автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему:
Социокультурная детерминация научных концепций времени

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Балабай, Светлана Валерьевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Саратов
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.01
Автореферат по философии на тему 'Социокультурная детерминация научных концепций времени'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Социокультурная детерминация научных концепций времени"

МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЭДШГО СПЕЦИАЛЬНОГО 0БРА30ВАНШ РСФСР

САРАТОВСКИЙ. ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННА! Ш1ВЕРСИТЕТ ГОЛ.Н.Г.ЧЕШЬгШЕВСКОГО

На правах рукописи УДК 1С3.72

БАЛАЕАЙ СВЕТЛАНА ВШЙЕША

СОЩОКУЛЬШШЯ ДЕТЕШИНАЦИЯ НАУЧНЫХ НСВДНЩИЙ ВРЕМЕНИ

Спегдальность 09.00.01- - диалектический я

исторический материализм

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук • ■'

• ,

Саратов - 1390

Вабота выполнена на кафедре философии Саратовского ордена Трудового Красного Знамени государственного университета иы.Н.Г.Чернышевского.

Научный руководитель - доктор философских наук, профессор

В.Н.Ярская-Смиряова

Официальные оппоненты - доктор философских наук,

В.Н.Г&силин

кандидат философскшс наук, В.В.Хасин

Ведущее учрездение - кафедра философии и теории социализма Саратовского зоотехническо-ветеринар-ного института

Защита состоится 1990 года 3 Х5 часов

на заседании специализированного Совета К.063.74.07 по присуждению ученой степени кандидата философских наук в Саратовском государственном университете им-Н.Г.Чернышевского (410601, г.Саратов, ул.Астраханская,83, Саратовский Посунивер-ситет, корпус Н, ауд.406).

С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале А' 3 Научной библиотеки Саратовского государственного университета.

Автореферат разослан "/Л" 1950 г.

Ученый секретарь специализированного Совета Е.0С3.74.СГ?, профессор

доктор философских наук Д Я.Ф.Аскен

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность теш исследования.

В настояцее время наука стала дошшнрувде-Д форшй общественного сознания, одшпл из главных факторов предглетяс-практи-чеекой деятельности. Зто во глногом опредатяет ноБкгленный интерес к процесса:: ¿0р:лирсЕанля самого научного знания. Если дре-эде исследователей науки интересовали обяие схеьз ее развитая, то теперь наступил ¡.талент анализа развития отдельных групп проблем л научных теорий, выяснения роли универсальна ::атегор:й культуры в механизме их оволвции и в эволюции обгдеЛ картина гляра. Проделав суть от частного к об'Д&г/, науковедение долгою подтвердить свои выводы в отдельном, чтоба, обогатившись конкретным знанием, совершенствовать дальше свои глобальные представления.

Современное аилософское представление о врек.еги является обобщением знания глногообразного спектра временных ритгоз природы, обч-эства, человеческой деятельности и культура. Идейно исследование зоеглени б различных сферах реальности сделало возу.о^нкм более глубокое раснритье этой категории. 1у?ланиза-щн Еауки привела к осознанию универсального характера идеи вретлени для чаювеческого дознания и культурн, незамкнутой • рагка'.з сугубо сциентистского описании. Из всего многообразия традиционных проблем, возникающих при разработке теории времени, особую актуальность приобрели вопросы, касапщеся образования научных концепций времена. Одна из причин пристального Ешг.аяия к научным концепциям времена и их динамики в культуре связана с изменениями, происходящими в современной картине тара, затрагивал:¡пни не только гуманитарные науки, но и физику, космологию, причет стать существенными, что ксгяо говорить об особой этапе развития неклассической картины мира.

Новый взгляд на соотношение равновесности н норавновесаос-ти, сингулярности, теоретическое предсказание таких явлений • ' 3

как квантовое роздение Вселенной, отрицательное давление, ложный вакуум заставляют пересмотреть понимание природы времени в общей картине ьщра. Расширение предметного поля концептуального осмысление времени делает чрезвычайно актуальный аналяз социокультурной детерминации теорий времени в единстве экстарнальных к интернальных механизмов, которые становятся частью общей ярограшк исследования взаимодействия науки, общества и человека.

