автореферат диссертации по социологии, специальность ВАК РФ 22.00.06
диссертация на тему:
Социальное содержание политико-идеологических процессов в регионе

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Рогачев, Юрий Павлович
  • Ученая cтепень: кандидата социологических наук
  • Место защиты диссертации: Б. м.
  • Код cпециальности ВАК: 22.00.06
450 руб.
Диссертация по социологии на тему 'Социальное содержание политико-идеологических процессов в регионе'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Социальное содержание политико-идеологических процессов в регионе"

-кЛ

На правах рукописи

РОГАЧЕВ Юрий Павлович

СОЦИАЛЬНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПОЛИТИКО-ИДЕОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

В РЕГИОНЕ

Специальность 22.00.06 — социология духовной жизни

Автореферат

диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук

Саратов —1998

Диссертация выполнена в Саратовском государственном техническом

университете

Научный руководитель - доктор социологических наук,

профессор С.И.Барзнлов

Официальные оппоненты - доктор философских наук,

профессор Г.В.Дыльнов

кандидат социологических наук, доцент 1-Ш.Ловцова

Ведущая организация - Саратовский юридический

институт МВД РФ

Защита состоится " Я " 1999 г. в /£ О О часов

на заседании диссертационного совета Д 063.58.04 по присуждению ученой степени доктора социологических наук в Саратовском государственном техническом университете по адресу: 410054, Саратов, ул.Полнтехническая, 77, Саратовский государственный технический университет, корп.1, ауд.261а.

С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале научно-технической библиотеки Саратовского государственного технического университета.

Автореферат разослан " £ У " 1993 г

Ученый секретарь

диссертационного совета //жхУ В.В.Лысгасов

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Актуальность исследовании

Происходящая и с.оиромсппом росси иском реформируемом общестпе социальная трансформации ныльмшег у населения неоднозначную реакцию. Отношение различных категорий населения к происходящим изменениям постепенно приобретает концептуальную основу, способствует политико-идеологической его дифференциации. Следовательно, с целью консолидации различных политических сил и общественных движений на первый план выдвигается задача сближения пока расходящихся мировоззренческих позиций различных общественных групп и партий по вопросам выхода из кризиса, достижения национального согласия. Необходим поиск определенной средней составляющей в идеологическом размежевании российского социума, а также точек соприкосновения в политическом диалоге между различными общественными группами, регионами, федеральным центром и провинцией. В данном случае идеологический процесс как общественное явление и идеология как система теоретико-мировоззренческих координат подчинены определенным глобальным и перспективным целям институциональной трансформации общества, выступает преимущественно в роли факторов его экономического и социально-политического реформирования и переустройства на принципах рыночного хозяйства, гражданского общества и правового государства.

Идейно-мировоззренческие, нравственно-ценностные ориентации всегда играют существенную роль в любых социальных системах, а особенно - системах переходного, кризисного типа, к которым относится и современное российское общество. Кризис в экономике и политике во многом компенсируется и нейтрализуется совпадением в обществе ценностных и мировоззренческих установок его членов.

Проблема политической идеологии, социальных ориентации актуальна и сама по себе. Она самоценна и самодостаточна для социологического анализа. Особенно это относится к современному российскому обществу, поскольку идейно-нравственный кризис является наиболее глубоким по своему характеру и наиболее широким по своему социальному масштабу и общественным последствиям. Как обнаружилось за последние годы, так называемая «идеология реформ» так и не обрела свои концептуальные и содержательные основания, не получила в современных своих качествах массовой поддержки в обществе. Она

явилась по сути дела искусственной, умозрительно выведенной идейной конструкцией антикоммунистической направленности, связанной преимущественно с обоснованием необходимости разрушения коммунистической тоталитарной общественной системы. Получилось на практике, что вместе с разрушением элементов данной системы были существенно подорваны и ослаблены основные социальные институты: государство, армия, семья, экономическая система. Формирование новых ценностей, мировоззрения, социальных ориентаций на принципах антикоммунизма не состоялось, да и не могло состояться по причине деструктивного, конфронтационного характера . этой политико-идеологической тенденции. Не восприняты и не востребованы обществом либеральные и консервативные идеи, апробированные в западных демократиях и базирующиеся на принципах правового государства, гражданского общества, на протестантской этике, на католической культуре и обрядности, на ментальное™ обеспеченного и преуспевающего общества, на культе индивидуального успеха.

Актуализация социальных оснований идеологического процесса во многом обусловлена формированием региональных политических элит, политические интересы которых обретают форму своего рода местных идеологий. Происходит концептуализация этих интересов под видом региональных идеологий. Свои политические установки и претензии провинциальная элита культивирует среди населения как миниидеологии. Федерализация России и суверенизация регионов сопровождается во многом их идеологической и политико-мировоззренческой дифференциацией. В этом смысле современное социологичесхое знание не содержит адекватных теоретических и экспертных оценок относительно природы и содержания .региональной политико-идеологической дифференциации.

Стшеть. разработашишоетш гаробл®мм

Проблема региональной идеологии связана не только с осмыслением процессов суверенизации областей и автономий, но и ряда негативных тенденций, а именно нарастания политического сепаратизма, национально-религиозного радикализма, идеологизации протестного движения на местах. Таким образом, содержание и характер региональных идеологий является своего рода барометром духовной жизни современной российской провинции, которая в условиях массового обнищания населения и социального недовольства насквозь политизирована. Поэтому,

особое значение для исследования по региональной идеологии имеют ' публикации, посвященные вопросам духовной жизни общества и роли политико-идеологических процессов и тенденций в ее содержании1. Значимость данной группы социологической и политологической литературы в основном определяется тем, что она позволяет более или менее объективно оценить роль и функции идеологии в социальной трансформации общества, преодолеть то субъективное негативное отношение к идеологии как к общественному явлению, которое сложилось в период коммунистического порядка, как в науке, так и среди населения. Эти негативные тенденции особо подпитывались и стимулировались со стороны власти после крушения данного порядка, когда преодоление коммунистических мировоззренческих стереотипов осуществлялось преимущественно путем стимулирования откровенно антикоммунистических настроений. Одним словом, идеология как общественная проблема и исследовательская задача нуждается в определенной реабилитации и в восстановлении в своих нравах при исключении тех крайностей, которые наблюдались в России в советский и постсоветский периоды.

