автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему: Социальные практики лондонских приходов конца XVI - начала XVIII веков в контексте государственной политики и муниципального управления
Полный текст автореферата диссертации по теме "Социальные практики лондонских приходов конца XVI - начала XVIII веков в контексте государственной политики и муниципального управления"
На правах рукописи
СОКОЛОВА Татьяна Викторовна
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ ЛОНДОНСКИХ ПРИХОДОВ КОНЦА XVI - НАЧАЛА XVIII ВЕКОВ В КОНТЕКСТЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
специальность: 07.00.03 - всеобщая история (новая и новейшая история)
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук
Иваново-2014
005568848
Работа выполнена в ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет»
Научный руководитель:
Официальные оппоненты
доктор исторических наук, профессор Евсеев Владимир Александрович
Винокурова Марина Владимировна,
доктор исторических наук, ФГБУН Институт всеобщей истории РАН, Отдел западноевропейского Средневековья и раннего Нового времени, ведущий научный сотрудник,
Гусева Марина Александровна, кандидат исторических наук, доцент, ФГБОУ ВПО "Ивановская государственная сельскохозяйственная академия имени академика Д.К. Беляева", кафедра гуманитарных и социальных дисциплин
Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина».
Защита состоится 27 марта 2015 года в 9-30 минут на заседании диссертационного совета Д 212.062.02 при ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет» по адресу: 153025, г. Иваново, ул. Тимирязева, д. 5, ауд. 409.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет» и на сайте ivanovo.ac.ru/ru/science/attestation-science
Автореферат разослан «/'/» ¡рс&рол^ 2015 г.
Ученый секретарь диссертационного совета д-р исторических наук, профессор
Полывянный Дмитрий Игоревич
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Научная актуальность темы данного исследования состоит в том, что развитие социальной сферы оказывает определяющее влияние на повседневную жизнь, особенно, городского населения. Эта проблема стала все больше проявляться с началом Нового времени. В частности, вопросы оказания социальной помощи в значительной степени обострились в бурно растущем Лондоне в эпоху раннего Нового времени. Английская столица к 1700 г. оказалась самым крупным городом в Европе. В этот период решение социальных вопросов легло на администрацию лондонских приходов, которые являлись первой инстанцией, куда могли обратиться за помощью горожане. Соответственно, именно на приходском уровне решалось большинство бытовых вопросов, из которых состояла жизнь простых англичан.
Сегодня Великобритания позиционирует себя как государство всеобщего благосостояния (welfare state), что предполагает акцентированное внимание на развитии социальной сферы. Особенностью британской модели является то, что в реализации социальной полигики наряду с центральными властями, как и прежде, существенную роль играют муниципальные власти разного уровня, от советов графств до местных приходских советов.
Актуальность темы также обусловлена характерным для современной России внутриполитическим курсом на реформирование социальной сферы, согласно которому решение многих социальных проблем переходит из ведения федеральных органов власти на муниципальный уровень. Материалы исследования могут быть полезны для политиков и общественных деятелей как пример возможной организации социальной политики на местном (муниципальном) уровне. Кроме того, в современной России стала весьма популярной благотворительная деятельность в различных ее проявлениях. Английские благотворители XVII века могут послужить достойным примером того, как именно общество, а не государство, может содействовать развитию социальной сферы.
Объектом исследования является развитие социальной сферы в Лондоне в Новое время.
Предмет исследования - социальные практики лондонских приходов конца XVI - начала XVIII веков.
Региональные рамки исследования охватывают Большой Лондон. Кроме Лондонского Сити, он включает в себя Вестминстер, Саутуарк и территории близлежащих графств - Мидлсекс, Суррей, Эссекс. По некоторым социальным вопросам Лондон имел тесные контакты с соседним графством Хартфордшир, поэтому оно также было включено в географические рамки работы.
Хронологически рамки исследования охватывают период с конца XVI до начала XVIII вв. Нижняя временная граница обусловлена тем, что в 1590-е годы Елизаветой I были приняты статуты, ставшие основой будущего Закона о бедных 1601 года, согласно которому в призрении бедных приходы играли ведущую роль. Верхняя граница - начало XVIII века. Еще в 1696 году Парламент принял акт о создании работного дома в Бристоле. В начале XVIII века в городах Англии стали появляться подобные учреждения, исполнявшие функции сиротских приютов, домов для престарелых и исправительных домов. В 1723 году был принят Закон, предписывавший повсеместное создание приходских работных домов. Соответственно, с конца XVII века произошло перераспределение функций между приходами и государством, контролировавшим работные дома. В XVIII веке именно работные дома играли ведущую роль в вопросах социальной сферы.
Степень изученности проблемы
Рассматриваемая тема находится на пересечении нескольких направлений исторической науки: историческая урбанистика, локальная история, социальная история, история повседневности.
Во второй половине ХГХ-начале XX вв. в связи активной государственной деятельностью по реформированию социальной сферы российские ученые обратились к изучению европейского опыта, в том числе и английского. Данная проблематика являлась центральной в трудах А.И. Васильчикова, В.А. Гагена, П.И. Георгиевского1. Упоминания о богоугодных заведениях можно найти
1 Васильчиков А.И. О самоуправлении. Сравнительный обзор русских и ино-
странных земских и общественных учреждений / Васильчиков, А.И. Русское
самоуправление. М., 2013; Гаген ВА. Право бедного на призрение. Т. 1. История и современное положение законодательства об обязательном призрении
4
в книге российского историка К. А. Иванова «Средневековый город и его обитатели»1.
В советский период в издававшихся научных трудах основной акцент был сделан на социально-экономических и социально-политических вопросах истории средневекового города. Основные идеи, выдвинутые советскими историками-урбанистами, были подробно рассмотрены и изложены в диссертации Афо-нюшкиной Е.В.2
Касательно вопросов становления и развития социальной инфраструктуры в Англии основной акцент был смещен в сторону изучения проблемы бедности и положения народных низов. Тюдоровские законы о бедных изучали В.Ф. Семенов и В.В. Штокмар . Положение бедняков в Англии, деятельность работных домов и государственная система мер помощи нуждающимся стали центральной темой исследований Н.М. Мещеряковой4.
В советский период в изучении проблем развития образования и здравоохранения превалировали теоретические аспекты. Их разработкой преимущественно занимались советские педагоги и историки медицины: В.П. Лапчинская, К.И. Салимова, Ф.Р. Бородулин, В.Н. Терновский. Ученые детально проанализировали идеи мыслителей прошлого (Т. Мора, Дж. Локка, Ф. Бэкона, У. Гарвея), но уделили меньше внимания изучению реального положения дел в данных социальных сферах5.
