автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему: Социальный прогресс
Полный текст автореферата диссертации по теме "Социальный прогресс"
005016198
На правах рукописи
Коньков Вячеслав Владимирович
Социальный прогресс: критерии, противоречия, парадигмы
Специальность 09.00.11 - Социальная философия
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
3 1Ш
Москва 2ц
2012
005016198
Диссертация выполнена на кафедре философии Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»
Научный руководитель: Официальные оппоненты:
Ведущая организация:
Митрошенков Олег Александрович доктор философских наук, профессор Павлова Елизавета Дмитриевна доктор философских наук Шинелин Владимир Николаевич кандидат философских наук, доцент ФГБОУ ВПО Российский государственный социальный университет
Защита состоится «28» мая 2012 года в Фар на заседании Диссертационного совета Д-504.001.08 при Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» по адресу: 119606, Москва, пр. Вернадского, д.84, {и-гп. М^ ЗЗСЦ.
С диссертацией можно ознакомиться в бАолиотеке Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации».
Объявление о защите и автореферат соискателя опубликованы <0Г}» 2012 года на официальном сайте Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» «Объявления о защите диссертаций» www.rane.ru
Автореферат разослан «Х2.» ЩЩ^ЛЛ 2012 года
Ученый секретарь
диссертационного совета, у //
кандидат философских наук, доцент В.И. Ефременко
ч
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования
Состояние общества в начале нового тысячелетия характеризуется ускоряющимся калейдоскопом событий, социальных и технологических новаций, нарастанием известных и возникновением новых угроз и конфликтов. Мировая цивилизация проходит этап глобализации и в значительной своей части осуществляет переход к постиндустриализму, что определяет острый и противоречивый характер изменений. Процессу глобализации сопутствует череда различных кризисов - экономический, экологический, социально-классовый, цивилизационный, ценностно-нравственный и т.д.
В философии и науке выработано множество концепций, теорий и прогнозов относительно происходящих изменений, их перспектив и последствий. Они располагается в диапазоне от сугубо негативных точек зрения, предрекающих гибель человечества, до оптимистичных теорий, говорящих о грядущем прорыве человека в ранее недоступные области мироздания. Непредвзятый анализ фактов, тенденций и теорий приводит к выводу о неустойчивом положении общества, развитие событий в котором способно реализоваться по различным сценариям.
Современные проблемы общества и перспективы его развития невозможно понять, не подвергнув анализу философские и научные концепции исторического процесса и социального прогресса. Философия истории и социальная философия постигают законы развития и изменения общества, обосновывая и объясняя прогресс или регресс человечества в целом и в отдельные периоды его истории.
В связи с ростом масштабов демографических, ресурсных, энергетических, социальных и других проблем, связанных с развитием и распространением экономики, науки, индустрии, технологий и т.п. всеобщность
постулатов теорий прогресса вызывает множество критических суждений. Возрастает актуальность философских вопросов: в чем сущность социального прогресса? Каковы его критерии? Чем они обоснованы? С чем связаны противоречия в развитии человечества и различное толкование прогресса философскими и научными теориями? Какое понимание прогресса складывается в процессе перехода общества в постиндустриальную фазу развития?
Общество, пытаясь найти ответы на вызовы времени и разрешить глобальные кризисы, выработало множество подходов и парадигм, основанных на различных философских и мировоззренческих принципах и воздействующих на развитие социума различным образом. К ним относятся теории и концепции постиндустриального общества, глобализации, устойчивого развития, информационного общества, экономики знаний и другие. Эвристически содержательные и многомерные, они не претендуют на то, чтобы выступать в качестве исчерпывающих и окончательных объяснительных парадигм и методологических подходов.
Для ответа на поставленные вопросы необходимо выявить онтологические основания и ключевые характеристики социального прогресса, уточнить диалектику объективных и субъектно-личностных факторов и его критерии. Разработка методологии определения критериев прогресса позволит теоретически объяснить — хотя бы частично — современное состояние общества. Критическое сравнение основных парадигм развития необходимо для выявления перспектив социума в зависимости от реализации различных сценариев, связанных с альтернативными мировоззренческими концепциями.
Определение контуров теории прогресса на основе критериев, необходимых для преодоления ограничений и издержек роста и развития социума, позволит минимизировать кризисы и проблемы, связанных с неизбеж-
ными ошибками. В результате окажется возможным сформировать представления о развитии, позволяющие организовать общественное устройство согласно принципам, отвечающим изменениям социальной среды.
Анализ основных проблем современности с позиции парадигмы, основанной на сбалансированных критериях прогресса, позволяет по-новому подойти к их решению. Исследование объективных оснований развития общества дает возможность системно оценить каждую проблему, угрозы социуму, потенциальные риски и перспективы принятия тех или иных решений. Современное общество живет и развивается в процессе создания нового, инноваций, поэтому каждый кризис целесообразно представлять не только как проблему, но и как новую возможность, как способ прорыва в новую область знания.
Для России проблема развития и преодоления кризисов стоит так же остро, как и для остального мира. В дополнение к экономическим, экологическим и социальным проблемам ситуация в стране осложняется глубокой социокультурной неоднородностью на огромном географическом пространстве. Вследствие этого усугубление любых проблем вызывает к жизни дезинтеграционные процессы, разделяющие общество по отдельным социальным локусам. Использование в социальной практике адекватных критериев прогресса способно дать обществу новые интегрирующие идеи и импульсы, содействовать объединению социума и получению преимуществ перед остальными странами — субъектами культурной и экономической конкуренции.
Таким образом, задача осмысления теорий социального прогресса и уточнения его критериев актуальна, поскольку позволяет глубже понять внутренние механизмы развития общества и причины возникновения кризисных явлений в современной социоприродной системе; предложить направления и механизмы решения многих острых и масштабных проблем.
Степень научной разработанности темы
В истории философии уделялось большое внимание исследованию общественного устройства, понятий личного и общественного блага, изучению движущих сил социальных изменений. Авторы многих исследований, трудов и теорий выстраивали разные онтологии социального прогресса, приходили к различным выводам о его сущности, опирались на разные критерии. Драматический ход мировой истории постоянно подталкивал крупнейшие умы в философии и социально-гуманитарных науках в целом к скептическому взгляду на идею социального прогресса.
Исследованию факторов и критериев развития общества посвящено множество научных трудов. Первые идеи философии истории были высказаны еще в трудах Гесиода, Гераклита, Платона, Аристотеля1, которые не придерживались точки зрения о неизбежности общественных изменений и считали, что история человечества имеет цикличный характер. Аврелий Августин2 на закате античности одним из первых развил идею поступательного исторического развития.
Концепция прогресса в эпоху Просвещения сформулирована в трудах ряда мыслителей, в частности, Ш.Л.Монтескье3, который указал на главенство права в общественном устройстве; Ш.-И.Сен-Пьера4, обосновавшего идею всеобщего мира; А.Тюрго5, выделившего значение просвещения в обществе; Ж.-Ж. Руссо6, высказавшего идею единения человека с приро-
1 См.: Гесиод Труды и дни / Перевод B.B. Вересаева По книге "Эллинские поэты" серии "Библиотека ан-
тичной литературы", 1963; Гераклит О природе. Фрагмент 53 (44).// Досократики. Доэлеатовский и элеа-товский периоды. Минск, 1999; Платон Государство. Собрание сочинений в 3-х тт. T.3 (1). — M., 1971, Аристотель Политика. - Москва ACT 2002. " См. Августин А.О граде божьем.- М.: 2000.
3 См. Монтескье Ш.Л. О духе законов. М.; Мысль, 1999.
4 См. Сен-Пьер 111. Избранные места из проекта вечного мира (в изложении Ж.-Ж Руссо) // Трактаты о вечном мире. — М.: Издательство социально-экономической литературы, 1963. — С. 107—137.
5 См. Тюрго А. Размышления о создании и распределении богатств : Ценности и деньги. Пер. и доп. проф. А.Н. Миклашевского. Юрьев : тип. К. Маттисена, 1905.
