автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему: Социальный конфликт как пространство самоосуществления личности
Полный текст автореферата диссертации по теме "Социальный конфликт как пространство самоосуществления личности"
рг6 од
а^и^^аг^ 1^дшггензныз- шшшшш:
' ^ га.-Н.Г.ЧЕЕаКЗЕЕСлОП}
К": ■ празясс ттглсслг.-л
ШЛТгОВ .Част: Владимиров «л
СОЦИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ КАК
ПРОСТРАШГВО САШОСЩЕЕТШЕШЯ ШНОСТИ зецтальность: 09.00.II - сащ5аЛМ!ая философия
АЗГ0РЕ5ЕРЛТ •Ьт,'^?-лглп на соисяалие учйшй от
Работа выполнена на кафедре- философии,-естественных факульте-тсг Саратовского государственного университета км. Н.Г.ЧернышеБ-
ГКГТГ'. - •
¡аучный руководитель
(.•'5-книальные оппоненты
педушая организация
- кандидат (Гилососсккх наук, доцент Варгахин З.Ь.
- доктор философских наук, профессор лозин Н.Г.
- кандидат философских наук, доцент Корсаков С.А.
.- Саратовский государственный технический университет
оапита состоится
56
1993 года в 15 ' часов кз заседании специализированного Совета Д.(£3.74.05 пс присуждения ученей степени доктора философских наук при Саратовском государственном университете им. Н.Г¿Чернышевского ¿410071, г.Саратов, .ул.Астраханская, 83,^корпус IX, ауд. 406).
С диссертацией можно ознакомиться е читальном зале № 3-Научной библиотеки Саратовского госуниверситета <■
АвтогеФетат тзазослан
" ¿Г"
^1933 г.
Ученьй секретарь специализированного .Совета Д. 063.74.05
доктор философских наук СЛ-^ '
Общая характеристика работу
. Актуальность теш исследования. Современный этап развития фи-
с-о;: ,vwr;.~>: ллрлкллрлсзггся тлдлг-^нлж на перащп:;! n~2i; v,r -лил-ллан-'^ лр:;оллл личности - д.?ртзды;остк, гбраг>а и еллл^ —
сии п1-г( - ^пмоттай гптапгрпа w m ^ п Л vpvs тш*здггьг<т-■amwv
лЛ'л. чл ~ллланл пт;~п~ ллогс с мз,с;;1гзб:л'"Л м сллллл-л< лзл'.'.^.1--
ми, liuTOubie решает. рОщеехБо на современном переломном й'гане, ког-v-. :. .осфтез препсдько оетрьк и пргнктк&г.ьшсс ссдиальн: : и пс~ лгулл-слг;;- ксллклнй происходи? зьллп дальнойпзго напразлгнкя лгс l-.'-.vw-- лигл- лоц^лыл;: допросы гла.лят' в тл;>.нъ проблем ка/алго.
дл д; . л^ллос. нь": , ! кигда плело якчнустшк проблем::' ct'I'-oe/-" •• ся проблемами социальны!"!. В наш дни дальнейшее изучение феноме-
«nutuoi« UWUUMU^MÓA nO«>«iA/4*liW*lMtW иишшц и Oxj/lOti O
тем oúVi-ул<"-0лх>С-гВ0м, ч*0 годъен во Сои^алЬпии аКтНйНОСтИ ¡iprinh«ta-
ет ярко выраженную конфликтную форму и конфликтное содержание, что по -ряду причин приводит к серьезным социальным и личностным издержкам, а в большинстве случаев и прямо к негативным последствиям. Иными словами, сама социо-конфликтная активность личности нуждается в том, чтобы быть выделенной в предмет специального философского осмысления как. социальный конфликт личности. Понимание
"атгй жоно'Л!' í' cpf'>". очередь 63-дгт езоеобегровать дпя-локьсиекекия) н ф^ког-ен личности, Bpfac.tsKOBvHi4- - 4acou};t:.;j :ьсд~ клиплатгпзк, вштляаяег^я в процессе ее лозида-^лыл длл--ь.нО'.'Т"' »<■• не ex сферах йчлчк обдествя, станопящьус? я силуатпл; ,*е~с:гк: гисргср.йюк противоречий коллизии сфергмл! ее собствен -
i г. гс саг ю с гуле сочленяя.
С??п?нь'тянабрумр.'сз it Рассмотрение литература п*
згтерзеузчгй нас иробдеггаткке яокашшаег» что достилгуто устой«и~ юе, наиболее приемлемое для общего анализа понимание социального х- и Длил::. .лл/ллт^, стадии, зтапа, зкслэП ступени суцествова
л. pastepiíraKüH социального противоречия, Однако ч отечест -генной марксистской литература социальный конфликт отрывался от пучности, ее проблем, не шелилея явлением личностного бытия, »«с-:. '"™тс.т г гтус-'лрегтг «его работу Алиева Ю.И., Борсдкинр • /„'.., Бутенко А.П., Востокова Б.И., Друкг.нжа S.C., Куценко Б.И., ^чгагоренко А., Дроценко A.i., Г^укевича ií.ii., Шилова А.С., •греке* Г.М., Шумихяной Л.А. и др. Правильно "считая конфликт ps -
таящей стадией диалектического противоречия, выгзукаганиые' аз-горы не акцентировали внимание на субъективно-личностном характере такой формы диалектического противоречия как противоречие соци -. альное и на специфике соответствующего ему конфликта. Социальный конфликт представлялся как актуализация социально-классовых противоречий, выражакцнхся в борьбе коллективное, объективированных субъектов, считался сферой их взаимодействия, задающей направления, границы, цели, способы индивидуально-личностной сотмоконф -ликтностя. Отношение же к социальному бытию как к сугубо объективному процессу с действующим в его рамках субъективным фактором сделало возможным и весьма расширенное, крайне объективистское, несмотря на весь антропоморфизм преобладающего в этом -случае сбшедиалектического подхода к противоречиям и конфликтам социального, истолкование социального конфликта как борьбы таких противоположностей как производительные силы и производственные отношения. Нельзя признать случайным и тот факт, что к широко распространенной на .Западе социологии конфликта, рассматривание? конфликтное взаимодействие мелщу личностями по поводу- общественного, сложилось весьма предвзятое, к тому же еще и заидеологизи-рованное отношение. Здесь должны быть упомянуты труды Абдуллае -•.на С., Бердна П.Леве, Буряковского А.Л., Загороднкнова А.Н.,'Косова Ю.В., Нечкпоренко Л.А., Ореховского А.И., Проценко-Д.Ф., Ручки A.A., Самибаева X., Смирнова М.Ю., -Танчера В.В. Считалось, что конфликт в его наиболее полной определенности - проявление ' антагонистического противоречия. Личности же, существующей в обществе, для которого характерно неантагонистическое противоре ■ чке, конфликт якобы присущ лишь на уровнях самосознания, инте • ракцкя и не наполнен содержанием, проблематизирущим социальное сущее. Хотя'протест, конфликтная"форма социально-активной пози ■ цпи личности и считались в работах Кона И.С., Межуева. В.М.; Мо ■ сорова A.M. вполне приемлемы?.«-!, нормальными и необходимыми, но в реальной практике пространство конфликта личности ограничива лось сферой производства, семьи, образования. Отсутствие'поля социальных изменений и преобразований объективно способствовало утрате масштабности личности, приводило к измельчанию личности, порождало уродливые формы трансформации социо-протёстующей эяер таи.
