автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.10
диссертация на тему: Демократическая культура личности (социально-политический аспект)
Полный текст автореферата диссертации по теме "Демократическая культура личности (социально-политический аспект)"
РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСПВШиЙ УНИВЕРСИТЕТ
Специализированный совет Д.063.52.01 по философский наукам
На правах рукописи
БУРША Татьяна Вадераевна
ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ /социально-политачеокий вопе:?т/
09.00.10 - фалософая политика
АВТОРВ&ЕРАТ двссврташш яа оонснанив ученой степени вапдадета философских науп
Роотов-яе-Дону
1992
Работа выполнена на квфедре политологии философского факультета Ростовского государственного университета»
Научный руководитель - доктор философских наук,
профессор
ШПАК В.Ю.
Официальные оппоненты: - доктор философских наук,
профессор
Ведущая организация - Киевский государственный университет
им. Т.Г. Шевченко /кафедра политологи* философского факультета/»
Защита состоится 21 февраля 1932 года в 15.00 часов на заседания специализированного Совета Д.063.52.01 при Ростовском государственном университете по адресу: 344006, г.Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 160, ИПК при РТУ, аудитория 52.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке РТУ /ул. Пушкинская, Т/,о/
СЕМЕНОВ В.С
кандидат философских наук, доцент
КАПЦОВ А.М.
Автореферат
Ученый секретарь специализированного Совета, кандидат философских наук
Курбатов В.И,
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Для совреыенного переходного периода общественной жизни свойственны противоречия становящейся политической демократии, а которой сложно переплелись интересы, политические расчеты, ценности и действия различных субъектов. Осмыслить процесс перестройки объективно невозможно беа соответствую!®« теоретических разработок и научного поиска в области науки демократии с точки зрения диалектики категорий "демократия", "культура", "личность".
Обновление общества остро ставит проблему понимания политической прутики общественной жизни на основе принципов гуманизации и демократизации, научного обеспечения становления демократической культуры трудадихся. Гуманистическая тенденция цроказы-вает демократизацаю управления, процессы выработка, принятия государственных решений, контроля за их выполнением народом в интересах личности.
Научно-теоретическая мысль о дежжратлзыо как живом творчество масс долгна бить возроздена а последоза-гельно развита. Принципиально вояен вопрос о сущности народов,."лс*1:ля как процесса политической активности а культуры народных касс а человека, в котором демократический потенциал личности использовался бы не частично, а всесторонне, и задача обновления общества а государства решались бы путем дальнейшего, последовательного развития демократии, всех её сторон, фора проявлений.
Орактйческа-полйтическая актуальность исследования проблемы становления демократической культуры личности в хода перестройка делает тему доссергаааа общественно необходимой. Практические требован^ перестройка, выдвинув на первое место процессы демократизации общества, создания демократического гуманного обаествй, остро поставили задачу воспитания и образовашш лечностд как носителя демократачеспой культуры, активного субъепта доятельностя.
Сложность исследования состоит в чем, что перестройка ие ыт-зет "задать", иогда политология создаст тзорив демократической пулътура лмчноста. Это необходимый полптическай зама демократических сил ученым. Вместе о тем, практика культурного демократе-
чсского действия, поведения, политической активности личности невозможна без опережающего развития теории культуры как органической части политической демократии и других демократических форм деятельности лодей. Демократическая культура личности возможна как процесс сознательного, деятельностного её образования в ходе обучения людей демократии, в практической демократизации всех сфер общественной жизни в конкретно-исторических условиях общества.
Отсутствие демократической культуры на современном этапе демократизации общества обусловливает тот факт, что борьба между многообразными политическими платформами и программами приобретает облик межличностной борьбы.
Поэтому становление демократической культуры личности реализует политическую задачу как практическую, обеспечивая её необходимыми научно-теоретическими обобщениями, знанием культуры демократизма, её содержания, структуры, функций.
Степень разработанности проблемы. Разработка проблем демократической культура личности и определение механизмов её реального освоения личностью в ходе политической и социальной практики - необходимая часть исследования всего процесса демократизации и культуры советского общества. Поэтому закономерным является все большее внимание к теоретическим разработкам в области становления демократической культуры масс и личности.
