автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.02
диссертация на тему:
Социальные ценности в формировании духовной культуры студенчества

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Баева, Зинаида Петровна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Киев
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.02
Автореферат по философии на тему 'Социальные ценности в формировании духовной культуры студенчества'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Социальные ценности в формировании духовной культуры студенчества"

киевский институт политологам и социального управления

На правах рукописи

ЕАЕВА ЗИНАИДА ПЕТРОВНА

социальные ценности в оошироеши духовной культуры студенчества

Специальность 09.00.02 - теория научного социализма

в коммунизма

Автореферат

диссертации на соискание ученой отапени кандидата философских наук

К и о в - 1990

Диссертация выполнена на кафедре теории социализма и политологии Киевского ордена Ленина и ордена Октябрьской революции университета им.Т.Г.Шевченко.

Научный руководитель - кандидат философских наук, доцент

ПЛЕЧКО С.П.

Официальные оппоненты- доктор философских наук, профессор

той А.Е. {

кандидат философских наук, доиент АВДРУЩИКО В.П.

Ведущая организация - Институт философии АН УССР, отдел

философских проблей культуры.

Защита состоится * . " 1990 г. в часов

на заседании специализированного совета К.151,13.03 в

Киевском институте политологии и социального управления по адресу: 252655, ГСП, Ниев-119, ул.Мельникова, 36/1.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке института.

Автореферат разослан " " 1990 г.

УЧЕНЫЙ СЕКРЕТАРЬ '

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО СОВЕТА у «V • ТУПЧИЕШО Л.С.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТИ

Актуальность темы исследования. Проблемы и задачи коренного повышения качества подготовки и использования специалистов с выспим образованием, подлинных интеллигентов, носителей национальной, общечеловеческой культуры являются важным объектом исследования обществоведов и самш непосредственным образом связаны с дальнейший ходом перестройки.

Специалист конца XX - начала XXI века должен выработать повое сознание л мьшление, основанные на общечеловеческих, общегуманистических ценностях, с целью глубокого осмысления и решения сложных, глобальных проблем, осознать свою ответственность за судьбы своего народа и мировой цивилизации, твердо уяснять, что проблемы современности сходятся на ценности самого человека и его лизни, преломляются через человека, его культуру, нравственность и гуманизм.

Задачи формирования у студенческой молодежи - будущих специалисте з научного мировоззрения, фундаментом которого выступаэт общечеловеческие и классовые ценности, в которых человек предстает как наивысшая ценность и самоцель исторического развития, составляют основу диссертационного исследования, поскольку деформированный социализм породил пренебрежительное отношение к человеку как высшей ценности всего сущего.

Падение престижа образования и квалификации специалистов, юс дарований и творческого мастерства ухи отрицательно сказывается на темпах развития экономики и социальной сферы, вызвало интел -¿актуальный кризис общества, подорвало его духовные и нравственные устси. Зозврат к ленинскому облику социализма означает к возврат зс сомой ценности человека, к его сложному, противоречивому я каиэиерлио богатому духовному миру, к определению цели и смысла его существования. Поэтому одной иэ ааанейших задач перестройки выспей зколы является утверадение приоритета такого мировоззрения, в системе которого чэловеп на деле выстуй&ет хая главная цель к ценность социалистического общества.

В современных условиях духовного и политического раскрепощения больгоэ значение приобретает способность системы высеэго

кз только к&учко образовывать, но и формировать ценности духовной культуры как определяющую предпосылку участия жиелмоти в социалистическое общественном самоуправлении, ее по- '

литической культуры и активности, раскрепощения ее талантливости и способности творчески мыслить.

Такая постановка проблемы в современной научной литературе рассматривалась как одно из направления исследования духовного мира личности, прячем из всего марксистско-ленинского учения о диалектике общечеловеческого и классового в науке л образовании как неотъемлемых составных частях единой общечеловеческой культуры пре;о<уц;еотвенно выделялись классовые ценности и идеологи -ческие ориентации.

