автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.02
диссертация на тему:
Социальное творчество личности в процессе демократизации общества

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Бойко, Леонид Дмитриевич
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Киев
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.02
Автореферат по философии на тему 'Социальное творчество личности в процессе демократизации общества'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Социальное творчество личности в процессе демократизации общества"

КИЕВСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА И ОРДША ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. У.Г.ШЕВЧЕНКО

На правах рукописи Уда 300.54 г 321.7

БОЛКО Леонид Дмитриевич

СОЦИАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ДЕМОКРАТИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА'

09.00.02 - теория научного социализма и ксшукизиа

Автореферат диссертации на' соискание ученой степени кандидата философских

Киэв - 1990

Диссертация выполнена на кафедре теории к методики коы-иукистического воспитании философского факультета Киевского ордена Ленина и ордена Октябрьской революции, государственного университета им. Т.Г.Шевчанко

Научный руководитель - доктор философских наук,

профессор Кудин В.А.

Официальные огшонеигы

Ведущая организация""

доктор философских наук, профессор Надольиый И.в.

кандидат философских наук, доцент Романовская Л.Н.

кафедра теории социализма в политологии Киевского института ПОЛИТОЛОГИ! и социального управления

Защита состоится //ноября 1990 года я А5 часов на заседании специализированного совета Н 068.18Л3 пра Кмевскок государственной университете ш. Т.Г.Шевченко по адресу: 252001, г. Киев - I, уя„ Владимирская, 60, «уд. 330.

С дассертарз® можно ознакомится а научной библиотеке Киевского государственного университета ни. Т.Г. Шевченко / уяо Владимирская. 58/

Автореферат разослан * октябре 1990 г.

Ученый секретарь саец1шдкз1фов£1щого совета ■кандидат исторических наук, доцент

о»

У

ВДОВ В.А.

. 1..0ВДАй ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ - Актуальность темы. Движение общества по пути прогресса немыслимо без совершенствования всех социальных процессов. Однако с каких бы позиций ми не подходили к .определению путей дальнейшего совершенствования нашей экономической, политической и духовной жизни, решащим критерием их развития был и остается именно человек. Степень преодоления всех форм его отчуждения и мера его универсальности определяют в конечном итоге всю совокупную общественную эффективность. Поэтому начавшийся процесс обновления всех сфер жизни советского общества в своей основе направлен на восстановление системы ценностных приоритетов, связанных с выдвижением на первый план человека в качестве главной цели и решающей доминанты социального прогресса.

Возрождение ведущей роли человека, его творческого потенциала. в система движущих сил развития нашего общества актуализирует проблему содержательного теоретического анализа всей совокупности механизмов самоосуществления личности, формирование и культивирование ее в качестве подлинного творца собственной судьбы и новых общественных отношений.

• Проблема объективации творческой природы человека, реализация его субъективных сторон и сущностных сил в марксистской теории яв-. ляется центральной. Ведущее место данной проблематики в система философского знания обусловлено самой природой развития общества и его субъектов. Однако творчество человека в форме его практической всеобщности, как неотъемлемый атрибут подлинного социализма, оказалось в нашем обществе невостребованным. Зто способствовало рассогласованности между социализмом "по идее", социализмом научным и тем, что осуществлено практически а привело к серьезным социальным деформациям и аномалиям в становлении целостной личности.

Дальнейшее развитие советского общества в том випв, как оно определяется целями перестройки на подлинно гуманистических и демократических принципах, где все создается трудом человека и все должно делаться во имя человека, позволяет ставить вопрос о прорыве творчества как элитарного свойства человека в новое качество -формационное явление, всеобщее свойство людей труда. Однако становление такого его качества представляет собой длительный процесс, связанный с определенными социально-экономическими и политическими предпосылкам, способствугацими снятию рецидивов отчуждения

людей от результатов своего труда, от политики и власти. Среди этих факторов доминирующая роль принадлежит уровню организации народовластия, степени развитости демократических основ общества, определяющих конкретно-исторические возможности реализации трудящимися своих гражданских прав и свобод.

