автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему: Социально-философское осмысление страха
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Орехова, Лариса Георгиевна
ВВЕДЕНИЕ
Глава I. Теоретические предпосылки понимания страха.
§ 1. Генетические и социальные причины страха
§ 2. Психопатологические аспекты страха.
Глава II. Страх как явление индивидуального и общественного сознания.
§ 1. Страх как эмоция и мысль.
§ 2. Социализация личности и страх.
§ 3. Проблема классификации страха в науке.
Глава III. Осмысление страха в искусстве.
§ 1. художественный образ страха - как способ 66 социокультурного освоения.
§ 2. Типы страха в искусстве и их социальная 69 значимость.
Введение диссертации2002 год, автореферат по философии, Орехова, Лариса Георгиевна
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что коренные изменения в образе жизни, свершившиеся в XX веке, не смогли избавить человечество от такого феномена как страх. В переломные моменты развития общества страх видоизменяется и аккумулируется, он никуда не исчезает, на смену одним страхам приходят другие. Современное состояние общественного развития требует осмысления тех культурных феноменов, которые определяют это развитие.
Среди всевозможных феноменов, влияющих на социальные процессы, особое место занимает феномен страха. Стремление исследовать и осмыслить, страх не новы в общественной мысли. Новизна состоит в том, что происходящие изменения в экономической, политической и духовной жизни, социальные изменения, появление новейших технологий вмешательства в различные формы существования человека, в его биологическую природу, обнажают всю проблематизированность человеческого бытия, которая состоит в угрозе фундаментальной самоидентификации человека, то есть несущую угрозу его праву на самодетерминацию, тем самым, порождая и формируя индивидуальные и массовые страхи. Появляются новые объекты и формы страха, которые ранее не встречались в социальной практике. К ним относятся различного рода страхи, связанные с применением новейших методов в области биотехнологий (вмешательство в репродуктивную деятельность человека, генетическое сканирование, трансплантация, клонирование и т.д.), информационных технологий, психотроники. К тому же распространяются такие негативные явления социальной действительности как наркомания, преступность, насилие, терроризм, наличие ряда глобальных проблем - экологическая, энергетическая, продовольственная, демографическая, проблема СПИДа и т.д. Можно констатировать тот факт, что возрастает значимость страха в социальной жизни. Существующие «пороки» современного мира вынуждают индивидов и социальные группы тревожно смотреть в будущее. Страх неразрывно связан с теми ужасами, которые несет в себе современная техногенная цивилизация. Угроза международного терроризма, использование различных видов оружия массового уничтожения обнажила всю зыбкость человеческого бытия.
Тема страха в наступившем тысячелетии становится актуальной как никогда, так как мир еще никогда не был так близко на пути к самоуничтожению. Именно страх порождает необходимость осознать предназначение человека в меняющемся мире, искать новые методы и способы управления сложными социальными процессами, вырабатывать моральные принципы и законы, формировать духовность общества.
Активная деятельность человека по преобразованию окружающего мира, создание виртуальной реальности изменяет и самого человека в ходе истории, его природу. Возрастают потребности индивида и повышаются требования, предъявляемые к нему со стороны общества. Если эти требования не вступают в противоречие с субъективными представления об образе жизни, не нарушается целостность человеческого бытия, сохраняется психическое и душевное здоровье человека. В обществе не способном создать условия, для воплощения в жизнь интересов и потребностей личности, где господствует нестабильность, и неопределенность появляется тревога, страхи, неуверенность, которые рано или поздно лишают многих людей способности разумно и эффективно действовать, нарушают здоровье, ведут к патологическим расстройствам в форме навязчивых страхов, обессий, неврозов, фобий. Как следствие может возникать паника, массовые истерии, социальные неврозы, общество поражается страхом. Найти методы и способы избавления людей от беспокойства, неуверенности, тревожности и страха, значит определить пути к построению здорового общества, где человек уверен в завтрашнем дне, социально защищен.
Современная массовая культура достаточно широко освещает проблему страха. Подтверждением этому является, тот факт, что в последние десятилетия появилась художественная литература, кинофильмы, где основной является тема страха.
