автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему: Социально-культурные аспекты экологических проблем в Беларуси
Полный текст автореферата диссертации по теме "Социально-культурные аспекты экологических проблем в Беларуси"
АКАДЕМИЯ НАУК БЕЛАРУСИ р £ 0 Д Институт философии и права
УДК 504.03 : 1(476) На правах рукописи
ОНУПРИЕНКО Сергей Петрович
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ В БЕЛАРУСИ
Специальность - 09.00.11 - социальная философия
Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук
Минск 1995
Работа выполнена в секторе проблем социальной экологии Института философии и црава Академии наук Беларуси.
Официальные оппоненты ;
- доктор философских наук, профессор Осипов Л.И,
- доктор философских наук, профессор Гусев W.A.
- доктор медицинских наук, профессор '1'егако 1.И.
Оппонирующая организация - Белорусский аграрно-текш'лоскир
заседании совета Д 0U6.0b.0I по защите диссертаций на соискание учоной стопоаи доктора философских наук при Институте филосо<^ии и нрава АН Беларуси.
Адрес: '¿'¿Obí/U, г.Гминск, ул. Сурганова, 1, корц. '¿, кош. tílO.
С диссертацией можно ознакомиться в Центральной научной библиотеке Академии наук Беларуси ш. Яку cía Колеса.
Автореферат разослан -ÉL". сентября I'jbü г.
университет
Ьащита состоится
.час. ьа
Учений Cf'.сратарь совета кандидат философских наук
I. ОВЦАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность теки исследования
Ухудшение экологической ситуации в белорусском регионе в последние годы с полным правом можно назвать экологической реальностью , ее учет и анализ определяют серьезность отн'шеняя к взаимодействию человека и природы.
Тревога, охватившая мир в связи с фактами отрицательного антропогенного воздействия на биосферу? настоятельно побуждает специалистов различных научных направлений к целенаправленному исследованию проблем формирования, развития, совершенствования природоведческой или экологической культуры населения, фундаментального изучения ее основного компонента — экологических ценностей современного человека.
Представляется, что первейзим свойством экологической куль-, туры является то, что она опирается на прочный фундамент "приро-дознания", взятого не в абстрактно-отвлеченном кляче, жестко привязанного к деятельности человека, к естественно-историческому пути общества.
Краеугольное основание экокультуры — органическая связь с целенаправленными усилиями, с социальными дейс.виями в защиту окружающей среды. На наш взгляд, экологическая культура включает в себя совокупность позитивных действий, поступков, а также их последствий и результатов. Ыы вправе говорить об общественно-необходимых качествах этих экологических мер, подчеркивая неотложность формирования социальных норм, форм жизненного уклада, об- . раза и стиля жизни, которые бы отражали требуемый Уровень экологических достижений общества.
Наконец, еще одно характерное свойство экокультуры связано с ориентацией на кардинальную духовную перестройку человека.Без этого даже самые решительные меры экономического, технологического или юридического характера не смогут изменить отрицательные последствия антропогенного воздействия общества на природу .Распространение экологической культуры следует прямо связывать с перспективами вослит.аия — экологической пропагандой, просвещением и образованием, осуществляемым..ни базе прежде вс^го гуманитарных наук я дисципли».
Таким образом, актуальность исследования социокультурных аспектов экологических проблем, в том числе и в Беларуси, обусловлена следующими причинами и обстоятельствами:
Во-первых, обострение эколигической ситуации в республике ставит задачи теоротико-методологического анализа уровня и состояния экологической культуры населения, ка1. одного из важ..есших ¿акторов разрешения социально-экологических проблем.
Во-вторых, динамика становления уровня экологической культуры определяется характером и степенью распитости экологических' ценностей современного человека, чем и обусловлена необходимость ил 4ундаме"тально-прикладнкх исследований.
В-третьих, процесс становления эксценностеЯ человека определяется воздействием и взаимодействием ряда внешних и внутренних факторов, спецификой механизма формирования и развития его экологических воззрений.
В-четвертых, обострение эколо1ической ситуации в республике, вызванное аварией на ЧАЭС требует э4<Ьективного использования со-цио-культурньх вариантов ликвидации ее последствий. •
В-пятых, в настоящее чремя в Беларуси возникла необходимость проведения регулярных многоцелевых исследований, в том числе социальных в области экологического обтэззовани", просвеаения, изучения путей и средств формирования экологической культуры, ценностей, общего уровня природопонимания населения. С одной стороны, необходима разработки, в которых можно получить .юучно-коыпетент-нкй, четкий ответ на вопросы; каким образом психофизиологический внутренриЯ мир ээдей мокет целенаправлено формировать и развивать их .-экологический и общий уровень культуры, способствовать реаению ими природоведческих проблем страны. С другой стороны, необходимы данные о характере и результатах воздействия природной, среды, в том числе белорусского региона>на здоровье, физические • интеллектуальные» познавательные и т.д. способности человека. Анализ результатов конкретно-социологических и психологических исследований, проведенных автором и при его непосредственном участии^ свидетельствует об актуальности темы исследования, вынесенной в заглавие данной работы.
В-шестых, актуальность проведения теоретикнфикладных исследований социально-культурных аспектов геологических проблем в Беларуси-в том, что они являются важнейшим элементом обшей кон-
цепции адаптации и выживания »тсалеии,: республики в условиях экономико-политических и экологических кризисных ситуеци":. Решение этой задпчи предполагает концентряти я усилий всех представителей нпучнкх, педагогических, о я я й т ш; н 1 к > -з к о н о ь: и ч о с к и х сфер деятельности п осуществлении комплексного подхода к ра"рзботг<(> глобальной стратегической концепции козволсциспно?э функционирования биосферы белорусского региона.
Степель разработанности проблемы
Сиецифи-а экологических ценностей и недостаточная разрабо -таннисть теории их формирования! функционирования, изменения, отмирания и т.д. обусловили то? факт, что их изучение в современных условиях характеризуется в большей степени новизной подходов в области постановки этих проблем, нежели их конструктивным решениями. Сложность анализа данного явления такдо сопряжена с тем, что предмет его философско-психолого-социологчческих исследований часто ограличивается лить рассмотрением понятия экологической культуры в целок. Ея уделено внимание з диссертационных и моногряфечвеких работал ряда авторов ближнего и дальнего зарубежья —С.А.ЛР/тюнова, Д.А.Бирюкова, Ю.В.Ьромлея, В.И.Вернадского, И.Витаньи, Н.С.Злобима, М.П.Кима, И.К.Клайкова, И.И.Кравченко, Д.С. Лихачева, В.А.Малахов«, Э.С.Мяркаряна, В.М. Меясуева, Н.Н.Моисеево, К.Стсшкусв, Дж.Стюарда, ЕЛ'.федаеев^, П.Н. Фелосаево, С.С.Шварца, С.Якавичуса и др. Проблемы зксчогическоя культуры малли отражение в исследованиях белорусских социальных экологов, философов —Б.А.Водопьянова, М.Ь.Жибуля, А.Й.Зеленког-ва, А.С.Чарнинского у др. Не менее значительное внимание уделено изучении экологического сознания в работах российских философов Г.З.АпрО'-яня, М .И.Еудуко, Э.В.Гируеово, И.Т.Фролова,. А.А.Ухтомского, А.Д.Урсулг. и др. Ряд белорусских и зарубежных учвннх нарялу с изучением общих йундам'жтяльных проблем экокультуры и экосозненкя окцвнтировали научны» поиск в области философских интерпрмеци4, разработок некоторых асг>ек\ов этих явлений. Так, В.Н.АуОнина Россия), А.И. Зеленков (Беларусь) — сорто -культурнее традиции и факторы, И.л. Водопьянов Беларусь) — динамика и социальные гараметры эволюции биосферы, И.Я.Жибуль (Беларусь) — экологические потребности личности и общества.
А. А .Ручка (Украйне) — аксиолого-социологические аспекты экоин-формации, Ю.И.Ыанин (Беларусь) — соиио-демогряфическме факторы экологической ситуации в условиях НТР и др.
Однако, несмотря на публикации по социоэкологической проблематике, в научной и науччо-популярной литературе многие вопросы в исследовании экокультуры и ее аспектов остаются открытыми. Грежде всего недостаточно изучен «аханизы их формирования и функционирования, что приводит к осложнению изучения экофакторов, функций, выяснения специфики их воздействия на современного человека.
