автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему:
Социально-культурные факторы формирования педагогической культуры

  • Год: 2009
  • Автор научной работы: Шомуродов, Баходир Боймуродович
  • Ученая cтепень: кандидата культурологии
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.01
450 руб.
Диссертация по культурологии на тему 'Социально-культурные факторы формирования педагогической культуры'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Социально-культурные факторы формирования педагогической культуры"

На правах рукописи

ШОМУРОДОВ Баходир Боймуродович

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

24.00.01 - теория и история культуры 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования

АВТОРВФЫ'ЛТ диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологии

Москва - 2009

003467702

Работа выполнена на кафедре культуры Таджикского государственного педагогического университета им. С.Айни

Научный руководитель:

Назариев Рамазон Зибуджинович,

кандидат философских наук, доцент

Официальные оппоненты:

Ремизов Вячеслав Александрович^

доктор культурологии, профессор

Полетаева Марина Андреевнаг

кандидат культурологии, доцент

Ведущая организация:

Российский институт культурологии

N р*

Защита диссертации состоится «27» апреля 2009 года в Iу ч. на заседании диссертационного совета Д 210.010.04 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук при Московском государственном университете культуры и искусств по адресу: 141406 Московская область, г. Химки, ул. Библиотечная, д.7, корпус 2, зал защиты диссертаций.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Московского государственного университета культуры и искусств.

Автореферат разослан « » марта 2009 г.

Ученый секретарь диссертационного совета доктор философских наук, профессор

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Сложное переплетение и обострение экономических, политических, социальных, национальных проблем на современном этапе общественного развития актуализировало проблемы формирования национального самосознания во всех странах постсоветского пространства. Развитие каждого суверенного государства опирается на национально-культурные традиции, на осознание каждым человеком своей национальной принадлежности, на уникальные и неповторимые достижения культуры, доказавшие свою значимость в процессе эволюции этноса, на его природную среду, геополитическую специфику, на достижения в различных областях духовной жизни. Об этом свидетельствует и опыт развития Республики Таджикистан.

Целенаправленное реформирование образования в Таджикистане способствует возрождению истинных ценностей педагогической культуры, а именно культуры общения, чувства долга, чести, порядочности, уважения к наследию предков, постижения законов духовной жизни, которые затем адаптируются в реальном образовательном процессе средней школы. Взаимосвязь, взаимопроникновение и взаимообогащение ценностей культуры и образования -важнейшее условие реализации новой образовательной стратегии.

Назрела настоятельная необходимость культурологизации современного образования, т.е. введение элементов систематизированного культурологического знания во все сегменты школьного образования. Сегодня встает вопрос о формировании педагогической культуры у специалистов-выпускников педагогических вузов, у которых имеется необходимая сумма знаний, но очень низкий уровень педагогической культуры.

В связи с этим следует признать актуальным и целесообразным поиск социально-культурных факторов развития педагогической культуры на основе подлинных ценностей мировой и национальной культуры.

Следует отметить, что изучение механизма влияния социально-культурных факторов на развитие педагогической культуры учителя ранее специально не проводилось. Несмотря на то, что в ряде работ по педагогике высшей школы подобные вопросы ставились, однако влияние социально-культурных факторов на формирование педагогической культуры при этом не рассматривались. Обращение диссертанта к исследованию и проведению философ-

ско-культурологического анализа педагогической культуры учителя с позиций новых научных подходов в связи с вышеизложенным, определяет актуальность избранной темы исследования.

Степень разработанности проблемы. В решении проблем формирования национального самосознания, выявления общезначимых этнокультурных и общечеловеческих ценностей важное значение имеет творческое применение классического педагогического наследия Востока, воплощенного в произведениях таких выдающихся мыслителей, как Рудаки, Фирдоуси, Абу Али Ибн Сина, Насир Хусрав, Хафиз, Саади, Камол Худжанди, Абдурахман Джа-ми, Ахмад Дониша, С.Айни др., которые дали достаточно сильный импульс обогащению и углублению новых аспектов педагогической науки.

С началом активной разработки культурологического направления в философии, педагогике и психологии проведены исследования, посвященные отдельным сторонам педагогической культуры: изучаются вопросы нравственно-эстетической, коммуникативной, технологической, духовной, физической культуры личности педагога. В этих исследованиях педагогическая культура рассматривается как важная часть общей культуры преподавателя, проявляющейся в системе профессиональных качеств и специфике педагогической деятельности. Проблемы образования и культуры занимают значительное место в трудах русских историков, педагогов, философов. К осмыслению сущности, функций, основных структурных составляющих этих феноменов обращались в XVIII - начале XIX вв. В.Н. Татищев, М.В. Ломоносов, Н.М. Карамзин.

Для изучения вопроса о соотношении и взаимодействии образования и культуры существенное значение имеют работы сторонников креативно-деятельностной, системно-функциональной, аксиологической концепций культуры (А.И. Арнольдов, С.Н. Артановский, В.Е.Давидович, Б.С. Ерасов, Ю.А. Жданов, Н.С. Злобин, М.С. Каган, Л.Н. Коган, В.М. Межуев, Э.С. Маркарян, И.Н. Лисаковский, М.Л.Полетаева, В.А.Ремизов, Э.В. Соколов, А.Я. Флиер, Н.З. Чавчавадзе и др.), а также таджикских учёных М.А. Арипова, Х.С. Афзалова, И. X. Каримовой, М.Л. Лутфуллое-ва, А.Н. Нурова, И.О. Обидова, Б.Р. Рахимова, Ф.Ш. Шарифова и др.

Проблемное основание исследования вытекает из противоре-

чия между потребностью общества в специалистах с высокой педагогической культурой и отсутствием таковой на практике. Анализ показал, что вопросы влияния социально-культурных факторов на развитие педагогической культуры изучены слабо, а в данном контексте вопрос не рассматривался ранее. Все это послужило основанием для выбора темы диссертационного исследования.

Объект исследования: феномен педагогической культуры в совокупности его генетических, структурных и содержательных параметров.

Предмет исследования: степень и характер влияния социально-культурных факторов на формирование педагогической культуры.

Целью исследования является формирование целостного научного представления о культурологической парадигме, определяющей единство ценностных оснований, сущности и структуры педагогической культуры; обоснование специфики ее формирования и реализации в деятельности учителя общеобразовательной школы.

Задачи исследования:

- изучить генезис педагогической культуры в контексте традиционного культурного наследия Таджикистана;

- выявить специфику предметного поля педагогической культуры;

- разработать функциональные основания педагогической кул ьтуры;

- рассмотреть сущность составляющих компонентов педагогической культуры (аксиологического, технологического и лич-ностно-творческого);

- обосновать теоретические основы построения культурологической модели формирования педагогической культуры учителя общеобразовательной школы;

- разработать внутришкольную программу формирования педагогической культуры учителя общеобразовательной школы.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что социально эффективная педагогика в наше время невозможна без четкого определения социально-культурных параметров личности, которую необходимо воспитать в процессе обучения, и выстраивания педагогической культуры учителя, направленно ориентированной на достижение именно этого социального результата.

Методологическую основу исследования составили: учение о личности как объекте и субъекте воспитания и обучения; концептуальные философские, социологические, психолого-педагогические труды о педагогической культуре личности в системе социальных отношений, о целенаправленном освоении педагогической культуры. Это позволило обратиться к принципам методологии структурного функционализма и его представлениям о культуре как совокупности институциональных способов удовлетворения интересов и потребностей людей. В данном случае речь идет о социальных и культурных интересах общества, которые удовлетворяются посредством профессиональной деятельности учителя, обладающего соответствующей педагогической культурой. Именно в ракурсе такого понимания педагогической культуры проводится исследование социально-культурных факторов.

Методы исследования. Для достижения цели, решения поставленных задач применялась совокупность методов, взаимообо-гащающих и дополняющих друг друга. Основными теоретическими методами явились: историко-генетический, компаративный, моделирования, абстрагирования, конкретизации. Среди эмпирических методов использовались: различные виды педагогического наблюдения, опросы, интервьюирование, беседы, изучение и обобщение опыта, результатов деятельности преподавательского корпуса общеобразовательных школ Таджикистана, обобщение независимых характеристик, анализ зарубежного опыта формирования педагогической культуры.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

- феномен педагогической культуры исследован в проблемном поле культурологии на основе междисциплинарного подхода;

- раскрыта характеристика аксиологического компонента педагогической культуры, представляющего собой совокупность относительно устойчивых педагогических ценностей профессиональной деятельности, овладевая которыми учитель объективирует их, делает личностно значимыми;

- предпринят анализ аксиологических компонентов педагогической культуры, их форм и уровней существования, разработана классификация педагогических ценностей в структуре педагогической культуры с учетом особенностей деятельности, диалектической природы ценностей;

- обоснован личностно-творческий компонент педагогической культуры, который обеспечивает творческое распредмечивание ценностей и технологий педагогической деятельности, вызывает сложный синтез всех психических сфер (познавательной, эмоциональной, волевой и мотивационной) личности учителя;

- разработаны перспективные направления формирования педагогической культуры и самореализации учителя;

- проанализирована перспектива реформирования образования, связанная с доминированием культуротворческого подхода к обучению и изменением социокультурного статуса учителя общеобразовательной школы.

