автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.02.01
диссертация на тему: Социальные экспрессемы в речи персонажей эпических поэм о гражданской войне
Полный текст автореферата диссертации по теме "Социальные экспрессемы в речи персонажей эпических поэм о гражданской войне"
КИЕВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ имени А. М. ГОРЬКОГО
На правах рукописи
МЕДЫНСКАЯ Алла Витальевна
УДК 801.3:808.2
СОЦИАЛЬНЫЕ ЭКСПРЕССЕМЫ В РЕЧИ ПЕРСОНАЖЕЙ ЭПИЧЕСКИХ ПОЭМ О ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЕ
Специальность 10. 02. 01 — русский язык
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
Киев — 1990
Еаоота вюолнеиа на каэедре русского языка Львовского ордена 1еш1г;а государственного ушэерсятета'хг.. И.Франко.
Научтй р5~;оьооттбль - кандидат сжлологичеекш: наук,
доцент Э.СЛрутовкх
Официальные оппонента: - , доктор дшгшгагпческис наух, . . . . профессор. Х.гийЕакеаич
- кащщдат филологических наук, доцент ЛЛй.Воробьеза
■ Бедуиая..организация - йгевсккК. государственна
университет ем. Т.Г.Еевчееко, . калгдра русского дзшьа
.¿агата состоится" •' •__■ . - 199С г.
е ____ часов на еаседаваш сл та;:алкзЕрован кого совета £ 113.01.03 в Киевском государственном ледагоггческш кн-статуте т. /..^Горького. /222050,- т,Кеев, ул. Перокша, 9/,
С дкссертгигга «окно озезксиеться в сгшжотеке Киевского государственного педахогичсскэго гнстгтута ел.Д.М.Горь-.кого.
АЕгореферзт разослав ."_" • ■■..... 1990 г.
УчеЕЕй сг-л.остарь ■ спсцпанЕстрсваисого совета доц. -ВаднеБскзя Х.П.
Исследование йугощшишрувцгс з общении лингвистических . единиц. является: "тевдояцисй,- направленкой на раскрытие сущности языка в его глобальной. форий*.^- Узучеяяа речевого портрета персонала одновременно с позишЗ. теории кс1Л1уянялют-з. стилистики: нудогестаедного произведения, открывает яовыэ аспекты интерпретации. этой, структуры, позволяет проследить взаимодействие компонентов речевого строя, со смыслом — социальным подтекстом-
Актуальность тещ.. Актуальность данного исследования: определяется: вагностьэ изучение. содержательного аспекта языковых единиц в речи' персонажей. как особой, разновидности гудо-гестзеняого текста, необходимостью разработки принципов анализа речезого портрета, отсутствием специальных. работ по сущности и взаимосвязи средств, социально* характерологии.. Исследование опирается- на достижения, представленные в трудах советских льнгвистов по многим проблемам разговорности речи, персонажи/Винокур Т.П., Головин. Б.Н., йвушеиза I.A..,. Ков-тун JÍ..C., Лаптева O.A..,. Лигута Т.В., Полипе^ Г.Г.Рябова Л.Г, Сиротинина О.Б., Шведова Н.Ю./ ; средств к' приемов речевых портретов /Артеменко Е.П... Долгах А.И., -Зондаяь М.А., Ковалевская Е.Г. , Ковалев В.П., Морозова, Натан JLH-, Розен Е.В-, Основин 2.2,, Рудяков H.A., Стэлкзвеи Л.И., Фоня-кова О.И./ ; по вопросам. гл&тодлки: исследования речи персона-язи. /Додлх А.И., Натан Л.Н./; индивидуализации/Гачьперн— на Л.У!.. Кухарешсо В.А.. Садыкоза-Грачева Д./ я типизацЕГ
I. Колпанский. Г.З. Коммуникативная. функщя и структура язык? - г;!.: Наука, 1984. - С. 13Э..
речевых характеристик /лулс.гиэъа. Г.В./. Б процессе анализа учитывается Еоглмушжйтизао-фуякшональЕай /деятельностный/ подход е. речевому портрету,- алеацпй .место б работах Карауло-вг iQ.II., который последует персоваг как языковую личность.
Обвитом настолцегг) диссертационного исследования явдя-Д-Ся сопиалъно-речьвне портреты персонажей в поэтах 20-БС-х гг. с гр.*кзапаиой войне.
К': ъгсг^т яссж-чова'та вослузшга средства социально*. ::с'.;.;^.тсг.0лсг:1л б реп* версонахеГ: - .язшеоане -едавши, с-помощью которых создается соцягдьно-рэчсвой портрет. 3 работе дроаяа— ¿п:с-ровано более 3100 характерологических. средств в речи 58 персоналий. впических пог:л о-гргздзяской. войнз-
3 качество источников фактического материала-дал исследования попользовались тексты речи персонажей из поэмы "Уля-лаевщиЕа" Й.Ссльвияского, поэмы Н.Асеева "Сеаея Проскаков" е но-ем. Э.Баггагдого "Дуга про Опанаса", которые относятся к периоду. 1924-192? IX. Рассматривается такзе вариант-поэмы И.Седъ-винского, созданный в 1353 году.
. Дель ■ис.слаюваншг - выявить и описать язиь.свые средства, которые использовались русскими советскими поэтами для создания соцналъко-речсвых портретов.
