автореферат диссертации по социологии, специальность ВАК РФ 22.00.06
диссертация на тему: Социокультурное влияние средств массовой коммуникации на возрождение национального самосознания (на материалах молдавской прессы)
Полный текст автореферата диссертации по теме "Социокультурное влияние средств массовой коммуникации на возрождение национального самосознания (на материалах молдавской прессы)"
Московский Государственный университет имени М. В. Ломоносова
6 ОД
Специальный совс. (К053.05.41) ;; »"мм /;у.'. по социологическим наукам
На правах рукописи
Колацкая Анджела Ивановна
Социокультурное влияние средств массовой коммуникации на возрождение национального
самосознания (на материалах молдавской прессы)
(Специальность 22.0ч' 06 - социология культуры, образования и науки)
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук
Москва.' ^95
Работа выполнена на кафедре социологии культуры, образования, воспитания Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова
Научный руководитель - доктор философских наук, профессор
Минюшев Ф.И.
Официальные оппонентшоктор философских наук, профессор
В.Н.Иванов кандидат философских наук
Л.И.Быстрова Ведущая организация -Молдавский Государственный Институт Искусств
Занята состоится .. 23 " ИЮНЯ 1595 г. в часов на заседании Специализированного совета (К 053. 05. 41) по социологическим тукам, при МГУ т.М.В. Ломоносова по адресу: г.Москва, Воробьевы горы, МГУ, 3 гуманитарный корпус, ауд. 2.0£
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке гуманитарных пакультетов МГУ.
Автореферат разослан п <?3 " .^с^иЛ 1995 Г-
Ученый секретарь Специализированного совета
в.п.камжвц
Актуальность темн исследования
Всесторонние преобразования пронизывают сегодня все сферы жизнедеятельности: политику, экономику,- духовную жизнь,, самосю нание национальных общностей людей. Научно-технический прогресо, создание правового демократического государства, нравственное а и вершенствование людей, в огромной степени зависят от социально-политической зрелости общества, от оптимизации межнациональной сфе ры. Эти взаимосвязанные и взаимозависимые процессы прямо обусловлены качественными изменениями в самосознании общества и отдельно го человека.
Характер современных политических процессов в Республике Молдова и других независимых государствах, возникших на постсоветском пространстве, выявили явную ограниченность представлений, связанных о развитием национальных отношений. Существование в бывшем государстве командно-административной с и стены, которая базировалась на централизован.-« структурах, официально декларировала, а на практике игнорировала национальные потребности и инте ресы, принципы равноправия в с^ере национальных отношений. Те:-/с о решении унаследованного от прошлого национального вопроса приьгл к замалчиванию глубоких противоречий в обществе. В течение, цлитель-иого времени в общественном сознании господствовала идеологический цогоы, сковывавшие развитие творческой мысли и объективное исследование реальных национальных интересов.
Межнациональные конфликты, возникающие на основе неразрешенных противоречий национального развития, выявили чрезвычайно высокую значимость национального самосознания, показав тем самым опасность теоретической и практической недооценки этой детеркинаи ты национального разлития. В связи с этии актуальной проЗломой общественного развития лвляетоя формирование такого типа нг.цио
нального самосознания, который соответствовал бы модели цивилизованного общества.
Бур ни ¡1 рост национального самосознания в последнее время связан о воздействием многих объективных и субъективных факторов, среди которых важное место занимают и оредства массовой коммуникации (СМК). На современном этапе развития печать, радио и телевидение стали катализатором общественного обновления и включения в политическую жизнь широких слоев населения. Они способствовали как демонтажу устаревших социальных структур и государственных институтов, так и появлению качественно отличных от ранее существовавших. В то же время СМК стали элементом обновления духовной кпзни ладеодним из важнейших Факторов социокультурного преоб-. разования общества, средством выработки общественного мнения, непосредственно влияющего на принятие и реализацию разнообразных политичэских, экономических, социальных и других решений властных структур. Углубленное осмысление исторического процесса, который в сфере общественно-политической и культурной жизни общества созд необходимые предпосылки для изменения роли и места СМК в формиро-рании общественного сознания, национального самосознания стало настоятельной социальной потребностью.
Изучение объективных и субъективных факторов, влияющих на механизм формирования национального самосознания имеет ванное зна чоние для науки и практики, поскольку дает возможность научного воздействия на развитие национальных процессов в обществе. Поэтому особую актуальность в настоящее время приобретает изучение и обобщение на основе научного анализа социокультурное влияние печатной информации« форюфошние' национального самосознания.
Степень разработанности проблем». Проблематика соцаокультур _ вого влияния К-Ш на ооновзшз сФеры обиествекно'й жизни привлекла
внимание как представителей различных областей знания (социологии, истории, психологии, политологии, философии), так и официальных институтов, государственных органов, национальных движений, политических партий. Разработке теоретических проблем СМК посвящены работы В.Афанасьева, А.Ноля, Б.Грушина, Ю.Будднцэва, В.Хелеменди-ка, Т.Дридзе, В.Когада, й.Федякина и др., в которых исследуется сущность, ирли а задача СМК в обществе, качественные характеристики компонентов СМК и их социокультурное взаимодействие в практической деятельности.
