автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему: Формирование экологических ценностей у населения Беларуси (социально-культурный анализ)
Полный текст автореферата диссертации по теме "Формирование экологических ценностей у населения Беларуси (социально-культурный анализ)"
ИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИ И ПРАВА НАЦИОНАЛЬНОЙ АКАДЕМИИ НАУК БЕЛАРУСИ
, 4 Р
УДК. 124.5+504.03(476)
Онупрненко Сергей Петрович
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ У НАСЕЛЕНИЯ БЕЛАРУСИ
(социально-культурный анализ)
Специальность - 09.00.11 - социальная философия
Автореферат диссертации па соискание ученой степени доктора философских наук
Минск - 1998
Работа выполнена в Институте философии и права Национальной Академии наук Беларуси.
Научный руководитель:
доктор социологических наук, профессор Левко А.И.
Официальные оппоненты:
академик HAH Беларуси, доктор биологических наук, профессор Парфенов В.И.
академик HAH Беларуси, доктор философских наук, профессор Бабосов Е.М.
доктор философских наук, профессор Латыш Н. И.
Оппонирующая организация:
Белорусский аграрно-технпческин университет
Защита состоится 1998 г. в //^ час.
На заседании совета по защите диссертации
Д 01.45.02. при Институте философии и права НАН Беларуси по адресу:
220072, г. Минск, ул. Сурганова, 1, корп. 2, телефон ученого секретаря (017)2842925
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института философии и права НАН Беларуси.
Автореферат разослан " 1998 г.
Ученый секретарь совета /Эу^У
по защите диссертации, ¿У Оуу
доктор философских наук / А. П. Трофименко
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. На рубеже третьего тысячелетия мировое сообщество вынуждено решать едва ли не самую сложную задачу современности, которую можно сформулировать следующим образом: разработка оптимальных путей и средств выживания в условиях обострения глобального экологического кризиса. Интенсивная урбанизация общества, рост численности населения, невиданные темпы освоения девственных экваториальных лесов и малодоступных районов севера, многообразие иных форм и видов активного вмешательства людей в природные процессы оказали негативное воздействие на биосферу планеты.
Опасные тенденции всевозрастающего отрицательного антропогенного воздействия на окружающую среду вынуждают искать выход из создавшегося положения дел. Взоры ученых все больше обращаются к анализу существующей культуры и ее основополагающих ценностей, как основной причины сложившегося отношения к природе. Ведь ценности культуры, указывающие на значимость в ней тех или иных явлений и фактов, и определяют форму отношения к своему бытию, в том числе и существующее взаимодействие с природой. Изменить это отношение значит, прежде всего, сформировать у широких слоев населения иную систему ценностей.
Однако сделать это чрезвычайно сложно, так как сложившиеся традиции и образ жизни людей в значительной мере определяют и стереотипы мышления, социальную онтологию, реальный жизненный опыт людей, характеризующие существующую модель социальной реальности. Любые инновационные проекты проецируются на систему онтологических предустановок массового сознания и с трудом получают адекватное истолкование.
Становится очевидным, что сформировать новые экологические ценности у широких слоев населения возможно лишь на основе координальной реформы существующей системы воспитания и образования, начиная с семьи и детского сада.
Таким образом, актуальность рассмотрения сложнейшего процесса формирования экологических ценностей у населения, в том числе применительно к сложившейся ситуации в Беларуси, обусловлена следующими причинами и обстоятельствами:
- реформирование общественных отношений в Беларуси неотрывно связано с теоретико-методологическим анализом
состояния экологической культуры населения;
-динамика становления и совершенствования экологической культуры определяется характером и уровнем развития ценностей современного человека и соответственно необходимостью их фундаментально-прикладных исследований;
-процесс формирования экоценностей человека обусловлен воздействием и взаимовлиянием внешних (социоприродных) и внутренних (социопсихологических) факторов, спецификой механизма их возникновения и функционирования в условиях постоянно возрастающего антропогенного воздействия на биосферу;
-обострение экологической ситуации в республике, вызванное аварией на ЧАЭС, требует эффективного использования социокультурологических вариантов ликвидации ее последствий;
теоретико-методологическое обоснование проблем экоценностей позволяет усовершенствовать дидактико-воспитательные методы формирования основ экологической культуры населения.
Степень разработанности проблемы. Актуальность данного диссертационного исследования, определяемое практической значимостью разрешения проблем формирования экологических ценностей, многократно усиливается теоретико-методологической ее неразработанностью. В настоящее время имеются лишь отдельные попытки осмыслить сущность экологической культуры, ее основные ценности, процесс их формирования и развития. Причиной, сдерживающей этот процесс, явилось доминирование в марксистско-ленинской философии естественнонаучной парадигмы, делавшей основной акцент не на постижении субъективных значений и смыслов, выражаемых через систему ценностей и структуры ценностных ориентаций, а на открытии объективных закономерностей общественного развития и построении на этой основе соответствующих рационалистических моделей, концепций и теорий.
Идеи Р.Лотце, Ф.Брентано, Г.Рикерта, М.Шелера, Н.Гартмана, В.Виндельбанда и других западноевропейских философов, исследующих эту проблему, в отечественной философской науке были осмыслены и получили научную интерпретацию лишь с середины 60-х годов. В 80-е, начале 90-х годов появляются философские и социологические работы Е.М.Бабосова, Г.Я.Головных, Б.С.Барулина, А.А.Ивина, Ю.М.Жукова, И.Д.Каладия, В.И.Козлова, И.Л.Лошакова, Н.П.Медведева, В.В.Москаленко, А.Г.Мысливченко, A.A.Ручка и других исследователей, знаменующие собой начало переосмысления данных
устоявшихся философских традиций.
Однако в подавляющем большинстве своем они посвящены общефилософским теоретико-методологическим и аксиологическим проблемам, экологические аспекты фактически не затрагивают. Осмысление экологических ценностей и их формирования в большей мере осуществляется в контексте общеэкологических исследований и, в частности в диссертационных и монографических работах авторов ближнего и дальнего зарубежья - С.А.Арутюнова, Д.А.Бирюкова, Ю.В.Бромлея, В.И.Вернадского, И.Витаньи, Н.С. Злобина, И.И.Клайкова, Д.С.Лихачева, В.А.Малахова, Э.С.Маркаряна, В.М.Межуева, Н.Н.Моисеева, К.Стошкуса, Дж.Стюарда, Е.Т.Фаддеева, П.Н.Федосеева, С.С.Шварца, С.Янавичуса и др. Проблемы экологической культуры нашли отражение в исследованиях белорусских социальных экологов, философов - Е.М.Бабосова, П.А.Водопьянова, А.И.Зеленкова, А.С.Червинского, Э.М.Сороко и др. Проблемам экологического сознания посвящены работы российских философов Г.З.Апресяна, М.И.Будыко, Э.В.Гирусова, И.Т.Фролова, А.А.Ухтомского, А.Д.Урсула и др. Ряд белорусских и зарубежных ученых наряду с изучением общих фундаментальных проблем экокультуры и экосознания ведут научный поиск и в области философской интерпритации, разработки некоторых отдельных аспектов этих явлений. Так, В.Н.Афонина1, А.И.Зеленков2 занимаются изучением социокультурных традиций и факторов, П.А.Водопьянов3 -динамики и социальных параметров эволюции биосферы, И.Я.Жибуль4 - экологических потребностей личности и общества, А.А.Ручка5 - аксиолого-социологических аспектов экоинформации, Ю.М.Манин6 - социодемографических факторов экологической
1 Взаимодействие общества и природы /В.Н.Афонина, А.А.Горелов, А.Ф.Полис и др., Под ред.Е.Т.Фаддеева.-М.: Наука, 1986.-348 с.
2 Зеленков А.И., Водопьянов П.А. Динамика биосферы и социокультурные традиции. - Мн.: Университетское, 1987. - 239 с.
3 Водопьянов П.А.Устойчивость и динамика биосферы. - Мн.: Наука и техника, 1981. - 246 е.; Водопьянов П.А., Крисаченко B.C. Великий день гнева: экология и эсхатология. - Мн.: Университетское, 1993. - 285 с.
4 Жибуль И.Я. Экологические потребности: сущность, динамика, перспективы. - Мн.: Наука и техника, 1991.- 181 с.
5 Ручка А.А.Социальные ценности и нормы. - Киев: Наук.думка, 1976. -156с.; Ручка A.A. Ценностный подход в системе социологического знания. -Киев: Наук.думка, 1987. - 154 с.
