автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему:
Социокультурные архетипы семьи и брака

  • Год: 2002
  • Автор научной работы: Анисина, Светлана Сергеевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Тюмень
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.01
Диссертация по культурологии на тему 'Социокультурные архетипы семьи и брака'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Анисина, Светлана Сергеевна

Введение.з

Глава 1. Исторические и смысловые основания феномена брака и семьи.

§ 1 Смысловые архетипы понятий о браке и семье.

§ 2 Проблема архетипических форм брака и семьи в истории.

§ 3 Семья как непосредственная форма реализации родовой жизни в предыстории и ранней истории человечества.

Глава 2. Архетипы брака и семьи в Древнем мире.

§ 1 Брак и семья в античности: индивидуализация частного бытия.

§ 2 Ветхозаветное учение о браке и семье и древнееврейская практика семейно-брачных отношений.

§ 3 Христианское учение о браке и семье.

Глава 3. Основания и тенденции брака и семьи в Европе.

§ 1 Предпосылки формирования европейского типа семьи.

§ 2 Новоевропейская семья как культурно-исторический тип.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Социокультурные архетипы семьи и брака"

Заключение

Подводя итоги проведенного исследования, оценивая его на предмет научной новизны, нужно, прежде всего, констатировать, что феномен семьи, будучи неразрывно связан практически со всеми сторонами жизни общества, захватывая наиболее глубинные пласты человеческого существования, не может быть, тем не менее, выведен ни из какой иной сферы общественного бытия человека. Неудачными представляются также попытки целиком свести семейно-брачные отношения к природным инстинктам, хотя бы и сублимированным - по Фрейду, например, или иным образом. В то же время семья совершенно очевидно является и важнейшим агентом социализации, и базовым структурным элементом общества, и хозяйственной единицей, сколь очевидно и то, что физическое продолжение рода составляет ее неотъемлемую функцию.

Таким образом, пунктом первым научной новизны данной работы можно выделить сам осуществленный в ней принципиальный подход к проблеме. Этот подход в определенной мере присутствовал уже в самом начале исследования в качестве методологической установки, и он получил в ходе исследования глубокое подтверждение. Смысл этого подхода можно выразить так, что семья является особой сферой человеческого бытия, не относясь целиком ни к социальной жизни, ни к природной обусловленности. И уж, конечно, она не может быть понята с позиций индивидуалистических.

В конечном счете, это является причиной того, что «традиционная» философия западного типа вообще, как правило, не видит своеобразия семьи как формы человеческого бытия. «Диагноз, который можно поставить современному человеку, - это «метафизический аутизм», то есть полное его одиночество в окружающем мире»118. Современная мыслительная традиция

118 Богомяков В.Г. Сокровенное как принцип бытия: Монография. - Екатеринбург: Банк культурной информации, 1999. - с. 5. «Метафизический аутизм» кажется нам, действительно, точным диагнозом, впрочем, сам Владимир Геннадиевич, употребляя это выражение, ссылается на статью О. Николаевой. поэтому рассматривает семью как удобный случай связать «природное» и «социальное» в человеке: в том человеке, который как раз и находится в состоянии метафизического одиночества.

Семья, конечно же, имеет прочную неразрывную связь и с природной и с социальной определенностью человека, однако адекватное понимание ее сущности должно, по нашему мнению, исходить из принципа «автономии семейной жизни». Точно так же, как, по Канту, автономией обладает нравственное сознание человека, пронизывая собою всю жизнь, но не выводясь ни из какой иной сферы этой жизни, так и семья, будучи и предельно универсальным, и предельно интимным архетипом существования человека, связана со всем, но не выводится ниоткуда.

Все это подводит нас к тому, что семья является в социальном смысле первичной общностью, неким общественным архетипом, и именно она закладывает основы формирования и существования всех других форм общности людей. Этот тезис также может претендовать на определенную научную новизну.