Недостаточная теоретическая разработанность личностного аспекта, сопато-конфликтного взаимодействия была как бы йомпенсиро-
ií'.а у нас щхчстальлш язучегсяег! органпзатгскного конфликта (Ео-однкн 3JÍ.» Норда НЛ., Оыароэ Л.Ц.) и оссбо-аорадьного кокф- -их та. где личность выступает на перзом гшже (Анксямоа C.S.,
уоко s.s., 'во.тхогоной д.а., иейшр? л.л., уейнор? h.h., &схее -a H.H., Салсхсдск^я O.D., Слапогузова Ö.B.). Взсьта цэнкыо рз -уд:, гати " ¿гск :*ссл»доз'Шикх полумили пс^гстегл' — Bp9*?ycvR,C., - -2,А., Зэйгарнгк С,Б,, 'linceéis H.H., Стожз? ¡3.3., '.иг» -Т.Д., Тт^нкс С.П. Эти ученыэ показали роль внутреннего' бязнругцзгося па знугрилячностном рс-фле»-:с:ЕНЭ!1 протк-отзечня, з развитии дкчкосхи, .а -виходс еэ га прзделы знеппгх об-гсдтсдьстз, дй cirryau'.r:? абсурда а сбсснсзанпл '"Я''' нглвстгеккк.«' ат^горхшл п С;>-.1сго:: Бытя.
Говоря о йгогообразтш подходов к социальному конфликту как
'•-"нянуть о давней траднцял его изучения на Заиадв (Ceh-Cm^.í, .понт, Г.Спенсер, Г.Зкмнель, Ж.Сорель, Р.Парк, Ы.Вебер, Т.Пар -ексЧ Своеобразным итогом зЗладноЯ социологии конфликта стало рязнанке необходимости социальных конфликтов для свободной нчнсстя и свободного общества (Р.Дарендорф, Л.Козер, Т.Ботто -ср!. Утверждается и формируется конфликтный подход к социаль -ым изменениям, причем социальный конфликт видится в следующих гс Iy*{íiiH.4>.: гар^о :?и я круга»: t, с ? ?. б к ~ э.-■.:. л,-. сзляда^игнру»» -
П;--;кт1.~;еская tv ••нстигугиснглязадая социального :50ir¡^:wT'i •-.r-rjr.-x círrcTí'ir ярндзет »«у виутрисоци&аьмый, незьтаг •' :t'i -г.:-:-:с.т:;Л, гсзктхзнай „характер, Одн&зо з западай сэдколог*:«
и :<ти сопмахыпй кснфлнхт зсецело отделял-гея от глу0а.н«к о i'и.?; rtj -г г -: i -Je проблем K.-rjvs. и личкос^г., .итастся траути'л^е-и ал:него оч-чела, полнсс/ья суб'ьзптлзиэяруется, прл ото-« <;онф síK-íhko де-Лстзяя лзгенсс?;: сгодятся к действ;ш.< -íoii нял гной снфликтувЕей стороны-(группы), о rp¿¡ пгсц^игг о я горизонтом w изм потребностей п кнтесгсов. Как раз з этом с:ш-J.íy;-.) и с-з'П'мй™, т/о «онфлкиг lioap-^saor sea область ззснс-мчесьой водвлк cossük«ä nzzazczs..
3 последнее время э отечественных с с циал ыго -фпло с с фса их ис-ледоваяпях-накатался радпказышй сдвиг в понимании социального окглН'Сга. rTap-eoc5»;;cJ:£ii:'o этогс ~лс:т~т удзллзт ^н^.тчтельнов
¡-,v.:"ü правде всего Лаши H.H., Бутенхо А.П., Tn3cyt»D Й.У. 3 ттгио-гтглхслогическоы направлении в нзучешш конфшгта сладусс
- б -
веделкть Гуркова-Н.Б., Кааделя U.E., Хасана Б.И. и др. О лично- . сгнор. природе социального противоречия говорится б коллективной оногрофгш "Закол единства противоположностей" ( / Отв. род. il.A.IkpsK>x:. - Киев, 1991.). Опкэчекныз огторы считают, что ак -цэнт только ка объективных, предметных противоречиях скрадывает вопрос о еубъаккгвнгг: проткЕорочп.;х, которые и составляют ддро . противоречий социальных, всегда пр.страпственно развертызаощю;-сл в конфликт. Социальный конфликт личности показывает ее включенность в социальные процессы, a в конечном счете именно на личностном уровне и возникают :: разрешатся Есе социальные про-ткворочкл. Происходит ососчанне сатаценностп конфликта, который - согласно традиционной точки зрения выполнял лишь представитель-1 куз, сдукебнуз фуккцпэ в структура противоречия,, будучи цредель-ноя стадной развития вяелпчностного противоречия, выражающей борьбу противоположностей в веде сравдгСных действий сторон, столкновений, открытого противоборства (Бородкш В.В., Горбач В.К., Суханов В.К.).
