автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Социально-философское исследование воспитания

  • Год: 2000
  • Автор научной работы: Муронов, Анатолий Александрович
  • Ученая cтепень: доктора философских наук
  • Место защиты диссертации: Новосибирск
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
Диссертация по философии на тему 'Социально-философское исследование воспитания'

Оглавление научной работы автор диссертации — доктора философских наук Муронов, Анатолий Александрович

Введение. Общая характеристика исследования

Глава I. Воспитание как объект социальнофилософского исследования

1 .Методологические основы исследования воспитания

2.Деятельность как исходный принцип изучения воспитания

Глава II. Субъект воспитания как формы 58 деятельности

1 .Структура субъекта воспитания

2.Проблема цели воспитания

Глава III. Взаимосвязь субъекта и объекта воспитания

1 .Структура объекта воспитания

2.Посредствующие звенья в системе 159 воспитания

 

Введение диссертации2000 год, автореферат по философии, Муронов, Анатолий Александрович

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Актуальность исследования. Изучение воспитания относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социально-экономического, нравственного и культурного развития испытывает потребность в создании определенного типа человека, поэтому вопросы воспитания как одного из средств реализации этой задачи были и остаются важным делом в жизни любого общества, то приобретая, в зависимости от условии, особую актуальность, то уходя в тень. На современном этапе развития нашего общества имеет место очередное обострение внимания к данному явлению, что можно объяснить рядом причин. С одной стороны, это связано с глобальными изменениями, происходящими в мире. В условиях возникновения глобальных проблем, тех социальных изменений, которые с этим связаны, становится очевидно, что выживание человека зависит от него самого. Последнее требует переосмысления его отношения к самому себе и окружающим, поиска новых подходов к пониманию основ и целей своего развития, к выбору своего пути.

С другой стороны, повышение интереса к проблемам воспитания обусловливается теми политическими и социальными изменениями, которые происходят в каждой конкретной стране, в том числе и в России. Становление новых форм организации жизнедеятельности людей в нашей стране в последние годы предполагает возможность свободного выбора ими своего пути развития. Но в таком случае возникает необходимость дальнейшего изучения социально-гуманитарных процессов, в том числе воспитания, с целью более углубленного объяснения закономерностей развития каждого человека или отдельных групп людей.

Кроме внешних факторов, влияющих на повышение интереса исследователей к вопросам воспитания, можно выделить и внутренние, определяемые логикой самого исследуемого процесса. Поиск такой логики представляет значительный интерес для теоретического исследования, и чем сложнее изучаемое явление, тем сложнее и актуальнее ее нахождение.

Приступая к анализу теоретических проблем воспитания, следует отметить, что интерес к последним в нашей стране носил довольно односторонний характер. Долгие годы основное внимание исследователей было направлено на изучение проблем лишь коммунистического вида воспитания в противовес, например, буржуазному, на выявление преимуществ классового воспитания перед общечеловеческим, прогрессивного перед консервативным и т.д. Большое внимание уделялось характеристике также таких видов воспитания, как политическое, трудовое, правовое, нравственное. Актуальными являлись исследования по вопросам антирелигиозного воспитания. В последнее время стали интенсивно исследоваться проблемы экологического, полового воспитания и др. Однако за множественностью изучаемых видов воспитания уходила в тень, на наш взгляд, одна из основополагающих проблем воспитания, решение которой предопределяло ответы на многие другие вопросы. Речь идет о понимании воспитания как феномена общественной жизни. А именно от этого зависит понимание конкретных видов воспитания, их целей, средств, результата. Общее понимание воспитания должно служить основой I для изучения его конкретных форм и видов (правовое, религиозное, семейное и др.), выступать в качестве объяснительного принципа при анализе его состояния на том или ином этапе общественного развития и т.д. Однако исследований в этом направлении не было как раньше, так нет их в должной мере и сейчас, что не могло не отразиться, с нашей точки зрения, отрицательно на более специальных разработках проблем воспитания, на возможности адекватной оценки тех изменений в области воспитания, которые наблюдаются в настоящее время. Преодоление дисбаланса в решении указанных вопросов предполагает усиление внимания исследователей к общим, в конечном счете — к социально-философским проблемам воспитания, что и определило тему данной диссертации.

Состояние исследования проблемы. Вопросам воспитания посвящено много работ, как за рубежом, так и в нашей стране, приЛ чем внимание к изучению данного явления привлекало исследователей с самых древних времен. Однако диссертант в своих рассуждениях исходит из анализа в основном отечественной литературы, изданной в нашей стране в советский и последующий за ним период. Это объясняется тем, что она содержит в себе традиции единого социокультурного пространства с характерными для него трактовками научных понятий, способами их анализа, интерпретаций и т.д.

Следует отметить, что ее объем так велик, что изучить всю практически не под силу одному исследователю, да и вряд ли целесообразно. Вместе с тем представляется возможным сгруппировать ее по основным направлениям, в рамках которых те или иные авторы подходят к рассмотрению вопроса о сущности воспитания. В качестве основных, на наш взгляд, можно выделить следующие.

Антропологическое. Оно нашло свое отражение в трудах таких западных и русских ученых как Ф. Больнов, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, М. Шелер и др. В современной отечественной литературе оно активно не разрабатывается.

Социально-философское. В качестве основных разработчиков здесь можно выделить таких классиков философской мысли как К. Маркс, Ф. Энгельс, а также имена, ставшие широко известными в советское время — B.C. Барулин, Э.П. Васина, С.И. Гессен, Г.Е. Гле-зерман, С.М. Ковалев, П.Д. Смирнов, Е.Ф. Сулимов и др.

Социологическое. Представлено в трудах таких западных и

I1 русских мыслителей как Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, Р. Мертон, П.А. Сорокин, а в советское время — М.З. Ильчиков, И. Кон, Б.А. Смирнов, В.Н. Турченко, А.Г. Харчев и др.

Психологическое. Это, видимо, один из наиболее распространенных подходов к изучению воспитания. Известен по работам таких крупных западных ученых как 3. Фрейд, К. Юнг, а также русских и советских ученых таких как И. П. Павлов, И. М. Сеченов, В.Г. Ананьев, В.В. Давыдов, А.Г. Ковалев, К.К. Платонов, П.В. Симонов, В.М. Шепель и др. Л

Педагогическое. Наряду с психологическим оно также широко представлено в литературе. Его выразителями являются такие представители западной мысли как Д. Дьюи, В. Гербарт, а также такие известные русские и советские авторы как А.И. Герцен, В.Г. Белинский, Ю.П. Азаров, Б.Т. Лихачев, A.C. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др.

Различие данных направлений подчас условно, относительно, так как во многих исследованиях, особенно по педагогике, говоря о проблемах образования, авторы касаю,тся и вопросов воспитания. Поэтому их трудно отнести к какому-то одному конкретному направлению. (Особенно это относится к работам общего плана например, к работам Б.С. Гершунского - Философия образования для XXI века. М., 1997, Г.П. Щедровицкого - Система педагогических исследований // Сб. Педагогика и логика. М., 1993, П.Г. Щедровиц-кого - Очерки по философии образования. М., 1993) и др.

Наличие разных направлений свидетельствует о сложности объекта исследования и о многоаспектности изучения воспитания, что позволяет получить о нем всестороннее представление. Однако всем направлениям был присущ, на наш взгляд, один общий недостаток.