Семья является исторически первой общностью людей, ибо те первобытные сообщества, жизнь которых в слабом приближении может быть воссоздана археологией по материальным остаткам, по всей видимости, были скреплены именно семейными, родственными связями. Предположения о неком «первобытном стаде», то есть о неструктурированной толпе, числом в несколько сот человек, на деле не имеют материального подтверждения. Впрочем, надо сказать, что в большей или меньшей неопределенности повисают любые попытки концептуализации жизни первобытного человека: действительных фактических данных о ней чрезвычайно мало.

Эпоха позднего палеолита и неолита дает нам уже вполне достаточно материала для воссоздания быта и образа жизни тогдашнего человечества. И именно здесь можно с уверенностью констатировать семейный характер существования человека. Притом речь идет именно о семье, а не о «роде», ибо центром жизни, той осью, вокруг которой вращается вся человеческая деятельность, тем лоном, в котором не только физически, но, прежде всего, духовно зачинается и оформляется бытие человека, является ДОМ. Феномен ДОМА как раз и является, в сущности, реализацией, материализацией семьи в ее первичной «широкой форме», включающей не только родителей и детей, как два поколения, но и третье поколение стариков, и иных родственников, и даже, возможно, некоторых родственно не связанных с ядром семьи людей: слуг, работников, приживалок и т.п.

Эти данные о неолитическом этапе жизни человечества могут быть основанием для предположения и в более ранней истории определяющей и центральной роли семьи. Это предположение должно быть весьма осторожным по уже указанным выше причинам, однако оно представляется логичным. Принятие его дает достаточно ясную последовательную картину ранней истории человечества (да и всемирной истории в целом) как процесса интеграции. Этот процесс может иметь неровности и даже некоторый откат, но в общих чертах он образует однозначно направленную тенденцию.

Обратное предположение первоначальной тотальной стадности человеческого существования вынуждено констатировать сначала весьма быстро (по тогдашним историческим меркам) совершившуюся глубокую дезинтеграцию человечества вплоть до атомарных семей и соседских общин, а затем еще более быстрый обратный процесс глубокой интеграции вплоть до «тоталитарных» государств Древнего Египта и Месопотамии.

Таким образом, можно с большой степенью обоснованности утверждать, что историческим началом человеческого бытия является не животное стадо и не социальная общность, как бы ее ни понимать - в виде ли общественного договора, трудовой артели или боевого отряда, - таким началом является семья. Однако, помимо того, что семья является, по всей видимости, исторически первой формой общности человечества, она первична и в смысле социальной онтологии, она является не только историческим, но и вечным первоначалом и архетипом человеческой жизни.

Так называемая «патриархальная теория» происхождения государства в своей классической форме, которую связывают обычно с Аристотелем, имеет много слабых мест, однако главная идея этой теории не только не перешла в разряд отживших и отвергнутых мировой наукой, но и находит отражение во многих влиятельных современных историко-культурологических построениях. Так, например, создатель и признанный корифей социальной антропологии XX века Бронислав Малиновский отмечает, что у всех без исключения примитивных народов местная община, клан и племя организованы путем постепенного расширения семьи. Он подчеркивает, что социальные отношения не могут быть редуцированы к дочеловеческой стадности и являются органическим продолжением отношений, завязывающихся в семье.

Надо, конечно, признать, что патриархальная теория происхождения государства, особенно в ее упрощенной форме, явно схематизирует его происхождение и не очень хорошо согласуется с данными исторической науки, предполагая, что множество людей, называемое народом, «народилось от некоего меньшего племени, а племя произошло от семейства»119. На самом деле первые государства возникали вовсе не как продукт естественного количественного разрастания семьи, а явились неким «изобретенным» орудием удовлетворения новых возникших потребностей жизни. Однако, будучи неточной в отношении воссоздания исторической картины, эта теория весьма глубоко вскрывает глубинную внутреннюю основу формирования общественной целостности и государственной жизни.