Настало время исследования вопросов демократической культуры личности, до настоящего времени не проводившегося. При рассмотрении проблемы культуры этот конкретный вопрос должен занять свое место в структуре научного знания.
Теоретический анализ публикаций обнаруживает неисследован-кость сущности и специфики демократической культуры личности и общества, что указывает на недооценку этой важной сферы социальной, политической и социокультурной деятельности. Процессы демократизации общества и личности не мс^ут успешно протекать без сознательного воспитания демократической культуры личности новых поколений, воспроизводящих и развивающих демократический культурный потенциал общества.
¿ели в 70-е годы категориальный аппарат теории общества обогатился понятием "политическая культура", то во второй половине ЕО-х - начале 90-х годов стало необходимым введение понятия "де-
мократическая культура" на основе обобщения новой практики демократизации и становления демократической культуры личности.
Проблемы формирования и развития политической культуры личности, имеющей свою специфику, истоки, природу, ставились в исследовательских работах Е.А. Ануфриева, В.Н. Амелина, Ф.М. Бурлацкого, А.П. Бутенко, А.Т. Москаленко, Е.Г. Плимака, З.Ф. Сер-жантова, Г.Л. Смирнова, Р.Г. Яновского а других ученых. Значительное и возрастающее внимание исследователи уделяют вопросам культуры личности, ее социальных качеств, свойств личности как политического лидера. Эти проблемы анализировались в различной степени и плоскости, исходя из профессиональных установок авторов. В то вд время среди исследований нет специальных работ, посвященных разработке проблемы демократической культуры личности. Теоретические вопросы демократической культуры личности хотя а начали разрабатываться, но в контексте иных, опосредованно связанных с данной проблемой вопросов теории и практики демократизации советского общества. К числу подобных исследований относятся работы: Амелин В.Н. Нормирование новой политической культуры: эмпирический подход //Научный коммунизм, - 1589. - II; Борисов В.К, Демократизация общества к .-роодолоние бюрократизма /социально-политический аспект/. - i:a-io .МГУ, IS90; Дурлая-кий I',:,:. Новое мшлениз: Диалога и сузденкя о технологической революции и наших реформах. - ¡Л.: Политиздат, 1а69; Бутенко А.П. Современный социализм. Вопросы теории. - .'.!.; Политиздат, 1989; Во-лобуев П. Мужество самопознания /Дрок дает история. - М.: Политиздат, 1963; Демократия в Японии: опыт и уроки /"круглый стол" советских японоведов/. - М.: Наука, 19У1; Лясятерик В., Егоров В. Больше демократии //Урок дает история. - Ы.: Политиздат, 1989; Москаленко А.Т., Сержантов В.&шсл хшзки и личность. - Новосибирск: На^ка, 1989; Пивоваров Ю.С. Заметки о русской политической культуре, еэ расколах, целостности а ее мифах //Новое поли-ТЕческоз глшленлэ я процесс демократизация. - И,: Наука, 1990; Плинак Е.Г. Политическое завещание В.И. Ленина: Истока, оущюсть, выполнение. - М.: Еолитаздат» IS89; Сальгак A.M. Политический процесс з демократия //Соцаальпо-полятическав наука. - 1991. - $ 65 Скэорцоз Л.З, Культура самосознания и формирование нового гума-гшзна //Дрзаа обновлепся. - Ы.: Прогресс, 1990; Фролов И.Т. Единство а своеобразие культуры //Красная книга культуры» -
Искусство, 1989; фурман Д. Наш путь к .вормалъной культуре //Иного не дано» - М.: Прогресс, 1988; Шестопал Е.Б. Личность и политика: Критический очерк современных западных концепций политической социализации. - М.: Мысль, 1988 и другие.