На нш взгляд, не способствуют конструктивному реяению око-логических проблем иыеюеие место дискуссии представителей различных наук по поводу онтологических начал, истоков возникновения культуры природопонимания на различных уровнях общественного развития. За этими дебатами опускаются, либо не находят конструктивного решение ответь на вопросы современного состояния де."! в сфере экологической культуры, в том числе поиска реальных и действенных путей и.средств формирования экологических ценностей, являющихся основой экокультуры человека. В работах В.А.Василенко, А.А.Горелова, Ю.А.Замошкина, H.H. Киселева, Е.А.Климова, ¡i.A. Мамчур, В.Пуликовского и др. ставятся вопросы разработки концепций целенаправленного развития многогранных компонентов экологической культуры, отвечающих требованиям нынешнего времени, в том числе ценностей, ориентации, устойчивых зковоззрений и т.д. смаете с тем на многие из них не дается четких, научно обоснованных ответов. Именно по этим причинам остается открытым важнейший вопрос современности, актуально и правильно требухиий оперативного решения по отношению к гражданам Республики Беларусь: г-акие экологические ценности и-каход образом формировать у населения? Для ответа на этот вопрос предстояло проанализировать более тысячи публикаций по теме исследования, включая материалы конкретно-социологических, социально-психологических и иных данных,благодаря чему удалось конкретизировать цель к четче обозначить круг предпринятого научного.изыскания, сконцентрировать внимание на разработке концепции формирования ценностей экокультуры. В этой работе существенную помощь оказали труды специалистов в области педагогики, психологии, образования, просвещения и т.д., позволившие вычленить основные факторы и найти уровни наиболее доступного, эффективного становления и регулирования эколого-
мировоззренческих восприятии человеком окружающей среды. В монографиях Л.И.ГреховоП, А.В.Кзцура, А.И.Лукьянова, В.С.Романова, Н.Ф.Талызиной, А.С.Ширяевой наряду с теоретико-методологическим анализом функционирования и развития эяоценностей значительная роль отведена разработке учебно-ыетодических положений, характеризующих пути и средства выработки социально-экологических взглядов у детей и молодежи, динамики их перер»ствния в ус-тоячивье экологические ценности.
Однпко общин недостатком работ вышеназванных .авторов, на наш. взгляд, является /зкая эколого-ыатодическая ориечтация на контингент» учащихся и слушателей определенных типов учебных заведений. По нашему мнению, необходим комплексный подход в деле становления экологического мировоззрения детой, молодежи, людей среднего возраста, чему и посвящена диссертация, являющаяся логическим продолжением ранее изданных моногрсфий по этой проблематике: -Онуприенко С.П. "Экология в системе образования и просвещения Белоруссии: проблемы и перспективы" (Методическое пособие).Минск, 1990 г. - 85 е.; - Онуприенко С.Л. Как спасти природу Белоруссии? (Комплексный подход к экологическим проблемам ЕСС? на современное этапе). Минск, 1990 г. - 2Т2 с.
Цель и задачи исследования
Основной целью диссертационного исследования является разработка целостной теоретико-методологической концепции формирования, развития и функционирования экологических ценностей современного человека. Достижение цели осуществляется^посредством решения сле^уваих, логически связанных между собой, исследовательских задач:
- уточнить дефиниционные характеристики экологической культуры, экологического сознания, экологических ценностей;
• - рассмотреть специфику экологических ценностей, определить •1Х место и роль в структуре экокультуры;
- осуществить анализ совокупности социально-психологических и социсприроднгх факторов формирования экоценностей личности, нг. пенсне конкретно-социологическ..х, социально-психологических исследований проанализировать результаты их воз,геГ.:твия на рес-поьценто» белорусского региона;
- б -
~ определить характер, тенденции, выявить недостатки эколого-цросветигвльной и воспитательной работы, проводимой в учрезде -ниях и организациях республика в последние годы;
- разработать и обосновать комплекс практических рекомеида- -дай и предложений по реализации социокультурных вариантов лик-:вадацш1 яоелздетвиё авария, на Чернобыльской аэс;
- рассмотреть конкретно-мптодачьокке аспекты одшюй концепции формирования и развития экологической культури белорусов в современных условиях.
"Ютодслогпчвской основой диас0ртаакоп':о1'о исследования выступает диаликтипэский принцип системной детерминации духовных явлений, предполагаиэдй изучение цениоствП экологической культури в контексте общественио-историчс-юкой практики, во взаимосвязи со веема йормакк аизиедеятельноста индивидов.
Научная новизна работы заключается в следующем:
1. Впервые в белорусской фшюсофско-социолснческой литературе осуществимая теоретико-методологический анализ столь сложного
и многогранного социокультурного феномена, каким являются экологические ценности современного человека, рассмотрено их содержание, специфика, место в роль в структуре экологического сознания и экологической культури, разработаны критерии, принципы вх классификации.
2. Осуществлена систематизация совокупности социалы.о-психоло-гических (внутренних) а социоприродицх (внешних) факторов форми -рования устойчивых екологичаских цешюстея и ориентация населения республики.
3. По результатам конкретно-социологических исследований, в том число проведенные автором в последние годы, оцроделенц характерные тенденции развития экоцвнностей современного человека, выявлены основные направления комплексного воздействия внешних
и внутренних факторов на сознание люде;;, разработан механизм станоадения а развития их экологической культуры.
4. Исследованы пути и средства становления и развитая ценностных компонентов экологической культуры у детей л молодежи республики, приводятся конфетные рекомендации по стимулированию, развитию эколого-познавательной активности учащихся, слушателей разных уровней системы образования а просвещения Беларуси.
Разработаны и частично апробирована 2 типа социокультурных вариантов ликвидации последствий чернобыльской йварг.ч на территория Беларуси.
Осуществлен анализ работы средств массовой информации а иных (]орм просвещения в развитии экологической культуры пасе -лония Республики Беларусь, предложены рекомендации по их совершенствовании,
7, Показана глубокая взаимосвязь кезду возрастанием уровня социально-экологичоских ценностных ориентация населения и стабилизацией общественно-политической, экономической жизна в республике.
На защиту выносятся следующие положения:
- анализ экологических проблем в Беларуси показывает целесообразность исследования их социально-культурных аспектов» в том числе экологической культуры, наиболее концентрированно отражающей соцкодриродные характеристики явлений окружающего пара;
- изучение экологически проблем современности, поиск путей л средств их разумного ропопия требуют объединения усилие специалистов разных направлений, разработки мездисцйшшнарного комд-лексного подхода, осуществляемых наиболее эффективно мороз социальную экологию — повоо научное направление,асследующеэ взаимо-отлопешш общества и природной среды с цель® выработки в завися-й'.остя от коакротш« обстоятельств оптимальной прг'юдоцреобразуэ-щой стратегии общества;
- специфика экологической ценности как социокультурного феномена об-слохииваотся: во-первых, своеобразием объектов оцоч-
во-втори:;» ::оыкротш.'л условиям.'! зизаодоятзльпостл ладей; з-тротьиг,, способкостша человека и Есзмгаостякд природа впаиванию, в-чотЕзртш:, характером прямого и косвенного взаи-.о-дойствия субъекта с объектом природы; в-пятых, стопеньэ оперативности в активизации практических мер; в-иосткх, особэнностя- • ми-функционирования экоценностой и т.д.;
- важнейшими средствами формирования интереса человек к проблемам экология Беларуси и на этой осново становления его эколого-социальных воззрений являются учебные заведения общеобразовательной, профессиональной ч высшей подготовки, способствующие осуществлению целенаправленного процесса непрерывной передачи экологических знаний, умений, лавнков, в том чиолв препода-
вания социальной экологии на бссх уровнях и ступенях системы образования, просвещения, переквалификации специалистов в республике;
- формирование прочных экологических воззрение детей и коло-дежи невозможно без вкшочсниг их в разнообразные формы внешкольной экспериментально-исследовательской деячзльности в области экологи:; стационарного тяга (через работу в лесной академии,лесничествах, зкоцснтрах и т.д.) что, во-первых, способствует более прочному закреплению теоретических знание, во-вторых, помогает выработке конкретно-действенных навыков, умений практического освоения "крудгяшей среды и, соответственно, формированию комплексной теоретико-практической системы осмысления экопродоссоз;
- анализ данных ~онкрстно-социолсг;:ческих исследований свидетельствует о том, что в основе экологических ориентация неяих соотечественников лежат духовные, глпвным образе;.:, познавательные потребности, г таете стремление использовать кенкретнк" знания, умения, навыки в области экологии в сохранении своего здоровья ч зп,0'
ровья близких ляде"-, в духов:-:.:,: и физическом саморазвитии, иных формах социокультурной деятол. иости сов{сыенного человека;
- з условиях реформирования общественных отношений в Беларуси велико воспитательно-просветительское значение средств массовой информации в делз целенаправленного формирования системы прогрессивных эковозэроний населения республики. Вместе с геи, как свидетельствуют результаты опросов, в этом направлении необходим контроль со стороны государственных институтов экологических профилей (ГосЕм-чер!Оь'ль, Госкомэкологии, институт проблем экологии АКБ и др.), призванных осуществлять регулятивные функции
в деле передачи усвоения и закрепления гражданами Беларуси достоверной, научно аргументированной информации экологического характера;
- формирование и уровень развития экологической культуры граждан республики определяется прежде всего степенью развития социально-экономических от1Т..леняй, уровнем развития культуры белорусского общества, образованием, просвещением, демократизацией основ государства, широким предоставлением каждому человеку прав и возможностей для самосовершенствования.
