автореферат диссертации по социологии, специальность ВАК РФ 22.00.06
диссертация на тему:
Социальное одиночество как духовное состояние социальных субъектов

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Уледова, Ирина Александровна
  • Ученая cтепень: доктора социологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 22.00.06
Диссертация по социологии на тему 'Социальное одиночество как духовное состояние социальных субъектов'

Текст диссертации на тему "Социальное одиночество как духовное состояние социальных субъектов"

71-360001 (2341x3470x2 111!)

' / ' V/ V

¿у/ 3£ - 3

Академия налоговой полиции

на правах рукописи

У ЛЕДОВА Ирина Александровна

Социальное одиночество как духовное состояние социальных субъектов.

Специальность 22.00.06 - Социология духовной жизни

Диссертация на соискание ученой степени

доктора <рШологических наук -

. ; ТТрезидиум ВАК Рос

с и и

Щх

I

м

осква - 1999

НоУ

Начальник управления ВАК России

(решение отл, н 19//Г., № 1% У-присудил ученую степень ДОКТСЖ'7

71-360002 (2291x3437x2 Щ)

I

Содержание

Введение........................................................................4

Глава I.

Одиночество как явление.

1. Современное толкование одиночества..............................21

2. Подходы к определению одиночества...............................37

3. Одиночество и уединение..................................................52

Глава II.

Концепция социального одиночества.

1. Социолого-психологический (духовный ) подход

к исследованию социального одиночества............................61

2. Особенности социального одиночества.............................67

3. Причины социального одиночества...................................77

4. Социальная жизнь и одиночество......................................94

5. Осознание одиночества.....................................................108

71-360003 (2287x3435x2 tiff)

Глава III.

Социальное одиночество и общественная психика.

1. Общественная психика как фактор

жизнедеятельности социума.................................................120

2. Деформированная психика - источник

социального одиночества......................................................135

3. Иждивенчество - типичная форма

деформированной общественной психики...........................155

4. Рыночная экономика и изменение общественной психики, социального самочувствия людей.........................163

Глава IV.

Духовный кризис и его влияние на одиночество

1. Духовность..........................................................................178

2. Кризис духовности..............................................................196

3. Потребность возрождения духовности...............................213

4. Преодоление одиночества...................................................225

Заключение........................................................................239

Список цитируемой и используемой

литературы..........................................................................244

71-360004 (2281x3431x2 111!)

Введение

Актуальность темы.

Проблема одиночества в XX веке является одной из самых острых в социальной и духовной жизни. Она затрагивает самую суть человеческого бытия. В начале века люди воспринимали одиночество не адекватно его природе. Не уяснив сути феномена одиночества как состояния разрыва социальных и духовных контактов между людьми и связанных с ними острых переживаний, люди назвали одиночество «чумой XX века». Распространенная в то время идея об «одиноком человеке», об «одинокой толпе» была попыткой справиться с этой чумой и рационально описать данное

«

явление.

В современной России, как и в других странах, одиночество распространено довольно широко. Однако мы мало знаем о нем, о его природе, сущности, о путях преодоления, ибо предметом научного исследования оно стало совсем недавно. Одиночество испытывают люди, не только не имеющие семьи и близких. В реальной жизни состояние одиночества присуще достаточно большому количеству людей, живущих в семьях, то есть не одиноких, имеющих друзей, хорошее окружение на работе. Одиночество переживают люди, которые ощущают политическое и экономическое бессилие; которые чувствуют, что в расцвете лет удалены от принятия жизненно важных решений.

Страдающие одиночеством в определенной степени со временем утрачивают положительные человеческие качества, культурные, духовные ценности. Ситуативное одиночество у них может переходить в устойчивое, хроническое, а последнее открывает путь к психическим расстройствам, к деградации личности. Эта

71-360005 (2282x3432x2 Щ

опасность обусловливает крайнюю необходимость познания одиночества как феномена социальной и духовной жизни. А на основе познания - преодоления социального одиночества. Познание и преодоление социального и тем самым индивидуального одиночества направлены на сохранение и укрепление здоровья личности и общества, и уже только поэтому заслуживают внимания к себе как к проблеме. Люди могут нормально жить, работать, развиваться и совершенствоваться только в здоровом обществе. А пока наше общество нездорово. Его разрушают существующий социально-психологический климат, бездуховность и другие факторы, в том числе и одиночество.

