автореферат диссертации по социологии, специальность ВАК РФ 22.00.06
диссертация на тему: Социальные и этно-этические аспекты культуры общения адыгов
Текст диссертации на тему "Социальные и этно-этические аспекты культуры общения адыгов"
Майкопский государственный технологический институт
СОЦИАЛЬНЫЕ И ЭТНО-ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ АДЫГОВ (социологический анализ)
Специальность 22.00.06. - Социология духовной жизни
Диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук
На правах рукописи
Овсянникова Татьяна Анатольевна
Научный руководитель -кандидат философских наук, профессор Казанов Х.М.
Майкоп -1999
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава I. Культура общения как предмет научного исследования. 12
1. Общение - способ существования культуры. 15
2. Универсальные нормативно-ценностные основания 22 культуры общения.
3. Нравственные основы общения и их типология. 36
Глава II. Специфика социальных отношений адыгов и их 50 отражение в этикете.
1. Социальная природа этикета. 50
2. «Адыгэ хабзэ» - регулирующая система поведения 70 адыгов.
3. Общечеловеческое и национальное в адыгском 89 этикете.
4. Трансляция культуры общения. 114
Глава III. Роль национального этикета в формировании 124 нравственного общества.
1. Роль этикета в гуманизации нравов общества. 124
2.Социальные перспективы национального этикета 135 адыгов.
Заключение 145
Список использованной литературы 150
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В культуре каждого народа всегда присутствует всеобщее, особенное и единичное, то есть национально-специфическое. В совокупности они представляют собой факторы, объединяющие данную нацию с другими, отличающие ее от других^ а также обеспечивающие единство представителей отдельной конкретной нации.
Нельзя понять жизнь нации, ее поступки и действия, если не учитывать ее историю, культуру, язык, традиции и другие особенности. Так, без анализа социальной детерминанты межнациональных отношений невозможно разобраться в сути межнациональных конфликтов, или, наоборот, обеспечить достаточно продуктивное национальное сотрудничество.
Нации различаются не только в социально-историческом плане, им присущи также определенные антропологические, психологические, характерологические признаки, проявляющиеся в их культуре, языке, поведении и мышлении. В этой связи можно в известной мере согласиться с французским социологом и антропологом Г. Лебоном, который считал, что «каждый народ обладает душевным строем, столь же устойчивым, как его анатомические особенности, от него-то и происходят его чувства, его убеждения, его верования и его искусства».1
Современный взгляд на культуру исходит из эмпирически наглядного факта множественности национальных культур, их качественного различия и своеобразия. Сегодня нельзя говорить о культуре как о чем-то, лишенном внутренних границ и специфических
1 Лебон Г. Психология народов. - СПб., 1898, с.5.
особенностей. Мир, в котором мы живем, сложен и многообразен, чему соответствует и многообразие культур.
В период радикальных реформ общества, как правило, люди разных национальностей остро интересуются истоками своих культур, приобщаясь к ним, к своим древним традициям, они осознают свою принадлежность к нации, свое единство с множеством себе подобных. Прошлое своего народа, корни его культуры, веками сложившиеся нормы поведения, вызывают живейший интерес, связанный с осознанием, возможно, инстинктивным, глубинной связи между собственной судьбой и судьбой всей культуры.
Приобщение к своей культуре не означает безразличия к культурам других народов. «Культурный человек - это не тот, кто много читал классических произведений, много слушал классическую музыку и т.д., а тот, который обогатился всем этим, которому открылась глубина мысли прошедших веков, душевная жизнь других, который много понял и, следовательно, стал терпимее к чужому, стал все это чужое понимать. Отсюда приобрел уважение к другим народам, к их культуре, верованиям.»1
Время побуждает людей разных наций искать общие точки соприкосновения. Учитывая все государственные, социальные, национальные различия, необходимо найти общий подход к общечеловеческим проблемам. Это немыслимо без обмена духовными ценностями, развитие которого является актуальной задачей, тем более неотложной в условиях, когда есть опасность негативных последствий технического прогресса, который, интенсифицируя связи между
1 Лихачев Д. С. Агрессивность "бездуховности". // Литературная газета. - 1990, 30 мая.