Лрлктлческ.л! значимость исследования
Нпу-'по-.-о^н.ч^агсльн^я значимость результатов исследования определяете;: том, что предложенная методология изучения отологической хульгуры, сса.ч; н, г.енноете-:: современного челсБОк." и теоретические выводу, сдолйнкь'в нй ее основе, ¡.оголяют осуществить ноь;.:-.1 подход в рассмотрении аксиологической тесриь экоценностой человека, более обстоятельно осветить их социальную природу, ч'.о способствует углубления концептуальных основ,исследования данной проблемы, является необходимом условием адекватного представления об уровне экологических знания, взглядов нынешнего белорусского общества, тенденциях развития культуры его народа, путях и средства ее повышения.
Диссертация существенно дополняет имеющиеся философско-мето-дологические исследования сущности культура, ее истокгь и специфики взаимодействия с природной средой, анализа условий и механизмов реализации и^ отношений. Материалы работы могут быть ис -пользованы для обоснования социальных реформ по соверленствова-нию и укреплению природоохранных, экологопознавательных и общекультурологических устоев общественной жизни.
Некоторые идеи могут найти применение в междисциплинарных исследованиях соцкозкологическоЯ тематики, использоваться для развития таких отраслей знания как методология н.'уки, теория поз-иания, социальная экология, радиационная экология и т.д.
Результаты и выводы конкретных социологических исследований вплетены е "•диную содержательную канву научного анализа разработки механизма формирования экоценностей, экосознания, экокультуры «селения Беларуси г современном этапе, представляя цифровые ханные и .кявляя тенденции возникновения типов эколого-социа^ -тех устойчивых парадигм, характеризующих ценностные ориентации зеспондентов на объекты и явления биосферы. Эта информация, на 1аи взгляд, будет весьма полезна психологам, экологам, специалистам в области медицины, воспитателям, преподавателям любого учг"^-ю.'О заведения,' наконец, родителям в деле осуществления учебно-»оспитательной рабе.к с детьми, молодежью в области природов^де-1ИЯ и экологии. '
Приведенный в работе анализ эколого-образовательной р^-ооты в >сларуси и рекомендации по ев сове! ;енствованию позволяют осущест-
вить составление ьч-лплексной программ мер защитно-схранного , познавательного, политико-идеолигического, пропагандистского характера, разработать спецкурсы и семинару, опубликовать методические пособия г.о теме Социально-культурные аспекты экологических проблем в Беларуси". Выводь1 и предлокания, имевяие место в диссертации,помогут сфоркулировь..'ь новые, оо;ш1 действенные средства и способ* социокультурного реаения проблем ликвидации последствий чернобыльской аварии на территории Беларуси, что по расчетом автора потребуз? значительно меньших капиталозатрат по сравнению с уже известными проектами и одновременно будет иметь ' гратегический соцко-экологкчаский эффект,
Контент-аналиэ содержания ряда центральных республиканских периодических пеи"тнкх изданий, .»лестных программ телевидения и радиовещания позволили вскрыть недостатки и упущения в дело эко-пропаганды, предложить конкретные рекомендации по их устранению и, следовательно, повышении действительности средств кассовой информации республики в реализации целей формирования основ экологической культуры детеЯ и молодежи. Совокупность выводов, рекомендаций диссертационной работы является обоснованием теоретико-методологических к эмпирических данных для завершения подготовительной работы и созданию в Республ ке Беларусь мощного научного центра эколого-социальных исследований — Института проблем человека и окружающей среды.
Апробация результатов исследования
Основное содержание диссертационного исследования изложено в публикациях автора обиг.м объемом евьое 70 п.л., из них 3 монографии. Научные результаты данного исследования вошли в кон- ' цептуальную основу коллективных монографий: "Проблемы прикладной педагогики средней и высшей школы". Минск:Изд-во БГУ им. Ь.И.Ле-нина, 1983 г., "Великий Октябрь и социальная структура советского общества: Интеллигенция". Минск: "Навука I тзхнгка, Т988 г. , "Набат из будущего". Минск: "Беларусь", 1990 г. Материалы работы опубликованы и докладывались автором па международных, республиканских научных конференциях, симпозиумах, семинарах (более ¿0). Выступления в виде докладов, тезисов или статей опуСликоввны, получили освещение в обзорах соответствующих мероприятий.
Положения и выводы исследования по проблемам социальной экологии были апробированы соискателем Ь трех выступлениях при обсуждениях за "круглым столом", ортч.низеваннк'х Госкомэкологии Республики Беларусь и редакцией журнала "Родная природа" за'период 19Ь6-1°94 гг. Докторант также учасгвоввл и выступал с сообщениями на двух заседаниях, проводимых редакцией столичной газеты "Экология Минска" за период 199^.-1994 гг.
Результаты исследований прошли апробацию в качестве учебно-методического пособия для преподавателей, учащихся, студентов общеобразовательных, профессионально-технических, высших учебных заведений, а также для просветительской работы и пропаганды философско-экологических знаний .среди различных категорий населения республики. Практические рекомендации по совершенствованию экологического образования и просвешения в республике отражены в работе "Экология в системе образования и просвещения Белоруссии: проблемы и перспективы. (Методическое пособий). Минск, 1990 г. 5,3 п.л. , которая была апробирована, заняла I место и рекомендована к издс-нию по итогам республиканского конкурса работ белорусских ученых в области пэдагогиии и образования Беларуси, проведенном Педагогическим обществом БССР (г.Минск, 1900 г.).
Не основе диссертация автором разработал и япрооировлц вколгедкв зниологии и других учебных завадек ;ях г. Минска курс лекций по теме " Социально-культурные аспекты экологических проблем в Беларуси'Ч лекции - 30 часов, практические занятия -16 час.).
Цели, ; ¡дачи', ход выполнения, результаты работы докладывались на философских (методологических) семинарах научных учреждений Академии наук- Республики Беларусь, на заседаниях Ученого Совета Института философии и права АН Беларуси.
Структура диссертации
Исследование состоит из введения, трех глав, выводов и списка литературы.
". ОСНОЕНОЗ СОДЕРЖАНИЕ РЛБОТН
Зо введении обосновываете,, актуальность темы диссертации,' характеризуемся степень ее разработанности, выдвигаются цели, определяются методологические основания иалиэа, указьш _ются положении, свидетельствующие о научной новизне и практической значимости исследования, излагаются выносимые на зааиту положения.
Ц первой главе .'Теоретико-методологические проблемы исследования экологических ценностей личности", состоящей из трех параграфов, рассыатриъаются трактовки явлений экологического сознания, которое ч свои очередь является важнейшим компонентом культуры общества,анализируются теоретико-методологические направления в их интерпретации, выдвигается и обосновывается авторская точка зрения. При этом позиция, изложенная в диссертации не претендует на абсолютность и категоричность, а представляет один из научно обоснованных подходов к изучению проблем.
В первом параграфе - ''Экология в контексте культурологического анализа" — дается философская интерпретация соотношения феноменов культуры; общества и природ :ой сред*:, определяется специфика их взаимодействия.
Среди более 250 определений культуры, известных в настоящее время, чаде ее понимают как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком. Разумеется, в каждом отдельном из этих определенп есть рациональное зерно, каждое из них отражает один из сущностных аспектов культуры. Но, во-первых, такому феномену, как культура, почти невозможно дать исчерпывающее определение, в силу его многогранности и сложности. Во-вторых, характер определения зависит от направленности и целей исследования. В данном случае нас интересует не уточнение определения культуры, а соотношение культурного и естественного (природного) в определении культуры и влияние которое оказывает такое соотношение . на формирование мировоззренческих и практических установок.
На наш взгляд, наиболее приемлемым представляется определение культуры как результата (продукта) взаимодействия общества и природы, так как степень освоеки" человеком мира, управления
Га значит, и овладения) силами природы является одним из ваиной-оих показателей уровня культурного развития общества.
£орма взаимоотношения общества и природы, таким образом,становится важнейшим аспектом культурологической проблематики,ведь человек воспринимает свое естественное окружение и взаимодействует с ним в соответствии с уровнем той культуры, в которую он включен.
Рассмотрение культуры в качестве продукта взаимоотношений общества и природы, как "природиообцественного образования" (Э.С.Маркарян) прекдё всего, позволяет преодолеть крайности в понимании культуры, определить место экологии в контексте культурологического з1г::1ия,спосОбстВует разработке методологической концечщии сопричастности культуры и экологии, которая служит основанием для развертывания нового научного направления — культурной экологии, или экологической культуры. Она представляет собой специфичеслую систему адаптации общества к конкретным условиям естестченногг окружения. Вместе с тем в диссертации подчеркивается, что вопрос заключается не в том, чтобы осуществить искусственное раздробленно общей теории культуры, скорее в уточнении предметной направленности социальных исследования на определенные сферы .жизнедеятельности человека, э том числе эколого-природоведческой, что одновременно способствует повышению эффективности и действенности культурологического знак.ш, целостности восприятия окружающего мира.