Актуальность проблемы социальных ценностей в формировании духовной культуры студенческой молодежи обусловлена и тем, ^го перестройка, Есколихнув все сдои советского общества, породила но только широкий плюрализм мнений, но и способствовала появления различного рода неформальных объединений, движений, уклонов "правого" и "левого" толка, деятельность антисоциалистических, националистических сил. <!ми предпринимается различные попытки сформировать /особенно у мояодго поколения/ иное, критическое и пессимистическое представление о системе гуманистически* ценностей и идеалов.

В становлении будущего специалиста, который должен обладать не только достаточной профессиональной подготовкой, но и быть воспитателем человеческих душ, глубоко убеждениш в идеалах и социальных ценностях социализма, в формировании его духовной культуры как никогда раньше требуется утверждение научного, диалектического взгляда на происходящее, а тахае утверждение общечеловеческих гуманистических ценностей в выработке мироеоззре}, ческнх ориентации и активной жизненной позиции.

Указанные обстоятельства определили научную к практическую потребность исследования проблемы социальных ценностей и их роди в формировании духовной культуры студенчества.

Степень разработанности проблемы. Анализ литература во про* лемэ социальных ценностей и их роди в формировании духовной культуры студенческой молодежи свидетельствует, что общественные науки отстают с анализом особенностей социалистических ценностей в разных сферах человеческого бытия,, недостаго««о реагируют на новые условия, когда многие общечеловеческие ценности приобретают приоритетное значение. Ученые-обществоведы не выработали общепризнанного, достаточно однозначного определения таких важных фаиоеофсмх ¡категорий, как "ценность", "цзшгстиов опюдэвде", "оцзяхл", "система ценностей" а др., хот« & вослед-

- а -

нив двадцать лет вьсяло немало статей, монографических работ, диссертационных исследований по данной проблематике. Большая часть работ приходится на 70-е годы. Прежде всего следует назвать работы С.В.Анисимова, О.Ы.Бахрадэе, Л.П.Буевой, В.А.Василенко, Д.И. Дубровского, О.Г.Дробницкого, И.В.Демина, В.З.Мшве-ниерадзе, И.С.Нарского, В.С.Пазенка, А.П.Федосовой, К.П.ТУгари-нова, А.И.Яценко и других исследователей.

3 работах указанных авторов в этой сложной и многогранной теме научного исследования трактовались сбцие проблемы теории ценностей, а такие ее применение в теории культуры, этики, эстетики о в науковедении с сопутствующей критикой буржуазных ак-сеологических концепций.

Учение других стран, в частности болгарские философы В.Про-данов, А.Стойков, Л.Коприанов, Л.Димитров л др., уделили значительное внимание ценностным подходам в этике, эстетике, науко -ведении, что нашло отражение в изданной на русском языке коллективной монографии по этике. Немецкие ученые в 1975 году издали коллективную монографии, посвященную современный ыоральнш ценностям. Марксистской теории оценок и ценностных ориентация посвятил своо монографив чешский философ В.Брокек.

В работах советских философов проблема ценностей разрабатывалась как проблема ценности самого человека, ценности его деятельности, его труда, смысла н логики исторического процесса, общечеловеческого содержания природы социалистических ценностей. Время, перестройка настоятельно требует избавления от застоя, апатий и бездуховности, возрождения подлинно социалистических ценностей и идеалов, фундаментом которых выступают общечелоЕе ческие ценности н идеалы, где цель жизни человека, всестороннее развитие его определяют ведущее место как главнейшей ценности из всех ценностей, как самоцели общественного развития. Дня каждого человека, и в особенности для студенчества, это означает оптимальную самореализации, развитие и гуманистическое применение своих потенциальных суп^ностных сил и способностей на благо общества, своей Родины, общечеловеческой культуры. Методология марксистско-ленинского понимания ценностей, их природа и проис-коядения "самый непосредственным образом затрагивает коренные сбросы кавэго марксистского мировоззрения, проблемы кемиукне-типэсного воспитания... воэбуадавт острый интерес к цели к емкзду жярми, кдзалу и действительности, отношении чахояека к прагаяему, с-овремэнноста и будущему, личности н

обществу"*.

