автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему:
Социально-политические взгляды Аврелия Августина

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Федотенков, Евгений Сергеевич
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Ставрополь
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.03
Диссертация по истории на тему 'Социально-политические взгляды Аврелия Августина'

Текст диссертации на тему "Социально-политические взгляды Аврелия Августина"

¥>/512,6-//

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ

Федогенков Евгений Сергеевич

СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ АВРЕЛИЯ АВГУСТИНА

Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук.

Научный руководитель: доктор исторических наук, профессор Аникеев А.А.

На правах рукописи

Специальность:

07.00.03. - Всеобщая история (история средних веков)

Ставрополь 1999

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение_____________ 3

Глава I Предпосылки формирования социально-политических воззрений Августина Аврелия__37

§ 1 Эпоха перехода от античности к средневековью_37

§ 2 Идейно-политические истоки взглядов Августина__54

§ 3 Морально-этические истоки учения Августина ________71

Глава II Социально-политические и исторические взгляды

Августина Аврелия___87

§ 1 Концепция всемирно-исторического развития в

трудах Августина___87

§ 2 Идея теократической власти и механизм ее защиты___116

§ 3 Эсхатология Августина____138

Заключение______^__160

Примечания__:___170

Список источников и литературы_____202

Введение

Актуальность темы» Вся история развития человеческой цивилизации пронизана острыми противоречиями, но никогда мир не сталкивался с проблемами на таком глобальном уровне как в XX столетии. Кризисные явления неожиданно проявляются в политике, экономике и культуре. Этот процесс опасен своей необратимостью и непредсказуемостью. Одна из главных причин происходящего коренится в потере обществом стабильных морально-нравственных ориентиров. Когда в обществе нет устойчивых идеалов и духовных ценностей, оно постепенно склоняется к упадку.

Существуют разные варианты выхода из кризисного состояния. Например, экологическое движение, движение за права человека, но они не являются всеобъемлющими. В результате этого, в конце XX века, все больше людей осознают, что для оздоровления человечества необходимо извлечь лучшее из сокровищницы мировой цивилизации. Невозможно охватить весь объем накопленного человечеством опыта. Но, осваивая принципы и факты любой отрасли знаний, человек находит для себя ориентиры, чтобы затем воспользоваться приобретенным в своей практической жизни, в собственных духовных исканиях.

Особый интерес в этой связи вызывает опыт мировых религий, и, прежде всего, христианства. Все большее значение приобретают источники вероучения (в частности, Библия считается самой высокотиражной и читаемой книгой во всем мире) и сочинения отцов-основателей христианской церкви, таких как Иоанн Златоуст, Афанасий Великий, Блаженный Иероним, Аврелий Августин и т.д.

На протяжении веков пристальное внимание привлекают попытки соединения морально-нравственного учения христианства с политическим и правовым опытом человечества, одной из которых является теологическая доктрина Августина (354 - 430 гг.) Социально-

политические идеи, являющиеся ее неотъемлемой частью, и созданная на их основе первая философия истории,1 представляют собой несомненный интерес для специалистов в области истории, политологии, философии, теологии и просто людей, стремящихся к самосовершенствованию в духовном плане.

В научном мире внимание к данной теме обусловлено рядом причин:

1. Неразработанностью данной темы в современной отечественной исторической науке, которая вынуждена использовать дореволюционные работы (кстати, весьма малочисленные), которые во второй половине XIX-начале XX веков были, фактически, первыми в России серьезными работами по изучению различных сторон учения Августина Аврелия.

. 1 енденциозностью советской историческом науки, в которой изначально формировалось крайне негативное отношение к христианству вообще и к воззрениям Августина в частности.

3. Введением в научный оборот ранее недоступных или малодоступных первоисточников, в частности, сочинений Августина.

4. Фактически, полным отсутствием сведений о разработанности данной темы в зарубежной литературе.

Вследствие вышеперечисленных причин данная тема является одной из наименее разработанных в отечественной исторической науке и нуждается во всестороннем изучении.

Историография темы.

В российской науке исследование жизни и деятельности Августина Аврелия традиционно имело ряд специфических особенностей. С одной стороны, православная церковь, под эгидой которой длительное время находилась научная сфера, всегда признавала авторитет Августина как одного из отцов-основателей христианской церкви. С другой - к его взглядам всегда относились осторожно, поскольку они были чрезвычайно популярными у католиков и протестантов, которые, согласно

V и тл

православной доктрине, являются отступниками от истиинои веры. В

результате этого авторитет Августина нередко привлекался для решения сугубо богословских вопросов, при этом не предпринималось никаких попыток для всестороннего изучения его взглядов. Такое положение сохранялось вплоть до середины XVI века, когда изучением жизни и деятельности Августина занялся князь Андрей Курбский (ок. 1528 - 1583 гг.)2 Одним из направлений исследований А. Курбского были общественно-политические аспекты августинской концепции. Подтверждением данному предположению служат публицистические выводы А. Курбского к вопросу о самовластии и лицемерии иерархов (сборник № 216 Чудовского собрания Государственного исторического музея).3 Разумеется, разработки Курбского, традиционно считающегося предателем российских государственных интересов, принесли для изучения концепции Августина больше вреда, чем пользы, поскольку с этого момента отношение православной церкви к взглядам Августина становится еще более осторожным. Это было также связано с исконным противостоянием Востока и Запада, прежде всего, в сфере государственных и церковных отношений. Ведь, несмотря на свою универсальность, Августин все же в большей степени был западником, латинянином.