Большинство работ в качестве исходной базы, на основе которой строилась трактовка содержания приятия воспитания, рассматривало идеологию (классовый признак). Это сужало возможность анализа данного явления, мешало выявлению его объективных начал, наличие которых лишь декларировалось. В исследованиях о воспитании преобладал эмпиризм. Работ, посвященных вопросам теории воспитания (и не только коммунистического), почти не было. Как отмечали отдельные авторы, в отечественной педагогике было довольно много методических (инженерных) разработок, но почти не было научных знаний в точном смысле этого слова. Это привело к тому, что, как, например, отмечал Ковалев в «педагогической литературе 80 процентов ее объема посвящено дидактике и только 10 - проблемам воспитания и самовоспитания».1 Однако и в последних анализ содержания понятия «воспитание» ограничивался рамками его отдельных видов, форм, направлений и т.д. Этот момент отражает, на наш взгляд, факт превращения педагогики в науку об образовании, в то время как теория воспитания отстает в развитии.

1 Ковалев С. Общественное воспитание ц самовоспитание социалистической личности // Политическое самообразование. 1984. №10. С.95.

Подобное состояние было характерно и для социально-философского направления. Анализируя соответствующую литературу, вышедшую с начала 70-х годов ^о середины 80-х, Л.И. Голь-дин пишет, что в ней проблема коммунистического воспитания занимает одно из центральных мест. Вместе с тем, как и в педагогике, исследований, связанных с разработкой воспитания было очень мало, даже меньше тех десяти процентов, о которых шла речь выше.1 Ситуация не улучшилась, а даже усугубилась в последнее десятилетие. Из почти сорока работ, связанных с вопросами воспитания и опубликованных в библиографическом обозрении по разделу «Философские науки» за период с 1985 по 1995 год можно выделить лишь с десяток тех, которые посвящен^! разработке общих проблем воспитания. В течение 1994 - 1999 годов было защищено лишь несколько диссертаций, в которых так или иначе рассматривались проблемы воспитания: докторская - Т.П. Воронина "Философские проблемы образования в информационном обществе" (МГУ, 1995), несколько кандидатских - Т.П. Проскуровская "Концептуальные основания философии образования: К проблеме онтологического обоснования педагогической деятельности" (Томск, 1995), С.С. Шевелева. "Философско-методологические основы современной системы образования" / постнекларсический подход". (Москва, 1996), H.A. Моисеева "Социально-философские аспекты концепции воспитания и образования" (МГУ, 1997), А.О. Зоткин. "Философские основания педагогической деятельности" (Томск, 1997).

1 Гольдин Л.И. Проблемы коммунистического воспитания и развития личности на современном этапе // Вопросы философии. 1985, №8. С. 3 - 22.

Приоритетность в трактовках воспитания структурного («из чего состоит») и функционального («для чего служит») подходов приводила к тому, что работ, связанных с изучением воспитания как целостной системы по существу не было. Одним из первых, кто попытался рассмотреть содержание воспитания в целом не с позиций идеологии, а опираясь на принципы логики, используя их в рамках деятельностного подхода, был Г.П. Щедровицкий. Однако отсутствие четких исходных посылок в трактовке деятельности не позволили, на наш взгляд, автору избежать чрезмерной абстрактности в трактовке содержания понятия воспитания.

Отсутствие целостного подхода в изучении воспитания лишало исследования глубины анализа, четкой трактовки основных категорий, значимых для понимания рассматриваемого явления, и установления связи между ними. Выбор того или иного принципа при рассмотрении содержания понятия воспитания призван гарантировать единый подход в трактовке основных понятий, используемых для его раскрытия. Именно этот момент отсутствует в большинстве работ, в которых при характеристике воспитания многие авторы опускают необходимость указания на содержание используемых ими исходных категорий, полагая, что эта игра в дефиниции никому не нужна (Л.И. Гольдин). Но без такого анализа теряется смысловая сторона в трактовке любого явления, в том числе и воспитания. Как писал, например, В.Н. Сагатовский, необходимо уточнить абстракции как орудия анализа, а затем уже '¡двигаться от абстрактного к конкретному. Без этого впоследствии возникает много бесполезных вопросов и споров, которые лишь запутывают суть дела.

Изучение конкретных видов и форм воспитания предполагает выработку общего понятия, что невозможно сделать в рамках специальных дисциплин (педагогика, психология, социология, этология и т.д.). Реализация этой задачи возможна путем привлечения к изучению процесса воспитания социальной философии, которая позволяет дать понимание этого процесса как некоей сферы общественной жизни. Этим, видимо, объясняется тот повышенный интерес к философии, который проявляют исследователи в последнее время при изучении такого, например, явления как образование, — которое, правда, не всегда и не во всем отличается ими от воспитания (Б.С. Гершунский, В.Н. Гончаров, О.В. Долженко, Н.С. Розов, В.Н. Филиппов и др.). Теоретическая же «нер(азведенность» этих понятий приводит к их подмене в практической работе.

Буквально за последние несколько лет появился ряд работ по философии воспитания, в которых философия представлена, как правило, своим этическим разделом. Одной из первых появилась монография К.К. Шварцман, посвященная анализу состояния исследований по философии воспитания за рубежом. Вслед за этим стали появляться монографии, направленные на обобщение и развитие отечественных исследований (Б.П. Битинас, Б.Т. Лихачёв, Л.П. Соколов и др.). Однако трудов, специально посвященных социально-^ философскому изучению воспитания, практически нет. Их отсутствие лишает возможности диссертанта провести анализ различных точек зрения, что, с одной стороны, упрощает, а с другой, усложняет работу. В имеющихся исследованиях, как правило, дается анализ лишь отдельных категорий, раскрывающих содержание понятия воспитания: объект, субъект воспитания, цель воспитания, средство воспитания и т.д. Имеется много работ, в которых исследуются такие фундаментальные философские категорий, как «человек», «сознание», «деятельность», «поведение», '«идеал» и т.д. в отношении связи той или иной из них с категорией «воспитание». Но практически нет разработок, в которых бы была предпринята попытка установления связи между этими группами понятий, в результате чего удалось бы представить содержание самого процесса воспитания в общем виде. При попытке такого подхода диссертант вынужден учитывать также, что категории, используемые для раскрытия понятия «воспитание», очень многозначны, так как их системная разработка, как мы отметили выше, не является приоритетной в литературе, посвященной проблемам воспитания. Этим объясняется тот факт, что в диссертации автор из многих трактовок выбирает ту или иную и указывает, к каким выводам могут привести те или иные способы соединения различных понятий в рамках системно-деятельностного подхода, с позиций которого диссертант и предпринимает попытку дать содержательный анализ воспитания. При этом диссертант отдает себе отчет в том, что деятельностным подходом не исчерпываются все возможные варианты при анализе воспитания, что трактовка понятия «воспитание» может быть осуществлена на базе других исходных категорий (общение, подражание и т.п.). Но это уже будет иной аспект исследования.

Цель и задачи исследования. Разработать основы категориального представления воспитания в рамках социальной философии, используя для этого системно-деятельностный подход. Достижение а данной цели предполагает решение следующих задач:

1. Обосновать правомерность применения принципа деятельности в изучении воспитания;

2. Представить воспитание как процесс и результат субъект-субъектного взаимодействия и на этой основе разработать подходы к системной трактовке воспитания;

3. Проанализировать качественную специфику воспитания в аспекте соотношения в нем общественного и индивидуального и оценить в связи с этим возможности определения эффективности воспитания;

4. Показать методологические возможности использования системного понимания воспитания как деятельности для теоретического изучения его конкретных видов в различных сферах социальной жизни. ''

Объектом изучения в данном исследовании является воспитание как сфера общества, взятого в единстве воспроизводства и развития.