народами, придает их культурам однобокий рационально-утилитарный характер, ущемляя духовное начало в природе человека, стремление к доброму и прекрасному.
Отличительной чертой российской цивилизации является ее полиэтнический, поликультурный характер. Исторически сложилось так, что большое число народов и этнических групп с незапамятных времен стали жить не только рядом друг с другом, но и вместе друг с другом. При этом их культуры оказываются включенными, встроенными в общероссийскую культуру, составляя с ней единое целое. И сегодня понять, как они развивались и как будут развиваться, можно только рассматривая их в связи с общероссийской культурой.
В условиях современного состояния российского общества проблема духовности является чрезвычайно актуальной. В обществе происходит стремительное падение традиционных ценностей и нарастает стихийное формирование новых, более значительными из которых становятся внешние показатели материального успеха. Чрезвычайно тревожно отсутствие какой-либо целенаправленной и научно разработанной программы воздействия на этот процесс.
В этих условиях особую важность приобретает исследование корней, сущности и форм проявления традиций, утверждающих такие высокие принципы, как честь, достоинство, толерантность, доброжелательность и другие, могущие служить ступеньками возрождения или поддержания общечеловеческих ценностей. Они же содержатся главным образом в национальных этикетных нормах, формировавшихся и развивавшихся в течение сотен и тысяч лет.
В связи с этим большую актуальность приобретает изучение национальных форм общения, а также этикетных норм, которые могли бы стать образцом воспитания новых поколений, в повороте их от абсолютизации научно-технического прогресса к гуманистическим ориентирам и ценностям. Те или иные элементы национальной культуры общения, возможно, смогли бы стать неким регулятором поведения, которая помогла бы со временем восстановить в обществе стабильность, упорядоченность жизни, вернуть к жизни утрачиваемые ценности и моральные принципы. Это могло бы быть осуществлено путем просветительной деятельности, преподавания этикета в школах, что ранее не практиковалось за исключением отдельных случаев. Процесс воспитания в учебном заведении, включающий в себя объяснение необходимости соблюдения правил этикета и обучение этим правилам, смог бы вернуть моральным принципам и нравственным регуляторам их утраченную силу и значение. Культура общения адыгов, вобравшая в себя опыт тысячелетнего развития, может стать одним из таких факторов. Этим и вызван интерес к данной проблеме.
Нестабильность и противоречия нашего времени, как и непостоянство и противоречивость предложенных им требований к личности, делают эту проблему еще более актуальной.
Степень научной разработанности проблемы. Исследования данной темы потребовали обращения к культурологическим, социально - философским и историческим работам, авторы которых по разному трактовали культуру общения: либо как целостный процесс, подчиняющийся закону преемственности (Балле Э.А., Бахтин М.М.,
Гадамер Х.Г., Маркарян Э.С., Швейцер А., Ясперс К.)1, либо как смену локальных культурно - исторических типов или цивилизаций (Данилевский Н.Я., Шпенглер О., Тойнби А. и т.д.)2.
Вторую группу использованных теоретических источников составили работы, посвященные теории этносов, в сущности этнических особенностей национальных культур - труды Бромлея Ю.В., Гумилева Л.Н., Данзанова С.М., Козлова В.И., Кона И.К., Котожекова Г.Г., Межуева В.М. и другие .
Третью группу работ, использованных при подготовке к диссертации, составляют - многочисленные источники исторического, этнографического и этнологического характера, конкретно описывающих специфику и особенности культуры этносов, населяющих Кавказ: адыгейцев, черкесов, балкарцев, кабардинцев.
Данных авторов можно разделить на две подгруппы. К первой относятся дореволюционные бытописатели и ученые, такие, как Дж. Интериано, К. Главани, Г. Клапрот, Т. де Мариньи, Ф.Д. де Монпере, С. Бромлевский, Дж. Белл, Н. Дубровин, а также адыгские ученые и просветители: Ш. Ногмов, С. Хан-Гирей,
1 Баллер Э.А. Преемственность в развитии культуры. - М., 1969., Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики: Исследования разных лет. - М,- 1975., Гадамер Х..Г. Истинный метод. -М.1958., Маркарян Э. С. Теория культуры и современная наука. - М.Мир,1983., Швейцер А. Этика и культура. - М.: Прогресс, 1973., Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М., 1991.