Теоретическая значимость исследования заключается в разработке базовых параметров формирования педагогической культуры учителя на современном этапе, в совокупности аксиологических, психологических, педагогических и социально-культурных составляющих.

Обосновывается необходимость формирования педагогической культуры посредством выяснения степени и характера влияния социально-культурных факторов на этот процесс, как неотъемлемого условия.

Выявлены содержательные аспекты влияния социально-культурных факторов на формирование педагогической культуры учителя образовательной школы.

Практическая значимость результатов исследования связана с выявлением резервов совершенствования деятельности общеобразовательной школы и анализом структурно-содержательных изменений, которые бы дали возможность целенаправленно формировать педагогическую культуру учителя общеобразовательной школы. Практическую ценность имеет разработанная в ходе исследования внутришкольная Программа развития педагогической культуры преподавательского состава, а также апробированные педагогические технологии, обеспечивающие качественно новый образовательный эффект при решении проблем развития мотивации, овладения педагогической профессией и совершенствовании профессионального мастерства.

Выводы и рекомендации диссертации могут найти широкое применение в совершенствовании подготовки и повышения квалификации преподавательского состава школы.

Апробация результатов

1. Результаты исследования докладывались на международных симпозиумах, конференциях и семинарах (Душанбе, 2002, 2004, 2006, 2008; Ташкент, 2005; Чимкент, 2007); на республиканской научно-практической конференции «Воспитание современного культурно-образованного педагога-воспитателя» в НИИ педагогических наук; на конференциях в Кургантюбинском педагогическом институте (2003 г.) и Худжандском университетах (2005 г.), на ежегодных научных конференциях в Таджикском государственном педагогическом университете им. Айни (2003-2008 гг.).

2. По теме диссертации были опубликованы 5 статей (см. список в конце автореферата).

3. Основные положения и выводы диссертации получили внедрение в практике педагогической работы автора в школах №15, 23, 55, 65 г. Душанбе.

4. Диссертация прошла обсуждение и была рекомендована к защите на заседании кафедры культуры Таджикского государственного университета им. Айни (№10 от 30 сентября 2008 год).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Педагогическая культура есть совокупность социально и культурно обусловленных принципов приобщения людей к социально значимым знаниям, функционирующая в рамках единого проблемного поля, имеющего свои исторические корни, отражающиеся в идеалах, ценностных ориентациях, традициях общества, реализация которых приводит к самоутверждению и профессиональному становлению. В связи с этим проблема педагогической культуры заключается в выстраивании системы координат, обеспечивающей современное видение образовательного процесса как процесса культуротворчества.

2. Педагогическая культура учителя общеобразовательной школы есть системный комплекс оснований для творческой самореализации личности в разнообразных видах педагогической деятельности, направленной на освоение, передачу и создание культурных ценностей и технологий.

При формировании и развитии педагогической культуры выделяются три группы противоречий: социокультурные, общепедагогические, личностно-творческие.

3. Непосредственно социально-культурным фактором начала освоения педагогической культуры является активная дина-

ч

мическая составляющая, обозначаемая в культурологии, психологии и педагогике идентификацией. Идентификация - ведущий педагогико-культурный механизм, выявляющий родовую естественную связь настоящего и прошлого, сохраняющий богатейший потенциал национальной культуры и культурного прогресса.

Среди социально-культурных факторов, влияющих на формирование педагогической культуры учителя общеобразовательной школы, необходимо акцентировать зависимость формирования педагогической культуры от степени развития профессиональной свободы личности, ее творческой самореализации в педагогической деятельности, в выборе ее жизненной стратегии и тактики. Данная зависимость находит свое практическое выражение в реализации индивидуализации и дифференциации педагогической направленности целостного образЬвНтдагеагаевршцФдшл'ура как системное образование представляет собой единство педагогических и культурных ценностей, технологий и личностных качеств, направленных на творческую реализацию в разнообразных видах профессиональной деятельности.

5. Основные функции педагогической культуры учителя общеобразовательной школы могут быть поняты исходя из специфики его деятельности, многообразия видов отношений и общения, системы ценностных ориентации, возможностей творческой самореализации личности.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

И. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, степень ее научной разработанности, определяются объект, предмет, цели и задачи, теоретическая и практическая значимость, методологическая основа, раскрывается научная новизна, формулируются положения, выносимые на защиту.

Глава I. «Теоретико-методологические и исторические аспекты исследования педагогической культуры» состоит из трех параграфов.

В первом параграфе «Сущность исторического развития

культурных традиций таджикского народа» автор дает краткую характеристику процесса развития культуры таджиков за достаточно большой исторический период - от эпохи правления Ахеменндов, Сасанидов, Саманидов, арабов до правления завоевателей турок-сельджуков. Анализируются культурные достижения в области архитектуры, прикладного искусства, градостроительства, в духовно-интеллектуальной сфере и др.

При этом особое внимание уделяется персидско-таджикской литературе, отражавшей думы и чаяния народа. Эта литература на протяжении своей многовековой богатой истории неизменно воспевала высокие порывы человеческой души, воспитывала в людях благородство, патриотизм, чувства любви и справедливости, уважения к своим предкам, клеймя в то же время жестокость, ложь, жадность и др.

Большое влияние на этот процесс оказал Рудаки, который ставил жизненный успех в зависимость от гармонического воспитания, утверждая необходимость наличия славного имени, рассудка, мягкого нрава, здорового тела («кто от рожденья ими обладает, тот, не ведая печали, долгий век свой проживает»). В своих советах молодому поколению он исходил из высокого чувства гуманности, руководствуясь вышеизложенными принципами. Он считал этот наказ необходимым для воспитания скромности и понимания того, что человечность определяется не по внешности, а по тем моральным качествам, которыми обладает человек. Рудаки призывает молодежь воздерживаться от злых поступков, вершить добро. Великий гуманист главными качествами человека-добродетеля считал гуманность, человеческое отношение к людям.

Эпоха Авиценны характерна тем, что это время возрождения не только древнегреческой, но и древневосточной культуры. По своей гуманистической направленности культура Востока этой эпохи созвучна культуре эпохи европейского Ренессанса. Поэтому историческую самобытность культуры Востока в раннем Средневековье, неотъемлемой частью которой является творческое наследие Авиценны, следует рассматривать в контексте духовного взаимодействия Востока и Запада.

Культурологические и педагогические воззрения Ибн Сины нашли отражение во многих его произведениях. Главной целью воспитания, по Авиценне, является гармоничное развитие ума и тела. Он подчеркивал, что благодаря воспитанию можно достичь пользы

для души ребенка: если он будет с детства добросовестным, то это станет привычкой, дурной же нрав порождает дурную натуру. Все виды учебных занятий ученый рекомендовал проводить в коллективе, ибо в этом случае дети «начинают дружить и уважать друг друга». Они не только соревнуются, но и помогают друг другу в усвоении учебных материалов, этим дети гордятся, они перенимают друг у друга хорошие привычки.

Ибн Сина воспевал общечеловеческие гуманистические качества: великодушие, честность, скромность, искренность. Он также стремился поставить знание на службу человеку. В эпоху господства мистико-религиозной идеологии он глубоко верил в творческие возможности человека как венца природы.

Гуманное отношение людей друг другу в своих рубай культивировал и Омар Хайям. Гуманизм Хайяма, его любовь к человеку отчетливо выражены в его стихах.

Хайям воспевал радость жизни, вселял в молодое поколение чувства оптимизма и творческого наслаждения. Поэт советовал молодым не проводить свои дни и часы «без толку в мечтах», брать от жизни все полезное, увлекаться лишь разумным делом, выбирать умного друга, прислушиваться к совету мудрецов.

Ярко выраженный назидательный, воспитательный характер творчества Хайяма способствовал тому, что его стихи жили в народе и передавались из поколения в поколение наряду с пословицами и поговорками.

Омар Хайям цель воспитания видел в становлении здравого смысла, проницательности ума, острой интуиции, высокой нравственности человека.

Многие высказывания Омара Хайяма по проблемам человека и его воспитания имеют исключительно важное значение для понимания того, как прогрессивные мыслители средневекового Востока подходили к решению вопросов о месте человека в обществе, о предъявляемых к нему требованиях, о самосовершенствовании человека и воспитании общества в целом.

Большое влияние на становление педагогической культуры оказал Саади, который давал советы родителям о воспитании детей. Он призывает их обязательно давать сыновьям определенную профессию, чтобы каждый мог честно трудиться, советует воспитывать в детях чувство гуманизма. Саади создал своеобразный кодекс нравственных добродетелей, ибо считал человечество целым организмом, а

отдельных людей его органическими частями. Гуманизм Саади имеет глубокие культурологические, философские, строго обоснованные логические и высоконравственные человеческие основы.

В центре всех произведений Абдурахмана Джами как просветителя-гуманиста также стоит человек, со всеми его жизненными проблемами. Поэт утверждает чистоту и непорочность человеческой природы, которую надо сохранять воспитанием и самовоспитанием. Он призывает воспитывать в людях честность и правдивость, скромность и щедрость, любовь к знанию, презрение ко лжи, высокомерию и несправедливости. Вопрос воспитания молодого поколения в духе человечности и свободолюбия был одним из важнейших социальных вопросов времени.