Социально-философское исследование страха является методологической основой для понимания значимости страха и отличается от имеющихся исследований в прикладных и теоретических формах знания. Это различие коренится не только в подходах способах и методах исследования, но - и в особенностях научного и культурного сознания. Специфика кроется в понимании культурным сознанием тех или иных феноменов. Это понимание должно быть адекватным. Условием адекватности, прежде всего, являются:
1) осознание относительного характера феноменов культуры, то есть их неабсолютного характера;
2) осознание культурных феноменов связано с генетическим уровнем их семиотических форм.
Опираясь на культурное сознание, имеется возможность проследить формирование и генезис феномена страха в обществе и культуре. Культурное сознание содержит как научные, так и ненаучные представления о страхе.
Задача состоит в возможности создания обобщенной культурологической модели страха как специфического феномена общественной и культурной жизни. В рассмотрении существования данного феномена необходимо определить источники и причины его возникновения, различные формы существования, типы страхов, возможные способы преодоления, а также роль и значение его в жизни индивида и общества.
Степень разработанности проблемы. Разные философские школы и направления касались в своих исследованиях проблемы страха, соединяя его с важнейшими направлениями своих исследований. Так появились исследования страха, которые рассматривают влияние страха на различные сферы бытия человека, его значение и роль в различных сферах общественной жизни.
В философской литературе обозначены различные подходы в рассмотрении природы страха. Эллинистичекая философия (Эпикур и Лукреций) обозначила идею рационализации страха, онтологическая модель страха представлена в учениях Р.Декарта, Б.Спинозы, И.Канта, Г.Гегеля. Экзистенциалисты (С.Кьеркегор, М.Хайдеггер, Ж.П.Сартр, А,Камю) рассматривают: эмпирический страх - боязнь конкретного предмета или обстоятельства; метафизический - страх перед «Ничто», конечностью бытия - неопределенный, безотчетный, «страх -тоска» и собственно экзистенциональный страх перед самим собой, перед своей возможностью и свободой.
Психоаналитическая философия (З.Фрейд, Ф.Риман) анализирует рациональный страх - перед внешней опасностью и иррациональный как результат не актуализированных жизненных стремлений, подавление невоплощенных желаний. В неофрейдизме проблема страха наиболее ярко представлена в работах Э.Фромма и К.Хорни. Рассматривая противоречивость человеческого существования в обществе, они утверждают, что появление страха возможно в результате рассогласования способов человеческого бытия и противоречий во взаимоотношениях между людьми, которые порождают у индивида чувство базальной тревоги, неуверенности, страха.
К проблеме страха в основном обращались представители психологической науки и медицины как отечественной, так и западной. Страх в работах Ч.Д.Спилбергера, К.Е.Изарда, В.Вундта, Г.Е. Дазаруса, Э.Эриксона, Р. Мэй, П.Тиллих, А.Кемпенски, Д.Б.Уотсона, Л.С.Выготского, А.Р.Лурии, Н.Д.Левитова, Захарова А.В. и многих других ученых страх рассматривается в основном как отрицательная эмоция, проявляющаяся на различных уровнях сознания. Практическая психология содержит богатый эмпирический материал, рассматривающий феномены индивидуального страха на уровне нормы и патологии, выясняет характерные особенности возрастных страхов и взаимосвязь психических и соматических оснований страха (И.С.Кон, А.И.Захаров, Т.А.Немчин, М.Е.Литвак и др.).
Интересна работа Паскаля Киньяра «Секс и страх», анализируя взаимосвязь секса и страха, он считает, что они являются главными силами, которые модифицируют искусство и реальность.
Страх исследуют не только психологически, он закономерно включается в социокультурный процесс развития общества, выступая регулятором социальной организации. Проблема социального страха и попытки его осмысления в современных условиях обусловило появления ряда работ посвященных данной теме (Т.И.Заславской, А.Д.Сахарова, А.И.Солженицина, В.А.Андрусенко и др.)
В последнее десятилетие появились работы освящающие значимость страха в политике, в истории, в искусстве, в культуре. Примечательно то, что отечественные исследователи страха Матвеева С.Я., Шляпентох В.Э., Кавторин В., Гранин Д., Рыбаков А., анализируют специфику проявления и бытийствования в России, его причины, воспроизводство и способы преодоления.
Существующие знания по проблеме страха в различных отраслях научного знания позволяют представить целостное видение данного феномена, проследить культурно- исторический путь феномена страха, определить его смысл в жизни индивида и общества. Однако страх связан с общекультурными человеческими традициями, особенностями социально-исторического развития. В художественной культуре страхи закрепляются и передаются из поколения в поколение, вырабатываются формы отношения к страху и возможные способы его преодоления.
