автореферат диссертации по социологии, специальность ВАК РФ 22.00.04
диссертация на тему:
Социокультурная динамика коми этноса

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Пестова, Галина Алексеевна
  • Ученая cтепень: доктора социологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 22.00.04
Диссертация по социологии на тему 'Социокультурная динамика коми этноса'

Оглавление научной работы автор диссертации — доктора социологических наук Пестова, Галина Алексеевна

ВВЕДЕНИЕ

I. СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗКТУРЫ И ДИНАМИКИ

ЭТНОСОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ

1.1 Анализ концепций социальной динамики

1.2 Формационный и цивилизационный принципы изучения общества

1.3 Культура как социальный феномен

1.4 Системный анализ культуры этнической общности

II. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ТРАДИЦИОННОЙ КОМИ КУЛЬТУРЫ

2.1 Социально-исторические факторы развития и функционирования традиционной коми культуры

2.2 Природные детерминаты этнических культур

2.3 Влияние охоты и промыслов на мировоззрение коми

III. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ УРБАНИЗАЦИИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

3.1 Социально-экономические процессы в республике

3.2 Создание социально-культурной инфраструктуры и культурная дифференциация города и села

3.3 Особенности функционирования этнического самосознания коми в иноэтнической урбанизированной среде

3.4 Динамика ценностей как элемент социокультурного развития этноса.

IV. МОДЕРНИЗАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ

4.1 Социально-экономические проблемы модернизации

4.2 Социально-культурные аспекты этнических процессов в условиях модернизации

4.3 Роль системы современного образования в модернизации северных регионов

 

Введение диссертации1999 год, автореферат по социологии, Пестова, Галина Алексеевна

Актуальность темы. На пороге третьего тысячелетия как никогда раньше наблюдается оживление этнических процессов, рост национального самосознания, возрастание интереса к национальным ценностям. В многонациональных государствах и республиках, где от стабильности национальных отношений зависит устойчивость всей социальной системы, этнические процессы вызывают не только академический, но и общественный интерес. Перспективы сохранения этносов как социокультурных систем во многом зависят от того, как в дальнейшем будет развиваться социально-экономическая и политическая ситуация в России и на этнических территориях. В условиях общественного кризиса в стране наблюдается и чисто этническая специфика проявления кризисности различных народов. Особую тревогу в современных условиях вызывают народы Севера, оказавшиеся национальными меньшинствами на своей этнической территории. В судьбе народов Российского Севера, в том числе коми народа, сфокусированы многие болевые точки этнических проблем.

Советский вариант техногенной цивилизации и социалистического строительства, столкнувшись с традиционным укладом жизни северных народов, именно в этих регионах породил наиболее тяжёлые формы этнических кризисов. В каждом этническом регионе общая кризисная ситуация характеризуется индивидуальным сочетанием этнических проблем: у одних групп -это проблемы сохранения этнического языка и регионального своеобразия этнической культуры, у других - сохранение традиционных видов трудовой деятельности как основы жизнедеятельности этноса и связанных с этим проблем экологии, а перед некоторыми этническими группами стоят проблемы биологического и психологического самосохранения в условиях индустриализации и урбанизации. Являясь неизбежным и прогрессивным с точки зрения развития региона в целом, процесс урбанизации поставил под угрозу существование многих народов Севера как самостоятельных субъектов истории с присущими им культурой, самосознанием, традиционными ценностями, родовыми и культурными связями.

Развитие нефтяной и газодобывающей промышленности отрицательно сказалось на традиционных отраслях северного хозяйства, где занято большинство коренного населения. Разрушается традиционный уклад жизни коми села, основного хранителя традиционной коми культуры. Увеличение нагрузки на северную природу превращает проблему "человек - техника - природа" в проблему глобального масштаба, так как возрастает значимость ошибок, связанных с экологическим нигилизмом и экологической неграмотностью. В условиях модернизации общества слабая ориентация современной рыночной экономики на социальную и культурную инфраструктуру жизнедеятельности населения, в том числе коренного этноса, обостряет социально-политическую и этническую ситуацию в республике. Для стабильного и устойчивого развития общества приоритетной должна быть не сиюминутная рыночная выгода, а ценности человеческого бытия, в том числе самобытность культуры этноса, исторические корни которого неразрывно связаны с Коми краем.

Сегодня этнический фактор становится двигателем многих социальных процессов, а оформление своей национальной идентичности и формирование национального самосознания в конце XX века нередко приводит к взрыву национализма. Эти процессы наблюдаются как у русских, так и у тех народов, которые в ходе интернационализации советского образа жизни, высоких темпов индустриализации и урбанизации лишились многих этнических ценностей. На фоне этих процессов стремление сохранить и поддержать этническую самоидентификацию, этнокультурное своеобразие психологически вполне оправдано, так как любой человек, любая социальная группа, в том числе этническая, будучи включёнными в систему социальных отношений стремятся остаться самими собой, сохранить своё "я". Социокультурная мотивация сохранения этничности пронизывает все сферы жизнедеятельности этноса - экономическую, политическую, нравственную, правовую, эстетическую и т.п., а анализ модернизационных процессов, происходящих в современной России, имеет прежде всего культурологический характер. Изменения, происходящие в полиэтнических регионах, имеют в основном культурную мотивацию, а культура уже перестала быть лишь пассивным отражением реальности.

Объективной основой социокультурных отношений на современном этапе являются интеграционные процессы в экономике, политике, социально-культурной сфере, формирующиеся в рамках единого информационного пространства, а также некоторые сходные противоречия, свойственные различным социумам. Социокультурные отношения представляют собой структуру и нормы взаимоотношений внутри отдельных национальных, региональных, государственных и межгосударственных образований. Кроме общих закономерностей, обусловленных действием общесоциологических законов и современных интеграционных процессов, они имеют множество своеобразий по форме, содержанию и направленности преобразований, оказывающих влияние на характер взаимоотношений между их носителями. Учёт этих особенностей позволит выявить динамику социокультурного развития полиэтнических регионов и отдельных этносов, прогнозировать тенденции и темпы развития этнических процессов, выявить взаимосвязь с социокультурными процессами, происходящими в мире.

Методологические принципы исследования этнических процессов и явлений во многом определяются характером интерпретаций этноса. В рамках психологических и социально-психологических подходов этничность признаётся присущей самой человеческой природе. Методы изучения её от эмоционального до когнитивного уровня направлены на анализ личностного аспекта этнической идентичности и этнических взаимодействий на уровне личности или личности и группы, где в контакте с членами группы или с другими группами происходит формирование внутренних свойств и поведения личности. Основной принцип данного подхода в определении этничности, по мнению Б.Ф.Поршнева, это противопоставление "мы" и "они". Этот механизм работает как на индивидуальном уровне, так и на уровне этнической общности [1, с.87].

Одной из теорий, получившей широкое распространение в научной литературе, является теория социальной идентичности британских психологов Г.Теджфеля и Дж.Тернера. Её основополагающим принципом является "Я -концепция" личности, состоящая из двух подсистем - личностной и социальной, где социальное формируется на основе восприятия своего "Я" как члена определённой социальной группы, в том числе этнической [2,3]. В рамках социологического подхода в изучении этничности и связанных с ней социальных явлений, главным объектом анализа является этническая общность, которая служит отдельной личности ориентиром социальных взаимоотношений, при этом учитывается и социально-психологический аспект этих взаимоотношений [4,5,6]. Как пишет В.А. Ядов, чувство принадлежности к социальной общности призвано выполнять важные социальные и социально-психологические функции: оно обеспечивает подчинение индивида социальной группе и вместе с тем групповую защиту, а также формирует критерий оценки и самооценки [7, с.9].

Широкую известность в современной науке получил конструктивистский подход, интерпретирующий этносы как некие интеллектуальные конструкции. Так, английский исследователь Б.Андерсон в своей книге "Воображаемые сообщества. Размышления о происхождении и распространении национализма" называет нации мнимыми сообществами, потому что в них отсутствуют непосредственные связи между её членами, а сами они существуют как образ некоего товарищества в головах людей [8, с. 15]. Представители конструктивистского подхода мотивируют свою точку зрения тем, что этнические общности являются результатом сознательной мобилизации на основе скрытых, латентных характеристик, не всегда проявляющихся явным образом. Несмотря на справедливость некоторых положений конструктивистов, абсолютизация этого подхода для анализа социокультурной динамики этноса является малопродуктивной, так как он выводит объект и предмет изучения из сферы реальности в сферу логических конструкций и превращает их в феномен мысли.

Большой интерес представляют работы отечественных этнологов, в которых изучение этничности осуществляется в диалектическом единстве разных концепций данного феномена и как объективной данности, т.е. характеристикой, изначально заданной человечеству, и с позиций конструктивистского подхода, трактующего этничность как сознательное стремление людей к объединению на основе общих целей и ценностей, когда этноконсолидирую-щим признаком является этническое самосознание [9,10,11]. В рамках данного подхода Л.М.Дробижева в качестве важных компонентов этничности особо выделяет ценности и символы, которые интегрируют представителей определённого этноса и определяют его ментальность [10, с.11]. Г.В. Старовойтова в понятие этничности включает также генетически обусловленные задатки психологических особенностей личности - темперамент, эмоционально-волевые процессы, сферу социально-культурных потребностей и мотивов деятельности, на основе которых могут группироваться этноспецифические явления в психике индивида [10, с. 132] . В работах российских этнологов этничность обладает широким спектром характеристик, а приоритетность определённых дефиниций этноса зависит от целей и задач исследования.

