автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.05
диссертация на тему:
Социально-нравственные аспекты семьи и брака

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Козачина, Алла Евгеньевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Киев
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.05
Автореферат по философии на тему 'Социально-нравственные аспекты семьи и брака'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Социально-нравственные аспекты семьи и брака"

КИЕВСКИЙ OP,IIS ¡A ЛЕГПНА И OPJÍEITA СШБРЬСЕОЙ РЕВОЛЮЦИЙ ГССУДДРСТВЕЯ1 Ibííi УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Т.Г.ШЕВЧЕНКО

На правах.рукописи

.КОЗАЧЙН! АЛЛА БКГШЬЕВЖ

.УДК - 173

СОЩИЛЫГО-11РЛБСТ15ШШЕ АСПЕКТЫ СЕМЬИ К БРАКА /ка ттерпаяв произведений советского квнохскус стаза/

ОЭ.СО.С5 - этика ■

А В Т О Р Е Ф Е Р Л Т диссертации на соискание ученой степени кандидата философских .наук

диссертация кяиожека в отдели ктшсведенкя. института Ескуссзвозздскпя, фольклора и эткографш.:. ям.К.(5.Рнльского Ли УССР.

Науч:шй руководитель: -

доктор фзлософсгих наук БЕЗЮ1УБЕЙК0 С.Д. '

Охждавльназ одпонея-ты: доктор.фкяософскях наук, профессор

лтшсж с.д.. .

таща,иат кскусстаоведвзая СУ/лЕЗЮБ Н. М. '

Вздущая срх'аштзацкя: Киевский. государсизеттй . ' педзгогкческкй институт

ли. А.М.Горького '•

. . Зол'лх'а. состоится . 30 шяг.159Г г. в 15 часов на заседашш спедкг-!жзироваиного совета Д 088.10.23 при Киевском ордена Лекгиа к.ордена Октябрьской Ревоявдкп государственном университете им. Т-Г.Ш&зчэлко по адресу: 252601, г.Киев, ул.Шадаярская 60, ауд. 327. .

... С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Ккевсг.ого госудо.т'1отаенЕого университета ли.Т.Г.Шевченко.

Автореферат разослан

^ апреля

1991 г.

Учений секретарь ,. ешциашзйшюащтого совета

Д.Ю.К7ЧЕРЮК

киноведения,, обусловила обращение к работам представителей ся?с".~

шдс. специальностей ..................

•- .заключается в ток, что в данной

работе, на .основе ксторяко-этахогргфяпеского ксторико-фклоссфшсо-го шнерщяа, осковпваксь. на меяодоигога<гескпх пргшщшах взг:;;;.:о-дейстазя искусства к,действктельности, проакалпзтаскашх. щкшевзек-кио аспекта' зшетитута семоано-брачкхх отзтотекза! соззразазнхого советского '.обиосхва и-его отозкекке в советском шгаокскусса'ве.

3?ОТ РЯучипИ СОЗУЗЛЬТаТ конкрзкгзируотся Е СЛОДуЗОДД?: ПОЛОлО-нкях,. обладающее исследовательской- ковкзноа: .. . - зэявлзшг. яразекзекнке харатстеристшсзз: ездз&го-брпчккк ovr:o-

гпя pi этих

i-aïïc , Oï

Ь

nee ос

з-

:Т в

го-орг

зно рас

/ооаср:; з осхоз

:дс

-ier с К Л Те

вшяий, характер: от. фор"vi орггклз; с трукауря обде с лзхчхдх этапах,р, общества; спред> качзстве регудя

- впервые : в ктеле й ii с т оряк отноловаа:, на', к; тические и прадзти соцкальчого пар; tr о г часткоет",. црзвжгоокп moo ДЛ'ануащьского; .

. - отмечается,' что искусству, а кззлекокуоетву - у чаотзшетзг,' принадлежат' икаем Ееза?,:ен';о:ая роль з постамента: чеховечзскза: от-по'пеикй,.з .том числе.,сеь'ойчо-орачтлзх,. ведь именно искусство способно передать.во всей, глуевтк it ккдквЕд^уалъкостз! человечестап) Еыоцконалкго-'г/тзствеппую. ел-зру згизкедеятельзюстзг,. ссобонзззо по от-нешекаю к есюре.сомзйно-брачпих отхоие-хб! как к ток, которая а значительной .степока основана па нпдашздупльнш:, личностям характерно таксах .человека; . ...... . .

. . - гфоанаядзнронана эвеигадая отражения секь'Д я брада про-пзведешгях киноискусства, вштвлеиа се. зависзшость от. многдх факторов,. зз. том числа, от.влаянхя..со сторона? х^судавстзозинп: организаций /е'."/'. предавалось значение "важемзего из .искусств11/, особенно в началынззе годк развзххя советского хазне литографа; выделена ооковтае.зтапн в кзпдтрасехотрезпгд се;.-е:;;ноз: . ,

- от;,тачается, что в произведениях киноискусства поаазднззх

десятилетки наблюдается.тенденция.к.более обьектязному. пзобпа*е-швэ.зтои .тематики,. чти объясняется быстгамги .существенней кз-■ кекениямив структуре,..роли .и функдацс семьи по сравнению с трэ-ДИЦИОНННМК норшж К расширшцишся ВОЗМОЗЩОСТЯЫк"ККРОИСКУСС'СЙа углублением. его в лостаеши процессов самой реальной ■действие-льности; . ....... .. ■ ; '■' ' - '