Цели и задачи исследования. Основная цель диссертационной работы состоит в теоретическом осмыслении страха как социальной детерминанты общественного развития, как способа освоения действительности, который фиксируется, закрепляется и передается в различных художественных образах. Конкретизация поставленной цели обозначена в следующих задачах:
• Описать теоретические предпосылки, лежащие в основе понимания природы страха;
• Проанализировать полифукциональную природу страха в различных аспектах его проявления;
• Рассмотреть диалектику индивидуального и общественного страха;
• Понять как социум и культура формируют и видоизменяют общественные отношения под влиянием страха;
• Показать роль и значение страха в процессе социализации личности;
• Выявить специфику формирования художественного образа страха;
• Показать, что появление различных типов художественного образа страха в обществе и культуре неразрывно связано с разными видами деятельности, смена форм деятельности приводит к появлению новых страхов, которые должны быть осознаны и направлены в позитивное русло.
Теоретико-методологическая основа исследования. Социально-философское осмысление страха опирается на общие социофилософские методологические принципы, на научное и культурное наследие отечественной и зарубежной философии, социологии, психологии, психиатрии и художественной литературы. Имеющиеся исследования по данной проблеме являются теоретической и методологической базой проведения исследования и выработки способов, помогающих осмыслить страх, обозначить его позитивную значимость, рассматривая страх как катализатор перемен, как в личной так и в общественной жизни. Особое внимание в процессе исследования было уделено художественной литературе, посвященной данной проблеме, где в художественно-образной форме изображаются состояния и ситуации страха.
В процессе исследования были использованы герменевтический, экзистенциально-феменологический, сенергетический, компаративистский, философскоантропологический методы. Основные подходы, применяемые при рассмотрении проблемы страха: социально-философский, историко-научный и аксиологический.
Научная новизна диссертационного исследования.
• Проанализирована полифункциональная природа страха в различных аспектах его проявления;
• Выявлена генетическая обусловленность и амбивалентность данного феномена, особенности его понимания и осмысления культурным сознанием;
• Показана значимость страха в формировании современных общественных отношений, его постоянство в человеческой природе и историческая изменчивость;
• Определены смысл и значение художественного страха в социальном развитии и культуре;
• Дана классификация различных типов художественного страха, их роль и значение в социальной жизни;
• Обоснована необходимость художественного воплощения феномена страха в обществе и культуре, с целью поиска новых способов и методов его преодоления;
• Обозначена обобщенная культурологическая модель страха как универсального феномена бытия.
Тезисы, выносимые на защиту:
1. Понимание и определение теоретических предпосылок понимания природы страха возможно на основе обобщения имеющиеся знания в различных сферах научного знания и представлений ненаучного содержания, сложившихся в культуре. Биологические основания страха заложены в особенностях живых систем с их ориентацией на выживание.
10
Рассмотрение психологических и социальных оснований страха позволяет определить его априорные и апостериорные формы. Любое нарушение целостности человеческого существования может послужить источником формирования страхов.
2. Появление различных страхов обусловлено особенностями онтогенетического и филогенетического развития личности. Страх начинается с физиологии и заканчивается высшими сферами мышления. Рассмотрение природы страха нельзя свести к пониманию его как отрицательной эмоции, это особая ментальность, присущая личности. Человек способен к осознанию и рациональному познанию страха, его образов и объектов. Умеренный страх, когда он не выходит за рамки разумного восприятия угрожающих предметов, является необходимым атрибутом существования человека. Негативные эмоциональные расстройства и патология рационального познания могут привести к клиническим страхам, нарушающим психическое здоровье личности. Многообразные клинические страхи являются объектом познания в психоаналитической практике.
3. Страх непосредственно связан с освоением действительности и многообразными формами деятельности. В процессе деятельности формируются виды страха, проявляющиеся на различных уровнях. Социализация страха происходит под влиянием микросреды (семья) и макросреды (общество). Личность, приобретая страхи, овладевает способами отношения к страху и его преодолению.
4. Противоречивая природа страха проявляется в его способности конструктивно или же деструктивно воздействовать на личность. Страх может являться стимулом к решительному действию, неординарным поступкам и активизации способностей личности, но он так же может парализовать волю человека, привести в состояние ступора и даже лишить человека жизни.
