автореферат диссертации по политологии, специальность ВАК РФ 23.00.02
диссертация на тему: Социально-политические основы становления и развития Республики Алания в системе трансформационных координат XXI в.
Оглавление научной работы автор диссертации — доктора политических наук Джанаев, Хадзымат Георгиевич
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. НАЦИОНАЛЬНАЯ ДОКТРИНА
ПОЛИТОЛОГИЧЕСКИЙ БАЗИС РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО
САМОСОЗНАНИЯ
ГЛАВА 2. ОБЩНОСТЬ ЯЗЫКА АЛАНСКОГО (ОСЕТИНСКОГО) НАРОДА В КОНТЕКСТЕ ЭТНОПОЛИТИЧЕСКОЙ БОРЬБЫ ЗА ЕГО
ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ
2.1. Современная концепция о двух диалектах аланского языка
2.2. Этнополитическая борьба за историко-культурное наследие аланского (осетинского) народа, ее специфика
ГЛАВА 3. ОБЩНОСТЬ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ И
НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ АЛАНСКОГО 61 (ОСЕТИНСКОГО) НАРОДА
3.1. Анализ концепции о двухприродности осетинского народа
3.2. Преемственность национальной культуры аланского ^ (осетинского) народа как этноисторической общности
3.3. Общность исторических судеб Алании и России
ГЛАВА 4. ПОЛИТИЧЕСКИЕ, СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОССОЕДИНЕНИЯ АЛАНСКОГО
ОСЕТИНСКОГО) НАРОДА И СОЗДАНИЯ РЕСПУБЛИКИ АЛАНИЯ
4.1. Реформирование институтов государственной власти и управления
4.3. Соотношение «самоопределения» и «сепаратизма» в действиях народа Алании (Осетии)
4.2. Приоритетные направления социально-экономического развития ^
Алании (Осетии)
ГЛАВА 5. ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ АЛАНИИ В
РАМКАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И КАВКАЗСКОГО
РЕГИОНА
5.1. Военно-политическое положение Алании
5.2. Проявление и реализация социально-экономического фактора в регионе
5.3. Воздействие историко-культурного (религиозного) фактора на общесоциальную обстановку на Кавказе
5.4. Особенности геополитического присутствия России в Кавказском ^32 регионе
Введение диссертации2006 год, автореферат по политологии, Джанаев, Хадзымат Георгиевич
Актуальность темы исследования. Уровень национального самосознания во многом определяет эффективность социально-экономической жизни общества, прогресс в духовной и политической культуре народа, способность противостоять социально-политическим потрясениям. Третье тысячелетие закономерно выдвинуло перед народами бывшего СССР новые по значимости задачи и новые приоритеты в национально-государственном строительстве. Ключевое значение при этом приобретает правильное осмысление пройденного пути.
Данным обстоятельством и был обусловлен выход в свет в издательстве «Иристон» первой «Национальной доктрины Алании» в 2001 г.[125].
Обществоведческий характер «Национальной доктрины Алании» предопределил значительный интерес к ее содержанию как со стороны специалистов (политологов, историков, литераторов и т.д.), так и самого широкого круга читателей, интересующихся историей аланского (осетинского) народа, сопереживающих политические процессы, происходящие на постсоветском пространстве. Сформулированные в работе принципиальные положения по основополагающим вопросам развития аланского общества позволили в ходе состоявшейся дискуссии выявить политические предпочтения различных социальных групп населения Алании (Осетии).
Содержание национальной доктрины закономерно вызвало неоднозначную оценку в научных и политических кругах. Причина такой реакции кроется в существующих объективных противоречиях между истиной и ее общественным восприятием, между генерацией идей и их потреблением. Одно бесспорно, появление на изломе тысячелетий первой «Национальной доктрины Алании» оказывает положительное влияние на развитие национального самосознания аланского народа и на укрепление федеративного централизма в Российской Федерации. Практическая реализация основных положений данной доктрины требует диалектического переосмысления социально-политических приоритетов в развитии аланского общества и возникающих при этом межнациональных отношений. В свете проводимой руководством РФ политики по укрупнению регионов страны, усилению вертикали исполнительной власти первостепенное значение должно быть придано поиску путей построения нового геополитического пространства, именуемого Аланией.
Одной из главных научно-практических целей издания первой «Национальной доктрины Алании» являлось развитие мыслительного процесса у отечественных философов, историков, политологов, социологов и т.д. в направлении всестороннего и всеобъемлющего совершенствования национально-государственной идеологии аланского народа на современном этапе его этнической истории. Отсюда освещение некоторых вопросов в книге преднамеренно носило постановочный характер, а изложение основных мыслей, гипотез, концепций было максимально упрощено, что создавало благоприятные условия для развертывания в обществе широкой дискуссии по кординальным вопросам развития алановедения, аланского народа в целом. Надо полагать, что четыре года - срок достаточный для появления новых комплексных исследований по данному актуальному вопросу. Однако этого не произошло. Исключение составляют работы немногих авторов, последовательно развивающих ари-ас-аланскую идеологию [403], [409], [410], [411], [412], [413], [414].
Сам ход и характер дискуссии, к сожалению, подтвердил один из основополагающих тезисов, сформулированных в «Национальной доктрине Алании» о том, что национальное самосознание аланского народа находится на низком уровне, а действия и решения, принимаемые правящей политической элитой, как России, так и Алании, не в полной мере учитывают реалии современности. Вышеизложенное предопределило необходимость более детальной разработки вопросов, легших в основу «Национальной доктрины Алании», (2001 г.) с учетом высказанных со стороны научной и творческой интеллигенции конструктивных замечаний и предложений.
Степень разработанности проблемы. На сегодняшний день нельзя говорить о наличии комплексных научно-практических разработок, характеризующих развитие национальных и политических процессов в субъектах Российской Федерации, что объясняется, прежде всего, самой спецификой новейшей российской истории. Число работ, посвященных анализу влияния национального самосознания, национальной идеологии на формирование гражданского общества и характер развертывания социально-политических процессов в национальных республиках РФ, не отвечает требованиям времени.
Сложность проблемы, избранной в качестве предмета настоящего диссертационного исследования, в том, что она носит междисциплинарный характер, что является одной из причин ее недостаточной разработанности в целом. Многие методологические аспекты системного формирования национальной доктрины в условиях становления федеративных межнациональных отношений также следует считать недостаточно изученными. Последнее во многом связано с тем, что данный процесс носит незавершенный характер.
Конец XX столетия характеризуется нарастанием исследовательской активности в решении проблем в сфере этнополитических конфликтов, внутриэтнического консенсуса их политических, юридических, социологических аспектов. Соответственно в их разработку внесли вклад политологи, социологи, философы, юристы, историки, экономисты. В этом отношении следует назвать таких ученых, как Р.Г. Абдулатипов [10], [11], [12], [13], [14], С.Н.Бабурин, [32], [34], [35], [36], [37], Т.А. Гуриев [98], [100], B.C. Джатиев [115], [116], [117], [118], [119], [120], А.И. Доронченков [129], [130], В.Н.Иванов [149], [150], [151], [152], [153], [154], [155], [156], A.B. Исаенко [161], [162], В.И. Ковалев [182], [183], В.Н. Кузнецов [203], [204], [205], [206], [207], [208], В.К.Левашов [217], [218], [219], В.В. Локосов [223], [224], [225], Ф.Х. Мухаметшин [248], [249], ЕЛО. Митрохина [247], Г.В. Осипов
274], [275], [276], [277], [278], [280], [281], [282], А.Г. Плиев [295], [296], [297], [298], В.В.Серебрянников [338], [339], В.А. Тишков [369], [370], [371], [372], [373], Р.Г. Яновский [437], [438], [439], [440], [441] и др.
Вместе с тем, до настоящего времени не получили достаточного освещения проблемы полноценного развития национальных меньшинств, образуемых ими субъектов Российской Федерации в системе трансформационных координат XXI столетия.
Цель исследования: прогнозное обоснование приоритетных направлений социально-политического развития Республики Северная Осетия-Алания, Республики Южная Осетия и формирование национальной доктрины Алании, как необходимого условия становления национально-государственного образования - Республики Алания.