Для данного диссертационного исследования представляют несомненный интерес и социологические работы, в которых анализируются этноопре-деляющие факторы, различные компоненты и уровни этничности, а также её динамика. Обращение к основам этничности обуславливает выбор целей и средств этнической политики: если брать за основу этничности социально-экономические основания обществ, то этническая политика должна ориентироваться на социально-экономическую сферу, если же природа этничности усматривается в духе народа, то ориентация должна быть преимущественно духовной. В конечном счёте, социологический подход исходит из того, что этничность определяется условиями жизни этноса в обществе. Исходя из этого, изменение социальных условий жизни этноса ведёт к изменению его природы, уничтожению одних и возникновению других этнических общностей. Так, русско-американский социолог П.А. Сорокин считал приоритетными в этничности язык, религию и биологические признаки, называя первичными или элементарными группы, формирующиеся на основе этих признаков [12, с.99-105]. Политическая трактовка этничности связывает её с наличием и развитием государства (М.Вебер) [13, с. 162-163]. Польский политолог Ежи Вятр считает, что существование этноса необходимо в форме государства [14], а немецкий исследователь Р.Дарендорф единственным обоснованием этноса видит конституцию и право [15].

В реальной жизни этносу присущ ряд особенностей, которые проявляются в механизме его формирования, многофакторности и латентных основаниях. В структуре каждого этноса имеются различные характеристики, основания этничности, которые в зарубежной литературе называются маркерами. В данной работе в качестве этноопределяющих показателей рассматриваются социокультурные (включая социально-экономические), экологические, социально-психологические и биологические характеристики коми этноса, так как именно они наиболее полно могут раскрыть социокультурную динамику народов Российского Севера, в том числе коми народа, совмещающего в своей ментальности элементы традиционализма и модернизма.

Специфика исследовательского анализа, предпринятого в данной диссертации, во многом обусловлена опорой на базисные начала этноса, исходя из этого в социокультурной динамике коми определяется соотношение базовых и фоновых факторов. В диссертации предпринята попытка рассмотреть общие закономерности и специфические особенности социокультурной динамики этноса, которому присущи характерные черты народов Севера России, шагнувших в социалистическую индустриализацию и урбанизацию от патриархально-феодальных отношений с зачатками капитализма. Это привело население этих регионов к резкой социально-экономической и социально-культурной поляризации - с одной стороны, современные высокоурбанизированные города и производства, с другой - сёла с коренным населением, традиционным укладом и низкими показателями качества жизни. Специфическими особенностями социокультурной динамики коми является географическая и региональная дифференциация коми культуры и высокая ассимиляционная активность титульного этноса, что препятствует сохранению и развитию этничности коми в условиях бурной модернизации республики, несмотря на рост национального самосознания и возрастание интереса к проблемам этнической культуры.

Цель работы заключается в разработке концепции социокультурной динамики коми с учётом формационных и цивилизационных особенностей истории народа и его культуры, а также характера и темпов индустриализации и урбанизации республики в советский и постсоветский период. В работе рассматриваются пути сохранения и возрождения культуры, представленных в республике этнических общностей разного уровня в условиях стандартизации и вестернизации образа жизни. В соответствии с данной целью в работе поставлены следующие задачи:

- выявить общие черты и характерные особенности формирования коми культуры в исторической ретроспективе на основе формационного и цивилизационного анализа структуры и динамики общества;

- установить особенности традиционной коми культуры, обусловленные характером расселения, видами трудовой деятельности населения, суровостью климата и отдалённостью края;

- показать влияние социально-экономических факторов на развитие и состояние социально-культурной инфраструктуры;

- оценить воздействие традиционных этнических социокультурных особенностей коми на динамику и отдельные структурные элементы общества;

- определить условия сохранения традиционной коми культуры в полиэтнической высокоурбанизированной городской среде;

- выявить социальные факторы и характерные особенности возрождения и проявления этничности нетитульных этносов республики;

- показать взаимосвязь социально-экономических, социально-культурных факторов и возрождения этничности в республике;

- дать оценку влияния характера модернизации на поляризацию этнодинамики коми;

- обосновать необходимость создания технической элиты из представителей титульного этноса путём создания и внедрения новых образовательных технологий и системы межрегионального многоуровневого образования, в том числе дистанционного.

Объектом исследования является традиционная коми культура в исторической ретроспективе и в условиях индустриализации и модернизации республики. Предмет исследования - динамика социально-культурных процессов и отношений на этнической территории коми, где автором был проведён ряд социологических исследований по этнокультурной проблематике. Предметом исследования являются также особенности и характер социально-экономической и социально-культурной инфраструктуры, влияющие на вариативность социокультурной динамики коми в разных районах республики.

Теоретико-методологической основой исследования являются труды отечественных и зарубежных исследователей, выполненные как на междисциплинарном уровне, так и в рамках классических научных подходов. В современных исследованиях социокультурных явлений сложились подходы, опирающиеся на различные методологические принципы. Их специфика во многом определяется характером интерпретации этнических и социокультурных процессов. Каждая из этих интерпретаций - это ответ на глобальные вопросы о природе и характере этнических культур, о судьбах этносов и этнических групп, об основах этничности, о будущем малых народов России в условиях быстрых темпов модернизации. На основе этих ориентаций сформировались различные подходы, объединяющие конкретные позиции отдельных исследователей.

Поливариантность социокультурных процессов и отношений этносов требует междисциплинарного подхода, который предусматривает рассмотрениє динамики этноса с философской, социологической, культурологической и социально-психологической точек зрения. Комплекс этносоциальных наук и социокультурных исследований в отличие от классических наук - философии, социологии, общей и социальной психологии - находится в стадии формирования и уточнения понятийного аппарата и методических приёмов исследования. Поэтому данное исследование, как и любое междисциплинарное, необходимо предварить изложением общих теоретико-методологических основ, которые определяют конкретный инструментарий анализа изучаемых процессов и явлений.

Социологический подход позволяет охватить социокультурную динамику этноса во всей полноте социальных связей и отношений, даёт возможность построить модель функционирования и развития конкретного этноса с учётом формационных и цивилизационных особенностей его развития, дать прогноз на будущее - что определяет направленность данной работы. Основные тео-ретико-методологичесике положения данного подхода как инструмент конкретного анализа - это определение сущности, характера, направленности социокультурной динамики, выявление её структурных элементов, а также соотношение базисных и надстроечных сфер общества для определения вектора, основной тенденции развития этноса в постсоветском пространстве. Социологический анализ предполагает изучение влияния на этничность таких социальных процессов как миграция, урбанизация, стабильность и динамика общенациональных систем и институтов, социально-политическая и межэтническая конфликтность в условиях становления новых цивилизационных отношений. Основоположник теории социальной динамики О.Конт считал, что социальная динамика - это позитивная теория общественного прогресса и восходящего развития общества от одной стадии к другой. Его взгляды получили дальнейшее развитие в работах социологов различных школ и направлений - видного представителя органической школы Г.Спенсера, в социологии Э.Дюркгейма, неоэволюционизме Т.Парсона и др. В Российской социологии теория социальной динамики разрабатывалась Н.Я.Данилевским, М.И. Туган

Барановским, М.М.Ковалевским, Н.Д.Кондратьевым, П.А.Сорокиным и др. Используемые в диссертационной работе подходы к изучению этнодинамики коми базируются также на трудах Р.Г.Абдулатипова, Г.С.Батыгина, И.В.Бестужева-Лады, Ю.В.Бромлея, У.А.Винокуровой, З.Т.Голенковой, Т.И.Заславской, И.Л.Жеребцова, В.А.Мансурова, Н.Ф.Наумовой, М.Н.Руткевича, Э.А.Савельевой, В.А.Тишкова, В.В.Фаузера, В.А.Ядова, Ю.В. Яковца и др.

Культурологический подход предполагает описание социокультурной динамики этноса как культурно-исторического развития с описанием культурных процессов и закономерностей их возникновения и функционирования, а также движущих факторов и социальных механизмов развития культуры. Как писал один из основоположников социокультурной динамики уроженец Коми края русско-американский социолог и культуролог П.А. Сорокин: "Всякая культура есть не просто конгломерат разнообразных явлений, существующих, но никак друг с другом не связанных, она есть единство, или индивидуальность, все составные которого пронизаны одним основополагающим принципом и выражает одну, и главную, ценность. Доминирующие черты изящных искусств и науки такой единой культуры, её философии и религии, этики и права, её основных форм социальной, экономической и политической организации, большей части её нравов и обычаев, её образа жизни и мышления (менталитета) - все они по-своему выражают её основополагающий принцип . По этой причине важнейшие составные части такой интегрированной культуры также чаще всего взаимосвязаны: в случае изменения одной из них остальные неизбежно подвергаются схожей трансформации" [16, с.429]. Именно в этом плане рассматривается социокультурная динамика коми этноса - во взаимосвязи и взаимообусловленности всех социокультурных компонентов. Социально-экономические, политические, географические факторы социокультурного развития рассматриваются как имманентные закономерности саморазвития этноса. Если же эти факторы выступают как внешние к культуре этноса, то они рассматриваются не прямо, а косвенно, в интериоризованном преломлённом культурой виде - как формы национальной культуры. Теоретико-методологической основой культурологического аспекта рассмотрения социодинамики коми явились работы Г.Зиммеля, Ю.В.Арутюняна, A.C. Ахиезера, Т.С.Гольдберг-Гуревич, И.С.Гурвича, Л.И.Дробижевой, Л.Г.Ионина, Н.В.Исаковой, К.Ф.Жакова, Л.Н.Жеребцова, И.В.Кондакова, Ю.М.Лотмана, П.А.Сорокина, А.А.Сусоколова, С.С.Фролова И др.

