автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему: Социальное время-пространство
Полный текст автореферата диссертации по теме "Социальное время-пространство"
На правах рукописи
ВЕРХОШАНСКАЯ Регина Наркисовна
СОЦИАЛЬНОЕ ВРЕМЯ-ПРОСТРАНСТВО
(ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ)
Специальность 09.00.11 - социальная философия
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
Казань - 2004
Диссертация выполнена на кафедре философии Казанской государственной архитектурно-строительной академии.
Научный руководитель:
доктор философских наук, профессор Киносьян Владимир Андреевич
Официальные оппоненты:
доктор философских наук, профессор Хакимов Эдвард Муратович
кандидат философских наук Маслов Евгений Сергеевич
Ведущая организация:
Институт истории Академии наук РТ
Защита состоится 28 октября 2004 г. в 14.00 часов на заседании Диссертационного Совета Д 212.081.16 при Казанском государственном университете. По адресу: 420008, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Кремлевская, 18, корп. 2, ауд. 215.
С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке им. Н.И. Лобачевского Казанского государственного университета.
Автореферат разослан 27 сентября 2004 г.
Ученый секретарь
Диссертационного Совела.
кандидат фи юсофскил на\ к, - ,
доцент ' Гизатова Г К
^ OS/6?
2005-4 13421
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Одним из самых труднопереживаемых противоречий человеческого существования является противоречие между рождением и смертью. Осознание этого противоречия сделало проблему времени вечно актуальной для философии, науки и для всякого мыслящего человека.
Начиная с XVII столетия, постепенно к XX веку утвердилась концепция универсального физического пространства-времени, охватывающих все природные и социокультурные процессы. В такой концепции время фактически понимается как длительность, что действительно оправдано, когда мы имеем дело со временем механических процессов. Начавшийся во второй половине XX века фундаментальный пересмотр взглядов на научную рациональность ознаменовался прежде всего «возрождением времени», «переоткрытием времени» (И. Пригожин) и его нового смысла.
«Переоткрытие» смысла времени должно способствовать преодолению «конфликта двух культур» - естественнонаучной и гуманитарной, решение которого в наши дни сопряжено с развитием современной мировой социальной системы. «Единство мира требует и единства науки», способной объединить гуманитарную и естественнонаучную культуры с целью самосохранения человечества (H.H. Моисеев).
Современный социокультурный процесс характеризуется нарастающей сложностью, нелинейностью развития социальной системы, дивергенцией этнокультурных, социально-экономических, геополитических составляющих, углублением тенденций глобального кризиса культуры. Философско-исторический анализ социокультурного процесса требует выявления общих интегральных атрибутов социума, позволяющих сформировать современную холистскую модель самовыживания человечества.
Человеческая жизнь, жизнь общества, по-видимому, являются наиболее фундаментальным выражением единства пространства и времени. Поэтому социальная действительность как сфера жизнедеятельности людей с особой остротой ставит вопрос о единстве пространства и времени, о приоритете времени в общественном бытии людей. Проблема природы социального времени и социального пространства представляет большую актуальность именно в плане определения данной специфики.
Выявление специфических свойств социального времени и соци-
РОС................
(
ального пространства, а именно - социального времени-пространства, способствует преодолению механицизма и редукционизма в понимании пространства и времени.
Раскрытие природы, специфики социального времени-пространства позволяет выявить общие природно-социальные характеристики человеческой жизнедеятельности: ее определенную автономность, самопостижимость, самоуправляемость, свободу; т.е. характеристики, непосредственно сопряженные с необходимостью конкретно-исторического прогнозирования, нахождения конструктивных путей современного социокультурного процесса.
СТЕПЕНЬ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ. Проблема природы и специфики времени и пространства всегда была предметом пристального внимания мифологии, религии, философии, науки, искусства. Уже древнегреческая мифология в рамках генетической концепции времени (Гесиод) дает представление о динамическом и статическом времени.
В античной философии единство динамического и статического аспектов времени в рамках субстанциальной концепции (Фалес, Ксенофан, Парменид, Зенон, Платон) образует темпоральную картину мира. Динамическая концепция времени (Гераклит) связана с идеей закономерного развития вселенной, в которой два космоса -объективный и субъективный - существуют в своих специфических пространстве и времени. Атомистическая концепция времени (Демокрит, Эпикур) в соответствии с атомизмом пространства отстаивает атомистическую природу времени. Время (универсальное и изотахичное) как мера движения и покоя функционирует в рамках реляционной концепции (Аристотель).
В эпоху Возрождения и Нового времени произошел поворот к физике времени, т.е. к проблемам его операционально определяемых свойств, в частности - к проблемам равномерности течения времени и способов его измерения (Н. Коперник, Дж. Бруно, Г. Галилей, И. Ньютон). В контексте соотношения длительности и времени время представлено как модус мышления (Р. Декарт, Б. Спиноза). В субстанциальной концепции (И. Ньютон) пространство и время, прежде всего, понимаются как существующие «сами по себе», независимо от происходящих вещественно-энергетических процессов и событий, при этом абсолютное время отличается от относительного, измеряемого с помощью часов. Реляционная концепция пространства и времени получила развитие в теории Лейбница (с учетом специфики монадологии). Идеалистическая концепция времени трактует время
4
либо как априорную форму чувственного восприятия (Кант), либо как функцию сознания (Шеллинг, Гегель), либо как способ восприятия феноменов окружающего мира (Пирсон).
Зародившаяся в рамках геологической науки идея о возможности интерпретации пространственных отношений с точки зрения временной последовательности позволила сформировать представление о едином пространстве-времени (Н. Стеной, В.И. Вернадский), а также концепцию времени как формы существования сознания и любых биологических систем (А. Бергсон).
А. Эйнштейн вместо ньютоновского понимания универсального времени обосновал представление о локальном времени, которое зависит от скорости движения данной системы по сравнению с другой равноправной системой (реляционная концепция времени). Эйнштейн в СТО обосновал представление о физическом времени и физическом пространстве, показал неразрывную взаимосвязь пространственных и временных измерений, что получило свое завершение в концепции четырехмерного пространства-времени (мир Минковского).
В конце XX века реляционная концепция получила новое эмпирическое подтверждение в рамках теории открытых диссипативных систем (И. Пригожин), для которых необратимость и второе начало термодинамики о возрастании энтропии являются фундаментальными постулатами, применимыми к анализу процессов не только на микро-, но и на макроуровне. И. Пригожиным был развит системно-структурный подход, который выразился в концепции внутреннего исторического времени системы («возраст» системы).
В экзистенциально-онтологическом подходе к феномену времени М. Хайдеггер, для которого «времени нет без человека», мыслит время как уникальные своей асимметричностью отношения будущего, прошедшего и настоящего. При этом мгновение «сейчас» проходит через человека, и именно присущая человеку, собственная асимметрия порождает «многомерность» времени. Попытки специально рассмотреть время и пространство социальных процессов были предприняты в только XIX веке. Здесь необходимо отметить такое продуктивное направление современного социального познания, как школа «Анналов» (М. Блок, Л. Февр), для которой время (социально-историческое) оказывается центральным понятием. Ф. Бродель представляет социальное время как ядро социальной реальности, общественной эволюции, постоянно возобновляющее противоречие между настоящим моментом и т ечением
5
времени. Социально творимое время помогает людям организовывать социальную структуру, которая, по определению Броделя, является «ансамблем, архитектурой социальных явлений» и обладает множественностью форм пространства и времени (Ф. Бродель, П. Бурдье, П. Сорокин, Р. Мертон).
Современные последователи М. Блока, JI. Февра, Ф. Броделя развивают их позиции по вопросу сущности социально-исторического времени, его неоднородности. Зачастую социальное время и пространство сводятся к физическому, естественному пространству и времени (Э. Гидденс, Э. Холл).
В социокультурной форме социальное время впервые специфически отражено в раскрытии фундаментальной зависимости социального времени от социальных структур (П. Сорокин, Р. Мертон): «система времени варьирует вместе с социальной структурой». Социальное время в этом случае имеет социальные истоки и наполнено культурным содержанием. Социальное пространство многомерно, т.е. имеет больше трех измерений, обладая горизонтальными и вертикальными (стратификационными) параметрами.
Социальное время как конституирующий фактор любого социального изменения (П. Штомпка) содержит два вида времени: «количественное» и «качественное», регулируемые обществом.