, - взделено существование. особого вида йильмов - семейгиу фильмов - в.которых.семейные-проблема становятся-основой сгаета" и.герои которого внстдат г первую очередь" как члены сейьн, кривштся .Крепко .в это;,; ячестве;, проанализитюванн.ховхипо»' проявления, изменения брачной морали к другие характеристики нравственного. /пли.безнравственного/.отношения в семье: к бваке: *'

Теоретическое и. тактическое вш^ш табош-состокх.в ток что получешше в ходе исследования результаты"позволит"соотнести кинематографические. образца семейно-боачкпх откошоккй.с пм-цессами реальной жизни, виялкз их разнице кяи идентичиость;"рассмотреть сегодняшние характеристики этих отношении. приник вменения их функций и традиционных социальных ролен ее членов; раскрыть нрав с тв енн о -п сихол о гиче с кие черты, присущие соврешштому человеку; проанализировать эзолкцш сешйио-бгатного поведений.

Оспоыше положения и выводы, сформулквовакше. в дасиети-ацип могут быть использованы при разработке ряда теоретических ^ кето! дологических проблем построения как киноведческого знания так и этической теории; -для последнего изучения проблем комплексного воспитания, исследования.роли и места в нем киноискусства; в . учебном процессе, при разработке и чтении спегкурсов, написании .. учебных пособий;, в практике просветительской работы; пон-тооведе-нии К01псрет;пл;. с01И1й!10гзгчесК11х. исследований.- .. ; . ~

Апробация работа, • Оснозше. лмкженшг и выводы были изложены..

в

выступлениях на УЦ Всесоюзных философских чтениях молоднх ученых "Человек.в современно?, т.л,шре: социальЁо-фиософские пооблеш" /м£Ш 1937 > Москва/, научно-практической конференции "Социальная . и творческая.активность, мояодеж в современном игре" /декабрь 1987,. Киев/, Всесоюзном крылом столе ."Взгляд", /апрель 1988* Львов/, конференциях молодых уиеннх фигоссфского ¿культе та'хгу /май.1968, 1989, Киев/., института искусствоведения, йольклора и этнографии АН УССР./июнь 1988, апрель 1330, Киев/, Всесоюзных .. иаучннх конференциях-"Кауч1гое мировоззрение и форм.тровад-ете .нового 1,-яо;ления" /декабрь 1939, Киев/ и "Социалистическая культура:

социальное и национальное" /июнь 1990, Алма-Ата/.

Работа обсуадалаоь на заседании отдела киноведения института искусствоведения, .фольклора и этнографии АТГ УССР км. М.Ршгьс-кого п кафедра этакя, эстетики к теории культуры .философского фа-, культе та. Киевского государственного'университета им. Т.Г.Шевченко.

Структура -работы. Цель и задачи исследования обусловили структуру работы и логику. изложения штерлала. •Диссертация состоят из введения, двух глав, заключения, списка основной использованной литература.

л

ОСНОВНОЕ СОДЕРКЛМЕ РАБОТЫ . '

Во введении раскрывается н обосновывается актуальность изб-санной теш, анализируется степень разработанности проблемы, гвдр-?/;удируетоя цель и задачи исследования, его методологическая к тао-оетическал основа, определяются научная новизна, теоретическое к практическое значение работы, указываются сведения об апробации результатов исследования, характеризуется структура работа.

В неврой главе -. "Семейгсо-брачнне отношения, 5ес осмысление в науке к искусстве". - рассматриваются на основе ксторкко-этяогра-йкческого и историко-философского материала основже пути развития фор?,; се^ейко-брачкнх отнесений, эволюция ю: пр-зветвежшх и социально-психологических характеристик, излагаются методологические нгкзщишг исследования взашоотяошення процессов реальной хизпи со ствекленнем их осмысления в таких формах общественного сознания как каука /г, данном случае - философия/ и искусство /в его традиционных видах/, что является предпосылкой.обоснования методики рассмотрения дикамиш совреиекшх оекеГшо-брачянх отногпокий сплгях по себе и сквозь призму кинематографа.

Оценка многюяг- исследователями ссвреконлгого состояния се?лыг как коизисного и противоречивого вызвала' потребность взглянуть на кстоопческнй процесс эволюции форм..семейко-брачннх отношений в.общем.'Этому и посвящен первый параграф "Многообразие форм и . историческая эволюция семьи и брака". Опираясь на конкретный этнографический материал /специальные исследования, сведения путешественников, фольклорные источники/,.автор страшится уяснить npirpojiy сошйяо-брачннх отношений, охарактеризовать причини, тек-детщян их изменения в ходе исторического-развития общества, выявить двикудие силы зтих зволщиошпгх процессов.

