автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему: Социально-культурные функции световых и цветовых представлений в различных типах мировоззрения
Полный текст автореферата диссертации по теме "Социально-культурные функции световых и цветовых представлений в различных типах мировоззрения"
На правах рукописи
Прохоренкова Светлана Александровна
СОЦИАЛЬНО - КУЛЬТУРНЫЕ ФУНКЦИИ СВЕТОВЫХ И ЦВЕТОВЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В РАЗЛИЧНЫХ ТИПАХ МИРОВОЗЗРЕНИЯ (Сравнительный анализ)
Специальность 09.00.11 - Социальная философия
Автореферат
диссертации на соискание учёной степени кандидата философских наук
Иркутск - 2006
Работа выполнена на кафедре философии Иркутского государственного технического университета
Научный руководитель доктор философских наук, профессор
Сирин Анатолий Дмитриевич
Официальные оппоненты доктор философских наук, профессор
Мальчуков Валерий Алексеевич
кандидат философских наук, доцент Лескинен Мария Ивановна
Ведущая организация кафедра философии, социологии и
истории Иркутской государственной сельскохозяйственной академии
Защита состоится «"%> октября 2006 г. в часов на заседании диссертационного совета Д 212. 074. 02 по защите диссертаций на соискание учёной степени доктора наук в Иркутском государственном университете по адресу: 664003, г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 1, ауд. 410.
С диссертацией можно ознакомиться в Региональной научной библиотеке Иркутского государственного университета по адресу: 664003, г. Иркутск, Бульвар Гагарина, 24.
Автореферат разослан « /Л сентября 2006]
Учёный секретарь диссертационного совета
Ю. А. Киселёв
Общая характеристика работы
Актуальность темы исследования
Проблема света и цвета издавна привлекала внимание выдающихся мыслителей, деятелей искусства, политиков и богословов. Философы, психологи, учёные-естествоиспытатели и социологи стремились постичь тайиу этих явлений, теоретически осмыслить сложнейшие социо - культурные и гносеологические вопросы, связанные с осмыслением света и цвета.
При всей многозначности концептуальных трактовок категорий «свет» и «цвет», в социальной философии обозначены основные направления дальнейшего изучения свето - цветовых воздействий. Теоретические исследования обращены к раскрытию природы и философско - эстетического значения света и цвета, к изучению символизирующей (обобщающей) роли этих явлений в современной социальной практике, к исследованию позитивного и негативного воздействия цвета в социокультурной и межэтнической коммуникации.
Особенно интенсивным стало изучение этой проблематики в XX веке. Большое внимание стали уделять изучению психологического воздействия света и цвета на жизнь человека, на его чувства и мышление. Имеющиеся исследования затрагивают также сложнейшие вопросы воздействия света и цвета на социальную жизнь. Эти исследования распространяются на различные сферы бытия и познания, которые так или иначе связаны с пониманием света и цвета.
Несмотря на довольно обширную литературу, посвященную проблеме света и цвета, многочисленные исследования и практическое использование полученных результатов в этой области, особенно в некоторых видах искусства, она не только пе теряет свою актуальность, но становится ещё более злободневной.
По нашему мнению, в настоящее время особенно актуальным является выявление значимости светоцветовых явлений в формировании философского мировоззрения. К сожалению, когда речь заходит о факторах, влияющих на формирование мировоззрения, о роли света и цвета, то многие вопросы оказываются обойдёнными, либо слабо исследованными. Так, работы, которые были бы посвящены значению света и цвета в формировании мироощущения, мировосприятия и миропонимания, можно пересчитать по пальцам.
Не менее необходимой является задача теоретического осмысления свето — цветовых явлений в мировоззрении. Многоуровневое осмысление необходимо для раскрытия таких проблем, как неоднородность мировоззрения и целостность восприятия человеком свето — цветовых явлений; обоснование роли света и цвета в традициях идеализма и материализма; выявление социально -философских представлений о назначении свето — цветовой символики. При этом ощущается острый дефицит философских разработок, которые систематизировали бы достижения в этой области.
Многие философские вопросы, связанные с пониманием света и цвета, остаются открытыми для будущих исследований.
Степень разработанности темы
В трудах мыслителей, обращавшихся к исследованию явлений света и цвета, содержатся различные аспекты осмысления данной проблемы. Явления света и цвета неоднократно рассматривали во взаимосвязи с мифологическим и религиозным сознанием. Таковы труды А. И. Немировского («Мифы и легенды Древнего Востока»), А. Ф. Лосева («Очерки античного символизма и мифологии»), Иосифа Волоцкого («Просветитель»), Серафима Роуза («Душа после смерти»).
Исследованию световых и цветовых воздействий в религиозном мышлении посвящены труды Вл. Соловьёва («Три силы», «Три речи в память Достоевского», «Смысл любви»), П. Флоренского («Столп и утверждение истины»), Н. О. Лосского («Чувственнвая, интеллектуальная и мистическая интуиция»).
Воздействие явлений света и цвета на познавательные возможности человека стало также темой исследований, посвященных вопросам становления и развития искусства. Многогранность восприятия и осмысления человеком световых и цветовых явлений раскрывается в трудах В. В. Ванслова («Изобразительное искусство и музыка») и В. Виноградова («Занимательная теория музыки»).
Более концептуальны труды философов, раскрывающие значение света и цвета в жизни и мышлении человека: «Государство» Платона, «Эннеады» Плотина, «Критика способности суждения» И. Канта, «Мир как воля и представление» А. Шопенгауэра, «О пользе и вреде истории для жизни», «Так говорил За-ратустра» Ф. Ницше, «Свет невечерний» С. Булгакова.
Изученшо материального и идеального значений света и цвета уделено внимание в трудах мыслителей XVII - XX веков. Таковы исследования Дж. Локка («Опыт о человеческом разуме»), Л. Фейербаха («Вопросы о бессмертии души»), К. Маркса («Немецкая идеология»), В. И. Ленина («Материализм и эмпириокритицизм »).
Особое внимание вопросам познания света и цвета уделялось в XX веке в научных исследованиях по физике и астрономии. Дискуссия о материальной и идеальной природе света и цвета развернулась в науке в 60 - 70 годы XX века. Особенно выделялись труды и статьи, посвящённые соотношению световых и цветовых явлений с категориями пространства и времени: «Бесконечность и Вселенная» В. В. Казютинского, «Против теологической интерпретации естествознания» Ю. Б. Молчанова, «Эволюция и возникновение звёзд в современной галактике» В. Г. Фесенкова. В этот период усилилось стремление к объективной оценке световых и цветовых явлений, к подтверждению идей, касающихся осмысления света и цвета, опытом.
После столь значительных открытий в области света и цвета усилился интерес и к более ранним учениям. Постепенно начался переход от анализа световых и цветовых явлений к синтезу накопленных знаний. Многие творческие работы и исследования о свете и цвете направлены на изучение этического и социально-психологического значения световых и цветовых явлений. Внимание
учёных стали привлекать труды И. В. Гёте («Учение о цвете»), В. Кандинского («О духовном в искусстве»),
В XX веке особое внимание стали уделять исследованию психологического значения световых и цветовых явлений. Данной проблеме были посвящены работы, в которых нашло отражение философское осмысление проблем психологии и искусства. Таковы исследования Кристофера Роу («Цветовой символизм в древнем мире»), Тосихико Изуцу («Исключение цвета в искусстве и философии Древнего Востока»), Эрнста Бенца («Цвет в христианских видениях»).
В области психологии цвета выделяются труды Г. Г. Воробьёва, В. В. Налимова, Н. В. Серова. Учёные установили, что на восприятие цвета влияют возраст человека, профессия, уровень интеллектуального развития и многие другие факторы. Цвет был осмыслен как отображение душевного состояния человека. Антропологическое значение цвета было раскрыто психологами при разработке учения о четырёх цветовых типах людей. Согласно Г.1 Г. Воробьёву человек при выборе определённого цвета опирается на собственные ощущения: самоуважение (зелёный), уверенность в своих силах (красный), удовлетворённость (синий), внутренняя свобода (жёлтый).
Осмыслению антропологического значения света и цвета в 70 - 90 годы XX века также были посвящены многие исследования. Таковы труды Н. В. Серова («Античный хроматизм. Философия цвета»), Р. В. Кириллова («Философия цвета в художественном творчестве»), Р. Л. Грегори («Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия», «Разумный глаз»), М. Дериберса («Цвет в деятельности человека»), Г. Фриллинга («Человек - цвет - пространство»), М. Миннарта («Свет и цвет в природе»), Г. Цойгнера. («Учение о цвете»).
В литературе XX века преобладающим стало осмысление психологического значения света и цвета. Ряд исследований был посвящён символике света, тьмы и цвета как в творчестве писателей XIX века -И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, так и в литературе XX века, в частности, в творчестве В. Г. Распутина.
В философии нашего времени выделяются труды Дэвида Гудинга и Джона Леннокса («Мировоззрение: человек в поисках истины и реальности»), Петера Кунцмана, Франца-Петера Буркарда и Франца Видмана («Философия»), А. Г. Спиркина («Философия»), Н. В. Серова («Цвета культуры»), посвященные различным уровням осмысления свето - цветовых представлений (интуитивному и дискурсивному) а также воздействию свето - цветовых представлений на мышление и жизнь общества.
Исследованию разнообразной тематики, касающейся свето - цветовых феноменов посвящено множество публикаций. Тем не менее, ещё раз подчеркнём, что в антропо - социально философском плане пока не достигнуто достаточной чёткости и ясности по проблеме функциональной нагрузки представлений о свете и цвете в формирующемся социуме, в формировании социо - мировоззрения (в рамках общих космологических воззрений), а также о роли этих представлений в практически деятельностной реализации общественного и ин-
дивидуального субъекта. Цель некоторого восполнения существующих пробелов и преследуется в данной работе.
