автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.04
диссертация на тему: Творческая интуиция в исполнительском искусстве
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Ермохин, Андрей Александрович
Ведение3
I Глава. Исполнительское искусство как творческий
§1. Виды олнителого тва13
§2. Автор и Исполнитель (оригинал и исполняемое).
Типологияотношений53
II. Глава. етичая природа интуиции
§1. Синтез интеллектуальной и интуитивной активности в олнителом тве80
§2. Типы творческой интуиции в исполнительском тве97
§3. Творческая интуиция во взаимодействии объективного мира искусства и субъективного мира художника109
Введение диссертации2000 год, автореферат по философии, Ермохин, Андрей Александрович
Искусство - мощный аккумулятор творческой энергии, которой оно "заряжает" вступающего с ним в художественный контакт.
Произведение искусства являет собой продукт творчества в самом точном и прямом смысле этого слова. Художественное произведение создается в процессе творческой деятельности художника и запечатлевает в себе его активность. Оно становится качественно новой реальностью, оригинальным материально-духовным образованием, обладающим ценностным значением для человека и общества. Искусство как эстетическое отражение мира, объективного и субъективного, возникает только тогда, когда эстетическое отражение объективизируется, материализуется, "кодируется" в произведении искусства, то есть в том, что произведено как новая реальность. Иными словами, искусство -воплощение диалектики творчества и выражения, то есть творческое выражение и выражение в творчестве.
Диалектика творчества и выражения в искусстве проявляется в том, что художественное произведение выступает одновременно как образ действительности и как её модель. И модель не только отражает явления и закономерные связи, но и воссоздает их в новом предметном воплощении.
В творчестве всегда существует некий неформализуемый "остаток". Оно не просто следует известному алгоритму, но и создает новый. Это с очевидностью показывает художественное творчество, которое в известном смысле рассматривается как модель творческого процесса вообще. Отсюда и правомерность использования слова "искусство" в широком смысле - для обозначения любой творческой деятельности.
Попытки найти механизмы появления оригинальных мыслей предпринимались различными философскими и психологическими школами, использующими определённые подходы:
- философский, имеющий две разновидности - гносеологическую и метафизическую. Гносеологический подход направлен на познание мира в процессе художественной интуиции (Платон, Шопенгауэр, Бергсон, И.О. Лосский и др.) Метафизический подход раскрывает сущность религиозно-этической интуиции (Сократ, Фома Аквинский, B.C. Соловьев); психологический, в котором можно выделить подходы, связанные со сближением с естествознанием и рассмотрением проблемы творческого воображения, творческой интуиции, вдохновения, а также направление в психопатологии, рассматривающей проблему творческой деятельности в контексте гениальности-помешательства (Ч. Ломброзо, В.М. Бехтерев, В.Ф. Чиж и др.), влияния наследственности, пола и ряда других факторов;
- интуитивный, направленный на раскрытие метафизической сущности мира в процессе художественной интуиции (Платон, Шиллер, Шопенгауэр, Ницше и другие), в музыке, в живописи, архитектуре и т. д., а также с позиций историко-литературного подхода (A.A. Потебня, А.Н. Веселовский, ДО. Овсянико-Куликовский и др.), где сделана попытка рассмотреть народную поэзию, мифы, сказки (С.О. Грузенберг).
- синергетический, основанный на синергетике как конкретной теории непрерывной самоорганизации любой открытой системы, т.е. такой, которая обменивается со своим окружением веществом, энергией и информацией (И. Пригожин, И. Стенгерс, E.H. Князева, В.И. Рузавин, Г. Хакен, А.Г. Асмолов, Н.Ф. Вишнякова, B.C. Цикин, Ю.В. Шаронин).