Экологическая культура общества, по мнению соискателя, может быть опреде эна как совокупность всех результатов, которых оно достигло в сохранении и восстановлении природных условий своего существования, а так г позитивных действий, поступков .процессов, способствующих коэволюции человека и биосферы. На наш взгляд, представленное определение наиболее приемлемо с научных позиция, так как отражает не столько статические тенденции культурологического характера,а процесс развития экосознания общества.
Во втором параграфе главы - "Проблема сознания в структура экологической куль'.уры" — дан теоретический анализ социального феномена экологического сознания как важнейшего компонента эко-культуры общества.
. На основе ознакомления с научкми исследованиями по этой Проблематике,автор приходит к выводу о необходимости опереяапщеП йврестройли сознания челоЕ»ка по отношении к происходящему.
Данные конкретно -социологических исследований свидетельствуют о том, что уровень развитого экологического сознанш. респондентов предполагает активные действенные скорми поведения и несовместим с <ЭЧ>рыалазшж, равнодушием, косностью, так как рэчь . вдет о сохранении тех у слоил i;, которые обеспечивают нормальную жизнедеятельность человека. Однако для то..о, чтобы экозг.>Ш1я и поведение стала главндаи целями б жизни каг.сдого, они должнц перерасти в личине убездэния, утвердиться в качестве принципов и установок, которые в сзсю очередь исходят аз основных эко-ценностей общества и личности.
В T¿.jTb8M параграфе главы - "Специфика функционирования ценностей в структуреэкологическогосознания" - дается характеристика экологических ценностей как совокупности устойчивых, прочных воззрений, вкрачсагавдх деятельно-заинтересованное отношение человека (субъекта> к проблемам познания, контроля и охрани окруяаю-щой среди (к объекту).
В диссертации дана типология экоменносте^в которой предметное или иного рода реальное явление действительности именуется материально!«. С другой с оронц, экологическая ценность — ото явление сознания субъекта, отражающее заинтересованное отношение субъекта к эначимоглу для него социал- но-прир_дному объекту — духовная ценность, Имеет место и точка зрения о так называемых деятельных эг.оценнсстях, как совокупности устойчивых воззрений и норм поведения, в которых концентрируются усилзд (физические, интеллектуальные, волевые и т.д.) человека, выражающиеся в его действиях в пуоцепе труда на социоприродньлс объектах. Данный подход, по нашему Мгшнав, вполне правомерен как один из вариантов изучения природы и специфики экоцшшостей. В этой связи в диссертации существенное место отведено решению следующего во- • проса: какой стороной, как шли свойствами природный объект тот- ■ ■чается в содержание экоценностного отношения? Ответ таков: в содержание подобного типа отношения объект включается своими цен-восткыми свойствами, так как предметы внешнего мира могут раскрываться в отношении к субъекту как носители ценностных свойств. Такое отношение между субъектом и объектом квалифицируется как ценностное отношение.
В работе проанализированы основные ¿унгааид — оркантацион-вая, координационная, коммуникативная, воспитательная,формирования
понятий экосферы, субординации особенностей экосфоры, определения специфики экологических категорий (экокулътура, экосознание, экоценность, зкознанио, экоориентация и др.).'
В параграфе уделено внимание понятиям "оценка" и ."значимость" их соотношению с зксценностью. В зазеряении рассмотрения динамики эти явлений, автор приходит к выводу, что ценность шире по объему отмеченных понятий, включает их в себя,-- но вместе с тем на следует их отождествлять, надо учитывать специфику и смысловое значение в практике социо-природных взаимоотношений.
По результатам теоретико-методологического исследования социально-культурных аспектов экологических проблем в Беларуси, осуществленного в материалах 1-й главы диссертационной работы, необходимо выделить слэдушие положения:
- изучение категорий- экологической культуры позволяет определить специфические свойства, особенности функционирования каждой из них отдельно взятой, а также рассмотреть динамику их взаимодействия, харчктэрикгики черт, присущих всей совокупности данного явления (познавательный аспехт), что облегчает процесс разработки и анализа системы экологических ценностей с последующим ее применениям в практике социоэкологических отношений;
- анализ категорий экологической культуры "озволяет дать объективную оценку уровня развития культуры в целом и ее различных областей, выявить упущения и недостатки в функционировании отдельных ее компонентов (оценочный аспект);
- исследование категорий экологической культуры способствует определению оптимальных научных подходов в процессе ее формирования, развития, совершенствования в соответствии с .требованиями согременкого общества (организационно-функциональный аопект).
Втовак глава взбеги - "Динамика становления и развития экологических ценностей личности в Беларуси" содержит три параграфа,. посвягена одной из самых дискутируемых и принципиально важных проблем в поникании сущности экологичеоких ценностей — рас-емгтреним основ механизма их формирования.
В пеэвом парагс:,гТа - "Роль социально-психологических факторов субъекта в процессе выработки ценностных' экоориентаций" осуществляются новационнао подходы к исследованию основных пс]уди-тиьных оил человека в становлении системы природопознавательных
установок.. В значи': лльно!: степени содержание и характер направленности экоценьоогой современного человека зависит о7 суоъек-тивнкх (внутренних) социально-психологических факторов, детерминированных ке только обэдатмьнкми условиями нзии, ко к его природными, психслигс-фазислсгическими задатками, иод влиянием которых человек разливается и нопрерпкпо изгоняется. 3'. значит, что личность в процессе сормироьания своих цоансстеГ, я особенно природоведческого характера, помимо коллектпрного, учитывает и собственна опыт, котори;: не всегда ,;оепо.дуот с объективной оценкой и общественными устоями. Об этом, например, свидетельствуют Результаты конкретно-социологического исследования* по теме "Экология Беларуси": опрошенных негативно относятся г. мерам, осуществляемым белорусским правительством в области эко-логчи, считая их малеэ^сективпши и демагогическими; ¿¡4/» - лишь частично поддерживают положения государственной политики в сфоре экологии...
Сложность изучения влияния субъективных факторов на нормирование эковзмкдов обусловлена прежде всего многообразием характерных особенностей, приемцих каздому человеку.
В диссертации предпринята попытка анализа экслогичоских ориентация респондентов через использование .етодикн конкретно-социологичоских и психологически исследований. Таким образом, осуществлено системное изучение йакторсв человеческой природы: ¿актор генетической бионзследстпенности; семерн. -поихологкчес-Ки»; тип характеру; бессознательное в психике чоло?ока; интуиция; эмоциональное состояние, 'чувства, мрвимлйя: состояние г)доррг рьд ^вдо^ека; социачьно-пси^слоги^сстй тренинг; собстр?кн;,;П_ жизненна опнт; комплексность воздействия суб-ьектгртле (Такторов.
Таким образом, можно сделать следующие выводу:
Во-пврр|.а, процесс активизации субъокти^н^ приго-
дится на пориод формирования психофизиологической структуры организма вплоть до 14-15-летнего возраста, что, по мнению психолога Н.Ф.Таль'Эиной, опре аляот ориентации человека на целенаправленное, системное познание окрукающой среди, выработку основ
I В последующем изложении конкретно-социологические исследования будем именовать сокращенно КСИ.
ценности;« ориентации л это;.; с;чфеА. йюкшэ и этот возрастной период происходит стано^юпко качеств целостности личности,формируются ое потребности, установки, что к является фундаментом для целенаправленного исзникпояенил и дильно;-:асго различия ее социально-экологических воззрении и непосредственного перехода к цеиностнс.'/.у осмыслении прооле;.: природы л сбцества.
йс-'зтовдх. возвращаясь к анализу субъективных (внутренних) . факторов, необходимо учитывать тс, что они составляют попвонд-члльноэ ззено в цепи жизненного процесса (¡ормироиянин биосоциальных установок, где внешние условия как бы накладываются на внутренние характеристика человека, дополняя и изменяя ого. Поэтому важно, чтобы становление субъективных факторов происходило а соответствии с законами развития природы, что позволяет сохранить первоначальные природное свойства личности и, естественно, гармонию единства человека и биосферы.
В-тостыгх. субъективные (внутренние) характеристики личности более устоГ"ч>'вко. «т.' быстроменяющиеся внешние, Это опредачя-отся, по мнению А.А.Ухтомского, генетическими свойствами, закодированными в человеческих клетках, что позволяет воспринимать окружавшую сроду через своеобразий! фильтр наследственности.Суть в том, что субъект анализирует экопроблеиы первоначально через совокупность собственных субъективных характеристик, лишь затем пропуская воспринимаемую информацию через устоявшиеся стереотипы общественных взглядов', норм, принципов в этой сфере жизнедеятельности^. Откечоьной свойство необходимо использовать в процессе образованы воспитания подрастающего поколения, чтобы учитывать н деляной море субъективные (вгутренпие) качества, сближающие человека с природноЦ "колыбелью и позволяющие рассматривать экологию Беларуси с позиции духовной индивидуальности каддого белоруса. .