Пркходится признать, что определенные проблеш в нзученк: конфликтующей личности - прямой результат похода к личности как п объекту, изучаемому методом-рздукцш;. Личность была сведена :: содаалытоку индивиду как к структурно-функциональному аспекту своего суазетаования б составе социального целого, к сторонам, , поддерживающим динамическое равновесие и репродуктивное воспро-;:увсденко социальной систеш. Это п обусловило вычеркивание дэткоетк как га-щгшидуадьного субъекта ко соцко-конфзккткого вегдхздспствил на предельно глобальном уровне, отчего Е послед-ксы счйни видеть беалпчностаыЛ, неодухотворенный процесс. Дол -гос вреда позитивная разработка сецлобгоктшй стороны гжзнздоя-теяькости личности не дополнялась исследованием ее окзкете^цк -олыак структур, преувеличение ке значения глгра объектных по -рядков привело к нбдостаточко" разработке комплекса Еоцроеов, ow:ooj3?s£Ch я uzyzsnrjt личности со стороны сверхсоцяуынЕК стоа -оз субъзктгшкостк. Следует отметить тех авторов, .в чкэс работах роышзуетсп соцко1?ситрпстсиж2 подход к личности, сводящий гвчкость к простой нццшдо&лнаации о&цеегаешшх отнош«;« в обрзствеш-юго бытия, нзеиогря'на все признания за личностью Евдтавдуакьностй к статуса еуагзхгискости - это Абишев К., Буова Л.П.» Буслов-К.П., Вйрежк Е.С., Гркйакьн A.B., Дзутов
Ззлсиоз Л.А., иряпзз-П., K^rrrcjosa Л&&»дсэ ПЛ., ''-v,:-eon Д.И., Пухлкзоз В;К.,'Год;ш А.Д., Серглнтоз 3.2., С..;обо-дяск! С.С., Тугаринов Б.П. :з др. Конечно, социальность липкое -
utrtniK« nuuuv Г'?»-
■ гпртт. р.г.ть нечто несоизмеримо оольсэе, чегя соиипуинис-iD [/.'л™, Е (зсечеловечность, зсебытийственнссть личности). Л:таюсть -
опингтнп и\/хчитли П I.UÜ1UMÍUUU4U1 -
•;з йтмх начал столь -.с ггротявсречиги n .».«j^nj.rna^v. п^зодслевая, превосходя тс, что она у^е есть как з содаальнсм, ;дх И' 'л духовном плане, дичюсть утверждается как бытич-сатеосу-;~зстзление. Л!гчнссть, не имевшая з своем общественном существо -г.ашш пространства сзерхсоциумного, духовного бктйя некшуег.го ^ункциснализируется, сливается с обществом, она не способна ^моизмененкя и к изменения соц;!альных фор.«. Тайна ее бытия со-
■ -VJCс -жстся-ге лк-кгсгл. >» про-т-
---те^ал чпрез социальность. 3>сухес?вленк& лнчнс«л*:! .-< : .--с; гзляетсл з-ссез по гупиостя сэсеЛ, ле !.'.о::ет я--; туог > -ат:. т. terve *ск4аик?а о мирен, лтпчвзии о? ьц-гкя, г. с сссся "ас гиней -того мига. Данный конфликт социален, :«5о хстл v ararse? помимо социальных основ личностного бытия еше :« чисто '..'т'т^о-г^еннуо, духовную основу бытия - Бытие как таковое -^ы^сдит личность за пределы es отчужденного. существования з обществе к подлинному бытии в человечно?! социальности. Чтобы •¡•.V .uí-jkoctw неооходигю лройтк нэ только путь соцяаднсактл и лапесгзо. пог^'ально'Л лсн^Жйтцооуи, но а_ возыметь oteólo направленность этой конфликтности, становящуюся путем к Бытия, "то коренным образом способно.изкенягь и личность и общество,
л-,~птолг.™1 амплИФТ, п гпттиялънпй r.notíoav Я ПОЛКССЯ—
¿'.ччниитп iiüMnrr.0 1ОГО, mivj UwI.ww.lCC ..¿С.Ul._"---_ __
iposuicr.,, эаялэчатцевся в противоречии отчувдахяцкх (систекшгс? . и человечных (гуманных, нравственных, т.е. сверх системных) его сторон, обмокает и противоречие экзистенциальных структур лич -косте г: еохрыпаяззос, подавляхкдкх кх рслевкх, статусно-но рцатга-ких _наслоений социального Я. Экзистенциальные образования гигч -hocsí, неподцакдиеся рациональному пошгг^аша я гырахзвцкеся в особых перегашагашх, к составляют тот нередуцзфуешй остаток, обуелошшваяицгй саиодшаенке, саморазвитие, субъективность дл-ностя как носителя и пстоФш;а предметно-практической деятель -hccsk, творчество, способность к соцкальним пццаненкяц, к выходу «з наличной с'итуздгя, учение преодолевать гнетущие обстоя -уокьства.
