автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Социальные и гуманистические аспекты экологической проблематики в советской прозе 70-х начала 80-х годов

  • Год: 1984
  • Автор научной работы: Крюкова, Галина Васильевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Киев
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Социальные и гуманистические аспекты экологической проблематики в советской прозе 70-х начала 80-х годов'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Крюкова, Галина Васильевна

1. ВВЕДЕНИЕ.2

2. Глава I. НРАВСТВЕННО-СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА И

КОНЦЕПЦИЯ ГЕРОЯ.21-Ц

3. Глава П. СИСТЕМА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ОБРАЗОВ И

СРЕДСТВ.113

 

Введение диссертации1984 год, автореферат по филологии, Крюкова, Галина Васильевна

I Природный мир в разнообразных его формах и проявлениях - извечный и неисчерпаемый объект познания человека.

Человек живет природой. Что физическая и духовная еизнь человека неразрывно связана с природой, означает не что иное, как то, что природа неразрывно связана с самой собой, ибо человек есть часть природы"1.

Однако в процессе эволюции, оставаясь, подобно всем прочим 2 формам, ".такой же частью природы, но одаренной сознанием" , человек постепенно отделял себя от нее. Испытывая на себе Евс-токие стихийные силы природы, борясь с ними за овое существование; "очеловечивая" природу в процессе труда; он противопоставлял себя, свое индивидуальное начало вещеотву природы.

Так в двуедином диалектическом проявлении эта проблема оказалась одной из самых давних и постоянных в художественной литературе.

Щеал единства человека и природы всегда присутствовал в искусстве и литературе, но кавдая эпоха добавляла свой штрих к его интерцретации, исходя из социальных условий,- из общефилософокой концепции человека, его трудового опыта, социальной и нравственной оущности, исторической перспективы его развития.

Советская проза семидесятых- начала восьмидесятых годов стала рубеЕом в художественном исследовании нового отношения человека к миру природы.

1 Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. Экономическо-фило-софские рукописи. - М.: Госполитиздат, 1956, о. 565. о Толстой Л.Н. Полное собрание оочинений в 90 томах. - М. : ГИХЛ> 1928 - 1958, т. 46, с. 241.

Стремительное преобразование окружавдей среды в условиях НТР ^крайне обострило противоречия между потреблением и сохранением богатств природы. Оказалось, что эти противоречия чреваты напряженнейшими конфликтами.

Прозорливое предостережение ВД.Ленина о том, что "человеческие проекты,^ не считающиеся с великими законами природы, приносят только бедствия"*, получило в целом ряде случаев весьма весомые подтверждения, которые заставили и литературу по-новому осмыслить извечную взаимосвязь человека и природного мира, серьезно поставить вопрос о формировании экологического сознания. Этому способствовали и законодательные акты, постановления Советского правительства последних лет по проблемам природопользования в нашем обществе на современном этапе его социально-экономического развития: решения сессии Верховного Совета СССР /сентябрь 1972 г./; Обращение ко всем народам мира с призывом "объединить и активизировать усилия во имя сохранения и восстановления при2 родной среды, окружающей человека" , принятое 27 декабря 1972 на торжественном заседании ЦК КПСС, Верховного Совета СССР и Верховного Совета РСФСР в связи с 50-летием образования СССР; введение в 1974 году в Государственные планы развития народного хозяйства СССР специального раздела по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов; выделение раздела "Охрана природы" в "Основных направлениях экономического и социального развития СССР на 1981-1985 годы и на период до 1900 года";

1 Ленин В.И. Конспект переписки К.Маркса и Ф.Энгельса 1844 -1883 г.г. - М.: Госполитиздат, 1968, с. 398.

2 Ведомости Верховного Совета СССР, 1972, № 52, с. 814. принятие Совместного /ЦК КШС и Совета Министров СССР/ Постановления "О дополнительных мерах по усилению охраны природы и улучшению использования природных ресурсов" /I декабря 1978 г./1. Свидетельством исключительной остроты политического, социального и нравственного регулирования вопросов взаимоотношений современного человечества с природным миром является также одобрение ХХХУ сессией ООН предложения Советского Союза "Об исторической ответственности государств за сохранение природы Земли для нынешнего и будущего поколений", о запрещении воздействия на природу в военных целях.

Тем не менее, как обмечалось на Пленуме Центрального Комитета КПСС в декабре 1983 года, несмотря на серьезность предпринимаемых усилий,; "острота проблемы не снимается с повеотки дня.Это свидетельствует о том, что нужно более настойчиво и целеустрем2 ленно проводить работу по охране природы . ^ Современный нравственно-философский аспект проблемы "человек - природный мир" связан превде всего с традициями русской классической литературы. Именно в творчестве А.Пушкина; Ф.Тютчева, С.Аксакова, А.Кольцова, И.Тургенева, Н.Невдсова, Л.Толстого, А.Чехова состоялось "отбытие" нравственно-очищающего, облагораживающего и врачующего воздействия природы на человеческую душу и прогде всего на душу русского крестьянина, жизнь которого протекала в теснейшем сотрудничестве с природой. 1

Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Изд. 8; доп. - М.: Политиздат, 1981, т. 13, 1978-1980 г., о. 281-297. о

Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС /26-27 декабря 1983 г./ - М.: Политиздат, 1984, с. 17.

Конечно, в литературе XIX века нашла овое отражение и научная, преобразовательская тенденция, которая переосмысливала самоценность природного мира: "И ухе девственная природа не идет ни в какое сравнение с "рукодельной природой", - писал П.Вяземский. Но эта же литература предостерегала против излишне рационалистического подхода к природе:

Покуда природу любил он, она Любовью ему отвечала». Но чувство презрев, он доверил уму, Ддался в сухоту изысканий. И сердце природы забылось ему.

Е.Баратынский/1. Эти традиции были развиты в творчестве советских писателей и прежде всего в творчестве М.Горького, С.Есенина, М.Пришвина, К.Паустовского, Л.Леонова, в произведениях которых в полную силу зазвучала тема гражданской ответственности современника перед близкими и дальними потомками за сохранение природных источников человеческой жизни, нравственной чистоты и здоровья человечества.

В 30-е годы задачи социалистического строительства определяли темп и масштаб вторжения человека в мир природы,его освоение было безусловно положительным явлением, т.к. способствовало развитию научно-технического прогресоа. Академик А.Ферсман писал в те годы: "Мы хотим быть завоевателями природы, борцами за ее под1 чинение человеку, его культуре и его хозяйству. Мы не можем просто гулять по широким просторам нашей Родины, - мы должны

1 Баратынский Е.А. Стихотворения и повмы. - М.: Художественная литература, 1971, о. 251. быть участниками ее переустройства и творцами новой жизни"*.

Пафосом созидательного покорения природы пронизаны "Женьшень" М.Пришвина, "Соть" Л.Леонова, "Энергия" Ф.Гладкова, "Пустыня" П.Павленко, "Кара-Бугаз" и "Колхида" К.Паустовского. Тенденцию этих произведений выражают слова, сказанные о К.Паустовском: "его романтическая мечта объективно соответствовала научно-техническим и социальным тенденциям времени. Поэтому-то они и находились в таком органическом контакте с действительной прак2 тикой социалистических преобразований" .

И все Ее философско-эстетичеокое понимание самоценности природы постепенно углублялось в нашей литературе, В те ке 30-е годы активным защитником окружающего мира как залога духовного здоровья человека выступает М.Пришвин, его философская концепция предполагает органическоа изначальное единство человека и прироI ды; но при этом писатель исповедует в качестве основной формы взаимоотношений человечества и охфужаадей среды творческий труд. Формируется философское отношение к природе у К.Паустовского /"Мещорский" цикл рассказов и повестей/; провозглашение челове-ка-твсрца, равновеликого в своих возмоеностях о природой, состоялось в творчестве А.Платонова, питало особый "космизм" его художественного мировоззрения.

Мы можем гордиться, - замечает Л.Ершов, - что именно в нашей стране на начало нынешнего столетия приходится формирование, условно говоря, есенинско-пришвинской линии в литературе. Ооно

1 Лазаревич Э.А. Поэт науки. - Природа, 1963, Л II, с. 47.

2 Ачкасова Л.С. Идея "второй природы" в творчестве К.Паустовского. - Человек и природа. Межвузовск. сб. научн. трудов - Сыктывкар - Пермь: Пермский университет, 1980, с. 31. воположники этого направления одними из первых выразили тревогу по поводу резкого возрастания дисгармонии между био- и ноосферой"1.

Именно эти тенденции - М.Пришвина, К.Паустовского - оказались весьма перспективными для литературы 50-60-х годов, в частности, в "Повести о лесах" /1949/ К.Паустовского и в "Русском лесе" /1958/ ЛДеонова воплотился синтез нравственно-эстетической и социально-философской граней проблемы "человек и природный мир" Л.Леонов, например,5 устанавливает прямую зависимость между здоровой цветущей природой и здоровьем человеческого духа - чистотой, трудолюбием, оптимизмом. И обратную зависимость: эрозия почвы вызывает эрозию духа, эгоизм, равнодушие, страх.

