автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Социальное моделирование институционального статуса личности

  • Год: 2003
  • Автор научной работы: Арсланова, Елена Александровна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Нижний Новгород
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
Диссертация по философии на тему 'Социальное моделирование институционального статуса личности'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Арсланова, Елена Александровна

Введение.

Глава 1. Процессы институционализации личности и ее статус в обществе.

1.1. Основы понимания процессов институционализации личности в общественном развитии.

1.2. Моделирование статуса личности в институциональной деятельности.

1.3. Социально-философская концепция институционального статуса личности.

Глава 2. Социальное моделирование статуса личности в процессах институционального строительства.

2.1. Индикаторы взаимоотношений личного и общественного в балансе институциональных интересов людей.

2.2. Устойчивость и изменчивость статуса личности в зависимости от типов институциональных моделей.

2.3. Институциональное строительство в условиях российских реформ и повышения социальной значимости статуса личности.

 

Введение диссертации2003 год, автореферат по философии, Арсланова, Елена Александровна

Актуальность темы исследования. Одним из центральных вопросов социальной философии является проблема изменчивости, трансформируемости, модифицируемости взаимодействия личности и общества. При этом изучение личности человека можно считать масштабно уменьшенной обратной стороной изучения общества в целом, своеобразной моделью социума. В этом контексте многообразные теоретические и методологические рассуждения об обществе в отрыве от человека-личности теряют смысл исходных оснований. Личность, как феноменальный единичный субъект общественной жизни и исторического процесса, является универсальным ключом к постановке и решению проблем общественного развития, пониманию социального моделирования, по которому в современном мире так или иначе совершаются преобразования.

В конце 80-х годов XX века все мировое сообщество было потрясено распадом могущественной советской системы, охватившим все страны Восточной Европы. Государства, некогда принадлежавшие к социалистическому лагерю, лихорадило. Сам Советский Союз погрузился в непредсказуемые изменения «дикого» рынка, затронувших практически все сферы общественного функционирования. Последние десятилетия прошлого века стали трансформационными для глобально организованной и иерархически выстроенной социальной системы, многие десятки лет господствовавшей на территории всего социалистического пространства. Стержень всех этих глобальных изменений имеет и личностное начало, которое неразрывно сопряжено с процессами генезиса и функционирования социальных институтов и отношений, их многообразных проявлений в отраженных формах социальных моделей, модусов, модификаций, планов, программ, проектов.

Особую сложность для социально-философского анализа общественных явлений представляет ситуация нахождения государств мирового сообщества на различных этапах социального развития. Причем, изменения на уровне организаций, фирм, оргструктур социума в итоге могут вести к изменениям общественных систем в целом. Нельзя при этом забывать, что все институциональные, экономические, культурные и иные изменения осуществляются людьми, личностями. Что движет ими? К чему устремлены разнообразные по формам и типам социальной организации сообщества? Каковы интериоризированные социально-психологические механизмы существенных изменений для людей и организаций где они работают? На эти и подобные вопросы еще предстоит ответить в контексте понимания статуса личности, активно включенной в процессы институционализации, субъекта, совершающего деятельность и руководствующегося определенными моделями или их аналоговыми заместителями.

Основываясь на вышесказанном, можно утверждать, что актуальность темы научного исследования обусловлена не только потребностями исторической практики, но и фундаментальной теории. Она также вызвана необходимостью целеустремленного познания закономерностей стабильного развития социума и необходимостью решения научных задач в единстве истории, теории, методологии и критики, социальной практики взаимодействия личного и общественного. По нашему мнению, многообещающей и интересной представляется проблема социальных модификаций устойчивых институциональных структур общества, с которыми взаимодействует личность, приобретая определенное общественное положение, вес в обществе - статус. Для современной России, переживающей комплексный (системный) кризис, решение этой и подобной ей проблем особенно важно.

Состояние разработанности проблемы. Разработка проблем социальных модификаций институционального статуса личности имеет свои традиции, хотя и неоднозначна в понимании роли субъектов истории для социальной философии. Прежде всего, она имеет глубокие корни в диалектике развития всего спектра субъектов организации исторического процесса. Причем, процессы изменения личности и общества представляют собой два относительно целостных аспекта, вбирающих как эволюционные, так и революционные периоды. Роли личности в догматизированном историческом материализме, при всех оговорках, отводилась все же незначительная роль. Как правило," она связывалась с организацией революционных масс, способных творить историю по определенным общественным законам. В настоящее время творцы исторического процесса быстро изменяются, а «массы» имеют многоликие личностные качества и свойства.