iíSK к всякая деятельность человека, а уаттле дейсгакя н взак-надайствия общественных субъектов самоосудаствленке личности вне к поцздо пространственной- фор4ы не не'л от быть осыыслено во всей ого содержательной полноте. Пространство, кмеется ввиду социальное, - слецг,$:гч'оси:ая ферл деятельности субъекта, являющаяся не только формой социального битая в его движения, изменения, jas -ьатпя, ио к формой, определенны способом организации сакэссу -состолоипя личности через ее взаимодействие с социальным. Свей -с^ва субъекта, способ й цели его гдзкедёетельности какледиваст отпечаток на пространство, в которой ск сутцестзует. В tsamou случай сйыоосуЩ'Зсгшшнне личности, выявляющее к разрешавшее вкут -рзкаао в внвашз для личности противоречия к носящее конфликтны? характер, обусловливает спецкфкческуа форху своего протекания, а шонко - крзстранственнув форму социального конфликта личное -«а, приобретающую самостоятельность и определенную ценность. Пространственная офоршгенность сотоЕонфдкктного сакоосуществле-кик личности означает, что оно не хаотический, а пространствен -ио организованный процесс, кмелэщкй в отноеюшш творческой слон -тайности известную 'перу упорядоченности. Понятие пространства, . гакрепакощее рдц важных накореннй процесса общественного развл -тая таких как протяхсзнность, упорядоченность, координированное« рэдюпоогожвнность П субординацию явлений социальной действительности (Виноград ский В.Г.) то диссертанта вполне" пркяоглвк -К к такой особой форме социального пространства как сс-цладьккА коифлкку гкчзюстк. К социальному конфликту вполне прилежна в ' »укотев ощеделящой к оугрсежная характеристика сецкалшого
пространства как формы общественного бытия, в которой локалазу -ется деятельность человека по определенным сферам с точки зрения местах их проявления (Зборовский Г.Е., Лой А.Н.,-Абасов A.C., Еарков В.И®, Осипов А.И., Симонов А.Л.).
Предметом данного исследования является социоконфликтная форма (пространство) самоосуществления личности.
Основная цель работы - теоретическое осинсление социального конфликта личности-* как ■ способа достижения духовно я и социальной свободы (со-причастности Бытии и Другому), составляющей сгшсло вой вектор личностного творчества.
Для достижения поставленной цели- диссертант предполагает решить ряд задач:
■ - выявить социальный конфликт как место постановка и-реиення. »ечнч* проблем личности, ггережяггящей - я реялияукяпей высшие духовные ценности; -
- рассмотреть социальный конфликт кал „средство удовлетворения фундаментальных (бытийственных) потребностей'Л1ГЗН0стл (потреб -ность в самоосуществлении,, в творчестве-, а смысле, в свободе, в со-участии и др.), имеющих-духовзяз-социальный характер;
- показать, что социальный конфликт является таким моментом самоосуществления личности, в котором личность реализует своп " "сеч^лспэтзгссть- и всебнтк-отвенное.ь. з (Цхгрмз социальной субъея-
'.'НОСТИ.
Теоретико-методологической основой исследования явлиотся фундаментальные труды классиков мировой философии, з том числе работы современных зарубежных и отечественных ученых, г которых содержатся г. лтериалы, з той или иной i'epe раскрывавшие ввироду
специфику личностной ссциокснфлЕнтнсстя. В круг ястсчнинсз, чоалчк&етх. з проблемное поле pidcro п используемых автором, ахи-д..т произведения русских философов 'Н.Бердяев, С .Булгаков, Ii. Леонтьез, Н.Лосский, П.Флоренский, Н.Федоров, С.Später), а тажгг HHifr; (Зенкер !'•>, ¿оскоз А,. Нрулаа С., Сузлзер Н.. Тер-'.Л-р:-!\:;>к1-! i'.. - !'-~йаньсдий г.,' г. чяоереведоннге (^с-'-р --кромбе Н., Дарендорф Р., Доуб С.,'Коллинз F.t Тернер ieo— бальд Р., Уиллер Х., Уэлоер М., Яши-ловмч Д.) труды западных
И социологов.
•r-fc -
..; сс —
г-:'):1.'' /JC-CC "
циальный конфликт, совершает переход с надындивидуального на ии— диввдуально-личностный уровень его социально-философского осмыс-ленил. Впервые социальный конфликт рассматривается в качестве атрибутивной формы сверхситуативного, смыслокизненного самоосу-кествления личности. В данном диссертационном исследовании конфликт представлен как феномен субъективной реальности, имеющей внешни» проекцию в виде конфликтного взаимодействия личности и общества. Социальный конфликт личности в сов_купн-ч.ти его внешних и внутренних аспектов Нетрадиционно понимается как Еыраже -ние сущностной свободы личностного самобытия, а сверхсоциумная духовность личности квалифицируется как идеальное основание индивидуальной социо-протестующей активности. Противоречие между человечностью к сиегешостья (социумностью) рак главное социальное противоречие с одной стороны, и противоречие .кеззду социальностью и духовностью как основное экзистенциальное противоре -чне - с другой, выдвигаются в качестве взаимодополняшихся мо -мантов предельного содержания социального.конфликта личности. Анализ конфликтного взаимодействия с позиции пространственно-временного ведения помогает по-новому подойти к проблеме разрешения антагонизма социального и экзистенциального, а тактге к вопросу гармонизации основополагающих начал личностного бытия, что видится диссертантом находящимся на пути специальной орга -газации (кнституционализации) пространства конфликта. И наконец, степень'новизны работы обусловлена аргументированным доказательством, того, что личность не просто фактор детерминации социальных процессов, а движимый высшими потребностями и идеалами субъект социальных преобразований, наполняющий смену социальных форм своего бытия духовным содержанием" гмыслоискательства.