По мнению диосертанта, дош того, чтобы проанализировать указанные механизмы детерминации, необходешо учитывать казенное решение проблемы их типологии: детерминизм не исчерпывается причинностью, существуют связи, которые, не являясь при-чншлдш, те?.; не менее оказываются детерминистическим! и определяются как квазипричинные или синхронные*. Исходя из этого анализ синхронной детерминации в единстве ее социально-исторических и мировоззренческих аспектов долкен выдвинуться но первый план в решении проблемы социокультурной детерминации научных концепций времени.

Цель и основные задачи исследования

Целью данной работы является исследование эволюции и функционирования научных концепций времени в контексте социокультурной реальности и единства ее внешней и внутренней' детерминации по отношению к теории времени, а также поиск реального иехгчизма синхронной детерминации и каналов, по которым передается и в которых трансформируется детершширущее воздействие со;шокультурного целого.

Для реализации поставленной цели выдвигаются следующие задачи:

1) анализ роли и структуры эпистемологического паля понятия времени;

2) рассмотрение архетипических темпоральных представлений в структуре научных програи,:;

3) анализ механизмов детерминирующего воздействия социо-

* Сы.: Аскин Я,Ф. Философский детерьжешзм и научное познание. Ы., 1377; {/лмчур Е.А. Механизмы социокультурной детерминации естественнонаучного знания// Философия, естестаознанно,

социальное развитие. I'., 1989.

' ' 4

культурной реальности на парадигму времени в сразненш с ар-хетппичесгсхм и современным исследовательским сознанием;

4) исследование процессов формирования парадигм времени на основе современник научных программ;

5) выявление путей темпорального синтеза современных научных программ.

Необходим культурно-исторический подход, учиткванвдай как логико-методологические, так п культурологические аспекты функцпошхрозаншг научных концепци.1 врекени. Такой подход позволит рассмотреть категорию времест в многомерной структуре философского знания, когда к философской онтологии времени, охЕатывагхгел объективную и субъективную реальность, добавляются гносеологический, аксиологический и праксиоло-гичесхяп": аспекты. Традиционно некоторые из этих аспектов Лэхософского знания рассматривались изолированна, а иногда сообде опускались. По-видимому, такое одностороннее донима-ние предмета философского знания привело к упрощению временной проблематики.

Говоря о научном срезе категории времени, диссертант подразумевает ее определенную проекцию в конкретных науках, тесно переплетащутея с друггаш ее проекциями в философии, обэделяом и художественном сознании, .в предметном поле куль- . туры.

Научный срез категория времени - это различные теории Бремени, которые не ограничиваются феноменологическим описанием категории, а основаны .на обобщении и генерализации обширного эмпирического материала, понт.ащсх'ося достаточно пироко. Теркин теория в данном случав употребляется как синоним концепции.

Б марксистских исследованиях до методологии науки обоснованы и тщательно разработали модачи структуры -теоретического знания. В работах П.П.ГаГщенко, В.Н.Гасшшяа, П.С;Душевого, В.П.Каратеена, Е.А.Шкчур, М.З.Ь'остепаненко, Я.^ЛочалоЕз, 3.;;. Степипа для обозначе'шя концептуальных образований, задащих способ интерпретации теоретической области, используются определенные яомпонеитн оснований науки, например:

• 5

I) Идеалы^' нормы, 2) Каучяая картина мира, 3) Философские основания"1", причем кадцый из етех элементов внутренне структурирован. Разрабатываемая с таких позиций концепция структуры к эволюции теорьтических знаний дозволяет детально проанализировать закономерности становления и смены научных пара-деп.1 в контексте культуры, быяеить соцгокультуряув размеренность и природу оснований научных теорий. Однако в этом подходе недостаточно уделено внимания механизм включения социокультурного контекста в лабораторию научного яоиска, хотя Еазность такого включения ке вызывает сетзеыш:. Более подроб-кое изучение набора детерминант, их взаимодействия в рамках конкретной проблематики науки должно обогатить сЗ^'.е представления о ее развитии.