В данном русле решение искомой проблемы работы имеет три основных вектора, которые отражаются в соответствующих проблемных областях социальной философии: положение личности в обществе в контексте ее роли в социальном познании и преобразованиях; процессы развития социальных институтов в структуре общества в связи с эффективностью деятельности своих руководителей, их фактической или номинальной ролью; социальное отражение в формах моделирования, и, как прогнозирования, и, как проектирования, позволяющее более эффективно структурировать организационную логику взаимоотношений личности и общества, а в ряде случаев трансформировать естественное течение социальных процессов.

В соответствии с заявленной логикой диссертационной работы, социально-философский базис теоретических, методологических, исторических подходов представлен рядом потоков и планов сопряжения научных идей:

- работы зарубежных и отечественных классиков философско-исторического, философско-социологического и обществоведческого плана: Платон, Аристотель, Р. Декарт, Плутарх, Спиноза, Д. Локк, И. Кант, Г.В.Ф. Гегель, О. Конт, Г. Спенсер, JI. Фейербах, К. Маркс, Ф. Энгельс, М. Вебер, К. Ясперс, М. Хайдеггер, О. Шпенглер; Н.А. Бердяев, В.И. Ленин, Н.О. Лосский, Г.В. Плеханов;

- работы по проблемам структуры общества и процессам социализации: А. Адлер, Б.С. Братусь, JLP. Грэхэм, Г.Г. Гадамер, Д. Гелбрейт, Д. Вико, Э. Дюркгейм, А. Тоффлер, К.Г. Юнг, Т. Парсонс, Ю. Хабермас, Д.Д. Фрезер, J1. Витгенштейн, 3. Фрейд; JLC. Выготский, Э.В. Ильенков, В.Ж. Келле, А.Н. Леонтьев, М.Я. Ковальзон, И.С. Кон, В.М. Межуев, Э.С. Маркарян, М.К. Мамардашвили, И.В. Суханов;

- работы, посвященные радикальным изменениям статуса человека как личности и его роли в формировании новых элементов общественного устройства: А. Бергсон, Р. Дарендорф, А. Камю, Ф. Ницше, Т. Парсонс, Г. Риккерт, Ж.-П. Сартр, А. Тойнби, О. Тофлер, Э. Фромм, А. Хейзинга; Н.А. Багровников, А.В. Дахин, Д.И. Дубровский, О.Г. Дробницкий, С.Г. Кирдина, JI.H. Коган, С.П. Макарычев, A.M. Мосоров, С.В. Норенков, А.С. Панарин, В.Ф. Сержантов, П. Сорокин, JLB. Филлипова, И.Т. Фролов, А.С. Ципко, Н.Д. Шимин, Б.П. Шулындин, Г.П. Щедровицкий; работы отечественных ученых по социальной философии, непосредственно выходящих на связи личности с институциональными структурами общества: B.C. Барулин, A.M. Бекарев, JT.A. Зеленов, М.С. Каган, В.Е. Кемеров, В.А. Кутырев, К.Х. Момджян, Н. К. Оконская, М.М. Прохоров, В.Ф. Сержантов, С.В. Соколов, В.И. Столяров, А.И. Субетто, В.Н. Сагатовский, В.П. Тугаринов.

Особое место занимают труды, посвященные России, ее истории и перспективам эволюции и коэволюции: М.М. Бахтин, И.В. Бестужев-Лада, Л.Н. Гумилев, Л.П. Карсавин, П.А. Кропоткин, Ю.М. Лотман, Н.А. Морозов, Б.Ф. Поршнев, Н.Ф. Федоров, П.А. Флоренский, А.Т. Фоменко, А.Л. Чижевский.

Значительное внимание обращено на работы в области социального моделирования, основанного на деятельностном и системном подходах: Л. фон Берталанфи, Э. Ласло, Д.Х. Медоуз, Л. Мэмфорд, Ю. Одум, А. Печчеи, К. Поппер, П. Фейерабенд, Ф. Фукуяма, П.Т. де Шарден, Н.Н. Александров,

Г. Башляр, B.C. Библер, А.П. Бутенко, В.И. Вернадский, Н. Винер, В.П. Казначеев, Б.М. Кедров, Н.Д. Кондратьев, И.С. Ладенко, Н.Н. Моисеев, О.П. Огурцов, И. Пригожин, Б. Раушенбах, B.C. Тюхтин, А.И. Уемов, Ю.А. Урманцев. Рассмотрены философские основы моделирования (В.И. Свидерский, В.А. Штофф) и моделирование психической деятельности (Н.М. Амосов, А.А. Братно).

Предметом исследования являются модели социальных субъектов, их модусы, а также общая логика координации и субординации иерархических построений, отражающих модификации положения личности в общественных структурах.

Объектом диссертационного исследования выступает статус личности, формирующийся под воздействием процессов устойчивости и изменчивости социальных институтов, моделирование механизмов их функционирования.