Во втором параграфе главы- "Воздействие социоприродных объев1 тивацай на сознание личности" осуществляется анализ исследования специфики воздействия внешней среды на мировоззрение человсма ,
1 Талызина Н.Ф. Фор- 'рование познавательной деятельности учащихся.- М., 1983.- 96 с.
2 Ухтомский A.A. Собр.соч. - Л., 1951. Т. 2. С. 100-132.
По этой причине возникает настоятельная необходимость специального рассмотрения социопрцродных факторов, которые венгерский исследователь И.Ватаньи имену т объективацняш*. В это понятие входят не с -лько ресурсы, явления, сооружения, технологии и т.д. экологического назначения, но и принцип:-, адеи, идеалы^ общественные отношения, сако общество, его строй и т.д.
В диосертации приводится следующая совокуцносуь внешних Факторов: пр:гооцная соеда (объекты и явл ния природы, возникшие ес-• тественпь'м образом); социальная среда или макросреда, что означает общественно-экономическую систему в целок —" производительные силы, общесТЕвкнге отношения, институты, общественное сознание, культуру общества; социально-битовая степа, которую можно трактовать как часть социальной- среды, связанной с кизнедеятель-ностью человека за пределами производства, общественно-политической сферы, специально организова' -юго обучения и определяемой личными потребительским запросами, установками, орпьатацияыи, родственными, соседскими, товарищескими отношениями: - религир: социально-экологические традиции: научно-технический прогресс и др.
Научный анализ характера воздействия на человека совокупности социоприродных факторов позволяет дать аргументированные ответы, способствующие разрощению проблем современной экологической политики. Дело в том, что в конце XX столетия кпдый человек начинает отчетливо осознавать необходимость ссуществления комплексного воздействия на природу. В этой сеязи, на наш взгляд, целесообразно кардинально пересмотреть основвые критерии глобальной экополитики, сконцентрировав вникание на соблюдении эколого-гу-манистических принципов в экодеятеяьиости.
I.' Существует, как правило, не одвн, а несколько вариантов осуществления экономико-хозяйственной деятельности в конкретном территориальном регионе, из которых предстоит выбрать наилучший, ' в том числе с экологической точки зрения. Чтобы ьыбор был полноценным, следует проработать имеющиеся варианты о привлечением набора существующих средств — принцип альтерпатчвности.
I Витаньи И. Общество, культура, социология. М., 1984, с. 79.
2. Учитывая риск отрицательных экопоследствий и ограниченные возможности современных методов их прогнозиро: ания, необходимо создать крупные научно-исследовательские полигоны, на которых
' проверялись бы все новые научно-технические достижения,, в том числе в области атомной энергетики, химизации в т.п.— принцип пропаркц.
3. Решать вопросы о внедрении в широкую практику достижений науки и техника после их всесторонней и продолжительной проверки должны сами люди, проживающие в данном регионе, в обстановке полкой экологической гласности и демократии. Специалисты обязаны предоставить всю имеющуюся у них иш]орцацию и иметь прис_ ¡-.тот в обсуждении экопрооитов, но приоритет в принятии окончательного реаения доляны иметь пре.ще всего те, кто постоянно проливает в конкретном территориально-производственном регионе -- рриншм решающего голоса.
Специфика а характер перечисленных выше ^лкторов и принципов взаимоотношения человека и природы существенно зависит от социально-экономической структуры общества, слоаавшахся в' данной исторической ситуациа разнообразных общественна отношений, ценностных установок. И это не случайно, ибо, по мнению К.Маркса, "только в обществе природа является для человека звеном, связывающий челоЕв"а о человеком..."* Только посредством системы социальных связей окружающая природная среда приобретаем универсальное значение для личности, удоамтворяя самые различные ее потребности от-непосредственно физических до духовных.
? ТРвЩЦ пдрдграфд ОДВЦ - "Исследование идасанизка Нормирования экологических ценьостей населения Беларуси" — речь идет о специфике взаимодействуя, функционирования совокупности объективных и субъективных ¿акторов.
Слонившаяся эколоххческая ситуация заставляет принципиально по-новому взглянуть на содержание Енешн:а: и внутренних факторов, находя в их динамике черты гармонизации, целостности и т.д.• Необходимо учитывать, что законно человек явяяетоя тем посредником, точнее, аккумулятором и трансформатором информации, получаемой извне и изнутри, которую он способен превратить в действия,
I-Маркс Энгельс 4. Соч., 2-е изд. т. 42. С. 118.
поступки по отноыйЕШ) к природной и социальной среде. В данном' случае своеобразна . центром управления является совокупность сформированной (в како:;-то степени) системы воззрений на окружающие его объекты и явления.
Этот процесс имеет ряд особенностей::
Во-пэтакт. по миенш современных психологов (Е.А. Климов, П.Я.Гальперин, З.Л.Решетова, Н.Й.Талызииа) мозг человека получает до 75-80» сигналоз-раздра::сителей из внеанего окружения, что и Ъпрелеляет их количественный приоритет по сравнению с сигналами внутреннего у :рактера, составляющими соответственно 20-23$ от общего Информационного объема, возбуждающих область корь, подкорковых образований и спинного мозга. Таким образом, здесь имеет место количественный аспект психо-ии<уормационных функций согланяя.
Во-вт'вых.. весьма уникальна роль внутренних факторов, являющихся активный: поставщиками информации "изнутри" и непосредственно осуществляющих функции приема, отбора и закрепления данных, причем кик аЗ внутренних, так и' из внесших источников ( ка';мст-
аспект;),;
В-третьих. воспринятые данные ещв не являются информационной системой, способной оказать целенаправленное воздействие на формирование у человека нравственно-этических нор:.;, особенностей поведения, осмысленно^т" действий и поступков. Дело в тем, что в сознании индивида происходит сложнеглшй синтез, точнее совмещение пнг'ормащонннх потоков, что приводит к ранжированию их (время хранения и т.д.). Подобная синтезирующая деятельность как раз олицетворяет процесс создания (формирования, вырабатывания) степени устойчивых взглядов, проникнутых Еерой и убежденностью в правильность, достоверность, законообусловленность ориентации человека в социоприродной среде.
Таков первый этап наиего исследования, заключающий в себе анализ био-психо-физиологического подхода в изучении процесса формирования экоцепностей, на основании которого можно сделать вывод о то..;, что система прочных природоведческих воззрений строится презде всего на более устойчивых стереотипах субъективных (внутренних) психофизиологических черт, регулярно "подпитываясь" информацией от внеишх источников.
Ka втором этапе дается философ око-социологический анализ этого процесса с использованием данных КСИ, что позволяет выявить иападигмц сознания, то есть модели, фиксирующие особенности понимания респондентами проблемных соцшшьп-экологических ситуаций.
По результатам диссертационно!! работы слодует выделить следующее:!. Экологические парадигмы являются основными проявителя;.:;! степени сгормиронанности и развитости системы экоцешюстей и ориентация современного человека, тек- как через.научны!: анализ совокупности эконоззреЬий репрезентативного контингента опроивш-них можно правомерно дать оценку уровня экоценностей населения региона на jthjhom этапе общественного развития: - .исследование экопарадигм позволяет понять механизм классификации экологических ценностей людей, презде Есего исходя из характера их ;.шзнодеятель-
I.OCT11.
2. По результатам КСИ можно спелать вывод о том, что эколо-Го-Еоспитатольная парадигма не стала определяющей на современном этапе экологического беспредела и соо-гзетст^хщего ему уровня при-родоводчооко:'! и природоохранной политики в Республике Беларусь.
3. Изучение соотпопокая динамики, классификации экопарадигм привело нас к выводу о необходимости существования единой для
воох — так называемой парадигмы экологического ньгчиранид, Здесь шоется в виду совокупность устойчивых воззрений людей, особенности понимания шли разнообразных проблем социально-экологического характера.
4. Через анализ парадигм отчетливо просматривается механизм воздействия внешних н внутренних факторов на сознание человека, преобразовывая информационные импульсы (данные) в систему ассоциативных связей при концентрации внимания субъекта познания на конкретные эксобъекти. Б этом, по существу, заключается великое таинство природы — трансформация внешнего а внутреннего дира человека в систему устойчивых воззрений, составляющих основу.его экологических ценностей.
5. Изучение парадигм позволяет непосредственно перейти к исследованию классификации одноименных ценностей.
6. Результаты исследований привели к вычленению и изучению экологической ценности Еызивания. как совокупности устойчивых материальных a дух.оеных ценностей, определяющих отноаение человека к окружающей его социопрпродной ср.ле, к себе самому на
основа познания процессов взаимоотношения внешнего и внутренне- ' го мира.