6 См. Руссо Ж.-Ж. Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми/ Трактаты. -М., 1969.
дой; Ж.А.Кондорсе7, понимавшего прогресс как процесс совершенствования человеческого разума; И.Канта8, установившего необходимость принятия идеи прогресса для человечества.
В рамках формационной философии истории закономерности общественного развития исследованы К.Марксом, Ф.Энгельсом9, основные идеи которых заключались в признании экономических противоречий между производящими и присваивающими классами — основными движущими силами общественного прогресса. В советский период развития марксистской теории эти идеи также развивались, дополнялись выводами об изменении отношения к собственности и разрешении социальных противоречий как важных критериях развития, например, у А.П.Бутенко, Ю.К.Плетникова, Э.А.Араб-Оглы10 и других.
В цивилизационной концепции философии истории вопросы развития общества рассматривались Н.Я.Данилевским", предложившим идею цивилизаций с уникальными культурой и особенностями развития; О. Шпенглером12, исследовавшим закат европейской культуры; А.Д.Тойнби13, выдвинувшим концепцию «ответов на вызовы» как основных факторов генезиса цивилизаций; Л.Н.Гумилевым14, придерживающимся идеи пассио-нарности народов; С.Хантингтоном15, объяснившим и обосновавшим современные цивилизационные конфликты.
7 См. Конборее Ж.А. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума. — М-—Л.: Соцэкгиз, 1936.
8 См. Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане. Сочинения в шести томах. М., "Мысль", 1966.-(Философ. наследие). Т. 6.
9 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Экономическо-философские рукописи 1844 года. С.С., гад 2, т. 42; Маркс К., Энгельс Ф. К критике политической экономии. М.: Прогресс, 1983; Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. В связи с исследованиями Льюиса Г. Моргана. М. : Прогресс, 1985.
,0См.: БутенкоЛ.П. Общественный прогресс и его критерии.- М., 1980; Плетников Ю.К. Современные проблемы взаимодействия общества и природы. М., 1974; Араб-оглы Э.А. Обозримое будущее : Социал. последствия НТР: год 2000. - М. : Мысль, 1986. - 204 с.
11 См. Данилевский Н. Я. Россия и Европа. M. Книга 1991.
12 См. Шпенглер О. Закат Европы. М. Мысль 1993.
13 См. Тойнби А.Дж. Постижение истории. Пер. с англ.- M.: Прогресс, 1991.
14 См. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М. : Айрис-Пресс : Рольф, 2001.
15 См. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. M.: ООО «Издательство ACT», 2003.
Значительный вклад в изучение социального прогресса внесла теория постиндустриального общества, предложив разделение исторического процесса на отдельные фазы в зависимости от характера технологического взаимодействия социума с окружающей средой. Развитие социума в рамках постиндустриальной теории исследовано Д.Беллом16, выделившим постиндустриальную фазу как отдельную фазу развития с преобладанием в экономике общества сферы услуг; Э.Тоффлером17, описавшим сменяемость аграрной, индустриальной и постиндустриальной фаз; И.Масудой18, выдвинувшим идею информационного общества; М.Кастельсом19, обосновавшим сетевой характер общественного устройства в постиндустриальную эпоху; а также Ф.Уэбстером, В.Л.Иноземцевым, С.Б.Переслегиным и другими.20
В контексте теории неравновесных систем, синергетики большое значение для выявления и изучения закономерностей общественного развития имели исследования И.Пригожина, И.Стенгерс, С.П.Курдюмова, Е.Н.Князевой, В.И. Аршинова, В.С.Степина, О.Н.Астафьевой, К.Х.Делокарова21 и других ученых, рассматривавших поведение неустойчивых самоорганизующихся систем, к Которым относится общество.
В разное время большой вклад в развитие теории социального прогресса, построение онтологии и выявление критериев прогресса внесли та-
10 См. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования / Перевод с англ. под ред. ВЛ.Иноземцева. M., Academia, 1999.
17 См. Тоффлер Э. Третья волна. — М.: ООО «Издательство ACT», 2004.
18 См. Масуда И. Информационное общество как постиндустриальное общество. - М., 1993.
14 См. Кастелъс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: ГУ ВШЭ, 2000.
20 См.: Уэбстер Ф. Теории информационного общества. - М.: Аспект Пресс, 2004; Инозет/ев B.J7. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. - М.: Логос, 2000; Пере-слегин С.Б. Самоучитель игры на мировой шахматной доске. - М.:АСТ;СПб.: Terra Fantastica, 2007.
См.: Пригожий И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог с природой. - М.: Прогресс, 1986; Курдюмов С.П., Князева E.H. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. М.: Наука, 1994; Аршинов В.И. Синергетика как феномен постнеклассической науки. — М., 1999; Стегшн B.C. Саморазвивающиеся системы и перспективы техногенной цивили-зации. В кн.: Синергетическая парадигма. Многообразие поисков и подходов. М.: Прогресс-Традиция, 2000; Астафьева О.Н. Синергегический подход к исследованию социокультурных процессов: возможности и пределы. — М. : Изд-во Моск. гос. ин-та делового администрирования, 2002; Делокаров К.Х. Синергетика и динамика базовых смыслов И Синергетическая парадигма. 2004. М.: "Прогресс-традиция", 2004.
кие философы и ученые, как Г.В.Гегель22, обосновавший диалектический характер общественного развития; Ч.Дарвинь, создавший основы теории эволюции; Г.Спенсер24, систематизировавший общие черты теорий эволюции и прогресса; П.А.Кропоткин25, выявивший вклад взаимного сотрудничества индивидов в общественный прогресс; В.И.Вернадский26, высказавший идею ноосферы — единого пространства общества и окружающей среды; А. Маслоу27, установивший зависимости мотиваций и потребностей индивидов, а также П.А. Сорокин, К.Поппер, Э.Фромм28 и другие.
Среди современных научных исследований идеи прогресса, его причин и критериев необходимо назвать труды Д.Даймонда29, обосновавшего воздействие географических, ситуационных и управленческих факторов на прогресс, И. Валлерстайна30, предложившего теорию мир-системного развития общества; И.М.Дьяконова31, выделившего в историческом процессе отдельные этапы, связанные набором технологий, системами ценностей и уровнем организации социума, а также А.В.Коротаева, В.Н.Шевченко, А.Бэттлера, А.П.Назаретяна32 и других исследователей, внесших вклад в
22 См. Гегель Г.В. Энциклопедия философских наук. Том 3. Философия духа. -М.: Мысль, 1977.
23 Си. Дарвин Ч. Происхождение видов путём естественного отбора, или Сохранение благоприятствуе-мых пород в борьбе за жизнь / перевод С.А. Рачинского. - М.: 1864.
24 См. Спенсер Г. Опыты научные, политические и философские. Том 1 / Пер. с англ. Н.А.Рубакина. - М: 1999.
25 См. Кропоткин П.А. Взаимопомощь как фактор эволюции. — М.: Самообразование, 2007.
26 См. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. - Москва : Айрис Пресс : Рольф, 2002.
27 См. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999.
28 См.: Сорокин П.А. Социологический прогресс и принцип счастья. В кн.: П. Сорокин. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992; Поппер К. Открытое общество и его враги. Т. 1: Чары Платона. Пер. с англ., под ред. В. Н. Садовского. — М.: Феникс, Международный фонд «Культурная инициатива», 1992; Фромм Э. Революция надежды —СПб.: «Ювента», 1999.
29 См. Даймонд Дж. Ружья, микробы, сталь. ACT, Москва, 2009.
30 См. Валлерстайн И. Конец знакомого мира: Социология XXI века/Пер, с англ. под ред. В.И. Иноземцева. - М.: Логос, 2004.