Социокультурная динамика средств коммуникации обусловила анализ развития и обновления систем СМК, основанного на научном прогнозе социальных и культурных последствий. Значительную помощь в исследовании проблемы оказали труды П.Сорокина, А.Моля, Н.Витаньи, В.Борева, А.Коваленко и др., которые внесли большой вклад в разработку проблемы социокультурных изменений в обществзншх процессах.
Вопросы становления пе^чти Молдовы, теоретическю проблемы, а также вопросы реорганизации системы ШК республика в новых со-циально-культурних реалиях рассматриваются в работах Г.Горинчоя, М.Гузуна, С. Орлова, В.Клобуцкого и др.
Существенную) помощь в исследовании данной проблемы оказали работы обществоведов - философов, этнологов, историков, социологов, внесшие свой вклад в разработку проблемы национального аамо-сознания: Ю.Арутюняна, Ю.Бромлея, А.Дашдамирова, Н.Джандильдина,. Л.Дробижевой, В.Калашникова, И.Лона и др. Однако многим работам был свойственен общий недостаток: официальная идеология вынуждала исследователей относиться поверхностно к анализу реальных противоречий в области межнациональных отношений.
В года обновления общества появился ряд книг, статей и публицистических висту олений, значительно расширимих понимание про-
цессов, овязанных о возрождением национального самосознания. Исследователи рассматривают проблемы межнациональных отношений в общеотвегчо-политичеокой, социально-экономической области, изучают политический аопект национальных,- этнических отношений.
Сврьез1шм вкладом в разработку различных аспектов интересующей диссертанта проблемы явилась статьи таких авторов как С.Гурьянов, И.Чавкин, П.Терешкович, В.Филиппов,Л.Дробижева, Ц.Гитель-ман, в которых рассматривается история становления, развитие в оовремэнных уоловиях и особенности национального самосознания разных народов. Во многом способствовало анализу ооциокультурннх аспектов влияние печати на национальное самосознание дискуссии по проблемам наций и национальных отношений, проведенные в 19881991 гг. журналами "Вопросы философии", "Вогрооы истории", "Политическое образование", "Общественные науки".
Большой теоретичзский и практический интерес в исследовании изучаемой проблемы представляют работы румынских авторов К.Влад, Е.флоря, М.Раля, Т.Хероени, Г.Иокру, А.Гаврилэ, К.Маринеску и др., в которых рассматриваются и такие категории, кйк национальное самосознание, национальная специфика, национальная культура и др. Различнее аспекты развития национальных отнотений в Молдове, а также разных Факторов, влияющих на формирование национального самосознания освещаются и в трудах обществоведов реопублики: М.Терентий, Г.Топузлу, А.Завтур, Н.Цуркан, В.Стати, А.Рсшка, В.Зелен-чук, А.Тпмуш и др.
Относительно рассматриваемой нами теш отметим, что исследователи ь основном епгмизировали проблемы местной прессы в овязи о пропагандой «ми "идеи дружбы п сотрудничества советских народов" й "обливания Советских, наций". Шесте с тем, не рассматривалось социокультурное влияние прессы на Формирование взглядов и
представлений человека в области национальных от ноше ни Г-. В этой связи особый интерес представляют работы ВЛСЛальковой, в которых рассматриваются образы разных этносов в республиканских газетах.
В научной литературе отсутствуют специальные работы, посвященные комплексному изучения проблем социокулмурного влияния печати Республики Молдова па зозрогдепяе национального самосознания народа.
Цели и задачи исследования, ©ль работы - рассмотрение социокультурного влияния средств массовой коммуникации (республиканской печати Молдовц) в 1985-1991 года на формирование национального самосознания, изучение обеих закономерностей и особен-
«
ностей этого процзоса.
Осуществление этой цели потребовало решения оладащих задач:
- определить социокультурное влияние С14 на этот слонний политический процесс;
- проанализировать пившиеся подходы я разработке общетеоретических проблем национального самосознания;
- проследить зводацкэ з постановке я трактовке проблем национальной эт.зпп, определить тенденции в освещения наш опальных цзн ностей л национальной специфики семкя влиятельными республиканскими газетами; • ,
• - рассмотреть сецгокультурнуя динамику качественных я коли-
9
чественннх характеристик материалов, способствующих утверждении на новых принципах п реалиях национального самосознания молдавского народа.
Теоретической' п метозологичаскоЗ основой иоследоьанля явились работы тактах теоретиков в области социальной Философии, ошсио-
логии, политологии, этнографии, социальной психологии, посвященные методологическим проблемам наций и национальным отношениям, в том чж ле национального самосознания, концепций "социокультурной динамики" и проблем коммуникации.' .