5. Страхи личности зависят от возраста и социокультурных норм, существующих в обществе. Страх как продукт индивидуального сознания может проникать в общественное сознание, вызывая цепную реакцию, провоцирующую коллективную панику. Общественные страхи соответствуют уровню развития той или иной эпохи, исторически изменчивы, могут использоваться с целью манипулирования массовым сознанием, изменяя общественные отношения.
6. Процесс социализации страха непосредственно связан с его культурным освоением. Культура закрепляет и служит способом передачи онтологических страхов. В художественной культуре формируются образы страха, фиксирующие и обобщающие представления и знания о предмете. Она открывает широкие возможности для постижения проблемы страха и предвосхищает появление новых объектов, вызывающих страх. Специфика отражения страха в культуре позволяет выделить общую типологию страхов в культуре. К ним относятся следующие типы: фольклорные, мистические, криминалистические, танатологические и футурологические.
7. Культурные первообразы страха, дошли до нас в народном фольклоре, отражающие особенности этноса и специфику предметно-практической деятельности. Фольклорные страхи являются начальной стадией в формировании художественного образа страха и поиска путей его преодоления. Образ страха воплощается в различных жанрах сказке, эпосе, былине, притчах, песнях, легендах и т.д. В фольклоре вырабатывается идеал героя, способный противостоять силам зла олицетворяющих страх и побеждать их. Бесстрашие героя служит примером преодоления страхов.
Появления мистических страхов, обусловлено не деятельностью субъекта, а его психологическим состоянием, не испытываемое ранее. В нетеистической мистике объектом постижения выступает безличное трансцендентное начало. Таинственное - "имеет способность" проникать в реальный мир, вмешиваться в жизнь людей, держать их в постоянном страхе от невозможности объяснить и понять происходящие. Таинственное и необъяснимое в жизни людей, случайность и предопределенность, "двоемирие", дуализм явлений и сущностей, относительность границ между реальным и нереальным, действительным и неправдоподобным - все это страшит, но в то же время пробуждает исследовательский интерес.
В мистических страхах выражаются такие черты как амбивалентность, загадочность предмета (страх перед неизвестностью), неопределенная неопределенность (страх перед «Ничто») и влечение к предмету.
Криминалистические страхи имеют определенность предмета, выражая степень беспокойства общества, государства, личности перед криминалом и общественно опасными деяниями, являются стимулом для поиска новых форм, средств и способов борьбы с преступностью, способствуют повышению требований к соблюдению законности. Формой выражения данных страхов в культуре является жанр детектива (исторический, политический), а также триллер, вестерн и истории катастрофы. Во всех произведениях этого жанра затрагиваются социальные темы, описывается общественная среда и происходящие в ней криминальные процессы. Авторы произведений показывают, что в обществе имеются силы способные препятствовать социальной деградации и дезорганизации, вытеснять насилие, жестокость и индивидуализм, «снимая», таким образом, криминалистические страхи.
Танатологические страхи появляются на определенном этапе развития человеческой истории. Условно приобретенный опыт смерти дает основания к познанию и осмыслению этого явления. Знание о своей смертности и конечности субъективного бытия, порождают страх перед смертью. Но это знание высвечивает проблемы смысла жизни, предназначения человека. Танатологический страх побуждает смотреть на жизнь как главную общечеловеческую ценность.
Стремление личности заглянуть в будущее порождает футурологические страхи. Футурологические страхи обусловлены деятельностью человека, направленную в будущее. Ощущать будущее тревожно - особенность существования человека. История развития человечества полна природных и социальных катаклизмов, войн, катастроф, которые экстраполируются в будущее. Пессимистические прогнозы развития современной цивилизации, обострение глобальных проблем актуализируют данные страхи. Но в то же время футурологический страх является катализатором в осмыслении этического контекста техники, науки и различных форм деятельности человека, способствует поиску форм интеграции и взаимодействия в решении вопросов сохранения целостности человека и цивилизации.
8. Страх является атрибутом человеческой экзистенции, выступая основой самосохранения. Отсутствие страха лишает личность сущностных характеристик. Но в то же время страх как естественное состояние не должен быть доминантой существования индивида. «Снятие» личностного страха позволяет наполнить жизнь индивида смыслом, преодоление социальных страхов повышает качество жизни и духовность общества.
Научно-практическая значимость и апробация.