В эти же годы наметилось некоторое размежевание науки, которая многие века "была занята прежде всего тем, что разрабатыва2 ла способы и методы борьбы с природой" 9 и литературы, все более тяготеющей к осмыслению человека и окружающего мира как единого целого. Бесстрашие и безоглядность науки стимулировали усиление философичности и нарастание тревоги в художественной литературе. С.Залыгин в связи с этим точно заметил: "Литературе принадлежит«. собственное отношение к природе как к аргументу жизни1**.

Для рубежа 70-х - начала 80-х годов характерно появление новых тенденций - и в реальной жизни и в художественной литературе - в осмыслении проблемы "человек и природный мир".

1 *£шов Л. Социальное и нравственное. - Звезда, 1976, № 10, с. 212,

2 Залыгин С. Литература и природа. -Нева, 1980, № 5, с. 171.

3 Там же, с, 173.

- Э

В выступлении на юбилейном пленуме СП СССР в сентябре 1964 года К.У.Черненко, отмечая огромное влияние творческой интеллигенции на духовную жизнь общества," подчеркнул, что оно "особенно важно в периоды, когда общество оказывается лицом к лицу с качественно новыми задачами, для решения которых, естественно, требуется новый уровень общественного сознания"*.

Этот новый уровень общественного сознания в сфере взаимоотношений человека и природы советская литература 70-х - начала 80-х годов саремилась формировать особенно активно.

Именно в эпоху небывалых научно-технических свершений изменился "социальный заказ" прозе исследуемого периода: произошла стремительная переоценка ценностей окружающей среды. Далеко не всякое освоение природы воспринимается ныне как прогресс; приносящий пользу человечеству. Сущность завоеваний цивилизации. XX века точно определяет сравнение природного мира с шагреневой кожей: удовлетворяя запросы человечества, црирода неизбежно сокращается и потому становится бесценной. Мир природы должен быть сохранен во имя человечества, его процветания, и в этом общем деле в полной мере проявляются нравственность и гражданственность современного человека,7 его способность мыслить масштабами планеты: "житель планеты и может - должен - мыслить и действовать в новом аспекте, не только в аспекте отдельной личности, семьи или 2 рода, государств или их союзов; но и в планетном аспекте" . Отношение к природе как к необходимому условию физического

1 Черненко К.У. Утверждать правду жизни, высокие идеалы социализма. - Литературная газета, 1984, 26 сентября. 2 Вернадский В. Размышления натуралиста, кн. 2, - М.: Наука, 1977, с. 24. а духовного существования современного человека представляет собой новый тип экологического сознания, вопросам воспитания которого посвящен ряд работ современных философов и экологов*.

1 Дцабашев И«И. Трагедия или гармония? /природа и НТР/. - М.:

Мысль, 1973; Гирусов Э.В. Система "общество - природа" /проблемы социальной экологии/. - М.: изд. МГУ, 1976; Волков Г.Н. Экологический кризис и социалистическое природопользование. - Коммунист, 1976, № 12; Мораль развитого социализма. - М.: Профиздат, 1976, гл. 7; Федоров Е.К. Экологический кризис и социальный прогресс. - Л.: Гидрометеоиздат, 1977; Лавров С.Б. Экологические проблемы в капиталистических странах. - М.: Знание, 1978; Лось В.А. Человек и природа. Социально-философские аспекты экологических проблем. - М.: Политиздат, 1978; Тугаринов В.П. Природа, цивилизация, человек. - Л.: изд. ЛГУ, 1978; сб. Рациональное использование и охрана окрукаадей среды /опыт социалистических стран./ - М.: Прогресс, 1978; сб. Социальные проблемы экологии и современность. - М.: Наука, 1978; Киселев H.H. Объект экологии и его эволюция /философско-методологический аспект/ - Киев: Наукова думка, 1979; Апресян Г.З. Эстетическое отношение к природе в социалистическом обществе. -М.: Знание, 1981; сб. Разрушение природной среды /экологический кризис империализма/ - М.: Экономика, 1981; Лаптев ИД. Экологические проблемы. Социально-политические и идеологические аспекты. - М.: Мысль, 1982; Воро-\^ нович Б.А. Философские проблемы взаимодействия общества и природы. - М#: Мысль, 1982; сб. Философские проблемы глобальной эко-[у логии. - М.: Наука, 1983; Аллен Р. Как сшсти Землю? Великая и-"" стратегия охраны природы. -М.: Мыоль, 1983; Слаотелина Е.С. Экологическое образование в подготовке учителя.- М.: Педагогика,1984.

- II

В советской прозе 70-х - начала 80-х годов проблема взаимоотношений природы и человека приобретает исключительное значение, определяет идейно-тематическое содержание значительного ряда произведений, В эти годы появляются романы "Не стреляйте в белых лебедей" Б.Васильева и "Белый Б им Черное ухо" Г.Троеполь-ского, повествование в рассказах "Царь-рыба" В.Астафьева»повести: "Прощание с Матерой" В.Распутина, "Живые деньги" А.Скалона, "Прощание с землей" Ю.Сбитнева, "Весенние перевертыши" В.Теадря-кова, "След рыси" Н.Никонова.

Украинская советская литература этого периода обогащается такими произведениями, как "Бригантина", "Твоя заря" 0.Гончара, "Уран", "Гилея" Н.Зарудного, "Краяне" И.Г&опы, "Росава" В.Логви-ненко, "Лебединый залив" М.Чабанивского. Активно работают над темой "человек и природный мир" и представители других национальных литератур: появляются "Белый пароход" и "Пегий пес, бегущий вдаем моря" -Ч.Айтматова, "Когда киты уходят" Ю.Рытхэу, "Древний знак" Н.Щундика.

Все эти произведения объединяются не только общностью тематики и характером центральной проблемы, но и теми структурно-типологическими элементами, которые определяют их жанровую и стилевую природу.

Для экологической* прозы 70-х - начала 80-х годов характерно расширение границ понятия "экологическая тематика" /речь идет не просто об охране природы и, следовательно, интересов человека, Это определение довольно широко употребляется в современном советском литературоведении /см., например, книгу В.Карпенко Дже-рело життя I краси. - Ки'1в: Дн1про, 1983, с. 34/. В данной диссертации оцределение "экологическая проза" используется с учетом его известной условности. связанных с природопользованием, а о защите духовного и физического 01фужения человека, о необходимости предостеречь его от самоуничтожения/; углубляется нравственно-философская проблематика произведений; значительно усиливается трагедийное звучание темы, она все чаще воспринимается в контексте глобальных про- : блем времени; существенно меняется структура художественного текста, тип конфликта; активизируется авторская позиция; осовремениваются древние нравственно-этические категории и образы /память, совесть, дом/; актуализируется содержание мифов и социальное наполнение символики; расширяется функция пейзажа и т.д. \j Общечеловеческий масштаб проблемы, ее глубоко гуманистическое звучание, напряженность художественных поисков авторов экологической прозы обусловили пристальное внимание к ней хфитиков и литературоведов.

В последнее десятилетие был опубликован ряд работ, имеющих общее методологическое значение для исследования ведущих проблем современности,' в частности, проблемы "человек и природный мир". Это работы Д.С.Лихачева, М.М.Бахтина, М.Б.Храпченко, А.С.Бушми-на, Б.А.Сучкова, Л. Н. Новиченко, А.И.Овчаренко*. Много интерес

1 Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. - Л.: Художественная литература, 1971; Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. - М.: Художественная литература, 1975; Бушмин A.C. Преемственность в развитии литературы. -М.: Художественная литература, 1978; Храпченко М.Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. - М.: Советский писатель, 1975; Храпченко М.Б. Художественное творчество, действительность,человек. - М.: Советский писатель, 1982; Сучков Б.А. Исторические судьбы реализма. Размышления о творческом методе. - М.: Соных наблюдений над художественной интерцретацией проблемы "человек и природный мир" содержится в работах А.Г.Бочарова, Ф.Ф.Кузнецова, В.С.Сурганова, Б.Д.Панкина, Г.А.Белой, Н.ГДулинского, И.Д.Бажинова, С.П.Ланщикова, Е.Ю.Сидорова1. Однако в этих работах не ставилась задача всестороннего исследования проблемы "человек и природа". \J Значительный материал по исследованию экологической прозы советский писатель, 1977; Новиченко Л.Н. Украинский советский роман. - Киев: Наукова думка., 1976 /на укр. языке/; Овчарен-ко А.й. Социалистическая литература и современный литературный процесс. - М.: Современник, 1975; Овчаренко А.И. Новые герои -новые пути, /от М.Горького до В.Шукшина/ - М.: Современник, 1977. Бочаров А.Г. Требовательная любовь. - М.: Художественная литература, 1977; Бочаров А.Г. Бесконечность поиска. - М.: Советский писатель, 1982; Кузнецов Ф.Ф. За все в ответе. Нравственные искания в современной прозе. - М.: Советский писатель,1978; Сурганов B.C. Человек на земле. Историко-литературный очерк.-М.: Советский писатель, 1^75; Панкин Б.Д. Строгая литература.-М.: Советский писатель, 1982; Кулинекий Н,Г. Человек как мера времени. Концепция человека и проблема характера в современной литературе. - Киев: Днипро, 1979 /на укр. языке/; Белая Г.А. Художественнвй мир современной прозы. - М,: Наука, 1983; Бажи-нов И.Д. Современная русская повесть. - Киев: Днипро, 1983; Ланщиков А.П. Вопросы и время. - М.: Современник, 1978; Сидоров Е.Ю. Время, писатель, стиль. О советской прозе наших дней. - М.: Советский писатель, 1978. держится в 1фитической литературе - статьях и монографиях - о творчестве Ч.Айтматова, В.Астафьева, В.Распутина, Б.Васильева, 0.Гончара и ряда других писателей.