бедных в Германии, Франции и Англии. СПб., 1907; Георгиевский П.И. Призрение бедных и благотворительность. СПб., 1894.
1 Иванов, К.А. Средневековый город и его обитатели. СПб., 1900.
Афонюшкина, Е.В. Изучение английского средневекового города в отечественной историографии: автореф. дис. ... канд. ист. наук: 07.00.09: Воронеж 2012.
3 Семенов В.Ф. Пауперизм в Англии XVI века и законодательство Тюдоров по вопросу о пауперах // Средние века. М., 1953. Вып. 4. С. 209-224; Штокмар В.В. Кровавое законодательство Тюдоров против обезземеленных масс Англии // Ученые записки ЛГУ. Т. 130. Вып. 18. Л., 1951. С. 185-206.
Мещерякова, Н.М. Пролетариат Англии в процессе формирования (первая половина XVIIIb.). М., 1979; Она же. Работные дома в Англии первой половины XVIII в. // Проблемы Британской истории. М., 1972. С. 224-251.
Западноевропейская средневековая школа и педагогическая мысль: (Исслед. и материалы) Сб. науч. тр. / АПН СССР, НИИ общ. педагогики. М., 1990; Лапчинская В.П., Таршис Е.К. Народное образование в Англии (краткий исторический
5
Для постсоветского периода была характерна так называемая «смена вех» в исторической науке, что предполагало выдвижение на первый план новых, малоизученных проблем. Одним из шагов по заполнению имеющихся исторических пробелов стала подготовка и публикация четырехтомного коллективного труда «Город в средневековой цивилизации Западной Европы»1. В издании отчетливо прослеживается и заинтересованность урбанистов в изучении социальной истории, данной проблематике посвящены статьи Е.Е. Бергер и А.Л. Ястребицкой2.
Вопросы развития социальной сферы в английских городах активно разрабатываются представителями саратовской исторической школы. Сферой научных интересов Черновой Л.Н. стали различные аспекты жизни представителей лондонской элиты, в том числе и их благотворительная деятельность3. Изучением повседневности, экономической и политической жизни горожан занимается Мосолкина Т.В. В некоторых публикациях она затрагивает и вопросы сферы здравоохранения и социальной гигиены4.
Проблема бедности в Англии также остается в центре внимания историков. Работы Саламантовой О.В. посвящены системе государственных и муниципальных мер по борьбе с проблемой
очерк). В сб.: Вопросы сравнительной педагогики. М„ 1975. С. 3-54; Салимова К.И. История трудового обучения в Англии (от Томаса Мора до наших дней). М., 1967; Бородулин Ф.Р. История медицины. Избранные лекции. М., 1961; Терновский В.Н. Медицина эпохи Возрождения и ее изучение в Советском Союзе. М., 1954.
Город в средневековой цивилизации Западной Европы в 4Т. / отв. ред. А.А Сванидзе. М., 1999-2000.
Бергер Е.Е. «Черная смерть» и демографический кризис ХГУ-ХУ веков // Город... Т. 1, С. 195-198; Она же. В больницах и лепрозориях // Город... Т. 2, С. 317-319; Ястребицкая А.Л. «Низшие социальные слои». Бедность и бедняки II Город... Т. 2, С. 294-317.
Чернова Л.Н. Правящая элита Лондона Х1У-ХУ1 веков: олдермены в контексте экономической, социальной и политической практики. Саратов, 2005; Она же. Благотворительная деятельность лондонского купечества Х1У-ХУ вв. // Благотворительность и милосердие. Межвуз. сб. науч. тр. Саратов, 1997. С. 155-168.
Мосолкина Т.В. Болезни и медицина в английском городе XVII века// Новая и новейшая история, Вып. 22. Саратов, 2007. С. 44-53; Она же. Город как среда обитания человека: Лондон во второй половине XVII века // Новая и новейшая история, Вып. 23. Саратов, 2008. С. 71-79.
бедности в период правления Тюдоров и Стюартов1. Отношение современников к беднякам стало объектом исследования Барло-вой Ю.В.2 Винокурова М.В. на основе Регистрационных книг паспортов бродяг и нищих изучила проблему бродяжничества в городах Юга-Запада Англии на рубеже ХУ1-ХУН вв.3
Английский город стал предметом многолетних исследований В.А. Евсеева4. Неоднократно ученый обращался и к социальным проблемам истории городов. В том числе историк изучил специфику развития школьного и университетского образования в эпоху Тюдоров.
Исследования Т.Л. Лабутиной позволили по-новому посмотреть на такую проблему, как допуск женщин к процессу обучения в эпоху Нового времени5. Историк рассмотрела образование, как представительниц высших слоев, так и простолюдинок.
Таким образом, можно отметить, что тема развития социальной сферы в Англии никогда не оставалась без внимания отечественных историков. Тем не менее, остается еще немало вопросов, требующих исследования.
1 Саламатова, О.В. Настраивая «каналы коммуникации»: Тайный совет и проблема эффективности законодательства о бедных на местах, конец XVI в.- 1640 г. // Британские исследования. Выпуск IV. Сборник статей. СПб., 2014. С. 302316; Она же. На пути к «реформе нравов»: проблемы бедности и морали в теории и практике английского государства конца XVI — начала XVII в. //Вестник СпбГУ. Сер. 2. 2010. Вып. 2. С. 84-92.
~ Барлова, Ю.В. «Кто у нас беден, тот не достоин лучшей доли»? Бедность и бедные в восприятиях англичан в новое время //Преподавание истории в школе. 2008. № 8. С. 27-33; Она же. Бедность, нужда и пауперизм в общественно-политическом дискурсе Англии конца XVIII - 1 половины XIX века. //Юбилейный сборник к 70-летию исторического факультета УрГУ. Екатеринбург, 2008. С. 585-588.
3 Винокурова М.В. Нищие в малых городах Юго-Западной Англии ХУЮО/П вв. // Средние века, Вып. 59. М., 1997. С. 42-48.
4 Евсеев В.А. Английский город в Тюдоровскую эпоху: регионы и города. Иваново, 1995; Он же. Очерки по истории английского города раннего Нового времени. Иваново, 2010; Он же. Социально-экономическое развитие Лондона в XVI- XVII в. // Проблемы английской и валлийской истории в позднее средневековье. Арзамас, 1999.
5 ЛабутинаТ.Л. Воспитание и образование англичанки в XVII веке. СПб., 2001.
7
Зарубежная историография представлена работами англоязычных авторов, прежде всего, ученых Великобритании.
