автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Социальное время как форма бытия социума

  • Год: 2002
  • Автор научной работы: Чичеров, Евгений Александрович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Саранск
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Социальное время как форма бытия социума'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Чичеров, Евгений Александрович

ГЛАВА

I. ОСМЫСЛЕНИЕ ФЕНОМЕНА СОЦИАЛЬНОГО ВРЕМЕНИ В КУЛЬТУРЕ И ФИЛОСОФИИ В РАЗЛИЧНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭПОХИ

1.1. Феномен времени в культуре архаического и античного общества

1.2. Концепции времени в Средневековье и Новое время

1.3. Осмысление времени в западноевропейской философии конца Х1Х-ХХ веков

ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНОЕ ВРЕМЯ КАК ФОРМА БЫТИЯ ОБЩЕСТВА

2.1. Понятие социального времени и проблемы его освоения. :

2.2. Время индивидуального бытия и время бытия общества

2.3. Социально историческое время и проблемы интенсификации общественного развития

 

Введение диссертации2002 год, автореферат по философии, Чичеров, Евгений Александрович

Актуальность исследования. Раскрытие тайны времени привлекало мыслителей всех эпох и культур. Люди всегда хотели осознать феномен времени, но каждую историческую эпоху время осмысливается по разному. Интерес к проблеме времени, возникшей как философская проблема еще в глубокой древности, не только не ослабевает, но растет и углубляется.

Время как самый загадочный компонент бытия все больше интересует не только философов, физиков, социологов, историков и представителей других наук, но и каждого цивилизованного человека. Возникают представления о самых различных концептуальных временах.

В январе 1966 года в Нью - Йоркской Академии наук была проведена международная конференция по теме «Междисциплинарные перспективы времени». На ней было создано «Международное общество по изучению времени». Главной целью этого общества является комплексное исследование проблемы времени, требующее усилий ученых самых разных специальностей.

За последние годы философский анализ категории «время» все больше освобождается от трактовки времени на основании достижений физики и переноса свойств физического времени на другие концептуальные времена.

В настоящее время, под влиянием системного кризиса в Европейских странах, во всем мире возрастает интерес к изучению особенностей социального времени, так как это время прежде всего, связано с человеческим бытием. Современная европейская традиция признает именно человеческую жизнь самой высокой ценностью в иерархии других социокультурных ценностей. В связи с этим проблемы человеческого бытия становятся как никогда актуальными в современном обществе. В России же эти тенденции усиливаются глубочайшим, охватывающим все сферы жизнедеятельности общества кризисом. Рушатся привычные жизненные уклады, личность трагически осознает невозможность реализовать свои потребности и возможности, бесцельность жизни и бессмысленность истории. Процесс осознания человеком времени своего бытия и времени бытия общества связан с осознанием необратимости и уникальности каждой человеческой жизни, пониманием направленности общественных процессов, формированием ценноI стного отношения не только к настоящему и будущему, но и к прошлому, определением смысла человеческого бытия.

Вопрос о познании времени развивается в настоящее время в двух измерениях: историческом и теоретическом. Нам важно не только познать природу времени, но и изучить сам процесс познания времени. Рассмотреть историческую ретроспекцию его познания.

В современной философской литературе наиболее изученными являются концепции времени, разработанные в философии и физике, а восприятие времени в культуре, применительно к минувшим периодам истории, остается довольно мало изученным. Хотя истоки научных концепций времени часто уходят в глубинные пласты культуры. Научные и общекультурные представления о времени могут, как совпадать, так и не совпадать. Таким образом, в обществе одновременно могут сосуществовать два своеобразных образа времени: один - теоретический, понятный с точки зрения научной рациональности, другой - эмпирически воспринимаемый личностью. Поэтому возникает необходимость проследить развитие идей о социальном времени в культуре и философии, а также изучить специфику социального времени как времени индивидуального бытия личности и времени бытия общества.

Степень разработанности проблемы. Проблема социального времени выступает объектом исследования, как философов, так и социологов. Исследование исторического времени как разновидности социального времени находится также и в поле зрения современных историков. Исследования восприятия времени личностью ведутся также и представителями психологической науки. При познании времени философа интересуют все подходы к его исследованию, выработанные другими науками, то есть, философия должна объединить усилия представителей различных наук, в условиях принципиальной неполноты наших знаний о феномене времени.

Сегодня нет единого подхода ко времени. Возможно, такого подхода в ближайшее время не будет выработано, так как слишком обширен и многолик предмет исследования. Однако отсутствие такого подхода не означает невозможности существования комплекса знаний о времени. Философия времени может осуществить синтез различных подходов ко времени с целью его наиболее полного и всестороннего исследования. Философия времени охватывает анализ понятия «время», историю его становления и развития. Истоки представлений о времени и выражение этих представлений в мифологии, религии, фольклоре, художественной литературе, искусстве, в быту.

Общефилософская концепция времени разрабатывается в трудах Я.Ф. Аскина, М.Д. Ахундова, А.Н. Вяльцева, А.М. Жарова, В.П. Казарян, Ю.Б. Молчанова, A.M. Мостепаненко и др.

Термин «социальное время» вошел в научный оборот сравнительно недавно, в 60-70-е годы XX века. В настоящее время можно выделить три сложившихся направления исследований социального времени: 1. фйлософское; 2. историческое или культурологическое; 3. социально - экономическое.

Социальное время как самостоятельный объект философского исследования рассматривается в работах В.Г. Афанасьева, В.А. Бачина, В.А. Канке, Н.И. Листвиной, А.Н. Лоя, Н.Н. Трубникова, В.П. Яковлева, В.Н. Ярской и др.

Социальное время как историческое время исследуется в работах М.А. Барга, И.В. Блауберга, А.Я. Гуревича, А.В. Гулыгина, М.С. Кагана, Н.Н. Французовой, Э.Г. Юдина и др.

История освоения" времени исследуется в работах М.Д. Ахундова, П.П. Гайденко, А.Я. Гуревича, Л.М. Косаревой, А.Н. Лоя, Г.Г. Майорова, В.И. Молчанова, Ю.Б. Молчанова, Н.Н. Трубникова и др. В трудах М. Элиаде создана целостная концепция мифологического отношения ко времени.

Однако, многие вопросы, касающиеся познания природы времени и истории его освоения, до сегодняшнего времени остаются еще недостаточно изученными. Например, нет единства в определении понятия социального времени, его структуры. Недостаточно разработан понятийный аппарат и отличительные особенности свойств времени, как формы социального бытия. Нет единства взглядов в вопросе о соотношении между прошлым, настоящим и будущим.

Мало изученными остаются и философские концепции времени, разработанные, например, представителями «философии жизни» (А.Бергсона, Ф.Ницше, О.Шпенглера), феноменологии (Э.Гуссерля) и экзистенциализма (К.Ясперса, Х.Ортеги - и - Гас-сета и др.) и философии эпохи постмодернизма (Ж.Делеза, Ж.Дерриды и др.). Недостаточно внимания уделяется философами изучению процесса осмысления времени в культуре. Так, мало исследованы представления о времени, содержащиеся в материальных свидетельствах о временах давно минувших, в мифологии, фольклоре, литературных произведениях.

