автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему:
Социальное творчество в историческом процессе

  • Год: 1984
  • Автор научной работы: Бенин, Владислав Львович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.01
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Социальное творчество в историческом процессе'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Бенин, Владислав Львович

Введение.

Глава I. Природа социального творчества.

§ I. Объективные условия социальной активности.

§ 2. Становление социального субъекта.

§ 3. Влияние социальных условий на формирование субъектов социального творчества на личностном уровне.

Глава П. Роль социального творчества в развитии общества.

§ I. Социальное творчество в антагонистических формациях.

§ 2, Диалектика социального творчества в социалистическом обществе.

 

Введение диссертации1984 год, автореферат по философии, Бенин, Владислав Львович

Понятие "социальное творчество" к настоящему времени стало установившимся и довольно широко употребляемым в советской философской литературе. Однако можно утверждать, что применительно к проблематике исторического материализма данное понятие все еще носит довольно неопределенный характер и рассматривается скорее как нечто само собой разумеющееся. Необходимость же анализа социального творчества как явления, качественная специфика которого определяется его общественно-историческим характером, раскрытия его механизмов в общесоциологическом плане к настоящему времени стала насущной. Своевременность подобной постановки проблемы определяется как тем, что "в современной исторической ситуации насущнопрактическое содержание проблемы творчества выражается наиболее полно как раз на уровне ее философского "среза": именно всеобщее измерение проблемы предстает носителем ее живого конкретно-исторического смысла"^, так и тем, что без подобного анализа вряд ли можно представить создание единой теории творчества, потребность в которой уже не вызывает сомнений. Нельзя не согласиться с авторами книги "Творчество и социальное познание" в том, что общая теория творчества ". необходима и для успешного развития частнонаучных исследований, нуждающихся в прочной опоре на диалектико-материалистическую методологию, являющуюся объективным выражением революционной, творчески-преоб

I. Ленинская теория отражения в свете развития науки и практики, т.1. Отражение, познание, творчество. София, 1981, с.671. разующей деятельности"^.

Актуальность темы исследования продиктована и насущными потребностями конкретной практики коммунистического строительства в условиях зрелого социализма. "Нет и не может быть задачи более высокой, - подчеркивалось на июньском /1983г./ Пленуме ЦК

КПСС, - чем поднять каждого человека до уровня творца собствено ной судьбы, творца истории.

В Отчетном докладе ЦК КПСС ХХ1У съезду партии отмечалось, что главную задачу экономической политики партии не следует понимать только как узкоэкономическую. "Вопрос ставится значительно шире - о создании условий, благоприятствующих всестороннему развитию способностей и творческой активности советских людей, всех трудящихся, то есть о развитии главной производительной сио лы общества". ХХУ съезд КПСС подтвердил, что решение задач экономического, социально-политического и культурного развития страны рассматривается партией как средство воспитания всесторонне и гармонично развитого человека - человека-творца нового коммунистического общества. ХХУ1 съезд КПСС подчеркнул значение дальнейшего повышения активности народных масс в решении задач коммунистического строительства, особо отметив, что прочной гарантией успешного претворения в жизнь планов партии является живое творчество масс, вдохновляемых великими идеалами коммунизма, направляемых и организуемых партией^. Это показывает, что проблема социального творчества, ее социально-философское

1. Творчество и социальное познание. М., 1982, с.5.

2. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14 - 15 июня 1983 г. М., 1983, с.66.

3. Материалы ХХ1У съезда КПСС. М., 1972, с.41.

4. См.: Материалы ХХУТ съезда КПСС. М., 1981, с.77, 129. исследование приобретает сегодня принципиально новое, актуальное г звучание и волнует не только исследователей-теоретиков, но и ( практических работников - производственников, партийных и советских руководителей, ибо, как отмечалось на ноябрьском /1982г./ Пленуме ЦК КПСС, творчество в современных условиях все более наполняется и конкретным экономическим содержанием*.

Диалектико-материалистическое осмысление и описание феномена социального творчества имеет методологическое значение для развития исторической науки. Оно непосредственно связано и с практикой воспитательной работы, а потому представляет определенный интерес для педагогов.

Актуальность темы исследования обусловливается также тем, что вопрос творчества был и остается полем непримиримой борьбы между материализмом и идеализмом, представленным ныне в теориях творчества философии жизни, герменевтики, феноменологии, экзис- ( тенциализма, в учениях М.Хайдеггера, Э.Гуссерля, В.Дильтея и других^. Диалектико-материалистическая разработка категории "социальное творчество" важна как для опровержения идеалистических теорий, так и для практики борьбы с различного рода субъективистскими и волюнтаристскими концепциями понимания исторического процесса.

1. См.: Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 22 ноября 1982 г. М., 1982, с.II. Отметим, кстати, что в советской науке уже есть первый опыт исследования экономической значимости творческой активности народных масс /см.: Шемякин П.А. Экономическая роль творческой активности трудящихся в период развернутого строительства коммунизма: Автореф. дисс. . канд. эконом, наук. М., 1964/.