Предметом анализа выступает та сторона процесса воспроизводства и развития общества через формирование личности, которая определяется как воспитательная деятельность.

Научная новизна работы и положения выносимые на защиту состоят в следующем. В диссертации впервые предпринята попытка разработки социально-философской теории воспитания в рамках системно-деятельностного подхода путем перехода от более абстрактных понятий к конкретным. В процессе и результате работы были сформулированы такие положения.

1. Обоснована позиция, согласно которой наиболее общее понятие воспитания как составной части процесса формирования личности не может быть выработано ни в одной из специальных наук о воспитании, а лишь в рамках социальной философии, причем наиболее продуктивной для осмысления проблемы воспитания является социально-философская концепция социальной деятельности, построенная на понимании ее как сложной системы, развивающейся через взаимодействие субъектов.

2. При рассмотрении воспитания как стороны процесса формирования личности в результате анализа имеющихся в отечественной литературе определений понятия «воспитания» выделены два наиболее общих подхода к его трактовке — либо как цели, либо как средству развития человека, а также показана взаимодополнительность и в то же время односторонность каждого из этих подходов, в соответствии с чем обоснована необходимость выработки более общего понятия воспитания, снимающего в себе указанные два подхода. В противовес этим подходам предложена трактовка воспитания как деятельности, то есть сложного целого, включающего в себя как цели, так и средства, —- и представленного в социальной системе как живая деятельность субъекта воспитания.

3. Введено базовое понятие системы воспитания как субъект-субъектного взаимодействия, в котором каждый из взаимодействующих субъектов выступает одновременно и как субъект, и как объект воспитания, причем свои общие определения они получают лишь по преобладанию активности одной из сторон в системе деятельности как в целом. Таким образом, вводится понятие «воспитатель» для стороны, которая является ведущей в системе как целом и, соответственно, «воспитуемый». При этом каждая из сторон обладает и субъектными, и объектными характеристиками, что и должно учитываться на более конкретных уровнях описания системы.

4. Качественная специфика воспитания определена как процесс освоения воспитуемым норм поведения и ценностей, сложившихся в обществе как целостной социокультурной системе, и выступающих затем как основание для выбора конкретных способов его живой деятельности. Для характеристики поведения как результата воспитания введено понятие «поступок». Предложено на основе общего понятия «поступок» ввести различение понятий «общественный поступок», которое трактуется как форма деятельности вос-питуемого, осуществляемая в соответствии с освоенными в процессе воспитания социальными нормами поведения и ценностями, а также понятие «индивидуальный поступок», понимаемый как такое действие, в котором проявилась индивидуальность воспитуемого.

5. Отдельные поступки могу!' складываться в целостную систему, иерархию поступков, различаться по видам и сферам социальной деятельности, благодаря чему открываются методологические возможности более конкретного описания реальных процессов воспитания и более систематической разработки специальных наук о воспитании. Воспитание и, как его результат, живая деятельность воспитуемого имеют конкретно-исторический, социокультурный характер, в связи с чем реализуемые цели и средства меняются по мере развития общества и определяются актуальностью возникших проблем, — так, в условиях современных цивилизаций становится актуален комплекс глобальных проблем и воспитание осознанного к ним отношения, а также вопросы осознания дальнейшего пути России.

Для фиксации поведения воспитуемого, построенного на наиболее полном освоении в процессе воспитания соответствующих норм и правил предложено использовать понятие «привычка», а также высказан тезис, согласно которому используемые в воспитательной работе показатели эффективности процесса воспитания пригодны прежде всего в сфере формирования социально ориентированных привычек.

Общая теоретическая и методологическая основа диссертации. Методологической основой исследования послужили теоретические разработки по вопросам воспитания представленные в трудах классиков мировой философской мысли Д. Локка, И. Канта, Ж.Ж. Руссо, Г. Гегеля, Л. Фейербаха, К. Маркса, и русской - В. Соловьева, П. Новгородцева, И. Ильина, В. Муравьева и др., а также по вопросам социальной деятельности, представленные в трудах

B.C. Барулина, С.Г. Батищева, И.В. Блауберга, Л.П. Буевой, М.В. Демина, М.С. Кагана, К.Х. Момджяна, Ю.К. Плетникова, В.Н. Садовского, Э.Г. Юдина и др. Непосредственное методологическое значение имеет трактовка деятельности как системы субъект-субъектного взаимодействия, разработанная В.П. Фофановым. В работе в качестве методологической основы использовалась теории социализации, представленные в трудах таких зарубежных ученых как С. Брайан, В. Момов, М. Мосс, Н. Луман, Т. Парсонс, Ю. Хабермас, а также русских и советских В.А. Босенко, И.С. Кон, Г.А. Смирнов, А.Г. Харчев и др.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что оно направлено на осмысление процесса «воспитания» как одной из сторон социализации человека. Материалы и выводы диссертации могут служить основанием для продолжения и углубления научно-исследовательской работы по проблемам изучения конкретных видов и форм воспитания, уточнения на этой основе способов их организации на различных этапах жизнедеятельности человека, прогнозирования, направленности их целей и средств реализации и т.д.

Материалы диссертации могут быть полезны для тех, кто так или иначе связан с воспитательной работой (учителя, родители, представители государственных органов и т.д.), в осознании ее смысла, видения основных механизмов ее функционирования и возможностей изменения.

Апробация работы. Основные идеи и результаты диссертационного исследования докладывались автором и обсуждались на кафедре философии Алтайского государственного института искусств и культуры, на аспирантских занятиях при кафедре философии Алтайского государственного университета, на методологических семинарах кафедры философии Алтайского государственного технического университета, на кафедре философии Новосибирского университета, а также на кафедре философии ИППК при Новосибирском государственном университете.

По теме работы автор выступал с докладами и сообщениями на III краевой межотраслевой научно-практической конференции по проблемам совершенствования управления (Барнаул, 1973), на республиканской научно-практической конференции по проблемам социалистического соревнования (Барнаул, 1978), на региональной научно-практической конференции по проблемам интенсификации материального производства (Новокузнецк, 1986), на краевых научно-практических конференциях (Барнаул, 1987, 1994), на Всероссийской научно-практической конференции по проблемам формирования культуры и нравственности в современной системе образования и воспитания (Барнаул, 1996), на Всесоюзной научно-практической конференции по проблемам формирования и развития личности (Новосибирск, 1985), на международной конференции «Проблемы устойчивого развития общества и эволюция жизненных сил населения Сибири на рубеже веков» (Барнаул, 1997).

Материалы диссертации использованы соискателем в учебном процессе: в курсах по истории русской культуры, в авторском спецкурсе «Русская идея как феномен русской культуры», при разработке учебных программ, планов и методических рекомендаций.

Всего по теме диссертации опубликовано 19 работ, общим объемом 25 п. л.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех

 

Список научной литературыМуронов, Анатолий Александрович, диссертация по теме "Социальная философия"

1. Ананьев Ю.Г. Человек как предмет познания. JL, 1968; Симонов П.В. Темперамент. Характер. Личность. М., 1984; Выготский Л.С. Лекции по психологии. СПб., 1997; Рубенштейн Л.С. Основы общей психологии. СПб., 1998.

2. Харчев А. Г. Социология воспитания. С. 155.А

3. Ковалев С.М. Воспитание самовоспитание. С. 186.

4. Моисеев H.H. Современный антропогенез и цивилизационные разломы // Вопросы философии. 1995. № Ii С. 26.

5. Анищенко А.И. Структура общественного сознания. С. 13; См. также: Ляхович Е.С. Философский анализ проблем сознания // Продблемы диалектического материализма. Томск, 1986. С. 65.