Согласно статистическим данным, за время реформ 1985-1997* годов в России в 1,5 раза возросла смертность от причин, непосредственно связанных с социально-психологическим климатом социума, увеличилось число убийств, самоубийств, травм, отравлений, психосоматических заболеваний; по данным Министерства здравоохранения РФ в 1997 году в психиатрические медучреждения обратилось 6,8 млн. человек. За последние пять лет рост психических заболеваний и зависимостей составил 57 %, число самоубийств на почве неврозов и психозов возросло в 1,7 раза, наркомании и алкоголизма - в 5-6 раз1.

Неблагоприятный социально-экономический, политический, психологический, культурологический фон, сложившийся в настоящее время, оказывают комплексное влияние на психику общества, ее сознательный и бессознательный уровни, на духовность путем множества воздействий: экономического (спад производства,

1 Из доклада Министра здравоохранения РФ т. Дмитриевой на Международной конференции психиатров стран СНГ и Балтии (См.: Независимая газета, 18.02.98 г.)

71-360006 (2294x3440x2 Щ

изменения в структуре хозяйства, формах собственности, безработица), финансового (невыплаты, задержки зарплаты и пенсий), политического (борьба ветвей власти), информационного (воздействие СМИ, дающих пугающую и отвлекающую информацию), правового (невыполнения законов, несовершенство законодательства, высокий уровень преступности) и ряда других.

Подобное массированное комплексное воздействие травмирует психику общества, индивида, личности, продуцируя изменения взглядов, установок, целей и смыслов жизни, усугубляя тревогу, фрустрацию, агрессию, одиночество. Согласно данным института социологии парламентаризма, проводившего всероссийский опрос общественного мнения в феврале 1998 года/ 20% населения страны выдвинули на первый план одиночество как то, что наиболее страшит их в современных условиях. Уже один этот факт говорит о том, что мы имеем дело с очень серьезной проблемой, требующей своего осмысления и практического решения.

Социологи, политологи, социальные психологи и другие обществоведы отмечают, что у людей происходит размывание духовных потребностей и ценностей, смещение мотивации поведения в сторону биологического вектора, удовлетворения биологических, экономических потребностей.

Ведущим мотивом поведения и деятельности, особенно у поколения, формирование нравственного сознания которого пришлось на годы реформ, становится обогащение любой ценой, деньги становятся не только средством, но и целью всего существования. Вектор ценностных ориентаций смещается к ценностям эгоизма, расчетливости, конкуренции, индивидуализма,

71-360007 (2286x3434x2 Щ)

что непременно ведёт к нарушению баланса ценностных ориентадий, к разрушению социальных и духовных потребностей. В результате меняется психическое и духовное здоровье, что находит свое проявление во многих состояниях общества, индивида, личности.

Отставание в своем развитии социальной и духовной сфер общественной жизни; неудовлетворенность социальных потребностей - всё это ведет к нарушению баланса социальных отношений, а последние находят неадекватное отражение в психике, сознании людей. Недооценка роли науки, образования, культуры в прогрессивном развитии общества, вторжение насилия в духовную жизнь через СМИ, культурное и идейное преобладание установок* западной ориентации, в особенности монетаристских экономических программ, потворство низменным инстинктам способствуют росту духовного нигилизма, примитивизации духовных потребностей, размыванию нравственных жизненных приоритетов. Российское общество, ориентируясь на западные ценности индивидуализма, выступающие опорой одиночества, теряет собственную самобытность как носителя соборности, общинности, милосердия, сострадания, духовности, то есть тот склад жизни, который в России всегда противостоял одиночеству, сдерживая и преодолевая его.

Таким образом, существующие в нашем обществе потребности в развитии социальности и духовности, в укреплении здоровья людей обусловливают актуальность темы исследования.