Объект исследования — представления и понятийное воспроизведение феноменов света и цвета в различных типах мировоззрения
Предметом исследования является восстановление интерпретаций индивидуального и общественного (социального) представлений о свете и цвете в мифологическом, религиозном и философском типах мировоззрения.
Цель диссертационной работы: выявить общее и специфическое в понимании реального значения свето - цветовых явлений различными типами мировоззрения, установить функциональные проявления и реализации этого понимания.
Задачи диссертационной работы:
- Проанализировать вопрос о неоднородности и разнопорядковости мировоззрения в связи со своеобразием представлений в нём рефлексии света и цвета.
- Обосновать необходимое присутствие в социо — мировоззрении компонентов реликтовости и архаики (целостность, непосредственность связи с реалиями бытия - создание, сохранение, разрушение).
- Выявить основные функции представлений о свете и цвете в различных типах мировоззрения.
- Определить основные направления современной свето - цветовой практики в рамках социума.
- Провести сравнительный анализ особенностей восприятия и понимания света и цвета в мифологических и религиозных системах, а также в различных философских направлениях.
Методологической основой исследования являются диалектика, системный метод, сравнительный анализ, герменевтика, синергетика и исторический метод.
Свет и цвет необходимо рассматривать в развитии, что возможно сделать, главным образом, с помощью диалектического метода. В данном исследовании рассматриваются качественные и количественные соотношения света и цвета в различных типах мировоззрения, применяется закон борьбы и единства противоположностей (при изучении смены трагических цветовых контрастов идиллическими), задействован закон отрицания отрицания, что позволяет глубже и основательнее взглянуть на совершающиеся в познании процессы, рассмотреть различные стадии и ступени развития при осмыслении явлений света и цвета.
Диалектический подход подкрепляется и завершается приёмами синтези -рования, что позволяет исследователю обнаруживать единство различных явлений, проявляющихся в области интерпретаций света и цвета.
Большую роль в изучении явлений света и цвета играет также сравнительный анализ. Этот метод способствует выявлению сходства и различия в трактовке света и цвета во многих типах мировоззрения, в мышлении разных народов мира.
Для пояснения и истолкования символики цвета в религиозном и философском мышлении нами использованы достижения в области герменевтики. Герменевтика как специфический метод наук о духе проявилась уже в трудах Ф. Э. Шлейермахера, В. Дильтея и М. Хайдегтера. В известном смысле герменевтика применима при обращении к трудам Вл. Соловьёва, Евг. Трубецкого, П. Флоренского и В. Н. Лосского, в которых содержится пояснение и истолкование религиозного и философского значения света и цвета.
В данной работе широко используется дедуктивный метод, позволяющий понять смысловые значения света и цвета в мифологических и религиозных системах. В работе применяется также индуктивный метод. Так, после изучения многочисленных трактовок света и цвета в различных типах мировоззрения (в мифологии, религии и философии) в работе выявляется, кроме различного, и общее для всех типов мировоззрения при осмыслении явлений света и цвета.
В XX веке проблема изучения свето - цветовых воздействий стала занимать одно их ведущих мест в синергетике. Центральной проблемой синергетики является выявление соотношения порядка и хаоса в обществе и мышлении человека. Цветовая символика различных стран и эпох отображает стремление человека к порядку и хаосу, к преодолению конфликтов.
Исторический метод способствует выявлению и раскрытию процесса познания света и цвета в мифологическом, религиозном и философском типах мировоззрения.
Научная новизна исследования заключаются в следующем:
- в работе установлено основное человеко — размерное содержание представлений о свете и цвете в различных формах и уровнях мировоззрения в единстве и различии символической представленности этого содержания на основе предложенного различения повседневного, архаического, социального, социально — философского мировоззрения.
- выявлены социально - культурно значимые функции, выполняемые представлениями о свете и цвете в реализующемся социуме и зафиксированные в соответствующих мировоззренческих формах.
- проведена систематизация различных взглядов относительно сущности и символической значимости света и цвета в различных типах мировоззрения.
- обоснована значимость архаического содержания представлений о свете и цвете в современной социальной свето — цветовой символике, способной реализоваться как позитивно, так и негативно.
- показана взаимосвязь представлений о свете и цвете с природно - географическими условиями; с особенностями социального устройства в различных государствах в различные исторические эпохи.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. При анализе представлений о свето - цветовых явлениях в различных типах мировоззрения целесообразно дифференцировать понятие мировоззрения (в отличие от известных подразделений) так, чтобы специальной структурной единицей обозначалось социальное мировоззрение, так как это соответствует
исторически сложившемуся целостному восприятию света и цвета, сохраняющемуся и сегодня в этно - национальном повседневном социальном сознании.
2. Представления о свете и цвете в эволюционно исходной форме мировоззрения выполняли важные функции: задавали общую космическую конструкцию бытия, обосновывающую конструкцию социального бытия, её устойчивость и целостность.
3. Как мифологические, так и рационализированные формы мировоззрения развивали представления о ряде важнейших функций для социума: интерпретирующей и иерархизирующей, включающей индивидуума в социум. При этом разница в конкретной символической значимости света и цвета для носителей символов разных регионов теоретического значения не имеет, хотя и требует внимательного отношения в плане современной межэтнической коммуникации.
4. Все анализируемые типы мировоззрения принципиально синергийны в том отношении, что взаимодействию света и тьмы приписывается системно -порождающая функция и тем самым обозначаются изначальные подступы к разработке тех концептуализации, которые актуальны для современной синергетики.
5. Функции свето - цветовых представлений в формах мировоззрения современного социального сознания и социально — философской рефлексии даже если и выполняются, то в редуцированной форме (то есть более или менее важны в «маркировке» социальной структуры и этно — национальных аттестациях). Тем не менее, не учитывать возможных преувеличенных идеологических и политических апелляций к архаике в использовании свето - цветовых представлений нельзя.
Теоретическая и практическая значимость работы.
Теоретическую и практическую значимость проведённого исследования можно свести к двум весьма существенным, на наш взгляд, моментам.
Во-первых, работа даёт возможность более глубокого и точного разграничения символики света и цвета в различных мировоззренческих системах, что, в свою очередь, позволяет исследователю, занимающемуся изучением различных типов мировоззрения, проводить более строгий научный анализ. То же можно сказать об использовании материалов работы в преподавательской деятельности. В частности, они могут помочь при разработке учебных курсов по эстетике (при рассмотрении эстетики цвета), мировой художественной культуре (при анализе мифологических систем разных стран), истории мировых религий (при изучении религиозного символического мышления, сопоставлении различных религиозных систем); по русской и западноевропейской философии.
Во-вторых, собранный обширный материал и сделанные выводы, на наш взгляд, могут быть использованы представителями различных видов искусств, где свет и цвет являются средствами художественного отображения действительности. Работа может помочь этнографам, религоведам, художникам, музыкантам глубже понять символику света и цвета в тех или иных культурных памятниках.
Апробация диссертации. По теме исследования имеется семь научных статей. Материалы диссертации докладывались автором на научных конференциях: «Повышение эффективности познавательной деятельности обучающихся», «Проблемы Земной цивилизации»; а также на межвузовском научно -практическом семинаре «Слово и образ».
Некоторые разделы второй главы работы были задействованы в авторском курсе по Мировой художественной культуре (Мифы древнего Востока) и по эстетике (Эстетика архаического периода).
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения, библиографического списка и иллюстративного приложения.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении показана актуальность темы исследования, обозначены цели и задачи диссертационной работы, представлена степень научной разработанности проблемы, раскрывается новизна работы и её научно — практическая значимость.
Глава 1. «Теоретические проблемы осмысления свсто — цветовых явлений в мировоззрении» посвящена анализу подходов к изучению различных типов мировоззрения, а также осмыслению психологического значения света и цвета и обоснованию диалектического подхода к осмыслению исследуемых явлений.
В § 1 «Неоднородность мировоззрения и целостность восприятия человеком свето - цветовых явлений» представлен анализ роли света и цвета в различных типах мировоззрения - в мифологии, религии, науке и философии. Эта задача решается через:
- обращение к понятиям «свет» и «цвет», представленным в трудах, посвященных проблемам формирования мировоззренческих принципов.
- осмысление дискурсивного и интуитивного уровней исследования света и цвета.
- выявление значений света и цвета в философском познании.
Определения категорий света и цвета были сформулированы уже в
60 - 70-е годы XX века. В настоящее время огромное внимание уделяется выявлению воздействия этих явлений на мышление человека. Употребляются понятия, связанные с осмыслением световых и цветовых явлений: «светимость» (в современной астрономии), «цветовое воздействие» (в «Цветоведении» Л. Н. Мироновой).
Для того, чтобы понять многозначность смысловых значений понятий свет и цвет были рассмотрены труды И. В. Гёте («Учение о цвете»), В. Кандинского («О духовном в искусстве»), Е. Л. Фейнберга («Две культуры. Интуиция и логика в искусстве и науке»), Г. Шереметьевой («Семь цветов здоровья»), Р. Л. Грегори («Разумный глаз»), М. Миннарта («Свет и цвет в природе»), Д. Гудинга («Мировоззрение: человек в поисках истины и реальности»), Л. Н.
Мироновой («Цветоведение»), В. М. Найдыша («Философия мифологии»), Н. В. Серова («Цвет культуры»).
Анализ исследований о свете и цвете показал, что все учения о свете и цвете расширяют представления о бытии и сознании человека. Подходы к изучению света и цвета были различными. В каждом из типов мировоззрения обнаруживается специфика осмысления света и цвета, обусловленная присущими им трактовками субъектно — объектных отношений.