Конечно, в рамках данной работы невозможно детально рассмотреть всю историю философского истолкования и освоения в культуре феномена времени. В диссертации исследуются в основном достижения процесса осмысления времени в исторической ретроспекции западноевропейской и российской традиции.

Пространство и время находятся в неразрывной взаимосвязи. Однако с целью более глубокого исследования социального времени как формы бытия социальных систем мы допускаем отвлечение от анализа его связей с социальным пространством. Но это не означает, что мы отрицаем их взаимосвязь, так как пространство и время являются фундаментальными параметрами бытия как природных, так и общественных систем.

Объект исследования - социальное время как форма социального бытия.

Предмет исследования - ретроспективная модель освоения обществом социального времени.

Цель и задачи исследования. Цель данного исследования -анализ социального времени как формы бытия общества в различные периоды истории.

В соответствии с целью исследования диссертантом ставятся следующие задачи:

1. Рассмотреть эволюцию представлений о социальном времени в культурной традиции и философии.

2. Обосновать зависимость культурно - исторического образа времени от социальных условий и форм жизни общества.

3. Изучить специфику социального времени и особенностей его освоения.

4. Исследовать соотношение времени индивидуального бытия личности со временем бытия общества.

5. Проанализировать нашу современность и проблемы ее освоения обществом в контексте имеющегося исторического опыта.

Теоретическая основа исследования. Проблема времени характеризуется различными теоретическими подходами к ее познанию. Диссертант опирался на следующие теоретические источники: произведения Гесиода, труды философов античности - Аристотеля, Дамаския, Диамеда, Платона, Плотина, Хрисиппа; средневековья - Августина; эпохи Возрождения и Нового времени -Барроу, П. Гассенди, Г.В.Ф. Гегеля, Т. Гоббса, Р. Декарта, И. Канта, Н. Коперника, Г.В. Лейбница, Б. Спинозы, И. Ньютона; XIX -XX вв. - А. Бергсона, Ф. Брентано, В. Дильтея, С. Кьеркегора, Ф. Ницше, Б.Рассела, О.Шпенглера, А.Эйнштейна; Ж. Делеза, Ж. Деррида, Э. Гуссерля, Э. Левинаса, X. Ортеги - и - Гассета, М. Хайдеггера, К.Ясперса и др.

Методологической основой исследования, исходя из поставленных целей и задач, является диалектический метод, а также логический, исторический, герменевтический, дедуктивный, абстрагирования, обобщения и систематизации.

-метод сравнительного анализа философских концепций времени позволил выявить их сходства и различия.

-аксиологический метод исследования, способствовал раскрытию смысла и значения феномена времени в истории культуры и философии.

Конкретно - исторический подход дал возможность проследить развитие представлений о времени и его социальном значении, а также выявить их трансформацию, как в философии, так и в общественном сознании.

Разумеется, предлагаемая методологическая ориентация не отвергает иные варианты подходов к анализу и трактовке времени социального бытия.

Научная новизна исследования заключается в следующем.

1. Диссертантом проведен комплексный анализ процесса освоения времени и его социального значения в культуре и философии, в исторической ретроспективе, начиная с древнейших времен и до конца XX века .

2. В работе обоснована зависимость суждений человека о времени от социальных условий человеческого бытия, таких как преобладающие в обществе типы деятельности, религия, уровень развития культуры и науки в данном обществе. А также потребность человека в использовании времени для координации социальной жизнедеятельности.

3. В диссертации разработана структура социального времени и предложено рассматривать его не просто в качестве формы бытия человека или общества, а в качестве формы бытия социальных систем. Что позволяет считать социальное время формой бытия как отдельно взятой личности, так и социальных и профессиональных групп, этнических и национальных общностей, отдельных государств или даже групп взаимосвязанных государств.

4. Автором рассматриваются альтернативные подходы к социальному времени представителей различных наук: философов, историков, физиков, социологов, культурологов, психологов, которые в условиях неполноты знаний о времени взаимодополняют друг друга и способствуют раскрыть современность, как форму бытия современного общества.

5. Доказано возрастание ценности социального времени в условиях интенсификации общественного развития, что необходимо учитывать при разработке темпоральных программ деятельности , общения и мышления.

Положения, выносимые на защиту: 1. При рассмотрении процесса осмысления социального времени обнаруживается зависимость суждений человека о времени от его представлений о мире в целом и месте человека в этом мире, от социальных условий и форм жизни, характерных для того или иного этапа исторического бытия. Представления о времени могут быть сведены к двум основным моделям временного потока, которые экстраполируются на историю культуры, индивидуальное и общественное бытие - это циклическая и линейная модели.

2. В социальном времени воплощено неразрывное единство индивидуального человеческого бытия и коллективных форм его существования. Оно отражает взаимообусловленность индивидуального бытия людей и бытия над - индивидуальных социальных структур, таких как общество, государство и т.д.

3. Социально - историческое время как форма социального бытия определяет не только его длительность, а также последовательность в изменении социальных явлений и процессов, а в длительности и последовательности, прежде всего, выделяет их качественные состояния, указывая на интенсивность, глубину и значимость исторических событий и процессов. Оно - объективное время, форма изменения социальности, в котором прошлое осмысливается в памяти как опыт, настоящее - знание, а цель жизнедеятельности и смысл жизни форма будущего.

4. Структура социального времени включает два уровня: макросоциальное и микросоциальное время. Макросоци-альное время - это время бытия таких крупных социальных систем как общество, государство или группа взаимосвязанных государств за большой отрезок времени. Микросоциальное время - это время бытия личности, малых социальных систем этнических или национальных общностей, организации с четко оформленной социальной структурой за короткий отрезок времени. Макросоциальное время общества включает микросоциальное время личности, а также национальных, религиозных, профессиональных, социальных групп, из которых оно состоит. Однако оно является не просто суммой микросоциальных времен всех членов общества, а синтезирует их в единое время бытия социума. Таким образом, в социальном времени отражается взаимообусловленность индивидуального бытия личности и бытия над-индивидуальных социальных структур.

5. Структуру микросоциального времени личности, как отдельно взятой социальной системы, составляет время социальных взаимодействий и экзистенциальное время. Время социальных взаимодействий является отражением временной организации общества и включенности личности в общественно - организованную деятельность. Оно подразделяется на рабочее время, время приобретения социального статуса и свободное время. Экзистенциальное время - это время переживания личностью своей жизнедеятельности и оно не всегда соответствует реальному социальному времени, так как восприятие личностью времени субъективно и зависит от характера действий, конкретной жизненной ситуации, настроения, количества и скорости переработки получаемой информации. Практическая значимость исследования. Материалы диссертации имеют учебно - методическую ценность и могут быть использованы для формирования спецкурсов по философии, социальной философии, философии истории и социологии, посвященных актуальным проблемам познания феномена времени вообще и социально - исторического времени в частности. Материалы исследования могут быть использованы при разработке темпоральных программ деятельности, общения и мышления.