6 Манин Ю.М. Экологические проблемы эпохи НТР. - Мн.: Навука i тэхшка, 1977. - 102 е.; Манин Ю.М. НТР и экологизация производства. -Мн.: Навука i тэхшка, 1979,- 135 с.
ситуации в условиях НТР, А.С.Червинский1 - проблем биотехнологии и др.
Особый научный интерес представляет коллективная монография "Социальные аспекты экологии" - Минск: Наука и техника, 1983 г. - 232с., изданная Институтом философии и права Академии наук Беларуси, где впервые в начале 80-х годов в СССР поставлены и рассмотрены проблемы комплексного изучения социально-экологических факторов (социальная экология) и осуществлен анализ экологической обстановки на территории Беларуси. В работах В.А.Василенко, А.А.Горелова, Ю.А.Замошкина, Н.Н.Киселева, Е.А.Климова, Е.А.Мамчур, В.Пуликовского и др. ставятся вопросы разработки целенаправленного развития многогранных компонентов экологической культуры, отвечающих требованиям нынешнего времени, в том числе ценностей, ориентаций, устойчивых эковоззрений и т. д. Однако в научной и научно-популярной литературе многие вопросы в исследовании экокультуры и ее аспектов остаются открытыми. Прежде всего недостаточно изучен механизм формирования и функционирования экоценностей, не выяснена в должной мере специфика их воздействия на современного человека, общество в целом.
В монографиях Л.И.Греховой, А.В.Кацура, А.И.Лукьянова, В.С.Романова, Н.Ф.Талызиной, А.С.Ширяевой наряду с теоретико-методологическим анализом функционирования и развития экоценностей значительная роль отведена разработке учебно-методических программ, поэтапного (с учетом половозрастных особенностей человека) становления социально-экологических взглядов у детей и молодежи, динамики их перерастания в устойчивые экологические ценности. Вместе с тем для работ вышеназванных авторов характерна достаточно узкая эколого-методическая ориентация на контингенты учащихся и слушателей определенных типов учебных заведений. При всей значимости таких исследований, прежде всего необходим еще и комплексный подход в деле становления и развития экологического мировоззрения детей, молодежи, людей среднего возраста, чему и посвящена данная работа, являющаяся логическим продолжением ранее изданных соискателем монографий по этой проблематике: - Онуприенко С. П. "Экология в системе образования и просвещения Белоруссии: проблемы и перспективы" (Методическое пособие). - Минск, 1990. -85с.; - Онуприенко С. П. "Как спасти природу Белоруссии? (Комплексный подход к экологическим проблемам БССР на современном этапе)". - Минск, 1990 г. - 212с.
1 Червинскнй A.C.Биотехносфера: понятие и реальность. - Мн.: Навука i тэхнжа, 1992. — 100 с.
Связь работы с крупными научными программами, темами.
Диссертационное исследование выполнено в рамках республиканского научно-исследовательского проекта "Динамика социальной структуры и общественных отношений в условиях ускорения социально-экономического развития страны", осуществленного с 1987 по 1990 гг. Институтом философии и права АН Беларуси и темы "Проблемы формирования социально-экологических ценностей личностей" (1991-1992 гг.). Они являются частью республиканской комплексной программы "Человек, культура, наука: проблемы гуманизации социально-политических и нравственно-правовых отношений" ("Гуманизация"). Результаты научных исследований, проведенных автором по программам, темам НИР HAH РБ, отражены в материалах диссертационной работы.
Цель и задач» исследования. Основная цель диссертационного исследования состоит в разработке целостной теоретико-методологической концепции формирования, развития и функционирования экологических ценностей современного человека. Достижение цели осуществляется посредством решения следующих, логически связанных между собой, исследовательских задач:
-уточнить дефиниционные характеристики экологической культуры, экологического сознания, экологических ценностей;
-рассмотреть специфику экологических ценностей, определить их место и роль в структуре экологической культуры;
-изучить механизм формирования ценностей экологической культуры населения Беларуси, что предполагает на основе результатов конкретно-социологических, социально-психологических исследований проанализировать воздействие психофизиологических и социоприродных факторов на формирование экоценностей личности;
-определить перспективные направления экологического образования и просвещения молодежи с учетом влияния ценностных компонентов экологической культуры;
-разработать и обосновать комплекс практических рекомендаций и предложений по реализации социокультурных вариантов ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС;
-рассмотреть конкретно-методические аспекты единой концепции формирования и развития экологической культуры белорусов в современных условиях.
Объектом исследования является население Республики Беларусь. Предмет исследования - разработка методов и путей
формирования и развития экологических ценностей у населения Беларуси.
Гипотеза. Изначальная гипотеза состояла в том, что процесс воздействия на человека комплекса социоприродных и социально-психологических факторов закономерно способствует последовательному (поэтапному) формированию у него системы экологических ценностей.
Результаты конкретно-социологических исследований позволили уточнить теоретико-методологические положения выдвинутой гипотезы и выявить существующие в обществе тенденции эколого-онтологической сущности трансформационных процессов в системе ценностей и ценностных ориентации населения республики. Это проявляется в доминировании класса экоценностей, охватывающего сферу жизнедеятельности и жизнеобеспечения человека, включая эколого-оздоровительные, эколого-медицинские и др., в то время как эколого-познавательные, эколого-научные и др. все чаще становятся второстепенными в жизни наших соотечественников, что свидетельствует о противоречивости и тенденциозности процесса формирования экоценностей личности в условиях кризисной социально-экономической и экологической обстановки в республике.
Методология и методы проведенного исследования.
Методологической основой диссертационного исследования выступают:
а) диалектический принцип системной детерминации духовных явлений, предполагающий изучение ценностей экологической культуры в контексте общественно-исторической практики;
б) метод рассмотрения экологической культуры, как особой материальной и духовной практики, основывающейся на исторически сложившейся системе ценностей, а также общеметодологических подходах в изучении проблем динамики биоеоциальных процессов в современном социоэкологическом познании.
Диссертационная работа основывается на современных достижениях социальной философии, психологии, социальной экологии и других областей научного знания. Особое значение в разработке поставленной проблемы автор отводит идеям известного советского эколога В. И. Вернадского, чьи труды способствовали формированию общеметодологического подхода в изучении проблем динамики биосоциальных процессов в современном социоэкологическом познании.
Научная новизна и значимость полученных результатов:
1. Осуществлен комплексный теоретико-методологический анализ сложного социокультурного феномена - экологических ценностей современного человека: разработаны критерии, принципы их классификации, специфика, место и роль в структуре экологического сознания и экологической культуры.
2. Систематизированы социально-психологические(внутренние) и социоприродные (внешние) факторы формирования устойчивых ценностей и ориентации населения республики;
3. По результатам конкретно-социологических исследований, проведенных автором, выявлены характерные тенденции развития экоценностей современного человека, рассмотрены основные направления комплексного воздействия внешних и внутренних факторов на сознание людей и особенности функционирования механизма становления и развития экологической культуры.
4. Впервые исследованы пути и средства становления и развития ценностных компонентов экологической культуры у детей и молодежи республики, сформулированы конкретные рекомендации по стимулированию, развитию эколого-познавательной активности учащихся, слушателей разных уровней системы образования Беларуси, на основе использования в учебно-познавательном процессе авторских программ социоэкокультурологического обучения методам выживания в условиях обострения экологической ситуации в конкретном регионе.
5. Разработаны и частично апробированы 2 типа проектов социокультурной реабилитации населения, проживающего на территориях, подвергшихся радионуклидному загрязнению после аварии на ЧАЭС.
6. Показано закономерное влияние уровня социально-экологических ценностных ориентаций населения на стабилизацию общественно-политической и экономической жизни в республике в контексте национальной концепции устойчивого развития Беларуси.
Практическая (экономическая, социальная) значимость полученных результатов.
Материалы диссертационного исследования могут быть использованы для обоснования социальных реформ по совершенствованию и укреплению природоохранных, эколого-познавательных и общекультурологических устоев общественной жизни.
Предложенная в работе методология изучения экологической культуры, позволяет осуществить новый подход в
рассмотрении аксиологической теории экоценностей, оптимизации средств их целенаправленного формирования и совершенствования. Полученные результаты будут полезны ученым, специалистам в области социоэкологической проблематики, в том числе по темам социокультурной реабилитации населения в экстремальных экологических ситуациях.
Выводы и рекомендации диссертационного исследования могут найти применение в междисциплинарных исследованиях социоэкологической тематики, использоваться для развития таких отраслей знания как методология науки, теория познания, социальная экология, радиационная экология и т. д.