Потребность в специфически социальном пространственно-временном обобщении выражена в концепции сетевого (информационного) общества М. Кастельса в которой общество сводится к трем общим компонентам: пространству, времени, технологии и создает новую темпоральность - «вневременное время».
Таким образом, для большинства зарубежных исследователей XX века социальное время и пространство представляются не просто физическим местом или последовательностью событий в вечном времени. Социальное время и социальное пространство - это фундаментальные социальные параметры, измерения, компоненты общества, конституирующие его в целом, дополняющие физическое время и пространство, включающие его и включенные в него.
В нашей отечественной литературе современные концепции социального пространства и социального времени, как правило, складываются в русле традиционного суждения о пространстве и времени как формах движения материи (А.Н. Лой, В.П. Яковлев, В.А. Артемов, A.A. Давыдов). Однако в контексте общественной жизни, планетарной социальной системы рассмотрение единства
6
пространства и времени, их соотношения с физическим пространством-временем практически отсутствует.
Проведенный нами в процессе исследования анализ приводит к выводу о том, что имеющиеся определения социального пространства и социального времени (Н.Н. Трубников, А.К. Абульханова-Славская, В.Н. Ярская, Ю.Л. Качанов) необходимо продолжить, делая акцент на приоритете времени в едином социальном времени-пространстве (времени-пространстве социальной системы).
В имеющихся исследованиях вне поля зрения фактически остается единство социального времени-пространства, как времени «социального дискурса», как способа общей оценки цивилизаци-онного процесса и «перспектив человека».
Недостаточно раскрыт и генезис социального времени и пространства, то принципиальное обстоятельство, что ещё на начальных этапах культурной эволюции именно «социальности» пространства и времени придавалось первостепенное значение.
В связи с вышеизложенным требует специального рассмотрения общая эволюция представлений, «переживаний» пространства и времени, начиная от мифологических представлений, через естественнонаучную абсолютизацию к экзистенциализации времени и пространства. Вьивление тенденций этой эволюции дает автору основание говорить о необходимости формирования концепции единого социального времени-пространства или времени-пространства социальной системы. В построении собственной концепции социального времени-пространства автор опирается на следующие философские теории и концепции:
- концепцию единого геологического пространства-времени (Н. Стеной);
_ТРЛПН1Л 1глиупртилгл опои яслгзчх ( А
- концепцию времени-дления (В.И. Вернадский);
- концепцию внутреннего системного времени (И. Пригожин);
- экзистенциально-онтологический подход к феномену времени (М. Хайдеггер);
- концепцию множественных социальных пространств и времен (Ф. Бродель);
- концепцию трансформационного времени-пространства (И. Валлерстайн);
-теорию самореферентных систем коммуникаций (Н. Луман).
ЦЕЛЬЮ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ является выявление природы, специфики, свойств, параметров единого
7
социального времени-пространства, функционирующего в пределах современной мировой социальной системы. Для достижения поставленной цели исследования в диссертации решаются следующие
ЗАДАЧИ:
- обоснование концепции социального времени-пространства (в онтологическом, гносеологическом, антропно-идентичном аспектах);
- определённый ретроспективный анализ концепций пространства и времени в истории мировой философии и науки;
- критика доктрины универсального физического пространства-времени, как «исключающего» социальное время и социальное пространство:
- выявление отдельных аспектов «перехода» от физического (физико-математического) пространства-времени к социальному времени-пространству;
- анализ становления социального времени и социального пространства в процессе антропогенеза;
- раскрытие определяющих параметров социального времени-пространства;
- раскрытие философско-методологических возможностей концепции социального времени-пространства для определения современной парадигмы архитектуры и архитектурного образования.
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ.
При выполнении исследования применены методы диалектической логики, в частности, метод перехода от абстрактного к конкретному, метод единства исторического и логического, диалектический принцип единства общего и особенного. Диссертационное исследование ориентировано на принцип многообразия как важнейший методологический принцип современной науки и культуры (методология постструктурализма).
Теоретическими основами диссертационного исследования являются имеющиеся концептуальные разработки по проблеме времени и пространства, а также по формулированию целостной научной модели социокультурного процесса.
НАУЧНАЯ НОВИЗНА ДИССЕРТАЦИИ состоит в следующем:
- обоснована необходимость конкретизации концепции универсального физического пространства-времени в преломлении к социокультурному процессу;
- выявлена глубокая степень единства социальных пространства и времени, позволяющая говорить о едином социальном времени-пространстве;
- в отличие от физического пространства-времени социальное время-пространство имеет свои качественные особенности; для социального времени-пространства характерны: неоднородность, анизотропность, асимметрия, порождаемые связью социального времени-пространства с социальными отношениями, с ценностным (аксиологическим) аспектом времени;
- в социокультурном процессе особую актуальность приобретает приоритет времени в едином времени-пространстве;
- общий онтологический статус социального времени-пространства мировоззренчески-методологически более содержательно раскрывается в гуманитарной культуре по сравнению с естественнонаучной и способствует преодолению «конфликта двух культур»;
- конкретным проявлением социального времени-пространства является градостроительство, архитектура, дизайн. С точки зрения способа архитектурного бытия можно сформулировать три концепции социального времени-пространства: концепцию устройства, концепцию функционирования, концепцию развития. Учет этих концепций в культурной жизнедеятельности людей позволяет определять ее оптимальные параметры.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ
1. Имеет место определенная эволюция представлений о пространстве и времени: от концепций времени и пространства в античной философии, философии средневековья и Нового времени, от концепций времени в естественнонаучной картине мира к концепциям социального времени и социального пространства.
2. В фактической эволюции фундаментальных представлений о пространстве и времени естественнонаучной культуры (линейный мир Минковского, эйнштейновская концепция глобальной геометродинамики, учение о времени-длении В.И. Вернадского, синергетическая нелапласовская парадигма И. Пригожина) просматривается вполне определенная тенденция движения от объективистской «бесконечной» к субъективно-объективной «самоограниченной» модели пространства-времени.
3. Можно вполне определенно говорить о «переходе» от физического пространства-времени к социальному времени-пространству, имеющему свои конкретно-исторические параметры: социальное время-пространство (с.в.-п.) является особой субъективно-объективной реальностью, формируемой в коэволюции природы и о бщества как целостной системе ; с. в. - п. реализует
9
дополняет физическое пространство-время, являясь способом его освоения и формой создания сферы человеческой жизнедеятельности; в с.в.-п. имеет место приоритет времени в едином социальном времени-пространстве; с.в.-п. включает два диалектически взаимосвязанных аспекта: глобальный («соизмерение» с универсумом) и локальный (геопланетарная и космизируемая конкретизация); с.в.-п. является способом интеграции жизнедеятельности людей, который обладает конструктивными, возможными деструктивными и футуро-логическими аспектами.
4. Конкретное проявление социального времени-пространства обнаруживается в целом ряде социокультурных феноменов («дом», собственность, власть и др.), поскольку в соответствии с социальным подходом архитектура - это непрерывно создаваемая человеком материальная пространственно-временная структура социальной системы.
5. Философская концепция социального времени-пространства методологически определяет «человеческое» социокультурное измерение современной архитектуры и архитектурного образования. Архитектура есть тот социальный микрокосм человечества, посредством которого оно воспроизводит в себе пространственно-временной порядок и через который смотрит на себя и на мир. Формируемый архитектурой пространственно-временной порядок в индивиде выступает атрибутивной, фундаментальной составляющей сознания и социальной активности.
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РАБОТЫ. Материалы диссертационного исследования и полученные в нем результаты могут быть использованы в современном философском анализе социального времени-пространства, в философском исследовании культуры, в определении современных особенностей и перспектив общецивилизационного развития, а также в процессе подготовки специалистов в области архитектуры, градостроительства и дизайна.
АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ. Основные положения диссертационного исследования были представлены на Всероссийской научно-теоретической (2003г.) и Республиканских научных конференциях (2002, 2003, 2004 гг.) и отражены в публикациях.
ОБЪЕМ И СТРУКТУРА ДИССЕРТАЦИИ. Диссертация состоит из введения, трех глав, каждая из которых имеет по два параграфа, заключения и библиографии (127 наименований). Общий объем -155 страниц.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во ВВЕДЕНИИ обосновывается актуальность темы исследования, определяется степень разработанности обозначенной научной проблемы, формулируются цели и задачи исследования, описываются теоретико-методологические основания работы, определяется научная новизна, теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования.