2 Данилевскй Н.Я. Россия и Европа. - М., 1991., Шпенглер О. Закат Европы. - М., 1993., Тойнби А. Постижение истории. - М., 1991.
3 Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. - М., 1983., Гумилев Л. Н. Этногенез и атмосфера земли. -Л., 1990., Данзалов С.М. Национальная самоидентификация: состояние, тенденции и пути гуманизации. - М., 1992, Козлов В. И. Этнос и культура// Советская этнография. 1979, № 3, Кон И.К. К проблеме национального характера. История и психология. - М., 1971., Коротеков Г.Г. Генезис национальной культуры. - Абакан, 1991, Межуев В. И. Национальная культура и современная цивилизация// Освобождение духа. - М., 1991.
А.Г. Кешев.1 Работы данных авторов носят описательный или этнографический характер.
Ко второй подгруппе относятся имена ученых и исследователей современного периода, которые освещали различные аспекты культуры общения адыгов, такие как: Б.Х. Бгажноков, Х.М. Казанов, Т.М. Керашев, Б.М. Курашинов, З.М. Налоев, В.Х. Теунов, P.A. Ханаху, А.Ю. Шадже, Ж.А. Шаов, И.А. Шоров и т.д. , которые не только описывают те или иные формы национальных культур, но и анализируют, сопоставляют, выявляя корни, а также взаимовлияния и взаимосвязи тех или иных их сторон.
Четвертую группу источников составили работы, в которых акцентировано не этническое своеобразие, а взаимодействие национальных культур. Его значение подчеркивалось в многочисленных трудах, выходивших в нашей стране в 60-80-х годах.3
Таким образом, исследования культуры общения, как мы видим, в целом охватывают довольно широкий круг проблем, но по сей день ни одна из дисциплин не располагает сколько-нибудь полным, систематизированным исследованием культуры общения,
Интериано Д. Быт и страна зихов, именуемых черкесами. - Нальчик- 1974. Главани К. Описание Черного моря и Татарии. АБКИЕА. 1974., Мариньи Т. Путешествие в Черкесию. Там же., Монпере Ф.Д. Путешествие по Кавказу. Там же. и т. д. Ногмов Ш. История адыгейского народа.
- Нальчик, 1958., Хан - Гирей . Записки о Черкесии. - Нальчик. 1978., Кешев А. Г. Характер адыгских песен. - И ПАП. 1997.
2 Бгажноков Б. X. Очерки этнографии общения адыгов. - Нальчик. 1983, Казанов X. М. Культура адыгов.- Нальчик . 1993, Тирашев А. М. Слово об адыгах (черкесах) // Сокровища курганов Адыгеи. - М., 1985 , Курашинов Б.М. В кругу друзей. - Нальчик. 1973., Налоев З.М. Этюды по истории адыгов. - Нальчик. 1978, Теунов В.Х. Обычай у нас такой. - Дон 1978, Ханаху P.A. Традиционная культура Северного Кавказа: вызовы времени. - Майкоп, 1997., Шадже А.Ю. Национальные ценности и человек. - Майкоп, 1975., Шоров И. А. Адыгская народная педагогика.
- Майкоп, 1992.
3 Отметим, в частности, следующие труды: Артановский С.Н. Историческое единство человечества и взаимовлияние культур. - П. 1967, Арутюнов С.А. Народы и культуры, развитие и взаимодействие. - М., 1989, Джунусов М.С. Современный этап развития национальных отношений. - М., 1971. и т.д.
построенном на примере одного или группы этносов и рассмотренном в динамике.
Цель исследования. Целью исследования является социально-философский анализ национальной культуры общения в полиэтническом социуме. Для этого была избрана традиционная культура общения адыгских народов, сложившаяся в период феодального, частично-постфеодального развития.