Осуществленный соискателем анализ эколого-образовательной работы в Беларуси и рекомендации по ее совершенствованию позволяют осуществить составление комплексной программы дидактико-воспитательных мер защитно-охранного, познавательного, пропагандистского характера, разработать спецкурсы и семинары, по темам: "Социально-культурные аспекты экологических проблем в Беларуси", "Формирование экологических ценностей современного человека".
Выводы и предложения, имеющие место в диссертации, помогут сформулировать новые, более действенные средства и способы социокультурного решения проблем ликвидации последствий Чернобыльской аварии на территории Беларуси.
Контент-анализ содержания ряда центральных республиканских периодических печатных изданий, местных программ телевидения и радиовещания позволил вскрыть недостатки и упущения в деле экопропаганды, предложить конкретные рекомендации по их устранению и, следовательно, повышению действенности средств массовой информации республики в реализации целей формирования основ экологической культуры детей и молодежи.
Основные положения диссертации, выносимые на защиту:
- в условиях обострения экологической обстановки в Беларуси возрастает необходимость изучения механизма функционирования экологических ценностей населения как определяющего фактора формирования основ экологической культуры и духовного возрождения современного человека;
- специфика экологических ценностей как социокультурного феномена обусловливается: во-первых, характером прямого и опосредованного взаимодействия субъекта с объектом природы; во-вторых, функционально-деятельностными характеристиками объектов оценки; в-третьих, синергетико-адаптационными
возможностями человека к выживанию и последующему социальному и психофизиологическому развитию;
- необходимость непрерывной и последовательной передачи экологических знаний, умений, навыков, в том числе преподавания социальной экологии на всех уровнях и ступенях системы образования, переквалификации специалистов в республике, требует активизации предложенных соискателем новационных дидактико-воспитательных средств и методов обучения с учетом психофизиологических и половозрастных особенностей учащихся;
расширение форм внешкольной экспериментально-исследовательской деятельности в области экологии стационарного типа (лесная академия, лесничества, экоцентры и т. д.) способствует более прочному закреплению теоретических знаний, выработке конкретно-действенных навыков, умений практического освоения окружающей среды, что содействует формированию комплексной теоретико-практической системы осмысления человеком экопроцессов;
- эколого-иознавательные ориентации наших соотечественников мотивируются стремлением использовать конкретные экологические знания для сохранения своего здоровья и здоровья близких людей, духовного и физического саморазвития, что подтверждается данными конкретно-социологических исследований, проведенных диссертантом;
- в период реформирования общественных отношений в Беларуси уровень воспитательно-просветительской работы, осуществляемой средствами массовой информации, не соответствует требованиям экологической безопасности в условиях экстремальной социально-экологической ситуации, сложившейся в республике в последнее десятилетие;
- процесс формирования и уровень развития экологической культуры граждан республики определяется прежде всего степенью развития социально-экономических отношений, уровнем культуры белорусского общества, образования, демократизацией основ государства, широким предоставлением каждому человеку прав и возможностей для самосовершенствования.
Личный вклад соискателя.
1. Эмпирическую базу диссертации составило конкретно-социологическое исследование, проведенное автором по теме "Экология Беларуси" (1993-1997гг.).
2. Конкретно-социологическое исследование социально-экологических проблем населения республики, проживающего на зараженных радионуклидами территориях после аварии на ЧАЭС
(1992-1994rr.), проведенное с участием диссертанта сектором проблем социальной экологии Института философии и права HAH Беларуси и др.
3. Автором составлены учебно-методические пособия по темам: "Экология в системе образования и просвещения Беларуси", "Социальная экология".
4. Разработан курс лекций и практических занятий для студентов вузов по темам: "Социально-культурные аспекты экологических проблем в Беларуси" (46 часов), "Экологические ценности современного человека" (30 часов).
Апробация результатов диссертации. Основное содержание диссертационного исследования изложено в 45 публикациях автора общим объемом свыше 80 п.л. Концептуальные положения социально-экологической тематики отражены в разделах монографических работ: "Проблемы прикладной педагогики средней и высшей школы". - Минск: Изд-во БГУ, 1983 г., "Великий Октябрь и социальная структура советского общества: Интеллигенция", - Минск: Наука и техника, 1988 г., "Набат из будущего". - Минск: Беларусь, 1990 г.
По материалам диссертационной работы подготовлены и опубликованы тексты докладов и выступлений на международных, республиканских научных конференциях, симпозиумах, семинарах (более 20).
Положения и выводы исследования апробированы соискателем в трех выступлениях при обсуждениях за "круглым столом", организованных Госкомэкологии Республики Беларусь и редакцией журнала "Родная природа" за период 1986-1994 гг.
Результаты исследования прошли апробацию в качестве учебно-методического пособия для преподавателей, учащихся общеобразовательных, профессионально-технических, высших учебных заведений, а также для просветительской работы и пропаганды философско-экологических знаний среди различных категорий населения республики. Практические рекомендации по совершенствованию экологического образования и просвещения молодежи разработаны в работе "Экология в системе образования и просвещения Белоруссии: проблемы и перспективы". (Методическое пособие). - Минск, 1990 г., 5,3 п.л.
На основе диссертации автором разработан и апробирован в колледже эниологии, Белорусском институте управления, финансов и экономики и других учебных заведениях г. Минска курс лекций по .темам: "Социально-культурные аспекты экологических проблем в Беларуси" (лекции - 30 часов, практические занятия - 16 часов);
"Формирование экологических ценностей современного человека (лекции - 20 часов, практико-консультационные занятия - 10 часов).
Цели, задачи, ход выполнения, результаты работы докладывались на философских (методологических) семинарах научных учреждений Национальной Академии наук Республики Беларусь, на заседаниях Ученого Совета Института философии и права HAH Беларуси.
Опубликованность результатов диссертационного исследования.
Монографии:
Онуприенко С.П. Экология в системе образования п просвещения Белоруссии: проблемы и перспективы. - Минск, 1990.-85 с.
Онуприенко С. П. Как спасти природу Белоруссии? (комплексный подход к экологическим проблемам БССР на современном этапе). - Минск, 1990. - 212с.
Онуприенко С. П. Социально-культурные аспекты экологических проблем в Беларуси. - Минск, 1994.- 196 с.
Разделы в коллективных монографиях, статьи, тезисы - 45 публикаций.
За период 1983-97 гг. по теме диссертации соискателем опубликовано более 170 статей в белорусских и российских газетах.
Структура и объем диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, общей характеристики работы, трех глав, заключения, списка литературы и приложения. Полный объем диссертации составляет страницу Из них U- $Г страниц
занимают приложение и список использованных источников. Основной текст (без иллюстраций, приложений и списка источников) изложен на странице.. Список литературы включает <—
источников.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность темы диссертации, характеризуется степень ее разработанности, выдвигаются цели, определяются методологические основания анализа, указываются положения, свидетельствующие о научной новизне и практической значимости исследования, излагаются выносимые на защиту положения.
В первой главе - "Теоретико-методологические проблемы исследования экологических ценностей личности", состоящей из трех параграфов, рассматривается содержание концепции экологического сознания, которое является важнейшим компонентом культуры общества, анализируются теоретико-методологические направления в их интерпретации, выдвигается и обосновывается авторская точка зрения. При этом позиция, изложенная в диссертации не претендует на абсолютность и категоричность, а представляет один из научно обоснованных подходов к изучению проблем.
В первом параграфе - "Экология в структуре аксиологической теории" дается философская интерпретация содержания социоэкологической проблематики в системе аксиологии.
По мнению соискателя, в аксиологии эколого-ценностные аспекты занимают определяющее место, характеризуя систему воззрений, охватывающих практически все сферы жизнедеятельности современного человека, включая область жизнеобеспечения (сохранение здоровья), деторождения, профессионально-квалифицированной деятельности, отдыха и т. д. Уровень осмысления экоценностной проблематики фактически предопределяет перспективы развития многообразных социополитико-экономических отношений в обществе, в системе социально- политических ценностей, критерии стратегии выживания в условиях экологического кризиса.
Исходя из этого, в диссертации уделено особое внимание рассмотрению сущности современных экологических проблем, проанализированы причины их появления и последующие варианты конструктивного решения. В частности, необходимо учитывать все возрастающее антропогенное влияние на структуры биосферы, не позволяющее в полной мере реализовать возможности механизма восстановительно-регенерационных форм природных биосистем. Экологические проблемы в значительной степени обусловлены спецификой классовых, межнациональных, внутрирегиональных,
религиозных и др. противоречий современного мира, характерных цля государств Восточной Европы, в том числе Беларуси, иступивших в последнее десятилетие в период рыночных реформ.