Социально-психологический подход предполагает изучение этнически обусловленных форм психического отражения и реакций на воздействие внешнего мира, этнических особенностей бытовой культуры, мира символов, этнических особенностей познания, речи, межгрупповых отношений и социального поведения, а также национальные особенности социализации подрастающего поколения. Основоположник этнопсихологии В.Вунд трактовал национальный дух как особое замкнутое образование, выражающее психическое сходство индивидов, принадлежащих определённому народу, и как их самосознание, содержание которого может быть раскрыто путём сравнительного изучения языка, мифологии, морали и явлений культуры. Отечественные этнопсихологи, начиная с В.Ключевского, П.Лаврова, И.Бодуэна де Куртенэ, рассматривали влияние географической среды, уровня технического развития на психический склад народа, на особенности мышления этнических групп, аналогичных взглядов придерживались коми философ, писатель и этнограф К.Ф. Жаков и В.П.Налимов, проводивший этнографические исследования у коми и коми-пермяков. Это научное направление получило своё дальнейшее развитие в трудах Л.Выготского, А.Лурия, А.Леонтьева. В настоящее время оригинальные подходы к проблемам этнопсихологии разрабатываются А.О.Бороноевым, Л.М.Дробижевой, В.П. Куницыной, С.В.Лурье, З.В.Сикевич, Г.В.Старовойтовой и др.

Эмпирической базой исследования послужили материалы Госкомстата РФ и Республики Коми о характере и уровне развития социально-культурной и экономической инфраструктуры, о динамике миграционных и демографических процессов. В работе использовались также результаты исследований, проведённые в разные годы в Республике Коми В.И.Акоповым, Ю.А.Гаджиевым, В.Н. Лаженцевым, О.В. Котовым, М.Б. Рогачевым, Ю.П. Шабаевым, В.В. Фаузером и др. Наряду со статической информацией и результатами исследований, в диссертации использованы материалы социологических и социально-психологических исследований, проведённых автором в г.Ухте, г.Усинске, в Удорском и Ижемском районах Республики Коми.

Научная новизна. В диссертации доказано, что:

- выявление общих черт и характерных особенностей социокультурной динамики коми возможно лишь в единстве формационного и циви-лизационного анализа структуры и динамики общества;

- коми этнос представляет собой преднациональное образование, и в настоящее время коми народ представлен различными этническими группами, имеющими социально-экономические, географические и культурные различия;

- традиционная коми культура представляет собой целостный феномен, а её особенности обусловлены характером расселения, видами трудовой деятельности населения и высокой ассимиляционной активностью коми, суровостью климата и отдалённостью края;

- в высокоурбанизированной городской среде в условиях модернизации общества происходит поляризация этнодинамики коми, а в культурной среде - поляризация культурных ценностей, традиций и стереотипов;

- для включения представителей титульного этноса в модерниза-ционные процессы в высокоурбанизированной индустриально развитой республике, имеющей сырьевую направленность в экономике, необходимо формировать техническую элиту в инновационных сферах деятельности путём создания и внедрения новых образовательных технологий и системы межрегионального многоуровнего образования, в том числе дистанционного обучения по системе "школа - вуз", учитывая особенности традиционной культуры и психологические стереотипы восприятия, особенно сельских детей, так как современные коми сёла, где сосредоточена половина представителей титульного этноса, в настоящее время находится в кризисном положении; мировоззренческой основой сохранения традиционной этнической культуры и восприятия модернизированных культурных элементов иноэтнических культур является бинарность в мировосприятии и самосознании коми.

В работе выявлена зависимость между отраслевой структурой производства и возможностями включения коренного населения в модернизационные преобразования в республике.

Данные положения, представляющие новизну исследовательской работы, выносятся на защиту.

Практическая значимость и реализация результатов исследования заключается в её гуманитарной и гуманистической направленности, результаты работы и материалы исследования использовались при чтении лекций и проведении семинарских занятий по философии, социологии, социальной психологии и риторике в Ухтинском индустриальном институте, Институте управления и международного бизнеса и Ухтинском филиале Современного гуманитарного университета, чтении спецкурса "Социально-психологические основы руководства трудовым коллективом", при разработке спецкурса "Социокультурная динамика коми этноса" для чтения в Ухтинском индустриальном институте и Институте управления и международного бизнеса, а также при чтении лекций по линии городского и республиканского общества "Знание". Кроме того, материалы диссертационного исследования изложены в двух учебных пособиях, используемых в учебном процессе. К работе по выдвижению гипотез и составлению анкет социологического опроса и обсуждению результатов исследования привлекались студенты специальности "Финансы и кредит" Ухтинского индустриального института, что способствовало их лучшему знакомству с научной литературой и знанию реальной социокультурной ситуации титульного этноса. Результаты работы и материалы исследования совместно со студентами излагались на заседаниях городского Центра коми культуры, а также на страницах городской газеты "Ухта". Практическая значимость диссертации заключается также в том, что изложенные в ней теоретико-методические рекомендации могут быть использованы при разработке программ создания и развития единой многоуровневой системы образования в республике "школа - вуз" для подготовки коми специалистов технического профиля, субъектов модернизационных преобразований в республике в условиях рыночной экономик; создания сети учебных заведений с учетом географических, социально-экономических и социально-культурных факторов.

Апробация работы. Основные теоретические, методические и практические результаты докладывались на международных, всесоюзных и региональных конференциях "Семья в изменяющемся мире" (Сыктывкар, 1994), "Национальные и демографические процессы в республиках и регионах Европейского Севера Российской Федерации (история и современность)" (Сыктывкар, 1994), "Проблемы реализации концепции развития высшей школы Республики Коми" (Ухта, 1995), "Коми-пермяки и финно-угорский мир" (Ку-дымкар, 1995), "Дисциплины социально-гуманитарного модуля в системе высшего образования. Проблемы теории и практики" (Сыктывкар, 1995), "Проблемы мира сегодня: роль Республики Коми в устойчивом развитии России" (Ухта, 1997), "Социально-экономические проблемы топливно-энергетического комплекса (региональные аспекты)" (Ухта, 1997), "Социально-психологические проблемы студенчества России на рубеже XXI века" (Сыктывкар, 1998), "Дистанционное обучение в Республике Коми: проблемы и перспективы" (Ухта, 1998). Материалы диссертационной работы были апробированы в двух учебных пособиях: "Традиционные и новые формы духовной культуры коми народа" (Ухта, 1993) и "Социология культуры" (Ухта, 1998). Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на заседании группы исследовательских проектов "Динамика социальных процессов: личность и социальные институты в советской и постсоветской России" (координатор В.Н.Шубкин) Института социологии Российской Академии наук.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Социокультурная динамика коми этноса"

Результаты исследования свидетельствуют о том, что в русскоязычном городе коми язык представляет собой слабую этноинтегрирующую ценность, хотя в нашей выборке 58,3% рабочих и служащих коми (все они - выходцы из семей, где оба родителя коми) говорят, читают и пишут на коми; не владеют языком только 8,3%. Студенты коми значительно выше оценивают интегрирующую роль языка, но свободно владеют своим национальным языком лишь 17% и совершенно не владеют 29,4%.

Эти показатели владения коми языком ниже республиканских данных. В исследовании О.В. Котова и Ю.П. Шабаева (1987-1988) были получены следующие результаты: в коми городах свободно владеют коми языком 68,3%, с трудом 11,3%, только понимают 12,4%, не понимают и не говорят 8,0%. Более высокий уровень владения коми языком обусловлен тем, что в выборку данного исследования был включен Сыктывкар, в котором уровень владения коми языком значительно выше, чем в других городах республики [194, с.7].

Для сравнения возьмем интегрирующие этнические факторы, которые выделили городские коми-пермяки: национальный язык; национальные обычаи, привычки, обряды; национальная одежда, пища; общность исторической судьбы, гордость за прошлое своего народа [194, с.58].

Сопоставление этноинтегрирующих ценностей городских коми-пермяков и ухтинских коми дает возможность выявить реальные проблемы функционирования и сохранения коми языка. Слабое интегрирующие значение языка в Ухте обусловлено низкой степенью владения разговорной речью, чтением и письмом на коми языке. Язык тесно связан с этническим самосознанием, и смена родного языка нередко ведет к смене этнической принадлежности, к утере ядра национальной культуры, так как язык - это центральный фактор культуры. Если сохраняется язык этноса, то можно заимствовать различные стороны других культур, но если заменяется национальный язык, то ядро национальной культуры теряется. Речь является важным условием возникновения и развития этнического самосознания. Только с развитием речи возникает возможность расчленять сигналы, поступающие из внешней и внутренней среды, присваивать им разные названия и тем самым выделять себя из внешнего мира. Именно в речи с помощью этнонима членами этнической общности закрепляется осознание своей этнической идентичности. Речь выражает все элементы материальной и духовной культуры этноса, его социальные связи, особенности демографической структуры, расселения, традиций, обычаев, направленных на поддержание жизнедеятельности людей. Развиваясь исторически, веками, язык выражает национальную модель экономического и социального поведения этноса. Он формируется в зависимости от культуры, традиций, среды обитания, социальных структур и сам, в свою очередь, влияет на их формирование, выступая как порождающее сознание и самосознание. Так как коми до революции были сельским этносом, то и основной фонд лексики коми языка функционировал и развивался в основном в данных сферах жизнедеятельности этноса. В описании природы, леса, вековых промыслов коми язык являет собой россыпи эпитетов. Зато современная коми научно-техническая и промышленная лексика является русскоязычной по происхождению и звучанию.