Дальнейшее изучение различных аспектов августиновского учения стимулировалось введением в научный оборот переведенных на русский язык сочинений Августина. Первая серия переводов издавалась в Москве и Санкт-Петербурге в 30-е годы XVIII века; вторая - в серии «Библиотека творений Святых отцов и учителей Западной церкви» - издавалась Киевской духовной академией во второй половине XIX века - начале XX века. Естественно, это наложило определенный отпечаток на изучение взглядов Августина: практически все они рассматривались через призму христианского богословия. Основываясь на твердой источниковой базе, российские медиевисты XIX века начали комплексное изучение идей

Августина но нескольким основным направлениям: биографическому, политико-правовому, теологическому.

В работах первого направления рассматривалось августиновское учение как результат деятельности незаурядной личности. Перед авторами впервые встал прямой вопрос о многогранности учения Августина, где, помимо чистой богословской теории, присутствовали четко определенные социально-политические проблемы. Так архиепископ Филарет (Гумилевский) довольно скептически оценивал вклад Августина в богословие, вследствие увлеченности того вопросами исторического развития человечества 4

В. Потемкин наоборот восхищался идеями Августина, рассматривая их как «мораль бойца».5 Интересны его выводы об общественно-политической стороне концепции Августина, благодаря которой, по его мнению, сформировалась «кардинально новая боевая форма западного Христиан ств а».6

В. Герье в монографии «Блаженный Августин» попытался проследить взаимозависимость между социально-политической обстановкой поздней Римской империи и практической деятельностью Августина, связав их с формированием его теоретических взглядов.' Автор считает, что Запад не понял главного сочинения Августина «О граде Божием». В своей работе автор исследует философию истории Августина. По его мнению, у Августина абсолютно все сводится к проповеди аскетического идеализма.

И.В. Попов предпринял исследование философских идей Августина с позиций православного богословия через призму его личности. Автор считает, что психологизм Августина в освещении ряда социально-политических моментов досадное и вредное для религиозного восприятия явление.8

В работах политико-правового направления были предприняты попытки изучения исторических и правовых взглядов Августина. Наиболее значительной по данной проблематике является

монография князя Е. Трубецкого «Религиозно-общественный идеал западного Христианства в V веке»,9 опубликованная в 1892 году. Автор, по собственному признанию, использовал юридический подход для раскрытия темы. Интересен его взгляд на средневековых теологов, которых он считает одновременно и юристами. Автор выделяет из концепции Августина, в отличие от ортодоксальных православных ученых, особую сферу изучения - политико-правовую теорию, настаивая на том, что юридический элемент у Августина. неслучаен.10 Основным- вопросом, которым занимался автор, была проблема теократии. По мнению Е. Трубецкого, главным создателем теократической идеи можно считать Августина, который вкладывал в это понятие идею «всемирного правового порядка и единства».11 Кроме того, анализируя взаимоотношения светских и церковных властей, а также роль насилия в отношении подвластных им, автор пришел к нетрадиционному для российской науки выводу об «антигуманности Августина»,12 вывод, на который впоследствии основной упор сделали советские ученые. Очень важным результатом работы стало исследование автором преемственности отдельных идей Августина от достижений римской юриспруденции и воззрений Марка Туллия Цицерона.

Монография Е. Трубецкого до наших дней остается единственной в отечественной науке, целиком посвященной историческим и правовым воззрениям Августина. Другие авторы рассматривали лишь отдельные фрагменты этой тематики. В частности, II. Родников разрабатывал проблематику взаимоотношений церкви и государства в учении Августина.13 Автор, фактически, вступил в полемику с Трубецким, критикуя его за нетрадиционный юридический подход к изучению христианской апологетики.

Н. Родников, отстаивая религиозно-богословский подход к изучению трудов Августина, считает, что идея теократии Августину чужда, что

возникла эта идея вследствие неправильного восприятия августиновского

учения средневековым Западом.