Цель и основные задачи исследования. Цель диссертации определяется исследованием механизмов при формировании социального моделирования статуса личности, включенной в процессы институционализации, поиск их закономерностей в развитии устойчивых базовых ценностей социума.

Задачи исследования конкретизируют пути достижения цели в соответствии с общей структурой содержания работы и заключаются в следующем:

1) раскрыть социально-философские принципы моделирования положения личности в обществе, опираясь на выверенный концептуально-категориальный аппарат современной науки;

2) проанализировать процесс возникновения социальных моделей взаимодействия личности и общества в соответствии с философско-методологическими основами понимания процессов институционализации;

3) построить типологию социально-психологических функций личности в процессе ее становления в отношениях с социальными группами, формирующихся по интересам, элитарными и корпоративными объединениями людей, социальными институтами;

4) исследовать модели личности в зависимости от структуры ее приоритетов и включенности . в макро- и микропроцессы институционализации в контексте всестороннего и специализированного ориентирования тех и других;

5) продемонстрировать механизмы функционирования институциональных форм социального взаимодействия личности и общества и отразить это в моделировании типических форм социального отражения.

Методологическая база и теоретические основы исследования.

Исходными методологическими основаниями в данной работе являются общефилософские принципы, методология социальной философии, методы познания общества и личности, а также диалектика как универсальная философская и социологическая методология. Перенесение акцента интересов в области социальной философии с глобальных проблем общества на относительно локальную проблематику личности дает дополнительные возможности разрабатывать разнообразный методологический инструментарий, требующий более утонченных способов доказательного исследования на основе системно-деятельностного подхода.

Новые возможности открываются на путях ухода от доминирования идеологизированной философии, обращения к ее научным, методологическим и мировоззренческим основам. Эти пути начинаются с человека, стремящегося стать личностью и отыскать организационные принципы, мобилизующие единомышленников для того, чтобы понимать и преобразовывать мир. В условиях кризиса общества в современной России стремление создавать более эффективные модели социальной организации обязательно потребует совершенствования методологии исследования иституционального строительства. Западные и восточные модели организации и построения всего многообразия социальных институтов нуждаются в адаптации к российским условиям, а выверенная социально-философская методология должна этому способствовать.

Неустроенность жизни подавляющей части населения российского общества является стимулом для совершенствования диалога «методологического коллективизма» и «методологического индивидуализма». Проблемы плюрализма и консенсуса вокруг динамически развивающихся субъектов общественной жизни решаются в организационных процессах взаимодействия личностных и институциональных граней многообразных видов человеческих деятельностей. Теоретико-методологическое единство научного решения проблем исследования обеспечивается за счет аргументированной сверки с классической диалектикой, объединяющей логику, методологию и теорию познания.

Научная новизна исследования состоит в выявлении прогрессивного становления институциональной структуры общества в неразрывной связи с правами и свободами развития личности. В диссертации показаны ценностные ориентации личности в зависимости от мобильности процессов институциональной определенности общества как цивилизации и культуры, а также предложена модель, описывающая механизмы деинституционализации личности, отражающие сложные отношения взаимодействия отдельно взятой личности с многоуровневой институциональной системой общества. Предполагаются интегрированные подходы (деятельностный, системный, средовой), в рамках которых развернуты социальные модификации развития «институциональной матрицы» в структурных моделях, устойчивого типа, отражающих архитектонику статуса личности.

Процессы институционализации раскрыты как аспект социализации, наряду с культурацией, инкультурацией, профессионализацией. Развернута диалектика социальных моделей взаимодействия личности и общества в контексте теоретико-концептуальных основ понимания процессов институционализации. Даны социально-философские принципы построения алгоритмов моделирования персонального включения человека в общественные структуры в зависимости от его статуса.

В работе выявлена детерминация устойчивости статуса личности в зависимости от типов институциональных моделей, характерных в оппозиции «Восток-Запад» и связанных с закономерностями функционирования социальных институтов. Раскрыты воспроизводящие начала внутри организационных форм, способствующие становлению статуса личности, действующие в русле закономерностей революционных, эволюционных и гомеостатических изменений социальной реальности. Определены различия гражданских и индивидуалистских ценностных ориентаций людей, включенных в институциональные структуры социума и влияющих на утверждение статуса личности.

Положения, выносимые на защиту.

1. Социальное моделирование представляет собой деятельность по идеальному и реальному конструированию и формированию разнообразных заместителей общественных свойств и отношений, объектов и субъектов, процессов и результатов, а также фрагментов социальных систем, на которых возможно проигрывать и проектировать ретроспективные, актуальные и перспективные программы, проекты и алгоритмы.

2. Деятельность по социальному моделированию институционального взаимодействия личности и общества обусловлена общими историческими закономерностями становления социальных институтов и логикой присвоения прав и свобод личности в отношении к нормам утверждения ее статуса в диалектике общественных процессов.