В результате проведенного исследования диссертант пришел к следуиппш выводам, выносящимся на защиту в качестве основных положений :
- социальный конфликт - социально ориентированный поступок, в пространстве которого личность соизмеряет себя с сущим социальным порядком и нацеливается на изменение форм своего общественного бытия в соответствии с представлениями о должном, причем изменение социальной системы находится в отношении коррзля- . гиеной пзакмозависимости с сатизиененкем личности;
~ еоцкгйыкгй конфликт кз тольйо то пространство, прл '-.оь -
¡ействки со стороны которого происходит развитие общэстзенного зытия з совокупности его экономической, политической, техннчес -
^■-лз.коот:*. лп-ностл-, "мо и :.-о:тг.ого «■:> слозсгЬ:; ¡-».»».г»«? и лг-ляпестияться: ------ ----- — __________ ----- --- ___
- "ОшгальГ'Ь/. - ¡голлалоипс л = ю-ьейтивную реальность сои;гу;.а саоиснс;. трансцевдйнтьльнг.с -;:юяск':1ллктн0сти прост^анстачкно нелскнллзспанне лштк^стнл;! гуо~-жтиэностя з зиде социального личности, 'лг.«а.г>'.::-эгс грг;-;':--;1:'стг>з^-ку:-э органиса!лК,о л культурнее --------г:-.— :
- .•■■.ок'.гл'.'-лт ".га. л-лналън''^ту.знссти [ости и как пространство обнаружения принципиальной конфликтяое-
'¡I — - **-•_"*"'~ ^иугштипптгидД ^дргпттшцглгй » А» ^ ^ ' ~ -------- - """ 7" " тпчиллппид пьшта
•оризент ее социального существования;
- сР°рхсоцнумность (духовность) выражается экс-центрической газициональностьга личности (неукоренность в и постоянная выне -:еннос.ть за пределы наличного), благодаря которой через откры -■ость Абсолюту личности открыто Йное состояние мира и общества;- обретение личностью своей целостности и аутентичности про-
схоцит иоАвя рнйфий отч~тацр.кия в шюпзеез рэннтзгтз'гру^етго со-••'ллгнеге кентликта. зкзодяргго личность с уровня»йнокикнсп лез--к"ся лоллизийноотя социального бытия само го-по-себе., осво?р:-сю-- иа прккиипз обладания, на уровень гвовчеслогс социального яон-ликта. сазворачи:*ающегося в социальном бытии личности, рукозо.а-ггулниейся поинпкпок бытия - основой поцлкгдаого, неотчуяденногс упествозанйя,
Тдорет:пгзсхоэ значение работы. Введение в крут понятий,, опзг— ываюших с разных сторон и охватывающих различные грани личност~ ого континуума,такого понятия как социо-конфликтное самоосушэ -тллэике позволяет приблизиться к решенко одного из актуальные -зопрссос теории личности, имегозго и непреходящее практкчв -кое значение, и-касающегося того, насколько личность преврати — а практику социальных изменений в свое-личное дело, насколько-шла социальная практика приобрела форму лично}} ■ самодектелънос-
-;тала способом сачо^зализация личное!';':, обнэяагоэкм ^ру е? ухозиоста. Зоспслнение пробела в исследовании особенности со -хеллно/ оонтлхктнести личности способствует переходу на нобнй5
более предметный уровень в познании социальной -активности лично-' сти, в раскрытии истоков смены осуществленных, развернувшихся форм социального формами е-существляющимися. С позиций получен -ных б работе теоретических выводов становится ясной ..зависимость складывающихся из процесса конфликтного взаимодействия общест -венных отношения, придающих социальному бьгг;ш личности свободный или отчужденный характер, от формы, содержания, направленности конфликтного самоосуше'ствления личности, двигающегося либо в русле свобода» либо б русле отчуждения.
результаты диссертационного исследование м^гут быть использован^ как методологический.инструментарий ( в социологии конфликта, а также быть включенными как мировоз -зрекческие представления р практику разрешения реальных социальных- коллизиГ: и противоречий, в дело решения социальных 'проблем ,на"разных уровнях их существования. Содержание диссертации может стать основой специального лекционного курса по теории личности, и использоваться в преподавании социальной философии. 1
Апробации работы. Диссертация обсуждалась на заседании ка -федры философии естественных факультетов Саратовского государ -ственного университета им. Н.Г.Чернышевского. Основные положе -ния и выводы диссертационной работы излагались на научной кон -ференции "Отчуждение как социокультурный феномен" (Симферополь,. 1991 г.), научных чтениях, посвященных Н.Г.Чернытевскому (Саратов, 1992 г.), на XIX Всемирном Философском Конгрессе (Москва, 1993 г.). По теме диссертации имеется три публикации.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих шесть параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Основное содержание работы. Во введении обосновывается бы -. бор и актуальность темы исследования, анализируется степень ее разработанности, формируется цель и задачи.диссертационной рз -боты, характеризуется ее научная новизна, а также приводятся положения, выносимые на защиту.
■ В первое главе '"Общественные коллизии к сверхсоциумная . природа личности: историко-философский аспект" проводится осмыс-* -лениэ духовной« социальной свободы личности посредством обра ~ щеккя к социально-историческому опыту и историко-философскому • наслздщ). Оризктавруг исследования основных' феггоменов самокон -
"■ ' - 13 - ; ' с "' ' 0
( стнтуирующегося бытия личности на принцип историзма способствует , выявлению сущностной и смысловой основы социальной конфликтности ■" как-форш существования, и проистекающих из нее социальных изме- • нения как способа'утверждения фундайенталъной сверхсогкумной ' ■свободы личностного самобытия.
- В первом параграфе "Становление личности в контексте поиска духовного Абсолюта" личность рассматривается не как уже нечто ставшее, а как нечто, находящееся в становлении.- становящееся. Становл&ние более абстрактно, чем самоосуществление. В самоосуществлении рельефнее представлено само-вьщелквание, переход оя во.именно го, реально насущзстзущего г наличному я обратно через несуществующее к новому наличному. Но прежде чем самоосущест -вляться личность. должна сперва 'впервые стать, обнаружиться кат«
пр^^ттло Ро5то»«у возникновений личности .