В начале XX века появляться первые труды по социальной и муниципальной истории. Особое внимание историки уделяли изучению Законодательства о бедных, что было обусловлено распространением в обществе социалистических идей. Данной теме были посвящены труды А. Эшби, С. и Б. Вебб, Д. Маршалл1.
В 1959 году вышел фундаментальный труд американского историка У.К. Джордана2. Книга представляет собой детальное исследование 10-ти графств, которое показало динамику изменений в благотворительном движении в Англии в ХУ-ХУП веках.
Начиная с 1980-х годов, стали регулярно выходить научные сборники по истории Лондона, центральной темой которых являлись социальные процессы3. Также исследователи обратились к изучению различных аспектов приходской жизни: границы и формы взаимодействия внутри приходского сообщества, положение женщин и представителей различных социальных групп, религиозная политика местных властей, экономические реалии и источники финансирования приходов, уровень жизни прихожан4.
Следующая группа исследований посвящена вопросам здравоохранения. Одной из проблем англичан в XVII веке продолжала оставаться чума. Изучению эпидемий чумы и их влияния на исторический процесс посвятили свои работы П. Слэк, Л.
Ashby A.W. One hundred Years of Poor Law Administration in a Warwickshire Village. Oxford, 1912; Webb S„ Webb B. English Poor Law. Pt. I. The Old Poor Law. L„ 1927; Marshall D. The English Poor in the Eighteenth Century. A study in Social and Administrative History. L., 1926.
2 Jordan W. K. 3. The charities of London 1480-1660. Hamden (Conn.), 1974.
Imagining Early Modern London. Perceptions and Portrayals of the City from Stow to Strype, 1598-1720 // ed. by Merritt J. F. Cambridge, 2001; Londinopolis, C. 1500 -C. 1750: Essays in the Cultural and Social History of Early Modern London // ed. by Griffiths P. Manchester, 2000; London 1500-1700: the making of the metropolis / ed by Beier A.L., Finlay R. L.; N.Y., 1986.
4 Boulton J. Neighbourhood and Society: A London Suburb in the Seventeenth Centu-
ry. Cambridge, 2005; French K.L, Gibbs G.G., Kilmin B.A. The Parish in English
Life, 1400-1600. Manchester, 1997; Pounds N. J. G. A History of the English Parish:
The Culture of Religion from Augustine to Victoria. Cambridge, 2000.
8
и Д. Мут, П. Уоллис1. Представители «социальной истории медицины» Р. Портер, Э. Уир, X. Ньютон, в своих работах рассмотрели влияние болезней на английское общество, соотношение между ортодоксальной и народной медициной, трансформации статуса доктора в обществе, специфику лечения детей, особенности организации медицинской помощи беднякам и т.д.2
Сюжеты, связанные с положением детей бедняков и сирот рассматриваются в работах X. Каннингема, А. Левин, К. Хейвуда, П. Крофорд и др.3 С детьми непосредственно перекликается тема образования. Исследования Дж. Лоусона и Дж. Саймон имеют обобщающий характер, охватывают значительные периоды времени и широкий спектр вопросов4. Дж. Лейн и С. Хиндцл сосредоточились на изучении проблемы ученичества5. Для нашего ис-исследования также стала полезной работа историка Манционе К., посвященная истории Госпиталя Христа - лондонской благотворительной школы6.
Проблема бедности и связанная с ней тема благотворительности являются на сегодняшний день одними из популярных в
Moote L.A., Moote D.C. The Great Plague: The Story of London's Most Deadly Year. Baltimore, 2008; Slack P. The impact of plague in Tudor and Stuart England. L.; Boston, 1985; Wallis P. Plagues, Morality and the Place of Medicine in Early Modern England //English Historical Review, 2006, Vol. 121(490). P. 1-24.
2 Newton H. The Sick Child in Early Modern England, 1580-1720. Oxford, 2012; Porter R. Disease, Medicine and Society in England 1550-1860. L., 1987; Wear a! Knowledge and Practice in English Medicine, 1550-1680 Cambridge, 2000. Idem. Caring for the sick poor in St. Bartholomew's Exchange: 1580-1676 // Medical History, No. 11, 1991. P. 41-60.
Cunningham H. Children and childhood in western society since 1500. Harlow, 2005; Levene A. The Childhood of the Poor: Welfare in Eighteenth-Century London! L„ 2012; Heywood C. A History of Childhood: Children and Childhood in the West from Medieval to Modern Times. N.Y., 2013; Crawford P.M. Parents of poor children in England 1580-1800. Oxford, 2010.
4 Lawson J, Silver H. A social history of education in England. L., 1963; Simon J. Education and society in Tudor England. Cambridge, 1966.
Hinddle S. "Waste" children? Pauper apprenticeship under the Elizabethan poor laws, c. 1598-1697 // Women, Work, and Wages in England, 1600-1850 / ed. by P. Lane, N. Raven, K.D.M. Snell. Rochester, 2004; Lane J. Apprenticeship In England 1600-1914. London, 2005.
6 Manzione C.K. Christ's Hospital of London, 1552-1598: A Passing Deed of Pity. Selinsgrove, Pa, 1995.
зарубежной историографии. Ведущим специалистом в данной сфере является известный британский историк П. Слэк1. На первый план в его работах выходит деятельность муниципальных и приходских властей, так как именно в их руках находились основные финансовые и административные ресурсы. Специалистом в области лондонской благотворительности в Раннее Новое время является Ян Арчер2.
Таким образом, в зарубежной историографии проблема развития социальной инфраструктуры хорошо изучена. Тем не менее, существует еще достаточно лакун, в частности, было уделено недостаточно внимания деятельности лондонских приходов по решению социальных задач.
Целью данного исследования является изучение социальных практик в лондонских приходах в конце XVI - начале XVIII вв.
Исходя из поставленной цели, задачи исследования можно сформулировать следующим образом:
- изучить институт налогообложения и благотворительность как основные источники финансирования системы помощи бедным на уровне отдельных приходов и в Лондоне в целом, а также определить их соотношение;
- рассмотреть основные формы финансовой и материальной поддержки бедняков и определить эффективность приходской помощи;
- проанализировать меры приходских властей по борьбе с эпидемиями чумы в Лондоне XVII века;
1 Slack, P. Hospitals, workhouses and the relief of the poor in early modern London / Health Care and Poor Relief in Protestant Europe 1500-1700. L., 1997; Idem. Poverty and Policy in Tudor and Stuart England. N.-Y., 1988; Idem. The English Poor Law 1531 -1782. Cambridge, 1995.