В связи-с этим культура, а вместэя с ней образование, просвещение, не могут более рассматриваться как почто особое "вне-природное". Они — продукт взаимодействия системы "человек-пра-рода", одновременно являясь воянеЕшпм фактором формирования его духовного мира. •
Третья глава диссертации - "Пути и средства формирования экологической культуры, сознания, ценностей в Беларуси",— состоящая аз четырех параграфов, посвящена анализу теоретико-прикладных исследований проблем становления экологической культуры детей и молодежи через разнообразные £ормы учэбно-глспитатель-нор. работы в системе образования, просвещения, пропаганды Республики Беларусь.
В елзеом игГрагваДе - "Экологическое просвещение в общеобразовательных школах республики" — рассматриваются различные подходы к ьзученцю данного процесса в системе обшэго образования Беларуси. •
Одним из важнейших направлений в деле просвещения молоде:хп бесспорно является изучение основ охраны обучающей среды.
Однако сегодня в стране отсутствует единая общеобразовательна! система практических экомероприятий для. всех учеников школ с учс том возрастных, психошизиологи-еских и т.д. характеристик, не -редки случаи замены эколредметов дисциплинами белорусского языка и литературы.
Кроме этого} в настоящее время в Беларуси отсутствуют учебники и учебно-методологические пособия по проблемам экопедагогическор сферы, а также социальной экологии, которые могли быть' выбраны на конкурсной основе и рекомендованы к изданию с учетом пожеланий педагогов, родителей и учащихся школ. Вместе с тем, в рос -публике планируется осуществить ряд мер по стабилизации экооб-разовательного процесса. Прежде всего, в середине 90-х годов планируете осуществлять углубленное изучение основ экологии в ряде школ Первомайского и Московского районсз г. Минска.
В последние горы в Беларуси имеют место формы экологического просвещения в общеобразовательных заведениях, основанные-на принципе соединения, синте-а разнообразных теоретических и -практических средств, методов и т.д. в учебно-воспитательной
работе. Твкоя комплексный подход осуществляется, непример, в средней школе № 34 г. Минска (препод.биологии В.М.Рабушко), где ¿(ункционирует своеобразный центр "экологического воспитания школьников".-Здесь наряду с учебно-мет'цическими мероприятиями
(выступления с лекциями, сообщениями старшеклассников перед младшими школьниками, написание рефератов, аналитических записок по экопроблематикя и др.) имеют место и инке энекультурные меры — конкурсы на лучший букет, экоплакат, изготовление скворечников и кормугаеи для птиц, помощь подшефным хозяйствам и т.д. Вопросы экологического просвещения, решаемые через кружки любителей приро/.ы, факультативные зонятия и непосредственно при изучении учебных дисциплин представляют собой важнейшие факторы формирования экокультуры подрастающего поколения. Вместе с тем, подобные работы проводятся также вне школ, колледжей и профтехучилищ. Отсюда следует второй блок факторов в окопросвечении молодежи, где основная роль отводится органи ациям, осуществляющим научные разработки, иные практические направления поиска природоведческого характера, у" Диссертант выделил следующие факторы:
- станции юных натуралистов. В Беларуси их около сорока, причем б наиболее крупных в столице и Минской -области, здесь же расположены республиканский экоцентр учаиихся, где кобрдинирует-ся теоретическая и учебно-практическая работа десятков, кружков, секций, лабораторий и т.д. прикладного экообучения.
В функции станций и центра входит получение и обсчет дан.-ых экологической обстановки в конкретных регионах, районах больших городов, заповедниках, заказниках и др.
Педагоги РЭЦУ разработали и издали свое методическое пособие " Примерная программа для внешкольных учреждений по экологическому образованию и воспитанию", являющееся, первой- в республике программой экообразования подобного типа.
- школьные лесни- вства, наиболее полно сочетающие на^но-првк-ические формы экопросвещения детей. Здесь уделяется большое внимание исследовательской работе по программе лесничества, а также сотрудничеству с научными организациями природоохранного профиля (НИИ лепного хозяйства Беларуси, кафедра зоологии Белгосуниверситета, академические института зоологии и экспериментальной ботаники и др.).
- Бедрруйс'кая^малая лесняг заочняя академия, где на протяжении трох лет старииллаесники получают теоретические знания в области рационального использования, восстановления и охрани лесного растительного, яивотного мира республики, приобретают навыки работы с научными документами, данными, составляют рефераты и научные доклады по проблемам биологии, генетики, экологии. Ряд исследования, проводимте в заочной академии, вклочен в соответствующие проекты международной научной програмш " Человек и биосфера", осуществляемой под эгидой ШЕС'КО: индустриальная экология, изучающая ос; бенности существования природных объектов в условиях современной урбанизации; разработка систем газоустойчивых зеленых насаждений, способных счищать атмосферу от токсических вьбросов и т.д.
- школы юных. Более 15 лет : ри Отделении биологических наук АН Е^ларусй работает школа юного биолога (руководит И. Б.
Моссе). При Белорусской геологопоисковой экспедиции активно дейстчуе" школа юного геолога (руководит В. В. Чашков). Такие же школы имеют" место в Белгосунйверситоте, других вузах рас.облики. Таким образом, эффективность совместной работы ученьх и детей весьма многранна, причем одна из главных функций всех форм внешкольной экодеятельности заключается в расширении масштабов и дальнейшем совершенствовании новых методов экологического просвещения подраставшего поколения, включающих наряду с экотеорией, трудовое воспитание, профориент .цию, активизацию деятельности семьи и т.д.
Во втором параграфе главк - " Проблемы экологического образования в системе средних специальных и высших учебных заведений Беларуси" — исследуется специфика экообразовательной работы со студенческой молодежью. Уровень преподавания, пропаганда.экологических знаний имеет первостепенное значение для подготовки будущих руководителей производств, специалистов, определяющих современный облик сельского хозяйства, промышленности, науки. На наш взгляд, много новационных подходов в экообразовательной работе в ву^ах Беларуси.
Прежде всего деловая экслогичвскья игра. представляющая Собой Модель создаваемой микроэкологической системы в масштабе большого юрода, от;эльного его региона, предприятия и т.дГ.гдй. кшкдый студент выполняет условно отведенную ему роль орган -затора, проектировщика, архитектора и т.п. специалиста эколого-
технического профиля.
В этом отношении валика рель экоаопектов, нашедших оярахение в проектах, разработках при выполнении курсовых и дипломных па-¿ЗХ. По данным результатов научно-исследовательской работы вузов республики за 1ЭУЗ год примерно в 05% студенческих рабст подобного рода проблемы экологии нашли достойное место. Одной из форм экологического просвещения являются общества охран» природы, функционирующие-практически во всех вузах республики. Однако в последние годы их эффективность заметно снизилась из-за отсутствия (ТкиансирсЕавия эномеропраятир, проводил« од; зствамв, и откровенным нежеланием коммерческих структур вкладывать средства в реализацию зкопрооктов. Об этом идет обстоятельный разговор в предоставленном материале исследования. Такш образом, необходимо серьезно реформировать с:<сте:.у экологического образования а просвещения в Беларуси, На наш взгляд, целесообразно рекомендовать следуюэе в этом важном дело:
1. Пора отказаться от абсолютизация уэкопросвегительского подхода к экологии. Надо,чтобы наздьЕ студент и школьник но только получил минимум необходимых знаний в этой области,чтобы практически усваиЕач их в различных формах экодеятельности,формируя
.таким образом систему устойчивых эковзгллдов, на основа комплексного осмысления ка:ядыы больших и малых начинаний в экологии.
2. Специфика экологического образования в современнах условиях основывается на принципе "опереадщего отражения", что означает прогнозирование, оценивание человеком предполагаемых последствий в деятельности до преобразования природы.
. 3. Экологическое образование будет безжизненным без учета эмоциональной окраска природоведческой информации. Этому служат наглядные пособия, действ.,кше макеты, схемы, но более неизгладимое впечатление оставляют посещения экообьектов, например, . очистных сооружения, лесозаказных зон а т.д., обостряющих чувственное восприятие скружаэдего мира.
4..Экологическое просвещение становится схематичннм,недоходчивым без воспитания эстетического отношения к природе. В процессе обучения любо* материал, связанный с окружающей средой, долкна пронизывать эстетическая окраска, способствующая формированию образного, живого восприятия молодым человеком картины окружающей природы, пороадая гуманные чувства » ней.
• 5. Экологические знания и в целом экологическая культура неразрывны с активной жизненной позицией молодежи. Они не только формируют ее взгляды, но и помогают смелее, откровеннее участвовать в обсуждении социально-экономических вопросо" республики, где наиболее актуальны экологические проблемы.
