автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.13
диссертация на тему:
Социокультурное изменение личностного бытия в современной России

  • Год: 2000
  • Автор научной работы: Шульгина, Инна Александровна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Ставрополь
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.13
Диссертация по философии на тему 'Социокультурное изменение личностного бытия в современной России'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Шульгина, Инна Александровна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. Личность как социокультурный феномен.

1. Противоречивость и многоплановость личностного бытия в России XI

- начала XX века.

2. Теории и реалии социокультурного бытия личности в послеоктябрьский период.

ГЛАВА 2. Социокультурные детерминанты личностного бытия в совре- 73 менной России

1. Современная социокультурная ситуация в России: факторный ана- 73 лиз.!.:.

2. Личность как объект и субъект современных социокультурных процессов.

3. Образование как условие социокультурной адаптации личности.

 

Введение диссертации2000 год, автореферат по философии, Шульгина, Инна Александровна

Актуальность темы исследования. В наше время, которое К. Ясперс назвал «вторым осевым», когда закладывается матрица развития культуры на грядущее тысячелетие, актуализируется интерес к теме бытия человека в современном мире, смысла его жизни, его уникальности, неразрывной связи с природой, обществом и культурой. Интерес к данной теме объясняется еще и тем, что XX век - это эпоха глобальных экологических катастроф, культурных и цивили-зационных разломов, кардинальных экономических, политических и духовных изменений в мировом масштабе. Характер протекания этих трансформационных процессов в отдельных странах нередко порождает ситуацию кризиса, противоречивости и нестабильности. Именно в такие периоды возрастает инициирующая роль, воздействие отдельной личности на выбор возможных вариантов дальнейшего развития общества и мира в целом.

В ситуации выбора сейчас находится и современная Россия. Социокультурные процессы, происходящие в кризисно-реформируемом российском обществе, сопровождающиеся разрушением старых норм и ценностей, ставят личность перед необходимостью переоценки традиционной системы ценностей и выбора новых жизненных ориентиров, важных для организации собственного бытия. Эти процессы должны быть не только предметом пристального изучения, но и в значительной мере объектом социального управления. Значительную роль в решении этих задач играет анализ степени влияния конструктивных и деструктивных социокультурных факторов на трансформацию духовного мира личности, а также исследование различных способов ее адаптации к меняющимся условиям бытия, выявление путей оптимизации жизненных ориентаций личности, самореализации человека, формирование такой картины мира, которая придавала бы его существованию на всех уровнях значимость, связанность, направленность и полноту цели.

Актуальность исследуемой темы обусловливается необходимостью переосмысления марксистской теории и практики всесторонне и гармонически развитого социалистического типа личности и выявления новых методологических подходов к исследованию конкретно-исторических типов личностного бытия.

Важность социокультурного измерения бытия личности в современной России обусловливается особенностями переходного периода, трудными противоречивыми процессами реформации, вызванными во многом культурной гетерогенностью российского общества, его полиэтничностью, поликонфессио-нальностью. Это определяет необходимость исследования личности в контексте диалога культур и цивилизаций. Однако социокультурные факторы изменения личности в этом плане изучены недостаточно, что актуализирует исследование личности как части социокультурной системы, разработку теоретических и методологических оснований рассмотрения личности в этом ракурсе.

Проблема бытия личности в современной России является к тому же и частью общецивилизационной проблемы, связанной с особенностями техногенного мира, характеризующегося распространением масс-культуры, одномерностью, модульностью человеческого существования, стиранием культурных различий. Защитной реакцией личности на эти процессы является сохранение собственной идентичности, поиск новых ценностных ориентаций, создающих условия для адаптации и самореализации в современных условиях.

Таким образом, исследование средствами философии бытия личности, механизмов ее погружения в новую социокультурную среду в контексте происходящих событий в современном российском обществе является насущным.

В целом рассмотрение социокультурного измерения личностного бытия представляется актуальным для прогнозирования выбора Россией варианта дальнейшего социального развития, разработки теоретических основ реконструкции сложившегося социального типа развития, создания такой парадигмы мышления, в которой найдут отражение идеи о формировании не «безликого», а «личностного» общества, о соблюдении прав и свобод человека, достоинства человеческой личности.

Степень научной разработанности проблемы. Феномен личности является предметом изучения разных наук - психологии, социологии, истории, политологии, философии. Они рассматривают личность и ее структуру с учетом специфики данных областей знания. Это приводит, с одной стороны, к своеобразной концептуальной полифонии, а с другой - усложняет разработку избранной проблемы. Учитывая эти аспекты, автор обращается к богатой культур -философской отечественной традиции осмысления личностного бытия. Поэтому в диссертационной работе использованы материалы исследования широкого круга русских и советских философов, отразивших в своих работах противоречивость и многоплановость бытия российской личности. Это труды Д.Л. Андреева, М.М. Бахтина, В.Г. Белинского, H.A. Бердяева, Б.Н. Бессонова, Л.П. Буевой, С.Н. Булгакова, Е.К. Быстрицкого, А.И. Герцена, И.А. Ильина, Э.В. Ильенкова, М.С. Кагана, В.Г. Казначеева, Е.А. Спирина, Л.П. Карсавина, Д.С. Лихачева, В.А. Москаленко, В.Ф. Сержантова, П.И. Новгородцева, B.C. Поликарпова, А.Н. Радищева, В.В. Розанова, Э.В. Соколова, B.C. Соловьева, В.И. Татищева, Е.И.Трубецкого, В.П. Тугаринова, С.Л. Франка и других (1). Исследование социокультурного аспекта личностного бытия обусловило интерес автора диссертации и к работам северокавказских ученых: Ю.Г. Волкова, обратившего внимание на многомерность человеческого существования как космопланетар-ного феномена, В.Е. Давидовича, рассматривающего человека в свете новых тенденций развития общечеловеческой культуры, В.И. Каширина, исследующего процессы формирования планетарного сознания и самосознания, Н.П. Медведева, анализирующего вопросы, связанные с переоценкой ценностей (2).

Что же касается анализа современных процессов, происходящих в обществе, то за последние годы появилось немало значительных исследований, посвященных изучению закономерностей изменения во всех сферах общественной жизни: экономике, политике, культуре. В этой связи можно отметить работы A.C. Ахиезера., Ю.М. Бородая, Б.СЕрасова, В.Н.Иванова, О.И. Карпухина, Н.И. Лапина, В.И. Пантина, В.О. Рукавишникова (3). Но при этом преобладает, на наш взгляд, либо «глобальное» видение проблемы - A.A. Кара-Мурза, A.C. Панарин, И.К. Катин, О.И. Карпухин, В.Т. Туляев (4), либо выделяются лишь «локальные» аспекты - В.Д. Матвиенко, В.О. Рукавишников, Г.Г. Силласте, В.М. Соколов, А.И. Соловьев, (5). Нередко за пределами исследования остается личностный аспект проблемы. На наш взгляд, недостаточное внимание к этому аспекту делает исследование трансформационных процессов на социальном и собственно культурном уровнях неполным, так как социокультурная действительность представляет собой результат взаимодействия личности и общества. В той мере, в какой личность формируется социокультурными обстоятельствами, она формирует и сами обстоятельства. Качественные изменения, происходящие в различных сферах общества, затрагивают и изменяют конкретного человека, его духовные и поведенческие структуры, обуславливают смену мировоззренческих ориентаций.