В решении этих проблем целесообразно применение конструктивных эколого - воспитательно - просветительских методов работы с людьми, что позволяет, во-первых, реально содействовать изучению и охране природы родного края (экомониторинг), во-вторых, оказывает действенную помощь детям, молодежи в формировании научного представления о месте и предназначении человека в биосоциальной среде (эколого-ценностные ориентации).
Во втором параграфе главы - "Сознание в контексте эколого-культурологического анализа" - дано теоретическое обоснование социального феномена экологического сознания как важнейшего компонента экокультуры общества.
Рассмотрение культуры в качестве продукта взаимоотношений общества и природы, как "природообщественного образования" (Э. С. Маркарян) прежде всего, позволяет определить место экологии в контексте культурологического знания, способствует разработке методологической концепции взаимодействия культуры и экологии или экологической культуры. Вместе с тем соискатель не ставит целью осуществить искусственное вычленение экологической проблематики из общей теории культуры, а скорее в уточнении направленности социальных исследований на определение сферы жизнедеятельности человека, в том числе эколого-природоведческой.
Экологическая культура общества, по мнению соискателя, может быть определена, во-первых, как результат его достижений в сферах природопознавательной, природоохранной, природо-восстановительной деятельности; во-вторых, как совокупность позитивных идей, концепций, теорий, способствующих коэволюции человека и биосферы; в-третьих, как процесс разработки механизмов адаптации личности к условиям окружающей среды.
На наш взгляд, представленное определение наиболее приемлемо с научных позиций, так как отражает не столько статические тенденции культурологического характера, а процесс развития экосознания общества.
В связи с этим диссертант приводит высказывание известного российского философа Э.В.Гирусова, который характеризует экологическое сознание "...как совокупность взглядов, теорий и эмоций, отражающих проблемы соотношения общества и природной среды в плане оптимального их решения применительно к конкретным социальным и природным
возможностям"1.
На основе ознакомления с научными исследованиями по этой проблематике, диссертант приходит к выводу о необходимости перестройки сознания человека, основанной на принципах опережающего отражения и прогнозирования.
Данные конкретно-социологических исследований свидетельствуют о том, что уровень развитого экологического сознания респондентов предполагает активные действенные формы поведения и несовместим с формализмом, равнодушием, косностью, так как речь идет о сохранении нормальных условий жизнедеятельности для человека и коэволюционного равновесия в биосоциальной среде. Однако для того, чтобы экознания, поведение стали главными целями в жизни каждого, они должны перерасти в личные убеждения, утвердиться в качестве принципов и установок, которые и свою очередь исходят из основных экоценностей общества и
1ИЧН0СТИ.
В третьем параграфе главы - "Сущность экологических ценностей: специфика, критерии, классификация, функции" - дается характеристика экоценностей как совокупности устойчивых, прочных воззрений, отражающих систему многообразия отношений личности (субъекта социоэкологического действия) к проблемам познания, контроля и охраны окружающей среды (к объекту природы).
В диссертации дана типология экоценностей, в которой совокупность воззрений субъекта на реальное явление действительности определяется как материальные экологические ценности. В свою очередь духовные - совокупность идей, теорий, положений п размышлений по поводу значимости для субъекта определенного экообъекта и экоситуации. Сформулировано положение о так называемых дентельностных экоценностях, которые формируются в процессе трудовой деятельности, направленной на решение социоэкологических проблем. В этих ценностях сосредоточены физические, интеллектуальные, волевые и т. д. усилия человека.
В работе проанализированы основные функции экоиепностей - ориентационная, координационная, коммуникативная, воспитательная, формирования понятий экосферы, субординации особенностей экосферы, определения специфики экологических категорий (экокультура, экосознание, экоценность, экознанне, экоорнентация и др.).
1 Гпрусов Э.В. Ог экологического знания к экологическому сознанию //Взаимодействие общества и природы/ Под ред. Е.Т.Фаддесва. - М.: Наука, 1986.-С. 150.
По результатам теоретико-методологического исследования экологических проблем в Беларуси, осуществленного в материалах I-й главы диссертационной работы, необходимо выделить следующие основные положения:
- изучение содержания экологической культуры позволяет определить специфические свойства, особенности функционирования в ней экоценностей, а также рассмотреть динамику их взаимодействия с основными ее компонентами - экологическими знаниями, экологической ситуацией, экологическим Сознанием, экологическим поведением, что облегчает процесс разработки экологических ценностей с последующим их применением в практике социоэкологических отношений (познавательный аспект);
анализ экологической культуры позволяет дать объективную оценку уровня развития культуры в целом и ее различных областей, выявить упущения и недостатки в функционировании ее компонентов, в том числе экоценностей (оценочный аспект);
- исследование экологических ценностей в структуре аксиологической теории способствует определению оптимальных научных подходов в процессе их формирования, развития, совершенствования в соответствии с требованиями современного общества (организационно-функциональный аспект).
Вторая глава работы - "Динамика становления и развития экологических ценностей личности в Беларуси" содержит три параграфа, посвящена одной из самых дискутируемых и принципиально важных проблем в понимании сущности экологических ценностей - рассмотрению механизма их формирования.
В первом параграфе - "Роль социально-психологических факторов в процессе выработки ценностных экоориентаций" осуществляются новационные подходы к исследованию основных побудительных сил человека в становлении системы природопознавательных установок. В значительной степени содержание и характер направленности экоценностей современного человека зависит от субъективных (внутренних) социально-психологических факторов, обусловленных не только социальной обстановкой, но и его психолого-физиологическими задатками. Это означает, что личность в процессе жизнедеятельности, помимо коллективного, учитывает и собственный опыт, который не всегда совпадает с объективной оценкой и сложившимися общественными устоями. Об этом, например, свидетельствуют результаты
конкретно-социологического исследования по теме "Экология Беларуси": 56% опрошенных негативно относятся к мерам, осуществляемым белорусским правительством в области экологии, считая их малоэффективными и демагогическими; 24% - лишь частично поддерживают положения государственной политики в сфере экологии...
В диссертации предпринята попытка анализа экологических ориентации респондентов через использование методики конкретно-социологических и психологических исследований, что позволяет осуществить системный подход в изучении свойств человеческой природы: семепно-психологическин; тип характера; интуиция; эмоциональное состояние, чувства, переживания; состояние здоровья человека; социально-психологический тренинг; собственный жизненный опыт; комплексность воздействия субъективных факторов.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
Во-первых, процесс активизации субъективных факторов приходится на период формирования психофизиологической структуры организма вплоть до 14-15-летнего возраста, что, по мнению психолога Н.Ф.Талызиной, определяет ориентации человека на целенаправленное, системное познание окружающей среды, выработку основ ценностных ориентаций в этой сфере1.
Именно в этот возрастной период происходит становление качеств целостности личности, формируются ее потребности, установки, что и является фундаментом для целенаправленного возникновения ценностей, охватывающих практически все сферы жизнедеятельности современного человека, включая представления о месте и предназначении в биоэколого-природоведческой среде, природоохранной, прнродовосстановительной деятельности.
Во-вторых, субъективные (внутренние) факторы, составляют первоначальное звено в цепи жизненного процесса формирования биосоциальных установок, где внешние условия как бы накладываются на внутренние характеристики человека.
Поэтому важно, чтобы становление субъективных факторов происходило в соответствии с законами развития природы, что позволяет сохранить первоначальные природные свойства личности и, естественно, гармонию единства человека и биосферы.
В-третьих, субъективные (внутренние) характеристики личности более устойчивые, чем быстроменяющиеся внешние. Это определяется, по мнению А.А.Ухтомского, генетическими свойствами, закодированными в человеческих клетках, что
1 Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся.-М„ 1983.-96 с.
позволяет воспринимать окружающую среду через своеобразный фильтр наследственности. Суть в том, что субъект анализирует экопроблемы первоначально через совокупность собственных субъективных характеристик, лишь затем пропуская воспринимаемую информацию через устоявшиеся стереотипы общественных взглядов, норм, принципов в этой сфере жизнедеятельности.1 Отмеченное свойство необходимо использовать в процессе образования и воспитания подрастающего поколения, чтобы учитывать в должной мере субъективные (внутренние) качества, сближающие человека с природной "колыбелью" и позволяющие рассматривать экологию Беларуси с позиций духовной индивидуальности личности.