В результате изучения материалов, посвящённых проблемам неоднородности мировоззрения и целостности восприятия человеком свето - цветовых явлений было установлено, что свето - цветовые ощущения ориентированы в основном на правое, более древнее полушарие головного мозга, где они представлены как целостные модальности. Восприятие света и цвета информационно дополняется работой левого (логического) полушария, не утрачивая своей целостности.
Несмотря на различия, существующие в осмыслении мира и назначения в нём человека (представленные в каждом из типов мировоззрения), существует целостное восприятие человеком свето - цветовых явлений. Познание чувственных образов цвета связано с определёнными образами (природных стихий, религиозных культов), а также с предметами, окружающими человека в повседневной жизни. Эти образы и предметы на протяжении многих тысячелетий были связаны с определёнными, только для них характерными цветовыми решениями.
Мировоззрение неоднородно в том отношении, что имеет функционально разные уровни: повседневный (обыденный), научный, философский, а также генетически исходные — мифологический, религиозный. При этом повседневный уровень содержит элементы мифологического, научного не утрачивая функции повседневности и участвует в социокультурной сфере.
Социомировоззрение, сочетающее в себе различные типы мировоззрения, принципиально синхронно. Оно обусловлено нуждами человека и общества. Таким образом акцентированное мировосприятие человека в связи с целостным осознанием света и цвета можно считать антропосоциомировоззрением. В со-циомировоззрении важным является этно — национально ориентированный взгляд на реалии света и цвета (на древних этапах аттестующий социальное бытие человека как проекцию космического бытия и сохраняющий в качестве своеобразных архетипов эту этно — национальную коннотацию до настоящего времени).
Парадокс целостного восприятия состоит в том, что оно не может оставаться абсолютно целостным и неаналитическим. Будучи первоначально понятийно обозначенными, свет и цвет уже на этом уровне (первоначальной рефлексии) рассматриваются через характерные противопоставления: свет - тень (темнота); бытие - небытие (различные градации бытия); возникновение — ис-чезновенние; простое — сложное. Эти и подобные им противопоставления социально ориентированы. Поэтому необходимо рассмотреть вопрос о том, какую конструктивную роль они выполняют в традициях идеализма и материализма.
В §2 «Логико — диалектический анализ иоантий света и цвета и обоснование конструкционной роли света и цвета в традициях идеализма и материализма» рассматриваются основные концепции мыслителей, посвященные изучению материального и идеального значений света и цвета. Наиболее часто свет и цвет понимаются как
а) объективная причина зрительных ощущений;
б) одно из проявлений лучистой энергии;
в) материальные объекты (свет, при этом, обладает как волновыми, так и корпускулярными свойствами);
г) явления, оказывающие воздействие на психологические состояния и мыслительную деятельность человека.
Диалектика в осмыслении свето - цветовых явлений проявляется при рассмотрении мыслителями света и цвета как идеальных (духовных, воздействующих на психику человека) и как материальных тачал бытия.
При анализе философских учений, посвященных осмыслению света и цвета как идеальных начал бытия, подробно рассматривается значение световых и цветовых символов в жизни государства, общества и отдельного человека. Определено также воздействие каждого из цветов на восприятие и мышление человека. Символика света и цвета неразрывно взаимосвязана с проблемой жизни и смерти человека, что позволяет выявить воздействие этих явлений на душу человека и раскрыть их катарсическое воздействие.
В наиболее ярких учениях о свете и цвете, сложившихся в Древней Греции - в трудах Платона (в диалогах и «Государстве»), Аристотеля (в «Метафизике») и Плотина (в «Эннеадах») - явления света и цвета осмыслены как идеальные начала бытия.
При рассмотрении света и цвета как идеальных начал бытия возрастает этическое значение этих явлений. Бытие в трудах Платона и Плотина мыслится как вечная борьба человека с самим собой. Согласно их учениям, человек был порождён из тьмы, но был наделён стремлением к свету. Назначение человека в бытии заключается в стремлении от материального к духовному, от тьмы к свету.
В связи с проблемой осмысления света и цвета как идеальных начал бытия выделяется также труд С. Н. Булгакова «Свет невечерний». Особое внимание уделяется в этом труде взаимосвязи явлений света,, тьмы и цвета с бытием и сознанием. Отождествление света с бытием Бога и мира, с основным стремлением души человека и совестью составляет сущность исследования. На первый план выступает при этом диалектическое устройство бытия и природы человека. Бытие осмыслено как творческий синтез бытия и небытия, света и тьмы. В душе человека при ближайшем рассмотрении обнаруживается две бездны: тьма и свет.
Согласно учениям философов-материалистов (Л. Фейербаха, К. Маркса, В. И. Лешша) цвета, запахи и вкусовые свойства являются вторичными качествами, которые возникают как чисто субъективные представления посредством воздействия невидимых частиц на чувства человека. Свет и тьма имеют при
этом этическое значение. Тождественными представлены понятия «свет» и «благо», так как они пробуждают и усиливают ощущение радости. Тьма отождествляется в сознании с бедой. Врождённых принципов — нравственных и религиозных - не существует. Поэтому человек сам определяет путь к свету или тьме.
Познание «вторичных» качеств согласно философам-материалистам происходит из чувственного созерцания. Существуют две субстанции, через которые воспринимаются свет и цвет - телесная (простая) и духовная (сложная). Простые идеи (идеи белого, жёлтого и других цветов) воспринимаются чувствами через ощущения. Все цвета представляют собой простые идеи, в то время как световое излучение является сложной идеей. Если цвет постигается чувствами, то свет раскрывается разуму.
Свет и цвет предстают как явления материальные. Через них начинается процесс познания. При этом, ощущения и представления человека могут быть как тёмными, так и светлыми. Смена одного ощущения другим порождает неопределённость — смутные, тёмные состояния души.
Таким образом, материальное, как первичное начало, является более истинным, а мысль, сознание и ощущение, как продукты более высокого развития, более сложны и многообразны. Согласно марксизму, зрение и слух открывают человеку объективное бытие мира. Несмотря на то, что пределы приближения знаний человека к абсолютной истине условны, объективное познание о бытии (в том числе, и о явлениях света и цвета) постоянно совершенствуется.
В материализме оказывается важным объективное знание о свете и цвете. Это знание должно быть обязательно подтверждено опытом. Тем не менее, существуют такие представления о свете и цвете (об их трансцендентном, инобы-тийном значении), которые не могут быть проверены опытом. Кроме того, каждый человек понимает свет и цвет по-своему, субъективно.
В первой главе диссертации свет и цвет рассматриваются как явления идеальные и материальные. В двух параграфах этой главы выявлена проблема диалектики общего, особенного и единичного при осмыслении света и цвета. Общее обнаруживается в устойчивых психо-физиологических законах отражения света и цвета. Особенное проявляется как результат специфики осмысления света и цвета в различных типах мировоззрения (сквозь призму дискурсивного и интуитивного уровней познания). Единичное даётся в преломлении общих законов, выработанных при осмыслении света и цвета, через индивидуальное сознание мыслителей прошлого и настоящего.
Исходя из изложенного в первой главе работы, можно сделать следующие выводы. Анализ роли света и цвета в традициях идеализма и материализма способствует раскрытию общего и специфического в понимании реального значения свето — цветовых явлений. Поэтому учение философов-идеалистов о свете и цвете является столь же значимым, как и учение философов-материалистов.
Свету и цвету присущи как материальное (реальное), так и идеальное (символическое) проявления в бытии. В мировоззрении философов различных направлений раскрывается, как правило, лишь одна их сторон света, тьмы и цвета.
Эти явления имеют в социокультурной жизни универсальное значение. Их проявления можно рассматривать не только в бытии, но и в познании. Миросозерцание и мировоззрение человека подвергалось на протяжении многих веков многочисленным изменениям, обусловленным исторической эпохой, уровнем общественной жизни, экономическими, политическими и религиозиыми кризисами. Смена мировоззрения непосредственно отображалась в осмыслении явлений света, тьмы и цвета.
Рассмотрим основные закономерности в осмыслении света и цвета в различных типах мировоззрения - в мифологии, религии и философии.
Вторая глава «Социокультурные функции свето — цветовых явлений в различных типах мировоззрения» содержит осмысление исследуемых явлений сквозь призму мифологического, религиозного и философского мировоззрений.
В §1 «Функциональные нагрузки представлений о свете и цвете в мифологическом мировосприятии» представлено исследование содержания света и цвета в мифологических системах, оказавших впоследствии воздействие на формирование представлений о свете и цвете в религиозном миросозерцании. В каждой из основных мифологических систем ранний этап развития был связан с осмыслением света и тьмы как противоположных начал бытия.
Наиболее отчётливо осмысление соотношения света и тьмы проявилось при обращении к проблеме жизни, смерти и бессмертия. Мир был представлен разделённым на свет и тьму не только в жизни человека, но и после смерти. Бытие праведников мыслилось освещенным ярким светом, в то время как бытие грешников мыслилось погруженым в непроницаемую тьму.
Мир воспринимался как вечная борьба сил света и тьмы. Свет ассоциировался с мудрым устройством бытия, а тьма воспринималась как отсутствие упорядоченности, жизни и мыслительной деятельности. Свет стал символом стремления человека к познанию мира. Он обозначал гармоничное, упорядоченное устройство мира, в то время как тёмное начало стало воплощением хаоса, беспорядочности, разрушительных сил.
Проблема осмысления света и цвета была связана во всех мифологических системах с происхождением мироздания. Так, например, согласно греческой мифологии, мир возник из мрака и постепенно наполнился светом.