Проблема экзистенции личности в условиях реформ затрагивалась в ряде работ, в частности, в исследованиях Г.Г. Дилигенского, Л.Г. Ионина, В.Н. Ке-ласьева, М.Н. Кузьмина, Н.И. Лапина, В.М. Наумовой, М.Н. Руткевича, В.В. Собольникова, С.Г. Спасибенко, М.А. Шабановой, А.И. Шарова, В.А. Ядова (6), в диссертациях В.Ф. Езловецкого, С.А. Желановой, Э.А. Кавтарадзе, Н.М. Му-хамеджановой, А.Д. Спирина, H.A. Яковлева (7). В этих работах затрагивались различные аспекты, стороны бытия личности, в частности проблема духовности личности, ее отчуждения, личной свободы, правовой культуры, социальной адаптации и самоидентификации, динамики ценностных ориентаций в структуре личности либо изменения поведения личности в новых условиях (преимущественно общесоциологические и специально-социологические аспекты). На наш взгляд, возникает потребность в комплексном исследовании изменяющегося типа личности россиянина как культурно-исторического типа. Подобный подход отчасти представлен в диссертационном исследовании В.И. Чекушкина (8).

Особый интерес для данного исследования представляют работы В.А. Шаповалова (9), исследующего социокультурные детерминанты современного образования.

Кроме того, имеются работы, дающие основу для сравнительного анализа формирующегося типа личности современного россиянина с традиционным типом «советского человека»: Ю.И. Левады (10), Г.Л. Смирнова (11), В.А. Тишко-ва (12), В. А. Ядова (13). Однако сравнительный анализ типов личности наталкивает нас на вопрос: можем ли мы действительно говорить о новом типе личности, каковы характеристики этого типа личности, насколько он отличается от традиционного «советского человека»? Видимо, наибольшую трудность в анализе проблемы личности в социокультурной ситуации современной России представляет поиск теоретико-концептуальной модели, в которую надо укладывать фактические данные. Проанализировав указанную литературу, диссертант пришел к выводу о необходимости философского решения следующих проблем: исследования содержания понятий "личность", "тип личности", "социокультурная ситуация", "личность современного россиянина", "социокультурное измерение"; выявления особенностей социокультурной ситуации современной России; рассмотрения специфики бытия личности в условиях социокультурной трансформации; выявления характерных черт формирующегося «постсоветского человека» и их отличия от "советского человека"; исследования основных подходов к типологизадии личности на современном этапе и зависимости выявленных типов личности от развития социокультурной ситуации в стране.

Предмет и объект исследования. Объектом исследования является бытие личности в России.

Предметом исследования являются особенности социокультурной динамики личностного бытия в России.

Цель и задачи диссертационного исследования. Цель исследования -философский анализ динамики развития личностного бытия в социокультурной ситуации современной России. В соответствии с выдвинутой целью в работе ставятся и решаются следующие задачи:

- рассмотрение отечественной философской традиции исследования личностного бытия в социокультурном контексте определенных исторических эпох;

- выявление специфики и взаимосвязи западных и восточных детерминант в социокультурном развитии личности;

- факторный анализ современной социокультурной ситуации в России;

- выявление зависимости структуры личности и тенденций ее развития от динамики социокультурных изменений;

- разработка социокультурной типологии личности;

- анализ взаимовлияния образования, культуры и личности в контексте современной социокультурной ситуации.

Методологическую и теоретическую основу диссертации составляет системный подход, дающий возможность целостного рассмотрения бытия личности в социокультурной ситуации. Теоретическую основу исследования образуют отечественные концепции личности. Анализ социокультурных изменений в условиях крайней нестабильности предполагает использование принципов си-нергетического подхода. Отдельные социокультурные процессы исследуются на основе ряда социологических и культурологических методов, в частности на основе конфликтологического подхода.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:

- выявлены философские аспекты динамики изменения личности в зависимости от социокультурных условий (на материале отечественной философской антропологии) и показана обусловленность многомерности бытия личности разными социокультурными ситуациями;

- установлены методологические трудности исследования личностного бытия современного россиянина и в определенной мере преодолены на основе применения синергетического подхода;

- оценена социокультурная ситуация в современной России, вскрыты тенденции ее структурных изменений и личностный аспект социокультурных процессов, выявлена обусловленность расколотости современного российского общества цивилизационными особенностями России, ее срединным положением в системе Запад - Восток;

- уточнено содержание категорий "социокультурная ситуация", "личность"; современное состояние личности определено диссертантом как "экзистенциальный кризис", предложена социокультурная типологизация личности.

- обоснован вывод о том, что в кризисно-реформируемом российском обществе усиливается роль образования как фактора социокультурной адаптации личности.

Основные положения диссертационного исследования, выносимые на публичную защиту, можно резюмировать в следующих тезисах:

1. Бытие личности современного россиянина детерминируется не только его сегодняшним положением, но и его прошлым жизненным опытом, а также характером усвоенных им культурных ценностей, в которых аккумулирована вся предшествующая история России.

2. Личность россиянина формировалась и развивалась в поле взаимодействия двух культур - восточной и западной. Их неоднозначное влияние порождало различные социокультурные типы личности, определяло противоречивые модели их поведения. Отмеченная амбивалентность личностного бытия прослеживается и в современном российском обществе.

3. Социокультурная ситуация современной России в личностном измерении характеризуется:

- отсутствием социокультурного единства, целостности ее факторов;

- отсутствием консолидирующих духовно-нравственных идей;

- двойственным отношением личности к власти и государству;

- синхронным сосуществованием различных типов сознания, их противоречивым взаимодействием, нередко конфликтом на уровне отдельной личности, социальных групп и поколений.

4. Противоречивый характер социокультурной ситуации проявляется и на микроуровне - на уровне исследования личности. Современное состояние личности как субъекта и объекта социокультурных процессов характеризуется как «экзистенциальный кризис», проявляющийся в единстве двух составляющих: культурной (вызвавшей ценностную дезориентацию личности и кризис идентификации, ценностный конфликт на уровне отдельной личности и на уровне поколений) и социальной (кризис адаптации и самореализации).

5. Определяющим фактором изменения современной социокультурной ситуации в России и обусловленного ею экзистенциального кризиса является формирование нового ценностного сознания личности

6. Динамичность и противоречивость бытия личности в современной российской социокультурной ситуации не позволяет зафиксировать устойчивые социокультурные типы личности. Однако четко можно выделить два переходных типа личности: адаптант (адаптирующаяся) и дезадаптант (дезадаптирующаяся).

7. Современное образование, являясь одной из форм личностного бытия, формирующего определенные ценности и в то же время само выступающее как ценность, призвано обеспечить максимальные возможности адаптации человека к быстро меняющимся условиям существования. Это достигается в результате реализации образованием социокультурной функции через его гуманитаризацию и элитаризацию на основе современных методологических подходов.