2 Archer, I. W. The charity of early modern Londoners II Transactions of the Royal Historical Society, 6th series, 12 (2002). P. 223-244; Idem. The Livery Companies and Charity' in Guilds, Society, and Economy in London, 1450-1800 / ed. by I.A. Gadd and P. Wallis. London: Centre for Metropolitan History, 2002; Idem. The Charity of London Widows in the Late Sixteenth and Early Seventeenth Centuries // Local Identities in Late Medieval and Early Modern England / ed. by N L Jones D Woolf. L„ 2007.
- выявить каким образом в приходах осуществлялась медицинская помощь больным;
- рассмотреть взаимодействие приходских властей и медицинских учреждений столицы (госпиталей);
- выяснить основные формы социальной помощи обездоленным детям, в том числе рассмотреть деятельность приходских опекунов;
- изучить мероприятия приходских властей в сфере образования.
Теоретико-методологическую базу исследования составляют основные принципы исторического познания - историзм, научная объективность и детерминизм. В ходе исследования был использованы как общенаучные, так и специально-исторические методы. К общенаучным методам относятся анализ, синтез, индукцию, дедукцию, обобщение, системный подход. К конкретно-историческим методам относятся: историко-генетический метод, историко-сравнительный метод, историко-типологический метод, проблемно-хронологический метод, синхронный метод, истори-ко-системный метод. Количественные методы применялись для анализа статистических материалов.
Источннковая база исследования. При написании работы были задействованы различные источники: делопроизводственные документы, законодательные акты, актовые документы, нарративные источники.
Делопроизводственные документы представляют собой ежегодные отчеты церковных старост и приходских собраний. В нашем распоряжении оказались документы нескольких лондонских приходов: Св. Михаила Корнхилл1; Св. Кристофера-Сток2; Степни ; Св. Варфоломея4; Св. Джайлза Крипплгейт1; Св. Олава
1 The Accounts of the Churchwardens of the Parish of St. Michael, Cornhill, in the City of London, from 1456 to 1608/ed. by W.H Overall. L., 1871.
2 Minutes of the Vestry Meetings and Other Records of the parish of St. Christopher le Stocks, in the City of London / ed. by E. Freshfield. L., 1886.
3 Memorials of Stepney Parish; that is to say the Vestry Minutes from 1579 to 1662 / ed. by G.W. Hill, W.H. Frere. Guildford, 1890-91.
4 The Account Books of the parish of St. Bartholomew Exchange in the City of London, 1596-1698 / ed. by E. Freshfield. L., 1895; The Vestry Minute Books of the par-
11
ва на Харт-стрит2. Делопроизводственные документы содержат информацию по основным направлениям деятельности приходов в социальной сфере: здравоохранение, образование, общественное призрение. Они являются базовыми источниками для нашего исследования.
К делопроизводственным документам относятся списки домовладельцев приходов, составленные муниципальными властями в 1638 году, и списки плательщиков налога на очаг (или на дым) 1666 года3. Сведения из списков будут полезны при определении количества домовладельцев и вычислении суммы взимаемого налога в пользу бедных.
К законодательным источникам относятся королевские указы и статуты ХУ1-ХУИ веков4. В контексте данного исследования были изучены законодательные акты Тюдоров и Стюартов, принятые в связи с обострившейся проблемой бедности. Они регламентировали деятельность приходов по призрению бедных, организации сбора налога в пользу бедных, трудоустройству бедняков, ученичеству детей и т.д.
Актовые документы. При исследовании вопросов благотворительности важным источником является «Календарь завещаний, заверенных и зарегистрированных в городском суде Лондона (Гастингс), 1268-1688 гг.» К рассматриваемому нами пе-
ish of St. Bartholomew Exchange in the City of London, 1567-1676 / ed. by E. Freshfield. L„ 1890. Vol. 1-2.
1 An Account of the church and parish St. Giles, without Cripplgate, in the city of London / ed. by Baddeley J.J. L., 1888.
2 The annals of the parishes of St. Olave Hart Street and Allhallows Staining, in the City of London, ecclesiastically united, A.D. 1870 / ed. by the Rev. Alfred Povah. L., 1894.
3 The inhabitants of London in 1638 [Электронный ресурс] / ed. by T.C. Dale. London, 1931. Режим доступа: http://www.british-history.ac.uk/source.aspx?pubid=176 (дата обращения: 14.07.2014); London Hearth Tax: City of London and Middlesex, 1666 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.british-history.ac.uk/source.aspx?pubid=15 (дата обращения: 14.07.2014)
4 Statutes of the Realm of England / ed. by A.Luders, T.Tomlins. L., 1810—1828. Vol. 1—11. Vol. 2. 1816. 561p. Vol. 3. 1817. 578 p.; Vol. 4. 1819. Part 1.583 p. Part. 2. 607 p.; Vo. 5. 1819.942 р.
5 Calendar of wills proved and enrolled in the Court of Hustings, London, A.D. 1268—A.D. 1688 / ed. by R.R. Sharpe. L„ 1889-1890, Vol. 1-2. Vol. 2. 924 p.
12
риоду относятся 84 завещания, содержащиеся во втором томе. Некоторые публикации приходских документов также содержат тексты завещаний1.
Нарративные источники. Для воссоздания полноценной картины жизни Лондона в XVII - начале XVIII вв. были также использованы свидетельства современников эпохи.
«Дневник» Сэмюэля Пипса2 и Мемуары Джона Ивлине? -ценнейшие источники по истории повседневной жизни и быта лондонцев в XVII веке. В том числе в своих личных записях они подробно описали положение в Лондоне во время Чумы 1665 года. Из этих источников мы можем узнать не только о масштабах эпидемии, но и о количестве умерших, а также о борьбе приходских властей с распространением болезни.
С той же целью в процессе исследования был привлечен и «Дневник чумного года»4 Даниэля Дефо (1660-1731 гг.) Данное произведение представляет собой соединение воспоминаний очевидцев бедствия и элементов художественного вымысла автора. Важной особенностью «Дневника» является то, что Дефо полностью включил в него предписания Лорд-мэра Лондона по эффективной борьбе с чумой. Предписания, относящиеся к нормативным источникам, содержат в себе подробные инструкции для приходских властей и правила поведения во время эпидемии для обычных жителей.
В ходе исследования были задействованы такие источники, как «Путешествие по Англии и Уэльсу» Даниэля Дефо5 и «Обзор городов Лондона и Вестминстера» Джона Страйпа6. Особый
1 The Accounts of the Churchwardens of the Parish of St. Michael... P. 283-291; Memorials of Stepney Parish... P. 249-251; Minutes of the Vestry Meetings and Other Records of the parish of St. Christopher... P. 32-33.