2, См.: Губин В.Д. Критика современных буржуазных теорий творчества. Харьков, 1981.

Сфера употребления понятия "творчество" чрезвычайно широка. Оно используется как для качественной характеристики человечес- ' кой духовной деятельности /Ф.Т.Архипцев, Г.С.Батищев, В.И.Бело-зерцев, В.С.Библер, Л.С.Воженова, В.Н.Веселовский, С.С.Гольден-трихт, Г.Л.Ермаш, А.М.Коршунов, В.В.Монтатов, Т.Павлов, М.Н.Рут-кевич и др./, так и для объяснения определенной совокупности психических механизмов, реализующих типы этой деятельности /М.С.Бер-нштейн, А.С.Брушлинский, А.С.Кармин, Е.П.Хайкин, Б.М.Кедров, А.Н.Леонтьев, А.Н.Лук, Я.А.Пономарев, С.Л.Губинштейн, Б.М.Теплов и др./. Вместе с тем ограниченность таких употреблений данного понятия в настоящее время достаточно очевидно. Творчество как интегральная характеристика человеческой деятельности - "специ- , фический вид социального действия"* - присуще не только ее духовным проявлениям. В еще большей степени оно может быть отнесе-* но к социально-преобразующей деятельности людей - носящей характер диалектического отрицания деятельности, позволяющей социальному субъекту осуществлять переход от настоящего к будущему, от наличного к желаемому общественно-экономическому состоянию. Исследование этой деятельности как определенного вида творчества - ^ социального творчества - и составляет предмет настоящей работы.

Однако, несмотря на глубокую разработку в марксистско-ленинских философских исследованиях вопроса о роли народных масс в истории и значительное повышение в последние годы интереса к проблеме творчества, категории "социальное творчество" уделено недостаточное внимание. Можно сказать, что проблема социального творчества вплоть до настоящего времени рассматривалась преимущественно в работах по научному коммунизму и прикладной социологии.

I. Ленинская теория отражения в свете развития науки и практики, т.1, с.603.

Специфика этих исследований определила и их предмет - формы проявления социального творчества в условиях социалистического общества. При всей значимости исследования данных вопросов, недостаточность ограничения проблем социального творчества только ими очевидна.

Вряд ли можно считать плодотворными для решения проблемы социального творчества и методологические принципы ряда авторов /А.Ахиезер, Я.А.Пономарев, В.Цонев/, позволяющие им распространить понятие творчества на всю природу в целом, превратив его в атрибут материи, и изъять тем самым из социального контекста. Действительно, творчество в масштабах общества не сводится к простой сумме конкретных творческих проявлений отдельных индивидов. Количественное увеличение субъекта творчества в общественных масштабах приводит к качественным изменениям, делая творчество общества неаддитивным /не сводимым к сумме составляющих/ целым составляющих его элементов. Но, верно подметив принципиальную несводимость творчества в обществе к простой сумме индивидуальных творческих проявлений, сторонники атрибутивной точки зрения не учли того, что творчество - суть несуммативное целое индивидуального, группового и т.д. творчества, переход количественных изменений в качественные, выходящие за рамки отдельно взятого человека, но не общества в целом. Между тем творчество не есть активность изолированного индивида, а производительная сила общественного труда, проявляющаяся лишь в совокупной деятельности людей.

Принципиальные положения, выступающие в качестве методологической основы анализа поставленной в диссертации проблемы, содержатся в произведениях классиков марксизма-ленинизма, документах КПСС, речах и статьях руководителей Коммунистической партии Советского Союза и Советского государства. К тлеющим методологическое значение следует, по мнению диссертанта, отнести и ряд работ советских философов, специально рассматривающих методологические принципы марксизма.^

Существующую научную литературу, связанную с исследуемой в диссертации проблемой, можно разделить на три группы. К первой из них относятся работы философов, исследующих теоретические проблемы творчества в общеметодологическом плане /в частности -в контексте проблемы отражения/. К ним относятся труды В.С.Биб-лера, Ст.Василева, Н.А.Венгеренко, Г.А.Давыдовой, А.М.Коршунова, Т.Павлова, В.Н.Пушкина, М.Н.Руткевича и др. Данные исследования позволили диссертанту принять в качестве исходного пункта его работы два тезиса: а/ в самом широком смысле слова творчество есть совокупная деятельность субъекта, протекающая в исторически определенных формах как прогрессивный процесс и представляющая единство ма

2' териальной и духовной деятельности ;

1. Абульханов Р.Ф. Принципы общественной организации производства /теория общественной формы труда К.Маркса/. M., 1982; Бережной Н.М. Проблема человека в трудах К.Маркса. M., 1981; Вазюлин В.А. Логика "Капитала" К.Маркса. M., 1968; Кузьмин В.П. Принцип системности в теории и методологии К.Маркса. 2-е изд.,М., 1980; Махов A.C. Ленинская методология социального познания. М., 1974; Проблема человека в "Экономических рукописях 18-57 - 1859 годов" К.Маркса. Ростов-на-Дону, 1977; Розенталь М.М. Диалектика "Капитала" К.Маркса. M., 1967; Ро-зенберг Д.И. Комментарии к "Капиталу" К.Маркса. M., 1983.