Джами не отрицает важной роли воспитания в формировании личности ребенка. Он уверен, что при помощи воспитания можно выработать у детей лучшие человеческие качества: гуманизм, чувство дружбы и товарищества, скромность, правдивость, щедрость и трудолюбие.

Эти идеи и наставления Джами, по мнению автора, созвучны современным требованиям Концепции национальной школы Республики Таджикистан и их использование в теории и практике таджикской школы позволит подрастающему поколению сознательно и глубже вникнуть в прекрасный мир своих великих предков, гордиться прошлым и настоящим своего народа и быть достойными его потомками.

Во втором параграфе «Влияние социокультурной ситуации на культурно-образовательную среду» отмечается, что культурно-образовательную среду следует рассматривать как совокупность условий, способствующих актуализации образования, и создаются такие условия историей, экономикой, культурой, наукой, что и обусловливает развитие педагогической культуры в целом.

Автор попытался, по возможности, дать исчерпывающую оценку процессам социокультурного влияния, обосновать те попытки выхода из кризиса, те позитивные изменения, которые осуществляются самими участниками образовательных процессов и которые закладывают предпосылки для развития педагогической культуры. При проведении полевых исследовательских работ диссертант обратился к анализу имеющихся характеристик, описывающих культурно-образовательную ситуацию, сложившуюся в стране. По мнению автора, кризис образования проявляется на фо-

не целого ряда социально-культурных факторов, особую значимость из которых имеют следующие:

- падение престижа получения образования, в том числе высшего;

- низкий уровень оснащенности школ и вузов республики современными средствами обучения;

- финансирование системы образования по остаточному принципу;

- снижение качества подготовки педагогических кадров;

- утечка высокопрофессиональных специалистов из сферы образования;

-отсутствие эффективных, конкурентоспособных систем распространения передовых форм и методов обучения и воспитания.

Данные выводы согласуются с результатами анализа образовательной ситуации, проведенного автором исследования. В ходе исследования была составлена анкета - опрос для определения модели управления системой образования в новых социально-экономических условиях. Она проводилась в школе №23 г. Душанбе, среди администрации , учителей и родителей учащихся.

Несмотря на значительные позитивные экономические, социально-культурные и политические изменения, произошедшие в стране, многие учителя считают, что школы до сих пор находятся в глубоком кризисе. Данные опроса показывают, что попытки проведения реформ в образовании в рамках Национальной концепции образования, Государственной программы стабилизации и развития образования в Республике Таджикистан и других нормативных государственных актов не восприняты основной массой педагогов как реальные шаги, направленные на улучшение положения в общеобразовательной школе.

Историко-педагогический аспект культурно-образовательной ситуации в школах нового типа определяется переходом государства на демократические принципы правления.

Анализ показывает, что рыночные отношения отрицательно влияют на образование. Из проведенных опросов среди учителей и родителей, учащихся в школах Душанбе становится очевидным, что рынок обострил кризис духовности, породил детскую безнадзорность и преступность, усилил социальную незащищенность детей, учителей. По мнению названных респондентов, трудный переход к рыночным отношениям приводит к непредсказуемым послед-

ствиям: дестабилизирует политическую обстановку, ведет к росту преступности, обостряет до крайностей национальные отношения. В этом же ряду - денежная инфляция, нарушение хозяйственных связей и другие неожиданно возникшие "спутники" рынка. Все это заставляет критически оценивать идеальные схемы в образовании, тормозит процессы его реформирования, сказывается на физическом и духовном облике подрастающего поколения.

Культурный аспект образовательной ситуации в Таджикистане связан с теми отношениями, которые возникли и развиваются между образованием и культурой. В течение десятилетий, будучи оторванной от культуры, система образования с успехом использовалась тоталитарным режимом, как машина подавления личности. В рамках школы, искусственно изолированной от общества и окружающего мира, все ученики получают одни и те же знания, одну и ту же информацию, что приводит к унификации мышления, к лишению школьника его индивидуальности.

Проблему возвращения педагогической культуры Таджикистана в контекст мировой педагогической культуры необходимо решать в рамках культурологического подхода к образованию. При таком подходе образование становится частью культуры и само выступает как культура, характеризующая уровень развития и общества, и человека.

Социологические исследования показывают, что качеством образования сегодня не удовлетворены 83% учителей, при этом 65% учителей считают, что педагогическое образование, которое они получили, отвечает последним достижениям педагогической науки и т.д.

Данные, характеризующие удовлетворенность учителя своей деятельностью, в сопоставлении с особенностями современной культурно-образовательной ситуации и ее аспектами, выделенными автором, позволяют сделать следующие выводы: качество современного педагогического образования, отсутствие устойчивых связей между образованием и наукой лишают учителя возможности формировать способности к самообразованию, у него пропадает интерес к науке, инновационной и творческой деятельности. Вместе с тем нельзя не отметить, что 32,6% учителей уверены в успешности своей деятельности, и по мере увеличения стажа педагогической работы количество таких учителей растет. Одним из значимых показателей удовлетворенности учителя своей работой яв-

ляются те непосредственные эмоциональные состояния, которые он испытывает на уроке.

Главная тенденция современных требований в образовании состоит в гуманизации педагогической деятельности, в способности учителя осуществлять личностно-ориентировапное образование, удовлетворяющее образовательные потребности детей, родителей, в способности учителя осуществить социальную защиту и поддержку ребенка. Это предполагает существенные изменения в массовом педагогическом сознании учительства, связанные с технологиями образовательного и воспитательного процесса, ценностными ориентациями учителя в современной культурно-образовательной ситуации, его гуманистической педагогической позицией и т. д.

В третьем параграфе «Педагогическая культура как социальный феномен» автор подчеркивает особый статус исследуемого явления, что обусловлено важнейшим значением педагогики в развитии духовной сферы общества, спецификой педагогической деятельности и непрерывным повышением требований к личности педагога.

Анализ изученных диссертантом определений культуры показал, что все они условно могут быть распределены на две группы. Первая группа включает в себя традиционное понимание культуры как совокупности созданных человеком в ходе его истории материальных благ и духовных ценностей, его достижений в области искусства, науки и образования. Вторая группа определений - это более широкое понимание культуры как совокупности исторически обусловленных форм отношения человека к природе, обществу и самому себе.

Педагогическая культура обеспечивает организацию и самоорганизацию деятельности общества. В качестве элементов системы культуры выступают ее субъекты, сферы и средства деятельности. Средства включают не только формы деятельности, но и необходимые знания, умения, навыки. В сфере деятельности происходит целенаправленное соединение субъектов деятельности и средств культуры. Систематизирующим, центральным понятием рассматриваемой концепции является понятие способа деятельности, который определяется уровнем культуры, воплощенным в конкретной технологии.

Вместе с тем, следует учитывать, что такой подход к культу-

ре не может служить единственной основой для анализа педагогической культуры ввиду его предметной ограниченности. Определяя содержание педагогической культуры учителя, автор обратился к анализу элементов культуры с педагогической точки зрения.

Такой подход являет собой продуктивный метод исследования, универсальность которого способствует и более глубокому анализу структуры педагогической культуры.

Понятие «педагогическая культура» раскрывается вполне полно и аргументированно и естественно вписывается в контекст исследования: при характеристике информационных процессов в обществе, определении национальной культуры, при оценке значения восстановления культуры религиозной. Но в настоящее время актуализируются другие функции педагогической культуры, связанные со способностью учителя творчески преобразовывать эту действительность, находить удовлетворяющие учителя и ученика способы решения педагогических проблем.

Автор диссертации раскрывает структуру педагогической культуры, в которой выделяет две большие группы компонентов. К первой группе относятся личностные качества: педагогическая направленность, высокая психолого-педагогическая эрудиция, интеллигентность, гармония развитых интеллектуальных и нравственных качеств, педагогический оптимизм. Во вторую группу включаются компоненты, относящиеся к практической деятельности: высокое педагогическое мастерство, постоянная опора на научный опыт в обучении и воспитании, чувство нового и творческий поиск в учебно-воспитательной и организаторской работе, педагогически действенное общение и поведение, активная устремленность к самосовершенствованию. Приведенные определения наиболее точно отражают личностный аспект проявления педагогической культуры, что позволяет выделить некоторые ее составляющие: личностные качества педагога; профессиональные знания и умения; активная педагогическая позиция; опыт творческой деятельности, создающий предпосылки для развития педагогических способностей и формирования творческой индивидуальности будущего учителя.

Следовательно, специфика педагогической культуры, складывающейся на современном этапе развития образовательной системы Таджикистана, в первую очередь, обусловлена особенностями переходного периода - от общества тоталитарного к обществу гражданскому. В этих условиях наиболее актуальными проблемами

переустройства стали проблемы политики и экономики. При этом общество стремится обновить сферы своей жизнедеятельности без необходимого уровня педагогической культуры выпускников гуманитарных вузов.

Глава вторая «Инновационные процессы в школе как фактор развития педагогической культуры» состоит из трех параграфов.

В первом параграфе «.Концептуализация деятельности школ как предпосылка повышения уровня педагогической культуры,>> отмечается, что необходимым условием успешности процессов обновления системы жизнедеятельности школы является осознаваемая педагогическим коллективом, учащимися, родителями потребность в обновлении посредством социально-культурных факторов.