Свет и тьма противопоставлялись в мифологических системах как мир земной и мир небесный. Это противопоставление света и тьмы привело постепенно к этическому осмысленшо света и тьмы. Свет символизировал доброе начало в душе человека, а тьма была воплощением злого в бытии. Светлой считалась душа человека, тело же воспринималось как средоточие тьмы.
Таким образом, основными функциями свето - цветовых явлений стали когнитивная и этическая. Осмысление цвета было связано с проблемой познания бытия. Основным вопросом в мифологии стал вопрос о создании, сохранении и разрушении мира. Создание мира, как возвышенный и величественный процесс, отождествлялось с золотым цветом. Красный цвет был осмыслен во многих мифологических системах как символ активного движения, которое
рождает бытие из небытия. Сохранение мира мыслилось как стремление к сохранению прекрасного в природе. Воплощением прекрасного начала в жизни природы стал зелёный цвет. Цветение природы воспринималось как символ сохранения жизни и мира в целом. Гибель растений ассоциировалась с погружением во тьму небытия. Цветом разрушения и смерти стал во многих мифологических системах чёрный цвет. Всё, что чернеет (темнеет) в жизни природы — погружается в небытие. Через свет и цвет осуществлялось также познание жизни, смерти и бессмертия человека. Если символом бессмертия стал зелёный цвет (цвет вечно возрождающейся природы), то цветами жизни мыслились белый и золотой цвета, а символом смерти являлся чёрный цвет.
Таким образом, в мифологических системах свет и цвет были взаимосвязаны с бытием Вселенной (с созданием, сохранением и разрушением мира), с жизнью природы (с осмыслением стихий земли, воды, огня и воздуха) и человека (с проблемой жизни, смерти и бессмертия).
Наряду с этической и когнитивной функциями свето - цветовых явлений в мифологических системах отчётливо обозначены космогоническая, зооморфная и антропологическая функции света и цвета.
С осмыслением света и тьмы в мифологических системах связаны ключевые проблемы бытия: возникновение мира из первоначального мрака и хаоса; проблема жизни и смерти человека.
Кроме общих для всех мифологий цветовых идей встречались в мифах и идеи, которые вызывали у представителей разных стран самобытные, оригинальные и неповторимые ассоциации. Сложно обнаружить общность в цветовом мышлении народов при обращении к их общественной и политической жизни. Политические события (как позитивные, так и негативные) и жизнь социума (связанная с различными иерархическими системами) в каждой стране оригинальны и неповторимы. Они накладывают свой отпечаток и на цветовое мышление. Так, например, в периоды разрушительных войн обнаруживается стремление от светлых тонов в жизни и искусстве к более тёмным тонам.
В жизни общества символика цвета необычайно многообразна. Количество социальных групп в странах Древнего мира (в период становления и развития мифологии) было различным. Каждой социальной группе были присущи определённые цвета. При этом элитные цвета одной страны могли восприниматься как негативные и лишённые благородства в другой стране. Часто цвет одеяний у представителей разных сословий был связан с определёнными жизненными обстоятельствами (торжественными или скорбными). Общность в цветовом мышлении разных народов обнаруживалась в моменты обращения к идеям о возникновении мироздания, о жизни и смерти человека, о жизни природы. При обращении к суетному и преходящему в бытии мира общность в осмыслении цвета разрушалась и утрачивалась.
§ 2 «Специфика трактовки функциональных реализаций света и цвета в религиозном миросозерцании» посвящён религиозному, символическому мышлению, связанному со светом и цветом. Исследование символики в религиозных системах иудаизма, христианства, буддизма и ислама предполагает
обращение к ряду философских проблем: создания мира из небытия; осмысление жизни, смерти и бессмертия в различных религиозных системах.
Во всех религиозных системах свет воспринимался как идеальное явление, несущее жизнь. Он приобрёл множество значений — стал символом создания мира, вечной жизни души, символом веры, обозначением жизни и бессмертия, духовного озарения и просветления.
Было осознано неизбежное взаимодействие света с тьмой. Это взаимодействие мыслилось как соотношение духовного и материального начал в мире. Свет, при этом, неизменно оставался символом жизни Духа, а тьма обозначала бьггие Материи. Свет неизменно символизировал познание, а тьма - погружение в бессмысленность существования.
Согласно мировым религиям, в человеке неизбежна борьба между светом и тьмой. Ведь душа человека имеет светлое, небесное происхождение, а тело происходит от тёмных сил земли. Преодоление человеком тёмного начала означает во всех религиозных системах стремление к добру и свету.
Таким образом, в осмыслении явлений света и тьмы религии не дают различных трактовок. Единство восприятия света и тьмы в различных религиозных системах обусловлено родством мифологического осмысления этих явлений разными народами. Созерцание природы позволило человеку сделать вывод о том, что свет несёт жизнь и благо, в то время как тьма несёт смерть и разрушение.
Осмысление цвета в религиозных системах мира во многом различно. Через цвет были осмыслены проблемы создания, сохранения и разрушения мира, а также бытия в нём человека. В цветовой символике мировых религий значительное сходство проявилось, в основном, в цветовом осмыслении проблемы смерти и разрушения. Цвет смерти и разрушения во всех религиозных системах мыслился чёрным. Такое восприятие было связано с осознанием чёрного цвета как негативного, несущего пассивность и забвение. Этому цвету во всех религиях были противопоставлены белый и золотой цвета, ставшие символами бессмертия. Позитивность белого и золотого цветов была осмыслена в мировых религиях благодаря их тесной взаимосвязи с мифологическими системами. Уже в древних мифах белый и золотой цвета мыслились как божественные, отличающиеся святостью и чистотой. Бессмертие, как явление, присущее только богам, уже в мифах было связано с белым и золотым цветами. В трактовке этих цветов мировое религиозное знание опиралось на знание мифологическое.
Цветовая символика бессмертия, смерти и разрушения была осмыслена сходным образом в иудаизме, христианстве, буддизме и исламе, а цветовое восприятие создания и сохранения мира было различным. Жизнь в мировых религиях была связана с различными по содержанию обрядами и ритуалами. Поэтому сходных черт в осмыслении цвета в иудаизме, христианстве, буддизме и исламе было меньше, чем различных смысловых значений цвета.
Функциональные реализации смысловых значений цвета были в религиозных системах многоуровневы и специфичны. Одной из важнейших функций цвета была гармонизация личности (формирование гармоничного миросозерца-
ния). Цвет в сочетании со светом должен был способствовать преодолению меланхолии, достижению душевного равновесия, стремлению постичь смысл жизни.
Другие реализации цветового воздействия в религиозном миросозерцании были не менее значимыми. Таковы хронологическая (обусловленная изменениями возрастной психологии), семейная (влияющая на формирование авторитета в семье) и социально - этическая (связанная с воспитанием детей в семье) функции.
Цвет несомненно выполнял в религиозных системах и поясняющую (герменевтическую) функцию, так как способствовал переведению неосознанных образов на уровень сознания.
Во всех религиях мира были установлены цветовые каноны, обусловленные осмыслением таких явлений, как создание, сохранение и разрушение мира; осознание жизни, смерти и бессмертия. Путём многовекового отбора были установлены объединяющие верующих цветовые образы и символы. В православной традиции эта функция получила статус соборности.
Через свет и цвет в мировых религиях происходило познание мира и места, занимаемого в нём человеком. Цветовое воздействие в религиозных системах способствовало самопознанию себя в обществе, своего Я в коллективном бессознательном. В то же время, личностное начало растворялось в многовековых образах и символах, в архетипах.
Таким образом, свет и цвет имели в религиозном миросозерцании множество функциональных реализаций — психологическую, хронологическую, этическую, поясняющую, объединяющую, когнитивную. Этими функциями всё же не ограничивалось воздействие света и цвета на верующего. При воздействии храмового искусства на человека выделялись и другие функции:
- напоминательная (способствующая запоминанию образов священной истории)
- декоративная (дающая стремление к созерцанию прекрасного)
- катарсическая (преображающая, наделяющая верующего духовной энергией)
- поклонная (формирующая такие состояния, как благоговение и смирение)
- анагогическая (побуждающая к возвышенному созерцанию)
Феномен света и цвета в мировых религиозных системах изучался на протяжении многих веков. Свой вклад в осмысление специфики функциональных реализаций света и цвета в религиозном миросозерцании внесли крупнейшие мыслители прошлого и настоящего - Иоанн Дамаскин, Фёдор Студит, Иосиф Волоцкий, Андрей Рублёв, Данте Алигьери, Мишель Монтень, Мейстер Эк-харт, Серафим Роуз, В. Н. Лосский, Н. В. Серов.
На функциональные реализации цвета оказывали воздействие религиозные кризисы, представляющие собой гибель старой веры и зарождение новой. При этом на первый план выдвигались психологическая, этическая и когнитивная функции световых и цветовых образов и символов.
В § 3 «Социально - философские представления о назначении свето -цветовой символики» отображены исследования русских и западноевро - пей-ских философов, посвящённые многогранности световых и цветовых явлений, воздействующих на процесс познания мира и бытия в нём человека. В философии, в отличие от знания мифологического и религиозного, значительно усилилась национальная самобытность в исследовании и символическом истолковании цвета. Универсальной философии цвета не существует. Каждый из философов, опираясь на самобытность национальной мифологии, религии и действительности, осмыслил основные цвета и дал им истолкование.
Особый интерес к исследованию цвета и его смысловой роли в формировании личности проявился в немецкой классической и в русской философии в XIX веке и в первой половине XX века. И. Кант, Г. Ф. Гегель, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, Вл. Соловьёв, Евг. Трубецкой и П. Флоренский представили в своих трудах символическое и психологическое истолкование цвета. Цветовая символика в трудах русских и немецких философов приобрела гносеологическое значение.