В связи с этим особую значимость приобрела проблема разделения собственно идеологии и социальной мифологии как самостоятельных явлений и исследовательских вопросов, '.поэтому; существенное значение имеет социологическая и политологическая литература по социальной мифологии2.

См.: Манхейм К. Диагноз нашего времени. М., 1994; Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. СПб., 1990; МоскопкчиС. Век толпы.М., 1998; Эннкер Б. Советский культ вождей: между мифом, харизмой и общественным мнением // Вестник МГУ. Сер. 12. 1994. №5; Игнатов А. Метафизические корни коммунизма // Вопросы философии. 1994. №12; Иванов A.B. Метаморфозы тоталитарного рассудка // Вестник МГУ. Сер. 7. 1991. №3; Любивый Я.В. Современное массовое сознание: Динамика и тенденция развития. Киев, 1993.

2 См.: Аксючиц В. Идеократия в "ъжглы<И.Д395;Бердяев H.A. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990; Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М., 1993; Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991; Ортега-и-Гассет X. Восстание масс // Вопросы философии. 1989. №3; Булгаков С.Н. Свет невечерний. М., 1994; Ильин И.А. Наши задачи. М., 1992; Водолагин A.B. Онтология политической воли. Тверь, 1992; Мизес Людвиг. • • ■ Бюрократия. Запланированный хаос. Антикапиталистичесхая менталькостк М., 1993; Кортунов В.В. Философия денег. М., 1997.

Реабилитация идеологии связана в первую очередь с разведением проблематики социальной мифологии и идеологии. Социальную мифологию можно рассматривать как извращенное представление о характере происходящей социальной эволюции, а идеологию - как концептуально ' сформировавшиеся позиции' относительно данной эволюции с точки зрения той или иной общественной группы.

Разделение идеологии и. социальной мифологии имеет особую значимость для регионального политического уровня. Региональные идеологии в современных условиях во многом формируются за счет противопоставления местных интересов интересам федерального центра, поэтому данные идеологии имеют во многом конфронтационный и эклектический характер й замешаны на принципах антикоммунистической политико-идеологической компании. Местные идеологии в существенной степени тяготеют к социальному мифотворчеству, связаны с культивированием и распространением новой мифологии - и мировоззренческих 'стереотипов относительно перспектив выживания провинциального социума'.

Проблематика идеологии имеет свой социальный, политико-технологический и концептуально-мировоззренческий уровни, что нашло свое отражение и в классификации использованной нами научной социологической и политологической литературы. Социальный уровень связан с осознанием и теоретическим оформлением той или иной социальной группой своих экономических и политических интересов, с пониманием ею своей социальной идентичности.

Политико-технологический уровень касается деятельности политических партий и общественных движений, выступающих в настоящее время со своими политическими программами и платформами, со своим видением перспектив трансформации современного российского общества. В программах и платформах политических движений и партий наблюдается сочетание одних и тех же политических символов и социальных задач: формирование рыночной экономики, гражданского общества, правового государства и т.п. Здесь нет существенного прорь?ва, как в теории, так и в методологии, причем данный уровень в основном сориентирован на политическую конъюнктуру, связанную с обслуживанием избирательных компаний, и между ним и социальной

'См.: Барзилов С.И. Концептуализация региональной идеологии власти; Баженов В.А. О феномене этнонационализма // Наука, культура, высшее образование на пороге XXI века. Bbin.IV. Ульяновск, 1998.

проблематикой функционирования идеологии наблюдается существенная дистанция1.

Концептуальный уровень современного идеологического процесса связан, во-первых, с попытками преодоления социально-группового подхода в его содержании, а во-вторых, с партийной тенденциозностью и предвзятостью. В данном случае идеология рассматривается не как средство политико-социальной дифференциации и установления групповой идентичности, а как условие национальной, межобщнсстной интеграции, социальной консолидации. Однако делается это преимущественно в рамках уже сложившейся политико-идеологической парадигмы, идейного размежевания общества2.

Особое место в научной литературе занимают публикации по региональным проблемам функционирования политики, составной частью которой является идеологический - процесс. Региональная идеология воспроизводит в своих построениях, с одной стороны, местный уровень функционирования политических отношений, отношения региональной власти и местного самоуправления; с другой стороны, господствующие тенденции общегосударственной идеи и интересы федеральной и местной правящей элиты. Она выступает в данном случае опосредованием между политической системой, государственными и общественными институтами и социальными интересами элитных группировок и политических ассоциаций. Идеология, являющаяся в первую очередь средством идейно-мировоззренческой идентификации местной административной

1 См.: Программа Всероссийского общественного движения «Наш дом -Россия». М., 1995; Предвыборная платформа Всероссийского общественно-политического движения «Наш дом - Россия». М., 1995; Программа Коммунистической партии Российской Федерации. М., 1995; Конгресс русских общин. Никто, кроме Нас с вами. М., 1995; Учредительный съезд Народного движения «К Богодержавию»// Знание. Власть. 1998. №38; Алексеев П.В., Барулин B.C. Актуальные проблемы маркошггско-ленинской. философии*. М., 15)89.

