автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Социальные параметры этничности

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Скаковская, Екатерина Леонидовна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Волгоград
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Социальные параметры этничности'

Текст диссертации на тему "Социальные параметры этничности"

<57 34 -У/МО -6

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВОЛГОГРАДСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ

На правах рукописи

СКАКОВСКАЯ ЕКАТЕРИНА ЛЕОНИДОВНА

СОЦИАЛЬНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ЭТНИЧНОСТИ

Специальность 09.00.11. - социальная философия

Диссертация

на соискание ученой степени кандидата философских наук

ВОЛГОГРАД 1999

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.................................................. 3-9

Глава 1. ЭТНИЧНОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН. .. . 10-33

1. Междисциплинарные связи в изучении этносов: необходимость социально-философского подхода........10-19

2. Государство - нация - этничность......................20-33

Глава 2. ЭТНИЧНОСТЬ КАК ПРЕДМЕТ

ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА......................34-69

1. Сущность этничности................................34-51

2. Роль языка в формировании этничности................52-69

Глава 3. ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ

СУЩЕСТВОВАНИЯ ЭТНИЧНОСТИ ...............70-107

1. Этничность: специфика формирования русского национального характера............................ 70-94

2. Этническая унификация как признак антропологического кризиса.........................95-107

Заключение.............................................. 108-113

Библиография............................................ 114-127

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Существует множество толкований причин и сущности межнациональных противоречий в современном мире. Но складывается впечатление, что теоретические изыскания весьма незначительно влияют на изменение ситуации к лучшему. А для России в состоянии нынешнего системного кризиса вообще требуются нетрадиционные подходы к этнической составляющей социума, как нетрадиционно и все, что происходит в этой стране.

Однако, некоторая атипичность российского развития не отрицает наличия общих закономерностей национального развития, присущих и нашему обществу. Первой такой закономерностью является обострение межнациональных противоречий. Оно характерно в наши дни как для стабильных обществ (Бельгия - фламандцы и валлоны, Канада - проблема Квебека, Испания - каталонцы, баски, Великобритания - не только Ольстер, но и растущий сепаратизм Шотландии и Уэльса), так и для развивающихся стран (Латинская Америка, Африка). Можно утверждать, что этнический фактор в той или иной форме присутствует во всех социальных катаклизмах конца XX века.

Общей чертой проявления этого фактора является то, что рост национального самосознания как реакция на процессы глобальной унификации и стандартизации привел к взрыву этничности. На фоне объективных процессов создания единого мирового информационного, экономического, культурного пространства каждый народ стремится - подсознательно или осознанно - сохранить свою самобытность вопреки ее размыванию. Это сопротивление вполне объяснимо психологически: любой человек, являясь носителем в обществе какой-либо роли или статуса, тем не менее хочет остаться самим собой, сохранить свою индивидуальность. Также и этнос сопротивляется своему растворению, о чем,

кстати, свидетельствует и неудачный опыт формирования советского "надэтнического" народа. Попытка была, конечно, очень интересной, но, на наш взгляд, преждевременной.

Проблема сохранения этничности остается одной из самых серьезных из тех, что возьмет с собой человечество в XXI век, поскольку оформление своей национальной идентичности необходимо как в культурном, так и в политическом отношении каждому народу и, прежде всего, русскому. Потеряв СССР, русские, в определенном смысле, потеряли родину, которую сейчас мучительно пытаются вновь обрести.

Все сказанное свидетельствует о том, что анализ национальных процессов в современном мире может и должен в большей степени, чем сейчас, учитывать личностный фактор. "Расколотое" сознание опасно и для человека, и для народа в целом, поэтому этнос на уровне коллективного бессознательного воспроизводит извечный комплекс поведенческих реакций и чувств, которые уже прежде в сходной ситуации спасали его от психологической деструкции. Эта система интериоризируется личностью и актуализируется в ее повседневной деятельности.

В условиях системного кризиса именно этничность, являясь характеристикой личности, состоящей в ощущении и переживании собственной принадлежности к определенной этнической группе, восприятием себя представителем конкретного народа, выполняет важную защитную функцию. Неизменность этнического, проявляясь на обыденном уровне, составляет постоянную основу существования личности. При этом социальная сущность этнической принадлежности возводит ее до мировоззренческого ориентира в кризисные периоды жизни общества. Принадлежность к этносу фиксирует как биологическую, так и социальную принадлежность индивида. И, несмотря на то, что кроме этнических существует масса других групп и отношений, влияющих на статус личности, этнические характеристики остаются их инвариантом.

Найти себя в постоянно меняющемся мире, ощутить свою этническую принадлежность, избежать обезличивания, внутреннего распада, научиться идентифицировать себя со своей социальной группой, подчеркнуть свою индивидуальность в условиях универсализации бытия, избежать этнической унификации - вот комплекс индивидуальных проблем, которые невозможно решить без обращения к теоретическим аспектам этничности. Целостное научное представление о сущности эт-ничности, формах проявления и перспективах ее существования, социальной роли этничности в структурировании нации, в вопросах взаимоотношения нации и государства, морали и власти, рассмотрение этничности как фактора предотвращения межнациональных конфликтов - все эти вопросы могут и должны рассматриваться в предметном поле социальной философии.