Обладая определенной спецификой и относительной самостоятельностью, демократия выступает своеобразным синтезом экономической, политической и социальной '•-орон общественной ашзни, и поэтому представляет собой важнейший фактор и условие формирования личности, повышения ее гражданской активности и ответственности. Являясь основанием для гуманизации общественных и межличностных отношений, во всей своей полноте демократия способна влиять на развитие и реализацию творческих потенций человека в конечном счете только тогда, когда охватывает весь спектр его интересов и потребностей. '

Однако в процессе развития советского общества это яе нашло своего подлинного воплощения. Догматическое декларирование демократических праЕ в се обод, замена подлинного демократизма формальным соблюдением ритуалов обернулась отчужденностью значительной части трудящихся от выполнения своих властных функций, социальной несправедливостью, искажением и недооценкой роли человеческого фактора.

Позтому-то курс на перестройку е.качестве непременного условия и предполагает дальнейшую демократизацию всего уклада жизни и деятельности людей, без всемерного развития которой немыслимо приведение в действие творчества масс, коллективов, кавдой отдельной личностд.

Именно поэтому разработка теоретических основ и определение путей реализации творческого потенциала человека в процессе утверждения подлинного демократизма может рассматриваться как одна• из приоритетных научных задач и актуально-практических целей.

Степень разработанности проблемы. Эвристическая значимость проблем, связанных с реализацией творческого потенциала личности, предопределяет значительный интерес к ним со стороны ученых в раз- . шг областях гуманитарного знания ипрежде всего философии, теории социально-политических отношений, социологии, психологии и педагогики. Это не могло не отразиться на развитии широкого спектра подходов и тенденций в определении сущности самого предмета исследо-

ваняя, а также структуры его взаимосвязей и отношений.

Учитывая многообразие подходов и различных точек зрения, изложенных в научно-шшографической литературе по данной проблематике, научный поиск осуществлен автором по нескольким направлениям, ставших стимулом к постановке и исследованию проблей диссертационной темы.

Исходный пункт исследования составили работы концептуального характера, отражающие теоретико-методологические положения общей теории творчества как целостной части марксистского знания. К ним следует отнести исследования Г.С.Багицева, С.С.Гольдентрихга, Г.А.Давыдовой, Л.Н.Когана, П.В.Колняна, А.М.Коршунова, Б.В.Новикова, В.И.Шинкарука, А.Т.Шумилина и ар. Философско-методологиче-ская позиция этих работ, концептуально обобщающих конкретно-научные разработки, помогает постичь сущность и природу целостного характера творчества, уяснить его структуру и социально-исторические закономерности развития.

Несомненный интерес для настоящего исследования представляют и' работы авторов, которые детально исследуют проблемы социального и индивидуального творчества, а также многообразные аспекты его детерминации. Это работы К.А.Абульхановой-СлавскоЙ, Ё.А.Ануфриева, В.С.Барулина, Ю.И.Боканя, Д.П.Буевой, Н.А.Венгеренко, В.Ф.Кузьмина, А.Н.Леонтьева, А.Р.Яурш, Ы.К.Мамардашвшш, Ф.Т.Михайлова и др. Ориентированные на рассмотрение сущности и содержания социального творчества в контексте исторических закономерностей развития общества, работы этих авторов оказали существенную помощь диссертанту в понимании диалектики общества и личности в процессе творчества, осмыслении процесса взаимосвязи творческой . деятельности и развития личности, опосредованного характером и степенью развитости общественных отношений. Именно в контексте исследования данной предметной области проблема формирования и развития каждого индивида в качестве подлинного творца действительности предстает как норма человеческого развития и в условиях неантагонистического общества должна выходить на уровень общественной потребности.

В этой связи особого внимания заслуживают исследования, непосредственно связанные с проблемой научно обоснованного формирования социальных качеств человека, воспитания и'культивирования

его как творческой личности^.

Хотя исследовательский акцент данных работ и отражает сложный и противоречивый характер реализации человеком его творческой сущности, однако сущность социальной детерминации, особенно социально-политические предпосылка данного процесса должного отражения в них не получили.

Это имеет под собой объективную основу. Так в результате дифференциации научного знания на относительно самостоятельные области (теорию личности и теорию политических относений) механизм взаимосвязи и взаимообусловленности этих процессов не получил доляногс философского обоснования и теоретического выражения. Хотя личностная проблематика в контексте политических процессов и сопряженных с ниш проблем довольно широко отражена в исследованиях А.К.Белых, Ф./.1.Бурлацкого, В.¿¡.Гуляева, Д.А.Керимова, А.Г.Ыиграняна, В.Г.Сырцова, Л.В.Сохань, Ю.А.Тихомирова, В.Н.Чхиквадзе, Г.Х.Шахназарова а др.