13

Апробация результатов исследования. Основное содержание диссертации отражено в опубликованных статьях. Результаты исследования доложены и обсуждены на научных конференциях: XXXVI и XXXVII Евсевьевских чтениях в МГПИ имени М.Е.Евсевьева (2000, 2001), XXIX Огаревских чтения (2000), Всероссийской научно - практической конференции «Регион: контуры безопасности и развития» (Саранск, 2001), Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы воспитания (философский и социологический аспекты)»(Саранск,2002)

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Социальное время как форма бытия социума"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Процесс освоения людьми времени насчитывает длительную историю. Начало этому процессу было положено в материальной культуре каменного века. Основываясь на данных археологии мы можем сделать вывод о том, что уже на самых ранних этапах своего существования человечество пыталось учитывать время на базе ритмичности небесных светил (Солнца и Луны) в силу их визуальной очевидности. Именно небо учило человека считать время. По появлению на небосводе небесных светил человек узнавал время, отмечал начало и конец своих дел.

Существовал как устный учет времени, так и письменный. Календарь нужен был древнему человеку для того, чтобы знать, когда в последовательности измеряемых временных интервалов должно иметь место определенное событие. Причем у этих людей не было необходимости в точном учете минут и часов в сутках.

Практическая форма освоения времени вытекала из практического отношения к природе и была тесно связана с хозяйственной деятельностью человека. В первобытном обществе формируются представления о циклическом времени, едином и для природы и для человека. Преобладание циклического времени в человеческом мышлении и деятельности является результатом процесса приспособления человека к окружающей среде, переполненной бесконечно повторяющимися изменениями — сменой дня и ночи, времен года, фаз Луны. Годичные циклы календаря были привязаны к аграрной экономике.

Если мы говорим о процессе накопления информации о природе времени, то начало его - это всегда человеческий опыт. Но так как первобытное общество не обладало достоверными знаниями, как о времени, так и о мире в целом, к тому же имеющиеся знания были весьма скудными, люди пытаясь обобщить практический опыт, дополняли его ограниченность мифологическими образами.

В мифологическом сознании время представлялось как циклическое, в результате временная последовательность постоянно возвращалась к началу времен. Линейные связи, причинность и последовательность не имели для этих людей значения. Они не придавали никакой ценности будущему. Настоящее для них не являлось дорогой к будущему, так как и мифологическое прошлое и будущее присутствовали в настоящем и существовала твердая уверенность в предопределенности будущих событий. Поэтому и будущее для них не было ни лучше, ни хуже прошлого.

В процессе того как развивалась и разнообразилась экономика, происходило и усложнение системы учета времени. По мере того, как люди начинают ощущать эволюцию духовной жизни, возможность критического отношения к опыту прошлого, время начинает активно восприниматься и переживаться в сознании самосознании людей. Мифология уже не могла удовлетворить мыслящих людей.

Дальнейшее освоение времени происходило в рамках философии. Практически каждая философская система в той или иной степени уделила внимание феномену времени. Античная философия в значительной мере способствовала формированию нашего взгляда на время, как на нечто линейное. Античные философы рациональным образом связали время с движением. Для Аристотеля время было «числом движения по отношению к прежде и потом». Имен отсюда происходит идея линейного времени.

Люди эпохи Античности понимают связь настоящего, прошлого и будущего. Происходит разграничение времени природных процессов и социального «времени наших действий». Возникают представления не только о количественной составляющей времени, но и его качественном наполнении. Время уже представляет собой определенную ценность для человека.

Христианство существенно укрепило возникшие в Античности линейное представление о времени. В Средние века время разделяется на две главные эпохи: до рождества Христова и после него. Если в Античности еще преобладала ориентация на прошлое, то христианское понимание времени придает значение как прошлому (где произошла трагедия распятия и воскрешение Христа) и будущему (где ожидается второе пришествие Христа). Эти события приобретают значение опорных пунктов придающих времени линейный характер. Время становится необратимым и конечным. Мировое бытие движется от акта божественного творения к своему исполнению (Страшному суду), то есть, к своему неминуемому завершению. Религия ориентирует человека на грядущий выход из времени в вечность, на единение с Творцом. Соответственно, теряет свою актуальность ценность времени земной жизни.

Христианская церковь в средневековом обществе осуществляла тотальный контроль над социальным временем общества. Однако, зарождение в эпоху позднего Средневековья новых производственных отношений (капиталистического типа) вызывает потребность более точного учета времени более бережного к нему отношения.

Великие научные открытия эпохи Возрождения заложили основу для естественно - научного освоения времени. Культуру эпохи Нового времени перестает удовлетворять аристотелевская феноменологическая, континуалистская концепция времени, поддерживавшаяся христианской церковью. Однако, философия XVII-XVIII веков рассматривает понятие времени не только с естественно-научной точки зрения, но и с метафизической и теологической. Многие философы эпохи Нового времени придерживались субъективистской трактовки времени (Р.Декарт, Б.Спиноза, Т.Гоббс, Дж.Локк, И.Кант, Г.В.Ф.Гегель и др.).

Господствующие позиции в науке вплоть до конца XIX века закрепились за концепцией времени И.Ньютона. Согласно его Концепции время объективно, оно реально существует. Время движется само по себе, не испытывая воздействия ничего внешнего - его природа длительность. Оно субстанционально и самодостаточно. Этой концепции времени противостояла концепция о времени как длительности процессов и мере всеобщего изменения тел (Декарт, Лейбниц и др.).

Представления об историческом времени зарождаются не на самых ранних этапах человеческой истории, а в ходе длительного исторического бытия и культурного развития. Для архаического человека время не превращается в историю, так как он не признает необратимости времени, а временная последовательность постоянно возвращается к началу времен. Он отказывается сохранять память о прошлом, то есть признавать себя историческим существом. Соответственно, им не осознается и социальная ценность времени.

Возникая в эпоху Античности представления об историческом времени получают дальнейшее развитие в эпоху Возрождения. С этого времени учет качественной стороны исторического времени становится характерной чертой общественной практики, а историческое прошлое становится проблемой познания.

Однако, только к середине XIX века было достигнуть то, что бы содержание исторического времени стало последовательно историческим. С этого времени в западно - европейской философской мысли начинает возрастать интерес к культурно - исторической интерпретации времени. Философией жизни, феноменологией и экзистенциализмом время рассматривается преимущественно как форма индивидуального бытия, конструирующая внутренний мир личности. Что привело к созданию субъективистских и ирра-ционалистических представлений о сущности времени и исторического процесса в целом.

В рамках постнеклассической философии происходит отказ от линейного осознания времени, предполагающего понятия минувшего и грядущего и от основанного на нем линейного прочтения истории как необратимо развернутой из прошлого через настоящее в будущее. Философия постмодернизма отвергает идею линейного прогресса, линейной истории, линейной развертки тем-поральности и осознает себя как пост - современность, которая разворачивается «после времени», в ситуации «пост - истории».

В естественно - научном понимании времени в начале XX века сформулированная А.Эйнштейном теория относительности, сменяет Ньютоновскую модель времени. Теория относительности показала неразрывную связь между пространством и временем и определила время как форму существования материй.