2 Pepys S. The Diary [Режим доступа]. Режим доступа: http://www.pepys.info (дата обращения: 27.06.2014)
3 Diary and correspondence of John Evelyn, F.R.S. / ed. by W. Bray. L., 1850. Vol. 14.
4 Дефо, Д. Дневник чумного города. М., 1997.
5 Defoe D. A Tour through England & Wales. Vol. 1-2. L., 1927.
6 Strype John. A survey of the cities of London and Westminster. London, 1720 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.hrionIine.ac.uk/strype/ (дата обращения: 24.09.2013)
интерес для нас представляет сведения авторов о приходах Лондона и его пригородов, о столичных социальных учреждениях, а также о выдающихся лондонских благотворителях.
Английской благотворительности посвящен памфлет известного философа Б. Мандевиля «Опыт о благотворительности и благотворительных школах», опубликованный в 1728 году1. В контексте исследования нас будет интересовать описание автором деятельности меценатов по организации благотворительных школ и образованию детей бедняков.
Таким образом, использование нескольких видов источников позволяет изучить проблему с различных сторон, воссоздать более полноценную и многогранную картину лондонской действительности XVII века.
Научная новизна работы определяется недостаточной изученностью социального аспекта приходской жизни Англии эпохи Реформации и раннего Нового времени как в зарубежной, так и в отечественной историографии. Секуляризация монастырей, государственная политика в отношении церкви и рост социальных потребностей в связи с расслоением общества в ходе ран-некапиталистического развития вызвали к жизни новые социальные функции прихода и придали новый облик традиционным социальным практикам.
Наиболее важные научные результаты заключаются в следующем:
1. Определены основные функции лондонских приходов в социальной сфере в конце XVI—начале XVIII вв.: аккумулирующая, фискальная, распределительная, контролирующая, санкционирующая;
2. Выявлены главные источники финансирования призрения бедных и преимущественные социальные направления расходования приходского бюджета - налог в пользу бедных, пожертвования, штрафы и пени, особое внимание уделено вкладу лондонских благотворителей;
1 Мандевиль Б. Опыт о благотворительности и благотворительных школах // Мандевиль Б. Басня о пчелах. М., 1974.
3. Показана практическая деятельность приходских властей Лондона в таких сферах, как социальная помощь незащищенным слоям населения, здравоохранении и образовании.
На защиту выносятся следующие положения:
1. В конце ХУ1-ХУП веке в социальной сфере Англии возник «вакуум», так как церковь в результате Реформации оказалась отстранена от социальных институтов, изначально контролировавшихся ею, а государство еще не разработало единого социального законодательства. Поэтому приходы вынуждены были взять на себя все те социальные обязанности, что ранее выполняли церковь и монастыри: финансовая и материальная помощь наиболее обездоленных членов сообщества, призрение бедных, организация медицинской помощи, создание условий для воспитания и обучения детей и т.д.
2. Лондонские приходские власти регулировали финансовые вопросы, связанные с общественным призрением, и выполняли следующие функции: фискальную, аккумулирующую, распределительную, контролирующую, карательную.
3. Главными источниками финансирования социальных мероприятий столичных приходов были налог в пользу бедных, введенный в 1601 году, и благотворительные пожертвования. Благотворительность была жизненно необходимым явлением, так как налоговые сборы не могли покрыть все затраты приходов на социальные нужды.
4. В лондонских приходах действовал институт опекунства, главной целью которого была поддержка детей, как особой категорией нуждающихся в социальной защите людей. Роль приходских властей в жизни детей обычно ограничивалась решением финансовых вопросов. При этом величина затрат приходов на попечение детей была сопоставима с величиной расходов на содержание взрослых бедняков.
5. В условиях отсутствия в Англии XVII века единых систем образования и здравоохранения, поддерживаемых государством, лондонские приходы вынуждены были сами решать соответствующие вопросы: оказание медицинской помощи больным жителям, борьба с эпидемиями чумы, обучение приходских детей
в школах, получение подростком трудовых навыков у мастера, т.е. ученичество.
Практическая значимость. Данная работа может стать основой для последующих исследований по социальной истории Англии и смежных с ней направлений в исторической науке. Материалы исследования в дальнейшем могут быть использованы при создании тематических лекционных курсов и специальных семинаров по истории Англии и Западной Европы в эпоху Раннего Нового времени.
Проблематика и выводы диссертации соответствуют паспорту специальности 07.00.03 — всеобщая история, (новая и новейшая история), в частности, следующим областям исследования: п. 4. История раннего нового времени (в ее составе Ренессанс и Реформация); п. 5. Новая история (XVII - XIX вв.); п. 12. Социальная история. История социальных процессов, институтов, структур. Динамика исторической социальности. Социум и человек; п. 13. Власть в истории. История государства и его институтов. Государство и общество. Сфера политики и политических отношений. История политической культуры. Государство, политика и человек; п. 15. Социально-экономическая история; п. 21. История культуры и образования.
Апробация работы. Данное исследование было апробировано на Всероссийских научно-практических конференциях в Нижневартовске («История идей и история общества», 20112014) и Иваново («Молодая наука в классическом университете», 2009-2013). Основные результаты исследования отражены в 14 опубликованных работах, 3 из которых — в журналах, включенных ВАК в Перечень российских рецензируемых журналов, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций. Общий объем публикаций 4,05 п.л. (лично автору принадлежит 3,35 пл.).
Структура диссертации выстроена по проблемному принципу. Работа состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы и подпараграфы, заключения, списка источников и литературы, а также приложений.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обоснована научная актуальность и новизна исследования, приведен историографический и источниковедческий обзор, установлены географические и хронологические рамки, сформулированы основные цели и задачи работы, определена теоретико-методологическая база.
Первая глава диссертации посвящена организации социальной помощи бедным в приходах Лондона XVII века.
В первом параграфе «Основные источники финансирования помощи бедным» рассматривается деятельность приходских властей по созданию денежной базы системы вспомоществования.
Источники финансирования приходского призрения бедных можно разделить на три неравнозначные части. На примере прихода Св. Варфоломея соотношение всех трех частей выглядит следующим образом: благотворительность - 60-70%, налог - 3040%, другие источники - 0-5%.