Заключение научной работыдиссертация на тему "Творческая интуиция в исполнительском искусстве"
Заключение
Относительно видов исполнительского искусства можно констатировать, что в сдвиге от "пластичности" к "живописности" находит отражение изменение степени непосредственного участия человека, как в предмете, так и в материале искусства (в его инструментарии). Высокоорганизованная творческая деятельность, опирающаяся на заданный текст, является таким уровнем мышления, который предполагает с одной стороны генерирование новых идей, а с другой - точное и последовательное воспроизведение первичного авторского материала. Указанный процесс немыслим без способности находить наиболее целесообразные решения, видеть целостность в том, что преобразуется и в том, что получается в результате преобразования. Творческий подход не существует без образного мышления, без интуиции, без оценочной деятельности на самых разных уровнях, без определенного эмоционального настроя.
Представления, или вторичные образы, являются главной психической инстанцией, в которой совершается переход от психического к художественному в идеальном плане и которая принимает на себя функции ближайших причин и целей продуктивных и репродуктивных форм активности Автора и Исполнителя, с одной стороны, "воспринимателя" (зрителя, слушателя) - с другой.
В представлениях как потоке сознания субъектные и объектные измерения интегрируют в целостность, в которой они слиты в нерасторжимом единстве. О существовании их разных измерений можно судить косвенным путем, по трансформациям, которые произошли с образами объектов, по смещению акцентов и выделению признаков, не отвечающих действительной природе объекта, по "слипанию" Я с образом (эмпатия).
Синестезия как психолого-гносеологический феномен выполняет специфические компенсаторные функции в процессе формирования художественного образа, как определяющего феномена исполнительского искусства. Являясь сущностным признаком художественного мышления, синестезия участвует в процессе становления специфики исполнительского искусства, а взаимодействие видов, обусловленное синестезией, определяет возможность сохранения родовых функций и единства предмета искусства при видовой его дифференциации. Усложнение синестетического фонда в каждую эпоху характеризует глубину межвидовых взаимодействий и соответственно уровень сложности синтеза в новых видах исполнительского искусства, рождаемых в ходе развивающейся социальной практики.
Позитивную роль в творческом мышлении играют просмотр альтернативных ходов развития мыслей, продумывание и варьирование ассоциаций на заданную тему. В результате чего нарабатывается некая продуктивная сложноорганизованная сеть ходов, которая служит полигоном для свободного движения мысли, для её выхода в иные измерения, на интуитивный уровень.
На первоначальном этапе работы творческой интуиции всегда существует некий излишек разнообразия элементов знания и опыта, излишек версий, готовых к "прокручиванию" сценариев решения проблемы. Излишняя на первоначальном этапе расточительность, неэкономия творческого мышления оборачивается большей плодотворностью и жизнеспособностью его результата.
Интуиция предстаёт как пульсации сверхсознания над сознанием, которые развертывают, раскрывают перед человеком подлинное разноцветие мира.
Творческая интуиция, как движение от "незнания" к "знанию" есть самодостраивание целостной структуры в процессе художественного творчества. Под возможными способами управления интуицией могут пониматься лишь способы её самоуправления, способы спонтанного саморазвёртывания потока сознания, самоструктурирования (переструктурирования) образов и самооформления идей. Управлять интуицией значит овладеть способами инициирования процессов самодостраивания и направленного морфогенеза на поле мозга и сознания.
Проведенное исследование показало, что основными условиями инициирования интуитивных процессов в исполнительском искусстве являются:
- высокий уровень творческого характера взаимоотношений художника-исполнителя и авторского материала (целостное видение проблемной ситуации при взаимосвязи чувственной и интеллектуальной интуиции);
- мастерское владение механизмом творческой деятельности; опора на метаиндивидуальную психологию искусства, ориентированная на релятивистскую картину мира и отвергающая абсолютизацию искусствоцентрического и антропоцентрического взглядов на характер взаимоотношений художника (исполнителя) и искусства; реализация в художественно-творческой деятельности принципа взаимодополнительности, взаимодействия психического и художественного (внепсихического) на объектном и субъектном полюсах.
Важным является и то, что художник-исполнитель сознает себя одновременно целым и частью другого целого, с которым вступает во взаимодействие, он - метаиндивидуальность, он часть мира и мир - часть его, он открытая творчески самоорганизующаяся система. Только тогда возможна эмпатия. Только при полном осознании этого "происходит искусство", создаётся поэтика исполнительства, задается творческая направленность интуиции.