• Диссертант отмечает, что-являясь в известном сшеле одной' из форм регулирования половых,. именно брачных, отношений, будучи . . "надстройкой" на базисе этих отношений, . семья нро.кла ряд этапов, п своем развитии; ire изменяясь. по сути, /'оставаясь в принципе совокупностью отношений }.:е$ду ?луячиной и женщиной, кезду. родителяка к детьми/, ока приобретала различные форт. В работе анализируются • промискуитет, групповой брак.и его разковздаости, появление паркой семьи л возюпековекие моногаши; рассматриваются материальные /экокоштаскшг/ предпосылки этого процесса/способы регулирования этих отномения /роль обычаев, -нравов, -правовых актов, -общест-вспяся'з шешот/. Лшигезнруются -известкые нравственные постулаты, входягцне сейчас в кодекс общечеловеческое цештосте!, их налячкз юте отсутствие, вцкокзшнеЕце в конкретные зпохк,' особенно в связи с кзмешдшнмел волскеннем семьи и роли, .брака с появлением госу-кагства. Соискатель подчеркивает, что изменение форм семейко-брач-шекпй, их кравствег-ш ого с оде ржи,чья связало превде всего с хозяйственной деятельности.

В диссертационном исследовании приводятся сравкктелшш характеристики семейно-брачкнх стповений- в различные эпохи. Особое внимание уделяется фордом органкзацин этих отношений в современном западном обществе ; приводятся.кежнретнна характеристики реальных процессов, происходящих 'там; отмечается появление нетрадиционная форм организации отнояенЕн мевду. цуячиной и женщиной, закрешгенке кх в. общественном сознанаж; возкикновегвоз. нкогочЕслек-нкх дв;п;:оний особей обоего пола, особенно лссещкн - йемшгкстское двикеппе - за собственное освобождение ; предпринимаются нояктки обоснования дпинуц;п: причин этих процессов. Это представляет интерес для нашего исследования, так как но идеологическим причинам эти явления не всегда мокко бкяо выявить в нашем обществе, хотя, .несомненно, эти процессы латентно присутствуют, в кем и оказывают mОм-нос воздействие на динамику семейно-брачнкх отношений.

Эволюция форм семьи к брака - процесс слояшгй и ггротлзоре-4îîbhh. Он сопровождается изменением нравственных характеристик внутря семьи и изменением ценностных ориентации к ней, что связано с ссциально-зкономнческям', политически,;, культурвнм уровне;,' развития.общества. Б этой связи анализируется феномен любви, подчеркивается, что. именно это чувство способствует подлинному /,:чзловеческому"/ соединена людей..

Общественное еознаяпс - будь-то в форме научных исследова-

ОНЦАЯ шлшикяиа РАБОЮ.

. . Актуальность. кс'слсдовзшш., Секья.как осп-овашое • на браке. или кровном -родстве .объединение, людей, .скрепляемое, общностью бкта и взаимной правовой и моральной ответственность-о,, является одной из наиболее древних и устойчивых форм связи «езду людьми. Ее измеке-ния тесно .связали с развитием•социальной систетлн: будучи,специфи-чес1иш.общественным образованием, семья', не только испытывает на ' себе ее.влияние, .по и сама воздействует на псе. Современное состояние семьи, следовательно, является итогом слоеного исторического развития. Поэтому, чтобы понять процессы, характеризующие семью сегодня, а по .'мнению многих исследователей юна перевивает кризисное состояние, кообходимо рассмотреть зволюциэ семеино-брачных . отношений,., определить • их..нравственнне:характеристики,. выявив характер влияния- соцпально-зконоглических факторов па. развитие семьи,-роль моральной регуляции в развитии этих отношений.

Основп сагоднякнгего общественного устройства в нашей стране, в том числе и одного из его институтов - семьи, складывались в:е стихийно, а под сильным, корригирующим влшшием многих тэ осетине с-кик разработок.' Этим определялась необходимость' скато изложить историю представлений об гармоничной организации семейно-брачных отношении - от перш»: гЪпхософсккх сведений до революционно-социалистических- программ радикального переустройства этих отношений, ведь люди всегда стремились совершенствовать свои отнесения в соответствии с корой познания их природы и ."предназначения".

. Особая роль в процессе осмысления людьми своих отношений, их изменения и совершенствования, как.известно,.принадлежит искусству, а в наме время, в частности и в особенности - искусству кино. Как ячейка общества семья подчинена закономерностям развития со-циадьно-экокошче ской мпзнн, которые. влияют па частинй семейный _ уклад и отражается в нем. В то же. время,' внутрисемейные отношения, •ото сфера, где человек предстает не.только как социальная'личность, но и в cbojdc глубоко кндюкздуальЕЫх, .штхшшс проявлению:, как. часть нивой природы, и искусство во все времена обращается к зтои сфере человеческой.дидни, если-не главным'образом, то по преимуществу. Если искусство в целом многие мыслители издавна справедливо оценивали как эстетическую школу нравственности, то "урока мошди",. коеподносимие искусством кино, екзвщгеаптся уме в систему нравственного воспитания. К тому же, в нашей.стране на протя-

яеняи всего развития киноискусства ему.придавалось особое вюилание со сторопк государственных.оргакнзащй. • .. . - ■■ •

Важность : обращения к сег.?зйкой .теш- в кано. сегодня состоит еще и в том,, .что в реальной зккзнк.возникают явления, связанные' о новым, кетрадиционяюл поведением человека, в том числе, в семье и браке, а в постикеиии этой, .сферы не существует .средств равшх искусству. 1Го,' трудность'исследована здесь, заключается в том, что советское киноискусство, подобно социологическим и.статистическим данян.м, да-' ваяо.Ks" всегда,.полную' и адекватную картину реальности'," á нередко к откровенно одностороннюю, идеологически предвзятую информацию.'