Во втором параграфе главы - "Воздействие социоприродных объективаций на сознание личности" - осуществляется анализ исследования специфики воздействия внешней среды на мировоззрение человека. По этой причине возникает настоятельная необходимость специального рассмотрения социоприродных факторов, которые венгерский исследователь И. Витаньи именует объективациями.2 В это понятие входят не только ресурсы, явления, сооружения, технологии и т.д. экологического назначения, но и принципы, идеи, идеалы общественные отношения, само общество, его строй и т. д.
В диссертации приводится следующая совокупность внешних факторов: социоприродная среда - производительные силы, общественные отношения, институты, общественное сознание, культура общества; социально-бытовая среда, которую можно трактовать как часть социальной среды, связанной с жизнедеятельностью человека вне производства, общественно-политической сферы, специально организованного обучения и определяемой личными потребительскими запросами, ориентацнями, родственными, соседскими, товарищескими отношениями; религия; социально-экологические традиции; научно-технический прогресс и др.
Научный анализ характера воздействия на человека совокупности социоприродных факторов позволяет дать аргументированные ответы, способствующие разрешению проблем соблюдения эколого-гуманистических норм в экодеятельности, основанных на принципах коэволюции и толерантности.
Специфика и характер перечисленных выше факторов и принципов взаимоотношения человека и природы существенно зависит от социально-экономической структуры общества,
1 Ухтомский A.A. Собр.соч. - Л., 1951. Т.2. -С. 100-132.
2 Витаньи И. Общество, культура, социология. М.,1984,- С. 79.
сложившихся в данной исторической ситуации разнообразных общественных отношений.
В третьем параграфе главы - "Исследование механизма формирования экологических ценностей населения Беларуси" - речь идет о специфике взаимодействия явлений экологического сознания, характере функционирования совокупности объективных и субъективных факторов.
Сложившаяся экологическая ситуация заставляет принципиально по-новому взглянуть на содержание внешних и внутренних факторов, влияющих на становление экоценностей, находя в их динамике черты гармонии, целостности и т. д. Необходимо учитывать, что именно человек является тем посредником, точнее аккумулятором и трансформатором информации, получаемой извне и изнутри, которую он способен превратить в действия, поступки по отношению к природной и социальной среде. В данном случае своеобразным центром управления является совокупность сформированной (в какой-то степени) системы воззрений на окружающие его объекты и явления.
Этот процесс имеет ряд особенностей:
Во-первых, по мнению современных психологов (Е. А.Климов, П. Я.Гальперин, 3. А.Решетова, Н.Ф.Талызина), мозг человека получает до 75-80% сигналов-раздражителей из внешнего окружения, что и определяет их количественный приоритет по сравнению с сигналами внутреннего характера, составляющими соответственно 20-25% от общего информационного объема импульсов, возбуждающих область коры, подкорковых образований и спинного мозга. Здесь имеет место количественный аспект пспхоинформационных функций сознания.
Во-вторых, весьма уникальна роль внутренних факторов, являющихся активными поставщиками информации "изнутри" и непосредственно осуществляющих функции приема, отбора л закрепления данных, причем как из внутренних, так и из внешних источников (качественный аспект).
В-третьих, воспринятые данные еще не являются информационной системой, способной оказать целенаправленное воздействие на формирование у человека нравственно-этических норм, особенностей поведения, осмысленности действий и поступков. Дело в том, что в сознании индивида происходит сложнейший синтез, точнее совмещение информационных потоков, что приводит к их ранжированию (время хранения и т. д.). Подобная синтезирующая деятельность олицетворяет процесс создания (формирования, вырабатывания) устойчивых взглядов, проникнутых верой и убежденностью в правильность, достоверность,
законообусловденность ориентации человека в социоприродной среде.
Таков первый этап нашего исследования, заключающий в себе анализ результатов психолого-физиологического изучения процесса формирования экоценностей, на основании которого можно сделать вывод о том, что система прочных природоведческих воззрений строится прежде всего на более устойчивых стереотипах субъективных (внутренних) психофизиологических черт, регулярно "подпитываясь" информацией от внешних источников.
На втором этапе дается философско-социологический анализ этого процесса с использованием данных конкретно-социологических исследований, что позволяет выявить парадигмы сознания, то есть модели, фиксирующие особенности понимания респондентами проблемных социально-экологических ситуаций.
По результатом диссертационной работы следует выделить следующее:
1. Экологические парадигмы являются основными проявителями степени сформированное™ и развитости системы экоценностей и ориентаций современного человека, так как через научный анализ совокупности эковоззрений репрезентативного контингента опрошенных можно правомерно дать оценку уровня экоценностей населения региона на данном этапе общественного развития: - исследование экопараднгмы позволяет понять механизм классификации экологических ценностей людей, прежде всего исходя из характера их жизнедеятельности.
2. По результатам конкретно-социологических исследований можно сделать вывод о том, что эколого-воспитательная парадигма не стала определяющей на современном этапе экологической ситуации и соответствующего ей уровня природоведческой и природоохранной политики в Республике Беларусь.
3. Изучение соотношения динамики, классификации экопарадпгм привело нас к выводу о необходимости существования единой для всех - так называемой парадигмы экологического выживания. Здесь имеется в виду совокупность эковоззрений людей, особенности понимания ими разнообразных проблем социально-экологического характера.
4. Через анализ парадигм отчетливо просматривается механизм воздействия внешних и внутренних факторов на сознание человека, формирующий информационные импульсы (данные) в систему ассоциативных связей при концентрации внимания субъекта познания на конкретные экообъекты. В этом, по существу, заключается великое таинство природы - трансформация внутреннего и внешнего мира человека в систему устойчивых
воззрений, составляющих основу его экологических ценностей.
5. Изучение парадигм позволяет непосредственно перейти к исследованию классификации одноименных ценностей.
6. Результаты исследований привели к вычленению и изучению экологической ценности выживания, как совокупности устойчивых материальных и духовных ценностей, определяющих отношение человека к окружающей его социоприродной среде, к себе самому на основе познания процессов взаимоотношения внешнего и внутреннего мира.
Третья глава диссертации - "Пути н средства формирования экологических ценностей в Беларуси", - состоящая из четырех параграфов, посвящена анализу теоретико-прикладных исследований проблем становления экологической культуры детей и молодежи через разнообразные формы учебно-воспитательной работы в системе образования и просвещения Республики Беларусь.
В первом параграфе - "Экологическое просвещение в общеобразовательных школах республики" - рассматриваются различные подходы к изучению данного процесса в системе общего образования Беларуси.
Одним из важнейших направлений в деле просвещения молодежи бесспорно является изучение основ охраны окружающей среды.
Однако сегодня в стране отсутствует единая общеобразовательная система практических экомероприятих для учеников школ с учетом возрастных, психофизиологических и т. д. характеристик. Нередки случаи замены экопредметов иными дисциплинами учебной программы.
Кроме этого, в настоящее время в Беларуси отсутствуют учебники и учебно-методологические пособия по проблемам экопедагогической сферы, а также социальной экологии, которые могли быть выбраны на конкурсной основе и рекомендованы к изданию с учетом пожеланий педагогов, родителей и учащихся школ. Вместе с тем, в республике планируется осуществить ряд конструктивных мер в области экологического образования. Прежде всего, к концу 90-х годов планируется осуществить углубленное изучение основ экологии в ряде школ Первомайского и Московского районов г. Минска.
В последние годы в Беларуси имеют место формы экологического просвещения в общеобразовательных заведениях, основанные на принципе соединения, синтеза разнообразных теоретических и практических средств, методов и т. д. в учебно-
воспитательной работе. Такой комплексный подход осуществляется, например, в средней школе № 34 г. Минска (преподаватель биологии В.М.Рабушко), где много лет функционирует своеобразный центр "экологического воспитания школьников". Здесь наряду с учебно-методическими мероприятиями (выступления с лекциями, сообщениями старшеклассников перед младшими школьниками, написание рефератов, аналитических записок по экопроблематике и др.) имеют место и иные экокультурные меры -конкурсы на лучший букет, экоплакат, изготовление скворечников и кормушек для птиц, помощь подшефным хозяйствам и т. д. Вопросы экологического просвещения, решаемые через кружки любителей природы, факультативные занятия и непосредственно при изучении учебных дисциплин представляют собой важнейшие факторы формирования экокультуры подрастающего поколения. Подобные мероприятия проводятся не только в системе среднего и среднеспециального образования. Следует выделить формы экологического просвещения молодежи, где основная роль отводится внешкольным организациям, осуществляющим перспективные фундаментальные и прикладные эколого-культорологические разработки, иные практические направления в области эколо-педагогической деятельности.