Задачи исследования: г
- обоснование необходимости перехода от поисков «национальной идеи» к формированию научно-обоснованной «национальной доктрины»;
- раскрытие внутреннего противоречия в официально принятой концепции диалектов аланского (осетинского) языка и формирование на этой основе новой целостной концепции;
- раскрытие движущих сил сложившихся на постсоветском пространстве тенденций в этнополитической борьбе за историко-культурное наследие аланского (осетинского) народа;
- дать критический анализ государственно-политических институтов, прежде всего поста президента РСО-А (главы РСО-А), Парламента РСО-А, определить особенности их функционирования, взаимодействия, а также место и роль каждого из них во властной вертикали. Выработка на этой основе рекомендаций, направленных на совершенствование политического устройства РСО-А;
- выработка практических рекомендаций по совершенствованию экономического, государственно-территориального устройства аланского общества (Республика Северная Осетия-Алания, Республика Южная Осетия), с учетом геополитического положения Алании;
- обоснование общности исторических судеб индоевропейских народов -алан и русских, и более значимого положения Алании (Осетии) в национальной доктрине Российской Федерации; определение основных тенденций этнополитического, экономического и геостратегического развития Алании и Кавказского региона.
Объект исследования: социально-политические процессы в Алании, определяющие становление и развитие национального самосознания алан (осетин) в контексте основных признаков, формирующих понятие нация и их государственности.
Предмет исследования: национальная политика строительства и развития Республики Алания.
Теоретико-методологические основы исследования. В основу методологии исследования положен диалектический метод. Раскрытие темы исследования потребовало использования системного подхода, дающего возможность в совокупности и всесторонне рассмотреть состояние этнополитических факторов, оказывающих решающее влияние на развитие национального самосознания аланского (осетинского) народа и образуемого им национально-государственных образований - Республика Северная Осетия-Алания как субъект Российской Федерации и Республика Южная Осетия как территория с неопределенным политическим статусом. Помимо этого, в работе были использованы такие методы исследования, как конкретно-исторический, абстрактно-логический, ретроспективный, сравнительный анализ, экономико-статистический.
Не отрицая объективной связи между двумя общенаучными методами -индуктивный (наведение) и дедуктивный (выведение), в решении теоретических задач с учетом степени изученности проблемы, вынесенной в заглавие диссертационной работы, в ее основу положен дедуктивный метод.
Данный метод позволил последовательно перейти от общей теории изучаемого процесса к относительно частным выводам.
Научная новизна исследования состоит в постановке вопроса и комплексной разработке проблемы национально-государственного устройства Алании, поступательного развития языка, культуры аланского этноса, оказывающих решающее влияние на эволюцию его национального самосознания.
Впервые в отечественной науке предпринята попытка прогнозного обоснования основных приоритетных направлений социально-политического развития нового национально-государственного образования - Республика Алания, посредством составления национальной доктрины Алании (Осетии) на современном этапе этнической истории ее народа. Сформулировано определение понятия «национальная доктрина» и на этой основе предложен новый методический подход к ее формированию. Положенная в основу данного подхода система признаков, в своей совокупности образующих нацию, позволила структурировать и последовательно изложить мысли.
Конкретно-исторический и ретроспективный методы исследования в совокупности с междисциплинарным подходом сделали возможным не только по-новому взглянуть на проблему национальной самоидентификации аланского этноса, но и определить направленность как внутренней, так и внешней политики, проводимой руководством Российской Федерации на южных рубежах страны.
Данный подход позволил сформулировать следующие положения, которые выносятся на защиту:
1. «Национальная идея» — это способность человека ощущать себя представителем конкретной нации. Она существует ровно столько, сколько существует тот или иной этнос. Сохранение «национальной идеи» является обязательным условием коллективной (народной) идентичности. Поэтому ложный поиск «национальных идей» в значительной мере обусловил распад единого союзного государства, трагические межнациональные и межконфессиональные конфликты практически на всем постсоветском пространстве.
2. «Национальная доктрина» является научной теорией развития нации, как устойчивой общности людей, сложившейся на базе общности языка, культуры, психического склада, ареала обитания и экономической жизни. Совокупная оценка данных признаков позволяет более объективно подойти к определению как уровня национального самосознания того или иного народа, социума, так и основных культурных, общественно-политических и экономических задач, стоящих перед ними. «Национальная доктрина» призвана стать одним из основных политологических документов, способствующих прогрессу всех сфер жизни общества, поступательному развитию народов и образуемых ими государств (национальных автономий).
3. Запущенность и нерешенность самых общих вопросов в сфере аланского языка и культуры привело к ярко выраженному научному экспансионизму в аланистике. С конца 80-х годов ХХ-го столетия борьба за аланское наследие приобрела политический характер, что ведет к усилению этнополитической конфронтации на Кавказе. Комплексный анализ этнополитической :;и экономической ситуации в Республике Северная Осетия-Алания, Республике Южная Осетия свидетельствует о необходимости формирования целостной национальной доктрины Алании, которая должна стать новым шагом на пути развития национального самосознания аланского народа, его государственности в сторону правового государства с учетом федеративных отношений и международных демократических норм.
4. Изучение во времени истории развития аланского этноса в контексте основных категорий, формирующих понятие нация выявляет научную несостоятельность концепции об «ираноязычной автохтонности осетин», согласно которой ведущее место в этногенезе последних принадлежит некой мифической «кавказской аборигенной общественной среде». Факт утраты общего самоназвания алан, под чьим именем произошла этническая консолидация родственных родоплеменных союзов и образование Аланского государства (IX — X в.в.), есть ядро существующей проблемы в области «осетинского» языка и культуры. Поэтому только разрешение данного несоответствия обеспечит этнополитическую консолидацию гражданского общества в Алании (Осетии).
5. Этапы исторического развития аланского языка можно представить такой схемой: диалектные формы общенародный язык диалектные формы общенародный язык. Отсюда функционирующий ныне аланский общенародный язык есть ничто иное, как обновленная форма действовавшего уже в средние века общенародного языка. Данное обстоятельство лишает смысла дискуссию о том, какой же диалект - западно-аланский или восточно-алвнский - лежит в основе общенародного аланского языка.
6. В 1994 году можно было только предполагать об уровне эффективности вводимого в РСО-Алания института президентства. Однако сегодня можно констатировать - в истории государственной власти Алании (Осетии) не было аналогов столь неэффективной политической системе. Поэтому необходима кординальная реформа системы органов государственной власти и управления.
7. Суть арианской идеологии (веры) - жить ради подвига, наиболее наглядно запечатлена в аланском героическом нартовском эпосе. Подвиг, в широком, духовном смысле этого понятия, олицетворяет победу светлого начала над тьмой и свершается тогда, когда происходит сверхусилие, перенапряжение воли (духа) и физических сил человека или народа. В этом заключается ее основное отличие от других духовных учений.
8. Совершенное в начале 90-х годов, с многочисленными нарушениями федерального законодательства политическое размежевание Чечни с Ингушетией, создало исключительно благоприятные условия для экономических, политических и военных авантюр. Обособление республиканского хозяйства ЧР и РИ от федерального центра привело к созданию в этих республиках автаркических режимов.
9. Длительная ориентация России на Грузию, как главного партнера на Кавказе, выразившаяся в расширении ее территории за счет включения в ее состав Южной Осетии, Абхазии, части территории Северной Осетии, которые ей никогда не принадлежали, исторически себя не оправдала. Поэтому, в условиях нарастания панисламистских настроений на Кавказе, агрессивной политики НАТО, объявления США территории Кавказа зоной своих национальных интересов, необходима соответствующая корректировка внутриполитического и внешнеполитического курса РФ в изучаемом регионе. Россия как никогда заинтересована в единой Алании. Для решения этого вопроса на основе международного права имеются все необходимые условия.
Научная и практическая значимость исследования состоит в обобщении фундаментальных работ деятелей передовой мысли, собственных исследований по вопросам политологии, историографии, этногенеза, экономики и государственного строительства аланского (осетинского) народа, являющегося древнейшим насельником территории Кавказа.
Содержащиеся в диссертационной работе теоретические наработки способствуют более глубокому осмыслению этнополитических процессов, происходящих на Кавказе, развитию институциональных основ государственности автономий бывшего СССР, преодолению непонимания прогрессивного в развитии национального самосознания народов. В работе обоснованы конкретные подходы и рекомендации по урегулированию некоторых межэтнических конфликтов, тлеющих на Кавказе. Апробированные научные подходы могут быть использованы при разработке других национальных доктрин, а результаты исследования — найти применение в учебных курсах по вопросам этнополитической конфликтологии, культурологии, основ политологии.