В ПЕРВОЙ ГЛАВЕ «Концепции времени и пространства в истории философской и научной мысли» содержится обзор представлений, концепций времени и пространства, начиная с мифологических пространственно-временных представлений.
В первом параграфе «От мифологии к нововременному хронотопу» содержится обзор концепций пространства и времени, начатый с мифологических пространственно-временных представлений, что позволяет полноценно осветить становление целого спектра соответствующих концепций времени и пространства в философии и науке.
Мифологические представления о пространстве обусловлены специфическим характером мифологического мира - его многослой-ностью и многоуровневостью. Эти свойства проявляются в плоскостной модели (в двухмерном мире), что тоже соответствует специфике поэтапности представлений о пространстве и времени в онтогенезе человека. Мифологические временные представления относятся к циклической модели времени, образующей инвариантную структуру, одновременную для прошлого, настоящего и будущего.
Античная философия как особая ступень в развитии пространственно-временных представлений разработала различные концепции времени: субстанциальную (Фалес, Ксенофан, Парменид, Зенон, Платон), динамическую (Гераклит), статическую, континуальную, атомистическую (Демокрит, Эпикур, Платон), реляционную (Аристотель).
Специфичная пространственно-временная структура динамики Аристотеля была пересмотрена в динамике Галилея, Декарта и Ньютона, обратившихся к физике времени, т.е. к проблемам равномерности течения времени, способам его измерения. Реляционная концепция пространства и времени получила развитие в теории Лейбница. Идеалистическая концепция времени трактует время либо как априорную форму чувственного восприятия (Кант, Мах), либо
11
как функцию сознания (Шеллинг, Гегель), либо как способ восприятия феноменов окружающего мира (Пирсон).
Во втором параграфе «Концепции времени в естественнонаучной картине мира» анализируется эволюция понятия времени в смене естественнонаучных картин мира, а также выявляются принципиальные различия в методологических подходах к трактовке понятия времени.
Время в классической физической картине мира инициируется всемирным движением (Ньютон) или локальным движением (Галилей, Эйнштейн), если только уточнить, что под временем понимается длительность. Так, например, классическая механика конкретизировала древнюю дефиницию Аристотеля: время, т.е. длительность, есть число движения. Таким образом, собственно время не является признаком физической реальности, а является признаком некоей более общей реальности, куда длительность входит только на правах части.
Представление о времени как о внешнем параметре объективной реальности, выводящее время из сферы научного исследования (Ньютон), было включено теорией относительности в новую концептуальную физическую картину мира, «заменившую» пространство и время Ньютона пространственно-временным континуумом Минковского.
Принципиально новой для науки и философии явилась постановка вопроса о статусе понятия «время», осуществленная В.И. Вернадским. Он впервые в науке и философии сформулировал принцип научного изучения единого пространства-времени задолго до создания теории относительности и создал собственную теорию времени-дления. Современная физика подошла к пониманию роли времени, близкому к представлениям В.И. Вернадского, отказавшись от традиционного создания концептуальной физической картины мира с позиции стороннего наблюдателя.
ВТОРАЯ ГЛАВА «Социальное время и социальное пространство: фундаментальное отличие от физического пространства-времени» посвящена рассмотрению категорий социального времени и социального пространства, которые в плане философско-методологического анализа представляются не отдельными временем и пространством, а гранями и сторонами комплекса социального времени-пространства, обеспечивающего воспроизводимость и внутреннюю связность общества.
В первом параграфе« "Критика" физических концепций пространства и времени в кчассическо й, неклассической,
12
постнеклассической науке и фшософии» проводится философско-методологический анализ концепций времени и пространства в классической, неклассической, постнеклассической науке, имеющих «выходы» на идеи социального времени и социального пространства.
В XVIII - нач. XIX вв. научные данные, противоречащие механистической картине мира И. Ньютона, накапливались в «описательных» дисциплинах - геологии и биологии. Основоположник научной геологии Николай Стеной ввел представление о едином геологическом пространстве-времени, временная компонента которого выражается, с одной стороны, генетическими признаками тел (составом, структурой, свойствами) и их пространственно-геометрическими отношениями, с другой. Геологическое время, таким образом, приобрело континуально-дискретную структуру, I свойства неоднородности и необратимости.
Особенность методологического подхода А. Бергсона к решению проблемы сущности категории времени позволила выявить универсальную способность психофизических и биологических систем к эволюционному развитию. Бергсон ввел понятие «конкретное время» - время исторического развития любых систем. Общепринятые единицы измерения времени, по Бергсону, представляют собой искусственные меры продолжительности.
В.И. Вернадский одним из основных достижений науки и философии начала XX в. считал создание нового представления о времени - понятия «единого и неразделимого пространства-времени». Вывод В.И. Вернадского о необратимости, неоднородности, анизотропности и континуально-дискретной структуре времени опирался на научные данные теории, к созданию которых физика и физическая химия подошли лишь во второй половине XX века в результате анализа открытых неравновесных систем (школа И. Пригожина).
Переход от классической научной парадигмы к динамичной, нелинейной, холистичной захватил в XX в. основы философского постижения мира. Актуализация проблемы времени, переосмысление этого понятия, его роли в науке и философии совпало с работами мыслителей XX в.: А. Бергсона, А.Н. Уайтхеда, М. Хайдеггера. На эти работы методологически опирается концепция современной синергетической парадигмы в подходе к проблеме темпоральности мира. Пригожин исходил из посылки, что необратимость и второе начало термодинамики о возрастании энтропии являются фундаментальными постулатами, применимыми к исследованию не
только на макро-, но и на микроуровне. Внутреннее системное время - не момент «сейчас» и не параметр, а «возраст» системы. Признание активной роли времени наряду с активной ролью материи стало основным принципом синергетической парадигмы.
Развивая экзистенциально-онтологический подход к феномену времени, М. Хайдеггер мыслит время как открытый горизонт, как открытое будущему время, как уникальные своей асимметричностью отношения будущего, прошедшего и настоящего. Момент «сейчас» характеризуется протяженностью, в которой сосуществуют исторически устойчивые формы «прошлого» и потенциальные возможности «будущего». Мгновение «сейчас», проходит через человека, и (
именно его, человека, собственная асимметрия порождает эту «многомерность» времени.
Второй параграф «Социальное время и социальное пространство в неклассической и постнеклассической философии» посвящен анализу идей социального времени и социального пространства, из которых особое внимание уделяется концепции множественного социального времени и пространства Ф. Броделя и трансформационному времени-пространству И. Валлерстайна как времени морального выбора. В заключительной части параграфа рассматривается антропный принцип в трактовке понятия времени в постнеклассической науке.
Анализ моделей времени, построенных в социальных науках, позволяет сделать вывод о недостаточности изучения социального времени только как длительности и последовательности социальных процессов. При анализе социального времени возникает необходимость понимать время как «меру изменения», но это лишь первое и самое абстрактное определение интересующего нас объекта исследования. Именно «смысл времени» конкретизирует само понятие меры - исторически конкретное и социально заданное, когда время понимается как смысловой принцип, предполагающий «открытость» субъекта жизнетворчеству и истории. Ф. Бродель полагает, что социальное время, будучи сущностным свойством всей социальной эволюции, имеет множество форм. В рамках своей теории «социального времени разных скоростей» он выделяет: эпизодическое время - время, соразмерное с ритмом повседневной жизни индивида; циклическое время - время, характерное для цикла экономической жизни; структурное время - историю человечества вместе с окружающей его средой; « очень длительный
14
период времени» - время мудрецов. Каждому из этих времен соответствует свой тип пространства.
И. Валлерстайн выделяет пять видов времени-пространства (Time-Space): 1) событийное геополитическое время-пространство, 2) циклическо-идеологическое время-пространство, 3) структурное время-пространство, 4) бесконечное время-пространство, 5) трансформационное время-пространство. Трансформационное время-пространство И. Валлерстайн вслед за П. Тиллихом связывает с качественным временем-кайросом - периодом особо интенсивных свершений и преобразований. Оно наступает, когда историческая система-структура подходит к точке бифуркации с неопределенным исходом. Это переход от параметрической модели обратимого «времени часов» к исторической модели необратимого «времени-возраста», переход от вертикального (календарного) к «поперечному» времени-пространству, которое воплощается не в последовательности событий, а в долговременных ментальных конструкциях, культурных архетипах, социальных иерархиях, т.е. в «горизонтальных» цивилизационных структурах исторических систем. В этом контексте проблема трансформационного «времени свершений» тесно сопряжена с современными дискуссиями о взаимоотношениях структуры и деятельности, культуры и структуры, находящихся в центре внимания постнеклассической науки.