Эмпирическую основу исследования составили результаты проведенного авторш контент-анализа на основа репрезентативной выборки, а также результата обзорного анализа пяти ьедущих республиканских газет ("iSoldova SuverasX", "literatura ¡?i Arta«, "Sineretui Uoldovoi", "Советская Молдова", "Молодёжь Молдовы"). Методом контент-анализа проанализирована 19Б5 а 1990 года, обзорным методом - 1985-К и 1989-1991 годы.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- впервыо проведен комплексный анализ социокультурного влияния ведущих органов печати Республики Молдова ка процессы возро^де-ния и консолидации самосознания титульной нации;
- выявлены причины к описаны ведущие сюжеты и тема, указывающие ка усиление роли прессы в обновленческих социокультурных процессах 1985-91 гг.; . -
- изучен и обобщен позитивный и негативный опыт работы печати по освещению и современной интерпретации исторического прошлого молдавского народа;
- социологическими методами выявлена, изложена й доказана высокая степень влияния прессы на возрастание национальной культуры и языка, на преодоление национального нигилизма и индифферентизма, на этническую идентификацию молдаван;
- выявлены факторы и негативные тенденции,заключающие в cé6e i теедиал для перехода от конструктивной фазы развития национального самосознания к деструктивной, к развитию ксаю|юбии и этноцентризма титульной нации, ведущих к конфронтации в межнациональных отношени ях и к сепаратизму в Республике Молдова.
?
■Результаты исследования, выносимые на защиту. Исходя из поставленных задач и научной новизны исследования, на защиту выносятся следующие положения и вывода:
- обоснование динамики социокультурного влияния печати на национальное самосознание титульной нации на этапе демократических преобразований.Республиканская печать участвует в формировании нации
нального мировоззрения людей и, в частности, их национального самосознания, используя разнообразные формы и жанры пропаганда,различные цропагандастские приемы, влияет на все стороны человеческого сознания. В значительной мере социокультурное влияние печати на национальное самосознание осуществляется через информацию о культуре, языке, историческом прошлом, символике и национально-государственном суверенитете и независимости народа.
Печать способствует национальной идентификации личностью самой себя, ценностного осознания своих национальных чувств, мыслей, овопх действий, мотивов поведения в. сфере национальных отношений. В период национального возроздения особенно проявляется значение периодической печати как важного канала, способствующего возрождения и утверждению национального самосознания;
- положения о возрастании рола печати в развитии социально-политических процессов в период обновления общества, преодолении национального нигилизма и индифферентизма. В первый анализируемый период /1985-1986 гг./ печать являлась одним из основных каналов
воздействия правящих идеологических кругов, прежде всего КПСС, и
•
использовала проимущественно "монологовые" формы социокультурных взаимоотношений с аудиторией. В период обновления общества отмечается' повышение роли печати в процессе социализации личности, обас-печения права граждан на выражение мнения /волеизъявления/ через ОШ, а также диалог широких масо с государственными учреждениями по национальному вопросу;,
- выводы о дифференцированных подходах, порой противополок-ных, республиканских газет в отражении национальной проблематики в период "емократизации общества. В 1985-1986 гг., исходя из результатов исследования, наблюдалась определенная идентичность пропагандистской деятельности республиканской печати. Впоследствии отмечалась дифференциация позиций изданий, выходящих на национальном языке и тех, которые выходят на русском. Наряду о появлением газет различиях партий отмечается определенное сближение позиций некоторых изданий и различных общественных движений. Особую роль
в сформировании национального самосознания играют издания, выходящие на государственном языке;
- научше данные, свидетельствующие об изменении тематики и ориентации пропаганды, через которую ШК способствует этнической идентификации молдаван. В первый период /1985-1983 гг./ республиканская печать в основном влияла на формирование национального самосознания через пропаганду идеи о благополучном развитии молдавского народа, через воспитание общественного сознания. Пропагандировалось существование отдельного молдавского языка и молдавской нации, газеты в основном обращались к советскому периоду истории республики и подчеркивали общегосударственное и народнохозяйственной едиистно СССР.
В триод национального возрождения актуализация национально- . го самосознания в газетах, выходящих на государственном языке, ведется через пропаганду -идеи об ущемленности-народа и его ценностей, подчеркивается значение национального в культурном и историческом рячвптия парода, важность идеи о суверенитете и независимости республики. Республиканская печать, выходящая на национальном языке, переходит на рсмано-латинскую социокультурную ориентацию;
- констатации существования в деятельности печати определенных тенденции, которые неблагоприятно воздействуют-на процессы формирования национального самосознания народа. Пренебрежение органами печати конкретной социальной обстановки, исторически сложившейся ситуацией, отсутствие прогнозирования последствий тех или иных выступлений, однотипность взгляда на целый ряд острых проблем, избыточная эмоциональность в ущерб достоверности я научной аргументации не способствуют формированию положительных установок и ориентации, могут привести к превращению конструктивной тенденции в развитии национального самосознания в негативную.
