автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему:
Социальный хронотоп как качественно-количественная определенность общественного развития

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Бардонов, Сергей Николаевич
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Киев
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.01
Автореферат по философии на тему 'Социальный хронотоп как качественно-количественная определенность общественного развития'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Социальный хронотоп как качественно-количественная определенность общественного развития"

МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ УССР КИЕВСКИН ГОСУНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи УДК 100.25

БАРДО НО В Сергей Николаевич

СОЦИАЛЬНЫЙ ХРОНОТОП КАК КАЧЕСТВЕННО-КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ОПРЕДЕЛЕННОСТЬ ОБЩЕСТВЕННОГО

09.00.01—диалектический и исторический

РАЗВИТИЯ

материализм

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Киев—1991 г.

Работа выполнена па кафедре 'философии философского факультета Киевского госуниверситета .им. Т. Г. Шевченко.

Научный руководитель: доктор философских наук,

профессор Табачковский В. Г.

Официальные оппоненты: доктор философских наук,

профессор Лутай В. С. кандидат философских шаук, доцент Бузский М. П.

Ведущая организация: кафедр,а философии Киевского политехнического института.

Защита состоится: 30 октября 1991 г. та заседании специализированного совета К-068Д8.21 при философском факультете Киевского госуниверситета. Адрес совета: 252017, Киев, ул. Владимирская, 60.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Киевского госуниверситета.

Автореферат разослан 28 сентября 1991 г.

Ученый секретарь специализированного совета кандидат философских наук, доцент :

Савчук Н. П.

ОЕцАЯ ,МШЕН'|СКш -глгШЪ

Актуальноеть исследования. О5раз Кроноса, позирающего своих детей, в различных форлах проследует'человечество на протяжении всеЯ его истории', вопросы бесконечности'и конечности мироздания и человеческого бытия -издревле занимаю? уш людей.. Ну а проблемы лизни,- смерти- и бессмертия является поистине,' ввчньаш. Без это з философской интерпретации,'звучит вав" проб-..; лека пространства и времени -и- составляет фундаментальный пласт .любой философской культуры к .любой отдельно. ВЗЯТОЙ философской скстеиы.. Система диалёкгического 'иатерйализка г'..не'. исключение","> . более, того, в свете дкалехшмескбго;подхода на ыагериалистк-ческом основага-ш вопросы .'пространства и времени приобретает особу» значимость и актуальность, ¿то'обусловлено"• правде все-, го тек, что •филоеофевий'. срез пространствешю-Бре^енной проблематика тесно связан с' созрекзаааг.' ему -уровне« ебтеотадзнания. Соответственно, в эпоху бурого."разьктия фуедамёнтпьньи.'наук . неизбежно развитие пространствеино-зре^енных представлдшШ.

Актуальность исследосакхч-.соц&^зькогр пространства, п" ьро- . кенн диктуется особенно'с'тяж сегоднетней общественной .жзни, свяэанныии с корейзши изыеизкййКЕ о&цествекшх. и личностных. ; ценностей, с уснорйшгк• тейпов п6д?1тшеског'о.'и''йаущ10.-тех1ш-' чесвого 'развития, - с утверегдветей.ноглгх;" приь'дипЪз' и фор1.! чело- " Ееческого об^е^ития. •.'"-' V V' ~'-' - .У--.-/* '■'' '■ . • Ьиеагё с ген

яеуагдак я?, ¿пргделягюл да^радвйгвеа еотебувезнашя.'и лшг&- . жюи 'процессов.' Сегодкд су^есдаенно меняется, -

;:ары??ер щр<>воггргн:;я. человечества д;_--о.на обедеицои уровне. Г>5оСТр;Н;33 ГЯОСъЛЬХхХ У^Х'СДб!:, УГ^ЪЭ! .КдерКОЙ ;

зтро|й, экодогкческкЗ 'кризис, кла^т^р«,-»" лар-ак1-ёА; полнтичес-чой.гизш! ст.'лу.чурь^? -Л лзгагас оС:,'^чг.оъчс-сх'.*!, л „- с'-,:. г^ичолп"

фзрчгроьъяс тсль-кл но?-'.- ''м< '-т--.'; ' о т"П'г'~ Л'.т^рнУ»! ПС-Д'-С1",^*'- • сV-о*;г-'<-\ ""~"-р-- '-и;"*' ^ггрэпнн^: -г;,;-,ТУЧ-—- гаралпсь

^ н^загис'^'г -1' л'.тс о?"'а'гч.! ?-:■"• гр.г.еу;>."'

др^^о.;:*'.."!'!:-?. л эр*- ■ ; с^-тгл,"

:йггггйз .дсакдггьнгЛ.ао црмьрз^'гГ'у .ч йр?>;с-1г» я^туализптп'^-;а еггак ходе;.: с^хгизего.£нб"3йг «•>: Ьо'етвечно •¡•яяосс^ксоЗ гроЗдекггЕК.. Уровень "сегоднянего исследоват-:»: дапчей тг'г:

определяется тем, что возникли новые,1 нетрадиционные подходы в ее разработке: ето, преаде всего, выделение специфически философского статуса категорий "пространства" и "времени", преодоление редукционистских традиций в их исследовании, обращение внимания на неоднородность пространства к времени, выделение и анализ различных пространственно-временных форы. Наконец, большое внимание философов обращено к пространству и времени человеческой кизки. В связи с выделением отих новых аспектов теш возникает потребность в существенном изменении философского подхода'к пространству и времени в целом.