Разработанность проблемы. Динамика развития и функционере -вания научных концепции времени связана как с их внешней, так и с вьутреннеЬ детерминацией. Указанные аспекты разрабатывали зарубежные авторы - А.Грюнбаум, Г.Пенроуз, Г.Рейхенбах, Д£.Уктроу. В отечественной литературе обстоятельно исследован тид социальной детерминации концепций времени, вскрывагсций связь теоретического осмысления времени с культурно-лсторичес-ким типом деятельности и образом ¡глзнп: И.А.Барг, А.Я.Гуревпч,

A.Н.Лой, А.Ф.Лосев, А.И.Осипов, В.С.Поликарпов. Г.Г.Сучкова, Е.Б.Устьяшдев, В.Н.Ярскаа. Проблеме внутренней детермзшации, раскр^Завдей связь концептуализации времени в истории стиля мышления, также уделяется самое пристальное внимание. Это работы к.Д.Ахундова, Б.ЙДюга, В.П.Назарян, И.С.Клочкова. Достаточно большое количество работ посвящено разработке естественнонаучных аспектов проблемы времена - Р.А..Ароноь, А.^Лл-роЕ, Ю.Б»Цолчанов, М.В.Мостепанснко, А.В.СолдатоЕ, В.В.^лсин. В настоящее время плодотворно развивается вдея, высказанная

B.К.Вернадским о многообразии форм врачени, авторы отказываются от чисто физической интерпретации времени - А.С.Абасов, В.А.Калке, В.Н.Ярская. Существуют так^е фундаментальные ра-

А Стопил Р-.С. Научкнереволп^ли как "точки" бифуркации в развитии экяння // Научные революции в динамике культуры.-1987.

боты по философии онтологии времени и выявлению многообразных функций этой категорий: Я.Ф.Аскин, Н.Н.Трубников, В.Н.Ярская.

Однако при кажущейся разработанности яроблеш детерминации концепций времени остается невыясненным вопрос о том, как Енекнпе и внутренние социокультурные фактора вовлекаются в процесс формирования научных теорий времени. Главной задачей является здесь выяснение не только социальной природа научных представлений о времени, не только их ссцчокультурной обусловленности, что с марксистской точки зрения вполне понятно, но выделение самсго конкретного набора социокультурных детерминант и механизма их взаимодействия. Именно последнее является наиболее проблематичным и предполагает такую реконструкции исторического развития любой научной теории, которая демонстрировала бц основания развития, органически сочетающие в себе как имманентные содержательные, так и социокультурные характеристик.

Методологической основой .диссерт-злии являются фундаментальные произведения материалистической диалектики, труда зарубежных и отечественных ученых. В работе использован асторико- философский материал, данные естествознания и гуманитарных наук. Используются работы советских философов по проблеме временя, рассматриваются концепции 6ур:гЕуазных философов. .

Научная. новизна работы. В ход«- проведенного ис.следовгячя получены атздуицие результаты, тлеющие научную новизну, и вы- . носише на защиту: .'

1. Концепция времени в целом гложет быть пс^-эсхьа лолята лишь в контексте конкретного социокультурного окружения и его эволюции. Процесс .социокультурной детерминации имеет многоуровневый характер, но определяющую роль в нем играет темпоральная детерминация, которая выражается в наличии определенных архетипов и архетидическизс представлений., концептуальных допущений , эпистемологических и. парадигггалышх структур,' укорененных в деятельности, в понятийное посте времена.

2. Детерминирующее влияние социокультурного целого шжёт. быть полностью раскрыто на трёх уровнях методологического сознания - I) бытийном, 2) операциовально-рефлзксиг,нок или Э1ШСТС?..,с,логическом, 3) концептуаяьно-рефлекекзном.

Первый уровень - бытийный - представлен й основном архетл-

яическим представлением "время - вечность". Второй уровень -операционально-рефлексивный эпистемологический, образует смысловое эпистемологическое пале, которое включает в себя скрытые, неявные предпосылки познавательное: деятельности и категориального осмысления мира. К ним относятся образы, символы к модели времени. Последний уровень - концептуально-рефлексивный, его элементами являются научные программы и парадигмы времени.

3. Исходным темпоральным представлением является архетияи-ческая структура "время - вечность", транслирующая от культуры к культуре и послужившая основой даш формирования таких понятий .как конечность и бесконечность, континуальность и дискретность, давшая возможность ставить вопрос о начале и конце Бремени.

4. Базовым элементом эпистемологического паля понятия времени является эпистема часов: как схема измерительной деятельности она есть экран сознания, трансцендентальная реальность, организующая познание времени. Распространение и совершенствование часов как механизмов для измерения времени послужило основанием сведения всего многообразия понятийного содержания времени к его параметрическому осмыслению, что способствовало усечению поля предметности до инструментально-измерительной области, а также углубило разрыв мезду конструируемым понятием времени и реальными ^временными процессами. Расширение поля предметности времени и совершенствование измерительной процедуры, которое имело распространение лишь в науках физического цгаага, привело к актуализации всего семантического спектра понятия, к возникновению нефизических концепций времени.

