автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему: Социально-утопические учения в истории таджикской философии XIII-XV веков
Полный текст автореферата диссертации по теме "Социально-утопические учения в истории таджикской философии XIII-XV веков"
АКАДЕМИЯ НАУК РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН ИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИ И ПРАВА
На правах рукописи
УДК I Фз. 9+141.81
КОМИ ЛОВ Рустам Садулоевич
СОЦИАЛЬНО-УТОПИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ В ИСТОРИИ ТАДЖИКСКОЙ ФИЛОСОФИИ ХШ-ХУ ВЕКОВ
Специальность—09.00.03—история философии
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
ДУШАНБЕ—1993
Работа выполнена на кафедре философии ДГПИ им. К. 111. Джураева Научный руководитель — доктор философских наук профессор, член-корреспондент АН Республики Таджикистан М- Д. Диноршоев. Официальные оппоненты:—доктор философских наук М. Хазраткулов, кандидат философских наук М. Султанов.
Ведущее научное учреждение—кафедра философии АН Республики Таджикистан. __
Защита состоится « » ,¿С■ 1993 г. в j¿jfи'"*- час на заседании сиецналп/ированнего совета К- 013.0701 но
защите диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук по специальности 09.00.03—история философии в Институте философии и права Академии наук Республики Таджикистан. (734025, г. Душанбе, пр. Рудаки, 33).
С диссертацией можно ознакомиться в Центральной научной библиотеке Академии наук Республики Таджикистан им. Индиры Ганди (г. Душанбе, пр- Рудаки, 33).
Автореферат разослан «
1993 г.
J7
Ученый секретарь специализированного совета, кандидат философских наук
М. ГУЛЯМОВ
ГГ^!Г:ЗС:ЙГ.< , :г'Б^СГЗ^КЯО-гггуерй'гу рея:, цпдоссч^сяэс,
о^~:ссттекю-ггог:тг-"пс!ПР:, сквелителя1. Со-г^иально-^^ст-^ес-лсс г г ггх но англизируете;:.
Псатецу га с?аспм перед собой зад-т-гу дпсь анализ ?-провоэ-э -рснческоЯ н гноеоояогщесяой суи^гсст'л ого социально-утопического учения не только на основе позмн 'ЧСнига мудрости Пскандара", но и других его трудов.
_Цель -л задачи исследования. Цель исследования - анализ и выявление особенностей социально-утопических теорий в ж-«■ории таджикской философта ХШ-ХУ зеков; определение положительного в содержании выдвинутых концепций с-бцестветю-го устройства; оценка знатности утопических концепций общественного развития и устройства.
В соответствии с главной цельп в исследовании решается ряд конкретные п взаимосвязанных задач:
- выявление исторических причин возникновения утопических учений в тадгякской общественно-политической мысли ХЕ-ХУ вв;
- раскрытие особенностей социлльно-утоппческкх яокцеп-ций мыслителей ХШ-ХУ вв. в Иране и Средней Азии - Насирпд-дина Туси, Джалолиддина Давони и Лбдурра^мана Джями;
- определение исторической значимости утопических учений ХШ-ХУ вв.
Научная новизна исследования. В диссертации впервые в историко-философской литературе:
- анализируются утопические учения в истории таджикской философии ХШ-ХУ вв;
- выявляются особенности социально-утопических теорий и их преемственная связь;
- характеризуются положительное и отрицательное в содержании утопических теорий;
- определяется историческая значимость социально-утопических концепций.
I. Подробнее о литературе см. диссертацию.
Теоретической и методологической основой диссертации явились принципы историзма, объективного изучения явлений общественной жизни и легод сравнительно-сопоставительного анализа. Автор опирался на труды известных отечественных и зарубежных специалистов в области теории историко-философской и общественно-политической мысли стран Ближнего и Среднего Востока.
Практическая значимость работы состоит в том, что выводы диссертации дают возможность глубже и шире понять мировоззренческую сущность восточной социальной философии вообще и социальной утопии в частности. Результаты исследования способствуют дальнейшему научному анализу и правильной оценке истории общественной мысли этой эпохи.
Основные идеи диссертации могут быть использованы в процессе преподавания истории философии, культуры, этики и политологии стран Востока.
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации сообщались на ТУ региональных философских чтениях молодых ученых Средней Азии и Казахстана по общественным наукам (Душанбе, аьрель, 1989 г.) и Всесоюзной межвузовской научно-практической конференции по общественным наукам (Душанбе, октябрь, 1990 г.).
Диссертация сбсувдена на заседаниях кафедры философии
ДГШ им.К.Джураева (1991-1992 гг.), на заседаниях; секции-
истории философии Института философии и права АН Республики Таджикистан и рекомендована к защите.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения к библиографии. Изложена на Т60 страницах машинописного текста.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во введении обосновываются значение к актуальность темы, раскрывается степень её разработанности, формулируются основная цель, значимость работы, теоретические и методологические основы, на которых: она написана.
Первая глава - "Идейные истоки социально-утопических
учений восточной философии" - разделена на три параграфа.
В первом параграфе - "Генезис социально-утопических учений восточной философии" - подвергается анализу генеалогия и условия формирования, распространения и развития социально-утопических учений на Среднем Востоке.
Исторические корни социальной утопии на Среднем Востоке уходят в глубокую древность и находят своё четкое отражение в древней мифологии, фольклоре, художественной литературе и произведениях искусства. В них главными носителями-переустройства общественной жизни и справедливости выступают вымышленные народные герои, наподобие кузнеца Ковы, победившего силы зла и несправедливости - Заххока. Так и в легендах о Рустаме, Барзу, Сиявуше, Васантаро Дкатако и других в удивительно притягательной форме передается народная героика, всегда побеждавшая несправедливость, неразумность и зло. Идеи социальной утопии отчетливо выражены и в Авесте, мани-хейских сочинениях, учении маздакизма.
В книге "ВендидаД" Авесты говорится о добрых странах, сотворенных Ахурамаздой. Ахриман в противовес творениям Аху-рамазды насаждает зло. В Авесте описываемые пути поиска материального благополучия и справедливости имеют явно религиозную окраску (в нашем примере - обращение к Ахурамазде), в то же время о странах добра говорится как о реально существующих, имеющих все условия для создания материального благополучия и счастья. Здесь же дается описание средств достижения благополучия и счастья, а именно - развитие земледелия и скотоводства, которыми должны заниматься все. Исходя из этого, можно сделать вывод, что древнейшие варианты социальной утопии ео многом были обусловлены существующими способами производства и разделения труда, хотя в идеализированном восприятии бытие, общественные противоречия выступают как исходный пункт возникновения подобных поисков.