Диссертационное исследование позволяет рассмотреть страх в новом измерении средствами художественной культуры. Произведения художественной культуры не только отражают реальные страхи, существующие в обществе, они показывают, высвечивают и раскрывают те стороны феномена страха, которые сокрыты от внешнего взора и, как правило, более глубокие и значительные по своему содержанию. Художественно-образное познание позволяет исследовать те проявления страха, которые остаются за пределами научного знания, приближая нас к пониманию его сущности и значения. Материалы диссертации могут быть использованы в преподавании курсов социальной философии, культурологии, биоэтики.
Апробация результатов исследования. Диссертация обсуждалась на кафедре истории и философии Ростовского Государственного Медицинского Университета.
Объем и структура работы. Диссертационная работа состоит из Введения, трех глав, включающих 7 параграфов, Заключения и списка литературы. Последний охватывает 131 источник на русском языке и 2 на французском языках. Общий объем диссертационного исследования 121 страница.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Социально-философское осмысление страха"
Заключение
В повседневной жизни мы редко наблюдаем, проявление страха, так как выработанная человеком культура чувств позволяет нам прятать свой страх в уголки подсознания. Но каждый человек хоть раз в жизни, а испытывал действие страха на себе. Эта отрицательная эмоция непосредственно связана с мыслительной деятельностью личности, проявляющаяся в конкретных ситуациях. Она возникает, когда имеющаяся у субъекта информация (знания, опыт, навыки и т.д.) недостаточна для успешного выхода из затруднительной ситуации, решения проблем, с которыми сталкивается человек. Нехватка информации о безопасности приводит к неуверенности, озабоченности, беспокойству и к страху. Страх охраняет и предостерегает личность, подавая сигналы об угрозе. Но страх как эмоция всегда характеризуется внезапностью, страх как мысль - результат рефлексии о целостности бытия. Безопасность и целостность бытия - суть подлинной экзистенции личности. Осмысление страха позволяет приблизиться к пониманию сущности индивида. Многообразие существующих страхов предполагает их комплексное исследование. Это исследование возможно не только в рамках научного познания, но и с помощью художественного образного познания, открывающего новые стороны в познающем объекте. В художественной культуре тема страха представлена широко и многообразно. Различные жанры, способствуют всестороннему анализу феномена страха. В художественной действительности страх имеет свои специфические черты, которые наглядно демонстрируются в различных видах искусства.
Искусство помогает осмыслить значение страха в жизни отдельного индивида, в обществе и цивилизации. Это осмысление вырабатывает способы отношения к страху, является формой научения техники социализации страха. Появление новых видов искусства в духовной жизни, формирование экранной культуры будет способствовать освоению страхов возникающих в процессе социальных преобразований, так как каждая эпоха порождает присущие ей типы страха. Социально-философское осмысление является необходимым для познания сущности страха, объектов страха, и конструктивного подхода к его преодолению.
Список научной литературыОрехова, Лариса Георгиевна, диссертация по теме "Социальная философия"
1. Андрусенко В.А. Социальный страх (Опыт философского анализа). Свердловск: Изд-во Свердловского ун-та, 1991.- 148 с.
2. Аннинский Л. Страхи и трепеты. «ЛГ -ДОСЬЕ», № ю, 1994.
3. Американская фантастика: Сборник: Пер. с англ. Составл. и предисл. Е. Парнова. - М.: Радуга, 1988. -750 с.
4. Адамович А., Гранин Д. Блокадная книга. Л., Лениздат, 1989.
5. Афиногенов С. Страх. Л., 1931
6. Бальмонт К. Избранное: Стихотворения. Переводы. Статьи. -М.: Правда, 1991. 608 с.
7. Басина Н.И. Критика как социальный феномен. Автореферат на соискание ученой степени кандидата философских наук. Ростов-на-Дону, 1984.
8. Бауэр В., Дюмотц И., Головин С. Энциклопедия символов. Пер. с нем. М.: КРОН-пресс, 1995. - 512 с.
9. Бахур В.Т. Это неповторимое «я». М., Знание, 1986.-192 с.
10. Белый А. Символизм как миропонимание. М.: Республика, 1994.-528 с.
11. Бердяев Н.А. О назначении человека. М.: Республика, 1993.- 383 с.
12. Бердяев Н.А. Царство Духа и царство Кесаря. М.: Республика, 1995.- 383с.
13. Бейли А. Трактат о белой магии (пер. с англ.) Новочеркасск.: Агенство «Сагуна», 1992.- 652 с.
