автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему:
Самоосуществление субъекта труда и тип личности трудящегося

  • Год: 1984
  • Автор научной работы: Трошин, Игорь Александрович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Ростов-на-Дону
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.01
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Самоосуществление субъекта труда и тип личности трудящегося'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Трошин, Игорь Александрович

ВВЕДЕНИЕ

Глава I. ЗНАЧЕНИЕ И МЕСТО ПОНЯТИЯ "САМООСУЩЕСТВЛЕНИЕ"

В АНАЛИЗЕ К.МАРКСОМ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕКА

§ I. Учение К.Маркса о социально-исторической сущности человека

§ 2. Место понятия "самоосуществление" в ряду категорий исторического материализма

Глава П. ЭПОХА ОТНОШЕНИЙ ВЕЩНОЙ ЗАВИСИМОСТИ: ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ЛИЧНОСТИ И САМООСУЩЕСТВЛЕНИЕ

§ I. Общая характеристика положения индивида в условиях классического капитализма

 

Введение диссертации1984 год, автореферат по философии, Трошин, Игорь Александрович

Актуальность темы. В период совершенствования развитого социализма задача формирования нового человека, всесторонне и гармонично развитой личности - активного строителя коммунизма -является одной из важнейших. Эта задача, поставленная ХХ1У и конкретизированная и развитая ХХУ и ХХУ1 съездами КПСС,находится в центре партийной работы потому, что, как отмечал Генеральный секретарь ЦК КПСС товарища К.У.Черненко, "формирование нового человека не только важнейшая цель, но и непременное условие коммунистического строительства" (61, 574). Актуальность и всё возрастающее значение данной проблемы всесторонне раскрыты на июньском, декабрьском (1983г.) и февральском (1984г.) Пленумах ЦК КПСС. Положения о развитии производительных сил и совершенствовании производственных отношений, о кардинальном повышении производительности труда, распределении по труду и полноценном использовании свободного времени являются теоретической и практической основой для формирования целостной личности. Базируясь на принципах марксизма-ленинизма, основываясь на глубоко научной оценке прогресса нашего общества, эти положения верно отражают реальные потребности, вьщвигаемые самим ходом коммунистического строительства, и представляют собой дальнейшее развитие идей Маркса-Знгельса-Ленина.

Для практического решения задачи всестороннего и гармонического развития личности необходима прочная научная основа, глубокое теоретическое изучение и обобщение данного процесса, его исторических предпосылок. Этого требуют и дальнейшее развитие марксистско-ленинской философии, и задачи борьбы с буржуазной идеологией.

Исходя из положений, высказанных классиками марксизма-ленинизма и развитых деятелями КПСС и Советского правительства, можно заключить, что для формирования нового человека первостепенное значение имеет труд.

Большое влияние на содержание и характер труда работника, на формирование нового типа личности трудящегося оказывает современная научно-техническая революция, вызывающая настоящие перевороты в технической вооружённости труда, в увеличении доли научных факторов в организации труда, в роли и месте человека в системе современного производства. Учитывая огромные изменения, происшедшие под непосредственным влиянием НТР в сфере производства, приведшие к перемене места субъекта труда и к образованию нового типа личности трудящегося, КПСС придаёт решающее значение детальному исследованию вызванным современной НГР изменениям характера и содержания труда в условиях зрелого социализма.

Актуальность данной проблемы подчёркивается в "Основных направлениях экономического и социального развития СССР на 1981-1985 годы и на период до 1990 года", где перед общественными науками ставится задача сосредоточить усилия на исследовании проблем всестороннего и гармоничного развития человека (см. 59, 146).

Философское осмысление закономерностей и тенденций развития личности работника, являющееся теоретическим фундаментом практического осуществления процесса формирования исторически нового типа личности - субъекта коммунистического строительства -должно основываться на пристальном и глубоком изучении марксистско-ленинской концепции человека, на результатах, выводах и обобщениях, полученных в ходе анализа классиками марксизма-ленинизма изменения характера и содержания трудовой деятельности работника в историческом процессе и неразрывно связанным с такими изменениями появлением исторически новых типов личностей трудящихся.