Б соответствии с поставленной-целью решазтея такие чи: — зыргбогать основные пришшы- анализа речи персолакей с точки зрепет се характерологических свойств;
— установить факторы, определяющие речь -льреонана в~ху-до^оствзнком -произведении;
— осветить процесс 'получения читателей социально-психологической. информации об о^разе-персонаге -через стрсй его речи;
— сфорЕ^апровать ариыа ояр'дадегхт. характерологзчесло—
го гдатэряалг.;
— раскрыть зстеггчэское значение -средств социальной. характерологии ;
— рассмотреть голятзэ сощэльно-речевой харчктерошэгзп: в связи с понятцяшг экспрессивность, коннотация, обсйцалщими воздействуюцуэ йунпцяв единиц языка;
— определить стилевые особенности анализируемых поэ:л 2 их влияние яа способы социальной характерологии персонажей ;
— наметить зозмояяые языковые аспекты анализа при сош-атьнохарактерологичэскогл подходе к изучению речи персопакей.;
— установить фуякцЕонишше талы средств социальной характерология.
Методологиимугодюса исслеговзнзя. Для гзучегаш. языковых едгяшх, выползяющзз: социальнохарэктерологическуи функции, их эстетического значения. применялся таксономический. :летод во взаимосвязи с анализом идейно-тематического содерзанзя произведениями воздействующей счлы речевых-актов персонажа.
. Исследованию средств социальной характерологии в речи персонажей, предиестзовадш. обдай идеино-эстетгческяй, ааярово— композиционный,. социологический. веды лингвостшшстического анализа поэм "Улялаевщияа" Н.Сельвжнского,. "Дума про Опаыа— са" Э.Багрицкого и "Семен Сроскаков" Н.Асеева. Для выявлены, социальнохарактерологичесшх языковых компонентов использовался- комплексный. подход. В этом подходе совмещалась семантзЕО-стилпстпческая /определения значения, языковых единиц, по соотношении с идейно-тематическим содержанием произведения я. его станем/ а 1юшу55мкативно-фун1Шионадькая /изучение функцси
. • -6 -
ляагаиеялескис единая в конкретной акте общения/ методшш л;:игвист:гчес:юго ен&таза.
Прием сравнения авторских вариантов, сопоставительный елспоркмант позволили установить своеобразие состава ж функ-цаопировакия. средств созйачьной характерологии в стглях . анализируемых произведений.
Нттчтя ;'5вт?на доено;! работы состоит в то^, что яз1£Ко-еоё к.-.териол речи персонажа раскдатргхае т ся автором как еди— ыапы различных уровне?, с эстетическим значением подтекстной социально-психологической. характеристики - соагальяке экспрессе^ ; речь действующего гада расненквается как особая разно-вздчость зсудпаествеяного тексга, как воплоцазаее идею голого авторское изображение конкретно-исторического социального взаимодействия.: Б диссертации Еспольдуется. новая методика исследования. Определению социальных экспресса.!, словесноку оформлению вэдзекстяых.содаальтлс характеристик предшествует последовательное применение ряда приемов анализа речи - серсо— нвка: I/ установить роль данного акта общения лит речевого акта в худоЕос-А-венном тексте ; ¡2/ дать характеристик участвующим в общении /кто кому говорит/ ; 5/ описать социальную ситуагют общепш /где, когда, в процессе какой деятельности/; 4/ кратко- передать содержание, высказывания ; 5/ сформулировать сущность воздействия каздой решпши; 6/ соотнеси результата речевого воздействзз с речевьии памереягяцз говорящего к сделать вкзед. об их соответствии ои несоответствен; "2/ истолковать содаальночкашшстческую коннотацию выделен-: • вого ягнкового средства. : ■
Теоретическое звгггеготе диссертации обусловлено тем, что • изучение характерсйотаческэЗ'щпйщцй- языковые сходств речи
-? -
парссягсзИ дзягагеа: ккяздои в йу^кязонгл&ао-стшшстичеоЕуэ тазотоггэ лпнгъгсгсгаесЕЯХ. едкязи гсех уровней. Результаты проведанного псследозаш^г. будут способствовать уточнения сущности согааньно-речепого портрэта я приемоз его создания, помогут углубить поникание природа эстетического эйуек-та конкретных. языковых срадстз, помучат усовершенствованна методики личгвопоэтпческого анализа. Результаты исследования открывает более ыпрохсую перспзктту в изучении. речи персона-гей, языка д стиля: художественных произведений в целом.
В. работе предпринята попытка типология созатанохарат:— терологитеских средств, их классификации,
ДВЗШЕййЕйа ДЕЕ££Я£Нг5Ц. Результат данного исследования. могут быть использованы. в работах по лнагвогоэтшее /стг-лдстико" художественного произведения/, по стплпстпг.е худо— зественясй. речи, по социо—и психолингвистике /проблемы сс~ скальной, обусловленное^: речи/, по прагмалингвистике и кгал-муншеагазной лингвистике /проблема речевого воздействия/, по литературоведению /проблема речевого портрета, образа автора, образа персонажа, поэтических: стилей. З.Багрипкого, З.Асеева, И.Сельвянского/. Полученные результаты могут найти свое применение- в- лекда.чх и аа семинарских занятиям по лингвистическому анализу текста, культуре речи, по истории, русского литературного языка я методике преподавания.- русского языка в. вуза и в школе /проблема формирования: углений семан— тико-стшпмтйческого анализа произведения/.. Особую значимость представляот данное исследованпе дая. школьной, практики, которая, сегодня- испнтызает острую необходимость в методических. рекомендациях го работа над текстом на уроках язнка л: литературы»
Ы £££П ШШШШ. с^тпш. ШШШЖ
1. Нглтл'глсское значение сохшстьнок экспряссеиц в речи персонаж воспрсшпиастся читателем как шдтзкстная социальная характеристика.