Творческая интуиция в полифонии своих проявлений имеет большие возможности для развития интерактивного исполнительского искусства.
Список научной литературыЕрмохин, Андрей Александрович, диссертация по теме "Эстетика"
1. Абрамян Д.Н. Общепсихологические основы художественного творчества: (Теоретико-методологические аспекты проблемы) М., 1994 (321с.)
2. Актёр. Персонаж. Роль. Образ. Сб. научных трудов /ЛГИТМиК им. Н.К. Черкасова/ отв. ред. В.В. Иванова. Л., 1986 (168с.)
3. Алтухов В. Новое мышление мышление о многомерном мире // Дружба народов. 1994, №2.
4. Альтшуллер Г.С. Теория решения изобретательских задач. Баку, 1988 (32с.)
5. Альтшуллер Г.С., Верткин И.М. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности. Минск, 1994 (478с.)
6. Альтшуллер Г.С., Верткин И.М. Рабочая книга по теории развития личности. Ч I, ч II. Кишинёв, 1990.
7. Аронов P.A. Об интеллектуальном компоненте интерпретации музыкального произведения. М.: Вопросы философии №1 1. 1996 (4с.)
8. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Кн. 1-2. Л., 1963 (378с.)
9. Асмус В.Ф. Проблема интуиции в философии и математике. (Очерк истории: XVII-начало XX в.в.) 2-е изд. М.: Мысль, 1965 (312с.)
10. Атанов A.A. Интуиция и её место в творчестве (Методологический аспект). Автореферат на соискание учёной степени кандидата философских наук. Иркутск, 1996 (22с.)
11. Афасижев М. Проблемы функций искусства в буржуазной эстетике // Эстетика и жизнь. Вып. 3. М., 1974.
12. Басин Е.Я. Двуликий Янус (О природе художественного таланта) М.: Магистр, 1996 (61с.)
13. Басин Е.Я. И творцы, и мастеровые. Минск: Вышэйная школа, 1984.
14. Басин Е.Я. Психология художественного творчества: (Личностный подход). М.: Знание, 1985 (64с.)
15. Басин Е.Я. Семантическая философия искусства: Критический анализ. М., 1988 (192с.)
16. Басин Е.Я. Творческая личность художника. М.: Знание, 1988.
17. Безклубенко С.Д. Природа искусства: О некоторых сторонах художественного творчества. М., 1982 (166с.)
18. Белый А. Критика. Эстетика. Теория символизма. (Сборник) В 2 т. М.: Искусство, 1994.
19. Белый А. О смысле познания. Минск, 1991 (62с.)
20. Бергер Л.Г. Эпистемология искусства: Художественное творчество как познание. М., 1997 (402с.)
21. Бергсон А. Творческая эволюция. М.-СПб., 1914 .
22. Бердяев H.A. Философия творчества, культуры и искусства. В 2 т. М.: Искусство, 1994 Т. 1. (542с.)
23. Библер B.C. М.М. Бахтин или поэтика культуры. М.: "Прогресс", 1991 (169с.)
24. Блауберг И.И. Интуиция как философский метод в концепции А. Бергсона // Проблема метода в современной буржуазной философии. М., 1986 (14с.)
25. Блок Л.Д. Классический танец. История и современность М., 1987
26. Богданов К.А. Очерки по антропологии молчания. Homo Tacens. СПб.: РХГИ, 1997 (352с.)
27. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов н/Д, 1983 (176с.)
28. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. М.: Медицина, 1989
29. Буш Г.Я. Творчество как диалогическое взаимодействие. Автореферат на соискание научной степени доктора философских наук. Минск, 1989 (30с.)
30. Бычков В. Искусство нашего столетия. ПОСТ-адеквации // Корневище О.Б. Книга неклассической эстетики. М., 1998.
31. Вайман С.Т. Бальзаковский парадокс. М.: Сов. писатель, 1981 (366с.)
32. Вайман С.Т. Диалектика творческого процесса // Художественное творчество и психология. М., 1991.