Адекватное отражение в марксистском философском сознании реального и сложного процесса формирования и развития новых социально-исторических типов личностей невозможно без выработки теоретического философского представления о связи между формированием типа личности трудящегося, характером труда и самоосуществлением субъекта трудовой деятельности. Вот почему избранная нами тема "Самоосуществление субъекта труда и тип личности трудящегося" актуальна и очень важна для теоретического осмысления процесса формирования коммунистического типа личности.

Теоретический анализ изменения характера, процесса и субъекта трудовой деятельности, с блеском проведенного К.Марксом в полном соответствии с принципом конкретного историзма, позволит, разумеется, с учётом новых фактов, выводов и обобщений дать верные и аргументированные ответы на вопросы, выдвигаемые перед теорией и практикой современным развитием общества.

Действительно, "разобраться во всех сложностях современного мира, организовать и направить революционное социально-историческое творчество рабочего класса, всех людей труда -такова грандиозная задача, которую решают сегодня теория марксизма-ленинизма и практика борьбы за прогресс человечества. Та задача, которую перед собой, перед своими идейными и политическими единомышленниками и последователями ставил Карл Маркс, -объяснить и изменить мир", - такую высокую оценку методологической роли учения К.Маркса для современности дает Ю.В.Андропов в своей статье "Учение Карла Маркса и некоторые вопросы социалистического строительства в СССР" (64, 23).

Кроме того актуальность данного вопроса диктуется также и теш потребностями, которые ставятся современной идеологической борьбой. Так, совершенно необходимо противопоставить множеству буржуазных теорий "технологического детерминизма", абсолютизирующих технико-организационную сторону труда и оставляющих в тени социально-экономические моменты, верное понимание проблемы.

Степень разработанности проблемы. В трудах классиков марксизма-ленинизма заложены подлинно научные основы подхода к теоретическому анализу развития личности в самом широком плане. Причём важнейшую роль для выработки единого методологического подхода к данной проблеме у советских обществоведов сыграли опубликованные в 1968-1969 гг. на русском языке "Экономические рукописи 1857-1859 годов" К.Маркса. Теоретическое осмысление данного труда привело к появлению ряда работ, в которых достаточно полно представлены взгляды учёных-марксистов по этим вопросам. К их числу относятся такие монографии, как "Человек и его работа" под редакцией А.Г.Здравомыслова, В.П.Рожина, В.А.Ядова (1967 г.), крупные работы 70-х годов "Труд" И.И.Чанг-ли, "Научно-техническая революция и социализм", "Научно-техническая революция и общество" и др.

Последующие исследования конкретизировали различные аспекты развития личности.

Проблема личностной типологии активно разрабатывается в трудах таких советских философов, как Б.Г.Ананьев, В.Г.Афанасьев, С.С.Батенин, Л.П.Буева, И.В.Ватин, М.И.Винников, В.Е.Давидович, А.Н.Ерыгин, М.С.Каган, С.М.Ковалёв, М.Я.Корнеев, А.Н.Красин, Б.К.Лебедев, Г.П.Предвечный, Е.Я.Режабек, Х.Ф.Сабиров, Г.Л.Смирнов, Ю.Р.Тищенко, В.И.Шинкарук и других.

Проблема личностной типологии полнила широкое освещение в трудах наших обществоведов. Глубоко проанализирована связь формирования определенного социально-исторического типа личности с характером труда, с классовой принадлежностью индивида, с характером общественных отношений, с направленностью, установками, уровнем образования, мировоззрением, ценностной ориентацией личности. Выявлены характерные социальные и психологические черты типов личностей различных общественно-экономических формаций.

Однако, связь между социально-историческим типом личностей, характером труда и процессом самоосуществления индивида представляющаяся, с нашей точки зрения, очень важной, проанализирована недостаточно полно и глубоко.

Проблемы самоосуществления субъекта труда специально сама по себе в марксистской философской литературе практически не рассматривалась. Однако аспекты этой проблемы чаще всего затрагивались в работах, посвящённых анализу всестороннего и гармонического развития личности, деятельной сущности человека, творческого труда. Отметим работы Н.И.Аитова, Л.М.Архангельского, Г.С.Батишева, И.В.Бестужева-Лады, В.С.Библера, Л.П.Буевой, И.В.Ватина, Г.Н.Волкова, В.Е.Давидовича, Э.В.Ильенкова, И.С.Кона, А.Н.Красина, Е.Я.Режабека, Б.Г.Ушакова, З.И.Файнбурга.