Итак, каждую историческую эпоху время осмысливается по своему. На представления человека о времени значительное влияние оказывают социальные условия, такие как преобладающие в данном обществе типы деятельности, религия, уровень развития культуры, науки и т.д. На каждом этапе существования человечества социальное время раскрывается как форма бытия общества.

Научные и общекультурные представления о времени могут не всегда совпадать. Также определенные отличия имеют естественно - научные и гуманитарные концепции времени.

Интерес к проблеме времени не только не ослабевает, но и растет и углубляется. Особенно большой интерес вызывает изучение особенностей социального времени. Причем существование социального времени у большинства ученых сейчас уже не вызывает сомнения. Так как объективно существует не только время физической реальности, но и время человеческого личного, социально - исторического бытия и бытия общества.

Социальное время - не просто время человеческого бытия или время бытия общества, это время бытия социальных систем. Оно отражает взаимообусловленность индивидуального бытия людей и бытия над - индивидуальных социальных структур, таких как общество, государство и т.д. В социальном времени воплощено неразрывное единство индивидуального человеческого бытия и коллективных форм его существования.

Таким образом, социальное время является формой бытия социальных систем, заключая в себе единство объективного времени социального бытия и его субъективное отражение в сознании.

Временные отношения существуют в обществе объективно, не зависимо от того, осознаются они людьми или нет. Представления о времени составляют существенный компонент общественного сознания. Каждое общество имеет свой культурно - исторический образ времени. Значительное влияние на формирование в общественном сознании той или иной концепции времени оказывает человеческая деятельность. Человек сам создает собственную общественную жизнь, обладающую определенной временной организацией. По мере развития и усложнения деятельности возрастает ее зависимость от времени, а, следовательно, и ценность времени. Поэтому, общество должно выработать такие программы деятельности, общения мышления, чтобы социальное время не растрачивалось попусту, на безрезультатную деятельность, так как это пагубно влияет на систему ценностных отношений и ориента-ций личности.

Кроме того, общество должно гармонизировать взаимоотношения в системе «общество - природа», так как для того, чтобы обеспечить свое будущее, человечество должно не только изменять биосферу, но и измениться само, восстановив нарушенное равновесие между обществом и биосферой.

Социальное время общества не является однородным по своей структуре. Структурировать социальное время можно следующим образом: прежде всего необходимо выделить два уровня времени - это макросоциальное время и микросоциальное. Макросо-циальное время - это время бытия общества, государства или группы взаимосвязанных государств. Микросоциальное время -это время бытия отдельно взятой социальной системы, такой как этническая или национальная общность, организация с четко оформленной социальной структурой и т.д.

Макросоциальное время общества включает в себя мйкросо-циальное время личности, а также национальных, религиозных, профессиональных, социальных групп из которых оно состоит.

Однако, оно является не просто суммой микросоциальных времен всех членов общества, а синтезирует их в единую концепцию социального времени. Таким образом, время общественного бытия включает в себя время индивидуального бытия, приводя его в соответствие с культурно - историческим образом времени общества. Индивидуальное время личности - это время социальных взаимодействий и экзистенциальное время Время социальных взаимодействий является отражением временной организации общества и включенности личности в общественно организованную деятельность. Экзистенциальное время личности - это время переживания личностью своей жизнедеятельности й оно не всегда соответствует реальному социальному времени. Восприятие человеком длительности интервалов времени субъективно и зависит от характера действий, конкретной жизненной ситуации, настроения, количества и скорости переработки получаемой информации.

Для современного общества характерна погруженность человека во время, причем социальная жизнь все больше структурируется в соответствии с механическим временем. В то время как доминирующей моделью времени является линейная модель, жизнедеятельность индивида осуществляется в циклическом времени повседневности.

Кризисные периоды развития современного российского общества оказывают негативное воздействие на индивидуальное и общественное осознание социального бытия. Человек утрачивает смысл своего существования, поэтому общество должно помочь личности обрести смысл жизни, почувствовать уверенность в завтрашнем дне, показать общественную значимость жизнедеятельности каждой личности, а также сформулировать желаемую модель будущего.

Социально - историческое время как форма социального бытия определяет не только его длительность, а также последовательность в изменении социальных явлений и процессов, а в длительности и последовательности прежде всего выделяет их качественные состояния, указывая на интенсивность, глубину и значимость исторических событий и процессов.

Социально - историческое время является тем связующим звеном, которое объединяет элементы прошлого, настоящего и будущего изменяющегося человеческого бытия. Это не только объективное время, оно является феноменом осознания, где прошлое предстает как опыт, настоящее как знание, будущее как цель развития. Настоящее - это такой момент во времени историческом, в раках которого наша деятельность, общение и мышление будут наиболее адекватно отражать определенный уровень социального развития. Хронологические рамки настоящего зависят от того насколько быстро в том или ином обществе настоящая действительность сменяется действительностью качественной иной (будущей) и, соответственно, отходит в прошлое.

В современной цивилизации в связи с интенсификацией общественного развития происходит процесс «сокращения настоящего». В результате не только опыт наших отцов, но и наш опыт в процессе интенсивного изменения жизненных отношений становитея все менее актуальным и пригодным в современных условиях. В результате человек испытывает своеобразный шок от столкновения с будущим, в связи с уменьшением протяженности временных интервалов, в рамках которых он может рассчитывать на определенное постоянство наших жизненных отношений.

Таким образом, при разработке темпоральных программ деятельности, общения и мышления необходимо учитывать то обстоятельство, что социальное время является ценным ресурсом процесса общественного развития, поэтому его необходимо рационально использовать, как на личностном так и на общественном уровне. Бюрократические же схемы организации деятельности не учитывают социальной ценности и необратимости времени. Интенсификация общественного развития современной цивилизации приводит к кардинальным изменениям во всех сферах жизнедеятельности общества. Личность же оказывается не всегда готовой к подобному темпу изменений Окружающей объективной реальности. Поэтому в современных условиях необходима перестройка категориальной структуры мышления с учетом фактора ускорения темпа общественного развития, в современном информационном обществе. Общество должно сформулировать желаемую модель будущего и направлять деятельность личности на достижение общественно значимой цели развития.

 

Список научной литературыЧичеров, Евгений Александрович, диссертация по теме "Социальная философия"

1. Абасов А.С. Пространство и время, пространственно - временная организация //Вопросы философии. М., 1985. - 11.-е. 71- 81.

2. Августин А. Исповедь. М.: Республика, 1992. - 335 с.

3. Авени Э. Империи времени. Календари, часы и культуры /Пер. с англ. К.: София, 1998. - 384 с.

4. Аверинцев С.С. Порядок космоса и порядок в истории мировоззрения раннего средневековья //Античность и Византия, М., 1975. С.226 - 285.

5. Айзятов Ф.А. Устойчивое развитие: состояние, модель, стратегия /методологический и социально экологический анализ. - Саранск, Изд-во Мордов. ун-та, 1998. - 298 с.

6. Александров А.Г. Модель детерминации поведения в транссперк-тиве времени: теоретическое обоснование //Философия науки. -Новосибирск, 2000. №2. - С. 65 - 71.