"" См. Дьяконов Ü.M. Пути истории: От древнейшего человека до наших дней. Изд. 2-е, испр. М.: Ком-Книга, 2007.
j2 См.: Коротаев A.B. Социальная эволюция: факторы, закономерности, тенденции. — M.: «Восточная литература» РАН, 2003; Бэттлер А. Общество: прогресс и сила (критерии и основные начала). — M.: Издательство ЛКИ, 2008; Назаретян А.П. Цивилизационные кризисы в контексте Универсальной истории: (синергетика - психология - прогнозирование). М. Мир 2004; Шевченко В.Н. Проблема трансформации российского государства на современном этапе глобализации // Глобализация и перспективы современной цивилизации. М., 2005.
систематизацию теорий прогресса и выдвинувших оригинальные идеи критериев прогресса, и других ученых.
Цель диссертации — исследование онтологических оснований и ключевых факторов социального прогресса, выявление его противоречий и критериев.
Реализация этой цели обусловила решение следующих задач:
- уточнить понятие и сущность социального прогресса, выявить его онтологические основания, а также субъектно-личностные полагания и другие факторы осуществления;
- обобщить достижения в разработке теории социального прогресса, сравнить его критерии, предложенные различными социально-философскими концепциями и парадигмами:
- рассмотреть теоретико-методологические основания выявления критериев социального прогресса;
- выявить механизмы, способствующие развитию общества и переходу его в новое фазовое состояние;
- предложить показатели и критерии социального прогресса применительно к современному состоянию общества и государства.
Объект исследования — социальный прогресс как многомерный и структурно сложный феномен.
Предмет исследования — бытийные основания, субъектно-личностные факторы и критерии, а также противоречия социального прогресса.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
1. Осуществлен понятийный анализ социального прогресса. Предложено авторское определение социального прогресса как последовательного и направленного изменения общества согласно действующим критериям от одного состояния к другому, каждое из которых является для боль-
шинства людей большим благом, чем предыдущее, и не находится в противоречии с базовыми общественными ценностями.
2. Предложено разделение ключевых факторов и условий, обусловливающих социальный прогресс, на группы в соответствии с уровнем влияния: биологическая природа человека; окружающая среда; экономическое и политическое устройство; интеллектуальное и культурное развитие.
3. Обосновано разделение критериев прогресса на группы базовых, социальных и фундаментальных, основанных на удовлетворении базовых и социальных потребностей индивидов, и фундаментальных потребностей общества.
4. Предложена методология выявления актуальных критериев социального прогресса: статистическая оценка общественных показателей позволяет выделить приоритетные базовые критерии; анализ конфликтов и противоречий между социальными группами дает возможность выявить социальные критерии; синергетический анализ способствует поиску, определению и оценке фундаментальных критериев.
5. Выявлены и описаны граничные условия - фазовые ограничения социоприродной системы, препятствующие ее переходу в новую фазу развития. Показано, что преодоление этих ограничений позволяет использовать в ходе развития общества фундаментальные критерии прогресса.
6. В результате анализа состояния социоприродной системы обоснована возможность трансформации парадигмы прогресса на основе следующих критериев: увеличение возможностей прямого участия индивидов в общественном управлении; распространение меритократических принципов отбора и социальной ротации; реализация в управлении социумом механизмов своевременной и действенной обратной связи; расширение возможностей гражданского самоуправления; повышение возможностей индивидов по освоению актуальных теоретических и
практических знаний; повышение престижа знания; реализация инноваций в области социальной кооперации; усиление мотивации к интеллектуальному развитию; формирование и обеспечение реализации системы духовных и нравственных ценностей на более высоком уровне, чем в современном обществе.
Методология исследования
Научно-теоретической основой исследования являются труды ученых, внесших значительный вклад в социальную философию, теорию эволюции и общественного прогресса как в прошлом, так и в современное время. С учетом профиля исследования в нем получила отражение специальная философская литература, в том числе по теории неравновесных систем ,или синергетике, включая издания последних лет. Автор опирался на методы познания, разработанные в социально-гуманитарном знании и апробированные социальной практикой — системный, структурный, синергетический, сравнительный, исторический.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Прогресс — это последовательное и направленное изменение общества согласно действующим критериям от одного состояния к другому, каждое из которых является для большинства людей большим благом, чем предыдущее, и не находится в противоречии с базовыми общественными ценностями.
2. Факторы социального прогресса могут быть разделены на группы в соответствии с уровнем их влияния: факторы биологической природы человека; факторы окружающей среды; факторы экономического и политического устройства общества; факторы интеллектуального и культурного развития общества.
3. Субъектно-личностное воздействие на социальный прогресс имеет особое значение в бифуркационные периоды, моменты перехода общества
в очередную фазу развития. В период фазового перехода конкретные личностные действия могут влиять на изменение параметров прогресса и определять вектор развития общества.
4. Критерии общественного прогресса имеют ценностный характер и формируются на основе улучшения показателей жизни общества, также связанных с доминирующими общественными ценностями. Зависимость общественных ценностей от мотивации и потребностей индивидов имеет прямую связь с интересами развития действующих производительных сил.
5. Развитие культуры и производительных сил обусловливает трансформацию ценностных ориентаций общества и как следствие — критериев прогресса. Основанием изменения системы ценностей и критериев прогресса выступают: достижение пределов роста и развития в рамках действующих подходов и парадигмы; изменения в характере производственных отношений; повышение роли новых производительных сил; изменение мотивации социальных субъектов.
6. Критерии прогресса делятся на группы базовых, социальных и фундаментальных, основанных на удовлетворении базовых и социальных потребностей индивидов и фундаментальных потребностей общества. Количественно-статистическая оценка общественных показателей позволяет выделить приоритетные базовые критерии; анализ конфликтов и противоречий между социальными группами дает возможность выявить социальные критерии; синергетический анализ способствует поиску, определению и оценке фундаментальных критериев.
7. Внешними граничными условиями, препятствующими переходу социоприродной системы в новую фазу развития являются: а) географическое пространство планеты; б) биологические ограничения человеческих способностей; в) объем невозобновляемых ресурсно-сырьевых запасов в пределах планеты; г) экологически безопасный предел
биосистемы, за которым деятельность человека приобретает опасные необратимые. Внутренними ограничивающими факторами являются: д) ресурс управляемости социума, позволяющий избежать хаотизации социальных процессов; е) баланс между разрушительной силой доступных технологий и контролем общества за их применением; ж) культурно-ценностный ресурс общества, позволяющий поддерживать мотивацию в обществе, достаточную для обеспечения его развития; з) культурно-социальные традиции, сдерживающие изменения в обществе.
8. Фундаментальными критериями социального прогресса, способствующими переходу общества в новую фазу развития, выступают: увеличение возможностей прямого участия индивидов в общественном управлении; распространение меритократических принципов отбора и социальной ротации; реализация в управлении социумом механизмов своевременной и действенной обратной связи; расширение возможностей для гражданского самоуправления в социуме; повышение возможностей индивидов по освоению актуальных теоретических и практических знаний; повышение престижа знания; реализация инноваций в области социальной кооперации; усиление мотивации к интеллектуальному развитию; развитие культуры; формирование и обеспечение реализации системы духовных и нравственных ценностей на более высоком уровне, чем в современном обществе.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что обоснованные в ней выводы и предложения развивают и дополняют ряд положений социальной философии и могут быть использованы в учебном курсе по социальной философии при чтении лекций и проведении практических занятий.
Практическое значение исследования заключается в сделанных автором предложениях об изменениях и дополнениях действующих
социальных практик, относящихся к принципам управления общественными структурами и взаимоотношениям социальных групп. Эти предложения могут быть использованы в политической и общественной деятельности, а также в нормотворческой деятельности органов власти.
Апробация результатов исследования.
Работа подготовлена на кафедре философии Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, где проведено ее обсуждение и рецензирование. Основные положения полученные в ходе диссертационного исследования, изложены автором в четырех опубликованных научных статьях и в материалах международной научно-практической конференции общим объемом 2,25 п.л. Результаты исследования были озвучены на Международной научно-практической конференции с участием кафедр ЮНЕСКО «Молодежь как движущая сила устойчивого развития в условиях глобализации», проведенной в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации в 2010г.