В последнее время исследователя?« становятся достушшми ноше, ранее не известные, не'ксканаюйще' реальное положение вещей катерга-лц - статнсда^ческие, социологические данные, воспоминания участников и руководителей ..различных социальных пре образ оваций и т.д., которые.яозвашзт более х-лубоко-.осветить многие процессы как в. ккзгах, tai; и в ipogí.xix ее отсакенин..

отавляется анализ того вате-: киноискусства: эволюция изо-о и oí выявление нравственных харак-

] с Ii ос новой сощсально-зкономпческой

я положения- мужчинн в общест-х io с вствки-детей. .

■■ степень разработанности пгоояеш. Освещен;® теоретических и методологических основ изучения.семьи как социально-исторической общности л'здей посвящзж труди Харчева А.Г.', Лаптенка С.Д. , Голо. да С.И.,.в центре' - исследования, которых анализ взаимосвязи двух сторон исторического процесса - производства.и воспроизводства человеческой жизни. Сущность семьи раскрывается в терминах структуры, функций семьи,' распределении-ролей.мекду■ ее членами.

' 1шкоторке исследователи /-.¡ацковский М.С., Соловьев'Н.Я. , Ск-сенко В.,Д./ отмечают, что за последние годи в области семейко-бра--чних отношений произошла "настоящая революция",, связанная с формированием .нового.типа отношений, для .которнх характернк не. только . чертн.гармоничного сочетания индивидов, ко. и неустойчивость', конф-.. лик.честь, что поставило перед теоретиками, особенно перед .социологам;! ,..необходимость поиска мотивов данного процесса и тенденций., его развития.■ При. этом сф.орьигоогалась специальная.область исследования — социология. семьи. /Голод С.И., Ермолаева E.H., Мацковскнй.".' М.С. , Солодндков В.В./, результаты исследования которой широко ие-

пользовались в налгей.работе.

Противоречия сегодняшнего шетитута семьи связаны.с измоченном социально-психологического еостачкия.человека, в том числе с новым содоряанием отцовства к материнства, полевением монщики в . общество я т.д., которые осмысливаются.в.работая Акявнс Д.С.,.Воронине« .O.A., Клим-зеков ой Т.А. ,.Кона li.C. , Шиной К.ОКБ -н;тсра- . ту;ра. специально рассматривается нравственный аспект, семейяо-оран-ных отношогой /Бойко В.В., Яаятекск С.Д. ,-Роменов К.В., Юрвдыя А./, в том числе, особое внимание обращается на. любовь как. ооцио-куяь-турннй феномен и.-нравственную основу семьи /Василев К., Давыдов . ЮЛГ. , Шердаков-ВЛТ./. • •. '' .

Историко-втяографичесхие направления нсолсдсиа;:ыя /сюхор К. , Всльфсон С.Я., Жид И., Ковалевский ?,-!., Семенов 10. И./, ориентируются на рассмотрение исторических теддезшяя ролвитня, на выявление традицнотнпж типов поведения изучаемых народов, на.анализ нвояв-лония в стой сфере зт;я1ческой.спе-ц;фи-:я//|Заламов Ti.A. , Волков А. Г., Пономарев А.П., Сусеков A.A./.

.. 'В построения намого общества сыграли немвловгвзаую роль те о- . ротяческнс разработки мыслителен нротлого л нонсоиодстяонвнх теоретиков к практиков создания социалистического.строя,/Колоытай А. М,, Крупской Я.К. , Мзяуильского Д.З., Даtighl К.. я др./, их насле- ■ дис по проблемам'семьи и брака не исследовано, поэтому в работе специально анализируются их взгляды.

Проблеме соотношения искусства и дойствитольиссти,- взаимосвязи искусства,с другими формами общественного сознания, в част-ности,.с.нравственностью, посвящены труды'Ю^анксва-'ДВ. , Канаве-. . кого A.C. , Линчу:: Н.1Г. ,, Малахова S.A., Толстых В.И., Фортовой АДГ. ; которые прослекивают методологические подхода; к искусству как феномену, человеческой деятолыгссгл я.культуры, освещают споянфику нравственного освсепит мира. . .'.

В. последнее врэмя пояжкдась статьи Лкивис Д. С., Клямонтович Н. , Рутковского А.Г. , в которых рассматривается im: конкретных . примерах ..произведений киноискусства, сот,тайная пробломатих;а. В. си-., мой .практике киноматогр/ирнчсского изобпамения появились.новые мотивы, новые Формы изобразительной.подачи материала, с попыткой . осмысления их внетуптшг додолев Е., Кучеров А. , Дмитриев. В., Шахов А. . я .

.В исследовании ссмейно-брачных отно-ления проведена немалая . работа, существует огромное количество литературы, везуявтаты ко-.

торой, автор.стремился, максишльно учесть, сопоставляя с.нш. .собственные.разышленкя и виводн.-Н вез же. не; существует литературы, в которой,рассматривался,бн соцналько-нравственнкй аспект. -семьи н брака . на материале. пронзведентгГх киноискусства.. Учитывая, что/данная проблема, .находящаяся ка..стыке этики.к киноведения,.. • нкеющая теореатгко-г.хз.тодологическое и пракюгческоо. значение до . сих .'пор -.не.стала!лредметогг.специального исследования, .'она избрана, в. качестве .обьекта анализа...,. ...-.: . •'

' Лель к.'задача исследования... Опираясь, на .-теоретические разработки в области.семейно-брачных ,отношений,' ка методологические ■ принципа соотно:пения.искусства-и действительности,проанализировать эволюцию • отражения реальннх-. отзвенаях .процессов, .• их нравственных . характеристик.,- на принтере.'семейной тёш.--.в произведениях лшояс-кусства. ■.'... '_•.'..'.■' .... ..а.'