Практическая значимость работы определяется возможностью еа использования в развитии теоретической и-эмпирической пробломэтчни социологии средств массовой коммуникации. Основные идеи и результаты исследования могут"быть использованы в рамках подготовни кадров средств массовой коммуникации республики, при чтении спецкурсов по соответствующим темам. Сформулированные обобщения могут содействовать улучшению традиционных и разработке новых форм и методов деятельности печати по совершенствованию национальных отношений в республике, по консолидации национального движения и утверждения национального самосознания на основе подлинных исторических истин -в контексте общечеловеческих ценностей,
Апробация [работы. Материалы исследования излагались на Республиканской научной конференции "Культура как общечеловеческая цен -ность" /г.Кишинев, май 1993 г./ " Международной научной конференции "Современные проблемы совершенствования системы физкультурного образования" /г.Кишинев, октябрь 1993 г./. '
Структура диссертации определена целью и основными задачами леелвцовзния. Работа состоит из введения, 4-х раздался, заключении, списка литературы и приложения,
Во введении обосновывается актуальность проблемы, анализируется степень её разработанности в современной научно-исследовательской литературе, определяются цель' и задачи исследования, раскрывается ее научная новизна и практическая значимость.
В первом разделе1 «Общетеоретические основы социокультурного влияния средств массовой коммуникации на формирование национального самосознания" на основе гчализа разнообразных теоретических подходов, направлений и стандартов рассмотрения социокультуры разрабатывается предпочтительная логика изучения ее влияния на средства массовой коммуникации, выявляются принципы и критерии интерцретации ее сущности и назначения для СМ К в формировании общественного мнения. В атом отношении автором характеризуется систематический подход в теоретическом осмыслении сущности направления эволюции современных социокультурных процессов, где общество рассматривается как охватывающая все социальные реальности и операционная замкнутая социальная система, которая на основе коммуникации вычленяется из своего окружающего мира и отличаетоя от всего, что не является коммуникацией.
В главе подчеркнуто, что наиважнейшим фактором социокультурных изменений (ообственно ооциокультурной динамики) становится распад той или иной доминантной культурной оверхсистемы - «идеала опальной", ..идеалистической", «чувствительной". Именно в этом смысле тождественны социология и филооофия истории, ибо они концентрирует свое внимание на проблематике генезиса, эволюции,кризиса и распада дбм-Атнтных систем.
Проблемы ооциокультурной динамики автор анализирует на оо-ново значительного количества теорий развития, которые условно
разделяет на две группы: а) теории ..прогресса", опирающиеся на линейные, экспокендиональные, логарифмические модели роста; (5) циклические теории, в основе которых лежат предположения о периодических колебаниях, кризисах, являющихся необходимым условием развития. Понимание этих теорий, отмечает автор, усложняется за-" путапностью терминологии. В общественных науках концепции ..социального" и ..культурного" не всегда четко разделены. Ряд ученых считает, что ..социальное" являатся частью более широкой категории «культурного", но существует и противоположная точка зрения. Иногда социальные п культурные изменения относят к разным подсистемам общества. .
Автор указывает, что значительный разброс мнений характерен и для трактовки социокультурной цикличности и периодичности, отмечает, что наибольший интерес в последнее время привлекают дио-куссии вокруг следующих концепций: I) теория длительных волн. Цикличное социокультурного изменения представляет собой процесс отклонения от состояния равновэсия;
2) концепция смены поколений. Социокультурные изменения обуславливаются последовательным возникновением новых возрастных групп п их взаимодействием о культурным наследием;
3) теория элит. Исторический процеоо развития ооциума как единого целого представляетоя в вида цикличности основных типов элит. Предполагается, что социум находится в состоянии динамического равновесия;
4) когнитивный подход к наследованию цикличности социокультурных процессов. Выдвинута гипотеза о влиянии на периодичность изменений в ооциокультурной офере смены типов оозтония;
5) оинергетика (теория совместного действия). Она рассматривается как чаоть общего системного анализа.
Рассматривая различные концепции социокультурных взаимодействий автор отмечает, что стремление выдвинуть на первый план какое-то свое особое объяснение, они охватывают лишь какую-либо сторону очень сложного процесса развития общества. Чтобы реалистически и как можно полнее описать механизм социокультурной динамики, по-видимому, необходимо исходить из предположиюш мульти-казуальности данного процесса.
Очевидно, что системный подход к изучению социокультурной динамики предполагает отказ от традиционного выявления единственной причины перемен. С другой стороны, анализ мультиказуалышх социальных и культурных процессов требует учета взаимодействия большого числа факторов.