В Авесте "золотой век" отражен в сказаниях о счастливом времени, когда не было ни мороза, ни зноя, ни старости, ни зависти, порожденной дэвами.
В "Гьтгх", ншрямер, подчеркивается, что Вгрховш»/ Владыка - вссьедувь свобода выбора мекду добром к алом ггредос-«авлекь не только человеку,"ио г: скоту. "Скоту,ты предоставил, - обращается Заратуетра к Ахурамаэде, - выбор: быгь в зависимости от скотовода ия« иескотовода".* При этом люди должна практически докааьгаать свою приверженность добру, делами свошк помогая духам"добра в борьбе с дэвами: "Пусть наступит конец грабежу! -Дайте отпор ему™. В Авесте нечетко, во.у?» проступая? утопические идеи: "вольному воля", "счастливая ккзнь", "хороший"Царь* п др.
Выражением' протеста' против "безжалостного унижения дос-тепнетва человеке'"стайо манихейство Г которое,' как учение, сформировалось е ходе развития уже существуете социальных утопий.•В'основу учокия • легла'"идея сотьоренности. Борьба между протавоборзтвугцими'силами - добром и алом, по мани- • хейстЕу,'долтша заканчиваться'освобождением дуга от заточения тепа. Чзловвческая сущность, как часть света, должна гзр&окйросбть с -добром,' сватом и стремиться к освобождению от 1!ьж;, чтобы достичь полного счастья.* Как выражение истин ньк интересов низвих слоев -общества, учение манихейства получило среди -ик широкую- -поддержку.
Манихейство, вмегцзе утопическую направленность, стало
идейной основой' ааро!кдения и распространения мяял'^'|,If'>v•" мя_
руОоке У-УГвв., когда д-результате распада рабовладельческого -строя территорию -Ирана и Средней Азии охватили глубокие в социальном' 'отноканки -кризисы.
Маздакизм проповедовал' борьбу за утверждение кмущестнен-ного' равенства.Мавдакиты учили,что"все дары пркрпди даны людда для того, чтобы они делили" их поровну, никому не дано право" иметь'больпте,чем имеет "другой.Люди совершили' по отиосению друг к другу -несправедливость,сильные обобрали скабкх к отняли у миг имущество."Для того, Чтобы у всех быаа одинаковая доля
1. Хрестоматия по истории Древнего Востока/Под ред.В.З.Стру-' ве и Д.Г.Ребера.-М.:Вост.лит-ра, 1953.-С.367-363.
2. Там же.
ó'iar.-rcBopn^! :í;rj;xaK;vri-, - чесбходкто забрать у богатых их блага ti раздать пе:?луцгм. ¿'.епзвисть, протязорзтяя, борьба рождаются, гяазк».-м образом, из-за несправедливого расггродз-лекяя ттер:1альгзт.гс благ, поэтом;/ их следует сделать ог%гг«л и всем доть в озможио сть пользоваться как зодоЯ, огнем, пастбищем".
Социальная утопия маздакизма, вядодды крзс?ъян-ос',т:п-япков я труггевикоз-горсши о зенпом pas, об кдеальяоЯ обжине, о справедливых царят и владетелях по равенстве имуцес«-ва енгралп огромну» роль в развитии общественной тасгд.'
Причем преемственность, характерная: зосготяс'лу утопизму, протекает вполиз диалектически'и з -определенном историческом 'русле- - от "яляазяи о '"золотом •звко"'-йввета и яму-явственного розенства -маэдаяпзма до добродетельного'города ¡"&J Насри "арабл ДтдлолпдЮ'та Давски, 'от' города голы-гости Насяряддана Чу ai до угсттоскоК стран:.! свободы Дбдуррзхмгна Д-êmïî ."
Эти Çoïkrj îipn3o,wдиссертанта"к ваводу,"ч?о, зо-гтер~ья, наработка дрзвяопгггг зариаптоз" соцЕальтгс:Т -утопил- б«ла тесно связана со способам прокззодстза- я -раздзлепйя'"Труда." Во-вторах, п ' отличив ""от зяпадггазг утсгогезскгвг УзориЗ' ттспимг народов "Востока нередко "облекается'в религиозные плсззпи или выражается аллегориям!!.' "В-третьих,■ "3 .условиях• "феодального" общества", -к-примеру,- идеи маздакпзш" приобретай?, хотя я з идеализированном виде,• более-естеетзеннуо форму, тогда как на- Западе в учеши 'Христа и его толкованиях они приобретает явно рзппгпсзнутгокраску."
" • ПарагргЗ-второЯ • --*Вляяпие-утоюгегсагос -ттайпй^анттюос-?п на нормирование" comíaлбно-у?опп?еских учений" Востока" -посвящается анализу вопроса о взаиггосвязя" социальной"§яло-со$:ш .трекотралекоз :античности с подобней!" учэттамя народов Востока^ Влияние. актя.гяюй. социальной утопии наиболее отчет-
Г. Шгулбвскпя Н.В'. Цдеаг -равбястза* тгуъ&шас шзДакитов//Йз " истории соцйалйно^политическкх идейСсборник статей).-М.: Наука, 1955.-С.53.
ливо обнаруживается в учении А5у Насра фараби, начавшего широкую интерпретацию произведений античных мыслителей: через йбуали ибн Сино, ибн Р^гшда и многих других замечательных философов- она последовательно распространилась на всю восточную философию. Значение же античной философии выражается в том, что именно через неё впервые в истории философии Востока более системно и концептуально стал разрабатываться вопрос о поисках путей построения справедливого общества. Необходимость научного поиска не могло не заставить мывлнтелей Востока обратиться к ценным традициям античной философии, столь глубоко укоренившимся в их культуре.