Состояние исследования птх>блемы.' пространственно-временная проблематика проходит через всю история философии, ¡сироко представлена в работах современных отечественных-а зарубежных философов. Серьезному анализу тема пространства и времени под-, вершась в работах- таких советских исследователей как Артемов В. А., дскин а. I;., Ахундов Ц. Д., гйшке В. А., Осипов'А. И., Лолчаноъ Б., Ур1:анцев -А. и др. Вопроси времени и прострш ства рассматриваются через призму истоуико-кудьтуродогического анализа /Гапденло а. П.,- Гурович А.-Л., Лосев А. (5., Ракитов А, И./, осе больший интерес данная теца вызывает у иесдедовате' лей философских проблем естествознания /Барашенкоз Б. С., Ело-хшщев н., - Козырев п. ¡.'.остеяанакко А. ¡Л., Войтенко В.П. Ьсльшое Бшшаняо этой те«« уделшзт эстетики и искусствоведы /Вахгин о. Л,', холодин 3, Днеароэ Б. Д., Каган ¿1. С., Яков лев ь. Г.//.Давно вопросы пространства к времени ьолнузт психологов -/Аарелайд А. 11., Гояоваха к. И., Кроши А. А., рубенз

Г.!. Л./.' : . - .■

Значительное количество литература по данной тематике по-свяцено вопросам социального времени и пространства, их разрэ-. батьшали такие автора как Г^резич А. И., Зборовский Г. Е., лой. А. п., Ракитов А. И., Трубников Н. Н., Черников Б. Г., Шш карух ¿, й., опетейн Р. И.,- Яковлев В. Д., Лценко А. И. и др. лараятерно, что вопросам социального времени, да и времени во-обде, уделено больше внимания, нежели теме пространства и социального пространства в частности. Проблемы пространства но-елт, как правило, пак бы подчиненный, второстепенный характер тл представляется.такой подход неоправданным, а причину такого положения видим в недостаточно глубокой исследовании темы пространства, ¿ели раньше,время'и пространство исследовались во взаимосвязи, то примерно с середины аестидесятых годов те-

{¿а времени приобретает статус самостоятельности, "а тела пространства остается з теки, ¿ели вре£я анализируется а свои:: частных формах /арегш физических явлен:;.!, биологическое время, время геологии, социальное время/, то формл пространства фактически не выделяются, а,если и'называются, го не исследуются на достаточной философском уровне. Считаем необходимым исследовать тему пространства более глубоко/ поскольку, на ншл взгляд, если пространство.и не является определяющим по отно-взниа ко времени, то, по крайней, мере, они равноправны.-В этой связи особое значение приобретает специальное исследование взаимосвязи пространства, и- времени, с одной стороны, в русле традиции релятивистской ¿нзики, и с другой стороны, в духе классической философии /Спиноза, аант, Гегель/. -

Современный уровень разработанности пр^блс.\г пространства 1! времени и социального пространства и ъ^е.чекп в'частности, позволяет нам принять своего рода гуманитарное'направление исследования, т. е. рассмотреть человеческое битке в его прост-1внственно-временной определенности. При избе-г-анаи редукционистских традиций, to нал взгляд, это и будет сущностным анализом человеческой жизни. ,

цальи данной диссертационной работ s конечном счета является обоснование необходимости понимания специ;.йки • сошаль-ного пространства я, вреызни как- вачестаекно-колачв?твеш;с» -определенности общественного развития, для достижения депкой цели потребовалось ресить следующие основные задачи:

- обосновать концепции »¿ногестьенности -фор.-., пространства к времени в слете современной .полешки 'по ¿доках теме ; ■

• - -преодолеть редукционистские ^радищда в подходе к пространству к времени, ьосходяцке' еде к..¡елассической кеханккс, путем раскрытия гносеологических корней субстанпца-озацш; -хронотопа ; • '. . ..•...-•-'. - ■

- соотнести, суцносхь пространства а времени о .содержанием таких- фундаментальных категорий «агзвиаластичэсзсй философии как качество и количество ; :,'.'.,•,.-

- исходя из пониманий пространства как качестгедаоЗ а времени- как количественной определенности развития, рассиог- . реть специфику пространствекно-временних характеристик приме- . нителько' к различным ¡ор>ям двкхеикя ы*терпи ; ■ .

- про&н&лизировагь суаносхкыо характеристик: человеческой-деятельнссти - такие как производство, обценпо, о бучение - кг.-;

ее непосредственную пространственно-временную определенность.

Теоретической и .методологической базой исследования явились принципы диалектино-материалистической философии, и частности принцип материального единства мира и бесконечного мно- . гообразия его форы. Исходным является классический подход к пространству и времени как основным формам бытия. В основе классификации форы пространства и времени.леяит известная система- . тизация основных форм двикения материи ¿г. Энгельса.. Анализ социального пространства и времени основывается на. методологии "Капитала". Значительное внимание уделяется взглядам Гегеля как : непосредственному теоретическому источнику марксистской' теории пространства-времени.

материал для 'философских обобщений. почерпнут из истории . философии и'естествознания, в особенности, из работ Ньютона, Лейбница, Канта, Фейербаха, Эйнштейна, из. работ советских и зарубежных философов, культурологов, психологов, ученых по вопросам пространственно-временной определенности.

ручная новизна диссертационной -работы состоит в раскрытии сущности пространства и времени посредством диалектики категорий "качество" к "количество". При рассмотрении социального пространства и времени последовательно обосновывается то, что они не.сводимы к другим формам хронотопа. Их свойства следует выводить из сущности самой социальной1 форш движения - общественной жизнедеятельности. ;

йа'защиту выносятся следующие тезисы:

- традиционно принято считать длительность и протяженность . всеобщими основными характеристиками пространства и времени.