В публикациях последнего времени односторонняя оценка давалась и духовной культуре личности студента, духовной культуре общества в целой. За оптимистической, радужной картиной духовной сферы советского общества исчез, растворился живой, конкретный человек, не исследовался механизм его включения в систему общественных отношений, его духовный мир и духовная культура.

Последовательно осуществляется исследование сущности личности социалистического общества и ее духовного мира киевской иколой философов и Институтом философии ЛИ УССР в особенности. Ими проанализированы актуальнейшие проблемы становления, развития и совершенствования духовного мира личности /в том числе и студенческой/ через призму системы вузовского образования и воспитания. Это в первую очередь работы А.Н. Алексина, В.П.Андрущенко, В.Г. Антоненко, В.Л.Василенко, А.А.Вадуйского, Н.В.Гончаренко, В.А.Зо-ца, Я.С.Калакуры, Л.А.Канкщенко, Н.Г.Кириченко, В.А.Кудина, А.А.Лысенко, А.Е.Манохи, И.Ф.Надольного, А.А.Невмераицкого, Б.З.Осичнюка, В.С.Пазенка, Ф.М.Рудича, А.Н.Семашко, Л.В.Сохань, Н.Ф.Тарасенко, Д.С.Тупчиенко, В.Й.Шинкарука, Л.Е.Шкдяра, А.И.Яцеи ко и др. Все ха в работах указанных авторов духовный мир и духовная культура студенчества разрабатываются как общая фялософско-мировсзэренческая и фнлософско-истораческая проблема, а потому остаются областью малоисследованной.

Осуществляемый наши подход предполагает осмысление сущностной основы категорий "социальные ценности", "духовный мир" и "духовная культура" личности студента, "общечеловеческие и гуманистические ценности" в новых исторических условиях, особенности ценностных ориентация в духовной культуре студенчества в строительстве гуманного демократического социализма, решение глобальных проблем мировой цивилизации, а также определение рехавщай роди высшего образования в этом процессе. Анализируемый подход в исследуемой проблеме частично осуществлен в научных публикациях А.И.Арнольдова, Э.А.Балдера, В.А.Башнина, Е.М.Б&босо&а, Д.П.Бу-евой, А.П.Ветоашша, В.В.Герчиковой, И.Т.&эвчука, Л.Н.Когана, Д.Г.Квиткина, Л.И.Кохановича, В.Т.Лисовского, Г.А.Мюееева, Ы.Н.Ругкевича, Л .Я.Рубимой, Т.Е.Старченко, В.Е .Сулимо ва, К.УУт арке и др.

* ДробшцкиЯ О.Г. Мнр сщяввах пргдаатов: Проблема фкэде** и (ЯфЕЗКСгСВвв фцяософг», - И., 1967. - С.4.

Цель и задачи исследования. Цель исследования заключается в том, чтобы раскрыть сущность становления социальных ценностей и та роль в формировании духовной культуры студенчества.

Основываясь на степени изученности проблемы социальных ценностей, духовных ценностей в воспитании студенческой молодежи, для решения были выдвинуты следующие задачи:

- изложить методологию осмыоленля объективной сущности исследуемого явления, раскрыть содержание понятий "общечеловеческий" и "классовый? характер социальных ценностей;

- исследовать процесс формирования общечеловеческих и классовых ценностей в духовной культуре студенчества;

- проанализировать специфику и своеобразие духовной культуры студенчества, обобщить положительный педагогический опыт в аспекте исследуемой проблемы социальных ценностей;

- выявить недостатки в организации учебно-воспитательного процесса в вузах с точки зрения духовного становления студенчества, показать воздействие учебно-воспитательного процесса "В выработке ценностных ориентации в духовной культуре студенческой молодежи ;

- разработать научно-практические рекомендации по совершенствованию учебно-воспитательного процесса в вузах.