Особенно выделим такие важные работы, посвящённые проблеме самореализации личности при социализме, как кандидатскую диссертацию Л.И.Антроповой и статью автора из ГДР Г.Коха^. Хотя См. Антропова Л.И. Социальные проблемы самореализации личности.

Автореф.канд.дисс., Ростов-на-Дону, 1980.

Г.Кох рассматривает проблему самоосуществления индивида преимущественно в эстетическом аспекте, изучая связь между самоосуществлением и художественным освоением мира.

В этих работах самоосуществление зачастую отождествляется с всесторонним и целостным развитием личности, с её самоутверждением (А.Н.Красин, Б.Г.Ушаков, Л.И.Антропова), что возможно только в рамках коммунистической формации. Следовательно, с такой точки зрения, процесс самореализации личности идёт только в коммунистической формации.

Кроме того, понятие "самоосуществление" отождествляется с понятием "всестороннее и гармоническое развитие личности", "самоутверждение" и "самосовершенствование", в силу чего невозможно выяснить, с нашей точки зрения, специфику и место понятия "самоосуществления" в системе категорий истмата, важных для освещения марксистско-ленинской концепции человека.

Цель и задачи исследования. Объектом исследования диссертанта является теоретический анализ процесса формирования основных социально-исторических типов личностей в ходе исторического развития. Такой анализ был уже не раз реализован в вышеупомянутых философских трудах. Автор же предпринял попытку рассмотреть этот объект под новым углом зрения, проследив связь между формированием типа личности, изменением характера труда и развёртыванием процесса самоосуществления индивида в ходе социального прогресса. В этом заключается основная цель работы. В соответствии с этой главной целью ставятся и более конкретные задачи исследования:

I) выяснить содержание понятия "самоосуществление", определить его место в ряду основных категорий исторического материализма и его методологическое значение для развития марксистсколенинской концепции человека. Для этого определить, как соотносится понятие "самоосуществление" с такими понятиями и категориями как "жизнедеятельность", "самопорождение", "самоутверждение", "самосовершенствование", "опредмечивание", "распредмечивание";

2) теоретически проанализировать процесс самоосуществления индивида в рамках определённой общественно-экономической формации, т.е. проанализировать, в какой мере в данной формации реализуются способности и возможности личности к развитию;

3) изучив роль труда и изменения его содержания и характера для процесса самоосуществления индивида, выяснить личностную типологию в определённую историческую эпоху, установить характерные черты типичной личности той или иной эпохи и проследить за ходом формирования и развития основных социально-исторических типов личностей.

Методология исследования. Методологические принципы, которыми пользовался в своей работе диссертант, почерпнуты прежде всего из теоретического наследия классиков марксизма-ленинизма, материалов партийных съездов, Пленумов ЦК КПСС, статей, докладов и речей руководителей Коммунистической партии и Советского государства, выводов, содержащихся в Конституции СССР и в постановлениях партийных и советских органов. Это - принципы, лежащие в основе диалектической логики и материалистического понимания истории. Они активно разрабатываются в советской философии Ж.М.Абдильдиным, А.С.Арсеньевым, Г.С.Батищевым, В.С.Библером, Э.В.Ильенковым, В.П.Кохановским, М.К.Мамардашвили, К.Р.Мегрелид-зе, А.М.Минасяном, Е.Я.Режабеком, В.С.Швыревым и другими авторами, на результаты, полученные которыми, опирался в своей работе диссертант.

Методологические принципы исследования заимствованы также из работ, посвящённых проблемам типологии личности, самоосуществления и вопросам, относящимся к трудовой деятельности человека.

При анализе, проблемы автор использовал также выводы, полученные в исследованиях советских и зарубежных историков, социологов, психологов, экономистов и представителей научного коммунизма.