Находим ату традицию свойственной механистическому мировоззрению и предлагаем основными характеристиками пространства и времени, как сущностных форм веяного бытия, считать качественную • и количественную определенность; ;

согласно современной реляционной концепции хронотопа, так ае, как, в■ действительности существует бесконечное многообразие более или менее общих форм движения, материи,, так.существует и.многообразие.фор-л пространства и зреыени. Считаем необ- . ходимш доводить эти взгляда до утверждения пространственно-, временной специфика калдого целостного саморазвивающегося материального объекта ;

- охарактеризовать цроСЕранств'о какого-либо объекта -значит вырази-ть качественную неповторимость данного объекта,,. .

- Ь -

степень саморазвития дагагой сущности, -раггки /границы/ качества, предельную форму серости. В гаком &цучае протяженность следует понимать как качественную протяженность, как степень развития определенного' качества. Дать врзменцу» определенность некоторого объекта -.значат определить количество его движения в единицах, присущих'данному качеству, последовательность событий й ^еето.ср^ди/н)и изуч^ё^юго яьленш! ; .'•'недостаточно утверждать, .что социальное пространство и время ймещг свои спеад;;!ксу.. необходимо'определять черты и па-

■ раметры социального хронотопа кап спешц'ические качественио-ко-. лкчестяенные характеристикиоОщественнои. деятельности, ьывода

их из сущностных сторон человеческой 'жизни, 'таких как производ-, • : ство, общение; обучение ; -'. \

- пространственно-временной определенностью общесяэеттой яаз1ш, рассматриваемой :сах'начест2енко-количестБ8шия опродог '

■ денность социального бытия, является ■кудьтурко-деятельностксз '. • . основание человеческого .общества, где 'культура,' как- совокупность всех достояний' человечества, -является спетфтвошы со-цпальнш-'. пространством,' а деятельность, гак ±йзой источник об- разовйния; культурных цейюс^бй,. выступает: собственно' социальным временем. . г \ ■ '-'"Г:..,;;;7/,,г..•''•'"■ . ■■";

••' ~ гайон'.перехода колпчас.тва з качество'п'обратно в сущности отрагает диа.^ек№шск]1й;-хара1:тер" сеязг:гзаимолерэхода врз— < ме'ни и пространства' и 'является'' ^ёорездгавский' аналоге» 2заимо-.-'действия деятельности и культура.'.Культурнее';ценности роедаит-. , ся в процессе творческой человеческой :деятады'|остй,' с' другой , стороны, деятельность черпает свое' содерг'личйеЧ'з существуйте?. .' культура; • • ':.';'•.■ '■■;■''•'■•_■,' '-' у-

-■э'рабоге:\о(5рсаовь^ётся''№м'ь.'р'.том, что'перзнш про--' странстЕенно-вреыенннчи прёдстаддониями" людей' на качал'ьнкч этапах (лзвития■общества'были представления: именно социального • ; пространства и Замени,- которке трнсьорггирог-ались и как б'н переносились ка внешней для человека' природу.'. ■••.'.'.■•.''•'.;:-;.*;"

¡¡ткттосх&я ■ ценность' нсс'ледовпннк '•'определяется ззакность': 'рзеевия поставленных задач для даяькей'кего развития фиДооосг-с-"оЛ теории пространства п врвизк»?'.'" ОЯкке - подф&квз' работн ю-гут являться методологией' разработки концепций. фош- "

пространства л времени» ." ■• ■';;.".-'.■'/'••- : :.

Значимость всояедоваккг -дзкйоЯ .сай состоит а тон., рассмотрение зопросоз.пространства.'л прехзш! воойр 2_ссщеагь~'-

- б -

ного пространства к времени в частности, киеет болвсое значение для философского осмысления истории и современной гизни общества, в особенности на современной его этапе, в связи с ускоренней темпов общественного развития, выделением автономных социальных образований и "крутыми" поворотами общественного развития.

вопросы, затронутые в работе, сснобопсложнн для материалистического мировоззрения и поэтому их рассмотрение играет важную- ¿оль в формировании мировоззрения личности, раскрытие понятий пространства и времени через качественную и количественную определенность имеет большое значение в формировании диалектического характера мышления. Особенно это проявляется при исследовании взаимосвязи и взаиьсперехода пространства и ■ времени.

Работа слуашт преодолению редукционистских традиций в философской мировоззрении, о частности, традиций ыеханицизыа и фпзикализации, проявлявшееся прежде всего в объявлении протяженности и длительности всеобщими свойствами пространства к гре-меш. Выводы, полученные в исследовании, способствуют утвер-гдению материалистической реляционно-динамической концепции пространства и времени.

Раскрытие фундаментальных характеристик человеческой сущности как ее пространственно-временной определенности вносит лепту е'исследование пройяеш человека, что кожет быть полозе-, но в ссноьу любой человековедческой проблематики. Вывод о со-г падении даательностиой н общественной сущности человека в обучении :.:о.г.ет использоваться в педагогической деятельности и педагогических исследованиях.

11ростра!5бтсонно-зрекеш1ой анализ общественной деятельнос-СГ21 в се качественно-количественной определенности конет иметь сличение ь охоноьдаесках работах, в частности, при выработке ■ едлжщ измерения общественного труда.

кгъобаиия работы. Сообщения по теыз диссертации представлялись на 2/Л1 Всесоюзных чтениях ¿¡олодых ученых /¿осква, 1583 г., 5л 1а Есессазншс чтениях »лолодах ученых /Москва, 1350 г.У, па ЕсссксзноЛ научной кенререации "Духовная культура и формирование личности" /Краснодар, 196У г./, на Всесоюзной научной конференции "Духовность и ксесо гааденне* /Симферополь, 1550 г./, ьа РеспуфшкаисксЛ конференции "Кгщизэдуалькосгь как проблема с^адсвсфш к г-сихсясгии" /СдаЬерополь, 1950 г./, ка изтодологп-

чеснкх cetarapax кафедра фцгософлл Слаглвехсгэ' гогуд^рстгсто-го пединститут!.