Появление на изломе тысячелетий данного исследования не есть дань моде или политической конъюнктуре, это ответ на вызов времени, на те общественно-политические события, в центре которых оказалась Алания в силу своего геополитического положения. В этом отношении представленная работа созвучна идеям, содержащимся в цивилизационном подходе А. Тойнби, отводившего значительную роль в историческом развитии обществ, государств, цивилизации человеку ¡[376]. Надо полагать, что практическое использование содержащихся в диссертации предложений и рекомендаций позволит преодолеть экономическую, социальную и культурную стагнацию в аланском обществе, укрепить федеративные отношения в России.
Апробация результатов исследовании. Основное содержание работы прошло апробацию в монографиях, брошюрах и статьях, а также в докладах на Учредительном съезде общероссийской партии Национального возрождения «Народная воля» в декабре 2001 г.; Учредительной конференции Союза общественных организаций РСО-Алания в феврале 2002 г.; заседании правления, съезде Международного аланского конгресса в апреле 2002 г.
Выводы, рекомендации и оценки, содержащиеся в исследовании, были использованы в ходе политической компании по выборам президента РСО-Алания, состоявшимся 27 января 2002 г. Отдельные положения работы вошли в предвыборные программы кандидатов на пост президента Республики Северная Осетия - Алания (2002 г.), Республики Южная Осетия (2001 г.).
Полученные в ходе работы научные результаты докладывались на конференциях, заседаниях ученых советов.
Структура и объем диссертации. Диссертация имеет структуру, обусловленную целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, пяти глав, каждая из которых сопровождается выводами и рекомендациями, обобщающего заключения, списка использованной литературы. Основное содержание диссертации изложено на 290 страницах машинописного текста, включает 12 таблиц, 2 карты, 14 иллюстраций, 1 рисунок и список литературы из 471 наименования.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Социально-политические основы становления и развития Республики Алания в системе трансформационных координат XXI в."
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Систематизация материалов проведенного исследования по этнополитической конфликтологии, историографии аланского (осетинского) народа, социально-политическим ориентирам развития его национально-государственных образований (Республика Северная Осетия-Алания, Республика Южная Осетия) позволила сформулировать следующие выводы и рекомендации:
1. Понятие национальная идея не является строго научной категорией, оно зиждется на чувственном восприятии мира, являясь бессознательным началом в психике индивидуума или психическом складе этноса, и в большей мере относится к мифотворчеству. «Национальная идея» отражает коллективную идентичность народа и исчезает тогда, когда исчезает сам этнос. Попытки обосновать (навязать обществу) новую «национальную идею» неизбежно приводят автора на позиции социального мифотворчества, являющегося антиподом социальных наук, а, следовательно, и научного метода познания действительности. Данное обстоятельство предопределяет при формировании «национальной доктрины» необходимость синхронного рассмотрения мифологического и научного мышления. «Национальная доктрина» есть своеобразная идеологическая надстройка социальных и гуманитарных наук над мифологической реальностью — «национальной идеей», являющейся ее подосновой.
2. Аланы и Алания на пороге третьего тысячелетия переживают один из самых критических периодов своей истории. Длительное отсутствие национально ориентированной политики в сфере языка, культуры, территориального и политического устройства аланского этноса оказывает на него отрицательное влияние, ведет к постепенной утрате им основополагающих признаков, характеризующих понятие нация. В основу методического подхода к формированию национальной доктрины целесообразно положить совокупную оценку данных признаков, которые определяют как уровень национального самосознания того или иного народа, социума, так и основные культурные, общественно-политические и экономические задачи, стоящие перед ним. Поэтому переход от поисков «национальной идеи» к научному обоснованию национальной доктрины Алании позволит преодолеть социально-политическую, экономическую и культурную стагнацию в аланском обществе, определить приоритетные направления становления и развития Республики Алания.
3. Именование алан «осетинами» на протяжении более чем 200 лет отрицательно воздействует на национальное самосознание народа, ведет к его внутриэтнической разобщенности. Между тем, значение имени АЛАН соразмерно разве что с той ролью, которую сыграло имя РУС в истории русского народа, так как на основе этого имени произошла этнополитическая консолидация славянских племен и образование первого славянского государства — Киевской Руси. Осознание выдающейся роли имени АЛАН как никогда актуально сегодня, когда, спустя тысячелетие, происходит становление государственности аланского народа. Поэтому принятию закона «О языках народа Республики Алания» должен предшествовать законодательный исторический акт возвращения народу его общего самоназвания — аланы.
4. Исследование во времени этапов развития аланского (осетинского) языка свидетельствует о научной несостоятельности официально признанной концепции «О диалектах осетинского языка». Методологический подход к определению диалектов аланского языка должен учитывать географический (территориальный) принцип. Отсюда, ныне здравствующие аланы (осетины) имеют единый общенародный язык - аланский, с двумя равноправными диалектами - западно-аланским и восточно-аланским, включающим в себя южно-аланский говор. В основе воссозданного в 18 веке общенародного языка лежит восточно-аланский диалект. Историческое развитие аланского языка необходимо рассматривать в виде непрерывного, динамичного процесса: диалектные формы общенародный язык диалектные формы общенародный язык. Данные положения должны стать краеугольным камнем национальной (аланской) филологии и историографии, что обеспечит гармоничное развитие общности языка и культуры народа.
5. Анализ основных направлений сложившегося к 90-м годам XX столетия научного экспансионизма в алановедении свидетельствует об усилении на этой основе этнополитической конфронтации на Кавказе. В основе данной конфронтации лежит стремление ряда народов присвоить не имеющую аналогов героику исторического наследия аланского народа. Движущей силой данных отрицательный тенденций следует считать научные изыскания ряда авторов, стремящихся обезличить историю аланского народа, что ведет к искусственному «размыванию» его этнических границ, препятствует правильному осмыслению его национальной истории. Поэтому необходимо на законодательном уровне Российской Федерации, Республики Северная Осетия-Алания, Республики Южная Осетия обеспечить правовую и политическую защиту наследия скифо-сармато-аланской (ирской) суперэтнической культурной целостности.
6. Отсутствие у алан (осетин) общности своей территории, а, следовательно, и единого экономического пространства, не позволяет эффективно решать вопросы политического, социально-экономического, культурного развития населения Алании (Осетии). Поэтому главная задача политического руководства РСО-Алания, РЮО сводится к созданию условий для самореализации духовного и интеллектуального потенциала народа. Реальное решение этой проблемы лежит не на пути насильственного выселения выходцев из Республики Южная Осетия за пределы границ РСО-Алания, а на пути политического воссоединения двух разрозненных частей территории Алании и создания на этой основе Республики Алания. В этом случае не только миграционные, но и инвестиционные потоки закономерно примут южное направление. Начнется активное возрождение южной части территории Алании (Осетии). Прекратятся иждивенческие настроения, вызванные неопределенностью статуса «беженца», изменится мотивация экономических интересов граждан республики, что в целом положительно скажется как на размещении производительных сил, так и на этнополитической консолидации общества. Только так можно достичь жизненно необходимой аланскому народу общности своего экономического развития.
7.90-е годы не принесли многонациональному народу РСО-Алания ожидаемых позитивных сдвигов, связанных с демократизацией российского общества. Последнее в республике было подменено повсеместным насаждением вульгарного капитализма и псевдорыночных экономических отношений. Поэтому к 2002 году в РСО-Алания оказались ликвидированными экономикообразующие отраслевые объединения (комплексы): аграрно-промышленный; электронно-промышленный; комплекс предприятий цветной металлургии. Ключевым вопросом экономических преобразований становится реформа производственных отношений, создания конкурентоспособной экономической системы. Стратегия развития РСО-Алания и РЮО должна опираться в первую очередь на саморазвитие, создание эффективно работающих промышленных и сельскохозяйственных предприятий на основе местных ресурсов.