Следует также отметить, что тенденция рассмотрения тех или иных аспектов политических процессов во взаимосвязи с личностью в настоящее вре:ш становится все более очевидной^. Это в полной мере относится и к проблемам активизации и развития человеческого фактора в процессе политической реформы и демократизации всех

См.: Андреев ВЛ1. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности : Изд. Казане, ун-та, IS88. - 238 е.; Гаман О.В. Субъект исторического творчества в условиях социализма я дуги его развития : Автореф. дне. ... канд. филос. наук : МГУ. - М., 1987. -22 е.; ¡.¡осковченко Н. Творение личности (социально-экономические и нравственные аспекты проблемы). - Ы. : Мол. гвардия, 1981. - 208 е.; Напольный И.О., Клепиков А.И. Формирование нового человека и проявление его творческого потенциала. - Киев: Знание, 1985. - 48 е.; Плотников H.H. Развитие творческого потенциала личности в процессе трудовой деятельности в условиях совершенствования .социалистического общества : Автореф. дис. ... канд. филос. наук. - Львов, 1986. - 21 е.; Смирнов И.ц. Советский рабочий: формирование творческой личности. - М. : Мысль, 1987. - 171 е.: Человек: деятельность, творчество, стиль мышления. Сб. статей. - Симферополь, 1287. - 272 с. а др.

2 Керимов Д.А., Мальцев Г.& Политика - дело каждого: Человек в политической жизни социализма. - М., 1986. - 174 е.; Никифорова Г.Ф. Проблема личности в политическом аспекте : Автореф. дис. ... канд. филос. наук. - Л.. 1988; Проданов В. Личность и политика. - София : Иартиздат^ 1988.'- 339 с. (на болт, яз.); Шесто-пал Е.Б. Личность и политика : Критический очерк современных западных концепций политической социализации. - И. : Мысль, 1988.203 с. и др.

сфер общественной гизни'.

По теме, близкой к исследуемой, били защищены канцигатскиз диссертации Бабанюк Р.В., Валентиновой Я., Гончаровой B.C., Еша-ну А.И., Потулышцким В.А., Макаровым А.А. и др. Однако личность в них рассматривается в большей степени как объект влияния различных механизмов, политических институтов, что оставляв! проблему формирования творческой сущности человека открытой. Да и сама проблема развития социального творчества личности в процессе уг-верждения демократии предметом специального исследования в них по является. В этих работах, а также в других публикациях, затрагивающих различные аспекты исследуемой проблемы, практически не отражена назревшая потребность рассмотрения генезиса творческого потенциала человека как созидателя и преобразователя творческой природы общественного целого в процессе демократического развития, не исследован диалектический механизм взаимосвязи этих процессов, не изучен их прикладной аспект.

С учетом актуальности и недостаточной изученности рассматриваемой проблемы и определен ее выбор для диссертационного исследования.

Цель и задачи исследования. Целью диссертационной работы является изучение специфики развития социального творчества личности в процессе демократизации общества.

В соответствии с поставленной целью в диссертационном исследовании определены и последовательно решаются следующие основные задачи:

- рассмотреть методологические основы и конкретно-исторический характер социального творчества личности;

- проанализировать роль и значение демократии в формировании и реализации творческой сущности человека, раскрыть механизм взаимосвязи этих процессов;

' Варламова Б.В. Человеческий фактор в развитии социалистического самоуправления. - П., 1985. - С. 70-75: КоЕлер А.И., Смирнов В.В. Демократия и участие в политике: Критический очерк. - М.,

1986. - 192 е.; Личность в условиях демократии II Новое время,

1987. - & 48. - С. 16 -17; Пеньков Е. Демократия и личность II Политическое образование, 1989. - а 2. - С. 22-28; Соловьев А. Быть гражданином, учиться жить в условиях демократии // Политическое образование, 1987. - Л 7. - С, 18-26; Федорова Ф.А. Социалистическая демократия и социальная активность трудящихся. -. М. : ИНИОН АН СССР, 1987. - 40 с. и др.