ТРЕТЬЯ ГЛАВА «Специфика социального времени-пространства» посвящена выявлению свойств единого социального времени-пространства (времени-пространства социальной системы), единство которого обосновывается «социальностью» категорий времени и пространства (на примере становления пространственно-временных представлений в антропосоциогенезе, в традиционном обществе). Показаны способы формирования социального времени-пространства архитектурными средствами.
Показано, что социальное время и социальное пространство не следует отождествлять с физическим пространством и календарным временем. Этим обстоятельством и определяется замысел настоящей работы. Основной вопрос, который стимулировал исследование всего этого круга проблем: в чем заключается принципиальное отличие социального времени-пространства от физического пространства-времени.
В первом параграфе «Становление представлений о социаль-ном времени и пространстве в антропогенезе» рассматривается связь пространственно-временных представлений с развитием
15
функций полушарий головного мозга и развитие этих представлений в антропосоциогенезе; а также выявляется генезис социального времени и социального пространства в связи с зарождением собственности и власти на примере традиционных обществ.
Накопленный наукой материал свидетельствует о том, что самым фундаментальным свойством нервно-психической деятельности человека является пространственно-временная ориентация. Более того, распределение функций между полушариями опосредуется через пространственно-временные факторы.
Произошедшая в начале четвертичного периода бифуркация выразилась в наступлении холодной фазы климата и вытеснении в третичном периоде австралопитеков, что дало толчок активному развитию левого полушария головного мозга. Это обстоятельство послужило предпосылкой зарождения членораздельной речи, ставшей наиболее важным фактором дифференциации времени и в известной мере управления им. Исходное восприятие времени как совокупности биоритмов организма и окружающей среды (астрально-космических, климатических, биологических) обогащалось за счет выявления природной аритмии (смерть, болезнь, климатические и природные катаклизмы) и отделения от настоящего вначале прошлого (аккумуляция опыта), а затем и будущего. Человеческое время формировалось вместе с человеком и «в нем самом». По мере развертывания орудийно-хозяйственной деятельности, а также усложнения коммуникативных связей временная структура мира осваивалась как объективная последовательность событий (изменений), как различение качественных преобразований предметов и явлений.
Исторически первой формой «освоенного» человеком простран-ства было специально оборудованное жилище, предназначенное для выживания, и психологически порождающее ощущение замкнутого пространства. Первые нормы совместного общежития вырабатывались с помощью «социального зеркала» (В. Франкл) или «идеальной репрезентированное™ (отраженности) человека в жизни других людей» (В.А. Петровский). Поведение во «внутреннем» и внешнем социальном пространстве различалось: «внутри» зарождались отношения совместной собственности, а вне его - собственности обороняемой. Первичная власть формировалась как распоряжение конкретным временем других индивидов, что в принципе позволяет включить в исследование проблемы времени факторы не столько
экономические, сколько психосоциальные, связанные с философской антропологией и теорией цивилизационного процесса.
Результатом «последней глобальной бифуркации» (H.H. Моисеев) - неолитической революции - стало освоение человечеством земледелия и возникновение собственности. Зарождение концепции владения, как ограниченного во времени пользования, а тем более распоряжения, связано с эволюцией восприятия времени. Здесь уместно отметить, что для большей части населения стран Тропической Африки время еще не обладает значимостью, поскольку пока не коррелирует ни с деньгами, ни с прибылью. Такому пониманию времени соответствует холистически-целостное восприятие окружающего мира.
В настоящий момент западная цивилизация при столкновении технологических и гуманистических тенденций современного мира теряет прежнюю экспансивность, устойчивость и перспективность. В условиях, когда интеграционные процессы планетарных масштабов перекрывают локально-региональные особенности, современное устойчивое развитие цивилизации может осуществляться только на основе гармоничного сочетания «цикличности» традиционного общества и «линейности» западной цивилизации.
Во втором параграфе «Свойства времени-пространства социальной системы» исследуются: характеристики времени-пространства социальной системы как самореферентной системы коммуникаций; специфика времени-пространства социальной системы с позиций постструктурализма. Также рассматриваются концепции времени-пространства, формируемые архитектурой.
Для полноценного описания социальной системы ее необходимо представить одновременно в разных слоях некоторого единого времени-пространства, в которых данная система имеет взаимосогласованные, но разные структуры.
Первый шаг к развитию современного взгляда на систему был сделан, когда наука стала различать не части и целое, а систему и среду (понятие открытой системы). В последние десятилетия была создана теория самореферентных систем. Главное понятие системной теории - комплексность системы заставляет выбирать отношения между элементами. Процесс выбора связан с понятием времени. Социальные системы, наряду с психическими системами, принадлежат к типу смыслоконституирующих систем; смысл всякого актуального переживания и действия состоит в том, чго оно могло бы быть и другим.
Конструкция социальной действительности может быть представлена концептом «время-пространство социальной системы», который выступает позицией, структурирующей и организующей социологический дискурс. В концепции социального времени-пространства в контексте постструктурализма утверждаются следующие положения.
1) Через отношение с временем-пространством устанавливается социальная система.
2) Социальное время-пространство - это не онтологическая константа, а результат социальных отношений.
3) Социальное отношение может быть представлено в виде временного и пространственного становления; такой тип временности-пространственности не встречается в физическом мире. Структурированность различий в социальной системе делает фундаментальным ее истолкование на базе социального времени-пространства, утверждает их социальный генезис.
Таким образом, концепция времени-пространства выступает как научная попытка объяснить разнородные множества различий в событиях социальной системы, обыденное же мышление «снимает» пространственно-временные различия, осмысливая все события в постоянстве настоящего. Но эволюция характеристик пространства социальной системы возможна лишь во времени.
Основные параметры социального времени-пространства состоят в следующем:
1) социальное время-пространство в отличие от физического пространства-времени существует как особая субъективно-объективная реальность, формируемая в коэволюции природы и общества, в целостной системе: «вторая природа» - духовно-интеллектуальные модели — общественные отношения;
2) социальное время-пространство реализует и дополняет физическое пространство-время, являясь и способом его освоения, «завоевания» и формой создания сферы жизнедеятельности, в которой основное место занимают «ансамбли сооружений»;
3) приоритет времени в социальном времени-пространстве обусловлен определенной асимметрией неограниченного и ограниченного, непосредственно данного и искомого;
4) в едином социальном времени-пространстве время фиксирует направленность, длительность, аксиологичность, темпоральность, а пространство - структуру, архитектонику, топологию, масштабы действия и содеянного;
5)формирование всей «среды обитания», социальной инфраструктуры, подготовка соответствующих специалистов должны содержать осмысление и учет всех указанных аспектов социального времени-пространства.
Особым социальным феноменом, одним из способов жизнедеятельности общества, его неотъемлемым содержанием в пространственно-временном аспекте является архитектура. В соответствии с социально-философским подходом, архитектура - это непрерывно создаваемая человеком пространственно-временная структура социальной системы. Архитектура и социальная система -две стороны одного непрерывно формирующегося социоприродного явления - человечества. Архитектура есть тот социальный микрокосм человечества, посредством которого оно воспроизводит в себе пространственно-временной порядок и через который смотрит на себя и на мир. Таким образом, архитектура как непосредственное время-пространство бытия человечества является неотъемлемой составляющей реального социального времени-пространства. С учётом способа архитектурного бытия можно сформулировать три концепции социального времени-пространства: концепцию устройства, концепцию функционирования, концепцию развития.
Концепция устройства складывается при воплощении архитектуры как особой материальной среды, созданной архитектурными средствами и организованной в пространстве «мерными» средствами (пропорционированием, модулированием). Преобразование действительности с позиций концепции устройства ведет, с одной стороны,к осознанию суверенности бытия (вследствие отграниченное™ от мира через построение различных «физически-мерных» пространств),а с другой стороны -к консолидации участников преобразовательного процесса.