Например, средняя школа №15 расположена в районе Шох-мансур северной части Душанбе с жилыми домами, преимущественно частной застройки. Отсутствие достаточного количества современных спортивных сооружений, культурно-просветительных учреждений усугубляется соседством школы с производственной зоной мясокомбината.

Ближайшее культурное окружение школы - клуб шёлкокомбината, который выполняет уставные задачи акционерных компаний открытого типа, что исключает возможность их влияния в социуме. Все это сказывается на развитии криминогенной обстановки в районе, порождает тенденции к автономизации семей, снижает уровень общественной активности населения.

Осознание всеми участниками образовательных процессов назревшей потребности в необходимости обновления школы потребовало постановки определенных задач.

Осуществление процесса самоопределения школы как нужной социуму образовательно-воспитательной структуры предполагает определение ценностных оснований деятельности школы, выбор ее типа, обозначение инфраструктуры, обеспечение образованности, общекультурного развития личности и развития индивидуальных способностей каждого учащегося. Также оно предполагает кардинальное обновление процесса образования, создание благоприятных условий для нравственного и интеллектуального развития личности учащегося, способного реализовать себя как неповторимую индивидуальноетьв жизненном самоопределении.

Создание единого культурно-образовательного пространства в районе возможно при условии, если системообразующим компонентом здесь станет именно школа, что предполагает определение путей и способов влияния школы на социум и создание в школе и социуме широкой информационной, культурной и воспитательной среды. Автор особо выделяет среду межпоколенного общения и среду общения школы и населения: среду предметно-образовательной деятельности; культурно-информационную среду школы; среду семейно-бытового общения и воспитания; экологическую (природную) среду; клубную среду и др.

С учетом описанных выше условий были выбраны принципы, по которым школа может активно взаимодействовать со средой и воздействовать на нее. Это и определило цель развития школы, направленную на создание единого духовно-педагогического пространства, способного обеспечить условия для нравственного и интеллектуального развития личности ребенка, ориентированной на воспроизводство ценностей общечеловеческой культуры, саморазвитие и нравственную саморегуляцию поведения.

В основе формирования школы открытого типа, какой является школа № 65 г. Душанбе, лежат расширение и укрепление взаимосвязи с социумом. Если для традиционной школы (частные духовно-религиозные школы в стране) характерно стремление к искусственной изоляции от среды, то школа открытого типа не изолирует себя от среды, а принимает ее положительные и отрицательные стороны и естественно реагирует на них.

Таким образом, школы нового типа проектируются как школы многофункционального характера. Это - окно в мир, оно открыто к жизни, к миру, культуре, природе, сфере социальных действий, другим людям и т. д., открыто для различных убеждений, межличностного диалога и межгруппового общения; открыто целый день как для детей, так и для учителей. Специфика такого типа школы влечет за собой переориентацию всех организационных основ учебно-воспитательного процесса, его целей, содержания, средств и методов обучения и воспитания, с вынесением учебы за пределы стен школы.

Во втором параграфе «Социально-культурные условия развития педагогической культуры в обновляющейся школе» автор пишет о том, что переход школы в новое качественное состояние связан с процессом развития в ней педагогической культуры, опре-

деляющей стиль и содержание жизнедеятельности конкретной школы и каждого учителя в отдельности. Причем каждому типу школы соответствует свой тип педагогической культуры.

Среди условий, обеспечивающих развитие педагогической культуры школы, автор выделил концептуализацию ее деятельности, о чем писалось в предыдущем параграфе. Эта концепция должна воплотиться в реальной деятельности участников учебно-воспитательного процесса: учащихся, учителей, родителей. Основными механизмами реализации этой концепции выступают общие ценностные основания деятельности учителей и учеников, педагогического взаимодействия учителей в новых условиях. Основы такого взаимодействия как раз и закладываются в период разработки концепции новой школы.

Осознание необходимости учета социально-педагогической ситуации изменило и наши представления о подходах к планированию организации деятельности школы. Оказалось, что знание особенностей социально-педагогической ситуации позволяет не удалять, а приближать перспективу планирования, использовать возможности педагогического процесса оптимально, сообразно реальному состоянию внешних и внутренних условий. Следуя этим выводам, педагогический совет и руководство школы № 65 разработали такую схему планирования организации педагогического процесса на учебный год, которая позволяет наглядно представить деятельность школы в комплексе поставленных задач. Исчезла излишняя детализация, которая перегружала содержательную часть плана, вызывая сомнения в возможности выполнения намеченного. Теперь - это план-плакат, где на вертикальных колонках листа размещаются основные направления деятельности педагогического коллектива. Горизонтальная часть схемы подвижна и позволяет корректировать содержание и сроки работы в зависимости от особенностей ситуации.

Принцип открытости педагогического процесса, положенный в основу концепции данной схемы, вывел школу из замкнутого пространства, которое является питательной средой авторитаризма. Потребовался новый стиль управления, способный учитывать как особенности изменений социально-педагогической ситуации, так и интересы всех участников педагогических процессов, в структуре управления школой на передний план выступили горизонтальные связи (как внутри педагогического и ученического коллективов, так

и между ними). В практике деятельности школ №15. №55 г. Душанбе такие связи способствуют развитию принципов демократии. Педагогический совет школы, детская организация, ассамблея отличников, творческие группы учителей, одно- и разновозрастные объединения взрослых и детей, родительские клубы и другие решают свои специфические задачи. Установление горизонтальных связей между ними в условиях открытости педагогического процесса рождает гуманистические методы взаимодействия. Оно позволяет не только укреплять общие ценностные основания, но и способствует совершенствованию информационного обеспечения процесса управления, что особенно важно в целях своевременной реакции школы на изменения социально-педагогической ситуации.

В этих условиях главной задачей руководства школы становится активное управление процессами, составляющими суть деятельности школы. Вовлечение в эти процессы членов педагогического, ученического и родительского коллективов основано на принципе самовыражения, который понимается автором как деятельность, направленная на соотнесение своих личностных и профессиональных качеств с целями и задачами педагогического процесса.

Такие подходы в управлении исключают возможность проявления диктата по вертикали. Это ставит руководителя школы в положение организатора, имеющего прямой выход на каждое звено горизонтальной структуры.

Инновационные процессы в исследуемых автором школах развиваются в направлениях, способствующих воплощению идей открытости в содержание процесса воспитания и образования (при этом упор делался на педагогический опыт). Свободное развитие личности школьника немыслимо в изоляции от среды, которая его окружает. Наоборот, оно будет проходить тем успешнее, чем полнее реализуется принцип взаимной открытости педагогического процесса и окружающего социума. Так, открытость культуре обеспечивается введением в практику преподавания курсов: культурология и искусство; античная литература и искусство древнего таджикского народа; таджикская литература Х1-ХУШ вв. в контексте развития культуры; история декоративно-прикладного искусства таджикского народа и др.

Творческая позиция учителя определяет успешность его профессиональной деятельности, является одновременно и результа-

том, и средством формирования стиля работы всего коллектива. Система творческого взаимодействия педагогов способствует накоплению знаний, росту социальной и профессиональной активности, позволяет более эффективно решать текущие и перспективные задачи, стоящие перед школой.

Проектность, научная обоснованность, обращение к человеку, открытость, диалогичность, опора на творческие достижения учителей, учащихся, включенность школы в лице ее наиболее творческих педагогов, творческих групп в разработку нового содержания обучения и воспитания, основанного на культурологическом подходе, освоение личностно-ориентированных и развивающих технологий обучения и воспитания, изменение типа организации школы, достижение единства между гуманистическими ценностями школы, содержанием образования, способом образования и типом управления образовательными процессами и жизнедеятельностью школы в целом кардинально меняют ситуацию в сфере образования.

В третьем параграфе «Становление и развитие личностного образа учителя в условиях актуализации педагогической культуры» отмечается, что культурно-педагогическая атмосфера школы является главным фактором, побуждающим учителя к овладению педагогической культурой и профессионально-педагогическому саморазвитию. Однако внешние условия не прямо влияют на учителя. Здесь, так же как и в любом педагогическом процессе, действует известная психологическая закономерность, что все внешнее воздействует на личность, преломляясь через внутренние условия развития ее способностей, жизненный профессиональный опыт, ценностные ориентации и т. д.

Исходным элементом актуализации педагогической культуры учителя, как считают сами педагоги школ, является создание зоны успеха. В школе открытого типа отказались от вовлечения учителя в деятельность по принципу «ты должен», заменив его мотивом «только ты способен на это, ты можешь». Здесь пошли по пути создания зоны успеха, ориентированной на творческие виды деятельности.

Создание зоны успеха непосредственно связывалось автором с удовлетворением потребности учителя в самовыражении. Самовыражение личности учителя диссертант понимает как деятельность, направленную на соотнесение личностных и профессиональных качеств учителя с целями и задачами педагогического процесса. Потребность в самовыражении

Потребность в самовыражении обусловлена способностью учителя как творческой личности сделать доступными для чувственного восприятия наиболее характерные особенности преподаваемого предмета и привести их в соответствие со своим личным мироощущением.

Самовыражение есть проявление творческой активности учителя, его заинтересованного отношения к жизни, к совершенствованию своего профессионального мастерства, к укреплению духовной связи с учеником.