- б -

- исследовать конкретно-исторический контекст реализации творческого потенциала челоаега в процессе становления советской демократии;

- раскрыть значение демократических начал в процессе становления и социализации творческих способностей личности на теоретическом и эмпирическом уровнях;

- с учетом особенностей современного этапа развития советского общества проанализировать основные направления и тенденции демократических преобразований как основы реализации возрастающей роли человеческого фактора.

Методологическую и теоретическую основу исследования составляют произведения основоположников научного социализма, в которых представлены исходные положения о природе и сущности социального творчества и его субъектов, об органической взаимосвязи творчества с материально-преобразующей деятельностью и системой общественных отношений, об общественно-исторической природе человека и его изначально творческой сущности, о демократии.

Диссертант руководствовался также теоретическими положениями марксистской теории,в которых отражена социально-философская концепция личности и сформулированы принципы изучения основных закономерностей становления целостной личности. В работе использована методологические посылки и научные результаты исследований советских и зарубежных философов, социологоз, политологов, психологов, экономистов и юристов по,различным аспектам исследуемой проблемы.

Диссертационное исследование базируется на материалах конференций как теоретических, так и научно-практических, материалах центральной и республиканской печати, результатах социологических исследований проведенных в различных регионах страны, а также результатах комплексных исследований "Проблема свободного времени и пути повышения социальной активности молодежи", проведенных на ряде предприятий и учебных заведений г.Киева при непосредственном участии автора'.

■ Научная новизна исследования определяется характером постановки и исследования важнейшей для начавшегося процесса обновления общества проблемы формирования и реализации творческого потенциала личности. Теоретико-социологический анализ позволил определить качественную специфику этого процесса и раскрыть новые аспек-

ты в социально-организационном обестченки и регулирования целенаправленного формирования целостной личности, что нашло сЕое выражение е следующих основных результатах, обладающих элементам научной новизны:

- предложено обоснование одной из возможных теоретических моделей социального творчества, как целостного процесса воспроизводства личности в качестве социально обусловленного творца действительности, становление которого в условиях неантагонистического общества с необходимостью должно приобретать закономерный, исторически неизбежный характер;

- исследован интегративный механизм непосредственного и опосредованного влияния демократии на процесс реализации творческой сущности человека. Показано, что содержание творческой активности личности, сформирование ее социально значимых качеств не может быть адекватно понято вне единства демократии а социального творчества как перманентного процесса движения общества по пути прогресса;

- конкретизирована сущность многоуровневого влияния степени организации народовластия на процесс культивирования творческой активности человека, детально рассмотрены горизонтальный и вертикальный срезы этого взаимодействия. На этой основе, в зависимости от степени разлития социально-политической активности субъекта социального творчества, предпринята попытка обоснования особенностей различных личностных типов;

- обоснована функциональная зависимость меры демократичности системы институтов социализации и формирования творческих сил и способностей человека, уточнен социально-педагогический аспект этого взаимодействия;

- проанализированы основные направления развития качественно нового механизма народовластия как важнейшего гаранта реализации гуманистической сущности советского общества.

Научно-практическая значимость работы определяется содержанием осуществленного автором анализа диалектики демократии и социального творчества личности в процессе гуманизации общества. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы в последующей разработке теоретико-методологических и практических проблем формирования и развития творческой личности, постоянно возрастающих по своей актуальности в ходе перестройки. Теоретические положения работы могут рассматриваться в качестве основы дальней- '

- Б -

шего изучения процессов обновления советского общества с помощью механизмов непосредствелного и опосредованного влияния демократизации на реализацию творческой сущности человека, использоваться при разработке специальных курсов лекций, проведении научно-практических конференций, при чтении лекций и проведении семинарских занятий по соответствующим разделам учебных программ в курсах философии, социально-политических проблем современного общества и педагогики. Выводы диссертации могут использоваться в качестве методологической основы дл,» организации и проведения социологических исследований по проблемам становления и социализации личности, а тзкяе оказать практическую помощь в деятельности государственных и общественных организаций при осуществлении практических мер, направленных на совершенствование управления социальными процессами, развитие социальной и трудовой активности, улучшения форм и методов общественного воспитания.