В третьем параграфе - "Чернобыльская катастроф: социокуль-турологическйе варианты ликвидации ео последствий" — осуществляется изучение воздействия радиационного заражения но сощалы.о-экономический жизни населения на территории Беларуси.
Центры экологического оздоровления, образования, воспитания передвижного' механизированного типа. На терр"тории, где плотность загрязнения радионуклидами составляет, например по цезию -137 от 5 до 15, от 15 д^ 40 и свыше 40 ки/кв.км, а также по ''тренцую' -90 от 2 до 3, от 3 до 5 и свыше 5 ки/кв.км . весьма проблемно создавать стационарные реабилитационные центры и пу :кт:'. На ^пш взгляд, здесь приемлемы передвижные экоцентры на базе 2-3 автофургонов или специализированных автобусов. Это объясняется рядом причин. Во-первых. на механизированной основе можно оперативно обследовать значительные по масштабам территории разной степени загрязнения, одновременно осуществив диагностический контроль состояния здоровья проживающего населания. Во-вторьи. мёханизирг ">а ная колонна может приехать в любой населенный пункт, охватывая практически всех проживающих, что способствует более точному анализу медико-<5иологичеекой обстановки в конкретном регионе. В-третьих, передвинь«?центры позволяют оперативно менять составы своих специалистов, педагогов, пополняя каждый сезон св'ежими силами (бригадный метод), одновременно заботясь о самочувствии своих работников. В-четвертых, передвижные механизированные экоцентры (ПМЭЦ) помогают быстро передавать людям отдаленных от районных центров деревень, хуторов важную и своевременную информации» провести дезактивацию, гкспресс-обу-чоние по т- хнике безопасности при работе с радиосодержащими материалами, проанализировать сгциоэкологичес>"чо обстановку на местах и дать соответствующие рекомендации по стабилизации психологического климата в семьях, трудовых коллективах, населенных пунктах . В-пятых. ПМЭЦ осуществляет социально-экопросве- ■ тительские мероприятия-: выступление с лекциями и сообщениями перед населением, краткосрочные курсы по сельхозтематике, на-
родной медицине, проблемам семьи, образованию, воспитанию, социологические опросы и психологические тренинги, составляют карту учета и состояния памятников старины, собирают предметы народных традиций, обрядов, культов, фиксируют информацию фольклор-но-этнографического характера и т.д. В-шестых, 1ШЦ — это своеобразный психо-социальный и, конечно же, нравственный "мост" между теми, кто проживает в относительно чистых районах и томи, кто живет на зараженной территории. Люди долины чувствовать поддержку, должны знать,'что о них беспоколться, думают няк оперативнее и эффективнее решить их проблемы, ликвидировать последствия авар!": о целом.
Таким образсм, стационарные и передвижные эксцентры язляют собой принципиально новый подход в деле ликвидации постчерно -быльского синдрома, знаменуя перспективу создания общеевропейского центра, координирующего три главных направления :— биомедицинское (лечение, профилактика населения проживающего на загрязненных радионуклидами территориях и тех, кто проживает в 30-ти километровом радиусе действующих атомных объектов левого ^назначения); —науино-экспериментяльнов ( многогранные задачи лсологического мониторинга); —социо-эколого-культуоологическое (разъяснительная и образовательно-просветительская деятельность, включающая проведение психосоциологичесних обследований и разработку методик формирования экацоиносгей личности).
В четвортом параграфе - "Средства массовой информации и иные формы просвещения в развитии экологичеокой культуры населения Республики Беларусь" — рассматривается специфика информационного воздействия периодической печати, радио, телевидения на становление экологических ориентация современных белорусов.
В наше время взрослый человек получает до 70$ всех знаний о мире вокруг себя через средства массовой информации, причем программа телепередач "Останкино" и российского канала по проблемам природы и экс-югии значительно более популярны у наших соот чественников, что обусловлено отсутствием серьезной неучно-природоведческой документалистики на Белорусском телевидении. Не лучае обстоят дела на белорусском радиовещаний^где, по мнению работников радиоэфира, в настоящее время преобладает описательный подход в освещении проблем окружающей среды республики. Мало передач для детей, пенсионеров, узких экоспециалистов, нет
- га -
единой систем; программ по эклзоспитонию и образованию,фрагмен-' тарио подаются материалы постчсрнобыльскоя проблематики. Контент-анализ публикаций в периодических изданиях свидетельствует о том, что многие республиканский молодежный издания — "Чырвокая Змена", "Знамя юности." и др. вкряботпли систему еженедельного освещения зковопросов в специальных рубриках, например, "Папараць-кветка", "Пытаннг якалоггх" и др.
. В пропаганде экологической культуры особое отводится
обществу "Неды" Беларуси, переживающему в последние года серьезные финансовые, -кадровые, организационные трудности. Тем не менее, за два предыдущих года по линии общества было прочитано более 15 тысяч лекций по социально-экологической проблематике, проведены четыре республиканские научно-практические конференции, а таете экологические чтет.л и экспресс-университеты.Однако в мате;;чалах средств массовой информации Беларуси просмятривают-ся следующие негативные моменть-: вс—первых, нет единой концепции в по.,им нии проблем белорусского региона, включая социоэкологиче-ские аспекты;' во-вторых, преобладает информация не поиском.-исследовательского, а в большей мере описательного, поверхгостно-го, фрагкентпрного изложения характера социоокологических явлений! в-третьих, в настоящее время из-за отсутствия дойного уровня фклософско-пеихолого—экологическоя подготовки у работников эфира республики !е возможности научного осмысления и действенной пропаганды основ развития экологической культуры, что существенно препятствует формированию единой системы становления и совершенствования экоце«остей населения Беларуси.
На наш взгляд, наиболее эффективным средством в этой деятельности является' создание в республике института проблем человека, в функции которого входит научное изучение экопроблем соврс .енности, выработка единой концепции адаптации и вьгаивания человека, разработка рекомендаций в области социоэкологической государственной политики, организации собственного научно-популярного периодического издания, составление методических пособий в области учебно-воспитательной работы по ропросам становления основ экокультуры и экоценностей населения Беларуси.
з и а о д ы
Б результате исследования полутоны следующие выводы ;
- в разработке стратегической концепции выживания современного чолоЕСка в условиях экологического кризиса наряду о учетом био-медико-технологических способов его адаптации нообходимо удалить особое внимание поиску элективных средств ого духовного развития, подъема уровня экологической культуры населения;
- концепция уормнрованая экологических ценностей человека, как основного компонента экологической, куль туры определится правде всего характером социально-экономических отношений в об-щоствэ, уровнем развитая демократии, степенью участия гра:кдан
в угфавлзнпи делами в общество и государстве;
- формирование окоде:л:остс". человека обусловлено спецификой Еоздейсавия со1.::с.:ьно-психологнческнх (внутренних) и социоприрод-них (внесши) факторов, детерминирующих механизм протекания этого процесса;
- средствами целенаправленного формирования и развития отмечонных ценностей являются система просвощония, общего, профессионально-технического и высшего образования, а также создание на базе учебных заведений Беларуси небольших центров экологического образования, способствующих углублонному.рассмотрению экопроблем конкретного территориально-производственного региона;
- полученные результаты диссертационного КСИ опровергают уко-ронивиоося представление о безразличии молодежи, людей среднего возраста к йроблекам экологии Ьеларуса, дают возможность оценить шс позитивные предложения и рекомендации в этом деле;
- для преодолен:« угрозы экологического 1фазнса в республика необходима не только перестройка обыденного массового природопо-нимашш, но и основательная экологизация наука а мировоззреная на уровне общегосударственной идеологии.
Ш. Публикац! : по теме диссертационного исследования
Монографии
I. Онуприенко С.П. Экология в системе образования и просвещенш
Белоруссии: проблемы и перспективы. Мине;:, 19Э0. Ь5 с. Z. Онуприенко С.П.'Как спасти природу Белоруссии?(комплексный • подход к экологическим проблемам ЕССР на современном этапе* Минск. 1990. £12 с.
3. Онуприонко С.П, Социально-культурные аспекты экологических проблем в Беларуси. Минск, 1994. 196 с.
Разделы в коллективных мгчографиях,статьи, тезисы
4. 0н„ лриенко" С.П. Самообразование и развитие личности учащегося // Проблемы прикладной педагогики средней и высшей школы. Минск, Издательство ЕГУ им. 3.И.Ленина,1963. С. 26430.
Ь. Анупрыенка С.П. Адукацыр як грамэдекая патробнасць.// Весц1 Акадэмгг навук БССР, сер. грамадск.навук. 19ЬЗ. К* I.С.25-31..
6. Анупрыенка С.Л. Роля адукяцкх у фарм^раввнш патрзбнаецг I эдольносц1 асобы на самаадуксцкI // Народная Асвета, 1963.
. 6. С. 73-75.
7. Оыупркешго С.П. Образование для всех и право учиться зз деньги // Политинформатор и агитатор, 19сЗ. № 20. С.<¿-26.