Концепция функционирования складывается при создании архитектурного пространства как взаимопроизводного от содержания протекающих в нем социальных процессов (подобно биологическим взаимоотношениям«организма»и«среды»).Концепция функционирования, фиксируя актуальное социальное содержание, способна порождать дискриминационное отношение к сложной среде, к протекающим в ней процессам и к их участникам. Концепция развития складывается при «создании» архитектурного пространства и, следовательно, социального времени-пространства как непрерывно изменяющегося,становящегося,развивающегося в рамках определенного исходного типа,
19
который выступает своеобразным эволюционирующим началом. Например, тип жилого дома лишь совершенствуется на основе уже сложившегося многовекового опыта. Для развивающегося социального времени-пространства можно, строго говоря, выделить две теоретические модели: «модель роста» и «модель рождения». Развивающийся подход заимствует из науки теоретико-методологические средства фиксации циклического развития социального времени-пространства в соответствии с моделями «роста» и «рождения», для осуществления которых требуется определенный уровень абстрактного теоретико-пространственного мышления.
Таким образом, социальное время-пространство в архитектуре является не только материально-конструктивным или функциональным образованием, но и концептуальным, причем всегда поликонцептуальным.
В ЗАКЛЮЧЕНИИ теоретически обобщаются основные выводы, полученные в ходе диссертационного исследования, намечаются ориентиры дальнейшего философского анализа выдвинутой концепции социального времени-пространства, определяется ряд задач по разработке теории города.
Основные положения диссертационного исследования отражены в следующих публикациях автора:
1. Верхошанская Р.Н. Актуальность синергетической парадигмы / Р.Н. Верхошанская // Сборник научных трудов аспирантов. -Казань: КГАСА, 2002. - С. 169-173.
2. Верхошанская Р.Н. Эволюция понятия времени: от физической величины к философской категории / Р.Н. Верхошанская // Сборник научных трудов аспирантов. - Казань: КГАСА, 2003. - С. 195-199.
3. Верхошанская Р.Н. К вопросу о российской национальной идее / Р.Н. Верхошанская // Россия в глобальном мире: Труды Всероссийской научно-теоретической конференции. - Санкт-Петербург: Изд-во СПбГПУ, 2003. - С. 407-409.
4. Верхошанская Р.Н. Образный каркас города как коммуникативная структура / Р.Н. Верхошанская (в контексте постмодернизма) // Виртуальная реальность. Сборник научных трудов. - Казань: КГУ, 2003. - С. 56-59.
5. Верхошанская Р.Н. Развитие пространственно-временных представлений в связи с зарождением собственности и власти / Р.Н. Верхошанская // Сборник научных трудов аспирантов. - Казань: КГАСА, 2004.-С. 192-198.
#18573
РНБ Русский фонд
2005-4 13421
Подписано в печать 27.09.2004 г. Заказ 133 Усл.печ.п. 1,69 Тираж 100 экз. Бумага офсетная. Печать ризографическая Отпечатана с готового оригинал- макета Адрес: г. Казань, ул. Университетская, 5/37 Типография «ИСКРА»
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Верхошанская, Регина Наркисовна
Введение
Глава I. Концепции времени и пространства в истории философской и научной мысли
1.1. От мифологии к нововременному хронотопу
1.1.1. Мифологические представления о пространстве и времени
1.1.2. Специфика понимания времени и пространства в античной философии
1.1.3. Концепции времени и пространства в философии средневековья и нового времени
1.2. Концепции времени в естественнонаучной картине мира
1.2.1. Время в классической физической картине мира
1.2.2. Кризис парадигмы классической науки на рубеже XIX - XX вв. Время в концептуальной физической картине мира
1.2.3. Время в естественнонаучной картине мира В.И. Вернадского
Глава II. Социальное время и социальное пространство: фундаментальное отличие от физического пространства-времени
2.1. «Критика» физических концепций пространства и времени в классической, неклассической, постнеклассической науке и философии
2.1.1. Концепция единого геологического пространства-времени
Н. Стенона
2.1.2. Теория конкретного времени А. Бергсона
2.1.3. Концепция времени-дления В.И. Вернадского
2.1.4. Концепция внутреннего системного времени И. Пригожина
2.1.5. Экзистенциально-онтологический подход к феномену времени
М. Хайдеггера
2.2. Социальное время и социальное пространство в неклассической науке и постнеклассической философии
2.2.1. Становление и развитие категорий «социальное время» и «социальное пространство»
2.2.2. Ф. Бродель: концепция множественного социального времени и пространства
2.2.3. Трансформационное время И. Валлерстайна как время морального выбора
2.2.4. Антропный принцип в трактовке понятия времени в постнеклассической науке
Глава 111. Специфика социального времени-пространства
3.1. Становление представлений о социальном времени и пространства в антропогенезе
3.1.1. Связь пространственно-временных представлений с развитием функций полушарий головного мозга
3.1.2. Развитие пространственно-временных представлений в процессе антропогенеза
3.1.3. Генезис социального пространства и социального времени
3.1.4. Пространственно-временные представления в традиционном обществе
3.1.5. Социальное время и социальное пространство в контексте зарождения собственности и власти
3.2. Свойства времени-пространства социальной системы
3.2.1. Многообразие в науке и философии
3.2.2. Социальная система как самореферентная система коммуникаций
3.2.3. Время-пространство социальной системы
3.2.4. Социальное время-пространство, формируемое архитектурой
Введение диссертации2004 год, автореферат по философии, Верхошанская, Регина Наркисовна
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Одним из самых труднопереживаемых противоречий человеческого существования является противоречие между рождением и смертью. Осознание этого противоречия сделало проблему времени вечно актуальной для философии, науки и для всякого мыслящего человека.
Начиная с XVII столетия, постепенно к XX веку утвердилась концепция универсального физического пространства-времени, охватывающих все природные и социокультурные процессы. В такой концепции время фактически понимается как длительность, что действительно оправдано, когда мы имеем дело со временем механических процессов. Начавшийся во второй половине XX века фундаментальный пересмотр взглядов на научную рациональность ознаменовался прежде всего «возрождением времени», «переоткрытием времени» (И. Пригожин) и его нового смысла.
Переоткрытие» смысла времени должно способствовать преодолению «конфликта двух культур» - естественнонаучной и гуманитарной, решение которого в наши дни сопряжено с развитием современной мировой социальной системы. «Единство мира требует и единства науки», способной объединить гуманитарную и естественнонаучную культуры с целью самосохранения человечества (H.H. Моисеев).
Современный социокультурный процесс характеризуется нарастающей сложностью, нелинейностью развития социальной системы, дивергенцией этнокультурных, социально-экономических, геополитических составляющих, углублением тенденций глобального кризиса культуры. Философско-исторический анализ социокультурного процесса требует выявления общих интегральных атрибутов социума, позволяющих сформировать современную холистскую модель самовыживания человечества.
В настоящее время предпринимаются попытки обоснования онтологического статуса различных видов пространства и времени -биологического, исторического, психологического. Эта тенденция в целом свидетельствует о том, что пространственно-временные отношения могут иметь свою специфику не только для отдельных форм исторического движения, но и для культурной жизнедеятельности людей.
Человеческая жизнь, жизнь общества, по-видимому, являются наиболее фундаментальным выражением единства пространства и времени. Поэтому социальная действительность как сфера жизнедеятельности людей с особой остротой ставит вопрос о единстве пространства и времени, о приоритете времени в общественном бытии людей. Проблема природы социального времени и социального пространства представляет большую актуальность именно в плане определения данной специфики.
Выявление специфических свойств социального времени и социального пространства, а именно - социального времени-пространства, способствует преодолению механицизма и редукционизма в понимании пространства и времени. Раскрытие природы, специфики социального времени-пространства позволяет выявить общие природно-социальные характеристики человеческой жизнедеятельности: ее определенную автономность, самопостижимость, самоуправляемость, свободу; т.е. характеристики, непосредственно сопряженные с необходимостью конкретно-исторического прогнозирования, нахождения конструктивных путей современного социокультурного процесса.
СТЕПЕНЬ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ. Проблема природы и специфики времени и пространства всегда была предметом пристального внимания мифологии, религии, философии, науки, искусства. Уже древнегреческая мифология в рамках генетической концепции времени (Гесиод) дает представление о динамическом и статическом времени.