33. Вислова A.B. Андрей Миронов: неоконченный разговор. М.: Искусство. 1993 (223с.)
34. Волконский С.М. Выразительное слово: Опыт исследования в области механики, психологии, философии и эстетики речи в жизни и на сцене. СПб., 1913 (215с.)
35. Воробей Ю.Д. Диалектика художественного творчества. М.: Изд-во МГУ, 1984 (175с.)
36. Выготский Л.С. Психология искусства. Ростов н/Д, 1998 (480с.)
37. Выжлецов Г.П. Эстетика в системе философского знания. Л.: ЛГУ, 1984 (175с.)
38. Гайжутис А.Л. Вдохновение в художественном творчестве // Философские науки, 1983, № 4 (4с.)
39. Гегель Г.В.Ф. Сочинения Т. 12. Лекции по эстетике. Кн. I. М., 1938 (471с.)
40. Гегель Г.В.Ф. Сочинения Т. 13. Лекции по эстетике. Кн.2. М., 1940 (362с.)
41. Гегель Г.В.Ф. Сочинения Т. 14. Лекции по эстетике. Кн.3. М., 1958 (440с.)
42. Герасимова И.А. Музыка и духовное творчество. М., Вопросы философии № 6, 1995.
43. Герасимова И.А. Философское понимание танца. М.: Вопросы философии №4, 1998 (13с.)
44. Гильбурд Г.И. Исполнительское искусство сфера проявления художественной идеи. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1984 (197с.)
45. Глазман М.С. О роли философии в художественном творчестве // Общественное сознание и вопросы формирования научного мировоззрения. М., 1981 (12с.)
46. Гозенпуд A.A. Достоевский и музыкально-театральное искусство: Исследование. Д.: Сов. композитор. Ленингр. Отделение, 1981 (124с.)
47. Горфункель Е. Премьеры Товстоногова. М., 1994.
48. Государев H.A. Треугольный человек. М., 1991 (270с.)
49. Громов Е.С. Природа художественного творчества. М.: Просвещение, 1986 (239с.)
50. Гуревич П.С. Приключения имиджа: Типология телевизионного образа и парадоксы его восприятия. М.: Искусство, 1991 (219с.)
51. Гуренко Е.Г. Проблемы художественной интерпретации: (Философский анализ). Новосибирск: Наука, 1982 (256с.)
52. Давыдова Г.А. Интеллектуальная активность как проблема творчества. // Вопросы философии. 1985, № 5 (8 с.)
53. Дадамян Г.Г. Актёр и режиссёр: жизнь в театре. Социальные проблемы творческой деятельности. ВНИИ искусствознания. М., 1991 (215с.)
54. Дадианова Т.В. Пластичность как физиогномическая характеристика искусства и категория художественного творчества. Ярославль, 1993 (130с.)
55. Демидова A.C. Вторая реальность. М., "Искусство", 1980 (223с.)
56. Дзитиев А. Законы мышления: Механизм интуиции. М.: Центр, 1997 (108с.)
57. Диалектика субъектно-объектных отношений в научном и художественном творчестве /Авт. С.Н. Титов, И.И. Борисов, В.А. Коваленко и др./ Воронеж, 1990 (190с.)
58. Добронравова И.С. Синергетика: становление нелинейного мышления.: Лыбидь, 1990 (152 с.)
59. Дорфман Л.Я. Искусство и эмоции: (Материалы международного научного симпозиума. 17-21 сентября 1991г.) Пермь, 1991.
60. Дорфман Л.Я. Метаиндивидуальный мир. М.: Смысл, 1993.
61. Дорфман Л.Я. Эмоции в искусстве. М.: Российский гуманитарный фонд, 1997 (401с.)
62. Дувирак ДА. Тембро-динамические аспекты музыкального мышления (Взаимодействие творчества и восприятия): Киев, 1987 (18с.)
63. Евин И.А. Синергетика искусства. М., 1993.
64. Ермаш Г.Л. Искусство как мышление. М.: Искусство, 1982 (277с.)
