автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Социально-философский анализ взаимодействия медицины и искусства

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Скворцов, Владислав Яковлевич
  • Ученая cтепень: доктора философских наук
  • Место защиты диссертации: Волгоград
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
Диссертация по философии на тему 'Социально-философский анализ взаимодействия медицины и искусства'

Текст диссертации на тему "Социально-философский анализ взаимодействия медицины и искусства"

^ / у

VI А

I У Г 7

I ж

ВОЛГОГРАДСКАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

СКВОРЦОВ

Владислав Яковлевич

СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕДИЦИНЫ И ИСКУССТВА

ДИССЕРТАЦИЯ

на соискание ученой степени доктора философских наук

(специальность 09 00 11 - социальная философия)

П с^т

Волгоград 1998г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение............................................................................................................3

Глава 1. СУБЪЕКТНО-ОБЪЕКТНЫЕ ОСНОВЫ СВЯЗИ

МЕДИЦИНЫ И ИСКУССТВА........................................................19

1.1 Анализ исходных понятий: «медицина», «искусство», «эстетика»...........................................................................................Î9

1.2 Гносеологические основания взаимодействия медицины и искусства...........................................................................................61

1.3 Отношение врачей к искусству: вариант классификации...............80

Глава 2. ИСКУССТВО КАК ОСОБАЯ РЕФЛЕКСИЯ МЕДИЦИНЫ..........97

2.1 Анатомия и физиология человека как объект искусства................98

2.2 Социальные проблемы лечебной медицины (врачевания)

в искусстве.......................................................................................118

2.3 Художественные образы врачей....................................................161

Глава 3. ВКЛЮЧЕНИЕ ИСКУССТВА В МЕДИЦИНСКУЮ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ВЕКТОР ВЛИЯНИЯ........................................188

3.1 Научная деятельность в медицине и искусство.............................188

3.2 Аксиологический синтез в медицинском образовании (Методика привлечения художественных образов в процессе подготовки врачей)........................................................................219

3.3 Искусство и здоровье. Эстетотерапия............................................252

Заключение....................................................................................................290

Список литературы.......................................................................................293

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования определяется, в данном случае, необходимостью противопоставить научно обоснованную программу действий по нейтрализации последствий дегуманизации, объективно присущей современному цивилизационному скачку, переживаемому человечеством. Технократические тенденции, вольно или невольно, подвергают девальвации духовные ценности мировой культуры. Их разрушение ведет, в свою очередь, к деструкции социальных ролей, девиантному поведению и, в конце концов, к обесцениванию самой человеческой жизни.

Особенно опасна эта тенденция в тех областях человеческой деятельности, которые связаны непосредственно с жизнью и здоровьем людей. В этом смысле взаимоотношение медицины и искусства - как социальных институтов, сфер деятельности или культурных комплексов - имеет принципиальное значение как для сохранения духовных ценностей, так и для сохранения самого человека как высшей ценности.

К сожалению, в медицине до сих пор нет целостной концепции человека, он предстает в ней как совокупность организмических единиц, что провоцирует экстенсивное развитие медицинских технологий в ущерб личностному подходу к пациенту. Естественно, что при таком подходе избавление от одного недуга чаще всего ведет к появлению другого. Еще более опасным является принятие новых методов лечения без аксиологической экспертизы. Эти печальные примеры можно было бы продолжить, но вопрос в том, как противостоять подобным тенденциям?

На наш взгляд, в основе процесса дегуманизации различных

сфер человеческой деятельности и, в первую очередь, медицинской, лежит отчуждение их операциональной стороны от ценностной. И в этом смысле наиболее болезненным для человека является отчуждение от ценно-

стей эстетических, ибо здоровье и красота всегда представляли и представляют собой генетическое единство взаимообусловленных проявлений человеческого бытия. В настоящее время возникла новая наука - валеология, которая пытается исследовать ценностные аспекты здоровья, но и она не в состоянии охватить весь социальный контекст проблемы. С другой стороны, такая наука как эстетика явно не обладает объяснительными процедурами для социокультурного анализа отношений в системе «медицина - искусство».