2. См.: Коршунов A.M. Отражение, деятельность, познание. М., 1979, с.183. б/ творчество в исторической перспективе становится органическим активно-личностным фактором человеческого труда независимо от его конкретно-предметного содержания^.

Ко второй группе работ относятся исследования проблем роли народных масс в истории, в особенности - их роли в строительстве социализма и коммунизма. Это работы Г.С.Арефьевой, Г.К.Ашина, В.Х.Беленького, Г.Е.Глезермана, В.Ж.Келле, М.Я.Ковальзона, В.А.Кузина, Х.Н.Момдясяна, Б.Ф.Поршнева, В.П.Тугаринова, П.Н.Федосеева, А.С.Ципко и др. Исследования названных авторов позволили подойти к проблеме социального творчества в историческом процессе с учетом того, что целостный подход к истории немыслим без анализа активности субъекта исторического действия и этот активный субъект с необходимостью обнаруживает себя при рассмотрении истории как результата деятельности^: что "активной силой общественной практики - будь то материально-производственная или социально-преоб-разукицая, - носителем действия является преследующий определенные цели субъект /разрядка моя - В.Б./"3.

Разумеется, правильно раскрыть поставленную проблему нельзя и без учета работ, в центре внимания которых стоят вопросы всестороннего творческого развития личности, человека в единстве его деятельных сущностных сил. Они и составляют третью группу исследований, необходимых для разработки проблематики социального

1. См.: Давыдова Г.А. Творчество и диалектика. М., 1976, с.60;'

2. См.: Келле В.Ж., Ковальзон М.Я. Теория и история. /Проблемы теории исторического процесса/. М., 1981, с.119.

3. Марксистско-ленинская теория исторического процесса. Исторический процесс: действительность, материальная основа, первичное и вторичное. М., 1981, с.212. творчества. В работах С.С.Батенина, Г.С.Батищева, Л.П.Еуевой, Ю.Н.Давыдова, А.Г.Мысливченко, И.С.Кона, Г.Л.Смирнова, Т.Ярошев-ского и др. убедительно доказано, что при социализме активность личности, ее инициатива, творчество и самодеятельность стали объективным требованием самих социальных функций*.

Однако в целом внимание, уделяемое общесоциологическому анализу социального творчества в советской философской литературе, все еще не соответствует теоретическому значению и практической роли данного явления в истории. Так, недостаточно выявлено общественно-преобразующее значение социального творчества в историческом развитии человечества, его неразрывная связь с силами социр ального прогресса . Практически отсутствуют попытки выявления конкретно-исторической природы данного явления и наполнения общественно-историческим содержанием понятия "альтернатива творчесь тва". Содержание же последнего понятия вообще крайне неопределенно.

Современная социальная практика выдвигает ряд новых аспектов проблемы социально-преобразующей деятельности, разработка которых имеет важное значение. Настало время целостного рассмотрения социального творчества в аспекте диалектико-материалистичес-кого учения. Под целостным рассмотрением понимается система взглядов, которая в логике своих понятий отражает действительную логику возникновения, существования и развития данного феномена. Разумеется, создание такой системы под силу только коллективу исследователей. В настоящей работе предпринята попытка определить лишь общие основания решения этой проблемы в рамках диалектико

1. См.: Батенин С.С. Человек в его истории. Л., 1976, с.284.

2. См.: Вопросы философии, 1978, № 8, с.178. материалистического понимания сущности социального творчества. Этим и определяется объект исследования - социальное творчество, его природа, конкретно-исторический характер и роль в развитии общества.

Осуществление общесоциологического анализа социального творчества в качестве первого шага предполагает выявление материально-исторических детерминантов данного явления, механизмов его действия и диалектики развития. Поскольку решение всех этих задач выходит за рамки одного диссертационного исследования, настоящая работа имеет цель рассмотреть лишь некоторые вопросы объективной обусловленности и конкретно-исторической специфики социального творчества.

Конкретные задачи диссертации состоят в следующем:

- определение объективной детерминированности социальной активности непосредственных производителей как основы их социально-преобразующей деятельности;

- анализ общих закономерностей процесса формирования социального субъекта;

- изучение специфики проявления социального творчества в антагонистических общественно-экономических формациях и в условиях социалистического общества.

В диссертации проблема социального творчества рассматривается в ее связи с общеметодологическими проблемами исторического материализма. В этом плане представляются не нашедшими еще достаточного освещения в научной литературе следующие моменты работы, составляющие ее научную новизну:

I/ выявление специфики социально-преобразующей деятельности на каждом из этапов исторического развития общества, установление зависимости между социально-экономической формой организации труда и этапами становления субъектов социально-преобразующей деятельности;

2/ определение специфики социального времени через господствующую в обществе систему социально-детерминированных целей, имеющих качественную специфику на каждом этапе исторического развития;

3/ рассмотрение приобщения той или иной общественной совокупности индивидов к деятельности по выработке и реализации социальных целей как основополагающего момента становления социального субъекта.