Апробация работа. Основные положения и ьыводы диссертационного исследования докладывались на Всесоюзной научно-теоретической конференции "Актуальные проблемы научного коммунизма в условиях реальностей современного мира" (Киев, май 1989 г.), на IX научно-практической конференции молодых ученых философского факультета КГУ (Киев, май I98S г.), на региональной научной конференции "Профессиональная и ценностная ориентация школьников в рамках не- ■ прерывного образования и демократизации школы" (Казань, октябрь, 1989 г.), на Всесоюзной научно-практической конференции "Общественное сознание в условиях обновления социализма" (Кривой Рог,ноябрь 1989 г.), на заседаниях кафедры теории и методики коммунистического воспитания.

. Основные положения и быводы проведенного при участии автора социологического исследования были учтены и используются в практике воспитательной работы партийных, советских, комсомольских и хозяйственных органов Зализнычного района г.Киева.

Основные идеи и результаты диссертационного исследования получили отракеиие в шести опубликованных работах.

Структура и объем исследования определены последовательно логическим решением исследуемой проблемы и ее содержанием. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, приложения и списка использованной литературы.

П. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность избранной темы исследования, характеризуется степень ее разработанности, формулируются цель и задачи диссертации, определяется ее методологическая основа, раскрываются научная новизна и возможности теоретического и практического применения полученных результатов, а также описываются формы апробации работы и ее структура.

Первая глава "Социальное творчество личности и демократия: механизм взаимосвязи и развития" посвящена рассмотрению методологических аспектов исследуемой проблемы. Так в параграфе "Сущность и конкретно-исторический характер социального творчества лично- ■ сти" раскрывается значение категорий, составляющих понятийный аппарат исследования. В качестве исходного инструмента анализа сущности и содержания категорий "творчество", "социальное творчество" выделен социально-деятельностный подход, который, по мнению автора, дает возможность рассмотрения процесса творчества как в его продуктивно-результативном, гак и в процессуальном развитии. В свою очередь это позволяет постигнуть последнее как своеобразный по форме момент связи взаимопроникающих и взаимообусловливаю-щих противоположностей: должного и сущего, необходимости и свободы - одним словом как сущность перманенгно осуществлящейся организации самодеятельности человека.

В этом мировоззренческом контексте автор прослеживает основные этапы воззрений на творчество с точки зрения исторически развивавшейся предметной деятельности человека, излагая при этом понимание творчества как сущности трудовой и общественно-исторической практики, как узловой пункт внутренней связи основных сторон, противоречий, тенденций развития человеческой деятельности. Деятельности, которая находит свое объяснение лишь тогда, когда исследована ее сущность, исторически высший и единственно достойный способ ее существования - творчество.

Обращая внимание на многоплановость употребления понятия "творчество", автор проводит мысль о необходимости выяснения и уточнения его критериев. Логика осмысления этой проблемы на основе анализа сущности творчества, а также тлеющихся в социально-философской литературе подходов я точек зрения позволила диссертанту сделать вывод, что подлинно всеобщим и исходным критерием творчества может считаться лишь степень развитости сущностных сил

я способностей человека, понимаемая как самоценость и цель исторического развития, а все другие критерии являются производными ог этого и только через соотношение с ним могут быть правильно осмысленными.

Уяснение методологических посылок природы творчества и его подлинных субъектов позволили автору утверждать, что целостным интегративным процессом, в рамках которого обеспечивается развитие а реализация сущностных сал человека, выступает именно социальное творчество. Представляя собой качественную характеристику меры участия человека в общественном.преобразовании, социальное творчество отличается от других его видов (научно-технического, художественного и др.) тем, что здесь на первом плане не столько продуктивность в смысле приращения нового продукта, сколько развитие самого человека как общественного существа. Понятое как свободная, осознанная самодеятельность по гуманизации окружающего мира, как целостный процесс "самопорожденяя" (К.Маркс) человеком себя в качестве действительного субъекта развития общества, социальное творчество присутствует на протяжении всей человеческой истории. Однако, предыстория полагает его лишь как случайный, стихийный процесс, как прерогативу гениальности. Только в обществе, гдз будут устранены социально-классовые антагонизмы а осуществится реальный, а не формальннй процесс обобществления груда возможно устранение ег.? отчужденных форм и появляется реальная возможность обеспечить созидательную рож конкретного человека. А, соответственно, история по мере овладения человеком своими обществен-но-исгорическими силами будет становиться подлинно человеческой, т.е. историей сознательного формирования социумом своей субъективности, его самоорганизации в интегральный субъект исторического действия. Однако, как подчеркивается в работе, развитие этого процесса не происходит"автоматически, а требует создания адекватных механизмов (экономических, политических и т.п.) его осуществления.

