автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему: Социодинамика культуры Англии XVII века
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Гунина, Лидия Аркадьевна
Введение
Глава 1. Социодинамика культуры
1.1. Культура как понятие
1.2. Сущность и формы социокультурной динамики
1.3. Методологические принципы исследования социодинамики культуры
Глава 2. Основные проявления культурных трансформаций в Англии XVII века
2.1. Историческая обстановка в эпоху английской революции
2.2. Формирование принципов прагматического рационализма в английском обществе
2.3. Развитие английской правовой культуры
2.4. Динамика бытовой культуры и трансформация менталитета
2.5. Проблемы развития языка
2.6. Динамика художественной картины мира. 103 Заключение 125 Библиографический список использованной литературы
Введение диссертации2002 год, автореферат по культурологии, Гунина, Лидия Аркадьевна
Это исследование посвящено проблемам социокультурной динамики Англии XVII века, которые рассматриваются с точки зрения как общих культурологических и социально-философских, так и специальных семиотических методов.
Актуальность исследования работы определяется несколькими факторами.
• Несмотря на то, что XVII век Англии достаточно хорошо изучен специалистами различных отраслей: историками, представившими интересные факты политической и социальной истории, правоведами, изучающими правовые вопросы, этнографами, искусствоведами, литературоведами, лингвистами и представлен по отдельным направлениям и сферам, до сих пор не дана комплексная характеристика основных этапов социокультурной жизни Англии этого периода. Автор надеется, что данное исследование позволит увидеть общую картину мира Англии XVII века в целостном виде, во взаимодействии и синтезе социокультурной жизни.
• Изучение культуры общества на переломных этапах истории, влияния социокультурной динамики на паттерны поведения является актуальной проблемой в философском; любое исследование по теории и истории культуры является актуальным. В отличие от многих других феноменов социальной жизни культура представляет собой наследуемое, развивающееся, наслаивающееся явление, поэтому история культуры - «всегда актуальное сейчас». Актуальность теоретических исследований состоит не только в практическом применении, она определяется выяснением сущностных параметров изучаемого явления.
• Рассмотрение изменений культуры в революционный период в Англии XVII века сможет, в какой то степени, помочь осмыслить специфику такого рода изменений в связи с революциями во Франции, Германии, России. Каждое историческое явление уникально само по себе, но не было бы науки, если бы не было типичного в этих явлениях. В социокультурных изменениях в Англии XVII века мы наблюдаем и уникальность и типичность. Выявив параметры культуры Англии XVII века, мы сможем использовать как методологический принцип компаративистский анализ иных социумов в переломные периоды истории.
• Выбор темы обусловлен процессами трансформации социокультурной жизни в нашей стране за последние десять лет. Мы видим, что в обществе меняются жизненные ценности, мировоззрение, ментальность. Во всех сферах жизни на первый план выходят рационализм, прагматизм и торгашеский дух. Деньги становятся сущностью жизни. И мы всё чаще и чаще задаём себе вопросы. Где истоки этих явлений? Какова их природа и возможные последствия?
Степень разработанности проблемы. Широкое использование понятия социодинамики культуры приходится на вторую половину XX века, в условиях глубоких динамических перемен, присущих современному обществу, когда в область научного исследования активно вторгаются проблемы развития, изменения и распространения культурных инструментов, культурных конфликтов и инновации, деградации, застоя и кризиса культуры, типологии культурного развития (линейно-поступательные, фазовые, циклические и этапные, волновые, инверсионные, маятниковые и другие модели), дифференциации и диффузии культуры, взаимодействие разных культур.
Огромная заслуга в постановке и разработке данной проблемы принадлежит А. Молю и П. Сорокину. А. Моль даёт широкую картину социодинамики современной западной культуры, рассматривая динамику культуры в терминах теорий массовых коммуникаций. Теория волнообразной социокультурной динамики предложена в фундаментальном труде П. Сорокина «Социальная и культурная динамика», где он исследовал закономерности развития мировой цивилизации в течение трёх тысячелетий.
В концепции длинных экономических волн Н. Кондратьева представлена циклическая динамика хозяйственно-экономической системы.
Социо динамика культуры рассматривается в работах представителей антропологической традиции в исследовании культуры - Ф. Боаса, Р. Белуа, Б. Малиновского, Р. Карнейро, Л.Уайта, А. Крёбера; представителей современного неоэволюционизма Дж. Стюарда, М. Салинса, Э. Сервиса.
Весомый вклад в разработку данной проблемы внесли уникальные работы В. Вернадского, А. Чижевского, К. Циолковского, Л. Гумилёва, В. Давидовича, Ю. Жданова, Ю. Лотмана, Ф. Флиера. Особого внимания заслуживает работа А. Чижевского, представляющая биосферную модель социокультурной динамики.
Социокультурная динамика с точки зрения синергетики рассматривается в работах И. Пригожина и Г. Хаккена
В последние годы в нашей стране после значительного перерыва наблюдается вторая волна интереса к физическим методам анализа исторических и социально-политических процессов. ( Ю.М.Батурин, Г.В. Носовский, А.Т. Фоменко, О.В. Доброчеев, В.В.Клименко, В.В. Василькова, C.B. Дубовский, Г.П. Чёрный.)
Нет ничего удивительного в том, что среди авторов исследований, посвященных описанию и объяснению хода социокультурной динамики, можно встретить не только гуманитариев, но и экономистов (Я.Ю. Яковец), инженеров (Р. Абдеев), математиков (Н. Фоменко), т. к. дух времени, предчувствие великих перемен в жизни человечества в третьем тысячелетии привлекают к логике истории внимание во всем мире.
Англия XVII века представлена в научных трудах исследователей по различным аспектам и направлениям.
История английского общества этого периода рассматривается в работах В. Косминского, Ю. Сапрыкина, С. Гардинера, Ф. Гизо, Д. Грина, Э.Бёрка, Г.Бокля, А. Карреля, К. Татариновой, Дж. Тревельяна, Т. Лабутиной, Т. Павловой, С. Архангельского, М. Барга, Э. Бернштейна, А. Кудрявцева, Г. Левина, А. Савина, С. Сказкина, К.Хилла, А. Штерна, И. Фадеевой, И. Шарифжанова, О. Дмитриевой, С. Олифировой, В. Лавровского, А. Исаенко,
B. Ерохина, П. Леслита, А. Рутса, Д. Элмира, Х.Тревор-Ропера, Р. Эштона, Д. Моррила, Д. Илтона, К. Рассела, Д. Андердауна. А. Мортона и др.
Проблемы религиозного мировоззрения и вероисповедания английского общества XVII века поднимаются в исследованиях М. Малерба, М. Мюллера. М. Вебера, Н. Ревуненковой, И. Шафаревича, К. Тиле, Т Парсонса, С. Токарева, М. Элиаде. Изучению истории государства и права и политической мысли Англии этого периода посвящены работы С. Архангельского, Г. Беляевой, К. Левонцева, Н. Дмитревского, С. Смирнова, А. Ангарова, 3. Черниловского,
C. Александровой, Н. Дмитревского, В. Лучниковой. Ряд вопросов конституционной истории освещается в работах Т. Лабутиной, Д. Элтона, В. Нерсесянца.