Первоначально понятие "политическая культура личности" и "демократическая культура личности" отождествлялись и между нивш не проводилось различий. Но по мере относительного размежевания политического и демократического процессов возникает потребность вычленения в последнем особого социокультурного среза, выделения демократической культуры личности и общества как особой политической и социальной реальности. Необходима разработка понятийного аппарата научно-теоретического и эмпирического познания демократической культуры, научная разработка понятия "демократическая культура личности" в его социально-политическом теоретическом осмыслении , соответствующем реальной основе обновляющейся общественной и политической жизни. Прежде всего важна разработка данного понятия, его содержания, структуры и функций. Исходным для реалистической постановки исследовательской задачи является уяснение предпосылок, определяющих начало научного поиска. Это исходное состояние - дифф.еренцированность культуры личности и выделение в ней демократической культуры как относительно самостоятельного явления в целостном социокультурном пространстве и времени бытия.
Диссертация является началом теоретического познания условий, предпосылок, противоречий и трудностей процесса становления демократической культуры личности, соответствующих той ступени научно-теоретического поиска, которая связана с уяснением общих определений исследуемого предмета, практикой социально-политической жизни.
Теоретическая и методологическая основа исследования. Важ-иеЕшпми принципами исследования демократической культуры личности являются принципы объективности, историзма и конкретности, фундаментальные теоретические общечеловеческие ценности, возрастающая роль демократии, культуры и личности, их противоречивое единство, отражаемое в системе понятий современной политической теории.
Общеыетодологические диалектико-материалистические принципы определения понятия "демократическая культура личности" актуализируются на основе методологических посылок, разработанных в трудах Е.К. Войзвилло, Э.8. Ильенкова, 3./*ы:иаса. М. Леске, ft1.ii.Ma-
ыардашвили, К. Попа, Г. Редлова, B.C. Семенова, В.II. Фофанова, Г. Штилера а других ученых. Особенно актуальными представляются два методологических теоретических положения:
1. Понятие имеется лишь там, где явление, в нашем олучае "демократическая культура личности", понято не абстрактно, а конкретно, с точки зрения отражения в нем реальных процессов, задействованных в определенной системе взаимодействующей явлений, составляющих некоторое связное целое.
2. Понятие как общее в научном исследовании представлено сначала в виде единого общего /взятого в его собственном единстве, в отвлечении от внутренних различий, существующих во "множество отдельных явлений", от которых это общее отвлечено/, а затем в шде отдельного общего, взятого в его внутренней раз-лаченностй, реалазуемоД через отдельные объекты, процессы его существования. Такая теоретическая конструкция позволяет реализовать эмпирическое на этапе переходного исследования.
Демократизация советского общества исследуется диссертантом с позиции методологии диалектико-материалист;:ческого понимания единства экономики, политики, демократии; и культуры, идей о соотношении политика, экономики и культур-ц. е реальном процессе демократизации. Созидание демократического общества возможно лишь тогда, когда оно обосновано экономически, культурно, основывается на дачном материальном интересе.
В методологическом а содержательно-поисковом отношении представляют интерес исследовательские работы: 2.В. Аграновской, Й.Ао Ануфриева, Г.А. Белова, Л.В. Буевой» А.П. Еутенко, И.В» Ва-fana, й.Г. Волкова, А.Г. Здрзвоанслова, В.В. Дуравлева» В.Ш. Ко-хэноеского, Л,Н. Когана, С.А, Крзвчешсо, Ю.А. Красина, Л.Н. Кру-гловой, В.М. Мэнуеаа, B.C. Семенова, А.П. Чередниченко, В.О. Шпа-sa п другрд ученых.
Цель а задачи диссертационного исследования. Целью диссертации являемся анализ становления демократической культуры лачпо-ста в условиях протаворзчивого переходного периода развитая осззтского общества через раскрытие содержания деаократизируе-ной- общественной кизш в сиотеао обповдшзпщхся обществепяых отно-аоизВ.