2См.: Солженицын А.И. Как нам обустроить Россию. Посильные соображения. М., 1991; Волков Ю.Г. Идеология. СПб - Ростов на Дону, 1996; Государственная идеология и общественная идея. Клуб «Реалисты» Информационно-аналитический бюллетень. №32. М., 1997; Социализм и демократия для XXI века. Материалы • международной конференции и «Круглого стола» М., 1997; Федеральный центр и субъекты Российской Федерации. М., 1997; Курашвилли Б.П. Новый социализм: к возрождению после катастрофы. М., 1997; Чубайс И. От Русской идеи к идее Новой России. М., 1997.

элиты, органически вписана в политику и осмысление закономерностей ее формирования и функционирования наиболее плодотворно в контексте политических изменений в регионах1.

Щель ш задачи мсслквдошшши

Исходя из актуальности проблемы, ее научной и практической значимости, недостаточной изученности в социологической литературе, формулируете^ цель диссертационного исследования, которая состоит в анализе социальных условий идеологического процесса на региональном уровне ц влияния . идейно-мировоззренческих факторов. на социальную идентификацию.провинциальной элиты3 'на особенности взаимодействия местной власти и населения.

В соответствии с данной целью выдвигаются следующие задачи, необходимые для ее достижения:

- проанализировать социальный характер и масштабы влияния экономической дифференциации провинциального социума на его мировоззренческие установки;

- исследовать роль идеологического фактора в организации общественно-политической жизни в российской провинции и функций идеологии в процессе социальной интеграции и дифференциации регионального сообщества;

рассмотреть особенности взаимодействия местных административных и интеллектуальных элит в организации идеологического процесса;

- дать характеристику региональным особенностям «идеологии власти» .и «идеологии протеста», определить их социальную базу и содержание;

- обосновать характер региональных идеологий как явлений политического сепаратизма и авторитаризма.

1 См.: Российские регионы после выборов - 96. М., 1997; Эволюция взаимоотношений центра и регионов России: от конфликтов к поиску согласия. М., 1997; Имперский строй России в региональном измерении: Сб. научных статей. М., 1997; Стабилизация регионального развития. Общий подход и опыт конкретных регионов. М., 1997; Дулыцикоа Ю.С. Региональная политика и управление. М., 1998; Менталитет и политическое развитие России: Тезисы докладов научной конференции. Москва, 29-31 октября 1996 г. М., 1996; Sty Row P. Elite Transformation in the Saratov Region. November 1995/Berlin, 1995.

Теоретические и методологические основы исследовали

Теоретико-методологической базой работы явились исследования отечественных и зарубежных социологов, философов, политологов, социальных психологов по проблемам духовной жизни общества, идеологии как условия социального структурирования общества, мировоззренческой и культурно-нравственной его идентификации. В работе использованы идеи о взаимосвязи материального положения населения и его мировоззренческих ориентаций (ПСорокин), о роли идеологии в социальном и историческом процессе (К.Манхейм), о значении информации в социальном самоуправлении человека (К.Черри) и др. В диссертации применен ряд методологических приемов и подходов, в частности, сравнительно-исторический, диалектический, системно-структурный методы.

Объект шсЕлгеддавашниш - современный идеологический процесс и особенности политико-мировоззренческих ориентаций общества на его провинциальном уровне.

В качестве шр<здм®тж исследования выступают социальные основания и обусловленные ими закономерности данного процесса.

В соответствии с поставленными целью, задачами работы, выбором ее объекта и предмета определяется ее тоютзшга:

- сделана попытка определить наиболее значимые социальные фахторы идеологического процесса на его региональном уровне, подразделив данные факторы на прямые и косвенные;

поставлена и проанализирована проблема идейно-мировоззренческих условий политической дифференциации и интеграции провинциального социума;

- предпринят анализ особенностей взаимодействия региональной административной и интеллектуальных элит в их влиянии на общественное мнение, на формирование установок населения в отношении местной и федеральной власти;

рассмотрена роль идеологических факторов социальной идентификации административной и интеллектуальной элиты и формирования ценностных и мировоззренческих установок провинциального социума по отношению к современной российской власти;

- дана характеристика концептуальных оснований «идеологии власти» и «идеологии социального протеста» в их правом и леворадикальном содержании.

Научшше теложшм, вышюотмы® ша защиту

1. Становление в современной России региональных политических минисообществ или провинциальных социумов сопровождается интенсификацией идеологического процесса и в первую очередь усилиями местной административной элиты. На смену идеологиям политических партий приходит идеология, связанная с концептуализацией интересов данной группы. Обнаруживает себя такая закономерность, что чем более авторитарным является местный политический режим, тем больше внимания уделяется идеологическим вопросам, тем большую роль они играют в социальной консолидации местного населения.

2. Идеологический процесс прошел два основных этапа. Первый этап связан с утверждением у власти господствующей политической группировки, основной установкой которой данная группировка утверждала борьбу с массовой бедностью. Второй этап характеризуется внедрением в общественное сознание другой установки - опоры на собственные силы в выживании регионов. Если на первом этапе основной упор делается на солидарность и поддержку федерального центра, то в настоящее время - на справедливое распределение налогового бремени между федеральным центром и регионами.

3. Региональная идеология не представляет в своих современных качествах целостного явления. Она включает несколько уровней или пластов политико-мировоззренческих построений: а) методологический (или университетский), разъяснительно-апологетический (или административный), политико-технократический (связанный с адаптацией федеральных партийных идеологем к местным условиям). Между этими пластами обнаруживается существенный разрыв.

4. Субъектом идеологического процесса на уровне региона является в основном административная элита, объектом - местное население, механизмом внедрения идеологических установок - средства массовой информации. В жестко структурированных, негибхих региональных политических системах с авторитарными тенденциями идеологический процесс сопровождается массовым распространением слухов, сочетанием белой и серой пропаганды.