Методологической и идейно-теоретической основой диссертационного исследования служат труды основоположников марксизма-ленинизма. Важной методологической основой является марксистско-ленинская концепция сущности человека, положения и выводы К.Маркса, Ф.Энгельса, В.й.Ленина о классовом подходе к явлениям общественной гизш, о соотношении классовых и общечеловеческих начал в развита«. В жизни нет существующих вне реального бытия общечеловеческих ценностей; скисл их в том, что они не изолированы от классовых отношений.

В диссертационном исследовании использованы материалы и ро-дашив ХХУП и Ш'Ш сьаэдоэ КШС; материалы Пленумов ЦК КПСС, Постановления ЦК КШС, ыатеризлы XIX Всесоюзной партийной конференции, труды советских и зарубежных авторов по проблемам социальных и духовных ценностей, духовной культуры личности, материалы пзшоди»ггской печати, конкретных социологических исследований, < еяьа*кстк5«скко данные.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в "с вгзраыв общефилософская теория ценностей и понимания

«гзяоявка применена дня анализа процесса фогша-

- С -

роьащ-л духоглю:: культурп студенческой голоде» в учвбко-воспл— татеды:с:.; ггаисс.с<?;

- ьцг.рлека ь:;>-ге!;о иатегот-кл цог.пострЛ к г.-чостве делтг'.-дь-лого сдс'.'еготЗг-. пущего '"агл'ога ъ пуецессс '1о]./;:рова::::я духовной кулю-»}и студспчссгг.а;

- ;:схо::я г.з ссгр.'.гм: -ого иоглзии^я духоыяяс ценное^:, диссертант о-гредсляе? :.:ес?о клтегордй "духобп'Г. :.:::рп и "духовная кул2>гу!:а" студенчества, "г;>7.:ал::ет::часк::о ценности" 2 стготстуре обдей л лроТссодокалы-о:: культу:V слецдаллста еыс.-оЛ ¡залдТдка-цип;

- установлена ^утц'.о;::^дънля заМ1с::;.:ость г. взаимообусловленность познавательного процесса и научного мировоззрения как духовных ценностей студенчества;

- показано, что ведулзй тенденцией рлзвктия духовной культуру ст;.тд,2;:чсстЕа является оелюлонла уч е б I; с-г. с сг. та т ьдь него процесса через лг:;з:.гу гупандстичосклос ценностей. Гуманистические ценности рассмнгрлвттгся пак с:лкслово£. стержень всей обновленной воспитательно;; работы в вуза;

- в диссертации показана тенденция к политизация систе!.а/ ценностей студенчества, вследствие чего наукл не является вврл.-!-ной ценностно]: слстег.ш студенчества.

Тоо^с'тчр{рс;г'я и прак'нгчепкпя пшчтость гаготн. Результаты диссертации могут быть использованы в научнс-^сслсдоъательскоЙ работе при разработке проблем подготовке специалистов г. е^сплл образованием, в совершенствовании програн.:и процесса воспитания и образовать в вузах.

Материалы диссертации могут быть исполъзовглш такхе в лекционной и пропагандистской работе парт^лгих, кро,'соизи;х, г.олс-деглих и других общественных организаций но актуальна пройле-г мам воспитания молодожи, в курсах политологии, социальной психологии, педагогики.

Аггообапня шботн. Диссертация подготоьчона и обсувдвна на кафедре теории социалншла и политология ¿илосо-Тскогс факультете. Киевского государственного унта о рол те та дм. Т.Г.0!йВче1осо.

■ Основные подобная диссертации лзло.№нь' в публикациях автора, список б конце автореферата.

Структура габоти. Б соответствия с целью и задачами исследования определена его структура. Работа состоят из введения, двуж глав, заключения п списка основной испояьйоваклой литературы.

основное содержание работы

Во введении обосновывается актуальность и значение исследуемой темы, рассматривается состояние ее разработанности в современной научной литературе, формируется цель и задачи исследования, его теоретическая и практическая значимость, обосновывается научная новизна л структура работы.