3. Стабильное развитие общества предполагает решение двуединой задачи: реализацию стремления каждого человека повысить свой статус как личности и осуществление установки социума на стабилизацию и развитие всей структуры общества, каркас которой образуют социальные институты.

4. Традиционное противопоставление социальных моделей типа «Восток-Запад» начинается с выявления различий в базовых институциональных матрицах, логика которых определяется в соответствии с детерминацией устойчивости статуса личности. В свою очередь эти базовые модели обусловлены зависимостью от типов институциональных моделей, а также от их основополагающих компонентов в современном обществе: экономическое, культурное, политическое, правовое, идеологическое, ментальное.

5. Статус всесторонне развитой личности по сравнению со статусом узко специализированной личности в постсоветской России не утрачивает своей значимости, хотя продолжается усиление общественной потребности в наращивании по всему спектру институционализации узких профессиональных ориентаций. Такая ориентация при массовом варианте более эффективно обеспечивает рост качества продукции и повышения уровня жизни людей в рамках государственной политики социально-экономических преобразований.

6. Направленное программирование действий и поступков личности, выражающее интересы определенных социальных слоев опирается на проектирование и моделирование. Способность к вступлению в союзы, к кооперации и конкурентоспособность государств, организаций и личностей взаимосвязаны. Согласование или рассогласование потребностей и способностей личностей, социальных групп, выражающих цели и задачи социальных институтов, дает социальные эффекты сложения или разложения сил.

7. Генезис статуса личности характеризует свои исторические закономерности, обусловленные общей архитектоникой социальных институтов и ценностными приоритетами, имеющими серию доминант личного и общественного планов (производственного, потребительского, государственного), являющимися главными стимулами непрерывного процесса институционального строительства в обществе.

Научно-практическая значимость работы. В мире социальных реальностей конкретные явления воплощают модели, проекты, программы, прогнозы. Прикладное социальное моделирование может представлять собой научно-практическую реализацию идей, концептов, по усовершенствованию отношений между людьми в самой действительности. Статус личности определяется богатством возможностей, которые предоставляют организационные формы в социальном творчестве и раскрывается в зависимости от активности самой личности, а также от того, насколько готова социальная среда воспринять новые модели деятельности.

Конструирование предмета самой социальной философии приобретает более прочную основу, если оно, в том числе, начинается с социального моделирования параметров личности и их реализации в процессах институционализации. Особенно это касается стран бывшего СССР и Восточной Европы.

Результаты исследования могут быть полезны в ряде разделов учебных дисциплин: философии, социологии, этики, управлении. Работа может быть использована в анализе эффективности функционирования социальных институтов, организационных структур, в выборных кампаниях, в практических выходах менеджмента, имиджелогии, сетевого маркетинга, проектирования управления социальными системами.

Апробация основных идей исследования. Основные положения и результаты исследований представлены автором в ряде научных публикаций. Идеи прошли апробацию в лекционных и практических курсах: «Социальная и политическая психология», «Теории личности», «Введение в психоанализ». Ряд идей, нашедших отражение в данной работе, получили научное и практическое подтверждение в результате исследований, проведенных в ходе избирательных кампаний в г. Нижнем Новгороде. Существенная часть идей изложена автором в тезисах и докладах на Нижегородской ярмарке идей (Н. Новгород, 2001 г.), Шестых Вавиловских чтениях (Йошкар-Ола, 2002 г.), научной конференции «Культура и антикультура» (Н. Новгород, ННГАСУ, 2002 г.), Шестой международной Нижегородской ярмарке идей «Законы педагогической деятельности» (Н. Новгород, 2003 г.), региональной научно-практической конференции «Новые направления в теории и практике менеджмента» (Н. Новгород, 2003 г.).

Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав по три параграфа каждая, заключения и общих выводов, списка литературы. Общий объем текста составляет 180 страниц. Список литературы включает 223 наименования.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Социальное моделирование институционального статуса личности"

Заключение и общие выводы

Социальное моделирование представляет собой деятельность по идеальному и реальному конструированию и формированию разнообразных заместителей общественных свойств и отношений, объектов и субъектов, процессов и результатов, а также фрагментов социальных систем, на которых отражаются ретроспективные, актуальные и перспективные программы и алгоритмы.

Деятельность по социальному моделированию институционального взаимодействия личности и общества обусловлена общими историческими закономерностями становления социальных институтов и логикой присвоения прав и свобод личности как универсального отражения социального в отношении к нормам утверждения ее статуса в диалектике общественных процессов.

Моделирование статуса личности в контексте становления регламентирующих институциональных правил в тех или иных общественных структурах строится в соответствии с логикой развертывания диалектического метода социально-философского познания, принципов историзма, отражения, активности, всесторонности, единства, индукции и дедукции, детерминизма и индетерминизма.