5. Региональная идеология в основных составляющих частях сложилась, поскольку произошла концептуализация интересов местной административной элиты. Основная задача заключается в ее массовом внедрении в общественное сознание, чему препятствует дальнейшее ухудшение материального положения населения, превращение институтов демократии в инструмент выражения воли правящей политической группировки.

6. Идеологический процесс в регионах не имеет четких научно-мировоззренческих контуров, эклектичен по своему идейно-ценностному содержанию и во многом связан с установлением монополии правящей группировки над средствами массовой информации.

Научм-гарякгатешш зшгачшмасть работы заключается в том, что она вносит определенный вклад в научное осмысление закономерностей социально-политической трансформации современного провинциального социума, основных тенденций идеологического процесса, как на федеральном, так и региональном уровнях. Результаты исследования могут быть использованы в преподавании социологии, политологии в высших учебных заведениях, в работе информационных и аналитических служб федеральной и региональной власти.

Диссертация обсуждалась на кафедре социологии Саратовского государственного технического университета. Результаты работы докладывались на научной конференции гуманитариев г.Саратова «История .Общество. Личность» (Саратов, 26-27 марта 1998 г.), на заседании Межрегионального семинара «! Исрснкктивы становления и развития поволжского регионализма» (Ульяновск, 29-30 января 1998 г.), на расширенном заседании совета Общественной палаты при Губернаторе Саратовской области «Идеология власти» (Саратов, 23 мая 1997 г.).

Работа состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения и библиографии.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Но штаснии обог.ншиша: актуальность темы диссертационного исследования, осуществлен анализ уровня теоретической разработанности

проблемы, сформулированы цель и задачи работы, определены объект и предмет исследования, обозначены методологические подходы к проблеме, научная и практическая значимость исследования.

Первая глава «Социальное основание региональной политико-идеологической структуры» посвящена анализу роли социально-экономической дифференциации населения регионов в его политико-идеологическом размежевании. Основной акцент сделан на исследовании характера влияния жизненного уровня на мировоззренческие приоритеты и политические ориентиры провинциального социума.

В параграфе первом «Влияние социального статуса населения на его политико-мировоззренческие ориентации» подчеркивается, что йдеологический процесс ка местах задается не только уровнем жизни провинциального населения, ко и характером его отношений с местной административной элитой, а элиты, в свою очередь, с федеральными органами власти. Идеология на местах во многом определяется маневрированием региональных лидеров с расчетом ка приход нового федерального президента. Таким президентом может стать .политик авторитарного типа. При формировании идеологии.элитам» преследуются хак тактические, так и стратегические цели. Региональные идеологии представляют собой, по мнению диссертанта, единство и сочетание трех основных обстоятельств: а) политических ориентаций и социальных приоритетов населения, сформировавшихся на основе в целом невысокого жизненного уровня; б) концептуализации групповых интересов местной административной элиты; в) разрушения и краха прежних политико-мировоззренческих стереотипов, характерных для политических партий.

Па емсиу партийным идеологиям, трепанируемым ранее сисрху, пришли, с одной сгоршим, идеология магамюй бедшигш и социального

протеста населения; с другой стороны, идеология групповых интересов и социального эгоизма региональной административной элиты. В региональных идеологиях, по мнению автора, сочетаются идеи социального протеста населения и политического сепаратизма, социального эгоизма местных элит. Если ранее региональная идеология питалась социальным иждивенчеством населения и элиты, их зависимостью от бюджетного финансирования из федерального центра, то в настоящее время акцент сделан на разрыв экономических и политических отношений с центром, на «окукливание» регионов.

В диссертации рассматриваются три основных возможных варианта влияния социальной дифференциации населения на идеологический

процесс. Во-первых, региональная идеология в своих . основных социальных проявлениях и качествах компенсирует в определенной степени существующую социальную дифференциацию, способствует снижению социальной напряженности, консолидирует общество, поскольку связана с обоснованием и внедрением в общественное сознание общезначимых ценностей и социальных ориентиров. Во-вторых, эта идеология лишь воспроизводит в идеальных образах и мировоззренческих построениях социальное разделение общества, культивируя в политических построениях недовольство местного населения сложившимся положением в социально-экономических отношениях. Идеология в данном случае есть лишь зеркальное отражение экономической ситуации и роль ее пассивна, т.е. она не является заметным побудительным мотивом в политических действиях. Идеологический процесс не является самодостаточным и самостоятельным, несвязанным с социальной дифференциацией. В-третьих, идеологическая жизнь провинциального социума совершается в существенном отрыве от экономических изменений. Социально-экономическая дифференциация населения и провинциальная идеология мало связаны между собой. Дифференциация развивается под воздействием одних факторов, а - идеология - совершенно других, которые между собой практически мало связаны. Отсюда вытекают сложности с обоснованием объединяющей все социальные слои политической идеи. В глазах общественного мнения такая идея представляется довольно абстрактной и малозначимой. Идеология связана в основном с социальным мифотворчеством, а социальная дифференциация — с проблемами экономического самосохранения и выживания населения, тем самым они разделены между собой существенной дистанцией и находятся в совершенно различных плоскостях общественных отношений.

Каждая из этих гипотез имеет право на существование, поскольку каждая из них в отдельности отражает различные состояния различных слоев провинциального социума. Для одних слоев идеологические стереотипы провинциального уровня отражают их реальное материальное положение, для других идеологический процесс не имеет особой социальной значимости и ценности, для третьих идейно-политическая солидарность компенсирует издержки и характер социальной дифференциации. Тем не менее, несмотря на такой разброс общественного мнения, видимо, существуют общие правила и принципы отношений

между социально дифференцированным провинциальным социумом и региональным идеологическим процессом. Следовательно,

актуализируется проблема взаимосвязи уровня жизни и политических настроений общества, что непосредственно связано с теорией и методологией вопроса о региональной идеологии.