В первой глава - "Сущность социальных ценностей в формировании духовной культуры" - анализируются теоретико-методологические и историко-философские аспекты проблемы. Анализ начинается с раскрытия содержания понятия "ценности". Необходимость такого рассмотрения вызвана тем, что в философской литературе все еще нет общепризнанного, применяемого определения "ценности" как одной из важнейших категорий марксизма.

В раскрытии темы диссертационного исследования использованы категории "общечеловеческие, гуманистические ценности", "ценностные ориентации", "духовная культура" и "духовный мир" личности студенчества.

Проблема ценностей и их роли в человеческой жизни имеет глубокие историко-философские корни. Человечество давно задавалось вопросом, как можно вывести ценности из знания о сущем и допустить наряду с научным способом мышления принципиально иное ценностное видение мира. В этом н заключается проблема ценностей, позволяющая уяснить сам процесс перехода от мысли к действию, от познания мира таким, каким он есть к творчеству.

Природа ценностей составляет предмет острого спора в буржуазной философии н до сих пор остается нераскрытой. Классики марксизма, определив ценность как явление общественное, раскрыли природу ценностей, мучившей ухе мыслителей древнего, нового и новэЯаего мира. "Материальный предмет или действие человека -явление двоякого порядка: природное и вместе с тем социальное.' Наряду с материально-естественным миром есть еще мир иной, но это не сфера сущностей по ту сторону предметного мира, а мир общественного бытия человека. Ценности - это определенное общественное отношение, определенный тип связи субъекта с объектом"*.

Особое внимание уделяется вопросу классификации системы ценностей:

I. Дробшцкяй О.Г. Мир оживзих предметов. Проблема ценности и к&ркзисгская философия. М., 1967.- С.312.

Во-лершд, система ценностей выступает в роли важнейзего посредствующего звена между личностью и обществом, главным механизмом Еклэчения личности в систему общественных отношений. Во-вторых, система ценностей способствует выработке определенной системы ценностных ориентации в сознании личности как важных регуляторов ее поведения.

В-третьих, существующая система ценностей того или иного общества не одинаково преломляется в сознании лсдей. В-четвертых, в каждой существующей в мире системе ценностей определенного общества ее фундаментальными основами выступают общечеловеческие ценности.

В-пятнх, и общество, л личность через призму системы ценностей реализуют истинный.смысл добра в развитии своих сущностных человеческих сил.

В анализе системы ценностей учтена конкретность - как основа классового подхода, позволяющего уяснить диалектику общечеловеческого и классового в системе ценностей. Классовое сознание связывается сегодня с новым требованием времени, а именно: приоритет общечеловеческих ценностей, соотношение классовых и общечеловеческих начал в развитии.

При рассмотрении отношения общечелс печеское-классовое в системе ценностей наиболее актуальна* и малоисследованнда представляется две проблемы: особенности действия классового принципа в современных условиях на международной арене и особенности действия его в различных сферах общественной жизни, в данной случаи в формировании духовной культуры личности студента.

Вопросу классовости не уделялось должного внимания в вузовской практике. Проблема классовости в выстой школе свелась лишь к проблеме отчетов о социальном происхождении студентов. Задача • классового воспитания, выявление его специфики строится ь диссертационном исследовании посредством выделения особенностей духовного становления личности студента, с реальными проблемами вузовского образования. В работе проводится мысль, что разработка вопросов классового воспитания имеет особенно актуальное значение сегодня. Это связано со сложными, противоречивыми процессами перестройки советского общества и обострившейся идеологической борьбой, с решением глобальных проблем современности, когда приоритетный характер приобретает общечеловеческие интересы. Приоритет общечеловеческих ценностей вовсе не означает приждазние кяа-

л -

ссовых ценностей, исчезновение классовых интересов и конфликтов.

Если мы сейчас отдаем предпочтение общечеловеческим ценностям, то это потому, что человечество пришло к той черте, переступив которую ономолет погибнуть.

За общечеловеческими, гуманистическими ценностями будущее спасения и развитая земной цивилизации. Овладеть общечеловеческими и классовым ценностями и идеалами, искусством общения и высокой культурой реализации их в клони посредством профессионального мастерства будущим интеллигентам способствует широкая демократизация и гуманизация учебно-воспитательного процесса в вузах.