5. Научные программы, так Ее как архетипы и архетипичоские представления, символы и метафоры, являются социокультурными факторами, оказываюцкмп конституир/щее воздействие на внутренний структуру научных теорий времени, они скрыто функционирует на концептуальна»! уровне методологического сознания. Парадигма времени как концептуальное образование есть реализация научных программ, в определеша/й исторический период задающих. содержательную интерпретацию различным срезам реальности и дегермилирувщих проблемное папе, сде^шфику теорий

времени. Создание парадигм времени предстает как опредмечивание выделенного класса оксперелеасальных ситуаций, конструирование абстрактного образца б отношении которого эмпирические и теоретические факты приобретают системное единство.

6. Новейшая ситуация в парадигме времеш! представляет собой противоречивый синтез трех направлений, задающих способы концептуального оформлением времени (нестко дет ермкнис тич ее -кое, причинностное, вероятностное и дополнителъностиое). Синтез выделенных направлений осуществляется на основе актропного принципа, связчващего гуманитарное и естественнонаучное ка. правления в изучении времени и сопровождается включением аксиологического принципа, который раскрывает ценностный аспект понятия времени, сопряжённого как с временпостью реальных процессов, так и с архетипом вечностью. Рассмотрение указанных принципов в единстве позволяет проводить анализ временных процессов и временной действительности относительно устойчивой системы выделяемых уровней реальности, которые условно мо;лю определить как деятельность - природа - человек.

Практическая значимость работы. Подученные в диссертации результаты имеют методологическое значение для реализации программы "наука - общество - человек", разработки; концепций времеш и их прогнозирований; Они могут? быть использованы в . курсах теорий и истории культуры, истории философии, философии науки, в подготовке спецкурсов по проблематике времени.

Апробация - работы. - Диссертация обсуждалась на заседании ка- . федры философии Саратовского государственного у;-иверситста Й1Л.Н.Г.Чернышевского. Основные научные результаты бшш изложены автором на Всесоюзной научно-практической конференция "Ноосфера - настоящее и будущее человечества" (Иосква, 1988), региональной научно-практической конфере1щки "Актуальные воа- . росы культуры молодежи з свете решений. ХХ711 съезда КПСС" (Саратов, 1988).

Основное содеркание диссертации изложено в четырех публикациях 1

Структура работн. Диссертация состоит пз введения, двух глаз (четыре'параграфа) и зг юшчения. \ '

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБ01Ы

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, анализируется ее разработанность, обосновываются методологические принципы решения проблемы и цели исследования.

Первая глава "Культурно-историческая концептуализация времени" посвящена изучению трех проблем, от решения которых зависит концептуализация времени: во-первых, это содержание понятия времени, во-вторых, пути формрования концепций времени и механизм их -функционирования в динамике культуры, в-третьих, роль этих концепций в системе научной картины мира. Все эти вопросы связаны ыезду собой и требуют культурно-исторической и социально-философской интерпретации. Б перлом па-ратоайе "Структура эпистемологического поля понятия времени" анализируются образы, метафоры, символы и модели времени, играэдие роль трансляторов, через которые культура некоторого данного общества влияет на процесс формирования понятия и научных концепций времени.

Метафорическое осмысление времени, соединяющее рефлексивное и нерефлексивное, лекит в основе его первичного понимания, изначального схватывания целостности его осознания. Ыетафори-зация способствует моделированию времени посредством скквсли-ки, приводит к позникновепию сшслообразов, в которых находит отражение способность познания схватить регулярно лоБторяюще-еся, устойчивое через инвариант реальной деятельности. Метафора позволяет наглядно описать данный человеку мир и в то кс Бремя .выделить определенные хадактеристики реальности, первоначально, недифференцирувмме. Так, в выражениях "бег времени", "течение времени", "творение времени" неосознанно эк-сплицирукхГся такие связки,как время и движение, время к становление.