Реализация поставленной цела предполагает решение следующих задач:
- рассмотрение диалектико-методологических подходов в исследовании понятия "демократическая культура личности";
- выявление содержания, специфики, элементов понятия "демократическая культура личности";
- раскрытие противоречий и трудностей в процессе становления демократической культуры личности и путей их разрешения;
- анализ значения демократической культуры в практике политического лидера в ходе демократизации управленческих oтнoшeний¿
Решение указанных задач позволит достигнуть цели исследования, обеспечит необходимое для научного поиска приращение научно-теоретического знания и научную новизну результатов работы.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
-впервые в литературе предлагается определение понятия "демократическая культура личности";
- охарактеризованы объективные и субъективные детерминанты демократической культуры личности;
- исследованы противоречия и трудности процесса становления демократической культуры личности, показаны направления их разрешения}
- рассмотрено специфическое содержание демократической культуры в практике'политического лидера и руководителя.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Демократическая культура личности - способ деятельности человека, реализующего практическую включенность его как субъекта управления и регуляции народовластия в систему общественных отношений, выражения интересов социальных общностей людей.
Понятие "демократическая культура личности" характеризует деятельность по освоению, созданию, потреблению и применению норм, традиций, ценностей культурно-демократической природы. Демократическая культура личности - это механизм деятельности человека для достижения общественно значимых целей, отражающих интересы людей на основе индивидуально-культурного свободного самовыражения и действия.
2. Определение содержания демократической культуры личности объективно детерминировано реальными условиями общественного и политического культурно-демократического бытия коллектива, региона, страны, цивилизации, конкретно-исторической ступенью развитая общества и личности, общекультурной зрелости индивида.
3. В аксиологическом личностно-индавагуяльиом аспекте яемо-
кратическая культура личности может быть определена как совокупность ценностей и норм /свободы, справедливости, прав и обязанностей, ответственности, самосознания и других/, способ их деятель-иостной самореализации в системе социальных, политических, экономических, правовых и социокультурных отношений людей, базирующихся на раскрытии индивидуальных возможностей и способностей человека.
4. Познание демократии как одной из высших ценностей цивилизации и культуры предполагает культурность человека. Демократическая культурэ личности становится для индивида реальность») при наличии знания о демократии, личного демократического опыта, развивающейся индивидуальной свобода выбора, самоопределения, самоуправления, ;'.а!.:01:денти1|икации с демократическими действиями социальных ободостей людей.
5. Противоречия становления демократической культур« яичнои-га: различие демократических тенденций и реального состояния культуры личности; противоречие между старым и новым в становлении демократической культуры; внешние а внутренние противоречия; противоречие между обезличиванием а персоналазироамжем в становлении демократической культуры личности; противоречия между :{юр~ ладьиоЯ и содержательной стороной деятел;>т:ста л личностном измерении демократического процесса; структур-,ie противоречия между элементами демократической а недемократической культуры; противоречие между объективным требованием высокой внутренней духовнос-;а, уровнем развитая культуры и интеллекта личности и их реальный 1е|ацитоы; социально-гносеологические аспекты противоречий лач-юго познания демократической культуры ц их отражение в структуре ¡ознанкя личности и другие.
6. Развитие демократической культуры личности как раэрешенив [ротиворечий её становления предполагает: проведение раданальной ксноилческой и политической ре^ора; всесторонним демократизацию сех сфер общественной жазни; развитие лачноИ инициативы, пред-раамчовостн н самоуправления в сфере материального производства, тииуляруищее преодоление отчуждения человека от культуры податн-ескях и демократических пропессоз в общество; развитие рыночных тноиенпй как необходимого условия становления грааданского обще-тва; шароиуз постановку обучения граждан современный норлаа а енностям демократической культуры личности, освоение основ пола-
тологических знаний в области теории и практики политической демократии и её культуры.
7. Содержание демократической культуры личности уясняется в системе политической деятельности в соотношении с конфронтацион-ной демократической культурой личности. В переходный период развития общества от тоталитаризма к демократизму постепенно формируются политические и другие механизмы, позволяющие преодолеть демократическую культуру конфрштационности.
8. Демократически культурная личность как деятельный субъект участия в политической и общественной деятельности ориентирована на активное включение в политическую демократическую деятельность в ходе самостоятельно, свободао принимаемых и ответственно реализуемых гласных решений, выработанных на основе коллегиальности, открытости, широкой информированности и направленных на утверждение последовательно гуманного и научно обоснованного демократического механизма народовластия и самоуправления. Объективно обусловленные и субъективно детерминированные, выраженные качества политического лидера я руководителя в системе власти характеризуются демократической культурой и соответствующими ей методами, принципами и стилем деятельности.