6. Тугаринов В.П. Философия сознания. С. 34.

7. Любомирова Н.В., Толстых В.И. Социально-философский анализ сознания: познавательная ситуация. С. 3Любомирова Н.В., Толстых В.И. Социально-философский анализ сознания. С. 43.

8. Феизов Э.З. Онтологические основания сознания как феномена отражения // Известия Национальной академии наук и искусств Чувашской республики,Чебоксары,1997ЛЧ 1.

9. Мораль: сознание и поведение. С. 23.1

10. Тимофеева Н.В. Особенности отражения в неживой природе. С. 54.

11. Платонов К.К. Структура и развитие личности. С. 235.

12. Маркс К. Капитал //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. С. 188.

13. Маркс К. Экономическо-философские рукописи // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 42. С. 93-94.

14. Кант И. О педагогике. С. 446.Сохань JI. В. Духовный прогресс личности и коммунизм. Киев, 1966. С. 77.

15. Момов В. Человек. Мораль. Воспитание. С. 161.

16. Абрамова Н.Т. Ценности образования, новые технологии и неявные формы знания // Вопросы философии. 1998. № 6. С. 15-20.

17. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М., 1980. 335 с.

18. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. М., 1993. 605 с.

19. Азаров Ю.П. Не подняться тебе, старик. М., 1989. 302 с.

20. Айванхов О.М. Воспитание, начинающееся до рождения. М., 1995. 161 с.

21. Алексеев П.В., Панин A.B. Диалектический материализм. М., 1987. 336 с.

22. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1968. 339 с.

23. Андреев Д.Л. Роза мира. М., 1992. 288 с.

24. Андреев И.Л. Происхождение человека и общества. М., 1982. 304 с.Ю.Андреев Ю.П. Содержание и структура общественных отношений. Саратов, 1985. 275 с.

25. ЕАнисимов С.Ф. Мораль и поведение. М., 1985. 160 с.

26. Анищенко А.И. Структура общественного сознания. М., 1971.86 с.И.Антипов Г.А., Кочергин А.Н. Проблемы методологии исследования общества как целостной системы. Новосибирск, 1988. 256 с.

27. Ануфриев Е.А. Социальный статус и активность личности: личность как объект и субъект социалистических отношений. М., 1984. 288 с.

28. Арефьева Г.С. Общество, познание, практика. М., 1988. 204 с.

29. Афанасьев В.Г. Системность и общество. М., 1980. 368 с.

30. Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание и управление. М., 1981. 432 с.

31. Афанасьев В.Г. Мир живого: системность, эволюция и управление. М., 1986. 333 с. 11

32. Бажутина Т.О. Происхождение человека: Концепция переходных состояний развития. Новосибирск, 1993. 153 с.

33. Бакштановский В.И. Введение в теорию управления нравственно-воспитательной деятельности. Томск, 1986. 464 с.

34. Барг O.A. Проблема интегративности и конкретно всеобщий уровень философского понимания деятельности // Новые идеи философии. Пермь, 1998. Вып. №7. С. 88 90.

35. Барулин B.C. К вопросу о воспитательном воздействии социальной действительности //АТруды Алтайского политехнического института им. И.И. Ползунова. Вып. 37. Барнаул,1974. С. 28-40.

36. Барулин B.C. Диалектика сфер общественной жизни. 1982.

37. Барулин B.C. Социальная философия. Ч. 1. М., МГУ. 1993. 334 с.

38. Барулин B.C. Социальная философия. Ч. 2. М., МГУ. 1993. 237 с.

39. Барулин B.C. Социально-философская антропология. М.,1994. 256 с.

40. Батенин С.С. Человек в его истории. Л., 1976. 296 с.

41. Бахтин М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники. Ежегодник. М., 1986. С. 80 160.

42. Белоус B.B. Шебетенко А.И. Человек как интегральная индивидуальность. Пятигорск, 1996. 203 с.

43. Беляев Б.И., Шацкий С.Т. Эволюция представлений о целях воспитания // Педагогика. 1995. № 4. С. 75 79.

44. Бердяев H.A. О назначении человека // Мир философии. Ч. 2. М., 1991. С. 56-57.

45. Бердяев H.A. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого // Мир философии. Ч. 2. М., 1991. С. 48 -56.

46. Библер B.C. Самостоянье человека. Кемерово, 1993. 94 с.

47. Битинас Б.П. Введение в философию воспитания. М.,1996.135 с.

48. Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. М., 1973. 270 с.

49. Блауберг И.В. Проблема целостности и системный подход. М., 1997. 448 с.

50. Бобнева М.И., Дорофеев Е.Д. Изменение ценностных систем личности в период преобразования общества // Ценно-стнное сознание личности в период преобразования общества. М., 1997. С. 32-46.

51. Босенко В.А. Воспитать воспитателя. Киев, 1990. 328 с.

52. Брушлинский A.B. и др. Мышление: Процесс, деятельность, общение. М., 1982. 205 с.

53. Бугреев А.Н. Диалектика стихийного и сознательного в общественном развитии. М., 1982. 199 с.

54. Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. М., 1968.267 с.

55. Бурлацкий Ф.И. Диалектика объективного и субъективного факторов в развитии общества к социализму и коммунизмуЛенинизм и философские проблемы современности. М., 1970. С. 291 -310.

56. Вавилин Е.А., Фофанов В.П. Исторический материализм иАкатегория культуры. Новосибирск, 1983. 199 с.

57. Васильев Г.Н. Диалоги о человеке. СПб., 1993. 264 с.

58. Васильев Г.Н. Человек: генезис Духа. СПб., 1994. 289 с.

59. Василькова В.В. Особенности формирования морального сознания будущего специалиста // Актуальные проблемы коммунистического воспитания. Новосибирск, 1982. С. 148152.

60. Васина Э. Социализм и воспитание масс. М., 1973. 188 с.

61. Ватин И.В. Человеческая субъективность. Ростов/нД, 1984. 200 с.

62. Введение в философскую антропологию. М., 1995. 374 с.

63. Век живи, век учись // Огонек. 1990. № 36. С. 1 2, 31.

64. Велихов Е.П., Зинченко В.П., Лекторский В.А. Сознание: опыт междисциплинарного подхода // Вопросы философии. 1988. № 11. С. 35-56.

65. Вентцель К.Н. Свободное воспитание. М., 1993. 170 с.

66. Вершловский С.Г., Ходаков А.И. Педагогика приходит в цех. Л., 1977. 148 с.А

67. Видра Д. Новая жизнь психоаналитической педагогики // Вопросы философии. 1999. № 8. С. 34 42.

68. Возрастание роли трудовых коллективов в коммунистическом строительстве. Иркутск, 1973. 184 с.

69. Волжский В. Основания синтетической теории человека. СПб., 1997. 52 с.

70. Волков Ю.Г., Поликарпов B.C. Интегральная природа человека. Ростов/нД, 1994. 288 с.

71. Воронин A.A. Подходы к исследованию сознания // Философские исследования. М., 1995. № 2. С. 33 -41.

72. Воронин A.M. Симоненко В.Д. Педагогические теории, системы, технологии. Брянск, 1997. 131 с.

73. Выготский J1.C. Лекции по психологии. СПб., 1997. 143 с.

74. Вульфов Б.З. Семь парадоксов воспитания. М., 1994. 284 с.а

75. Гайсин Ф.А. Попов В.Д. Духовность — сущность человека. Уфа, 1995. 119 с.

76. Газман О.С. Воспитание: цели, средства, перспективы. // Новое педагогическое мышление. М., 1989. С. 44 49.

77. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. М., 1997. 697 с.

78. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М., 1995. 448 с.

79. ГиндевП. Общество как целостная система общественных отношений // Гиндев П. Философия и социальная сознание. М., 1977. 366 с.

80. Глезерман Г.Е. Формирование, воспитание, самовоспитание личности // Вопросы философии. 1976. № 4. С. 27 41.

81. Голенков С.И. Культура, смысл, сознание. Самара, 1996. 119 с.

82. Гольдин Л.И. Проблемы коммунистического воспитания и развития личности на современном этапе // Вопросы философии. 1985. № 8. С. 44 45.а

83. Гончаров В.Н., Филиппов В.Н. Философия образования в условиях духовного обновления России. Барнаул, 1994. 376 с.а

84. ГоринД.Г. Живой социум: социальные системы как феномены жизненного мира (категориальный анализ). Брянск, 1998.24 с.

85. Городецкая Е. Гуманитаризация как педагогическая проблема//Альма-Матер. 1993. № 3. С. 31.

86. Григорьян Б.Т. Человек. Его положение и призвание в современном мире. М., 1986. 224 с.

87. Грозовский Б. Об одной философской версии философии поступка // Бахтинский сборнцк. №3. м., 1997. С. 328 -341.

88. Гуйван П.Н. Диалектика воспитания и жизни // Теория и методология формирования сознания. Барнаул, 1985. С. 12 -37.

89. Гумницкий Г.Н. К определению понятия "материя" // Философские науки. 1990. № 2. С. 72 -74.

90. Гуцаленко JI.A. Универсальное развитие человека: предпосылки и перспективы. Минск, 1988. 207 с.

91. Давыдов В.В. и др. Формирование учебной деятельности школьников. М., 1982. 170 с.

92. Девятов C.B., Купцов В.И. Концепция гуманизации и гуманитаризации образования // Социально-полит, ж. 1996. № 1. С. 125- 127.

93. Демин М.В. Природа деятельности. М., 1984. 168 с.

94. Деятельность в жизни человека и общества // Социально-политический журнал. 1994-1997.

95. Деятельность: теории, методология, проблемы. Сб. статей (Сост. И.Т. Касавин) М., 1990. ,368 с.

96. Диалектика объективного и субъективного в историческом процессе и социальном познании. Сб. ст. Ред. кол.: В.Н. Боряз (отв. ред.) и др. л., 1986,i 212 с.

97. Диалектика объективного и субъективного в развитии социалистического общества. М., 1970. 317 с.

98. Димов В.М., Лесная Л.В. Актуальные проблемы образования // Социально-политичекий журнал. 1995. № 2. С. 169 — 182.

99. Диоген Лаэртский. Соч. М., 1972. 624 с.

100. Добролюбов H.A. Избранные педагогические произведения. М., 1952. 735 с.

101. Долженко О.В. Очерки по философии образования. М., 1995. 240 с.

102. Дубов А.П., Пушкин В.Н. Парапсихология и современное естествознание. М., 1989. 280 с.

103. Дубровский Д.И. Информация, сознание, мозг. М.,1980. 280 с.

104. Дубровский Д.И. Проблема идеального. М., 1983. 228 с.

105. Духовные основы русского национального воспитания: Хрестоматия. Екатеринбург, 1994. 116 с.

106. Евстратов В. Д. Сознание как а гносеологическая проблема. Саратов, 1984. 178 с.

107. Ефимов В.Т. Социальный детерминизм и мораль. М., 1974.192 с.

108. Жданова М.В. Философское осмысление понятия образование в западноевропейской традиции // Образование в Сибири. Томск, 1995. С. 40 48.

109. Житенев В.Б. Нравственная активность как критерий развития личности // Актуальные проблемы нравственного воспитания. Новосибирск, 1987. С. 37 -46.

110. Жуков H.H. Проблемы сознания. Минск, 1987. 205 с.98.3дравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.,1986.223 с.

111. Иванов A.B. Сознание и мышление. М., 1994. 130 с.

112. Иванов В.Н. Девиантное поведение: причины и масштабы // Социально-политический журнал. 1995. № 2. С. 47 -57.

113. Иванов В.Н., Фриш A.C. Основная ячейка социалистического общества. М., 1975. 287 с.

114. Иванов И.П. Комплексный подход к процессу формирования нового человека // Актуальные проблемы нравственного воспитания. Новосибирск* 1987. С. 77 85.

115. Ильенков Э.В. Проблема идеального // Вопросы философии. 1979. №6. С. 128- 140.

116. Ильин И.А. О воспитании в грядущей России // О русском национализме. Новосибирск, 1991. С. 108 122.

117. Ильчиков М.З. Смирнов Б.А. Социология воспитания. М., 1996. 114 с.

118. История воспитания и образования в России XVIII в. Хрестоматия. М., 1992. 136 с.

119. Кавелин К.Д. Наш умственный строй. М., 1989. 656 с.

120. Каган М.С. Человеческая деятельность. М., 1974. 328 с.

121. Кант И. О педагогике // Кант И. Трактаты и письма. М., 1980. С. 445-504.А

122. Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности основа целостного воспитательного процесса. М., 1993. 185 с.

123. Кемеров В.Е. Введение в социальную философию. М., 1994.188 с.

124. Кемеров В.Е. Концепция социально реальности // Вопросы философии. 1999. № 7. С. 31 -38.

125. Кикнадзе Д.А. Потребности, поведение, воспитание. М.,1968. 148 с.

126. Клементьев Е.Д. Социально-философские аспекты образования // Вопросы философии. 1984. № 11. С. 19-30.

127. Ключарев Г.А. Эволюция понятий о едином человековедении. М., 1992. 194 с.

128. Ковалев С.М. Воспитание и самовоспитание. М., 1986. 288 с.

129. Ковалев С.М. Общественное воспитание и самовоспитание социалистической личности // Политическое самообразование. 1984. № 10. С. 93 -lOi.

130. Козлов И.Ф. Единство воспитания и жизни детей. М., 1964. 140 с.

131. Козлова О.Н. Введение в теорию воспитания: пособие для учителей. М., 1994. 206 с.

132. Колеватов В.А. Социальная память и познание. М., 1984. 190 с.

133. Коменский Я.А. Избр. пед. соч. В 2-х т. М.,1982. Т. 2. 576 с.

134. Кон И. Эстафета поколении // Коммунист. 1987. № 4. С. 93- 104.

135. КорчакЯ. Воспитание личности. М., 1992. 285 с.

136. Коршунов A.M. Отражение, деятельность, сознание. М., 1979.216 с.а

137. Коршунов A.M., Мантатов В.В. Теория отражения и эвристическая роль знаков. М., 1974. 214 с.

138. Костиков В. Прощай, немытая Россия // Комсомольская правда. 1993. 5 ноября.

139. Крапивинский С.Э. Социальная философия. М., 1998. 412 с.

140. Краткий педагогический словарь пропагандиста. М., 1984. 320 с.

141. Краузе A.A. о роли сознательно и бессознательного вастановлении исторического субъекта // Новые идеи философии. Пермь. 1998. Вып. № 7. С. 269-272.

142. Кремянский В.И. Биологическое и социальное в человеке // Философские науки. 1977. № 6. С. 61 69.

143. Кривуля A.M. Диалектика общественных отношений и человеческой деятельности. Харьков, 1988. 161 с.

144. Крылов В.В. Теория формации. М., 1997. 230 с.

145. Кузьмин В.П. Принципы системности в теории и методологии К. Маркса. М., 1986. 398 с.а

146. Кумарин В.В. Вместо педагогики «философия образования» // Педагогика. 1997. № 3. С. 110 119.