Анализ различных концепций Социокультурных изменений позволил автору сформулировать и ряд других выводов:
- ценностный и целостный подход к развитии общества и культуры,. классификации культурных менталитетов, поиска системообразующих: факторов в науке, религии, искусства, праве, структурах социальных связей (ярко прослеживающийся в творческом наследии П.Сорокина, М.Вебера и т.д.) представляется наиболее продуктивным для исследования социокультурного влияния средств массовой коммуникации на возрождение национального самосознания;
- появление понятия пс'оциойультурного" далеко не случайно. Оно от рам с г реальные процессы, когда четкое размежевание социальных и культурных изменений невозможно и их анализ продуктивен липь в комплексном рассмотрении соответствующих взаимосвязей;
- особенно следует подчеркнуть коммуникативный аспект культуры и социальности. Коммуникация в этом смысле понимается как образование социального единства посредством языков и знаков или, иначе гогот, рто отношение индивидуальное или социальное, по-
здавшееоя посредством знаковой объективности. В понятие коммуникации включается также общение и передача информации от человека к человеку и средства связи.
В работе отмечается полая функциональная роль средств массовой коммуникации. Их чаще называют средствами массовой информации. Пока поток информации был преимущественно официальным и однонаправленным - пресса, радио, телевидение инфорглровала чптягелай, зрителей и слушателей о принятых где-то решениях и событиях и том самим воздействовали на аудиторию, данный термин был совершенно точным. В настоящее время уделяется больше внимания механизму обратной связи - реакции публики на увиденное и уолипшнносз - шйор-мация превращается тем самым в коммуникацию, важный элемент общения с аудиторией. Видимо это нужно закрепить терминологически.
Автор считает, что при определении социокультурной роли СМК в формировании национального самосознания необходимо таклз отметить, что СМК являются важнейшим источником познания реальности, они способствуют быстрейшей социализации личности, ее включения в реальную действительность; акцентируют внимание на наиболее ваншх проблемах современности, а захем, раскрывая пх во всей полноте, СМГС тем самым ориентирует деятельность людей з •соответствии с перспективными направлениями разллтия общества;
В данном рчзцсле осуществлен теоретико-когнитивный анализ категории "национальнол самосознание", раскрыта его сущность, проанализированы ¡¿орлы проявления п тенденции разлития. Рассматриваются различные подходы о месте и ¡юли национального самосознания в тазнедолтельностп нации. Иногда высказывается мнэнчо, что нельзя субъективное отражение превращать в один г.я основных прп?нчнон отрч:»яемого объекта. Однако, исходи из того, чю «ричочачнадо г.оглпояиаит ррпрпкошт у слоги« фунннио-
пиромания относа,большинство авторов сходится во мнении, и диссертант присоединяется к ним, что национальное самосознание поступает п качестве основного признака нации.
Понятое в узком смысле слова, национальное самосознание предполагает осознание индивидуумом своей принадлежности к определенному этническому сообществу /В.Козлов, Н.Крюков, П.Куш-нор/. Преобладающим, однако, в научной литературе является мнение, что национальное сознание более широкое явление, чем национальное самосознание и представляет собой осознание нацией самой себя как целостной социально-этнической общности /А.Бур-дина, К.Хабибудлин, Л.Дробикева, Ю.Бромлой и др./.
Национальное самосознаний определяется автором как осознание народом опоьй этнической общности: территориально-хозяйственной, языковой,- культурно!), социально-психологической; общей национально-государственной принадлежности; наиболее общих, коронных национальных инте^юсов; осознанное отношение к важнейшим событиям национальной истории, традициям и обычаям, Оно подставляет собой кик социально-историческое явление, так и социокультурный феномен, функционирует на уровне национальной психологии и идеологии.
Иробунцение национального самосознания объясняется в диссертации существованием в советском обществе командно-административной политической системы, централизованных структур, которые неадекватно учитывали национальные особенности народов, их этнические потребности и интереса, нарушали принципу социальной справедливости в сфере межнациональных отношений. Взрыв национального самосознания в период демократизации рассматривается как ответная реакция на ущемление национальных интересов в щюишом.
Процосс национального возрождения в Республике Молдова обусловлен как общими закономерностями, так и особенностями социокультурного развития республики, общность исторических суцоб Молдовы и Румынии; идентичность литературных форм национального молдавского и национального румынского языков; общность национальных культурно-художественных фондов - этим, в основном, объясняется политический сепаратизм.
Во втором разделе "Воздействие прессы на возрождение основ этнического самосознания молдавокого народа" отражено социокультурное воздействие республиканской праосн на формирование у читателей детерминаторокого представления о собственном этносе, раскрываются процессы этногенеза, обсуждаются проблемы этнонима и анализи-руотся социальное и культурное влияние на осознание органической общности народа.
Автор обосновывает тезис о том, что деятельность республиканской печати второй половины 80-х и первой половины 90-х годов в значительной степени зависит от общественного климата, а направленность пропаганды - от существующих доминант в социально-политической сфере.