7. Алекская Т.А. Многообразие темпорального опыта: этич. исслед. Автореф. дис. д-ра филос. наук /МГУ им. М.В. Ломоносова. М., 1996.-34 с.

8. Андреев И.Л. Связь пространственно временных представлений с генезисом собственности и власти //Вопр. философии. - М., 1999. -№4.-С. 54-77.

9. Аристотель. Соч.: в 4 т. -М.: Мысль, 1981. Т. 3. - 613 с. Ю.Аристотель. Физика /Пер. В.П.Карпова, 2-е изд. М., Соцэкгиз,1937.-228 с.

10. П.Аршинов В. Событие и смысл в синергетическом измерении //События и смысл. М. - 1999. - С. 11-37.

11. Аскин Я.Ф. Направление времени и временная структура процессов //Пространство, время, движение. -М.: Наука, 1971. С. 56-79.

12. Аскольдов С.А. Время онтологическое, психологическое и физическое /На переломе. Философские дискуссии 20-х годов: философия и мировоззрение /Сост. П.В. Алексеев. М.: Политиздат, 1990.- 528 с.

13. М.Аронов Р.А. О некоторых результатах постижения времени //Вопр. философии. М., 1994. - №5. - С. 150-154.

14. Артемов В.А. Время в изучении и управлении социально-экономическими процессами: Автореф. дис. д-ра фил.наук /АН СССР Ин-т социол. исслед. М., 1986. 38 с.

15. Артемов В.А. Социальное время. Проблема изучения и использования. Новосибирск: Наука, Сиб. отдел., 1987. 240 с.

16. И.Афанасьев В.Г. Научно техническая революция, управление, образование. М.: Политиздат, 1972.-431 с.

17. Ахундов М.Д. Генезис представлений о пространстве и времени //Филос. науки, М., 1976. №4,- С. 62-70

18. Ахундов М.Д. Концепции пространства и времени: истоки, эволюция, перспективы. М.: Наука. 1982. - 222 с.

19. Ахутин А.В. История принципов физического эксперимента /от античности до XVII в./. М.: Наука. 1976. - 291 с.

20. Багрова Н.Д. Фактор времени в восприятии человеком. JL: Наука.- 1980.-96 с.

21. Барг М.А. Категории и методы исторической науки. М.: Наука. 1984.-342 с.

22. Барг М.А. О категории «историческое время» //История СССР, М, 1982, №6.-С. 82-100.

23. Баркова Э.В. Методологический потенциал категории «пространственно временной континуум в философии культуры //Новые идеи в философии. - Пермь, 2000. - Вып. 9. - С. 75-80.

24. Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М.: Худож. лит. 1975. 504 с.

25. Бергсон А. Длительность и одновременность /По поводу теории Эйнштейна/. П. 1923.

26. Бергсон А. Творческая эволюция. М. СПБ., 1914.

27. Бердяев Н.А. Время и вечность // На переломе. Философские дискуссии 20-х годов: философии и мировоззрение /Сост. П.В.Алексеев. М.: Политиздат. 1990. 528 с.

28. Болгов В.И., Гуцу В.Г. Социология времени. Кишенев: Штиинца. 1993.- 105 с.

29. Борхес X.JI. Циклическое время //Борхес X. Соч. в Зт. /Пер. с исп. -М.: Полярис, 1994. Т.1. - С. 193 - 196.

30. Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А. Функциональные асимметрии человека. 2-е изд., М.: Медицина. 1988. - 240 с.

31. Бродель Ф. История и общественные науки. Историческая длительность //Философия и методология истории. Сборник переводов /Под. ред. И.С.Кона. М.: Прогресс, 1977. - С. 115-142.

32. Бросова Н.З. История между «жизнью» и «смертью». О.Шпенглер и М.Хайдеггер //Вест. Мое. ун-та, Сер. 7: Фил., 2001. №2. - С. 1626.

33. Ватин И.В., Яковлев В.П. Проблема социального времени в философии Канта //Науковедение и история культуры. Ростов н/Д. 1973.-С. 110-120. "

34. Визин В,П. Этюд о времени //Филос. исслед. -М, 1999. №3. - С. 149- 158.

35. Власов Е.А;, Сутормин А.И. Социальное время как онтологическая проблема //Философские аспекты проблемы времени. JI. 1980. -С. 100- 104.

36. Воронков С.С. Об объективном смысле временных терминов и оборотов //Филос. науки. М., 1988. №6. - С. 42-51

37. Вяльцев А.Н. Дискретное пространство время. М.: Наука. 1965. -399 с.

38. Габричевский А.Г. Пространство и время //Вопр. философии. М., 1994.-№3,-С. 134 - 147.

39. Гайденко В.П. Тема судьбы и представление о времени в древнегреческом мировоззрении //Вопр. философии. М. - 1963. -№9.-С. 88-98.

40. Гайденко П.П. Категории времени в буржуазной европейской философии истории XX в. /Философские проблемы исторической науки. М. 1969. - С. 225 - 262.

41. Гайденко П.П. От онтологизма к психологизму: понятие времени и длительности в XVII-XVII вв. //Вопр. философии. М. 2001. №7. -С. 77-99.

42. Гайденко П.П. Понятие времени в античной философии //Диалог со временем. -М, 1999. -№1. С. 13-35.

43. Гайденко П.П. Проблема времени в онтологии М.Хайдеггера //Философия марксизма и экзистенциализма. М., 1974. С. 378419.

44. Гайденко П.П. Хосе Ортега и - Гассет и его «Восстание масс» //Вопр. философии. М., 1989. - №4. - С. 155 - 169.

45. Гассенди П. Соч.: в 2-х т., М., 1968. Т.2. 836 с.

46. Гегель Г.Ф. Философия природы //Энциклопедия философских наук: Соч. в 2т. М.: Мысль, 1975. - Т.2. - 695 с.

47. Гесеод. Труды и дни //Эллинские поэты VII-III в.в. д.э. Эпос. Элегия. Ямбы. Мелика. -М.: Ладомир, 1999. С. 50-68.

48. Гёсеод. Теогония. //Эллинские поэты VII-III в.в. д.э. Эпос. Элегия. Ямбы. Мелика. -М.: Ладомир, 1999. С. 29-50.

49. Гоббс Т. Избр. произведения: в 2-х т. М, Т.1, Мысль, 1964. 583 с.

50. Гобозов И.А. Смысл и направленность исторического процесса. М.: Издат. Моск. ун-та. 1987. 220 с.

51. Гореликов. Е.А., Гореликов Л.А. Время как ведущая определенность общественного развития /Башк. Гос. унт. Уфа. 1985. 43 с. /Рукопись деп. в ИНИОН АН СССР №22857 от 30.10.85.

52. Головаха Е.И. Кроник А.А. Психологическое время личности. Киев: Наукова думка. 1984. 207 с.

53. Грицанов А.А. Эон //Всемирная энциклопедия: Философия XX век //Главн. науч. ред. и сост. А.А.Грицанов. ACT, Мн.: Харвест, Современный литератор, 2002. - С. 937 - 938.

54. Грюнбаум А. Философские проблемы пространства и времени. М.: Прогресс, 1969. 590 с.