Среди работ,1 специально посвященных проблеме взаимоотношений человека с овджавдим миром, следует отметить книгу Ю.А.Андреева*, для которой характерно исследование вопроса в динамике, изучение взаимосвязи процессов НТР с нравственно-этическими и социальными проблемами времени, хотя за пределами авторского внимания и остался ряд интересных и значительных произведений, по2 священных данной проблеме; книгу Л.М.Шаталовой .

Интересный и глубокий анализ экологической прозы с учетом нравственно-философских и социально-этических граней проблемы со3 держат статьи Г.А.Белой, С.Залыгина, Г.П.Трефиповой,И.Д.Бажинова. Андреев Ю.А. Человек, природа, общество в современной прозе,-Л.: Знание, 1981.

2 Шаталова Л.М. Человек и природа в современной советской прозе. - Кишинев: Штиинца, 1980.

3 Белая Г.А. Вечное и преходящее. - Литературное обозрение, 1979, № 2; Залыгин С. Литература и природа. - Нева, 1980; № 5; Тре-филова Г.П. Время выбора. - Вопросы литературы, 1981, $ 12; Трефилова Г.П. Человек и природа. - В кн.: Социалистический образ жизни и развитие советской литературы. М.: Наука, 1983; Бакинов ИЛ. Человек и природа в современной литературе. - В кн.: Социалистический способ жизни и литература. - Киев: Днип-ро, 1977 /на увр. языке/; Бажинов И,Д. Человек и природа в современной многонациональной прозе. - В кн.: Эпоха, человек, литература. - Киев, Наукова думка, 1980 /на укр. языке/.

- 15

Достоинством названных работ является исследование проблемы на обширном материале советской многонациональной литературы, обстоятельный анализ социальных условий, влиявших на художественную интерпретацию проблемы в литературе различных периодов. Близка к этим работам диссертация В.Карпенко*.

Интересные наблюдения за развитием проблемы "человек и природный мирЧв художественной литературе 70-х - начала 80-х годов содержатся в многочисленных публицистических выступлениях и ста2 тьях авторов произведений экологической прозы .

Таким образом, одна из самых актуальных и многоплановых проблема взаимоотношений человека и окружающей среды обоснованно пользуется вниманием 1фитики и вместе с тем ее исследование часто подчинено другим литературоведческим задачам.

Даже в лучших работах /Г.А.Белой, Ю.А.Андреева, Г.П.Трефило-вой, И.Д.Бажинова/, наиболее полно представляющих эволюцию проблемы, современный уровень ее изучения, ощущается наобходи

1 Карпенко В.А. Человек и природа в современной советской прозе: Автореф. дис. . канд. филол. наук. - М., 1979.

2 См., например: Айтматов Ч.Т.: Необходимые уточнения - Литературная газета; 1970, 29 июля; Точка присоединения - Вопросы литературы, 1976, № 8; Кирпичное мироздание или энергия мифа? -Литературная газета, 1978, 29 марта; Все касается всехт - Вопросы литературы, 1980, я 12; Астафьев В. Посох памяти. - М.: Современник, 1980; Гранин Д.А.: НТР, личность, литература. -Литературная Россия, 1978; I июня; Роман и герой. - Вопросы литературы, 1976, й 5; Два крыла. - М.: Современник, 1983; Распутин В.Г.: Быть самим собой. - Вопросы литературы, 1976, }$ 9; Залыгин С.П. Литературные заботы. Изд. 3. - М.: Советская Россия, 1982. мость более детального исследования вопроса, целостного осмысления проблемы, которая уже давно вышла за границы "чистой" экологической тематики.

Успехи, достигнутые современным литературоведением в исследовании отдельных граней проблемы, а также появление новых художественных произведений на эту тему предопределили возможность и необходимость дальнейшего ее изучения и осмысления.

Актуальность исследования обусловлена тем,: что, несмотря на значительную изученность проблемы "человек и природа" в современном литературоведении, все еще нет целостного исследования социально-нравственной проблематики на экологической основе, не изучена концепция героев в произведениях данного тематического ряда, их поэтика и философская направленность, недостаточно привлекался для анализа художественный материал последних лет. Во многом еще не проясненными остаются ведущие тенденции в развитии экологической прозы с учетом меняющихся социально-исторических условий, углубления художественного познания мира в современной советской литературе. Очевидна потребность современного литературоведения в целостном освещении одной из самых острых проблем эпохи определила цели и задачи данной работы.

Дели и задачи исследования: определить идейно-тематическую и художественную специфику воплощения проблемы "человек и природный мир" в многонациональной прозе 70-х - начала 80-х годов. В связи с этим в диссертационной работе: во-первых, исследуется концепция литературного характера - носителя основных противоречий произведения, определяющих его конфликт и проблематику; во-вторых, анализируется художественная природа конфликтов, лежащих в основе произведений данного тематического ряда, рассматриваются изменения в основных параметрах традиционных типов конфликта; в-третьих, прослеживается взаимосвязь между нравственно-философским и социальным углублением проблематики, изменением типов конфликтов и основными структурообразующими элементами произведения; в-четвертых, рассматривается идейно-эстетическая функция художественных образов/ "образа памяти", "образа дома", мифологических образов и образов-символов/ , исследуется характер и формы выражения авторской позиции в произведениях экологической тематики.

Методология и методика исследования. Методологической основой диссертации являются труды классиков марксизма-ленинизма, программные материалы и документы ЦК КПСС, теоретические работы ведущих советских литературоведов и критиков.

Основой литературоведческого и философского осмысления проблемы "человек и природный мир" в современной советской науке является известное положение Ф.Энгельса о том, что "мы. нашей плотью, кровью и мозгом принадлежим ей /природе. - Г.К./ и находимся внутри ее, все наше господство над ней состоит в том, что мы, в отличие от всех других существ, умеем познавать ее законы и правильно их применять. И мы. с каждым днем научаемся все более правильно понимать ее законы и познавать как более близкие, так и более отдаленные последствия нашего активного вмешательства в ее естественный ход.,., А чем в большей мере это станет фактом', тем в большей мере люди снова будут на только чувствовать, но и сознавать свое единство с природой"*. В диссертации используются описательный, историко-литературный и сравнительно-типологический методы.

1 Энгельо Ф. Диалектика природы. - М.: Политиздат, 1975, с. 154.

- 18

Объект исследования. В прозе 70-х - начала 80-х годов выделяется круг произведений с экологической и социально-философской проблематикой, которые, при всей своей художественной оригинальности, обладают определенной концептуальной и идейно-кудожествен-ной общностью. Она проявляется в отдельных гранях структуры произведений /проблематика, конфликт, символика, стиль/, в системе художественных образов, в типологической общности развития характеров и в тех идейно-смысловых доминантах, которые определяют целостное звучание произведения.

На основе этих признаков объединяются в общий типологический ряд писатели различных национальностей, различных художественных систем и взглядов, но с одинаково активной социально-гражданской и нравственно-философской позицией.

В ряду рассматриваемых в диссертации произведений повести и романы: "Белый пароход"; "Пегий пес, бегущий краем моря" Ч.Айтматова; "Царь-рыба" В.Астафьева, "Црощание с Матерой" В.Распутина, "Не стреляйте в белых лебедей" Б.Васильева, "След рыси" Н.Ни-конова, "Живые деньги" А.Скалона, "Црощание с землей" Ю.Сбитнева, "Белый Бим Черное ухо" Г.Трое польского, "Весенние перевертыши" В.Тендрякова, "Бригантина" и "Твоя заря" 0.Гончара, "Гилея" и "Уран" Н.Зарудного, "Краяне" И.Цюпы, "Росава" ВДогвиненко, "Лебединый залив" М.Чабанивского, "Когда киты уходят" Ю.Рытхэу, "Древний знак" Н.Щундика.

Русская художественная проза 70-х - начала 80-х годов рассматривается в контексте литератур народов СССР, что дает возможность выявить как общие; так и различные тенденции в художественном и философском осмыслении проблемы "человек и природный мир" в современной советской многонациональной литературе.