Структура работы
Объем и структура работы определяются целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, объединяющих пять параграфов, заключения, библиографии использованной литературы.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во Введении обосновывается выбор темы диссертационного исследования, ее актуальность, определяются цель и задачи исследования, характеризуются теоретические и методологические основы работы, аргументируется научная новизна и практическая значимость результатов исследования, формулируются основные положения, выносимые на защиту.
Глава первая «Феномен социального прогресса: сущность и онтологические основания» посвящена анализу эволюции взглядов на разви-
тие общества и феномен социального прогресса, его онтологические основания и субъектно-личностные полагания, а также формированию представлений о его критериях.
В первом параграфе «Идея развития общества в истории философии» исследуется генезис и эволюция философских идей развития и прогресса общества, рассматриваются основные концепции философии истории, выявляются составляющие социального прогресса.
Попытки постижения истории и законов развития общества известны с глубокой древности, но чаще всего они носили умозрительный характер и формировались на мифологической основе. В эпоху Просвещения идея восходящего развития человечества оформляется в антропоцентрическую научно-философскую теорию прогресса А.Тюрго и Ж.А.Кондорсе.33 Основная роль в ней отводится степени развития и совершенствования человеческого разума.
Этапом в осмыслении истории человечества и хорошо разработанными концепциями философии истории стали формационная и цивилиза-ционная теории. Движущими силами общества в первой из них являются экономический интерес индивидов и их объединений, противоречия между производящими и присваивающими классами, развитие производительных сил. Движущими силами общества в цивилизационной концепции выступают личности, которые в силу своих талантов формируют структуру ответов на вызовы обществу, и культуры, которые, сохраняя самобытность и целостность, позволяют обществу развиваться во взаимодействии с другими цивилизациями без потери идентичности. Критерии прогресса в формационной концепции носят в основном экономический характер, а в цивилизационной — культурный и социальный.
^ Тюрго А. Размышления о создании и распределении богатств : Ценности и деньги. Пер. и доп. проф. А.Н. Миклашевского. Юрьев : тип. К. Маттисена, 1905, 80 е.. Кондорсе Ж.А. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума. —М.—Л.: Соцэкгиз, 1936, 230, [2} с.
Во II-й половине XX в. большой авторитет приобрела постиндустриальная теория, обоснованная Д.Беллом.34 Вместо прежних противоречий между присваивающими и производящими классами индустриального общества в постиндустриальном обществе возникают более сложные и глубокие противоречия между людьми, обладающими врожденными интеллектуальными способностями к обработке информации и развившими их с помощью образования, и людьми, интеллектуальные способности которых
35
оказались для этого недостаточны .
Диссертант разделяет выводы авторов постиндустриальной теории о том, что очередная фаза развития является большим благом для общества, чем предыдущая, и делает также предположение, что чем большее распространение в обществе получают критерии прогресса, свойственные новой фазе, тем более успешно будет совершен обществом переход в новую фазу — при условии, что возможности предыдущей фазы исчерпаны и предпосылки для такого перехода созрели.
Исходной позицией для определения оснований и составляющих прогресса является констатация, что у любого социума имеются конкретные задачи, связанные с его деятельностью. Они могут иметь цель улучшения состояния общества или же консервирования его в текущем положении. Поэтому о прогрессе в обществе трудно говорить, если общество не устанавливает целей своего развития. Прогресс — это целенаправленное движение, стремление к достижению в обществе показателей, сформулированных в конкретной идее прогресса. Лишь когда общество достигает поставленных целей развития в определенном им направлении, можно говорить о его прогрессе. Постановка вопроса о целях развития позволяет перейти к экспликации понятия прогресса.
34 Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования / Перевод с англ. под ред. В.Л.Иноземцева. M., Academia, 1999, 786 с.
35 Иноземцев Б.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. Москва - "Логос" - 2000. 304 с.
Попытка уяснить сущность прогресса и дать его определение только на основе уровня и характера развития наук и технологий не является достаточной, поскольку не включает в себя критерии развития на основе соотнесения общественных изменений с ценностями общества. Решение таких социальных задач, как устранение социальной несправедливости, увеличение внутренней свободы, расширение возможностей для реализации способностей индивидов происходит в процессе совершенствования общественного устройства. Поэтому в рассмотрение оснований и критериев социального прогресса необходимо включить ценности, доминирующие в обществе.
На основе обоснованного значения целей и ценностей развития для характеристики прогресса диссертант предлагает определение прогресса. Прогресс — это последовательное и направленное изменение общества согласно действующим критериям от одного состояния к другому, каждое из которых является для большинства людей большим благом, чем предыдущее, и не находится в противоречии с базовыми общественными ценностями.
Во втором параграфе «Социальный прогресс: объективные основания и субъективно-личностные полагания» исследуются объективные основания прогресса общества и их взаимосвязь с субъектно-личностными ожиданиями и детерминациями, делается попытка определить степень субъектно-индивидуального воздействия на изменение общества.
Изучение оснований прогресса велось различными исследователями в области религии, в философии, науке, в т.ч. с помощью поиска аналогий в природной среде и распространения характеристик природного мира на человеческую среду. Существенное изменение в таких взглядах произвела предложенная в XIX веке Ч. Дарвином теория происхождения видов путём естественного отбора. Из эволюционной теории следует, что для всех ви-
дов живых организмов свойственно стремление к распространению своего ареала жизнедеятельности в пределах, ограниченных жизнедеятельностью других организмов и условиями окружающей среды.
Биологические характеристики (способности к коммуникации, производству орудий, расширенному пищевому рациону, избыточные умственные способности и другие) способствовали социализации человека, образованию племен и сообществ, выделению из животного мира. Биологические особенности человека как вида образуют первый фундаментальный уровень, способствующий его эволюции и прогрессу общества.
Существенное влияние на прогресс общества всегда оказывала внешняя среда — географические и климатические условия, ресурсно-пространственные ограничения, ареалы распространения пригодных для сельского и домашнего хозяйства растений и животных. Согласно Д. Дай-монду переход человечества из первобытной в аграрную фазу развития произошел в первую очередь в регионах с благоприятными географическими и климатическими условиями.36 Поэтому следующими по воздействию на прогресс социума факторами являются географические и климатические условия.
Реакция на внешнее природное воздействие формирует социальные силы общества, в результате деятельности которых преодолеваются негативные географические и климатические факторы, производится полезный для общества продукт, накапливаются знания по использованию природных возможностей в интересах общества. Новые социальные силы, приходящие на смену предыдущим, позволяют с большей эффективностью использовать окружающую среду и производить большее количество благ для общества, устанавливают новые горизонты для его развития.
36 Даймонд Дж. Ружья, микробы, сталь. ACT, Москва, 2009. 752 с.
Социальные силы пропорционально своей роли в производстве благ и культурных достижений оказывают экономическое, политическое и культурное воздействие на общественное устройство и отношения, которые вследствие этого трансформируются в направлении более справедливого учета потребностей и интересов новых социальных сил. Новое общественное устройство оказывается более прогрессивным по отношению к старому соответственно критериям, близким доминирующим в обществе социальным силам. Таким образом третий уровень факторов, воздействующих на общественный прогресс, составляют экономические и политические отношения, их соответствие интересам передовых социальных сил.
Особую группу факторов социального прогресса составляют культурные особенности и традиции. У каждого социума свой путь развития, и очевидно, что он зависит от особенностей его отношения к вопросам соотношения традиций и инноваций в обществе, готовности преобразовать жизненные правила в соответствии с новыми условиями. Поэтому четвертый уровень составляют факторы культурного и интеллектуального развития общества, степень личной свободы и инициативы, размер доступного пространства для интеллектуального поиска, которые обусловливают способность общества меняться в зависимости от объективных факторов и эффективность принимаемых решений для его прогресса.