Влияние учителя на детей опосредуется через его личностные качества, черты характера, внутренние ценности. Вот почему важно вовремя выделить наиболее характерные особенности личности учителя, его интересы, склонности и направить их по пути самовыражения. В этом случае учитель обретает ту самую свободу, которая так необходима для развития творческой личности. Получая возможность для самовыражения, учитель начинает различать себя как деятеля и предмет своей деятельности, отчетливее видеть свою роль как личности и ее значение в педагогическом процессе. Сам процесс в данном случае организуется учителем на основе интеграции профессиональных знаний с учетом собственных возможностей и личностных качеств.

Более того, в этом процессе осуществляется авторизация педагогического опыта, что является логическим завершением процесса самовыражения личности учителя. Автор показывает это на ряде примеров, памятуя о том, что исходным моментом для этого, как было показано в предыдущем параграфе, являлось изучение учителя с целью определения типа и уровня его педагогической культуры.

Здесь автор прослеживает особенности становления личностного образа учителя на примерах выявленных им уровней педагогической культуры учителей исследуемых им школ.

Автор отмечает, что на педагогическую творческую направленность оказывают влияние не только личностные, субъективные факторы, но и объективные: пол, возраст, непрерывный трудовой стаж, тип вуза, специальность и т. д. Личностный образ учителя предполагает наличие личностных особенностей характера, индивидуальных предпочтений, особенностей отношения к окружающим и т. п. Это ядро свойств, отличающих личность. Составляющими блоками такого ядра могут являться: свойства личности, характеризующие ее

растеризующие ее профессионально-педагогическую направленность; свойства, отражающие отношение к педагогическому груду; интересы и духовные потребности личности; профессионально-нравственные качества; свойства, влияющие на способность личности к личносгно-педагогической саморегуляции, и т. п.

Учителя творческого склада, относимые диссертантом к гуманистическому типу педагогической культуры, характеризуются обычно эмоциональной стабильностью, независимостью. Они легки, свободны в общении, раскованны, открыты, понимают юмор, настроены оптимистически. Они быстро и гибко адаптируются в новой среде, удовлетворены своей деятельностью, стремятся к развитию учащихся и самих себя, имеют демократичные воспитательные установки. Как правило, такие учителя высоко ценят педагогическую профессию и не собираются с нею расставаться.

Это общие контуры личностного образа учителя, формирование которого призвана обеспечивать выработанная автором стратегия развития педагогической культуры учителя. В диссертации приводятся примеры личностной и культурно-образовательной характеристики отдельных педагогов указанных школ.

В исследовании отмечается, что сущность личностно-ориевтированного образования еще до конца не выяснена. Но имеющиеся исследования, особенно опыт учителей, позволяют судить о нем как о таком типе образования, в основе которого лежит гуманистическая парадигма. Личностно-ориентированное образование реализуется на основе глубокой диагностики личных потребностей и интересов учащихся, уровня их воспитанности, возможностей обучения, предоставляет свободу выбора (содержания и способов получения образования), опирается на субъектные свойства личности, ее активность, самостоятельность, саморегуляцию и т. д.

С этих позиций к диссертации анализируется влияние социально-культурных факторов на формирование педагогической культуры учителя, прослеживается, как он овладевает особенностями гуманистического типа педагогической культуры.

В Заключении диссертации подводится общий итог исследования и формулируются основные его выводы.

Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях автора:

Статьи в изданиях, рекомендованных ВАК Российской Федерации:

1. Шомуродов Б.Б. Социокультурный фактор развития культуры педагога. // Известия Академии наук Республики Таджикистан. Серия общественных наук. - 2008.- № 4. - С. 181 - 186.

2. Шомуродов Б.Б. Педагогическая культура как социальный феномен // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств.-2009.-№ 1.-С 116-121.

Другие публикации по теме диссертационного исследования:

3. Шомуродов Б.Б. «Авеста»: тарчума ба забонхои аврупои ва таъсири он ба фарханги точик («Авеста»: перевод на европейские языки и ее влияние на культуру таджгжского народа) // Вестник ТГПУ имени С.Айни. - 2004. - №3. - С.32-35.

4. Шомуродов Б.Б. Образование и религия в системе культуры // Вестник ТГПУ имени С.Айни. - 2007.-№1. - С.8-14.

5. Шомуродов Б.Б. Идеал образованности и цели образования //Вестник ТГПУ имени С.Айни. - 2008.-№ 1. - С.32-40.

Подписано в печать 24.03.2009г.

Объём 1,5 п.л. Тираж 100 экз.

Заказ № . Ротапринт МГУКИ.

Адрес университета и участка оперативной полиграфии

Московская область, г. Химки, ул. Библиотечная, 7.

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата культурологии Шомуродов, Баходир Боймуродович

ВВЕДЕНИЕ

Глава ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И

I ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

1.1 Сущность исторического развития культурных 13 традиций таджикского народа

1.2 Влияние социокультурной ситуации на культурно 35 образовательную среду

1.3 Педагогическая культура как социальный фенолген

Глава ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ШКОЛЕ КАК

2> ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

2Л Концептуализация деятельности школ как предпосылка повышения уровня педагогической культуры

2.2 Социально - культурные условия развития 100 педагогической культуры обновляющейся школы

2.3 Становление и развитие личностного образа учителя в условиях актуализации педагогической культуры

 

Введение диссертации2009 год, автореферат по культурологии, Шомуродов, Баходир Боймуродович

•'•'^-"'^к^алБнЬстБ^"'темьг:'''йсс11едова11ия. Сложное переплетение. .и. обострение экономических, политических, социальных, национальных проблем на современном этапе общественного развития актуализировало проблемы формирования национального самососнтания во всех, странах постсоветского пространства. Развитие каждого суверенного государства-•.опирается.на национ^ьщ-куль^щ человеком своей национальной принадлежности, па уникальные и неповторимые; достижения /культуры, доказавшие свою значимость в процессе эволюции этноса, на его природную среду, геополитическую специфику, iia достижения в 'различных -областях духовной жизни; Об этом свидетельствует и опыт развития Республики Таджикистан.

1''*"' Щёлёна'пр'авлёйнбё 'реформирование образования в Таджикистане способствует возрождению истинных ценностей педагогической культуры, а имённо культуры общения, чувства долга, чести,' порядочности, уважения к наследию предков, постижения законов духовной жизни, которые затем адаптируются в реальном образователыю.м . . процессе ;, средней школы. Взаимосвязь, взаимопроникновение и взаимообогащение ценностей культуры и обр;азованияу'—. 'важнейшёё^ .условие реализм cTpaiteгии. ;' .— " ! * • ' ••"' ■■■■•■■•■• . ,!: . Назрела.лга.стряхельная необходимость, культурологизации современного образования^ т!е. введение элементов систематизированного :куль^рЬлогй.чёск6'Ео'4-знанйя школьного образования.

Сегодня встает вопрос о формировании педагогической культуры -у-специалист^ вузов, vy - которых''имеется;необходимая' сумма знаний, но очень низкий уровень педагогической1 культуры. ' . . .

В связи с этим следует признать актуальным и целесообразным .:поиск социально-культурных факторов развития педагогической' ;- ^-. культуры на основе подлинных ценностей мировой и национальной

Следует отметить, что изучение механизма влияния социально, культурных факторов., на развитие педагогической культуры учителя ранее, специально не проводилось. Несмотря, на ^^ по педагогике высшей школы подобные вопросы ставились; однако влияние ' социшп.но-культурных факторов на формирование педагогической. культуры при этом не рассматривалось. Обращение диссертанта к исследованию и проведению философско-культу^эологичёского анализа педагогической культуры учителя с позиций, новых научных подходов, .: в связи с вышеизложенным, определяет актуальность избранной темы исследования.

Степень разработанности проблемы. В решении проблем формирования национального самосознания, "выявления общёз!гачимых ' .•;;. этнокультурны имеет ; творческое применение классического . педагЬ1;ическш наследия ; Востока, воплощенного в произведениях таких вы^ как Рудаки, .Фирдоуси,'Лбу Али Ибн Сина, Наеир^:^ Саади,

Камол Худжанди, Абдурахман Джами, Ахмад Дониша, С.Айли др.1, которые дали достаточно сильный импульс обогащению и углублению новых аспектов педагогической науки. С началом активной разработки культурологического направления в философии, педагогике й , психологии проведены : иссдедования, . посвященные ;' отдельным сторонам педагогической культуры: изучаются; вопрбсйГ^^равственпо

1 Рудаки. Девон (Диван стихов). -Душанбе, 2008; Фирдоуси. Шахнамс. -Душанбе, 1974-76; Лбу Али Ибн Сипа. Избранные произведения. - Душанбе, 199 0; Наеир Хусраи. Куллист (Сочинения). Т.1. 1991; Хафиз Ширазн. Избранные ■ ; ; произведения; - Д>чцанбе, .1978 ;.Саа11и Ширазн. Куллйёт (Сомш ; Ка:мол Худжмщи. ДевоГГ: - '.; V ' *.

• Душанбе, 1983-85 ; Абдурахман Джами.-Лирика. М!, 2001; Ахмад Дониш. Соч.: Асархои мунтахаб. - Душанбе, 1959;". •: .-«••;. '.УСадриддин Айни. Избранные сочинения в 6.томах.-СПб., 1971-1975: - ' :.V - Л "' -"■.': • . / ; : ' эстетической, коммуникативной, технологической, духовной, физической культуры личности педагога.