Степень разработанности проблемы исследования.

Систематические представления об одиночестве стали складываться в 20-х годах XX века, хотя высказывания о нем

71-360008 (2281x3431x2 tiff)

встречаются и в античной философии и ранее. Раскрыть феномен одиночества попытались представители «философии жизни» -одного из направлений западной философии: Г. Риккерт, Г.Зиммель, В. Дильтей и др. Они истолковывали жизнь как непосредственное внутреннее переживание, раскрывающееся в сфере исторического опыта духовной культуры. В их концепциях одиночество рассматривалось как индивидуальная форма реализации жизни, но форма ущербная. Г.Зиммель понимал жизнь как процесс, постигаемый главным образом во внутреннем переживании, интуитивно. Это переживание жизни объективируется в многообразных формах культуры. Одиночество, по его мнению, как индивидуальная форма реализации жизни ущербно, поскольку от* него жизнь перестает быть творческим процессом, она начинает разрушаться.

В России в работах C.JI. Франка, E.H. Трубецкого, Н.А.Бердяева, И.А. Ильина, Н.О. Лосского и других мыслителей анализировались вопросы духовной жизни: - дух, душа, духовность, душевность и т.д., раскрывались причины духовного кризиса и пути его преодоления как явления мирового масштаба. Духовный кризис рассматривался как существенная причина одиночества.

В 70-80 годах тема одиночества стала предметом обсуждения большого количества работ философов, социологов, социальных психологов. Такие философы как Э. Фромм, А. Маслоу, Э. Гуссерль, К. Ясперс, К. Роджерс, Ж-П Сартр, М. Хайдеггер, М. Бубер и другие разрабатывали по преимуществу модели объяснения одиночества. С позиций экзистенциализма, феноменализма, когнитивизма и других подходов философы размышляли об истоках, причинах одиночества, об одиночестве как целостном образовании и т.д.

71-360009 (2289x3436x2 Щ)

Социологи ( Д. Рисмен, К.К. Баумен, Ф. Слейтер, У. Уорд, О.Тоффлер и другие ) интересовались прежде всего проблемами измерения одиночества, методиками проведения исследований и проводили многочисленные конкретные социологические исследования одиночества среди пожилых людей, студентов, женщин и других групп населения. Особенно популярной была концепция маргинальности, наряду с ней учёные пытались подойти к проблеме одиночества, как к утрате индивидом социальной связи.

Психологов ( Р. Вейс, С. Гроф, К. Хорни, В. Франкл, М. Мид, Д. Мейерс и другие ) интересовали вопросы одиночества как внутреннего специфического переживания, чувства какой-то утраченности внутренним миром личности, вопросы длительности* протекания одиночества, формы проявлений, преодоления одиночества.

При исследовании одиночества философы, социологи, социальные психологи и другие обществоведы выделяют по меньшей мере три толкования: одиночество - это область эмоционального переживания; одиночество - это область сознания (самосознания); одиночество - это сложное состояние, овладевающее личностью целиком - чувствами, мыслями, поступками. В литературе встречается большое количество определений, раскрывающих сущность одиночества как переживания, сознания, целостного состояния. К примеру, одиночество - это переживание, вызывающее комплексное и острое чувство, которое выражает определенную форму самосознания и показывающее раскол основной реальной сети отношений и связей внутреннего мира личности. Другое толкование: одиночество отражает тяжелый разлад личности, господство дисгармонии, страдания, кризис "Я".

71-360010 (2281x3431x2 Щ)

Из приведенных суждений следует, что одиночество связывается главным образом с личностью, переживающей внутренний разлад, кризис "Я" и его характеристики еще нельзя принять за определение исследуемого феномена.

Вопрос об определении одиночества обсуждается в течение почти целого столетия, но так и не нашел своего решения. Это связано прежде всего с тем, что существуют две точки зрения относительно направленности одиночества: одни признают негативную направленность, а другие напротив - позитивную. Позитивная служит совершенствованию личности, проявлению ее самосознания1, а негативная - разрушению личности. Объединить одним понятием феномен, имеющий две противоположных* направленности, трудно. Поэтому в науке до сих пор нет общепринятого определения одиночества. Подавляющее большинство исследователей придерживается негативной направленности, но проблема тем не менее остаётся нерешенной.