8. РСО-Алания сегодня представляет собой «республику-город» со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями: снижение естественного прироста населения (депопуляция), деградация сельской местности, запустение горной зоны. Поэтому необходимо в первоочередном порядке обратить внимание на развитие сельских районов и горной зоны на новом научно-техническом уровне, исключив возможность дальнейшего расширения города Владикавказа за счет земель сельскохозяйственного пользования. Размещение производительных ресурсов необходимо переориентировать на создание небольших, компактных городов в окружении сельского ландшафта. Только на этих путях возможно дальнейшее гармоничное развитие многонационального народа республики, более рациональное использование природных богатств края.
9. Функционирующая одиннадцатый год в РСО-Алания политическая надстройка в виде института президента (главы республики) не просто не соответствует уровню развития гражданского общества - она стала главным препятствием на пути осуществления демократических реформ в политической и экономической сфере. Президентские инициативы нередко легитимировали решения Парламента РСО-А при игнорировании принципа разделения властей, многочисленные республиканские законодательные акты вошли в прямое противоречие с действующей Конституцией РФ, что привело к усилению асимметричности федерации. В Российской Федерации может и должен быть один президент - глава государства Российского. Создание полноценной парламентской Республики Алания должно стать основой предполагаемой конституционной реформы в РСО-А, РЮО, так как именно парламентское правление, характеризуя уровень зрелости нации, способствует ее дальнейшему развитию.
10. Создание на Северном Кавказе моноэтнических республик — Чеченская республика, Республика Ингушетия (ЧР, РИ), проводящих агрессивную политику, выражающуюся, в частности, в депортации русского и русскоязычного населения, совершение вооруженных агрессий против соседних субъектов РФ (Ставрополье, Алания, Дагестан), требует от руководства РСО-Алания пересмотра своих взаимоотношений с ними. Взаимоотношения должны строиться на паритетных началах, что не предполагает проведения политики односторонних уступок, свойственной нынешнему руководству РСО-А. Автаркический характер политических режимов, сформированных на территории бывшей Чечено-Ингушской АССР (90-е гг.) обусловил как обособление хозяйства этой бывшей советской автономии от федерального центра, так и закрепление внутреннего рынка, сверхдоходных сфер за узкой группой лиц по клановому принципу. В этой связи актуальным становится укрепление вертикали государственной власти в стране через унификацию политических и экономических прав субъектов РФ.
11. Аланам (осетинам) отказано в праве на самоопределение даже в рамках единого федеративного государства (РФ). В мире не существует аналогов подобной формы дискриминации по национальному признаку малочисленного народа. Аннексия Грузией значительной части территории Алании, а, следовательно, и Российской Федерации, изобличает агрессивный характер политики, проводимой руководством этого закавказского государства, и свидетельствует о несоблюдении Россией взятых на себя договорных обязательств от 1774 года. Сохранение существующего противоестественного положения вещей ведет к полному уничтожению (ассимиляции) аланского этноса, являющегося единственным носителем культуры северных иранцев («Внешнего Ирана») на Кавказе. Раскол территории Алании (1922 г.) может быть преодолен исключительно политическими и конституционно-правовыми методами, что положит начало новому этапу в ее общественно-политическом развитии.
12. Осознание общности исторических судеб алан (осетин) и русских, прослеживаемой с глубокой древности и исключающей возникновение между ними антагонистических противоречий, имеет непреходящее значение для поступательного развития России и Алании. Поэтому политическая борьба аланского (осетинского) народа за единую Аланию - это, по существу, борьба за стратегические позиции России во всем Каспийско-Черноморском регионе. В условиях нарастания панисламистских настроений на Кавказе, агрессивной политики НАТО, объявления США территории Кавказа зоной своих национальных интересов, Россия, как никогда, заинтересована в единой Алании. Данное обстоятельство предопределяет как более внимательное отношение к русской части населения всех ветвей государственной власти РСО-Алания, РЮО, так и более значимое положение Алании (Осетии) в национальной доктрине Российской Федерации.
13. Военно-политическая, социально-экономическая, историко-культурная (религиозная) значимость Кавказского региона, предопределяет ход непрекращающейся с древнейших времен по настоящее время борьбы за господство над этой геостратегической территорией со стороны ведущих государств мира. Однако политика России в этом регионе продолжает носить противоречивый характер, не учитывает особенности территориального подхода к раскрытию закономерностей формирования объективных факторов, влияющих на общесоциальную обстановку в регионе. Сохраняется преемственность неадекватной действительности оценки особенностей присущих историографии края, политической значимости Кавказа, народов здесь проживающих, в общей системе государственного устройства России. В период все усиливающейся глобализации, транснационализации мирового хозяйства учет данных факторов становится обязательным условием укрепления как экономического, так и государственно-политического авторитета Российской Федерации на Кавказе.
14. Россия, в ходе политической игры с Грузией национальными интересами аланского (осетинского) народа, последовательно утрачивает свои позиции в Кавказском регионе. Ее длительная ориентация на Грузию, как главного политического партнера на Кавказе, выразившаяся в расширении ее территории за счет включения в ее состав Южной Осетии, Абхазии, части территории Северной Осетии, которые ей никогда не принадлежали, исторически себя не оправдала. Поэтому внедряемое в сознание наших соотечественников утверждение о том, что только республика Грузия (единая и неделимая) является главным политическим партнером России на Кавказе, верным союзником и проводником ее национально-государственных интересов в этом геостратегическом регионе, следует отнести к разряду социально-политической мифологии. Правильно выстроить свои внешнеполитические и внутриполитические курсы в этом геостратегическом, геоэкономическом регионе России поможет осознание объективной реальности того, что Кавказ для русского народа не является чужой территорией и что здесь право сильного должно быть заменено на научно обоснованное право проживания на исторической родине аланского народа, принимавшего активное участие в этногенезе русского этноса и в формировании его государственности.
Список научной литературыДжанаев, Хадзымат Георгиевич, диссертация по теме "Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии"
1. Абаев В.И. Дихтомия в истории религий // Избранные труды. Владикавказ, 1990.
2. Абаев В.И. Избранные труды: религия, фольклор, литература. — Владикавказ: Ир, 1990 640 с.
3. Абаев В.И. Историко-этимологический словарь осетинского языка. МЛ., 1958. Т. 1., с. 610
4. Абаев В.И. Историко-этимологический словарь осетинского языка. М.-Л. 1958. Т. 1; Л., 1973. Т. II; Л., 1979. Т. III; Л., 1989. Т. IV.
5. Абаев В.И. Нартовский эпос // Изв. СОНИИ, 1945. Т. X. Вып. 1.
6. Абаев В.И. Нартовский эпос осетин. Цхинвал, 1982.
7. Абаев В.И. Осетинский язык и фольклор, т. 1. с. 310.
8. Абаев В.И. Скифский быт и реформа Зороастра /Избранные труды: Религия, фольклор, литература. Владикавказ: Ир, 1990. 640 с.
9. Абаев В.И. Этногенез осетин по данным языка // Происхождение осетинского народа. Орджоникидзе. 1967.
10. Абдулатипов Р.Г. Национальный вопрос и государственное устройство России. М.: Славянский диалог, 2000. — 656 с.
11. Абдулатипов Р.Г. Судьба ислама в России: история и перспективы /Р.Г. Абдулатипов. М.: Мысль, 2002. - 317 с.
12. Абдулатипов Р.Г. Федерализм в истории России: В 3-х кн. /Р.Г. Абдулатипов, Л.Ф. Болтенкова, Ю.Ф. Яров. М.: Республика, 1993. Кн. 2 -1993-416 с.
13. Абдулатипов Р.Г. Федералогия: Учебное пособие для ВУЗов /Р.Г. Абдулатипов. СПб.: Питер, 2004. - 320 с.
14. Абдулатипов Р.Г. Человек. Нация. Общество. М.: Политиздат, 1991.222с.
15. Абрамов М.П. О некоторых критериях выделения памятников алан на Северном Кавказе // XIX Крупновские чтения. М., 1996.
16. Агасиев К. Магас город магалонов // Северный Кавказ. 1994, 10 сентября.
17. Агбунов М.В. Путешествие в загадочную Скифию. М., 1989.
18. Азанбек Джанаев: живопись, графика, скульптура. / Сост. Э.Д. Дарчиева. Орджоникидзе, 1985.
19. Акты Кавказской археологической комиссии. Т. 4. Док. 156. Тифлис.
20. Алания: наука и политика// Сердало, 8 и 22 июня 1994.