Так как жизнедеятельность древнего человек была тесно связана ^ ритмами природы и социума, то такая организация оказывалась органично связанной с циклической моделью времени. В психике к сознании человека течение времени отражалось как космическое круговращение, общебытийноо вечное возвращо-нио. Освоение времени (как и пространства) согласовывалось с

движением светил по небосводу и описывалось соляр1Шми символами. Еследствие этого круг как символ времени есть "свернутое" время, опредмеченная форма человеческой деятельности -ритуала, в которой отражается и закрепляется сТоргару-ющаяся установка на поиск чего-то более упорядоченного и устойчивого.

В зрелой натурфилософии времл непрерывно, его образом является река, которая "катит своп вода из пропитого через настоящее и будущее". "Река" - это всегда движение, изменение. Гераклит, например, постоянно повторяет, что нельзя два.-^ы войти в одну и ту г.е реку, что весь мир-; - -г, что солнце непрестанно . новое, что смерт-лую природу нельзя застигнуть в одном и том не состоянии. А причиной тому является изменчивость самого первоогня, которая осуществляется во времен;:. Бытие вечно, но оно шест при этом длительность, "егкля длн-тельность, включающая настоящее, пропитое и будущее - это и есть время.

Символы и образы времени возникают в результате психологических ассоциаций, в процессе деятельности, причем конкретны.", образ времени позволяет выражать от&леченнуи идею времени, дает Епгмо:шость "приписывать" этой идее, содержаний которой еще но выявлено, определенные характерно™.:!, что определяет направление и форму познавательных поисков. Б этом процессе особенно показательна роль часовых механизмов, явлтацнхея аналогиями, моделями времени и выражающими стремление к наглядности, тяготение к зрительным формам изображал понят;:;:, становящимися знаки,«и и символами идей. Согласно распространенной тоню? зрения роль часов сводится лугль к кзмерспгт: гге— моип и Формированию мировоззрения в Новое вр<гл. Однако образ часов, аналогия с тем является более древней рефлексягпоГ. схемой деятельности, своеобразной эппстемой, значительно повлиявшей на генезис и эволюции концепций времени.

Часы как модель и аналог реалыиус процессов отра-лет некоторые емнеловг'о соотнояения, знаки проставления. ¡'о: петог:'.! демонстрирует успешное елгдепие систем, вкл'"ча:-т:нх б себя грета, к динамическим п статистически.! моделям, кетовые пргд-с",:!*,.гпк;т эти идеи с различно"; степенью аппроксг.'.-щии. ¡'сю;".'-1 т.. "-г'лтия представлений о часах есть история •изменяп^-хсл

II

предстаклеяий о мире, история моделирования мира (солнечные, водяные, песочные часы), имеющая свои исторические корни и фор:.!Ы становления и являющаяся реальной основой для более глубокого научного и философского понимания времени.

3 качестве процедуры построения часов служит вычленение стабилизирующего повторяющегося ритмического процесса, выступающего в качестве меры длительности.Этим определяется развитие: представлений о времени, связанных преда всего с умением фиксировать более или менее регулярным образом, различать, сопоставлять и отождествлять естественные циклы природы, что приводит в конечном счете к созданию календаря и часов. Исследование эпистеш часов обнаруживает не только историю нарастающего совершенства часов и их возможности в измерении времени, но и ц&лке комплексы моделей мьшшения: и действия, которые выражаются совокупностью, методологических . предписаний. '

• Тага! образом, ■ содержание понятия времени не исчерпывается ?.'чшрпче<5ко2 интерпретацией, у него всегда существует "остаток", который козет быть назван эпистемологическим полем или моем, зависящим от интертеоретического окружения (схем деятельности, шроЕоззреши, картины мира).

Второй пагагтукЬ "Архетипические темпоральные представления в структуре научных про граи.:" посвящен анализу как формальных моментов организации содержания научных теорий времени, так и способов их осглнсления на различных этапах научногй прогресса. Для решения этой задачи выделяется наиболее архаический пласт исследовательского метаязыка, связанный с освоением и организацией рреиенных свойств и отношенай и являющийся :;оном структурирования научных концепций Бремени.