65. Ершов П.М. Технология актерского искусства. М: ТОО "Горбунок", 1992 (288с.)
66. Зись А.Я. Философское мышление и художественное творчество. М.: Искусство, 1987 (252с.)
67. Зись А.Я. Художественное творчество и психология. М.: Наука, 1991 (192с.)
68. Ильин И. Постмодернизм от истоков до конца столетия. Эволюция научного мифа. М., 1998.
69. Ингарден Р. Введение в феноменологию Э. Гуссерля. М., 1999 (224с.)
70. Ингарден Р. Исследования по эстетике. М., 1962 (572с.)
71. Исаков В.М. Интуиция как процесс // Современная наука и закономерности её развития. Вып. VI. Томск, 1989 (7с.)
72. Исследование проблем психологии творчества. / Под ред. Я.А. Пономарева. М., 1983 (335 с.)
73. Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996.
74. Каган М.С. Эстетика как философская наука: курс лекций. СПб., 1997.
75. Кадцын JI.M. Творчество слушателей (Механизм слухового восприятия инструментальных произведений). Автореферат на соискание учёной степени доктора искусствоведения. Киев, 1989 (46с.)
76. Казаков Е.Ф. Искусство как путь к философии. Кемерово,1994 (180с.)
77. Казанский Б.В. Метод театра /Анализ системы H.H. Евреинова. Л., Academia, 1925 (171с.)
78. Калошина И.Г. Структура и механизмы творческой деятельности. М.: МГУ, 1983
79. Кирнос Д.И. Индивидуальность и творческое мышление. М., 1992 (171с.)
80. Князева E.H., Курдюмов С.П. Интуиция как самодостраивание. М.: Вопросы философии №2. 1994 (12с.)
81. Ковда Д.И. Роль творческой индивидуальности художника в образном отражении мира. Автореферат на соискание таучиоНй степени кандидата философских наук. Тбилиси, 1982 (24с.)
82. Когаловский P.C. Путь к понятию: От интуитивных представлений к строгому понятию. Шуя, 1997 (176с.)
83. Коклен А. Эстетика перед лицом технообразов // Сезоны (в печати).
84. Костина Е.П. Творческий труд в исполнительских искусства: Эволюция социально-экономических отношений. Диссертация на соискание учёной степени кандидата философских наук. М., 1995 (145с.)
85. Красота и мозг. Биологические аспекты эстетики. М.,1995
86. Кристофанелли Р. Дневник Микеланджело Неистового. М.: Прогресс, 1980.
87. Кручнннн С.И. Наедине с оркестром: Записки музыканта. Новосибирск, 1982 (128с.)
88. Кудинова Т.Н. От водевиля до мюзикла. М., 1982 (175с.)
89. Кузнецов А.Е. Интуиция как философская проблема: гносеологический анализ. М., 1999.
90. Леонтьев А.Н. Некоторые проблемы психологии искусства // Избранные психологические труды. Т. 2. М., 1983
91. Лиепа М.Э. Я хочу танцевать сто лет. М., 1996
92. Липков А.И. Проблемы художественного воздействия: принцип аттракциона. М.: Наука, 1990 (237с.)
93. Лихачёв Д.С. Искусство и наука (мысли) // Русская литература, 1992, №3.
94. Ломов Б.Ф. Антиципация в структуре деятельности. М.: Наука, 1980 (279с.)
95. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1999 (349с.)
96. Лосев А.Ф. Теория творческой фантазии в античной эстетике // Литература и искусство в системе культуры. М., 1989 (6с.)
97. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991
98. Лосский Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. М., 1995 (339с.)
99. Лукин Ю.А. Виды искусства. М., 1996 (25с.)
100. Малинина Н.Л. Диалектика художественного образа. Владивосток, 1989 (143с.)
101. Мальцева С.А. Философско-эстетическая концепция Бенедетто Кроче. Диалог прошлого с настоящим. СПб., 1996 (158с.)
102. Маньковская Н. Б. Эстетика постмодернизма. СПб.: Алетейя, 2000 (347с.)