Лнализ трудов таких выдающихся средневековых мыслителей, как фараби, Ибн (Зою, Ибн Мискавейх, Насириддин Туси, Кутбиддин Шерози, Джалолиддин Давони, Абдуррахман ^ами и других показывает, ч?о их~социальная философия вообще и социальная утопия в частности в значительной мере' формировались под сильным влиянием идей Платона.- В этом легко убедиться, если сопоставить-его-учение с концепциями названных мыслителей о "государстве, формах правления, об общественных слоях, о справедливости, равенстве, взаимопомощи как важнейшем факторе общественного бытия, о просвещенном правителе и т.д.
Нет сомнения в том, что, например,учение §араби одоб-родетельных и невежественных городах, выражающее существо социальной утопии,--сформировалось йод определяющим влиянием Платона. Однако наивно было бы полагать, что средневековые мыслители были простыми эпигонами античного корифея'мысли й не учитывали условия и духовные запросы эпохи.' Как 'раз' наоборот, они разрабатывали проблемы, которые в античности перед общественной мыслью не стояли; В частности, "И §араби' и Ибн Сино, и их преемники достаточно последовательно разрабатывали теорию пророчества г "концепцию пророка как установителя справедливого общественного порядка^ которые-у Платона и других античные мыслителей отсутствуют. Им ие принадлежит? приоритет разработки учения о справедливом правителе.
Пср"':з i"CG"ocv""s onc.onn'írtcirposainr'o у?сппт1зск::0 пдоп гч"а-тег~7 з vrypsx Шя?от "Государзслб" п "Заиош", ч тгз з рл'о?"1 'п'-i " > .
3 or "'»ер-*-- i ^ " 'о- с -iß Гос?о!Га,'
Г;0 иатг*1 " ' "I, ~ > 1 1» Tï - 't!0,'î Г'ТЛОСО-
г/ш Лртт" Г -» то* •»- " ' , пЬл:ш.".е»с-зс
'""ЛС7СТ*"' " ' 0 " т р' г1 " 1 -«px.îpo^chiî0
ссцлаг* **• - ' * " • тегеП, особое,
Í«2C7Q'TT" " , * * *0 "TT »«* - -< itíocht, о ¿03-
!:отшоег* > hoi ^"и r о i т г с" -"v ''.ос. * i ро'ккмов, 71П1ЛЯ о * - -* ifo ""7" г"™ i : i, ~стояла,т
кугву р оо - ••• ""» 'i, — • i • ' усяозпе ус-ТОнСШОСЭТ - с -с " . i *з < w"
Пг ~ * - i '"тег" - '.г n-„ ^ "с " «лярц" ля перс "urtJ-.'-'T ' * ' - î ' " * ' i* дспошго cy-os»**"" - i- ч ' "■ ~, ' р, то" разрабэ"!-
зая яо п."-" "з т п ''oí ! - \ * -доео.тьгю
пэдобро***"лi • : г„ ~ , злгггя его
пргдстп ' *<» г"—- * * ч" • г:£Гг. ■ В сгл::-
•шго? i к, - ~ "" - ■"* ' • i-"сосз: стеган-
sa л" nç* ïri г"* г\ T-'etsoc'ïH.
■ Т?'" i г рзг > ^__LZ.S2._ч Срзд;::м Вос-
токе в ГТ-ГП-г- " о- " вгфоздвпзя "л
сганозл" >п Г;*. " " ' "" <"• 'о~> -с--'' гтоштзйа IX-Ж1 53., иго /г?о " ' " (•"" 4 гчо-гчс',о'*ог веских корней . ' - -
3 ЕС-ТЛ "2. i lacîi. mi *t со»; "чя*:« i ve ль вообще !й ;-гс1Л*эв'П«1 з огс5?- лг. - г ^од •з^-^псу нс?о'р*л~
"Cl'VC "^р.....г5т г ХСС np-jcft.c зпеооенниэ.
ч " р-'ауг.'лг^с? .—«г -»р-бл:'ого станозлетея;
i г^^ло-стзу**, / п:.:п о'.-с.^ г":рзчого;;озна- • ■ji rp~7c-f , \ *t.:cc0w340" л c6qec?Eeu-
ол угоп"п '"йл г-=с?о в утвггаях
I. /•;"op'r re"ь. По.г'г i г''/Соч. з 4-х гсгл.-Т.^.-Ч.сМнсль," KS3.-G.4I0-4II.
всех §алосо§ских школ. Однако наиболее-отчетливо концепции социальной у 1'опии разрабатывались §илосо§ами-перипатетиками и отражались в художественной литературе.
Родоначальником промежуточно-средневекового перипатетизма был /¿у Наср аль-£араби (870-950 гг;), перу которого принадлежит больше количество трудов по философии, логике, эппсе, по выработке социально-утопических воззрений. Особое место среди них занимают "Трактат о взглядах жителей добродетельного города", 4Гражданская политика", "Афоризмы государственного деятеля", "О достижении .счастья", в которых он обстоятельно излагает свою социальную утопив.
Концентрированным выражением социально-утопической концепции'мыслителя является его учение о добродетельном городе и добродетельном обществе. "Город - писал он, - в котором объединение 'людей имеет своей целью взаимопомощь в делах, коими обретается истинное счастье, является -добродетельным городом, к общество, где люди помогают друг другу в целях достижения счастья, есть добродетельное общество. Народ, все города которого помогают друг другу в целях достижения счастья, есть добродетельный народ. Таким же'образом вся земля станет добродетельной, если народы будут помогать друг кругу для достижения счастья".Итак,--первый важнейший принцип бытия и »ункционировагош^доброде^— мопомощь её членов в производстве и приобретении "совокупности того, в чем он испытывает потребность" для собственного существования и-достижения'наивысшего совершенства.'Вторым принципом бьгеия'добродетельного города сарабк считает разум и'разумное управление в решении личных и общественных дел. |араби'был убежден, что "если государство на основано на принципе разума и познания истинных законов филосо-
I. Аль-Зараби. ТрактаТ о взглядах жителей'добродетельного города//Аль-£араби. философские трактаты.-Алма-Ата, 1972.
-С.305.
- II -
£ии, то его необходимо заменить".1
Добродетельный город, по йэраби, - это не только город взаимопомощи, достижения истинного счастья и разумного управления, но и город справедливости, которая состоит в распределении благ, поощрения и наказания между жителями города.