Теоретическое и практическое значение исследования заключается в том, что оно дает методологические основы для дальнейших исследований социокультурных процессов в России, их рассмотрения на личностном уровне, а так же для разработки концептуальных моделей в области образования, воспитания и политического управления. Материалы исследования могут быть использованы в базовом курсе философии, для подготовки спецкурсов по философской антропологии, социальной философии, культурологии, политологии. Материалы диссертации представляют интерес для СМИ, влияющих на формирование общественного сознания.

Апробация. Основные положения диссертации представлены в выступлениях на научных и научно-практических конференциях: международной научной конференции «Этнические процессы накануне XXI века» (21-22 мая 1998 г. Ставрополь); ХЫЗ научно-методической конференции преподавателей и студентов СГУ (22 апреля 1997 г. Ставрополь); Х1ЛП научно-методической конференции преподавателей и студентов СГУ (апрель 1998 г. Ставрополь); ХЫУ научно-методической конференции преподавателей и студентов СГУ (апрель 1999 г. Ставрополь); научной конференции «Проблема гармонизации межэтнических отношении в регионе" (14-15 сентября 1999 г. Ставрополь); Всероссийской научной конференции «Этническая ментальность в произведениях художественной литературы» (сентябрь 1999 г. Ставрополь); научной конференции "Регио

12 нальные элиты в структуре общественных отношений" (20-21 апреля 2.000 г Ставрополь). Основные положения и выводы диссертации изложены в 8 публикациях, общим объемом 1,9 п. л.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Социокультурное изменение личностного бытия в современной России"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Последнее десятилетие XX века в России отмечено кардинальными социокультурными трансформациями, направленными на преодоление кризисных явлений во всех структурах общества. Целенаправленное и осознанное воздействие на соответствующий общественный процесс зависит от личностного фактора. Без изменения конкретного человека, его духовных и поведенческих структур прогрессивная трансформация невозможна. В связи с этим особую актуальность, с точки зрения диссертанта, приобретает рассмотрение проблемы бытия личности в реформируемом обществе.

Диссертант, анализируя бытие личности в социокультурной ситуации современной России, обосновал, что сложность и противоречивость трансформации внутреннего мира человека в переходный период обусловлена целым рядом социокультурных факторов, которые проявляются, прежде всего, на диахрон-ном уровне. Автор показал, что амбивалентность русской личности была отмечена отечественными философами и связывалась с историко-культурными особенностями, детерминированными геополитическим положением России. В силу последнего Россия оказалась в диалоге культур - западной, абсолютизирующей личную независимость человека и восточной, рассматривающей человека как коллективное существо. Каждая из этих культур, отражая определенную шкалу ценностей, создала свои типы личности, которые можно назвать в самом широком плане «западный» и «восточный».

Влияние этих начал на русского человека и русскую культуру получило неоднозначную оценку у отечественных философов. Никто из них не оспаривал сам факт двойственности (восточно-западную природу нашей культуры), но разногласия начинались с разной трактовки меры соотношения этих начал и вытекающего отсюда пути: своей дорогой, используя преимущества Запада, или дорогой Запада, не утрачивая своих особенностей. Эта дискуссия сохранила свою актуальность и сегодня в контексте существующих модернизационных программ, отражающих те или иные варианты возможной реконструкции сложившегося социального типа развития. Однако в России реального воплощения не получила ни западная модель личности, ни восточная.

Подавление русского человека властными структурами, отсутствие прочных демократических традиций, гарантирующих личности свободу, права, их недостаточно четкое обоснование в трудах отечественных философов приводило к тому, что в менталитете русского человека доминирущее положение заняли ценности традиционного общества, переводящие активность русской личности в план внутреннего духовного совершенствования. В тоже время нельзя утверждать, что западная модель личности не существовала, но она в большинстве случаев выполняла роль оппозиционную и на русской почве дополнялась идеями общности и коллективности.

Оригинальные концепции личностного бытия, представленные русскими мыслителями (М.А. Бакуниным, B.C. Соловьевым, H.A. Бердяевым, Л.П. Карсавиным, С.Л. Франком и другими) занимают особое место среди теорий личности, разработанных в мировой философии, поэтому исследование проблемы экзистенции личности в условиях социокультурной ситуации сегодняшней России предполагает обращение к этим подходам. В то же время нельзя не отметить интересных подходов к пониманию личности в работах отечественных философов второй половины XX века: М.М. Бахтина (идея незавершенности, открытости миру, вненаходимости человека), Э.В. Ильенкова (деятельностный подход к пониманию человека; личность рассматривается как «узел социальных отношений»), Ю.Г Волкова, B.C. Поликарпова, Е.А. Спирина, В.П. Казначеева (человек рассматривается как монада Вселенной, космобиосоциальное существо, как открытая система, содержащая в себе множество возможных путей для дальнейшей эволюции) и т.д. Рассмотренные концепции дают необходимый теоретический материал для дальнейшего анализа поставленной проблемы и определения исходных категорий - личность, тип личности, личность современного россиянина.

Проблема, рассматриваемая в диссертации двупланова: она требует анализа, с одной стороны, социокультурной ситуации, выявления ее характерных особенностей, а с другой стороны, анализа изменений в структуре личности (ценностного и поведенческого компонента), выступающей как субъект и объект подобных изменений.

Современная социокультурная ситуация, представляющая собой состояние культуры данного общества, определяемое взаимодействием всех сфер общественной жизни в конкретном историческом пространстве и времени, и обусловленной экономической моделью развития общества, социальной динамикой, изменениями в государственном и политическом режиме, западной культурой, отечественными традициями, носит специфический характер. Подобная специфичность, с точки зрения диссертанта, обусловлена сосуществованием различных модернизационных программ, ориентирующихся либо на «западные» ценности либо на «традиционные» (и в этом смысле продолжающих «старый» спор западников и славянофилов), как правило, не имеющих общих точек соприкосновения, определяющих движение общества по пути прогресса - регресса (реформ - контрреформ), задающих вектор направленности действий личности. Отсутствие, с точки зрения диссертанта, общих точек соприкосновения и возможностей для примирения противоречивых начал в форме «конструктивного диалога», порождает конфликтный вариант модернизации, который и определяет особенности социокультурной ситуации.

Автор показывает, что социокультурную ситуацию современной России в общем можно охарактеризовать как противоречивую, хаотичную, нестабильную. Однако такая общая характеристика нуждается в дополнении частными: отсутствие единства, целостности общества и как следствие его дихо-томичность, полюсность, полярность (проявляющаяся в форме ценностных антиномий: коллективизма - инивидуализма, прошлого - настоящего, культуры -варварства); отсутствие духовно-нравственных идей, способных выполнить роль консолидирующего фактора; двойственное отношение личности к власти и государству; сосуществование различных типов сознания (с доминирующими либеральными ценностями, с доминирующими традиционными, пограничный), нередко ценностный конфликт на уровне сознания отдельной личности, различных социальных групп, между поколениями.