Первые попытки'эксплицировать время отталкивались превде всего от чего-то вечно сущего, постоянно обладающего наличита. Вечность как первичный уровень понимания времени становится той границей, на основе которой репается проблема отдаления теоретическом сущности времени как категориальной структуры знания от понятия времени^ как структуры обеденного познания и практики. У Платона время и ьёчность оказываются слктнымз в одно целое, но слитными уке после взаимного разделения и противопоставления. Для большего сходства с вечностью

время и временное наделяется определенной мерой тождества, еы-ракающегося в его повторяемости и цикличности. Именно представление о вечности явилось исходнш.1 архетипом понятия времени. Верность и есть результат, содержание коллективного бессознательного, относительно временных процессов объективной п субъективной действительности, которое "изменяется, становится осознанным и воспринятым, претерпевает изменения под вшк-нием того индивидуального сознания, на поверхности которого оно (содерЕание). возникает"'1. Фактически архетип выступает в качестве неявного фона человеческого мышления, впптверемого культурой и транслируемого ею. Архетип "вечность" как не;;о-ступный созерцанию образец находит СЕое воплощение в архети-пически оформленном представлении "время -'вечность".

Указанная структура выступает в рати пнстшктившгх; представлений, в котором темпоральные ассоциации, слиты воедино, к воплощает в себе стихийный образ мира, как бы заключаемого меэду временем и вечностью. Здесь осознается не врет/я м'тра вещей, а "время, проявляющее себя вместе с потоком сознания, время, в котором течет этот поток"*".

3 эпоху античности архетипическое представление "время -вечность" фигурирует как основопсяагапаий момент теории времени. Вечность ассоциируется и взаимоувязывается с центральной для античного сознания клтсгорпол бкатл, а время хлракте-ризуот мир становления. В атомистической научной прэгра?-:.'? Демокрита и Эпикура постулируется как вечное бытие, так и переход ме:зду небытием и биткам. Та::ое утверждение не мо"е? но сказаться на отношении ко времени. Дскохрит, каггцмср, не только сводит время к атогирпиип временного потока н отождествляет время с гсчностьо, представляя ого как нечто не-возникшее и безначальное. Определив тот; образом bjcmt,

1 КЗiг К. Г. Об архетипах коллективного бессознательного // Вопросы 'Тилософия. -I98S. -J"I .-0.135.

2 Туессмь Э. Логические исследования. Т.2, 4.1 // Проблемы онтологии современной буржуазной 'lv.nooofm.~¥ir,га, 1988.-'J.2S3.

Демократ удаляет из атомов уничтожение и возникновение, все временное, превращая те:.: самим и само время в "нечто субстанциальное".

¿утя становления естественнонаучных концепций времени ватой является идея бесконечности времени, развитая в программе Аристотеля. Бесконечность времени у Аристотеля взаимосвязана с понятием перводвигателя, которнГ; движет вечным движением в бесконечное время. Время упе не "образ вечности", оно само пребывает в вечности, что Елечет sa собой убеждение в его непрерывности. Эти исходные лосшши способствовали, с одной стороны, расширению основы для интерпретации времени, с другой ~.е вели к сужению столового содержания понятия времени как только количественно определяемой, 'оцениваемой, измеряемой сущности.

В арнотнпнческом представлении "время - вечность" отчетливо Еьделяются уровни времени и вечности. Все древние учения с>:-:тотески пытаются реипть проблему разделения и совмещения времени и вечности. Лрхетгатнческое лредставление действует как упорядочивающий оператор, .а такл:е формирующий фактор, од-повременно исполнят роль своеобразного моста мезду чувственным восприятием и логически,! пониманием времени.

Изначально присущая средневековому мышлению парадоксальность, в силу того, что оно разрывалось меэду сферами божественного и человеческого, сверхъестественного и конечного, вечного и временного, привела к существованию двух уровней во временных представлениях: представления, господствующие на уровне обыденной ?:й:энк.(циклическая концепция времени), и теоретическое осмысление времени на уровне философской рефлексии (линейная концепция времени). Специфичность научной 1.'рограк:.а средневекового знания, связанная с проблемой соот- . нопета! времени к'вечности, позволила под особым углом зрения рассмотреть задачи рационалистического познания, к которым относятся проблемы бесгонечности функциональной зависимости, соотносил точки и континуума.