21. Аланы, Западная Европа и Византия. Владикавказ, 1992.
22. Алемань А. Аланы в древних и средневековых письменных источниках. М.: Издательство «Менеджер», 2003. — 608 с.
23. Алисов Н.В., Хорев Б.С. Экономическая и социальная география (общий обзор)
24. Алишев А. Голос минувшего //Кабардино-Балкарская правда. 1988, 9 октября.
25. Английское свободомыслие. М., 1981.
26. Артамонов М.И. История Хазарии. Л., 1962.
27. Артамонов М.И. Сокровища скифских курганов. Прага, Москва, 1966.
28. Атлас Северо-Осетинской АССР. М.: Главное управление геодезии и картографии при Совете Министров СССР. - 1967.
29. Афоризмы. М., 1972. Высказывание Стефана Цвейга.
30. Ачканов А.Я., Хомутов Ю.В., Эйсерт Э.К. Эффективное применение удобрений на Северном Кавказе. М.: Россельхозиздат, 1984. -160 с.
31. Бабурин В.Л., Мазуров Ю.Л. Географические основы управления. М., 2000.
32. Бабурин С.Н. Задачи национально-патриотических сил России //Национальные интересы. М., №№ 2-3, 2001.
33. Бабурин С.Н. Интервью //Советская Россия. М., 1992, 11 ноября.
34. Бабурин С.Н. Мир империй: Территория государства и мировой порядок. СПб., Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2005. - 769 с.
35. Бабурин С.Н. Преображение России через национальную власть и социальную справедливость // Национальные интересы. М., № 1 (18), 2002.
36. Бабурин С.Н. Территориальные режимы и территориальные споры: государственно-правовые проблемы. -М.: Изд-во МГУ, 2001. 175 с.
37. Бабурин С.Н. Территория государства: правовые и геополитические проблемы. М., 1997.
38. Бабурин С.Н. Щит и меч, спецвыпуск, ноябрь 1992.
39. Баззатэ С. Наследники древней Аланской церкви в Москве //Лампада. М., 1998, №28.
40. Байрамкулов A.M. Карачаево-балкарскому народу 2000 лет. Черкесск, 1996.
41. Батчаев В.М. Древности персидского и скифского периодов //Археологические исследования на новостройках Кабардино-Балкарии. 1995.
42. Бахрах Б.С. Аланы на Западе. М., 1993.
43. Бенвенист Э. Очерки по осетинскому языку /Перевод с французского. М., 1965.
44. Бзаев К.К. Происхождение этнического термина Русь. Владикавказ, 1996.
45. Бирюков Ю.П. Опыт металловедческого исследования фрагментов металлических изделий из раскопок Волго-Донской археологической экспедиции. МИА СССР № 75, 1959.
46. БламбергИ. Кавказская рукопись. Ставрополь, 1992.
47. Блиев М.М. О некоторых проблемах присоединения народов Кавказа к России//Северная Осетия. Владикавказ, 1992, 10 сентября, № 173, 1 1 сентября, № 174.
48. Блиев М.М. Осетинские посольства в Петербурге, 1749-1752 гг. -Орджоникидзе, 1961.^35 с.
49. Блиев М.М. Россия и горцы Большого Кавказа. На пути к цивилизации. М.: Мысль, 2004. - 877 с.
50. Блиев М.М. Южная Осетия в коллизиях российско-грузинских отношений. М.: Издательство «Европа», 2006. - 472 с.
51. Блиев М.М., Дегоев В.В. Кавказская война. -М. Издательство «Росет», 1994.-592с.
52. Большая советская энциклопедия. М., 1972. Т. X.
53. Бонгард-Левин Г.М., Грантовский Э.А. От Скифии до Индии. М., 1974.
54. Бороладзе Н. «Большие манёвры» тбилисских политиков // Независимая газета. М., 22 марта, 2001.
55. Бруно Д. О героическом энтузиазме. М., 1953.
56. Бузе У., Фихтнер У., Кайзер М. и др. 01.09. бесланское досье. Состояние на 7.03.2005. М.: Издательство «Ад Маргинем», 2005. - 133 с.
57. Бутков П.Г. Материалы для новой истории Кавказа с 1722 г. по 1803 г., ч. II, СПб., 1869, с. 13.
58. ВагаповЯ.С. Вайнахи и сарматы. Грозный, 1990.
59. Вагапов Я.С. О языке Зеленчукской надписи. Вопросы вайнахской лексики. Грозный, 1980.
60. Ванеев З.Н. Избранные работы. Цхинвал, 1989. Т.1., 1990. Т.2.
61. Ванеев З.Н. К этногенезу осетинского народа // Изв. ЮОНИИ. Вып. XIII. 1961.
62. Вахушти. География Грузии (Введ., пер. и примеч. М. Джанашвили /Зап. КОИРГО, 1904, Т. XXIV. Вып. 5.
63. Великорусские былины киевского цикла. Варшава, 1885.
64. Вернадский Г.В. Основы иранского языкознания. Древнеиранские языки. М., 1979.
65. Вернадский Г.В. История России. М., 2000. Кн. 1. Древняя Русь., Кн. 2. Киевская Русь.
66. Вестник древней истории, 1949. № 3.
67. Вико Ж.Б. Основание новой науки об общей природе наций. Л., 1940.
68. Волкогонов Д.А. Феномен героизма. -М.: Политиздат, 1985.
69. Воробьев В. Труба пришла с Востока // Российская газета. М., 2006, 15 июля. № 153.
70. Воробьев С.А., Каштанов А.Н., Макаров И.П. Земледелие. М.: Агропромиздат, 1991. 527 с.
71. Вся Осетия 1996. - Информационно-рекламный ежегодный каталог — справочник. — Владикавказ, Ремарко, 1996. 240 с.
72. Выступление Председателя ВС Республики Южная Осетия Т. Кулумбекова на VI съезде народных депутатов России // Российская газета. М., 1992, 28 апреля. №98.
73. Габуев Т.А. Некоторые вопросы этнической истории Центрального Предкавказья в сарматское время // РА, № 3, 1997.
74. Гаглойти Ю.С. Аланы и вопросы этногенеза осетин. Тбилиси. 1966.
75. Гаглойти Ю.С. Южная Осетия. Цхинвал, 1993.
76. Гадагатль А.М. Героический эпос «нарты» и его генезис. Краснодар, 1967.
77. Гаджиев С.М. Кумыки. Историко-этнографическое исследование. М., 1961.
78. Гамсахурдия З.К. // Известия. М., № 313, 1990.
79. Гамсахурдия З.К. // Столичная. М., № 1, 1990.
80. Гассиев А.А. Новейший и философский реализм об основах религии и нравственности // Избранные произведения. Владикавказ: Ир, 1992.
81. Гегель Г.В. Соч. М., 1935, т. 7.
82. Гегель Г.В. Эстетика, Т. З.'В 4-х т. Т. 3. -М., Искусство, 1973.
83. Гельвеций К.А. О человеке, его умственных способностях и его воспитании.-М., 1938.
84. Гердер Г. Идеи к философии истории человечества. -М., 1997.
85. Геродот. История. В 9-ти кн. /Пер. Г.А. Стратановского. М.: ООО «Издательство ACT», «Лодомир», 2001. - 752 с.
86. Героическое в системе эстетических категорий / под ред. B.C. Мовчан Львов. «Виша школа», 1986.
87. Гильом Р. Путешествие в восточные страны. -М., 1957.
88. Гольбах П.А. Избранные произведения. В 2-х т. -М., 1963.
89. Горы, жизнь в горах и опасные геологические процессы // Вестник Владикавказского научного центра РАН и РСО-А. Владикавказ. № 4, 2002.
90. Госкомстат РСО-А, 1990, 2000, 2004 гг.
91. Грабовский И.С. Предкавказские чернозёмы. Диссертация на соискание ученой степени доктора сельскохозяйственных наук. Дзауджикау, 1946.
92. Греков Б.Д., Якубовский А.Ю. Золотая Орда и её падение. М.-Л., 1950.
93. Громыко А.А. Памятное. Кн. 1. -М., 1988.
94. Громыко А.А. Памятное. Кн. 2. -М., 1988.
95. Гроций Г. О праве войны и мира. -М., 1994.