Основные задачи работы. Исходя из этой цели определены следующие задачи исследования:
- определить сущность культуры общения в системе социологических, лингвистических, психологических,
семиотических и других исследований коммуникации; -рассмотреть наиболее типичные формы культуры общения адыгов в контексте семейного и общественного быта, в составе известных обычаев и обрядов и их отражение в национальном этикете; -показать специфические черты национального этикета, уточнить смысловое поле понятий "адыгагъэ" и "адыгэ хабзэ" и показать их взаимосвязь;
-раскрыть взаимосвязь общечеловеческого и национального в адыгском этикете;
-показать роль национального этикета в формировании нравственного общества.
Объект исследования. Культура общения и ее место в системе национальных, общегосударственных и общечеловеческих отношений.
Предмет исследования - культура общения и национальный этикет адыгов на материалах Адыгеи, Кабарды и Черкесии.
Теоретико-методологическая основа исследования.
Особенностью избранной темы является ее нахождение на стыке проблемных полей как историко-философского, так и общетеоретического плана. Исходя из этого нами применялись принципы конкретно - исторического подхода к анализу культуры общения и, прежде всего, методы теоретического анализа данной проблематики.
Методологической основой является принцип системности, в соответствии с которым анализируются типичные формы национальной культуры общения, выделяются ее основные элементы, свойства, функции и их место в рамках объекта исследования. Руководствуясь принципами объективности, конкретности, автор анализирует типичные формы культуры общения адыгов в условиях радикальных реформ в России.
Автор использует систему методов научного познания: эмпирический (наблюдение, описание) и теоретический (восхождение от абстрактного к конкретному, гипотетическо-дедуктивный).
В работе анализируются философские источники и оригинальные «тексты» национальной культуры, известия европейских авторов, побывавших на Кавказе в ХШ-Х1Х вв., этнографические материалы, адыгские легенды, пословицы и поговорки.
Автор привлекает материалы социологических исследований, проведенных отделом философии и социологии Адыгейского института гуманитарных исследований по теме: «Культурно-этнический феномен «адыгагъэ» в современном сознании и поведении адыгов, а также
результаты социологического опроса, проведенного среди делегатов двух конгрессов Всемирной Черкеской Ассоциации (1983 и 1991 гг.).
Научная новизна проведенного исследования выражается в следующем:
на основе критического анализа трактовок показаны организационные
строения и некоторые типичные формы культуры общения отдельно взятого этноса;
- развито и конкретизировано понимание этикетной культуры как особого слоя, "пласта" национальной культуры, определяющего ее самобытность;
- рассмотрены наиболее типичные формы культуры общения адыгов в контексте семейного и общественного быта и их отражение в национальном этикете;
- показаны специфические черты национального этикета, развито и конкретизировано понимание терминов "адыгагьэ" и "адыгэ хабзэ" и показана их взаимосвязь и динамика;
проанализирована диалектика общего и особенного в национальных культурах на основе систематизации большого фактического материала, характеризующего этнические традиции адыгейцев, черкесов, кабардинцев;
- раскрыта роль национального этикета в формировании нравственного общества.
ГЛАВА 1. КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ КАК ПРЕДМЕТ НАУЧНОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ.
Как в обыденном так и в научном употреблении термин «общение» используется для обозначения самого широкого спектра связей и отношении человека с природои, обществом, другими людьми, а так же с самим собой.
Первой ступенью определения понятия «общение» и ограничению его словесного поля может служить фиксация понятия «связь» как наиболее общей категории по отношению к «общению». Под связью понимается взаимообусловленность существования разделенных во времени или / и / в пространстве объектов. Именно в таком значении термин «общение» употребляется в ряде зарубежных и отечественных работ, посвященных изучению поведения животных или связи эволюционных процессов животного и социального мира (например, в эволюционной этике).1 Подавляющее большинство авторов, однако, рассматривают общение в качестве специфически человеческого способа взаимосвязи, указывая на то, что только для человека общение выступает необходимым, имманентным свойством его жизни на всех уровнях ее организации - биологическом, психическом, социальном.2 В этом плане общение является не только специфически человеческим способом взаимосвязи, но и обязательным условием его жизнедеятельности.
1 См.: Ильяева И.А