Стихийность и непредсказуемость социокультурной ситуации приводит к противоречивому бытию личности, которое диссертант в своей основной концепции определил как «экзистенциальный кризис», проявляющийся в единстве двух составляющих как: 1) кризис культурный, определяющий на личностном уровне ситуацию «когнитивного вакуума» (как отсутствие объективной информации, позволяющей понять, на что нужно ориентироваться, какие социальные нормы соблюдать и как правильно реагировать на процессы, происходящие в стране); следствие этого кризиса - деидентификация личности и ценностная дезориентация; и 2) социальный кризис, вызвавший социальный «шок» личности в результате разрушения привычных знаний, норм и ценностей, сформированных прошлым, позволяющим функционировать личности в качестве полноправного члена общества. Следствие этого кризиса - проблематичность адаптации личности к быстро меняющейся среде, отсутствие возможностей для продуктивной самореализации.

В то же время «экзистенциальный кризис», переживаемый личностью, рассматривается не только с точки зрения деструктивных последствий, но и как такое переходное состояние, которое дает возможность для конструктивного самовоспроизводства и самовыживания, как некий поворотный пункт в жизни человека, от которого зависит многое. Учитывая, что личность - открытая система, диссертант считает, что возможности для преодоления негативных моментов кризиса заложены в структурах самой личности. В целом данные социологических исследований, которые используются в диссертации, позволяют сделать вывод, что определенные позитивные сдвиги в ценностном сознании россиян происходят.

Рассмотренные аспекты бытия личности дают основания для выявления некоторых типов личности, которые, учитывая, что процессы трансформации незавершены, целесообразно было бы назвать не собственно типами, а некими социокультурными характеристиками современника. В основу типологизации были положены результаты переживаемого личностью кризиса. В этой связи диссертант выделил следующие типы: адаптирующаяся и дезадаптирующаяся личность.

Вместе с тем проведенный анализ проблемы показал, что преобладание негативных последствий экзистенциального кризиса личности создают ситуацию, когда человек начинает отчуждаться не только от своей культуры, социальных институтов, но и от своей собственной сущности. В связи с этим в процессе социокультурной трансформации необходимо учитывать гуманистический критерий общественного развития, который предполагает осуществление реальных прав личности, а не их абстрактное декларирование. Это даст возможность индивидам включаться в новые модели поведения совершенно добровольно, по мере осознания своих личных преимуществ от приобщения к новым ценностям, т.е. надо предоставить личности известную свободу выбора.

Россия должна ориентироваться не на западный образец, а самоопределиться в своих перспективах на основе парадигмы современных цивилизацион-ных процессов. Новая российская модель должна быть разработана, исходя из реальных условий и возможностей развития российского материального и духовного потенциала, с учетом мировых цивилизационных тенденций. Россия является носителем особой специфичной модели развития и ей необходима собственная идентичность, определяющая возможности органического взаимодействия современных социальных процессов со специфическими структурами культурной жизни, менталитетом и традициями российского народа.

Рассмотренные проблемы в обозначенном ракурсе позволяют выявить и наметить перспективы дальнейшего исследования. Одно из направлений может быть связано с всесторонним изучением бытия личности в условиях реформ на основе систематизации эмпирического материала и разработки теоретической концепции, объясняющей смысл, содержание, общий механизм и этапы развития личности в переходном обществе, проведение сравнительного анализа черт личности советского и постсоветского человека, обобщение уже имеющихся типологий личности, изучения влияния происходящих преобразований на образовательные процессы.

 

Список научной литературыШульгина, Инна Александровна, диссертация по теме "Философия и история религии, философская антропология, философия культуры"

1. Адуло Т.И. Культура, философия и духовный мир человека. - Минск.: Наука и техника, 1986. - 148 с.

2. Аксаков К.С. О русском воззрении. Еще раз о русском воззрении // Аксаков К.С., Аксаков И.С. Литературная критика. М., 1981. — 383 с.

3. Актуальные проблемы культуры XX века. Курс лекций. М: Знание, 1993,- 192 с.

4. Акулин В.Н. Философия всеединства / От B.C. Соловьева к П.А. Флоренскому. Новосибирск: Наука, 1990. - 158 с.

5. Альбуханова К.А. Диалектика человеческой жизни (соотношение философ. методологич. конкретно-научного подходов к проблеме индивида). -М.: Мысль, 1977.-224 с.

6. Ангелов С. Проблема личности в современной идеологической борьбе. М.: Знание, 1975. - 64 с.

7. Андреев Д.Л. Роза Мира. М.: «Товарищество Клышников - Комаров и К», 1993.-304 с.

8. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. -М.: Мысль, 1988.-255 с.

9. Артюхова И.С. Ценности и воспитание // Педагогика. 1994. - № 4. -С. 117-121.

10. Ахиезер A.C. Жизнеспособность российского общества // Общественные науки и современность. 1996. - № 6. - С.58-67.

11. Ахиезер A.C. Россия кризисная точка мировой истории // Дружба народов. - 1993. -№ 11. - С.133-134.

12. Ахиезер A.C. Россия: критика исторического опыта (социокультурная динамика России). В 3-х т. — Т.1. От прошлого к будущему. Новосибирск: Сибирский хронограф, 1997. - 804 с.

13. Ахиезер A.C. Синкретизм и либерализм // Рубежи. 1995. - № 4. -С.63-89.

14. Ахиезер A.C., Пригожин А.П. Культура и реформа // Вопросы философии. 1994. - № 7-8. - С.38-48.

15. Ашин Г.К., Бережнова JI.H., Карабущенко П.Л., Резаков Р.Г. Теоретические основы элитологии образования. Монография./ Под редакцией П.Л. Карабущенко. М.: Изд-во МОСУ, 1998. - 432 с.

16. Барабанов Е.В. Россия и Запад: взгляд издалека // Вопросы философии. 1991,- № ю. -С.58-71.

17. Бахтин М.М. Проблема поэтики Достоевского. М.: Сов. Россия, 1979.-319 с.

18. Белинский В.Г. Собрание сочинений. В 9 т. Т.4. — М., 1979. 654 с.

19. Белинский В.Г. Собрание сочинений. В 9 т. Т.9. М., 1982. - 863 с.

20. Бердяев H.A. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: Наука, 1990.-220 с.

21. Бердяев H.A. Русская идея // Вопросы философии. 1990. - № 1. - С. 77- 145. - № 2. - С.87-155.

22. Бердяев H.A. Судьба России. М.: Мысль, 1990. - 205 с.

23. Бессонов Б.Н. Человек: Пути формирования новой личности. М.: Мысль, 1988.-301 с.

24. Богданов A.A. Собирание человека // Вопросы социализма. М.: Политиздат, 1990. - С.3-27.

25. Бодалев A.A. Личность в общении. М., 1983. 372 с.

26. Болдырев А.И. Проблема человека в русской философии. М.: Изд-во МГУ, 1986. - 120 с.

27. Борисенко В.П., Фохт-Бабушкин Ю.У. «Острова надежды» // Педагогика. 1999. - № 5. - С.67-72.

28. Бородай Ю.М. Эротика Смерть - Табу: трагедия человеческого сознания. - М.: Гнозис, Русское Феноменологическое общество, 1996. - 416 с.

29. Буева Л.Б. Человеческий фактор, новое мышление и новое действие (Филос. заметки). -М.: Знание, 1988. 63 с.

30. Буева Л.П. Человек, культура и образование в кризисном социуме // А1тата1ег. 1997. - № 4. - С.11-17.

31. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М., 1978. - 216 с.