55. Гуревич А .Я. Время как проблема истории культуры //Вопр. фил-софии. 1969. - №3. - С. 105 -116.

56. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М.: Искусство. 1972. 318 с.

57. Гуревич А.Я. Об исторической закономерности //Философские проблемы исторической науки. М., 1969. С. 51-79.

58. Гурко Е.Н. Время в деконструкции //Постмодернизм. Энциклопедия. Мн.: Интерпрессервис, Книжный Дом. 2001. - С. 136 - 140.

59. Декарт Р. Избранное произведения. М.: Гос. изд-во полит, лит-ры, 1950.-710 с.

60. Декарт Р. Первоначала философии //Соч. в 2-х т. М.: Мысль, 1989.-Т.1.-654 с.

61. Декарт Р. Соч. в 2-х т. М.: Мысль, 1994. - Т.2. - 632 с.

62. Делез Ж. Различие и повторение /Пер. с фр. ТОО ТК «Петрополис», СПб. - 1998. 384 с.

63. Депперт В. Мифологические формы мышления в науке на примере понятий пространства, времени и закона природы //Разум и экзистенция. СПб, 1999. - С. 187 - 204.

64. Деррида, Жак. Письмо и различие /Пер. с фр. СПб.: Акад. Проект., 2000. 432 с.

65. Домбровский Б. Каким временем мы пользуемся? //Логос. М., 2000.-Вып. 2.-С. 75-97.

66. Донченко А.П. Фактор времени в нравственном становлении и развитии личности. Л.: Изд во Ленинградского универс. 1988. -120 с.

67. Древнеримские мыслители /Свидетельства, тексты, фрагменты. -Киев, 1958.-280 с.

68. Дубровский В.Н., Молчанов Ю.Б. Эволюционирует ли время, пространство и причинность //Вопр. философии. 1986. - №6. - С. 137-144.

69. Жаров A.M. Об эмпирическом и теоретическом обосновании одновременности времени //Вопр. философии. М., 1968. - №7. -с. 101-109.

70. Жаров A.M. Проблема времени: структура, становление и неопределенность //Вопр. философии. М., 1980. №1. - С. 88-98

71. Жогов В.И. Место и роль категории времени в социальном познании //Проблемы социального познания, М., 1981. С. 121-134.

72. Пер. с нем. М.: Юрист, 1996. Т. 1. - С. 517 - 529. 77.Зубец О.П. Темпоральнйй анализ явлений духовной культуры //Философия, политика, культура. М., 1984. вып. 4. - С. 66 - 69.

73. Иванова И.И. Временные аспекты функционирования культуры. Автореф. дис. канд. фил. наук. /Сарат. гос. ун-та. Саратов. 1996. -18 с.

74. Иващук О.Ф. Пространство и время: Отношение всеобщего и единичного //Туманит. Социал. Экон. науки. - Ростов н/Д, 2000. -№1,-С. 22-26.

75. Икконникова Н.И. Время бытия человека: генезис и структура: Автореф. дис. канд. филое. наук/Моск. гос. социал. ун-т. М. 1996. -22 с.

76. Икконникова Н.И. Время бытия человека: генезис и структура. -М.: Союз, 1999.- 159 с.

77. Ильин И.П. Постмодернизм: Словарь терминов /Институт науч. информации по общественным наукам РАН. М.: INTRADA, 2001.-384с.

78. Ильин И.П. Поструктурализм. Деконструктивизм: постмодернизм. -М.:Интрада, 1996. -255 с.

79. Каган M.G. Время как философская проблема //Вопр. философии. -М., 1982. -№10. С. 110- 124.

80. Казарян В.П. Понятие времени в структуре научного знания. М.: изд-во МГУ, 1980. - 175 с.

81. Канке В.А. Проблемы реальности социального времени //Вопр. философии. М., 1979. - №2. - С. 112-113

82. Канке В. А. Системный характер социального времени //Системный метод и современная наука. Новосибирск. - 1983. -С. 118-130.

83. Канке В.А. Теоретические основы познания временного аспекта процесса функционирования и развития общества, //проблемы социального познания. Новосибирск. ^ 1980. С. 75-84.

84. Кант И. Критика чистого разума. М.: Наука. 1998. - 655 с.

85. Касавин И.Т. Пространство и время: в поисках «естественной онтологии» знания //Общественные науки и современность. 2000. -№1,-С. 90-99.

86. Кевбрин Б.Ф. Развитие. Детерминизм. Закон. -М., 1998. 244 с.

87. Келле В.Ж., Ковальзон М.Я. Теория и история /Проблемы теории исторического процесса/. М.: Политиздат. 1981. 288 с.

88. Кемкин В.И., Зейналов Г.Г., Айзятов Ф.А. Общество на пути к устойчивому развитию. М.: МП «Марс»; 1996. - 238 с.

89. Клягин Н.В. Происхождение цивилизации /социально-философский аспект/. М., 1996. 252 с.

90. Кнабе Г.С. Историческое пространство и историческое время в культуре Древнего Рима //Культура Древнего Рима //М. Наука, 1985.-Т.2.-С. 108-166

91. Ковальзон М.Я., Эпштейн Р.И. О специфике пространства и времени как категорий социально-философской теории //Философ, науки. -М., 1988. №8. - С. 18-27.

92. Коперник Н. О вращениях небесных сфер. Малый комментарий. Послание против Вернера. Упсальская запись. М.: Наука, 1964. -653 с.

93. Коробейникова JI.M. Восприятие времени в зависимости от сложности деятельности //Сенсорные и сенсомоторные процессы. М.: Педагогика. 1972. - С. 225-236.

94. Корсунцев И.Г. Пространство и время как философские категории и ресурсы развития //Филос. исслед. М., 1999. №4. - С. 150-172.

95. Косарева JI.M. Рождение науки нового времени из духа культуры. М.: Изд-во Институт психологии РАН. 1997. - 360 с.

96. Крапивенский С.Э. Осевое время как социально философская проблема //Философия и общество. - М., 1988. - №4. - С. 134 -149.

97. Кримський С.Б. Культурно -тсторич1 передумови функщонуван-ня категори аобсолютного. Фшос. думка. 1980. №4. - С. 45 - 54.

98. Кьеркегор С. Страх и трепет /Пер. с дат. М.: Терра. - Книжный Клуб Республика, 1998. - 384 с.

99. Лазарев В.В. Раннебуржуазная эпоха и генезис философии Нового времени. //Философия эпохи ранних буржуазных революций. М., 1983.-С. 112-158.

100. Лалаев Т.П. Время и прогресс //Философия и общество. М., 2000. - №4.-С. 65-75.

101. Юб. Ламонт К. Иллюзии бессмертия /Пер. а англ. 2-е изд. М.: Политиздат, 1984. -286 с.

102. Левинас Э. Время и другой. Гуманизм другого человека/Пер. с фр. СПб.: Высш. Религиозно - философская школа, 1999. -265 с.

103. Лейбниц Г. Соч. в 4-х т. -М.: Мысль, 1983. Т.2. - 686 с.

104. Лейбниц Г.В. Соч. в 4-х т. М: Мысль, 1984. - Т.З. - 734 с.