14. Белоусов С. А. Психология страха смерти. Журнал практического психолога 2000 № 3-4.
15. Берг Р. Непокоренные. Журнал «Наука и жизнь» 1991, № 1
16. Бергер П. Общество как драма. Журнал «Человек» 1995, № 4, с. 32 37.
17. Бергсон А. Два источника морали и религии. М.: «Канон», 1994. - 384 с.
18. Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных: Пер. с англ. -Симферополь: «Реноме», 1998. 496 с.
19. Блувштейн Ю.Д., Добрынин А.В. Основания криминологии: опыт логико-философского исследования. Минск. 1990. - 463 с.
20. Бунин И.А. Собрание сочинений в 9-ти томах. М.: «Художественная литература», 1965-1967.
21. Бухановский А.О., Кутявин Ю.А., Литвак М.Е. Общая психопатология. Ростов-на-Дону.: Изд-во ЛРНЦ «Феникс», 2000. - 416 с.
22. Вайнеры. Лекарство против страха. К. Лумина, 1987.
23. Галина М.С. Чужие среди нас. Идентификация страха. Журнал «Общественные науки и современность» ., 1997, №3
24. Гончарова Ю.В. Озеро страхов озеро надежды. «Психологическая газета», 2000, №11.
25. Годфруа Ж. Что такое психология? В 2-х томах, М. 1992.
26. Григулевич И.Р. Инквизиция. М.: Политиздат, 1985.-448
27. Гулыга А. Воскрешение. Журнал «Диалог» №17, 1991, с. 19-21.
28. Гуревич П. Страх. Его исток свобода, которой наделен индивид. «Независимая газета» 11.03.94.
29. Гурьева В. А., Семке В.Я., Гиндикин В.Я. Психопатология подросткового возраста. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1994. 310 с.
30. Давидович В.Е. Теория идеала. Ростов -на-Дону, 1983.
31. Давидович В.Е. Человечество в зеркале философии. Ростов-на-Дону, 1996.
32. Даль В.И. О повериях, суевериях и предрассудках русского народа. М.: ТЕРРА, 1997. - 320 .
33. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. Т.4, М.: ТЕРРА, 1995. 683 с
34. Делюмо Ж. Ужасы на Западе. Пер. с фр. -М.: Голос, 1994.-416 с.
35. Долгова А.И. Преступность и общество. М.:1992 .
36. Изард К.Э. Психология эмоций. Перев. с англ. - СПб.: Питер, 2000. - 464 с.
37. Ильин И.А. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993.-431 с.
38. Иншаков С.М. Криминология: Схемы и комментарии. М.: Юриспруденция, 2001. - 208 с.
39. Жамкочьян М. Цвет времени и время страха. Журнал «Знание сила» , 2000, №
40. Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психиатрия. М.: Изд-во ЭКСМО Пресс, 2000 -448 с.
41. Захаров А.И. Как помочь нашим детям избавиться от страха. М., 1995.
42. Зейгарник Б.В. Патопсихология. М.: Изд-во МГУ, 1976- 238 с.
43. Золотухина-Аболина Е.В. Философия обыденной жизни: Экзистенциальные проблемы. Курс лекций. Ростов-на-Дону.: Изд-во ЛРНЦ «Феникс», 1994. - 140 с.
44. Каган М.С. Лекции по марксистско-ленинской эстетике. Изд-во ЛГУ, 1971 -765 с.
45. Каган М.С. Философия культуры. С.-Пб.,1996.
46. Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство: Пер. с фр. М.: Политиздат, 1990. -415 с.
47. Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде. В кн. Сумерки богов. М.: Политиздат, 1989. с.222 - 319.
48. Карвасарский Б.Д. Медицинская психология. Л.: Медицина, 1982. 271 с.
49. Киньяр П. Секс и страх. Эссе: Пер.с фр. -М.: Текст, 2000.- 189 с.
50. Китаев Смык Л.А. Психология стресса. -М., 1983 -296 с
51. Клэнси Т. Все страхи мира: Пер. с англ.-М.: Мир, 1993., 667 с.
52. Круглов А. Страх ^ожий и совесть. -Журнал «Здравый смысл», 2002, № 2.
53. Крушинский J1.B. Проблемы поведения животных. М.: 1993.
54. Кублановский Ю. Технология страха. Журнал «Юность», 1991 № 3, с. 60 62.