Степень разработанности проблемы. Проблема этничности всегда вызывала пристальное внимание ученых, но особенностью подобных исследований, как правило, являлось то, что они носили дескриптивный характер, само понятие не рассматривалось, а порой даже прямо заменялось понятиями "национальный характер", "этническая самоидентификация" и т.д., которые, как мы покажем ниже, отражают лишь разные стороны этничности, не исчерпывая ее саму.

Необходимость междисциплинарного подхода в изучении этничности вызвало потребность уточнения понятийного аппарата трех смежных дисциплин, на основе которых проводилось данное исследование: социальной психологии (Ф.Знанецкий, У.Томас, Т.Парсонс, А.Бороноев, И.Смирнов и др.), этносоциологии (П.Ван дер Берге, А.Инкельс, Х.Фрайда, А.Кардинер, Р.Линтон, С.Либерзон и др.), этнополитологии (Р.Абдулатипов, А.Здравомыслов, В.Тишков, Э.Паин, Дж.Ротшильд и др.). В работах этих авторов представлены различные подходы к этничности, хотя ни один из них не дает ее определения.

Этнополитология как довольно молодая дисциплина, только отрабатывает свой понятийный аппарат, поэтому методологические аспекты проблемы взаимоотношения личности, нации и государства с большей очевидностью обнаруживаются в трудах Э.Гэлнера, М.Вебера и П.Сорокина. В то же время мы не считаем обоснованной точку зрения последнего по поводу отсутствия национальности как единого социального элемента. Этничность без нации на стадии машинного производства невозможна.

Учитывая активный интерес к проблеме русской этничности, вполне объяснимый теми процессами, о которых говорилось выше, мы постоянно обращались в работе к исследованиям отечественных философов, социологов, психологов и этнологов, таких как: Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Кондратьев B.C., Сусколов A.A., Кантор K.M., Мар-карян Э.С., Седова H.H., СерцоваИ.М., Доронченков В.А., Козлов А.Ф., Бромлей Ю.В. и др. В работах этих ученых рассмотрены вопросы становления и существования русского этноса в контексте мировой этнической истории, но для нас они представляют интерес выраженным личностным подходом к проблеме.

Однако, вопросы русской этничности могут быть рассмотрены только в контексте традиций отечественной философии, поэтому очень актуальны и методологически бесценны, на наш взгляд, в этом вопросе идеи Н.Бердяева, В.Ключевского, Д.Лихачева, Л.Гумилева, И.Ильина, С. и В.Соловьевых.

Цели и задачи исследования. Основная цель исследования - определить социальные параметры этничности как интегративного целого и проанализировать ее значение для современной социальной ситуации в России. Данная цель реализуется в решении следующих задач:

• обосновать необходимость социально-философского подхода в анализе этничности;

• эксплицировать сущность этничности;

• определить функции этничности во взаимоотношениях нации и государства;

• исследовать функцию языка как системообразующего компонента этничности;

• рассмотреть специфику формирования русского национального характера как составной части этничности;

• прогнозировать перспективы существования этничности в условиях техногенной цивилизации.

Научная новизна исследования состоит в том, что этничность впервые рассмотрена как категория социальной философии, что позволило дать интерпретацию соответствующему феномену и предложить прогноз его дальнейшего развития. В результате исследования получены выводы, выносимые на защиту:

• Этничность есть персонифицированное интегративное единство всех признаков этноса. Являясь сущностной характеристикой личности, она проявляется на всех уровнях жизнедеятельности последней и, соответственно, может быть предметом рассмотрения различных наук, но осмысление ее именно как интегративного единства возможно только в терминах социальной философии.

• Этничность играет важную роль в структурировании нации и в ее взаимоотношениях с государством, что позволяет рассматривать ее как фактор предотвращения или, наоборот, возбуждения национальных конфликтов.

• Хотя сущность этничности заключается в аккумуляции всех без исключения этнических признаков в индивидууме, но их ценностное распределение и, следовательно, реализация в социальной деятельности, зависит от установок самой личности.

• Системообразующим фактором формирования и проявления эт-ничности выступает язык, в котором синтезирована биосоциальная сущность человека этнического. Размывание или утрата языка означают утрату личностью собственных этнических черт.

• Психо-эмоциональной основой этничности и ее составной частью является национальный характер. Инварианты национального характера неосознанно воспроизводятся из поколения в поколение благодаря этно-исторической преемственности, трансмиссии не только ритуалов, обычаев, образа жизни, темперамента, но и исторической памятью народа.

• Особенности русского национального характера достаточно хорошо изучены, в то время как особенности русской этничности пока изучены недостаточно, что является одним из факторов, препятствующих ее формированию.

• Объективные закономерности научно-технического прогресса -унификация, стандартизация, универсализация языковых форм, создание наднационального информационного и вненационального экономического пространств - могут привести к элиминированию этничности как свойства личности.