105. ПО.Лой А.Н. Социально историческое содержание категорий

106. Время» и «Пространство»:. Киев: Наук, думка, 1978. - 135 с.

107. Ш.Лой А.Н., Шинкарук Е.В. Время как категория социально -исторического бытия //Вопр. философии. М., 1979. - №12. - С. 73 -86.

108. Локк Д. Избр. философские произведения: В 2-х т. М.: Изд-во соц-экон. лит., 1960. Т.1. - 734 с.

109. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. -М.: Политиздат. 1991.-524 с.

110. Листвина Н.И. Время и общественное развитиее //Принцип развития. -Саратов. 1972: С. 224 - 234.

111. Листвина Н.И. О единстве видов и функций социального времени //Принцип единства.- Саратов. 1980. С. 212 - 224.

112. Люббе Г. В ногу со временем. О сокращении нашего пребывания в настоящем. Историческая идентичность. //Вопр. философии. — М., 1984. №4.-С. 94-107

113. Макаров В.В. Социальное бытие и социальное время //Проблемы социально гуманитарного знания. - Волгоград, 1999. - С. 118 -124.

114. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. -М.: Мысль. 1979.-431 с.

115. Меликов И.М. Время в культуре //Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7, Философия. М., 1999. - №2. - С. 94-104.

116. Меринг Т.А. Категория «время». Структурно функциональные основы механизмов отсчета времени //Методологические аспекты науки о мозге. -М.: Медицина, 1983. 256 с.

117. Миголатьев А.А. Социальная философия. Человек и время //Социал. гуманит. знания. -М., 1999. - №2. - С. 46-56.

118. Микешина JI.A. Опыт постижения времени в логике и гуманитарном знании //Философия науки. М., 1998. - Вып. 4. - С. 150160.

119. Можейко М.А. Переоткрытие времени //Всемирная энциклопедия: Философия XX век. -М.: ACT, Минск, Харвест, Современный литератор. 2002. - С. 556-559.

120. Можейко М.А. Событийность //Постмодернизм. Энциклопедия. -М.: Интерпрессервис, Книжный Дом, 2001. С. 784 - 788.

121. Можейко М.А. Социальное время //Новейший философский словарь /Сост. А.А. Грицанов. -Мн.: Изд. В.М.Скакун, 1998. С. 656-658.

122. Моисеева Н.И., Сысуев В.М. Временная среда и биологические ритмы. -JL: Наука, 1981. 127 с.

123. Молчанов В.И. Время и сознание: Критика феноменологической философии. -М.: Высш. шк. 1988. 144 с.

124. Молчанов В.И. Феноменологическое учение о времени и его современные интерпретации //Вопр. философии. -М. 1982, №12. -С. 136- 144.

125. Молчанов Ю.Б. Труды Международного общества по изучению времени//Вопр. философии. М. - 1977, №5. - С. 159-166.

126. Молчанов Ю.Б. Проблема времени в современной науке. -М.: Наука, 1990. 134 с.

127. Молчанов Ю.Б. Развитие и время //Вопр. философии. М., 1979. -№12.-С. 61-72.

128. Молчанов Ю.Б. Четыре концепции времени в философии и физике. -М.: Наука, 1977. 192 с.

129. Москвина P.P., Мокроносов Г.В. Проблема социального времени в современной западной философии и литературе //Методологические и философские проблемы языкознания и литературоведения: Сборник. Новосибирск, 1984. С. 275 - 292.

130. Мостапенко A.M. Проблема универсальности основных свойств пространства и времени. -JL: Наука, Ленигр. отд-ние, 1969. 229 с.

131. Мостапенко A.M., Мостапенко М.В. Четырхмерность пространства и времени. М. Л., Наука, 1966. - 190 с.

132. Муравьев В.Н. Овладение временем //Избр. филос. и публиц. произв. -М.: РОССПЭН, 1988. 319 с.

133. Нестик Т.А. Свобода выбора как связь субъективного и социального времени //Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7, Фил. М., 2000. - №1. -С. 92-96.

134. Новик И.Б. История времени //Филос. науки. М., 2001. - №1. -С. 169-170.

135. Ньютон И. Математические начала натуральной философии //Крылов А.И. Собрание трудов в 12 т. -М.: Л., 1936. Т.7, 696 с.

136. Ньютон И. Математические работы. М., Л., 1937. - 452 с.141.0льсен Г. О циклической и линейной концепциях времени втрактовке античной и раннесредневековой истории //Цивилизации Вып. 2. -М.: Наука 1993. С. 197-207

137. Онианс Р. На коленях богов: Истоки европейской мысли о душе, разуме, теле, времени, мире и судьбе /Пер. с англ. М.: Прогресс -Традиция, 1999. - 592 с.

138. Орлов Г.П., Малинова И.П. Методологические проблемы изучения социальных процессов во временном аспекте //Проблемы познания социальных явлений. Свердловск, 1980. - С. 112-118.

139. Орлов Г.П. Свободное время и личность. Свердловск, Сред. -Урал. кн. изд-во, 1983. 175 с.

140. Орлов Г.П. Свободное время: условие развития человека и мера общественного богатства. -Свердловск: Изд- во Урал, ун-та, 1989. -173.

141. Ортега и - Гассет X. Что такое философия? -М.: Наука, 1991.408 с.

142. Пак. Г.С. Многомерное время истории как человеческой деятельности. Монография. Н. Новгород: Изд-во Нижегор. ун-та, 1998. -183 с.

143. Песоцкий Е.М. Категория социального времени в общественных науках /Кемер. гос. ун-т. Кемерово, 1986. - 8 с.

144. Песоцкий Е.И. К вопросу об измерении времени истории //Социальные и гносеологические проблемы познания общественных явлений. Томск, 1980,— С. 37-43.

145. Песоцкий Е.И. Структура и свойства социального времени: Автореф. дис. канд. фил. наук. Томск. 1981. - 17 с.

146. Петров Г.И. Социальное конструирование антропологического времени: Автореф. дис. канд. социол. наук. /Сарат. гос. ун-т. Саратов, 1988. - 19 с.

147. Петровская Е.В. Фигуры времени //Вопр. философий. М., 2000. -№10.-С. 58-67.

148. Писачкин В.А. Социология жизненного пространства. Саранск: изд-во Мордовского ун-та, 1997. - 180 с.

149. Платон. Соч.: в З-хт.-M.: Мысль, 1971. Т.З, 4.1. - 687 с.

150. Подольный Р.Г. Освоение времени. М.: Политиздат, 1989-143с.

151. Померанцев А.Г. Историческое переживание как способ осмысления времени: Автореф. дис. канд. филос. наук /СПб. 1997. 16 с.

152. Попова И.М. Представления о настоящем, прошедшем и будущем как переживание социального времени //Соц. Ис.: -М., 1999. -№3,-С. 149-158.

153. Пригожин И., Стенгерс И. порядок из хаоса: Новый дилог человека с природой /Пер. с англ. М.: Прогресс, 1986. - 432 с.

154. Пространство, время, движение. М., Наука, 1971. - 624 с.