32. Бутенко А.П., Колесниченко Ю.В. Менталитет россиян и евразийство: их сущность и общественно-политический смысл // Социологические исследования. 1996. -№ 5. -С.92-102.

33. Бызов Л.Г. Кризис идентичности современного российского общества и мотивация социально-политического выбора // Вестн. моек, ун-та. Сер. 12. Политические науки. 1994. № 4. - С.76-88.

34. Быстрицкий Е.К. Феномен личности. Киев: Наукова Думка, 1991.95 с.

35. Васильчук Ю.А. Трансформация потребностей развития личности и общества // Политические исследования. 1994. - № 5. - С.6-22.

36. Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. - 804 с.

37. Вербицкая Л.А. Проблемы гуманизации современного образования // Возрождение культуры России: гуманитарные знания и образование сегодня. Вып. 2. СПб., 1994. С.126-145.

38. Вернадский В.И. Начало и вечность жизни. М.: Сов. Россия, 1989. -704 с. .

39. Вилльямс Дж. Взгляд американца на российскую ситуацию: некоторые предварительные заметки // Социологические исследования. 1993. - № 2. - С. 13-19.

40. Волков Ю.Г. Личность и гуманизм (социологический аспект). М.: Высш. шк., 1995.-226 с.

41. Волков Ю.Г. Поликарпов B.C. Многомерный мир современного человека. -М., 1998.-286 с.

42. Волков Ю.Г., Поликарпов B.C. Интегральная природа человека: Естественнонаучный и гуманитарный аспекты. — Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. Унта, 1993, 288 с.

43. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. Курс лекций. М.: Академия, 1998.-432 с.

44. Герцен А.И. Собрание сочинений. В 30-ти тт. Т.9. М.: Изд-во АН СССР, 1956.-354 с.

45. Горький М. Несвоевременные мысли: Заметки о революции и культуре. М.: Сов. писатель, 1990. - 394 с.

46. Григорьян Б.Т. Философская антропология // Буржуазная философия XX века. М.: Политиздат, 1974. - 335 с.

47. Громов М.Н. Ценности русской культуры // Вопросы философии. -1994. -№ 1. С.54-61.

48. Гулыга A.B. Русская идея и ее творцы. -М.: Соратник, 1995. 310 с.

49. Гуревич П.С. Философия культуры. М.: АО «Аспект - Пресс», 1994. -17 с.

50. Гусейнов А. Учение Л.Н. Толстого о непротивлении злу насилием // Свободная мысль. 1994. - № 6. - С.68-82.

51. Давидович В.Е. Социальная справедливость: идеал и принцип деятельности. -М.: Политиздат, 1989. 254 с.

52. Давидович В.Е. Свобода: загадочная, желанная, многоликая // Науч. мысль Кавказа. Ростов н/Д., 1997. - № 1-4. - С.9-16.

53. Давидович В.Е. В зеркале философии. Ростов н/Д.: Феникс, 1997.446 с.

54. Давидович В.Е., Жданов Ю.А. Сущность культуры. Ростов-на-Дону: Изд-во Рос. ун-та, 1979. - 263 с.

55. Данильченко Р.Н. Проблема личности в современном христианстве. — М.: Знание, 1980.-64 с.

56. Дашдамиров А.Ф. Проблема личности в марксистко-ленинской теории нации и национальных отношений. Баку: «Азернешер», 1984. - 155 с.

57. Демин Н.В. Проблема теории личности: (Социально-философский аспект) М.: Изд-во Московского ун-та, 1977. - 240 с.

58. Дилигенский Г.Г. Индивидуализм старый и новый (Личность в постсоветском социуме) // Политические исследования. 1999. - № 3. - С.5-16.

59. Димов В.М., Лесная Л.В. Актуальные проблемы образования // Социально-политический журнал. 1995. - № 2. - С. 169-183.

60. Дубин Б. Зеркало и рамки: национально-политические мифы в коллективном воображении сегодняшней России // Знание сила. - 1995. - № 9. -С.51-58;

61. Дудченко О.Н., Мытиль A.B. Социальная идентификация и адаптация личности // Социологические исследования. 1995. - № 6. — С.110-119.

62. Ерасов Б.С. Одномерная логика российских модернизаторов // Общественные науки и современность. 1995. - № 2. - С.68-78.

63. Ермолина Т.К. Личность: равенство, свобода. — Ярославль: Верх,-Волжск. кн. изд-во, 1990. 153 с.

64. Жданов Ю.А. Целостность личной культуры и дополнительное образование // Система послевузовского и дополнительного образования в современной России. Ростов - на - Дону, 1997. - С.23-65.

65. Жуков В.Н. Личность и общество: По материалам обсуждения за «круглым столом» на тему «Проблемы развития личности в современ. рос. общ-ве». // Социологические исследования. 1996. -№ 1. — С. 151-153.

66. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта: Россия на путях преодоления кризиса. М.: АО «Аспект-Пресс», 1994. — 316 с.

67. Зеньковский В.В. Единство личности и проблема перевоплощения: Из филос. наследия. // Человек. 1993. - № 4. - С.76-89.

68. Зеньковский В.В. История русской философии. В 2-х тт. Т. 1. М.: Ростов н/Д: Феникс, 1999. - 544 с.

69. Зорина Л.Я. Единство 2-х культур в содержании непрерывного образования // Педагогика. 1998. - №5. - С. 17-22.

70. Иванов В.Н. Реформы и будущее России // Социологические исследования. 1996.- № 3. - С.21-26.

71. Иванова Т.Б. Концепция личности в творчестве Н. Бердяева // Науч. конференция «Социальная философия и философия истории: открытое общество и культура». СПб., 1994. 4.2. - С.55-58.

72. Ильенков Э.В. Что же такое личность?// Философия и культура. М.: Политиздат, 1991. - 394 с.

73. Ильин А.И. О новом человеке // Слово. № 5-6. - С. 14-18.

74. Ионин Л.Г. Идентификация и инсценировка (к теории социокультурных изменений) // Социологические исследования. 1995. — № 4. - С.3-14.

75. Ионин Л.Г. Культура на переломе (механизмы и направления современного культурного развития России) // Социологические исследования. — 1995. — № 2. С.41-48.

76. Каган М.С. К построению философской теории личности // Философские науки. 1976. - № 6. - С. 16-23.

77. Казначеев В.П., Спирин Е.А. Космопланетарный феномен человека. Пробл. комплекс, изуч. Новосибирск: Наука, 1991. - 302 с.

78. Кантор В.К. Личность в России: сотворение катастрофы // Вопросы философии. 1998. -№ 7. - С. 14-22.

79. Капустин Б.Г., Клямкин И.М, Либеральные ценности в сознании россиян // Политические исследования. 1994. - № 1. - С.68-92. - № 2. - С.39-76.

80. Кара-Мурза A.A., Панарин A.C., Катин И.К. Духовно-идеологическая ситуация в современной России: перспективы развития // Политические исследования. 1995. - № 4. - С.6-18.

81. Карпухин О.И. Социокультурная ситуация как отражение кризиса в российском обществе // Социально-политический журнал. 1995. - № 4. - С. 128-137.