Научная новизна исследования заключается в целостном подходе к изучению проблемы "человек и природный мир" в прозе 70-х -начала 80-х годов - в свете социальных, общегуманистических и нравственных тенденций современной общественной жизни и обострившегося идейно-политического противостояния двух социальных систем в мире. На этой основе I/ исследуютоя различные уровни нравственности и социальной зрелости героев анализируемой прозы в овете обострившихся проблем экологии и актуальных задач формирования личности в эпоху развитого социализма; 2/ предпринимается попытка установить типологию характеров на основе различных видов их взаимосвязи с окружающим миром; 3/ выясняется специфика социально-нравственных проблем и конфликтов, определяется их типология, подчеркивается традиционное и новое в их характере; 4/ прослеживается эволюция и видоизменение отдельных элементов художественной структуры произведений, способствующих выявлению и утверждению идейно-эстетической позиции художника; 5/ определяются основные тенденции в развитии прозы с экологическими мотивами 70-х - начала 80-х годов, ее выхода на новые идейно-нравственные и социально-политические рубежи.

Структура и объем работы. Диссертация'состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Социальные и гуманистические аспекты экологической проблематики в советской прозе 70-х начала 80-х годов"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, мы попытались показать, что взаимоотношения современного человека с природным миром неоднозначны и противоречивы, и это влечет за собой остроту и драматизм проблем и характеров, представляемых прозой с экологической тематикой.

Основной конфликт в произведениях этого тематического ряда имеет двойственный, "замкнутый" характер: вторгаясь в природный мир, человек угрожает, его целостности и вместе с тем, находясь в изначальной зависимости от окружающей среды, сам испытывает угрозу, исходящую от природы и обусловленную нарушением экологического равновесия. Острота этого конфликта обусловлена как противоречивым характером научно-технического прогресса, так и внутренними, духовными изменениями, вызванными неадэкватной психологической адаптацией современного человека к стремительно меняющимся условиям жизни.

Находясь во внутреннем движении, развитии, конфликт как бы экстраполируется в разнообразные проблемы произведения, определяет их взаимообусловленность. Так, в произведениях экологической тематики вокруг основного конфликта располагаются проблемы более частного порядка, которые предопределяют своеобразную остропроблемную "атмосферу" произведения в целом.

Философская проблематика прозы с экологическими мотивами охватывает важнейшие аспекты жизни современного человека: трудовую деятельность, повседневное бытие, общение с природой, творчество а т.д., и при этом пребывает в непрерывном внутреннем движении, соответствуя диалектичности самой действительности.

Поляризация нравственно-этических принципов взаимоотношений

- 180 современного человека и природы повлекла за собой резкое противостояние обнаженного хищничества и возвышенной духовности, что сказалось в драматизации сюжетов и способов разрешения ряда конфликтов . Активное вторжение НТР в жизнь нашего общества также породило перемены в контактах человека и природной среды: все более утверждаясь в своем всесилии над природой, наш современник все острее осознает опасность непредвиденных результатов собственной деятельности. Отсюда - трагические финалы в судьбах героев, усиление авторских "партий" в произведениях, их напряженная общая атмосфера.

Для прозы 70-х - начала 80-х годов о человеке и природе характерно в целом усложнение, углубление концепции героя. Это касается в равной мере героев различных социальных слоев, возрастных групп, психологических обликов. Писатели стремятся выявить глубинные - духовные, эмоциональные - связи человека с оаджаю-щей природной средой, показать всеобщность, глобальность, развет-вленность связей современного человека со всем живым миром планеты, очертить те грани нового экологического сознания, которые формируются в обществе. С этой целью они обращаются к нравственно-психологическому облику героев, часто полярных по своему жизненному опыту, культурному багажу, степени включенности в современный научно-технический и социальный прогресс, способности к активному действию. Общая доминанта в характере этих героев - это их особая настроенность на восприятие окружающего .природного мира, способность остро реагировать на дисгармоничность отношений современного человека с природой, особенно остро осознавать ее непреходящую нравственно-эстетическую ценность.

Характерно в этом плане обращение современных писателей к детскому мировосприятию, которое приобретает в прозе с экологическими мотивами особую "философичность". Детское мироотношение становится своего рода моральной нормой, к которой чутко прислушиваются взрослые, "детская совесть" в человеке все чаще оказывается нравственной мерой личности.

Концепция детского характера с акцентом на духовную близость к природному миру становится ориентиром в поисках современной литературной формы гармоничного сосуществования человечества со средой обитания. Это усиливает идейно-психологическую нагрузку на детские характеры, так как через мировосприятие героев-детей авторы в значительной степени передают свой взгляд на природный мир, свое понимание нравственного и эстетического богатства природы. Репрезентация авторского восприятия неизбежно ведет к усложнению детского характера, стремительному взрослению " образа ребенка и значительной драматизации его, что сказывается в обострении сюжетов произведений.

И все же философия детского мировосприятия, при всей ее целостности, не может стать основой современного отношения человечества к природному миру. Только в активном взаимодействии с природой может существовать цивилизация. А степень вторжения в природный мир и все многообразные проблемы, связанные с ним, решаются в реальной жизни конкретными людьми, в художественной литературе - ее героями.

Прозе 70-х - начала 80-х годов с экологической проблематикой свойственно повышенное внимание к антигерою, что диктуется стремлением выявить и обличить "зло" во всех его разновидностях, показать то, что противостоит живой природе и угрожает полноценной жизни современного человека. Прослеживая усложнение характера хищника и разрушителя, авторы художественных произведений последних лет показывают способность такого типа персонажей маскировать свою примитивность, умело использовать в корыстных целях объективные противоречия действительности, откровенно эксплуатировать демагогические приемы. Обличая хищничество во всех его разновидностях, современные художники не ограничиваются довольно тщательно выписанным типом браконьера, они стремятся к более глубокому философскому охвату проблемы, выявляя опасность нарастающего разрыва человека с природой, обусловленного зачастую его духовной слепотой и нравственной ограниченностью. Ясно проступающая в последние годы тенденция к "сращению" нравственно-экологической проблематики с социально-политическими вопросами времени выявляется и в своеобразном "утяжелении" образов антигероев. Они все чаще ассоциируются с носителями крайне антигуманных идей, а само разрушение природного мира осмысляется как глобальное политическое преступление против жизни вообще.

Многообразие типов антигероев в современной прозе с экологическими мотивами, агрессивность их поведения стимулируют поиск такого героя - созидателя и хранителя природы, - который не просто воплощал бы в себе ряд нравственных и гражданских достоинств, но и понимал сложность, противоречивость реальной действительности, был носителем прогрессивной идеологии, человеком активного действия.

Положительные герои прозы 70-х - начала 80-х годов с экологическом тематикой воплощают зачастую авторскую попытку создать тип героя, стремящегося к гармонизации и оптимизации отношений с природным миром. Пути создания такого характера разнообразны. Это может быть герой-хранитель, изначально близкий в своем бытии и труде к природному миру, часто неадекватно реагирующий на про

- 183 исходящие в нем неизбежные перемены. Изменяются также характерологические параметры героя, преобразующего природный мир посредством современной техники. Существенны и очевидны смещения в таком типе характера в сравнении с литературой 30-50 годов.

Главная проблема, тревожащая современных писателей, заключается в несоответствии сознания даже лучших героев произведений уровню и остроте экологического кризиса. Поэтому так важны и значимы попытки создать героя типа Кирилла Заболотного, способного воспринимать проблемы времени во всей их емкой глубине и противоречивости и соответствующего своим интеллектом, нравственностью, активной гражданственностью тем вопросам эпохи, которые требуют безотлагательного решения. Именно таким человеком - мыслящим, соединившим в своем сознании личную "малую" Родину и Родину всего человечества - Землю - представляется литературный герой ближайших лет.

Герои - хранители и созидатели, отстаивающие принцип разумного отношения к природе представлены носителями общечеловеческих гуманных норм, их мораль соотносится с идеалами коммунистического будущего.

Идейный уровень и идеологическая направленность произведений экологической тематики, их основные структурообразующие элементы, характер конфликтов и типология героев свидетельствуют о том, что проблема "человек и природный мир" осмысляется современной прозой в контексте глобальных социальных и гуманистических вопросов времени. Этому способствует и система художественных образов и средств,в числе которых наибольшую идейно-эстетическую нагрузку несут такие, как, например, образ "Дома". Все чаще он осмысляется современной прозой о природе и человеке как Дом всего человечества. Судьба "малой родины" соотносится с судьбой всей планеты и вызывает тревожные размышления героев. Земля -как единое целое, как Дом человечества - предстает на страницах прозы 70-х - начала 80-х годов прекрасной планетой, красоту природы которой писатели стремятся как бы заново открыть и опоэтизировать. И вместе с тем все.чаще возникает мотив хрупкости, ранимости "маленькой" планеты, что наполняет новым звучанием один из самых традиционных компонентов художественного произведения -пейзаж. Известно, что различные тенденции в изображении картин природы приобретали доминирующий характер в зависимости от общих философско-эстетических устремлений эпохи. На современном этапе исторического развития, наряду с традиционным пейзажем, воплощающим эстетизированный образ природы, экологическая проза открывает "новый лик" природного мира - страдающий, взывающим к человечности. Антропоморфизм приобретает в современных произведениях, помимо изначального эстетического, еще и самостоятельное нравственно-философское содержание, при этом философски масштабным оказывается и подтекст пейзажа.

Как выражение этой тенденции следует, очевидно, рассматривать и возникновение образа природы Земли в целом. Эмоциональный и эстетический эффект его углубляется благодаря заостренному противопоставлению цветущей природы Земли обнищавшей, изуродованной человеком.