Вопросы экономического развития английского общества в этот период рассматриваются в исследованиях В. Евсеева, В. Зомбарта, Н. Мещеряковой, М. Винокуровой, В. Семёнова, В. Лавровского, В. Митрофанова и др.
Истории английской этнографии, народно-бытовой культуры, исследованию менталитета посвящены работы А. Никишенкова, Ю. Бромлея, М. Бахтина, Э. Уорнера, М. Блока, Жюссерана, Дж. Грина, А. Райта,Ч. Дикенса.
Лингвокулыурологический аспект, проблемы развития языка представлены в трудах С. Беркнера, В. Аракина, В. Ярцевой, Л. Шипулиной, Н. Разинкиной, Л. Медведевой, Ф. Кузнецовой и др.
Огромный вклад в исследование художественной культуры Англии XVII века внесли Б. Виппер, Т. Ильин, И. Ротенберг, Н. Бюрюкова, Л. Дукельская, Т. Воронина, И. Бартенев, С. Мокульский, А. Аникст, И. Ступников, М. Роднянская, В. Конен, В. Березина, Е. Донская, Н. Зонина, М. Урнов, И. Кон, А. Смирнов, Ю. Шведов, Л. Пинский, М. Морозов, А. Алпатов.
Несмотря на наличие множества работ в рамках указанных направлений нет специальных диссертационных исследований по социодинамике культуры Англии XVII ~вещ. Автор надеется, что данная работа позволит комплексно охарактеризовать проблемы социокультурной динамики английского общества в начальный период Нового времени.
Цели и задачи исследования. Цель работы - исследование характерных особенностей социокультурной жизни в Англии XVII в. и построение модели социодинамики символических систем культуры с учетом воздействия не только эндогенных, но и внешних факторов социальных изменений, в частности геокосмического фактора на примере английского общества XVII века.
Для реализации поставленной цели сформулированы следующие исследовательские задачи.
• Проанализировать существующие понятия культуры в рамках деятельностного, аксиологического и семиотического подходов и выявить ее роль в социодинамике общества.
• Рассмотреть неклассические методологические концепции социодинамики культуры и использовать их при анализе социокультурных процессов исследуемого периода.
• Показать на основе собранного эмпирического материала динамику различных феноменов культуры английского общества XVII в.
Объектом исследования является культура и общество Англии XVII века.
Предмет исследования составляют социокультурные процессы, ценностные структуры английского общества XVII века и механизмы их трансформации. В поле данного исследования попадают работы ведущих отечественных и зарубежных исследователей, на основе которых можно составить отчётливое представление о ценностных ориентациях, моделях поведения, бытовых и культурных стереотипах, развитии языка, увидеть динамику художественного восприятия картины мира.
Методологической основой являются исторический, компаративный, описательный методы, метод экспертных оценок, принципы дополнительности и комплексного изучения, междисциплинарный и системный подход с использованием нестандартных, нетрадиционных методологических концепций для построения модели при исследовании теории и истории культуры.
Практическая ценность диссертации обусловлена возможностью использования её основных положений в подготовке общих и специальных курсов по культурологии и лингвострановедению. Определённые положения диссертации могут представлять интерес для историков, культурологов, социологов, изучающих механизмы социокультурной динамики.
Положения, выносимые на защиту:
1. Базируясь на деятельностном, символическом и аксиологическом подходах при рассмотрении множества интерпретаций и концепций культуры, комплексном исследовании основных этапов социокультурной жизни Англии XVII века, приходим к выводу, что характерные изменения, происшедшие в жизни английского общества в переломные моменты истории, позволяют построить модель социодинамики символических систем культуры на примере Англии XVII века.
2. Для построения модели мы используем нестандартные, нетрадиционные методологические концепции с учётом воздействия не только эндогенных, но и внешних факторов социальных изменений, в частности геокосмического фактора на примере английского общества XVII века. Общество - неравновесная система, внутренние факторы которой выражаются в сохранении целостности системного образования. Полагаем, что внешние факторы представляют собой изменение среды в результате мощного воздействия геокосмического фактора, вызвавшего климатические изменения в виде потепления, что требует от системы адаптации для сохранения своей целостности, трансформации культурных паттернов (моделей) поведения и становления новых в жизнедеятельности социальных индивидов.
3. Исходным моментом перестройки всей социальной системы, трансформации культурных паттернов, глубоких сдвигов в ментальное™ и мировоззрении английского общества XVII века становится изменение системы идеологических (религиозных) ценностей, что приводит к преобразованиям в политико-правовой сфере, науке, искусстве. В результате этого происходит экономический прорыв на базе сформированных новых паттернов (моделей) поведения. Культурная трансформация Англии выразилась в комплексном изменении всех сторон жизни общества: религии, политики, экономики, бытовой сферы, искусства.
4. В Англии XVII века обнаружились те паттерны поведения, которые распространялись на широкие слои населения. Прагматический рационализм становится доминантой всей разноплановой, многогранной культуры. Английская революция была способом поиска новых паттернов поведения в изменившемся Мире, что определило дальнейшее развитие Англии и повлияло на развитие других стран
Апробация работы. Основные положения диссертации были изложены и положительно оценены на научно-практических конференциях «Информационные технологии в науке и образовании» (г.Волгодонск, 2001, 2002гг.), научно-теоретической конференции «Цивилизация и человек: проблема развития» (г.Новочеркаск,2002) и опубликованы в №7 журнала СКНЦ ВШ «Научная мысль Кавказа». (Ростов-на-Дону, 2002г.).
Выводы исследования и его результаты постоянно использовались автором в практике преподавания им английского языка, курсов «Теория и практика перевода», «Сравнительная типология английского и русского языков».