Во рторой главе - "Духовные ценности культуры в системе подготовки молодого специалиста" - анализируется место и роль учебно-воспитательного процесса в вузе в реализации системы духовной культуры, связанных с переосмыслением гуманистических ценностей в структуре общей и профессиональной культуры специалиста.

В диссертационном исследовании рассматривается облик современной студенческой молодежи. Приводятся данные конкретных социологических исследования, характеризующие особенности формирования ценностных ориентация в духовной культуре студенческой молодежи. Специфика и своеобразие формирования духовной культуры студенчества рассматриваются посредством таких обстоятельств, как характер будущей практической деятельности, специфика изучения студентами профилирующих дисциплин, их социально-политическая активность. Заказ, предьявленный научно-техническим прогрессом к высшей школе состоит в подготовке высококвалифицированных специалистов, которые обладали бы не только опережающим наличным уровнем развития производительных сил общества, но были бы достаточно мобильны, обладали бы достаточной способностью и потребностью в поиске принципиально новых технологий. Ведущим нотивом смысла жизни и их деятельности должен стать критический анализ способов и форм реализации своих сущностных человеческих сия, обеспечивающих смысл их существования и их счастья.

В изучении социального облика современного студенчества важное значение имеет анализ психологических черт его характера; Опираясь на учение советских психологов и педагогов, автор значительное шиша уделяет роли чувствонно-эмоциональкой сферы-р характере сг?уденчэскоЯ аолодежя, в становлении ее духовного

мира. Структура становления духовного мира личности /студента/ есть областью, не разработанной в нааей марксистской литературе. В связи с этим определенный интерес в раскрытии понятия духовного мира личности как специфической формы проявления и функционирования духовной жизни общества послужило предпосылкой к рассмотрению духовного мира личности студента.

Духовный мир личности /студента/ представляет собой сложное образование, в котором нет главных и второстепенных слагаемых. Это мир тонких эмоций и чувств, знания и ума, рассудка и разума, веры и убеждения, мировоззрения и жизненной позиции, воли и стремления постичь смысл жизни и настоящее человеческое счастье. Формирование духовного мира студенчества представляет собой сложный, многогранный и внутренне противоречивый процесс познания окружающей действительности через призму личностных оценок, находящих свое выражение в практических действиях и поступках.

.Духовный мир студенчества служит той цементирующей основой, на которой формируется его духовная культура. В этом процессе активную роль играет духовная культура общества и те духовные.общечеловеческие ценности, которые она реализует в жизни.

В рассматриваемой проблеме формирования духовной культуры студенчества автор исходит из марксистско-ленинского понимания культуры как специфического способа организации и радвития человеческой деятельности, включающего в себя продукты материального и духовного труда, систему социальных норм и учреждений, духовные ценности, совокупность отношений людей к природе, между собой и к самим себе, "культуры как системы способов к фор« производства и воспроизводства человеческих сущностных сия посредством деятельности" . Духовная культура охватывает и сферу сознания, и производства духовных ценностей. Предпосылкой формирования духовной культуры личности выступает прежде всего образование, а в вузе для студенческой молодежи определяющую роль играет организация учебно-воспитательного процесса в целом.

Духовная культура будущего специалиста включает широкую образованность: знание языков, литературы, живописи, музыки, истории культуры, всеобщей истории и т.д., т.е. познания обьектиЕНых

I. Ссячнюк Е.В. Смысл жизни...В чем он? К., КГУ, 1987.- С.28.

закономерностей соцлального развития человеческих сущностшлс сил л механизмы его глубинного духовного мира.