В современной прозе произошло своеобразное обобщение многовекового опыта человечества в его взаимосвязях с окружающим миром. Художественная литература зачастую осмысляет этот опыт как вереницу проступков перед природой, что усиливает внимание авторов и читателей к понятию "совести" как важнейшего признака подлинной человечности, и к чувству вины - эквиваленту потревожен

- 185 ной,"заговорившей" совести. Особенностью воплощения этих категорий является то, что они - "подтекетовые", не всегда ясно осознаваемые и самими героями. Возникающее у них ощущение тревоги,внутреннего декомфорта является следствием глубинных сдвигов, нарушений в системе связей человечества с природой. Но присущая лучшим героям глубокая внутренняя совестливость, утверждают писатели, -необходимая основа истинной личности, закономерно проявляющаяся в жизненно активной позиции человека.

В контексте таких нравственно-философских понятий, как совесть и чувство вины, современные художники размышляют о соотнесении завоеваний и- потерь человечества в его стремительном научно-техническом развитии, стремятся показать, что социалистическая система общественных и человеческих отношений гарантирует развитие и совершенствование нравственности человека.

Своеобразным залогом этого духовно-гуманистического свойства человека является его память. Образ "памяти" играет значительную роль в выявлении основной идейно-философской концепции произведений с экологической тематикой. Преступления против мира природы начались с "забвения" изначального единства природы и людей. Человеческая память понимается современными писателями как форма духовной привязанности человека к окружающему миру, как выражение его способности ощущать не только свое единство с природой, но и ответственность за дальнейшее ее существование. Многочисленны художественные модификации образа памяти в современной прозе. Это может быть историческая память, предостерегающая человечество от забвения трагического опыта прошлого, стимулирующая активные действия героев в настоящем. Ей противопоставляется страшная в своем совершенном бездушии электронная память, способная бездушно и равнодушно воспроизводить любую военную команду, вплоть до уничтокеная всего живого на Земле. Живой носитель электронной памяти -человекоподобное существо, способное исполнить любой приказ, -является разновидностью манкуртизма, воплощающего порок беспамятства, своего рода "антипамять".

Пороку забывчивости или умышленному манипулированию воспоминаниями, бездушной и, следовательно, безнравственной электронной памяти противопоставлена в современной прозе эмоциональная, очеловеченная память положительных героев и, особенно, самих авторов произведений о человеке и природном мире. Их стихия воспоминаний и четко выраженная идейная позиция создают особый "сплав" -гражданстве иную память современника.

В произведениях с экологическими мотивами память как самостоятельный образ становится основой идейно-нравственного, философ-ско-гуманистического переосмысления мифов, вневременное содержание которых заключается в эстетизированной формуле гармонии человека с окружающим миром.

Использование мифологических образов сопровождается разработкой отдельных художественных принципов их осовременивания. Характерно в этом плане вычленение в мифах идейно-смыслового содержания об изначальном единстве человека с природным миром; ввделение в произведениях близкого к канонической основе мифологического сюжета ; тесное переплетение в художественной ткани произведения реалистического повествования и переосмысленного мифа, органично вписывающегося в систему прочих художественных средств произведения. Наиболее продуктивным представляется такое осовремененное прочтение глифа, при котором национальный эпос, мифологический сюжет "работают" не сами по себе, а в нравственно-философском преломлении, несущем на себе печать эпохи. Это преломление не искажает первоначальную основу мифа, а наполняет его новым социальным

- 187 и гуманистическим содержанием. Очевидно поэтому "звучат" в современной литературе прежде всего те мифологические сюжеты, которые вписываются в контекст остросовременных социально-политических и философско-нравственных проблем.

Иногда первоначальный смысл мифологического сюжета стимулирует фантазию писателя, требуя от него идейно-художественного домысливания. Такие элементы авторского мифотворчества приобретают чаще всего острое социально-политическое звучание. Так же, как и символичность, условность, они способствуют идейно-художественному углублению нравственно-экологической проблематики, придают ей общую идеологическую и политическую направленность. С этим идейно-эстетическим содержанием прозы о человеке и природном мире связано ее повышенное гражданское звучание, что достигается продуктивным использованием публицистического стиля в художественных произведениях.

Открытые публицистические обращения автора к читателю в художественном произведении, как правило, "выпадают" из его сюжета; они могут воплощаться в лирико-философских отступлениях произведения, авторских предисловиях или послесловиях, развернутых обращениях лирических героев к природе и т.д.

Идейно-эстетическая роль публицистики в художественном произведении обусловлена ее синкретической природой: философская позиция автора неотделима от его мыслей гражданского, общественного содержания. Публицистичность прозы с экологическими мотивами выявляет тенденцию к охвату проблемы "человек и природа", с одной стороны, в планетарном масштабе, как проблемы всечеловеческой, а с другой - в социально-политическом аспекте с учетом существования различных политических и идеологически систем в сов

- 188 ременном мире. Идейное усложнение публицистического содержания определяется взаимосвязанностью вопросов сохранения природы и сохранения мира на Земле.

Именно в прозе с экологической проблематикой открыто прозвучала мысль о том, что человеконенавистнические устремления могут в условиях буржуазно-капиталистического общества реализовывать-ся исподволь, посредством постепенного уничтожения малых народностей и овджающей их природной среды.

Авторский голос, исполненный публицистического пафоса, все чаще в прозе последних лет поднимается не только в защиту природной среды, но и выражает необходимость гармонизации как отношений человечества с окружающей средой, так и отношений между народами. "Человечеству в целях его самосохранения предстоит разрядить три бомбы замедленного действия: бомбу гонки ядерных вооружений, экологическую бомбу и бомбу растущего разрыва мевду развитыми и развивающимися странами"*, - пишут в своей острой публицистической статье А.Громыко и В.Ломейко. И эти проблемы, осмысленные во внутренней взаимосвязи, все чаще находят свое воплощение в современной художественной литературе.

Советская проза 70-х - начала 80-х годов с экологическими мотивами, вовлекая в свою орбиту все более острые социально-политические, философско-гуманистические проблемы времени, несом-ненпо имеет перспективы дальнейшего развития.

Человек и природа! Извечная нравственно-философская проблема, Громыко А., Ломейко В. Сон разума рождает чудовищ. - Новый мир, 1984, 10, с. 169. общечеловеческое значение которой с кандым годом приобретает все большую остроту"*.'

1 Марков Г. Советская литература в борьбе за коммунизм и ее задачи в свете решений ХХУ1 съезда КПСС. - Съезд писателей СССР, 7-й. Стенографический отчет. -М.: Советский писатель, 1983, с. II.

 

Список научной литературыКрюкова, Галина Васильевна, диссертация по теме "Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)"

1. Труды основоположников марксизма-ленинизма, решения партии и правительства

2. Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. Экономическо-философские рукописи. -М.: Госполитиздат, 1956, с. 517-642.

3. Маркс К. Речь на юбилее "The people's paper ", произнесенная в Лондоне 14 апреля 1856 года. Маркс К., Энгельс Ф. -Соч., 2-е изд., т. 12, с. 3-5.

4. Маркс К. Триединая формула. Маркс К., Энгельс Ф. - Соч., 2-е изд., т. 25, с. 3804399.

5. Маркс К., Энгельс Ф. Учредительный манифест международного товарищества рабочих. Соч., 2-е изд., т. 16, с. 3-II.

6. Энгельс Ф. Диалектика природы. -М.: Политиздат, 1982. -359 с.

7. Ленин В.И. Конспект переписки К.Маркса и Ф.Энгельса 18441883 г.г. М.: Госполитиздат, 1968. - 520 с.

8. Конституция /Основной Закон/ Союза Советских Социалистических Республик. К.: Политиздат Украины, 1982. - 47 с.

9. Программа Коммунистической партии Советского Союза. -М.: Политиздат, 1976. 144 с.

10. Черненко К.У. Утверждать правду жизни, высокие идеалы социализма. Литературная газета, 1984, 26 сентября.

11. Ю. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981. - 223 с.

12. Материалы Пленума ЦК КПСС, 14-15 июня 1983 г. М.: Политиздат, 1983. - 80 с.

13. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 26-27 декабря 1983 г. М.: Политиздат, 1983. - 31 с.- 191

14. Материалы Пленума ЦК КПСС, 10 апреля 1984 г. М.: Политиздат, 1984. - 31 с.

15. Ведомости Верховного Совета СССР, 1972, В 52.

16. Постановление ЦК КПСС о литературно-художественной критике. 21 января 1972 г. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. - М.: Политиздат, 1978, с. 29-33.

17. Постановление ЦК КПСС от 23 июля 1982 г. "О творческих связях литературно-художественных журналов с практикой коммунистического строительства". Справочник партийного работника. Вып. 23. -М.: Политиздат, 1983, с. 456-459.

18. Об охране окружающей среды. Сборник документов партии и правительства. -М.: Политиздат, 1979. 352 с.

19. Айтматов Ч. Белый пароход. Собрание сочинений в 3-х томах, т. 2. - М.: Молодая гвардия, 1983, с. 5-15.