2. Воздействие социальной экспрессеш на сознание читателя определяется актуализацией определенной сталхсткчес-ко5 ^рактеркстикя ее как дшягзнстического средства: проас-дг.г,го-:)гг., сберы исполы.овалая, актнэзостп использование, кон-нотатквяого зяачахя. АЕтусднзалкя происходит в результате взоксодеИсозп кодггкстпой ео;пзлъно2- Енформанпи о персо-
п все!; сгкдкстаъесаой ньГоркашш, вдуще£ от конкретяо-го яз1.:швсго знака.
3. Б зэвксичостзз, от адрссанта Е адресата воздействия /разделение условно«/ различается 2 типа социальны- экспрессе?.:: абъсгагл&г /в ролн адресанта воздеИетвущей сшш языковых средств осознается автор пронзвсдвння, в роли адресата - читатель/ л субьектавндз /под адресантом воздействия аонгаш^ся дерсонаг как субъект речи, под адресатом - его собеседник ели собзседши:н/.
' 4. Объективные социальные экспрессекы обладают худог:ест-ъенио-пзобразЕтельным коннотативянм значением, предпосылка-га которого служат зазные дзш. автора статусные характеркс-тдкг персолака.
5. КошютатяЕное значение субъективные социальных скс-прессем. ооусловлеко опосредованно дередаапБтмл авторскую идею отноаевшши персонака-суб?-ект£ речи к . собеседнику, к ситуации объективной действительности., вызвавзеЁ общенне, к собственно язкковой сятуада.
Атшобандч р^'отц. Ход ь. результаты данного асследова-
ная. ойсуздаядсь па ежегодных. цаугшх ыолфэрзя'з^х фиаесг::-ческсго ¿азухьхзта Льзозсхого угпсерсхггетг /KSî, IC35 2 1287 года', за шзучно-м!5то;5г:гс:ах. яоп^вреатав: в Fobceckdi; . яедагогачосгск гпсгкгутс /1537 г/ и .Зудаа* ведггогачеокок аз-стнтуте /1338 и IS8S гг./, на гйучко-праитнческдх сег-итчара:: "Пройде:,s 'Зоргорозазгг лтшосга учдтеля з. иэ~агопггос:г.ом 27са' /¿¡¡TES, IS58 г./ 2 "Пробяез! §опгяЕро2ан^я jcnsccKi учителя а пуст его подгсговйз ко всесторонне; у раз-гики /»соихся?* /Луцк, IS89/'.
По теме диссертации тлеются, четыре пуйлга:слл:п.
Сттшту, lâfiûSl' ЛзссертацдоЕлое исследование состсзг 23 введения, трех глаз, заялзчзнгя, списка гепользозгзкюй литературы я дрчясг.сявг,,
Во вввГкеяга аргуглеЕтяруето.'х. выбор ce:.zr, ее актуальность, раскрывается научная нэзизаа, теоретическая значимость л apasr тлчесЕое. примегечне работа, формулируется. цель, задачи исследования я полсгеясг, гияосЕляе на зацету, характеризуется., объект, материал а метода исследования.
Е тлШ глава обосновзвавтся. необходимость хсмилегсяого исследования: речевого портрета, совмещающего лингвспоэтичес— кий и коммуникативный, еиды анализа речи. персояаззЗ, рассматривается: супшссть эстетического значения: средстз соцтадьпо£ характерологии, семаятпко-стилистическпа особенности лингвистических средств,, способствующие появлении у яах характерологической функции..
3 лингвистических работах по исследовании указанно 2. ироблемы под речевым лортрстсм персонажа подразуаеваетгг. zia состав единиц языка данной, кошюаацаоннои. структуры /Натан ¿¡-Н., Розен Е.В., Э&нис il.П./, шс информация о ха-
рактере и социальной принадкеаности, передаваемая. языеовкш! . средствам этого элемонта комдозиц:п1 /Долгих AJL, Зондель М.А., Рудяков Н.А./. Новей подход к изучении социально-речевого портрета состоит в том, что он рассматривается как подггкстпа,? инйотщтг^ состоящая кз конкретных единиц -подтекстах социальных характеристик. Подтекстзую социальна .^сетертатичу шзоо эксплицировать в §орге простого ар«*цкс/гесаа. Tío.гпчзскся -фзркула такого предложения представ-
¿caí: связь субъекта речь с предика! ом — компонентой социальной характеристика — 5Р. Например, Хода Хамич - бед-нпи крестьянин ; Peopriúl Iüí ведет большую агитационную ж '' пронаганднстскув работу; Сшшас-стремится, уйти от вооруженной борьбы ; Семен Проскаков бил горнорабочий* Подтекстная социальная характеристика — умозаключение, итог рассувдепия. Осшслепие назначения языковых средств начинается. с осозна-лия воздействия единица речевого 'взаимодействия, в которую
ч
данные средства-вхсдаг: акта общения, речевого акта. Гак, один аз актов -общения Xoiai Хомича /персонаж поэмы "Улшлаев-. щяда-56"/ ■ mosho озаглавить "Требование коня. для. пахоты" /У-55:32/г Цепочка рассуждения, ведущая, к подтексткой. социальной. характеристике,. следующая^ Хода Хошч требует, коня для пахоты» У Хош Хрмича коня нет,- Безлошадные крзстьяне — бедняки. Хома Хогяп - бедкы^ /урестьгегта.. Понятия речевого . •портрета и •юдтехстной ансБотхлаттт объединились после того,
I. Далее ссылки на источник даются в таком ле сокращении: прописные буквы — условные названия. позы /7 - Тлялаевщина", СП - "Семен Цроскаков", ДО - "iiy:.!a про Опаяаса", ЧЕфрн через дейис - год написания, пош, двури после двоеточия — номер страницы с цитируеьаи текстом по изданию, указанному в списке литературы.