Одновременно в диссертации подчеркивается необходимость рассмотрения социального творчества как диалектического единства процесса и результата. Обособление и абсолютизация этих сторон социального творчества приводят к значительным гносеологическим трудностям. Игнорирование как процессуальной, так и результативной сторон социального творчества приводит к тому, что теряется специфика данного феномена как общественного явления.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что она углубляет современные представления по проблемам творчества и роли народных масс в истории, открывает новый аспект воспитания всесторонне и гармонично развитой личности. Ее практическая значимость определяется полученными в процессе исследования результатами, которые могут быть использованы:

- в разработке общеметодологических основ познания социальных явлений;

- в преподавании курса исторического материализма /в особенности в темах "Сущность материалистического понимания истории",

Социальная революция", "Роль народных масс и личности в истории"/, а также частично в курсе научного коммунизма и спецкурсах;

- в практике идеологической и пропагандистской работы для критики немарксистских обществоведческих концепций;

- при решении практических задач формирования всесторонне и гармонично развитой личности коммунистического общества.

Материалы диссертации были использованы автором в работе со студентами филологического факультета МГУ им.М.В.Ломоносова, а также со слушателями факультета повышения квалификации руководителей школ и органов народного образования Башкирского государственного педагогического института.

Апробация основных положений и выводов исследования осуществлена в опубликованных автором статьях и тезисах, а также в выступлениях на научной конференции "Ломоносовские чтения", посвященной ХХУТ съезду КПСС в МГУ им.М.В.Ломоносова /г.Москва, апрель 1981г./; на Восточно-Сибирской региональной научно-теоретической конференции "Взаимодействие природы и общества как комплексная проблема науки и практики" /г.Чита, сентябрь 1981г./; на конференции молодых ученых Московского университета и вузов социалистических стран "Развитой социализм и природопользование" /г.Москва, октябрь 1981г./; на П Тульской областной конференции молодых ученых и специалистов по проблемам общественных наук /г.Тула, январь 1982г./; на научной конференции "Ломоносовские чтения", посвященной 60-летию образования СССР в МГУ им.М.В.Ломоносова /г.Москва, апрель 1982г./.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Социальное творчество в историческом процессе"

Проведенный в настоящей диссертации анализ места и роли со циального творчества в историческом процессе позволяет сделать следующие выводы,

1, Социальное творчество есть носящая характер диалектичес кого отрицания деятельность, позволяющая социальноглу субъекту осу ществлять переход от настоящего к будущему, от наличного к потреб иощ общественно-эконо^лическоглу состоянию. Субъектом этой деятель ности выступают определенные кошфетно-исторические общности лю дей,

2, Превращение определенной общности людей в субъекта соци ального творчества происходит посредством ее приобщения к целепо лагающей деятельности, направленной на изменение общественной жизни, В зависимости от уровня общественного развития процесс со циального творчества протекает неодинаково. В антагонистических обществе^шо-экономических формациях субъектом социально-преобра зующей деятельности выступают господствующие классы, осуществля ющие целеполагание и целереализацию в общественно-политической сфере. При этом развитие общества /общественный прогресс/ осущес твляется стихийно; выражением этой стихийности на данном уровне исторического развития общества является противоборство индивиду альных, групповых, сословных, классовых целей.3. На любой стадии общественного развития реальным творцом истории выступают непосредственные производители. Однако в кон кретно-исторических условиях эксплуататорских обществ понятия "творец истории" и "субъект истории" по своему содержанию не сов падают .4. Объективной основой превращения непосредственных произво- 152 -