В Республике Коми с 1992 года действует Закон о государственных языках, которыми являются коми и русский. Действие закона рассчитано на 10-15 лет. Его принятие никак не отразилось на реальном поведении жителей республики, многие горожане даже не подозревают о его существовании. Общение по-прежнему продолжает оставаться русскоязычным, несмотря на то, что коми язык изучают в городских детских садах, школах, в повседневной жизни он не используется. В 1998 году в четырёх детских садах г.Ухты, где изучается коми язык, группы смогли только наполовину укомплектовать детьми из коми семей, больше желающих не было. Остальная часть была укомплектована детьми из семей нетитульного этноса. На уровне общественного сознания отношение к коми языку у представителей нетитульных этносов уважительное. По данным Института языка, литературы и истории Коми научного центра Уральского отделения РАН, 54,5% представителей нетитульных этносов считают, что коми язык надо знать из уважения к коренному народу, среди коми такого мнения придерживаются 85,3% и лишь 4,6% коми считают, что нет необходимости знать язык коренного этноса. Реальное поведение респондентов совершенно иное - регулярно читают газеты на коми языке лишь 17% коми и 7,4% читают произведения коми писателей на языке оригинала. Среди сельских коми только 64% хотели бы, чтобы их дети изучали коми язык, а среди русских представителей других национальностей - 59% [195, с.15]. Исследование было проведено накануне принятия Закона о государственных языках в Республике Коми. Невостребованность языка титульного этноса объясняется узким кругом его функционирования в сфере общественной жизни и научно-технической деятельности, а также невозможностью приобщения к коми языку в городских семьях, так как браки городских коми в основном гетерогенны. Таким образом, коми язык не играет этноинтегрирующей роли в модернизационном процессе, несмотря на подъём национального самосознания титульного этноса, повышение официального статуса коми языка и уважительное отношение к нему со стороны представителей других этносов. Реальные социально-экономические и политические процессы нивелируют его значимость. Только осмотрительная постепенная языковая политика сможет повысить значимость коми языка во всех сферах жизнедеятельности населения республики независимо от этнической принадлежности.

Тенденция роста межнациональных браков коми с представителями других национальностей, особенно с русскими, приводит к тому, что языком общения в семье становится русский. По данным М.Б. Рогачева, в 72,6% коми-русских семей общаются только на русском языке; 22,6% используют коми и русский язык и 4,8% - говорят только на коми языке [154, с.9]. Одной из причин слабой интегрирующей роли коми языка в настоящее время является то, что в 20-30-е годы не была завершена работа по созданию единого литературного коми языка, и он продолжает функционировать в виде диалектов - нижневычегодского, верхневычегодского, среднесысольского, присыктывкарско-го, верхнесысольского, удорского, ижемского, вымского, печорского, лузско-летского [196, с.58]. Более сильная интегрирующая функция коми-пермяцкого языка обусловлена тем, что в 20-е годы была создана его литературная форма, хотя разговорный язык коми-пермяков и поныне имеет территориальные различия и диалекты.

Другим важным фактором функционирования национального языка является национальный состав населения. В настоящее время в Коми республике коми составляют 23,3% населения [156, с. 11], а доля городского населения - 75,5% [158, с. 13]. В Коми-Пермяцком национальном округе доля коми-пермяков равна 62%, а доля городского населения в округе составляет 30% всего населения [197, с.75]. В Коми-Пермяцком национальном округе возрастает доля коми-пермяцкого населения при общем сокращении его численности, в Республике Коми до недавнего времени происходил противоположный процесс. Национальный язык этноса лучше сохраняется в сельской среде, так как там этнический состав более однороден и меньше влияние иноэтнической среды. Неурбанизированная, однородная в этническом отношении среда большой гарант не только сохранения, но и развития культуры малых народов. И в то же время 76% коми респондентов старшей когорты не хотели бы воспитывать своих детей так, как воспитывали их родители, в младшей возрастной группе этот процент ниже (47%). Неудовлетворенность своим воспитанием представителей старшей группы титульного этноса, возможно, обусловлена низкими стартовыми и социальными позициями, которые они имели в начале своего жизненного пути, более половины этих респондентов имеют лишь среднее или среднее специальное образование. У студентов социальные стартовые позиции значительно выше. Самый высокий процент удовлетворенных своим воспитанием (87,6%) у респондентов младшей когортной группы общества "Русь Печорская". Табл.5 показывает, в каком порядке расположили интегрирующие факторы русские респонденты.

Заключение

Социокультурная динамика - это многозначный разноуровневый процесс изменений и преобразований этносов, она включает в себя воззрения и действия людей, а также уровень, темпы и характер развития социально-экономической и социально-культурной инфраструктуры. Она развивается в каждой стране, в каждом регионе в зависимости от исторических традиций и экономических, общественно-политических, социально-культурных условий. Коми народ в XX веке в своем историческом развитии прошел три стадии. Вступив в нынешнее столетие этносом, представлявшем собой типично традиционное общество, в 60-80-е годы он пережил на своей территории процесс бурной этнодеформированной социалистической индустриализации. Конец века ознаменован вступлением в новый этап социокультурного развития - модернизированное общество с единым информационным пространством. В сложном и трудном столетии коми народом были достигнуты большие успехи - бывшая окраина России стала высокоразвитой республикой, идет активный процесс формирования полифункциональной социальной и профессиональной структуры, профессиональной коми культуры, коми литературного языка, трансформации традиционных и развитие новых общецивилизационных ценностей, ключом решения социальных проблем становится научный подход. Это находит выражение в росте национальных научных кадров - в 1994 году коми специалисты, выполняющие НИОКР, составили 19% от общего числа ученых, из них доктора наук 11%, кандидаты наук 26%, третья часть аспирантов - представители титульного этноса [251, с.33-34]. В городах сформировался интернациональный тип северян и интернациональная культура. В то же время во всех городах, кроме Сыктывкара, коми представлены незначительным меньшинством, и это создает проблемы и трудности в социокультурном развитии титульного этноса. Любая этнокультурная проблема по-своему преломляется в различных этнических регионах. Но в совокупности эти проблемы имеют общие законы развития и разрешения. Решение этнических проблем - одно из условий снижения социальной напряжённости в стране, что в конечном счёте приведёт к тому, что этнические ценности и интересы соединятся с общечеловеческими цивилизационными сущностями.

На пороге общепланетарной информационной цивилизации все этносы приближаются к пониманию мира как единого и многообразного феномена. Компьютеризация всех сфер жизнедеятельности превращает информацию в основной товар, предмет общения и вместе с тем делает проницаемыми все границы. И в то же время одной из ведущих тенденций современного мира является рост разнообразия этнических культур, выходящих на историческую арену в качестве самостоятельных субъектов после десятилетий господства над ними культур-лидеров, что вызывало психологическую напряжённость этнических идентификаций, а в настоящее время порою способствует агрессивности и конфронтации по отношению к иноэтническим культурам. Ретроспективный и перспективный анализ социокультурной динамики коми этноса играет немаловажную роль в решении практических вопросов развития традиционной культуры титульного этноса в условиях модернизации общества, в научном планировании и руководстве этнокультурными процессами в республике. Данная работа позволяет выявить в социокультурных процессах некоторые региональные особенности, обусловленные социально-экономическими, социально-культурными, природно-климатическими и другими особенностями этих регионов.

Вместе с тем необходимо признать, что без формационно-цивилизационного подхода как к истории в целом, так и к становлению отдельных этносов невозможно выявить социально-культурные особенности и асинхронность развития отдельных регионов и народов. Этот подход позволяет учитывать социально-экономические и культурно-исторические аспекты развития общества, выделяя при этом в динамике общественного развития стадии, или формации. Формационно-цивилизационный подход основывается на идее о том, что история общества - это история деятельности людей, а результаты, условия и сама деятельность образуют ядро культуры, которое во многом определяет смену стадий в историческом развитии, характер цивилизации, которая складывается в рамках общественно-экономической формации.

Современная модернизация и развитие рыночных отношений в постсоветском пространстве, являясь результатом развития Западной цивилизации, строятся на региональной деятельности "экономического" человека. Модернизация создаёт свою культуру, основанную на стремлении к технологическому прогрессу и росту материального богатства. Природа в этой культуре является объектом приложения сил и знаний человека, а не составной частью его бытия. В условиях постсоветской модернизации резко усилились кризисы северных народов, ведущих преимущественно традиционный образ жизни. Социалистический вариант техногенной цивилизации изменил природную среду обитания этих народов, разрушил некоторые формы традиционного жизнеобеспечения и экологическую основу их социокультурной спецификации. Этноэкологические кризисы постоянно усиливаются в результате промышленного и транспортного освоения северных территорий, которое ведётся без у чёта допускаемых нагрузок на северные экосистемы. В Республике Коми наиболее остро проблемы этноэкологии встали в её северной части на этнической территории ижемцев, колвинцев, где природная среда наиболее ранима, а жизнеобеспечение коренного населения в значительной степени зависит от окружающей среды, которой наносится огромный ущерб деятельностью нефтяных и газовых компаний.

