Что касается деструктивного сомнения, то оно способно тормозить интеллектуальное развитие человека, не строя ничего взамен, способствовать разрушению личности, выступает как негативный характер пропаганды. По своей натуре оно идентично подозрительности, мании преследования, и если поступающая информация будет подвергаться деструктивному сомнению, то реципиента ждут самые трагические последствия, ибо сомнение подобного рода влечет за собой неуверенность, подрывает доверие к другим людям, к происходящим событиям, в самых тяжелых своих проявлениях оно может стать причиной психических расстройств. Поэтому вместо прогресса в науке, как это бывает, когда человека одолевает конструктивное сомнение, деструктивное сомнение приводит либо к регрессу, либо ученый "топчется" на месте, многократно перепроверяя одну и ту же гипотезу, не решаясь идти вперед в своих исследованиях, опасаясь ложных выводов и логических ошибок, старательно избегая получения любой новой информации.
Следовательно, любая полученная информация должна подвергаться конструктивному сомнению и детальной рефлексии, ибо в противном случае есть опасность пасть жертвой слепой веры, лжи, либо деструктивного сомнения, что является губительным для личности в частности и общества в целом.
Список научной литературыСоломинцева, Ольга Владимировна, диссертация по теме "Социальная философия"
1. Авенариус Р. Философия как мышление о мире согласно принципу наименьшей меры силы. - М., 1913.
2. Анисов A.M. Концепция научной философии В.А. Смирнова. // Философские науки М.: ИФРАН, 1997. - Вып.2
3. Антология мировой философии: В 4-х томах. М., 1969. - Т.1.
4. Антология мировой философии: В 4-х томах. М., 1969. - Т.2.
5. Антология мировой философии: В 4-х томах. М., 1969. - Т.З.
6. Антология мировой философии: В 4-х томах. М., 1969. - Т.4.
7. Арбатов Г.А. Идеологическая борьба в современных международных отношениях. М., 1970.
8. Аристотель. Сочинения в четырех томах. / Ред. В.Ф. Асмус. М.: Мысль, 1975.-Т. I.
9. Аристотель. Сочинения в четырех томах. / Ред. З.М. Микеладзе. М.: Мысль, 1978.-Т. 2.
10. Белади Л., Крааус Т. Сталин. М., 1990.
11. Бердяев Н.А. "Дух и реальность". Париж, 1937.
12. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. / Репринтное воспроизведение издания YMCA-PRESS, 1955 г. М.: Наука, 1990.
13. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994.
14. Беркли Дж. Сочинения. / Сост., общ. ред. и вступит, статья И.С. Нарского. М., "Мысль", 1978.
15. Бехтерева Н. Зашифровано природой, разгадано человеком.// Наука ижизнь. 1976. -№ 9.
16. Бехтерева Н.П., Бундзен П.В. Нейрофизиологические механизмы кодирования высших функций мозга. // В кн. "Механизмы деятельности головного мозга". Тбилиси, 1975.
17. Богуславский В.М. Скептицизм в философии. М., 1990.
18. Богуславский В.М. Паскаль о достоверности наших знаний.// Вопросы философии- 1994. № 6.
19. Боно Э. де. Рождение новой идеи. М., 1976.
20. Бунин И.Л. Лабиринты безумия. СПб. 1995 г.
21. Бушков А.А. Россия, которой не было. М., 1997.
22. Бэкон Ф. Сочинения в 2-х томах. / Сост. Общ ред. и вступ. Статья А.Л.
23. Субботина.- 2-е изд. М.: "Мысль", 1978. - Т.1.
24. Бэкон Ф, Сочинения в 2-х томах. / Сост. Общ ред. и вступ. Статья А.Л.
25. Субботина.- 2-е изд. М.: "Мысль", 1978. - Т.2.
26. Бэкон Ф. Новый органон. 1938.
27. Васильев Н.А. Воображаемая логика: Избранные труды. / Ред В.А.1. Смирнов. -М., 1989.
28. Вебер М. Харизматическое господство. М., 1985.
29. Верт Н. История советского государства. Прогресс-Академия, 1992.
30. Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. / Пер. с нем. и сверено савториз. англ. пер. И.Добронравовым и Д. Лахути./ Общ. ред. В.Ф. Асмуса. М.: Изд-во Иностранная литература, 1958.
31. Витгенштейн Л. Философские исследования. М.,1994.
32. Гасанов P.M. Шпионаж особого рода. М.: Мысль, 1989.
33. Гассенди П. Сочинения: в 2-х томах. М., 1968. - Т.2.