СГИлГУРл kl QC&btSä (Х)ДйРаА1МЬ PABüTJ

Структура дассертацш определяется целпгл исследования и постановкой задач. Дорадог. следования 'разделов спрзделяется внутренней логикой исследования еостветствущ?1х' проблей. Работа состоит из введения, трех глаз,.-заасэченкя и' списка литер?.-турж. '"■.'.,

Ь первой главе, которая называется "О шокестзеккости фор;.: пространства и врекенл",' на. гагерзало истории философа л естествознания внводктся обг;зф5шзеофскаг концепция' пространства и зрекенз. Предлагается цэвкЯ взгляд- га гегзлевскуп"концепции пространства i; врзиеяа. Еа 'зток езкояа.чг<к дается концепция к:с— пественности форц'хрсногопа. .Подзергается кр-лтиго субстанц'-:-елький подход к пространству и прекекл, -

- Вторая глада "¿йрогсззрзгоосгно сзкэзснид "согрзияиац: ' взглдцоз на пространство и вреня". -. поех&зеиа анализу копкрсз.-но-всеобцей форцы хронотопа - социальной. дается обстсятелы-зЛ обзор литература по данной, ssi'e. .Особоо гязшакие уделяется со™ цкаяьног.«у пространству как качественной /протяженности обг.;ест-венных явлений.-. •. _ . '•'.'.. . ■ ,, \ ...- : -

В третьей глазе - "Дросгрансгзешо-зрзиёнвая значимость• культуру к деятельности з человечэсЕОУ-.бстич". - на осиозо лрз-дчду^чх характеризуется есиовнно йорл! человеческого быткл'ко*: истинно социальное пространство .*ii speiis. Kai: фуадаадлтзлыдаз " сулногтшэ rapaKiepsi'CTiiKH обдесгвейного 'бытия амели-гцр/тт . производство и-обаяние; Предметом.анализа'является не просто деятельность, а деятельность'в рбценик, а-обцеже .пэ повода' деятельности. Ь центре -заикания каходктся обучени-з как сб;;;з-яие по поводу обгенэ формами деятельное;л. -Ка основе диаде? ti«-:;и количества к качества анализируется Езаиноде&стзие деятельности и культуру сак социального.вреыенд и пространства.

Ь заклдчента работы обозначатся наиболее спорные вопросы исследования н наи$чаа?ся щък далькегазеЗ разработки даккоЗ теш. . - ■ ."--•''.- '■"-.■■■■'. • •. --■ ,-,

В работе вводится гераан - "арзЕсусз" /з буквальное переводе - эреияпрэстранстэо/. Это понятие выработано естественно-

- - с -■'/.'.

научным знаниеы, точнее, в теории относительности А. Эйнштейна. Оно широко использовалось U. ¿¡.' Бахтиным в анализе освое- -ния реального исторического времени в мировой литературе. Нам представляется, что.понятие хронотоп очень удачно для характеристики единства и действительной неразрывности пространства и времени. Оно, на наи взгляд, более емкое, чем естественнонауч- . ное понятие "пространственно-временной яонтинууы" и несет в . себе скорее философское, чей частно-научное содержание.

Исследователи, з&жшажциеся вопросами общественного развитии, давно обращают внимание на своего рода неравномерность общественной кизни- замечено, что'за одинаковые отрезки аст-. роноитесхого врЪыенх иогут происходить совершенно различные по социальной значимости и масштабности события, ü искусстве давно .стоит вопрос о том, чью ;кизнь считать "продолжительней" и "аире": жизнь художника или. революционера, "сгоревдегс'в л>сло~ дне годы, или аизнь обывателя,намного переливающего среднестатистический'Бея. Ъ связи с&тии возникает научная потребность в методологической интерпретации такой неравнозначности различных периодов и форы общественной к индивидуальной аизни. Очевидно, что термин "нераэдоиерномь" носит в значительной степени физический сшсл. Стремление. интерпретировать исторя- . чесзуц неравномерность на языке 'философских категорий привело -, к анализу пространства и времени общественной яизни, . что и "' является основным предметом диссертации. Но прежде, чем приступить к исследования социального пространства и времени, есть необходимость & обосновании концепция иногественности • форы-пространства и времена.: Об.omi и идет речь в первой глава работы. Дзиазаие селяатся всеобщ;;-' Способом существова- -' ния материи ir выступает существенной характеристикой материи з цело;,:, Бресте с тем дарение многообразию: если исходить, из классической /енгельса/ еистеглатетацкл, то выдзляем пять основных форм даиаеняя катерка, кагдал из которое в свою очередь ;„о:яег'быть расценена. Собственно, пространство и время толсе'" являются Есеобщ;:г.;п формами бытия ыатерии, вместе с тем г.цев-г существенную- саеца^иау ь тазличкнх форнах дэизениа матерка. многообразие форм хронотопа соответствует шегообра-сиа> форы движения затерли',- Й здесь следует говорить о кесво-дажх друг к другу специфических йоjv-ax пространства и tpOiKjffií, ' ' ' ' '

'Сторонники нокцепщш. Есосбцзго и у1Г.порса.~ьпогэ прострой--стаа и npsiierei сштаэт, что tst вправо говорить о спсцнфя-,.,