Бурные темпы индустриализации и урбанизации северных регионов в советский период привели к высокому уровню межрегиональной и внутрирегиональной миграции, вследствие чего сократилась доля коренного населения, ставшего за короткий срок национальным меньшинством на своей этнической родине. Промыслово-сельскохозяйственная продукция, производимая коренными северянами, на фоне огромных индустриально-промышленных объёмов ресурсодобывающих отраслей производства составляет ничтожно малую долю. Это в свою очередь привело к ослаблению внимания к традиционным отраслям хозяйства и традиционной культуре. Материальные средства вкладывались в основном в развитие промышленности и социально-культурной инфраструктуры в городах без уделения должного внимания социально-экономическому и социально-культурному развитию традиционных этносов, особенно находящихся в отдалённых северных районах.

Урбанизация республики, стремительный рост городского населения вызвали социально-классовую и социально-профессиональную дифференциацию коми, а в условия модернизации - этносоциальную поляризацию. В то время как в столице республики происходит усложнение социально-профессиональной и стратификационной структуры, в сёлах социальная структура нивелируется. Это приводит к росту социальной незащищённости, сокращению продолжительности жизни, росту смертности, социальной пассивности коренного населения. Властная и финансовая элита из представителей титульного этноса в стилевой ориентации образа жизни и деятельности в значительной степени обращена к западным образцам, а традиционная культура воспринимается ею как сельский архаизм или экзотическое украшение, стилизованное под городские условия. Это вызывает внутриэтническое отчуждение и ослабляет социальную базу бытовой городской и профессиональной коми культуры.

В условиях моноанклавного характера модернизации для предотвращения межэтнической и внутриэтнической напряжённости в республике наряду с модернизацией административного центра и южных районов, в которых наблюдается рост населения при его уменьшении в других регионах, очагами модернизации должны стать технокультурполюсы, то есть индустриальные города, имеющие относительно развитую социально-культурную и научную инфраструктуру. Промышленная инфраструктура этих городов должна иметь не только ресурсодобывающую сырьевую направленность, но и ориентироваться на интересы села, а научно-педагогические кадры в городах в условиях кризисного положения сельских школ могут и должны стать проводниками новых современных образовательных технологий в сельских школах, используя для этого различные формы дистанционного обучения. Это существенно повысит качество преподавания в сельских национальных школах, повысит конкурентоспособность их выпускников при поступлении в вузы, явится условием формирования инженерно-технической элиты для сёл и посёлков республики и создаст возможности для вертикальной и горизонтальной мобильности сельского населения.

Система учебных заведений, научно-исследовательских и проектных институтов и лабораторий, сформированная в средних городах, игравших ведущую роль в экономике республики в 70-80-е годы, в условиях догоняющего типа модернизации сможет более равномерно распределить на территории республики очаги современного производства и научно-технические и инженерные кадры для города и села. Технокультурполюсы явятся социальной основой борьбы с научно-техническим антиинтеллектуализмом сельских жителей, который прогрессирует в условиях стремительных темпов развития рыночной экономики с тяжёлыми социальными последствиями в северных регионах, особенно в сёлах, где очень высок уровень безработицы, где наиболее остро проявляются её негативные социальные последствия.

Технокультурполюсы должны быть не только центрами образования, науки, передовых технологий, международного научно-технического сотрудничества, но также и региональными центрами развития и распространения традиционной коми культуры. Источниками этой культуры будут близлежащие сёла, а городские условия жизни как на бытовом, так и на профессиональном уровне внесут в неё элементы полистилизма, что сделает её открытой и доступной для всех горожан независимо от их этнической принадлежности. Очагами трансформации сельской традиционной культуры в профессиональную городскую должны стать городские центры этнических культур, в которых с учётом региональных и урбанистических особенностей традиционная культура может функционировать как на самодеятельном, так и на профессиональном уровнях в виде деятельности профессиональных творческих объединений художников, писателей, специалистов народных промыслов и т.п. Технокультурполюсы должны быть социальной основой модернизации традиционных обществ, создавая техническую элиту для села и базу инженерной организации сельскохозяйственного и традиционного производства. Формируя социально-экономическую и социально-культурную среду модернизации, технокультурполюсы будут черпать богатый культурный опыт коренных народов для дальнейшего развития общества и тем самым сглаживать социальные конфликты "город - село", имеющие в условиях республики этнический характер, и способствовать социальной и этнической стабилизации в условиях дальнейшего развития рыночной экономики.

Научный анализ социокультурной динамики коми предполагает не только рассмотрение ретроспективного и современного состояния этноса на основе общих закономерностей и этнических особенностей развития, но и более объёмный анализ, который охватывает практически все основные сферы жизнедеятельности этноса и предполагает взаимодействие различных наук - социологии, экономики, этнографии, психологии, культурологии, педагогики, политологии и т.п. С позиций социокультурного прогноза можно утверждать с поправками на будущее, что в XXI веке коми народ будет представлять субэтническое образование с развитой экономикой, социальной и социально-профессиональной структурой, полистилистической культурой, объединяющей в себе традиционную и профессиональную культуру титульного этноса и всех народов республики. Свое достойное место займет коми язык, интерес к которому наблюдается в последнее время и у некоми населения. Выработка обобщающей концепции социокультурной динамики этноса требует серьёзных междисциплинарных исследований, а многогранность проблем предполагает необходимость участия в их решении не только теоретиков, но и практиков, а также представителей властных структур и общественных организаций.

 

Список научной литературыПестова, Галина Алексеевна, диссертация по теме "Социальная структура, социальные институты и процессы"

1. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. 2-е изд. М.: Наука, 1979.

2. Ethnic Identity in Society. USA. 1976.

3. Личность и социальная среда: идеологические и психологические аспекты общения: Сб. обзоров АН СССР. М.: ИНИОН, М. 1987.

4. Anya Р. Royce. Ethnic Identity (Strategies of Diveraity). Indiana Univ. Press. 1982.

5. Таболина T.B. Этническая проблематика в современной американской науке. М.: Наука, 1985.

6. Галкина Е.М. Методический аспект изучения проблемы этнической идентичности (опыт зарубежных исследований) //Духовная культура и этническое самосознание наций. Вып.1. М.: АН СССР. Инст-т этнографии, 1990.

7. Ядов В.А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности личности //Социальная идентификация личности. М.: РАН. Инст-т социологии. 1993. Вып. I. С.7-23.

8. Этнографическое обозрение. 1992. №6. С.15.

9. Тишков В.А. Забыть о нации (пост-националистическое пониманиенационализма) //Вопросы философии. 1998. №9. С.3-26.

10. Дробижева Л.М. Ценности и символы в контексте новых концепций этничности // Ценности и символы национального самосознания в условиях изменяющего общества. М.: РАН. Инст-т этнологии и антропологии.1994. С.8-24.

11. Старовойтова Г.В. Некоторые методологические вопросы определения предметной области этнопсихологии // Социальная психология и общественная практика / Отв. ред. Е.В. Шорохова. М.: Наука,1986. С.127-138.

12. Сорокин П.А. Система социологии // Социальная аналитика. Учение о строении сложных социальных агрегатов. Т.2. М.: Наука, 1993.

13. Weber М. Wirtschaft und Gesellschaft. Köln-Berlin, 1964. Hlbbd.l.

14. Wiatr I. Narod i panstwo. Warsawa, 1989.

15. Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения // THESIS: Теория и история экономических и социальных институтов и систем. T.I. Вып.2. М.: Начала-Пресс, 1993. С.94-122.

16. Смелзер Н. Социология. Пер. с англ. / Научн. ред. В.А.Ядов. М.: Феникс, 1994.

17. Kellermann Р. Organizistische Vorstellungen in soziologischen Konzeptionen bei Conte, Spencer und Parsons. München. 1996.

18. Спенсер Г. Основания социологии. СПб. 1998. Т.1,2.

19. Perrin R.G. Herbert Spencer's four Theories of social Evolution // Amer J. Sociol. 1976. Vol.81. №6.

20. Дюркгейм Э. Социология. Её предмет, метод, предназначение / Пер. с фр. А.Б. Гофмана. М.: Канон, 1995.

21. J 26. Парсонс Т. Система современных обществ / Пер. с англ. Л.А.Седова и А.Д.Ковалёва. М.: Аспект-Пресс, 1997.

22. Eisenstadt S. Modernisation: Protest and change. Englewood Cliffs. 1966.

23. Cole R.E. Functional alternatives and economic development // Amer. Sociol. Rev. 1973. Vol.38. №4.

24. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. M.: Прогресс, 1991.

25. Ковалевский М.М. Сочинения в 2-х томах. Т.1. Социология. СПб.: Алетейя, 1997.

26. Ковалевский М.М. Сочинения в 2-х томах. Т.2. Современная социология. СПб.: Алетейя, 1997.

27. Туган-Барановский М.И. Избранное. Переодические промышленные кризисы. История английских кризисов. Общая теория кризисов. М.: Наука-РОССПЭН, 1997.

28. Митчелл У. Экономические циклы. Проблема и постановка. М.-Л.: Госиздат, 1930.

29. Кондратьев Н.Д. Особое мнение. Книги 1,2. М.: Наука, 1993.

30. Меньшиков С.М. Современный капитализм: от кризиса к кризису. М. 1981.