Методологической основой диссертационного исследования являются концепции отечественной социальной философии. Автор опирался также на труды специалистов в области этнологии, психологии, политологии и социологии. Методы исследования - диалектический, исторический, при анализе этнических процессов использован системный подход.

Теоретическое и практическое значение диссертации заключается в том, что выводы исследования синтезируют общетеоретический и конкретно-исторический подход к проблеме. Материалы и выводы исследования могут быть использованы в вопросах социального управления, прогнозировании развития межнациональных отношений, а также в

учебных курсах этнологии, культурологии, социальной психологии, эт-нополитики.

Апробация работы. Материалы и выводы исследования обсуждались на межвузовских конференциях молодых ученых (Волгоград, 1996, 1997 г.г.), на межрегиональных научно-практических конференциях (Волгоград, 1998 г.). По материалам исследования опубликовано 4 научных статьи.

Структура работы. Диссертация состоит из Введения, трех глав и Заключения. Список использованной литературы включает 190 наименований. Объем исследования 127 страниц.

Глава 1. ЭТНИЧНОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН.

1.1. Междисциплинарные связи в изучении этносов: необходимость социально-философского подхода.

Комплекс этносоциальных наук в отличие от "классической" науки этнографии еще находится на стадии формирования и уточнения собственного понятийного аппарата, поэтому необходимо обозначить содержание тех смежных дисциплин, на базе которых возможно проведение исследования по проблемам этничности.

К таким дисциплинам следует отнести, в первую очередь, этносо-циологию. Этносоциология - это специальная социологическая теория, изучающая механизмы социальных и этнических явлений в их органическом единстве и взаимодействии. Ее возникновение в XX веке на стыке этнографии и социологии было обусловлено процессом индустриализации и урбанизации: стало очевидно, что в современном обществе, обладающем сложной дифференциацией, судить об этнических процессах по этносу в целом не только невозможно, но и некорректно.

Первым этносоциологическим исследованием принято считать работу У.Томаса и Ф.Знанецкого (1916 г.), посвященную изучению положения польских эмигрантов в Америке. Для реализации своего замысла авторы впервые в социологии использовали массовые документальные источники как личностного характера (переписка эмигрантов с родными, оставшимися в Польше, дневники, автобиографии и т.п.), так и официального (архивы эмигрантских газет и церковных приходов, судебные дела).

В настоящее время этносоциальные исследования за рубежом ведутся, в основном, в рамках социальной психологии (Т.Парсонс,

П.Л.Ван дер Берге, А.Инкельс, А.Кардинер, Р.Линтон, С.Либерзон и др. [1]) и культуроантропологии (К.Гирц, С.Нанда [2]).

Одно из направлений этносоциологии изучает, главным образом, социальную обусловленность традиционной культуры, освоение культурных ценностей в полинациональной среде, в частности, проявление таких аспектов этничности, как национально-смешанные браки, двуязычие и т.п. Советская этносоциология до недавнего времени развивалась именно в этом ключе, причем постоянно акцентировалась интернационализация всех этнокультурных процессов и явлений.

В СССР начало этносоциологии положили в середине 60-х гг. исследования в Прибалтике (процесс интернационализации быта и культуры населения), в Узбекистане (интернациональное воспитание молодежи), в Грузии (межнациональные контакты на промышленных предприятиях), в Таджикистане (смешанные браки).

Первое, в целом репрезентативное для основных социальных групп городского населения исследование было проведено в конце 60-х гг. в Татарии сектором конкретных социологических исследований Института этнографии АН СССР, материалы которого легли в основу монографии "Социальное и национальное" (М., 1973). В 70-е гг. те же специалисты осуществили проект "Оптимизация социально-культурных условий развития и сближения наций в СССР" на материалах Молдавской, Узбекской, Эстонской ССР и Российской Федерации [3].

Характерно, что в этот период практически вне поля зрения специальных изысканий остался наиболее крупный в количественном отношении народ СССР - русские, что вполне соответствовало его "особому" статусу в Союзном государстве. Лишь в 1992 году практически одновременно вышли в свет коллективная монография авторов Института этнологии им. Миклухо-Маклая "Русские: этносоциологические очерки" и работа двух петербургских ученых А.О.Бороноева и П.И.Смирнова

"Россия и русские: характер народа и судьба страны", пробившие первую брешь в атмосфере единодушного умолчания о специфических особенностях крупнейшего европейского народа.

Другое направление, удаляясь от социологии культуры и примыкая скорее к общесоциологической теории, фокусирует свое внимание на анализе воздействия фактора этничности как на частные социальные процессы (социальную мобильность, миграцию, урбанизированность и т.п.), так и общесоциальные - стабильность и динамику социальных систем и институтов, конфликтность и т.п. До середины 80-х гг. этот аспект этносоциологического знания оставался в тени внимания отечественной науки, ибо сильны были стереотипы о якобы бесконфликтности советского общества, о стирании национальных различий и формировании новой исторической общности - советского народа.

Однако сегодня, в условиях, сложившихся после распада СССР, центробежных тенденций практически во всех постсоветских государствах и эскалации межнациональных конфликтов именно это направление этносоциологии выходит на первый план, до вре