В период командно-административного господства в условиях преобладания «монологовой" формы социокультурного взаимоотношения СМК и аудитории создаются благоприятные возможности для манипулирования правящими идеологическими кругами посредством печати общественным мнением и национальным самосознанием людей.'
Выявлено, что в 1985-1986 гг. периодическая республиканская печать влияла на Формирование национального самосознания через пропаганду общесоветского, общегосударственного интернационального единства. Пропаганда имела односторонне олавянскую ориентацию:
акцентировалось внимание на общность молдаван о восточно-славян-окнми народами.
В период демократииоких преобразований, роста национального самосознагая печать получила возможность освещать более широкий круг проблем, Газеты, выходящие на национальном языке, обращаются к этногенезу народа, акцентируют внимание на его дако-ро-манском происховдении и на том факте, что его язык относится к лааинокой группе языков, особо подчеркивают общность этнических • корней молдаван и румын. Большой интерес печати к этим проблемам могит быть объяснен и эффектом компенсации - реакцией на многолетние запреты, замалчивание этой темы, как показывает исследование, в прошлом.
Исследованием установлено, что в период национального возрождения республиканская печать, выходящая на национальном языке, влияет на Лорнирование национального самосознания и через активизацию пропаганды этнического единства молдаван и румын, про«ш"<ь ших в Черновицкой, Сдеоокой областях, в Закарпатье (Украина), а также о молдаванами, проживающими на левом берегу Днеотра.
Обобщая исследуемый материал, автор заключает, что республиканские издания, выходящие на национальном языке, применяя раз-аде формы социокультурного воздействия, стараютоя переориентировать, изменить национальное самосознание моддавокого народа, внедрить в сознание народа идею романизма и латинизма.
Всестороннее изучение разнообразной ооциадьной и культурной информации выявило, что прймеьение этими изданиями этнонима ..румыны" по отношению к народу, давшему имя Реопублике Молдова, не играет конструктивной роли, а наоборот, усиливает аапаратиотокие настроения в республике.
Анализ социокультурной динамика воздействия средств массовой коммуникации на сознание людей, проявление фактора избирательности восприятия, а также возникновения противодействия и невосприятия индивидами определенной информации позволило заключить, что использование органами печати, как и другими СМ К, прямых, «лобовых" аргументов, провоцирующих резкие контраргументы у реципиентов - неконструктивно. Более эффективным и рекомендуемым, по мнению автора, является метод убездения посредством косвенных доказательств, аналогии.
третьем раздела' «Отражение в печати проблем национального языка-художественного наследия молдаван" анализируются популяризация печатью ценностей национальной культуры; рассматриваются материалы о деятелях науки и искусства, о развитии национального языка и анализируется социокультурное влияние этой информации н". национальное самосознание.
Исследованием установлено, что пропагандистская направленность республиканских газет в 1989-1991 гг. по сравнению с 19851983 гг. во многом изменилась. В 1985-1986 гг. печать влияла на формирование национального самосознания через пропаганду уапехов и достижений своего народа и области культуры, подчеркивала интернациональный характер нацтг'ч.гьщяс культур «советских" народов. Печать пропагандировала существование «отдельного" молдавского языка и поддерживала идею о развитии «гармоничного билингвизма" в республике.
В годы социально-экономических преобразований, в период национального возрождения республиканские газеты, и в основном те, которые выходят на национальном языке, акцентируют овое внимание на необходимости возрождения элементов национального, специфического в социокультурном развитии народа, высказываются за сохра-
нение национальной самобытности, за возрождение национальных традиций, обычаев. Через печать в эти годы .проводится идея о опасении не только цзнностей национальной духовной культуры, но и предметов материальной культуры. Печать выражает особую заботу о плохом состоянии пщдаяиков истории и архитектуры и ратует за их сохранение для последующих поколений.
Результаты понятийно-терминологического анализа такю под. тверждают, что в 1990 году по сравнению с 1985 годом на страницах газет повысилась интенсивность лексической пропаганды национально-особенного. Наиболее интенсивно пропагандируют национальные моменты жизни народа газеты, выходящие на национальном . языке, и оообенно литературный еженедельник »literature Arta".
Контент-анализ республиканской исследуемой печати позволил установить, что ореди этнических признаков (материальная культура, обычаи, музыка, язык) в J990 году республиканские газеты больше внимания уделяют национальному языку - одному из самых важных отличительных и сравнительно устойчивых признаков этноса народа.
Газеты, выходяцие на национальном языке, и в первую очередь •literature Arte" оказывали социокультурное влияние на национальное оамооознаяие через пропаганду идеи о бедственном положении национального языка, о необходимости придать ему отатуо государственного и ооущеотвить возврат к летинокой графике. В пе-
V
риод активного обсуждения в реопублике проблем языка, печать, публикуя многочисленные письма и статьи, осуществляя их обзор и анализ, обеопечивала, таким образом, обратную связь широких оло-ев населения и государственных учреждений.