Как теория происхождения государства семейно-патриархальная гипотеза не вполне состоятельна, но зато в качестве попытки раскрытия

119 Свт. Филарет Московский (Дроздов) Христианское учение о царской власти и об обязанностях верноподданных //Русская идеология: Православный богословский церковно-монархический сборник. - М.: Дествица, 2000. - с. 200. глубинной внутренней сущности государственной жизни, она оказывается весьма глубокой. Действительно, хотя движущими силами формирования государства были экономические, военные, религиозные факторы, но само возникновение целостного государственного организма стало возможным только благодаря осознанию множества людей как единого народа, как одной семьи, которая и является действующим субъектом и хозяйственно-экономической деятельности, и самообороны, и экспансии, и религиозного делания. Единство государства в изначальном своем варианте представляется именно как единство семейное, скрепленное неформальными связями. Интегрирующую функцию выполняет здесь не правовая система в современном понимании права, а некое «естественное» право, основанное на понятиях родства, на иерархиях типа «отец - дети», «старший - младший», а возможно и «дядя - племянник», «брат родной - брат двоюродный» и т.п.

И не только в древности, но и сейчас «политическая жизнь покоится на братском настроении душ»120. Государство, говоря по большому счету, только тогда и может полноценно существовать, когда его граждане сознают себя в некотором смысле единой семьей. Только до тех пор, пока такое единство есть, государство имеет прочный внутренний стержень. С этой точки зрения возникновение теорий «общественного договора», формирование идеологии гражданского общества есть для государства начало конца, ибо государство оказывается здесь основано на кооперации индивидов с одной стороны и на диктате безличной всеобщности с другой. Однако даже в этом случае вопреки всем теоретическим построениям общественная жизнь и государство существуют - поскольку вообще существуют - на основе глубинного органического единства людей.

Оценивая далее научную новизну нашей работы, можно сказать, что семья не только образует онтологический архетип общественной системы в целом, но она вообще образует некое первичное лоно человеческого бытия, в

120 Ильин И.А. О сущности правосознания. - М.: Рарогъ, 1993. - с. 119. котором вызревают все - и природные, и социальные этого бытия определенности. Именно здесь завязываются изначальные первоотношения всякого человека с миром, если говорить об онтогенетической стороне дела. И именно в семье или структурах семейного типа человек имеет всегда воспроизводство связей с первоосновами своего бытия.

Семья, с одной стороны, предельно тесным образом связана с бытом, как некой «утробой» бытия, с материально-телесными основаниями жизни, это как раз та сфера жизни, в которой человек в максимальной степени естественен и «расслаблен», где «стыдиться некого», но, с другой стороны, это и наиболее тонкая и чувствительная сфера жизни, в выстраивании семейного быта максимально проявляется уникальность личности человека. Вопреки Л.Н. Толстому (собственная семейная жизнь которого, кстати сказать, всегда оставляла желать лучшего), не только «каждая несчастливая семья несчастлива по-своему», но и те счастливые семьи, которые, на его взгляд, так «похожи друг на друга», в основании своего счастья имеют каждая абсолютно уникальные и неповторимые отношения супругов между собой и детей с родителями.

Семья вообще есть бытийное лоно человека как такового. Каждая же конкретная семья в своем совершенно уникальном виде в качестве родительского дома есть «начало начал» и лоно бытия для воспитанных в ней детей, а в качестве «семейного гнезда» супругов - то бытийное лоно, в котором вершится жизнь каждого из них. При этом феномен семьи имеет в конечном счете нравственные корни.

В этой связи надо отметить, что хотя и можно в некотором смысле говорить о «семье» у животных, но человеческая семья очевидно и качественным образом отличается от того явления, которое называется «семьей» в животном мире. Прежде всего, «животная семья» не образует особой сферы существования особи, в ней не создается особый внутренний быт, единый для «своих» и отличающийся от «наружной» жизни.

Принцип «автономии семейного бытия», сформулированный нами в качестве первого пункта выводов, предполагает несводимость семейных отношений ни к каким иным сторонам и сферам индивидуального и общественного бытия человека. Однако весьма значимой представляется в свете проведенного исследования взаимосвязь нравственной атмосферы общества с состоянием семейно-брачных отношений в нем. Эта связь заключается не просто во внешнем формальном сходстве «автономии семьи» и «автономии морали», но и имеет характер существенной взаимозависимости.