Диссертант выделил следующее:
- станции юных натуралистов. В Беларуси их около сорока, причем 6 наиболее крупных в столице и Минской области, здесь же расположены республиканский экоцентр учащихся, где координируется теоретическая и учебно-практическая работа десятков кружков, секций, лабораторий и т. д. прикладного экообучения.
В функции станций и центра входит получение и обсчет данных по экологической обстановке в конкретных регионах, районах больших городов, заповедниках, заказниках и др.
Педагоги РЭЦУ разработали и издали методическое пособие "Примерная программа для внешкольных учреждений по экологическому образованию и воспитанию", являющееся первой в республике программой экообразования подобного типа;
- школьные лесничества, наиболее полно сочетающие учебно-воспитательные и научно-практические формы экопросвеще-ния детей. Здесь уделяется большое внимание исследовательской работе по программе лесничества, а также сотрудничеству с научными организациями природоохранного профиля (НИИ лесного хозяйства Беларуси, кафедра зоологии Белгосуниверситета, академические институты зоологии и экспериментальной ботаники и
др.);
- белорусская малая лесная заочная академия, где на протяжении трех лет старшеклассники получают теоретические знания в области рационального использования, восстановления и охраны лесного растительного, животного мира республики, приобретают навыки работы с научными документами, данными, составляют рефераты и научные доклады по проблемам экологии, биологии, генетики. Ряд исследований, проводимых в заочной академии, включен в соответствующие проекты международной научной программы "Человек и биосфера", осуществляемой под эгидой ЮНЕСКО: индустриальная экология, изучающая особенности существования природных объектов в условиях современной урбанизации; разработка систем газоустойчивых зеленых насаждений, способных очищать атмосферу от токсических выбросов и т. д.;
- школы юных экологов. При отделении биологических наук НАН Беларуси функционирует школа юного биолога (руководит И.Б.Моссе). При Белорусской геологопоисковой экспедиции активно действует школа юного геолога (руководит В.В.Чашков). Такие же школы имеют место в Белгосуниверситете, других вузах республики. Таким образом, эффективность совместной работы ученых и детей весьма многогранна, причем одна из главных функций всех форм внешкольной экодеятельности заключается в расширении масштабов и дальнейшем совершенствовании новых методов экологического просвещения подрастающего поколения, включающих наряду с экотеорией, трудовое воспитание, профориентацию, активизацию деятельности семьи и т. д.
Во втором параграфе главы - "Проблемы экологического образования в системе средних специальных и высших учебных заведений Беларуси" - исследуется специфика экообразовательной работы со студенческой молодежью. Уровень преподавания, пропаганда экологических знаний имеет первостепенное значение для подготовки будущих руководителей производств, специалистов, определяющих современный облик сельского хозяйства, промышленности, науки. На наш взгляд, следует выделить новационные подходы в экообразовательной работе в вузах Беларуси.
Прежде всего - деловая экологическая игра, представляющая собой модель создаваемой микроэкологической системы в масштабе большого города, отдельного его региона, предприятия и т. д., где каждый студент выполняет условно отведенную ему роль организатора, проектировщика, архитектора и т. п. специалиста эколого-технического профиля.
В этом отношении велика роль экоаспектов, нашедших
отражение в проектах, разработках при выполнении курсовых и дипломных работ. По результатам научно-исследовательской работы вузов республики за 1997 год примерно в 60% студенческих работ подобного рода проблемы экологии нашли достойное место.
Одной из форм экологического просвещения являются общества охраны природы, функционирующие практически во всех вузах республики. Однако в последние годы их эффективность заметно снизилась из-за отсутствия финансирования экомероприятий, проводимых обществами, в том числе нежеланием коммерческих структур вкладывать средства в реализацию экопроектов. Таким образом, необходимо серьезно реформировать систему экологического образования и просвещения в Беларуси. На наш взгляд, целесообразно в этом важном деле рекомендовать следующее:
1. Пора отказаться от абсолютизации узкопросветительского подхода к экологии. Надо, чтобы каждый студент и школьник не только получил минимум необходимых знаний в этой области, но и практически усваивал их в различных формах экодеятельности, формируя таким образом систему устойчивых эковзглядов, на основе комплексного осмысления каждым больших и малых начинаний в экологии.
2. Специфика экологического образования в современных условиях заключается в необходимости планирования учебно-воспитательной работы на основе принципа "опережающего отражения", что означает прогнозирование, оценивание человеком последствий в деятельности по преобразованию природы.
3. Экологическое образование способствует реализации формирования прочных эколого-ценностных ориентации учащихся, благодаря учету эмоционального фактора в процессе передачи природоведческой информации. Этому служат наглядные пособия, действующие макеты, схемы, но более неизгладимое впечатление оставляют посещения экообъектов, например, очистных сооружений, лесозаказных зон и т. д., обостряющих чувственное восприятие окружающего мира.
4. Экологическое просвещение становится схематичным, недоходчивым без воспитания эстетического отношения к природе. В процессе обучения любой материал, связанный с окружающей средой, должна пронизывать эстетическая окраска, способствующая формированию образного, живого восприятия молодым человеком окружающей природы, порождая гуманные чувства к ней.
5. Экологические знания и в целом экологическая культура неразрывны с активной жизненной позицией молодежи. Они не только формируют ее взгляды, но и помогают смелее, откровеннее
участвовать в обсуждении вопросов социально-экономического развития республики, где наиболее актуальны экологические проблемы.
В третьем параграфе - "Чернобыльская катастрофа: социокультурологические варианты ликвидации ее последствия" -осуществляется изучение воздействия радиационного заражения на социально-экономический уклад жизни населения на территории Беларуси.
Центры экологического оздоровления, образования, воспитания передвижного механизированного типа. На территории, где плотность загрязнения радионуклидами составляет, например, по цезию-137 от 5 до 15, от 15 до 40 и свыше 40 Ки/кв.км., а также по стронцию - 90 от 2 до 3, от 3 до 5 и свыше 5 Ки/кв.км. нецелесообразно создавать стационарные центры и пункты социопсихореабилитации. На наш взгляд, здесь приемлемы передвижные экоцентры на базе 2-3 автофургонов или специализированных автобусов. Это объясняется рядом причин.
Во-первых, на механизированной основе можно оперативно, обследовать значительные по масштабам территории с разной степенью загрязнения радионуклидами, одновременно осуществляя диагностический контроль состояния здоровья проживающего населения.
Во-вторых, механизированная колонна может приехать в любой населенный пункт, охватывая практически всех проживающих, что способствует более точному анализу медико-биологической обстановки в конкретном регионе.
В-третьих, передвижные центры позволяют оперативно менять составы своих специалистов, педагогов, осуществляя их взаимозаменяемость (бригадный метод).
В-четвертых, передвижные механизированные экоцентры (ПМЭЦ) помогают быстро передавать людям (детям, молодежи) из районных центров, деревень, хуторов важную и своевременную информацию, провести дезактивацию, экспресс-обучение по технике безопасности при работе с радиосодержащими материалами, проанализировать социоэкологическую обстановку на местах и дать соответствующие рекомендации по стабилизации психологического климата в семьях, трудовых коллективах, населенных пунктах.
В-пятых, ПМЭЦ осуществляет социально-экопросвети-тельские мероприятия: выступления с лекциями и сообщениями перед населением, краткосрочные курсы по сельхозтематике, народной медицине, проблемам семьи, образованию, воспитанию, социологические опросы и психологические тренинги, составляют карту учета и состояния памятников старины, собирают предметы
народных традиций, обрядов, культов, фиксируют информацию фольклорно-этнографического характера и т.д.
В-шестых, ПМЭЦ - это своеобразный психологический и нравственный "мост" между теми кто проживает в относительно экологически чистых районах страны и теми, кто живет на зараженной территории. Люди должны чувствовать поддержку, знать что о них беспокоятся, думают как оперативнее и эффективнее решить их проблемы, ликвидировать последствия аварии в целом.
Таким образом, стационарные и передвижные центры представляют собой принципиально новый подход в процессе ликвидации постчернобыльского синдрома, знаменуя перспективу создания общеевропейского центра, координирующего три главных направления: - биомедицинское (лечение, профилактика населения, проживающего на загрязненных радионуклидами территориях и тех, кто проживает в 30-ти километровом радиусе действующих атомных объектов любого назначения); научно-экспериментальное (многогранные задачи экологического мониторинга); социально-эколого-культурологическое (разъяснительная и образовательно-просветительская деятельность, включающая проведение психосоциологических обследований и разработку методик формирования экоценностей личности).
В четвертом параграфе - "Средства массовой информации и иные формы просвещения в развитии экологической культуры населения Республики Беларусь" - рассматривается специфика информационного воздействия периодической печати, радио, телевидения на становление экологических ориентаций современных белорусов.
