автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему: Социально-информационные проблемы формирования системы ценностных ориентаций
Текст диссертации на тему "Социально-информационные проблемы формирования системы ценностных ориентаций"
СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ И ИНФОРМАТИКИ
На правах рукописи Чуркина Наталия Анатольевна
СОЦИАЛЬНО-ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ
Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук
Специальность 09.00.11 - Социальная философия
Научный руководитель: д. филос.н., профессор, академик МАИ, чл.- корр. РАЕН, Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации В.З.Коган
\
Новосибирск - 1999
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.........................................................................................................3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ
АНАЛИЗА СИСТЕМЫ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ...............12
1.1 Методологические принципы анализа
проблемы ценностей.................................................................. 12
1.2 Ценностные ориентации - социально-информационная основа регуляции поведения личности..................................36
1.3 .Социализация как инфопроцесс формирования
системыценностных ориентаций............................................55
ГЛАВА II. ИНФОРМАЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ ГЕНЕЗИСА И
ДИНАМИКИ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ..........79
2.1. Возникновение ценностей как информационный процесс 79 2.2 Социально-информационная база становления и развития
ценностно-ориентационной системы.................................94
2.3. социально-информационный кризис как этап генезиса
ценностно-ориекггационной системы............................... 112
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.........................................................................130
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ....................................138
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Подводя итоги социального и культурного развития человечества в последнее десятилетие XX века, среди важнейших вопросов современности нельзя не выделить проблему ценностей. Человек живет в мире ценностей: развитие общества представляет собой создание все увеличивающегося, усложняющегося мира ценностей. Человечество не могут не волновать негативные процессы, происходящие в духовной жизни социума, кризис духовности и тотальное наступление бездуховности. «Человечество ныне находится в состоянии ... неадекватности - неадекватности всей беспредельной диалектики Универсума. Чтобы жить не напрасно, ...человек должен не просто быть самовоспроизводящим, продолжающим себя как вид, но дать нечто принципиально иное, лучшее и большее...что возможно только нравственно выработать, произвести, создать» (23, с. 2). Бытие человека, смысл его жизни неразрывно связаны с нравственностью, с системой ценностей, выступающей в качестве ведущей цели его деятельности.
Вступление человечества в информационную эру порождает новые, сложные, глобальные проблемы. Использование новейших технических средств, угроза выживанию человечества, вопросы, связанные с ценностными аспектами информационного взаимодействия, когда человечество стоит на пороге информационной цивилизации, оказались в числе малоизученных, и еще не получили должного внимания представителей различных отраслей знания - философов, психологов, социологов, антропологов и культурологов.
В диссертационной работе предпринимается попытка подойти к проблеме ценностей с точки зрения информационных процессов: «духовные ценности в силу своей природы, прежде всего, характеризуются определенным информационным содержанием» (165, с. 16). Информология позволяет по-новому взглянуть на аксиологические проблемы общества и личности. Индивид, выступая в роли активного участника инфовзаимодействия, произ-
водит социальную информацию, а также потребляет, хранит и передает ее. Аксиологически социальная информация необходима ему для оптимизации функционирования в рамках данной социальной системы. Социально-информационные отношения связаны самым непосредственным образом с выработкой и реализацией системы ценностных ориентаций. Процесс становления и динамики данных отношений относится к числу наименее изученных феноменов.
Система ценностных ориентаций - сложное образование, характеризующее отношение человека к самому себе, другим людям, природе, социальной среде, Богу. Социум стремится путем передачи направленных инфоб-локов воспитать человека определенным образом. Поступив к индивиду, социальная информация включается в сложный процесс формирования ценностных ориентаций, взглядов, мнений. Поэтому, анализ процесса инфовзаимо-действия крайне важен при изучении аксиологической системы личности и общества. Изучение инфопроцессов развития системы ценностей взаимосвязано с решением задач воспитания, образования, социального управления. Исследование данного феномена актуально как в теоретическом, так и в социально-практическом аспектах. Таким образом, актуальность темы обусловлена тремя основными моментами:
1. Вступлением человечества в новую информационную эру, что порождает новые нравственные противоречия, требующие своего разрешения.
2. Современным кризисом культуры, состоянием аномии, в котором пребывает современное общество.
3. Появлением новых нравственных проблем, связанных с усилением НТП, внедрением новых технологий, подчас грозящих всему человечеству.
Объектом диссертационного исследования выступает генезис системы ценностных ориентаций: ее становление и развитие.
Предмет - роль информационной составляющей этого процесса.
Степень научной разработанности проблемы. Изучение проблемы ценностей активизировалось в XIX в. в рамках складывавшейся новой философской теории, рассматривающей проблему ценностей, - аксиологии. Взгляд на ценности изменялся, в зависимости от общенаучного направления ценности трактовались и трактуются по-разному.
Данное понятие впервые появляется у Канта, который противопоставил сферу нравственности (свободы) сфере природы (необходимости). Неокантианцы В.Виндельбанд и Г.Риккерт рассматривают ценности как нечто абсолютное, универсальное, регулирующее жизнь индивида и общества. Сущность ценностей они видят в их всеобщей значимости. М.Шеллер и Н.Гартман истолковывают ценности как всеобщие, вечные, высшие идеальные сущности.