55. Культурология. XX век: Антология М.: Юрист, 1995. - 703 с.
56. Кьеркегор С. Страх и трепет. М.: Республика, 1993.- 423 с.
57. Леви В.Л. Приручение страха. М.: Метафора, 2002. - 192 с.
58. Лебедев С.Я. Антиобщественные традиции, обычаи и их влияние на преступность. Омск, 1989.
59. Лейбин В.М. Словарь-справочник по психоанализу. СПб.: Питер, 2001. - 688 с.
60. Леонгард К. Акцентуированные личности. Киев.: Вища школа, 1981. 390 с.
61. Литвак М. Е. Если хочешь быть счастливым. Ростов-на Дону, Феникс, 1995
62. Максимов С.В. Нечистая, неведомая и крестная сила. М.: ТЕРРА 1996. - 272 с.
63. Мамлеев Ю. Шатуны: Роман. М.: ТЕРРА, 1996.-232 с.
64. Мамонтов С.Ю. Страх. Практика преодоления. СПб.: Питер, 2002. - 128 с.
65. Марков Б.В. Философская антропология: очерки истории и теории. СПб: Изд-во «Лань», 1997. -384 с.
66. Матвеева С.Я., Шляпентох В.Э. Страхи в России в прошлом и настоящем. Новосибирск: Сибирский хронограф, 2000
67. Мифологический словарь. / Гл. ред. Е.М.Мелетинский. -М.: Советская энциклопедия, 1991. -763 с.
68. Менегетти А. Введение в онтопсихологию. -М.: 1993.
69. Мережковский Д.С. Собрание сочинений в 4-х томах. Т. 1., М.: Изд-во «Правда» 1990 591 с.
70. Монтень М. Опыты: В 2 т. Т. 1. Кн. 1, 2. Пер. с фр. М.: ТЕРРА, 1996. - 720 с.
71. Московский эзотерический сборник. М.: ТЕРРА, 1997.-464 с.
72. Мэй Р. Проблема тревоги. Пер. с англ. -М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс 2001. - 432 с.
73. Немов Р.С. Психология. В 2-х кн. М.:1994.
74. Обухова Л.Ф. Детская психология. М.:1995.
75. Общая психология: Под ред. В.В. Богословского и др. -М.: Просвещение, 1981 383 с.
76. Ольшанский Д. Страх. Журнал «Диалог», 1991, №3 ,с. 5-7.
77. Ольшанский Д. Паника. Журнал «Диалог», 1991, №9, с. 12-15.
78. Орлов М.А. История сношений человека с дьяволом. М.: ТЕРРА; 1997. - 464 с.
79. Павленко Н.В. Страх в политике. Автореферат на соискание ученой степени кандидата социологических наук, Саратов 1995.
80. По Эдгар Аллан. Собрание сочинений в 4-х томах. М.: Пресса, 1993.
81. Поварков Я. Освободить мир от страха перед богами. «Философские чтения», 1978, № 9,с. 48-51.
82. Психология личности. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея., М.: 1982. 286 с.
83. Психоанализ и культура: Избранные труды Карен Хорни и Эриха Фромма. М.: Юрист, 1995. - 623 с.
84. Психологический словарь. Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. М.: Педагогика - Пресс, 1996.-440 с.
85. Раншбург Й., Поппер П. Секреты личности. М.: 1983 .- 154 с.
86. Риман Ф. Основные формы страха. М.: Алетейа, 1998. - 336 с.
87. Ремарк Э.М. Триумфальная арка. М.: Правда, 1982.-480
88. Рерих Н.К. О Вечном. М.: Республика, 1994.- 462 с.
89. Рыбаков А. Страх. М., 1990.
90. Саймак К. пересадочная станция: Роман. Рассказы. Шекли. Р. Цивилизация статуса: Повесть. Рассказы. Пер. с англ. М.: Радуга, 1990. - 560 с.
91. Самедов В.А. Социальный телезис Российского среднего слоя. Дис. на соиск. уч. степ, доктора социологических наук. Ростов-на-Дону, 1999.
92. Сказка серебряного века: Сборник. М.: ТЕРРА, 1997. - 640
93. Скотт С. История пыток. М., 2001.
94. Социокультурные утопии XX века. Реферативный сборник. Выпуск 6, М.:1998 200 с.
95. Стокер Б. Вампир (граф Дракула). М.: Фирма «АДА», ТПО «Странник», 1990. 368 с.