-ц-
каг. речь персонажа была представлена в виде процесса: ггарозг-денин: текста, отражения. социально-речевого ззалглодейотвия. е. для. каздой" ксг.иуникатпзяой едчнкцк /"нкротекста/ был установлен контекст /условия пороздения: текста и учет дополнительного сообщения; так. как, эти фактора участвуют э $оршро-ваншг семантики/Контекст помогает опредатать сущность речевого воздействия, воздействующую силу речи /оллокуцзю/, которая создается язнговшгз. средствам всех уровней, обладг-яжиглк коннотацией — дополнительным когятлекенкл коипонентсн сначекня? Основная. Шуякдиа коннотации. - бункпля: воздействия. Следствие:* осознанна иляокудзи является: опредатеиие средств воздействия. I предпосылок, которые послужили причиной. появления. ьогдейгт— зупцеЗ. сила у лингвистических средств.
Термин. СЗЛШШШЖ Ж01Ще.ссема, который, вводится: в этой главе, наиболее точно обозначает средство социальной. характерологии, потому что подчеркивает эстетическую значимость» зоздействуадиЗ. а&оект лингвистической, единиш. речи персонажа 1езависиыо от того, обладает ли она другими разновидностями соняотацаэ: /эмоциональностыэ, оценочностьв, интенсивностью, юбудительностью, контактностью/ или не обладает.
Коннотация: социальных зкспрессегл в- речи персонала зле—
!Т разлшчные предпосылки... Бо-первых, изначально это кошо—
шиты статусной, характеристики: говорящего /происхождение,.
гадаояальная, классовая, партийная, профессиональная, гругг-
говая: принадлежность, образование,, пол и возраст/. Зо-вто—
)ых.' это те намерения гоьоадшвго.. которые определяет суп^ссть
:. Телия В.Н.'Коннотативнып аспект семантики номинативных щшиц. — М.:. Наука,. 198&. - С.15.
воздействид. на собеседников.
Таким образом, эстетическое знгчение социатаных экспресса.: является лроизводшм от вдеИно-образного содерналия про-яуведения и обусловлено воздействующей силой.речи персонажа на читателя /зто воздействие ¡josst быть прямым и олосредо-вачны?.: - чзрсз воздействие на собеседника/.
'£:-. Зд'ЗЛоиредщиЕащ'а роль пда^но-образкого содерсангя
в создании ого ®op¿ai, структуры указывали в 1'одц ьлогиз представители Общества ис изучению по эти— ^1сс::ого кзыка /Виноградов'5JB;, Винскур Г.О., Ларин Б.А., То-Ká2SflCKnii."bJ3./, но csi: не выработали понятий, зскрываодих дарйктер селзе содерсга;шя.с ясыковшп средствами, его лереда-едпий. Попытку создать систему таких, понятий: предпринял Н.А.Ру дяг.ов, зпорвне хшделиочЗ "языковые едвнида, в едкяювкх наслоениях которых находит выражение личность персонажа"* /ее социальная принадлежность л отношение к округаэдеыу пиру/. Однако в его раооте отсутствует лингвистическая' характеристика средств .со "таыеловгаги- наслоениями", не определена ¡методика выявлен:л "с?лымозых--ласлоен2£".
Бо второй ставе рассматривается - своеобразие социальных экспрессеы в конкретном произведении, подробно описывается методика анализа социальных экспрессам, определяется возможные лингвистические аспекта исследования содааташх Експрес- -сем. ' .-'." - У\
Исследованию реет персоиаг-ей с зедъв зыд«ления. языковых '• средств социальной' характерелогет.датаны предшествовать адей-яо-тематическс£, стилевой и Еанрово-кодяюзицсоянпи вида лин-Гвопо&тического анатозе. произведения. , ознакешенде" с астори-
X. Рудаков Е.А,- СЙишстическШ- анализ-Худокественнсго произведения- - £.: Вкща школа, 1977. - С.4. .
чеехнш сзадонзгяш о сэбнишх, лгцах а языке, ставших объектами изоорггеяия. Дуге:.!-такого анализа позм "Здалгевца— на-2&" и п1лялаезщина~55" И. Сельвипсктро, "Семен Проскаков" Н.Асеева и ?Дума про ОппЕаса" З.Багрпцкого в первом разделе главы доказывается, что социальные экспрессами одновременно является средств зли создания ко;лпозицпоннцх структур, стиля и средствами передачи идеЯяо-тематического содержания- Устанавливается, что система социальных онепрессем в кагдом. произведении, так га своеобразна, я уникальна, как его еоьшозшзн, стиль, темы, идеи. Так, яащгаер, сошаль— яохарактерологическая щуккотя: устойчивых: эпитетов, повторяющихся языковых, единиц, антитез, фольклорных слов-образов в "Дума про Опанаса" связана с обще1! стилизащеЗ. поэыы
сод украинскую дуну, В. отказа комиссара Когана от побега: Дйщго киЕеЕ!ЬСя; — з тумане . '
Окутн. речные..