Натуралистический психологизм источником ценностей признает биопсихологическую составляющую потребностей человека (А.Мейнонг, Р.Перри, Дж.Дьюи, К.Льюис).
В рамках культурно-исторического релятивизма (В.Дильтей) ценности рассматриваются с точки зрения их принадлежности к миру культуры, при этом предполагается, что типы культур возникают вне связи друг с другом. Отсюда следует аксиологический плюрализм, множество равноправных ценностных систем (Н.Я.Данилевский, О.Шпенглер, А.Тойнби, П.А.Сорокин).
Социологическое направление, представленное М.Вебером, Т.Парсон-сом, Ф.Знанецки, У.Томасом и др., исследует ценности в теории социального действия как средство выявления социальных связей и форм функционирования общественных институтов.
Русские религиозные философы Серебряного века (Н.Бердяев, Н.Булгаков, Л.Карсавин, НЛосский, В.Соловьев, П.Флоренский и др.) также уделяли большое внимание проблемам ценностей. Данный феномен рассмат-
ривался ими в основном с точки зрения определения добра и зла, причем в качестве абсолютного добра выступал - Бог.
В современной отечественной литературе проблема ценностей начинает особенно активно разрабатываться с 60-х годов. В это время вышли работы, в которых была подробно разработана данная проблематика. Это работы В.П.Тугаринова «О ценностях жизни и культуры» (1960 г.); В.А.Василенко «Ценности и оценка» (1964 г.); О.Г.Дробницкого «Мир оживших предметов» (1967 г.), а также коллективная монография «Проблема ценности в философии» (1966 г.) и др. В современной отечественной литературе ценности рассматриваются в исследованиях Л.М.Архангельского, О.М.Бакурадзе, А.П.Вардомацкого, Г.Я.Головных, О.Н.Гороховой, А.А.Гусейнова, А.Г.Здравомыслова, М.С.Кагана, Л.П.Куксы, А.А.Ручки, А.И.Титаренко и др.
Важное место в аксиологической проблематике занимает феномен ценностных ориентаций. Ценностные ориентации являются важнейшим компонентом структуры личности и общества, в них аккумулируется, резюмируется весь накопленный жизненный опыт.
Одними из первых отечественных исследователей ценностных ориентаций стали А.Г.Здравомыслов, В.Б.Ольшанский, В.А.Ядов. В ценностных ориентациях разные авторы выделяют те или иные моменты: цели, стремления и идеалы личности (В.Б.Ольшанский), осознание личностью своего окружающего мира и своего «Я» (З.И.Файнбург).
Многие пытаются соотнести ценностную ориентацию с разными видами установки (И.С.Кон, А.В.Петровский и др.). Так, И.С.Кон эксплицирует ориентацию на какие-либо социальные ценности как «систему установок, в свете которых индивид (группа) воспринимает ситуацию и выбирает соответствующий образ действий» (121, с. 28). Понятие установки, широко разработанное школой Д.Н.Узнадзе (А.С.Прангишвили, И.Т.Бжалава и др.) (238), сыграло важную роль в изучении аксиологических объектов, чего нельзя сказать об использовании информационного подхода.
Несмотря на большое количество исследований, связанных с рассмотрением системы ценностей и ценностных ориентаций, крайне мало попыток анализа соответствующих проблем с точки зрения информационного подхода. Из немногих авторов, работающих в этом направлении, можно назвать М.М. Лобжанидзе. Однако в поле зрения данного исследователя попадают только эстетические ценности (145).
Интересна теория эстетической информации: М.Бензе, А.Моль, Г.Франк и др. Так, А.Моль рассматривает информационную систему культуры, функционирование в ней семантической и эстетической информации (160) .
Информационный подход представлен в отечественной науке в работах Н.П.Ващекина, В.З.Когана, Э.П.Семенюка, А.Д.Урсула и др. Эти авторы рассматривают информацию в философско-социологическом контексте.
В связи с постоянно возрастающей ролью информации в жизни человечества информационный подход к рассмотрению проблемы ценностей и ценностных ориентаций представляется более чем перспективным.
Цели и задачи исследования. Цель исследования - теоретико-методологический анализ генезиса и динамики системы ценностных ориентаций как информационного феномена.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- обоснование возможности применения информационного подхода к изучению данной системы;
- социально-информационный анализ системы ценностей;
- исследование информационного механизма взаимодействий в контексте системы ценностей;
- анализ информационного механизма формирования системы ценностных ориентаций и ее характеристика как регулятора поведения человека;
- выявление и исследование этапов генезиса ценностно-ориентационной системы с точки зрения информационного аспекта.
Методологическая база исследования. В качестве теоретико-методологической основы диссертационного исследования были использованы идеи, принципы и положения нового перспективного направления социальной философии - интегративной теории социальной информации (инфор-мологии). Проблематика данного направления отражает вопросы, связанные с информационными процессами в обществе. Анализ развития информационной аксиологической системы потребовал раскрытия динамики инфопро-цессов, чему в значительной степени способствовало использование таких постулатов теории инфовзаимодействия, как концепция инфопотребности как метапотребности, эвристическая модель инфогенеза и структуры инфопотока. Активно использовались идеи, связанные с анализом проблемы качества информации.