155. Пространство и время. -Киев: Нак. думка. 1984. 294 с.

156. Пыльев П.С. Социальная метафизика времени и пространства //Золотой Лев. М., 2000. - №9/10. - С. 72-83.

157. Разумовский О.С. Время: иллюзия или реальность? //Полигнозис. -М., 1998. -№1,-С. 87-99.

158. Ракитов А.И. Историческое познание: Системно гносеол. подход. - М.: Политиздат, 1982. - 303 с.

159. Рассел Б. Человеческое познание. Его сфера и границы. -М., Изд-во иностр. лит., 1957. 555 с.

160. Савкин Н.С. Социальная философия. Саранск, Изд-во Мордов. ун-та, 1997,- 176 с.

161. Савкин Н.С. Человек и общество: проблемы теории воспроизводства. Саранск, Изд-во Мордов. ун-та, 1991. - 72 с.

162. Сафронов И.А. Зависимость временных отношений от форм взаимодействия материальных систем //Филос. науки. -М., 1973. -№4. С. 55-62

163. Сафронов И.А., Синяков Ю.А. Время как условие и фактор общественного развития //Филос. аспекты проблемы времени. -Л.,-1980.-С. 104-117.

164. Семенова С.Т. Пространственно временные характеристики индивидуального бытия. //Некоторые вопросы научно - технич. революции и ее социальных последствий. JL, 1980. - С. 160 - 185.

165. Серов Н.К. Время и мы: Можем ли мы овладеть искусством пользоваться временем? Л.: Лениздат, 1980. - 128 с.

166. Серов Н.К. Личность и время. -Л.: Лениздат. 1989. 265 с.

167. Серов Н.К. Процессы и мера времени. Проблемы методологии структурно диахронного исследования в современной науке. -Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1974. - 191 с.

168. Силин А.А. О природе времени //Вестник РАН. М., 1995. - Т. 65, №2. - С. 140 - 148.

169. Сухарев А.И. Основы регионологии /НИИ Регионологии. Саранск, 1996. - 120 с.

170. Социология развития: современные теории проблемы /Под ред. Бироноева А.О., Ельмеева В.Я. СПб.: изд-во С-Петер. ун-та, 1999.-343 с.

171. Старцев С.Н. Феноменологическая аналитика времени и гуманитарные науки XX в. //Вестн. С-Петерб. Ун-та. Сер. 6, Филос., политология, социология, психология, право, междунар. отношения,-СПб., 1999.-Вып. 2.-С. 17-21.

172. Сучкова Г.Г. Время как проблема гносеологии. Ростов н/Д, Изд-во Рост, ун-та, 1988. - 203 с.

173. Сучкова Г.Г. Социальное время и проблемы его освоения //Филос. науки, М, 1988. №6. - С. 11-18.

174. Смирнов А.И. Социальное время в системе категорий исторического материализма //Диалектика социальных процессов. М., 1980. -С. 16-21.

175. Смирнов А.И. Фактор времени в жизни общества. М.: Знание, 1986.-64 с. /

176. Спиноза Б. Приложение, содержащее метафизические мысли //Избр. произведения в 2-х т. М., Госполитиздат, 1957. Т.1. 631 с.

177. Тоффлер О. Столкновение с будущим //Иностр. литература. -М., 1972.-№3,-С. 228-249. .

178. Трубников Н.Н. Время человеческого бытия. -М.: Наука, 1987. -255 с.

179. Трубников Н.Н. Проблема времени в свете философского мировоззрения //Вопр. филосфии. М., 1978. №2. - С. 111 — 121.

180. Федотов Е.В. Понятие «историческое время». -Горький, 1987. -54 с.

181. Феоктиотов Г.Г. Об историческом времени //Социальная реальность и социальные теории: Материалы Всерос. конф., 28-29 мая 1998 г. СПб., 1998. - С. 206-209.

182. Фигаль Г. Хайдеггер //Современная западная философия: Слварь. 2-е изд., - М.: ТОН Остожье. - 1998. - С. 478 - 485.

183. Философский энциклопедический словарь, 2-е изд. М.: Сов. энциклопедия, 1989. - 815 с.

184. Фомичев П.Н. Современные социологические теории социального времени. -М., 1983. 46 с.

185. Фридман А.А. Мир как пространство и время, 2-е изд. М., Наука, 1965.- 112 с.

186. Хайдеггер М. Бытие и время /Пер. С нем., «Ad Marginem», М., 1997.-451 с.

187. Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления /Пер. с нем., М.: Республика, 1993.-447 с.

188. Хайдеггер М. Пролегомены к истории понятия времени: /Пер. с нем. Томск: Водолей, 1998. - 383 с.

189. Холстова М.В. Проблема социального времени в развитии и функционировании общества //Проблема закона и закономерностей в обществознании. JI.: Ленингр. ун-т, 1975. - С. 47-55.

190. Шварц Н. Философские аспекты проблемы социального времени: Автореф. дис. канд. филос. наук. /Акад. обществ, наук при ЦК КПСС Каф. философии. 1989. - 23 с.

191. Шпенглер О. Закат Европы. Новосибирск: Наука, Сиб. изд. фирма, 1993. 584 с.

192. Штенренберг М:И. Мера, стрела и сущность времени //Филос. исслед. -М., 1999. №4. - С. 5-32.

193. Элиаде М. Аспекты мифа /Пер. е., М., Инвест ППП, 1995. - 239 с.

194. Элиаде М. Избранные сочинения. Миф о вечном возвращении; Образы и символы; Священное и мирское /Пер. с фр. М.: Ладо-мир, 2000. - 414 с.

195. Элькин Д.Г. Восприятие времени. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962.-311 с.

196. Эфендиева Н.М. Проблема времени в философии С.Кьеркегора //Вопр. философии, 1980. №5. - С. 152 - 164.

197. Ярская В.Н. О понятии историческое время. Проблемы социального познания. М., 1982. - С. 27-32.

198. Ярская В.Н. Развитие понятия времени //Вопр. философии, -М., 1981.-№3,-С. 157- 160.181

199. Яковлев В.П. Социальное время. -Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 1980.-160 с.

200. Ясперс К. Всемирная история философии. Введение /Пер. с нем. К.В. Лощевской.-СПб.: Наука, 2000. 272 с.

201. Ясперс К. Смысл и назначение истории /Пер. с нем. -М.: Политиздат, 1991. 527 с.

202. Gurvich G. The spectrum of social time. Dordrecht: D.Reidel, 1964 -XXVI, 152 p.

203. Maines D. The significance of temporality for development of sociological theory //Sociol. guart. L., 1987. - Vol. 28, №3. - P. 303 - 311.

204. Filipcovo В., Filipec J. Society and concepts of time /ATbid. P. 19 -32.

205. Philosophy in body, culture, and time: Selected Studies in phenomenology and existential philosophy. Vol. 26, E. D. by Brogan W.A. et al. //Philosophy today.- Chicago, 2000,- Vol. 44, SPEP suppl.-P.l-186.

206. Margolis J. History and realism under the condition of history // Dialogue a. Universalism.-Warsaw, 1995,- Vol. 5, № 11/12.-P.5-20.