«&« г^агньС.' ю£зпт 53 стгнпгяэяия, хотя и •таягнчается с кон*****— но -исто риче ским этапом поиску духовного Абсолпта, заканчивающим-' ся фактом полного выявления природы,. структуры личности-в хри -стианстве, расценивается,спорее как обнаружение в историческом сверхясторической, бессмертной природы личности, ищущей выход. из ситуации отчуждения, от-падения от Бытия (Бога)_. В этом смы» ' еле само становление личности и есть этот поиск н нахождение -прядааьного .оеноззкпз. сдрего бсти - Абсолюта, дарующего сущест- . воаание, выстуиакяцйго исходной предпосылкой г. верховной сверх -•аенностыо, сокрытой за целой сиетеиой опосрздствуясзрс (сопяу»«. •• эсновэшш к куяажд-гося з своем дермаиэнтном рацикальяо:: вычленении.в качестве горизонта восасторонней яигни личности, 2 чыхоле к Бвткя из своей, зясоцкалкзированностн. вцавленности с тр сой, з пережкзанга: Еггтия личность как раз и самообеснув? сг-бл. дост:»таст состояния предельной ("абсолютной") свобода чте происходит в пространстве общественны:: коллизий, смысл которкх сопряжен с личностными смыслами и Смыслом Бытия. В свете' сказан- ч кого штяттсп ограниченность пргшцшга. петоркзк», ке способно- ^ -г: уловить разверзатоткхея в становления личности ивроцгюкаявз::*-руемых бездн, в которых она укоренена.
Анализируя социальные коллизии первобытности", бунтарство мифического героя, нельзя согласиться с традиционным мнением, что пергг>гчная социальность не знала Личности. Другое дело, что эра ~ кя бытия этой Личности было ограничиваемо мигом бунтарского прэ~
зрвния Быуия» отрицающего.тотальную безликую индивидность человека. Далзо рассматривается взаимоотношение выходящей из лона первобытности личности с Судьбой как с' непросветвленнш Выткем, Ке-Бытием, про-светвляемым во внутреннем духовном опыте субъективности. Тяга к запредельному, поиск Абсолюта за рамками самодовлеющей природы и социума в сфере духа (Гераклит, Сократ, Платон, гностики, неоплатоники), происходящий на фоне общественной нестабильности, социальной коррозии не оыл сопрягхен с поиском принципиально новой фермой земного устроения личности. Встреча с Ьогом - совершается в духовном опыте христианский личности, открывающей время-, будущее, цель своего земного пребывания. Обретая Абсолют, личность в канун Средних веков обретает себя' кал: бытие пограничное, существующее на границе замкнутого сущего (социальное, конечное бытие) и актуально разомкнутого, бесконечного Бытия (Бога).
Во втотэом параграфе "Гармонизация социального и духовного е структуре личности" освещаются различные варианты гармонизации основополагающих: личностных начал. Несмотря на все различие ос -нований возводимой гармонии в системе личность-общество, оказы -вающей обратное влияние на внутриличностную гармонию, средневе -ковая и новоевропейская личность одинаковы в своей амбивалентности. Еоговдохновенная личность Средних веков - прямая-противоположность новоевропейской личности, бросившейся'обустраивать су -щнй социальный мир,. надеясь на свои только силы и забывая при -: чащаться Тому, что - за кругом непотаенного - Богу. Социальное взаимодействие полагается единственны,« полем реализации личности, которая превращается в социальный атом, функцию такого субъекта как народ. Уродливость естественного человека (социо-при -родного индивида) раскрывается перед Дидро. У Руссо естествен -ное начинает означать духовное, нравственное, а личность в идеале начинает превосходить гражданина,-■ утверздаться в качестве культурно-нравственной.сущности. Кант выводит личность из природы в культуру, но не отрицает атрибутивность социальных ан -тагонизмов социальному - бытию личности. Он впервые приходит к ыксли, что социальные конфликты трансфинитны, что будучи злом, противным нравственному идеалу, они включены в .его осуществлю -ние, в цепь достижения беспредельного культурного совершенствования личности. В гегелевской концепции самоосуществляющегося
духа (обожествленный идеал л::чности) заметна ориентация на пол -ную о суде ств ленке сть ("в себе", превращающееся в абсолютное "для себя"), на.сверисторическое состояние, путь к которому пролегает пог,е? конфликт :: бср-нис дул г. с ссбсп, Сяер-.ногсри"!" -
■ атч.'.С'Нич личности випится Гегеле/ реалпссваннся 'з Г. с'Д'-.р^тво. •.'^лм^щаюпем. бытие-личности в гтаясанском оС^^тв» т егб-- _
(.::",, гтч; глаемость/ и еч бг-тк: в дугчсвцом гТ^-гсл" -
•'". гх,:ц\е параграфа подвс.д::тся итог новоевропейского фи-
_-'твсблнил, которые стала идея гариолли ссг.;:зльк^; ; к •• -.-хсг-с, личностного и общественного, Божественного ч ¡/носко г: _ Д.ч-ле® тщпровятг.«' что кдпп гаргт:;;т;т кзк ; есьсгчкп
т.ла'•-н^^окого филосо" снования раололпл к гс
с одной стороны, полагал, что она осуществима как идеал лишь в бесконечности становление- ч ^ - м«. от,':::: -«вспогг: №«яи*пчя •ко?/*«,нки">. ф^тссс^сг^сь^;^; у:;^-чивает идею возможности гармонии индивидуального и социального, относится к ней кап к вредно", иллюзии; идеалом становится личность* сачоосчцзствляющая себя как экзистечциированная личность, как то, что остается после "вычета" из социально направленной личности со-циальногс- взаимодействия. Социальное (со-вместностное) бытие кон-турируется как сфера утраты самости, как то, что закрывает возможность проявляться как нечто неповторимое (Кьсркогср.. Хайлоггер. -Сартр; = В философии же бунта А.Кама дк. гаркошгоность содоольно! о с:~<зствсваная понимается как следствие внутренней установки субъ--:::::гности »5а едичелор пребтаниэ в абсурде. Бнутре!шг.- конфликт чс дс-чмет.иичность, насидьстзекпссть, а такпе гуГ.т-олт-об* ¡'-кг-•-'уг структуру диалогичного по сути сво»# социального нечлитчг ст -легг. взаимодействия показывает Л.Рихер, который как и А.£рейц*р ггедчвркигает наличке в социальном о?-;™!'.« личности »миног» лчро ; - сбеэлкчивающего яонферкизма, -»с звоценнсго на утрату лчч -ностью нравственности, свободы воли, самс;тоятельнос1и. С этих
турныи микромир, не поддверженный никаким манипуляциям извне. Диссертантом предпринимается попытка изложения самостоятельного
-г:-:-.•■гк. ч гляиилчдез пгзблсьь гар:.-он:сл личности, :;огоран препод—
: ••.'■-,к' - . ..