Стабильное развитие общества предполагает решение двуединой задачи: реализацию стремление каждого человека повысить свой статус как личности и осуществление установки социума на стабилизацию и развитие всей структуры общества, каркас которого образуют социальные институты: корпоративные объединения, предприятия, производственные организации, фирмы, общественные организации, частные компании; семья, школа, вуз, образовательные учреждения, армия и т.д.

Традиционное противопоставление социальных моделей типа «Восток-Запад» начинается с выявления различий в базовых институциональных матрицах, логика которых определяется в соответствии с детерминацией устойчивости статуса личности. В свою очередь эти базовые модели обусловлены зависимостью от типов институциональных моделей, а также от их основополагающих компонентов: экономическое и культурное, политическое и правовое, идеологическое и ментальное.

Статус всесторонне развитой личности по сравнению со статусом узко специализированной личности в постсоветской России не утрачивает своей значимости, хотя продолжается усиление общественной потребности в наращивании по всему спектру институционализации узких профессиональных ориентаций, которые при массовом варианте более эффективно обеспечивают рост качества продукции и повышения уровня жизни людей в рамках государственной политики социально-экономических преобразований.

Исторически личность выделяется из социальной общности и в своих максимальных проявлениях способна противопоставлять себя коллективу и обществу. Человек становится личностью через процессы социализации, составляющих ее моментах и аспектах: культурации, инкультурации, профессионализации и институционализации. Мера проявления личностного начала в человеке зависит от степени реализации его деятельностных потребностей и способностей, необходимых для функционирования структурно-организованной совокупности общественных отношений. Последнее реализуется через включенность в различные социальные институты и их значимость для конкретного общества (античность, средневековье, Возрождение, просвещение и т.д.).

Социальные модели пространственно-временной динамики институционализации и статуса личности строятся по законам и принципам диалектики. Социально-философское исследование институционального статуса личности опирается на серию взаимодополнительных принципов: историзма, единства, меры, развития, антропности, деятельности, диалога, гуманизма, рациональности, самоорганизации, универсальности, целесообразности. В соответствии с принципом системности они сопрягаются с социально-философскими принципами.

В системе институциональной деятельности статус личности имеет рейтинговую динамику повышающего и понижающего типов, параметры которой могут находить отражение при построении социальных моделей. Социально-философское исследование диалектики институционального взаимодействия личности и общества с необходимостью опирается на аксиологическое измерение человеческой истории. Оно учитывает социальную психологию личности и организационные ориентиры массы людей, обращенных на достижение определенных благ и состояний уверенности в завтрашнем дне.

Социально-гуманистические установки каждого конкретного человека в единстве с общественной потребностью и способностью формировать личностей, могут стать залогом процветания общества в будущем не только с позиций этического идеализма, но и парадигмы информационного общества. Единую концептуальную основу для успешного развития теории статуса личности и теории институционализации обеспечивают науки о человеке и обществе. В рамках социальной философии они обогащаются с позиций рассмотрения современных цивилизованных и культурных норм, стереотипов, ориентиров; прав и свобод личности, высокого профессионализма и образованности, формирования всесторонне развитой и одновременно профессионально состоятельной личности как высших приоритетах социума.

Экспликация статуса личности в процессах социального моделирования определяется, с одной стороны, самой личностью ее психофизиологической природой и социальным качеством, а с другой стороны, ее включенностью в деятельность социальных институтов, объединяющих людей по общности социально значимых признаков и мерой значимости того, что они делают для общества. Критерии измерения статусной меры личности раскрываются по компонентам социальной деятельности и совокупности действий личности, достигающей определенных социальных целей в позитивных для нее и других людей результатах. В социальном моделировании чрезвычайно важен баланс средств, которые используются для достижения целей - социально-экономических, культурно-экологических, политико-идеологических.

Социальные качества и свойства личности, проявляющиеся в процессах институционализации (благонамеренность, вера, воля, интерес, любовь, нравственность, организованность, творчество, убежденность и др.), оказывают влияние на модели, по которым те или иные группы специалистов составляют рейтинги. Недобросовестный или непрофессиональный выбор критериев, исходных материальных или идеальных элементов, замещающих целостность выбранного объекта, приводит к построению неадекватных моделей, а в результате - к сознательному или случайному манипулированию полученными данными. Диалогический плюрализм в современном обществе необходим при комплексном воздействии социальных подсистем на сознание людей с целью приближения к истине, а не к нагромождению заблуждений. В результате достигается приближение к достоверному пониманию социума, так как сама по себе личность, даже если она обладает высоким статусом, не является гарантом точности информации или правильности выбранного пути к цели.