31. Рязанов В.Т. Экономическое развитие России, Реформы в российском хозяйстве XIX-XX вв. СПб.: Наука, 1998.

32. Панарин A.C. Реванш истории: российская стратегическая инициатива в i/ XXI веке. М.: Логос, 1998.

33. Сорокин П.А. Главные тенденции нашего времени. М.: Наука, 1997.

34. Шляпентох В.Э. Многослойное общество: "антисистемный" взгляд на современную Россию //Социологический журнал. 1997. №4. С.5-21.

35. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983. С.613.- 44. Бромлей Н.Я. Цивилизационный подход к истории: дань конъюнктуре или требование науки? // Цивилизация / Отв. ред. М.А.Барг. Вып.1. М.: Наука, 1992. С.225-228.

36. Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 13. С.5-9.

37. Гордань В.И. Интеллектуальный фактор в теории социальной эволюции Питирима Сорокина // Питирим Сорокин и социокультурные тенденции нашего времени. М.-СПб.: Изд-во СПбГУП, 1999. С.29-34.

38. Маркс К. Письма. П.В. Анненкову (28 декабря 1846г.) // Маркс К., Энгельс Ф. Соч.Т.27. С.401-412.

39. Батыгин Г.С. Обоснование научного вывода в прикладной социологии. М.: Наука, 1986.

40. Формация или цивилизация? // Вопросы философии. 1989. №10. С.34-43.

41. Маркс К. Капитал. T.I. T.III. 4.1. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.23. С.152,173,371; Т.25. Ч. I. С.365-367.

42. Маркс К. Капитал. T.III. Ч.1Д1. // Маркс К, Энгельс Ф. Соч. Т.25. 4.1. С. 365; 4.II. С. 146,399; См. также: История древняя. Соч. профессора Оскара Йегера. СПб. 1894.

43. Дашкевич В. Хиросигэ. JL: Искусство, 1974.

44. Крапивенский С.Э. Социальная философия. Волгоград: Комитет по печати, 1996.

45. Гаджиев К.С. Размышления о конце европоцентристского мира и новой конфигурации геополитических сил // Социологические исследования. 1993. №4. С.29-37; №6. С.84-91.

46. Евразийство: за и против, вчера и сегодня (материалы "Круглого стола") //

47. Вопросы философии. 1995. №6. С.3-48. » 56. Моисеев H.H. Современный антропогенез и цивилизованные разломы. Экологический анализ // Вопросы философии. 1995. №1. С.3-30.

48. Новикова Л.И. Понятие цивилизации и его познавательные функции // Философия и культура: XYII Всемирный философский конгресс: проблемы, дискуссии, суждения /Отв. ред. М.М. Мшвенирадзе. М.: Наука, 1987. С. 174-195.

49. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? //Полис. 1994. №1. С.33-48.

50. Вызов Л.Г. О перспективах сохранения целостной этнокультуры матрицы этносов России в условиях процесса "догоняющей" модернизации //

51. Вестник Моск. ун-та Сер. 12. Социально-политические исследования. 1994. №6. С.33-40.

52. Поздняков Э. Формационный и цивилизационный подходы // Мировая экономика и международные отношения. 1990. №5. С.49-60.

53. Дилигенский Г.Г. "Конец истории" или смена цивилизаций? // Вопросыфилософии. 1991. №3. С.29-42.

54. Ключевский В.О. Соч. в 9-ти томах. T.I. М.: Мысль, 1987.

55. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. М.: Искусство, 1993.

56. Бердяев H.A. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: Наука, 1990.

57. Тойнби А. Постижение истории. М.: Политиздат, 1991.

58. Любимов Л. Искусство Древней Руси. М.: Просвещение, 1974.

59. Вейдле В. Религия и культура // Вестник русского христианского движения. Париж. 1965. С. 18-26.

60. Бердяев H.A. Самопознание. Опыт философской автобиографии. М.: Мысль, 1991.

61. Лобковиц Н. Христианство и культура // Вопросы философии. 1993. №3. С.71-81.

62. Троицкий Е. Русская нация. М.: Сов. Россия, 1989.

63. Общественная эволюция //Человек. 1992. №1. С.67-81. v 72. Чаадаев П.Я. О России // Московский университет. 1995. №2. С.6-14. 4 73. Евразийство. Опыт систематического изложения. Париж-Берлин. 1926.

64. Трубецкой Н.С. Наследие Чингисхана // Вестник Моск. ун-та. Сер.9. Философия. 1991. №4. С.36-43.

65. Гумилев Л.Н. От Руси к России: очерки этнической истории. М.: Экспрос, 1992.

66. Зимин A.A. Витязь на распутье. М.: Мысль, 1992.

67. Кобзев И.И. К вопросу о восточных корнях русского искусства // Вестник Удмуртского университета. 1994. №5. С.9-17.

68. Мостова Л.А. Антропологическая традиция в исследовании культуры:вместо введения // Антология исследований культуры. T.I. СПб.: Университетская книга, 1997. С.5-14.

69. История энциклопедии Дидро и д'Аламбера. Л. 1979.

70. Карманный словарь иностранных слов, вошедших в словарь русского языка Н. Кириллова. СПб. 1848 Вып. I.

71. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4-х томах. Т.2 М.: Русский язык, 1979.

72. Фролов С.С. Основы социологии. М.: Наука, 1997. 51 84.Ионин Л.Г. Социология культуры. М.: Логос, 1996.

73. Плеханов Г.В. Литература и эстетика: в 2-х т. М.: Политиздат, 1958. T.I.

74. Социология. Учебник для высших учебных заведений / Г.В. Осипов, A.B. Кабыща, М.Р.Тульчинский и др. М.: Наука, 1995.

75. Уайт Л.А. Экономическая структура высоких культур / Пер. с англ. //

76. Антология исследований культуры. T.I. СПб.: Университетская книга, 1997. С.314-340.

77. Чебоксаров H.H. Проблемы типологии этнических общностей в трудах * советских ученых // Советская этнография. 1967. №4. С.98-102.

78. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М.: Наука, 1973. 90.Толстов С.П. Очерки первоначального ислама // Советская этнография. 1932. №2.

79. Лотман Ю.М., Успенский Б.А. Роль дуальных моделей в динамике русскойкультуры (до конца XIX века) // Ученые записки Тартусского государственного университета. Вып. 414. 1977. С.3-36.

80. Ионин Л.Г. Основания социокультурного анализа. Учебное пособие. М.: Изд. Центр РГГУ, 1995.

81. Greverus Jna-Maria. Kultur und Alltagswelt. Eine Einfuhrung in Fragen der Kulturanthopologie Institut fur Kulturanthropologie und europaeische Ethnologie der Universität Frankfurt am Mein. Fr. a. M. 1987.

82. Сусоколов A.A. Этнос // Русский этнос и русская школа в XX веке. Концептуальный подход в терминах этноэкологической модели. М.: РАН. Инст-т этнологии и антропологии 1996. С.9-100. 98.Маркарян Э.С. Очерки теории культуры. Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1969.

83. Бабаков В.Г., Семенов В.М. Национальное сознание и национальнаякультура. М.: РАН. Инст-т философии, 1996.

84. Мкртумян Ю.И. Компоненты культуры этноса // Методологические проблемы исследования этнической культуры. Мат. симпозиума. Ереван: Изд-во АН Арм.ССР, 1978.

85. Жеребцов И.Л. Основные этапы этнодемографического развития коми. Научн. докл. Вып. 360. Сыктывкар: КНЦ УрО РАН, 1995.

86. Жаков К.Ф. Судьба угрофинских племен в историческое и доисторическое время // Известия Архангельского общества изучения Русского Севера. 1911. №17. С.406-412.

87. Матвеев А.К. Еще раз о западных границах пермской топонимики на Севере европейской части России // Европейский Север: взаимодействие культур в древности и средневековье. Сыктывкар. 1994.

88. Савельева Э.А. Европейский Северо-Восток в эпоху средневековья. Научн. докл. КНЦ УрО РАН: Сыктывкар, 1995.

89. Хайду П. Уральские языки и народы / Пер. с венг. М.: Прогресс, 1985.

90. Вычегодско-Вымская летопись. Документ по истории коми // ИФС. Сыктывкар. 1985. Вып. 4.

91. Лыткин В.И. Из истории словарного запаса пермских языков // Вопросы языкознания. 1953. №6. С.64-65.

92. Савельева Э.А. Пермь вычегодская. М.: Наука, 1971.

93. Конаков Н.Д. Коми охотники и рыболовы во второй пол.ХГХ начале XX веков. М.: Наука, 1983.

94. Колесников П.А. Северная деревня в XV первой половине XIX вв. Вологда. 1976.

95. Преображенский A.A. Урал и Западная Сибирь в конце XVI начале XVII вв. М.: Наука, 1972.

96. Жеребцов И.JI. Миграции населения Коми края в эпоху феодализма. Научн. докл. КНЦ УрО АН СССР. Сыктывкар. 1989.

97. Морозов H.A. ГУЛАГ в Коми крае: взгляд историка // Печальная пристань. Сыктывкар. 1991.

98. Шабалова Л.С. Жить, чтобы выжить // Родники Пармы-90. Сыктывкар. 1990.

99. Русанов В.А. Зыряне // Статьи, лекции, письма. М.- Л. 1945. С.98-339.

100. Керцелли C.B. Архангельская тундра // Известия Архангельского общества изучения Русского Севера. 1910.№23. С. 1-9.