Во втором параграфе «Идеологический фактор социально-политической активности- провинции» идеологическая дифференциация характеризуется в качестве условия политического структурирования провинциального социума. По мнению диссертанта,в настоящее время в российской провинции на повестку дня встал вопрос перехода от идеологии социальных • иллюзий, от социального мифотворчества к идеологии социального протеста и действия. В содержании этого перехода диссертант выделяет пять направлений.

1. Концептуализация интересов социальных низов в форме региональной пока идеологии, поскольку оформление такой идеологии на федеральном уровне - дело далекого - будущего. Протестная идеология, видимо, будет продолжительное время явлением преимущественно провинциальной политической жизни. Она будет дифференцирована в основном не по территориальному признаку, а по содержанию, поскольку характер социальных интересов низов везде практически один и тот же.

2. Дифференциация региональной протестной идеологии от партийных идеологий и от идеологии государственной номенклатуры. Это не означает полного игнорирования и преодоления данных идеологий, поскольку велика сила мировоззренческой инерции и социальных иллюзий. Тем более велика вероятность замены одних социальных мифов другими социальными мифами. В протестную идеологию региональных низов что-то перейдет от партийной и номенклатурной идеологии.

3. Радикализация региональной протестной идеологии, поскольку запас социальной прочности провинциального общества . практически исчерпан. Причем радикализация также обусловлена . необходимостью обозначать четкие и ясные социальные приоритеты и ориентиры, дать ответ относительно эффективных и оптимальных способов их достижения.

4. Социал-демократизация региональной протестной идеологии на основе профессиональной солидарности социальных низов и самоорганизации провинциального социума в основном через профсоюзы.

5. Превращение идеологии в средство политической агитации и социального протеста. Не исключено, что идеологический процесс в

последующее время пойдет по сценарию и по политическому опыту большевизма.

Формирование региональной идеологии социальных низов связано с переходом от ценностей социальной цели к ценностям реального существования, со своего рода «нигилизацией» общественного сознания. Как отмечал М.Хайдегер, «нигилизм есть приходящая к господству истина о том, что прежние цели сущего пошатнулись. Но с изменением прежнего отношения к ведущим ценностям нигилизм достигает также полноты, становится свободной, но чистой задачей установления новых ценностей». При переходе от коммунистической идеологии «промышленной модернизации» в постсоветское время к идеологии «демократической трансформации» был также осуществлен переход от ценностей цели к ценностям бытия и реального существования.

Идеологический фактор социально-политической активности современной российской провинции проявляется не столько з своем партийно-мировоззренческом содержании, сколько з качестве идейного (идеального) воплощения социальных интересов «верхов» и «низов» провинциального социума. Причем эти интересы не выходят на уровень глобальных экономических и политических процессов, а отжишы в основном с реализацией наиболее элементарных потребностей. Для элиты - это присвоение власти и собственности, для социальных низов - это сохранение того минимума общественных и материальных благ, которыми они облад!иш' к кгмптопцяму «ремонт.; . Идеология элиты более индивидуализирована, концептуализирована и консенсусна, низов - более массова, стихийна и конфронтационна. Для верхов идеология действует через систему тотального внушения, низов - массового заражения.

Во второй главе «Концептуальные и политико-идеологичесхие аспекты процесса регионализации» характеризуется содержательная, теоретико-мировоззренчесхая сторона региональных идеологий. Эта сторона в основном касается взаимосвязей и проблем отношений интеллектуальной и административной элит. В первом параграфе «Роль провинциальной интеллигенции в идеологическом процессе» рассматриваются интеллектуально-мировоззренческие аспекты

провинциальной идеологии, непосредственно связанные с профессиональной деятельностью местной интеллигенции. По мнению автора, в региональной идеологии в современных условиях в той или иной степени взаимодействуют между собой три ее уровня или аспекта: концептуально-теоретический, мировоззренческий и, если так можно

сказать, политико-апологетический. Эти аспекты, хотя и взаимосвязаны между собой, тем не менее, весьма различны как по своему содержанию, так и по функциям в идеологической системе.

Независимо друг от друга вопросы региональной политической доктрины на местах сейчас разрабатываются, по крайней мере, тремя исследовательскими структурами, взаимодействие между которыми пока еще не налажено и перспективы которого не просматриваются. Концептуально-теоретический аспект осваивается в основном гуманитариями вузов в силу вполне понятных причин. За пределы конструирования и обоснования логических схем функционирования региона, политической элиты, местного самоуправления и власти данные попытки пока не вышли. Существует другая крайность-уложить вновь возникшую проблематику в "русло традиционных представлений о провинции, то есть описать ее отставание от столичного социума по уровню жизни, политическому радикализму, общественной активности. Известный принцип «догонялок». Основной якобы социальный вектор провинции - все сделать как в столице. В рамках концептуально-теоретического подхода особое внимание уделяется проблеме социального, экономического, политического, информационного и т.д. пространства, то есть формируется логическим путем и описывается посредством эмпирического материала система социологических координат данного пространства. Пока же выхода исследований ученых по региональной идеологии на выводы, связанные с другими направлениями ее формирования,нет.

Второй параграф « «Идеология власти» и особенности политической ментальности провинциальной административной элиты» посвящен анализу роли управленческой элиты в региональном идеологическом процессе. Полученные выводы автор формулирует в нескольких положениях.

1. Региональная идеология, связанная с обслуживанием интересов административных элит, непосредственно не связана, да и не претендует на связь с глобальными тенденциями и особенностями русского национального самосознания. На этот уровень групповые интересы региональных элит не поднимаются. В структуре данных интересов явно превалируют клановые внутригрупповые установки, а не общегосударственные или общенациональные. Эгоизм управленческих элит стал уже общепринятым сюжетом в социологических и политологических исследованиях по проблемам элит.