Реализация этой' цели потребовала решения ряда задач: - исследовать.историческое-развитие форм сегльи и брака, их нравса-венше характеристики, способы регулящи. атих отношений;

.проследить•.историю формирования и развитая представлений о сущности.сеыейномбрачянх отношений,. о путях их.гармонизации•

........-,раскрыть..способе взаишотнаяеняя искусства идойствитель-

ностя, искусства и'нравственности;. . .

.. . .-.проанализировать- отражение семейна-орачнои теттихи в произведениях • советского.киноискусства, - веязев эволюции нравственнвх

характеристик . 3KIX. отношений.................. .

Методологическую и' теоретическую основу. диссертации составляет концепция ггатериалистического иощшкия истории, сущности и движущих.силах исторического процесса,.сущности.человека кал совокупности, всех обзюстзенннх' отношений-.' Для. разработки- пробяеш , . -.привлекались .работы.ясак, общефилософского, тате и.частвоискусствовед---ноского. плана. ..В центре внимания находятся исследования, .посвященные различным аспектам сомейно-брачннх отношений. ...

В работе.использован исторпко-этаохрафический катерная, ряд историжо-фшосо&ских'.трудов, учтены те. дополнительные, ракзе не известные- данвые. /'статистические,, социологические, воспоминания . различных деятелей государства/, доступ к которым открылся в связи', с продессаш. обновления нашего- общества, что позволяет осшс-лить историю развития к фунгадаояирования. как реального института сежи и.брака так .и его отражение - в произведениях киноискусства. Особенность исследуемой теш, находящейся на стыке отики-л

довей коллектив. При.этом -труд по докзл'нему хозяйству, не раосмат-ргшается .глк..особенно, цешшй, ..поэтому к яетрпге, заншдащзйоя . только .этим трудом, ..складывается если не отрицательнее, то.-всз.'йй довольно препобремительное отношение как., к "неработающей" - ищди-зенке, меп;анке. Такое отношение утвердилось в сознании поколений и доило 'до наяпгх дней.

.. . Сдутимнй удар по семейным отношениям, по жекщже /-матери, -мене, -дочери, ' -сестре, -лзобимой/ как хранительнице домашего очага, носителю интнмнчх, доверителышх отношений был нанесен годами массовых. репрессий: муж нередко предавал мент, лева впнумде-па бнла предавать г/у.?:а ради спасения детей, детям приходилось отказываться от своих родителей; кизкь сопровождалась лоыью и предательством, а ситуация выбора была непосильна и трагически безысходна. Для диагноза нравственного нездоровья общества показателен здесь синдром Пазлгаа. Морозова. ":!екду тем кино:.щ.тозраф возводил подобнее поведение в ранг доблести и добродетели. Так, Лнкл из "Партийного билета" И.Пырьева Д936 г./ вскидывала наган, целясь в корчащегося муыа, оказавшегося разом кулаком, террористом, введителем и шпионом. Подобные действия героинь, ведущих свою родословную от.ЛРбови Яровой, характер;!!; для персонажей "Ko^:coí,голь-ска " С.Герасимова, "Крестьян" Ф.Зомлера и многих других кинематографических произведений той предвоенной к послевоенной пори.

Хрущевская "оттепель" отразилась в "весне", символом которой в киноискусстве явилзсь "Весна" Г.Александрова и "Весна па Заречной улице" »'.Хуциева и Ф.Мирокера. Отношения лвдей стали изображаться более .человечными и земными. Ко это также была скорее новая: идеологическая установка, иеме:п1 правдивая картина реальной действительности, В кинопродукции.начинает входить мотив спасения "культур:-гн;.5" му:;гпшой "стихийной". ненщшш иди наоборот.

Во второй половине 60-х начале 70-х годов на экранах появляются фильмы уме и с не вполне счастливыми героями в личной низни и вновь кинематограф стремится не в кизпи отпекать, а прх1д;ын\ть привнести счастливый конец. Показательна картина Г.Панфилова "Начало", в которой героиня взамен личного семейного счастья как бы в награду тыс утеыение получает фант кинозвезды. И фильмы с подобными оюметами множатся, особенно это относится к венской судьбе: "Служебный роман", "Москва слезам не верит", "Старые стены", "Короткие встречи" и др. Вскоре, однако, кинематограф /70-80 годи/ .. "подсказывает" и более внзиеннче рецепты - разрабатывает те.\гу до-

иска бранного партнера, а соотнесение ее с конкретннш социологическими данными этого периода позволяет определить эту тему как реально .существувщуэ и актуальную для. соврекенгаасов. Кинематографисты питаются сделать и следующий шаг - расширить изображение мотивов вступления б близкие отношения героев: уне ограшгаша-ясь намеками и перенесением действия в другое помещение.

В екзнк конфликтность и нестабильность семейно-брачных отношений приводит к различным способа.1.; их разрешений, нередко, в том числе, и к разводам, что также постепенно становится предметом' киноисследоваиия, как и главная страдающая при этом сторона - дети, их судьбы.