К настоящему времени достаточно обстоятельно разработана проблема причин данного феномена. Серьезный вклад в выяснение причин одиночества внесли А. Маслоу и Э. Фромм. Они, независимо друг от друга, обосновали идею о том, что неудовлетворенность высших потребностей (потребность в уважении, в признании и высокой оценке, в самовыражении и самореализации) является причиной одиночества. Другие исследователи усматривают причину одиночества в ускорении темпов жизни, в наличии условий, когда человек остается один в толпе ( Д. Рисмен, О. Тоффлер); в утрате ценностей и смысла жизни

1 См. Бердяев Н.А. Самопознание. М., 1990, с. 50; Ницше Ф. По 1у сторону добра и зла // Соч. в 2 тт., М.; 1990.

71-360011 (2284x3433x2 Щ)

( В. Франкл ). Многие исследователи основную причину одиночества усматривают в отчуждении человека и его деятельности. Деятельность, результаты которой отчуждены от человека, теряет свой позитивный смысл. Теряя смысл своей деятельности, человек и сам себя чувствует потерянным, одиноким. Нередко причиной одиночества называется изменение общения в современном мире. Оно все больше становится деловым, утилитарно-функциональным и лишается теплоты, искренности, солидарности между людьми. Душевность, эмоциональность человеческого общения приносятся в жертву формальным связям.

Называется много и других причин, что вполне объяснимо. Изменения социальной, экономической, политической, духовной* жизни социума вносят коррективы в жизнь каждого человека, общности людей. Меняется уровень жизни, возраст человека, характер деятельности, социальное окружение, культурная среда. Происходят и другие изменения, и все они не могут не способствовать формированию одиночества.

Следом за причинами усиленно разрабатывается и вопрос о видах одиночества. Выделяются в основном четыре вида одиночества: нравственное, культурное, духовное и социальное. Идея о том, что нарушение норм нравственности может быть причиной одиночества идет от Канта, поддерживается Ницше и развернута Фроммом. Последний придавал серьезное значение этой причине и порожденное ею одиночество обозначил термином «моральное одиночество». Идея о моральном одиночестве жива и сейчас. Так, философ А.Ф.Зотов пишет: «Забвение вечных

71-360012 (2277x3428x2 Щ

нравственных норм, истин обусловило обнищание духа, озлобленность, одиночество»1.

Культурным одиночеством называют такое состояние, когда люди ощущают, что их связь с собственным культурным наследием порвана или что общепринятая культура неприемлема для их внутреннего мира.

Идея социального одиночества была выдвинута американским исследователем Р. Вейсом. Он подразделил одиночество на два типа: эмоциональное и социальное. Первое, на его взгляд, вызвано отсутствием привязанности к конкретному человеку, а второе -отсутствием достаточного круга социального общения. Эмоциональное одиночество носит межличностный характер, а* социальное связано с социальными группами и проявляется в результате недостаточности социального взаимодействия индивида, не соответствующего основным социальным запросам личности. В социальном одиночестве различают субъективные чувства одиночества и объективную социальную изоляцию субъектов.

Проблему одиночества и аномии (то есть одиночества, но уже перешедшего в заболевание с симптомами моральной опустошенности, обессмысливания и обесценивания жизни) рассматривал Э. Дюркгейм. Он полагал, что одиночество, аномия развиваются тогда, когда быстрые социальные и экономические изменения нарушают установленный порядок в обществе. Из-за этого ожиданиям человека не суждено осуществиться. Не найдя жизненных, ориентиров, люди устают от существования; их усилия становятся болезненными, жизнь теряет ценность, и следствием этого может быть аномичное саморазрушение.

1 Зотов А.Ф. Мировоззрение на рубеже тысячелетий//Вопросы философии, 1998, №9, с. 11.

71-360013 (2277x3428x2 Щ

Интересные мысли о социальном одиночестве развивал Д.Рисмен Он проанализиров