Структура и основное содержание диссертации: работа состоит из введения, двух глав, заключения, эпилога и библиографического списка использованной литературы.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Социодинамика культуры Англии XVII века"
1. Период X V I - XVII вв имеет важное значение для становления норм английского литературно - разговорного язьжа. Уже в X V I веке выделяется общественно осознанный литературно - разговорный стандарт, допускающий, однако, свободное сосуществование различных фонетических, грамматических и лексических вариантов.2. В язьже пьес Шекспира, Б. Джонсона, Т. Миддлтона и других драматургов этой эпохи активно взаимодействуют риторические и обиходно -
разговорные элементы.3. К характерным чертам разговорного язьжа второй половины X V I -
начала XVII веков, отраженным в литературе, следует отнести различные со1фащения и стяжения, особые разновидности инвертированных конструкций, интенсивное употребление клятв и междометий, специфические усиленные слова типа excellent, exceeding и др.4. Многие формы, позднее вытесненные в просторечие, во второй половине ХУ1 и начале ХУТ! в. были тфинадлежностъю литературно -
разговорного язьпса - двойное отрицание, использование формы единственного числа существительньж вместо множественного.5. XVII век характеризуется поворотом от язьжовой свободы эпохи Шекстпфа к большему упорядочению письменно — книжных, а также устно -
разговорньк норм литературного язьжа. Особенно заметна эта тенденция в редакционных правках к последовательным изданиям Шекспира на протяжении XVII века.6. В стилистическом отношении разговорный язьж развивается в XVII веке неоднородно. В первой половине наблюдается усиление пуританских тенденций, стремлетше положить конец язьжовой свободе эпохи Шекспира. Во второй половине века продолжается дальнейшее нормирование литературного язьжа. Однако период Реставрации, сопровождавшийся падением нравов, снял многие пуританские ограничения в язьже, особенно в словоупотреблении, открьш доступ в литературно - разговорный язьж многим жаргонизмам. В художественной литературе XVII века наиболее живо передан разговорный язьж в комедиях периода Реставрации у таких авторов, как Уичерли и Контрив В язьже художественной литературы, его лексике и грамматике всегда отражается содержание духовной жизни эпохи. Изменение лексических значений фиксирует не только появление новык вещей, предметов быта, новьж сторон в отношении между язьжами и т.п. В них закрепляются очень важные для понимания духа времени особенности восприятия мира человеком той или иной эпохи. [95. 183]
2.6. Динамика художественной картины мира «Культзфа, искусство, литература несут в себе печать множественности процессов, происходяпщх в жизни. Пожалуй, никогда до этого и никогда потом не бьшо в Европейской культуре такой разности течений, быстрой смены их, стремительньж порывов вперед и ретроградных движений. Старое и новое уживаются рядом, схоластшса соседствует с поэзией, набожность со святостью, один и тот же писатель то выступает новатором, то реакционером». [5. 181] В XVII в. происходило образование новой художественной культуры, отличной как от культуры Средневековья, так и культуры Возрождения.«Перемены происходили то постепенно, то скачками; рьюки вперед сменялись конвульсивными попытками повернуть общество вспять». [5. 180] По мнению П. Сорокина, средние века бьши эпохой символов.Искусство бьшо глубоко символичным. Ослабнув уже в X V в., символический дух окончательно сошел на нет в XVII в. Религиозное искусство является уже малозаметным течением - по сравнению со светским, которое начиная с этого времени, становрттся главным. Искусство всё дальше и дальше удаляется от идеациональной формы и приближается к визуальной. Термины этого искусства следуюпще: театральность, иллюзионизм, иллюзионистская искусственность, внешняя показная эффектность, пьшшость, помпезность, роскошь, переизбыток декораций, фривольность, скрытая или явная чувственность, языческая разнузданность, динамизм, патетичность. [165. 154-155].В эпоху Нового времени сложность явлений общественно-исторической жизни стала причиной небьгоалого многообразия явлений художественной культуры. В X V H веке возникли не одна, а две стилевые системы: с одной стороны - барокко, с дрзч^ой - уход от суетных наслаждений в мирской аскетизм, рационализм, что больше соответствует стилю классицизма. Помимо двух крупных стилей в этот период сложилась совершенно новая внестилевая форма художественного творчества, с которой связана деятельность самых смелых мастеров искусства, наиболее реалистически воспринимающих мир.XVII век иногда назьшают эпохой барокко. Видимо потому, что барокко отчетливо выражало общественную направленность того времени. Барокко -
время от «Гамлета» до смерти И.С. Баха, эпоха между гамлетовским «порвалась дней связующая нить» (1601) и баховским «Пред твоим троном предстаю я весь». (1749) [207. 21] Барокко возникло как отражение всемирного кризиса в эпоху первоначального накопления, колониальной, экспансии и первых буржуазньк револющш.Термин «барокко» происходит от итальянского «Ьагоссо», «жемчужный», причудливый, обозначающего жемчужину неправильной, странной формы.«Барокко - явление многомерное, не сводимое к однозначным и жестким схемам: оно как и Ренессанс, представляет собой комплекс стилей, объединенньк эпохой, имеющих общие черты и расходящихся во многих частностях и тенденциях. Наличие в барокко различных направлений, перекрещивающихся и борющихся между собой, отвечает самой исторической действительности и социальному расслоению общества». [123. 32] Кулыура барокко полифонична по своей сути, в ней встречаются, борются, спорят, пытаются найти соглашение и конформируют голоса, представляющие разные эпохи. Картина мира неоднородна и предельно усложнена. Настоящее можно видеть и в полном разрьше с прошлым, и в связи с ним. Открытие новой культурной реальности, ощущение полифонической истории, «исторического сквозняка» принимало такие радикальные формы, которые приводили к пересмотру взглядов на человека и природу, на саму историю и культуру.Полифоничность барокко проявляется в самьк различных областях культуры. Одной из наиболее значительных произведений эпической поэзии европейского барокко - «Потерянный рай» Мильтона. Его великая поэма написана на библейский сюжет, однако с точки зрения пуританской религии, «Потерянный рай» произведение отнюдь не правоверное. (Произведение создано в период поиска новых идей . 1667 - период спокойного Солнца.).Джон Мильтон с большой художественной силой отразил события английской бурз1уазной револющш и настроения народных масс. Личностью «великого писателя» Мильтона восхищался A.C. Пушкин. В статье «О Мильтоне и Шатобриановом переводе «Потерянного рая» Пушкин говорит о Мильтоне, как о человеке, который «в бедности, в гонении и в слепоте сохранил непреклонность души...» [142. 523 Барокко возводит в правило то, что кажется невозможным и нелепым классической эстетике, «темноту», «изощрённость», «странность». Таков замысловатый стиль в литературе. «Литератор в настоящее время одарён столь изощрённым вкусом, что желает не только, чтобы драгоценньш[ бьш сладостный напиток, который он пьет ушами (ибо уши - уста души), но чтобы «сосуд, в котором ему подносят это питьё», и сама манера наливать его бьши бы достойны». [45. 338] По мнению П. Сорокина, «Барокко это прежде всего театральная помпезность, чрезмерно подчеркнутое «шоу» и, следовательно - визуализм».[165. 155] Пеобыкновенные завоевания науки, атмосфера открытий усилила чувство новизны. История рисуется многими как це1п> «открытий», «изобретений». Мотив первенства становится навязчивым, ничто не отстаивается с такой силой, как приоритет. Стремление первенства бьшо характерно для многих ?удожников эпохи барокко. Они избирают своим девизом «inventio», понимая его как «открытие», «изобретение», «нововведение». Барокко изменило мир 1д^льтуры, сами представления о ней.Образовалось множество новьж форм, жатфов. Культура обрела несколько измерений, категорий. Это - пространство, время, движение.Движение - одна из важнейших категорий барокко. Открытие движения вызвало важнейшие перестройки в искусстве. Пришрш движения вносится в живопись, архитектуру, скульптуру, театр. Особенно это проявляется в архитектуре барокко, где вместо ренессансного стремления к гармонии мы видим необычную пространственную динамику, энергичную пластику масс, переизбыток форм.Вся эпоха барокко разделяла мысль: искусства нельзя разграничивать, художники стремились к их синтезу. Мыслители барокко соглашались, что поэзия есть говорящая живопись, живопись - немая поэзия. Эмблема -