34. Гассенди П. Сочинения: в 2-х томах. М., 1968. - Т.2.
35. Геворкян А.Р. Пессимизм и религия.// Вопросы философии- 1998. №1.
36. Гегель Г.В.Ф. Философия права. М., 1990.
37. Гегель Г.В.Ф. Сочинения: Энциклопедия философских наук. /Пер. снем. -М.: Политиздат, 1956. Т.З. -Ч.З.
38. Гегель Г.В.Ф. Сочинения: Система наук. /Пер. с нем. М.: Политиздат,1959.-Т.4.-4.1.
39. Гегель Г.В.Ф. Сочинения: Наука логики. /Пер. с нем. М.: Соцэкгиз,1937.-Т.5.
40. Гегель Г.В.Ф. Политические произведения. М.: Наука, 1978.
41. Геде А. Философия кризиса. / Общ. ред. и послесл. Б.Н. Бессонова. М.:1. Прогресс, 1978.
42. Геевский И.А. Мафия, ЦРУ, Уотергейт: Очерки об организованной преступности и политических нравах в США. 2-е изд, доп. - М.: Политиздат, 1983.
43. Герцен А.И. Собрание сочинений: в 30 томах. М., 1956. - Т.6.
44. Гринцер Н.П. Языковое учение Платона в контексте идей Витгенштейна.// Вопросы философии 1998. - № 5.
45. Гуссерль Э. Логические исследования. СПб., 1907.
46. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: "Русский язык", 1980.
47. Декарт Р. Сочинения в 2 т./ Пер. с лат. и франц. / Сост., ред., вступ. ст.
48. В.В. Соколова. М.: Мысль, 1989. - Т.1.
49. Декарт Р. Сочинения в 2 т./ Пер. с лат. и франц. / Сост., ред., вступ. ст.
50. В.В. Соколова. М.: Мысль, 1989. - Т.2.
51. Джемс У. Многообразие религиозного опыта. СПб., 1992.
52. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. -М., 1979.
53. Дубровский Д.И. Информационный подход к проблеме "сознание имозг".// Вопросы философии 1976. - № 11.
54. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления. Пер. с англ. Н.М. Никольской. М.: Совершенство, 1997. 51.3инченко В.П. Миры сознания и структура сознания //Вопросы психологии.- 1991,-№2.
55. Знаков В.В. Неправда, ложь и обман как проблемы психологии понимания.// Вопросы психологии. 1993. - № 2.
56. Игнатов А. Метафизические корни коммунизма.// Вопросы философии- 1994.-№12.
57. Ильин И.А. Наши задачи. Париж; М., 1992.
58. Ильин И.А. Путь духовного обновления. Мюнхен, 1962.
59. Исайя, авва. Слова к ученикам. //Добротолюбие.- Т. 1.
60. Истина и метод: Основы философской герменевтики. М., 1988.
61. Кант И. Сочинения: в 6 томах. / Под общ. ред. В.Ф.Асмуса, А.В.Гулыги,
62. Т.И.Ойзермана. М.: "Мысль", 1965. -Т.1.
63. Кант И. Сочинения: в 6 томах. / Под общ. ред. В.Ф.Асмуса, А.В.Гулыги,
64. Т.И.Ойзермана. М.: "Мысль", 1965. -Т.2.
65. Кант И. Сочинения: в 6 томах. / Под общ. ред. В.Ф.Асмуса, А.В.Гулыги,
66. Т.И.Ойзермана. М.: "Мысль", 1965. - Т.З.
67. Кант И. Сочинения: в 6 томах. / Под общ. ред. В.Ф.Асмуса, А.В.Гулыги,
68. Т.И.Ойзермана. М.: "Мысль", 1965. -Т.4.
69. Кант И. Сочинения: в 6 томах. / Под общ. ред. В.Ф.Асмуса, А.В.Гулыги,
70. Т.И.Ойзермана. М.: "Мысль", 1965. - Т.5.
71. Кант И. Сочинения: в 6 томах. / Под общ. ред. В.Ф.Асмуса, А.В.Гулыги,
72. Т.И.Ойзермана. М.: "Мысль", 1965. -Т.6.
73. Кант И. Критика чистого разума. М., 1999.
74. Карр Э. X. Русская революция от Ленина до Сталина. 1917-1929. М.:1. Питер-Ворса", 1990.
75. Ключеский В.О. Собрание сочинений: В 8 т. М., 1958. - Т.2.
76. Ключеский В.О. Собрание сочинений: В 8 т. М., 1958. - Т.З.