'Ддок всеобщности епсмсни, его бесконечности'и в этом сыыс-г.2 '-о--.-осгг;енности вечности, является 'яртщашюлыю новым по-лэг.ог-лс;.* в к;,льтуре Возрождения. Она давала возможность сов-

14

местного анализа времени и вечности как равноправных аспектов единого мира. Так, Коперника интересует проблемы только равномерного течения времени и способы его метризации. Это ведет к феноменологическому определении понятия времени, когда на пер-вкй план выдвигаются метрические проблем, а все проблем! п:-ровоззренческого порядка рассматриваются как не пмею^е значения, Исключением являются работы Леонардо да Винчи, разгло ления которого о времени включали ряд гуманитарных моментов. Время связано с геометрией только в отношении первых начал, т.е. в отношении точки " линии. Леонардо питается вглючить время с его аксиологической ('гугкцией б реконструируемо облую и единую систе,\у научных и худо-кествешшх взглядов.

Культурно-исторический подход к проблеме концептуализации научных концепций времени позволяет увидеть, что идгл времени имеет свой идеал объяснения, уу.одяцкК в самые глубокие пласта духовкой и штериашюй культуры. Анализ этой обуаловленнос-ти позволяет вскрыть причины физикаяизацп! и абсолютизации субстанциальной концепции времени в культуре Запада, сведение всей временно;': реальности к инструментально-измеримому времени, а такхе актуализировать в концепциях времени содергхатель-но-смыслпвые пласты и обнаружить в собственно-теоретических проблемах времени наличие специфического культурно-псторетес-кого содержания.

Анализу классических и нпклассическнх научных програ!.?/., явля-щихся основой ('.оршрогяния новешей ларадиггн грсменп, а так.г.е ос!л;сленпю путей концептуального синтеза наупигг концегцпи времени леевл'лепа гтогу-я глава "Становление ног.о!.-ер;- парадигмы времени ^ современгсй научней картине мира". В гтеггом ¡у.гагкл'.'р Еторой глава "Концептуальные допуценпя научных концепций времени" и сап сдуется класслггескнс научные грогга?:мы к их связь с современны:.:",: представлениям о времени. Анализ науки Нового времени классического тина рациональности позволяет утверглзгь, что в пределах одной культурно;: атмосферы, одного уровня развития научной деятельности сосу-шестнуют нз совпадавдш подхода к анализу преблег л времени. От'! подхода одновременно предполагают и исключаю? друг друга, ч' ■ -г>;ляетен одггл из обцгх парадоксов дознания, которхЗ стал

15

калбояоо згиеткьзй з результате роста уровня научной рефлексии.

Историко-культурная рококструкция научно-исследовательских программ в период Ноього времени выделяет три нгпраЕле-ш в развитии представлений о времени: кестко детерминистическое (Ньютон), вероятностное (Лейбниц) п дополндтельыостное (Кант), соответственно офоршгащпе три парадигмы времени, Еосходвдне ь. Декарту: время-длнтелъпссть, зремя-эсолщиошюсть к Ерогля-деятелькость. В современной научной картине мира все указанные парадигмы получили дальнейшее развитие. Снецифич-ность нынешнего этапа развития научной картины мира заключается в отсутствии доииниругадей парадигг.л времени и характеризуется единством Есех Енысназванных -концептуальных образований. Особенность ;..оделей времени заключается в том, что они оказы-всо-^ся определенным образом связанными с моделями культуры, отражают динамику бытия, ориентируя сознание на те или иные мировоззренческие установки и схе'лы деятельности познающего суоъекта.

'ИсследоЕакне научных программ времени обнаруживает объективный полиморфизм, не сеодемый к четырем концепциям (субстанциальная и реляционная, динамическая и статистическая), со-г:;гсущ:шисл с классически.! типом рациональности. Такой тип рациональности предполагает,. что ккииение как бы • со стороны обозревает объект, постигая таким путем его истинную природу. Современный тл стиль естественнонаучного мышления предстает как ирояЕлё;;ие иного', неклассического типа рациональности, развитого в работах Н.Бора,и который характеризуется особым отношением :.ашленля к объекту, к самому себе. Согласно этому. тяпу, ¡лзаяенне воспроизводит объект как вплетенный в человеческую деятельность "и строит'образы объекта, соотнося их с представлениями об исторически сложившихся средствах ех'-о освоения.