96. Гуляев В.И., Савченко Е.И. Терновое 1 новый курганный могильник на Среднем Дону / С А, № 4, 1995.
97. Гумилёв Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М., 1994.
98. Гуриев Т.А. Из жемчужин Востока: АВЕСТА. Владикавказ, 1993.
99. Гуриев Т.А. Кто есть кто в аланской нартиаде. Владикавказ, 1999.
100. Гуриев Т.А. Наследие скифов и алан. Владикавказ: Ир, 1991.
101. Гутнов Ф.Х. Аристократия алан. -Владикавказ: Ир, 1995 144 с.
102. Гутнов Ф.Х. Ранние аланы. Проблемы этносоциальной истории. Владикавказ: Ир, 2001.-256 с.
103. Гутнов Ф.Х. Средневековая Осетия. Владикавказ, 1993.
104. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. СПб., 1995.
105. Дауров Д.Х. Этот маленький Большой человек. Владикавказ, Иристон, 2001.-271 с.
106. Демографический ежегодник 1995. Госкомиздат РФ. М.: Финансы и статистика. 1995.
107. Джанаев Х.Г. Большому кораблю большое плавание//Северная Осетия. Владикавказ. 1999, 9 октября. № 194.
108. Джанаев Х.Г. Вспомним об опыте предков//Северная Осетия. Владикавказ. 1993, 16 ноября. № 220.
109. Джанаев Х.Г. Горное и предгорное сельскохозяйственное производство // Вестник Российской академии сельскохозяйственных наук. М., 2000. № 1.
110. Джанаев Х.Г. Концепция программы реформ в агропромышленном комплексе Северо-Осетинской ССР //Северная Осетия. Владикавказ, 1992, 25 декабря. № 246.
111. Джанаев Х.Г. Организационно-экономическое обоснование машиноиспользования в сельском хозяйстве. М., 1996.
112. Джанаев Х.Г. Организация машиноиспользования в земледелии Северного Кавказа. М.: Изд-во МГУ, 2001. 394 с.
113. Джанаев Х.Г. Региональные особенности машиноиспользования в земледелии Северного Кавказа. Владикавказ, 1996.
114. Джатиев B.C. Нужен ли республике Президент? // Северная Осетия. Владикавказ, 1993, 9 ноября. № 215.
115. Джатиев B.C. Очередной провал в национальной политике /Круглый стол «Экстремизм и дискриминация: взгляд за пределами штампов» //Национальные интересы. М., 2005. № 5.
116. Джатиев B.C. Прагматизм на защиту национальных интересов! /Круглый стол «Русоцентризм и русофобия: мифы и реальность» // Национальные интересы. М., 2006. № 1.
117. Джатиев B.C. Проблемы российской государственности в начале XXI века //Румянцевские чтения. Экономика, государство и общество в XXI веке. Материалы международной научно-практической конференции. М., 2004.
118. Джатиев B.C. Суверенитет как признак государства //Национально-этнические аспекты социального развития. Бюллетень научных исследований в рамках российской программы «Народ России: возрождение и развитие». Владикавказ, 1992.
119. Джонсон Р., Каст Ф., Розенцвейг Д. Система и руководство. М.: Советское радио, 1971.-647 с.
120. Джугели В. Тяжелый крест. Тифлис, 1920.
121. Дзагурова Г.Т. Под российскими знамёнами. Владикавказ, 1992.
122. Дзагурова Г.Т. Сыны Отечества. Владикавказ: «Проект - Пресс». 2003.-644 с.
123. Дзанайты Х.Г. Национальная доктрина Алании — Владикавказ: Иристон, 2001 -96 с.
124. Дзанайты Х.Г. О двух диалектах аланского языка. Дзауджикау, 1994.
125. Дзидзоев В.Д. Кавказ конца XX века: тенденции этнополитического развития (историко-политологические исследования). Владикавказ: Владикавказский научный цент РАН и Правительства РСО-А, 2004. - 359 с.
126. Добромыслова О. В старой Европе появились «новые бедные» //Российская газета: М., 2005, 18 марта, № 53.
127. Доронченков А.И. Межнациональные отношения и национальная политика России. Этнополитический очерк. СПб, 1995.
128. Доронченков А.И. Проблемы наций и национальных отношений в диссертационных трудах//Социально-политические науки. М., 1990, № 10.
129. Древний мир: Популярная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Дрофа Полюс, 2005. - 832 с.
130. Дробкин В.М. Системный перевод в управлении. М.: Химия, 1984.224с.
131. Дюмезиль Ж.Э. Осетинский эпос и мифология. М., 1976.
132. Дюмезиль Ж.Э. Скифы и нарты. М., 1990.
133. Евзлин М. Космология и ритуал. М., 1993.
134. Единая Осетия. Владикавказ, № 3, октябрь 2004.
135. Жуков Г.К. Воспоминания и размышления. В 3-х томах. М., 1995.
136. Закиев М.З. Проблемы языка и происхождения волжских татар. Казань, 1986.
137. Закон Российской Федерации «О реабилитации репрессированных народов» / Сб. Пригородный район: выбор цели. Владикавказ, 1997.
138. Закон Российской Федерации «Об образовании Ингушской республики в составе Российской Федерации» /Сб. Пригородный район: выбор цели. Владикавказ, 1997.
139. Закон РСО-А «О внесении изменений и дополнений в закон РСО-А «О местном самоуправлении в Республике Северная Осетия Алания» //Северная Осетия. Владикавказ, 2000, 2 ноября. № 209.
140. Закон СО ССР «О языках народа СО ССР»//Северная Осетия. Владикавказ, 1992, 20 марта, № 55.
141. Зонн И.С., Жильцов С.С. Стратегия США в Каспийском регионе («Большая игра 2»). Предисловие JI.B. Шебаршина. - М: ООО «Эдэль-М», 2003.-197 с.
142. Зонова Т.В. От Европы государств к Европе регионов // ПОЛИС, 1999, №5.
143. Зорин М. НАТО на Черном море//Российская газета. М., 2001., 14 июня, № 111.
144. И кровь и пепел. Владикавказ, 1991.
145. Иванов В.А. Ползучая агрессия //Народная трибуна. Владикавказ, № 2 (5) ноябрь 2002.
146. Иванов В.А. Слово — не воробей //Коммунист Осетии. Владикавказ. -2001, № 16.
147. Иванов В.Н. Россия федеративная. М., 1999.
148. Иванов В.Н. Россия: социальная ситуация и федеративные отношения (по материалам социологических исследований) М., 1998.
149. Иванов В.Н. Социологическая диагностика социально-политической ситуации //Россия: на пути к возрождению. Социальная и социально-политическая ситуация в России в 2003 году. М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2004.
150. Иванов В.Н. Социология федерализма. М.: ИСПИ РАН, 2004. 300 с.
151. Иванов В.Н., Воротникова В.П., Кублицкая Е.А., Назаров М.М. Федерализм и социальная стабильность //Наука Культура Общество. М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2006. Приложение № 1.
152. Иванов В.Н., Ладодо И.В., Назаров М.М., Рубан Л.С. Перспективы федеративной реформы //Изменяющаяся Россия: вызовы и возможности. Социальная и социально-политическая ситуация в России в 2002 году. М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2003., Т.2.
153. Иванов В.Н., Назаров М.М. Реформирование и развитие системы местного самоуправления // Россия: глобальные вызовы и локальные риски.
154. Социальная и социально-политическая ситуация в России в 2004 году. — М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2005.
155. Иванов В.Н., Назаров М.М. Федерализм и национальная безопасность России //Россия: глобальные вызовы и локальные риски. Социальная и социально-политическая ситуация в России в 2004 году. М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2005.
156. Игнатов В.Г., Бутов В.И. Южная Россия и её регионы. — М.: ИКУ «Март»; Ростов-на-Дону: Издательский центр «Март», 2006. — 304 с.
157. Ильинская В.А., Тереножкин А.И. Скифия VII-IV вв. до н.э. Киев. 1983.
158. Ионин Л.Г. Социологические культуры. М., 2000.
159. Иосафат Б. Путешествие по Тану. «Библиотека иностранных писателей о России», т. 1, отд. 1, гл. 1, СПб., 1836.
160. Исаенко A.B. Библия о предках осетин//Северная Осетия. Владикавказ. 1992. 5 марта. № 44.