2. Региональная элита, неоднородная по своему культурно-этническому составу, но заинтересованная в своей групповой консолидации, не может в широких масштабах эксплуатировать идеи о культурной и исторической самобытности того или иного этноса, тем более брать их за основу своих идеологических построений. В озлобленном и сориентированном на примитивное восприятие действительности общественном сознании постулирование любой самобытности может вызывать самую непредсказуемую реакцию. Элита же в своей идеологии санкционирует и предполагает только прогнозируемые и управляемые действия.

3. Подавляющее большинство регионов - субъектов Федерации являются по своему социально-этническому составу русскими или, как сейчас говорят, русскоязычными. Таким образом, «русская идея» к здесь не имеет существенной содержательной смысловой нагрузки. Кет необходимости русскому человеку в провинции объяснять необходимость жить достойно, в соответствии с духовными ценностями русского общества, там более, что для достойной жизни нет экономических и материальных условий. «Русская идея» в этом случае превращается в проходной момент, не имеющий реального пропагандистского успеха и идеологического эффекта, в чем элита особенно заинтересована.

4. Региональная идеология довольно проста по своему интеллектуальному уровню, мировоззренческому потенциалу, не предполагает своего глубокого и всестороннего осмысления населением, которое к тому же не сориентировано на содержательную социологическую рефлексию. «Русская» же идея, сформулированная лучшими умами отечественной философии, социологии, политологии, экономической науки, связана с высокой научной абстракцией, глубоким и всесторонним обобщением социальных явлений, с исторической преемственностью в духовном развитии русского общества. Научность и духонносп. ни: яшшмт'л сколько-нибудь заметными и педунцими элементами современного нроишщиалыюго сознания.

5. «Русская идея» связана, несмотря на отдельные ее аспекты относительно суверенитета народа, местного самоуправления, соборности, с центральными, объединительными тенденциями, что прямо противоречит групповому эгоизму и региональному сепаратизму местных административных элит, клановой организации провинциального социума. В региональных идеологиях основное место занимает обоснование специфических интересов территорий и местных сообществ.

Региональный a:ii;i(>;mmt но сочегастса с идеей централизации алаети и унраилеиил.

H заключении диссертации нритдтгя оаюпкые теоретические кыноды и pí^syjn.'ia'i'bi нроиедолшого исспсдоиямия.

Осношшс результаты работы наложены iï слсдуишцих публикациях:

1. Идтлошчсскис процессы it региональном измерении. //Истории. Общеетно. Личность: Материалы научной конференции гуманитарием г. Саратопа (2(î 27 марта 1998 г.). Часть 1. Сараток, 1998 г. С. 73-75.

2. ГСлшшис социального статуса населения на ero шшктих» мировоззренческие ориентации, (¡араинц 1998 . . 20 с.>

 

Текст диссертации на тему "Социальное содержание политико-идеологических процессов в регионе"

САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи

РОГАЧЕВ ЮРИЙ ПАВЛОВИЧ

СОЦИАЛЬНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПОЛИТИКО-ИДЕОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В РЕГИОНЕ

Специальность 22.00.06 - социология духовной жизни

Диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук

Научный руководитель доктор социологических наук профессор БАРЗИЛОВ С.И.

1998

ОГЛАВЛЕНИЕ

С

Введение 3

Глава 1 Социальное основание региональной

политико-идеологической структуры 19

1.1 Влияние социального статуса 19 населения на его политико-мировоззренческие ориентации

1.2 Идеологический фактор социально-политической 44 активности населения

Глава 2 Концептуальные и политико-идеологические

аспекты процесса регионализации 61

2.1 Роль провинциальной интеллигенции 61 в идеологическом процессе

2.2 «Идеология власти» и особенности политической ментальности провинциальной административной элиты 81

Заключение 107

Библиография 110

ВВЕДЕНИЕ

Несмотря на кризисное состояние современного российского общества, бесструктурность его социально-политической системы, в нем, тем не менее, происходят сложные идеологические процессы, которые предполагают их адекватное научное осмысление. Актуализируется задача сближения различных мировоззренческих позиций политических партий, общественных движений и организаций по вопросам выхода из кризиса, достижения национального согласия. Необходим поиск определенной средней составляющей в идеологическом размежевании российского социума, в установлении социального мира, а также точек соприкосновения в политическом диалоге между различными общественными группами, регионами, федеральным центром и провинцией. В данном случае идеологический процесс как общественное явление и идеология как система теоретико-мировоззренческих координат подчинены определенным глобальным и перспективным целям институциональной трансформации общества, выступают преимущественно в роли факторов его экономического и социально-политического реформирования и переустройства по принципам рыночного хозяйства, гражданского общества и правового государства. Идейно-мировоззренческие, нравственно-ценностные ориентации всегда играют существенную роль в социальных системах, и особенно это относится к системам переходного, кризисного типа, к числу которых относится и современное российское общество. Кризис в экономике и в политике во многом компенсируется и нейтрализуется совпадением в обществе ценностных и мировоззренческих установок его членов.

Проблема политической идеологии, социальных ориентаций актуальна и сама по себе. Она самоценна и самодостаточна для логического анализа. Особенно это относится к современному российскому обществу, поскольку идейно-нравственный кризис является наиболее глубоким по своему характеру

и наиболее широким по своему социальному масштабу и общественным последствиям. Как обнаружилось за последние годы так называемая «идеология реформ» так и не обрела свои концептуальные и содержательные основания, не получила в современных своих качествах массовой поддержки в обществе. Она явилась по своей сути искусственной, умозрительно выведенной идейной конструкцией антикоммунистической направленности, связанной преимущественно с обоснованием необходимости разрушения коммунистической тоталитарной общественной системы. Получилось на практике, что вместе с разрушением элементов данной системы были существенно подорваны и ослаблены основные социальные институты: государство, армия, образование, семья, экономическая система. Формирование новых ценностей, мировоззрения, социальных ориентаций на принципах антикоммунизма не состоялось, да и не могло состояться по причине деструктивного характера этой политико-идеологической тенденции.