82. Карсавин Л.П. Малые сочинения. С-П.: АО «Алетейя», 1994. - 536 с.

83. Каширин В.И. Глобалистика и философия планетарного самосознания. Ставрополь: Изд-во СГУ, 1998. - 126 с.

84. Келасьев В.Н. Проблемы самореализации человека в современных условиях // Социология и социальная антропология. Межвуз. Сб./ Под ред. В.Д. Виноградова, В.В. Козловского. Изд-во «Алетийя», СПб., 1997. С.74-84.

85. Кемеров В.Г. Проблема личности: методологические исследования и жизненный смысл. М., 1977. 160 с.

86. Кефели И.Ф. Культура и цивилизация // Социально-политический журнал, 1995.-№ 4.-С. 122-128.

87. Кириленко Г.Г. Самосознание и мировоззрение личности: (Филос,-публицист. очерк). -М.: Знание, 1988. 62 с.

88. Климова С.Г. Изменения ценностных оснований идентификации (8090-е гг.): Социол. исслед. выполнено в рамках проекта "Социол. идентификация личности". // Социологические исследования. 1995. - № 1. - С .59-72.

89. Ключевский В.О. Сочинения. В 8-ми тт. Т. 1 . 4.1. 1956. - 427 с.

90. Коган А.И. Отношение студентов к выработке общенациональной идеи (опыт изучения конкретной ситуации) // Социологические исследования. -1997. № 9. - С.67-69.

91. Коган JI.H. Всестороннее развитие личности и культура. — М.: Знание, 1981.-63 с.

92. Козлова О.Н. О методах анализа социокультурных явлений // Социологические исследования. 1993. -№ 11. - С.138-140.

93. Комаров Ю.С. Общество и личность в православной философии. Казань: Изд-во Казань, Университет, 1991. - 186 с.

94. Конфликты в современной России (проблемы анализа и регулирования) / Под ред. д-ра филос. наук Е.И. Степанова. М.: Эдиториал УРСС, 1999. « 344 с.

95. Корнеев М.Я. Критика современных буржуазных концепций личности. М.: Знание, 1975. - 64 с.

96. Кочубей Б. Жить в обществе и быть свободным? Социальный портрет сов. человека. // Знамя. 1991. - № 10. - С. 180-202.

97. Краткий словарь современных понятий и терминов / Под ред. Н.Т. Бу-нимович, Г.Г. Жуковой, Т.М. Корниловой. -М.: Республика, 1993. 510 с.

98. Кузьмин М.Н. Переход от традиционного общества к гражданскому: изменение человека// Вопросы философии. 1997. - № 2. - С.57-71.

99. Культура, культурология и образование (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. 1997. - № 2. - С.3-57.

100. Лавров П.Л. Философия и социология. Избр. произ-я. В 2-х т. — Т.1. -М.: Мысль, 1965.-752 с.

101. Лапин Н.И. Динамика ценностей населения реформируемой России: По данным социол. исследования. // Вестн. Рос. АН. 1997. - Т.67. — № 2. -С.140-145.

102. Лапин Н.И. Проблема социокультурной реформации России: тенденции и препятствия // Вопросы философии. 1996. - № 5. - С.21-32.

103. Лапин Н.И., Беляева Л.А., Здравомыслов А.Г., Наумова Н.Ф. Динамика ценностей населения реформируемой России. М., 1996. 221с.

104. Левада Ю.А. Уходящая натура? «Человек советский». Предварительные итоги // Знамя. 1992. - № 6. - С.201-212.

105. Левада Ю.А. «Советский простой человек: опыт социального портрета на рубеже 80-х гг.». М., 1993. 247 с.

106. Левада Ю.А. Десять лет перемен в сознании человека // Общественные науки и современность. 1999. - № 5. - С.28- 45.

107. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 1983. - 496 с.

108. Липкин А. «Духовное ядро» как системообразующий фактор цивилизации: Европа и Россия // Общественные науки и современность. 1995. - № 2. - С.57-68.

109. Лихачев Д.С. Человек в литературе Древней Руси. М.: Наука, 1970. -180 с.

110. Личность в XX столетии: Анализ буржуаз. теорий / Редкол.: Н.Б. Ми-тин (отв. ред.) и др. М.: Мысль, 1979. - 200 с.

111. Личность в буржуазном обществе: тенденции 80-х годов: (Критика соврем, буржуаз. социал. фил. концепций взаимосвязи личности и общества). АН УССР, Ин-т философии. Киев: Наукова Думка, 1988. - 325 с.

112. Личность в традиционном Китае/ РАН, Ин-т востоковедения. М.: Наука, 1992. - 327 с.

113. Личность и мировоззрение: Сб. науч. тр./ Ташк. гос. пед. ин-т им. Низами; Отв. ред. Ж. Туленов. Ташкент: ТГПИ, 1985. - 117 с.

114. Лосский Н.О. История русской философии. — М.: Советский писатель, 1991. 481 с.

115. Любомирова Н.В., Межуев В.М., Михайлов Ф.Т., Толстых В.И. Перестройка сознания или сознательная перестройка // Вопросы философии. -1999. -№4. -С.28-49.

116. Любутин К.Н. Человек в философском измерении: от Фейербаха к Фромму. Псков, 1994. - 134 с.

117. Марголис Дж. Личность и сознание. Перспективы нередуктивного материализма. М.: Прогресс, 1986. - 418 с.

118. Маркс К., Энгельс Ф. Избранные произведения. В 3-х т. Т.1. - М.: Политиздат, 1986. - 635 с.

119. Матвеева С.Л. Модернизация и глубинный конфликт ценностей в России // Социальный конфликт. 1994. - № 4. - С.14-27.

120. Матвиенко В.Д. Перестройка и нравственные ценности // Социологические исследования. 1990. - № 11. - С.55 - 62.

121. Материалы научной сессии НИИ комплексных социальных исследований «Человек в условиях кризиса» (19-20 апреля 1994) / С-П. гос. ун-т; Под ред. Лисовского В.Г. и др. СПб., 1994. - 102 с.

122. Медведев Н.П. Переоценка ценностей как социальный феномен. -Ставрополь: Издательство Ставропольского университета, 1995. 108 с.

123. Межуев В.М. Культура и история. М., 1977. 197 с.

124. Ментальность россиян (специфика сознания больших групп населения России)/ Под общ. ред. И.Т. Дубова. РАОПИ «Имидж-контакт». М., 1997. -477 с.

125. Миголатьев A.A. Человек, его внутренний и внешний мир // Социально-политический журнал. 1998. - № 3. - С.40-58.

126. Мировоззренческая культура личности. Философские проблемы формирования. Киев, 1986. 286 с.

127. Мирошник И., Гаврилин Е. Индивид, личность, постиндустриальное общество//Свободная мысль. 1996.-№ 7. - С. 102-116.

128. Михайловский Н.К. Собрание сочинений. В 6-ти тт. Т.1. СПб., Изд-еЗ-е, 1984.-453 с.

129. Михайловский Н.К. Собрание сочинений. В 6-ти тт. Т.4. СПб., Изд-е 2-е, 1888.-400 с.

130. Мономах В. Поучения // Повесть временных лет. В 2-х ч. 4.1. - М.-Л.: Изд-во Акад. наук СССР, 1950. - 406 с.