Гносеологическое осмысление цвета было наиболее характерно для Г. Ф. Гегеля. Цвета обозначали для философа стремление к познанию или отсутствие стремлений.
Истолкование цвета в трудах А. Шопенгауэра и Ф. Ницше часто не связано с их мифологическим или религиозным значением. Оно основано у этих мыслителей на знании психологии цвета. Цвет в их трудах обозначает определённые эмоциональные состояния или качества души человека. Так, жёлтый цвет стал у А. Шопенгауэра символом измены, а голубой цвет - символом верности; серебристый цвет обозначает для философа преодоление эгоизма, а серый цвет - погружение в страдание. У Ф. Ницше голубой цвет означает спокойствие и благоденствие, а серый цвет - забвение и тяжёлый труд; красный цвет символизирует страдание и стремление к свободе, а чёрный цвет - мщение и отравление. Источником познания цвета становится, таким образом, его эмоциональное, чувственное постижение.
Истолкование цвета становится светским в немецкой философии и не имеет, за редкими исключениями, взаимосвязей с мифологическим или религиозным осмыслением цвета. С помощью цветовой символики уже не раскрываются представления о создании, сохранении и разрушении мира. Актуальными становятся проблемы познания жизни, страдания и смерти человека, а также проблемы постижимого и непостижимого человеческим разумом. Цвет в трудах немецких мыслителей имел, несомненно, этическое значение. Цвета, воплощающие идеи добра и зла, часто противопоставлены друг другу. Так, серебристый цвет противопоставлен серому и символизирует преодоление эгоизма; синий и чёрный цвета противостоят один другому как символы сохранения и разрушения жизни, голубой и красный цвета контрастируют как пассивный и активный цвета. Исследование воздействия света, тьмы и цвета на активность и пассивность восприятия жизненных явлений и их познание становится одной из важнейших задач немецкой философии.
В русской философии конца XIX - начала XX века, в отличие от философии западноевропейской, в осмыслении цвета сохранилось религи -озное мышление. Поэтому основное назначение цветовой символики в трудах Вл. Соловьева, Евг. Трубецкого и П. Флоренского взаимосвязано с социально - психологическими функциями, выполняемыми цветовыми символами в Православии.
Смысловое содержание цвета в трудах русских философов неразрывно связано с древнерусскими иконописными образами — Преображения Христа, Св. Софии, Богоматери и ангелов. Через цвет в трудах мыслителей раскрывается неповторимость мира небесного. Так, голубой цвет восприни - мается как недосягаемый, неземной цвет; белый цвет трактуется как идеальный, кристально — чистый, божественный; золотой цвет осмыслен как символ святости и молитвенного горения. На первый план выступает при этом катарсическая (преображающая) функция свето - цветовых явлений.
В цветовой символике, представленной русскими философами, почти отсутствуют мирские краски. Исключением является лишь серый цвет, который в трудах Евг. Трубецкого и П. Флоренского символизирует всё смутное, неопределённое, дурную бесконечность жизни.
Избегание суетных, мирских цветов в трудах русских религиозных мыслителей было неслучайным. В философии Вл. Соловьёва, Евг. Трубецкого и П. Флоренского возрождаются этические идеалы Древней Руси. Поэтому их цветовая символика лишена мирской повседневности и злобы. Известно, что в древнерусской иконописи избегали чёрного цвета, ставшего воплощением всего греховного. Черный цвет отсутствует и в трудах русских мыслителей, так как цветовая символика прошлого была ими сохранена.
Взаимосвязь с мифологическим осмыслением цвета отсутствует в трудах русских мыслителей. Исключением является трактовка многоцветности, данная Евгением Трубецким в его труде «Смысл жизни». Многоцветность стала для философа символом мудрости. Подобным образом многоцветность трактовалась уже в славянской мифологии. Евг. Трубецкой в своих трудах обращался не только к религиозному, но и к мифологическому строю мыслей, что проявилось в отдельных случаях при осмыслении цвета.
Проведённый анализ позволяет сделать вывод, что функциональная специфика свето — цветовых явлений в русской и в немецкой классической философии была обусловлена развитием двух основных направлений - религиозного и светского. Общность в трактовке цвета в трудах русских и западноевропейских мыслителей обнаруживалась только при обращении к вечным темам и сюжетам, мифологическим образам.
В связи с этим возрос исследовательский интерес к этической и гносеологической роли света и цвета в формировании личности и жизни общества в целом. В трудах русских и западноевропейских философов была предвосхищена и современная направленность в изучении света и цвета. Так, например, у А. Камю в его труде «Бунтующий человек» была высказана разделяемая многими мыслителями идея о воздействии политической и социальной среды на процесс познания мира, и в частности, на познание световых и цветовых явлений.
В раскрытии смысла явлений света и тьмы в философских трудах не произошло значительных изменений в сравнении с мифологическим и религиозным их осмыслением. Символическая трактовка света и тьмы в мифологическом, религиозном и философском мышлении оставалась почти неизменной, а цветовая символика была переосмыслена. В русской и западноевропейской философии она приобрела антропологическое содержание - направленность на улучшение жизни и психологического состояния человека.
Интенсивная изменчивость картины мира порождает стремление к поискам новых смысловых функций света и цвета. По мере экспансии техносферы и как результат разрушения окружающей среды с еб свето-цветовым фоном (ландшафт) и, тем более, в ситуации современной информационной революции, происходит качественный скачок: на человеческое сознание все более влияет с вето-цветовая картина социальной среды, порождённая современными информационными технологиями.
Целью воздействия света и цвета на жизнь человека и общества в современном мире стало повышение позитивных факторов, способствующих развитию воли и внимания, памяти и воображения, интеллекта и целеустремлённости, адаптации к ускоряющемуся ритму жизни и изменчивости окружающей среды.
Поскольку интеллект является открытой информационно - энергетической системой для внешней среды, то в исследованиях конца XX века особое внимание стали уделять воздействию негативных факторов окружающей среды на познавательный процесс и их преодолению. Таковы труды Г. Шереметевой («Семь цветов здоровья»), Р. Л. Грегори («Разумный глаз»), М. Дериберса («Цвет в деятельности человека»), Г. Фриллинга («Человек - цвет - пространство»). Особое внимание исследователи уделяют проблеме восприятия цвета человеческим глазом, соотношению работы мозга с восприятием цвета, изучению заболеваний, связанных с избыточностью или недостаточностью цветового восприятия, а также цветотерапии.
Благодаря исследованию социально — философских представлений о назначении с вето - цветовой символики были выявлены основные социо -культурные функции световых и цветовых представлений, среди которых выделяются биологическая (бессознательная), психологическая (подсозна - тельная) и социальная (сознательная).
В заключении подводятся итоги работы, излагаются основные выводы, намечаются перспективы исследования.
По теме диссертации автор имеет следующие научные публикации:
1. Прохоренкова С. А. Роль цветовой символики в воспитании музыкаль -ного слуха учащихся / С. А Прохоренкова // Повышение эффективности познавательной деятельности обучающихся. Материалы III международной научно -практической конференции - Иркутск, 2000. - 0,1 п. л.
2. Прохоренкова С. А. Цветовая символика образов в русской поэзии и музыкальном искусстве конца XIX - начала XX в. / С. А. Прохоренкова // Сло-
во и образ. Материалы межвузовского научно - практического семинара (1999 - 2000 гг.). - Иркутск, 2000. - 0,4 п. л.
3. Прохоренкова С. А. Свет, цвет и звук в творчестве В.Г.Распутина
/ С. А. Прохоренкова // Проблемы Земной цивилизации. Вып. 7. Ч. II. - Иркутск, 2003. - 0,4 п. л.
4. Прохоренкова С. А. Гносеологическое значение света и цвета в немецкой философии XIX века / С. А. Прохоренкова // Проблемы Земной цивилизации. Вып. 9. Ч. II. - Иркутск, 2004. - 0,4 п. л.
5. Прохоренкова С. А. Цветовая символика женских образов в русской философии конца XIX - начала XX века / С. А. Прохоренкова // Проблемы Земной цивилизации. Вып. 9. Ч. II. - Иркутск, 2004. - 0,2 п. л.
6. Прохоренкова С. А. Особенности восприятия и осмысления цвета в античном мире / С. А. Прохоренкова // Проблемы Земной цивилизации. Вып. 9. Ч. И. - Иркутск, 2004. - 0,5 п. л.
7. Прохоренкова С. А. Характеристика света и цвета в «Божественной комедии» Данте I С. А. Прохоренкова // Вестник ИрГТУ. Вып. 2. Т. II. - Иркутск, 2006. - 0,1 п. л.
Подписано в печать 11.09.2006. Формат 60 х 84 / 16. Бумага офсетная. Печать офсетная. Усл. печ. л. 1,5 Уч.-изд. л. 1,75. Тираж 100 экз. Зак. 419. Поз. плана 23н.
ИД № 06506 от 26.12.2001 Иркутский государственный технический университет 664074, Иркутск, ул. Лермонтова, 83
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Прохоренкова, Светлана Александровна
Введение.3
Глава I. Теоретические проблемы осмысления свето - цветовых явлений в мировоззрении.12
§ 1. Неоднородность мировоззрения и целостность восприятия человеком свето
- цветовых явлений.12
§ 2. Логико - диалектический анализ понятий света и цвета и обоснование конструкционной роли света и цвета в традициях идеализма и материализма.31
Глава II. Социокультурные функции свето - цветовых явлений в различных типах мировоззрения.52
§ 1. Функциональные нагрузки представлений о свете и цвете в мифологическом мировосприятии .52
§ 2. Специфика трактовки функциональных реализаций света и цвета в религиозном миросозерцании.75
§ 3. Социально - философские представления о назначении свето - цветовой символики.102
Введение диссертации2006 год, автореферат по философии, Прохоренкова, Светлана Александровна
Актуальность темы исследования. Выбор темы обусловлен возросшим в современном мире интересом к значению света и цвета в жизни человека. На современном этапе развития наук о мире и человеке осознана необходимость в глубоком и многостороннем осмыслении этих явлений. За длительное время изучения физической природы и духовного содержания света и цвета был наработан огромный по своей значимости и по своему содержанию материал, который требует глубокого изучения и обобщения. Такое обобщение может быть осуществлено лишь в сфере философского знания, которое даёт возможность для многостороннего анализа явлений мироздания и синтеза представлений о них на основе полученных знаний.