В этих исследованиях педагогическая культура рассматривается как важная часть общей культуры преподавателя, проявляющейся в системе профессиональных качеств и специфике педагогической деятельности.

Проблемы образования и культуры занимают значительное место в трудах русских историков, педагогов, философов. К осмыслению сущности, функций, основных структурных составляющих этих феноменов обращались в XVIII - начале XIX вв. В.Н. Татищев, М.В. Ломоносов, Н.М. Карамзин.2

Для изучения вопроса о соотношении и взаимодействии образования и культуры существенное значение имеют работы сторонников креативно-деятельностной, системно-функциональной, аксиологической концепций культуры (А.И. Арнольдов, С.Н. Артановский, В.Е.Давидович, Б.С. Ерасов, Ю.А. Жданов, Н.С. Злобин, М.С. Каган, JI.H. Коган, В.М. Межуев, Э.С.Маркарян, И.Н.Лисаковский, М.А.Полетаева, В.А.Ремизов, Э.В Соколов, А.Я. Флиер, Н.З. Чавчавадзе и др.) 3, а также таджикских учёных М.А. Арипова, Х.С. Афзалова, И. X. Каримовой, М.Л. Лутфуллоева, А.Н. Нурова, И.О. Обидова, Б.Р. Рахимова, Ф.Ш. Шарифова и др.

Татищев В Н История российская, В 7 т -М , 1962 1968, Ломоносов М В Древняя Российская история Карамзин НМ История государства Российского В 12 т -М , 1989-1995 3

Арнольдов А И Социалистический образ жизни и к> м тура -М ,1976 С 93 LpacoB Б С Социальная культурология Т 1-2 -М ,1994, Артановский С Н На перекрестке идей и цивилизаций-СПб , 1994, Давидович Е В, Жданов Ю А Сущность культуры -Ростов н/ Дону 1979, Зтобин НС Культурная деятезность — М ,1981, Каган М С Философия к} тыуры -СПб,1996 Философия теории ценности - СПб ,1997, Коган Л 11 Теория культуры - Екатеринбург 1993, Цель и смысл жизни четовека-М, 1984, Межуев ВМ Культура и история ~М, 1980 Маркарян ЭС 1еория к\ 1ьт)ры и современная наука -М,1983, Соколов ЭЮ Куштура и зичность -Л, 1972 - С 104, Флиер А Я Современная ку 1ьтурология объект, предмет,структура //ОНС 1997 № 2 Культ>ролопш для ку тьтурологов - М.1983, Чавчавад)е 113 Человек- ку 1ьтура -ценности //Вопросы философии 1981 № 6 Арипов М А Из истории педагогической мысли таджикског о народа -Душанбе, 1965, АфзаловХС Рахимов Б Р Исюрия педаюгнки таджикскою парода -Душанбе 1994 Каримова И X Kyibivpa - источник гуманизма - Душанбе 1997, Л>гфул тоев Л М Независимость 1 аджикистана и новый эып развития обраювания - Д>шанбе, 2006 Н>ров А Н Педаготка - Душанбе, 2004, Обидов И О Развитие народного образования и пед ногическои мысли » Таджикистане за юлы Советской власти -Дмшнбс 1967, Шарифцв Ф Т11 Де го уппезя - сознда1ельпыГпр\ i -Душапое, 1984

Проблемное основание исследования вытекает из противоречия между потребностью общества в специалистах с высокой педагогической культурой и отсутствием таковой на практике. Анализ показал, что вопросы влияния социально-культурных факторов па развитие педагогической культуры изучены слабо, а в данном контексте вопрос ранее не рассматривался. Все это послужило основанием для выбора темы диссертационного исследования.

Объект исследования: феномен педагогической культуры в совокупности его генетических, структурных и содержательных параметров.

Предмет исследования: степень и характер влияния социально-культурных факторов на формирование педагогической культуры.

Целью исследования является формирование целостного научного представления о культурологической парадигме, определяющей единство ценностных оснований, сущности и структуры педагогической культуры; обоснование специфики ее формирования и реализации в деятельности учителя общеобразовательной школы.

Задачи исследования: изучить генезис педагогической культуры в контексте традиционного культурного наследия Таджикистана; выявить специфику предметного поля педагогической культуры; разработать функциональные основания педагогической культуры; рассмотреть сущность составляющих компонентов педагогической культуры (аксиологического, технологического и личностно-творческого); обосновать теоретические основы построения культурологической модели формирования педагогической культуры учителя общеобразовательной школы; разработать внутришкольную программу формирования педагогической культуры учителя общеобразовательной школы.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что социально эффективная педагогика в наше время невозможна без четкого определения социально-культурных параметров личности, которую необходимо воспитать в процессе обучения, и выстраивания педагогической культуры учителя, направленно ориентированной на достижение именно этого социального результата.

Методологическую основу исследования составили: учение о личности как объекте и субъекте воспитания и обучения; концептуальные философские, социологические, психолого-педагогические фуды о педагогической культуре личности в системе социальных отношений, о целенаправленном освоении педагогической культуры. Это позволило обратиться к принципам методологии структурного функционализма и его представлениям о культуре как совокупности институциональных способов удовлетворения интересов и потребностей людей. В данном случае речь идет о социальных и культурных интересах общества, которые удовлетворяются посредством профессиональной деятельности учителя, обладающего соответствующей педагогической культурой. Именно в ракурсе такого понимания педагогической культуры проводится исследование социально-культурных факторов.

Методы исследования. Для достижения цели, решения поставленных задач применялась совокупность методов, взаимообогащающих и дополняющих друг друга. Основными теоретическими методами явились: историко-генетический, компаративный, моделирования, абстрагирования, конкретизации. Среди эмпирических м сто до в испо л ьзо вались: различные виды педагогического наблюдения, опросы, интервьюирование, беседы, изучение и обобщение опыта, результатов деятельности преподавательского корпуса общеобразовательных школ Таджикистана, обобщение независимых характеристик, анализ зарубежного опыта формирования педагогической культуры. ^ : ^

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

- феномен педагогической культуры исследован в проблемном поле культурологии на основе междисциплинарного подхода;

С- раскрыта характеристика аксиологического ' компонента педагогической культуры, представляющего.собой совокупность относительно устойчивых"педагогических''' '•'''".ценностей: профессиональной деятельности, овладевая которыми учитель объективирует их, делает личностно значимыми;

- ' предпринят анализ аксиологических компонентов педагогической культуры, их форм и уровней существования, разработана классификация педагогических ценностей в структуре педагогической культуры с учетом особенностей деятельности, д и а л е кти ч еско й п р ир о д ы, це н н о сте й;

- обоснован личностно-творческий компонент педагогической культуры, который обеспечивает творческое распредмечивание ценностей "и" технологий педагогической дёятёльНостй, вызывает сложный " -синтезвсех.'психических"'""сфер: (познавательной, эмоциональной, волевой и мотивационной) личности учителя;

- разработаны перспективные направления формирования педагогической культуры и самореализации учителя;

- проанализирована перспектива реформирования образования, связанная с доминированием культуротворческого подхода к обучению и изменением социокультурного статуса учителя общеобразовательной школы.

Теоретическая значимость исследования заключается в разрабопсе базовых параметров формирования педагогической культуры учителя на современном этапе, в совокупности аксиологических, психологических, педагогических и социально-культурных составляющих.

Обосновывается необходимость формирования педагогической культуры посредством выяснения степени и характера влияния социальнокультурных факторов на этот процесс, как неотъемлемого условия. 4

Выявлены содержательные аспекты влияния социальио-культурных факторов на формирование педагогической культуры учителя i образовательной школы.

Практическая значимость результатов исследования связана с j выявлением резервов совершенствования " деятельности общеобразовательной школы и анализом структурно-содержательных изменений," которые бы дали возможность целенаправленно формировать педагогическую культуру учителя общеобразовательной школы. Практическую ценность имеет разработанная в ходе исследования внутришкольная программа развития педагогической культуры преподавательского состава, а также апробированные педагогические технологии, обеспечивающие качественно новый образовательный эффект при решении проблем развития мотивации, овладения педагогической профессией и совершенствовании профессионального мастерства.

Выводы и рекомендации' диссертации" могут найти широкое применение в совершенствовании подготовки и повышения квалификации преподавательского состава школы.

Апробация результатов

1. Результаты исследования докладывались на международных симпозиумах, конференциях и семинарах (Душанбе, 2002, 2004, 2006, 2008; Ташкент, 2005; Чимкент, 2007); на республиканской научно-практической конференции «Воспитание современного культурно-образованного педагога-воспитателя» в НИИ педагогических наук; на конференциях в Кургантюбинском педагогическом институте (2003 г.) и Худжандском университете (2005 г.), на ежегодных научных конференциях ^ в Таджикском государственном педагогическом университете им. Айни (2003-2008 гг.).

2. По теме диссертации были опубликованы 5 статей. '

3. Основные положения и выводы диссертации получили внедрение в практике педагогической работы автора в школах №15, 23, 55, 65 г. .Душанбе.;' , . ., ., ^

4. Диссертация прошла обсуждение и была рекомендована к защите на заседании, кафедры культуры Таджикского государственного университета им. Айни (протокол №10 от 30 сентября 2008 года).