Пожертвования составляли более половины всех денег, предназначенных для содержания бедняков. Поступления от благотворительности имели форму подаяния или «посмертного дара» (завещания). Милостыня раздавалась беднякам еженедельно и по важным религиозным праздникам. Совершение подаяния беднякам воспринималось обществом, как обязанность истинного христианина. Практика «посмертных даров», также возникшая из религиозных убеждений, в XVII веке окончательно превратилась в форму светской благотворительности. Она имела различные вариации: единовременные выплаты денег приходу, ежегодные перечисления средств, покупка беднякам предметов первой необходимости, выплата ренты и т.д. Кроме приходских бедняков столичные филантропы помогали обедневшим коллегам из тор-гово-ремесленных компаний, заключенным в столичных тюрьмах должникам. Благотворители внесли огромный вклад в развитие социальных институтов Лондона, в первую очередь, его госпиталей и школ. Поддержка богоугодных учреждений столицы облегчала жизнь и приходам, позволяя снизить их затраты на бедняков.
Вторая часть формировалась из поступлений от налога в пользу бедных. Муниципалитет Лондона еще в XVI веке постановил столичным приходам собирать деньги для помощи беднякам. Законом 1601 года Елизавета I ввела государственный налог в пользу бедных. Согласно постановлению приходы получили возможность самостоятельно решать финансовые вопросы, связанные с призрением бедных. Утвержденный налог взимался в обязательном порядке со всех платежеспособных домовладельцев прихода. Он не имел четко фиксированной ставки, а его размер зависел от финансового благополучия плательщика, основным критерием которого являлся размер его собственности в приходе (дом, магазин, склад, участок земли). По сравнению с благотворительными пожертвованиями общая сумма налоговых поступлений была значительно меньше. Зато налоговая ставка являлась удобным инструментом, с помощью которого приходские власти могли влиять на финансовое состояние фонда помощи бедным, повышая ее по мере необходимости.
Третья, самая маленькая часть, включала в себя всевозможные доплаты из других источников. Они практически никак не влияли на общее состояние казны, но могли стать хорошим подспорьем в кризисные годы, когда количество бедняков, а соответственно и расходы на них, резко увеличивались.
Второй параграф «Основные виды помощи бедным в лондонских приходах» посвящен тому, на какие цели расходовались деньги, поступавшие от налога и благотворительности.
Призрение бедных включало в себя комплекс мер. Центральное место в нем занимала финансовая помощь. Она осуществлялась посредством единовременных выплат, регулярных пособий, раздачей пожертвований благотворителей, погашения долгов человека. На втором месте находилась помощь вещественная - снабжение бедняков жизненно важными предметами: топливом (преимущественно углем), одеждой и продуктами питания (в первую очередь, хлебом). Наконец, приход решал жилищные проблемы бедняков, в том числе выплачивал ренту вместо них.
Помощь была адресована «своим беднякам», тем, кто родился в приходе или долгое время в нем жил. Все они участвова-
ли в раздаче благотворительных денег и хлеба, получали уголь от прихода, могли получать разовую финансовую помощь. Но среди них выделялась немногочисленная группа бедняков, которые в отчетах назывались пенсионерами (от англ. pensioner). Это были наиболее нуждавшиеся и беззащитные прихожане: вдовы, старики, тяжелобольные люди. Они также получали все виды приходской помощи, но наиболее важной ее частью являлось еженедельное денежное пособие - пенсия.
Предоставляемая приходом помощь не была безвозмездной. Взамен бедняки обязаны были выполнять различные поручения администрации, Бедняки являлись финансово зависимыми людьми, поэтому приход имел все возможности управлять ими.
Вне приходского призрения оставались так называемые «пришлые» бедняки. Максимум, что они могли получить - это кров на несколько дней и небольшую финансовую помощь. Вне системы оказывались и «опасные» бедняки: бродяги, попрошайки, преступники. Помощи прихода лишались и те, кто ранее жил в нем, но покинул его.
Сопоставив размеры приходских дотаций беднякам со стоимостью продуктов питания и заработком лондонских рабочих и ремесленников, можно констатировать, что финансовая и материальная помощь приходов позволяла беднякам не умереть от голода и холода, но ее было категорически мало, чтобы вести достойное существование, тем более, чтобы прокормить семью. Тем более, количество бедных на улицах Лондона постоянно росло. Даже совместных усилий приходских властей, Муниципалитета и благотворителей было недостаточно, чтобы стабилизировать социальную обстановку в столице.
Во второй главе анализируется деятельность приходов в сфере здравоохранения.
На протяжении всего XVII века борьба с эпидемиями чумы являлись главной забот приходских властей. В первом параграфе «Приходские власти в борьбе с эпидемиями чумы в Лондоне XVII века» рассказывается о том, как и насколько эффективно церковные старосты и их помощники противодействовали распространению болезни в подведомственных им землях. На протяжении веков сложилась «традиционная схема» противо-
стояния чуме. Она предполагала содержание целого штата работников осматривающие женщины, сиделки, врачи, смотрители, дозорные, перевозчики и могильщики. Все люди, кто по долгу службы вынужден был контактировать с зараженными, должны были носить опознавательные знаки. В целях борьбы с распространением чумы приходские власти предпринимали карантинные меры: запирание инфицированных домов и их охрана, нанесение предупредительных красных крестов на двери, запрет на массовые сборища. Наконец, приходы занимались организацией захоронений инфицированных тел, в том числе решали вопросы расширения своих церковных кладбищ или вывоза трупов в специально отведенные для этого места. Весь этот комплекс мер имел своей главной целью предотвратить контакты больного человека со здоровыми людьми. Однако, пренебрежительное отношение самих лондонцев к мерам предосторожности создавало условия для новых вспышек чумы, последняя из которых случилась в 1665 году.
Второй параграф «Деятельность приходской администрации по организации медицинской помощи больным» раскрывает, каким образом решались повседневные вопросы, связанные с медицинской помощью больным прихожанам. Ее объектами становились люди, находившиеся на попечении прихода (бедняки, пожилые люди, инвалиды). В силу господствовавших в то время представлений и имевшихся знаний о медицине, лечение, чаще всего, проходило на дому. Поэтому приходы в большинстве случаев ограничивались выделением дополнительной финансовой помощи, покупкой лекарств и наймом сиделок из числа прихожан. Гораздо реже старосты обращались за помощью к профессионалам докторам, аптекарям и хирургам. Данное обстоятельство объясняется как дороговизной их услуг, так и недоверием обычных людей к врачам, которых порой сравнивали с шарлатанами. Иногда даже визит врача-специалиста не решал проблему. В подобных ситуациях приходские власти прибегали к «последнему средству» - пациента отправляли в госпиталь, где он некоторое время находился под присмотром докторов и медсестер.
