автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему: Социально-философское обоснование бытования народной традиции
Текст диссертации на тему "Социально-философское обоснование бытования народной традиции"
ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
На правах рукописи
Скопинцева Татьяна Юрьевна
СОЦИАЛЬНО - ФИЛОСОФСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ БЫТОВАНИЯ НАРОДНОЙ
ТРАДИЦИИ
09.00.11. - социальная философия
Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук
Научный руководитель
доктор философских наук, профессор
Андрусенко Владимир Александрович
ОРЕНБУРГ 1998г.
Социально-философское обоснование бытования народной традиции.
Содержание:
I. Введение . 3-13
Основная часть:
Глава 1: "Философско-методологические основы исследования феномена народной традиции". 13-49 1.1. Социальная природа феномена народной традиции 13 - 20. 1. 2. Культурологические основания феномена народной традиции. 20 - 25 1.3. Народная традиция как сфера сакрального. 25 - 32 1. 4. Этнические особенности феномена народной традиции. 32 - 36 1.5. Народная традиция и бытовая практика. 36-44
1. 6. Роль знаков, символов, текстов в народной традиции. 44 - 49 Глава 2: "Структурно-функциональный анализ феномена народной традиции".
2. 1. Мифологический аспект исследования народной традиции 49-65.
2. 2. Рациональный аспект рассмотрения феномена народной традиции.65 - 72
2. 3. Метафизический (мировоззренческий) аспект народной традиции.72 - 79 Глава 3: "Народная традиция в контексте "своего" и "чужого". 79 - 118
3. 1. Диалектика необходимого и случайного, как жизнеобеспечение "своего" в народной традиции. 79 - 93
3. 2. "Незаконная" случайность и свобода народной традиции. 93 - 99 3.3. Народная традиция как моделирование реальности. 99 - 118
III. Заключение. 118 - 121
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Проблемы развития и формирования современных философских и социальных теоретических концепций, определение ближайших и отдаленных перспектив развития современного общества ставит вопросы взаимодействия с тем историческим и культурным фондом эпохи, который используется, осваивается, рефлексируется, перерабатывается. Такое взаимодействие (освоение, рефлексия, творческая переработка) часто принимает форму исторической парадигмы с "обратной перспективой", "некоего предсказания назад", что в разных случаях дает такому "предсказанию" разную "окраску" - в зависимости от того, кто берет на себя роль создателя "обратных исторических перспектив". Освоенное таким образом прошлое становится в основу разрабатываемых новационных образований, определяющих развитие общества в рамках регионов, областей многонационального государства.
Ошибки в воссоздании таких концепций - и в направлении прошлого и в прогнозировании будущего - чреваты непредсказуемыми последствиями, национальными конфликтами, общественными потрясениями.
Развитое и структурированное мировоззрение открывает для социального философа "инструменты" деятельного бытия человека: в сплетении смыслов и социальных значений они позволяют разглядеть тот "хаос", который практически не зафиксирован в рациональных структурах, политических, юридических моральных нормативах - но и они несут на себе отпечаток такой "метафизики" бытия.
Невнимание к этому аспекту исключило из ареала исследователей-философов самые ближайшие метафизические планы описания жизни людей и обществ: ограничиваясь широкими абстрактными перспективами, отдавая эту житейскую область лингвистам, этнографам и фольклористам, которым время от времени приходилось выступать в роли философов. Нельзя сказать, что они плохо справлялись со своими задачами, достаточно обратиться к "структурной
модели" русской волшебной сказки, оставленной нам В.Я. Проппом. Исследователь связал ее со структурой традиционного обряда и с моделью действия сказочного героя.
Социально-философский статус народной традиции (НТ) - важная составляющая всего комплекса теоретических вопросов, разрабатывающих проблемы развития общества.
Анализ сохранившихся архаичных обрядов позволяет сделать вывод о том, что основная их функция - подготовка к преодолению и преодоление границ - как пространственно - временных в векторе "прошлое - настоящее - будущее", так и социально-личностных, связанных с переходом в новое качество.