автором во второй круг понятий теории личности, "охватывающих" личность в ре способности к действиям, идущим от себя.
- Во'второй главе "Конфликтность социального бытия личности" формируется понятие социальный конфликт через понятийное раскрытие основных узлов самоосуществления личности. Исходная клеточка исследования - ситуация отчуждения, в ходе всестороннего анализа ' конкретизируется понятием отчужденное самоосуществление. Путем раскрытия потенциальных вйзмойлостей личностного самоосуществления наполняется содержанием следующее, логически вытекающее из предыдущих понятие преодоление отчуждения, которое и составляет смысловую структуру социо-протестующей активности личности. Преог доление отчуждения далее вписывается в ткань понятия свободное самоосуществление, наиболее полно раскрывающего феномен личностного бытия.■
В первом параграфе "Самоосуществление личности в ситуации ■ отчуждения" выявляется специфика понятия самоосуществления, его отличие от других близких понятий таких как самореализация, са -моопределекие, самоутверждение личности. Разграничиваются нор -мальное (свободное) й аномальное (отчузкденное) самоосуществление, Удовлетворение и постоянное воссоздание потребности в самоосуществлении пронизывает все жизненные реалии личности, фазы ее бы -тия, складывающиеся в.неповторимую жизнь, в индивидуальную судьбу, Есть веские основания говорить о противоречивости детермина-, цин жизненного пути личности, понятого как целостный процесс са-шоосуществления: с одной стороны.поступки определяются сложившимися потребностями и внеишши обстоятельствами, но с другой стороны имеется и другая детерминация целевая,, исходящая из про -тиворечии -осуществлённого и неосуществленного,, реального Я и Я идеального. Последняя - детерминация изнутри, построенная на вза-ю-одействии двух доминант - основной (жизненной) и ситуативной. Лишь соотнося себя с более, широкая сшсловыы целым, личность на • делязт и свое бытие значимым смыслом. Абсолютный Смысл не может быть улавливаем путей погружения в глубины свое^ субъективности вне и помимо -участия в сшслопоисковой деятельности социальной общности, человечества. Если 'брать процесс самоосуцествления в ого подлинно .Есебытийном маситабе, то исключительная ориентация на социальность1, ка чэловеческуэ суирость скорее аномальна, чем коуыаяька, кбо ссдег к отчулдешег'ог Бытия. Однако лнчиоегь кз
только пребывает в отчуждении, но и превращает социальное и он-•гслсгическсе отчуждение в предмет постоянной забота.Попадая в круговерти антиномичности ситуации отчужденного существованкя-
:::.дягн:-с?я?.и Сыгие, н&вл'.гиасеге са:.:спот?р^. Лггчносгь сбла-ке? сктягткми есзуо'.нсстямй преодоления- отчуждения». демонстрации. сво-
"г г с
ГГГ» ГГЯ ЧЬЯЭ О ОТ! Г» а Г/ЯХ/ ГПИН 1СЧ ПЛЫЛТЭ
вается с - несовпадением между сваинл в сеьиар&сташцьхт ооьмиппос-г«-и п^п-пигчгсйтттд и глтгаяпшг.-яаиянтпЯ! "./ГЛТПТГЛтл: ято?. объектява-
тчлпш "к- „ иаопо1'цртипа уппппттмъгын ст три[|1<чм11ин дтиу Н11 :-)М£ 17* —
ноете?. утлтстдет для лкчьс^тн ценность результатов ее развития, которые подчинены целда искусственной социальной нагашерии..
Зс ртсосу параграфе "Смысл и цели социального протеста" до -тальнс прослеживается актуализация з наличном социальном 61.7Ш1 личности ее базисной сверхссцкучной (духовней'1 свободы, прояв -лягщейся в Екде ннепяей деятельней социальной конфликтности. Со-протест превращается в акт радения Лиге ости, скрытой
"гп? гее:'.'а."у.? к.чиег! м ¡:а,ч сл^слс-"тг-л^ -
як гкьпость, склонность к сотггс стнслснигч с ггщо -
(••гвп!', пс сайге главное - соцяалы.'ую креативность, вырожизцуйся >' ссздан;с! корь-: ферм социальной систет/кости, спссобстпусщт а"'33?атно?.*у сйкгесушвствлеюет.
3 третьей главе "Социальный конфликт я свобода" происходит
ней ситуации в виде внеше различных, ко внутренне связанних вариантах социального трансцендпревания, основанкех на взрывепо -дебкеи ув&пгченкл степени сецчалмгод зктзпзкостн лености. П^ггкп
которого - преодоление о'ес-прдчастноста Било, необходимо еще п пошаание обратного воздействия социального конфликта па исходную ситуацию отчуждения. И дело не только в том, что отчуждение как бы снимается в поле конфликтного взаимодействия, становится ■ главной репаемой проблемой, но в том, что сам конфликт личности обретает-качество отчужденного или свободного, а ресенпе проблеет отчуждения и отчужденности самого конфликта совпадает с рогхз-нием изначальной проблемы отчуждения; "расплавленной" в процес -суальность конфликтного взажодействия. Для того, чтобы стать способом действительного преодоления отчуждения конфликт само -осуществляющейся личности должен одолевать отчуждение в саксы акте пре-одоления, формой которого он и является. Е противно-случае конфликтующая личность встает на ложный путь и вместо прорыва из пустоты к Бытию, вообще вырывается и из бытия, продета -ет перед ликом Ничто. Бесспорно, что момент выбора действительно выводящего из ситуации отчуждения конфликта или конфликта, в нее заводящего, щи что тоже самое - генетически определяющего отчуждение, есть момент свободы личности, прекращающийся или продолжающийся.и развквагщийся в ее последующих действиях и состояниях.