Признание за личностью роли лидера обеспечивает возможность ее врастания в социум в еще больших масштабах значимости для реальных преобразований. Соответственно процессам популяризации и упрочения имиджа статус личности, как правило, укрепляется. Модель современного образовательного общества, имеющего постиндустриальные технико-технологические ориентиры, специфическим образом преломляется в социальном моделировании. Теория личности в контексте ее связи с теорией институционализации вбирает в себя авторитет и статус этой личности, подтвержденный со стороны социальных институтов. Это положение отражает ту роль, которую они вместе играют в социуме, в престиже для него уровня образованности, обеспеченности и долгожительства.

Институциональные процессы, идущие в целостном организме социума, отражают его общее состояние и, как правило, зависят от него, так как целое определяет функциональное состояние отдельных частей. В свою очередь и эти части, к которым мы относим социальные институты, влияют на глобальное общее. Таким образом, можно проследить две стороны взаимовлияний: общества на социальные институты и наоборот. Поддержание в устойчивом состоянии целостности социальной системы при всей необходимости собственно стабильности чревато непредсказуемыми последствиями.

Процессы скрытой стагнации в бывшем СССР продемонстрировали необходимость соблюдения разумного баланса устойчивости и изменчивости, в том числе в деятельности социальных институтов, а также в периодичности смены их лидеров. В условиях российской нестабильности последних десятилетий упрочение роли институтов социализации в новых условиях оказывает позитивные влияния на нормализацию всех процессов, а также скорость и эффективность ее обработки.

Свобода доступа к получению больших объемов достоверной информации имеет собственные правила в неодинаковых социальных ситуациях. В частности это особенно касается террористических акций, которые становятся одной из главных примет XXI века. Особенности использования определенных приемов влияния на массы делают из одних людей формальных лидеров, других наделяют реальными деятельностными полномочиями.

Аксиологический аспект рассмотрения динамики статуса руководящей должности в конкретной социальной организации и отдельно взятой личности, имеющей отношение к данной должности, может существенно изменять общую картину понимания достоинств и недостатков того или другого. Определенные статусные характеристики в конкретный период могут просто-напросто нивелироваться или уступать место своим антиподам.

Ярко выраженные достоинства в одной системе отсчета могут выглядеть противоположностями или недостатками в другой.

Направленное программирование действий и поступков личности, выражающее интересы определенных социальных слоев опирается на проектирование и моделирование. Способность к вступлению в союзы, кооперации и конкурентоспособность государств, организаций и личностей взаимосвязаны. Сопряжение или рассогласование потребностей и способностей личностей, социальных групп, выражающих цели и задачи социальных институтов, дает социальные эффекты сложения или разложения сил. Глобальные детерминанты особой роли статуса политических лидеров становятся заметными на фоне настоящих процессов, происходящих в США, Китае, Японии, странах Европы, в нашем Отечестве - России.

Генезис статуса личности характеризуется своими историческими закономерностями, обусловленными общей архитектоникой социальных институтов и ценностными приоритетами, имеющими серию доминант личного и общественного планов (производственного, потребительского, государственного), которые являются главными стимулами непрерывного процесса институционального строительства в обществе.

 

Список научной литературыАрсланова, Елена Александровна, диссертация по теме "Социальная философия"

1. Абульханова, К.А. Психология- и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды. / К.А. Альбуханова. М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999. -224с.

2. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни. / К.А. Альбуханова-Славская. М.: Апн. 1991.299с.

3. Агеев, B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы / B.C. Агеев. М.: Изд-во МГУ, 1990.-239с., ил.

4. Алексеева, Т.А. Политическая философия: к формированию концепции / Т.А. Алексеева, И.И. Кравченко // Вопросы философии. 1994.- № 3.-С.3-23.

5. Андреев, И.Л. Происхождение человека и общества / И.Л. Андреев. 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Мысль, 1988.- 411с.

6. Андреев, Ю.П. Социальные институты: содержание, функции, структура. / Ю.П. Андреев, Н.М. Коржевская, Н.Б. Костина. -Свердловск: Издательство Уральского университета, 1989. 84с.

7. Андреева, Г.М., Зарубежная социальная психология XX столетия: Теоретические подходы: Учебное пособие для вузов. / Г.М. Андреева, Н.Н. Богомолова, Л.А. Петровская М.: Аспект Пресс, 2001. - 288с.

8. Андреева, Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. / Г.М. Андреева. -М.: Аспект Пресс, 2001. 376с.

9. Андреева, Г.М. Социальная психология: Учеб. для вузов по спец. «Психология» / Г.М. Андреева . М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988.432с.

10. Андреева, Г.М. Социальное познание: проблемы и перспективы. / Г.М. Андреева М.: Московский психолого-социальный институт,

11. Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999. 416с. (Серия «Психологи Отечества»)

12. Аристотель. Сочинения: В 4-х т. Т.4 // Аристотель; Пер. с древнегр.; Общ. Ред. А.И. Доватура. М.: Мысль, 1984. - 830с. - (Филос. наследие. Т. 90). -В надзаг.: АН СССР. Ин-т философии.