147. Лекторский В.А. Проблема субъекта и объекта в классической и современной буржуазной философии. М., 1965. 122 с.

148. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм // Полн. собр. соч. Т. 18. 384 с.

149. Ленин В.И. Философские тетради // Полн. собр. соч. Т.29. 752 с.

150. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.304 с.

151. Лесохина Л.Н. Образование в структуре человеческой деятельности //Вопросы философии. 1984. № 12. С. 3 -13.

152. Лихачев Б.Т. Теория коммунистического воспитания. М., 1974. 496 с.

153. Лихачев Б.Т. Основные категории педагогики // Педагогика. 1999. № 1.С. 10-19.

154. Локк Д. Мысли о воспитании // Локк Д. Собр. соч. В 3-х т. Т.З.М., 1985. С. 407-608.

155. Лосев А.Ф. Философия имени // Лосев А.Ф. Из ранних произведений. М.,1990. С. 11- 192.

156. Лурия А.Р. Язык и сознание. М., 1979. 319с.

157. Любомирова Н.В., Толстых В.И. Социально1.философский анализ сознания: познавательная функция // Вопросы философии. 1985. N 10. С. 35 48.

158. Любутин К.Н. Пивоваров Д.В. Диалектика объекта и субъекта. Екатеринбург, 1993. 412 с.

159. Ляхович Е.С. Философский анализ проблем сознания // Проблемы диалектического материализма. Томск, 1986. С. 24-35.

160. Макаренко A.C. Воспитание в советской школе. М., 1966.255 с.А

161. Макаренко A.C. Книга для родителей. М., 1983. 160 с.

162. Макаренко A.C. Художественная литература и воспитание детей // Соч. в 7 т. Т.5. М.,1960. С. 329 342.

163. Макаров Е.М. Философия человека. Якутск, 1994. 215 с.

164. Макаров М.Г. Категория цель в домарксистской философии и критика телеологии. Л., 1977. 188 с.

165. Мальцев В.А. К методологии исследования взаимосвязи сознания и деятельности в процессе антропосоциогенеза // Проблемы социального познания. Новосибирск, 1981. С. 23 -27.

166. Малыгин Г.С. Смысл жизни и жизнь смысла. Иркутск, 1998.185 с.

167. Мамардашвили М.К. Сознание как философская проблема//Вопросы философии. J990. № 10. С. 3 18.

168. Мамардашвили М.К., Пятигорский A.JI. Символ и сознание. (Под ред. Сенакосова Ю.П.) М., 1999. 216 с.

169. Маркарян Э.С. О научно-интегративном значении понятия "деятельность" // Понятие деятельности в философской науке. Томск, 1978. С. 5 17.

170. Маркс К. Капитал // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. 908 с.

171. Маркс К. Критика политической экономии // Маркс К.,Энгельс Ф. Соч. Т. 4. 4.1. С. 51 506.р

172. Маркс К. Немецкая идеология // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.З. 544 с.

173. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 г. / Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.42. С. 41 -174.

174. Марксистско-ленинская теория исторического процесса: Ред. кол. Ю.К. Плетнев, В.А. Кутырев, E.H. Лысманкин, Ю.К. Плетников (отв. ред.) и др. М., 1983. 535 с.

175. Мельников Г.И. Место и роль трудового коллектива в социальной структуре социалистического общества. Иркутск, 1973. 246 с.

176. Меньшикова H.B. Философия образования: проблема статуса и содержания // Научцые записки НГАЭиУ. Новосибирск, 1997. С. 24-28.

177. Методология, теория и практика воспитательных систем: поиск продолжается. / Под. ред. Л.И. Новиковой, Р.Б. Венд-ровской, В.А. Караковского. М., 1996.

178. Мигалатьев A.A. Философия человека: некоторые проблемы теории и методологии. М., 1996. 80 с.

179. Минасян Л.А. Философия и неравновесность социальных систем // Вест. Рос. фил. об-ва. М., 1998. № 4.

180. Михайлов Ф.Т. Общественное сознание и самосознание индивида. М., 1990. 220 с.

181. Михайлов Ф.Т. Философия образования: ее реальность и перспективы // Вопросы философии. 1999. № 8.

182. Моисеев H.H. Современный антропогенез и цивилизаци-онные разломы // Вопросы философии. 1995. № 1. С. 24 -30.

183. Мокляк H.H. Социальные отношения: структура и формы проявления. Киев, 1986.

184. Мокроносов Г.В., Москаленко А.Т. Методологические проблемы исследования общественных отношений и личности. Новосибирск, 1981. 295 с.

185. Момджян К.Х. Социум. Общество. История. М., 1994. 240 с.

186. Момджян К.Х. Введение в социальную философию. М., 1997.447 с.

187. Момов В. Методологические проблемы теории воспитания // Вопросы философии. 1976. № 7. С. 26 36.

188. Момов В. Человек. Мораль.^Воспитание. М., 1975. 163 с.

189. Мораль развитого социализма. М., 1976. 287 с.

190. Мораль: сознание и поведение. М., 1986. 207 с.

191. Москаленко А.Т., Сержантов В.Ф. Личность как предмет философского познания. Новосибирск, 1984. 319 с.

192. Москвина P.P., Мокроносов*Г.В. Человек как объект философии и литературы. Иркутск, 1987. 200 с.

193. Мосоров A.M. Общественные отношения и человек. Красноярск, 1987. 284 с.

194. Мудрик A.B., Тупицын А.И. Воспитание как социальная проблема // Семья в России. M., 1999. № 1 2. С. 100 - 110.

195. Мурашов В.И. Дух как объект-субъект педагогики. М., 1994.124 с.

196. Муронов A.A. Русская идея как феномен русской культуры. Барнаул, 1996. 156 с. ^

197. Насыри К. Книга о воспитании. Казань, 1994. 142 с.

198. Никифоров А.Л. Деятельность, поведение, творчество // Деятельность: теории, методология, проблемы. М., 1990. С. 57-70.

199. Николов Л. Структура человеческой деятельности. М., 1984. 176 с.

200. Нравственная жизнь человека: Искания, позиции, поступки. Ред. кол. В.Н. Сагатовский, A.B. Разин, А.И. Тито-ренко (отв. ред.) и др. М., 1982. 295 с.

201. Объективное и субъективное в общественном развитии. Межвуз сб. Ред кол.: Е.В. Кулебякин, Ю.П. Попов (отв. ред-ры) и др.Владивосток, 1987. 158 с.

202. Объективные и субъективные факторы в историческом процессе. М., 1969.А

203. Общественная практика и общественные отношения: Философский анализ проблем социального детерминизма. Ред. кол. П.Г. Яновский (отв. ред.). М., 1989. 333 с.

204. Общественно-экономические формации: пробл. теории Ред. кол.: Х.Н. Момджян (отв. ред.) и др. М., 1978. 279 с.

205. Общественные отношения: Вопр. об. теор. Ред. кол.: П.А. Рачков (отв. ред.), В.П. Калацкий, Г.Г. Андреев и др. М., 1981. 200 с.

206. Общественные отношения: (Соц. филос. анализ) В.И. Куценко (отв. ред.), И.В. Бойченко, Ю.Д. Прилюк и др. Киев, 1991. 283 с.

207. Овчинников В.Е. Реформа и воспитание. Петрозаводск, 1969. 111 с.

208. Орлов В.В. Основы философии. Пермь, 1991. 447 с.

209. Основы вузовской педагогики. М., 1972. 310 с.