В первом параграфе "Негативный бунт и отчуждение" подчеркивается, что при рассмотрении негативного бунта, отрицагезего вместе с отчужденными конкретны;.«! социальными отношениями и инсти -тутами социальные относения и институты вообще, нельзя выпускать 1 из поля зрения не только его асоциальный, но и превращенный ха -рактер, смыкающийся с превращенным характером отчужденных отно -сений социума. Превращенный социальный конфликт, или негативный бунт, делает попытку превращенным образом снять исходную превращению сть отчужденного состояния. 'Так вторичные, побочные свойства конфликтной активности личности, не выражающие ее сути' и служащие моиекташ для преодоленил, как-то --отрицательность, на -сильственность, асо'циааьность, нерегулируемость - становятся в негативном бунте осноенымп чертами, вытесняющими изначальные сшсловые структуры социального протеста - неотчулденность, не-¡аснльственность, человечность,, управляемость. Будучи отвлечен-!са1 протестом против жизненшх условий- вообще и- следствием и-вы-рааением отчаяния,. негативный бунт сфорлдяется как иллюзорное сочту трулэнкз встрсвоггешюго а погерявшго терпение человека.
- • ' 19 - ^ ^ ■: •
V • с . .о
вступившего в слепуи борьбу с действительностью. Негативны!! бунтарь склонен к аномии, к прэ-ступности, вшосящей его на цадвор-кн достигнутой социальной культуры, в поле тотальной отчуяденно-
лгчнсст!» (преступна ккр). 'Н'зх'ати^кан ^ст»ксвка "лдголсгззт рдэзл-:"сг>?па:! сссиогекно" потрзО'кэстк в са*Отоздес?венносгн л ..оь ' гглттттг гг"' тгегг* • отношение-к-Другому. и. к ду-_______
ливает отклоняющуюся в сторону яичпоспигс ноа'иглл кснлрелнул '-.с"чм-"-.г-.кость, макс1Г-".л.г.ько ^аллгауп от сверхсоциумнсй :*. сгзолсо-псчзц акчдостк.
Л " ЛЛЛЛ~ЛЛГ "Т-.п: ЛЛЛ ~ Л Л: "Л ЛС Т" Л Р" ~ СС^'РЛЬНОГП тгпнгГ] —
;.:и:тг. л тгг" -глкал т;эдлллац;:л личное^:; зсевяпзк поиску гипс-сс»: • ческой иной модели -социального конфликта в корне отличной по ии иклмм и ио^,«.,;-.-« ;г """»-"в«™ /■п/ыгя. Как таковой
ЛИЧНОСТИ Г** о тел " ; «V»? К0ТГ1ГВ4* иииц-
то невозможно движение и развитие массива социальности. В так называемых социальных конфликтах, преследующих целью самссохра -нения- социального индиввда путем ожесточенной борьбы за "блага" стпаЕпего от. Бытия мира, регистрация личностных качеств человека неоправдана. Пристально всмотревшись в наличные социальные конфликты,- приходим к выводу, что социальные конфликты отчуяден-»-.-г- гг^иалагсге -ми»» нйлйаоаь 5сспсчго:йи в сж-ле фундирования
-г |
те со свободой духовной составляет абсолютизма свобода', без кстс-
ность к Бытии чэрэз возвращение) не осуществима, радикальная трансформация социального конфликта - это выявление, вынесение ■ пКийгттч пейстЕителького из слоев вкртуальньж кетяк спрллэ -
ЬО^'О^ан «» Л^Л?,^/ „ Л]-.-- .»ЛЛз ^ - .^Ц-... * - -
- га -
отчукдошш. В радикал ьно-трансфорафусЦ8ь,ся конфликте Личность обретает то пространство, где вполкэ доступно влияние на более широкое'поле истории, социальности как внутреннего фона предметно-культурного мира. Переориентация. личности на бытие, творчество, свободу означает такой переворот во внутреннем мире личное -ти после которого она выходит в иное измерение своего бытия. Внутреннее перевоплощение - чудо, знаменующее обратное отЕоева -нио личности у ситуации отчуждения, ее катарсическое исцеление, являющееся предпосылкой разительно!? трансформации ее внешних действий, зе внешнего социального конфликта, ориентирующегося отныне на принципиально новые социальные реалии. Позитивный конфликт при ?том - такой ссцио-организационный конфликт, который создает, образует общественные структуры, отличающиеся гибко -отью и недогматичностью, обладающие необходимы;« внутренними механизмами самосоверсенствования и само формирование, допускающими право личности на воздействие на отнюдь не принудительный строй тияни.- Преобразование социума на неотчу»дазсщкх началах затраги-' вает глубокую перестройку и личностных оснований социальной организации общества, изменение установок ее сознания, признающего в социальном конфликте творчество. Сверхсецнумнал -риентаинл -возвращающего конфликта способствует выявлению возможностей самой социальности как аспекта личностного существования, всегда системной, но но всегда отчут-дапке заорганизованной, сез ради -калькой трансформации социальные конфликты усугубят отчуждение, »максимально удалят из жизни личность как единственное творческое начало, пройдут мимо резерва приближения социальности к человечности, а процесс естественной оперативной конституитязнсй смены форм социального в замкнутом на зн'аящем трансцгндирсвания пространство отчуждения обратят в произвольное конструирование, его -собноа подвести человечество к Не-Бытизо.
В Заключении подводятся ктогн проведенного исследования и огеочаются возможный перспективы дальнейшей разработки проблемы.
По теиз диссертации .опубляксзани елепуатаа габстч: I. Щуп/ров М.В. Анткнсмичность самоосущсстзжнит л!гоксс?п з
---I« О ф,.
■ тз íhnocntír.kom !лгс0с0сзрцаш1
лт
к 1 C^jàril-*«» (I
тоаэ