96. Стресс и тревога в спорте. -Международный сборник статей. М.: 1983. - 287 с.
97. Спилбергер Ч.Д. Концептуальные и методологические исследования тревоги. в кн. Стресс и тревога в спорте. - Международный сборник статей. - М.: 1983.-с. 12-24.
98. Стульгинский С.В. Космические легенды Востока. Ростов-на-Дону: ХПМТП «Орфей», 1992. - 320
99. Сумерки богов. Сост. И общ. Ред. А.А.Яковлева: Превод. М.: Политиздат, 1989. - 398 с.
100. Толстой JI.H. Путь жизни. М.: Республика, 1993. - 431 с.
101. Тоффлер Э. Метаморфозы власти: Пер. с анг. М.: ООО Издательство ACT», 2002. - 669 с.
102. Утопия и утопическое мышление: антология зарубежной литературы: Пер. с разн. Яз. -Сост., общ. Ред. и предисл. В.А. Чаликовой. М.: Прогресс, 1991.-405 с.
103. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: В 4 т. Т.З СПб.: Терра - Азбука, 1996. -832 с.
104. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. 442 с.
105. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. М.: Педагогика. 144 с.
106. Фрейд 3. Психология бессознательного. Сборник произведений. М.: 1990. 448 с.
107. Фрейд 3. Остроумие и его отношение к бессознательному. Страх. Тотем и табу. Минск, 1998.
108. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. Перевод. М.: Республика, 1994. - 447 с
109. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1995.
110. Фромм Э. Душа человека. — М., 1992.
111. Фромм Э. Психоанализ и этика. М.: Республика, 1993. - 415 с.
112. Харблоу Э.Р. Применение зрительно-аналоговой шкалы для оценки тревоги. в кн. Стресс и тревога в спорте. - М.: 1983, с. 165 - 173.
113. Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге: Сборник: Пер. с нем. Под ред. A.JI. Доброхотова. М.: Высш. Шк., 1991.-192 с.
114. Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и вступления: Пер. с нем. М.: Республика, 1993. - 447 с.
115. Хазагеров Г.Г. Тако же и ты человече. Феномен антоподозиса. Журнал «Человек» № 1 1998.
116. Хрестоматия по истории психологии. Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. М., Изд-во Моск. Ун-та, 1980, 296 с.
117. Херберт Ф. Дюна: Научно-фантастический роман. Пер. с англ. - М.: ФЕЯ, 1992. - 576 с.
118. Хорни К. Собр. Соч. в 3 т. М., 1997.
119. Хорни К. Самоанализ. Психология женщины. Новые пути в психоанализе. СПб: Питер, 2002-480 с.
120. Цветаева М.И. Всемирная библиотека поэзии. Ростов-на-Дону; «Феникс», 1995 - 512 с.
121. Черняева М. Мама я боюсь. Страхи в мире детей. Мы и мир. «Психологическая газета» 2001, № 5, с. 4-5.
122. Шайтанова А. Искренность и игра как модусы поведения личности. Журнал «Человек», 1995 № 4, с. 73-75.
123. Шелли М. Франкенштейн, или Современный Прометей: Роман. Пер. с англ. - М.: ТЕРРА, 1995. 320 с.
124. Шопенгауэр А. Избранные произведения. -Ростов-на-Дону: изд-во «Феникс», 1997. 544 с.
125. Шубкин В.Н. Страхи в России. «Социологический журнал», 1997, № 3.
126. Щербатых Ю.В. Психология страха: Популярная энциклопедия. М.: ЗАЩ Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999.-416 с.
127. Эверс Г.Г. Сочинения: В 2 т. Т.1: Ужасы: Необычайные истории. Альрауне: Роман / Пер. с нем -М.: ТЕРРА, 1997.-400 с.
128. Эриксон Э. Детство и общество. СПб.:1996.
129. Этическая мысль: Научно-публицистические чтения. Общ. Ред. А.А.Гусейнова. -М.: Республика, 1992. 446 с.
130. Ясперс К. Общая психопатология. Пер. с нем. М,: Практика, 1997. 1056 с.
131. Ясперс К. Смысл и назначение истории: Пер. с нем. М.: Политиздат, 1991. - 527 с.
132. Manolli P. La peur. Press universite de France,1982.
133. Rank O. Le traumatisme naissance. Paris, Paoyt, 1976.