Таким образом, изменение вдейю-нравстазнкого содержания кинофильмов за годи советской власти двигалось в общем от навязывают искусственных схем по направлен!® к художественному исследованию яизеи, к. тем проблеем, которйе ре ал ян о воз кктпш- в оба(ест-ве. И з делом это движение шло за жизиш, за ее требованиями:.

Принято считать, что степень развитости, гуманности общества, степень свободы в не?,! можно определить но.положению в кем ;кенп;инн, ее ..нравственко-пснхолоютескому состоя:шз. Каково же ссциалько-психолсгкчосксе позолсенке жевдиш в наше?,5 обществе? Этой проблеме посвящен второй параграф "Женирша в семье - на экране и в кнзшт". В нем с помощью привлечения статистических данных и данных кон-кретло-социояогичзских исследований анализируется современное положение жепщинн в нашем обществе к о этих позиций рассматривается образ женщин; в советском кино, впделяютск краветвенине характеристики этого образа к характеристики нравственного /'или безнравственного/ отношения к ней,- к различии« ее социальным ролям /матери, -менн, возлюбленной/.

1 Отмечается, что в связи с возникновением'нозого общественного строя, женщина била решительно-вовлечена з общественное производство /95р от общего количества трудоспособного населения/, что негативно отразилось на многих процессах, прежде всего, ее возможности оказшзать достаточное вшалакае детям. Данная ситуация получила худокоственко-образное подтверждение во многих произведениях- киноискусства, в .частности "Прошу слова" Г.Панфилова. Поэтому к сгоет "Одназадн• двадцать лет спустя" Ю.Егорова о счастливой шогодетпой семье, напротив, воспринимался кеогккк зрите ляг. ти и критдкамя как мифический, как неуместное продолжение исчерпавшей себя традиции.

. Ккнематогрзфэтескиз образцы сзгодешпгавго дня фиксируют шэьуп ситуацию в сс?люлении «ледяной .ее нового положения, ее оценки собственного, состояния и .вкбора дальнейшего поведения в -этой сктуа- . ции. Показателкпш в. зтои смнсле .является.шюхъм Л.Гогоберддзе "Несколько жторЕ1.ю но лэтшгм вопросам", в которой героиня стоит-перед выбором: либо отказаться от лхзбшдой работа, либо,. продолжая трудиться, лишться цуаа, .разрушить сел;ь.-э.

Зта ситуация внбора сказывается подчас слшвксм напряженной и непосильной дане яенщгаш. Как себя чувствуют женщкяи, которые ухе сделали выбор в ту или другую сторону либо оказались з силу обстоятельств в таксы полояенип - об этом нас знакомят Фильм: IL Муратовой. ■

Мучительниц для' яенщшш оказывается и поиск спугакка яизни, . слшш; "другиж" оиазква.атея возможные партнеры ибо сушпкок ро-?ла1ттинзск:н,:н нередко являются.критерия. Порой за них она ;да:ет . угодить и в разряд "странных'1 ,и "сладких", и "реалдст'ичннх" женщин, как героиня "Странной. хепдшпт" ¡0. Райзмана, "Зжлнеи в;ални" ГЛ. Масленникова, "Хрустальной ллстрн с подвесками" Ю.Райзнана.

Так;ш образом, пелокепие денщики .в гшлюм обществе оказалось весьма далеки?.; от социалистического идеала. - шегие канереккл идеологов .рзвояящшг обернулись на деле чек-то прямо противонолс;::-нкм - и советское кпно последних нет з целом вполне адекватно отражает ситуацию. ... . . ■ ....

líe в лу-глем полохекии оказались. в нашм обществе к другие участники оолййно-брачних.отнесений - муячинн и дети. Анализу их участи пссвяцен тветий натовцам "О'шд и дети" на. солррекзпнох советском экране". Отмечается, что рубеж 70-х годов в.соответствии с. рсалыпно дьикепие;.; :кизки принес на экрана новый поворот и в изображении этих персснаяоЗ/ Если в произведениях предыдущего периода в отношениях родителей и детей преобладало уважительное отношение , но уважение на расстоянии, без углубления во взаимоотношения кекду'ники как цседставителяш разных поколений, то 70-е годд! стали рубе;яш;.ги. в детальном обращении к.этим проблемам. Так, в кинонродонерп: внделелиеь фильма, которые специально рассказква-ют о 'кизпт; каждого.нокадопил, .возникает зкинр "школьного Фильма", в котором.главное содержание .составляет исследование отношений • кеяду поколенаятш, через..поствление .личности школьника, . его . enere мя ценностей и предпочтений,.в том числе нравственных. В стой связи рассматривается фильш Д.Леановой "Ключ без нрава передачи",

И.Авербаха "Чужие письма", С.Соловьева "Сто дней после детства" и

другие. ./...._.....

. ' В последнее время на. экранах-появляется множество фильмов , в которых с беспощадной правдивостью кзобращается бедственное положение детей, -их..неухоженность, .неблагополучность, отчужденность в.пашен обществе - "Клетка для канареек" П.Чухрая, "Пацаны".Д.Аса-ковой, "СЭР" С.Бодрова, 'Томупкулус" А.Карпова, "йлвмбуы" В.Абдрашитова и другие.. К сохалокшо, корни такого кризисного состояния действительно ухо,дят глубоко в реальную аизпь нашего общества, его : историю и современные трудности.