5араби убежден в том, что добродетельней город только в том случае будет городом взаимопомощи, истинного счастья, • разумного управления и справедливости, если он будет структурирован и организован соответствующим образом. Один из вариантов структурирования добродетельного города мыслитель видггг в его нерархизации по принципу главенства п правления. Согласно этому прянпкпу, на верзшне иерархической пяраютды добродетельного города сток? (Рапс), а далее'располагаются по порядку различные члены городского объединения вплоть до тех, кто действует согласно целим' отшг последних п кто' служат, но не обслуживается. По принципу познания теоретических оснований счастья Фараби кителей добродетельного города разделяет на:(1) "мудрецов", (2) "последователей мудрецов", (3) "прочих", а в-соответствии с родом занятий на: (1)"дос-тойнейших-мудрецы, рассудительные'яэди," авторитеты в важных делах, (2) ораторов-проповедников, риторяков, поэтов, музыкантов, писателей, (3) измерителей-счетоводов, геометров, врачей, астрологов и им подобных, (4) воинов-ратников, стражников и тех, кто причисляется к гам, (5) богачей - те,кто приобретает богатство в городе, как земледельцы, скотоводы, купцы и т.п.'"
В целях наилучшего' исполнения своих обязанностей каждому в добродетельном городе"поручается одно ремесло и одна обязанность, за пределы которых он не должен преступать.. При
1. Цит. по: Еаймухамбетова- Т.Б.' -"Арябояэйчная <$илосо$ия сред' невековья и классическая традиция.'-М., 1979.-С. 109.'
2. См.:Аль-$араби. Трактат о взглядах"жителей добродетельно-' го города//Аль-фараби.философские трактаты.-Алма-Ата,1972.
-С.306-319.
I О P
Y* 1
1 "i I
Г
•*■ II Г
с'х;асгЕа1;лого с .......... '
Успешное i . li'JUiJïblîya кизиь 1Л о Е Ç-араб»; -с*. „ с „ еаого jai кКиамо:л" предков
-«геле) tJZ.
Ï о
I Î
1
ь or ГСГ з ¿.О, г t О"1" -Ci.w. ü J Г , I г г
п каждого ov¿
•í Уt D^i * i,? i ■ iuJiiiiV^j I- J r, i
ОГО 1 Ol"
J 'О
«put;«**
OU
« Ь -
jívo".
•ioapoc, ok под«;зркЕгая; ч:о t.iîc:-.:, kjo'Jzs успссло' руксп;о;:ш!ь дэбродатевышм городов, доЕ.оп 'бь^ь-надайзн даЬнащгл'ьг '
2рОКДЭНН1:д'Л Karôorr-s'4rr "tier »rmr T'-'V-'cc-oc" cotc~.....rr?r->
полная, способное
;:3O6::DEÍ:¡.S;: ßeiv,. Í- to' с r.c 60cji5pô4iïcc?b- lu. . j> *J
Ii ЯСНОСТЬ 1222ДГ " jr il OJ' -! ->T l: ио^рабясплн' наг^^'пс поо'ор::лкиы{ "неь— £орс*иа?ь -tiSOTbs; i ms: к врзйееяг ; ~ 0'ор.гжог.;- КС-наг , »ь щшгзгсе вере,. .-с
ь w О Г 7wt ! О и .Г т
10 liCo I i
j 'i s. .^ь cap i
t. j ï„ , v .. э "с .
, ... h прэьэпл! гэс.i L ¡) J. t.. Ti 1 OCl b P^
:. r p г.-. ь t ... /wüuuí uutuuJü l- cj U I0¡ 3i ^^ I
í Á , t'p- " -,¡.OC»b 1 UO 1¡0-
t -Л
' > Öl, iiC
o^j i oc* i; и .
, titiCLXJ'í -V ... . ЭП-1:... , С*
T "
<- » i .n „¡,1., f .-jJ Г'^АрСхЪ Oí. f.uiuii,. a . . ~ le „ ЮЛЛО* .Ь - СДЧО
-, v.о t p. l»c„ :: roj atï oi'o
-«fisajzar, » „ J с p îîii, piiiâpa-K.jnpoï ^¡r Но;погй1.ш< . , » j
Mauz;-tl) яабо ; , о t .з юг ... ^ Jo t«| tjic-
"cocfoíi^ee i „ ¿иЬ^^^тлгл г.1?,— » f-/ oj^Í ». ь fjgoc-
tc^re'Kausoréà f jГс r s coi-o.lo- сл.ь ^ w л ico
' перзчотяенша' ïp^aect., (2) jo - .. -opo^"
1,".0КйО'йрашггъ"1зяа^ a сапс ^, ro^o* - , w» »»ci., oro ui.; -
tar (т.е. T,mm) o-n.. »r *, '.ок .сл цс * -
I.: &?. : '.Аль-варабя, .Тракта? о езглядахеяейдб.бродоеельиогс ••• . города.-С.317-319;
X
Ï
D v.
г
Чтобы жители добродетельного города достигли счастья, его Глава обязан: (I) указать жителям добродетельного города путь достижения счастья, создать для себя и горожан условия для подлинного счастья, прежде всего через устранение Града, который мало способствовал взаимосвязи, гармонии, упорядоч-ности его частей, но-который обеспечивал бы взаимопомощь членов городского объединения! (2) поддерживать устойчивое состояние структуры добродетельного города; (3) организовать обучение и воспитание подданных; (4) направлять горожан к совершению поступков, обеспечивающих достижение счастья.
В изложенннх взглядах Аль-фараби о добродетельном городе есть и реалистические и утопические моменты. Реализм идей мыслителя заключается в том, что он вместе со своими предшественниками - Платоном, Аристотелем, Аб,у Бакром ар-Ра-зи и другими,-основой существования и процветания общества считает труд н взаимопомощь его членов; Реалистична и его идея об упорядоченности общественной структуры как факторе стабильности социальной и политической жизни. Утопизм же во взглядах Аль-Фараби проявляется в его концепции'истинного счастья п учении- о Главе добродетельного города. Это последнее его учение является выражением идеи о решающей роли выдающейся личности в истории.
Следует-также отметить, что учение Аль-Рараби о добродетельном городе в известной мере выросло из критики невежественных- городов - "города необходимости"," "города обмена", "города честолюбивых" и "города властолюбивых".
Критику невежественных городов со стороны Аль-§араби можно рассматривать как критику существующих общественного строя и общественных отношений.