77. Ключеский В.О. Собрание сочинений: В 8 т. М., 1958. - Т.5.
78. Ключеский В.О. Собрание сочинений: В 8 т. М., 1958. - Т.6.
79. Ключеский В.О. Собрание сочинений: В 8 т. М., 1958. - Т.8.
80. Кожев А. Тирания и Мудрость.// Вопросы философии 1998. - № 6.
81. Козлова М.С. Витгенштейн: особый подход к философии (к проблемебессмысленных философских фраз) .// Вопросы философии 1998. -№5.
82. Крымский С.Б. Культурно-экзистенциальные измерения познавательного процесса. // Вопросы философии 1998. - № 4.
83. Ксенофонт. Воспоминания о Сократе. М., 1993.
84. Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. М., 1980.
85. Лейбниц Г.В. Сочинения: в четырех томах. /Ред. и сост., авт. Вступит.статей и примеч. Г.Г.Майоров и А.Л.Субботин. М.: Мысль, 1984. -Т.1.
86. Лейбниц Г.В. Сочинения: в четырех томах. /Ред. и сост., авт. Вступит.статей и примеч. Г.Г.Майоров и А.Л.Субботин. М.: Мысль, 1984. -Т.2.
87. Лейбниц Г.В. Сочинения: в четырех томах. /Ред. и сост., авт. Вступит.статей и примеч. Г.Г.Майоров и А.Л.Субботин. М.: Мысль, 1984. -Т.З.
88. Лейбниц Г.В. Сочинения: в четырех томах. /Ред. и сост., авт. Вступит.статей и примеч. Г.Г.Майоров и А.Л.Субботин. М.: Мысль, 1984. -Т.4.
89. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т.25.
90. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т.26.
91. Локк Дж. Избранные философские произведения: В 2 т. М., 1967.1. Т.1.
92. Локк Дж. Избранные философские произведения: В 2 т. М., 1967.1. Т.2.
93. Ломоносов М.В. Избранные философские произведения. М., 1950.
94. Лосский Вл. Боговидение, М., 1995.
95. Майданский А.Д. Реформа логики в работах Р.Декарта и Б.Спинозы.
96. Вопросы философии 1996. - № 10.
97. Макдауэлл Д., Стюарт Д. Обманщики. М.: Протестант, 1994.
98. Макиавелли Н. Государь. / Пер.с итал. М.: Планета, 1990.
99. Макиавелли Н. Сочинения. СПб: КРИСТАЛЛ, 1998.
100. Маковельский А.О. Досократики. Казань, 1914.
101. Маковельский А.О. Древнегреческие атомисты. 1946.
102. Маковельский А.О. История логики. М.: Наука, 1967.
103. Мальбранш Н. Разыскания истины. СПб., 1903-06. - Т. 1-2.
104. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т.ЗЗ.
105. Марсель Г. Рильке, свидетель духовного.// Вопросы философии- 1998.1.
106. Мах Э. Познание и заблуждение. М., 1909.
107. Мелитан К. Психология лжи. 1903.
108. Мельвиль Ю.К. Чарлз Пирс и прагматизм. М., 1968.
109. Милль Дж.С. Рассуждения и исследования философские, политическиеи исторические. СПб., 1864.
110. Молчанов В.И. Cogito. Синтез. Субъективизм. // Вопросы философии-1996.10.
111. Монтень М. Опыты. Избранные произведения в 3-х томах. Пер.с фр. -М.: Голос, 1992.-Т.1.
112. Ю2.Монтень М. Опыты. Избранные произведения в 3-х томах. Пер.с фр.
113. М.: Голос, 1992.-Т.2. ЮЗ.Монтень М. Опыты. Избранные произведения в 3-х томах. Пер.с фр.
114. М.: Голос, 1992.-Т.З. 104.Монтескье Ш. Избранные произведения. М., 1955.
115. Мотрошилова Н.В. Принципы и противоречия феноменологической философии. М., 1968.
116. Ницше Ф. Избранные произведения: в 3-х т. М.: REFL-book, 1994. -Т.1.
117. Ницше Ф. Избранные произведения: в 3-х т. М.: REFL-book, 1994. -Т.2.
118. Ницше Ф. Избранные произведения: в 3-х т. М.: REFL-book, 1994. -Т.З.
119. Пейн Т. Избранные сочинения. М., 1959.
120. Пирс Ч.С. Закрепление верования. // Вопросы философии 1996. - № 12.
121. Пирс Ч.С. Как сделать наши идеи ясными. // Вопросы философии -1996. -№12.