Практическое значение и апробация работы. Содержание диссертации прошло апробацию в её обсуждении на кафедрах истории философии, диалектического и исторического материализма Ростовского госуниверситета, в лекционном курсе истории философии на историческом и филологическом факультетах Ростовского госуниверситета, в семинарских занятиях по философии в РИСИ, в лекциях, прочитанных диссертантом по линии общества "Знание" и в системе политпроса, а также в лекциях, прочитанных партийному активу Ростовской области, в вечернем университете марксизма-ленинизма при Ростовском обкоме КПСС.

Материалы диссертации могут быть использованы в научной, преподавательской и пропагандистской работе.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения и списка литературы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Самоосуществление субъекта труда и тип личности трудящегося"

-177-ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящей работе была предпринята попытка, опираясь прежде всего на наследие классиков марксизма-ленинизма, раскрыть теоретическое содержание понятия "самоосуществление" и выявить его место в системе категорий марксистской философии.

Подводя итоги, можно констатировать, что понятие "самоосуществление" не служит для К.Маркса моральным постулатом, не является индивидуальным актом развития личности, а есть отражение процесса реализации способностей и возможностей личности к развитию, процесс, с различной глубиной протекающий в разных общественно-экономических формациях, в среде различных классов и социальных групп. Процесс "самоосуществления" индивида может быть реализован в полной мере только при коммунизме. Полное самоосуществление есть объективизация возможностей личности к всестороннему и гармоничному развитию.

Для самоосуществления индивида необходим целый комплекс "объективных и субъективных условий", без которых самореализация индивида невозможна. В процессе полного самоосуществления, когда личность превращается во всесторонне и гармонично развитого человека, в ярко выраженную индивидуальность, способную к "более возвышенной деятельности" (К.Маркс) и к перемене труда, решающую роль играют "объективные и субъективные условия" самоосуществления.

К объективным условиям самоосуществления мы относим, во-первых, создание нового, высшего типа общественного труда. Классики марксизма-ленинизма убедительно показали, что сердцевиной самоосуществления является освобождённый от эксплуатации труд.

Труд становится средством самоосуществления субъекта в коммунистической формации, когда он превращается во всеобщий труд, "простыми моментами" которого являются: I) неуклонно растущее превращение труда в научный труд, благодаря чему он станет для всех членов общества одинаково творческим; 2) участие всех классов и слоёв населения в общественном труде.

Только тогда труд станет средством самоосуществления субъекта, "положительной, творческой деятельностью" (К.Маркс), наслаждения и первой жизненной потребностью.

Во-вторых, к объективным условиям самоосуществления относится громадное увеличение при коммунизме свободного времени, выступающего в качестве пространства для самореализации индивида, представляющего собой не только досуг, но и время для более возвышенной деятельности, для всестороннего развития личности.

Конечно, мы далеки от абсолютизации роли свободного времени для самоосуществления индивида: у К.Маркса мы находим прямые указания на тот счёт, что труд и свободное время являются условиями самоосуществления, но однако ведущая роль принадлежит здесь труду.

Самоосуществление субъекта связано также и с субъективными условиями. Таковыми являются убеждения, взгляды, знания, идеалы, ценностные установки, принципы, планы личности. В комплексе субъективных условий самоосуществления на первый план выступают волевые факторы индивида, без которых самореализация личности немыслима. Известно, что КПСС придаёт огромное значение формированию у советских людей коммунистического сознания, воспитанию широких трудящихся масс в духе коммунизма, что является по сути дела основой для создания субъективных условий "самоосуществления". Необходимо отметить, что субъективные условия играют не меньшую роль для самореализации индивида, чем объективные.

В рамках настоящей работы рассмотрены только объективные условия самоосуществления. Мы не ставили перед собой цели анализировать субъективные условия самоосуществления, хотя полностью отдаём себе отчёт в том, насколько подобный анализ важен для изучения действительного процесса самоосуществления. Поэтому пути дальнейшего исследования проблемы самоосуществе-ления мы видим в уяснении диалектики субъективных и объективных условий самоосуществления. Причём такая задача может быть успешно решена, с нашей точки зрения, лишь совместными усилиями представителей всех составных частей марксизма-ленинизма, а также психологов и социологов.