Состояние семейных отношений - весьма точный показатель состояния нравов вообще. Нравственная деградация сказывается всегда, прежде всего, на семье, и даже в том случае, когда она не связана непосредственно с супружескими и родительскими отношениями, как главным содержанием семьи. И наоборот: попытки «реформировать» семью, хотя бы даже и в целях «более нравственного порядка жизни» (смягчение законов о разводе, сочувственное отношение к матерям-одиночкам), несмотря на исходные, несомненно, благие, намерения, приводят в конечном итоге к нравственной порче. Такая тесная взаимосвязь семьи и нравственности не противоречит принципу их автономии, друг от друга в том числе. Чутко реагируя друг на друга, они, тем не менее, друг ко другу несводимы, каждая из них в своем отношении «сам себе закон» (то сштоуоцоу).

Если говорить о социальном аспекте существования семьи, то несомненно, что она очень тесно связана с хозяйственным укладом и отношениями собственности, однако влияние этих общественных факторов на ее облик имеет вторичный характер. По крайней мере, объективно подходя к рассмотрению истории семьи, невозможно доказать сколько-нибудь однозначное соответствие форм семьи и неких экономико-политических факторов. И моногамия, и многоженство, и так называемый «групповой брак», и некий «промискуитет» угадываются и на заре человеческой истории, существуют и в рабовладельческом обществе, и в феодальном, продолжают существовать и в современном мире, причем зачастую в развитых цивилизованных странах.

Опираясь на проведенное исследование мы высказываем, таким образом, гипотезу извечного существования и сосуществования в истории всех форм семьи и брака. Каждое время, каждая эпоха имеют свой преимущественный тип семьи (или несколько социально приемлемых ее вариантов), но в каждую эпоху возможны в принципе и даже в большей или меньшей степени всегда реализуются самые разнообразные формы семейно-брачных отношений.

Это наше утверждение, может быть, не ново в контексте мировой философской мысли, но в отечественной литературе мы подобного не встречали. Стало уже общим местом рассмотрение семьи как некой функции от социальных факторов. Мы же исходим, как уже сказано, из того, что семья представляет собой принципиально заповедную территорию в человеческом бытии. Она всегда чутко откликается на процессы, происходящие в обществе, но остается самобытной, имея собственные внутренние основания и вышеупомянутую «автономию».

При рассмотрении христианского учения о семье и браке нами высказывается мысль, которая, на наш взгляд, изначально присуща христианству, которая так или иначе всегда подразумевается христианскими мыслителями, но которую в ясной и четкой формулировке мы в литературе не встречали. Речь идет об утверждении принципиального единства смысла христианского брака и христианского безбрачия. Более того, как мы выяснили, только через утверждение высокого смысла брака получает свое оправдание монашеский обет безбрачия и наоборот: только через высокую поэтику христианского идеала безбрачия раскрывается и глубина святости брачных уз.

И наконец, нами высказывается и обосновывается гипотеза «конца семьи». Констатация некоего «кризиса семьи» не нова, но мы позволим себе предположить, что в современном мире дело идет не к какому-то «переоформлению» семьи, не к какому-то ее новому типу, как часто утверждается различными исследователями, смысл происходящего адекватно передается именно словами «конец семьи». В современном мире кончается семья. Сколько времени она будет еще кончаться, предположить трудно, но ее агонию на массовом уровне мы уже наблюдаем.

Речь идет о радикальных и, видимо, необратимых событиях духовной истории. «Смерть Бога», возвещенная Ницше, есть несомненный факт современности, однако этот факт вовсе не означает невозможности для каждого конкретного человека быть верующим. «Смерть человека», возвещенная Фуко, есть, видимо, также реальный факт переживаемый нами, но это не означает нашей физической смерти. И Ницше, и Фуко фиксируют изменения неких фундаментальных характеристик человеческого бытия. Говоря о «конце семьи», мы имеем в виду нечто подобное. Меняется сама жизнь человека в ее глубинных основаниях. Выражение «конец семьи» употребляли некоторые исследователи, но имели при этом в виду либо метафорический смысл, либо внешние проявления в виде печальной статистики разводов, внебрачных сожительств и неполных семей. Мы ставим проблему на философском уровне и обосновываем свои положения, опираясь на исследование существенных архетипов семейной жизни.