Свет и цвет сопутствуют жизни человека от его рождения до самой смерти, способствуя познанию человеком мира и самого себя. На протяжении многих веков человек стремился постичь смысл и содержание света и цвета, раскрыть загадки световых и цветовых явлений, тесно взаимосвязанных с его представлениями о бытии и познании. Г
При всей многозначности концептуальных трактовок категорий «свет» и «цвет», в социальной философии обозначены основные направления дальнейшего изучения свето - цветовых воздействий. Теоретические исследования обращены к раскрытию природы и философско - эстетического значения света и цвета, к изучению символизирующей (обобщающей) роли этих явлений в современной социальной практике, к исследованию позитивного и негативного воздействия цвета в социокультурной и межэтнической коммуникации.
Исследование света и цвета неразрывно связано с практической научной деятельностью. Тем не менее, множество определений света и цвета, возникших в научном познании XX века, не раскрывает всей многогранности исследуемых явлений.
Несмотря на довольно обширную литературу, посвящённую проблеме света и цвета, многочисленные исследования и практическое использование полученных результатов в этой области, особенно в некоторых видах искусства, она не теряет свою актуальность, но становится ещё более злободневной.
По нашему мнению, в настоящее время особенно актуальным является выявление значимости светоцветовых явлений в формировании философского мировоззрения. Тем не менее, когда речь заходит о факторах, влияющих на формирование мировоззрения, о роли света и цвета, то многие вопросы оказываются обойдёнными, либо слабо исследованными. Так, работы, которые были бы посвящены значению света и цвета в формировании мироощущения, мировосприятия и миропонимания, можно пересчитать по пальцам.
Не менее необходимой является задача теоретического осмысления свето -цветовых явлений в мировоззрении. Многоуровневое осмысление необходимо для раскрытия таких проблем, как неоднородность мировоззрения и целостность восприятия человеком свето - цветовых явлений; обоснование роли света и цвета в традициях идеализма и материализма; выявление социально - философских представлений о назначении свето - цветовой символики. Необходима систематизация достижений в этой области. ?
Многие философские вопросы, связанные с пониманием света и цвета, остаются открытыми для будущих исследований.
Степень разработанности темы. Исследования о свете и цвете охватывают различные области знания о мире и человеке. Огромный интерес к познанию воздействия света и цвета на деятельность и мышление человека проявили исследователи многих стран мира. Особенно многосторонним стало изучение явлений света и цвета в Англии, Франции, Германии и в России. Такой интерес к исследованию света и цвета не случаен: во многом он предопределён великими научными открытиями XVII - XIX веков в области изучения природы света и цвета. Так, в Англии одним из самых ярких открытий в области изучения света и цвета стало открытие И. Ньютона о содержании в солнечном свете всех цветов спектра. Во Франции Христиан
Гюйгенс выдвинул версию о распространении световых волн в эфире и открыл принцип построения огибающей волны света. В России М. В. Ломоносов открыл трёхкомпонентную природу зрения человека. Исследование света как физического явления отобразилось в труде М. В. Ломоносова «Слово о происхождении света». В Германии И. В. Гёте создал «Учение о цвете», в. котором отобразилось исследование не только физического значения света и цвета, но проявилось также психологическое осмысление этих явлений.
Особый расцвет в изучении света и цвета связан с исследованиями в немецкой и в русской философии конца XIX - начала XX века. В трудах русских и западноевропейских мыслителей были выявлены когнитивная и психологическая функции воздействия света и цвета. Таковы труды И. Канта («Критика способности суждения»), Г. Ф. Гегеля («Философия права»), А. Шопенгауэра («Мир как воля и представление»), Ф. Ницше («Так говорил Заратустра»).
Труды русских мыслителей были посвящены раскрытию мифологического и религиозного значений света и цвета. Таковы исследования Вл. Соловьёва («Три речи в память Достоевского», «Три силы»), , Евг. Трубецкого («Смысл жизни», «Этюды по русской иконописи»), П. Флоренского («Сполп и утверждение истины», «Моленные иконы преподобного Сергия Радонежского»), Н. О. Лосского («Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция»).
В XX веке в научном познании были осуществлены новые открытия в области осмысления света и цвета. Был обнаружен корпускулярно - волновой дуализм света, что способствовало применению диалектического метода при исследовании данного явления в области философии.
Такой подход к изучению света и цвета проявился в исследованиях В. В. Казютинского, В. А. Амбарцумяна, В. Г. Фесенкова и многих других исследователей. Особое внимание стали уделять понятию «светимость», обозначившему мощность светового излучения в пространстве.
В области психологии в XX веке выделились труды И. Итена «Искусство цвета», Кристофера Роу «Цветовой символизм в древнем мире», Тосихико Изуцу «Исключение цвета в искусстве и философии Древнего Востока», Эрнста Бенца «Цвет в христианских видениях». Исследователи XX века рассматривали проблему света и цвета во взаимосвязи с мифологическим и религиозным сознанием. Известны труды в этой области, созданные Немировским А. И. («Мифы и легенды Древнего Востока»), Лосевым А. Ф. («Очерки античного символизма и мифологии»), Серафимом Роузом («Душа после смерти»).
Осмыслению антропологического значения света и цвета в 70-е - 90-е годы XX века также были посвящены труды Грегори Р. Л. («Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия»), Дериберса М. («Цвет в деятельности человека»), Фриллинга Г. («Человек - цвет - пространство»), Цойгнера Г. («Учение о цвете»).
В целом, можно констатировать разрозненность сведений и знаний о свете и цвете, представленных в трудах учёных XX века. Стало очевидным, что только философское осмысление света и цвета в бытии и познании способно представить систему, в которой эти явления будут раскрыты целостно.
Объектом исследования являются представления и понятийное воспроизведение феноменов света и цвета в различных типах мировоззрения.
Предметом исследования выступает восстановление интерпретаций индивидуального и общественного (социального) представлений о свете и цвете в мифологическом, религиозном и философском типах мировоззрения.
Цель исследования заключается в выявлении общего и специфического в понимании реального значения свето - цветовых явлений различными типами мировоззрения, установление функциональных проявлений и реализаций этого понимания.
Задачи исследования: Целью исследования определены и его задачи: Проанализировать вопрос о неоднородности и разнопорядковости мировоззрения в связи со своеобразием представлений в нём рефлексии света и цвета.
Обосновать необходимое присутствие в социо - мировоззрении компонентов реликтовости и архаики (целостность, непосредственность связи с реалиями бытия - созданием, сохранением, разрушением). - Выявить основные функции представлений о свете и цвете в различных типах мировоззрения.
Определить основные направления современной свето - цветовой практики в рамках социума.
Провести сравнительный анализ особенностей восприятия и понимания света и цвета в мифологических и религиозных системах, а также в различных философских направлениях. Методологической основой исследования являются диалектика, сравнительный анализ, системный метод, герменевтика, синергетика и исторический метод. Основным для данного исследования является диалектический метод. Явления света и цвета необходимо рассматривать в развитии, что возможно сделать главным образом с помощью диалектического метода. Осмысление световых и цветовых явлений неразрывно связано > с бытием. Жизнь природы, общества и человека полна всевозможных противоречий, которые постоянно возникают, развиваются и преодолеваются.
В XX веке основным методом в исследовании световых явлений стал именно диалектический метод. В результате углубления представлений о природе света выяснилось, что свет обладает двойственной природой, получившей название корпускулярно - волнового дуализма света. Было выяснено, что с некоторыми объектами свет взаимодействует как волна, с другими - подобно потоку частиц.
Тем не менее, для исследования явлений света и цвета одного диалектического метода не достаточно. Необходима также и большая аналитическая работа. Сущность анализа состоит в определении, с опорой на мифологические, религиозные и философские тексты, тех представлений о свете и цвете, которые имеют концептуальное значение. Сравнительный анализ способствует выявлению сходства и различия в трактовке света и цвета в различных типах мировоззрения, в мышлении разных народов мира. Многие смыслы - позитивные и негативные, духовные и рациональные, связанные с осмыслением света и цвета остались за пределами осуществлённых в этом направлении исследований. Поэтому аналитическая работа, связанная с рассмотрением проблемы осмысления света и цвета как важнейших средств познания мира, является необходимой. Анализ философских и художественных произведений помогает обнаруживать новые возможности света и цвета, раскрывать их глубинный смысл.
Для пояснения и истолкования символики цвета в религиозном и философском мышлении необходима также герменевтика. В конце XIX -начале XX века герменевтика стала специфическим методом наук о духе в трудах Ф. Э. Шлейермахера, В. Дильтея и М. Хайдегтера. Пояснению и истолкованию религиозного и философского значения света и цвета посвящён в исследовании материал, связанный со сравнительным анализом света и цвета в трудах Вл. Соловьёва, Евг. Трубецкого, П. Флоренского и В. Н. Лосского. На первый план в связи с этим выдвигается этическое, духовно -нравственное значение света и цвета.
В XX веке проблема изучения свето - цветовых воздействий стала занимать одно из ведущих мест в синергетике. Центральной проблемой синергетики является выявление соотношения порядка и хаоса в обществе и мышлении человека. Цветовая символика различных стран и эпох отображает стремление человека к порядку и хаосу, к преодолению конфликтов.