дителей в реального субъекта социально-преобразующей деятельнос ти являются законы материального производства. Рабовладельческая, феодальная, буржуазная и кошлунистическая формы общественного производства представляют собой этапы приобщения субъекта трудо вой деятельности к целеполаганшо и целереализации, то есть этапы его фор^гарования как субъекта этой деятельности. Если при рабо владении субъект трудовой деятельности лишен возможности целепо лагания во всех сферах жизни общества и даже непосредственно в труде он выступает всего лишь средством целереализации господст вующего класса, то феодальная стадия общественного развития пре доставляет субъекту трудовой деятельности некоторую /пока еще ог раниченную сферой его труда "на себя"/ возможность целесообразной деятельности, где субъектом и постановки, и реализации цели уже выступает он сам. При этом на каждом из этапов развития феодаль ного общества /отработочной, натуральной и денежной ренты/ данная возможность объективно возрастает. Процесс капиталистического об щественного производства вновь лишает непосредственного произво дителя возможности целеполагания в труде, но законы этого же про цесса производства объективно ведут к объединению рабочего клас са и к выработке им коллективной социальной цели - замены бур жуазно-классового общества бесклассовым коммунистическим.5, В революционно-преобразующей деятельности рабочего клас са процесс целеполагания и целереализации осуществляется уже не стихийно - как общий вектор противоборствующих целей, - а созна тельно, при опоре на познание законов общественного развития. На данной стадии исторического развития с ликвидацией классовых ан тагонизмов ликвидируется и исторически приобретенное противоре чие между творцом и субъектом истории. И реальным творцом, и действительныгя субъектом исторического процесса выступает общее- 153 тво в целом.б, С ликвидацией частной собственности на средства производ ства ликвидируется объективная основа существования в обществе классово-антагонистических целей и стихийной реализации потреб ностей общественного прогресса через борьбу последних. Одновре менно общественные противоречия приобретают качественно новый ха рактер, Противоречия неантагонистического классового общества как бы переходят из горизонтальной общественно-экономической плоскос ти в вертикальную - временную. Прогрессивное развитие социалисти ческого общества осуществляется уже не в борьбе между существую щими одновременно классами, а в борьбе между настоящшл и будущим состояниями общества, в борьбе с наличным его состоянием ради потребного. Именно такое противоречие становится господствующшл, остальные - производными от него. Реализация потребностей общест венного прогресса осуществляется, таким образом, целесообразно на основе познания закономерностей общественного развития. Социализм реально становится творческой силой истории, Таким образом, гш попытались показать, что конкретно-истори ческий анализ роли социального творчества приводит к признанию его возрастающего значения в общественном развитии. Это мы пыта лись обосновать в данной диссертации, и это являлось центральной задачей и основной целью предпринятого автором исследования.

 

Список научной литературыБенин, Владислав Львович, диссертация по теме "Онтология и теория познания"

1. Маркс К. К критике политической экономии. Маркс К., оИгельс Ф, Соч., 2-е изд., т.13, с.1-167. 1,4, Маркс К, Капитал. T.I. Маркс К., Энгельс Ф. Соч,, 2-е изд., т.23. -773с. 5* Маркс К, Капитал, Т,

2. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.24, -594с. Маркс К. Капитал. Т.З, ч.1, Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.25, ч.1. -бОбс, Маркс К. Капитал. Т.З, ч.П. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.25, ч.П. 551с. 1,

3. Маркс К. Критика Готской программы, Маркс К,, Энгельс Ф, Соч., 2-е изд., т.19, с.9-

4. Маркс К. Теории прибавочной стоимости /4 т. "Капитала"/,ч,

5. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., Т.20, с.267-338. 1,24, Энгельс Ф. Борьба в Венгрии, Маркс К., Энгельс Ф, Соч., 2-е изд., т.6, с.175-186.

6. Энгельс Ф. Диалектика природы. Маркс К,, Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.20, с.343-

7. Энгельс Ф. Закат и близость падения Гизо. Позиция французской буржуазии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., Т.4, с.186-

8. Энгельс Ф. Из подготовительных работ к "Анти-Дюрингу". Маркс К., Энгельс Ф, Соч., 2-е изд., т.20, с.629-

9. Энгельс Ф. Конституционный вопрос в Германии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.4, с.42-60. 1.

10. Энгельс Ф. Кошут и Луи-Наполеон. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.13, с.524-

11. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. Маркс К., Энгельс Ф, Соч., 2-е изд., т.21, C.269-3I

12. Энгельс Ф. Письмо Герсону Триру, 18 декабря 1889 г. Маркс К,, Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т,37, с,274-277. 1.

13. Энгельс Ф. Письмо Джорджу Уильяму Ламплу, II апреля 1893 г.Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.39, с.55-56. 1.

14. Энгельс Ф. Письмо Й.Блоху, 21-22 сентября 1890 г. Маркс К., Энгельс Ф, Соч., 2-е изд., т.37, с.393-397.

15. Энгельс Ф. Письмо Конраду Шмидту, 27 октября 1890 г. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.37, с.414-422. I-S

16. Энгельс Ф. Письмо Теодору Куно, 24 января 1872 г. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.33, с.326-333. 1.37, Энгельс Ф. Положение в Германии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.2, с.559-579. 1-3« Энгельс Ф. Положение рабочего класса в Англии. Маркс К., 17. Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.20, с.486499. 1.

18. Энгельс Ф. Тред-юнионы. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.19, с.262-268.

19. Энгельс Ф. Хлопок и железо. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.19, с.292-295. 1.

20. Ленин В.И. Великий почин. /О героизме рабочих в тылу. По поводу "коммунистргческих субботников"/. Поли. собр. соч., т.39, с.1-29. 1.

21. Ленин В.И. УШ Всероссийский съезд Советов 22-29 декабря 1920 г. Доклад Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров о внешней и внутренней политике 22 декабря 1920 г. Поли. собр. соч., т.42, с.128-161. 1.