Следует отметить, что Аль-?араби различал добродетельный город и добродетельное общество. Шроко анализируя вопрос о добродетельном городе, он, однако, не уделял внимания рассмотрению-проблем добродетельного общества - общества, где люди помогают друг-другу в целя* достижения счастья. Это может быть объяснено тем, что он экстраполировал свой анализ
добродетельного города и на добродетельное общество, являющееся объединением, союзом добродетельных городов. Но, думается, что такая экстраполяция на совсем оправдана, ибо известно, что свойства целого не сводятся к свойствам части и наоборот.
Социально-утопические идеи, развиваемые Аль-Фарабп, впоследствии нашли поддержку у Ибн Сино. Ибн Сино разделяет идеи Аль-5араби о труде и взаимопомощи как основе общественной жизни, структурированности общества как условий нормального функционирования добродетельного города, об обязанности трудовой деятельности для всех, кроме нетрудоспособных (калек) и странников., о счастье и путях его достижения в добродетельном города и т.д.Авиценна настаивает на том, что взагаопомсщь, сотрудничество и достижение истинного счастья возможны только в добродетельном городе. Для взаимопомощи-я сотрудничества тл "гиоЮгодемн закон и справедливость; для закона и справедливости необходим тот, кто установил бы закон п справедливость, а такой должен иметь возможность обращаться п л»дям с речью и обязывать их к соблюдении закона..., и ему нельзя в этом деле оставлять людей и их взгляда без руководства, ибо в противном случае среда них возникает разлад, и каждая» будет считать справедливым то, что ему выгодно, а несправедливым - то, что ему не выгодно".* СУдя по теории пророчества мыслителя, добродетельный город для него есть теократическое общество, зо главе которого стоит пророк, объединявший духовную и светскую власть. В этом смысле учение Ибн Спно о"добродетельном городе ориентировано на ксяьмскг.е ценности. Но поскольку существование такой личности, как пророк, явление редкостное, постольку возникает вопрос о его преемнике. Ибн Сино предлагает два способа решения проблемы: I) избрание преемника на основе идсткхода - согласного репеняя сподвиж-
I. Сагадеев А.В. Ибн-Скяа (Авиценна).-М.:Мысль, 1980.-С.
200-201.
пиков пророка; пря этом избрание преемника доляно бить одобрено всеми кителями страны; 2) наследование престола. При этом Авиценна счетает,что только личине добродетели -мудрость, справедливость, храбрость, знание наук, рассудительность, проницательность, прозорливость и др. - дают человеку право стать правителем Справедливого города п султаном Зймяого пара. Исходя из логики суждений Ибн Gmo, можно утверждать, что оснозную политическую власть ее главн он зидел-в установлении справедливого закона сотрудничества, как фундаментального условия жизнедеятельности общест-взниого организма. Общество, в котором господствует спра-зздлжзнй закон сотрудничества, по Ибн fcno, я есть справед-лявпй, добродетельный город.
Традпцзл еоцяаяьно-утопячеекой мысля дальпеРсес' евое развитие нааяя з поэзия Ниэама Ганджаза (II4I-I209 гг.), подяясозй еоцзаяьпуо утопяэ на "бояьзуа яудожестзвинуэ гавоту9.* В своей "йсяандарпома* ("Псэка об Александре") йиземя рисует ндзааытсе общэсгао, как общество, где граждане обладая? равно» собстгепносткэ, одкнаковккя япзнгтзг ля уеяовяяоя, яак общество, где нет богапэс я бедных, и не иявау места разяячгаа еоцзаяьшэ порока - воровство, пази-»1®, грабеж, обман, эоРтяд, убШ!етза, злоиамэрепкоеть и т.д. Идеальнай город Низами - это общество натурального обмена, где нет необходимости в деньгах. Вгзете с тем идеальный город Кязама - это город соблюдения мери зо всем, что обеспечивает ялтелям эдоровье • я долголетие. По описанию. Наземи» з идеальясм городе еамв» почетны является труженяк - производитель матерпаяьинх благ: он ставит его зше лэбого мо-тярха. ото я понятно: труд з идеальном городе - основа существования и всякого благоподучая, основа всех духовных я ягеерзальтж ценностей. Поэтоцу оя считает, что в обществе
Г. Езгяияп 1!. Утояяя К:'!земн//Изяестия АН СССР. Отд.литература и языка.-1977.-Т.УГ.-ЙЛ1.4.-С.273.
нужно установить такие порядки, которые не давали бы никому из его членов возможности для тунеядства и паразитизма. Идеальный город, по Низа;,я, может успешно функционировать, если во главе его стою мудгий, справедливый, проницательный, прозорливый правитель. С уверенностью можно сказать, что рисуя социальную и поллткчаскув картину этими, тонами и красками, Низами пытался наставлять на путь человеколюбия тиранических правителей езоеА эпохи и старался очеловечить нечеловеческие общественно отношения своего времени.
Вторая глава - "Утопические учения в 8илосо&ии и социальной мысли ХШ-ХУ вв.* - разделена на три параграфа, первый из которых посвящен анализу вопроса о Социально-утопических взглядах Насириддина Туей", изложенных в его "Ахлота Носира" ("Эсика Носнри"). Теоретическим источником его воззрений была социально-утопическая концепция Аль-Фа-раби к Ибн Сено. Исследуя общественные явления, Насириддин Туей приходив к выводу, что важным условием формирования человека, общества, общественных отношений и общественных объединений, является необходимость производства материальных благ, основой которого является разделение труда и взаимная помощь тружеников. Насириддин Туси подчеркивал,
наэызаетсявтамаддуни(цивилизацией). Понятие "тамаддун" производное от "мадина" (сивил, город). "Мадкна" же есть место соЬра индивидов, нуждающихся во взаимной поддержке друг друга благодаря своему различию и промкелу. Но здесь под "ыадиноА" разумеется не только место пюебивання её жителей, а особый союз между ними".-1'
Продолжая традиции Аль-Фараби, учений делит общество на великое (сообщество всех людей, населяющих дар) и ма-• лое (семья, селение, квартал, город, страна, народ). Это общество в зависимости от характера наыерснай, поступков и действий людей его составляющих, может быть добродетельным
I. Насириддин Туси. Ахлоки Носири.-Цувалкишивар, 1906.
-С.353 (на перс.яз.).-
род, по '¿упп, б! 1 "о *- с о
;;обро;:э:>: уоя* *о о * - v
е::оеч род;, ^OjOC г>*.'0 -07' город,г.с ор с ' 7сгг*здг:д2с? ср?;' - i т(
"" с.