161. Исаенко A.B., Кучиев В.Д. Что написано в истории // Северная Осетия. Владикавказ. 1994. №№ 58-60.
162. История рядом. Нальчик, 1990.
163. История Северо-Осетинской АССР: С древнейших времен до наших дней. В 2-х т. Орджоникидзе, 1987.
164. Итоги Всесоюзной переписи населения, 1970. Т. IV. Национальный состав населения СССР. М: Статистика, 1973. -648 с.
165. Йосида А. Дюмезиль и сравнительное изучение японских мифов //Дарьял. Владикавказ, 1995. № 2.
166. Кадалаев Г.З., Багаев Ч.Н. Кто ты, Сталин?. Цхинвал, 1995.
167. Кадзоев Н. Древнеингушские племена Колхиды //Ингушетия. 1998, 31 июля.
168. Калоев Б.А. Аланский субстрат в этногенезе балкарцев и карачаевцев по данным этнографии // от Скифов до осетин. Материалы по осетиноведению. Выпуск 1.-М.: Менеджер, 1994. 128 с.
169. Калоев Б.А. История записи и публикации нартского эпоса // Сборник «Нартский эпос». Орджоникидзе, 1957.
170. Калоев Б.А. Осетины (историко-этнографическое исследование), М., 1967.
171. Караганов С. Прощание с Грузией?//Российская газета. М., № 178 (3555), 20 августа 2004.
172. Караулов H.A. Сведения арабских писателей о Кавказе, Армении и Азербайджане. -СМОМПК, вып. 37, 1902.
173. Кардини Ф. Истоки средневекового рыцарства. М., 1987.
174. Карлейль Т. Герои, почитание героев и героическое в истории. СПб. 1908.
175. Kapp Э. История Советской России. Т. 1,2. М., 1990.
176. Картлис Цховреба (под редакцией С.Каухнишвили). Тбилиси, 1959.
177. Кафоев А.Ж. Адыгские памятники. Нальчик, 1963.
178. Клапрот Г.Ю. Доклад, в котором доказывается идентичность осетин, народности Кавказа и средневековых алан. Перев. Т.Т. Камболова. Аланы и Кавказ. Владикавказ Цхинвал, 1992.
179. Клименко Б.М. Государственная территория. Вопросы теории и практики международного права. М., 1974.
180. Книга памяти жертв политических репрессий РСО-А. Владикавказ, Т. 1. 1999.
181. Ковалев В.И. Безопасное развитие социализма в меняющемся мире //Россия на пути к возрождению. Социальная и социально-политическая ситуация в России в 2003 году. М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2004.
182. Ковалев В.И. Этологические подходы к изучению последствий глобализации // Россия: глобальные вызовы и локальные риски. Социальная исоциально-политическая ситуация в России в 2004 году. М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2005.
183. Ковалевский М.М. Закон и обычай на Кавказе. М. Т. 1,11. 1890.
184. Ковалевский М.М. Поземельные и сословные отношения у горцев Северного Кавказа //РМ. № 12. 1883.
185. Ковалевский М.М. Современный обычай и древний закон. M. Т. 1, II. 1886.
186. Кодалаев Г.З., Багаев Ч.Н. Кто ты, Сталин?. Цхинвал, 1995.
187. Кодзики. Записки о деяниях древности. Свитки 1, 2, 3. СПб., 1994.
188. Козаев А.И. Анахарсис. Цхинвал, 1982.
189. Колбасин В. Тур Хейердал пошёл на Азов //Российская газета. М., 2001, 19 июня. № 114.
190. Конституционный закон Республики Северная Осетия Алания «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Северная Осетия - Алания//Северная Осетия. Владикавказ, 2001, 1 августа. № 142.
191. Конституция (Основной Закон) Союза Советских социалистических республик. М., 1977.
192. Коптев-Дворников В. Короли осетинских полей //Общая газета. М.,2001. 26 апреля 7 мая. № 17.
193. Кочиева И., Маргиев А. Грузия. Этнические чистки в отношении осетин. М.: Издательство «Европа», 2005. — 160 с.
194. Кошкар А. Два полюса Каспийского моря //Эксперт. М., № 20, 27 мая2002.
195. Крупное Е.И. Древняя история Северного Кавказа. М., 1960.
196. Крупное Е.И. Ещё раз о местонахождении города Дедяков «Славяне и Русь» Сб. статей в честь 60-летия акад. Б.А. Рыбакова. М., 1968.
197. Ксенофонт. Киропедия. М., 1997.
198. Кузнецов В.А. Автореферат докторской диссертации. Алания в X -XIII веках. Историко-археологические очерки. М., 1970.
199. Кузнецов В.А. Алания в Х-ХШ вв. Орджоникидзе, 1973.
200. Кузнецов В.А. Алано-осетинские этюды. Владикавказ, 1993.
201. Кузнецов В.А., Чеченов И.М. История и национальное самосознание. Владикавказ, 2000.
202. Кузнецов В.Н. Безопасность через развитие. Газовая промышленность для Человека, Семьи и Общества (Социолого-экономический аспект). М.: Интел Тех, 2000.-263 с.
203. Кузнецов В.Н. Геокультура: Основы геокультурной динамики безопасности в мире XXI : Культура Сеть. М.: 2003.
204. Кузнецов В.Н. Культура безопасности. Социологическое исследование. -М.: Наука, 2001. 397 с.
205. Кузнецов В.Н. Российская идеология 21: Опыт социологического исследования формирования российской идеологии 21 века. М.: 2004.
206. Кузнецов В.Н. Социология безопасности: Формирование культуры безопасности в трансформирующемся обществе. М.: Республика, 2002. - 260 с.
207. Кулаковский Ю.А Аланы по сведениям классических и византийских авторов. Киев. 1899.
208. Кулаковский Ю.А. Избранные труды по истории алан и Сарматии. СПб., 2000.
209. Кумахов М.А., Кумахова З.Ю. Язык адыгского фольклора. Нартский эпос. М., 1985.
210. Кун Т. Структура научных революций. М., 1975.
211. Курс международного права. Т. 3. М., 1967.
212. Кусраев А.Г., Цогоев В.Г. Трудный путь к суверенитету. Владикавказ. Ир., 1993.
213. Лазарев А. Заложники // Ставропольская правда. 2002, №5-6, 10 января.
214. Латышев В.В. Известия древних писателей о Скифии и Кавказе. — ВДИ, 1948, №2.
215. Левашов В.К. Неолиберальные трансформации и социополитическая консолидация (XIX этап мониторинга «как живешь, Россия?») //Россия на пути к возрождению. Социальная и социально-политическая ситуация в России в 2003 году. М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2004.
216. Левашов В.К. Устойчивое развитие общества: парадигма, модели, стратегия. М.: Academia, 2001.
217. Левашов В.К., Локосов В.В., Новоженина О.П. и др. Как живешь, Россия? Вып. 8 (социологический мониторинг), М., 1998.
218. Леонов О. Новая надежда Азербайджана //Эксперт. М., № 23, 18 июня 2000.
219. Летопись византийца Феофана (пер. Оболенского и Терновского), М., 1884. с. 286.
220. Лоза Г.М., Будылкин Г.И. и др. Управление сельскохозяйственным производством. М.: Колос, 1982. -365 с.
221. Локосов В.В. Взаимосвязь глобализации, глобализма и трансформации // Россия на пути к возрождению. Социальная и социально-политическая ситуация в России в 2003 году. М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2004.
222. Локосов В.В. Общество трансформер как продукт глобализации // Россия: глобальные вызовы и локальные риски. Социальная и социально-политическая ситуация в России в 2004 году. - М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2005.
223. Локосов В.В. Ценностные и политические ориентации российских граждан (I этап мониторинга общественного мнения: «Российское сообщество: цели, интересы, ценности // Россия: глобальные вызовы и локальные риски.
224. Социальная и социально-политическая ситуация в России в 2004 году. — М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2005.
225. Ломоносов М.В. Древняя российская история от начала российского народа до кончины великого князя Ярослава Первого или до 1054 года. СПб.: Императорская Академия наук, 1766.
226. Ломоносов М.В. Записки по русской истории. М.: Изд-во Эксмо, 2003. - 704 с. (Серия «Антология мысли»).
227. Макеев Д.Б. Основы вероисповедания осетин. Тайна древних асов. Владикавказ, 2001.