22. Ленин В.И. Главная задача наших дней. Поли. собр. соч., т.36, с.78-

23. Ленин В.И. Детская болезнь "левизны" в коммунизме. Поли. собр. соч., T.4I, C.I-I04. "ЛВ» Ленин В.И. Задачи союзов молодежи. Поли, собр. соч., T.4I, C.298-3I8. Л9, Ленин В.И. Заседание ВЦЙК 4/17/ ноября 1917г. Ответ на запрос левых эсеров. Поли. собр. соч., т.35, с.56-57.

24. Ленин В.И. Из дневника публициста. Крестьяне и рабочие. Поли. собр. соч., т.34, C.I08-II

25. Ленин В.И. К итогам дня рабочей печати. Из отчета газеты "Путь Правды". Поли. собр. соч., т.25, с.418-426. 2« Ленин В.И. О значении воинствующего материализма, Поли. собр. соч., т.45, с.23- 26. Ленин В.И. О формах рабочего движения. /Локаут и марксистская тактика/. Поли. собр. соч., т.25, с.56-

27. Ленин В.И. От какого наследства мы отказываемся? Поли. собр. соч., т.2, с.505-550. 1.55, Ленин В,И. Очередные задачи советской власти. Поли. собр. соч., т.36, с,165-

28. Ленин В.И. Памяти графа Гейдена. /Чему учат народ наши беспартийные "демократы"?/ Поли. собр. соч., т.16, с.37-45. 1.

29. Ленин В.И. Пролетарская революция и ренегат Каутский. Поли. собр. соч., т.37, с.235-338. 1.

30. Ленин В.И. Речь на объединенном заседании ВЦИК, Московского Совета и Всероссийского съезда профессиональных союзов 17 января I9I9 г. Поли. собр. соч., т.37, с.412-427, 1.

31. Ленин В.И. Что делать? Наболевшие вопросы нашего движения.Поли. собр. соч., т.6, с,1-192, 1.

32. Ленин В.И. Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов? Поли. собр. соч., т,1, с,125-146, 1.65, Ленин В.И. Экономическое содержание

33. Официально-документальные материалы 2.

34. Андропов Ю.В. Учение Карла Маркса и некоторые вопросы социалистического строительства в СССР. М.: Политиздат, 1983, -31с. 2.

35. Андропов Ю.В, Шестьдесят лет СССР: Доклад на совместном торжественном заседании Центрального Комитета КПСС, Верховного Совета СССР и Верховного Совета РСФСР в Кремлевском Дворце съездов 21 декабря 1982 года. М.: Политиздат, 1982. -30с, 2.

36. Материалы ХХ1У съезда КПСС. М.: Политиздат, 1972. -320с. 2.

37. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М.: Политиздат, I98I. -223с. 2.

38. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 22 ноября 1982 г. М.: Политиздат, 1982. -30с. 2.

39. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня 1983 г. М,: Политиздат, 1983. -80с. 2.

40. Основоположник научного коммунизма: Тезисы к 150-летию со дня рождения Карла Маркса, М.: Политиздат, 1968. -32с. 2.

41. Программа Коммунистической партии Советского Союза, М,: Политиздат, I97I. -144с. января, Поли. собр. соч., т.35, с,280-284. 1.62, Ленин В.И. Философские тетради. Поли. собр. соч., т.29.

42. Батенин С. Человек в его истории. Л.: Изд-во Ленингр. унта, 1976, -295с, 4.7, Беленький В,Х, Активность народных масс, Красноярск: Кн, изд-во, 1973, -286с, 8# Бережной Н,М, Проблема человека в трудах К,Маркса, М,:

43. Божович Д.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М.: Просвещение, 1968. -464с. 4.

44. Бокарев Н.Н. Расширение участия трудящихся в управлении производством. -М.: Наука, 1979. -224с. 4.

45. Буева Д.П. Человек: деятельность и общение. -М.: Мысль, 1978. -21бс. 4.

46. Бураков М.Е. Партия и творческая активность масс на селе, /На материалах областей Центрального Черноземья между XX и ХХШ съездами КПСС/, -Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1970, -308с. 4.

47. Вазголин В.А. Логика "Капитала" К.Маркса. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1968. -295с. 4.

48. Васильчук Ю.А. Научно-техническая революция и рабочий класс при капитализме. Углубление противоречий и проблемы классовой борьбы. -М.: Наука, 1980. -296с. Волгин В.П. Развитие общественной мысли во Франции в ХУШ веке.-М,: Наука, 1977, -376с. 4.

49. Волков Ю.Е., Роговин В.З. Вопросы социальной политики КПСС, -М.: Политиздат, I98I. -28бс. 4-

50. Гегель. Феноменология духа. -С-Пб.: Труды С-Петербургского философского общества, I9I3. -17бс. Л9 Гегель, Философия права, Гегель. Сочинения, т.7, -М-Л,: Соцэкгиз, 1934. -380с. Гельвеций К, О человеке, его умственных способностях и его воспитании. -М.: Гос.соц.-эконом.изд-во, 1938. -4840, 4,21, Глезерман Г,Е, Исторический материализм и развитие социа51. Гольденттэихт С. О природе эстетического творчества. 2-е изд. -М.: йзд-во Моск. ун-та, 1977. -248с. 4.