Сейчас обозначился новый этап в поисках и обосновании своей идейно-мировоззренческой идентичности, инициируемый как со стороны правительственных кругов, так и отдельных политических движений и партий, каждая из которых пытается более или менее четко и концептуально обозначить свою политическую нишу, свое идеологическое лицо. Пока такие поиски не принесли сколько-нибудь заметных и плодотворных результатов. Не состоялось повторное издание и привитие «русской национальной идеи», панисламизма исламской нации и солидарности, евразийства, паневропеизма, панславизма и т.п.. Не восприняты и не востребованы обществом либеральные и консервативные идеи, апробированные в западных демократиях и базирующиеся на принципах правового государства и гражданского общества, на протестантской этике, на католической культуре и обрядности, на ментальности обеспеченного и преуспевающего общества, на культуре индивидуального успеха. Испытывает явный кризис и марксистская теория и идеология в различных своих модификациях, поскольку она стала в условиях

современной России системой социальных ориентаций преимущественно бедного населения. Естественно маргинальная и люмпенизированная масса не в состоянии выступить в очередной раз гегемоном революционной трансформации и социального обновления. Причем в современном коммунистическом движении в России участвуют и возглавляют его не только люмпен-пролетарские слои. Вчерашняя коммунистическая номенклатура, интегрированная в данное движение, занимает нередко ключевые посты в экономических и политических структурах. В социологических аналитических материалах достаточно сведений о так называемых «красных поясах», «красном директорском корпусе», «коммунистической Думе» и т.п. Естественно, современных коммунистических лидеров не может устраивать марксизм-ленинизм в его интерпретации второй половины 19-го - начала 20-го века. Это касается идей диктатуры пролетариата, экспроприации частной собственности, ликвидации государства, всеобщего вооружения народа взамен армии, равенства в распределении и т.п. Существует глубокое противоречие между поиском и обоснованием новых идеологических символов и принципов, модернизацией и кодификацией применительно к новым социальным условиям марксистско-ленинской теории и практики политической работы со стороны коммунистического руководства и социальными ориентациями люмпенизированного населения, составляющего основу движения.

Таким образом, налицо идейный кризис в рамках той или иной партийной парадигмы и тенденции, поскольку социальное структурирование общества, дифференциация его интересов не совпадает с системой тех идеологических координат, которые сложились в советский и постсоветский период. Налицо явное расхождение между социальными ориентациями и ценностями, разделяемыми обществом, и той мировоззренческой системой, которая предлагается ему политическими партиями и лидерами. Отсюда и незначительная политическая выраженность и концептуализация интересов и потребностей общества. Естественно, в первую очередь это относится к

современной российской провинции, где местная административная элита пытается обозначить свою социальную и идейно-мировоззренческую идентичность как по отношению к федеральной элите и финансовой олигархии, так и по отношению к региональному социуму. Региональная элита пытается сформировать и сформулировать свое идейное кредо, своего рода символ веры, который бы одинаково служил и в отношениях элиты с населением, и в консолидации внутриэлитных групп.

Несмотря на актуальность проблемы, на определенные теоретические достижения в этой области, тем не менее, она остается малоисследованной и даже малоинтересной для науки и общества. Настолько велика сила социальной инерции, сформировавшейся на основе отрицания прежних коммунистических методов идеологической работы. Любая попытка, будь это государство или партия, обозначить общенациональные национальные социальные и мировоззренческие приоритеты воспринимается, как стремление установить моноидеологию, монополизировать истину, как это было во времена руководящей роли КПСС.

Отсюда возникает ряд вопросов. Насколько марксизм-ленинизм в своих тогдашних теоретических построениях был собственно идеологией в том общепринятом смысле, который традиционно в нее вкладывался в некоммунистических государствах и общественных движениях? Был ли марксизм-ленинизм именно идеологией, идеальным выражением интересов общества, а не обоснованием авторитарной коммунистической экспансии? В настоящее время в этой сфере сложилась довольно тревожная и противоречивая ситуация. С одной стороны, налицо в обществе понимание необходимости как-то обозначить, концептуализировать, наконец, внести ясность в «идеологию реформ», обозначить и объяснить со стороны власти населению цель, методы ее достижения, необходимость и масштабы социальных издержек в проведении экономических и политических реформ. С другой же стороны, обнаружилась потребность в консолидирующих общество

явлениях и элементах, одним из которых является идеология, его идейно-мировоззренческая идентичность.

Сложившаяся ситуация отразилась и на исследованиях по проблемам идеологии, в том числе на региональном уровне, а также на принципах и характере ее использования в современных условиях. Обращение к данной теме неизбежно ставит перед исследованием следующие задачи:

- определить, насколько существующие в науке достижения и методологические основания позволяют адекватно отразить, теоретически осмыслить происходящую в современной России идейно-мировоззренческую трансформацию в ее соотношении с экономическими и социально-политическими изменениями;

- оценить, в каких масштабах и объемах идейная консолидация общества способна компенсировать глубокую и несправедливую его дифференциацию;

- выявить, каким образом можно и нужно соотнести общенациональную идею с фактически существующим социально-идеологическим размежеванием в обществе;

- оценить, насколько плодотворна и состоятельна так называемая региональная идеология, каковы ее концептуальные основания и социальная ценность и на что она направлена: на обслуживание регионального сепаратизма или является вполне закономерным и естественным результатом структурирования общественных интересов;

- проанализировать, какова социальная природа региональной идеологии, что является ее источником производства и объектом распространения, каков механизм ее функционирования и влияния;

выявить, каким образом идеологические процессы в регионах влияют на общую социально-политическую ситуацию.