101. Семенов С.А. Происхождение земледелия. Л.: Наука, 1974.

102. Алексеев В.П. Становление человечества. М.: Политиздат, 1984.

103. Алексеева Т.И. Адаптационные процессы в популяциях человека. М.: Изд-воМГУ, 1986.

104. Ключевский B.C. Курс русской истории. 4.1 // Сочинения в 9-ти томах. T.I. М.: Мысль, 1987.

105. Жаков К.Ф. Этнологический очерк зырян // Под шум северного ветра.

106. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1990. С.314-353.

107. Гумилев Л.Н. Открытие Хазарии. М.: Наука, 1966.

108. Крупник И.И. Арктическая этноэкология. Модели традиционного природопользования морских охотников и оленеводов Северной Евразии. М.: Наука, 1989.

109. Русанов В.А. Очерки промыслов по Усть-Сысольскому уезду // Статьи, лекции, письма. M.-JI. 1945. С.319-331.

110. Казначеев. В.П. Очерки теории и практики экологии человека. М.: Наука, 1983.о 127. Леви Л., Андерсон Л. Народонаселение, окружающая среда и качество " жизни / Пер. с англ. М.А.Смирнова. М.: Экономика, 1979.

111. Kirk W. Historical geography and the concept of the behavioral environment // Indian geographical Journal. 1951. V.25. P.152-160.

112. Токарев C.A. История зарубежной этнографии. М.:Высшая школа, 1978. '

113. Ильина И.В. Традиционные способы лечения у ижемских коми // Материальная и духовная культура населения Европейского Северо-Востока. Тр. Инст-та языка, литературы и истории КФ АН СССР. Вып. 39. Сыктывкар. 1987. С.85-92.

114. Аршавский В.В. Особенности межполушарных взаимоотношений у коренного и пришлого населения Северо-Востока. 4.1. Магадан. 1985.

115. Аршавский В., Ротенберг В. Почему в гадком утенке мы не видим белого лебедя? Международная асимметрия и некоторые проблемы педагогики //AlterEgo. 1991. №2. С.21-25.

116. Степанов Ю.М. Психоэмоциональная устойчивость при кратковременной адаптации к условиям среды в зависимости от функциональной ассиметрии мозга // Концепция сохранения здоровья человека на Крайнем Севере. Норильск. 1994. С.55-63.

117. Жаков К.Ф. По Иньве И косе (у пермяков) // Под шум северного ветра. Сыктывкар. 1990. С.298-313.

118. Сорокин П.А. Пережитки анимизма у зырян // Известия Архангельского общества изучения Русского Севера. 1910. №20. С.40-56.

119. Немтушкин А. Медвежья охота //Родина. 1992. №2. С. 14-18.

120. Гагарин Ю.В. Пережитки дохристианских верований в Коми АССР // Традиции и новации в народной культуре коми. Тр. инст-та языка, литературы и истории Коми филиала АН СССР. Вып. 29. Сыктывкар. 1983. С.3-13.

121. Русанов В.А. Недочеты в колонизации на Новой Земле // Статьи, лекции, письма. М.-Л.1945. С.397-301.

122. Архангельские губернские ведомости. 1855. №16.

123. Сорокин П.А. Современные зыряне // Известия Архангельского общества изучения Русского Севера. 1911. №22. С.811-817. С.943-950.

124. ГААФ. Ф1. Оп.5. Д. 177. Л.24.

125. Белицер В.Н Народное изобразительное искусство коми. КСИЗ. 1950. Вып. 10.

126. Кожевникова Л.А. Особенности народного узорного ткачества некоторых районов Севера // Русское народное ткачество. Л.: Искусство, 1968. С.113-118.

127. Национальное строительство в Коми АССР (история и современность) / A.A. Попов, А.Ф. Сметанин и др. Препринт КНЦ УрО АН СССР. Вып. 263. Сыктывкар. 1991.

128. Очерки истории партийной организации. Сыктывкар. 1964.

129. Коми АССР за 50 лет. Статистический сборник. Сыктывкар. 1971.

130. История индустриализации Северного района. Архангельск. 1970.

131. Промышленные рабочие Коми АССР 1917-1970 / Под ред. H.H. Рочева. М.: Наука, 1974.

132. История Коми АССР с древнейших времен до наших дней. Изд. 2-е. Сыктывкар. 1981

133. Доброноженко Г.Ф. Коми деревня в начальный период сплошной коллективизации. КНЦ УрО РАН. Вып. 291.Сыктывкар. 1992.

134. Партархив Коми обкома КПСС. Ф.1. Оп.2Д.2218.Л.163.

135. Города России в 1910 году. СПб. 1914.

136. История Сыктывкара. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1980.

137. Рогачев М.Б. Межнациональные браки как фактор этнических процессов у коми (на примере языковой жизни молодых коми-русских семей). Сыктывкар. 1985.

138. Жеребцов Л.Н., Рогачев М.Б. Межнациональные браки в городах Коми АССР в 30-40-е годы XX века // Вопросы этнографии народа коми. Тр. ин-та языка, литературы и истории Коми филиала АН СССР. Вып. 32. Сыктывкар. 1985.

139. Фаузер В.В. Влияние миграции на численность и состав населения Республики Коми. Коми НЦ РАН. Вып. 293. Сыктывкар. 1992.

140. БабаковВ.Г., Козлов В.Б., Пестова Г.А. Развитие традиционных и новых форм жизнедеятельности народов Советского Севера. // Национальные процессы в СССР в условиях перестройки: вопросы теории и практики. М.: Ин-т философии АН СССР. 1990. С.31-52.

141. Подоплелов В.П., Фаузер В.В., Загайнова Г.В. Население Коми АССР. Сыктывкар. КНЦ УрО АН СССР. Вып. 23. 1990.

142. Социальное развитие и уровень жизни населения Коми АССР. Статистический сборник. Сыктывкар. 1990.

143. Программа совершенствования национальных отношений в Коми АССР // Известия ЦК КПСС. М. 1990. №2. С.68-72.

144. Культурное строительство в Коми АССР (1918-1937). Сборник документов. Сыктывкар. 1979.

145. Сажин С.Х., Манова С.А. Рост благосостояния населения Коми АССР. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1997

146. Сфера досуга. Языком цифр // Вестник политической информации. 1986. №20. С.32-37.

147. Куцев Г.Ф. Человек на Севере. М.: Политиздат, 1989.

148. Разинский Г.В. Образ жизни населения Норильского промышленного района // Проблемы совершенствования образа в условиях Севера. Красноярск. 1985. С.43-59.

149. Экономико-географические проблемы формирования территориально-производственного комплекса Сибири. Вып. III. 4.1. Новосибирск. 1971.

150. Сажин С.Х. Акопов В.И. Портянко М.Л. Формирование и развитие комплекса жизненных условий Европейского Северо-Востока СССР // Формирование и развитие регионального комплекса жизненных условий. Тр. Коми филиала АН СССР. №69. Сыктывкар. 1985. С.10-16.

151. Тимано-Печорский производственный комплекс. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1979.

152. Соловьев В.В. Традиции межсемейной трудовой взаимопомощи у коми крестьянства в прошлом и настоящем // Традиции и современность в культуре сельского населения Коми АССР. Сыктывкар. 1986. С.40-47.

153. Портянко M.JI. Основы территориальной дифференциации душевого дохода семьи // Экономика Республики Коми в переходный период. Тр. Коми научного центра УрО РАН. №134. Сыктывкар. 1994. С. 102-113.

154. Далеко не каждому по карману.(жилищно-коммунальная реформа) // Ухта. №92 (10995). 14 мая 1998.

155. Токарев С.А. Проблема типов этнических общностей. //Вопросы философии. 1964. № 11.

156. Чебоксаров H.H. Проблемы происхождения древних и современных народов. М.: Наука, 1964.

157. Чебоксаров H.H. Проблемы типологии этнических общностей в трудах советских ученых // Советская этнография. 1964. № 4.

158. Шпет Г. Введение в этническую психологию. М.: Гос. Акад. худож. наук, 1927.

159. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л.: Изд-во ЛГУ, 1946.

160. Богатырев В.Г. Вопросы теории народного искусства. М.: Искусство, 1971.

161. Путилов Б.Н. Основные аспекты связи фольклора с традиционно-бытовой культурой // Советская этнография. 1975. №2.

162. Плосков В.А. Коми сказка с фантастическим персонажем (к вопросу о взаимодействии сказки и несказочной прозы) // Общее и особенное в жанрах коми фольклора и литературы. Тр. Инст-та языка, литерат. и истории КНЦ УрО РАН. Вып.48. Сыктывкар. 1991. С.4-13.

163. Коровина Н.С. Устные сказки о Бове-Королевиче в коми фольклорной традиции // Общее и особенное в жанрах коми фольклора и литературы.

164. Тр. Инст-та языка, литерат. и истории КНЦ УрО РАН. Вып.48. Сыктывкар. 1991. С.14-23.

165. Микушев А.К. Коми народный эпос // Коми народный эпос. М.: Наука .1987. С.8-64.

166. Анисимов А.Ф. Природа и общество в отражении сказки и мифа. К вопросу об исторических истоках и соотношении сказки и мифа // Ежегодник Музея истории, религии и атеизма. Вып. I. М.1957. С. 156-162.

167. Прокудливая береза. // Сказание о Стефане Пермском. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1992.

168. Ожегова М.Н. Коми-пермяцкие предания о Кудым-Оше и Перебогатыре. Пермь. 1971.