6. Онуприенко С,П. Ну зачем кне историк?// Рабочая смена,
1983. Я 12. С.-II.
9. Ануприенка С.П. Кыццяздольнесць савецкай схстэмы адукоцыг
1 беспадстаунасць буржуазная мерытакратых // Народная Асвета,
1984. Х' 9. С. в—II.
10. Анупрыенка С.П. Сацыяльная эфекть^насць функций савецкай
адукаг'Х // Народная Асвета, 19о5, {сб. С. 72-75 II-Онуприенко С.И. Образование и динамика ;азг'тия потребностей советского человека// Структура и механизмы формирования мате1 сальных и духовных потребностей общества и личности в условиях развитого социалмзма.Тез.докл.научн.практ.конф. <Жодино,9-10 января ,1985).Минск Л;,д-во РГИНГ, 1985. С ..04-105..
12. Онуприенко С.П. На крыльях знаний // Народное хозяйство Ьелоруссии, 1935. № к. С.36-37.
13. Онуприинко С.11. "Школьный день" рабочей молодежи // Политинформатор и агитатор, 1986, № 20. С. 10-11. .
14. Ануприенка С.П. За чыстае неба над планетая// Родняп природа, 1986. ¿:< б. С. 4-5.
К;. Анупрыенка С.П. Компас у цу..о?нпе // Родная природа, 19сУ?. !? & . С. 22.
16, Анупркеика С.11. "¿соагуж.ная" «дукаванасць бурлсуеэнага
грамадства // Народная Асветк, 19(/?. .V V. С. . IV. лиупрьенка о.И. Кал г кшчлецсга кллоястн«.. .//Бярояка,
19У,\ № 1. С.к!>~2Ь. 1Ъ. Онуприенко С.11, Роль учителя в осуществлении школьной
реформ // Великий Октябрь и см :>иг.¡1 структура советского общества: Интеллигенция. Минск, Н«ука итгчникп, 19Ш. С; 156-166. ■
19. Онуприенко С.II. Экология и воспитание молодемп //Партийное руководстьо идеологической работы. Вып.. Я. "инск, 1908. С.бЗ-Ьь.
¿0. Онуприок.со С.П. Театр и молодакь // Политический собеседник,
1989. № (..28.
£1. Онуприенко С.П. Изжила себя "Вечерка"? //Перестройка: твоя позиция, 19Ь9, № 12. С.З. *
22. Ануприенка СЛ. А на дапаможнтк! забылЛся //Родная природа, 19в9, №.2. С. 26.
23. Анупрыенка С.П. Паглядзхм, хто прыйшо?// Беларусь, 151$. • № 4. С.21-23.
24. Анупрынка С. П. Самакграванне Ц1,.. евмаабмежаванне?// Бяроака, 1909. № 2. С. 10-11.
25. Ануг.рыенка С. Л. Берагчы - што маем // Лольмя, 1990. № 6. С. ¿54-256.
26. Анупрыенка С.II. Чаму спецьялЛст непаунацэнны? // Родная'. прырода. 1990. »5. С. 29.
27. Анупрыенка С .11. "Не дай Бежа сэрцаы эн1кнуць г душой апасц!..."// Беларусь, 1990. № 8. С. 22-23.
£Ь. Онуприенко С.П. Школа для взрослых // Человек и экономика,
1990. » II. С. 42-43.
-3229.. Онуприенко С;П. Как мы относимся к своим главным богатствам? //Набат из будущего. Минск,Беларусь, 1990.С.155-164.
30. Анупрыенка С.П. Я у рабочыя пойшо^ бы...// Полымя, 1991. V Ь. С.158-167.
31. Анупрыенра С.П. Плюс да диплома // Родная природа, 1991. » II. С. 3.
32. Анупрыенка С.Ц. Тайны памяц!// Зрок, 1991. » I. С. 18.
33. Анупрыенка С.П,. Шлях у тайнь; памяц{ // Зрок, 1991. Л» 6-7. Ж. 12-13. (
34. Онуприенко С.П. Рабочие центры — новая форма соученик // . Политический собеседник, 1991. № 4. С. 60.
36. Анупрынка С.П. Канцонтрацыя схл 1 волг //Родная прыродо, 1992, »3. С. 15.
36. Аиупрыонка.С.'П. Пад кантролем вучоных//Родная природа, 1992. № 9-10. С. 13.
37. Анупрыенка С.П. Зкалоггя £ 1992 //Беларусь, 1992. » 1.0.2.
38. Анупрыенка. С.П. Праблемы су^аснай б:ясферы.. .//|1есц1 Ахадэмй навук Белорус*.Сер-грамядс.наэук,19933.0.126.
39. Анупрыенка С.П. Ыадэл1 выжьвення // Родная прьрода, 1993. I» 3. С. 4-6.
40. Анупрыенка С.П. Навучанне жъ,ццв//Родная природа, 1993. » с. С. 16.
41. Онуприенко С.П. Чернобыльская катастрофа:соииокультурологи-ческие варианты ликвидации ее послеаствий//НЕС€И.1994.
» II. С. 20-21. .
42. Анупрыенка С.П. Будзем абачл1вкмх...//Родная прыродн, 1994. № 2. С. 12. . ' .
43. Онуприенко С.П. Центры экологического оздоровления .образования, росгштания передвижного механизированного типа /ДШССИ 1994. * 17. С. 22.
За период 1983-1994 гг. соискателем опубликои.-яо более' 150 статей в белорусских и российских гг.г>атах.
Р Э 3 ю м э
Л'п'УПРЬсККА Сяргей Гйтров1ч '
"Сацыяльна-кудьтуркыя аспекта экалаг1чша праОдем у Беларус1".
- зкалаНчная культура. зкадаг1чная свядомасць. зкала-г1чнкя каатоунасц1, саць!ялька-пс1хадаг1,чкыя фяктары, соцыа-пркроднкя аб'ектываць!1, механ1зи $грм1раваннч зкакглгтоунасцей, зкалаПчная аду;;ацыя, асзета, сацыядьная зкадог1я.
Дысертацыя лрысзечана разгляду тэарэгыка-штадалаг1чяых 1 прикладных аспектау дасдедвадня зкагаНчных капгоунасцей насельн1цтва Беларус!, причем асабозая увага адведзена выау-чзннзо механ!зма 1х фарм1разакня. Праведаен анал1з уздзеяння на чзлавека сацкяльна-пс1халаг1чкых 1 соцыалродных фактарау у працзсе станауленнк экалагЧчнай культуры наших суайчынн1кау. Упериыню у навуковай айчыннай л!таратуры айгрунтоу^аицца пля-х! 1 сродк! форм1раванкя зкалаг1чных кашгоукасцей насэ.4ьн1цт-ва рзспубл1к1.
Дакныя вьш1кау тзарзгика-прьзаадньк даследванняу дысер-?ацы! мсгуць бьщь ва'г^арыстазаны у распрацоуцы комплексных яраграм соцыазкалаг1чнага раэв!цця тзретараальна-вытворчых рзг1ёнау.
РЕЗЮМЕ
ОНУПРКЕККО Сергей Петрович
"Социально-'ку^ьтуркыб аспекты экологических проблем в Беларуси".
- экологическая'культура, экологическое сознание, -чологичесю ценнссгк, социально-психологические фактора, социоприродкые объективации, механизм формирования зкоценностей, экологическое образование, просвепение, социальная экология.
Диссертация посвяадна рассмотрений чгэретико-меюдологкчэо ких и -прикладных аспектов исследования экологических ценносте* населения Беларуси, причем особое внимание уделено изучению механизма их формирования. Проведем анализ воздействия на человек; йоциально-лоихйяогических и содаопрнродных факторов в процессе становления экологической ' культуры нагих соотечественников. Впервые в научной отечественной литературе обосновываются пути ' средства формирования экологических ценностей иас&ления респуб лики.
Данные ревультатов творетико-пршчзадньк исследований диссертационной райоты могут быть использованы в- разработке комплексных програмй ооциоэкодогического развития территориально-производственных регионов.
SUMMARY
OX'UFRIEíKO Sere Si Pet'ovltch
"Social and cultural aspects of ecological prcbleirs in Belarus".
- ecological culture; ecological consciousness; ' ecological values; socio-psychologlcal factors:, socio-natural object i venais; the mechanism of ecovalues formation; ecological aducation; anllghtercnent; social ecology.
The dissertation is devoted to consideration the ■ theoretical, methodological and applied aspects of ecological values for Belarus population. The particular attention Is paid to their fondation mechanism. There is the analysis, hoa the socio-psyhological snd socio-natural factorá have' •^influence with a nan under contemporary geological cultura becoming'. Fast in scientific native literature the ways and ,-eans of ecological values formation for republic population are grounded. .
The data of theoretical and applied dissertation . . • investigation can be used for building of complex programs, devoted to socioecological development of resions and production territories.