Можно предложить, что эта структура работала, т.к. нам, хорошо знакомым с проявлением "вьетнамского", "афганского", видимо и грядущего "чеченского" синдрома (по сути - выпадания человека из привычного бытия и явной невозможности его возвращения в обыденность), надо вспомнить, что лучшими солдатами всех режимов были носители как раз архаичной традиции.
В одной из работ Т.А. Бернштам приведен пример обряда встречи солдата, когда тот, вернувшись из "другого мира", останавливался в крайней избе и посылал сообщить о себе. Его, как бы заново родившегося в этой семье, постепенно приобщали к новой жизни; каждое его действие, каждый шаг, каждое общение было ритуальным, восстанавливающим нарушенную целостность бытия1. Т.о. реадаптивная функция НТ требует исследования и обоснования.
В теоретическом обосновании нуждаются также многочисленные программы национальных, национально - культурных и общественных организаций, получивших широкое распространение в последнее время. Большой интерес к народному традиционному материалу существует в обширной сети образовательных учреждений, как правило, не располагающих достаточно глубоким научным материалом на уровне философско-социального исследования.
1 Бернштам Т.А. Будни и праздники: поведение взрослых в русской крестьянской среде //Этнические стереотипы поведения.-М.,1991.-С. 154-179.
Степень Разработанности Проблемы Научная новизна исследования заключается в том, что: -конкретизировано понятие феномена народной традиции, выявлена и обоснована важная роль архаического начала народной традиции составляющего основу современных народных традиций;
-обоснована интеллигибельная природа народной традиции - база функционирования народной традиции в обществе;
-обоснованы начала структурирования и моделирования индивидом реального бытия - в личностном и общественном плане;
выявлены архетипические характеристики народной традиции - ее син-кретность (целостность) и деятельное начало;
-обоснована важность традиционного владения "своим" и "иным" (чужим) "пространством", как основной составляющей самоопределения личности.
Философско-методологический анализ феномена народной традиции не может быть реализован без соотнесения его с тем историческим контекстом, в котором данная НТ родилась, трансформировалась, разрушалась. Классическая механика представила нам образцы исследований, в которых знание исходных параметров позволяло просчитать последующие изменения. Взгляд на историю мира, а, затем на историю народов как на "золотую цепь развития", которая пронизывает всех индивидов и достигает трона Провидения, спасающего труды человеческой жизни, сохраняющего необходимое от разрушительных "эонов" - высказывался многими учеными: Дж. Вико уподоблял историю биографии человека, О. Конт - выделял однолинейное развитие от мифологической стадии к метафизической, и затем, к позитивной, научной.
Линейность, как концепция, переняла эстафету от более архаичного взгляда на историю и развитие, как цикл, "миф вечного возвращения" (М. Элиаде), когда мир рассматривается в извечных взаимосвязях и циклических
2 Гердер И.Г. Идеи философии к истории человечества.-М.,1995.-С.54-55.
повторениях. Последующие попытки выстроить логическую, поддающуюся анализу структуру, привели к пониманию локальных аспектов развития общества и истории (К. Маркс, О. Шпенглер, К. Ясперс и др.).
На рубеже 19-20 вв. на первый план выступает новая картина мира, где господствуют случайность, сложность и необратимость. Бытие - сложный процесс чередования состояний, где "хаос" есть условие существования общей стройности системы, включающей в себя различные подсистемы. Взгляд на народную традицию первоначально был освящен ее сакральностью и нерушимостью, затем, в общем устремлении человечества к некоей абстрактной прогрессивной перспективе, она была оставлена в пределах бытовых ритуалов и схем, и, наконец, ей был предан статус некоей малой подструктуры, которую можно иногда и не учесть в "новом, совершенном, новационном бытии". В то де время каждое социальное потрясение обращает каждый народ к своей НТ взывая к народному самосознанию, возрождая в той или иной степени, свойственные НТ формы, средства, способы традиционного бытия.