20. Баратынский Е.А. Стихотворения и поэмы. М.: Художественная литература, 1971. - 398 с.

21. Васильев Б. Не стреляйте в белых лебедей. Л.: Лениздат, 1980, с. 105-269.

22. Гончар 0. Бригантина. М.: Советским писатель, 1974. - 344 с.

23. Гончар 0. Твоя заря. М.: Советский писатель, 1983. - 400 с.

24. Довженко А. Поэма о море. Собр. сочинений в 4-х томах, т. 3.

25. Зарудный Н. Гилея. М.: Воеииздат, 1976. - 373 с.

26. Леонов Л.М. Русский пес. М.: Молодая гвардия, 1975.- 718 с.

27. Логвиненко В. Росава. М.: Советский писатель, 1978, с.5-188.

28. Никонов Н. След рыси. Свердловск, Сред.-Урал. кн. изд., Г979.

29. Пришвин М.М. Глаза земли. Собр. соч. в 6 томах, т. 5. М.: Го сполитиздат, 1957.

30. Пришвин М.М. Незабудки. -М.: Художественная литература, 1969. 303 с.

31. Распутин В. Прощание с Матерой. В кн.: Распутин В. Повести. - М.: Молодая гвардия, 1978.

32. Сбитнев Ю. Прощание с землей. В кн.: Сбитнев Ю. Одна любовь. Повести. -М.: Советская Россия, 1983, с. 7-63.

33. Скалон А. лщвые деньги. В кн.: А.Скалой. На бугре. - М.: Современник, 1978, с. 18-69.

34. Тендряков В. Весенние перевертыши. М.: Художественная литература, 1974. - 45 с.

35. Троепольский Г.Н. Белый Бим Черное ухо: повесть. Киев, Рад. школа, 1984. - 165 с.

36. Фоменко в'. Память земли. -М.: Советский писатель, 1972. -512 с.

37. Допа И. Краяне. М.: Советский писатель, 1976. - 431 с.

38. Чабанивский М. Журавлинка. В кн.: Лебединый задав /довести и рассказы/. -М.: Советский писатель, 1974, с.131-279.

39. Чивилихин В. По городам и весям. М.: Молодая гвардия, 1983.

40. Шундик Н. Древний знак. Собрание сочинений в 4-х томах, т. 4. -М.: Советская Россия, 1984, с. 267-526.

41. Ш. Научно-критическая литература

42. Адабашев И.И. Трагедия или гармония? М.: Мысль, 1973. -364 с.

43. Айтматов Ч.Т. Необходимые уточнения. Литературная газета, 1970, 29 июля.

44. Айтматов Ч.Т. Точка присоединения. Вопросы литературы, 1976, J-S 8, с. 146-170.

45. Айтматов Ч.Т. Кирпичное мироздание или энергия мифа? Литературная газета, 1978, 29 марта.

46. Айтматов Ч. В соавторстве с землею и водою: Очерки, статьи\^беседы, интервью: Фрунзе, Кыргызстан, 1978. 406 с. д

47. Айтматов Ч.Т. Все касается всех. Вопросы литературы, 1980, JS 12, с. 3-14.

48. Актуальные проблемы социалистического реализма. Сб. статей. М.: Советский писатель, 1969. - 552 с.

49. Александрова Р.И., Смольянов A.B. Экология и мораль. М.: Знание, 1984. - 60 с.

50. Аллен Р. Как спасти Землю? Великая стратегия охраны природы. -М.: Мысль, 1983., 174 с.

51. Ананьев Ан. Публицистика передний край литературы. - Октябрь, 1978, J5 4, с. 197-211.

52. Анашенков Б.А. Литература в век научно-технической революции. М.: Просвещение, 1979. - 112 с.

53. Андреев Ю,А. В поиске закономерностей. Л.: Советский писатель, 1978. - 398 с.

54. Андреев Ю.А. Человек,природа,- общество в современной прозе. Л.: Знание, 1981. - 36 с.

55. Апресян Г.З. Эстетические отношения к природе в социалистическом обществе. -М.: Знание, 1981. 95 с.

56. Апухтина В.А. Современная советская проза. -М.: Высшая школа, 1977. 176 с.

57. Антропов Ю. По Сеньке шапка. Литературная газета, 1974, 6 марта.

58. Афанасьев А. Валентин Распутин: живу и верю. Комсомольская правда, 1982, 8 августа.

59. Астафьев В. Понимать, беречь природу. Социалистическая индустрия, 1979, 21 июня.

60. Астафьев В.П. Посох памяти. М.: Современник, 1980. - 367 с.

61. Астафьев В. Сюжеты и судьбы. Монолог о времени и о себе. -Литературная газета, 1984, 25 апреля.

62. АчкасоЕа Л.С. Идея "второй природы" в творчестве К.Паустовского. Человек и природа. Межвузовский сборник научных трудов. - Сыктывкар - Пермь: Пермский университет, 1980, с. 2938.- 195

63. Бажинов И.Д. Тема человек и природа в современной литературе. В кн.: Социалистический образ жизни и литература. -Киев: Днипро, 1977 /на укр. языке/, с. 174-188.

64. Баканов И.Д. Человек и природа в современной многонациональной прозе. В кн.: Эпоха, человек, литература. - Киев: Нау-кова думка, 1980, с. 234-278 /на укр. яз./.

65. Бакланов Г. Канада. Октябрь, 1976, J® 7, с. 84-120.

66. Барабаш Ю.Я. Вопросы эстетики и поэтики. М.: Современник, 1977. - 400 с.

67. Бахтин М. Время и пространство в романе. Вопросы литературы, 1974, 3, с. 171—176.

68. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Художественная литература, 1975. - 502 с.

69. Белая Г.А. Вечное и преходящее. Литературное обозрение, 1979, В 2, с. II-I6.

70. Белая Г.А. Художественный мир современной прозы. М.: Наука, 1983. - 191 с.

71. Беляев A.A. Идеологическая борьба и литература. М.: Советский писатель, 1977. - 392 с.

72. Бойко A.B. Концепция мира и человека в прозе В.П.Астафьева. Автореф. дис. . канд. филол. наук. М.: 1983. - 25 с.

73. Бондарев Ю. Жизнь находит уста. Литературная Россия, 1976, 27 августа.

74. Борщуков В.И. Поле битвы идеи: Современная зарубежная критика о советской литературе. М.: Советский писатель, 1983. -415 с.

75. Бочаров А.Г. Требовательная любовь. Концепция личности в современной прозе. -М.: Советский писатель, 1977. 364 с.

76. Бочаров А.Г. Рождено современностью. Новый мир, 1981t $ 8,с. 226-231.

77. Бочаров А. Контрапункт. Октябрь, 1982, 7, с. 190-200.

78. Бочаров А.Г. Бесконечность поиска. Художественные поиски современной советской прозы. М.: Советский писатель, 1982. -423 с.

79. Будыко М.И. Глобальная экология. М.: Мысль, 1977. - 327 с.

80. Будущее рождается сегодня /современная литература и советский образ жизни/ М.: Советский писатель, 1980. - 384 с.

81. Буханцов Н. Перед лицом матери-природы. Человек и природа в прозе наших дней. Дон, 1982, № 6, с. 132-138.

82. Бушмин A.C. Преемственность в развитии литературы. М.: Художественная литература, 1978. - 223 с.

83. Васильев Б. И зачем он убил Егора Полушкина?. Литературная газета, 1974, 16 января.

84. Вахитова Т.М. Вихров и Грацианский. В кн.: Современный советский роман. Философские аспекты. - Л.: Наука, Г972, с.89-102.

85. Вернадский В. Размышления натуралиста. Кн. 2. М.: Наука,1977. 191 с.

86. Взаимодействие литератур и художественная культура развитого социализма. -М.: Наука, 1977. 272 с.

87. Взаимодействие литератур и художественная культура развитого социализма. -М.: Наука, 1981. 295 с.

88. Волынский К. На рубежах современности. Некоторые вопросы развития современной литературы в свете решений ХХУ съезда КПСС. Киев: Днипро, 1977 /на укр. яз./. - 286 с.

89. Воробьева H.H. Принцип историзма в изображении характера:

90. Классические традации и советская литература. М.: Киев,1978. 264 с.

91. Воронов В.И. Чингиз Айтматов. -М.: Советский писатель, 1976.- 232 с.

92. Воронович Б.А. Философские проблемы взаимодействия общества и природы. М,: Мысль, 1982, - 72 с.

93. Все начинается с детства /диалог С.Михалкова и С.Кондакова/.- Литературная газета, 1977, 20 апреля.

94. Газизова A.A. Нравственно-Философские искания современной советской прозы. Автореф. дис. . кавд. филол. наук. М.: 1980. - 24 с.

95. Галимов Ш. Противостояние. Москва, 1974, $ 7, с. 200-209.

96. Гей Н.К. Художественность литературы. Поэтика. Стиль. М.: Наука, 1975. - 441 с.

97. Гейдеко В.А. Постоянство перемен. Социально-нравственные проблемы русской советской прозы. М.: Современник, 1978. -223 о.

98. Герасимова Л. Тревожная совесть Валентина Распутина. Ли- ' тература в школе, 1979, $ 4, о. 9-14.