е9 пространств0нно-зссменшх бтн0231г.1л q:h3is4ec!izk| гкгятос -

sax, геологичесзих, географических, Gi:ологзкоешЬсу сощгояшс: ■ и прочих процессов объеотшиой; деКоттгэяьпоазд /ло-из.о'. личных формах проетранстза-врокеш!.. Друтгл скована, простран--стзо и вроня- едаш, обладая» ф^вдапенззяьк&гп сзойсгзая» 'все- •• сбпрзми для любых катериальнаж явлений. л процессов,•• а з различ"-гсас материалы«« процессах',. систеиэйс-. они приетаиг спогафгчес-кие черты я особенности. - Считаем, • основши. есгестзшго-научик!.-и гносеологически горней такого подхода задастся когодояопт \ субстанциального подхода пространству п времена, Субста-щиа- • лизаиия хронотопа ниеет под собой ссшзашз. Дало з го«» что-при субсташшаяькои подходе свойства пастпаД '¿op&i простраяс*-гл-грепегс! распространяется uí sea матзргпо я арозозгласгзтся. г:сесбии::и. йапрамер, з аялссгчесгкза субстаиятадьиоЯ концепция абсолэтных прсстранстоа и зрокони Ньютона хараазасистжк! :,го-;сп!-глческога деления саспсострашгогса иг see г-гяроадакпз, что-служи? основой для объявления их зеяоб^ягз. •

Одной из центральных проблем работа является яопрсс • о tom¿ какое место а характеристике хронотопа стгодигь протяженности и длительности. Градационно принято счигать, что ги:ен»о протяженность является фундаментальной харакгеристиксй пространен-за, точнее, теа, пто отрезает яатзгорил '"проагранстао", a 2 croa очередь длительность есть основная характеристика врзме- • ки, или то, что отражает в материальных язлсашсс категория "эремя". Таким сбразои, принято считать' протяженность ?. длительность всеобщими, фундаментальная характврясткяам» хронотопа. Нам представляется, что если исходить из такой поешкл,.. то действительно, не иогег быть я реп: о существенно отличных от физического форках хронотопа. Как бы ш не пытались показать ''особенности" биологической или социальной протя,г:еп-ности н длительности, "спецкфическпм:!''' они ко станут, а будут з конечном счете измеряться в тех.из, что л механике, метрах, сантиметрах, часах и ;.янутах.

Коль скоро речь идет о качественно отличию: формах пространства п времени, то и единица их измерения доляш быть существенно" отличными. И -опрос не з масштабах старкх ецинщ, -тут з сущности дело ira меняется, если речь идет о етллионах

кыяоизтроа шея о кжрокас, ипшсвардаг лет ие1 о нзчтоЕнах долях сегсунды. Речь долиа здти о качественно шал единицах кз-шрсшл.. йшоцу ведь 2 голову кэ приходит измерять ускорение сощальво-ваокошческого развития в пнлсыетрах а час, а вот прокззнкэст-ь социальных образований тем но менее скяошга ш-рать из?ра!Д1 а салометргщ. Л то, что сяожидась устойчивая трздаада: считать протяженность к длительность всеобщие: свойствам пространства времени, ид наг: взгляд, есть давний от-голосос физпяакнзацил 'тогах ¡¿ировоззренческнх понятий. Протяженность у. длительность действительно евлются сущесгвеннша гараагержклаксгх хронотопа,-но якшь механического хронотопа. То сой»'В кзгсккке, при .анализе простого переведения они бесспор;-» рабэтгмг. Ко 2огда эти гараЕторыокшн распространяются са дзугка, ыгкке форка двз&сэд то 12: "полкошчаа" язю . содабегагот, •

В •■работе деггегсл возика ответить на вопрос, почему сз-столь дэхго шю&фооть лротягеннэсти и даатегьнос«: как су-¿¡осзззднзг гсарс^тсрлст;;:; хронотопа, оатавасась шпогрзеагэй? Споров'сссго, дез» 2 «го«,- протяженность а" деятельность йейкякгош» присутствуй? в; еозх соризз; двиййпш катера. Ведь акггао езвзагескага^-г; иа. еиш::, я 'созорвенно просто угадать 'дянгехзнасть •:: ярэт^знноогз <. к пркаэру, биологически: к • соцкадьнах;'с5ьс2тоз;' 'Другое дело,, будут .«л этп простракственно-врзазнсз дар^таристхси:. 'едцзегэещааги два раскрытия б^злоги-чссгого и Ьог.иахъного дзЕвзки: -в ярасут^ж- собственно• прост-танстаезио-Ербзгангга: .шрзузтрк:.' ' '

' В сзяса^с Еагейзлбгеийа еяедует кэед,* что гредашя ечк-тать-прот^шреть д дгнгедьаость -увдэроашаак ьсеобгрош ха-раатерзстгкаип'-зжоазгопа 'аоть'Р'.суеаосга редусцношзи, то есть езедзаае: шмжг.фэру- жрошяопа е ьзазвй'-/в чаетноста - е кзкь-нлчаско2/'.' «Корова:' ат^.- сройякз укодпт 'к ига&нзгческоцр !»*&'-•рагшзву,' - кссагьздаа^у •: кзедцосогкэ класснчеаког «оханзож' з ьароаоззренаёагзй ■'вд&бхфз&ва, 'П|£б,йека •яросгранства-ьрекзнк -тргда&озяо' сжтаетзг.пг'^рфййг-рофоЕой, т. е. тесно связанной с бгтвстЕашго-ь-зучкав; ' азашгез н одаэгре^акнэ затрагашцей •ровозз^енчеснаа вопрос".;, "шгтсресугз'л;^.■ 1521; философов, ш; к ес-теотзоасштатеееЗ;' -ВесаЪосуг- поя. ьоаросоь пространства

с;времена лзторз.'ред». рбходгт йуена-'йъигока» 'Зйязтейка, Уян- • к>вта:ого,-Каяка 'и соззраэкн» справедлив, т.г.