103. Маньковская Н., Могилевский В. Виртуальный мир и искусство // Архетип. 1997, №1.
104. Марченко А.Б. Соотношение логики и интуиции в познании: (Эвристико-информационный аспект). Автореферат на соискание научной степени кандидата философских наук. Киев, 1983 (24с.)
105. Мейлах Б.С. Процесс творчества и художественное восприятие: Комплексный подход: опыт, поиски, перспективы. М.: Искусство, 1985 (318с.)
106. Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 1986 (253с.)
107. Мерлин B.C. Структура личности: характер, способности, самосознание. Пермь, 1990 (107с.)
108. Метафилософия или Философская рефлексия в пространстве традиций и новаций. (Сб. ст. Международные чтения; вып. 4) СПб., 1997.
109. Мечик Д.И. Искусство актера на эстраде. JI.: Искусство, (119с.)
110. Мигунов A.C. Искусство и процесс познания. М.: МГУ, 1986 (126с.)
111. Милыитейн Я.И. Вопросы теории и истории исполнительства. Сборник. М.: Сов. композитор, 1983 (262с.)
112. Михайлов А. Музыка и виртуальная реальность // Виртуальные реальности в психологии и психопрактике. М., 1995
113. Могилевский В.Д. Методология систем. М., 1999
114. Морозов И.М. Специфика гносеологического анализа интуиции. // Философия и научный коммунизм. Вып 10. Минск, 1983, (8с.)
115. Нагорная H.A. Виртуальная реальность сновидения в творчестве A.M. Ремизова. Барнаул, 2000 (150с.)1 16. Немчинский М.И. Драматургия циркового номера: Учебное пособие по курсу "Режиссура и мастерство актера". М.: ГИТИС, 1986 (81с.)
116. Никитин A.A. Импровизация как метод обучения начинающих пианистов. Автореферат на соискание учёной степени кандидата искусствоведения. Вильнюс, 1981 (23с.)
117. Николко В.Н. Творчество как новационный процесс: (Философско-онтологический анализ). Симферополь: Таврия, 1990 (189с.)
118. Новиков A.B. От интуитивизма к позитивизму. Критические очерки. М.: Искусство, 1976 (255с.)
119. Оботурова Н.С. Природа и когнитивные функции бессознательного. Автореферат на соискание учёной степени кандидата философских наук. М., 1996 (16с.)
120. Овчаров A.A. Основы идеал-реалистической теории интуиции: (Анализ интуитивизма Н.О. Лосского в контексте феноменологии и философии всеединства). Кемерово, 1999 (214с.)
121. Орлова Е.М. Интонационная теория Асафьева как учение о специфике музыкального мышления: История. Становление. Сущность. М.: Музыка, 1984 (302с.)
122. Панкевич Г.И. Художественный процесс и методология его исследования. // Вопр. философии, 1980, №6
123. Подорога В. Феноменология тела. Введение в философскую антропологию. М., 1995.
124. Подорога В. Выражение и смысл. М., 1995.
125. Пономарев Я.А. Исследование проблем психологии творчества. М.: Наука, 1983 (336с.)
126. Пригожин И. Философия нестабильности // Вопросы философии. 1991 №6.
127. Проблемы романтизма в исполнительском искусстве. М., 1994 (144с.)
128. Психология процессов художественного творчества. Л.: Наука, 1980
129. Ратнер Я.В. Эстетические проблемы зрелищных искусств. М.: Искусство, 1980 (135с.)
130. Рехвиашвили Т.И. Роль способностей, интуиции и мышления субъекта в сознательной и несознательной активности. Тбилиси, 1992 (43с.)
131. Роджерс Н. Творчество как усиление себя // Вопросы психологии № 1. 1990 (4 с.)
132. Рождественская Н.В. Психология художественного творчества. СПб.: СПб гос. Университет. Языковой центр, 1995 (270с.)
133. Ротенберг В.М. Две стороны одного мозга // Интуиция, логика, творчество. М., 1987.
134. Рубб A.A. Эстрада с точки зрения.: Беседы режиссера. М., 1993 (259с.)