По данным статистики взрослый человек получает до 70% всех знаний о мире вокруг себя через средства массовой информации. В этой связи программа телепередач "Общественного Российского телевидения" и российского телеканала (РТР) по проблемам природы и экологии значительно более популярны у наших соотечественников, что обусловлено отсутствием серьезной научно-природоведческой документалистики на белорусском телевидении.
На белорусском радимовещании в настоящее время преобладает описательный подход в освещении проблем окружающей среды республики. Мало передач для детей, пенсионеров, специалистов в области экологии, нет единой системы программ по эковоспитанию и образованию, фрагментарно подаются материалы постчернобыльской проблематики.
Контент-анализ публикаций в периодических изданиях свидетельствует о том, что многие республиканские молодежные
издания - "Чырвоная змена", "Знамя юности" и др. сумели выработать систему еженедельного освещения эковолросов в рубриках - "Папараць-кветка", "Пытанш экалогй" и др.
В пропаганде экологической культуры особое место отводится обществу "Веды" Беларуси, переживающему в последние годы серьезные финансовые, кадровые, организационные трудности. Тем не менее, за два предыдущих года по линии общества было прочитано более 15-ти тысяч лекций по социально-экологической проблематике, проведены 4 республиканские научно-практические конференции, а также экологические чтения и экспресс-университеты. Однако в материалах средств массовой информации Беларуси просматриваются следующие негативные тенденции: во-первых, нет единой концепции в понимании проблем белорусского региона, включая социозкологические аспекты; во-вторых, преобладает информация не поисково-исследовательского, а в большей мере описательного, поверхностного, фрагментарного изложения характера социоэкологических явлений; в-третьих, в настоящее время из-за отсутствия должного уровня философско-психолого-экологической подготовки у работников радиоэфира республики нет возможности научного осмысления и действенной пропаганды основ развития экологической культуры, что существенно препятствует формированию единой системы становления и совершенствования экоценностей населения Беларуси.
На наш взгляд, наиболее эффективным средством в этой деятельности является создание в республике института проблем человека и окружающей среды, в функции которого входит научное изучение экопроблем современности, выработка единой концепции адаптации и выживания человека, разработка рекомендаций в области социоэкологической государственной политики, организация собственного научно-популярного периодического тздания, составление методических пособий в области учебно-поспитательной работы по вопросам становления основ •кологической культуры и экологических ценностей населения Беларуси.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По результатам проведенного диссертантом филосовско-методологического анализа проблем формирования экологических ценностей у населения Беларуси, получены следующие выводы:
1. При разработке стратегической концепции выживания современного человека в условиях экологического кризиса, наряду с учетом биолого-медико-технологических способов его адаптации, необходимо уделить особое внимание поиску эффективных средств духовного развития, подъему уровня экологической культуры населения. На наш взгляд здесь необходимо отметить, что в процессе формирования основ экологической культуры субъекта происходит изменение ценностного содержания сознания человека, становление новой иерархии ценностей, в которой доминирующее положение определяют не экономические выгоды, а социально-экологические и гуманистические ценностные ориентации. [1,2,3,5,18,31,38,44}
2. Осуществленное в диссертации комплексное теоретико-методологическое исследование проблем формирования экологических ценностей современного человека через анализ а)аксиологической (вертикальной) и б) социокультурной (горизонтальной) характеристик этого феномена позволяет утверждать следующее:
экологические ценности занимают доминирующее положение в структуре аксиологической теории, пронизывая и наполняя социоприродоведческим содержанием все без исключения уровни ценностной иерархии. Они определяют стратегическую мировоззренческую установку человека на выживаемость в соответствии с индивидуальными психофизиологическими возможностями организма и физико-биологическими параметрами состояния окружающей среды (аксиологическая характеристика эколого-ценностного феномена). [1,2,3,5,11,19,45]
- тенденции и перспективы всей многофункциональной системы экологической культуры в деятельности по стимулированию духовно-познавательных ориентации населения в области социоэкологической проблематики и активизации мер по пресечению неконтролируюмых стихийных процессов становления у граждан "потребительской" психологии, игнорирования ими экологических проблем общества (культурологическая характеристика эколого-ценностного феномена).
[2,3,5,7,10,16,27,39,45]
3. Формирование экоценностей человека обусловлено спецификой воздействия на него социально-психологических факторов (внутренних) и социоприродных (внешних), детерминирующих механизм осуществления этого процесса. Изучение экологических парадигм, в которых фиксируются особенности понимания людьми проблемных социально-экологических ситуаций, является одним из оптимальных способов исследования механизма воздействия внешних и внутренних факторов на сознание человека. [2,3,44]
4. Характер предложенной соискателем типологии методов целенаправленного воздействия на формирование и развитие экологических ценностей детей и молодежи в системе образования и просвещения республики свидетельствует о необходимости осуществления следующих мер:
а) поэтапная передача учащимся экоприродоведческой информации с учетом возрастных, психофизиологических особенностей ее усвоения (в пределах программ учебно-методических разработок); [1,3,5,6,12,21,26,31,33,40]
б) участие школьной молодежи в научно-исследовательском творчестве (в центрах непрерывного экологического образования), через проведение самостоятельных экспериментов, опытов, наблюдений с целью становления и развития у нее системы устойчивых социо-экологических взглядов; [1,2,3,9,11,12,15,26,35]
в) включение студентов техникумов, училищ, вузов республики в научно-исследовательской работе по проблемам экомониторинга белорусского территориально-экологического региона в русле международной программы ЮНЕСКО - "Человек и биосфера". [1,2,3,6,8,12]
5. Стационарные (СЭЦ) и механизированные (МЭЦ) центры психореабилитации населения - оптимальный тип социально-культурологических вариантов ликвидации последствий чернобыльской и иных экологических катастроф, позволяющих решать триединую задачу:
- экологический мониторинг в условиях повышенной радиационной опасности;
- диагностика заболеваний и методы оздоровительно-профилактической работы с людьми;
- методика экспресс-образования и воспитания среди населения проживающего в зонах радионуклидного загрязнения.
Диссертант принял непосредственное участие в разработке социально-экологической программы психореабилитационного
центра в поселке Аксаковщина Минской области, а также в создании двух аналогичных центров в поселке Стрешин Гомельской области, деревне Першаи Минской области. [3,39,40,41,43,44]
6. Для преодоления угрозы экологического кризиса в Беларуси необходимо последовательно осуществлять не только перестройку обыденного массового сознания и природопонимания, но и основательную экологизацию науки и мировоззрения на уровне общегосударственной идеологии. [1,3,28,35,40]
На наш взгляд, для активизации эколого-культороло-гических факторов становления системы экологических ценностных ориентации населения, целесообразно разработать программу устойчивого и эколого-безопасного развития современного человека, а также создать координационный центр эколого-социореабилитационной работы по реализации положений данной программы в соответствии с рекомендациями международной комиссии ООН по проблемам окружающей среды.
СПИСОК ОПУБЛИКОВАННЫХ АВТОРОМ РАБОТ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ
Монографии
1. Онуприенко С. П. Экология в системе образования и просвещения Белоруссии: проблемы и перспективы. — Минск: Пед.общ.БССР, 1990, —85 с.
2. Онуприенко С. П. Как спасти природу Белоруссии? (комплексный подход к экологическим проблемам БССР на современном этапе). —Минск: БелНИИ НТИ, 1990. — 212 с.
3. Онуприенко С. П. Социально-культурные аспекты экологических проблем в Беларуси.— Минск: АНК "ИТМО им.А.В.Лыкова" АН Беларуси, 1994. — 196 с.
Разделы в коллективных монографиях, статьи, тезисы
4. Онуприенко С.П. Самообразование и развитие личности учащегося // Проблемы прикладной педагогики средней и высшей школы. — Минск: Издательство БГУ им. В. И. Ленина, 1983.— С.26-30.
5. Анупрыенка С. П. Адукацыя як грамадская патрэбнасць. //Весщ Акадэмн навук БССР, сер. Грамадск. Навук. 1983.— № 1.— С.25-31.
6. Анупрыенка С.П. Роля адукацьй у фармфаванш патрэбнасщ 1 здольнасщ асобы да самаадукацьй //Народная асвета, 1983. — №6.— С.73-75.
7. Онуприенко С.П. Образование для всех и право учиться за деньги //Политинформатор и агитатор, 1983. — № 20. — С. 25-26.
8. Онуприенко С.П. Ну зачем мне история? //Рабочая смена, 1983.—№ 12.—С. 11.