На защиту выносятся следующие положени я:

1. Педагогическая культура есть совокупность социально и культурно обусШвленных^'прйнцйпов приобщёнйя л к социально значимым знаниям, функционирующая в рамках единого проблемного; поля, имеющего свои исторические корни, отражающиеся в идеалах, ценностных ориентациях, традициях общества, реализация которых приводит к самоутверждению и профессиональному становлению. В связи с этим проблема педагогической культурызаключается в выстраивании системы координат, обеспечивающей современное видение образовательного процесса как процесса культуротворчества.

2. Педагогическая культура учителя общеобразовательной школы есть системный комплекс оснований для творческой самореализации личности в разнообразных видах педагогической деятельности, направленной на освоение, передачу и создание культурных ценностей и технологий.

При формировании и развитии педагогической культуры выделяются три группы противоречий: социокультурные, общепедагогические, личностно-творческие.

3. Непосредственно социально-культурным фактором начала освоения педагогической культуры является активная динамическая составляющая, обозначаемая в культурологии, психологии и педагогике идентификацией. Идентификация - ведущий педагогико-культурный механизм, выявляющий родовую естественную связь настоящего и прошлого, сохраняющий богатейший потенциал национальной культуры и культурного прогресса.

Среди социально-культурных факторов, влияющих на формирование педагогической культуры учителя общеобразовательной школы, необходимо акцентировать зависимость формирования педагогической культуры от степени развития профессиональной свободы личности, ее творческой самореализации в педагогической деятельности, в выборе ее жизненной стратегии и тактики. Данная зависимость находит свое практическое выражение в реализации индивидуализации и дифференциации педагогической направленности целостного образовательного процесса.

4. Педагогическая культура как системное образование представляет собой единство педагогических и культурных ценностей, технологий и личностных качеств, направленных на творческую реализацию в разнообразных видах профессиональной деятельности.

5.Основные функции педагогической культуры учителя общеобразовательной школы могут быть поняты исходя из специфики его деятельности, многообразия видов отношений и общения, системы ценностных ориентаций, возможностей творческой самореализации личности.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Социально-культурные факторы формирования педагогической культуры"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

С началом активной разработки культурологического направления в философии, педагогике и психологии проведены исследования, посвященные отдельным сторонам педагогической культуры: изучаются вопросы нравственно-эстетической, коммуникативной, технологической, духовной, физической культуры личности педагога. В общей и педагогической культуре проявляется социокультурный, интеллектуальный, нравственный потенциал преподавателя. Этот потенциал соствляет национальное богатство и должен быть своевременно востребован и рационально использован.Проблема профессионализма педагога в условиях обновления общества приобретает особую остроту и значимость. Наблюдающийся упадок обшей и профессиональной культуры в обществе во многом обусловлен тем, что образование перестает быть частью культуры.

Не случайно сопоставление ситуации, сложившейся в народном образовании, с возросшими требованиями общества к школе, учителю показывает, что многие причины, тормозящие процесс обновления отрасли, могут быть преодолены посредством развития педагогической культуры.

Таким образом, развитие педагогической кулыуры учителя есть та проблема, решение которой способно обеспечить выход школы из кризисного состояния. Обзор научной литературы, включающей материалы изучения проблем педагогической культуры, указывает, что интересы исследователей сосредоточены, в основном, на процессах формирования основ педагогической культуры у будущих учителей, студентов педагогических вузов республики. А как разворачивается этот процесс в стенах школы, остается неясным. Поиск ответа на этот вопрос, теоретическая и практическая значимость проблемы привели нас к выбору темы исследования, в котором рассматриваются предпосылки развития педагогической культуры в современной школе, пути и средства управления процессами ее повышения, а также способы изучения эффективности ее развития.

Педагогическая культура длительное время рассматривалась как совокупность норм и правил, регулирующих деятельность педагога, как проявление его такта, образованности. Безусловно, это важные, необходимые характеристики педагогической культуры, но они не отражают исследуемый феномен во всей его противоречивости и многообразии структурных и функциональных компонентов. При таком описательном подходе возникает опасность ухода в эмпиризм, в переоценку роли практики и опыта в педагогических исследованиях. В решении проблем формирования педагогической культуры важен не только факт овладения культурно- педагогическим наследием, но и включение как субъекта культуры в процесс инновационной деятельности по созданию и внедрению педагогических новшеств. ;

В данной работе мы опирались на методологию и теоретические подходы к проблеме педагогической культуры, которые разрабатываются в лаборатории общей педагогики и истории образования Таджикского научно- исследовательского института педагогических наук Министерства образования Республики Таджикистан.

Проведенные нами исследования подтвердили выдвинутую гипотезу о том, что педагогическая культура является решающим фактором деятельности школы по обучению и воспитанию учащихся.

1.Изучение теоретических источников, применение метода контекста анализа дефиниций культуры и компонентов педагогической культуры, историко-культурный анализ критических периодов развития общественно-педагогического сознания и роли авторских педагогических систем в преодолении противоречий развития образования позволяет сделать определенные выводы о сущности педагогической культуры как общественно-исторического явления и феномена педагогической деятельности, и дать ей следующее определение.

Педагогическая культура - это часть общечеловеческой культуры, интегрирующая историко-культурный педагогический опыт и регулирующая сферу педагогического взаимодействия. Совокупным субъектом педагогической культуры выступает общество в целом, задающее цели и содержание процессам социализации, воспитания и образования, а его «агентами» в педагогическом взаимодействии выступают учителя, родители, педагогические сообщества, реализующие этот социальный заказ в конкретно-историческом и личном педагогическом опыте.

Из данного определения следует, что педагогическую культуру надлежит рассматривать как часть общечеловеческой культуры, в которой находит обобщенное отражение, с одной стороны, практический опыт воспитания и обучения подрастающих поколений, а с другой -теоретические представления о ценностях образования и воспитания, требованиях к образовательно-воспитательным процессам и педагогическому взаимодействию.

Из этого очевидно, что педагогическая традиция реально существует в воспитательных и нравственных традициях общества, отражающих отношения взрослых к детям и принятые в обществе способы их социализации; в педагогических теориях; целостных педагогических системах; в моделях педагогической деятельности и личности учителя-воспитателя.

Общечеловеческая ценность в педагогической культуре проявляется всегда конкретно, через индивидуализированные педагогические системы, педагогическую деятельность конкретных воспитателей, учителей в конкретной исторической и социокультурной ситуации.

При анализе современной культурно-образовательной ситуации нами были выделены ее исторический, экономический, культурный и научный аспекты.

Способствует ли современная культурно-образовательная ситуация в этом виде развитию педагогической культуры?

Для ответа на данный вопрос нами -выделены тормозящие и стимулирующие факторы, оказывающие влияние на этот процесс.

К числу тормозящих факторов следует отнести:

- духовный разлад общества; , резкое падение престижа образования, культуры,' профессиональной компетенции и, как - следствие этого, снижение образовательных потребностей;

- ухудшение объемов финансирования учреждений системы образования, ослабление материально-технической базы системы. ухудшение материального и социального положения учительства.

Наличие данных факторов оказывает на процесс развития педагогической культуры не только тормозящее, но и разрушающее действие.

Что касается факторов, стимулирующих данный процесс, то к их числу следует отнести:

-тенденцию к восстановлению культурно-исторических форм системы образования, педагогических идей, концепций, которые ранее были забыты, выброшены из живой истории педагогической культуры;

-возвращение к старым типам школ (лицеи, гимназии, частные школы и т. д.), эффективным технологиям образования и воспитания .прошлого;,. у ;

- нарастание предпосылок гуманистической школы, способности осуществи ть поворот к личности ребенка;

- развитие связей между образованием и наукой. В интересах выживания образования в современной социокультурной ситуации своевременно поставить вопрос о том, как усилить и войти в контекст факторов, стимулирующих разви тие педагогической культуры.

Дальнейшее развитие педагогической культуры во многом зависит от позиции в этом вопросе учителя, который рассматривается в нашем исследовании как объект: и субъект педагогической культуры. ; Как, объект педагогической культуры учитель выступает носителем и хранителем ее ценностей. Как субъект - он создатель новых культурообразных образцов педагогической практики. Эти позиции взаимосвязаны.

В нашем исследовании показана необходимость реализации' ценностного, "творчески-деятел^ "и " личностного аспектов при выявлении сущности педагогической культуры не только па общественно-историчёском, но и неиндивидуальном уровне. Здесь также выделены процессы, обеспечивающие развитие личности учителя и его профессиональной деятельности в контексте педагогической культуры. л

Основными из них являются: интеграция учителя в педагогическую науку, обретение гуманистической педагогической позиции, ориентация в ценностях педагогической культуры, культурная идентификация и культурная самодстерминация. .:

В практическом плане для развития учителя как субъекта педагогической культуры особое значение в современной культурно-образовательной ситуации приобретает участие его в инновационной деятельности. "'-''v- -

Не случайно исходной позицией нашего исследования является положение о том, что основной предпосылкой развития педагогической культуры является сама обновляющаяся школа. л.ч ■■ / . '. у .у: у v . 1 - = - / у; . ■ \ ,. . --.у',.