В античной философии единство динамического и статического аспектов времени в рамках субстанциальной концепции (Фалес, Ксенофан, Парменид, Зенон, Платон) образует темпоральную картину мира. Динамическая концепция времени (Гераклит) связана с идеей закономерного развития вселенной, в которой два космоса - объективный и субъективный - существуют в своих специфических пространстве и времени. Атомистическая концепция времени (Демокрит, Эпикур) в соответствии с атомизмом пространства отстаивает атомистическую природу времени. Время (универсальное и изотахичное) как мера движения и покоя функционирует в рамках реляционной концепции (Аристотель).
В эпоху Возрождения и Нового времени произошел поворот к физике времени, т.е. к проблемам его операционально определяемых свойств, в частности - к проблемам равномерности течения времени и способов его измерения (Н. Коперник, Дж. Бруно, Г. Галилей, И. Ньютон). В контексте соотношения длительности и времени время представлено как модус мышления (Р. Декарт, Б. Спиноза). В субстанциальной концепции (И. Ньютон) пространство и время прежде всего понимаются как существующие «сами по себе», независимо от происходящих вещественно-энергетических процессов и событий, при этом абсолютное время отличается от относительного, измеряемого с помощью часов. Реляционная концепция пространства и времени получила развитие в теории Лейбница (с учетом специфики монадологии). Идеалистическая концепция времени трактует время либо как априорную форму чувственного восприятия (Кант), либо как функцию сознания (Шеллинг, Гегель), либо как способ восприятия феноменов окружающего мира (Пирсон).
Зародившая в рамках геологической науки идея о возможности интерпретации пространственных отношений с точки зрения временной последовательности позволила сформировать представление о едином пространстве-времени (Н. Стенон, В.И. Вернадский), а также концепцию времени как формы существования сознания и любых биологических систем (А. Бергсон).
А. Эйнштейн вместо ньютоновского понимания универсального времени обосновал представление о локальном времени, которое зависит от скорости движения данной системы по сравнению с другой равноправной системой (реляционная концепция времени). Эйнштейн в СТО обосновал представление о физических времени и пространстве, показал неразрывную взаимосвязь пространственных и временных измерений, что получило свое завершение в концепции четырехмерного пространства-времени (мир Минковского).
В конце XX века реляционная концепция получила новое эмпирическое подтверждение с созданием теории диссипативных систем (брюссельская школа И. Пригожина). В противоположность геометрическому подходу И. Пригожиным был развит системно-структурный подход к феномену времени. Он исходил из посылки, что необратимость и второе начало термодинамики о возрастании энтропии являются фундаментальными постулатоми, применимыми к анализу процессов, действующих не только на макро-, но и на микроуровне. Пригожин разработал концепцию системного внутреннего, исторического времени, которое является не моментом «сейчас» и не параметром, а «возрастом» системы.
В экзистенциально-онтологическом подходе к феномену времени М. Хайдеггера время может измеряться через информацию (в терминах «будущего») или через энтропию (в терминах «прошлого»). Хайдеггер мыслит время как открытый горизонт, как уникальные своей асимметричностью отношения будущего, прошедшего и настоящего. Во внутреннем времени системы мгновение «сейчас» проходит через человека, и именно присущая человеку, собственная асимметрия порождает «многомерность» времени.
Попытки специально рассмотреть время и пространство социальных процессов были предприняты в только XIX веке. Здесь необходимо отметить такое направление современного социального познания, как школа «Анналов» (М. Блок, Л. Февр), для которой время (социально-историческое) оказывается центральным понятием. Виднейший представитель второго поколения этой школы - Ф. Брод ель представляет социальное временя как ядро социальной реальности, общественной эволюции. Это противоречивое человеческое время, составляющее материю прошлого, постоянно возобновляющее противоречие между настоящим моментом и течением времени. Такое время имеет множество форм, которые Бродель устанавливает вместо времени, существующего «только здесь» как физический параметр. Творимое время помогает людям организовывать социальную реальность. Основное понятие концепции «большая длительность» (longue duree) Бродель противопоставляет хронологическому времени и связывает с ней понятие «структуры» социальной системы.
Современные последователи М. Блока, JI. Февра, Ф. Броделя развивают их позиции по вопросу сущности социально-исторического времени, его неоднородности. Зачастую социальное время и пространство сводится к физическому, естественному пространству и времени (Э. Гидденс, Э. Холл).
Общество сводится к взаимодействию индивидов,. а взаимодействие - к пространству и времени как чистым «социальным формам» кантианского толка. Такой принцип отрыва «формы пространства и времени» от социального содержания, сводит ее к физической характеристике и лишь поднимает вопрос действительно социального пространства и времени (Г. Зиммель).
Социальное время в социокультурной форме впервые специфически отражено в фундаментальной зависимости социального времени от социальных структур (П. Сорокин, Р. Мертон, а точки отсчета социального времени определяются социально значимыми событиями. Социальное время в этом случае имеет социальные истоки и наполнено культурным содержанием. Социальное пространство отличается от геометрического пространства и сводится к народонаселению Земли, к системе социальных отношений индивидов, групп, популяций, составляющих его координаты. Оно многомерно, т.е. имеет больше трех измерений, обладая горизонтальными и вертикальными (стратификационными) параметрами.
Фундаментальная конструкция социального пространства представлена П. Бурдье, в которой общество рассматривается как многомерное пространство. Структуру социального пространства составляет «ансамбль» четырех «полей» практик: экономической, социальной, культурной, политической, определяющих его многомерность и связанных «габитусом».
Социальное время рассматривается в качестве конституирующего фактора любого социального изменения (П. Штомпка). В этой теории различаются два времени: «количественное» физическое (часы, календари) и «качественное» социальное (которое регулируется обществом), а также шесть функций социального времени, определяемых активностью общества. Время имеет форму ресурса, который можно потреблять, экономить, распределять.
Потребность в специфически социальном пространственно-временном обобщении выражена в концепции сетевого (информационного) общества М. Кастельса, в которой общество, отождествляемое с социальной структурой, сводится к трем общим компонентам: пространству, времени, технологии. Пространство ресурсных потоков есть господствующая пространственная форма сетевого общества, которая надстраивается над физическим пространством мест. Сетевое общество создает новую темпоральность -«вневременное время», порождаемое попытками информационных сетей аннигилировать время.
Таким образом, для большинства зарубежных исследователей XX века социальное время и пространство представляется не просто физическим местом или последовательностью событий в вечном времени. Социальное время и социальное пространство - это фундаментальные социальные параметры, измерения, компоненты общества, конституирующие его в целом, дополняющие физическое время и пространство, включающие его и включенные в него.
В нашей отечественной литературе современные концепции социального пространства и социального времени, как правило, складываются в русле традиционного суждения о пространстве и времени как формах движения материи (А.Н. Лой, В.П. Яковлев, В.А. Артемов, A.A. Давыдов). Фактически именно такое представление утверждается в современном естествознании в модели четырехмерного пространства-времени (мира Минковского), описывающей единое пространство-время.
Однако, в контексте общественной жизни, планетарной социальной системы рассмотрение единства пространства и времени, их соотношения с физическим пространством-временем практически отсутствует.
Проведенный нами в процессе исследования анализ приводит нас к выводу о том, что имеющиеся определения социального пространства и социального времени (H.H. Трубников, А.К. Абульханова-Славская, В.Н. Ярская, Ю.Л. Качанов) необходимо продолжить, делая акцент на приоритете времени в едином социальном времени-пространстве (времени-пространстве социальной системы), раскрывая связь физического пространства-времени и социального времени-пространства и выявляя конкретные параметры оценки времени-пространства.
Необходимо при этом выявить формирование социального времени-пространства; осознать, что его формирующую основу составляет жизнедеятельность людей, которая имеет материальную и идеальную, объективную, субъективную и объективно-субъективную стороны.
В имеющихся исследованиях фактически вне поля зрения остается единство социального времени-пространства как времени «социального дискурса», как способа общей оценки цивилизационного процесса и «перспектив человека».