Теоретическая и практическая значимость работы. Диссертационное исследование дает приращение научно-теоретического знания в форме раскрытия содержания понятия "демократическая культура личности", теоретических выводов и обобщений, имеющих эвристическое значение для продолжения научного поиска по данной проблеме. Выводы работы позволяют объективно оценивать характер деформаций, которым подверглось обществознание в период бюрократического, административно-командного управления наукой. Проведенный анализ может способствовать преодолению негативных тенденций в развития теории и практики демократической культуры личности, разрешения противоречий её становления.
Теоретические обобщения исследования применимы к разрешению противоречий образования и воспитания демократической культуры личности в процессе реформы высшей школы, её демократизации, в восстановлении демократической культуры как составляющей общего процесса возрождения демократии и культуры.
Содержание, выводы и обобщения диссертационного исследования дозволяют разработать вузовский спецкурс по теме "Демократическая культура личности".
Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования апробированы на Всероссийской научно-практической конференции "Проблемы и перспективы развития политических наук в вузах России" /г. Ростов-на-Дону, 1991 г./, на региональных научных конференциях "Великая Октябрьская социалистическая революция и реяе-ние социальных проблем на Северной Кавказе" /г. Грозный, 1987 г./, "Совершеаствавание социалистического самоуправления народа" /г. Ростов-на-Дону, 1969 г./, "Демократическая культура личности и коллектива" /г. Ростов-на-Дону, 1990 г./, "Наследие В.И.Ленина и новое видение социализма" /г. Ростсш-на-Дрну, 1990 г./, "Кряте-рал социалистачности" /г. Ростов-на-Дону, 1991 г./.
Диссертация обсуздзлась на семинаре аспирантов кафедры пола-тологин, на заседания кафедры политологии философского факультета Ростовского государственного университета.
Объем к структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав я заключения. Объем работы юг страницы нааиношсного текста. Список литературы включает 268 наименований.
ОСНОВНОЕ СОДаРНАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во введении обосновывается актуальность тены исследования, рассматривается степень ее научной разработанности, определяется цель и задача исследования. Указывается научная новизна, излагаются основные' положения, выносимые на зацату, определяются теоро-тико-методологичесяие основы исследования, отражается прахтячео-яая и теоретическая значимость работы.
Первая глава "Определение понятия "демократическая культура личности"" гкдачает характеристику объективного состояния демократической культуры в обществе переходного периода, и на базе этого выявляется предметность научного поиска. Ситуация харантерззу-ется как слояяал, противоречивая, требующая преодоления состсянея демократического невежества, бескультурья посредством развитая культурно-.шчносткого аспекта политической демократия.
Демократическая культура личности как понятие выражается в многообразии определений, подходов к нему. Определявшая срсдд них явля^тоя деятельностныЯ подход, оснсвандыД на обззчелозечес-ках ценк' стях. Прогресс демократической культугч лечнсста ораея-тврован на общечеловеческие интереса и ценности, непосредственно связанные с достихенаяма демократии в эволспйд страды, рггясмэ.
а также открыт их движению в цивилазоваиние мдровые связи,
В перлол главе определяются ¿¡сходные посылки анализа, устанавливаются общие теоретические основания познания предмета исследования. Личностное содержанке демократии связывается со строго определенным выбором и применением терминологии. Обобщено многообразие подходов к определению-культуры, рассмотрено соотношение политической, социальной, правовой, демократической культуры в исторической реальности бытия культуры субъектов.
В главе демократия рассматривается не как средство, а как основной способ социализации личности, способ существования самоуправляемого общественного и политического организма. Демократия -это самоуправление народа, имевшее личностное измерение, развитие личности аз состояния объекта в творческий субъект управления. Овладение личностью демократической культурой предполагает развитие демократии как способа существования и деятельности свободных субъектов, освоение демократического опыта, демократических механизмов в управлении и самоуправлении. Народ с общественной в качестве относительно самостоятельного феномена выделяется личностная форма демократической культуры. Таким образом, утверждается самостоятельное значение фактора демократизации личностной хизни как необходимого условия и средства созидания политических свобод в общественной и индивидуальной деятельности.