Думается, что взаимосвязь медицины и искусства может быть адекватно проанализирована только в рамках социальной философии .Основанием для такого заключения является не только институциональный статус данных феноменов, но и необходимость во вполне конкретных рекомендациях по социальному управлению развитием этой связи, в первую очередь - соответствующими образовательными программами.

Очевидно, что технократические тенденции, связанные с перманентным воспроизводством витальных потребностей людей, обладают такой же способностью к самовоспроизводству, тогда как потребности духовные формируются целенаправленно и их развитие обеспечивает необходимую обществу гармонию только в случае рационального осмысления их связи со всеми другими факторами развития человечества. Именно поэтому мы считаем , что социальный смысл взаимосвязи медицины и искусства актуализируется в формировании личности, интериоризировавшей обе системы ценностей в их интегративном единстве. Взаимодействуя и дополняя друг друга, медицина и искусство осуществляют процесс преобразования не только содержания и форм труда, но и структуры самой личности, ее творческих ориентаций, нравственных основ ее поведения, способствуют углублению ее социальной зрелости и культуры.

Между тем, современной медицине не хватает не науки и ее методов (все это у нее есть), а не хватает человечности и культуры - философской,

нравственной, эстетической. В 1970-1980гг. об этом стали открыто писать видные медики - А.Ф.Билибин, Ф.Г.Углов, Б. Лаун и др. Вину за это они возложили на общество и высшую школу, которая на протяжении вот уже многих десятилетий закономерно выпускает врача-естественника и по стилю мышления и по пониманию собственного назначения.1 - "Времени научить будущего врача заботиться о больном отводится недостаточно, стараний прилагается мало ",-констатирует Б. Лаун.2

Жизнь показывает, что такая ориентация не лучшим образом сказывается на положении дел в области теоретической и практической медицины. В 1991 году Е.И.Чазов говорил уже о духовной деградации и роботизации современной медицины.3 Наверное, академик сгустил краски, но в скором будущем его характеристика может оказаться верной, если вовремя не принять меры.

Разумеется, это должны быть меры экономического и политического свойства в первую очередь. Только они могут изменить ситуацию коренным образом. На это потребуется время. И разве можно усидеть сложа руки, зная, что ежедневно тысячи пациентов доверяют свое здоровье и жизнь врачам, которым не хватает человечности и культуры?

Желая хоть как-то повлиять на ситуацию, исходя из своих возможностей, диссертант разработал вариант гуманизации медицинского образования средствами искусства и эстетики, имеющий не частное значение.4 Он пред-пологает: 1. Ознакомление студентов-медиков и преподавателей с ролью эс-те-тических и художественных факторов в человеческой деятельности вообще и

1. ЩепинО.П., Царегородцев Г.И., Ерохин В.Г. Медицина и общество.-М., 1983.-С.360.

2. Лаун Б. Предисловие к кн. : Казинс Норман. Врачующее сердце // Иностранная литература .-1985.-№7,-С.218.

3. Чазов Е.И. Мое видение медицины // Медицинская газета, 1 мяа 1991г.

4. См. : Вестник высшей школы,- №4.-С.53-55; 1984.-№9.-С.65-67; Философские науки.-1985.-№1.-С.7.

в работе врача главным образом. 2. Воспитание у студентов эстетического отношения к человеку, к труду, развитие таких психологических, нравственных качеств, как эмпатия, гуманность, в свою очередь, стимулирующих стремление к профессиональному совершенствованию не ради карьеры и личного благополучия, но и для блага других людей.

Разработка данного варианта гуманизации образования средствами искусства и эстетики через объект и предмет медицинской деятельности потребовала ознакомления с теорией и практикой медицины, с содержанием учебных программ медико-биологических, социально-гигиенических и клинических дисциплин и сравнение этого содержания с тем, как ставятся и обсуждаются разнообразные, в первую очередь, социально-философские проблемы медицины в научно-исследовательской литературе, в публицистике и в произведениях искусства. Данный анализ был средством обнаружения эстетической стороны в научной, лечебной и педагогической деятельности медиков и преследует цель побудить преподавателей медиков шире использовать эстетический потенциал профильных дисциплин при обучении и воспитании студентов.