Как свидетельствует из проведенного эмпирического исследования, в этот период печать начинает проявлять себя и как самостоятельная сила. На страницах газет высказываются новие идеи о необходимости принятия или изменения тех или иных государственник решений. Печать, выходящая на национальном языке, оказала значительное социокультурное влияние на принятие г-осударстъешш-г.ш органами законов о -языке. Зти газеты стаъят 11 проблем о.;:;;-пяалиюго признавай молдо-румыкского языкового едянегс;. к ;г. .*-пения глотонкиа.
Исходя из того ¡ракта, что активззздшг ооциолультур■.-„го с>-мева между Республикой Молдова и Румынией в 1383-1391 гг. предопределила, в значительной мерз, тематику Еыстуаязта'; д иг. автор заключает, что деятельность печати во многом связана лак о политическими явлениями, так и с содаокультурншл. процессами, пропеходядима в обизство. Республиканская почать активно кауср-мирует о сотруднпчестЕЭ мзвду Молдовой я Румшшйй в об ласта туры, образования, информации. Газеты, выходящие на национальном языке, в этот период обращаются и к именам выдшдахая предшественников, чье творчество было запрещено или ке пропагандировалось в Нолдове после 1940 года.
Анализируя освещение в печати проблем культуры в период национального возрождения автор приходят к выводу, что печать, выходящая на национальном языке, оказывает влияние на национальное самосознание через пропаганду исторической общности духовных корней молдаван и румын, общности культурных фондов Молдовы и Румынии, общности литературных форм молдавского национального' и румынского национального языков.
Четвертой раздал »Роль прессы в Нормировании общественного мнения об историческом прошлом и будущей Ыолдовв" посьящеи обобщению опита работы печати по освещению исторического прав-лого молдавского народа, деятельности его лидеров, анализу влияния информации об истории народа на формирование национального самосознания в разные годы.
Проведенное исследование позволяет утверждать, что в 13851986 гг. республиканские газеты пропагандировали на своих страницах концепции официальной историографии «общегосударственное единство СССР", «единый народнохозяйственный комплекс", газеты не влияли на формирование национального самосознания через пропаганду идеи о национально-государственной общности своей республики. В 1939-1991 гг. в печати высказываются новые взгляды и теории, новые научные обобщения, показываются ранее неосвещенные стороны исторического процесса.
В процессе исследования выяснилось, что в предшествующие годы отмечалось единодушие республиканских газет в направленности пропаганды исторической тематики, В годы демократических преобразований эта тргницая сломалась. Издания, выходяаяо на национальном языке, выражают один взгляд на проблему, а газеты, Еыходящва на русокос, как правило, высказывают насколько иную точку зрения. Это приводит не только к сукешго сЛзры влияния печати, к нганипулнроци^а общо с т па иным мнением, но и к тому, что мол.паъсксязычные читатели получали одну информацию, а.русскоязычная часть населения - несколько другую, нередко протиь&пологшу». Такая информационная политика ведущих республиканских газет приводит или монет привести в определенной мере, к расслоению об-шедтиа ко национальному признаку, что особенно непредсказуемо и опасно. По мнешш автора, .-республиканские издания не подходят
всесторонне, комплексно к освещению и изучению .тех или иннх событий и фактов, не учитывают весь спектр аргументов, обеопечи-вающий плюрализм мнений, и, главное, доискивание до истины.
Анализ показал, что в 19"85-1996 гг. ведущими были такие темы как установление Советской влаоти в республике <1918 г.), ..воссоединение Беосарабии о матерью Родиной" (1940), тема Великой Отечественной войны и др. Республиканская печать стремилась влиять на формирование исторического самосознания, национального оамосознания через пропаганду идеи: исторически Молдова связана многочисленными нитями о Советски! Союзом. Газеты в основном преследовали цель сформировать интернационалистические взгляды читательской аудитории.
В результате концептуального и количественного анализа установлено, что в период обновления общэства, в годы демократической реновации общества издаваемая на национальном языке пресса стала всесторонне пропагандировать идею о том, что молдавокий нфод был лишен своей истинной иотории, что необходимо восстановить правду об историческом процессе, все больше внимания она уделяла критическому анализу, переоцэнке исторических событий. Газеты чаще, чем в предыдущие годы пропагандируют античную историю; подчеркивают .дако-романсяое происховдение молдавского народа; более интенсивно пропагандируют период борьбы за национальную независимость в годы правления Штефана чел Маре (Стефан Великий) (14571505); глубже и всестороннее анализируют важнейшие периоды из истории Молдовы; 1812 год, события 1917-1918 гг. и 1^9-1940 годы.'