прс'странсузо п прелta ягясзтся гсзабптссг ccj.va^:: лка-

л'.'.з леак? а ссновэ тупао-^ияософстгоЯ itar/nnirí i-тл. Priscos с тем на» представляется, что гузатх&сгяЯ слпв:р данной тега остается за бортои теоретического анализа, кое-кто í.«.-27 д.г-:э удивиться нравстгенно-гуканитарному напркглзшгэ .кеследозпжгя-хронотопа. Тем не менее з работе прзддаглется пмекко таге2 год-ход. Простракство-зремя исследуется ко безотносительно и челзис-ческсй лизни, а именно casto битлз личности и ес'с;сстпа ока-сизиру-отся в его просгранстзенно-грзувиках пэрйнгтгай. Из- пргдтгцучо-го анализа ясно, что автора из интересует длительное®!» л протяженность общественного бытия. Определять несго и про.цеггнгяль- . ность человеческого сктил езорзв задача сбыпенисго сознания, с на теоретического. Предметом ишлиза я&ътагоя евгшнйэтеекко ::а-рактеристизн социальной J-ojau прсстраисгза м.зренени, несподигаэ к прсстранствеино-вргиекнцм ппр?д«ярс.м ♦якйаглческсго. гтому и поезяа'ена кторря глава дпесзр-;ац::и.

дальнейпее исследогакиз езтер предяггасг начинать с кзпеч-яых и ссновнцх лотосоззрегггеских проблем; Как понять л пзрзнзе-5я извечность и безграничность бктпя? Каи липести человеку сознание конечности собственной пнэнгг? Ка:: устроить ее, соо'с?-вэнную ."пзкь, чтоб быстротечность ее не? била гягостпа? Нднпу сг.кслом долзна бьть наполнена гизнь с-гдеяьного чзловека и общества в делом? 5тя и другие вопроса поднимаются с позиции поиска' естественной линии челсвепесного бытия. Если общество - является с собой г:соксорга:-г.:зоеанно!1 t':op:,;rr¡ дзкаэкия материи, ни в коей кере не сзодиисй к швя сослан дшегенпя, то ссо г-етстзенно долхна бить принципиально икая пространственно-временная организация общественной zy.зии, пропстсказщая из самой сущности человеческого бития.

Подмечено, что многие характеристики общественного бктия даются в пространственных торляшах: кы гезори.'г о социальной ' .иерархии, енслих и низлих нлассах и сословиях ; гозорку об иерархии ценностей ; политическую позиция сцешшаеи как празуэ, левую или центристскую ; социальное продигссииз человека определяется как движение вперед или -гвер;, или топтапио на месте; пли скативашю вниз и т. д. Давно обсыпается вопрос о том, то гу. взгляды о простраястае и времени природ?! /з частности, с физичееггеа прсстрапсгг? и всегеня/ с'нли слроеиирсзапн

.. s д^ка^аУ Ь'а .чалзБйчаскоа общество. п получились шшзпрзве-' доышз, "врошгадгsao пространствзнностьв" шракощш, оярсш®-.

обцзосвз5цюй. £1:зц51, _то ли взгляда на пространство . п время йздоваческого" обцогвижя бша: спроецированы на другие сфори природа, йачаш взглед,- пораыыи пространствешо-вреыен-наая! предетавлениша -ладей на 'начальных этапах развития общества были представления именно социального пространства и вреьге-на. Объясняется ого геи, чго.'перши истинно человечески*: ыирои для человека вил лир человека. .-Человек, лревде чем по-человечески откоситься к природе^' научается относиться по-человечес- . ш; к другому человеку. ..".ишь отнесясь i; человек Павлу как к себе подобному, чог.овзг. Пзтр начинает относиться г. сагоыу себе как. к■ человеку", - шкот ¿¿арке в "Каш:тале". Тшшу образок, , при анализе гронотспа внешзй для человека природы следует учитывать, что а ргкх щхютранещзенно-вреыенных .представлениях . трансформировано социальное пространство -к врюия. Данное, утвер-здо!шз логкчеезагвытёкаез' кз; исследований социально-практической .-и'^¿мурнок' обуазовлешосед'.фгаософских категорий. . . .. Ашиаюввуслигврагур^. да-Ървррсан •.радиального простран- .", ства ц вроыэня, .аваор 'ыздёляет■ два основных .подхода к пробле— as. Пзрзкй -.аз;:й^чка£яачад2са-й.афц,: 'уяа из. формально, а объ-:,

• ехаззвао' хздейгвус® -.оодаааьшй -.гроцоурр; ."шэвчий • специфические. . . даргаюгрг а.c^olifcTcs,уокеявва» сг-•заурагещзартак .других фора ^wms&yjtok-opm: е&оэо -.Юай^од^д з®изкае*ря неравномерность

■ cospasbiisps.-:арекейа -a oj&osjaásoiBtói в. ц^ло^,'в связи с ;чзы-Ей-. ■дяафтег-яаяаж&щ рб уакорецггг..шс:' уагоряеюш времени и про-. . сгрансжва.-, Bsogoís ; 'подход ;jiáídi43j.»raec2bi хргмгкуег положение о . -. уащщ^ъ _jÍ3Sáp¿jepkcE0'вреаони; Его авторы '

m^ocEoaH^tóstó'lksKím^ концепции вреыз-

й. Щйряршмга. •fit^atíisirca .едшеш.деа всех явлений дей- - . .озкщеаыюезгц,!-'шэ^цаимоа Одф.шх'-'?воеиенназ шала", а..фокз

• itcsójwji, "•развор&щза&'.гей '.ce6úa?i¿¿ ,шра. 1гшой подход ередда.йьэ-•• ^ошвейоцукчада подобна• абсолютному- вреиека,

в ;кргорв2: 'садельков пространств,}.

•:-швакаэ?ся -г^зоЕгег^е'» в которогл расюлоа»-

• ш'- глава?!-- рротшрй' «алого подхода. 'даабхра^р^ '•'чад\«^дн0л0С5авгх-гь'-!уаЕ0б ^увдаизнтальнос". .