До сих пор данный вопрос так не ставился ни в отечественной, ни в зарубежной литературе, поскольку взаимоотношение медицины с искусством не было предметом социально-философского анализа гуманитарного типа. Последний предполагает рассмотрение объекта исследования в качестве социокультурной реальности, воспроизведение того, что стоит за нею (т.е. мира человеческих знаний и смыслов), использование следующих философских процедур: включение явления в контекст общественных отношений (т.е. обращение к закономерностям более широким, чем те, которые прямо определяют развитие и функционирование данного явления), отнесение объекта анализа к ценностям, что необходимо для выявления его значимости для людей.

Степень разработанности проблемы. Предмет исследования предопределяет обращение к источникам и исследовательской литературе разного рода: к художественным произведениям, публицистике, мемуарам, к газетной и журнальной периодике, а также к серьезным теоретическим трудам, ибо исследуемая тема относится к числу пограничных и решается совместными усилиями философов, медиков и ученых других специальностей.

Характеризовать всю литературу в данном фрагменте нецелесообразно, поскольку о существе важнейших публикаций говорится во всех последующих разделах диссертации. Здесь уместно обратить внимание лишь на философскую литературу, в контексте которой рассматриваются все социально-философские проблемы связи медицины с искусством и эстетикой. При характеристике этой литературы диссертант сознательно избегает разговора о ее "недостатках", сосредоточиваясь на том. что имеет позитивное значение для его собственного исследования.

1. Вопрос о связи медицины с искусством и эстетикой является частью философской проблемы соотношения знания и ценностей, науки и других форм общественного сознания. Поэтому его конкретное решение зависит от степени разработанности как теории познания и аксиологии, так и от широты и глубины исследования связи науки с моралью, искусством и другими явлениями духовной культуры.

Понимая это, автор диссертации обращался к трудам видных гносеоло-гов и аксиологов прошлого и настоящего: Канта, Гегеля, Шеллинга, Р.Г.Лотце, К.Маркса, В.Дильтея, Э.Гуссерля, В.П.Тугаринова, О.Г.Дробницкого, В.О.Василенко, П.В.Копнина, М.С.Кагана, В.Брожика, Г.П.Выжлецова и др. Труды большинства из них широко известны, ими предложено решение ряда фундаментальных проблем гносеологии и аксиологии: об источниках и границах знания, о диалектике процесса познания, о

СС ЪЧ СС 55

значимости истины и понятия ценность , о видах ценностей, а также о

единстве гносеологических и аксиологических аспектов в общем процессе освоения мира человеком.

Из работ последнего десятилетия не утратила актуальности книга А.М.Коршунова, В.В.Мантатова "Диалектика социального познания" (М., 1988). В ней обстоятельно исследуются методологические принципы социального познания, в том числе методологические проблемы гуманитарного исследования и гуманитаризации науки. Авторы достаточно убедительно аргументируют свои взгляды на природу ценностного отношения, на содержание и соотношение ценности и оценки, на специфику нормативного знания.

Кроме общих работ по гносеологии и аксиологии, обращают на себя внимание публикации о специфике познавательного процесса в медицине, например, статьи А.Ф.Билибина (много писавшего о роли культуры и человечности в деятельности врача); книги С.Я.Чикина и К.Е.Тарасова (о диагнозе как познавательном процессе); В.Д.Жирнова (о проблеме предмета медицины); А.А.Королькова (о диалектике в медицине); В.Ф.Сержантова и Н.М.Амосова (о природе человека), а также книга О.П.Щепина, Г.И.Царегородцева, В.Г.Ерохина "Медицина и общество" (М., 1983), затрагивающая большинство философских проблем медицины. Однако, у перечисленных авторов собственно о ценностных аспектах медицинского знания говорится вскользь, внимание сосредоточивается на логико-методологических и мировоззренческих основах медицинской теории и практики. Но в 1980-е годы о ценностных аспектах медицинского знания стали писать специально, в частности, О.Я.Силецкий и Л.И.Корсикова, Ю.П.Лисицын, А.М.Изуткин, И.Ф.Матюшин, В.И.Гуваков, Н.А.Комарова и др. Особенностью медицинского знания, отличающей его от других, эти авторы считают аксиологическую окрашенность познавательного процесса в медицине, вытекающую из качественного своеобразия субъект-объектного отношения и практической значимости этого вида знания. Что касается прак-

тической медицины (врачевания), то и в ней ценностная ориентация определяется значимостью жизни и здоровья человека, которые принадлежат к числу первичных потребностей и являются необходимой основой для всех других ценностей - познавательных, нравственных, эстетических.