Демократия выступает форлой, способом существования культуры общества и личности и в то же время факторов ее развития. Вне культуры демократизация невозможна, как невозможна демократия вне культуры личности. Объективная необходимость в демократии как способе социально-политического развития активности иародних ыасс и личности отракает органический тип связи меаду демократической культурой и совершенствованием социальных, политических и социокультурных отношений, меру адаптации демократии к культуре и культуры к демократии общества и личностя.
В первой главе диссертации дан теоретический анализ вдей западных политологов К. Дефора, И. Парентн, советских ученых: Соловьева Э.О., Малыгиной Т.А., Токаревой Т.К., Розина A.B., Красина Ю.А., Скворцова Л.В., Еиблера B.C. и других по исслодуеиой проблеме.
В работе анализируется соотношение понятий "демократия" а. "культура", "политическая культура" и "демократическая культура".
"демократическая культура" и "культура демократизма". Культура есть базис демократии. Культурный аспект демократии более все-сторояен, чем политический. В понятии "политическая культура" конкретизирован политический аспект содержания культуры личности, отражены политико-властные отношения и формы политической деятельности субъектов. Специфика демократической культуры личности состоит в том, что эта деятельность выражает властные отношения в различных сферах общественной жизни в соответствии с демократическими способами, механизмами и процедурами участия в выработке решений в интересах большинства трудящихся. Это -деятельность, обеспечивающая осознанную практическую защиту и реализацию прав и свобод личности, соответствующая демократическому опыту, нормам и ценностям.
Личность созидэет те или иные культурно-демократические нормы и ценности. Критерием достигнутого уровня демократической культуры личности следует считать то содержание, которое вошло в повседневную норму, привычку политического деятеля, личности демократического типа, что образовало внутреннюю потребность личности как стремление и ориентацию на культуру демократизма.
Современная демократическая культура характеризует степень освоенности людьми исторически наиболее развитых форм демократии, выработанных человечеством.
Демократическая культура личности - это способ деятельности человека для достижения общественно значимых целей, отражающих интересы людей на базе индавидуально-культуриого свободного самовыражения и действия»
В главе дзется определение демократической культуры личности в аксиологическом и личностно-индивидуальном аспекте: это -совокупность ценностей /свобода, справедливости, прав и обязанностей, ответственности и самосознания и др./ и способ их реализации п системе социальных, политических, социокультурных отношений лодей, базирующихся на раскрытии индивидуальных возможностей II способностей человека.
Демократическая культура личности - это знания, идеи, оценки, мотив» п социально-политические уотановки, лечащие в основе активнее социально-политического поведения /поступков, ;чйстяий, арлнйтм рсдошЯ/, демократически направленная з.уолеятольнссть челоявчл.
Таким образом, демократическая культура личности - способ деятельности человека, реализующего практическую включенность его как субъекта управления и регуляции народовластия в систему общественных отношений> выражения интересов социальных общностей людей.
Понятие "демократическая культура личности" отражает противоречивость становления культуры демократического общества. В связи с этим встает задача исследования противоречий в становлении демократической культуры личности.
Вторая глава - "Противоречия процесса становления демократической культуры личности и пути их разрешения". Эта глава посвящен а анализу противоречивого процесса перехода от безличного состояния политической и общественной систем к качественно новому, дающему простор становлению демократической культуры личности. Исследование обосновывается методологией всестороннего подхода и конкретно-исторического анализа. Выделяется основное противоречие становления демократической культуры личности как противоречие между объективным требованием демократизации общества в соответствии с радикальными преобразованиями в политике и экономике и наличным состоянием демократической культура личности.
На материале эмпирически фиксируемых практических трудностей, дефицита культуры в воспитании и образовании обосновывается необходимость культурно-демократических образцов политического и демократического поведения, которые предстоит выработать граадз-нам демократического общества, В переходный период проявляется организующий, интегральный, восстанавливающий характер культуры в противоположность конфроптационноыу.