• /свойса&опро&зраЕШзд лжк ;..*'1фасаавЕна^ь"» Б работе 'цредлага-

•■ escainoioajairb^jnsws^jésiipcsb 'йаз.гачзог^ёнйаго». то: есть ыаг. сте-

пень развития какого-либо качества, кап: его своеобразный "раз-• мер" или "объем". Таким образом, под социальная протяженностью. -следует понимать уровень качественного становления какого-либо социального образования или общества в целом.'Возьмём,-, к примеру, лмбой класс общества. Ьедь на различных этапах общественной лизни и в количественном, к з качественном стаопснгл он различен. :-1ало того, что пролетариат из года з год поело своего появления.растет численно, ведь'он растет и е.своем", классовом качестве, он мугает', сплачивается, .закаляется я борьбе, становится всесторонне грамотны;.}, осознает свое положение и свою историческую мнссиэ. Еот это подлинно пространственная характеристика данного объекта. Это его социадъно-простра!!-стзенкая "протяженность", йтак,' кн-предлагаем пошегать уплотнение или расширение социального'пространства как качественный рост и качественное •' углубаешо социальной-:х;зни во-всех ее аспектах. Пространство какого-либо общественного образования растет за - счет • расширения- качественного ¡могосбразая входящих в него структурных элементов, за счет расшрзкня и углубления . качественной природа данного объекта и его ол'скентоз. Нельзя-правильно понять изменения пространства, без рассмотрения его . в единстве со временем. Именно благодаря течения,времени, т.е. . количественному росту, происходит качественное,распирение или уплотнение пространства. Пространство растет во-времени и благодаря временным изменениям, оно есть снятие времена." Время есть :кивая душа пространства. Это и--проявляется, во взаямодей—' ствии социального времени и пространства.

Третья глава работы посвяцена выявления фундаментальной качественно-количественной природн человека, что и является,, на наш взгляд, социальным хронотопом, где качественное-определение феномена человека и есть его собственно человеческое пространство, а количественное определенна - человеческое время. • Исходным цунктом является вопрос об изначальной человеческой суащости. На наш взгляд, наиболее глубокий ее отраженной явля-.. ётся марксистская категория "производство" /точнее:. "Производство .собственной лизни", Знгельс/. Другим основным определением человеческой сугцности является общественная природа человека, т. е. общение. Нас интересует -общение прзнде всего как способ-передачи жизненного опыта от человека^к человеку, оз.. поколения и поколения. ЕысиеЙ. формой ебщэшя является ебт^--"'-*

различна«• шякзаа, вшивал,'' огношенш i: шру а «его«, ¡ty и ко-' иачно ео - что самое глазное - в результате общения про:;с;-:о-дат . обучение . производству ' собственной еизни, таге как определяет, сизкь человека своего рода социальное наследование, г. с, передача от поколения и поколеккэ способа газнп посред- . ствои общенил-обучешш.

laias.: oöpaooü, "общение- «вдается способрн существования производства. Нз будь общения, производство исчезло бы, образно говоря, е первой поколении производителей, а не будь производства, то в oS^eis'v*. >.as в обучении не было бы никакой надобности. Производство в озщение являются двумя неразрывней! сто-рокака, опредеяскраа: качественную специфику человеческого образа жизнедеятельности. На над взгляд, именно этими категория-' im наиболее глубоко 'раскрывается сущность человека. Категория "производство" в обществоведении традиционно используется в окоионическои анализ з, в 6iUiocoöci;o:: категориально« аппарате ей соответствует понятна "деятельность", поншааеы&я кал: специфически человеческая фоуиа гизненно£ активности. В дальнейшее 3i с следование вводится' от&'категория. Предметов анализа является но просто деятельность, а'деятельность в общении, и не просто общение, ,а. общение по поводу деятельности. Ь связи с эта;, погодкой -категорией.Ьрйдгагаегся-считать сбучениз в предельно шроаои "ого 'поникании - -.обучение как "обкен. деятельность»:, как общзкле-по поводу- обмена форггцт деятельности. Ь обучении о5~ гггругжгиотся р&здЕоеш) к?, дье ка^огасн человеческого бкткл -деятельность и -ёбыёиза, ¿ейсувн-:--е.'-;ьк-;;8 что "такое обучение, ведь оно всегда' ü&njaiaseo иц определенней: челоьеческих

!Ехш:оЕ го-ли лзккэарй;- .-то-як ара>:ггчеек0й,." то-дн теоретичес-• кой де^алькостг. .человеком, дь н са-

- Хгсобучбгсш гога.. капрайдзно ¿¿--яриобцение. -к определенны* £орсог чйловеч«'скоГ. к, различ^к:» человеческой дея-

■гальносг-к.' -'Часто:'-'¡-оъопь'-об-обд^н.-«:,' ьм забываем его цель и Р^иед i; ьедег^ р^», u-.i^ »tib - v-■ харакмркзукще;: чело-ьекл .e&r -доцо»и$ ey*;e<s*eo. Но ^елг п'оинтатьо!* цр«д«тьвить ис-Hüflt-w« о .-aciyp^u" • оЗ^ввсл, то ОШ-ТС и буД.< *

. iiijrai-Ä'.ib "i'c x&»oviioro кй.^,- которий соьерсйг. ь- •

г . Слыол-'щ^уодйк ь чел^ьччъеккй вид заложена способ-

Kocib «еох^р&ЕИчешые ъй^ощадз'ъ:-обучения саган: лриродндк деятельности. Это позволяет нам ездт&ть обуче-