52. Губин В.Д. Критика современных буржуазных теорий творчества. -Харьков: Вища школа, йзд-во при Харьк. ун-те, I98I. -168с. 4.

53. Давыдова Г.А, Творчество и диалектика, -М,: Наука, 1976, -175с. 4.

54. Диалектика социального познания и революционного действия. -М.: Мысль, I98I. -318с. 4.

55. Дудель С,П.« Козловский В.Е. Проблемы диалектики зрелого социализма. /Социальное единство и противоречия развития/, -М.: Мысль, I98I, -327с. 4.

56. Елфимов Г.М. Возникновение нового: философский очерк. Чй.: Мысль, 1983. -188с. 4.

57. Зародов К,И, Ленинизм и современные проблемы перехода от капитализма к социализму. 2-е изд., доп. -М.: Мысль, I98I, -470с, 4.

58. Коршунов A.M. Теория отражения и творчество. -М.: Политиздат, I97I. -255с. 4.38, Косолапов Р,И, Социализм, К вопросам теории. 2-е изд., доп. -М,: Мысль, 1979, -598с. 4.39, Кузин В.А. Народные массы и революция. -Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1966. -224с. 4.

59. Кузнецов О.Н., Лебедев В.И. Психология и психопатология одиночества. -М.: Медицина, 1972. -ЗЗбс, 4.

60. Кузьмин В,П, Принцип систеьшости в теории и методологии К.Маркса. 2-е изд. -М.: Политиздат, 1980. -312с. 4»

61. Лебедев В.И. "Тайны" психики без тайн. О "таинственных" явлениях человеческой психики. -М.: Политиздат, 1977. -88с. 4.

62. Ленинская теория отражения в свете развития науки и практики. T.I. Отражение, познание, творчество. -София: Наука и искусство, I98I. -688с. 4.

63. Ленинская теория отражения и современная наука. Теория отражения и обществознание. -София: Наука и изкуство, 1973. -370с. 4.

64. Ленинская теория социалистической революции и современность. -М.: Политиздат, 1972. -526с. 4.

65. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. -М,: Политиздат, 1972. -526с. Л"?, Лой А.Н. Социально-историческое содержание

66. Петров А.С. Труд и творчество масс. -М.: Соцэкгиз, 1962, -187с, 4.61, Платон. Государство, Платон. Сочинения, В 3-х т. -М.: Мысль, I97I, т.З, Ч.1, с.89-454. 4.62, Плеханов Г.В. К вопросу о развитии монистического взгляда на историю. Плеханов Г.В. Избранные философские произведения, -М.: Госполитиздат, 1956, т.1, с.507-730.

67. Плеханов Г.В. К вопросу о роли личности в истории, Плеханов Г.В, Избранные философские произведения, -М.: Госполитиздат, 1956, т.2, с.300-334, 4.

68. Политика Аристотеля, /Пер, съ Греч. А.Жебелева/. -М,: Сабашниковы, I9II, -4650. 4.

69. Пономарев Я.А. Психология творчества. -М.: Наука, 1976. -303с, Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. 2-е изд., доп. -М,: Наука, 1979, -232с. 4.

70. Поршнев Б.Ф. Феодализм и народные массы. -М.: Наука, 1964. -520с. 4.

71. Проблема человека в "Экономических рукописях 1857 1859 годов" К.Маркса. -Ростов-на-Дону: Изд-во Ростов, ун-та, 1977. -172с. 4.

72. Развитой социализм и творчество масс: актуальные вопросы теории и практики социалистического соревнования, -М,: Политиздат, 1979. -240с, 4.

73. Ракитов А.И. Историческое познание. Системно-гносеологический подход, -М,: Политиздат, 1982, -303с, 4.

74. Розенталь М.М, Диалектика "Капитала" К,Маркса, -М,: Мысль, 1967. -592с. 4.

75. Рост творческой активности рабочего класса СССР в период развернутого строительства коммунизма, -М.: Изд-во ВПШ и АОН, 1963. -439с. 4.

76. Рубинштейн Л, О мышлении и путях его исследования, -М.: Изд-во АН СССР, 1958. -147с. 4.

77. Скворцов Д.В. Субъект истории и социальное самосознание. -М.: Политиздат, 1983. -264с. 4.

78. Смирнов Г.Л, Советский человек: формирование социалистического типа личности, 3-е изд,, доп, -М.: Политиздат,1980,-463с.

79. Соколова Л.И. Народные университеты и развитие социального творчества масс. М.: Знание, 1975. -32с. 4.

80. Творческая активность народных масс и развитие социалистической демократии. М.: Наука, 1972. -543с, 4.

81. Творческая природа социалистического общественного сознания. М.: Мысль, 1980, -279с. 4.

82. Творчество и общественный прогресс: сборник научных трудов, М,: МГПИ им.В,И,Ленина, 1982. -183с. 4.