169. Коми народные сказки / Сост. Ф.В. Плесовский. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1975.

170. Усть-Цилемские сказки / Сост. В.И. Чупров. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1992.

171. Мацук М. Плут // Вестник культуры Республики Коми. 1993. №4. С.40-41.

172. Жаков К.Ф. Уриила // Под шум северного ветра. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1990. С. 416-423.

173. Duicker Н.С. and Frejda N.H. National Character and National Steretypes: Confluence. Amsterdam, North-Hall Publishing Company. 1960.

174. Налимов В.П. К материалам по истории материальной культуры коми // Этнографическое обозрение. IVII. 1903. №2. С.120-124; Он же: Сущность и значение этнографии // Вестник Нижегородского университета. 1918. №8.

175. Сорокин П.А. К вопросу о первобытных религиозных верованиях зырян // Известия Вологодского общества изучения Северного края. Вып.4. 1908. С.49-55; Он же: Программа по изучению зырянского края. Яренск. 1918.

176. Котов О.В., Шабаев Ю.П. Этнокультурная ситуация у коми-пермяков. Науч. докл. Коми науч.центра УрО АН СССР. Вып. 254. Сыктывкар. 1990.

177. Денисенко В. Общественное мнение о проблеме языка. Итоги социологического исследования // Вестник культуры Республики Коми. 1993. №4. С. 14-17.

178. Хайду П. Уральские языки и народы. Пер. с венг. М.: Прогресс, 1985.

179. Вестник статистики. 1990. №8. С.75.

180. Шаронов В. Человек, культура, досуг // Вестник политической информации. 1987. №15. С.15-18.

181. Карпухин О.И. Самооценка молодежи как индикатор ее социокультурной идентификации // Социологические исследования. 1998. №12. С.89-93.

182. Rostow W.W. The Stages of Economic Growth: A Non-Communist Manifesto. Lnd. 1960

183. Lerner D. The Passing of Traditional Society: Modernizing the Midale East. Glencoe (III), 1958.

184. Black C.,Jansen M.B. The Modernization of Japan and Russia: A Comparative Study. Lnd. 1975.

185. Sachs Z. Strategies de J'ecodeveloppement. P.1980.

186. Scheider B.The Bare Foot Revolution: A Report to the Club of Rome. English Version by A.E. Vilon. Lnd. 1988.P.1-7.

187. Ахиезер A.C. Россия: Критика исторического опыта (социокультурная < динамика России). Новосибирск: Сибирский хронограф, 1997.

188. Беляева Л.А. Социальная модернизация в России в конце XX века. М.: » РАН. Инст-т философии, 1997.

189. Голенкова З.Т. Гражданское общество в России // Социологические исследования. 1997. №3. С.25-36; Она же: Динамика социоструктурной трансформации в России // Социологические исследования. 1998. №10. С. 77-84.

190. Наумова Н.Ф. Социальная политика в условиях запаздывающей модернизации // Социологический журнал. 1994. №1. С.6-21; Она же: Рецидивирующая модернизация в России // Социологический журнал. 1996. №3/4.

191. Заславская Т.И. Трансформация социальной структуры российского 1 общества // Куда идет Россия. Социальная трансформация постсоветского пространства. М.: Аспект-Пресс, 1996. С. 11-21.

192. Лапин Н.И. Ценности, группы интересов и трансформация российского общества // Социологические исследования. 1997. №3. С. 14-24.

193. Руткевич М.Н. Трансформация социальной структуры российского общества // Социологические исследования. 1997. №7. С.3-19; Он же:

194. Процессы социальной деградации в российском обществе // Социологические исследования. 1996. №6. С.3-12.

195. Black С. The Dynamics of Modernization. A Study of Comparative History. N.Y. 1996. P.9-25.

196. Nurske R. Problems of Capital. Formation in Underdeveloped Countries.N.Y. 1953.

197. Князева Г.А. Институциональные преобразования в экономике Республики Коми на основе приватизации // Экономика Республики Коми в переходный период. Сыктывкар. Тр. КНЦ УрО РАН. №134. 1994 С.45-66.

198. Лаженцев В.Н. Территориальное развитие. Методология и опыт регулирования. СПб.: Наука, 1996.

199. Акопов В.И., Гаджиев Ю.А. Структурные преобразования экономики Республики Коми // Экономика Республики Коми в переходный период. Тр. КНЦ УрО РАН. №134. Сыктывкар. 1994.С.5-21.

200. Фролов С.С. Нормативная культура как фактор социального управления (анализ концепций социальной власти в западной социологии). Автореф. дисс.докт. социолог, наук. М.: Росс. Акад. гос. службы при Президенте РФ, 1995.

201. Трансформация социальной структуры и стратификация российского ч общества / Отв. ред. З.Т.Голенкова. М.: РАН. Инст-т социологии, 1998.

202. Reimann Weigert Е. Rivas Lanchez F. Chile: Antecedentes para unandfisus. La Habana. 1977.

203. Robertson D. F. Distionary of Modern Politics. Political terms in current use. Philadelhia, 1985.

204. Canovon M. Populism // The Blackwell encyclopedia of political thought. N.Y. 1987. P. 393-395.

205. Левада Ю. Общественное мнение в год кризисного перелома: смена парадигмы// Сегодня. 1994. 17 мая.

206. Малько А. Популизм как тормоз демократии // Общественные науки и современность. 1994. №1. С.104-111.

207. Finsterbusch К. Consequeces of increasing scarcity on afluent countries // Technological forecasting and social change. 1983. Vol. 23. №1. P.59-73.

208. Солонин Ю.Г. Показатели физического здоровья народа коми. РАН.УрО КНЦ. Научн. докл. Вып. 350. Сыктывкар. 1995.

209. Сааранен С. Проблемы формирования и развития финно-угорских литературных языков // Коми-пермяки и финно-угорский мир. Тезисы докл. и выступл. на международной конференции. Сыктывкар. 1995. С.74-75.

210. Социология. Учебное пособие / Отв. ред. Э. В. Тадевосян. М.: Знание. 1995.

211. Зиммель Г. Избранное. Т.1. Философия культуры. М.: Юристь, 1996.

212. Перотти А. Аргументы в пользу межкультурного образования // Межкультурное образование: подход Совета Европы. М.: Инст-т национ. проблем образования, 1995. С. 5-143.

213. Основные направления деятельности Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации на 1998 год // Высшее образование в России. 1998. №2. С.28-30.

214. Латыпов Р. Интернет: к новому пути образования? // Высшее образование в России. 1997. №3. С.98-102.

215. R. J.Strenberg. The Concept of Intelligence and Its Role in Lifelong Learning and Success // American Psychologist. Wach. 1997. Vol. 52. №10. P. 10301037.

216. Григоренко Е.Л. Стенберг Р.Дж. Стили мышления в школе // Вестник Московского университета. М.1997. С.33-42.

217. Herbert W. Intelligence test: Sizing up a newcomer // Science news. Wach. 1982. Oct. 30. Vol. 122. №18. P.278-283.

218. Аршавский В., Ротенберг В. Почему в гадком утенке мы не видим белого лебедя? //AlterEgo. 1991. №2. С.21-26.

219. Нерадовский В.Х., Нерадовская Э.В. Национальные особенности мышления учащихся // Педагогика. 1996. №4. С. 17-23.

220. Романова Е.С. Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. М.: РАН. Инст-т психологии, 1992.

221. Шевардин Н.И. Социальная психология в образовании. М.: Владос, 1995.

222. Этнокультурное развитие народностей Севера на перспективу до 2005 года (концепция развития). М.: Инст-т этнографии АН СССР, 1989.

223. Белицер В.Н. Очерки по этнографии коми народа. XIX- нач.ХХ вв. М.: Инст-т этнографии АН СССР, 1964.

224. Соловьев В.В Традиции трудового воспитания у коми народа. Х1Х-нач. XX вв. // Традиции и новации в народной культуре коми. Тр. Инст-та языка, литературы и истории КФ АН СССР. Вып. 28. Сыктывкар. 1983.

225. Этнопедагогика коми // Традиционная культура народа коми, v Этнографические очерки. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1994. С. 118-122.

226. Бутенко И.А. Стандартизованное интервью и новые технологии // Социологические исследования. 1997. №11. С. 100-106.235

227. Костюк В.К., Траскунова М.М., Константиновский Д.Л. Молодежь Сибири: образование и выбор профессии. Новосибирск: Наука, Сиб. отделен., 1980.

228. Бестужев-Лада И.В. Народное образование: экспертное мнение // Социологические исследования. 1998. №10. С.128-135.

229. Абрамова Т.Н. Ценности образования, новые технологии и неявные формы знания // Вопросы философии. 1998. №6. С.58-65.

230. Бу Геранзон. Практический интеллект // Вопросы философии. 1998. №6. С.66-78.

231. Мансуров В.А., Семенова Л.А. Интеллигенция конвертируемых предприятий // Социологические исследования. 1998. №10. С.96-105.

232. Константиновский Д.Л. Молодежь в системе образования // Социологический журнал. 1997. №3. С.92-123.

233. Акопов В.И., Гаджиев Ю.А. Модель благосостояния Республики Коми. Научн. докл. Вып. 399. Сыктывкар: КНЦ УрО РАН, 1998.

234. Коми Земля в цифрах: к IV съезду коми народа. Сыктывкар: Госкомстат Республики Коми, 1995.