135. Сабурова Л.А. Диалектика стереотипного и импровизационного в творческой деятельности. Диссертация кандидата философских наук. Свердловск, 1988.
136. Савельев В.В. Очерки прикладной культурологии: генезис, концепция, современная практика: В 3 ч. М., 1993.
137. Сапонов М.А. Искусство импровизации: Импровизационные виды творчества в западноевропейской музыке Средневековья и Возрождения. М., Музыка, 1982 (77с.)
138. Селиванова О.Б. Интуиция и понимание в научном познании. Автореферат на соискание учёной степени кандидата философских наук. М.: МГУ, 1989 (25с.)
139. Сергеев В.В. Проблема интуиции в теории и практике русских символистов. // Проблемы романтического метода и стиля. Калинин, 1980, КГУ (18с.)
140. Скотт Дж. Г. Сила ума. СПб., 1994 (430с.)
141. Скурту Н.П. Искусство как познание. Кишинев, 1988
142. Славский P.E. Леонид Енгибаров. M.: Искусство, 1989 (301с.)
143. Смирнова Т.В. Психологические виртуальные реальности в музыке // Виртуальные реальности в психологии и психопрактике. М., 1995.
144. Соколова Н.Л. Искусство как фактор становления и развития философии. Автореферат на соискание учёной степени кандидата философских наук. МГУ, М., 1994 (19с.)
145. Столович Л.Н. Жизнь. Творчество. Человек. М., Политиздат, 1985 (415с.)
146. Тахо-Годи А. "Одиссея" и её художественно-эстетический смысл // Гомер. Одиссея М., 1982
147. Теплов Б.М. Избранные труды: в 2 т. Т.1. М., 1985.
148. Фейнберг Е.Л. Две культуры. Интуиция и логика в искусстве и науке. М., Наука, 1992 (247с.)
149. Фейнберг Е.Л. Кибернетика, логика, искусство. М., 1981.
150. Феноменология искусства: Сб. статей РАН, институт философии. М., 1996 (262с.)
151. Фрейд 3. Художник и фантазирование. М.: Республика. 1995 (400с.)
152. Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура. М., 1992.
153. Хакен Г. Синергетика. Перевод с английского. М.: Мир. 1980 (408 с.)
154. Хангельдиева И.Г. Синтез искусств как средство выразительности. М.: Философские науки №7 1991 (Юс.)
155. Ханин Д.М. Искусство как деятельность в эстетике Аристотеля. М.: Наука, 1986 (173с.)
156. Шумилин А.Т. Проблемы теории творчества. М.: 1989 (141с.)
157. Эккерман И.П. Разговоры с Гёте. М., 1981.
158. Эрберг К. Цель творчества: Опыты по теории творчества и эстетике. М., Русская мысль, 1913.
159. Юраскина Т.И. Критика теологических извращений роли интуиции в духовной деятельности человека. Автореферат на соискание учёной степени кандидата философских наук. М., МГУ,1983.
160. Дорфман Л.Я. Emotion, creativity and art. Perm, 1997.
161. Baudrillard J. The Extasy of Communication // The Anti-Aesthetics. Essays on Postmodern Culture. Port Townsend and Wash., 1986.
162. Jaeger S. Beauty and the breast. Dispelling signification of feminine sensuality in the aesthetics of dance. L. A., 1997.
163. Greene G. Collected stories. L., 1973. IX.
164. Man P. Aesthetic Ideology. Minneap., 1987.
165. Sivilow L. On the Possible Ways to distinguish Between Creative and Reproductive Processes in Knowledge. "Dialectics and Humanism". Warszawa, 1978, vol. 5, #2.
166. Хр.&вчунко М.Б. Горизонты художественного образа. М.,
167. Шкловский В.Б. Гамбургский счёт. М., 2000. Шкловский В.Б. Избранное: В 2 т. М.: Худож. лит., 1983
168. Шкловский В.Б. Ход коня: Сб. ст. М.: "Соль", 1999
169. Шкловский В.Б. Энергия заблуждения: Кн. о сюжете. М.,