-. ВпраЕо - непщ-хуторяйе, *
Етево — часовые. Лучше яг'погибну в пола. ■ Ст пули бесчестной. /ДОг 30/, -
.находим устоЗнезуи екааочнув ахзтатаг/прж^о-впоаго-ялево/ для: передачи сознательности выбора, постпозитивный, отрицательно-оценочный. эпитет бесчестной:, лостпэзатизное определи— ние речные.
Социальные зкспрессаш. з позпе Ь.Асеева являются. компонентами таких коглозиционных структуру как автобиография, эпитафия, протокол допроса, лирический, монолог-самообличение» дизлог. Преобладание грамматических. просторечных элементов, оценочных языковых средстз в составе социальных экспрессем поэмы. "Семен Цроскакоа* связано с основными ха—
рактерЕСтик&чи стеля этого произведения - документальностью и публицистичностью.
ЗЗторрй раздел главы лпсзяцен излокеяшз методики нняЕле-кги акспраасе;.!. Для определения социальных. экспрессе;,; в речи . лереоигса е строго'"! последовательности применялся ряд приеыоз по дклгволоэтпческоыу и комлуникатиьноглу анализу текста- .Во-первых, едпянщ исследования Дшкротекеты/ получали название по сухости речевого нанеренля. Тш:, один из койиунскатьвшх актов в позма :'Улядаетздгяа-24" »:_Сальвинского был назван "Агитация банда на бой за Царицын". Состоит он из речевых актов "ВыстуллгЕио-прпзыз теоретика анархизма .Штейна", "Возгласы несогласия, улялаевцез",. "Выступление-призыв бандитского главаря Улыгаева",. Во-вторых, каждый акт речи , подвергался аиалиЕу по схеме, описанной в пункте "Научная новизна".
Оден кз комглуникативных актов в поэме "Сведен Проскоков" П.Асеева — "Договор военкома с комендантом станции о выдаче Колчака в обмен на свободный проезд белочехоз". Военком кряк, суров и строг:. "Выдать Колчака!" /первый речевой акт/'. Угроза разобрать дута /оилал/:
Еас не то что горсть - анае1В Л0ДИ|_ . Мы на траста верст рг5£5ера^ лути /СП: 501/,-
шдьйстЕОвала да Боп^, чешского коьденданта станции Зима. " Воздейстгуздая сига во вводном предложении знаете почк. пере— дающем .уверенность, в.глаголе совершенного вида будущего времени рагбэгея /уверенность/, во внушительной, убезда^цей згф-ре. Атпгота верст,'; Эффект речевого з'оздейсгвин соответствует;. лредезгдалыы результата:,! общения.. Рассчитав,, "что избегать■ кровопролития,е сохранить награбленное — солидное тезмещение за
Золчака, комендант щелкнул каблуками:.
Толе есть обман!
Колчака не згодно 01Дазать яа
Но то есть согласье,.
ес то есть обмен /СП: 501/.
Иллокуция высказываний атого речевого акта — добиться заверения, что р- обмен на Еолтака, чехоЕ отпустят с миром, не будут о ними зоевать.
/
3 интерферированной русской речи коменданта Зоне, под• влшшнзм чешского языка возникает слова с нелитературным ударением: Колчаяа,, отдавать /фоцетггчеекая кнтарфэренпа/; нелитературное управленце отдавать ¿та ; спгцзшческяе синтаксические структуры: "То не есть обман! Но то есть согласье, но то есть обмен!" /грамьаатическая интерференция -особенности грамм?тиди чешского языка отражаются з русской . речл коменданта/. Б сложном пргдлояениа. наблюдается. структурный.. параллелизм, что создает впечатление лаконичности ответа офицера.." Во всш. этом и. проявляются социальные характеристики: Вояг - чех; Воня - военный. Но в этих грамматических рттяттрг отразилась ня- только национальная принадлежность, не только четкость речи военного, но к волнение, вызванное гела-нием. волучить подтверждение, что его не обманули, что в об- . мен на адмирала Колчака предоставят свободу, действий. Комен— '"• дант заверяет, что условия договора выполнит, оправдызает сзо2. поступок тем," что действует так в интересах сограждан. Высказывание с повтором и синтаксическим "параллелизмом воздействует интенсивнее,, чем какая-либо другая лингвистическая единица. Согшальчая характеристика: Зопя волнуется, не хсчс? упустить награбленное добро... • '":''. '".
•. "Таким образом, социальными эксярессеками в'речи Боепко-
-Хама ягляатся: тшарахип, вводная. структура со значенкеи уве-реяностя, глагол совершенного вцда в будущем вреиеяЕ, ае— редажда реальность действиям .Социальные, характеристики. Вони передаются: пра помощи интерйзрированшр^саов, сдовосоче— ташй-Е. предложений при помющд-асо'оо интонированных высказываний, _~сре помоще. кояструкпдн с повтором и. синтаксическим параллелизма.