Республиканская печать активно и плодотворно включилась в процесо восстановления иотиин о послевоенном голода в Молдове, о оталипскях рппреооита на территории республики. В яти годы появилась и утвр.рдиляоь новпя тематика для республиканской печати
- пропаганда исторической общности Молдовы и Румынии; появилась информация о современной жизни соседней страда,
Изучение освещения на страницах республиканской печати исторической проблематики, восстановления исторической памяти позволило автору заключить, что в 1989-1991 гг. в период национального возрождения, республиканские газеты, выходящие на национальном языке, переориентировали свою пропагандистскую деятельность: большое внимание уделяется событиям, которые имеют специфически национальный характер. Эта информация существенно способствовала возрождению и утверждению национального самосознания молдаван.
Исследованием установлено, что в период изменения национально-государственного устройства Республики Молдова, активной законотворческой деятельности парламента республики, периодичеокая печать стала широкой трибуной всенародного обсуждения проектов законов, которые призваны расширить и реально обеспечить суверенитет и независимость республики. Таким образом печать ооуь, ств-ляла диалог широких масс о государственными учреждениями. Пресса стала тем общественным институтом, посредством которого осуществлялось социокультурной влияние на процаооы принятия ряда решений для создания или изменения атрибутов государственности. Газети, выходящие «а национальном языке, активно проиагандируют^зтот период идею создания национальных вооруженных сил, способных реально обеспечить политико-экономическую и юридическую независимость республики. На страницах этих изданий также обсуждались и проблемы изменения национальной символики (флага, герба, гимна) и акцэнтн-ровалооь внимание да необходимости отражения национальной символики древней истории молдавского народа.
Издания, выходящие на национальном шике, в 1989-1991 гг., акцентируют внимание и на 'возвращение под юрисдикцию Молдовы
территорий Северной Буковины, уездов Хотин, Измшл и Четатя Албэ, незаконно включенных в 1940 году в состав Украины.
Исследуемый мгтгериал позволяет автору заключить, что в пропаганде идеи национальной государственности, как важном факторе утверждения национального самосознания, основную роль играют издания, выходящие на национальном языке.
Однако, помимо несомненно положительной роли, которую играют республиканские газеты, выходящие на национальном языке, в формировании национального самосознания, в их социокультурной деятельности существуют и отдельные моменты, которые не играют конструктивной роли на данном историческом этапе: односторонность взгляда на целый ряд острых проблем; количественное преобладание определенных концепций; избыточная эмоциональность в ущерб достоверности и научной аргументации.
Всестороннее и беспристрастное исследование избранной темы на страницах республиканской печати в 1865-1983 гг. и в 19Ш-1991 гг., контент-анализ тематического диапазона и концептуальных тенденций историко-культурной, национально-государственной и языковой проблематики в тесной взаимосвязи с этническими процессами позволило сформулировать вывод, что республиканская печать, превде всего газеты, выходящие на национальном языке, утвердилась, в особенности после 1988 года, как действенный а плодотворный фактор восстановления и реабилитации исторической памяти, возрождения и утверждения национального самосознания молдавского народа.
Республиканская печать в современных условиях обновления общества - постоянно действующее звено механизма политической соцяа-лизации масо, формирования их мировоззрения, жизненной позиции. Печать не просто оперативкый источник актуальной политической информации, по и <*>ч*тор включения людей л кязнь о^тастга.
Дальнейшая демократизация средств массовой коммуникации, их реальная плюрализация, усиление научной достоверности и беспристрастности позволят им стать влиятельной силой, способной эффективно содействовать утвервдению общечеловеческих ценностей.
В заключении подводятся итоги исследования, даются основные выводы и рекомендации.
В приложении изложен контент-анализ, отражены результаты 10-ироцентнои выборки, которая охватила все месяцы и дни нецели 1905 и Х£Э0 годов и является представительной для генеральной совокупности. Но единой методике было обработано 1347 статей. Обзорным методом проанализированы 1Э8Ь-1986 и 1989-1991 годы. Материалы систематизировались в соответствии со структурной операционализа-(¡ией основной категории анализа /национальное самосознание/.
Основные положения я выводы диссертации нашли отражение в следующих публикациям автора:
Политическая культура на современном этапа/ Материалы республиканской научной конференции |щ тему н Культура как общечеловеческая ценность" (Кишинев, 28-29 мая 1993 г.) 0,2 а.л. (В оо-авторсгве, на ыолд,языке).
Социальные аспекты формирования политической культуры. Н Материалы республиканской научной конференции на тему „Культура как общечеловеческая ценность" (Кишинев, 28-2Э мая 1993 г.) . 0,2 е.Л, (на молд.языке), -
Политичасквйплюрализм и гражданское общество./^ Материалы макдунсфодной научной конференции иСсвремвиныв проблемы совершенствования своземи физического образования, Тш I (Кишинев, 26-28 октября 1993 г.) (В т.аугорстве, 'на ыодц. л'зике).