важнейший барочный жанр. К эмблеме тяготеют живопись, скульптура, поэзия, театр. Одна из форм - метафора - выраженное остроумие; «остроумный замысел» центральная задача в барочньк поэтиках.Соединение ись^^сства и науки обязательно для словесного творчества.Как пишет Л.А. Софонова «Поэт должен был в своём творчестве представлять мир с точки зрения теолога, физика, астронома, зоолога, т.е. владеть основами различных наук». [167. 37-38] Барокко — чрезвычайно гибкий и активный стиль, легко вступаюпщй в сочетаниях с другими стилями. Определённую сложность представляет вопрос о соотношения барокко и классицизма. Оба стиля соперничали в рассматриваемую эпоху.Классицизм (от латинского слова с1а881сш - образцовый,
первоклассный) - стиль и направление, ориентировавшиеся на наследие античной культуры как на норму и идеальный образец.В своей известной работе «Французский классицизм» С. Мокульский писал: «1Слассицизм является в основном идеалистическим, метафизнгаеским стилем, осуществлявшим последовательное, систематическое абстрагирование действительности и отливавшим ее в вечные, неизменные идеальные формы, противоположные чувственному материалу». [120. 26 - 27] Осмысление классицизма дается в большой теоретической статье В. Блюменфельда «Проблема классицизма». [25 Классицизм исходил из ренессансного наследия и опьпи современности, потому ему в равной мере бьши свойственны и дух анализа, и преклонение перед идеалом. Классицизм приходит на смену культуре Возрождения. Когда сама эта 1ультура бьша в состоянии кризиса, когда ренессансный реализм переродился в бессодержательное исьсусство маньеризма. Единство формы и содержания один из основных принципов классицизма. Рационализм стал основой и сутью теории классицизма. Разум гфовозглашался главным критерием ^дожественной правды и красоты. Творчество должно подчиниться законам. Классицисты выделили эти законы, исходя из своих наблюдений над античным искусством.Один из наиболее значительных сторонников классицизма в английской литературе начала XVII в. - Бен Джонсон (1573 - 1637). Он связывает век Шекспира с веком Мильтона. Классицизм в литературе периода Реставрации представлен творчеством Джона Драйдена (1631 - 1700). Его считают основоположником английской литературной критики, теоретиком классицизма. Важное место в его творчестве принадлежит драматургии, в области которой он следовал образцам французского классицизма.Образная система классического стиля оказалась малопродуктивной для искусства лирической поэзии, живописи, музьпси. Зыбкая, переменчивая сфера эмоций была чужда классицизму. Пршщипы нового стиля - гармоническая уравновешенность форм и идеальных пропорций - были по сути принципами архитектуры. Именно в области этого искусства лежат основные достижения классицизма. В идеале этот стиль - полная противоположность барокко. Для него характерны ясная геометрия форм, строгие линии, чёткие объёмы, стройный композиционный замысел. Архитектурный образ классицизма стремится выразить представления о логике, порядке и мере.Архитектура английского классршцзма складьшается с начала ХУН века.Существенный перелом в развитии происходит на рубеже 1610 - 1620-х годов.Он тесно связан с творчеством одного из крупнейших зодчих Англии Иниго Джонса (1573 - 1652). Считается, что именно Иниго Джонс, архитектор Якова 1 и Карла 1 Стюартов, ввел в Англии классицизм, который к тому времени торжествовал в других европейских странах. Своего рода программной работой Джонса явршась постройка таких зданий, как Куинс-хаус в Гринвиче (1616 — 1635) и Банкетинг-хаус (1619 - 1632).Своеобразие английской архитектуры второй половины XVII века сказывается в ренессансно-классицистическом характере стиля при наличии очень умеренно вьфаженных черт барокко. «Фактически в архитектуре Англии рассматриваемого времени мы не находим памятников, которые могли бы быть с первого взгляда определены как явно барочные, все они в той или иной мере классипдстичны.» [11 151] Ведущим мастером второй половины XVII века и начала XVIII бьш Кристофер Рэн. Основной период деятельности Рэна связан с восстановительными работами в Лондоне после пожара 1666 года, уничтожившего почти весь центр города. Самым крзшным произведением Рэна, создавшем ему славу и вошедпшм в арсенал величайших памяпшков мировой архитектуры, является собор св. Павла в Лондоне — второй по размерам ь^ольный собор нового времени в мире, построенный в период с 1675 по 1709 г. [11 151] Классицистическая сдержанность проявляется и в другой крупной работе Рэна - Гринвичском госпитале на берету Темзы (с 1694 г.), начатом строительством в более раннее время.Классицизм и барокко — два крупных художественных стиля в XVII в. -
выросли на почве «трагического гуманизма» постренессансной 1о^льтуры. Но >удожественная жизнь Англии XVII века так насьпцена и сложна, что все многообразие ее проявлений не укладывается в схеме двух главных стилей столетия. Существовал целых комплекс художественных концепций, которые выходили за границы стилей, за рамки привычных форм.Внестилевая линия развития искусства XVII в. проявилась прежде всего в живогшси. Живопись стремится показать окружаюпщй мир во всей его полноте, естественности, многогранности и противоречивости без пафоса барокко и без идеальной красоты классицизма. Ведупщм жанром английской живописи еще со времен Средневековья бьш портрет. Отечественные художники в XVII в. играли второстепеннуто роль, о них сохранились весьма отрьюочные сведения. Здесь в первую очередь должны быть названы два известных мастера английской портретной миниатюры шекспировского времени. Николас Хиллиард (1547 - 1619) и Исаак Оливер (1562 - 1617). Они явились звеном между национальной традицией средневековой книжной миниатюры и работами художников XVII в.Существенный сдвиг в английском искусстве произошел под влиянием Аьпониса Ван Дейка (1599 - 1641). Художник сломал устоявшиеся каноны, создал жанр поэтического одухотворенного портрета, изменил всю жиюписную систему.В портретах английского периода он сумел воплотить тип чисто английского национального характера - сдержанного, несколько замкнутого, с подчеркг^ппым чувстюм собственного достоинства. «Поэтом и юлшебником» назвал художника известный английскрш ис1усстювед Уотерхауз. [64. 52] Портреты английских монархов писал Уильям Добсон (1611 - 1646), один из самых одаренных портретистов, самобытный мастер 40-х годов ХУЛ в.Роберта Уокера (1607-1658) можно назвать официальным портретистом деятелей буржуазной революции. Кисти Уокера принадлежат наиболее известные гфижизненные портреты Оливера Кромвеля. Портрет Кромвеля можно рассматривать как сознательную антитезу парадному светскому портрету дореволюциожой поры.В период Реставрации слава, известность и почести приходят к Питеру Лели (1618-1681). Его творчество как бы завершает эпоху, связанную с последней попыткой восстановления абсолютизма в стране.На рубеже двух столетий самым знаменитым портретистом Англии с т ^ Годфри Неллер (1646/49-1723). Известность и славу Неллера составляют небольшие портреты интеллектуальной элрпы Англии начала ХУШ века: И. Ньютона, поэтов Дж. Драйдена и А. Поупа, Комедиографа Конгрива, философа Дж.Локка. [64. 53-63] Переходный хсарактер эпохи, сложность и острота социально-политических коллизий в стране обусловили сложность и противоречиюсть ее литературного процесса. В Англии эта эпохса не поддается однозначной хсарактеристике: барокко сосуществует здесь с классицизмом, и подчас разнородные литературные принципы причудливо переплетаются в творчестве одного и того же автора.