Демократическая культура личности противоречива в самой себе, в своэы саморазвитии, в противоречиях демократии и бюрократии демократии и анархии, демократии в охлократии, культуры демократии и консервативной политической культуры, демократии а авторитаризма, демократия и популизма, демократии и днсцпплшш, общественного порядка, культа личности а демократической культура личности а.других.
В главе выделяются противоречия становления демократической культуры личности: противоречие ыеаду старым и новым; внешние а внутренние противоречия; противоречие ¡иеаду обезличиванием и пер-
сонализированием; противоречия между формальной и содержательной стороной деятельности в личностном измерении демократического процесса; структурные противоречия меяду элементами демократа^ ческой и недемократической культуры; противоречия между объективным требованием высокой внутренней духовности, уровнем развития культуры и интеллекта личности и их реальным дефицитом; социально-гносеологические аспекты противоречий личного познания демократической культуры и их отражение в структуре сознания личности и другие. В работе отмечается необходимость их дальнейшего познания, которое будет способствовать теоретическому и практическому освоению механизмов управления процессом становления демократической культуры личности ¡в обществе.
Диссертант полагает, что ¡в ¡контексте идея, выдвинутой Д.С»Лп-хачевым в пользу долгосрочной концепции развития культуры, включая государственную, в нее 'Необходимо ввести раздел "Демократическая культура личности"* Декларацию защиты прав культуры следует дополнить Декларацией прав, свобод и обязанностей демократически культурной личности. На основе культурных достижений теории и практики демократии нашему обществу необходима разработка долгосрочной концепции по развитию демократической культуры личности и Декларации защиты прав демократической культуры.
Во второй главе диссертации отмечается, что противоречия в демократической культуре личности проявляются в соотношении реальных возможностей активного участия индивида в демократических выборах, в проведении в жизнь государственных законов, в реализации я развитии самоуправления в трудовых коллективах я действительного, фактического участия личности в деле демократизации всех сфер общественной жизни. Каждый гражданин потенциально - деятельный субъект демократизации, но реализуется этот потенциал по мере развития демократической культуры личности. Она внракастся в том, что: люда отвыкли от самостоятельности я ответственности в принятии решений; при верной критике различных звенья управления допускаются элементы демагогии, негатив-но-оскорЛг..ильные оценки и т.д.; отсутствует культура живого человеческого общения, обсуждения конфликтны:-: ироолем; отсутствуют несводимые для адекватного поведения в складывавшейся культу рн «-^пиократической среде знания, политическое, гушаз-тарное., дедек^льтурное образование и т.д.
В целях разрешения противоречий становления демократической культуры личности в обществе необходимо: I/ проведение политической и экономической реформ в их взаимообусловленности, демократизирующих общественную жизнь; 2/ всесторонняя демократизация образования, без чего невозможно формирование демократической культуры личности; 3/ развитие демократической культуры людей в трудовых коллективах, в сфере материального производства, стимулирующее преодоление отчуждения человека от политических и демократических процессов в обществе; 4/ обеспечение широкой постановки обучения трудящихся, владеющих знаниями в облает современных достижений развития демократической кулм-ури, общецивилизованными нормами а ценностями демократии и культуры.
Третья глава - "Развитие демократической культура политического лидера и руководителя". 3 этой главе рассматривается становление демократической культуры политического лидера и руководителя в политической, и управленческой деятельности. Исследование демократической культуры лидера не ограничено только областью политической демократии. Рассмотрены дискуссионные вопросы соотношения лидерства и руководства в контексте становления демократической культуры личности» В этой связи, по мнению диссертанта, правомерно, наряду с терминами "политическое лидерство" и "общественное лидерство", введение термина "демократическое лидерство".