Именно в плодотворном и творческом сотрудничестве представителей различных общественных наук видится дальнейшая разработка сложной и многогранной проблемы самоосуществления индивида, которая, безусловно, не могла быть полностью и всесторонне рассмотрена в настоящей работе.

 

Список научной литературыТрошин, Игорь Александрович, диссертация по теме "Онтология и теория познания"

1. Маркс К. К критике гегелевской философии права. - Маркс К., Энгельс Ф. Со«,, 2-е изд., т.1, с.219-368.

2. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 г. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.42, с.41-174. *

3. Маркс К. Тезисы о Фейербахе. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.З, с.1-4.

4. Маркс К. Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.8, с.115-217.

5. Маркс К. Замечания на книгу А.Вагнера "Учебник политической экономии". Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.19, с.369-399.

6. Маркс К. Введение. (Из экономических рукописей 1857-1858 годов). Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.12,с.709-738.

7. Маркс К. К критике политической экономии. Маркс Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.13, с.5-167.

8. Маркс К. Инструкция делегатам Временного Центрального Совета по отдельным вопросам. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.16, с.194-203.

9. Маркс К. Критика Готской программы. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.19, с.9-32.

10. Маркс К. Капитал, т.1. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.23, - 784 с.

11. Маркс К. Капитал, Т.П. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.24 - 596 с.

12. Маркс К. Капитал, т.Ш Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.25, ч. I - 505 с.

13. Маркс К. Капитал, т.Ш Маркс К., Энгельс Ф. Соч.2-е изд., т.25, ч.П. - 486 с.-18114. Маркс К. Теории прибавочной стоимости. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.26, чЛ - 476 с.

14. Маркс К. Теории прибавочной стоимости. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.26, ч.П. - 703 с.

15. Маркс К. Теории прибавочной стоимости. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.26, ч.Ш. - 674 с.

16. Маркс К. Вейдемейеру И. 5 марта 1852 г. - Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.28, с.422-428.

17. Маркс К. Энгельсу Ф., 28 января 1863 г. - Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.30, с.260-265.

18. Маркс К. Кугельману Л., II июля 1868 г. - Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.32, с.460-462.

19. Маркс К. Экономические рукописи. 1857-1859 годов. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.46, чЛ. 603 с.

20. Маркс К. Экономические рукописи 1857-1859 годов. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.46, ч.П. 618 с.

21. Маркс К. Экономическая рукопись I86I-I863 годов. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.47 - 602 с.

22. Маркс К. Капитал книга первая. Глава шестая. Результаты непосредственного процесса производства. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.49, с.3-137.

23. Маркс К. Форма стоимости. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.49, с.139-164.

24. Маркс К. и Энгельс Ф. Святое семейство. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.2, с.3-230.

25. Маркс К. и Энгельс Ф. Немецкая идеология. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.З, с.7-544.

26. Маркс К. и Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.4, с.419-459.

27. Энгельс Ф. Эльберфельдские речи. Речь 8 февраля 1845 г. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.2, с.532-545.

28. Энгельс Ф. Принципы коммунизма. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.4, с.322-339.

29. Энгельс Ф. Рецензия на первый том "Капитала". Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.16, с.214-218.

30. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Переворот в науке, произведенный господином Евгением Дюрингом. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.20, с. 1-338.

31. Энгельс Ф. Диалектика природы. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.20, с. 343-628.

32. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.21, с.269-317.

33. Энгельс Ф. Крестьянский вопрос во Франции и Германии. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.22, с.501-525.

34. Маркс К., Энгельс Ф. Фейербах. Противоположность материалистического и идеалистического воззрений. (Новая публикация первой главы "Немецкой идеологии"). М.: Политиздат, 1966, 157 с.

35. Ленин В.И. Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов? Полн.собр.соч., т.1, с.133-194.

36. Ленин В.И. Экономическое содержание народничества и критика его в книге г.Струве. Полн.собр.соч., т.1,с.347-534.

37. Ленин В.И. К характеристике экономического романтизма. -Полн.собр.соч., т.2, с.119-262.

38. Ленин В.И. От какого наследства мы отказываемся? Полн. собр.соч., т.2, с.505-550.

39. Ленин В.И. Фридрих Энгельс. Полн.собр.соч., т.2,с.1-14.41