Втотау" патагтецТ| второй глав;; диссертации "Не гл а с ест е с кал т::;:слсг:т>; научттх концепций времени" позволяет на основе раз-рабатюас-мой концепты структуры развития намного знания в ейет: чертах ояределегь направление развития научных концеп-цпГ' Бремени, а такие Еозногаше пути формирования нрвейшей па-радхл-а . Важнейшей задачей современных исследований

16

времени является определение философских и частнонаучшх принципов исследовательской программы, в соответствии с которыми будет формироваться новейшая парадипга вретш. Последняя, возможно, явится диалектическим синтезом развития идеи времени в различных сферах культуры. При этом особо выделяются возможности, которые возникают за счет развития неклассических научных программ. В нынешней ситуацш!, когда проблема времени разрабатывается углубленно в отдельных своих блоках и представлена многими течениями и направлениями, ваяно не просто проанализировать отдслыше концепции времени и дз-е не их совокупность, а попытаться выявить общую тенденцию их будуце-го развития.

Методологические принципы нового синтетического видения проблемы времени разрабатывались в трудах B.II.Вернадского. Ноосферная концепция времени, фактически созданнал ж на основе глобального эволюционизма антропного толка, объединяет время природы и время общества с временем человека. Научное понятие времени, по Вернадскому, является частью реальности мира в научном ее понимании, одним из основных эмпирических обобщений.

Время - это "принцип понимания сущего", оно не похоже на физическое или космическое бесструктурное Ерегля, а в первую очередь связано с понятием анвого вещества, является одним из его проявлений, неотделимое от него содержание. Включение-антропогенного фактора в концептуальные схилы теоретического осмысления г.рег'.енн есть в целом реализация ценностного подхода к этой проблеме, нашедшего отражение в учении русских философов-космистов. Ü точки зрения последив гремя осознается как синтетическое явлекпо, связанное как с длительностью и д. лением, так и действием.

На современном этапе щюблема синтеза паучглх концепций времени решается преимущественно на основе анализа фазичоско.1 •Jopra времени, или согласно гер.т^.аложл, принятой в дпссер-тацдошюм исследовании предметности времени, изучаемой ипз.~-чсской наукой. Зто «илсгяотся рядом причин. •Хазкгл продол-лет занимать особое моего в системе наук о природу, длл нее характерно тсснос взаимодействие с други-ли обл.'хт.п"? естсст-векчгкдучиого зваикя. Будут/, весьма слойки д*:^ (ч-еш?4-*0*":»:-

ккк целым, физика обладает высокоразвитым методологическим а;. -паратом. Поскольку данная наука является комплексом взаимосвязанных дксцшштн, постольку и методология современных физических наук оказывается междисциплинарной системой. Тем самым методология ¡¿изнкп представляет соиой многоуровневое системно-целостное и вместе с тем гетерогенное образование. Несмотря па то,' что традиционно изучение времени ведется на материале этой отрасли знания, фактически не существует физика времени. Научные вопросы изучения пространства, пли е лучдем случае пространственно-временного единства, продолжают оставаться доминирующими по сравнению с временем темами научных разработок. Исключение составляет работы И.Пригонина. Его эволюционная программа знаменует революцию в понимании времени, а лозунг "от бытия к становлению" мо-:и:о с полным нравом перевести как призыв "от длительности к времени". Концепция Прягокшга, воз-никиая в физике, близка по смыслу представлениям о времени, слоившимся в рамках "нсфизических" концепций времени.

Автор диссертации полагает, что новейшая парадигма времени будет строиться за счет расширения предметного поля понятия времени, которое осуществляется как на основе развития общественных, так и естественных наук. Мочно констатировать, что Время человека и Бремя природы сближаются и этот процесс осуществляется' при сознательном учете социокультурного влияния.

В заключении подеодятся итоги проведенного исследования и обсу:дантся•перспективы дальнейшей разработки проблемы.

Содержание диссертация отражено в следухцих работах:

I. Научное мировоззрение - закнейлий элемент культуры молодеет // Актуальные вопросы культуры ыолодозе в свете решений ХХУ11 съезда КПСС. Тезисы" региональной конференции ФО ' СССР.- Саратов, 11)68.-0.27-28.

' 2. Нооеферная концепция времени // Клаузура ноосферы (тезисы ста докладов на научно-практической конференции "Ноосфера - настоящее и будущее человечества")»- Москва, 1988.-С.157-161.

3. Эплстема часов и концепции времени // философия и современность. Некоторые актуальные проблемы диалектического и исторического материализма. Научный сборник. Бып.1,- Саратов, 1988.-0.15-27.

4. Синтез современных концепций времени // Философия и современность. Некоторые акталыше проблемы диалектического и исторического материализма. Научный сборник. Вып.2.- Саратов, 1990,- С.37-50.