Наряду со знанием и опытом, краеугольным камнем медицины является профессиональная этика - медицинская этика и деонтология, регулирующая врачебную деятельность. Вместе с нею поведение медицинских работников обуславливают конкретно-исторические нормы и принципы общечеловеческой морали. Поэтому закономерно то, что многие видные врачи и философы, начиная с Платона и Аристотеля, уделяли большое внимание связи врачевания с этикой в широком смысле слова. В наше время на тему этики в медицине писали - за рубежом Толкотт Парсонс, М.Вартофский, Р.Хейяр, Ф.Фут, Н.Казинс, Р. Вич, а в нашей стране - А.Ф.Билибин, Н.В.Элыптейн, Н.М.Амосов, Ф.Г.Углов, Г.И.Царегородцев (под редакцией которого в 1983г. издан сборник "Медицинская этика и деонтология"), А.Я.Иванюшкин, написавший философские очерки о профессиональной этике в медицине (М.,1990). Эти авторы, в отличие от многих специалистов-медиков, не ограничиваются изучением норм профессионального поведения врача, а рассматривают отношение врач - пациент в более широком контексте, ставят вопросы об автономии пациента, его правах и ответственности за свое здоровье, обсуждают социально-философские проблемы, возникающие, например, в связи с развитием реаниматологии, трансплантологии, технологии искусственного оплодотворения и т.п. В последующем эта проблематика критериев смерти, эвтаназии, допустимости биомедицинского эксперимента, а сейчас и клонирования, стала предметом б^оэтики, которая, с одной стороны, продолжает историю медицинской этики, а, с другой - есть нечто большее, поскольку существенно расширяет этический контекст профессионального сообщества медиков. На это указывали участники обсуждения проблем биоэти-

ки в журнале "Вопросы философии" (1992, № 10). В 1993 году появились новые публикации по биоэтике, в частности, в журнале "Врач" (1993, №№ 8,10) и в журнале "Bioethiecs and the problems" (1993, №№ 1-8). В 1996 году профессор Волгоградской медицинской академии Н.Н.Седова опубликовала методическое пособие для студентов и аспирантов "Основы биоэтики". Число публикаций по биоэтике растет из года в год и в связи с этим возникают предположения о том, что, возможно, "биоэтика суть мировоззренческая концепция медицинской интеллигенции XXI века".1

Не остаются без внимания и связи медицины с экономикой, политикой, религией, идеологией. Эти вопросы интересовали не только многих исследователей-марксистов, но и зарубежных медицинских социологов иной мировоззренческой ориентации. Например, Э.Фридсона, Т.Мармора, Дж.Мороуна, М.Сассера, М.Джефферса, чьи исследования позволяют посмотреть на проблему с другой точки зрения.

Все указанные аспекты связи медицины с ценностными сторонами духовно-практической деятельности человека получили более или менее полное освещение в настоящей диссертации с социально-философской точки зрения.

2. Вопрос о связи медицины с искусством и эстетикой является частью более общей проблемы отношения науки и искусства, научного и художественного творчества. Поэтому при его рассмотрении должны учитываться результаты изучения этой более общей проблемы у нас в стране и за рубежом. Ею интересовались ученые разных профилей знания, в том числе выдающиеся естествоиспытатели, что характерно до сего дня.Однако планомерных, специально организованных исследований по этой теме не проводилось вплоть до второй половины XX в.

1 Медведева Л.М. Медицинская интеллигенция в условия социального кризиса. Дисс.на соискание у.ст.канд.философ.наук. - Волгоград, 1997. - С. 114.

2 Об истории целенаправленного изучения этой проблемы см.в книгах Мейлах Б.С. На рубеже

науки и искус