131. Москаленко А.Т., Сержантов В.Ф. Смысл жизни и личности. — Новосибирск: Наука, 1989. 205 с.

132. Мунье Э. Персонализм. М.: Искусство, 1992. - 142 с.

133. На переломе. Философские дискуссии 20-х годов: Философия и мировоззрение. М.: Политиздат, 1990. - 528 с.

134. Наумова Н.Ф. Жизненная стратегия человека в переходном обществе // Социологический журнал. 1998. - № 2. - С.31 - 45.

135. Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М.: Пресса, 1991.640 с.

136. Новикова Л.И., Сиземская И.Н. Антиномия личности и общества: Антропософский опыт Н. Бердяева // Общественные науки и современность. -1997. — № 1. — С.153-159.

137. О человеческом в человеке / Под ред. И.Т. Фролова. М.: Политиздат, 1991.-384 с.

138. Ольшанский Д.В. Социальная психология "винтиков" // Вопросы философии. 1989. - № 8. - С.91-104.

139. Орлов В.Н., Сапронов П.А. Гуманитарное образование как явление духовного производства и культуры // Естественнонаучное и социогуманитар-ное знание: методологические аспекты взаимодействия. Межвуз. сб., ЛГУ, Изд-во Ленинградского ун та, 1990. - 200 с.

140. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс // Вопросы философии. 1989. -№3. — С.119-155.

141. Пантин В.И. Ритмы общественного развития и переход к постмодерну // Вопросы философии. 1998. - № 7. - С.3-14.

142. Пантич Д. Конфликты ценностей в странах транзиции // Социологические исследования. 1997. - № 6. - С.24-37.

143. Парсонс Г.JI. Человек в современном мире. М.: Прогресс, 1985. —430 с.

144. Пелипенко A.A., Яковенко И.Г. Культура как система // Человек. -1997. -№ 5. С.80-87.

145. Переписка Андрея Курбского с Иваном Грозным // Памятники литературы Древней Руси, вторая половина XVI в. М.: Худож. лит., 1986. - 640 с.

146. Петрова Г.И. Западно-европейская и русская традиции понимания личности // Культура Отечества: прошлое, настоящее, будущее. Томск, 1993. -Вып. 1.-С.23-26.

147. Петровский В.А. Личность: феномен субъективности. Ростов-на-Дону, 1993. - 188 с.

148. Полани М. Личностное знание. М., 1985. - 250 с.

149. Полякова Н.В. Складывание российской системы образования // Социально-политический журнал. 1998. - № 3. - С.163 - 179.

150. Померанц Т. Сквозь несогласие // Новое время. 1994. - № 35. -С.24-47.

151. Постсоветское пространство: этнополитические проблемы /«круглый стол» // Социологические исследования. 1997. - № 1. - С.34-56.

152. Проблема формирования сознания личности. Т.: Изд. ТГУ, 1976.141 с.

153. Пуляев В.Т. Новая парадигма развития образования и основные контуры ее реализации в России // Социально-политический журнал. 1995. - № 5. - С.3-21.

154. Пути социально-политического развития России: материалы краевой научно-практической конференции. Ставрополь: СГУ, 1995. - 128 с.

155. Радищев А.Н. Избранные сочинения. М. - Л.: Политиздат, 1949.414 с.

156. Радищев А.Н. Избранные философские сочинения. М.: Госполитиздат, 1949. - 559 с.

157. Радьяр Д. Планетаризация сознания: От индивидуального к целому/ Пер. с англ. М. - Киев: Ваклер, 1995. - 304 с.

158. Разин A.B. Ценностная ориентация и благо человека // Вестн. Моск. ун-та. Сер.7. Философия. 1996. - № 1. - С.77-87.

159. Рац М.В. К концепции открытого общества в современной России // Вопросы философии. 1999. - № 2. - С.23-33.

160. Рачков П.А. Человек в зеркале философии // Вестн. МГУ. Сер. 7. Философия. 1998. - № 3. - С.68-77.

161. Резник Т.Е., Резник Ю.М. Жизненное ориентирование личности: анализ и консультирование // Социологические исследования. 1996. - № 6. -С.110-119.

162. Резник Т.Е., Резник Ю.М. Жизненные стратегии личности // Социологические исследования. 1995. - № 12. - С. 100-105.

163. Розанов В.В. Сумерки просвещения. М.: Педагогика, 1990. - 541с.

164. Розанов В.В. Уединенное. М.: Политиздат, 1990. - 541 с.

165. Рукавишников В.О. Политическая культура постсоветской России // Социально-политический журнал. 1998. - № 1. - С.43-54.

166. Руткевич М.Н. О роли субъективного фактора в современной ситуации // Социологические исследования. 1995. - № 10. - С.31-38.

167. Самосознание европейской культуры XX века. М.: Политиздат, 1991.-365 с.

168. Сендеров В.А. Унижение и достоинство человека // Вопросы философии. 1998. - № 7. - С.31-39.

169. Сериков В.В. Образование и личность. М.: Логос, 1999. - 222 с.

170. Силласте Г.Г. Эволюция духовных ценностей россиянок в новой социокультурной ситуации // Социологические исследования. 1995. - № 10. -С.88-95.

171. Скворцов JI.B. Перспектива толерантности // Человек: Образ и сущность (гуманитарные аспекты). Толерантность и архитектоника эмоций. -ИНИОН РАН. М., 1996. - 845 с.

172. Смирнов Г.Л. Советский человек: Формирование соц. типа личности. -М.: Политиздат, 1980. -463 с

173. Собольников В.В. Вероятностная концепция развития личности в новом культурном пространстве // Культура, демократия и право. Новосибирск,1996.-С.44-46.

174. Согрин В.В. Современная российская модернизация: этапы, логика, цена//Вопросы философии. 1994. -№ 11. - С.3-19.

175. Соколов В.М. Нравственные коллизии современного российского общества // Социологические исследования. 1993. - № 9. - С.42-52.

176. Соколов Э.В. Культура и личность. Л., 1972. - 220 с.

177. Соловьев А.И. Политическая культура: проблемное поле метатеории // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 12. Теория науч. коммунизма. — М., 1995. — № 2. — № 4. С.136-153.

178. Соловьев B.C. Сочинения. В 2-х тт. Т. 1 -М.: Мысль, 1989. 892 с.

179. Соловьев B.C. Сочинения. В 2-х тт. Т. 2. -М.: Мысль, 1990. 822 с.

180. Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас. М.: Изд-во полит, лит-ры.1991.-432 с.

181. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат,1992.-542 с.

182. Социокультурная методология российского общества // Рубежи.1997.-М.-№4.-С.136-159.

183. Социология перестройки: Отв. ред. В.А. Ядов. — М.: Наука, 1990.90 с.

184. Спасибеико С.Г. Поколения как субъекты общественной жизни // Социально-политический журнал. 1995. - № 3. - С. 112-121.

185. Станкевич Л.П. Проблема целостности личности. М.: «Высшая школа», 1987.- 134 с.

186. Суворов А. Отчуждение, человечество, личность // Свободная мысль. 1993.-№ 16.-С.37-45.