В llLllMil разделе на. примера по<ш "Ул.тааезчина-24", "Сехаг Прсскаков'1' г. Туаа про Опанаса" показана возют-еость воесталовленгн: по соппальяшг экспрессемам обществен— Ео-речс-Ешс статей 20—z годов ХГ века. Правомерность подхода лаягвистоа к аналпзярувмац акспрессеыаа как к; аггекентагх конкретного речевого сталя, как к еданицан. различных стиле! речв з определенные, период развития: языка, на что указава?-атся-в диссартапк:, обусловлена-многосторонностью речевого портрета как явления- художественно!. речи.
Дде историка русского литературного языка социальные акспрзссемы произведений. 20-х годов XX. века представляют интерес Teü, что они яашштся отражением актуальных процессов развития русского языка советской, эпохи. Поданные в
'У
прялогэния к диссертации словники социальных экспресс ем речи персонажей, анализируемых поэм подтверждают активизацию социально-политической лексики, элементов жаргона, варваризмов, неологизмов различных типов в поэтической и разговорной. речи периода гражданской, войны.
Глава третьи посвящена описании гидов и специализированных групп социальных зкспрессем в поэмах "Уляяаевпи— на-24" к "Удялаавданаг-бб" И.Сельвинского, "Дума про Опанаса" Э.Багриакого и "Семен Проскакав" Н.Асеева.
- г? -
В первом разделе дается общая, характеристика социальных зкспрессем пос,адресаяту и адресату прагматического эффокта, по передаче ксмпонейтов сопзальншс характеристик, /статуснпх ролей п социальных отношений/, по специализации. В четырех таблицах представлена классификация, и функциональная характеристика выделенных типов социальных эксирессем - объективных и субъектнвь:вх*
Второй, раздел содержит описание объективных социальных экспрессе:!.. Ех назначение - в непосредственном воздействии на читатата /адресант воздействия - писатель/. Экспрессами зтого типа содержат статусные копгюнепты социальных характеристик. Среди яих'зпдедяш'ся языковые единицы, коннотадзя которых* обусловливается авторскими предпоспдкакз облика персо-на-;а: о/ классовой принадлел^ости, национальности, образования ; б/ профессии ; з/ прпаадаезяости к разлачкнм социальным группам. '
.Классовая принадлежность, национальность, образование - ■ русскоязычных персонажей раскрывается посредством включения ■ в их речь разговорных, и просторечных единиц, /литературного и. ^нелитературного просторечий/, элементов чиновничьего языка,' диалектизмов /Нома до-яга, Ветров Яйхюдам, Зшяша. *5етнхй, Сагжа Лопадшшх, Антошка Кулагин, Дылда,- Тата /Й.СельвинсЕи£/, Зроскаков, т-омадцир Красной Аршга, анненковцн, атаман лнненаов /НЛсеев/. - ' . .
Национальность, образованно и "классовая.принадлежность нерусскоязычных персонажей; передается: с помощьи лексических украинизмов ;.интерферированных слов, форм и синтаксическзг единиц; русских нелитературных и литературных просторечных элементов /казак Улялаев, украинец/ ; киргизехзх слое, алс-иеа-;
-ш-
тоз русского языка, отразикпих. влпяеиз киргизского языка /Еутуз-Маиашез, бивший киргизский князь ; ИХельвгясхий/ ; грамматических единиц, б структуре которых прослеживается, воздействие. украинского языка /Лахно ; а^Задршйий/ ; лексических украинизмов ; злементон-лиературкого и вяелитератур— яого просторечия. /Опанас ; Э„Багрицким/.
Принадлежностью персонанш: к разным социальный группам обусловлена коннотация. таких экспрессем, как жаргонизмы, оссйив изыковне едзшиш некоторых социальных диалектов, различных синтаксических структур /элементы бандитского жаргона в речи атамана.анархистской банды Уляяаева, каргоняне элемента в речи, гимназистов, варваризш в речи Панкратова луна и Тати ; И.Сельвинскии/. Выражения из наргояа гадалок, игроков. в прзЗераяс. ьаблздаем в речи; героев Э.Еагрицгого /Махно/, И.Сельвйяского /Тата/, Н. Асе аза /белке офицеры/.. Дет гпрсояаяе^-шхтеллкгеятоз характерны, высказывания: в форма агаЕШГ предаогенкй, в то:л числе с обособлением и присоединением, слолиш синтаксические. конструкции. /Ленин, пред-исполкома ГаД., Дрсбышев ; И»СельзиБскЕй/. Стремясь передать речь крестьян,, И.Селъзинскиа отдает лррдпэчтение простым зпн бессоюзным. слоапшг прбдлоаеЕиям /Диг.да/»
Дьх создания статусных характеристик в речь персонажей вводятся: Taic.ce элементы к.ъспшх стилей, языка /слова с оттенком торжественности, средства публицистического а официально-делового стилей, специальная лексика/. Формирование таких социальных характеристик, как образование /культурный уро— винь/,. профессия, занятие* партийная принадлежность осуществляется включением в речь героев слов различных лексико-се-жлтачаскзх групп, различных ассоциативных полей, /терьзшоЕ ;
- 19-
нейтральннх слов, пслучгкщпх соцкальнуэ ксннотасгэ ; -отдель— енх грэллати^есквх форт.;/. Например, для передачи партийно! пргнадлвЕносяи причастности к политике иди интереса г. ней в высказывания персонат-ей вводятся. политические,. Ерхплческие, философскза терлхны /2еяан, Гг1; й.седьзгяскпй/- С образовательным уровнем связано употребление в речи тлен собственных - Ё3!.шлни фшософов, художников,- ученых, политических деятелей, латинского азречеязя /гикаазасян ; Й.С&зьзгвскЕй/. •
Цель употребления субъективных социальных экспрессом /условно/ - в воздейстзпи на собеседника, адрэсаатоы .в этом случае заступает гозорящзй. Еоннотазга субъективных социальных. экспрессеы обусловлена следукдаии лрздпоенляазп. а/от5ще-ние как социальное взаимодействие ; б/ зяеязыковая'г языковая ситуация общения; в/ статусные характеристики пола а возраста. 3 составе экспрессе« этого типа обособляется: • Еглоаианально-оцеяочпые лингвистические средства, знракащне ' отноиенае к предмету рэчн; еданзш языка, пэредагцке самооценку субъекта речи.; лингвистические еданпвд,. акевзшщрув— цие. информации о поле-г возрасте.. ' . .