99. Гирусов Э.В. Система "общество природа". /Проблемы социальной экологии/. - М.: изд. МГУ, 1976. - 167 с.

100. Гете И.В. Об искусстве. М.: Искусство, 1975. - 623 с.

101. Горбунова E.H. Ццеи, конфликты, характеры. -М.: Советский писатель, i960. 418 с.

102. Горький А.М. Несобранные литературно-щжтические статьи. -М.: Гоополитиздат, 1941. 552 с.

103. Гранин Д.А. Роман и герой. Вопросы литературы, 1976, № 5, с. 107—I17.

104. Гранин Д.А. НТР, личность, литература. Литературная Россия, 1978, 2 июня.

105. Гранин Д. Художник и НТР. Вопросы литературы, 1980, & 9, с. 20-30.

106. Гранин Д.А. Два врыла. М.: Современник, 1983. - 365 с.

107. Гржимек Б. Дикое животное и человек. М.: Мысль, 1982. -256 с.

108. ПО. Громыко А., Ломейко В. Сон разума рождает чудовищ. Новый мир; 1984, с. 158-182.

109. Гуманистический пафос советской литературы. -М.: Наука, 1982. 256 с.

110. Дедков И. Живой лист на древе жизни. Дружба народов, 1976, № 12, с. 255-260.

111. ИЗ. Дедков И. На вечном празднике жизни. Вопросы литературы, 1977, ¡Ь 6, с. 48-59.

112. Дедков И. Меж небом и землей. Дружба народов, 1977, $ 3, с. 263-266.

113. Дзеверин И.А. Литература и' современность. Литературно-ври-тические статьи. Киев: Радянський письменник /на укр. языке/, 1983. - 244 с.

114. Дискуссия за "круглым столом". Литературное обозрение, 1976, ja 10, с. 50-57.

115. Дмитриев В.А. Гуманизм советской литературы. М.: Мысль, 1980. - 256 с.

116. Днепров В. Нужно разобраться. Вопросы литературы, 1975, Jß II, с. 107-135.

117. Дорогой правды дорогой гуманизма. /Проблемы художественной литературы развитого социализма/. - М.: Художественная литра, 1978. - 374 с.

118. Дорет Жан. До того как умрет природа. М.: Прогресс, 1968. - 415 с.

119. Дубровин Л. О партийности художественного творчества. М.: Просвещение, 1977. - 160 с.

120. Ершов Л. Социальное и нравственное. Звезда, 1976, № Ю, с. 209-217.

121. Ефремов И.А. Пространством и временем полный. Литературное обозрение, 1977, й 4, с. 108-109.

122. Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика, стилистика. -Л.: Наука, 1977.- 407 с.

123. Жулинский Н.Г. Человек как мера времени. Концепция человека и проблема характера в современной советской литературе. -Киев: Днипро, 1979 /на укр. языке/. 275 с.

124. Залыгин С.П. Литература и природа. Нева, 1980, № 5, с.171-178.

125. Залыгин С.П. Литературные заботы. -М.: Советская Россия, и 1982. 464 с.

126. Залыгин С.П. Литературные заботы. Изд. 3-е. М.: Советская I Россия, 1982. - 464 с.

127. Заморий Т.П. Становление гармонической личности в современной русской прозе. Киев: Наукова думка, 1979. - 213 с.

128. Иванченко А. Альтернатива бездуховности. Дон, 1977, 3, с. 162-168.

129. Идеологическая работа партии и литература развитого социализма. -М.: Мысль, 1978. 229 с.

130. Ильницкий М.М. Схожесть несхожего. Воцросы литературы, 1980, й II, с. 36-38.

131. Канашкин В. Суд чести и разума. Молодая гвардия, 1972,10, с. 307-310.

132. Карпенко В.А, Человек и природа в современной советской прозе: Автореф. дис. . канд. фалол. наук. М., 1979.- 25 с.

133. Карпенко В.А. Источник жизни и 1фасоты. Киев, Днипро, 1983. - 199 с.

134. Киселев H.H. Объект экологии и его эволюция /философско-ме-тодологический аспект/. Киев: Наукова думка, 1979. - 136 с.

135. Ковский В.Е. Литературный процесс 60-70-х годов: Динамика развития и проблемы изучения современной советской литературы. М.: Наука, 1983. - 336 с.

136. Ковынев В.М. О диалектико-материалистической природе художественного конфликта. Саратов, Приволжское кн. изд-во, 1965. - 64 с.

137. Комина Р.В. Современная советская литература /художественные тенденции и стилевое новаторство/. М.: Высшая школа, 1984. - 232 с.

138. Концепция человека в эстетике социалистического реализма. -М.: Мысль, 1977. 261 с.

139. Конфликты и характеры в современной советской прозе. М.: изд. МГПИ, 1980. - 116 с.

140. Коркин В. И все за боль его в ответе Дошкольное воспитание, 1973, № 2, с. 24-31.

141. Коробов В.И. Ближние странствия. М.: Молодая гвардия, 1982. - 191 с.

142. Кржижановский Г.М. Великий Ленин. -М.: Госполитиздат, 1956, с. 16-44.

143. Крук И.Т. Героизм трудовых будней. Киев: Радянський пись-менник /на уир. яз./, 1980. - 191 с.

144. Кузнецов Ф.Ф. За все в ответе. Нравственные искания в современной прозе. -М.: Советский писатель, 1978. 616 с.

145. Кузнецов Ф.Ф. Размышления о нравственности: Книга публицис148149150151152153154155156157158159160,161- 201 тики. M.: Советская Россия, 1979. - 411 с.

146. Кузнецов Ф. Неокончательные итоги. Литературное обозрение,1982, № 5, с. 9-23.

147. Жак Ив Кусто. Корабль под названием "Земля". Комсомольская правда, 1972, 30 сентября.

148. Курабтов В. Чувство первосотворения. Север, 1976, В 12, с. 120-124.

149. Лавров С.Б. Экологические проблемы в капиталистических странах. М.: Знание, 1978. - 48 с.

150. Лазаревич Э.А. Поэт науки. Природа, 1963, № II, с.47-58. Ланщиков А.П. Вопросы и время. - М.: Современник, 1978. -255 с.

151. Левченко В.Г. Чингиз Айтматов. -М.: Советский писатель,1983. 232 с.

152. Липин С.А. Сквозь призму чувств. -М.: Советский писатель, 1978. 288 с.

153. Литвинов В. Характер это судьба. -М.: Советский писатель, 1976. - 324 с.

154. Литература и современность. Сб. 19. Статьи о литературе 1981. М.: Художественная литература, 1982. - 451 с. Литература и фольклор. - М.: Знание, 1981. - 84 с. Литературное наследство. Т. 70. Горький и советские писатели.

155. Неизданная переписка. М.: изд. АН СССР, 1963.

156. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. Изд. 2-е, доп. Л.: Художественная литература, 1971. - 414 с.

157. Лихачев Д.С. Искусство памяти и память искусства. Литературная газета, 1982, 15 декабря.

158. Лихачев Д.С. Литература реальность - литература. - Л.: Советский писатель, 1984. - 272 с.

159. Лосев А.Ф. Проблемы символа и реалистическое искусство. -М.: Искусство, 1976. 367 с.

160. Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф. М.: МГУ, 1982. - 480 с.

161. Лось В.А. Человек и природа. Социально-философские аспекты экологических проблем. -М.: Политиздат, 1978. 224 с.

162. Лукин Ю.А. Идеология и художественная культура. М.: Искусство, 1982. - 247 с.

163. Марков Д. Проблемы теории социалистического реализма. М.: Художественная литература, 1978. - 413 с.

164. Марченко А. Стал он кликать золотую рыбку. Новый мир,1977, В I, с. 253-257.

165. Масеев A.M. Сущность и роль конфликта в искусстве. В кн.: Проблемы эстетики.- М.: изд. АН СССР, 1958. - 171 с.

166. Мастера советского искусства о пейзаже. -М.: Изд. Академии художеств, 1963. 151 с.

167. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М.: Наука, 1976. - 407 с.

168. Методологические вопросы науки о литературе. Л.: Наука, 1984. - 254 с.

169. Метченко А. Зрелость. Литературная газета, 1979, 21 марта.

170. Метченко А.И., Бугров Б.С., Герасименко А.П. и. др. Современная советская литература. 70-е годы. Актуальные проблемы.- 203 -M.: изд. МГУ, 1983. 231 о.

171. Мораль развитого социализма. -М.:. Мысль, 1976. 287 с.

172. Национальное и интернациональное в советской литературе. -М.: Наука, 1971. 518 с.

173. Нефагина Г.Л. Конфликт и характер в драматической повести.- Вестник Белорусского ун-та, серия 4, филология ., 1978, В I, с. 17-21.

174. Неизбежность гармонии /диалог Ч.Айтматова и Л.Новиченко/.-Литературная газета, 1973, I января.

175. Новиков В. Советская литература на современном этапе. М.: Художественная литература, 1981. - 191 с.

176. Новиченко Л.Н. Социализм человек - природа как поэтическая тема современной литературы. - В кн.: Контекст. - 1973.- М.: Наука, 1974, с. 231-251.