Проделанный в диссертации теоретический анализ становления и развития демократической культуры личности в практике политического лидера делает более понятными процессы дезорганизации, сопрягаемые в обыденном сознании со словом "демократизация". Подход к практике политического лидера с критериями демократической культуры личности позволяет по-новому осмыслить некоторые вопросы генезиса культа личности и административно-командной системы управления. Политологический анализ практики политического лидера позволяет выявить новые аспекты возникновения а развития демократяческо" культуры руководителей, охарактеризовать демократический стиль руководства в протавополоззссть авторитарному, командному, определив их критерии. Научно-теоретическое осмысление становления демократической культуры политического лидера в контексте практических проблем стимулирует реализацию механизмов основной задача де«окрчтвэацаи власти - про-
вращения ее во власть трудящихся, в самоуправление народа, преодоление отчуждения масс от власти и политики.
В современник условиях актуализируется теоретическое понимание лидером состояния 'и уровня его демократической культуры в повседневной практической работе, а не только в сферах "высокой полигики", в работе, которая учит трудящихся управлять, развиваться как субъектов самоуправления.
Диссертационное исследование позволяет сделать вывод о том, что получить возможность развивать демократическую культуру личности и стать лицом-носителем такой культуры - не одно и то же. Приходится вырабатывать новую психологию, новое демократическое мышление, формировать умения и способности политического лидера демократического типа действовать и мыслить действительно демократически, коллективистски, реализуя своими активными политическими методами принципиальный тезис о переходе власти из состояния "власти для трудящихся" в бытие "власти через трудящихся", в самоуправление народа.
Культура стиля руководства и лидерства может быть демократической, включающей элементы становящейся демократической культура личности, и недемократической: авторитарной, командной, административной, бюрократической, консергативной, тоталитарной. Без теоретического осмысления проблем становления демократической культуры личности в практике политического и неполитического лидера невозможно сознательное управлений тенденциями демократизации' общественной жизни.
Демократически культурная личность как сознательный деятельный субъект ориентирована на активное включение в политическую и демократическую деятельность, в выработку и принятие государственных и общественных решений, в их практическую реализации, деятельность демократических институтов. Это - сознательная ориентация лидзча демократического типа, непосредственно связанная с утверкде.чййм последовательного, научно-обоснованного механизма народовластия и власти лидера как субъекта демократической культуры. Лидер как субъект демократической культуры ориентирован на развитие гласности, открытости, на коллегиалыоеть и коллективизм в вырэботкг решений государственно!! л общественной деятельности различного уровня при его персоналгнсЗ ответственности.
Становление демократической культуры политического лидера а руководителя в теории и на практике - один из факторов создания реального механизма культурно-демократического практического народовластия, которому соответствует личностно-культурный демократический потенциал граддан.
В заключении диссертации автор подводит итоги исследования, определяет некоторые направления дальнейших исследований.
По теме диссертации опубликованы следующие работы:
1. Возрастающая роль политической культуры в культуре каждой социалистической нации и народности //Великая Октябрьская социалистическая революция и решение социальных проблем на Северном Кавказе: Тезисы докладов и сообщений на региональной научной конференции. - Грозный, 1987. - /0,1 п.л. В соавторстве/.
2. Опыт политической культуры и развитие национальных отношений народов Северного Кавказа //Великий Октябрь и дружба народов. - Ордаоникидзе, 1988. - /0,5 п.л./.
3. Демократическая культура социалистической личности. -Ростов-на-Дону: Знание, 1989. - /I п.л. В соавторстве/.
4. Проблемы демократической культуры личности в ленинском теоретической наследии //Наследие В.И.Ленина и новое видение социализма: Тезисы докладов научно-теоретической конференции. -Роотов-на-Дону, 1990. - /0,15 п.л./.
5. Становление соцаалистичности в демократической культуре личности //критерии социалистичности: Тезисы докладов научно-теоретической конференции. - Ростов-на-Дону, 1931. ~ /0,15 п.л./.
6. Об изучении теории демократия как условии формирования • демократической культуры личности //Проблемы и перспективы развития политологии в вузах России: Тезисы докладов Всероссийской научно-практической конференции» - Ростов-на-Дону, 1991. -/0,2 п.л./.
7. К вопрооу о традициях ленинской концепции демократической культуры личности //Демократическая культура личности и коллектива. - Ростов-на-Дрну: Изд-бо Ш, 1991. - /0,4 п.л./.