187. Татищев В.И. Разговор 2-х приятелей о пользе науки и училищах // Избранные произведения. Л.: Наука, 1979. - 463 с.

188. Тенденции социокультурного образования России. М., 1996. - 507с.

189. Тихонова Н.Е. Мировоззренческие ценности и политический процесс в России // Общественные науки и современность. 1996. - № 4. - С. 15-27.

190. Тишков В.А. Антропология российских трансформаций // III конгресс этнографов и антропологов России. Тезисы докладов 8-11 июня 1999. -M., 1999.-С.12-29.

191. Толстых A.B. Личность: историческая семантика и проблемы понятийного определения // Филос. наслед. 1995. - № 3. - С.40-58.

192. Третьяк Л.В. Человек в современном социокультурном процессе // Проблема девальвации духовных ценностей общества и системы образования. -Волгоград, 1995. С.29-33.

193. Трубецкой Е.И. Смысл жизни // Смысл жизни: Антология. М.: Прогресс, 1994. - 591 с.

194. Тугаринов В.П. Избранные философские труды. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1998. - 344 с.

195. Тульчинский Г.Л. Российский потенциал свободы // Вопросы философии. 1997.-№ 3. - С. 16-31.

196. Уледов А.К. Духовное обновление общества. М.: Мысль, 1990.330 с.

197. Утенков В.М., Овсянников В.И. Ценностные ориентации студентов педагогического вуза // Педагогика. 1998. - № 5. - С.70-72.

198. Фарукшин М.Х., Юртаев А.И. От культуры конфронтации к культуре диалога // Полис. 1992. - № 3. - С.148-153.

199. Федорова В.Г. Судьба России в зеркале методологии // Вопросы философии. 1995. - № 12. - С.21-34.

200. Федотова В.Г. Демократия, культура, нация // Философские науки. -1990. № 8. -317 с.

201. Федотов Г.П. Свобода и Россия // Русские философы (конец XIX -середина XX века): Антология. Вып. 3./ Сост. Л.Г. Филонова. М.: Изд-во «Кн. палата», 1996. - 324 с.

202. Флоровский Г.В. Смысл истории и смысл жизни // Русские философы (конец XIX -середина XX века): Антология. Вып. 3./ Сост. Л.Г. Филонова. -М.: Изд-во «Кн. палата», 1996. 324 с.

203. Фомин В.Л. Теория модернизации как объяснительная модель равновесия общества // Декада науки. Саратов, 1996. - Т.1. - С.44-46.

204. Франк С.Л. Духовные основы общества. — М.: Республика, 1992.510 с.

205. Франкл Л. Человек в поисках смысла / пер. с англ. М.: Прогресс, 1990.-366 с.

206. Фролов И. Новый гуманизм // Свободная мысль. 1997. - № 4. - С. 96-103.

207. Фромм Э. Бегство от свободы. М.: Прогресс, 1990. - 269 с.

208. Фромм Э. Душа человека. М.: Республика, 1992. - 429 с.

209. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций // Политические исследования. 1994. -№ 1. -С.33-49.

210. Хомяков A.C. Полн. собр. соч. Т.2. М., 1900. - 524 с.

211. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. М.: Прогресс-Универс, 1993.-347 с.

212. Хорунжий JI.C. Жизнь и учение Льва Карсавина // Л. Карсавин. Религиозно-философские сочинения. Т.1. - М.: «Ренессанс». - 325 с.

213. Христианский социализм (С.Н. Булгаков). Новосибирск: Наука, 1991.- 350 с.

214. Человек в культуре России. Ульяновск, 1997. - 127 с.

215. Человек в социокультурной системе. Саратов, 1996. - 81 с.

216. Человек и духовно-культурные основы возрождения России. СПб, 1996.-203 с.

217. Человек и общество в русской философии: Сб. науч. тр./ Редкол. В.Г. Раскин (отв. ред.) и др., Кузбас. гос. техн. ун-т. Кемерово, 1995. - 172 с.

218. Человек: грани философской рефлексии. М., 1996. Вып. 1. - С.98105.

219. Черная Л.А. Философско-антропологический аспект изучения русской культуры переходного периода // Вестн. Рос. гуманит. науч. фонда. 1996. - № 4. - С.159-165.

220. Чугров C.B. Россия и Запад. Метаморфозы восприятия. М.: Наука, 1993. - 140 с.

221. Чучин Русов А.Е. Образование и культура // Педагогика. - 1998. -№ 1. - С.9 -18.

222. Шабанова М.А. Ценность и «цена» свободы выбора в процессе социальной адаптации к рынку // Социологические исследования. — 1995. — № 4. -С.88-97.

223. Шавель С.Н. Социальная сфера общества и личность. Минск: Наука и техника, 1988. - 166 с.

224. Шаповалов В.А. Высшее образование в социокультурном контексте.- М.: «Высшая школа», 1996. 218 с.

225. Шаповалов В.А. Высшее образование: современные модели; перспективы развития. Ставрополь: СГУ, 1996. - 76 с.

226. Шаповалов В.К. Этнокультурная направленность российского образования. М., 1997. - 176 с.

227. Шаров А.И. Проблема человека в контексте радикальных социальных преобразований // Вестник СпбУ. Сер 6. Вып. 1(№6) 1996. - С. 40-47.

228. Шевелева С.С. К становлению синергетической модели образования // Общественные науки и современность. 1997. - № 1. - С.125-133.

229. Шелер М. Положение человека в космосе // Проблема человека в Западной философии. -М.: Прогресс, 1988. 544 с.

230. Шелер М. Формы знания и образование // Избранные произведения. -М., 1994. -С.15-56.

231. Ширманова М.Ю. Духовная свобода личности: отчуждение и пути его преодоления // Философская антропология. Истоки, современное состояние и перспективы: Тез.VII Ежегод. конф. каф. философии РАН (6-7 февр. 1995 г.).- С.55-57.

232. Ядов В.А. Личность в условиях модернизации // Человек. 1991. - № 3. - С.5-10.

233. Ядов В.А. Перестройка требует научного знания о социальном субъекте общ. процессов / Социология перестройки. М.: Наука, 1990. - 190 с.

234. Яковенко И. Цивилизация и варварство в истории России // Общественные науки и современность. 1995. - № 4. - С.78-86.

235. Яковлев В. Ценность и цена университетского образования // Свободная мысль. 1995.-№ 7. - С.24-44.

236. Ямпольский М. Россия: культура и субкультуры // Новая волна. Русская культура и субкультуры на рубеже 80-90 годов. М., 1994. - С.71-121.169

237. Ясперс К. Духовная ситуация времени // Смысл и назначение истории. М.: Политиздат, 1991. - 527 с.

238. Audi R. Action, intention, and reason. thaca; L.: Cornell univ. press. 1996.-XII,-362 p.

239. Kottak C.P. Cultural Anthropology. New York: Mc-Grau-Hill, Inc.: 1991.- 196 p.

240. Questions of cultural identity/ Ed. by Hall S., Du Gay P. L. etc.: Sage. 1996.-IX,-198 p.

241. Moore J. D. Visions of culture: An introd. to anthropological theories a theorists. Walhut Creek etc.: Altamira, 1997. - 283 p.