С этой точки зрения закат семьи представляет собой сколь очевидное, столь и невероятное событие. В истории человечества многие формы социальной жизни возникали и уходили в прошлое, однако в данном случае речь идет об явлении совершенно иного плана. Семья, как мы уже отметили, есть для человека первичное лоно его бытия, и смена типов общества в этом смысле есть смена типов этого бытийного лона человека. Было время, и бытие человека зачиналось и вызревало в лоне рода, и этим определялась т.н. «доисторическая» жизнь человечества. Было время, и это место занял дом, в

121 Пробуя описать этот «новый тип», С.И. Голод, например, вынужден даже выделять «развод как атрибут современного брака», некие «внебрачные семьи» и «альтернативные брачные стили». См. Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ.-СПб.: Петрополис, 1998.-c.76, 188, 198. лоне которого формируется бытие человека т.н. «традиционного» общества. Постепенное разложение сложноорганизованного дома в простую нуклеарную семью соответствует становлению индустриального общества. Переход же к постиндустриальному обществу сопровождается распадом уже и семьи как таковой.

Это может означать только одно: кончается сам человек. «Смерть семьи» тесно связана со «смертью человека», к утверждению которой в свое время пришел (правда, другим путем, через анализ эпистемологических парадигм) Мишель Фуко в легендарной книге «Слова и вещи»: «В наше время

- причем Ницше уже давно указал на этот поворотный момент - утверждается не столько отсутствие и смерть Бога, сколько конец человека. Человек, как без труда показывает археология нашей мысли, - это изобретение недавнее. И

122 конец его, быть может, недалек» . Думается вовсе не случайно после такого вывода Фуко взялся за большой научный проект «Истории сексуальности».

Французский мыслитель под «смертью человека» имеет в виду, конечно, современную эпистемологическую ситуацию - «человек умирает, остаются структуры», но, на наш взгляд, речь может идти больше, чем о метафоре. Именно трехтомная «История сексуальности» Фуко показывает, что отныне человек в роли своего бытийного лона видит «сексуальность», не определяемую даже биологически полом, а имеющую фундаментальный смысл. Однако никакой инкубатор, сексуальный в том числе, быть онтологическим основанием человеческого существования не может. Человеческое бытие может быть укоренено только в семье, конец семьи будет означать и конец человека.

Делая столь неутешительный вывод, необходимо все-таки отметить, что не стоит воспринимать его как фатальный приговор к скорой кончине. Во-первых, как мы уже сказали, трудно предположить, сколько времени еще

122 Фуко М. Слова и вещи: Археология гуманитарных наук / пер. с франц. - М.: Прогресс, 1977. - с.

485,487. будут продолжаться разрушительные процессы прежде чем семья придет к своему полному концу. А во-вторых, и об этом тоже мы в своей работе говорили неоднократно, семья представляет собой в определенной степени автономное образование, и общий процесс вырождения семейной жизни не закрывает возможности для отдельно взятого человека выстраивать свою жизнь в своей собственной семье по-своему. Нравственный упадок общества хоть и сильно затрудняет для человека, но не отменяет вовсе возможности обретения здоровых нравственных оснований жизни. Культурологическое и философское исследование социокультурных архетипов семьи и семьи как онтологического архетипа призвано стать одним из путей обретения этих здоровых корней жизни.