210. Основы онтологии: Учебное пособие. СПб., 1997. 278 с.

211. Основы педагогики и психологии высшей школы. М., 1986. 302 с.

212. Охотникова М.М. Гармоничность как ценность // Философия ценностей. Курган, 1998. С. 68 70.

213. Очерки социальной философии. М., 1994. 208 с.

214. Очерки социальной философии. Уч. пособ. под ред. К.С. Пигрова. М., 1998.290 с.

215. Панченко В. Герменевтика поступка // Новые идеи в философии. Вып.1. Пермь, 1996. С. 175 -180.

216. Паршуков В.А. Методологические проблемы нравственного воспитания на современном этапе развития советского общества // Актуальные проблемы нравственного воспитания. Новосибирск, 1987. С. 100-114.

217. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. М., 1971. 351 с.

218. Педагогика. М., 1970. 478 с.

219. Педагогика и логика. М., 1993. 414 с.

220. Педагогическая теория: идеи и проблемы. Сб. науч. тр. М., 1992. 161 с.

221. Пеньков Е.М. Социальные нормы — регуляторы поведения личности // Философские науки. 1968. Т.6. С. 39 45.

222. Петровский A.B. Личность. Деятельность. Коллектив. М, 1982. 255 с.

223. Платонов К.К. Структура и развитие личности. М., 1986. 254 с.

224. По дорога В. А. Феноменология тела: Введение в философскую антропологию. М., 1995. 339 с.

225. Подьяков А.Н. Философии образования: проблемы противодействия // Вопросы философии. 1999. № 8.

226. Полосухин Б.М. Феномен вечного бытия. М., 1993. 176 с.

227. Понятие деятельности в философской науке. Сб. статей (Ред. В.Н. Сагатовский) Томск, 1978. 224 с.

228. Попов В.Д. Духовность — сущность человека. Уфа, 1995. 235 с.

229. Проблемы коммунистического воспитания и развития личности на современном этапе (Материалы «круглого стола») // Вопросы философии. 1985. № 9. С. 59-73.

230. Проблемы ценности в философии. Сб. ст. под ред. А.Г. Харчева. М.-Л., 1966. 261 с.

231. Прокопьев И.П. Основы педагогического подхода к отрицательным факторам в воспитании // Новые исследования в педагогических науках. Вып.1. М., 1977. 35 с.

232. Протанская Е.С. Воспитание как диалог и формированиеАсубъекта культуры. СПб., 1994. 36 с.

233. Рачков П.В. и др. Человек в современном технизированном обществе: проблемы безопасности развития. М., 1998.194 с.

234. Роднов JI.H. Сознание. Познание. Личность. Кострома, 1995.175 с.

235. Розов М.А. Что такое теория социальных эстафет // Идея подражания в гуманитарном познании. Новосибирск, 1998. С. 7-17.а

236. Розов Н.С. Философия образования в России: опасности становления и перспективы развития // Альма-матер. 1993. № 1. С. 21-23.

237. Розов Н.С. Ценности в проблемном мире. Новосибирск,1998. 292 с.

238. Романенко М.В. Диалектика объективного и субъективного в условиях развитого социализма. М., 1981. 120 с.

239. Российская педагогическая энциклопедия В 2-х т. М.,1999.а

240. Рубинштейн Л.С. Бытие и сознание. М., 1957. 328 с.

241. Рубинштейн Л.С. Основы общей психологии. СПб., 1998. 712 с.

242. Рувинский Л.И. Самовоспитание личности. М., 1984. 140 с.

243. Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или о воспитании. М., 1911.562 с.А

244. Рябоконь Н.В. Детерминация социального действия. Минск, 1992. 147 с.

245. Сагатовский В.Н. Вселенная философа. М., 1972. 245 с.

246. Сагатовский В.Н. Общественные отношения и деятельность // Вопросы философии. 1981. № 12. С. 69 75.

247. Сагатовский В.Н. Социальная философия: поиски целостности // Социально-политический журнал. 1994. № 3 6.а

248. Садовский В.Н. Основания общей теории систем. М., 1974. 279 с.

249. Свенцицкий A.JI. Социально-психологические проблемы управления. Л., 1975. 120 с.

250. Сержантов В.Ф. Философские проблемы биологии человека. Л., 1974. 158 с.

251. Сиземская И.Н., Новикова Л.Н. Проблемы современного воспитания в философском контексте // Педагогика. 1998. №7.А

252. Симонов П.В. На пути к теории воспитания // Наука и жизнь. 1986. № 10. С. 76-83.

253. Симонов П.В. Темперамент. Характер. Личность. М., 1984. 161 с.

254. Симонов П.В. Эмоции и воспитание // Вопросы философии. 1981. № 5. С. 39 48.

255. Скумин В.А. Человек духовный: роль культуры духовного здоровья в утверждении новой человеческой расы на планете. Новочебоксарск, 1996. 23 с.А

256. Слуцкий М.С. Гносеологические аспекты образования // Вопросы философии. 1984. № 12. С. 14-22.

257. Смирнов П.Л. Советский человек. М., 1973. 376 с.

258. Смирнов С.А. Опыты по философской антропологии // Философские науки. 1998. № 3 4. С. 17 - 39.

259. Смирнов С.Н. Диалектика отражения и взаимодействия в эволюции материи. М., 1974. 382 с.

260. Современная наука: познание человека (отв. ред. И.Н. Смирнов) М., 1988. 204 с.

261. Современные проблемы образования и воспитания // Вопросы философии. 1973. № 12. С.54-70; 1974. № 4. С. 43 -65.

262. Соколов Л.П. Человек как объект и субъект воспитания. Основы философии воспитания. Нижневартовск, 1995. 236 с.

263. Соколова М.В. Образование как форма социализации человека//Человек. Грани философской рефлексии. Вып. 1. М., 1996. С. 119-125.

264. Соловейчик С.Л. Сухомлинский В.А. о воспитании. М., 1982.364 с.

265. Социальная философия Уч. пос. для вузов. Ред кол.: В.Н. Лаврененко (отв. ред.), В .П. Ратников, В.Ю. Дорошенко и др. М., 1995.238 с.

266. Социальная форма движения: проблемы целостности ред. кол.: В.Б. Устьянцев (отв. ред) и др. Саратов, 1990.

267. Социально-философские проблемы воспитания и образования // Вопросы философии. 1974. № 4. С. 83 90.

268. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М., 1972. 308 с.

269. Страдымов В.И. Влияние печати на нравственную ориентацию личности // Актуальные проблемы нравственного воспитания. Новосибирск, 1987. С. 124- 134.

270. Стрих В.Б. К вопросу об онтологическом статусе недеяния // Вест. СПб. ун-та. Сер.6. 1994. Вып. 4. С. 18 22.

271. Струве П.Б. Интеллигенция и революция // Вехи. М., 1990.С. 131 149.

272. Сулимов Е.Ф. Теория и практика коммунистического воспитания. М., 1984. 223 с.

273. Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа. М., 1969. 396 с.

274. Сычев Ю.В. Микросреда и личность. М., 1974. 192 с.

275. Теория и практика коммунистического воспитания. М., 1981.367 с.

276. Теория общественно-экономической формации Ред. кол.: Г.А. Багатурия, В.А. Вазюлин, E.H. Лысманкин. В.В. Денисов (отв. ред.) и др. М., 1982. 357 с.

277. Тимофеева Н.В. Особенности отражения в неживой природе // Философские науки. 1964. № 5. С. 53 58.

278. Титаренко А.И. Критерий нравственного прогресса. М., 1967. 190 с.