Наиболее последовательно в высказываниях персонажей - -всех анализируешь. псэг,< выраяется: отношение.говорящего к предмету речи. Этот компонент .социально!', характеристики является: предпосылкой, эмфатического ударения /Едалаев ; ■ ИХельвинсгай/; различного - интоккровалхя высказываний.; V употребления книжно! лексики -с торжественной окраской, ата— найтов публицистического стиля, слов с . денотативным и конно . тативным .значением змоцзй, оц&цщ^ '• одв н о '-шьгч. снят яксеч 6 ских -вДИВИЦ» ". -' ' -> - V'-',. ■ Г ^'
\ ., -/ В качестве субъективных социальных" экспрессам '
-20 -
цстех; прзгяекагтса аарснэа:, сгиошгзк. /в том чясяз и коз-текстуапыпхз/,
Даг. вцразазаг отпосокзз. к гродаету рочк щроко асполь— зуззтся тросы: метафоры, схвгзкдохп, эиагес-к,„.срозяенЕг, яаер-бояя, ирония. парпэра?..
Среди сскпадгЕЫх'аксцрсссе!: рассматриваемой груша пред-стадлаяы •^рглгйлогигкн, в том числе и трансформированные.
Дспогх>яо екгзако экстушзг з «¡уетяи средств, передав— 0ТН0С0Е20 г. предмету речи, некоторые грааатагкческие $орш глагола /глаголы совераеглого вида в доргле будущего времени, глаголы г неопределенной дергле, глаголы несовершенного вида з сор^е I лиге. еднистгедного числа настоящего времени/.
Эуоеп, виззашш предметом рзчп, оцзнку предазга речи аерздагзт такие экспрессивные сянтексзческге конструкта; /ад— далеко, парпелдшля, боссоаакз, восклзтаталЬЕга предложения, риторические вопросы, усечен;!;:, одаосоставпыа продишзЕЯЯ,. неполные предложения/.
Д'пг самохарактеристики в речи персонажей испольгуыся сбычло языхжыо средства, ввделявдабся с помощьа рифш пли путая нарушения принятого в позме ритма стихотворной речи.
Кяасс социальных экспрессем, передающих отношение к собеседнику, шш средств прямого воздействия, не так многочислен, как пр'здадущие. .Преяде всего к нему относятся контакто-устапавливаацае едешиад - обращения, форели речевого этике— та; затеи итеративы, вокативные предложения, риторические вопросы, экепресслвно-оцонсчные слова и оценочные синтаксические структуры, языковые средства с ориентацией на слушателя.
При полощи эыоционашю-акспрессивных лексических и фра-
зеологичасотс срсдсгз, ascspecczssa csanrascjnocszz soncTpys-язй создегтся-половая и возрастная ояредздегноогь героев, поскольку эти характеристики связаны с зкоционгяхзостьз е контактностью /Зиягна, Тата ; И.СалъзсЯсг.нП/.
2 .s^assjsss дассертайзп представлены общие итоге проведенного исследования.
Новая методика изучения речи аерсонагай позволила ус еозить ©ггяоти, состав п оаешипгзапяэ лшзесзгстссех ' • средств в ргчи зерсонагаЗ; поем Б. Асеева, Э.В.1тр;пдх-го, П^Ссльзжского о гражданской зоЗяе.
Соягаташе згсврассбьа передает усвагэга^Р читателей без специального словесного офота-шедгл кисла зитаиьную ддя цдгйцо-те:,этического содерсаяга црогззедекпя нзфораааээ о говорящем - заполняет Огизда содяальной. характерологии. Средства языка приобретав? характерологическую щуякцзэ только в соответствующем контексте. Соцдашюдарахгереаойгческаа:. фунЕзас /воздеЗствза на сознание восдргтглаздего „рочь в плане конкретизации сопаальчо-псггслогичесжго облика говорящего/ возникает у лкш-вистьческой едгшпы в результате взаимодействия стилистической шгфоркает, ДД?ае£. от данного язккозего знака, z контекстной социальной. зшформадЕи.. Концентрированным выражением социальной информацнз. контекста является сущность речевого воздействия /заверить в прэзоте; поверить з признанна, обещание; принять совет, возражение; выполнить требование : пздчкпиться приказу, е т.д./.
-Типология: социалхннх экспрессе^ основывается на различении субьектов речэвого взаимодействия: писателя и ■читателя, персокака н его собеседника /отмечается' условность такого разделения/.
__ w _
Класснйп:аЕ2Я средств социальной характерологян осущест-зяяатсл по сеиантике к урсвкеаой пргаадяегяостп.