В. В. Бело ликов в работе «Литературная деятельность Бмшен'/ш

Августина против раскола дона! истов»14 разрабатывал вопросы о

соотношении церкви и государства, о свободе совести и принуждении в

делах веры в учении Августина. По свидетельству автора, необходимость

освещения данных вопросов была связана с продолжающейся полемикой

православной церкви со старообрядцами, раскол которых очень напоминал

донатистский раскол в Северной Африке в эпоху поздней Римской

империи. Автор пришел к выводу, что участие Августина в идейном

разгроме донатистов подтолкнуло того к радикальному пересмотру своих

социально-политических убеждений в сторону крайней нетерпимости к

неортодоксальным ответвлениям христианства.15

Иеромонах Григорий (Борисоглебский) исследовал с позиций

православного богословия философию истории Августина. Автор считает

Августина основателем философии истории как науки.16

Ученые теологического направления разрабатывали различные

частные проблемы августиновской концепции, которые важны для

конкретизации ее отдельных политико-правовых моментов. Следует

отметить, что данные исследования проводились с позиций православного

богословия.1'' Исключение представляет работа ученого Ф.Ф. Зелинского

«Древнее христианство и римская философия». Автор беспристрастно

проанализировал влияние воззрений Цицерона на формирование

социально-этических аспектов в учении Августина, соотношение понятия

«свобода воли» у Цицерона, Пелагия и Августина. Интересно

употребление Ф.Ф. Зелинским термина «христианский цицеровианизм»

1

при анализе догматического спора между Пелагием и Августином. '

Таким образом,, работы российских ученых второй половины XIX -начала XX веков стали, практически, пробой пера, поскольку их главной целью было наметить основные этапы дальнейшего изучения воззрений

Августина Аврелия. С методологической точки зрения можно констатировать, что все дореволюционные исследования имели идеалистический характер, носили на себе печать провиденциализма и эсхатологии, подчиняясь принятым этико-религиозным нормам, которые использовались при освещении жизни и деятельности христианских богословов, а также при интерпретации их трудов. Фактически ученые должны и обязаны были использовать в своих исследованиях теологическую методологию православного характера. Незначительные отступления от нее (например, работы Трубецкого Е. и Герье В.) вызывали недоумение и нападки ортодоксальных оппонентов. Вышеизложенное не умаляет ценности дореволюционных исследований, которые долгое время считались основными по данной проблематике, вследствие отсутствия новых работ, но концептуальная основа современной исторической науки не позволяет принимать их в качестве эталонной модели для расширения сферы изучения социально-политических аспектов богословия Августина Аврелия.

В результате победы в России коммунистической идеологии, важным элементом которой был воинствующий атеизм, полностью прекратилось издание трудов отцов-основателей христианской церкви, в том числе Августина, а также работ, связанных с осмыслением его наследия. В настоящее время работы вышеупомянутых российских медиевистов представляют собой большую библиографическую редкость.

Советская наука в 1920-1970 гг. имела ряд характерных особенностей в освещении различных сторон учения Августина:

1. При труднодосту]Iности первоисточников и общем негативном отношении к христианству изучение взглядов Августина, в том числе социально-политических, практически, прекратилось.

2. При отсутствии работ монографического характера, освещение социально-политических аспектов учения Августина свелось к небольшим статьям в учебниках для вузов и различных сборниках.

3. При полном господстве марксистской схемы исторического развития, почти все статьи, связанные с освещением взглядов Августина отличались крайней тенденциозностью и предвзятостью. Подобные статьи появились уже в 20-е годы. В частности, профессор Бошко В.И., утверждая, что средневековая социально-правовая мысль ничего не дала для дальнейшего развития учения о праве и государстве после античной философии, считал в политико-правовой концепции Августина самой важной теорию предопределения, в которой, по его мнению, заложены идеи теократии.19 В. Бошко чрезвычайно упрощал отношение Августина, к государству, сводя его к конфронтации с церковью. Также В. Бошко был первым из советских ученых, кто стал навешивать на учение Августина ярлык «апологии рабства»,20 вкладывая в него сугубо социальное значение, игнорируя религиозную сторону понятия «рабство» у Августина. Этот ярлык был подхвачен другими учеными21

Более взвешенные оценки социально-политических взглядов Августина сделал профессор М. Рейснер,22 который даже проявил уважение к личности Августина, называя того «страстным борцом и политиком, брошенным в самую гущу социальных и классовых битв».23 Автор выдвинул интересное, на наш взгляд, название августннской политической концепции - «социология града Земного».24 Автор считает, что главное место в «социологии» Августина занимает абсолютное принуждение, из которого вырастает христианская теократия.

В послевоенный период, когда мир вступил в эпоху «холодной воины», начинает наращиваться непримиримость к учению Августина. Это было связано с обвинениями католицизма, как религии, служащей интересам финансового капитала

США.25 М.П. Баскин, не анализируя конкретно концепцию Августина, называет того защитником рабовладения, его взгляды характеризует как антинаучно-реакционное понимание истории.26 Применяя марксистско-классовый подход, автор произвольно пытался

приписать Августину ненависть к угнетенным классам, в первую очередь,

г- *>7

к рабам.

Дальнейшее изучение взглядов Августина и его последователей, в русле борьбы с католической церковью, было предпринято A.A. Радушным в кандидатской диссертации на тему «II еоа в густи н и зм как разновидность католической философии».28

Ухудшение отношения к учению Августина наблюдается в «Истории политических учений», изданной под редакцией профессора К. А. Мокичева, где вообще была отброшена гипотетичность версии об авторстве Августина как теоретика римской теократии. Автор, явно модернизируя исторические факты, безапелляционно утверждал, что Августин выступал против свободы совес