Наиболее важными в методологическом плане для нас являются работы В.Г.Афанасьева, Н.П.Ващекина, Д.И.Дубровского, А.Г.Здравомыслова, В.З.Когана, Е.В.Золотухиной-Аболиной, Э.П.Семенюка, А.Д.Урсула.
Разрабатываемые в рамках теории социальной информации проблемы инфовзаимодействия, субъектно-объектных отношений, модальности, качества информации оказались весьма полезными и продуктивными. При вычленении субъекта и объекта инфовзаимодействия в ценностно-ориентационном процессе и анализе их взаимодействия мы опирались на концептуальные представления, разработанные научной школой В.З.Когана.
Анализ развития информационной аксиологической системы потребовал раскрытия динамики инфопроцессов, чему в значительной степени способствовало применение информационного подхода.
В работе также используется системный подход. При этом обнаружено, что ценностные ориентации могут быть охарактеризованы как самоуправляемая, саморазвивающаяся, иерархически организованная система открытого
типа, осуществляющая свою деятельность на основе принципа обратной связи. При обращении к системному подходу нами использованы работы и идеи П.К.Анохина, А.Н.Аверьянова, И.В.Блауберга, В.М.Глушкова, И.Б.Новика, Э.Г.Юдина, и др.
Кроме того, диссертант уделял значительное внимание таким феноменам и процессам, рассматриваемым в рамках социологии и социальной психологии, как личность, ценностные ориентации, социальные группы, социализация личности, социальное управление, девиация, аномия и др. При этом полезными и интересными оказались работы Г.М.Андреевой, Л.Г.Борисовой, К.Д.Давыдовой, В.В.Москаленко, А.А.Чечулина и др.
Научная новизна работы. Научная новизна исследования состоит в следующем:
1. Обоснована возможность и продуктивность использования информационного подхода для анализа аксиологической проблематики: предпринята попытка систематического анализа ценностно-ориентационной системы как информационного явления.
2. Дана характеристика ценности как информационного феномена. Обнаружено, что ценности возникают и передаются в процессе ин-фовзаимодействия.
3. Развиты представления об особом типе ценностной информации -этической (от греч. ethos - нрав, обычай, характер).
4. Произведен теоретико-методологический анализ информационной системы ценностей.
На защиту выносятся следующие положения.
1. Система ценностей и ценностных ориентаций личности и общества представляет собой информационный феномен: инфопроцессы, происходящие в обществе, обеспечивают существование данной системы, ее динамику.
2. Ценности и ценностные ориентации человека находят выражение в
социальной информации, что не исключает их надынформационной специфики. Анализ ценностей позволяет выделить особый тип информации - этическую. Этическая информация двойственна: с одной стороны она имеет логический характер, выступает как осознанная, семантическая, знаковая; с другой - непереводимая, воздействующая, прежде всего, на эмоциональную сферу человека.
3. Формирование информационной ценностно-ориентационной системы личности происходит в процессе социализации, который осуществляется благодаря восприятию индивидом (объектом) этической информации. Она может передаваться обществом или группой (субъектом) как аксиально, так и ретиально.
4. Ценностно-ориентационная система не является неизменной, она динамична и переживает этапы возникновения, становления, кризиса. Каждый из этапов имеет информационное содержание и может быть описан в терминах информологии. Кризис системы ценностей и ценностных ориентаций закономерен. Он носит как негативный, так и позитивный характер: общество и личность имеют возможность последующего ценностного становления на новой основе. Ценностно-ориентационный кризис в обществе может катализироваться кризисом информационным.
Теоретическая и практическая значимость работы. Выводы и результаты проведенного исследования могут быть использованы для анализа теоретико-методологических проблем научных дисциплин, изучающих проблемы духовной культуры, оценки ее современного состояния и перспектив развития. Полученные результаты позволяют осуществлять надежный анализ системы ценностей и ценностных ориентаций, способствуют более глубокому пониманию круга важных проблем, могут быть использованы в преподавании курсов информологии, социальной философии, социальной психологии, социологии, культурологии.
Апробация работы. Основные положения и результаты исследования были апробированы на международной конференции «Intellectual development of society and new information technologies» (Новосибирск, 1992), научно-теоретической конференции «Социальное поведение: решения и проблемы» (Ижевск, 1992), межвузовской конференции НГТУ «Проблемы высшего технического образования» (Новосибирск, 1993), международной научно-технической конференции СибГАТИ «Информатика и проблемы телекоммуникаций» (Новосибирск, 1995), международной научной конференции «Информационная культура личности: прошлое, настоящее, будущее» (Краснодар - Новороссийск, 1996), международной научно-технической конференции «Информатика и проблемы телекоммуникаций» (Новосибирск, 1998), научной конференции «Современное общество: вопросы теории, методологии, методы социальных исследований» (Пермь, 1998), XL научно-методической конференции СибГУТИ «Проблемы современного вы