к>.~г п с: го-г::
дос.?."-:ь счастья г:з оскогэ .ело-бдлге::;: ; доля:;:;.: s одпи^ког-о? корз по;:ьво:':;?ьгя г^:; ого ;:::"Сп у.-г-'ойпть зло г.: добро; сб.;-"";::/
.ос" гр ' " т» -
. . t ь ^о о ifpo "> г о ,nf о г ~ 0 % ' го"-™1 - Г" " »
, г
:;Г0 геро;*. 1
Дс5родг?ззь::2? город, nerrri?: сс.ь "особоо ебьздппзпг.о г,:
незуззлггзг к тону, тггос*-? д'гь го::* деле, ус?рзнг?ь злодалгля." г ность изгдлдоз п cC'qîTOc^b " г,.:/"?, осудзсггл-тагоя по запоил:? тг'дроог:* оспопз п прекрасно нзг.-~01г.::~т, угдпдзеггея польза я ко~огз:лз ггдг. цзяь труда какого e;r:n, со-тг." чолоезка".1 Срздгт пгех гардгг'эрггзГ. даггпх гааятуслсм, :тг::болзо гг:гг-.г д»яг.™::;г; его соцзалы:оз 'лпцо яаг.г. венстзо, гзс2?{опо?гст^» п трудэ г: до
Определяя спр.ггз^гтаоать поотуппах, пак регулятор обпзатлзп Туеп подчврхпзал, что первое уолог;
I. Наеиряддяи Туги. Асяокя Носаря.-
> ™ осглзг:.-:*
г;: гг:,д~": г ос?,д-
ег-'.^г""*'-':"■ з гл-а , г:?, хорею
т™: г-зеггоо-л -хг.'.; 2дэсь доро по.гзгпзя
? !пг:су -л каждого
;т: •'riirn^n7,""ûrorr> города, :ï, с„—- \ - ' опгз-, рз-
ГД.
psrnorîîcns в деяах п пгг отггосегпй, Нас:1р:?дд?:и ;Э епрзвздяяаоета - з?о
■"згеpair, ISC7.-C.254.
создание гармонии мвзэду различию® слоями народа, второе -вжшатвяьное отношение к народу, определение места каждого согласно его таланту к способностям, трагье - охрана общего доетоякия, передача каждому его законной доли, соотвеест-ъущъЪ его заслугам б правам. Нзучет згас условий справедливости порождает наепрасвдвгаюсть. Исходя из такого пони-коняя сяргеедяивосги, мыслитель считал, что социальное равенство есть на ургтг.:лог."а, & передала каждому положенной ему доли.соответствующей его заслугам. Выдача кому-либо :-боя&сс или ыенысе заслуженного приведет к неравенству, к угстаокэтаз. Поьто»ф он утверждал, что пока не будет восстановлена справедливость между трудом и его оплатой, не йогу» бить урегулирована нормальные отношения между труженикам.:: и господами."
%о касается взаимопомощи как характеристики добродетельного' города, то она, по Туск, есть обмен результатам-! труда, бее чего сограждане не в состоянии удовлетворить гчои потребности, ибо каждый в отдельности не в состоянии производить все необходимое для существования человека и достойной жизни.
Насирзддин Туси был убежден, что нормальное функцио-нироиание добродетельного города во многом зависит ог его социальной структуры. По его мнения, члена такого города должны делиться на четыре слоя (или класса): I) люди пера — учение, законоведа, писцы, врачи, поэте, от которых зависит стабильность веры в обществе; 2) люди моча - вошь;, борцы за веру, стражники, сыщики, чиновники, на которых держится общественный порядок; 3) люди дела - купцы, ремесленники, сборщики налогов, без помощи которых не может быть обеспечено благосостояние других; 4) слог"? хозяев - крестьяне, садоводы, растениеводы, животноводы к др., без труда которых невозможно не только продолжительное существование кого бы то ни было, но и процветание общества вообще. Зная, что в силу различия интересов этих общественных слоев между ними
I. Насириддин Туси. Ахлоки Носири.-С.231.
могут зознпкнуть хон-Тжгсги, ведущие к разладу з сб^естге :: даже его гибели, Нзсаряддпп Туси подчсркизал, что "развитие города, даяьнзу'пяй рост его культуры, добродетели, а также достижения счастья лпдьнп з общество зависят от гармония отнопзшЯ изчду этши четырьмя слоякн. Они должны деЯстзозать совместно рука об руку".* Таким образом, Наси-. риддш Ту си общественной идеал зидел из з установлении неравенства, а в гармонизация отнепгени»* социальных слоез добродетельного города. Гармонизации ой^есязелгак отвогегай, с его тонет зрения, способствуют5(1) продуманная последовательная и региональная политика; (2) устанозлегке четких справедливых законов, безоговорочно соблвдаемйх всеми без исключения гражданам; (3) существовав» органов упразленпя, способных поддзрнгяззть об^ественгмй порядок, т.е. органы, регулирующие зяюнь города и заботяцкеся о средегзах его' существования. Наряду с этш Наспряддга Тусл, подобно рзби, считает, что нормальнее фушецяопярозаш»» раззптпе п процветание добродетельного города зависит от его краштпгзяя, ибо г* т'о с I 5г »г г '—"»*' чз"""ттггу а ззкоет, "а таззз рзддге:? с^г" ч, " '*- 1 По он гзу .гггзогуэ гпо-
- - -р.; буД-Т* обла-
длть *• " отцовская зЕботлдгоеть к
поддзкгп.31; ззлпкодугт^; ссззрззкстао угла; твердость'-духа; зоздеряанпость от касжзкдзкяЯ, собяздзппз. т;зру зо ггвм; бнть богатш, «стоби г-з зариться на чузссо богатство; беспорочная добродгтсльноскь. 3 случае, если отсутствует подобная личность, то-("угпщпа правителя добродетельного города- должен, исполнять Еззшяй Соззт законодательных' "мукзй".^' Эти идем Насиридюма Туей о правителя добродетельного города и. йзе-сем Совете законодательных цужвй казодят'.'на-кнель о том, что его добродетельный город есть'ке что .иное -как идеа'лкзнро-вагащй монархический строй средневекового мира.