Духовная культура студенчества представляет собой единстзо процесса распредмечивания /освоение духовных ценностей/ и опредмечивание /создание новых ценностей культуры/. В этом процессе студенчество, а р будущем специалисты, реализуют свои сущностнш силы. Основой этой реализации должны стать общечеловеческие, гуманистические ценности,

В формировании духовной культуры личности студента ведущая роль принадлежит марксистско-ленинскому мировоззрению как содержанию и способу осознания действительности. Марксистско-ленинское мировоззрение обуславливает выработку жизненных позиций личности, его ценностных ориентация, убеждений, идеалов и норм жизнедеятельности. Ведущую роль в мировоззрении как предельно обобщенной системе взглядов, приобретает система ценностных ориентации и убеждений, которая всегда играла определяющую роль, но в условиях преобладания у большинства специалистов исполнительного труда ее место ках бы затушевывалось. ^Цуховная культура способствует овладения такими ценностными ориентациями, которые включены в мотивацию деятельности специалиста постоянно. Задачи перестройки настоятельно требуют превращении системы знаний о конкретных задачах преобразования действительности в комплекс собственных идей, во внутреннюю потребность личности.

Формирование ценностных ориентация автор рассматривает как основной аспект вс Й воспитательной работы в вуз , как новую форму ориентации в »пни и деятельности, а также как основу практической деятельности молодого специалиста.

Анализ зсоикротных социологических исследований показал неоднозначность оценочных ориентация и расчленения) систему ценностей, ае формальный хараггер по форме и способу проявления, регулирующую поведение студентов первых-пятых курсов. Особенно этот разрыв набдюдеатся при перехода студенчества в ряды специалистов. Поэтому, формирование устойчивых ценностных ориентации в студенческие годы - развитие и получение новых знаний, навыков, формирование мировоззрения, общей л политической культура должно быть реоапдю! во всей последующей жизнедеятельности специалиста. Развитие денного вида воспитательной деятельности связано с формированием сознания студенчества, духовной культуры а дедом.

- 14 -

Под ценностиьми ориентация»«« студенческой молодежи автор понимает высокий уровень духовной культуры« позволяющий направить свои интересы на познание и преобразование объективной действительности, высокий уровень знаний, предьявляемый сегодняшним специалистам научно-технической революцией, а также определенный уровень самоорганизации, самоконтроля и самодисциплины, чувство ответственности, долга, совести, справедливости, коллективизма и т.д.

Специалист завтрашнего дня должен твердо знать, что усваивать знания он должен не рада знаний, а с целью раскрытия своих потенциальных сущностных сил в пользу своего народа и всего человечества, что в науке не столько науки, сколько в ней культуры и овладение этой культурой ему предстоит всю жизнь.

Социологические исследования показывают, что багаж знаний, навыков, мировоззрения, общей и политической культуры, который получен в вузе, оказывается, как правило, решающ;«« во всей мз-недеятельности специалиста.

Современное состояние качества подготовки специалистов далеко не всегда удовлетворяет общественные потребности, что связано с отставанием высшей школы от запросов сегодняшнего дня, накопление в ней нерешенных проблем, нарастание негативных явленг.й. Методологической основой определения места и роли учебного к ьос-штггвльного процесса в вузе выступают принципы, положенные в основу обриовьния как социального института, формирующегося адег:-ватко потребностям и возможностям общества, - с одной стороны, а с другой стороны - оказавающего существенное влияние на все сферы общественных отношений. Основные содержанием процесс:, развитие образования как социального института есть отмирание старик и зарождение новых форм его функционирования. .

Анализ состояния высшего образования показывает, что в последние десятилетия учебный процесс строился на принципе рядопо-ложенного, параллельного, не пересекающегося иди слабо пересекающегося преподавания общенаучных, общетехнических и специальных дисциплин; учебный процесс в целом осуществлялся экстенсивншн методами. Огромное количество учебного материала, который необходимо было усвоить студенту, непомерно возрастало, а для самосто ягельной работы не было ни навыков, ни времени. 6 высшую школу, как и в среднюю, прочно внедрилась процентомания и искусственное сохранение контингента учащихся, в большинстве случаев не желаю-

- ID

цхх я не умехщих учиться.Приобретенные практические навыки не компенсировались системой производственных практик.