В параграфе рассмотрен вопрос соответствия объективных предпосылок для развития и субъектно-личностных факторов социального прогресса. Субъектно-личностные действия выдающихся личностей оказывают существенное влияние на формирование облика социума, его культурную идентификацию, на предложение и воплощение в жизнь новых вариантов социальных изменений. На этой основе сделан вывод о важности личностного воздействия на развитие социума, особенно в бифуркационные периоды перехода общества в очередную фазу развития.
В третьем параграфе «Критерии социального прогресса как объект социально-философского анализа» диссертант исследует критерии и ориентиры социального прогресса, принципы их «кристаллизации», факторы, влияющие на определение социумом критериев прогресса.
Существуют различные теории и представления о необходимом направлении прогресса. Понимание прогресса субъективно настолько, насколько разные жизненные цели ставят перед собой люди, насколько разными ценностями и критериями они при этом руководствуются. Жизненные цели отдельных людей могут противоречить целям как других индивидов, так и всего общества.
Критерии общественного прогресса имеют в своей основе ценностный характер. В результате сопоставления интересов слоев социума и отдельных индивидов в обществе «кристаллизуются» критерии прогресса, которые отражают потребность в увеличении благ в социуме в соответствии с доминирующими ценностями.
Последние могут быть общими для большинства населения и специфичными для различных групп, их роль меняется со временем. Процесс изменения роли общественных ценностей сопутствует изменению роли и статуса различных слоев и сил общества. Появление новых социальных сил в результате развития экономических и социальных отношений приводит к появлению новых систем ценностей и их распространению. В результате ценности уходящих социальных сил вытесняются из общественного сознания и социальной практики в процессе образования новых социальных связей и институтов.
Механизмы воздействия социальных групп и индивидов на общественный прогресс могут быть различными. В зависимости от оценки роли социальных групп управление в социуме реализуется по элитарному или по эгалитарному принципам, которые отличаются, в частности, понимани-
ем роли личности и масс в изменении общества. Постиндустриальное общество обусловило потребность в формировании меритократических механизмов управления и принятия решений. Это означает, что эгалитарный принцип доступности вхождения в элиту дополняется и контролируется формальными механизмами оценки его реализации в виде статистических показателей, рейтинговых механизмов, экзаменационной оценки, прямого выражения мнения общества в форме голосования в реальном времени.
Развитие общества рано или поздно наталкивается на ограничения, связанные с недостатками материально-технической базы или факторами противодействия социальной среды. В обществе, достигшем пределов развития, созревает ряд противоречий. Это противоречия, во-первых, между обществом и изменившейся внешней средой, во-вторых - между увеличившейся сложностью социальной среды, появлением новых социальных сил, требующих изменения своей роли в общественной структуре, и устаревшей структурой социального управления.
Достижение пределов развития показывает, что прежняя парадигма развития устарела и требует корректировки или кардинальной смены ориентиров прогресса. Изменения в характере производственных отношений, повышение роли новых социальных сил, изменение их мотивации обусловливают переоценку социальных ценностей и критериев прогресса.
Во второй главе «Критерии социального прогресса в современном обществе» рассматривается методология исследования критериев прогресса, анализируются современные его критерии в различных парадигмах развития, предлагается авторское видение актуальных критериев прогресса в контексте происходящих глобальных перемен.
Четвертый параграф «Методологические основания выявления и оценки критериев социального прогресса» посвящен методологии ис-
следования общества для выявления действующих критериев прогресса и вопросам оценки роли и значения отдельных критериев.
Для определения успешности изменения общества соответственно принятым критериям прогресса применяется множество натуральных показателей. В то же время многие показатели, которые находятся в центре внимания, сами являются оценками его состояния на основе более глубоких и фундаментальных критериев. Часть показателей характеризует базовые параметры социума и непосредственно касается жизни людей, поэтому любой индивид может определить свое отношение к ним. Но многие показатели не всегда затрагивают индивида напрямую, они оказывают воздействие на несколько параметров социума и поэтому влияют на общество в целом. Отношение к таким составным показателям может зависеть от культурных особенностей общества, степени его социальной и структурной сложности, уровня технологического развития и других условий.
Реализация базовых потребностей человека служит основной жизненной мотивацией. Это означает, что удовлетворение этих потребностей в обществе является свидетельством успеха социальных институтов. Для людей, на протяжении жизни которых голод сменяется изобилием, этот факт будет говорить о прогрессе общества. Поэтому удовлетворение базовых потребностей относится к базовым критериям общественного прогресса.
Если в обществе в достаточной степени удовлетворены базовые потребности населения, то есть, обеспечен достаточный уровень жизни, то для индивидов большее значение приобретают потребности, находящиеся на более высоких уровнях иерархии. Чтобы понять причины таких изменений приоритетов в человеческой мотивации, требуется исследовать социальный контекст потребностей, долю общественной составляющей в человеческой мотивации.
Каждый социум и общественную группу отличают интересы, лежащие в социальной, политической, экономической, духовной областях. Эти интересы воспринимаются индивидами, членами этих групп, как личные социальные интересы. Социальные интересы в каждой фазе развития существенно различаются.
Наиболее фундаментальными для социальных групп являются интересы, связанные с культурно-цивилизационными особенностями. Экономические интересы являются следующими по значимости, политические интересы социальных групп имеют наименьшую значимость. В постиндустриальном обществе большое значение для индивидов принимают также интересы, связанные с субкультурами, т.к. способствуют творческой реализации и самоактуализации. Критерии прогресса, основанные на реализации интересов различных социальных групп, диссертант относит к социальным.
Анализа базовых экономических и социальных показателей и социальной структуры общества позволяет выявить базовые и социальные критерии прогресса, выдвинуть предположения о перспективах и ограничениях общественного развития, прогнозировать возникновение кризисов, связанных как с внутренними социальными противоречиями, так и с достижением обществом пределов роста. Но эта оценка применима только к текущему состоянию общества, с ее помощью сложно сделать вывод о том, какие шаги и преобразования необходимо предпринять при достижении пределов развития в доминирующей парадигме.
Поэтому для оценки изменения положения человечества в окружающем мире необходимо использовать фундаментальные критерии прогресса. К таковым следует отнести показатели, отражающих изменение роли, статуса и значимости положения человечества в окружающем мире. Так, фундаментальным критерием прогресса для текущей фазы развития чело-
вечества будет показатель, отражающий состояние способности общества справляться с глобальными катаклизмами. Это будет уже уровень развития, когда человечество перестанет зависеть только от земных природных ресурсов и сможет успешно развиваться в космосе и на других планетах.
Статистические показатели уровня жизни социума дают наглядное представление о степени удовлетворения его базовых потребностей. Размер средних доходов населения, уровень прожиточного минимума, стоимость продуктов питания и предметов первой необходимости, соотнесенные с экономическими параметрами инфляции и экономического роста -базовый экономический критерий прогресса общества.
Для группы социальных критериев статистические исследования и социологические опросы могут лишь частично выявить их содержание. Только определив наиболее острые социальные противоречия, можно сделать выводы об актуальных критериях прогресса в обществе. Это будут критерии на основе разрешения противоречий, которые волнуют наиболее влиятельные социальные группы в максимальной степени.
Фундаментальным критерием прогресса социума является показатель, отражающий его переход в новую фазу развития, в которой механизмы взаимодействия общества с природной средой коренным образом отличаются от механизмов предыдущей фазы. Поэтому для выявления фундаментальных критериев прогресса необходимо исследовать граничные условия текущей фазы развития, являющиеся пределами для экстенсивного роста социума, и определять механизмы преодоления найденных ограничений.
В пятом параграфе «Противоречия и перспективы социального прогресса в контексте глобализации: смена парадигм» анализируются основные парадигмы социального развития и соответствующие им критерии социального прогресса, предлагаются авторские критерии прогресса с точки зрения синергетики.
Необходимость решения проблем человечества, обусловленная сосуществованием различных культур и цивилизаций, находящихся на разных уровнях развития и оперирующих несовпадающими системами ценностей, выдвигает в пространство социально-философского дискурса проблему баланса различных парадигм общественного развития. Рассматриваются три доминирующих сегодня парадигмы: глобализации, устойчивого развития, постиндустриализма.