1. Насирядаии Туся. Шока Носпри.-С.279-260.
2. Там яе.-С. 259-260.
Хотя'при о<?ьяскзкг! су^лос^ункцяЯ и задач добродетельного города Туей следует за лль-Слрабп и Ион С-шо^» тег; т менее он ейоск? еущесг'Еокниэ коррек«шза
Z J ^h О 0 , *о/.ьиом города. I. Город Аль-£арабк в
бол^шч. ' ^р . . iJ ..Oí . зд;,гль^:о|грат!Жно-тсрряториальнуа
• карлду с откм считал, чяо город
I Ц. Ь . ... \ Й (с^ ость особая созо кэдэР ради доби-
V.0*..,.:, -.л. - Cv wí.-o. и обеспзчзн:;к бытия человечес-
ЧОГО ГОГО, . ¡■Vjl . . ^..сса:.;'.:, город к цдашзаццз Вьзсрзд-
Д ' - ь - - ь. пик мзру даяьнеРлз'Л еоцпаллЕйцлл
... Л. Г , л Туги дзет болов продумает^ спеть
COZ С1,. i . v —струирури добродетельного города.
F IV . '.»орс i обцзсгвшшо? добровольного
IODO,„ 1 ^р о . .р u.o i он <гс?вз? светское ааководатеньст-
¿зо, uovopoe г о : ^ • :;лгься и coiiiJpcsHOTBOEai'bcri и соот-
встстьйи и об;кзг»зшо-петор:шс55.&а усдеясгак;. 4. Е-дакке-шем "сдоя Елсшзго Советь. оаконодателышх мукэй* и ваконо-яравлзнкя Наокркддлн Тусп направлял добродвтеяьгстЯ город по пуш демократизации.
В диссерггцяа такжз дан подробный анализ воззранлР Наснр'лддина Туси о негекаегченних: города" - городах каобхо-дшост. обмана,' гааос?.", цедросгс:, всхфояз&ш и свободн (вольности). Оообай шгсрес каи^ шалите- -
ля о городе свобод1" (мадкнаи у,урр:цгЛ, где к&кдам явллатея абсолютным властителем над собоР, праь'о каждого находится б руках его самого, каждый делает все, что ему заблагорассудится. Все кители этого города живут самостоятельно.
•Если разобраться, у них нет ни начальников, ш: подчиненных. Все ле6ят тать в таком городе, ибо какдый кжет свободно к добивается своей цели. Поетому все народы и племена стремятся сг&а. В городе свободы (вольности) господст-
I. Он.: .Аль-Оараби, Трактат о взглядах -отелей добродетельного города//Дль-§арабк. £ляосо§скке трактата.-Алма-Ата, IS72.-C.304. . "
• 21 -
в.ует< принцип равенства всех подданных. Философ считает, что неограниченная свобода подданных, безнравственность правителя, ^стремление граждан к неподчинению правилам коллективности, к узурпации прав друг друга в конечном счете приводят к гибели города свободы и установлению тирании. Но если найдется такая группа ученых, философов, поэтов и проповедников, которые могли бн устранить эти негативные качества города вольности (свободы), то он вполне может преобразоваться в добродетельный город. Учение о городе вольности (свободы) в значительной мере отличает социальную утопию Насириддина Т^си от Аль-5араби, у которого подобной концепции нет.
Во втором параграфе второй главы дан анализ "Социально-утопического учения Джалолиддина Дазони" - видного мыслителя ХУ в. Сопоставительное изучение его основного труда "Ахлоки Джалоли" ("Этика Джалоли") с "Аслоки Носири" ("Эгика Носили") Насириддина Туси показывает, что Давони при исследовании интересовавших его проблем следовал своим предшественникам. В этом легко убедиться, если сопоставить его взгляды и Насириддина Туси о причинах возникновения человеческого общества (цивилизации), его типов и видов, о взаимопомощи в труде, о городах добродетельных и невежественных, их социальной и политической структуре, о принципах: гармонизация-общественных отношений в добродетельном городе, качествах, функциях и обязанностях главы добродетельного города и т.д.
То новое, что Джалолиддин Давони вносит в социальную утопию, может быть сведено к следующему:
- упрощая классификацию типов неДобродетельных городов Апь-?араби и Насириддина Туси, он сводит их к трем основным типам - невежественным, развращенным и заблудким. Это может быть объяснено двумя обстоятельствами: I) сопоставляя различные типы невежественных городов, о ко^ говорили Аль-§араби и Насириддин Туси, мыслитель по всей вер"лгчости нашел эти различия незначительными и поэтому решл ограничить их; 2) очень вероятно, что к ХУ в. - времени жизни Джалолиддина Давони, различия типов невежественннх городов, описанных его великими предшественниками, в значительной мпрг были
размкги, стеска, 4tc дало ему иозод да^ь новузз классификации невежественны? городов;
- анализируя проблему социальной структуры добродетельного города, Давонн принял концепция Насирнддина Туск о четырех социальных слоях - ладях пера, людях меча, людях дела, людях .земледелия, добавляя к ним сословие духовенства, к которому он относил знатоков религии а шариата, шейхов и суфиев, которые, по его мнеша, являатся"проводниками божественной воли в жизни ойцесгва. Давони подчеркивает, что это сословие является основой.духовного богатства общества к обуславливает ■суцесизовагсгэ есег другкх сословий.- Эта устсновха Давока свидетельствует"о тем, что к 1У в. духовенство заняло в общественной жизни, во всяком случае з его духовной cfepe, определяющую роль, т.е. Давони в своей концепции социальной структуры отразил сложившиеся реалии;
- Давонн важнейшими фактора социальной гармонии наряду со справедливостью и равенством считает взаимопонимание и взаимную любовь между общественными сословиями, между правителем и подданными. Правда, об этих принципах социальной гармонии говорили и писали и его предшественники, однзко
он превращает их в важные факторы гармоний, расцвета и процветания общества; ..