Деятельности столичных медицинских учреждений и их взаимодействию с приходами посвящен третий параграф «Госпитали Лондона и приходские власти». В конце XVI- начале XVIII вв. главными медицинскими центрами Лондона являлись госпиталь Св. Варфоломея, госпиталь Св.Фомы и Вифлеемский госпиталь. Обращение в госпиталь за помощью было крайней мерой для приходской администрации. Главной причиной была дороговизна услуги. Тем не менее, в документах приходов встречаются отдельные факты помещения больных прихожан в госпитали. Местные власти брали на себя все затраты, связанные с пребыванием в учреждении человека: оплата труда докторов и медсестер, приобретение одежды, еды и лекарств, сопровождение больного до госпиталя и обратно. Единичные случаи отправки больных людей в госпитали характеризуют приходскую систему здравоохранения как ориентированную на «внутренние» ресурсы и, по возможности, исключавшую обращение за помощью в специализированные учреждения.
В третьей главе рассматривается организация помощи приходским детям.
В первом параграфе «Лондонские приходы и социальная помощь детям» было установлено, кто из детей мог претендовать на приходскую поддержку и в чем конкретно она заключалась. Всех приходских детей можно разделить на три группы:
-дети, чьи родители были живы, но по разным причинам (крайняя нужда, антиобщественное поведение) не могли их воспитывать;
-сироты, чьи родители были жителями прихода, но умерли; -подкидыши, чьи родители зачастую оставались неизвестными.
Первоочередное право на помощь имели дети уроженцев или постоянных жителей прихода. Часто возникали спорные ситуации, когда ответственность за ребенка перекладывалась с одного прихода на другой. В подобных случаях важным свидетельством становились списки крещеных людей, которые вели приходские священники. Указание имени ребенка в них являлось неоспоримым подтверждением обязательств прихода по отношению к нему.
Преобладающее большинство приходских детей составляли подкидыши. Обнаружив брошенного ребенка, старосты обязаны были организовать поиски его родителей. Но они редко заканчивались успешно.
Расходы на одного ребенка были сопоставимы с затратами на взрослого бедняка. Поэтому в целях сбережения денег приход стремился уменьшить количество опекаемых детей. Поиски родителей (близких родственников) судебные тяжбы с другими приходами призваны были защитить казну прихода от дополнительных трат.
Приходское призрение детей включало: предоставление крова, еды, одежды, лекарств (при необходимости), обучение. Для содержания детей лондонские приходы использовали труд опекунов. Условно их можно разделить на приходских и «профессиональных». Приходскими опекунами часто становились вдовы или бедняки, находившиеся на попечении. «Профессиональными» опекунами являлись работники благотворительных школ и приютов. Чаще всего это были супружеские пары, которые брали к себе на воспитание от одного до нескольких детей. Воспитанием занимались женщины, тогда как в ведении мужей находились финансовые вопросы, например, получение жалованья от церковных старост. В XVII веке наблюдается тенденция к более активному использованию труда «профессионалов».
Таким образом, забота о детях была возложена на опекунов, тогда как приход лишь платил опекунам деньги и контролировал их распределение.
Во втором параграфе «Деятельность приходских властен в сфере образования для обездоленных детей» более подробно был рассмотрен один из аспектов приходской помощи детям -обучение. Приходская система образования включала в себя два уровня - школу и ученичество. Лондонские приходы имели возможность пользоваться услугами благотворительных школ для бедняков, в том числе и самой крупной - Госпиталя Христа. Приходское образование предполагало обучение как мальчиков, так и девочек. Оно ограничивалось обучением элементарным знаниям - чтению, письму, основам арифметики для мальчиков. Период обучения в школе в среднем длился около 7 лет. Церковные ста-
росты обязаны были не только оплатить обучение, но и обеспечить детей книгами для учебы, а также школьной формой. Закон обязывал приходы обучать детей, но государство не выделяло для этих целей дополнительных средств. Все финансовое бремя ложилось на плечи самих прихожан. В таких условиях старосты строго следили за расходованием денег и по мере возможности «освобождались» от детей, стараясь как можно раньше передать их в ученики.
Устройство детей в ученичество было второй важной составляющей деятельности местных властей в сфере образования. Эта обязанность приходских чиновников была закреплена законодательно. Она предполагала заключение договора с мастером, которому приход выдавал денежное вознаграждение в счет будущих издержек на содержание ребенка. В своем стремлении сэкономить, старосты подыскивали для детей мастеров самых низкооплачиваемых профессий. Поэтому, даже после окончания срока ученичества, они не могли вырваться из оков бедности. Что касается прихода, то как только ребенок становился учеником, власти полностью снимали с себя все социальные обязательства по отношению к нему. То есть передача в ученики являлась конечной точкой в приходском призрении детей.
В заключении диссертации были сформулированы окончательные выводы.
В конце XVI - начале XVIII вв. приходы являлись важной частью социальной сферы Лондона. Приходские старосты и попечители представляли нижнюю ступень власти, которая непосредственно контактировала с адресатами большинства проводимых социальных мероприятий - с бедняками. Местные чиновники могли непосредственно видеть всю тяжесть положения беднейших слоев населения, они имели прямые контакты с нуждающимися и, в зависимости от их потребностей, предпринимали те или иные социальные меры.
В перечень функций приходских властей, связанных с социальной сферой, входили:
- фискальная, предполагавшая организацию сбора налога в пользу бедных;
- аккумулирующая, старосты вместе со своими помощниками пополняли фонд помощи бедным за счет средств из различных источников (налог, благотворительность, штрафы и т.д.);
- распределительная, старосты по своему усмотрению (если не было дополнительных предписаний) решали как лучше потратить имевшиеся деньги: выплачивали жалованья работавшим беднякам и опекунам детей, оплачивали услуги образовательных и медицинских учреждений, определяли количество приходских пенсионеров и размер их пособий, устанавливали порядок раздачи благотворительных пожертвований, при возникновении дополнительных затрат чиновники имели право полностью переиграть ситуацию, например, урезать пособия или уменьшить количество пенсионеров;
- контролирующая, старосты следили за тем, как все члены сообщества выполняют свои обязанности: домовладельцы платят налоги, а бедняки «живут достойно»;
- карательная была направлена против бродяг, которых, согласно закону, следовало сначала публично наказать, а затем выслать из прихода; карательные меры применялись и по отношению к «своим» беднякам, если они в чем-то провинились, старосты могли лишить их пособия или даже выгнать из прихода.
К собственно социальным обязанностям приходов относились:
- поддержка наиболее обездоленных членов сообщества -стариков, инвалидов, детей, вдов;
- организация медицинской помощи больным прихожанам, в том числе борьба с эпидемиями чумы;
- создание условий для воспитания и обучения приходских детей;
- финансовая и материальная помощь беднякам.