122. Платон. Диалоги. / Пер. с древнегреч. / Сост., ред. и авт. вступит, статьи А.Ф. Лосев. М.: Мысль, 1986.
123. Платон. Сочинения: В 3-х томах. / Общ. ред. А.Ф. Асмуса. М., 1968. -Т.1.
124. Платон. Сочинения: В 3-х томах. / Общ. ред. А.Ф. Асмуса. М., 1968. -Т.2.
125. Платон. Сочинения: В 3-х томах. / Общ. ред. А.Ф. Асмуса. М., 1968.-Т.З.
126. Платон. Апология Сократа и Критон. Киев: тип.и Завадского, 1884.
127. Платонов О.А. Русский труд. М.: Современник, 1991.
128. Поварнин С.И. Спор.// Вопросы философии- 1990. № 3.
129. Поппер К. Что такое диалектика? // Вопросы философии. 1995. - № 1.
130. Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983.
131. Порус В.Н. Пирс // Современная западная философия. М., 1991.
132. Рабинович А. Большевики приходят к власти. Революция 1917 года в Петрограде: пер. с англ. М.: Прогресс, 1989.
133. Радзинский Э.С. Сталин. М.: "Вагриус", 1997.
134. Райл Г. Дилеммы / Вопросы философии. 1996. - №6.
135. Руднев В.П. Витгенштейн и XX век. // Вопросы философии 1998. -№5.
136. Руссо Ж.Ж. Избранные сочинения: В 3 т. -М., 1961. Т. 1.
137. Руссо Ж.Ж. Избранные сочинения: В 3 т. -М., 1961. -Т.2.
138. Руссо Ж.Ж. Избранные сочинения: В 3 т. М., 1961. - Т.З.
139. Саврей В.Я. Философские основания истолкования Священного Писания у Оригена. // Вопросы философии 1998. - № 6.
140. Секацкий А.К. Космология лжи. // Комментарии. 1994. - №3.
141. Сержантов В.Ф. Философские проблемы биологии человека. Л., 1974.
142. Симоненко С.И. Психологические основания оценки ложности и правдивости сообщений. Вопросы психологии, 1998. №3.
143. Синаит Г. Наставление безмолвствующим. // Добротолюбие. Т.5.
144. Соловьев B.C. Сочинения: В 2-х т. / Общ.ред. и сост. А.В. Гулыги, А.Ф. Лосева. 2-е изд. - М.: Мысль, 1990. - Т. 1.
145. Соловьев B.C. Сочинения: В 2-х т. / Общ.ред. и сост. А.В. Гулыги, А.Ф. Лосева. 2-е изд. - М.: Мысль, 1990. - Т.2.
146. Соловьев B.C. Собрание сочинений. СПб: Общественная польза, б.г.-Т.З.
147. Соловьев B.C. Собрание сочинений. СПб: Общественная польза, б.г. - Т.4.
148. Соловьев B.C. Собрание сочинений. /Под ред. Э.Л. Радлова. СПб: Просвещение, 1897. - Т.9.
149. НЗ.Софроний (Сахаров). Видеть Бога как он есть. Эссекс, 1985.
150. Сталин И.В. Об основах ленинизма. К вопросам Ленинизма. М., 1950.
151. Сухомлинский В.А. Избранные произведения: в 5 т. -К.: 1979. Т.2.
152. Сухомлинский В.А. Избранные произведения: в 5 т. К.: 1979. - Т.5.
153. Тард Ж. Законы подражания. СПб., 1982.
154. Тихомиров O.K. Психологические механизмы целеобразования. М.: Наука, 1977.
155. Федяева Т.А. Людвиг Витгенштейн и Карл Краус.// Вопросы философии 1998.-№ 5.
156. Фейербах Л. История философии. Собрание произведений в трех томах. /Пер. с нем. / Под общ. ред. М.М. Григорьяна. М.: Мысль, 1967. -Т.1.
157. Филатов В.П. Тоталитаризм. // Современная западная философия. -М., 1991.
158. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. М.: Правда, 1990. -Т.1.
159. Фомичев Н.А. Во имя Истины и Добродетели: Сократ. М.: Молодая гвардия, 1984.
160. Франк С.Л. Реальность и человек. Метафизика человеческого бытия. -Париж, 1956.
161. Франк С.Л. Духовные основы общества. Введение в социальную философию. Париж, 1930.
162. Хапчаев И.А. Принцип детерминизма и психофизиологическая проблема. Ростов н/Д: Издательство Ростовского университета, 1991.