Список научной литературыГунина, Лидия Аркадьевна, диссертация по теме "Теория и история культуры"
1. XVII век для английского общества явился эпохой глубокого социокультурного кризиса, который затронул человека в целом, во всех сферах его деятельности экономической, социальной, политической, религиозной, научной и художественной.
2. Лозунгом этого нового мира стал Разум. Рационализм превратился в доминанту культуры; наука — главное орудие разума обрела мировоззренческий статус, познание — социальную направленность. Это была идейная победа над старым миром.
3. Все эти события имели важное значение для дальнейшего развития капитализма в стране. XVII в. для Англии был временем значительного экономического прогресса. Она превратилась в передовую промышленную и колониальную державу.
4. Автономова Н.С. Философские проблемы структурного анализа в гуманитарных науках. М.: Наука, 1977. - 271с.
5. Англия XV-XVII вв.: Проблемы генезиса капитализма: Межвуз. сб. / Горьк. гос. ун-т. Горький: П У, 1976. - Вып.З. - 92с.
6. Англия XIV XVII вв.: Проблемы генезиса капитализма: Сб. ст. / Горьк. гос. ун-т. - Горький: ГГУ, 1974. - Вып.2. - 143с.
7. Аникст А.А.Театр эпохи Шекспира. —М.: Искусство, 1965. — 328с.
8. Аникст A.A. Ренессанс, маньеризм и барокко в литературе Западной Европы// Ренессанс. Барокко. Классицизм. Проблемы стилей в Западноевропейском искусстве XV XVII веков: Сб. ст. - М.: Наука, 1966. -С. 178-244.
9. Аникст A.A. Шекспир в оценке своих современников // Классическое искусство за рубежом: Сб. ст. М.: Наука, 1966. - С. 7-30.
10. Артамонов С.Д. История зарубежной литературы XVII XVIII вв.- М.: Просвещение, 1978. 608 с.
11. Барабаш Ю.А. Искусство как объект комплексного изучения// Вопросы философии. 1970. - №10. - С. 115-119.
12. Барг М.А. Великая английская революция в портретах её деятелей.- М.: Мысль, 1991. 397с.
13. Барг М.А. Шекспир и история. М.: Наука, 1976. - 199с.
14. Бартенев И.А., Батажнова В.Н. Очерки истории архитектурных стилей. М.: Изобразительное искусство, 1983. - 263 с.
15. БатуринЮ.М. Ледоход истории//Сегодня.-1992. №1.-С. 11-15.
16. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.:Худож. лит., 1975. - 502с.
17. Бахтин М М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М.: Худож. лит., 1965. - 527с.
18. Белик А.П. Социальная форма движения: Явления и сущность -М.: Наука, 1982.-270с.
19. Белинский В.Г. Поли. собр. соч. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1954.- Т. 5. -863с.
20. Бердяев H.A. Философия свободного духа. М.: Республика,1994.-480с.
21. Березкина В.И. Из истории жанра эссе в английской литературеXVII в. // Филологические науки. 1984. - № 6. - С. 24-30.
22. Беркнер С.С. Проблемы развития разговорного английского языка XVI-XX вв. Воронеж: Изд.-во Воронеж: ун-та, 1978. - 228 с.
23. Беркнер С.С. Развитие языка драмы в XVI XVII вв.// Филологические науки. - 1991. - №2. - С.86-94.
24. Билз Ральф JI. Аккультурация//Антология исследований культуры. Т. 1. Интерпретация культуры. — СПб.: Университетская книга, 1997. С. 348-370.
25. Бирюков Н.Ю. Западноевропейское прикладное искусство. XVIIXVIII вв. Л.: Искусство, 1972. -238с.
26. Блок М. Короли чудотворцы: Очерк представлений о сверхъестественном характере королевской власти, распространённых преимущественно во Франции и в Англии. Пер. и комент. В.А. Мельчиной. -М.: Яз. Рус. культуры, 1998.-709 с.
27. Блосфельд Е.Г. К вопросу о диалектике традиций и новаторства в истории//Россия и Британия. -М.: Наука, 2000. — Вып.2. -С. 173-179.
28. Блюменфельд. В. Проблема классицизма//Литературный критик. -1938. №9-10.- С.48-73.
29. Бокль Г.Т. История цивилизации в Англии. СПб., 1906. — 628 с.
30. Браун В., Тильке М. История костюма от древности до Нового времени. -М.: ЭксюпоПресс, 1999. 462 с.
31. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М.: Наука, 1973. - 283с.
32. Брак у народов Северной и Северо-Западной Европы. М.: Наука 1990.-176с.
33. Буслаев Ф.И. О преподавании отечественного языка. Л.: Учпедгиз, 1941. -248с.
34. Бэкон Ф. Новый Органон. Афоризмы об истолковании природы и царстве человека// Антология культурологической мысли/ Авт.-сост. С.П. Мамонтов, А.С. Мамонтов. М.: Изд-во Роу, 1996. - С. 40-45.
35. Вебер М. Избранные произведения. — М.: Прогресс, 1990. 804с.
36. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М.: Рус. слов., 1997.411с.
37. Вернадский В.И. Научная мысль как планетарное явление. М.: Наука, 1991. -271с.
38. Вернадский В.И. Начало и вечность жизни. М.: Сов. Россия, 1989.-702с.
39. Взгляды британских историков на Английские революции XVII в. // Вопросы истории. 1998. - № 6 - С. 142-154.
40. Вико Дж. Основания новой науки об общей природе наций. Л.: Гослитиздат, 1940. - 619с.
41. Виппер Б.Р. Искусство XVII века и проблема стиля барокко//Ренессанс. Барокко. Классицизм. Проблема стилей в западноевропейском искусстве XV -XVII вв: Сб. ст. М.: Наука, 1966. - С.245-263.
42. Гараджа В. Полигика и религия// Наука и религия. 1991. - № 3.С. 2-3.
43. Гамель И Англичане в России в Х\Т-Х\/П столетиях. СПб., 1865.300с.
44. Гвардини Р. Конец нового времени // Вопросы философии. 1990. -№4.-С. 127-163.
45. Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества // Хрестоматия по культурологии. Т.1 СПб.: Петрополис, 1999. — С.62-64.
46. Герцен АЛ Собр. соч.: В 30 т. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1954. -Т. 3.-363с.
47. Гизо Ф. История английской революции. Ростов-н/Д: Феникс, 1996.-Т.1-477с.
48. Голенищев-Кутузов И. Н. Романские литературы. М.: Наука, 1975. - 531с.
49. Головачёв Г.Ф. Всеобщая география, приспособленная к преподаванию в женских учебных заведениях. М., 1845.— Вып.1.
50. Гофф ЖЛе. Предисловие //М. Блок. Короли чудотворцы. - М.: Яз. рус. культуры, 1998. - С. 11-57.
51. Грин Дж. Р. История английского народа. СПб., 1892. - Т.З. - 365с.
52. Гумбольдт В. О различии строения человеческих язьжов и его влияние на духовное развитие человеческого рода// Звегинцев В.А. Хрестоматия по истории языкознания XIX XX вв. - М.: Учпедгиз, 1956. - С.458.
53. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л.: Изд-во ЛГУ, 1989.-495с.
54. Гуревич А.Я. Исторический синтез и Школа «Анналов». М.: Индрик, 1993.-327с.
55. Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия// Культурология: Хрестоматия /Сост. проф. П.С.Гуревич. М.: Гардарики, 2000. - С.242-248.
56. Гюго В. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 5: Человек, который смеется. М.: Изд-во Правда, 1988. - 607с.
57. Давидович В.Е, Жданов Ю.А. Сущность культуры. Ростов н/Д: Изд-во РГУ, 1979.-262с.
58. Давыдов Ю.Н. Культура природа - традиция. - М.: Политиздат, 1978.-328 с.
59. Давьщова М. До и после Шекспира // Театр. -1992. -№ 6. С. 147-160.
60. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М.: Книга, 1991. - 573с.
61. Данте А. Малые произведения. М.: Наука, 1968. - 651с.
62. Дешериев Ю.Д. Бытовая культура и ее отражение в язьже//Национальный язык и национальная культура: Сб. ст. М.: Наука, 1978. -С.108-125.
63. Дмитриев M.B. Некоторые аспекты изучения истории цивилизации в современной французской историографии/ТЦивилизации. М.: Наука, 1992.- Вып. 1.-С. 187-206.
64. Доброчеев О.В. Неустойчивое развитие коллективных систем физико-химической, биологической и социальной природы //Журнал российского химического общества им. Д.И. Менделеева. -1995. № 2. - С. 48-54
65. Доброчеев О.В., Батурин Ю.М. История как частный случай физики //Столица. 1994. - № 10. - С.42- 43.
66. Донн Дж. Стихотворения. Л.: Художеств, лит., 1973. — 167с.
67. Дукельская Л.А. Искусство Англии XVI XIX веков: Очерк -путеводитель. — Л.: Искусство, 1983. - 119с.
68. Европейская поэзия XVII века. — М.: Художеств, лит., 1977. 892с.
69. Ерофеев H.A. Туманный Альбион. Англия и англичане глазами русских, 1825-1833 гг. М.: Наука, 1982. - 320с.
70. Журавлев В.К. Внешние и внутренние факторы язьжовой эволюции. М.: Наука,1982. - 328с.
71. Жюссеран Ж История английского народа в его литературе. СПб.,1898.
72. Законодательство Английской революции 1640-1660 гг. М.; Л.: Изд-во АН. СССР, 1946. - 382с.
73. Захаров И.В., Ляхович Е.С. Миссия университета в европейской культуре. М. : Новое тысячелетие, 1994. - 240 с.
74. Злобин Н. С. Культура и общественный прогресс. М.: Наука, 1980. - 303 с.
75. Зомбарт В. Буржуа: Этюды по истории духовного развития современного экономического человека. М.: Наука, 1994. - 443с.
76. Иванов-Борецкий М. Материалы и документы по истории музыки. М.: Гослитиздат, 1934. - Т. 2. - 321с.
77. Ионин Л.Г. Идентификация и инсценировка к теории социокультурных изменений//Социсшогические исследования.-1995.-№4 С.3-14.
78. Искусство Англии// История искусства зарубежных стран: Средние века и Возрождение: Учеб./ Под ред. Ц.Г. Несселынтраус. М.: Изобраз. искусство, 1982. -С.334-336.
79. История Европы. Мн.: Харвест; М.: АСТ, 1996.-1312с.
80. История мировой культуры: Наследие Запада: Античность. Средневековье. Возрождение: Курс лекций / Под ред. С.Д. Серебряного. М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 1998. -427с.
81. История политических и правовых учений: Учеб. для вузов/ Под. ред. В.С. Нерсесянца. М.: Инфра-М - Норма, 1997. - 607с.
82. Йете Ф. Последние пьесы Шекспира: новый подход// Новое литературное обозрение. 1999. — № 35. - С. 18-61.
83. Кабакчи В. В. Английский язык межкультурного общения новый аспект в преподавании английского языка // Иностранные языки в школе. -2000. - №6. - С. 84-89.
84. Каган М.С. Философия культуры. СПб.: Петрополис, 1996. - 416 с.
85. Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы: Весенние праздники. М.: Наука, 1977. - 357с.
86. Кантор К.М. Четвертый виток истории //Вопросы философии. 1990. №8-С. 19-44.
87. Кареев Н.И. Историология (Теория исторического процесса). -Пг., 1915.-315с.
88. Карнейро Роберт Л. Культурный процесс// Антология исследований культуры: Т.1. Интерпретация культуры. СПб.: Университетская книга, 1997. - С. 421- 438.
89. Кнабе Г.С. Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного Рима. М.: Индрик, 1993. - 527с.
90. Кноркина Л.В. Природа в лингвоконструировании XVII века// Вопросы языкознания. 1995. - №2. - С.110 -120.
91. Кондратьев Н.Д. Проблемы экономической динамики. М.: Экономика, 1989. - 523с.
92. Конен В.Д. Очерки по истории зарубежной музыки. М.: Музыка, 1997.-640с.
93. Копелевич Ю.Х. Возникновение научных академий. Середина ХУИ-ХУШ вв. Л.:Наука, 1974. - 267с.
94. Коробейникова Л.А. Эволюция представлений о культуре в культурологии/Социологические исследования. 1996. - №7. - С. 79-84.
95. Короткое Н.З. Динамика категорий культурологии/ТВестник российского гуманитарного научного фовда. — 2000. №4. - С. 103-111.
96. Крёбер А.Л. Конфигурация развития культуры//Антология исследований культуры. Т.1. Интерпретация культуры. СПб.: Университ. кн., 1997.- С. 465-496.
97. Кузнецова Ф.М. Функционирование образований на 1у в английской драме XVI- XVII вв.// Вестник Московского Университета. Сер. филология. - 1983. - № 2. - С.56-64.
98. Кукушкина Е.И. Познание, язык, культура: Некоторые гносеологические и социологические аспекты проблемы. М.: Изд-во МГУ, 1984-263с.
99. Культурология XX век: Словарь. СПб.: Университетская книга, 1997.-640 с.
100. Лабутина Т.А. Георг Севиль Галифакс/ТВопросы истории. 1999.- №4,5.-С.51-68.
101. Лавровский В.М. Исследования по аграрной истории Англии XVII- ХЗХ вв. М.: Наука, 1966. - 248с.
102. Левада Ю.А. Традиция //Философская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1970. — Т.5. — С.253.
103. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. -М.: Педагогика-Пресс, 1999. 603с.
104. Лихачев Д.С. Русская культура. М.: Искусство, 2000. - 440 с.
105. Лобанова М.Н. Западноевропейское музыкальное барокко: проблемы эстетики и поэтики. М.: Музыка, 1994. — 317с.
106. Локк Дж. Два трактата о правлении // Соч.: В 3 т. — М.: Мысль, 1985.- Т. 3. С.135-406.
107. Лосев А. Ф. Эллинистически-римская этика. М.: Изд-во МГУ, 1979.-416с.
108. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М.: Мысль, 1982. - 623с.
109. Лотман Ю.М. Избранные статьи: В 3 т. Т. 1. Статьи по семиотике и типологии культуры. — Таллин, 1992. 479с.
110. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М.: Наука, 1992 - 273с.
111. Лотман Ю.М. Избранные статьи. Т.З Таллинн, 1993. - 495с.