В атом же параграфе специально анализируются фильмы "Полеты во сие и наяву" Р„Балаяна, "411 районного каситаба" С.Сяегкша, "Забитая мелодия-для флейты" Э.Рязанова,позволяющие раскрыть кеко- \ торне черты .портрета современного цужшш.

В заключают диссертация нодвздекы оояовнке итогя исследования, сформулированы общие выводы, предложения и практические веко-мендацик.

Основные пололфкж и выводе диссертации- наши отражение в ; еяеддо-щих публикациях автора:

1.,Роль искусства з формировании творческого потенциала человека. //Этика и эстетика. - Киев: Выща школа, 1937. - Вып. 30.

- С.55-50.

2. Проблемы семы; и брака в современной буржуазной этической ■теории я практике.-//Этика и эстетика. - Киев: Выща икола, 1989.

- Вып. 32. - С.97-102.

.3. Семзйно-брачные отношения на' современном экране, //"истец- : тво та народна творч1сть к1нця XX отолВття: Тезисы докладов конференции молодых ученых йИЭб. Киев, 1590. - С.31-33.

4. Проблемы семьи в зеркале экрана. //Цеп. в Няформкультуре 05.I0.ISS0 г. -Ш55.

ник Ю31 в виде искусства - па всех зтапах развития общества впиталось понять сущность реальных процессов, происходшцюс- в обществе, объяснить эти процессы к з соответствия с этим побудить людей совершенствовать существуйте, а то и сконструировать новые типк взаимоотношений, в том числе - семейко-брачкне. Предпринятая в последние семьдесят лет попытка переустроить всю жизнь па ковкх, названных социалистическими, началах, такие основывалась на конкретных разработках как пепосредственннх идеологов нового общества, так и их предшественников в историческом прошлом. Анализу исторического развития взглядов на брак и семью посвящен: второй параграф "Тенденции осмысления семейко-брачпых отношений в историко-философской мысли". По необходимости автор исследует.движение этической мнсли только в рамках европейской традиции.

Б работах античних философов поставлена основные вопроси, связанные с сущностью и смыслом, нразствешшш проблема?.ш, социа-льпо-зкстгсмическим содержанием взаимоотношения иолов, т.тужа и жегы, родителе?, и детей. В концепциях Платона и Аристотеля содержатся теоретические модели "идеальной" семьи, рассуждения о "достойном образе семьянина", о добродетелях мужчины и женщины, детей, детально разработали конкретные правила поведения людей в этой сфере. Целью при атом является принесение наибольшего блага государству.

Ссштаясь на описание жизни библейских патриархов и отталкиваясь от положения.семьи в древнеримском обществе, погрязшем в аморализме, христианская этика делает акцепт на духовных узах, возводя брачные отношения в ранг одного из таинств. На смеиу легкости нравов в этой сфере в иоздперимский период приходит, проповедь воздержания и аскетиз?ла^ супружеской верности /особенно со стороны женщин/, строгой патриархальной иерархия, что объективно отвечало потребностям утвердившегося фзодалпзь'а.

Попытки по-иовому взглянуть на нравственные основы.сешйно-брачнлх отнотекяй качались с середины ХУ1 века. Т.Гоббс, Дж.Яокк, Ш.Монтескье так или иначе увязнваат взгляды на положение, роль -и. место семьи с представлениями о справедливом устройстве общества. Víti, в частности,' принадлежит разработка идеи достижения женского равноправия в результате социального переустройства общества.

. Своеобразное развитие, отвечающее потребностям буржуазного-общества, концепция брака и семьи получила.з немецкой классической философии; в "Метафизике нравов" й.Какт определяет брак как. '

"соединение .двух лиц'разного пола ради нснггзкенного обладания половыми свойствами друг друга!' /Кант И..Метафизика нравов. Соя. в 6т. М. :?йысль, .ISG5. -1'.4/2/. - С.192/. Брак оз относит к области вещпо-авглного нрава, поскольку в нем соединяются владение внешним объектом как вещью и пользование им как личностью. Гегель же связывает семейные отношения с проявлением духа в кепо- ■ оредствекной, природной неразвитой форме, в этом.шасле сеьья предстает первой ступенью нравственности. Нареду с вопросами о сущности семьи и брака, Гегель рассматривает к соотношение этих понятий, выясняя, является ли брак составной пастью семьи или яе эти понятны качественно специфичны. Обращаясь к анализу современной. соМиИ Гегель считал, что она в триаде' - античность - средневековье - современность - выступает как синтез двух предшествующих Фаз и в таком качестве .должна воплотить все предшествующие человеческие нравственные качества.. .Такими ценностями в сфере семь,к являытсч, по его мнению, безраздельное господство воли отца, его неограниченное право распоряжаться семейным имуществом, ограниченность нрав женщин сеыейшми рамками, зависимость 'детей от вали родителей.

русские просветители ваяли в историю теоретической мысли, с идеями оевободлтелвного движения, равенства прав для мужчин и женщин, свободы отношений мещтгу ними, с критикой существующих форм' семьи и брака. Особое г,ноте в их. разработках занимало неудовлетворительное, зависимое положение женщины, к именно через.изменение ее положения они .шсушли переустройство .мира в целом.