Изучение света и цвета невозможно также и без исторического метода. Поскольку познание и духовное бытие несомненно взаимосвязаны с определённым историческим временем, постижение света и цвета необходимо рассматривать именно в социокультурном контексте.
Научная новизна исследования заключаются в следующем: - в работе установлено основное человеко - размерное содержание представлений о свете и цвете в различных формах и уровнях мировоззрения в единстве и различии символической представленности этого содержания на основе предложенного различения повседневного, архаического, социального, социально - философского мировоззрения.
- выявлены социально - культурно значимые функции, выполняемые представлениями о свете и цвете в реализующемся социуме и зафиксированные в соответствующих мировоззренческих формах.
- проведена систематизация различных взглядов относительно сущности и символической значимости света и цвета в различных типах мировоззрения.
- обоснована значимость архаического содержания представлений о свете и цвете в современной социальной свето - цветовой символике, способной реализоваться как позитивно, так и негативно.
- показана взаимосвязь представлений о свете и цвете с природно -географическими условиями; с особенностями социального устройства в различных государствах в различные исторические эпохи.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. При анализе представлений о свето - цветовых явлениях в различных типах мировоззрения целесообразно дифференцировать понятие мировоззрения (в отличие от известных подразделений) так, чтобы специальной структурной единицей обозначалось социальное мировоззрение, так как это соответствует исторически сложившемуся целостному восприятию света и цвета, сохраняющемуся и сегодня в этно - национальном повседневном социальном сознании.
2. Представления о свете и цвете в эволюционно исходной форме мировоззрения выполняли важные функции: задавали общую космическую конструкцию бытия, обосновывающую конструкцию социального бытия, её устойчивость и целостность.
3. Как мифологические, так и рационализированные формы мировоззрения развивали представления о ряде важнейших функций для социума: интерпретирующей и иерархизирующей, включающей индивидуума в социум.
При этом разница в конкретной символической значимости света и цвета для носителей символов разных регионов теоретического значения не имеет, хотя и требует внимательного отношения в плане современной межэтнической коммуникации.
4. Все анализируемые типы мировоззрения принципиально синергийны в том отношении, что взаимодействию света и тьмы приписывается системно -порождающая функция и тем самым обозначаются изначальные подступы к разработке тех концептуализаций, которые актуальны для современной синергетики.
5. Функции свето - цветовых представлений в формах мировоззрения современного социального сознания и социально - философской рефлексии даже если и выполняются, то в редуцированной форме (то есть более или менее важны в «маркировке» социальной структуры и этно - национальных аттестациях).
Тем не менее не учитывать возможных преувеличенных идеологических и политических апелляций к архаике в использовании свето - цветовых представлений нельзя.
Научно - практическая значимость работы.
Работа даёт возможность для глубокого и точного разграничения символики света и цвета в различных мировоззренческих системах. Многие положения работы задействованы в преподавательской деятельности. К данной работе можно обращаться при разработке учебных курсов по эстетике, мировой художественной культуре, истории мировых религий, русской и западноевропейской философии.
В работе раскрывается также этическое и психологическое значение света и цвета, представленное в трудах мыслителей прошлого (Ф. Ницше, А. Шопенгауэра, Вл. Соловьёва, Евг. Трубецкого, П. Флоренского, Н. О. Лосского) и в современных исследованиях (Р. Л. Грегори, М. Дериберса, Д. Гудинга, Н. В. Серова, Г. Фриллинга, Г. Цойгнера, Г. Шереметевой), что может быть применено в курсах по этике, психологии и философии. Собранный обширный материал и сделанные выводы, на наш взгляд, могут быть использованы представителями различных видов искусств, где свет и цвет являются средствами художественного отображения мира. Работа может помочь этнографам, религоведам, художникам, музыкантам глубже понять символику света и цвета в тех или иных культурных памятниках.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Социально-культурные функции световых и цветовых представлений в различных типах мировоззрения"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема осмысления света, тьмы и цвета стала одной из основных в различных типах мировоззрения - она отобразилась в мифологии, религии, в научном познании и в философии. Подходы к исследованию света, тьмы и цвета оказались различными в каждом из типов мировоззрения.
В мифологии представления о свете и тьме были взаимосвязаны с осмыслением создания и разрушения мира. Свет отождествлялся с созданием мира, с возникновением гармонии и порядка. Этот порядок возник, согласно мифам, из хаоса и небытия, которые отождествлялись с тьмой. Тьма, таким образом, стала символом разрушения. Огромное воздействие явления света и тьмы оказали на формирование антропологии. Жизнь и смерть человека неизменно отождествлялись со светом и тьмой. Смерть, отсутствие добродетели и нарушение законов мыслились как тёмное начало в мироздании, . , влекущее к смерти. В мифологической антропологии свет и тьма стали воплощением добра и зла - приобрели этическое значение.
Учение древних о природе также было взаимосвязано с осмыслением света и тьмы. Из четырёх известных стихий - земля, вода, огонь и воздух - первые две были связаны с явлением тьмы, а две последующие мыслились как несущие свет. Поэтому в мифах народов мира чаще встречается обращение к светлым богам стихий огня и воздуха и гораздо реже можно обнаружить обращение к тёмным богам стихий земли и воды.
Цветовая символика в древних мифах часто была неупорядоченной. Чем древнее мифологическая система, тем большее количество цветовых символов соответствует одному явлению. Так, в египетской мифологии явление смерти обозначалось одновременным сочетанием четырёх цветов - жёлтого, красного, зелёного и синего, а в индийской мифологии стихию воды могли одновременно выражать сразу три цвета - белый, золотой и серый. В греческой, римской и славянской мифологических системах одному явлению уже соответствует только один цвет. Вся цветовая символика мифов была порождена наблюдениями за жизнью природы, за её стихийными явлениями.
Постепенно цвет стал выполнять роль символа в жизни общества, особенно - в египетском, индийском и китайском обществах, где он обозначал положение человека в иерархической системе.
В религиозном познании мира явления света и тьмы были максимально дистанцированы друг от друга. Свет стал воплощением святости, образов божественных и ангельских, символом добродетели. Религии мира содержат представления о свете не только как о явлении, просветляющем ум и душу человека. Тьма в религиозном сознании стала ассоциироваться с греховностью человека, со злом и бессилием противостоять злу.
В отличие от мифологического мышления, в мышлении религиозном центр тяжести переместился на внутренний мир человека, на осознание светлого и тёмного начал, являющихся составляющими души. Во всех религиях мира жизнь человека рассматривается как вечное стремление от тьмы к свету, как постепенный путь к просветлению. Таким образом, в религиозном- мышлении, в сопоставлении с мышлением мифологическим, усилилось стремление к преодолению тьмы и достижению света. ?
Все цвета были разделены в религиях мира на цвета позитивные (цвета, связанные с образами святых и праведников) и негативные (цвета греха, разрушения и смерти). При таком разделении позитивные цвета всегда преобладают, господствуют над негативными цветами.
В каждой из религиозных систем выделились определённые цвета, связанные с созданием, сохранением и разрушением мира (Ил. 31). Восточные религии (буддизм и ислам) почти не внесли изменений в мифологическое осмысление цвета. Цвета создания, сохранения и разрушения мира, жизни, смерти и бессмертия оказались общими для мифологических и религиозных систем Востока. Изменения в трактовке цвета, внесённые восточными мыслителями, оказались незначительными в сравнении с мифологическим цветовым мышлением.
В религиозном осмыслении цвета проявилось стремление к сохранению вечных истин, к укреплению национальных традиций и к этическому переосмыслению мифологических представлений.
В философии, в отличие от знания мифологического и религиозного, значительно усилилась национальная самобытность в исследовании и символическом истолковании цвета. Универсальной философии цвета не существует. Каждый из философов, опираясь на самобытность национальной мифологии, религии и действительности, осмыслил основные цвета и дал им истолкование. Особый интерес к исследованию цвета и его значений проявился в немецкой и русской философии в XIX веке и в первой половине XX века. Г. Ф. Гегель, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, Вл. Соловьёв, Евг. Трубецкой и П. Флоренский представили в своих трудах символическое и психологическое истолкование цвета (Ил. 42).
Цветовая символика в трудах западноевропейских учёных sвыполняет этическую, когнитивную и психологическую функции.
Гносеологическое осмысление цвета было наиболее характерно для Г. Ф. Гегеля. Цвета обозначали для философа стремление к познанию или отсутствие стремлений. Идеальным Гегель считал голубой цвет, ;В котором заложено стремление от мрака к свету. Именно этот цвет стал для философа символом стремления к познанию. Противоположным данному цвету по значению был в восприятии Гегеля жёлтый цвет. В нём заложено стремление от света к мраку. Поэтому жёлтый цвет ассоциировался у философа с омрачением, с отсутствием стремлений.
А. Шопенгауэр и Ф. Ницше дали цветам, в основном, антропологическое истолкование. Осмысление цвета в трудах этих философов часто не связано с их мифологическим или религиозным значением. Истолкование цвета у А. Шопенгауэра и Ф. Ницше эмоционально и основано на знании психологии. Часто цвет в трудах этих философов обозначает определённые эмоциональные состояния или качества души человека.
Истолкование цвета становится светским в западноевропейской философии и не имеет, за редкими исключениями, взаимосвязей с мифологическим или религиозным осмыслением цвета. С помощью цветовой символики уже не раскрываются представления о создании, сохранении и разрушении мира, актуальными остаются лишь проблемы жизни, страдания и смерти человека. Цвет в трудах немецких мыслителей имел, несомненно, этическое значение. Цвета добра и зла часто противопоставлены друг другу. Так, серебристый цвет противопоставлен серому и символизирует преодоление эгоизма; синий и чёрный цвета противопоставлены как символы сохранения и разрушения жизни, голубой и красный цвета противопоставлены как пассивный и активный цвета.