Недостаточно раскрыт и генезис социального времени и пространства, то принципиальное обстоятельство, что фактически на начальных этапах культурной эволюции именно «социальности» пространства и времени придавалось первостепенное значение; в последующем же развитии, особенно европейской культуры, произошла масштабная сциентизация, «офизичивание» пространства и времени. При этом не раскрытым остается то, что для судеб человека и человечества огромную роль играет именно социальное время-пространство.
В связи с этим требует специального рассмотрения общая эволюция представлений, «переживаний» пространства и времени, начиная от мифологических представлений, через естественнонаучную абсолютизацию к экзистенциализации времени и пространства. Выявление тенденций этой эволюции дает автору основание говорить о необходимости формирования концепции единого социального времени-пространстве или времени-пространства социальной системы. В построении собственной концепции социального времени-пространстве автор опирается на следующие философские теории и концепции:
- концепцию единого геологического пространства-времени (Н. Стенон);
- теорию конкретного времени (А. Бергсон);
- концепцию реального времени-дления (В.И. Вернадский);
- концепцию внутреннего системного времени (И. Пригожин);
- экзистенциально-онтологический подход к феномену времени (М. Хайдеггер);
- концепцию множественных социальных пространств и времен (Ф. Бродель);
- концепцию трансформационного времени-пространства (И. Валлерстайн);
- теорию самореферентных систем коммуникаций (Н. Луман).
ЦЕЛЬЮ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ является выявление природы, специфики, свойств, параметров единого социального времени-пространства, функционирующего в пределах современной мировой социальной системы. Для достижения поставленной цели исследования в диссертации решаются следующие
ЗАДАЧИ:
- обоснование концепции социального времени-пространства (в онтологическом, гносеологическом, антропно-идентичном аспектах);
- определенный ретроспективный анализ концепций пространства и времени в истории мировой философии и науки;
- критика доктрины универсального физического пространства-времени, как «исключающего» социальное время и социальное пространство;
- выявление отдельных аспектов «перехода» от физического (физико-математического) пространства-времени к социальному времени-пространству;
- анализ становления социального времени и социального пространства в процессе антропогенеза;
- раскрытие определяющих параметров социального времени-пространства;
- раскрытие философско-методологических возможностей концепции социального времени-пространства для определения современной парадигмы архитектуры и архитектурного образования.
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ
При выполнении исследования применены методы диалектической логики, в частности, метод перехода от абстрактного к конкретному, метод единства исторического и логического, диалектический принцип единства общего и особенного. Диссертационное исследование ориентировано на принцип многообразия как важнейший методологический принцип современной науки и культуры (методология постструктурализма).
Теоретическими основами диссертационного исследования являются имеющиеся концептуальные разработки по проблеме времени и пространства, а также по формулированию целостной научной модели социокультурного процесса.
НАУЧНАЯ НОВИЗНА ДИССЕРТАЦИИ состоит в следующем:
- обоснована необходимость конкретизации концепции универсального физического пространства-времени в преломлении к социокультурному процессу;
- выявлена глубокая степень единства социальных пространства и времени, позволяющая говорить о едином социальном времени-пространстве;
- в отличие от физического пространства-времени социальное время-пространство имеет свои качественные особенности; для социального времени-пространства характерны: неоднородность, анизотропность, асимметрия, порождаемые связью социального времени-пространства с социальными отношениями, с ценностным (аксиологическим) аспектом времени;
- в социокультурном процессе особую актуальность приобретает приоритет времени в едином времени-пространстве;
- общий онтологический статус социального времени-пространства мировоззренчески-методологически более содержательно раскрывается в гуманитарной культуре по сравнению с естественнонаучной и способствует преодолению «конфликта двух культур»;
- конкретным проявлением социального времени-пространства является градостроительство, архитектура, дизайн. С точки зрения способа архитектурного бытия можно сформулировать три концепции социального времени-пространства: концепцию устройства, концепцию функционирования, концепцию развития. Учет этих концепций в культурной жизнедеятельности людей позволяет определять ее оптимальные параметры.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ
1. Имеет место определенная эволюция представлений о пространстве и времени: от концепций времени и пространства в античной философии, философии средневековья и Нового времени, от концепций времени в естественнонаучной картине мира к концепциям социального времени и социального пространства.
2. В фактической эволюции фундаментальных представлений о пространстве и времени естественнонаучной культуры (линейный мир Минковского, эйнштейновская концепция глобальной геометродинамики, учение о времени-длении В.И. Вернадского, синергетическая нелапласовская парадигма И. Пригожина) просматривается вполне определенная тенденция движения от объективистской «бесконечной» к субъективно-объективной «самоограниченной» модели пространства-времени.
3. Можно вполне определенно говорить о «переходе» от физического пространства-времени к социальному времени-пространству, имеющему свои конкретно-исторические параметры: социальное время-пространство (с.в.-п.) является особой субъективно-объективной реальностью, формируемой в коэволюции природы и общества как целостной системе; с.в.-п. реализует и дополняет физическое пространство-время, являясь способом его освоения и формой создания сферы человеческой жизнедеятельности; в с.в.-п. имеет место приоритет времени в едином социальном времени-пространстве; с.в.-п. включает два диалектически взаимосвязанных аспекта: глобальный («соизмерение» с универсумом) и локальный (геопланетарная и космизируемая конкретизация); с.в.-п. является способом интеграции жизнедеятельности людей, который обладает конструктивными, возможными деструктивными и футурологическими аспектами.
4. Конкретное проявление социального времени-пространства обнаруживается в целом ряде социокультурных феноменов («дом», собственность, власть и др.), поскольку в соответствии с социальным подходом архитектура - это непрерывно создаваемая человеком материальная пространственно-временная структура социальной системы.
5. Философская концепция социального времени-пространства методологически определяет «человеческое» социокультурное измерение современной архитектуры и архитектурного образования. Архитектура есть тот социальный микрокосм человечества, посредством которого оно воспроизводит в себе пространственно-временной порядок и через который смотрит на себя и на мир. Формируемый архитектурой пространственно-временной порядок в индивиде выступает атрибутивной, фундаментальной составляющей сознания и социальной активности.
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РАБОТЫ. Материалы диссертационного исследования и полученные в нем результаты могут быть использованы в современном философском анализе социального времени-пространства, в философском исследовании культуры, в определении современных особенностей и перспектив общецивилизационного развития, а также в процессе подготовки специалистов в области архитектуры, градостроительства и дизайна.
АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ. Основные положения диссертационного исследования были представлены на Всероссийской научно-теоретической
2003г.) и Республиканских научных конференциях (2002, 2003, 2004 гг.) и отражены в публикациях.
ОБЪЕМ И СТРУКТУРА ДИССЕРТАЦИИ. Диссертация состоит из введения, трех глав, каждая из которых имеет по два параграфа, заключения и библиографии (127 наименований). Общий объем - 155 страниц.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Социальное время-пространство"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данном исследовании поставлена проблема единого социального времени-пространства, наиболее фундаментальным выражением которого, по-видимому, являются человеческая жизнь и жизнь общества, а также проблема приоритета времени и пространства в общественном бытии людей. Единство социального времени и пространства автор обосновывает в первую очередь тем, что человеческие переживания, творчество, человеческая деятельность, все то, что составляет экзистенцию человека, не могут протекать только в пространстве или только во времени. Таким образом, по Хайдеггеру, происходит поиск «фундаментальной онтологии», но «фундаментальной онтологией» не могут быть социальное пространство или социальное время отдельно друг от друга, а только единое время-пространсво социальной системы, взятое как целостная конструкция. Единство социального времени-пространства выражается через время «социального дискурса» как способа общей оценки цивилизационного процесса и «перспектив человека».
В диссертации в связи с этим раскрыт поэтапный переход от физических концепций пространства-времени (мира Минковского) к социальному времени-пространству и влияние рассмотренных концепций на естественнонаучную картину мира. Отличие физического пространства-времени от социального времени-пространства состоит в следующем.
1. Физическое пространство-время характеризует неживую материю и описывается атомистической концепцией. Существует два естественнонаучных подхода к физическому пространству-времени: субстанционная (Ньютон) и реляционная (Эйнштейн) концепции времени и пространства. Эйнштейн обосновал реляционную концепцию с помощью принципа операционализма, когда понятия пространства и времени физически не определены. При этом обнаружилось то принципиальное обстоятельство, что пространственные измерения нельзя проводить без временных, и наоборот.