13. Арон, Р. Этапы развития социологической мысли / Р. Арон /Общая редакция и предисловие П.С. Гуревича. М.: Изд. Гр. «Прогресс» -«Политика», 1992. - 608 с.

14. Арсланова, Е.А. Концепция устойчивой институциональной модели для России XXI века. Россия и мировое сообщество в поисках новых форм стабильности. Шестые Вавиловские чтения. / Е.А. Арсланова. -Йошкар-Ола, 2002 г. МГТУ, С.7-9.

15. Арсланова, Е.А. Культурные ценности в социально-институциональном статусе личности / Ценности и антиценности. Культура и «антикультура». Материалы докладов. / Е.А. Арсланова. -Н. Новгород, ННГАСУ, 2002 г. С.57-62.

16. Арсланова, Е.А. Эффективность педагогической деятельности -закономерная основа процесса институционализации. Ярмарка идей. / Е.А. Арсланова. Н. Новгород, ЧП Гладкова О.В., 2003. С.223-225.

17. Ахиезер, А.С. Как «открыть» закрытое общество / А.С. Ахиезер; Ин-т «Открытое о-во». М.: Изд-во Магистр, 1997. - 40 с. - (Прогр. «Высш. Образование»).

18. Ахиезер, А.С. Об особенностях современного философствования (взгляд из России) / А.С. Ахиезер // Вопросы философии. 1995.- № 12.-С.З-20.

19. Багровников, Н.А. Диалог традиций и новаторства в культуре Германии эпохи реформации (на материале Любекской Библии 1534 г.) / Н.А. Багровников. Автореф. дисс. на соиск. уч. степени доктора филос. наук.- Н. Новгород, 2001. 45с.

20. Баталов, Э.Я. Философия бунта /Э.Я. Баталов. М.: Политиздат, 1973.-222с.

21. Батищев, Г.С. Социальные связи человека в культуре / Г.С. Батищев // Культура, человек и картина мира: Сб. ст./ Отв. ред. А.И. Арнольдов, В.А Кругляков. М.: Наука, 1987. - 317с.

22. Барулин, B.C. Социально-философская антропология. / B.C. Барулин. -М., Онега, 1994,-256с.

23. Бауман, 3. Мыслить социологически; Учеб. пособие: Пер. с англ. / 3. Бауман. М: Аспект-Пресс, 1996. - 255с.

24. Бергер, П. Приглашение в социологию: Гуманист, перспектива: Пер. с англ. / П. Бергер. М.: Аспект-Пресс, 1996.-168с.

25. Бердяев, Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма./Н.А. Бердяев. Репринтное воспроизведение издания YMCA-PRESS , 1955 г. М.: Наука, 1990.-224с.

26. Бердяев, Н.А. Самопознание: Опыт философской автобиографии / Н.А. Бердяев; Сост. предисл., подгот. текстов А.В. Вадимова М.: Книга, 1991 .-145с.

27. Бердяев, Н.А. Творчество и объективация /Н.А.Бердяев / Сост. А.Г. Шиманского, Ю.О. Шиманской. Мн.: Экономпресс, 2000. - 304с.

28. Бердяев, Н.А. Философия неравенства. / Н.А. Бердяев. М., Има-Пресс, 1990, 286с.

29. Бессонов, Б.Н. Человек: Пути формирования новой личности. / Б.Н. Бессонов. М.: Мысль, 1988. - 301с.

30. Библер, B.C. Культура. Диалог культур / B.C. Библер // Вопросы философии. 1989. -№6.-С.31-42.

31. Бляхер, J1.E. Виртуальные состояния социума, или шансы и риски открытого общества в России/ J1.E. Бляхер. М.: ИЧП. Изд-во Магистр, 1997.-48с.

32. Бобнева, М.И. Социальные нормы и регуляция поведения / М.И. Бобнева. М.: Наука, 1978.-311с.

33. Богданов, В.А. Системологическое моделирование личности в социальной психологии. / В.А. Богданов. Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1987, 143с.

34. Большой толковый социологический словарь: Рус.-англ., англ.рус.: Пер.с англ / Дэвид Джери, Джулия Джери. М., 1999. Т. 1-2.

35. Бородкин, Ф.М. Внимание: конфликт!/ Ф.М. Бородкин, Н.М. Коряк.- 2-е изд., перераб. и доп. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-е, 1989. - 186с.

36. Братусь, Б.С. Психологические аспекты нравственного развития личности. /Б.С. Братусь. М., «Знание», 1977. 64с.

37. Булгаков, С.Н. Философия хозяйства. / С.Н. Булгаков. М.: Наука, 1990.-412 с. (Социологическое наследие).