В русской философии к. XIX - н. XX века, в отличие от философии западноевропейской, сохранилось в цвете религиозное мышление. Поэтому осмысление цвета связано в трудах Вл. Соловьёва, Евг. Трубецкого и П. Флоренского с цветовой символикой Православия.
Осмысление цвета в трудах этих философов неразрывно *: связано с « иконописными образами - Преображения Христа, Св. Софии, Богоматери и ангелов. Через цвет в трудах русских мыслителей раскрывается неповторимость мира небесного. Так, голубой цвет воспринимается как кристально - чистый, божественный: золотой цвет осмыслен как символ святости и молитвенного горения.
В цветовой символике, представленной русскими философами, почти отсутствуют мирские краски. Исключением является лишь серый цвет, который в трудах Евг. Трубецкого и П. Флоренского символизирует всё смутное, неопределённое, дурную бесконечность жизни.
Взаимосвязь с мифологическим осмыслением цвета не характерна для русских мыслителей. Исключением является трактовка многоцветное™, данная Евг. Трубецким в его труде «Смысл жизни». Многоцветность стала для Евг. Трубецкого символом мудрости. Таким образом, многоцветность трактовалась уже в славянской мифологии. Евг. Трубецкой в своих трудах обращался не только к религиозному, но и к мифологическому строю мыслей, что проявилось в отдельных случаях при осмыслении цвета.
В раскрытии смысла явлений света и тьмы в философских трудах не произошло кардинальных изменений в сравнении с мифологическим и религиозным их осмыслением. Роль явлений света и тьмы в мифологическом, религиозном и философском мышлении оставалась почти неизменной, а цветовая символика была переосмыслена. В русской и западноевропейской философии она была направлена на улучшение жизни и психологического состояния человека.
Интенсивная изменчивость картины мира порождает стремление к поискам новых смысловых функций света и цвета. По мере экспансии техносферы и как результат разрушения окружающей среды с её свето - цветовым фоном (ландшафт) и, тем более, в ситуации современной информационной революции, происходит качественный скачок: на человеческое сознание всё более влияет свето-цветовая картина социальной среды, порождённая современными информационными технологиями. I
Дальнейшее исследование света и цвета в философских учениях является необходимым, так как в XX веке и в начале XXI века явления света и цвета оказали, и продолжают оказывать воздействие на развитие важнейших разделов социально - философского знания.
Благодаря исследованию социально-философских представлений о назначении свето - цветовой символики были выявлены основные социокультурные функции световых и цветовых представлений, среди которых выделяются биологическая (бессознательная), психологическая (подсознательная) и социальная (сознательная).
Поскольку интеллект является открытой информационно - энергетической системой для внешней среды, то в современных исследованиях необходимо уделять особое внимание изучению воздействия негативных факторов на познавательный процесс и их преодолению.
Список научной литературыПрохоренкова, Светлана Александровна, диссертация по теме "Социальная философия"
1. Азаренко Е. Мировоззрение М. В. Ломоносова / Е. Азаренко. Минск: Феникс, 1959.-132 с.
2. Акулинин В. Н. Философия всеединства: От В. С. Соловьёва к П. А. Флоренскому/В. Н. Акулинин. Новосибирск: Наука, 1990. - 154 с.
3. Алексеев Л. В. Теория познания и диалектика: учеб. пособие для вузов / Л. В. Алексеев, А. В. Панин.-М.: Высш. шк., 1991. 382 с.
4. Андреев А. Ломоносов и астрономические экспедиции АН 1761г. / А. Андреев. М.: Эгида, 1946. - 211 с.
5. Антология мировой философии: в 4 т. М.: Мысль, 1969. - Т.1: Философия древности и средневековья. - 963 с.
6. Антология мировой философии: в 4 т. М.: Мысль, 1970. - Т.2: Европейская философия от эпохи Возрождения по эпоху Просвещения. -767с. ^
7. Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения / сост. С. В. Перевезенцев. М.: ОЛМА - ПРЕСС, 2001. - 448с.
8. Арбузов А. Е. М. В. Ломоносов великий русский учёный - химик / А. Е. Арбузов. - М.: Высш. шк., 1945. - 124 с.
9. Аристотель. Метафизика / Аристотель. Ростов н / Д: Феникс, 1999. -608 с. - (Сер. «Выдающиеся мыслители»).
10. Аристотель. О душе / Аристотель. // Полн. собр. соч.: в 4 т. СПб., 2002. -Т. 3.-С. 201-220.
11. Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории / Аристотель. Минск: Феникс, 1998. - 346 с.
12. Асмус В. Ф. Античная философия / В. Ф. Асмус. 3-е изд. - М.: Высш. шк., 1998.-400 с.
13. Безбородов М. А. М. В. Ломоносов основоположник научного стеклоделия / М. А. Безбородов. -М.: Мысль, 1956. -121 с.
14. Белый А. Душа самосознающая /сост. и ст. Э. И. Чистяковой / А. Белый.
15. М.: КАНОН+ ОИ «Реабилитация», 1999. 560 с.
16. Бенц Э. Цвет в христианских видениях / Э. Бенц // Психология цвета: Сб. ст.; пер. с англ. М., 1996. - С. 80 - 126.
17. Бессонов Б. Н. Судьба России: взгляд русских мыслителей /Рос. акад. упр.; Б. Н. Бессонов. М.: Луч, 1993. - 252 с.
18. Библия. Книги Священного писания Ветхого и Нового Завета. Канонические. В русском переводе с параллельными местами и словарём. М.: РБО, 1999.-292 с.
19. Благова Т. И. Родоначальники славянофильства Алексей Хомяков и Иван Киреевский / Т. И. Благова. - М.: Высш. шк., 1995. - 350 с.
20. Благой Д. Д. Пушкин и Данте / Д. Д. Благой // Дантовские чтения. М., 1973.-С. 184-202.
21. Блок А. Об искусстве / А Блок. М.: Мысль, 1980. - 503 с.
22. Блок А. Стихотворения / А. Блок. Томск: ПК «Том Сувенир», 1999. -256 с.
23. Боэций. Утешение Философией и другие трактаты / Боэций. М.: Наука, v 1996.-336 с.
24. Булгаков Н. С. Свет невечерний: Созерцания и умозрения / Н. С. v Булгаков. М.: Республика, 1994. - 414 с.
25. Бургин М. С. Введение в современную точную методологию науки: Структуры систем знания. Учеб. пособие для студ. вузов / М. Бургин. -М.: АО «Аспект Пресс», 1994. - 304 с.
26. Ванслов В. В. Изобразительное искусство и музыка / В. В. Ванслов Л.: Художник, 1983. 148 с.
27. Васецкий Г. С. Ломоносов. Его философские и социально политические взгляды / Г. С. Васецкий. - М.: Высш. шк., 1940. -142 с.
28. Васильев Л. С. История Востока: в 2 т.: : учеб. по спец. « История» / Л. С. Васильев. М.: Мысль, 1994. - Т. 1. - 495 с.
29. Васильева Т. В. Афинская школа философии: философский язык Платонаи Аристотеля / Т. В. Васильева. -М.: Наука, 1985. 161 с.
30. Введение в русскую философию: учебное пособие / В. В. Лазарев, А. И. Абрамов, П. Р. Авдеева М.: Интерпракс, 1995. - 304 с.
31. Введение в философию: учеб. для вузов, в 2 ч. / под общ. ред. И. Т. Фролова М.: Изд - во полит, лит., 1900. - Ч. 1. - 639 с.
32. Введение в философию: учеб. для вузов: в 2 ч./ под общ. ред. И. Т. Фролова / М.: Изд - во полит, лит., 1990. - Ч. 2. - 228 с.
33. Византийские легенды / изд. подгот. С. В. Полякова; репринт, с изд. 1972 г. М.: Науч. - издат. центр «ЛАДОМИР», 1994. - 304 с.
34. Виноградов Г. В. Занимательная теория музыки / Г. В. Виноградов, Е. М. Красовская М.: Музыка, 1991. -189 с.
35. Гайденко П. П. Прорыв к трансцендентному: Новая онтология XX в. / П. П. Гайденко. М.: Наука, 1997. - 494 с.
36. Гарин И. И. Пророки и поэты / И. И. Гарин. -М.: Высш. шк., 1994. т.З. / Художник П. Сацкий - 543 с.
37. Гачев Г. Д. Национальные образы мира: курс лекций / Г. Д. Гачев. М.: - -издат. центр «Академия», 1998. - 429 с.е, ■
38. Гегель Г. В. Ф. Философия права: пер. с нем. / АН СССР, Ин т философии / Г. В. Ф. Гегель. - М.: Мысль, 1990. - 524 с.
39. Гёте И. В. Собрание сочинений в 10 т.: пер. с нем. под общ. ред. Н. Вильмонта, Б. Сучкова, А. Аникста. / И. В. Гёте. М.: Мысль, 1989. - Т. 1: Стихотворения. - 321 с.
40. Гёте И. В. Учение о цвете /И. В. Гёте // Психология цвета: Сб. ст.; пер. с англ. М., 1996.- С. 281 -339.
41. Глядков В. А. Философский практикум: учеб. пособие для студентов, аспирантов и преподавателей филос. ф тов и отд. др. гуманит. вузов: / В. А. Глядков - М.: Наука, 1994. - Вып. 1. - 239 с.
42. Гомер. Одиссея: пер. с древнегреч. В. Жуковского; предисл. А. Нейхардт / Гомер. М.: Мысль, 1984. - 320 с.42