2. Решая задачу, связанную с определением комплекса условий и средств, обеспечивающих развитие педагогической культуры в школе, мы выделили две группы условий:

- условия, способствующие развитию педагогической культуры школы в целом, и условия развития педагогической культуры учителя.

Для начала потребовалось конкретизировать понятие педагогической культуры школы, связывая его с гуманистическим типом педагогической культуры, импонирующим типу исследуемой нами

-школы. ■ .-„.-■.•,,- ''.,.-.-■.-." у

Из материалов наших исследований следует, что педагогическую культуру школы надлежит рассматривать как динамическую культуро-образную систему принятых в ней ценностей, воспитательных отношений, "способов педагогической деятельности и управления,' обеспечивающих свободное, творческое развитие личности, как ученика, ' так и учителя У"' "■''."■'•"" у :

Педагогическая культура учителя определяется в 'нашем йсслёдовании духовным своеобразием личности, ее индивидуальным отношением к ценностям образования и воспитания, собственной педагогической позицией в решении общих задач, авторским педагогическим почерком, а также индивидуальными предпочтениями педагогических систем, технологий, методик.

Как это подтверждает наша опытно-экспериментальная работа, основными условиями развития v педагогической культуры школы являются следующие:

- концептуализация жизнедеятельности школы, ее самоопределения как нужной окружающему социуму образовательно-воспитательной структуры, способной влиять на социокультурную среду и взявшей на себя миссию культурного развития не только детей, но и взрослых." 11

- необходимость поиска путей укрепления духовных связей с семьей, зашиты интересов ребенка, изучения проблем и потребностей окружающего социума.

Это и определило цель развития школы, направленную на создание единого духовно-педагогического пространства. В соответствии с целью нами были определены социально-терапевтическая, развивающая, адаптивная и другие функции школы.

Наиболее успешно данные функции могут быть реализованы в условиях школы открытого типа, основанной на усилении связей с ребенком, с жизнью, с социальными институтами микросреды. Школы, способной к гибкости и адаптации с учетом изменений социально-педагогической ситуации. Школы, которой чужда селективная дифференциация и элитарная замкнутость.

В основе педагогического процесса такой школы лежит ' гуманистическая педагогика, ориентированная на среду.

Школу открытого типа отличают также оптимистический настрой, общая атмосфера радости, стремление к оказанию помощи, терпимость, тесные контакты с родителями и социальной средой.

Такие представления и составили концептуальную основу нашей школы как школы открытого типа.

Педагогическую культуру школы открытого типа мы характеризуем как такую культуру, субъекты которой имеют общие ценностные ориентации в отношении ребенка и целей образования и воспитания. Они понимают жизненные проблемы детей и делают их основным содержанием обучения и воспитания. В формировании общих ценностных оснований деятельности всех участников педагогических процессов мы видим следующее условие развития педагогической культуры школы. При этом главной ценностью педагогической культуры школы открытого типа считаем ребенка как субъекта жизни, культуры, социальных отношений и своего собственного развития. Другим условием этой группы является изменение типа организации и создание оптимального режима работы школы, способного обеспечить ее развитие как инновационного учреждения.

Разработка нового содержания обучения и воспитания, являясь механизмом реализации концепции школы, также рассматривается нами как условие, направленное на развитие педагогической культуры школы. В нашей школе эти процессы разворачивались в направлениях, обеспечивающих.воплощение идей открытости в содержание воспитания и образования (при этом упор делался на авторизацию педагогического опыта).

Так, открытость культуре обеспечивается введением в практику преподавания курсов: «Культурология» в контексте развития культуры,

История декоративно-прикладного искусства таджикского народа» и т. д.

Новые подходы к организации воспитательной деятельности направили ее по пути сближения духовных интересов учеников, учителей, родителей. Обогатили процесс подготовки и проведения полезных дел школы. На передний план выступила задача ориентации детского коллектива на общественные нужды. Все это повлекло за собой необходимость установления особого типа взаимоотношений между всеми участниками педагогических процессов. К числу условий, обеспечивающих развитие педагогической культуры школы, мы относим изменение содержания и стиля управления школой.

Открытость педагогической системы потребовала отработки такого стиля, который способен учитывать как особенности изменений социально-педагогической ситуации, так и интересы всех участников педагогических процессов. В структуре управления школой на передний план выступили горизонтальные связи (как внутри педагогического и~ ученического коллективов, так и между ними).

Общее повышение уровня педагогической культуры школы является основной предпосылкой развития индивидуальной педагогической культуры каждого учителя, и, наоборот, чем больше в школе появляется учителей, включающихся в инновационный процесс, тем выше уровень ее педагогической культуры.

Учитывая эту закономерность, мы сосредоточили внимание на раскрепощении творческой энергии учителей, высвобождении ее для новых дел и создании условий для полноценной творческой* самореализации каждого педагога.

В этих условиях закономерным становится поиск индивидуальных различий педагогов и разработка стратегии оказания помощи учителю в становлении его личностного образа, укреплении и развитии индивидуального своеобразия его педагогической культуры.

Проводимые нами исследования были направлены на выявление особенностей педагогической деятельности, позиции, внутренних свойств личности педагогов как субъектов инновационных процессов, обеспечивающих изменение школы.

Нас интересовало также отношение учителей к инновационным процессам и те состояния, которые они испытывали, включаясь в инновационную деятельность.

Сопоставление полученных в результате исследования диаграмм с наблюдениями и материалами бесед позволяет установить прямую связь между психоэмоциональным состоянием учителя и его включенностью в творческий процесс.

Следование этим выводам не только помогло точнее определить направление в деятельности каждого учителя, но и обозначить содержание семинаров, тренингов, индивидуальных бесед.

Способствовало созданию творческих групп, формированию системы взаимоотношений в педагогическом коллективе.

Изучение результатов исследований, их сопоставление с материалами бесед и наблюдений позволяют выявить индивидуальные особенности коммуникативной компетентности, этического сознания, а также важные аспекты профессионального сознания педагогов - это, в свою очередь, определяет содержание коррекционной работы среди учителей.

Индивидуальная работа с учителями, обладающими разным уровнем развития педагогической культуры, позволяет выделить условия, выступающие в качестве механизмов перевода учителя на новый уровень педагогической культуры.

К их числу мы относим:

- обогащение общекультурного фона школы;

- предоставление учителю свободы творческого самовыражения, поддержка его индивидуальности;

- повышение психолого-педагогической компетентности всех учителей, снабжение учителя, классного воспитателя необходимой информацией об ученике, его семье;

-формирование способности к педагогической рефлексии, интереса к изучению деятельности и оцениванию результатов своей педагогической деятельности с позиции учеников и родителей;

- развитие коммуникативности и диалогичности учителя как субъекта общения с детьми, родителями, коллегами; включение в инновационную деятельность, связанную с разработкой нового содержания образования, освоением личносгно-ориеитированных педагогических технологий, авторизацией педагогического опыта;

-обеспечение зоны успеха и условий для творческого самовыражения личности педагога, как субъекта педагогической культуры гуманистического типа.

Результаты опытно-экспериментальной работы позволяют утверждать, что выделенные нами условия развития педагогической культуры положительно сказываются на процессах обновления школы, качестве обучения и развития учащихся, создании благоприятной культурно-образовательной среды, повышении роли школы как культурного центра нашего города, усилении ее воспитательных функций.

Утверждение гуманистических ценностей в современном обществе выдвигает на приоритетные позиции ценность человеческой личности, богатство ее духовного мира, проявляющееся в общей и профессиональной культуре.

 

Список научной литературыШомуродов, Баходир Боймуродович, диссертация по теме "Теория и история культуры"

1. Абдуллина О. А. К проблеме педагогических умений // Вопросыобщепедагогической подготовки будущих учителей. / Под. ред. А. И. Пискунова. М.: МГПИ им. Ленина, 1972. - С. 260.

2. Абдурахман Джами. Лирика. М., 2001.

3. Аб Али ибн Сина. Осори муптахаб.(Избранные произведения). Т.2.-Душанбе, 1983; 1990.

4. Азаров Ю. П. Радость учить и учиться. — М.: Полишздат, 1989. 335с.

5. Айни. С. Ёдоштхо (Воспоминания). Госиздат, 1954.

6. Амопашвили Ш.А. Личпостпо-гуманная основа педагогическогопроцесса. Минск, 1990.

7. Амонашвили Ш.А. Нам должно быть присуще все лучшее, чтолюдям нравится в человеке. (О личных качествах учителя) // Учит, газета. -1987. 1 января.

8. Ангеловская К. П. Учителя и инновации: Книга для учителя. М.:

9. Просвещение, 1991. С. 176.

10. Античная культура и современная наука / Отв.ред.Б.Б.1. Пиотровский. М., 1985.

11. Арипов М.А. (Орифи) История педагогической мысли таджикскогонарода. Душанбе, 1962. - Часть 1 -2. - 65с.

12. Арипов М.А. Из истории педагогической мысли таджикскогонарода. Душанбе, 1965.

13. Арнольдов А.И. Социалистический образ жизни и культура.1. М., 1976. С.93.

14. Артановский С. Н. Историческое единство человечес1ва ивзаимное влияние культур. Философско-методологический анализ современных буржуазных концепций.-Л., 1967.

15. Афзалов X. Великий просветитель // Народное образование. 1980.15.