Как пишет по поводу Фуко швейцарский исследователь, «это (возвещение Ницше и Фуко «смерти» Бога и человека - С.А.) есть последствие забвения и вытеснения метафизики. Только метафизика откроет нам вновь глаза на то, что человек не только голая форма»123, некая «испаряющаяся форма, которая на мгновение всплывает в нестойком потоке времени»124. Именно разработка «метафизики семьи» в направлении построения целостной философской концепции семьи могла бы стать одним из путей противодействия тому «распаду разума», который «является одним из серьезнейших вызовов культуры, перед которыми мы должны сегодня встать» . Такая разработка предполагается нами как направление дальнейшей научной работы.

Предметом дальнейшей нашей работы должны стать многие проблемы существования семьи как в ее социокультурном плане, так и в аспекте ее антропологической значимости. В частности на философском уровне часто декларировалась, но так и не получила подробной разработки роль семьи для

123 Cotier G. Der Tod des Menschen. Eine Studie über Michel Foucaults Werk// Veränderungen im Menschenbild: Divergenzen der modernen Anthropologie. - Freiburg, München, Verlag Karl Alber, 1987. - s. 274.

124 Там же.

125 Там же, s. 272.

172 формирования здоровой и крепкой государственной системы. Нуждается также в дальнейшей разработке тема личностной самореализации в семье. Как правило, говоря о самореализации современный человек имеет в виду общественную деятельность, карьерный рост, трудовые достижения, тогда как все это относится к формированию социального имиджа человека, а не к раскрытию сокровенных глубин его личности. Личностная, человеческая самореализация, которая гораздо важнее, на наш взгляд, обретается там, где «роскошь человеческого общения» достигает своего максимума, - в любви и дружбе, а прежде всего, в семье.

 

Список научной литературыАнисина, Светлана Сергеевна, диссертация по теме "Теория и история культуры"

1. Абрамов А.И. Метафизика любви и философия сердца в русской философской культуре // Философия любви. Ч. 1. - М.: Политиздат, 1990. - с. 149-161.

2. Августин Аврелий. Исповедь., Абеляр П. История моих бедствий. — М.: Республика, 1992. 332 с.

3. Аверинцев С.С. Три силы// Новый мир № 1, 1989. с. 198 - 204.

4. Адорно Т. Проблемы философии морали. М.: Республика, 2000. - 238 с.

5. Андреев Ю.В. Спартанская гинекократия// Женщина в античном мире: Сб. статей. М.: Наука, 1995. - с.44 - 62

6. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV XVII вв. - М.: Педагогика, 1985. - 363 с.

7. Антонов А.И. Микросоциология семьи: Методология исследования структур и процессов. M.: Nota Вепе, 1998. - 357 с.

8. Антонов А.И., Сорокин С.А. Судьба семьи в России XXI века: Размышления о семейной политике, о возможности противодействия упадку семьи и депопуляции. М., 2000. - 416 с.

9. Анчел Е. Этос и история. М.: Мысль, 1988. - 127 с.

10. Аристотель. Соч.: в 4 т., Т. 4. -М., 1978. 380 с.

11. Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории. Минск: Литература, 1998. - 458 с.

12. Арнольдов А.И. Человек и мир культуры: Введение в культурологию. -М.: Изд-во МГИК, 1992. 237 с.

13. Ароне К. Развод: крах или новая жизнь? / пер. с англ. М.: Мирта, 1995. -448 с.

14. Артемова О.Ю. Личность и социальные нормы в раннепервобытной общине: по австралийским этнографическим данным. М.: Наука, 1987. - 197 с.

15. Артюхов A.B. Семья и общество. Тюмень: Вектор Бук, 1998. - 87 с.

16. Артюхов A.B. Теоретико-методологические принципы изучения семьи. -Тюмень: Вектор Бук, 1998. 79 с.

17. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.: Художественная литература, 1990. - 541 с.

18. Бердяев Н.А. О «вечно бабьем» в русской душе // В.В. Розанов: pro et contra. Кн. И. СПб.: РХГИ, 1995. - с. 41 - 51.

19. Бердяев Н.А. О назначении человека. М.: Республика, 1993. - 382 с.

20. Берн Э. Секс в человеческой любви. М.: ACT, 1997. - 352 с.