Эти задачи в основном и обуславливают выбор научной социологической литературы по проблеме, содержащей как теоретические, так и методологические разработки. Особое место среди теоретико-методологической литературы занимают публикации по духовной жизни общества и роли политико-идеологических процессов и тенденций в ее содержании \ Основное внимание в ней уделяется отражению и воплощению в определенных социальных образах и символах характера экономических и политических изменений. Это осознание своего места и роли в происходящих социальных изменениях. Данное соотношение характеризуется преимущественно с точки зрения интересов и потребностей той или иной общественной группы. Здесь соотносятся ориентации конкретной общности с основными тенденциями изменения социума, насколько они совпадают и в чем расходятся, откуда, по нашему мнению, берет начало собственно идеология как общественное явление. Сочетание групповых и общесоциальных интересов определяет тот общий социальный фон и настрой, которые и выдвигают идеологию в качестве самостоятельной исследовательской проблемы. Здесь собственно и обозначаются основные аспекты идеологического процесса, а именно: субъект идеологии, ее направленность и объем охватываемых ею социальных идей и задач, обоснование целей и способов их достижения с позиций субъекта. Значимость данной группы социологической и политической литературы в основном определяется тем, что она позволяет более или менее объективно оценить роль и функции идеологии в социальной трансформации общества, преодолеть то субъективное негативное отношение к идеологии как к общественному явлению, которое сложилось в период коммунистического

^м.: Манхейм К. Диагноз нашего времени. М., 1994; Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. СПб., 1990; Московичи С. Век толп. М., 1998; Эпнлер Б. Советский культ вождей: между мифом, харизмой и общественным мнением // Вестник МГУ, Сер. 12. 1994, №5; Игнатов А. Метафизические корни коммунизма // вопросы философии 1994, №12; Иванов A.B. Метаморфозы тоталитарного рассудка // Вестник МГУ, Сер. 7, 1991, №3; Любивный Я.В. Современное массовое сознание: динамика и тенденции развития. Киев, 1993.

порядка, как в науке, так и в общественном сознании. Эти негативные тенденции особо подпитывались и стимулировались со стороны власти после крушения данного порядка, когда преодоление коммунистических мировоззренческих стереотипов осуществлялось преимущественно путем стимулирования откровенно антикоммунистических настроений. Одним словом, идеология как общественная проблема и предмет исследования нуждается в определенной реабилитации и восстановлении в своих правах при исключении тех крайностей, которые наблюдались в России в советский и постсоветский период.

Реабилитация идеологии непосредственно связана и с преодолением тех социальных мифов, которые сложились в ней на протяжении становления и кризиса коммунистической политической доктрины. Проблема идеологии тем самым соприкасается с вопросами социальной мифологии, когда на смену одним фантомам и заблуждениям общественного сознания приходят другие фантомы и заблуждения. К сожалению, сложилось так, что на смену коммунистической мифологии у нас пришла демократическая мифология, связанная с заимствованием мировоззренческих стереотипов и социальных технологий из зарубежного опыта, сформировавшегося на основе непривычной для нас экономической реальности и ментальности. Поэтому сейчас особо актуальной представляется проблема разделения собственно идеологии и социальной мифологии как самостоятельных явлений и исследовательских вопросов.

Реабилитация идеологии, по нашему мнению связана, в первую очередь, с разведением проблематики социальной мифологии и социологии. Социальную мифологию можно рассматривать как извращенное представление о характере происходящей социальной эволюции, а идеологию - как концептуально сформировавшиеся позиции относительно данной эволюции с точки зрения той

или иной общественной группы. Существенное значение для нас имеет социологическая и политологическая литература по социальной мифологии2.

Разделение идеологии и социальной мифологии имеет особую значимость для регионального уровня и провинциального социума, поскольку становление местных политических режимов и административных управленческих команд сопряжено с концептуализацией интересов этих команд, воплощающейся в формировании региональных идеологий. Ситуация повторяется и воспроизводится, как это было с попытками преодоления коммунистической идеологии с помощью антикоммунизма. Сейчас региональные идеологии во многом формируются за счет противопоставления местных интересов интересам федерального центра, поэтому данные идеологии имеют во многом конфронтационный и эклектический характер и замешаны на принципах антикоммунистической политико-идеологической компании. Местные идеологии в существенной степени тяготеют к социальному мифотворчеству, связаны с культивированием и распространением новой мифологии и мировоззренческих стереотипов относительно перспектив выживания провинциального социума.

Проблематика идеологии, по нашему мнению, имеет свой социальный, политико-технологический и концептуально-мировоззренческий уровни, что нашло свое отражение и в классификации использованной нами научной социологической и политологической литературы. Социальный уровень связан с осознанием и теоретическим оформлением той или иной социальной группой

2 См.: Аксючиц В. Идеократия в России. М., 1995; Бердяев H.A. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990; Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М., 1993; Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991; Ортега-и-Гассет X. Восстание масс// вопросы философии. 1989, №3; Булгаков С.Н. Свет невечерний. М., 1994; Ильин И.А. Наши задачи. М., 1992; Водолагин A.B. Онтология политической воли. Тверь, 1992; Мизес Людвиг фон. Бюрократия. Запланированный хаос. Антикапиталистическая ментальность. М., 1993; Кортунов В.В. Философия денег. М., 1997.

своих экономических и политических интересов, с пониманием ею своей социальной идентичности.

Политико-технологический уровень