Поэтому параграф "Место и роль демократии в процессе развития творчества личности" посвящен именно этому аспекту исследуемой проблемы. С позиций существа социальной детерминации творчества, которое является частью сложного процесса взаимоотношений личности и общества, автор исследует предпосылки и социальные факторы, обусловливающие деятельность человека, ее типичность для тег для иных конкретно-исторических условий, а елеховательно и опреде-

ляицие общее развитие личности, степень ее творческой активности и многообразие способностей.

В работе отмечается, что наряду с экономическими, -в условиях целенаправленного преобразования социачььых процессов важное значение для трансформации деятельности в творчество, приобретают и социально-политические предпосылки л особенно важнейшая из них -демократия. Именно в афере демократии полнее всего проявляется сознательное начало в развитии общественных отношений. ■

Анализируя понятие "демократия", диссертант останавливается . па различных его трактовках, отраженных преимущественно в правовой литературе. Однако существующие в научных трудах подчас весь-, ма противоречивые, а иногда и взаимоисключающие признаки демократии оказываются недостаточным! для решения задач исследования.По-этовд в названном параграфе акцентируется внимание, в .первую очередь, на личностном аспекте демократии. Личностный аспект демократии раскрывается' в тех основополагащих началах, без которых не может осуществляться подлинное народовластие - свободе, равенстве, справедливости, гуманизме, в которых с наибольшей полнотой выражается приоритет человека как общественной цели. Именно утверждение человека как высшей социальной ценности придает демократии особый личностный смысл.

В свою очередь, обладая определенной спецификой и относительной самостоятельностью демократия выступает своеобразным синтезом экономической, политической и социальной сторон общественной жизни и поэтому в условиях классового общества представляет собой важнейший социально-политический фактор и необходимую предпосылку -формирования личности, повышения ее гражданской активности и ответственности. Именно благодаря демократизации как бездискретному перманентному процессу расоирения объективных а субъективных возможностей, гарантий реализации прав и свобод и возможно творчество коллективов, социальных групп, каждой конкретной личности. Поэтому-то демократия и служит реальным основанием для гуманизации общественных и межличностных отношений, выступая таким образом объективным фактором формирования творческого потенциала личности.

В диссертации показано, что взаимообусловленность- а развитио социального творчества и демократизации предстает как- объективно-детерминированный диалектический процесс. Именно в процессе реализации диалектической взаимосвязи демократии и творчества, взаимо-

действия между этими факторами, при определяющем влиянии в конечной счете экономических отношений и осуществляется самоопределение и реализация человеком своих сущностных сил.

Зтот процесс находит свое отражение, во-первых, в повышении политической сознательности и активности личности, которая все глубке осознает содержание и значение своего созидательного труда, значимости своего участия в государственных и общественных делах. Во-вторых, развитие демократии с необходимостью сопровождается совершенствованием и расширением социальных прав и демократических свобод личности, что стимулирует переход функций управления делами общества в сферу самодеятельности личности. В-третьих, названный процесс дает возможность полнее сочетать общественные и личные интересы, тем самым выражая становление новой форш взаимосвязи личного и общественного. В-четвертых, взаимообусловленность демократии.и творчества,их развитие способствует увеличению численности людей, которые включаются в систему государственного и общественного управления, что является предпосылкой и условием успешного развития социального творчества конкретного человека.