112. Малерб М. Религии человечества. М.; СПб.: Рудомино, Унив. кн., 1997.-544 с.
113. Малиновский Б. Научная теория культуры: Сб.: Пер. с англ. М.: О.Г.И., 1999.-205 с.
114. Маритен Ж. Религия и кулыура//Работы Ж. Маритена по культурологии и истории мысли. М., 1992 - Вып. 2. - С.78-115.
115. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. М.: Мысль, 1983. -284с.
116. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. — 2-е изд. — Т.7. — М.: Госполитиздат, 1956. 669с.
117. Матвеев В.А. Британия вчера и сегодня. М.: Международные отношения, 1989. — 252с.
118. Межуев В. М. Культура и история. М.: Политиздат, 1977. - 199с.
119. Мейлах Б. С. Философия искусства и художественная картина мира//Вопросы философии. 1983. - № 7. - С. 116 -125.
120. Мерцалова М.Н. Костюм разных времен и народов: В 4х т. М.: Академия Моды, 1993. - Т.1 - 543 с.
121. Митрохин Л. Предельно сложная форма культуры// Народное образование. 2000. - № 1. - С. 184-185.
122. Мокульский С.С. История западноевропейского театра. М.: Гослитиздат, 1939. — Т. 1. — 612с.
123. Мокульский С.С. Французский классицизм. М.: Гослитиздат, 1937.
124. Моль А. Социодинамика культуры. М. ¡Прогресс, 1973. - 406с.
125. Морган Л. Древнее общество. М.: Наука, 1934.
126. Морозов А. Маньеризм и барокко как термины литературоведения// Русская литература. 1966. — № 3. - С. 29 -32.
127. Морозов М.М. Язык и стиль Шекспира: Избранные статьи и переводы. М.: Гослитиздат, 1954. - 595с.
128. Моэм С. Подводя итоги. М.: Высш. шк., 1991. - 557с.
129. Мюллер М. Введение в науку о религии. Третья лекция, прочитанная в Королевском Институте 5 марта 1870г.// Классики мирового религиоведения. Антология. Т. 1/ Пер. с англ., нем., фр. М.: Канон, 1996. -С.31-143.
130. Никифоров Л. А. Русско-английские отношения при Петре I М.: Политическая литература, 1950. - 277 с.
131. Ницше Ф.В, Так говорил Заратустра Книга для всех и ни для кого.- М.: СП «Интербрук», 1990. 301 с.
132. Общественная жизнь Англии- М.: Типо-литография В.Рихтера, 1897.-Т. 4
133. Оксфордская иллюстрированная энциклопедия: В 9 т. Т.7. Народы и культуры. М.: Изд. дом «Инфра-Мир»; Изд-во «Весь мир», 2000. - 416с.
134. Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию.- М.: МГИК, 1994. 214с.
135. Павлова Т.А. Англия Шекспира и Англия Кромвеля //Новая и новейшая история. 1979. - № 1. - С. 148 -158.
136. Парсонс Т. Система современных обществ. М.: Аспект-Пресс, 1998.-269 с.
137. Пелипенко. A.A. Культурная динамика в зеркале художественного сознания: от авангарда к тоталитарному искусству // Человек. — 1994. №4. -С. 58-62.
138. Петров М.К. Язык. Знак. Культура. М. : Наука, 1991. - 328 с.
139. Пинский Л.Е. Реализм эпохи Возрождения. М.: Гослитиздат, 1961.-367с.
140. Пинский Л.Е. Шекспир: основные начала драматургии. М.: Худ. лит-ра, 1971. -606с.
141. Полищук В.И. Культурология: Учебное пособие. М.: Гардарики, 1998.-446 с.
142. Померанц Г.С. Кризис цивилизации Марфы//Вестник Российской академии наук. 1992. - №10. - С. 118 -119.
143. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. М.: Прогресс, 1986. - 431с.
144. Просветительское движение в Англии / Под ред. Мещеряковой Н.М. М.: Изд-во МГУ, 1991. - 445с.
145. Пушкин критик. - М.: Гослитиздат, 1950. - 760с.
146. Пушкин А.С. Собр.соч.: В 10 т. М.: Гослитиздат, 1962. - Т.6.590с.
147. Распутин В.Г. Культура: «Левая, правая, где сторона?>>//Хрестоматия по культурологии. 12. Самосознание русской культуры. СПб.: Петрополис,2000. -С. 489-491.
148. Ратком А. Вопрос о всеобщем языке в утопических и ранних социологических теориях: Проблемы м/н вспом. языка. -М.: Наука, 1991. 259с.
149. Рашкова Р.Т. Секуляризация западноевропейской культуры в оценке Ватикана// Проблемы формирования светской культуры в Западной Европе: Сб. науч. тр. Л.: ГМИРИА, 1987. - С. 6-26.
150. Религиозные традиции мира. В 2 т. Т. 1./Пер с англ. М.: Крон-Пресс, 1996. - 576 с.
151. Рерих Н. К. Обитель света. М.: Международный центр Рерихов, 1992.-63 с.
152. Риккерт Г. Наука о природе и о культуре. СПб.,1911. - С.52-53.
153. Роднянская И. Циолковский// Философская энциклопедия: В 5 т. Т. 5. М.: Сов. энцикл., 1970. - С. 466-468.
154. Розеншильд К.К. История зарубежной музыки. М.: Музыка, 1978. - Вып. 1. - 544с.
155. Роллан Ромен. Английская опера в XVII веке//Музыкально-историческое наследие. В 8 вып. Вып. 2. Опера в XVII в. в Италии, Франции, Германии и Англии; Гендель. — М.: Музыка, 1987. С.174-194.
156. Русинов Р.К. Правосознание и правовая культура// Теория государства и права: Учебник для вузов/ Под ред. В.М.Корельского и В.Д. Псревалова. -М.: НОРМА, 2000. С.332-348.
157. Рутенбург В.И. Город и городская культура// Городская культура. Средневековье и начало нового времени. — Л.гНаука, 1986. С.3-7.
158. Сальников В.П. Правовая культура/ЛГеория государства и права: Курс лекции/Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М.: Юристь,2001. -С.626-637.
159. Свасьян Ю.А. Философия символических форм Э. Кассирера. -Ереван: Изд-во АН Арм. ССР, 1989. -237с.
160. Сепир Э. Избранные труды по языковедению и культурологии. -М.: Прогресс. Изд. группа Универс, 1993. 654с.
161. Синюков В.Н. Российская правовая система. Введение в общую теорию. Саратов: ГП «Полиграфист», 1994. - 494с.
162. Смирнов А.А. Шекспир. Ренессанс и барокко // Вестник Ленинградского университета. 1946.- №1 -С.96-112.
163. Смит Логан П. Фразеология английского языка. М.: Учпедгиз, 1959.-208с.
164. Соколов А. Б. Навстречу друг другу: Россия и Англия в XVI-XVIÎ веках. Ярославль: Верхне-Волжское кн. изд., 1992. — 304с.
165. Соловьев В. Собрание сочинений: в 10 тт. — СПб., 1913. Т. 10.
166. Сорокин П.А. Кризис . катарсис . харизма . воскрешение: (Фрагмент работы "Социальная и культурная динамика") //Вестник Российской академии наук. -1999. Т. 69. - № 3. - С. 268-272.