К.¡'арке и Ф.оптелье объясняли эволюция форм семьи к брака . исходя не из актов сознания, а из непосредственного процесса.киз- ' ни, явллвщогооя главным образом практическим и протекающим но преимуществу в свесе материального интереса.. Для К.Маркса в отношениях муЕ'-даш и менщины - первых, дашшх природой .производственных отношениях - заключена естественно-историческая противоречивость: отношение к природе /естественное/ и.к другому человеку /общественное/ - одновременно. Следовательно, в них обнаруживается, насколько естественные /природные/ потребности человека ста- ' новятся человеческими и,, с другой стороны, насколько человечное становится естественным /природным/. Изменение положения семьи, отношений моыду ее члеыш,и: К.Маркс и 0.Ателье видят на путях изменения экономических основ общества. '.. .

Эти полсшения длились исходными .для программы оовериенство-

вання семейно«брачиых отношений в процессе революционного преобразования, общества на социалистических к ком/.ршиетлческтыс хюинци-пах. ■ Для осуществления программ. осшсяеювт нового пояснения семьи реко;лс1Щоцш1 по ее новому- строительству после революция 1917 года была создана специальная комиосзык Главным вцделось освобождение женщины:'общественное устройство создается таких; образом, нтобн оно постепенно могло принять на себя все заботы, которые ранее, выполняли родителя /а по существу - кенпгина-нать/, a работа сосредотачивалась на все более полно?«! вовлечении женщин: в общественное производство наравшг с муяниыамя. Так предполагалось нрзодо-леть "улущетге" природа. .. •

Сегодня в условных несожехшого -щи гих обществеяшх связей, отчетливо видна о о

била освобождена от хозяйственных забот, мой мпникалн-,.нон экономической основ:-? евс жепие уеугуб.илос.ь,' попытки "освободитв11 тро,:рягпоптг:с для нее ролей, провалились, вого общества не сумели обеспечить достг телыюсти общественного труда, чтобы осы вместо. оевобоыдеггвиг..женщины произошло ег.

Третий патеертай "Взашсдействие :дс ти" яоевящек анализу роли искусства в ¿i

вообще, осшсленив природы к его влияния на секеигю-орачные отношения в частности.

.. . Искусство и нравственность находятся в сложной я тесной взаимосвязи- и обусловленности. Искусство не только освещает и утверждает. нравственные норки,..но и, делая предметом художественного исследования проблемы, возникающие в процессе развития общества,. оказывает существенное влияние на нравственное сознание, выступает фактором саморевуляггия человеческого поведения.' Ие:сусетву rrp-i-■ надаежит но только важная, но я ничем не заменимая воль в организация системы формирования, утверждения ц распространения общественных ценностей-, в том числе и нравственных."

фушщдоккрозание произведений искусства связано не только о интеллектуальной, рассудочной, но существзшшм образом та-зче и с эмоциональной стороной жизнедеятельности личности, В силу этого 'заложенная в содержании произведения искусства кнфотынзвдя не просто передается через эмоциохгально-чувствепзу» сферу человека, но переживается я затфепляотся не только и но паеето как ноочувство-

ванное знание, но и как глубоко личный.опыт; превращается в убеждение и реализуется в выборе поступков, образцов поведения, спо- ' соба низни.

Признавая за искусством наряду с другими такае и познавательной функции, мк признаем и его истинностный потенциал. Однако художник, не просто отражает действительность более ели менее адекватно, он на основе художественного анализа яизни моделирует ее возможные проявления - желательные /с его тонки зрення/ ш нежелательные. Позтому.его творческая деятельность подлежит нравственным /как и политическим/ сценкам и аттестациям, ибо ока стоит в, ряду деятельности также и нравственной.

Бо второй главе "Семейно-брачные отношения Советского общества и их экранное отражеше" - рассматривается -эволюция брачной морали в обществе, считавшем себя социалистическим, в двойном ее отражении: в социологии и киноискусстве. Анализу подверкепы изменения семейно-брачню; отношений по сравнении с традиционными в результате воздействия различных фактов кале объективных /реальные изменения в быту, нравах/, таг-: и субъективных - массированные целенаправленные воздействия на нравственное сознание средствами массовой шфортцки, главны?,; образом - телевидением и кило.

Анализ киноматериала за семидесятилетиях) история развития нашего общества позволяет выделить ряд этапов в процессе отражения нашей жизни в произведениях киноискусства и их зависимость от государственных институтов. Зтому посвящен первый параграф "Экранная эволюция семейно-чЗр-ачных отношений".

. . Исследование показало, что киноискусство, особенно на ранних этапах развития, не.столько стремилось анализировать, сколько пыталось воплотить в 'экранных образах теоретические модели новой жизни. Так, киноискусство 20-30 годов утверждало прекде.всего равноправие женщинн в семье, и ее право на' разрушение семьи, если эта . семья препятствовала 'ее свободной.самореализации. Особенно показательны в этом отношении комедии Г.Александрова и И.Пырьева, в которых социалистическая судьба готовила женщине счастливую дола; в которых обыкновенная "замаралп-са", "золушка" стаяовится общественно признанной личностью и в этом обретает свое главное, счастье. В целом но советская семья в кинеттогра$е этого периода предстает в виде большого трудового коллектива с людьми разных поколений ..и разны.х профессий. В связи с.процессами всеобщего коллектнвизиро-вапия семья также получает обществешю-з признание только как тру-