Б результате прозадепаых. исследований фактического материала дтожяо сделать сладующие внзодч:, ^
I.. Эстетическое значение _с.опзщ1ьяой. зкспрессе:д1 как структурного .слемент'аГтекста представляет собой, подтекстнуз . согсальнуз характеристику. Подтекстная. социальная характеристика - ато авторская, прздпссняка. ваядчении в речь иерсоназа той. i-ja иной. язаковоЁ. вяаазщи. Отмеченную предаюсняку мозео воспроизвести в словесной форие.
2.. Через, сущность речевого воздействия, устанавливаэтся. язнкэзыа. средства рэ-ги rypconass, середазщпе: а/ субъективное относенке :•: предаст? рочг; 6/ раглэтнне субъективные отношения к сойэседнгл^г«. йвазешаж тазва способом лингвистические единицы. сбладгат сцьдулцгка разновидностями коннотативного значении: образностью, интенсивностью., ззлоциональностыа,. она— кочностьнз, контактность» - одной, или яесколькши одновременно. Указанные сродства языка характеризуют персонаж как. субъект речевого воздействия, они получили название субъективных со-шгашпос экспрессам«,
о
3. Среди субъективных социальных экспресс ей выдел, ядтся |£оноткчоскпе: ударение /эмфатическое,. логическое/, мелодика речи и паузадчя; лексико-селантическае:. эмоциональные слова и оцэночнан лексика; паронимы, синонимы, антонимы /в т.ч. контекстуальные/, слова в. переносном значении, тропы, слова с понятийными сдвигами в значении /с окказиональными, значениями/, слова,, значение которых актуализировано с помощью; особого расположения в стихе и рифловка; фразеологические /не из— ман-зннко фразеологизмы и трансформированные/ ; слово—
-23 -
образовательные ; морфологические ; свнтаксачесЕне: предлоге— нпя с однород^ж членам, встазнне конструкции, эллипсис, паряедчяшя, лексический. иозтор, усачение, бессоззззе, инверсия, синтаксический .параллелизм, риторический вопрос, воекяи— дательные конструкции. К субъехг-гивко-харзктеродогЕческкм относятся -выделяете в последнее ьр-мя з связи с изучением праплатической ^ункгин речи коятактоустаназливащне средства /обращения, прнэетстБпя, формулы вегдпвостп/, побудительные /языковые единицы разных уровней, выратазцзе побутделле/.
4.' Определены так.~э воздействуйте на читателя лингвистические средстза о ЕКчуалйзздкзС их цропсхоздеккя., сшгрн
или активности использования. ¿ктуалпзацая: данных фуннцгоналв-ных характеристик языковых единиц разных ;уровней на относительно нейтральной боне других' состгвляпззх.речи персонажа является приеиогл прдяанп.1 воздействующей. силы, .приемом вводе— нхч в текст худог.ествеяно-коннотатпвЕнх значенгЗ. Эта аггекен-®е речевых структур получили название объективнее содаажышх экспрессе^-
5. Объективные содааггьнохарактерологзческиа средстза — . 2то разноуровневое единдзы -ев других языков шш. интерферзро— -" ванные русские и иноязычные ; разговорные а просторечные але-менты русской речи; жаргонные слова и выражения; кянзные ': средстза: канцеляризм, публни^стдчвсгге слова н выраяения., .
■тержщз, .усложненные и сложные сднтаксаческие конструкции ;. группы слов,, нейтральные в ..функцгонаяьно-стдлЕстгчесЕом стно- . шешги, по арЕОбретавдиз соцгаяьну» окраску в связи с отнесеЕ- . : . настои к образу-серсзнагу ; кеологизш,' архаизш* : :<■-''.
'• В ррилоз:енае вистопагт словники сошальЕо-гголитгчезкзя ; лекешш, тершкоз, разговорно-просторечно! лексики,_ элементов;
жаргона,, варваризмов, леелоксмоа, составленные из социальных зкспрвссегл речи персонааей.
ЛЬ тепа дассерталж опубликовавы следуздиа работы:. '
Г. Соцзальяо-речевая: характеристика как'Особая органи— заш1Е sysqsscTBaHsoä речи' /на-материале поаыы Э.Батршз50Го "Дума прс Оианаса'У //Вестя. Львов, ун-та, Сер. филол.,. 1985. - Львов.. - Вьш.16. - С. 80-35.
2. Сопиалыгахарактеродогяческие средства в речи персонажей поэмы И.Сальвикскзго "Улаязевщина" //Зестя. Львов, ун-та- - Сзр~филол.. - I93E. — Львов. - Вып.. I7.-C.7I-75.
3. Усовершенствование навыков сознательного отяоиения.. к собственным речевая актам у будущего учителя-воспитателя. //Проблемы формирования. личности учителя, в педагогическом вузе. - Тезисы докладов иаучяо-практического семинара 15—16 ияшх Г988 г___Лук:, 1983.. - C.I52-I53 /на украинском языке/.
йорлировашш г студентов-филологов умений по сеглаа-тико-стилистическому анализу художественного произведения^.. //Проблема формирования личности учителя и пути его подготовки ко всестороннему развитию учеников. - Тезисы докладов и сообщений научно-практического семинара /27-28 июня 1333 г./ - Луцк. -I9SS. - С„ IfiO~IS2. '
/
Подписано к печати 15.07.90 г... Объем I..4I.
Формат 60x84 I/I6. Печать офсетная. Тираа 100.
Зак. 356'Ч г Бесплатно._