38. Быстрицкий, Е.К. Феномен личности: Мировоззрение, культура, бытие / Е.К. Быстрицкий / АН УССР. Институт философии; отв. ред. В.П. Иванов. Киев: Наукова думка, 1991. - 200с.

39. Быченков, В.М. Институты: Сверхколлективные образования и безличные формы социальной субъектности. / В.М. Быченков. М.: Российская академия социальных наук, 1996. - 976с.

40. Васильева, Т.С. Социальная философия: Учеб. Пособие / Т.С. Васильева, В.В. Орлов. Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 1993.- (Ч. 1: История социологических учений. - 204 с.)

41. Вебер, М. Избранное. Образ общества: Перевод с немецкого. / М. Вебер. -М.: Юрист, 1994.-704с.

42. Вебер, М. Избранные произведения: Пер. с нем. / М. Вебер. М.: Прогресс, 1990.-804с.

43. Веблен, Т. Теория праздного класса / Т. Веблен. М.: Прогресс, 1984. -367с.45. «Вехи»: Сб. ст. о рус. интеллигенции / Н.А. Бердяева и др. -Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1991. 235с.

44. Витаньи, И. Общество, культура, социология: Пер. с венг. / И. Витаньи; Под ред. С.Н. Плотникова. М.: Прогресс, 1984. - 288с.

45. Возрождение России: проблема ценностей в диалоге культур. (Материалы второй Всероссийской научной конференции 1-3 февраля 1995 г.). Часть 1.- Н. Новгород: ИНГУ, 1995, 182с.

46. Волков, Ю.Г. Интегральная природа человека: Естественнонаучный и гуманитарный аспекты: Учеб. пособие/ Ю.Г. Волков, B.C. Поликарпов. Ростов н/Д.: Изд-во Ростов.ун-та,1994. - 283с., ил.

47. Выготский, J1.C. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. / J1.C. Выготский. М.: Педагогика-Пресс, 1999. - 536с. - (Психология: Классические труды)

48. Гайденко, П.П. История и рациональность (Социология Макса Вебера и веберовский ренессанс) / П.П. Гайденко, Ю.Н. Давыдов. -М.: Политиздат, 1991. 367с.

49. Гайденко, П.П. Проблема бюрократии у Макса Вебера / П.П. Гайденко, Ю.Н. Давыдов // Вопросы философии. 1991. - №3.- С. 174-182.

50. Гегель, Г.В.Ф. Лекции по философии истории / Г.В.Ф. Гегель / Пер. A.M. Водена. Санкт-Петербург.: Наука, 1993. - 479с.

51. Гегель, Г.В.Ф. Философия права: Пер. с нем. Г.Ф.В. Гегель; Авт. Вступ. ст. и примечания B.C. Нерсесянц. М.: Мысль, 1990. - 52с.

52. Георгиева, Т.С. Образование как сфера культуры: пути обновления. / Т.С. Георгиева. Информационно-технологическая революция и подготовка кадров в США. М.: Департамент культуры Международного центра систем обучения, 1992.- 68с.

53. Гозман, Л.Я Психология эмоциональных отношений / Л.Я. Гозман. -М.: Изд-во МГУ, 1987. 174с.

54. Голосенко, И А. История русской социологии Х1Х-ХХв.в.: Пособие / И.А. Голосенко, В.В. Козловский. М.: Омега, 1995. - 228с.

55. Гофман, А.Б. Семь лекций по истории социологии: Учеб. пособие. / А.Б. Гофман М.: Мартис, 1995. - 204с.

56. Гречко, П.К. К вопросу о предмете социальной философии / П.К. Гречко // Вестн. Моск. ун-та. Сер. философия. 1995,- № 1.- С168-212.

57. Грибакина, Э.Н. Социальная сфера общества, ее специфика. / Э.Н. Грибакина. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 1992.- 184с.

58. Григорьян, Б.Т. Человек. Его положение и призвание в современном мире / Б.Т. Григорьян. М. Мысль, 1986. - 226с.

59. Громов, М.Н. Вечные ценности русской культуры: к интерпретации отечественной философии / М.Н. Громов // Вопросы философии -1994.-№ 1.- С.54-60.

60. Грушин, Б.А. Массовое сознание: Опыт определения и проблемы исслед. / Б.А. Грушин. М.: Политиздат, 1987. - 367с.

61. Грэхэм, Л.Р. Естествознание, философия и науки о человеческом поведении в Советском Союзе: Пер с англ. / Л.Р. Грэхэм. М.: Политиздат, 1991. - 48с.: диагр., схем.

62. Гумилев, Л.Н. Ритмы Евразии: эпохи и цивилизации / Л.Н. Гумилев. / Предислов. С.Б. Лаврова. М.: Экопрос. 1993. - 576с.65