2. Социальное время-пространство - это «живое» время-пространство, поскольку оно связано с жизнедеятельностью людей и проявляется в практической деятельности, в культуре, в искусстве, в образовании.
3. Социальное время-пространство выражает такие свойства как необратимость, фундаментальная связь антропологических, этических аспектов с проблемой времени и пространства. Поэтому в отличии от физического пространства-времени социальное время-пространство обладает неоднородной, анизотропной структурой.
4. Проблема судьбы и выбора центральной осью проходят через социальное время-пространство, которое является формой жизнедеятельности людей, «экзистенциалом» в терминологии Хайдеггера.
Вместе с этим в данной работе выявлен приоритет социального времени по отношению к социальному пространству в едином времени-пространстве в различных социальных системах. В этой позиции автор опирается на экзистенциально-онтологический подход к феномену времени М. Хайдеггера, концепцию трансформационного времени-пространства И. Валлерстайна, концепцию внутреннего, системного времени И. Пригожина.
Специфика социального времени-пространства, его отличие от других видов пространства и времени раскрыты в онтологическом, гносеологическом и особенно социокультурном аспектах. Социальное время-пространство отличается от других видов пространства и времени тем, что в его основе лежит созидательная, культурная жизнедеятельность людей, за счет которой осуществляется его определенная динамика. Вместе с тем, социальное время-пространство охватывает противоречия и конфликты в обществе (например, «конфликт двух культур»: естественнонаучной и гуманитарной). Необходимо отметить, что отличия социального времени-пространства от других видов пространства и времени наиболее полно улавливаются на интуитивном уровне, чем на феноменологическом, т.к. являются глубинными вопросами, на которые не может до конца ответить ни религия, ни философия. Однако, выявление специфичности социального времени-пространства является, по нашему мнению, одним из путей преодоления экзистенциального кризиса, а также одним из способов мировоззренческой интеграции человеческого самосознания (или точнее «жизневоззренческой» интеграции в терминологии А. Швейцера).
Сформулированы основные параметры социального времени-пространства, которые состоят в следующем.
1. Социальное время-пространство в отличии от физического пространства-времени существует не «само по себе», а как особая субъективно-объективная реальность, формируемая в коэволюции природы и общества, в целостной системе: «вторая природа», духовно-интеллектуальные модели, общественные отношения.
2. Социальное время-пространство реализует и дополняет физическое пространство-время, являясь и способом его освоения, «завоевания», и формой создания сферы жизнедеятельности, в которой основное место занимают «ансамбли сооружений».
3. Приоритет времени в социальном времени-пространстве обусловлен определенной асимметрией неограниченного и ограниченного, непосредственно данного и искомого. В едином социальном времени-пространстве время фиксирует направленность, длительность, аксиологичность, темпоральность, а пространство - структуру, архитектонику, топологию, масштабы действия и содеянного.
4. Социальное время-пространство есть конкретно-исторический способ самоопределения человека в различных сферах жизнедеятельности и включает два диалектически взаимосвязанных аспекта: глобальный («соизмерение» с универсумом) и локальный (геопланетарная и космизируемая конкретизация).
5. Социальное время-пространство есть способ интеграции жизнедеятельности людей, обладающий конструктивными, возможными деструктивными и футурологическими аспектами. Человечество может самосохраниться, только формируя свое «живое» время-пространство самоспасительных ценностей.
6. Формирование социального времени-пространства является конкретным способом преодоления «конфликта двух культур», раскрывающим неразрывность жизневоззрения и миропонимания, параметры антропно-социальной идентичности научной и научно-технической деятельности.
7. Формирование всей «среды обитания», социальной инфраструктуры, подготовка соответствующих специалистов должна содержать осознание и учет всех трех указанных аспектов социального времени-пространства. Также в работе раскрыто философско-мировоззреческое и методологическое значение концепции социального времени-пространства в современных исследованиях проблемы социального пространства и времени.
Взаимосвязь социального времени-пространства с архитектурой обусловлена пониманием последней как непрерывно создаваемой человеком материальной пространственно-временной структуры социальной системы. Ее наиболее адекватным выражением является городская среда, поскольку в настоящий момент просматривается тенденция того, что прогресс цивилизации сопряжен с урбанизацией, осуществляется переход от локальных сооружений к явлениям глобализации и урбанизации в градостроительстве. Это в свою очередь выдвигает на первый план следующие проблемы, тесно связанные с жизнедеятельностью людей в современных условиях: экологическую проблему, проблему среды обитания, проблему взаимодействия производственной и непроизводственной зон, цветовое решение и звуковое функционирование города, и, наконец, проблему гармоничности городской среды в целом. Для серьезного обоснования решения этих проблем необходима теория города, создание которой не осуществимо без учета специфики функционирования и параметров социального времени-пространства.
Список научной литературыВерхошанская, Регина Наркисовна, диссертация по теме "Социальная философия"
1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Славская. М.: Мысль, 1980. - 335 с.
2. Абульханова-Славская К.А. О путях построения типологии личности / К.А. Абульханова-Славская // Психологический журнал. 1983. - Т. 4. - С. 21-30.
3. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. М.: Мысль, 1991. - 299с.
4. Аверинцев С.С. Порядок космоса и порядок истории в мировоззрении раннего средневековья / С.С. Аверинцев // Античность и Византия. М.: Наука, 1975.-415 с.
5. Андреев И.Л. Африка: эпос и жизнь / И.Л. Андреев // Азия и Африка сегодня. 1997. -№12. - С. 50-58.
6. Андреев И.Л. В джунглях прапамяти / И.Л. Андреев // Новый мир. 1999. -№3. - С. 151-163.
7. Андреев И.Л. Осторожно с Часами Истории. (Методологические проблемы исследования цивилизационного процесса) / И.Л. Андреев // Вопросы философии. 1998. - №9. - С. 38-53.
8. Андреев И.Л. Является ли африканец "европейцем наоборот"? (Африка в цивилизационном процессе) / И.Л. Андреев // Вопросы философии. 1999. -№11.-С. 49-67.
9. Анохин П.К. Философский смысл проблемы интеллекта / П.К. Анохин // Вопросы философии. 1973. - № 6. - С. 86-99.
10. Антология мировой философии. М., 1969. - Т. 1. - Ч. 1. - 576 с.
11. Аристотель. Сочинения. В 4-х т. / Аристотель. М.: Мысль, 1975. - Т. 1. -550 с.
12. Аристотель. Сочинения в 4-х томах / Аристотель. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1981.-Т.3.-163 с.
13. Аристотель. Физика / Аристотель. М.: Соцэкгиз, 1937. - 229 с.
14. Ахундов М.Д. Концепции пространства и времени: истоки, эволюция, перспективы / М.Д. Ахундов. М.: Наука, 1982. - 221 с.
15. Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики: Исследования разных лет / М. Бахтин. М.: Худож. лит., 1975. - 502 с.
16. Бергсон А. Творческая эволюция / А. Бергсон. М.: КАНОН-пресс: Кучково поле, 1992. - 384 с.
17. Бианки B.J1. Эволюция парной функции мозговых полушарий / B.JI. Бианки. JI.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1967. - 260 с.
18. Богораз-Тан В.Г. Эйнштейн и религия: Применение принципа относительности к исследованию религиозных явлений / В.Г. Богораз-Тан,- М.; Пг. 1923.-Вып. 1.-120 с.
19. Бродель Ф. История и общественные науки. Историческая длительность // Философия и методология истории. Собр. соч / Ф. Бродель. / Общ. ред. И.С. Кона. М.: Прогресс, 1977. - 334 с.
20. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII вв. / Ф. Бродель. М., 1992. - Т.З. Время мира.
21. Бруно Дж. Диалоги / Дж. Бруно. М.: Госполитиздат, 1949. - 552 с.
22. Бубнов С.Н. Основные проблемы геологии / С.Н. Бубнов. М.: Госгорнефтеиздат, 1960. - 183 с.
23. Бурдье П. Социальное пространство и символическая власть // Бурдье П. Начала: Сборник / П. Бурдье. M.: Socio-Logos, 1994. - 287 с.
24. Бурдье П. Социология политики / П. Бурдье. M.: Socio-Logos, 1993. - 333 с.
25. Вейнберг И.П. Рождение истории. Историческая мысль на Ближнем Востоке середины 1 тысячелетия до н.э. / И.П. Вейнберг. М., 1993. - 224с.