9. Анупрыенка С. П. Жыццяздольнасць савецкай астэмы адукацьй 1 беспадстаунасць буржуазнай мерытакратьп // Народная асвета, 1984. — №9,— С. 8-11.
10. Анупрыенка С.П. Сацыяльная эфектыунасць функцый савецкай адукацьй // Народная асвета, 1985. — №6.— С. 72-75.
11. Онуприенко С. П. Образование и динамика развития потребностей советского человека //Структура и механизмы формирования материальных и духовных потребностей общества и личности в условиях развитого социализма. Тез. докл. научн.практ.конф. (Жодино, 9-10 января, 1985).— Минск: Изд-во БРИНГ, 1985. —С. 104-105.
12. Онуприенко С.П. На крыльях знаний // Народное хозяйство Белоруссии, 1985. — №2.— С. 36-37.
13. Онуприенко С.П. "Школьный день" рабочей молодежи //Политинформатор и агитатор, 1986.— №20.— С. 10-11
14. Анупрыенка С. П. За чыстае неба над планетай //Родная прырода, 1986,—№6.—С. 4-5.
15. Анупрыенка С. П. Компас у цудоунае //Родная прырода, 1987.—№5,—С. 22.
16. Анупрыенка С.П. "Усеагульная адукаванасць буржуазнага грамадства//Народная асвета, 1987.— №7.— С. 75-77.
17. Анупрыенка С.П. Кал1 канчаецца маленства... //Бярозка, 1987. —№1.— С. 25-28.
18. Онуприенко С.П. Роль учителя в осуществлении школьной реформы //Великий Октябрь и социальная структура советского общества: Интеллигенция. — Минск: Наука и техника, 1988 .— С.156-166.
19. Онуприенко С.П. Экология и воспитание молодежи // Партийное руководство идеологической работы. Вып. 2. — Минск,1988,—С. 63-68.
20. Онуприенко С.П. Театр и молодежь //Политический собеседник, 1989.— №2,— С. 28.
21. Онуприенко С.П. Изжила себя " Вечерка"? //Перестройка: твоя позиция, 1989.—№12.— С.З.
22. Анупрыенка С.П. А на дапаможнш забьиися //Родная прырода, 1989. —№2. —С.28.
23. Анупрыенка С.П. Паглядз1м, хто прыйшоу //Беларусь, 1989,— №4. —С.21 -23.
24. Анупрыенка С.П. Самаюраванне щ... самаабмежаванне? //Бярозка, 1989.—№2,—С. 10-11.
25. Анупрыенка С. П. Берагчы - што маем //Полымя, 1990.— №6,— С.254-256.
26. Анупрыенка С.П. Чаму спецыялют непаунацэнны?//Родная прырода, 1990. —№5,— С. 29.
27. Анупрыенка С.П. "Не дай Божа сэрцам зшкнуць 1 душой апасщ..." //Беларусь, 1990. —№8.— С.22-23.
28. Онуприенко С.П. Школа для взрослых //Человек и экономика,1990. —№11.— С. 42-43.
29. Онуприенко С.П. Как мы относимся к своим главным богатствам? // Набат из будущего.—Минск: Беларусь, 1990. — С.155-164.
30. Анупрыенка С. П. Я у рабочыя пайшоу бы...// Полымя, 1991,—№5, —С. 158-167.
31. Анупрыенка С.П. Плюс да дыплома //Родная прырода, 1991,—№11,—С. 3.
32. Анупрыенка С. П. Тайны памящ //Зрок, 1991. — №1.—С.18.
33. Анупрыенка С.П. Шлях у тайны памящ //Зрок, 1991. — №6-7,—С.12-13.
34. Онуприенко С. П. Рабочие центры - новая форма обучения //Политический собеседник, 1991.— №4.— С.60.
35.Анупрыенка С. П. Канцэнтрацыя cm i вол1 //Родная прырода, 1992. —№3.— С. 15.
36. Анупрыенка С. П. Пад кантролем вучоных //Родная прырода, 1992,—№9-10.—С. 13.
37. Анупрыенка С. П. Экалопя у 1992 // Беларусь, 1992. — №1,—С.2.
38. Анупрыенка С. П. Праблемы сучаснай б1ясферы...//Весц1 акадэмп навук Беларуси Сер. грамадс. навук.,1993. —№3.—С. 126.
39. Анупрыенка С. П. Мадэл1 выжывання //Родная прырода, 1993.— №3.— С. 4-5.
40. Анупрыенка С. П. Навучанне жаццю //Родная прырода,
1993,—№6.— С. 16.
41. Онуприенко С.П. Чернобыльская катастрофа; социо-:сультурологические варианты ликвидации ее последствий //НЕССИ,
1994,—№ П.—С. 20-21.
42. Анупрыенка С. П. Будзем абачл1вым1...//Родная прырода, 1994.—№2.— С. 12
43. Онуприенко С.П. Центры экологического оздоровления, образования, воспитания передвижного механизированного типа // НЕССИ, 1994,—№17.—С. 22.
44. Онуприенко С.П. Программа конструктивных вариантов стабилизации и последующей ликвидации синдрома постчернобыльской трагедии //Экологические и социокультурные аспекты устойчивого развития.— Минск: ОНИГН АНБ, 1997. — С.104-117.
45. Анупрыенка С. П. Экалапчныя каштоунасщ // Чалавек i грамадства.— Мшск: Бел. Энцыкл., 1998.— С. .
РЭЗЮМЕ
Анупрыенка Сяргей Пятрович
"Фарм!раванне экалапчных каштоунасцей у насельнщтва БеларусГ'.
- экалапчная культура, экалапчная свядомасць, экалапчныя каштоунасщ, сацыяльна-пахалапчныя фактары, соцыапрыродныя абъектывацьн, мехашзм фарм1равання экакаштоунасцей, экалапчная адукацыя, асвета, сацыяльная экалопя.
Дысертацыя прысвечана разгляду тэарэтыка-метадалапчных прыкладных аспектау даследвання экалапчных каштоунасцей насельнщтва Беларуа, прычым асабовая увага адведзена вывучэнню мехашзма ¡х фарм|'равання. Праведзен анал1з уздзеяння на чалавека сацыяльна-пахалапчных 1 соцыапрыродных фактарау у працэсе станаулення экалапчнай культуры нашых суайчыннжау. Упершыню у навуковай айчынай лпгаратуры абгрунтоуваюцца шлях{ 1 сродк! фармфавання экалапчных каштоунасцей насельнщтва рэспублкь
Данныя вышкау тзарэтыка-прыкладных даследванняу дасертацьй могуць быць выкараставаны у распрацоуцы комплексных праграм соцыаэкалапчнага развщця тэрытарыяльна-вытворчых рэпенау.
РЕЗЮМЕ
Онуприенко Сергей Петрович
"Формирование экологических ценностей у населения Беларуси"
- экологическая культура, экологичексое сознание, экологические ценности, социально-психологические факторы, социоприродные объективации, механизмы формирования экоценностей, экологическое образование, просвещение, социальная экология.
Диссертация посвящена рассмотрению теоретико-методологических и прикладных аспектов исследования экологических ценностей населения Беларуси, причем особое внимание уделено изучению механизма их формирования. Проведен анализ воздействия на человека социально-психологических и социоприродных факторов в процессе становления экологической культуры наших соотечественников. Впервые в научной отечественной литературе обосновываются пути и средства формирования экологических ценностей населения республики.
Данные результатов теоретико-прикладных исследований диссертационной работы могут быть использованы в разработке комплексных программ социоэкологического развития территориально-производственных регионов.
SUMMARY
Onuprienko Sergei Petrovich
" The Forming of Ecological Values of the Belarusian Population"
- ecological culture, ecological consciousness, ecological values, socio-psyhological factors, socio-natural objectiveness, the mechanism of ecovalues formation, ecological aducation, enlightenment, social ecology.
The dissertation is devoted to consideration the theoretical, methodological and applied aspects of ecological values for Belarus population. The particular attention is paid to their formation mechanism. There is the analysis, how the socio-psyhological and socio-natural factors have influence with a man under contemporary ecological culture becoming. Fast in scientific native literature the ways and means of ecological values formation for republic population are grounded.
The date of theoretical and applied dissertation investigation can be used for building of complex programs, devoted to socioecological development of regions find production territories.
Отпечатано в типографии ЗАО «ТЭКСАРТ». Лицензия ЛП № 64 от 24.11.97. г.Минск, ул.Чапаева, 5, тел.236-53-32 Заказ 685. Тираж 70.