~~ -Давони дает бола?» обстоятельны?, чем у Лль-ÇapaSn и Насириддина Туси, анализ.функций и задач правителя добродетельного города, о чем подробно сказано в диссертации,
В параграфе третьем второй главы анализируется "Социальная утопия Абдуррахмана Дтами" - выдающегося поэта, ученого и теоретика судима ХУ в. Проблемы социальной философии в той ипй иной мэре и форме анализируются почти во всех его ■основных произведениях - "Еаз!;ористоин.,'гВееенни^ сад"), '"'Са -ломон ва Абсол* ("Саламон и Абсаль"), "Сабхат ал-аброр"("Чет-ки праведников"), "Силсияат аз-за*аб" ("Золотая цепь"). Но социальная утопия мыслителя наиболее обстоятельно излагается -в его поэма "Хирвдномам Еекаидарв™ ("Книга мудрости Искаяда-рая).
Совдавая образ Изказдара "(Александра Македонского) и отправляя его в завоевательные-походы, поет приводит его в
страну, где таге? яудст?пгелмк* парод*, г-з господствуя? • обзесткоптют отлеглзк:.-:, котор:.?: ?••:••? î:?î 3 какой другой стране. Так, здесь суязстзуот полная ззаг'.еопот^ь мея-у зсрг.п; граг.дзкаул:, которые остарсггатся нотфиетоГних pet^:?, совер-сешя нехорояих дел, из егремятся « плохому и к тему, чтобы кого-нибудь обидеть. Но самое главное:
"Нет среди них ни богача, ни бедняка, Ни султана у них нет, нт* правителя. Доля жлущео.-зз у як равная, И образ "'из!Л! - одинаков".-* '
3 ¡этой стран», по описанию Длами, изжиты- такие социальные пороки, как голод, несправедливость, войны:
"Кз зневт они при своем труде тяжелого голодного
года.
Не? на страницах' их тлирной жизни слова' "война". Огрзна-утопкя Дт.ами - ото общество, где устранен" социальное пороки - воросстго, преступления, раздоры, тира-кия, установлено равенство граждан, утвертдвш пргпщипи спраоедяиэости и открытости. Дтя шгает:
"Едва узнав про их образ (пгани), Искандер. Захотел полу*аве обо всем этом у тих разведать... Зце сказал: - Как кэ у Ваз все открыто, Ведь отворенная дяэрь - проводи:« пора? Сказали: В напей стракв нзт воров, Кто-либо, кто прогдаплял би ворозстзом... Взе сказал: А пз-за раздела пяуг;с?с?ва и благ, Как же не происходи? ерэдн tac раздора? Сказал::: Ия прсяядзяяси (трудом) И дозольетзуемзя (достгая^гося) нам протгеагаем
• я одеждой.
С нас достаточно нгпзЯ догч и на« tra к раэдоря, Вот почему меч раздора покоится s norniss.
'. Дяачп Абдуррахман. Хирэдяоадпи Кскандярй/Дя^тавранг.-Тош-канд, I9I4.-C.485 (на перс.гра£яке) (здесь и далее перевод наш,- Р.К.).
. Там же.
- 24 -
Оце сказал: Почему же полновластный шах Не занимает своего места в этой мирной стране? - Для отвращения произвола, - сказали, нужен шах, А эта страна избавлена от произвола, Злато справедливости (сияет) при сопоставлении
с тиранией^
А если нет тирана, то и справедливы? (правитель)
ни к чему" . *
Итак, если исходить из изложенного, то следует отметить, что страна-утопия Джами - это общество полной гармонии, социальной однородности, справедливости, равенства, всесторонней взаимопомощи, где каждый китель достигает своего личного счастья. По многим своим характеристикам страна-утопия Джами напоминает город вольности (свободы) Насириддина Туси. Наси-риддин Туси, однако, относил город вольности к категорий невежественных городов и не очень симпатизировал такому общественному строю. Джами же таков' общество считал наиболее совершенным и по его изложению видно, что его симпатии на стороне описанного общественного строя. Это подтверждается тем, что устами своего героя он заявляет:"Если бы я раньше знал о существовании такой страны, то столько бы не скитался по миру."
С этой точки зрения,можно с уверенностью констатировать, что для Джами описанная им страна-утопия и есть добродетели— ный город. Но если сопоставить добродетельный город (страна-утопия) Джами с добродетельным городом Аль-?араби, Насириддина Туси, Кутбиддина Шерази, Джалолиддина Давони, то нетрудно увидеть"их глубокую разницу. Одно из существенных отличий состоит в том, что добродетельный город Аль-фараби и его последователей есть идеализированная монархия, а страна-утопия Джами представляет собой самоуправляемое общество. Далее, у Аль-§араби и Давони добродетельный город социально четко дифференцирован и его социальные слои не мобильны, страна-утопия же Джами есть общество социальной однородности.
I. Джами Абдуррахман. Хирадномаи Искандарй.-С.285-286.
В диссертации наряду с анализом социальной утопии Дками ается анализ ряда других проблем социальной философии, кзло-енных в остальных его сочинениях.
В заключении подведены итоги исследования, сформулиро-аны основные положения и выводы диссертации.
Основное содержание работы отражено в следующих публи-аниях:
1. Социально-утопические взгляды Абдуррахмана Д«аш в оэме "Книга мудрости Искандара"//История философии и сов-еменность (1У региональные философские чтения ученых респуб-ик Средней Азии и Казахстана).-Дуаанбе,1988.-С.43-45.
2. Некоторые вопросы социально-утопического учения в кс-ории таджикской философии ХШ-ХУ веков//Сборник трудов рес-убликанской научно-практической конференции молодых ученых
специалистов (секция общественных наук).-Душанбе,IS6S. .91-93.
3. Роя^ои башардустй ва адолати ицтодоЯ дар ткзаккули аънавиётн цавоЕон//Молодежь, мировоззрение, перестройка (Те— и.сы докладов Всесоюзной межвузовской научно-практической эифвреншш.-Душанбе,I9S0.-С.I29-I3I.
4. Назаре <5а афкери ^олуддкни Рулй//Иль-. 2а дайт.-Т990.
9.-C.I7-18.
5. Андарзнсмаи Арасту/Длм ва ^аёт.-1591.-;? 12.-С.30-32.
6. Общественно-политические учения Насириддкна Туси,//Из-зстия АН Республики Таджикистан//Серия философия и празоведе-ад.-Т992.-.'г 2.-С.IT-19 (в соавторство).