В работе отмечается, что обеспечивал улучшение политических условий для развития творческого потенциала личности, процесс совершенствования демократии, в свою очередь, усиливает спрос на развитость социальных качеств конкретного человека. Следовательно, определенный уровень социального прогресса личности предполагает соответствующую степень развитости демократии. Преувеличение или абсолютизация одного из элементов названного процесса отнюдь не способствует его эффективному развитию. Так чрезмерное форсирование, непродуманное расширение демократии может привести к ее опошлению. С другой стороны, отставание степени развитости механизмов демократии от духовного прогресса личности порождает негативные явления, способствует обострению социальных противоречий. На этой основе делается вывод, что вне единства демократии и творчества как перманентного процесса движения общества по пути прогресса нельзя понять конкретно-исторический характер и содержание творческой деятельности личности, формирование ее общественно значимых качеств.

Говоря о механизмах взаимодействия и взаимовлияния демократии и творчества личности, автор обращает внимание на сложный и многоуровневые характер этого процессас В работе условно выделяются два

важнейших уровня этого взаимовлияния: демократические явления и преобразования, происходящие в рамках всего общества и посредством различного рода интегративных связей обусловливающие развитие и реализацию творческой природы человека, и взаимовлияние в рамках социальной сферы на макроуровне жизнедеятельности личности. Анализируя механизмы непосредственного и опосредованного влияния' демократии и творчества личности, автор акцентирует внимание ка необходимости учета диалектической взаимосвязи и взаимообусловленности между собой явлений названных уровней.

Во второй главе "Демократизация советского общества и реализация творческого потенциала человека" предметом исследования вы- . ступает всесторонний анализ реализации механизмов взаимовлияния-демократии и творчества личности в условиях советского общества, а также рассматриваются основные направления демократических преобразований как важнейших предпосылок самореализации человека в процессе обновления всех сфер общественной жизни. Так в параграфе "Особенности реализации социального творчества личности в условиях советского демократизма" диалектику процесса углубления самоуправления народа и совершенствования всего спектра социальных качеств личности диссертант раскрывает путем анализа: а) этапов развития советского демократизма так или иначе опосредующих периоды и условия социализации личности (горизонтальный срез); б) этапов становления человека обусловленных степенью демократичности социальной среды на микроуровне (вертикальный срез). Именно такой подход к решению задач исследования, по мнению автора, дает возможность всесторонне проанализировать самоосуществление советского человека в аспекте вышеизложенных и обозначенных механизмов взаи-. ыопреобразования демократии и творчества личности.

Логика анализа диалектики развития демократических основ советского общества и преобразования личности как процесса конкретно-исторического самоопределения и реализации человеком своих сущностных сил, позволяет убедиться, что деформация и аномалии закономерного развития - как исторически приходящие явления - реально вплетаются я в механизм воспроизводства социальных качеств личности. Анализ показывает, что в условиях советского общества это приводило н дезинтеграции -человека и способствовало его одностороннему развитию. В обществе стала проявляться все большая дифференциация на личностные типы, социальные качества которых, в том

числе л деструктивные, ке претерпели существенных изменений и до настоящего времени.

Исходя из логики дальнейшего исследования проблемы, автором

• анализируется становление сущностных сил и способностей человека обусловленное влиянием демократии в масштабах социальной среды на макроуровне. Это влияние осуществляется через систему институтов социализации,призванных передавать официальные нормы и ценности,

и модифицировать основные факторы воздействия на личность. Как от-мечаетоя в работе, лишь благодаря диалектическому единству социальных установок ценностных ориентаций семьи, школа и т.д. и основных задач и целей становления подлинного демократизма возможно формирование социальных качеств человека, соответствующих идеалам добра и справедливости. Практическая реализация этого немыслиш без создания полномасштабной - от школы до производства, от семьи до трудового коллектива - системы самоуправления, этой подлинной школы и академии демократии, которая, как'свидетельствуют исследо-' вакяя е системе основных институтов социализации практически отсутствует.

На основе проведенного анализа механизмов само осуществления человека диссертантом сделан вывод о том, что ни на уровне всей ■

• политической системы, ни в масштабах первичных институтов социализации в процессе развития нашего общества не слоаялось саш-управлепческих структур и систем реализации творческой природы человека.