Еще в древнегреческой философии традиции воплощались в понятии этос (с древнегреческого - нрав, обычай) и к нему подходили исключительно как к духовному образованию. Истолковывать этос в этом случае мы можем, во-первых, как привычку (что и делали многие исследователи), и во-вторых, как нрав (то, что в ранней античности означало нечто низменное: зону ненормированных, нестереотипизированных проявлений темперамента и психических состояний, нечто личное, стремящееся ускользнуть от общественного контроля. Римская культура подошла к данному феномену более прагматично, описывая традиции в литературно-историческом, либо этнографическом аспектах. Такой взгляд характерен для большинства мыслителей прошлого - Монте-ня, Локка, Монтескье, Гельвеция, др. У Монтеня обычай отождествлен с обычным действием, привычкой.4
Разные подходы со стороны различных направлений исследования
3 Плахов В.Д. Традиции и общество.-М.,1982.-С.5.
4 Монтень. Опыты.-М.,1991.-С.82.
традиции отражены в позитивной социологии (Дюркгейм и его последователи), у эволюционистов (Г. Спенсер, У. Бэджгот), в культуроведческой социологии (К. Клахог, А. Кребер), религиоведении (У. Робертсон - Смит), антропологической и этнической социологии (Б. Малиновский, А. Радклиф - Браун), академической социологии (Т. Парсонс, Ч. Барнард, У. Диксон, др.), герменевтике (Г. Гадамер), биологии (3. Фрейд), а также в других научных дисциплинах: этнографии, юриспруденции, этно-лингвистике, филологии, и т.п. Мифологию рассматривает как "подсознательную философскую систему" - Н. Трубецкой 5), которая "есть общность взгляда на мир, врожденный взгляд на мир, с самого начала выпавший народу жребий"6, реализованный в бытии в народной традиции. Ряд исследователей проблем развития научного знания, взаимосвязи науки и культуры, творческих потенций личности, специфики различных типов культур с точки зрения используемых способов репрезентации и переработки когнитивной информации понимают культуру как комплекс различных форм и способов передачи и хранения информации, которая не может быть передана
п
сугубо генетическим путем, т.е. различия типов культуры и, соответственно, традиции, определяется по способу хранения, накопления и трансляции соци-
о
ально-необходимого знания. Традиционное знание, более всего проявляющееся на бытовом уровне, в бытовой практике, до сих пор определяет формы, средства, способы жизни, ибо отрешиться от быта может только "одержимый творчеством гений, да и то не полностью" (Флоренский). "Прошлое здесь выступает в качестве одной из доминирующих детерминант состояний, системы, причем необходимо внутренней, экзогенной...".9 Память общества сохраняет наиболее существенные средства, состояния, схемы, способы, формы, все гарантирующее выживание в традиции, определяющей данное общество в качестве объективного, исторически обусловленного, соответствующим образом
5 Трубецкой Н.С. О туранском элементе в русской культуре //Советская этнография.-1992,- № 1.-С.105.
6 Шеллинг Ф. Соч. в 2-х т.: Т.2.- М.Д982.-С. 198-213.
7 Бескова И.А. Проблемы соотношения ментальности и культуры //Когнитивная эволюция и творчество.-М.,1995.-С.58-76.
8 Петров М.К. Человек и культура в научно-технической революции //Вопросы философии.-1990.-№ 5.-С.83.
9 Плахов В.Д. Укз.соч.-С.28.
оформленного в действии, ритме, мелосе, вербальном тексте и т.д. закона. Бытование такого закона - народной традиции (в переводе с латинского - предание) - специфично, он не обладает жестокостью нормы, ибо задан он не только предпосланной социумом, либо данным обществом нормативной сферой - рациональным выражением, но прежде всего, выражен в широко развернутой, целостной, сугубо личностной мифологии.
Традицию можно определить как наличие в характерных для данного общества способе и форме универсального закона10 сохранения. Такой универсальный закон (народная традиция - НТ) имеет четкие пространственно-временные, демографические, социальные и проч. границы и соответствующие способы действия в пределах этих границ и за их пределами.