Парадигма глобализации основана на таких принципах индустриального общества, как увеличение прибавочного продукта и получение прибыли, реализует идеологическую точку зрения и интересы «золотого миллиарда» и проводит экспансионистскую политику неолиберализма и вес-тернизации. С точки зрения диссертанта глобализация имеет следующие критерии прогресса общества: рост производства экономической продукции, т.е. валового национального продукта (ВНП); рост потребления на душу населения; научно-технический прогресс, позволяющий открывать новые сферы производства материальных ценностей; увеличение количества политических свобод в обществе («демократизация» общества).
Как альтернатива глобализации, активно использующей ресурсы окружающей среды и влияющей на экологию планеты, сегодня выдвигается концепция устойчивого развития, главной задачей которой считается предотвращение мировых экологических кризисов с помощью контроля над политическими и экономическими решениями. В этой концепции к критериям индустриального общества добавляются дополнительные критерии -сокращение загрязнения окружающей среды вредными веществами; переход на использование возобновляемых энергетических ресурсов; сокращение потребления обществом невосстановимых природных ресурсов; повышение уровня жизни населения развивающихся стран вследствие помощи со стороны развитых стран передовыми экологическими технологиями.
Парадигма устойчивого развития предполагает чрезмерно осторожные действия по внедрению технологий и регламентацию развития. Несмотря на широкое освещение принципов устойчивого развития и поддержку его многими мировыми субъектами, оно не имеет такого успеха, как глобализация.
Развитие и усложнение индустриального общества, общий кризис индустриальной фазы развития, вызванный достижением пределов роста, ведут к зарождению новой, постиндустриальной фазы развития. Диссертант предлагает выделить характерные для постиндустриальной парадигмы критерии прогресса - увеличение возможностей для самореализации в обществе, т.е. увеличение степеней личной свободы; накопление в обществе научных знаний и технологий по преобразованию информации; усиление возможностей человека по обработке информации с помощью образования и новых технологий.
Согласно синергетике общество является открытой, неравновесной, неустойчивой, нелинейной системой, включает саморегулируемые образования, такие как природные объекты, человек, культура, общности и т.д. Каждой фазе развития социума свойственны своя внутренняя организация, механизмы взаимодействия со средой и пределы экстенсивного роста. Достигнув пределов роста, социальная система подходит к состоянию бифуркации, когда возможна реализация нескольких сценариев дальнейшего развития, среди которых вероятны как деградация системы, так и фазовый переход системы в новое состояние, на новый уровень
37
развития.
Определив и проанализировав граничные для текущей фазы факторы общественного развития, можно сделать заключение о возможных
37 Пригожим К, Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог с природой. - М.: Прогресс, 1986.—432 е., Назаретян А.П. Цивилизационные кризисы в контексте Универсальной йстории: (синергетика - психология - прогнозирование). М. Мир 2004. 365 с.
сценариях развития, при которых ограничения этой фазы будут преодолены и произойдет фазовый переход. Для современного общества такими граничными факторами являются внутренние факторы социальной системы, ограничивающие ее управляемость при росте внутренней сложности и внешние параметры природной среды, не позволяющие реализовывать дальнейшее расширение и распространение социума.
К внешним ограничивающим параметрам для текущей индустриальной фазы развития диссертант относит: а) географическое пространство планеты; б) биологические ограничения человеческих способностей; в) объем невозобновляемых ресурсно-сырьевых запасов в пределах планеты; г) экологически безопасный предел биосистемы, за которым деятельность человека приобретает опасные необратимые последствия для биосферы. К внутренним ограничивающим факторам относятся: д) ресурс управляемости социума, позволяющий избежать хаотизации социальных процессов; е) баланс между разрушительной силой доступных технологий и контролем общества за их применением; ж) культурно-ценностный ресурс общества, позволяющий поддерживать мотивацию в обществе, достаточную для обеспечения его развития; з) культурно-социальные традиции, ограничивающие изменения в обществе.
Анализ критериев прогресса в рамках постиндустриальной парадигмы развития с точки зрения преодоления факторов, ограничивающих развитие социоприродной системы, позволяет сделать вывод о необходимости включения в фундаментальные критерии прогресса следующих показателей: увеличение возможностей для прямого участия индивидов в общественном управлении; распространение меритократических принципов отбора и социальной ротации; реализация в управлении социумом механизмов своевременной и действенной обратной связи; расширение возможностей гражданского самоуправления;
повышение возможностей индивидов по освоению актуальных теоретических и практических знаний; повышение престижа знания; реализация инноваций в области социальной кооперации; усиление мотивации к интеллектуальному развитию; развитие культуры; формирование и обеспечение реализации системы духовных и нравственных ценностей на уровне более высоком, чем в современном обществе.
Суммируя, диссертант определяет актуальную парадигму развития как процесс формирования общества знания, реализующего механизмы прямой демократии и социальной кооперации, использующего меритократические принципы в управлении и опирающегося на ценности свободы личности и гуманизма.
Таким образом, диссертант модифицирует парадигму общественного развития, что позволяет обществу перейти в очередную, постиндустриальную фазу развития. Достоинствами уточненной на основе перечисленных критериев прогресса парадигмы являются: развитие культурного и интеллектуального потенциала общества, переориентация ценностных ориентиров с экстенсивного использования природных ресурсов на интенсивное развитие внутренних способностей индивидов и применение их на благо всего общества. Разрешение основных кризисных противоречий социоприродной системы в результате применения данной парадигмы будет способствовать преодолению ограничений ее роста и переходу социума в новую фазу устойчивого развития.
В заключении подведены итоги, сформулированы основные выводы диссертационного исследования в отношении роли прогресса в современном обществе и предложения по совершенствованию критериев социального прогресса по переходу социума в новую фазу развития.
Основные положения диссертации изложены в изданиях, указанных в перечне Высшей аттестационной комиссии:
1. Коньков В.В. Критерии прогресса в различных концепциях философии истории // Социология власти - 2010 - №1 - С. 76-82. (0,5 п.л.).
2. Коньков В.В. Идея прогресса в контексте глобализации: смена парадигм // Управление мегаполисом - 2010 - №6 - С. 126-131. (0,5 п.л.).
3. Коньков В.В. Механизмы перехода общества в постиндустриальную фазу развития // Социология власти - 2011 - №5 — С. 66-71. (0,5 п.л.).
Статьи, опубликованные в иных изданиях:
4. Коньков В.В. Гуманизированное общество Э.Фромма — утопия или грядущая реальность? // Нравственные императивы в праве - 2010 - №4 — С. 4149. (0,5 п.л.).
5. Коньков В.В. Устойчивое развитие в постиндустриальном обществе: особенности и противоречия // Устойчивое развитие в условиях глобализации: материалы Международной конференции. Москва, - 2010. - С. 105-112. (0,25 п.л.).
Автореферат диссертации на соискание ученой степени
кандидата философских наук
КОНЬКОВ Вячеслав Владимирович
Тема диссертационного исследования: Социальный прогресс: критерии, противоречия, парадигмы
Научный руководитель: доктор философских наук, профессор Митрошенков Олег Александрович
Изготовление оригинал - макета: Коньков Вячеслав Владимирович
Подписано в печать 25.04.2012г.
Усл.п.л. - 1.5 Заказ №08674 Тираж: ЮОэкз.