ние исходной характеристикой чсяогечзсаого Коль скоро

доказано н теоретически н на историческом i-лтериал'э, что всход-ним миром человека является .тар сбгрствештай, то сяадуацая задача - расхсрыть ызхмзизи функционирования этого- raipa, Изм представляется, что инешю сбцениа кал способ. гзап^одвастгк.'г человека с человеком является фундаментальным основанием все" форм чедогеческого сткопеиия. А основном сздслом и газкачеш'.см общения является обучение-как передача зззнеииого скита из поколения к псдолскко. па основе зтиогра^зчсско« «nsepacypi г si кэ-г.гн судить о то«i что архаичные фор;<ы сбучйнгл иосияя из только ивднвадуалыгаЧ характер /дать-дит.т, учигель-ученах/, ко скорее, наиболее песо:.ьг?г-1 с'цли колле!с?:;1:;г.:,: Сорси сЗр/и;оз. праздников я т. д. „¿соое архаичное cíSiíoctpo по поводу онач:опх сб-цественкмх или ,::;чнсстн:х'{ ссбчтаЛ вара5акгсгс7 строгло f,ociii по:;едзиия и сгнокенил, которю с^лршзллюа-зл ;; ултуальггл! сж-волкс, отрогро сз:лпцт::чзсху:э структур?. Стпрхч.-.с.тчз

каксго-дл'бо рзтуала ; рассуатрнять, взиъъ д^угах его гук-::ц!1й, з качестве классич^схоД грсояекп ¿opa обученп, о. передачи смошокальной, мзсдеинсЛ к д-гдтельностисЛ о?

поколения :: поколений.

ВалиэЯиуэ роль в passpurra су.икост:х человека а:.;аэ? категс--рля "культура". í:o больяо:гу сче-jy культурой _язлявтся вторая природа, -т. а. со, что создано человечеством. Причем на з заставшем, определенно«, готовом виде, а как нечто «обильное, постоянно развивавшееся, síscs', ¿изнь культур.! проявляется а многообразии форм деятельности человечества. Деятельность и выступает а рот гивой яультуры, :шк es активное проявление. Культура вне деятельности мертва, а деятельность вне культуры лишена основания. Человеческая культура, таким образом являет- . ся пространством человеческой природы. Степень развития нуль-туры з различных формах деятельности - это естественно-исторический способ расширения социального пространства. Динамика и интенсивность разрастания деятельного многообразия культур* я есть время подлинно общественного бытия. Что касается пространственно-временной определенности индивидуального бытия, то она, на каж взгляд, заключается в масштабах присвоения и вырабатывания человеческих форм деятельности, что выступает- пространственной определенностью жизни отдельного человека.'А скорость присвоения культурных ценностей, т. е. степень обучаемости отдельного индивида, характеризует время бытия личности.

• .Б 'замшеяш. автор предлагает рассматривать с'нтие современного-, человека jcai: последовательное разворачивание шра внутреннего "Я" в его собственной пространственко-вреиекной. определенности.-Наиболее-емкой-штегорией, на взгляд-автора, отра-дающей отот процесс, является-.категория, "становление". Она отражает в себе-.основные эта® человеческого битва, такие как заровденпе, развитие в уртрдаешге. "Если пришагать во внима-ккэ, что-процесс-развития личности не только объективен, но а субъективен, т.-е. совершается при-участии сознания данной личности, то становление происходит каг осуществлениечелове-■ ка.''• Осуществление или сгдаосуществление личности'-есть процесс ■ развития собственно человеческой сущности в ее специфической' • пространствекно-вредашюй определенности, - т. е. развитие хро-нотопа.личности.-Поетоьу время и. пространство человеческого " бытия продставдЕотся це как данности, в которых происходит раз- ' ■-.ввтие -личноста. 'а 3:air основше форзли человеческого бытия, со-.-здаапе^е'гсйййг человека своей '

2X9iao;человег -из "заааяшст' 'объективно'-существующее пространство и 'врзуя,' с. хайдам просвленкем; собственного бытия созда-. -,ет -'собствсапоо- уагсасьюе проагрсшсуво-преил - хронотоп своей личности.-;VV-í V.' ". \ '-'.''

" " ib. ¡ооновс.! окгзщгй.'cbtféaeÉHoS .зйвэдяоЗ фкяоссфш 'сфорцулк--.-саган ггвод с - rái,' 5пг<?, прсДСЁав^гадп: фкяосойкл гзшг; и.акзкс- . - отасйггя^тр-гр^м-чадове^е'ского бктня, 'аараг&ву

сттах п'срзг, ьк^-екл", за собой- чолоьс-ка к

•нагетггшгф: 'ere 'е'йсяезаяается,. что это свое-

то "рсдг,- рхугг-йкиг. нё&акзЬдаега дог неспособ-

ное-:/ з даннгк .рм^гггегсг.!*. ytócsEíu íua. вооЗще осуществления сс5стгтк>гр ятъкгл-сдаскйаг?.'' JJ сзг*л«0да,' д«я глсккл тггагевг. cate' csoeí? cairos тк

сбъ^пчпгкчо' оЗстспгг^^сте;..

'.--^o-tc-.-.-.V.'.-.V' v„.v'; f с.с-сбы;:-.:- ь .---оц-.с^е

fr-c ' v. »-"•'-•'•; с;-' "'-".'." .'i-'--;;vac'.-:. г. erv

j"rak:::i изг-йт;:^,":!^ üíicc-';То;-что cbj.'nu-ií.'o" Ггсу¿^ív."-'^.'; ь--< XwVuvTi.

зезъвгдо&сЗс* йяйрв что'ош: ЬдрабатнЕ-г^-ск ко от-

дельно?:'. личностьюз'а'обз^ствок, а"-личность'получаем их в гото-.sois 'о прогзБодксск: кгдавх^уаяьного. .

зфонОтопа ós общественного;; •. ' ';