83. Творчество и социальное познание. М.: йзд-во Моск. ун-та, 1982. -256с. 4.

84. Титаренко А.И, Антиидеи, Опыт социально-этического анализа, М,; Политиздат, 1976, -399с, 4.

85. Уледов А,К, Социологические законы. М,: Мысль, 1975. -29бс. 4.

86. Философские проблемы исторической науки. М.: Наука, 1969, -319с. 4.

87. Архипцев Ф.Т. Творческая природа человеческого сознания, Вопросы философии, 1974, №5, с,55-64,

88. Бабеф Г. Мнение гражданина с трибун бывшего Электорального клуба о необходимости и способах организации подлинного Народного общества. Вабеф Г. Сочинения. В 4-х т. -М.: Наука, 1977, т.З, с.184-

89. Волгоград, 1978, с.18-31. 5.

90. Венгеренко Н.А. Понятие креативности /творчественности/ и сложность его определения. В кн.: Московский областной педагогический институт им.Н.К.Крупской. Ученые записки, Т.246, вып.14. М., 1969, с.138-154. 5.14, Венгеренко Н.А. Творчество и современная эпоха. В кн.: Человек и творчество. /Методологические проблемы теории творчества/. Сб. трудов Ю П И им. Н.К.Крупской. М., 1973, с. 3-44. 5.

91. Веселовский В.Н. О генезисе творческого аспекта в деятельности и сознании человека. В кн.: Ленинская теория отражения. Вып.З. Творческий характер отражения. Свердловск, 1974, с.23-26. 5.16, Ветошкина Т.А. Творчество как фактор развития личности. В кн.: Всестороннее развитие личности советского человека. Философские и социологические проблемы. Свердловск, 1979, с.54-61. 5.

92. Гайденко П.П., Спиркин А.Г., Ярошевский М.Г. Творчество. В кн.: Большая советская энциклопедия. Изд. 3-е. Т.25. -М,: Советская энциклопедия, 1976, с.330-332. 5.

93. Гайденко П.П.« Спиркин А.Г., Ярошевский М.Г. Творчество. В кн.: Философский энциклопедический словарь. -М.: Советская энциклопедия, 1983, с.670-671. 94. Денисов В.В, Марксизм и историческое творчество масс. Вопросы философии, 1983, H7, с,49-58, Зайцева М.И. Творческий труд в структуре ценностей инженерно-технического работника. В кн.: Социальные исследования. Вып.З. Проблемы труда и личности. -М,: Наука, 1970, C.I6I-I77. 5.

95. Игамбердыев М,А, В,И,Ленин о творческой роли народных масс,В кн.: Труды Таджикского учительского института им.САйни, т,1У, Самарканд, 1957, с,3-13, 5.

96. Коган Л.Н. Всестороннее развитие и самореализация социалистической личности. Вестник Московского университета. Сер, 12, Теория научного коммунизма, I98I, РЗ, с,31-38, 5.

97. Коган Л.Н, Культура и творчество. В кн.: Культура и творчество масс. -Свердловск: УНЦ АН СССР, 1976, с.3-20. 5» Коган Л.Н. Социальные силы человека, Философские науки, I98I, W-6, 0,21-28, 5,26, Мантатов В,В, Познавательное творчество как социальная форма активности отражения, Вестник Московского университета. Сер. Философия. 1978, PI, с.16-23.

98. Огурцов А. Отчуждение. В кн.: Философская энциклопедия, т.4, -М.: Советская энциклопедия, 1967, 0,189-194. 5.28, Поликанова Е,П, Социальная активность и ее общественно-политическая форма, Вестник Московского университета. Сер, 7, Философия. 1982, №5, с.13-21, 5.29, Тавризян Г.М. "Экзистенциальный мир" как антипод социального бытия во французском экзистенциализме. В кн,: Чело99. Цонев В. Активность биологического отражения. В кн.: Ленинская теория отражения и современная наука. Теория отражения и естествознание, -София: Наука и изкуство, 1973, с.227-238, 5.

100. Шадрина М.Г. Колхозный строй основа развития творческой инициативы крестьянства, В кн.: Ученые записки кафедры марксизма-ленинизма, вып.

103. Малышев И.В. Возрастание роли народных масс в строительстве и развитии советского социалистического общества. /Методологические проблемы в свете теоретического наследия В.И.Ленина/: Дисс. докт. филос, наук, М,, 1974. -415л. 6.

104. Молканова Т.А, Личность как специфический объект познания: Дисс, канд, филос, наук, М,, 1977. -213л.

105. Авторефераты Еущуев A.M. Научно-техническое творчество молодого пополнения рабочего класса и пути его развития: Автореф, дисс. канд. филос. наук. Свердловск, 1975. -23с. 7.

106. Ермакова А.В. Формальное и реальное подчинение наемного труда капиталу в условиях современной научно-технической революции: Автореф. дисс. канд. экон. наук. М., 1972. -26с. 7.3, Скворцов Л.Г. Новые самодеятельные формы творческой актив