228. Малахов С.Н. К вопросу локализации епархиального центра Алании в XII -XVII вв. Аланы: Западная Европа и Византия. Владикавказ, 1992.
229. Маркс К. Экономические рукописи 1857-1859 годов. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 46, ч. 1.
230. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 6, т. 41.
231. Марр Н.Я. Этапы развития яфетической теории. Л., 1933.
232. Марр Н.Я. Язык и общество. М.-Л., 1934.
233. Марцева Е. Каспийские энергетические акватории: аспекты согласия //«Нефть, газ, строительство». М., 2001, № 4, апрель.
234. Массой В.М. Экономика и социальный строй древних обществ. М., 1976.
235. Математика и кибернетика в экономике. Изд. 2-е, перераб. и дополненное. М.: Экономика, 1975. -700 с.
236. Международная научная конференция «Осетиноведение: история и современность». Владикавказ, 1991.
237. Международное публичное право. -М., 2001.
238. Меликишвили Е.А. К истории древней Грузии. Тбилиси, 1959.
239. Мизиев И.М. Шаги к истокам этнической истории Центрального Кавказа. Нальчик. 1986.
240. Миллер В.Ф. Древнеосетинский памятник из Кубанской области. МАК, вып. III,M. 1893.
241. Миллер В.Ф. О поездке в горские общества Кабарды и Осетии летом 1883 г. т. VIII., 1883.
242. Миллер В.Ф. Осетинские этюды. М., 1881. Ч. 1; М. 1882. Ч. 2; М., 1887. Ч. 3.
243. Минорский В.Ф. История Ширвана и Дербента Х-Х1 вв. -М., 1963.
244. Миролюбов Ю.Ж. Молодая гвардия. ~М., 1993. № 7.
245. Митрохин С.С. Политика государства и ценности общества // Политические исследования. -М., 1997, № 1.
246. Митрохина Е.Ю. Социальная классификация угроз информационной безопасности личности в современных условиях //НАВИГУТ. 2002. № 1.
247. Мухаметшин Ф.Х. Принципы формирования федерации нового типа //Федерализм. М., 2000, № 2.
248. Мухаметшин Ф.Х. Федеративные отношения как фактор социально-политического развития Республики Татарстан субъекта Российской Федерации: Автореф. дис. докт. политических наук: 23.00.02, - М., 2001. - 50 с.
249. Наврузов С.Г. Азербайджан на пороге XXI века: социально-политическое развитие в системе трансформационных координат: Автореф. дис. докт. политических наук: 22.00.05, — М., 2000. 54 с.
250. Найджел Пенник, Преденс Джонс. История языческой Европы /Пер. с англ. Р.В. Котенко. СПб., 2000.
251. Народное хозяйство СССР в 1990 г. Статистический ежегодник. — М.: Финансы и статистика. 1991. -752 с.
252. Народы Кабарды и Балкарии в ХШ-ХУШ вв. Нальчик, 1995.
253. Народы Кавказа. Т. 1. -М., 1960.
254. Нарты кадджытае. Дзаеуджыхъэгу, 1946.
255. Население России за 100 лет (1897-1997). Статистический сборник. М. 1998.221 с.
256. Национальная доктрина России. -М.: Агентство обозреватель, 1994. 501 с.
257. Независимая газета. М., 19.06.2002.
258. Независимая газета. М., 26.03.2002.
259. Нефтегазовая вертикаль. М.: 2002.
260. Ницше Ф. Об антихристе. -М., 1900.
261. Ницше Ф. Так говорил Заратустра: Книга для всех и не для кого /Пер. с нем. Ю.М. Антоновского. М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2002.
262. О происхождении тюрских народов. Черкесск, 1993.
263. Обозрение российских владений за Кавказом. СПб., 1836. Ч. II.
264. Ожегов С.Н. Словарь русского языка. -М., 1961. -900 с.
265. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 15 мая 2001 //Российская газета. М., 2001, 27 июня. № 121.
266. Оптнер С.Л. Системный анализ для решения деловых и промышленных проблем. М.: Советское радио, 1969. 216с.
267. Оранский И.И. Введение в иранскую филологию. М., 1960.
268. Орлов В. Нефтяные мечты Баку //Эксперт. М., №21,5 июня 2000.
269. Осетинское народное творчество, т. 1., Орджоникидзе, 1961.
270. Осетия и осетины / Сост. К. Челехсаты. Владикавказ, 1994.
271. Осетия. Журнал Комитета Осетиноведения при Европейском Центре Музея Академика Н.К. Рериха — редактор Дзамбулат Дзанти. Париж. 1933. №№ 1-9.
272. Осетия-Алания: политика, экономика, культура. Владикавказ, 1999.
273. Осипов Г.В. Введение. Российское общество и задачи социологии, приоритеты социальной безопасности России //Россия: на пути к возрождению. Социальная и социально-политическая ситуация в России в 2003 году. М.: РИД ИСПИ РАН, 2004.
274. Осипов Г.В. Остановить силы мирового зла! // Национальные интересы. -М., 2001, № 4.
275. Осипов Г.В. Россия: национальная идея и социальная стратегия //Вопросы философии. -М., 1997., № 10.
276. Осипов Г.В. Россия: национальная идея. Социальные интересы и приоритеты. М.: 1997.
277. Осипов Г.В. Социальное мифотворчество и социальная практика. М., 2000.
278. Осипов Г.В. Социология и социальное мифотворчество. — М.: Норма, 2002.656с.
279. Осипов Г.В., Кузнецов В.Н. Введение: Россия в XXI веке //Изменяющаяся Россия: вызовы и возможности. Социальная и социально-политическая ситуация в России в 2002 году. М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2003. -770с.Т.1 -356с.,Т.2-414с.
280. Осипов Г.В., Кузнецов В.Н. Социология и государственность (достижения, проблемы, решения). М.: Вече, 2005. - 568 с.
281. Основные показатели социально-экономического положения регионов Российской Федерации в 2000 г. //Российская газета. М., 2001. 14 февраля. № 24.
282. Основные показатели социально-экономического положения регионов Российской Федерации в 1 полугодии 2001 года//Российская газета. М., 2001. 4 августа. № 148.
283. Основные показатели социально-экономического положения регионов Российской Федерации в 2004 году // Российская газета. М., 2005. 31 марта, № 64.
284. Основы геополитики. Геополитическое будущее России. М., 1977.
285. От скифов до осетин. Материалы по осетиноведению. Выпуск 1. — М.: Менеджер, 1994. 128 с.
286. Патканов К.П. Из нового списка географии, приписываемой Моисею Хоренскому. -ЖМНП, 1883, март.
287. Перевалов С.М. Восстание дилетантов: российская историография на рубеже веков //Вестник Владикавказского научного центра РАН. Владикавказ. № 4. 2002.
288. Пети У. Трактат о налогах и сборах. Лондон, 1967.
289. Пигулевская Н.В. К вопросу о письменных народах древности (Сб. статей «Древний мир», посвященный акад. В.В. Струве). М., 1962.
290. Писарев В.Д. Политика США в Каспийском регионе. Европа и Россия: проблемы южного направления. Средиземноморье Черноморье -Каспий. М.: Интердиалект, 1999.
291. Письмо почетного председателя Комитета академика П.К. Рериха Осетинскому комитету в Париже //Осетия. Париж, 1933. № 1.
292. Платон. Политика и государство. Соч. СПб., 1863.
293. Плиев А.Г. Кавказ в современном противоречивом мире //Бюллетень Владикавказского института управления — Владикавказ, 1998. № 1.
294. Плиев А.Г. От Горской республики к Кавказской Конфедерации //Бюллетень Владикавказского института управления Владикавказ, 1998. № 1.
295. Плиев А.Г. Парадоксы этнической культуры //Бюллетень Владикавказского института управления Владикавказ, 1999. № 4.
296. Плиев А.Г., Джусоев Р.З. Пути преодоления грузино-осетинского конфликта //Вестник института цивилизации — Владикавказ, 2006. № 6.
297. По данным пресс-службы Северо-Кавказского РУБОП.
298. Полное собрание русских летописей, т. VII, М., 1926, с. 173.
299. Правда об аланах. Ставрополь, 1999.
300. Пригородный район: выбор цели. Владикавказ, 1997.