Копицентр «ЧЕРТЕЖ.ру» ИНН 7701723201 107023, Москва, ул.Б.Семеновская 11, стр.12 (495) 542-7389 www.chertez.ru
Текст диссертации на тему "Социальный прогресс"
61 12-9/337
Кафедра философии факультета «Институт государственной политики и гуманитарно-прикладных исследований» Федерального государственного
бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»
На правах рукописи
Коньков Вячеслав Владимирович
СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОГРЕСС: КРИТЕРИИ, ПРОТИВОРЕЧИЯ, ПАРАДИГМЫ
09.00.11 - Социальная философия (философские науки)
Диссертация
на соискание ученой степени кандидата философских наук
Научный руководитель
доктор философских наук, профессор, Митрошенков Олег Александрович
Москва-2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ...................................................................... 3
Глава 1. Феномен социального прогресса: сущность и онтологические основания.........................................................14
§ 1. Идея развития общества в истории философии .................. 14
§ 2. Социальный прогресс: объективные основания и субъективно-личностные полагания ........................................... 32
§ 3. Критерии социального прогресса как объект социально-философского анализа ........................................................ 59
Глава 2. Критерии социального прогресса в современном обществе .................................................73
§ 1. Методологические основания выявления и оценки критериев социального прогресса ......................................................74
§ 2. Противоречия и перспективы социального прогресса в контексте глобализации: смена парадигм........................................... 100
Заключение ................................................................ 132
Список использованных источников .............................. 138
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования
Состояние общества в начале нового тысячелетия характеризуется ускоряющимся калейдоскопом событий, социальных и технологических новаций, нарастанием известных и возникновением новых угроз и конфликтов. Мировая цивилизация проходит этап глобализации и в значительной своей части осуществляет переход к постиндустриализму, что определяет острый и противоречивый характер изменений. Процессу глобализации сопутствует череда различных кризисов - экономический, экологический, социально-классовый, цивилизационный, ценностно-нравственный и т.д.
В философии и науке выработано множество концепций, теорий и прогнозов относительно происходящих изменений, их перспектив и последствий. Они располагается в диапазоне от сугубо негативных точек зрения, предрекающих гибель человечества, до оптимистичных теорий, говорящих о грядущем прорыве человека в ранее недоступные области мироздания. Непредвзятый анализ фактов, тенденций и теорий приводит к выводу о неустойчивом положении общества, развитие событий в котором способно реализоваться по различным сценариям.
Современные проблемы общества и перспективы его развития невозможно понять, не подвергнув анализу философские и научные концепции исторического процесса и социального прогресса. Философия истории и социальная философия постигают законы развития и изменения общества, обосновывая и объясняя прогресс или регресс человечества в целом и в отдельные периоды его истории.
В связи с ростом масштабов социальных, демографических, ресурсных, энергетических и других проблем, связанных с развитием и распространением экономики, науки, индустрии, технологий и т.п. всеобщность постулатов теорий прогресса вызывает множество критических суждений.
Возрастает актуальность философских вопросов: в чем сущность социального прогресса? Каковы его критерии? Чем они обоснованы? С чем связаны противоречия в развитии человечества и различное толкование прогресса философскими и научными теориями? Какое понимание прогресса складывается в процессе перехода общества в постиндустриальную фазу развития?
Общество, пытаясь найти ответы на вызовы времени и разрешить глобальные кризисы, выработало множество подходов и парадигм, основанных на различных философских и мировоззренческих принципах и воздействующих на развитие социума различным образом. К ним относятся теории и концепции постиндустриального общества, глобализации, устойчивого развития, информационного общества, экономики знаний и другие. Эвристически содержательные и многомерные, они не претендуют на то, чтобы выступать в качестве исчерпывающих и окончательных объяснительных парадигм и методологических подходов.
Для ответа на поставленные вопросы необходимо выявить онтологические основания и ключевые характеристики социального прогресса, уточнить диалектику объективных и субъектно-личностных факторов и его критерии. Разработка методологии определения критериев прогресса позволит теоретически объяснить - хотя бы частично - современное состояние общества. Критическое сравнение основных парадигм развития необходимо для выявления перспектив социума в зависимости от реализации различных сценариев, связанных с альтернативными мировоззренческими концепциями.
Определение контуров теории прогресса на основе критериев, необходимых для преодоления ограничений и издержек роста и развития социума, позволит минимизировать кризисы и проблемы, связанных с неизбежными ошибками. В результате окажется возможным сформировать пред-
ставления о развитии, позволяющие организовать общественное устройство согласно принципам, отвечающим изменениям социальной среды.
Анализ основных проблем современности с позиции парадигмы, основанной на сбалансированных критериях прогресса, позволяет по-новому подойти к их решению. Исследование объективных оснований развития общества дает возможность системно оценить каждую проблему, угрозы социуму, потенциальные риски и перспективы принятия тех или иных решений. Современное общество живет и развивается в процессе создания нового, инноваций, поэтому каждый кризис целесообразно представлять не только как проблему, но и как новую возможность, как способ прорыва в новую область знания.
Для России проблема развития и преодоления кризисов стоит так же остро, как и для остального мира. В дополнение к экономическим, экологическим и социальным проблемам ситуация в стране осложняется глубокой социокультурной неоднородностью на огромном географическом пространстве. Вследствие этого усугубление любых проблем вызывает к жизни дезинтеграционные процессы, разделяющие общество по отдельным социальным локусам. Использование в социальной практике адекватных критериев прогресса способно дать обществу новые интегрирующие идеи и импульсы, содействовать объединению социума и получению преимуществ перед остальными странами - субъектами культурной и экономической конкуренции.
Таким образом, задача осмысления теорий социального прогресса и уточнения его критериев актуальна, поскольку позволяет глубже понять внутренние механизмы развития общества и причины возникновения кризисных явлений в современной социоприродной системе, предложить направления и механизмы решения многих острых и масштабных проблем.
Степень научной разработанности темы
В истории философии уделялось большое внимание исследованию общественного устройства, понятий личного и общественного блага, изучению движущих сил социальных изменений. Авторы многих исследований, трудов и теорий выстраивали разные онтологии социального прогресса, приходили к различным выводам о его сущности, опирались на разные критерии. Драматический ход мировой истории постоянно подталкивал крупнейшие умы в философии и социально-гуманитарных науках в целом к сдержанному или скептическому взгляду на идею социального прогресса.
Исследованию факторов и критериев развития общества посвящено множество научных трудов. Первые идеи философии истории были высказаны еще в трудах Гесиода, Гераклита, Платона, Аристотеля1, которые не придерживались точки зрения о неизбежности общественных изменений и считали, что история человечества имеет цикличный характер. Аврелий Августин2 на закате античности одним из первых развил идею поступательного исторического развития.
Концепция прогресса в эпоху Просвещения сформулирована в трудах
о
ряда мыслителей, в частности, Ш.Л.Монтескье , который указал на главенство права в общественном устройстве; Ш.-И.Сен-Пьера4, обосновавшего идею всеобщего мира; А.Тюрго5, выделившего значение просвещения в обществе; Ж.-Ж. Руссо6, высказавшего идею единения человека с природой; Ж.А.Кондорсе7, понимавшего прогресс как процесс совершенствова-
1 См.: Гесиод Труды и дни / Перевод В.В. Вересаева По книге "Эллинские поэты" серии "Библиотека античной литературы", 1963; Гераклит О природе. Фрагмент 53 (44).// Досократики. Доэлеатовский и элеа-товский периоды. Минск, 1999; Платон Государство. Собрание сочинений в 3-х тт. T.3 (1). — М., 1971, Аристотель Политика. - Москва ACT 2002.
2 См. Августин А.О граде божьем.- M.: 2000.
3 См. Монтескье ШЛ. О духе законов. М.: Мысль, 1999.
4 См. Сен-Пьер Ш. Избранные места из проекта вечного мира (в изложении Ж.-Ж Руссо) // Трактаты о вечном мире. — М.: Издательство социально-экономической литературы, 1963. — С. 107-137.
5 См. Тюрго А. Размышления о создании и распределении богатств : Ценности и деньги. Пер. и доп. проф. А.Н. Миклашевского. Юрьев : тип. К. Маттисена, 1905.
6 См. Руссо Ж.-Ж. Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми/ Трактаты. -М., 1969.
7 См. КондорсеЖ.А. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума. — М.—Л.: Соцэкгиз, 1936.
ния человеческого разума; И.Канта8, установившего необходимость принятия идеи прогресса для человечества.