177. Новиченко Л.Н. Украинский советский роман. Киев: Наукова думка, 1976 /на упр. языке/. - 132 с.

178. Обсуждение прозы В.Распутина. Вопросы литературы, 1977, гё 2, с. 3-81.

179. Овчаренко А.И. Социалистическая литература и современный литературный процесс. М.: Современник, 1975. - 623 с.

180. Овчаренко А.И. Новые герои новые пути: от М.Горького до В.Шукшина. - М.: Современник, 1977. - 479 с.

181. Озеров В.My Коммунист наших дней в жизни и литературе. Литературно-критические и публицистические очерки. М.: Художественная литература, 1976. - 301 с.

182. О красоте природы о красоте человека / обсуждение книги В.Астафьева "Царь-рыба". В кн.: Литература и современность. 1976-1977. - М.: Художественная литература, 1978, с.308-331.- 204

183. Оскоцкий В. Не слишком ли долгое это прощание? Вопросы литературы, 1977, JS 2, с. 34-48.

184. Палиевский П.В. Постановка проблемы стиля. В кн.: Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении, кн. 3. - М.: Наука, 1965.

185. Панкин Б.Д. Строгая литература. М.: Советский писатель, 1982. - 389 с.

186. Панченко И.Г. Вопрошая прошлое заглянуть в будущее - Вопросы литературы, 1983, № 5, с. 83-109.

187. Паустовский К. Социалистический пейзаж. Литературная газета, 1934, 6 июня.

188. Перцовский B.C. Покоряясь течению. 0 своеобразии конфликта в современной прозе. В кн.: Литература и современность:. Статьи о литературе 1979-1980 годов. - М.: Художественная литература, 1981, с. 353-388.

189. Погрибный А. Приметы, которым веришь.-Литературное обозрение, 1981, В 3, с. 19-22.

190. Погрибный А.Г. Художественный конфликт и развитие современной советской прозы. Киев: Выща школа, 1981. - 199 с.

191. Подгаецкая И.М. Историзм лирики и художественные поиски современной поэзии. В кн.: Концепция личности в литературе развитого социализма. - Ереван, изд. AM АрмССР, 1980.371 с.

192. Помазнева В. Разговор о теме дня. Встреча с Леонидом Леоновым. Литературная газета, 1980, 27 августа.

193. Пошатаева A.B. Человек и природа. В сб.: Живое единство.- М.: Советский писатель, 1974. 370 с.

194. Пошатаева A.B. Концепция человека и мир современной природы.- В кн.: Художественные искания современной советской многонациональной литературы. Кишинев; Штиинца, 1976, с. 303310.

195. Разрушение природной среды /экологический кризис империализма/. -М.: Экономика, 1981. 255 с.

196. Распутин В.Г. Быть самим собой. Вопросы литературы, 1976, № 9, с. 142-150.

197. Распутин В. Не мог не проститься с Матерой. Литературная газета, 1977, 16 марта.

198. Салынский 0. Дом и дороги. Вопросы литературы, 1977, № 2, с. 3434.

199. Селезнев Ю. Земля или территория? Вопросы литературы, 1977, ß 2, с. 49-63.

200. Селезнев Ю. В предверии героя. Москва, 1977, №8, с.211-214.

201. Селезнев Ю. Мысль чувствующая, живая. -М.: Современник, 1982. 336 с.

202. Сидоров Е.Ю. Время, писатель, стиль. 0 советской прозе наших дней. М.: Советский писатель, 1983. - 320 с.

203. Сластенина Е.С. Экологическое образование в подготовке учителя: Вопросы теории и практики. М.: Педагогика, 1984. -104 с.

204. Слюсарь A.A. 0 человеке и природе в современной прозе. В сб.: Вопросы литературы народов СССР. - Киев - Одесса, 1979,с. 60-68.

205. Смирнов Г.Л. Советский человек. Формирование социалистического типа личности. -М.: Политиздат, 1971. 376 с.

206. Современная русская советская повесть. Л.: Наука, 1975.- 264 с.

207. Современная советская литература в духовной жизни общества развитого социализма. -М.: Наука, 1980. 384 с.215; Современный литературный процесс и критика. М.: Мысль, 1976. - 294 с.

208. Современный советский роман. Философские аспекты. Л.: Наука, 1979. - 262 с.

209. Социалистическим образ жизни и развитие советской литературы. М.: Наука, 1983. - 335 с.

210. Социалистический реализм на современном этапе его развития.- М.: Наука, 1977. 445 с.

211. Стеблин-Каменекий М.И. Миф. Л.: Наука, 1976. - 144 с.

212. Социальные проблемы экологии и современность. М.: Наука, 1978. - 245 с.

213. Степанидин Г. Физиономия хищника. Октябрь, 1973, J& 6, с. 212-215.

214. Сурганов B.C. Человек на земле. Историко-литературный очерк.- М.: Советский писатель, 1981. 624 с.

215. Суровцев Ю.И. Необходимость диалектики / к методологии изучения интернационального единства советской литературы/. -М.: Художественная литература, 1982. 535 с.

216. Сучков Б.А. Исторические судьбы реализма. Размышления о творческом методе. М.: Советский писатель, 1977. - 526 с.

217. Съезд писателей СССР, 6-й. Москва. 1976. Стенографический отчет. -М.: Советский писатель. 1978. 696 с.- 207

218. Съезд писателей СССР. 7-й. Москва. 1981. Стенографический отчет. М.: Советский писатель, 1983. - 607 с.

219. Тендитник Н.С. Ответственность таланта /0 творчестве В.Распутина/и Иркутск: Восточно-Сиб. кн. изд., 1978. III с.

220. Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. Изд. 5-е. М. : Просвещение, 1976. - 448 с.

221. Тимофеева В.В. Пути художественного исследования личности /из опыта советокой литературы/. Л.: Наука, 1975. - 192 с.

222. Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений в 90 томах. М.: ГИХЛ, 1928-1959, т. 46.

223. Трефилова Г.П. Время выбора. Вопросы литературы, 1981, В 12, с. 7-48.

224. Трефилова Г.П. Человек и природа. В кн.: Социалистический образ жизни и развитие советской литературы. -*М.: Наука, 1983, с. 288-314.

225. Тугаринов В.П. Природа, цивилизация, человек. Л.: изд. ЛГУ, 1978. - 128 с.

226. Фащенко В.В. Характеры и ситуации: Статьи. М.: Советский писатель, 1982. - 263 с.

227. Федоров Е.К. Экологический кризис и социалистический прогресс.- Л.: Гидрометеоиздат, 1977. 171 с.

228. Федоров С. Сберечь природу для людей. Правда, 16 февраля.

229. Философские проблемы глобальной экологии. М.: Наука, 1983. - 352 с.

230. Финицкая з. а Пальму все же пристрелили. Дружба народов, 1974, J®3, с. 277-280.

231. Фанк Л. Так что же надо и не надо человеку. Сибирские огни, 1975, J£ 3, с. 154-162.

232. Фридлендер Г.К. К.Маркс и Ф.Энгельс и вопросы литературы.

233. М.: Худокественная литература, 1968. 606 с.

234. Хайлов А.И. Духовный рост личности. В кн.: Социалистический образ жизни и развитие советской литературы. - М.: Наука, 1983, с. 200-231.

235. Храпченко М.Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. Изд. 3-е. М.: Советский писатель, 1975. -408 с.

236. Храпченко М.Б. Художественное творчество, действительность, человек. Изд. 3-е. М.: Советский писатель, 1982. - 410 с.

237. Храпченко М.Б. Горизонты художественного образа. М. Художественная литература, 1982. - 334 с.

238. Человек и природа. Сб. статей. М.: Наука, 1980. - 256 с.

239. Черная Н.И. Реалистическая условность в современной советской прозе. •- Киев: Наукова думка, 1979. 192 с.

240. Шамота Н.З. Гуманизм и социалистический реализм. Киев:• Радянськнй пысьменнык/ на укр. яз./, 1976. - 283 с.

241. Шапошников В. Хори и Калинычи XX века. Сибирские огни, 1975, .& 2, с. 164-180.

242. Шапошников В.Н. Валентин Распутин. Новосибирск, Зап.-Сиб. кн. изд., 1978. 67 с.

243. Шаталова Л.М. Человек и природа в современной советской прозе. Кишинев: Штиинца, 1980. - 84 с.

244. Шкловский В.Б. Жанры и разрешение конфликтов. Вопросы литературы, 1965, $ 8, с. 5-11.

245. Щербина В.Р. Наш современник. Концепция человека в литературе XX столетия. -М.: Советский писатель, 1964. 581 с.

246. Щукшин В.М. На одном дыхании. Новый мир, 1972, № II, с.271-273.

247. Эпштейн М., Юкина Е. Мир и человек. Новый мир, 1981, JS 4,с. 236-249.

248. Яковлева Н.Б. Социалистическая концепция личности в современном романе. В кн.: Герой художественной прозы. Социалистические страны Европы. - М.: Наука, 1973.

249. Яновский H.H. Виктор Астафьев. М.: Советский писатель, 1982. - 271 с.