Параграф. "Демократизация механизмов развития творчества человека в процессе обновления общества" имеет прикладное значение. В названной части работы отмечается, что воспроизводство типа личности адекватного целям перестройки в качестве непременного условия, исходя из результата, предполагает дальнейшую демократизацию советского общества. Необходимость расширения и совершенствования советского демократизма в условиях перестройки обусловлена, во-первых' тем, что углубляющийся процесс демократизации - самая надежная гарантия против возврата к старому, повторения его в тех или иных формах; во-вторых, как процесс становления подлинного самоуправления народа, демократизация выступает способом разрешения .- социальных противоречий развития общества? в-третьих, - демократия выступает универсальным средством пробужденияг развертывания вширь а вглубь обадственно-додатячаской активности^ творческой инициати-

вы масс, коллективов и человека.

Однако, как отмечается в работе, чтобы деятельность политических структур была подчинена истинной цела истории - развитии сущностных сил человека,процесс углубления демократизации советского общества должен найти свое адекватное опосредование как в рамках реорганизации всей политической системы, так и в рамках системы общественного воспитания. Следуя этой логике, диссертант подробно анализирует конкретные направления демократизации основных институтов системы общественного воспитания.

Наряду с этим, в работе отмечается, что для того чтобы процесс демократизации общественного воспитания был успешным и спо- • собствовал становлении человеческой ассоциации, в которой свободное развитие каждого является условием свободного развития всех (К.Маркс), должен быть изжит усеченно-примитивный образ народовластия. Чтобы перестройка политических структур была на практике подчинена целям гуманизации, по мнению автора, необходима' разработка и реализация качественно нового механизма народовластия.Це- . ханизма власти и управления, когда решающее слово будет всегда за народом, ¿согда получат максимальный простор процессы саморегулирования общества. Подробно анализируя составные части и структурные элементы названного механизма, автор вместе с тем, отмечает, что его создание не является самоцелью. Его важнейшая общественная функция - создание максимально благоприятных социально-экономических, политико-юридических и культурно-нравственных условий для реализации сущностных сил человека.

В заключении подводятся итоги исследования, сформулирована основные выводи, даются некоторые практические рекомендации:

- с целью создания социально-продуктивной модели демократического управления обществом необходимо разработать научно обоснованную систему регулятивных принципов организации взаимодействия ' между государственными,' общественными и смешанными формами управления;

- с учетом новой экономической и социальной стратегии развития общества обосновать и внедрить новую структурную политику в области прав человека, которая обеспечивала бы приоритет, личной защищенности, охрану наиболее уязвимых сфер человеческой жизнедеятельности, уточняла границы прежних предметов регулирования;

- опираясь на идею единства политической теории и политичес-

кой практики необходимо сделать предметом специального научного изучения и исследования механизмы действия на личность различных организаций и институтов государственного и общественного управления;

- в целях предотвращения унификации и канонизации какой-либо одной или даже нескольких педагогических систем необходима разработка программы внедрения альтернативных педагогических моделей формирования и развития целостной личности;

- для углубления политических знаний, повышения уровня политической культуры, а также развития других аспектов политической социализации молодежи включить в программу факультативных занятий высших учебных заведений спецкурс "Демократия и личность".

Основное содержание диссертационного исследования отражено в следующих публикациях автора:

1. Демократизация общества а формирование творческой личности // Вопр. науч. коммунизма: Респ. межвед. науч. сб. - Киев, 1930. - Вып. 78. - С. 67-71.

2. Формирование личности в процессе социально-политического творчества // Вопр. науч. коммунизма: Респ. ыэжвед. науч. сб. -

•Киев, 1990. - Вып. 81. - С. 36-40.

3. Диалектика взаимосвязи между социальными противоречиями и воспитанием // Вопр. филос. наук. Вест. Киев, ун-та. - Киев,1990,-Вып. 22. - С. 68-72 (на укр. яз.).

4. Развитие социалистической демократии - важнейшая предпосылка формирования творческой личности. И Тез. докл. конф. "Творчество как предмет философского исследования", 12-13 октября 1989 г. - Каев, 1989. - С. 40-42.

5. Возрастание роли интернационального воспитания в процессе формирования творческой личности // Тез. докл. конф. "Проблемы интернационально-патриотического воспитания студенческой молодежи в свете нового политического мышления", 14-15 декабря 1989 г. -Одесса, 1989. - С. 182-184.

6. Актуализация социально-деятельностного подхода к процессу развития личности // Тез. докл. конф. "Психологическая.наука: проблемы и перспективы", 1-4 марта 1990 г. - Киев, 1990. - С. 2627. .