167. Сорокин ПА. Кризис нашего времени //Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992.—С.427-504.
168. Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика: Исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений. СПб.: Изд-во Рус. Христиан, гуманитар. Института, 2000. - 1056 с.
169. Сорокин П.А. Циклические концепции социально-исторического процесса // Россия и современный мир. 1998. - №4. - С. 61-80.
170. Софонова JI.A. Об анализе литературного произведения эпохи барокко //Сов. Славяноведение. 1975. - №5. - С. 37-38.
171. Стайнер Дж. Великая Ennui: Эссе из книги «В замке Синей Бороды». Заметки к новому определению «культуры»//Иностр. лит. 2000. - №8. - С.261-271.
172. Стам С.М. Место культуры Возрождения в историческом процессе секуляризации мысли и знания/ЛСультура Возрождения и религиозной жизни эпохи. М.: Наука, 1997. - С. 78-87.
173. Тайлор Э. Первобытная культура. М.: Политиздат, 1989. - 572с.
174. Театр Западной Европы от Античности до Просвещения// История зарубежного театра: Учеб. пособие / Под ред. Г.Н. Бояджиева, Л.Г. Образцовой. М.: Просвещение, 1981. - 4.1. - 336 с.
175. Тейяр де Шарден. Феномен человека. М.: Наука, 1987. - 240с.
176. Тиле К. Основные принципы науки о религии // ЬСлассики мирового религиоведения. Антология. Т. 1/ Пер. с англ., нем., фр. М.: Канон, 1996. -С.144-196.
177. Тойнби А. Постижение истории. М.: Прогресс, 1991. — 730с.
178. Тревельян Дж. М. Социальная история Англии. М.: Иностр. лит. 1959.-607с.
179. Уайт Л. Энергия и эволюция культуры // Антология исследования культуры. Т.1. Интерпретации культуры. СПб.: Университетская книга, 1997. -С. 439 - 464.
180. Уорнер Э. Некоторые аспекты изучения и популяризации народной культуры в Великобритании// Советская этнография. 1980. - №3. -С. 111-119.
181. Урнов М.В. Вехи традиции в английской литературе. М.: Художеств, лит., 1986. - 308с.
182. Урнов М.В., Урнов Д.М. Шекспир, его герой и его время. М.: Наука, 1964.-206с.
183. Философия культуры. Становление и развитие: Учеб. пособие для вузов. СПб.: Лань, 1998. -445с.
184. Флиер А .Я. Историческая динамика культуры //Философские науки. 2000. - № 3. - С. 167-173.
185. Флиер А .Я. Культурология для культурологов: Учеб. пособие для магистратов. М.: Академический проект, 2000. - 459с.
186. Флоренский П.А. Культ, религия, культура// Богословские труды. М.: Изд-во Московской Патриархии, 1977. - С.98-106.
187. Флоренский П.А. Из автореферата // Хрестоматия по культурологии. Т2. Самосознание русской культуры. СПб.: Петрополис, 2000. -С.419-420.
188. Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура. М.: Ренессанс, 1992.-296с.
189. Фромм Э. Иметь или быть? М.: Прогресс, 1990. -330с.
190. Фромм Э. Пути из больного обществаШроблема человека в западной философии. М.: Прогресс, 1988. - С.443-482.
191. Хайдеггер М. Время и бытие. М.: Республика, 1993. - 445с.
192. Хайдеггер М. Письмо о гуманизме //Проблема человека в западной философии. М.: Прогресс, 1988. - С.314-356.
193. Чаадаев П.Я. Сочинения и письма: В 2 т. М., 1913-1914. - Т.2.342с.
194. Чавчавадзе Н. 3. Внешние и внутренние факторы развития культуры // Культура и общественное развитие Тбилиси: Мецниереба, 1979. -С.5-32.
195. Чавчавадзе Н. 3. Культура и ценности. Тбилиси: Мецниереба, 1984.- 171с.
196. Черниловский 3. М. Всеобщая история государства и права. М.: Юрист, 1999. - 576 с.
197. Черный Г.П. Биофизическая модель устойчивого развития цивилизаций //Общественные науки и современность. 1998. - № 3. - С. 143-148.
198. Чижевский А.Л. Космический пульс жизни: Земля в объятиях солнца. Гелиотараксия. М.: Мысль, 1995. - 767с.
199. Чижевский А.Л. Физические факторы исторического процесса. -Калуга, 1924.
200. Шведов Ю.Ф. Эволюция шекспировской трагедии. М.: Искусство, 1975. - 464с.
201. Швейцер. А Культура и этика. М.: Прогресс, 1973. - 343с.
202. Шекспир У. Полное собрание сочинений М.: Искусство, 1958. -Т.З. - 566с.
203. Шекспир У. Полное собрание сочинений М.: Искусство, 1959. -Т.4. - 650с.
204. Шекспир У. Полное собрание сочинений. М.: Искусство, 1960. -Т.6. -687с.
205. Шекспир У. Полное собрание сочинений М.: Искусство, 1960. -Т.7- 823с.
206. Шекспир У. Трагедии. Пьесы /Пер. с англ. М. Донского, Ю. Корнеева, Б. Пастернака. М.: «ЭКСМО-ПРЕСС», 1999. - 765 с.
207. Шпенглер О. Закат Европы. Новосибирск: Наука, 1993. - Т.1.584с.
208. Штомпель О.М. Социокультурный кризис: (Теория и методологические проблемы) Ростов н/Д. : Изд-во СКНЦ ВШ, 1999. - 226 с.
209. Эко У. Заметки на полях «Имени розы»//Иностр. лит. 1988. -№10.-С. 89-104.
210. Эскина Н. Барокко. «Открылась бездна, звук полна .»// Музыкальная жизнь. — 1991. № 1. — С. 21-23.
211. Юнг К. Архетип и символ. М.: Renaissance, 1991. -304с.
212. Baugh A.Q. History of the English language. New York., 1957.
213. Burdach Konrad. Reformation, Renaissance, Humanismus. — Berlin, 1918.
214. Donne J. An anatomy of the world. The first anniversary complete poetry and selected prose ed by J. Hayvard Bloomsbury, 1929.
215. Fransis W.N. Revolution in grammar. In: Readings in Applied English Linguistics. Ed. Allen: New York, 1958.
216. Kenneth O. Morgan. The Oxford Illustrated History of Britain. Oxford:University Press, 1984.
217. Knoulson J. Universal language schemes in England and France 1600-1800.-Toronto, 1975.
218. Panofsky E. Studies in iconology. Humanistic themes in the art of the Renaissance. New York ; London, 1972.
219. Romeau R. Presentation// Voltaire Letters philosophies. Paris, 1964.
220. Spenser H. Autobiography. London, 1926. - Vol. 2.
221. Tawney R. The Agrarian Problem in the Sixteenth Century. London,1912.
222. Tylor E/B. On a Method of Investigatin the Delovepment of Institutions J. Roy Antropol. Inst., 1989 Vol. 18.
223. Wild. H. C. A History of Colloquial English. Oxford, 1936.
224. Wood A. A History of the Levant Company Oxford, 1935.
225. Wright A. British Calendar Customs. London, 1936. - P. 106.