Можно констатировать, что социальная политика лондонских приходов включала в себя решение различных вопросов. Многие из них решались только на местном уровне, так как центральные власти долгое время ограничивали свою роль в социальной сфере только законодательной и контролирующей функцией. Подобная организация системы вспомоществования бедным просуществовала вплоть до конца XVII века, когда в городах
стали появляться работные дома, взявшие на себя часть социальных задач приходов. Во второй половине XVIII века в Великобритании стала проводится централизованная политика по организации социальной сферы, были созданы централизованные системы здравоохранения и образования, было принято новое законодательство о бедных. А до этого времени социальные вопросы оставались в ведении приходских властей.
Основные положения диссертационного исследования отражены в следующих публикациях автора:
А) Статьи в изданиях, включенных в Перечень ВАК Ми-нобрнауки РФ
1. Соколова Т.В. Приходские сообщества Англии XVI -ХУП вв. в отчетах церковных старост // Наука и школа. - 2012. — № 6. — С. 166-168. (автора - 0,5 п.л).
2. Соколова Т.В. Организация помощи детям в лондонском приходе Святого Варфоломея XVII века // Ярославский педагогический вестник. - 2013. - № 4. - Т. 1. - С. 52-57 (автора - 0,45 п.л.).
3. Соколова Т.В. Система мер по противодействию эпидемиям чумы в лондонских приходах XVII века // Ярославский педагогический вестник. - 2014. - № 4. С. - 83-86 (автора - 0,4 п.л.).
Б) Другие публикации
4. Соколова Т.В. Д. Дефо о социальной инфраструктуре Лондона на рубеже ХУП-ХУШ вв. II Молодая наука в классическом университете: тезисы докладов научных конференций фестиваля студентов, аспирантов и молодых ученых, Иваново, 20-24 апреля 2009 г.: в 8 ч. - Иваново: Иван. гос. ун-т, 2009. - Ч. 4. Проблемы отечественной, зарубежной истории и международных отношений в работах молодых исследователей. Философские
проблемы природной и социальной реальности XXI века. - С.52-53. (автора—0,1 п.л.).
5. Соколова Т.В. Социальная инфраструктура Лондона в описании Д. Дефо // Вестник молодых ученых ИвГУ. — 2009.—Вып. 9.—С. 107-110. (автора-0,3 п.л.).
6. Соколова Т.В. Взгляд Даниэля Дефо на проблему бедности в Англии // Молодая наука в классическом университете: тезисы докладов научных конференций фестиваля студентов, аспирантов и молодых ученых, Иваново, 25-29 апреля 2011 г.: в 7 ч. - Иваново: Иван. гос. ун-т, 2011. - Ч. 4. Международная научно-практическая конференция «Мир без границ». Межрегиональная научная конференция «Проблемы отечественной, зарубежной истории и международных отношений в работах молодых исследователей». - С. 90. (автора - 0,1 п.л.).
7. Соколова Т.В. Взгляд Даниэля Дефо на проблему бедности в Англии в XVII - начале XVIII вв. // Вестник молодых ученых ИвГУ. — 2011 .— Вып. 11. — С. 124-126. (автора - 0,3 пл.).
8. Соколова Т.В. Даниэль Дефо о вкладе благотворителей в развитие социальной инфраструктуры Лондона // История идей и история общества: мат-лы IX всеросс. науч. конф. (Нижневартовск, 14-15 апреля 2011 года). - Нижневартовск: НГГУ, 2011. - С. 175-176. (автора - 0,1 пл.).
9. Соколова Т.В. Ливрейные компании Лондона как одна из форм благотворительности в XVII веке // Молодая наука в классическом университете: тезисы докладов научных конференций фестиваля студентов, аспирантов и молодых ученых, Иваново, 23 - 27 апреля 2012 г.: в 8 ч. - Иваново: Иван. гос. ун-т, 2012. - Ч. 4: Межрегиональная научная конференция «Проблемы отечественной, зарубежной истории и международных отношений в работах молодых исследователей». Международная научно-практическая конференция «Мир без границ». — С. 57. (автора - 0,1 пл.).
Ю.Соколова T.B. Социальные функции церковных старост лондонских приходов XVII века // Культура, наука, образование: проблемы и перспективы: мат-лы И всеросс. науч.-практич. конф. (Нижневартовск, 8 апреля 2013 года). - Нижневартовск: НГГУ, 2013. — С. 125-126 (автора -0,1 п.л.).
П.Соколова Т.В. Социальная помощь детям-сиротам в лондонских приходах XVII века // Молодая наука в классическом университете: тезисы докладов научных конференций фестиваля студентов, аспирантов и молодых ученых, Иваново, 22-26 апреля 2013 г.: в 7 ч.: - Иваново: Иван. гос. ун-т, 2013. - Ч. 4. Научная конференция «Проблемы отечественной, зарубежной истории и международных отношений в работах молодых исследователей». Международная научно-практическая конференция «Мир без границ». - С. 47. (автора - 0,1 п.л.).
12.Соколова Т.В. Организация помощи больным беднякам в приходах Лондона в XVII веке // Культура, наука, образование: проблемы и перспективы: мат-лы III всеросс. науч.-практич. конф. (Нижневартовск, 7 февраля 2014 года). - Нижневартовск: НГГУ, 2014. - С. 87-88 (автора -0,1 пл.).
13.Евсеев В.А., Соколова Т.В. Основные направления благотворительности в Лондоне XVII века (по завещаниям жителей) // Британские исследования: сб. статей. - СПб.: Алетейя, 2014. — Вып. IV,- С. 180-194 (всего — 0,7; автора - 0,35 п.л.).
14.Евсеев В.А., Соколова Т.В. Благотворительность лондонских горожан в XVII веке // Вестник Ивановского государственного университета. — 2013. — Вып. 4 (13). -С. 65-74 (всего - 0,7; автора - 0,35 п.л.).
СОКОЛОВА Татьяна Викторовна
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ ЛОНДОНСКИХ ПРИХОДОВ КОНЦА XVI - НАЧАЛА XVIH ВЕКОВ В КОНТЕКСТЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук
Специальность 07.00.03 - Всеобщая история (новая и новейшая история)
Подписано в печать 26.01.2015 Формат 60/84x16. Бумага писчая. Печать плоская. Усл. печ. л. 1,16 Уч-изд. л 1,15 Тираж 100 экз.
Издательство «Ивановский государственный университет» 153025 г. Иваново, ул. Ермака 39
Тел (4932) 93-43-41 E-mail: publisher@ivanovo.ac.ru