В рамках формационной философии истории закономерности общественного развития исследованы К.Марксом, Ф.Энгельсом9, основные идеи которых заключались в признании экономических противоречий между производящими и присваивающими классами - основными движущими силами общественного прогресса. В советский период развития марксистской теории эти идеи также развивались, дополнялись выводами об изменении отношения к собственности и разрешении социальных противоречий как важных критериях развития, например, у А.П.Бутенко, Ю.К. Плет-никова, Э.А.Араб-Оглы10 и других.
В цивилизационной концепции философии истории вопросы развития общества рассматривались Н.Я.Данилевским11, предложившим идею цивилизаций с уникальными культурой и особенностями развития; О. Шпенглером12, исследовавшим закат европейской культуры; А.Д.Тойнби13, выдвинувшим концепцию «ответов на вызовы» как основных факторов генезиса цивилизаций; Л.Н.Гумилевым14, придерживающимся идеи пассионар-ности народов; С.Хантингтоном15, объяснившим и обосновавшим современные цивилизационные конфликты.
Значительный вклад в изучение социального прогресса внесла теория постиндустриального общества, предложив разделение исторического процесса на отдельные фазы в зависимости от характера технологического
8 См. Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане. Сочинения в шести томах. М., "Мысль", 1966.-(Философ. наследие). Т. 6.
9 См.: Маркс К, Энгельс Ф. Экономическо-философские рукописи 1844 года. С.С., изд 2, т. 42; Маркс К, Энгельс Ф. К критике политической экономии. М.: Прогресс, 1983; Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. В связи с исследованиями Льюиса Г. Моргана. М.: Прогресс, 1985.
10 См.: Бутенко АЛ. Общественный прогресс и его критерии,- М., 1980; Плетников Ю.К. Современные проблемы взаимодействия общества и природы. М„ 1974; Араб-оглы Э.А. Обозримое будущее : Социал. последствия НТР: год 2000. - М.: Мысль, 1986. - 204 с.
11 См .Данилевский Н. Я. Россия и Европа. М. Книга 1991.
12 См. Шпенглер О. Закат Европы. М. Мысль 1993.
13 См. Тойнби А.Дж. Постижение истории. Пер. с англ.- М.: Прогресс, 1991.
14 См. Гумилев JI.H. Этногенез и биосфера Земли. М. : Айрис-Пресс : Рольф, 2001.
15 См. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М.: ООО «Издательство ACT», 2003.
взаимодействия социума с окружающей средой. Развитие социума в рамках постиндустриальной теории исследовано Д.Беллом16, выделившим постиндустриальную фазу как отдельную фазу развития с преобладанием в
1 П
экономике общества сферы услуг; Э.Тоффлером , описавшим сменяемость аграрной, индустриальной и постиндустриальной фаз; И.Масудой18, выдвинувшим идею информационного общества; М.Кастельсом19, обосновавшим сетевой характер общественного устройства в постиндустриальную эпоху, а также Ф.Уэбстером, В.Л.Иноземцевым, С.Б.Переслегиным и 20
другими.
В контексте теории неравновесных систем, синергетики большое значение для выявления и изучения закономерностей общественного развития
имели исследования И.Пригожина, И.Стенгерс, С.П.Курдюмова, E.H. Кня-
21
зевой, В.И. Аршинова, В.С.Степина, О.Н.Астафьевой, К.Х.Делокарова и других ученых, рассматривавших поведение неустойчивых самоорганизующихся систем, к которым относится общество.
В разное время большой вклад в развитие теории социального прогресса, построение онтологии и выявление критериев прогресса внесли та-
22
кие философы и ученые, как Г.В.Гегель , обосновавший диалектический
23
характер общественного развития; Ч.Дарвин , создавший основы теории
16 См. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования / Перевод с англ. под ред. В.Л.Иноземцева. М., Academia, 1999.
17 См. Тоффлер Э. Третья волна. - М.: ООО «Издательство ACT», 2004.
18 См. Масуда И. Информационное общество как постиндустриальное общество. - M., 1993.
19 См. Кастелъс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: ГУ ВШЭ, 2000.
20 См.: Уэбстер Ф. Теории информационного общества. - М.: Аспект Пресс, 2004; Иноземцев B.JI. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. - M.: Логос, 2000; Пересле-гин С.Б. Самоучитель игры на мировой шахматной доске. - М.:АСТ;СПб.: Terra Fantastica, 2007.
21 См.: Пригожий И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог с природой. - М.: Прогресс, 1986; Курдюмов С.П., Князева E.H. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. M.: Наука, 1994; Аршинов В.И. Синергетика как феномен постнеклассической науки. - М., 1999; Степин B.C. Саморазвивающиеся системы и перспективы техногенной цивили-зации. В кн.: Синергетическая парадигма. Многообразие поисков и подходов. M.: Прогресс-Традиция, 2000; Астафьева О.Н. Синергетический подход к исследованию социокультурных процессов: возможности и пределы. — M. : Изд-во Моск. гос. ин-та делового администрирования, 2002; Делокаров К.Х. Синергетика и динамика базовых смыслов // Синергетическая парадигма. 2004. M.: "Прогресс-традиция", 2004.
22 См. Гегель Г.В. Энциклопедия философских наук. Том 3. Философия духа. -М.: Мысль, 1977.
23 См. Дарвин Ч. Происхождение видов путём естественного отбора, или Сохранение благоприятствуе-мых пород в борьбе за жизнь / перевод С.А. Рачинского. - M.: 1864.
эволюции; Г.Спенсер24, систематизировавший общие черты теорий эволюции и прогресса; П.А.Кропоткин25, выявивший вклад взаимного сотрудничества индивидов в общественный прогресс; В.И.Вернадский26, высказавший идею ноосферы - единого пространства общества и окружающей среды; А.Маслоу27, установивший зависимости мотиваций и потребностей индивидов, а также П.А. Сорокин, К.Поппер, Э.Фромм28 и другие.
Среди современных научных исследований идеи прогресса, его причин и критериев необходимо назвать труды Д.Даймонда29, обосновавшего воздействие географических, ситуационных и управленческих факторов на
ол
прогресс, И. Валлерстайна , предложившего теорию мир-системного развития общества; И.М.Дьяконова31, выделившего в историческом процессе отдельные этапы, связанные набором технологий, системами ценностей и уровнем организации социума, а также А.В.Коротаева, В.Н.Шевченко, А.Бэттлера, А.П.Назаретяна32 и других исследователей, внесших вклад в систематизацию теорий прогресса и выдвинувших оригинальные идеи критериев прогресса, и других ученых.
Объект исследования - социальный прогресс как многомерный и структурно сложный феномен.
24 См. Спенсер Г. Опыты научные, политические и философские. Том 1 / Пер. с англ. Н.А.Рубакина. - М: 1999.
25 См. Кропоткин U.A. Взаимопомощь как фактор эволюции. - M.: Самообразование, 2007.
26 См. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. - Москва : Айрис Пресс : Рольф, 2002.
27 См. МаслоуА. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999.
28 См.: Сорокин П.А. Социологический прогресс и принцип счастья. В кн.: П. Сорокин. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992; Поппер К. Открытое общество и его враги. Т. 1: Чары Платона. Пер. с англ., под ред. В. Н. Садовского. — М.: Феникс, Международный фонд «Культурная инициатива», 1992; Фромм Э. Революция надежды - СПб.: «Ювента», 1999.
29 См. Даймонд Дж. Ружья, микробы, сталь. ACT, Москва, 2009.
30 См. Валлерстайн И. Конец знакомого мира: Социология XXI века/Пер, с англ. под ред. В.И. Иноземцева. - М.: Логос, 2004.
31 См. Дьяконов И.М. Пути истории: От древнейшего человека до наших дней. Изд. 2-е, испр. М.: Ком-Книга, 2007.
32 См.: Коротаев A.B. Социальная эволюция: факторы, закономерности, тенденции. - М.: «Восточная литература» РАН, 2003; Бэттлер А