Административные методы управления привели к существенному снижения активности роли вузовского аомсоыоха, профсооза. Постепенно произошел разрыв между обучением и воспитанием. Формализм пустил достаточно крепкие корни во знеучебнуо работу со студентами. Уровень преподавания общественных наук как основы основ 8 формировании научного мировоззрения значительно упал. Общественные науки встали в защиту тех негативных застойных процессов,которые накапливались в советской обществе на протяжении десятилетий.

В социологнчэсиих исследованиях последних лат маблвдается негативное отношание студентов » изучению общественных наук. Но самое главное, как отмечено я современных научных исследованиях, что нынешней мододеяи не свойственен глубокий критический я ценностный подход к изучения богатого духовного наследства прошюго. У современной иолодеки не развит принцип обще че ло вечес ко го и классового подхода к оценке общественных явлений не только далекого прошлого, но и настоящого. У определенной части советской »олс-дека, воспитанной в духе застойного времени, когда все преподносилось б розовом свете, сформировалось "*...неверие я в потенциальные эозиожяостя нашего строя, в те материальные и научно-тех-нмчзскке интеллектуальные возможности, которшя мы располагаем. Нам надо преодолеть это психологическое состояние и укрепить дух надих людей, ¿бо только лодям слльньм духом, под ему решения огромных я трудных задач обновления нашего общества" .

Важное значение в главе отводится исследованию проблемы воспитания культурой. Отмечено, что передача духовной культуры прошлого от поколения к поколению является обьективной закономерностью общественного развития. Но не только усваивается передача положительного духовного богатства. Преемственность заключается в укреплении этого положительного, в создании новых культурных богатств, в пирокоЯ привлеченное» народных масс к ее потреблена

Следующим моментом, вадежекнш в исследовании, есть проблема культуры воспитания. Гуманистические ценности пронизывают все

I. Горбачев Ы.С. Энергию молодежи - делу перестройки // Правда,

1989, 16 ноября.- С.2.

социальные характеристики специалиста. Идея гуманизации образования должна стать одной из перспективных тенденций в воспитательной работе со студенческой молодежью. За этой идеей будущее развитие всей системы образования обучения и воспитания подрастайте го поколения.

В заключении сделаны обобщающие выводы, даются практические рекомендации, реализация которых будет способствовать дальнейшей теоретической и практической разработке проблемы.

Основное содержание диссертационного исследования отражено в следующих публикациях:

1. Социальные ценности и духовная культура личности студента. // Вопросы научного коммунизма. К.:КГУ, 1987.- Р 69.-С.51-55.

2. Гармоническое, общественно актуальное развитие личности молодого специалиста - высшая ценность социализма. ИНИОН АН СССР /сектор депонирования.-Уда 370.174:378.96/.-К.,1969.-1 п.д.

3. Духовные ценности в интернационально-патриотическом воспитании студенческой молодежи // Тезисы республиканской научно-практической конференции "Проблемы интернационально-патриотического воспитания студенческой молодежи в свете нового политического ншленил* В соавт. с Л.А.Саакян.Одесса, 1989.- 0,1 п.л.

4. Духовные ценности и перестройка // Тезисы научно-практической конференции "Общественное мнение и перестройка".Уфа, 1989.- ОД я.я.

5. Гуманизм и формирование духовных потребностей студенческой мододеки /Тезисы на Всесоюзную научно-практическую конференцию "Диалектика и гуманизм".М.,1990.- 0,1 п.д.

.6. Воспитывать патриотов и интернационалистов /По маг зриааем конкретно-социологических исследований.В соавт. :В.В.Дутаев,А.С. Цыганчук, Д.А.Саакян. РовшкУИЯВХ, 1990,- 1,5 п.д.

7. Методические указания по критике антимарксистских концепций современного мирового революционного процесса в курсе научного коммунизма. В соавт.; Ровно: УИИВХ, 1987.-С.5-10.-2,2 п.л.

8. Социальная политика при социализме, осуществление прин-циса социальной справедливости /Планы семинарских занятий и метода та оки а указания по курсу научного коммунизма дня студентов всех специальностей УИШ/. В соавт. Ровно: УЛИВХ, 1988.- С.29-36.-2,6 п.а.