Сформировавшиеся средства, способы и формы сохраняющие данное общество (своеобразный "цемент", скрепляющий "здание") универсальные и законосообразные, сохраняющиеся в последующих поколениях в явной или скрытой форме народные традиции можно рассмотреть на уровне духовного образования (как к этому подходили в античности), на уровне социологии (социологические школы), либо как проявление биологического, где характеристики постоянства, тождества, преемственности, коренятся в природной обусловленности человека (как рассматривается это в эволюционной эпистемологии и социобиологии11: Ч. Ламсден (Канада), Г. Фолльмера (Германия), Д. Смайли (США), Рональда де Сосы (Канада); но можно подойти к проблеме народной традиции как к уникальному комплексу, социально-духовному образованию основанному на некоем исходном, универсальном в своей основе, жизнеобеспечением, законосообразном протоварианте, который имеет и природо-обусловленные в т.ч. составляющие: такой подход позволяет рассматривать НТ как всегда имеющийся в наличии у общества вариант "возвращения к истоку" -жизнеобеспеченному "корню жизни" человеческого сообщества и это в какой-
10 Плахов В.Д. Укз.соч.-С.32-34.
11 Меркулов И.П. Эволюционная эпистемология: история и современные подходы //Эволюция, культура, по-знание.-М.,1995.-С.6-22.
Ламсден М. Нуждается ли культура в генах: Указ.моногр..-С.128-138.
то мере объясняет обязательное обращение к НТ в периоды социальных кризисов и потрясений.
Описание и анализ, систематизация исторических и традиционных текстов занимает значительное место в работах медиевистов (Л.П. Карсавин, П.М. Бицилли, др.), но проблемы философского освоения народной традиции все же остаются своеобразной "нишей" в многоплановом исследовании исторической реальности.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ
Цель диссертации - выявление "житейской метафизики", обосновывающей бренное бытие; социально-философское обоснование бытования народной традиции, с использованием как уже существующего, так и впервые выявленного автором материала. В связи с этим в диссертации решаются следующие задачи:
- разработка и обоснование концепции универсальности архаичной составляющей народной традиции и частичной утраты таковой в более поздних, нормативных в основе народных традиций;
- выявление и обоснование ноуменальной природы, а также основ народной традиции - неизменных (относительно преходящего и житейского, составляющего бытие) постоянных "констант", вокруг которых строятся основные пара-дигмальные мифы и "аффектов" оформляющих быстротечное бренное бытование - в форме "житейской метафизики";
- обоснование и попытка моделирования традиционного мифологического интеллигибельного пространства с использованием мифологического дидактически - развлекательного материала - сказки, сказки-былички, загадки, т.д.;
- обоснование важности "своего", "иного" бытия и бытия в том и другом социальном пространстве.
и
Методологические и теоретические основы исследования: Исследование основывается на трудах отечественных и зарубежных философов, социологов, этнографов, антропологов, культурологов, лингвистов. Значительное место в работе принадлежит исследователям, разрабатывающим подходы к народной традиции в рамках русской мифологической школы, особое внимание акцентируется на вопросах структурно-функционального анализа (работы В.Я. Проппа , К. Леви-Стросса, В.В. Иванова, В.Н. Топорова, Т.В. Цивьян). Используются подходы к разработке целостного взгляда на традиционные календарные праздники, апробированные этнографами Т.А. Бернштам и
A.К. Байбуриным, теоретическое обоснование феномена традиции Плахова
B.Д. и методология социального познания Андрусенко В.А. Принятый в культурологии, этнографии и антропологии взгляд на традиционное мировоззрение, как обоснование всеобщей космобио или социологизированности, автор пытается ввести в общую картину естественной космобио, и социообусловленной системности, т.е. системности включенной в широкий план космо-планетарных процессов. Экстраполяция бытующих в традиции методик на космо, социо и био системы в этом случае, как структура детерминированности идеями космо-логизированной исходной системности, принятой в народной традиции - есть экстраполяция выдающая объективно обусловленные, на определенном уровне "единственно научные" знания ("онтологический рационализм", как разряд �