163. Хапчаев И.А. Принцип детерминизма и психофизиологическая проблема. Кисловодск, 1997.
164. Хинкис В. Жизнь и смерть Роджера Бэкона. М., 1917.
165. Хорунжий С.С. Подвиг как органон. Организация и герменевтика опыта в исихастской традиции. // Вопросы философии 1998. - № 3.
166. Хюбшер А. Мыслители нашего времени. М., 1962.
167. Чаадаев П.Я. Полное собрание сочинений и избранные письма: в 2-х томах. /Отв. ред. А. Каменский. М.: Наука, 1991. -Т.1.
168. Чаадаев П.Я. Полное собрание сочинений и избранные письма: в 2-х томах. /Отв. ред. А. Каменский. М.: Наука, 1991. Т.2.
169. Чудинов Э.М. Теория относительности и философия. М.: Политиздат, 1974.
170. Чудинов Э.М. Природа научной истины. М.: Политиздат, 1977.
171. Шепель В.М. Управленческая этика. -М.: Экономика, 1989.
172. Шестов JI. Умозрение и откровение. Париж, 1946.
173. Шпет Г. Явление и смысл. М., 1914.168.Экман П. Ложь. -М., 1997.
174. Экман П. Заблуждение. М., 1998.
175. Экман П. Психология лжи. М., 1998.
176. Эмпирик С. Сочинения: в 2-х томах. / Вступит, статья и перевод с древнегреческого А.Ф. Лосева. М., "Мысль", 1976. - Т.1.
177. Эмпирик С. Сочинения: в 2-х томах. / Вступит, статья и перевод с древнегреческого А.Ф. Лосева. М., "Мысль", 1976. - Т.1.
178. Эразм Роттердамский. Философские произведения. М., 1986.
179. Юм Д. Сочинения: в 2 томах. / Под общ. ред. и примеч. И.С. Нарского. /Пер. с англ. -М.: Мысль, 1966. Т. 1.
180. Юм Д. Сочинения: в 2 томах. / Под общ. ред. и примеч. И.С. Нар-ского. /Пер. с англ. М.: Мысль, 1966. - Т.2.
181. Юревич А.В., Цапенко И.П. Мифы о науке // Вопросы философии.-1996.-№9.
182. Яковлев Н.Н. ЦРУ против СССР. М.: Изд-во "Правда", 1983.
183. Argele М. Social Situations. Cambridge, 1981.
184. Backer S. The Permissible Lie. London, 1969.
185. Brown J.A.C. The Techniques of Persuasion. London, 1963.
186. Busson H. Le nationalisme de la litterature franca is de la renaissanse. -Paris, 1957.
187. Buzzi G. Advertising, its Cultural and Political Effects. Minn., 1968.
188. Choukas M. Propaganda Comes of Age. Wash., 1965.
189. Collected papers of Charles Sanders Pierce. Vol. I-VI. Vol. V, edited by Ch. Hartshorne and P. Weiss. Harvard, 1958.
190. Daugherty V., Janowitz H. A Psychological Warfare Case Book. Hopkins University Press, 1958.
191. Ekman P. Telling Lies. N-Y, London, 1985.
192. Ford C. Donovan of OSS. Boston, 1970.
193. Franke H. W. Der manipupulierte Mensch. Wisbaden, 1964.
194. Haack S. Evidence and inquiry: towards reconstruction in epistemology. -Oxford: Blackwell, 1993.
195. Lasswell H. Propaganda. Encyclopedia Britanica, 1965. - Vol.18.
196. London P. Behaviour Control. N.Y., 1969.
197. Meyerhoff A. The Strategy of Persuasion. N.Y., 1965.
198. Le Bon G. The Psychology of the Peoples. London, 1899
199. Mehrabian A. Non-verbal Betrayal of Feeling.// Journal of Experimental Research in Personality. 1971. - Vol. 5.
200. Montaign M. Essays.- Paris, 1802. P. 316.
201. Rozitzke H. CIA's Secret Operations. N.Y., 1977.
202. Ryle G. Dillemas. Cambridge, 1969.
203. Sigford R. The Rhetoric of the Vietnam War: Presidents Johnson and Nixon. University of Minnesota, Ph.D., 1973.
204. Virginia S. Foundations Ideas. N-Y, London, 1991.
205. War Report of the Office of Strategic Services. Washington, 1949.
206. Yung C.G. Memories, Dreams, Reflections. New York, 1965.1. РОССИЙСКАЯ
207. ГОСУ Д А р СТ 3 Г; i {>т \1. БЯБЛЯОТ'-к- оо