279. Трубников H.H. О категориях «цель», «средства», «результат». М., 1968. 148 с.

280. Трубников H.H. О смысле жизни и смерти. М., 1996. 388 с.

281. Тугаринов В.П. Философия сознания. Минск, 1987. 199 с.

282. Турченко В.Н. Общественное воспитание сегодня и завтра. М., 1978. 48 с.

283. Турченко В.Н., Борисова Л.Г. Эффективность образования. М., 1991. 269 с.

284. Тюхтин B.C. О сущности отражения // Вопросы философии. 1962. №5. С. 59-71.

285. Украинцев B.C. Информация и отражение // Вопросы философии. 1963. № 2. С. 26 38.

286. Украинцев B.C., Платонов Г.В. Об объективных критериях и материальной основе развития форм отражения // Вопросы философии. 1964. № 10. С. 27-38.

287. Управление процессом нравственного воспитания. М., 1979. 141 с.

288. Утробин И.С. Интегративный характер человеческой деятельности // Новые идеи в философии. Пермь, 1998. Вып. №7. С. 79-83.

289. Ушаков Е.В. Возродится ли философия сознания // Современная зарубежная философия: проблемы трансформации на рубеже XX-XXI веков. СПб., 1996. С. 48-49.

290. Ушинский К.Д. Человек ка& предмет воспитания // Соч. Т. 8. М.-Л., 1950. 776 с.

291. Феизов Э.З. Онтологические основания сознания как феномена отражения // Известия Национальной академии наук и искусств Чувашской республики. Чебоксары, 1997. №1. С. 47-58.

292. Филиппов В.Н. Основы философских знаний. Барнаул, 1995.434 с.

293. Филиппов В.Н. Человек в концепции современного научного познания. Барнаул, 1997. 380 с.

294. Философия науки и техники: Учеб. пособие для вузов (М.А. Розов, B.C. Степин, В.Г. Горохов и др.). М., 1995. 380 с.

295. Философия образования. Барнаул, 1994. 196 с.а

296. Философия образования: состояние, проблемы и перспективы // Вопросы философии. 1995. № 11. С. 3-34.

297. Философия сознания в XX веке: проблемы и решения. Иваново, 1994. 235 с.

298. Философия человека: традиции и современность. М., 1991.222 с.

299. Философия, культура и образование (Матер, круглого стола) // Вопросы философии. 1999. № 2. С. 110-113.

300. Философская энциклопедияг T.l. М., i960.

301. Философский словарь. М., 1968.

302. Философские проблемы образования. М., 1993. 94 с.

303. Философско-психологические проблемы развития образования. М., 1981. 176 с.

304. Философско-психологические проблемы развития образования. М., 1994. 128 с.

305. Фофанов В.П. Социальная деятельность и теоретическое отражение. Новосибирск, 1986. 188 с.

306. Фофанов В.П. Социальна^ деятельность как система. Новосибирск, 1981. 304 с.

307. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990. 366 с.

308. Фролов И.Т. О человеке и гуманизме. М., 1989. 559 с.

309. Харчев А.Г. Воспитание и жизнедеятельность личности // Вопросы философии. 1975. № 12. С. 62 71.

310. Харчев А.Г. Социология воспитания. М., 1990. 220 с.

311. Хаустов Г.Ф. Критерий человека. М., 1994. 170 с.

312. Хрустов Г.Ф. Критерий человека. М., 1994. 268 с.

313. Ценностные аспекты обще^венного сознания. Me302. вуз. сб. В.А. Ельчанинов (отв. ред.). Барнаул, 1990. 144 с.

314. Чагин Б.А. Субъективный фактор. Структура и закономерности. М., 1968. 218 с.

315. Человек: грани философской рефлексии: Сб. научн. ст. М, 1996. 131 с.

316. Человек: внутреннее и внешнее. Ижевск, 1993. 94 с.

317. Человек как космический феномен. Ижевск, 1993. 167 с.

318. Человек нового мира: проблемы воспитания. Сб. ст. МГУ, М., 1989. 220 с.

319. Черная JI.A. «Новая философская антропология» Макса Шелера и история культуры // Вопросы философии. 1999. №7.А

320. Чусовитин А.Г. Диалектика взаимодействия и отражения. Новосибирск, 1985. 176 с.

321. Шварцман К.А. Философия и воспитание. М., 1989. 208 с.

322. Шварцман К.А. Воспитание: новые подходы к вечной теме: Философия и этика воспитания. М., 1993. 300 с.

323. Шепель В.М. Социально-психологические проблемы воспитания. М., 1987. 238 с.

324. Шмакова Г.И. Аспекты системного анализа экологического воспитания // Актуальные проблемы коммунистического воспитания. Новосибирск, 1982. С. 80-85.

325. Шорохова Е.В. Проблема сознания в современном естествознании. М., 1961. 363 с.

326. Штайнер Р. Вопрос воспитания как социальный вопрос. Калуга, 1992. 111 с.

327. Щедровицкий Г.П. Система педагогических исследований // Педагогика и логика. М., 1993. С. 10 200.

328. Щедровицкий П.Г. Очерки по философии образования. М., 1993. 156 с.

329. Щуркова Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры. М., 1997. 77 с.

330. Энгельс Ф. Диалектика природы // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 343 -628.

331. Это человек: Антология. М., 1995. 109 с.

332. Юдин Э.Г. Деятельность как объяснительный принцип и как предмет научного изучения // Вопросы философии. 1976. №5. С. 65-78.л

333. Юдин Э.Г. Деятельность и системность // Системные исследования: Ежегодник. 1976. М., 1977. С. 11-37.

334. Юдин Э.Г. Методология науки. Системность. Деятельность. М., 1997. 444 с.

335. Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М., 1978.391 с.

336. Яковлев А.И. Критерии эффективности идейно-воспитательной работы в производственном коллективе // Вопросы теории и методов идеологической работы. М., 1975. С. 39-57.

337. Янов А. Что положит на стол социолог? // Молодой коммунист. 1972. № 2. С. 64 69.

338. Яцкевич А.Ф. Диалектика объективного и субъективного в проявлении законов общества. Минск, 1982. 175 с.

339. Brent A. Philosophical the Curriculum. Г-Boston, 1978.

340. Brunner J. The Relevance of Education. L., 1972.

341. Bufford Th. Toward a Philosophy of Education. N.Y., 1971.

342. Dennehy R. Education vocationalism and democracy. Thought, June 1982.

343. Cooper D.E. Illusion of Equality. L., Boston, 1980.

344. Kleinig, Philosophical issues in education. London: Sydney: Croom Helm, 1983.

345. Kneller J. Education and Anth^ropologia. N.Y., 1965.

346. Lukes S. Marxism and Morality. Oxford, 1985.

347. Lauer Q. Integral humanism. Thought. June 1982.

348. Parsons T. Social Systems and the Evolution of Action Theory. N.Y., 1977.

349. Philosophical Analysis and Education. L. N.Y. 1965.

350. Samuelson W.G., Markowiz F.A. An introduction to philosophy in education. N.Y-.: Philos. libr., 1998.

351. Scoot L. Internalization of Norms. N.Y., 1971.

352. Shaip R. Knowledge, Ideology and the Politics of Schooling. L., 1980.

353. Sloan D(ed). Education and Values. N.Y. L., 1980.

354. Strike K., Egan K. (eds). Etics and Educational Policy. L.,1978.

355. Wilson R. Education, Eguality and Society. L., 1980.

356. Wilson I. Fantasy and common sense in education. N.Y.,1979.

357. Woords R., Barrow R. An Introduction to Philosophy of Education. L., 1975. (