21. Бессмертный Ю.Л. Жизнь и смерть в средние века: очерки демографической истории Франции. М.: Наука, 1991. - 235 с.

22. Богомяков В.Г. Сокровенное как принцип бытия: Монография. -Екатеринбург: Банк культурной информации, 1999. 196 с.

23. Богомяков В.Г. Сокровенное: кров и кровь бытия: Филос. эссе. Тюмень: МИ «Рутра», 2000. - 88 с.

24. Бойко В.В. Малодетная семья: Социально-психологический аспект. М.: Мысль, 1988.-237 с.

25. Бубер М. Я и Ты. М.: Высшая школа, 1993.- 175 с.

26. Булгаков С.Н. Свет Невечерний: Созерцания и умозрения. М.: Республика, 1994. - 414 с.

27. Булгаков С.Н. Философия хозяйства. М.: Наука, 1990. - 412 с.

28. Бытие человека в культуре: Опыт онтологического подхода. Киев: Наукова Думка, 1992. - 176 с.

29. Бычков В.В. Идеал любви христианско-византийского мира // Философия любви. Ч. 1. М.: Политиздат, 1990. - с. 68 - 109.

30. Вагабов М.В. Ислам и семья. М.: «Наука», Главная редакция восточной литературы, 1980. 174 с.

31. Валеев Ф.Т. Сибирские татары. Культура и быт. Казань: Татарское книжное издательство, 1993. - 208 с.

32. Василий (Родзянко) еп. Теория распада вселенной и вера отцов: Каппадокийское богословия ключ к апологетике нашего времени. Апологетика XXI-го века. - М.: Православный паломник, 1996. - 238 с.

33. Васильев Л.С. Вневременной феномен выдающейся личности и европейский феномен индивидуальности// Одиссей. Человек в истории. 1990. -М.: Наука, 1990.-е. 29-31.

34. Вебер М. Избранные произведения: пер. с нем. М.: Прогресс, 1990. -808 с.

35. Виндельбанд В. Избранное: Дух и история. М.: Юристъ, 1995. - 687 с.

36. Волков А.Г. Семья объект демографии. - М.: Мысль, 1986. - 269 с.

37. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного Эроса. М.: Республика, 1994. -367 с.

38. Гадамер Г.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. М.: Прогресс, 1988.-699 с.

39. Ганди М. Все люди братья// Открытие Индии: Философские и эстетические воззрения в Индии XX в.; Пер. с англ., бенг. и урду. - М.: Худож. лит., 1987.-с. 207-261.

40. Гегель Г.В.Ф. Философия права. М., Мысль, 1990. - 526 с.

41. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т.З. Философия духа. -М., Мысль, 1977.-471 с.

42. Геллнер Э. Две попытки уйти от истории// Одиссей. Человек в истории. 1990. М.: Наука, 1990. с. 147 - 166.

43. Германов В. Религия быта (Розанов. Уединенное. Опавшие листья, т. I и II) // В.В. Розанов: pro et contra. Кн. И. СПб.: РХГИ, 1995. - с. 251 - 266.

44. Гоббс Т. Сочинения в 2 т. Т. 1. М., Мысль, 1989. - 624 с.

45. Головина В.А. Жена царева великая Нефертати Меритенмут// Женщина в античном мире: Сб. статей. М.: Наука, 1995. - с. 8 - 43

46. Голод С.И. XX век и тенденции сексуальных отношений в России. -СПб.: Алетейя, 1996. 192 с.

47. Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. СПб.: Петрополис, 1998. - 272 с.

48. Голофаст В.Б. Изменение семьи при капитализме (Постановка проблемы в социологии США)// Семья как объект философского и социологического исследования. JL: Наука, 1974. - с. 41 - 70.

49. Гумилев JI.H. География этноса в исторический период. Л.: Наука, 1990.-278 с.

50. Гуревич А .Я. Средневековый купец// Одиссей. Человек в истории. 1990. -М.: Наука, 1990. с. 97-131.

51. Гурко Т. Семейный портрет без розовых тонов // Узы брака, узы свободы: Проблемы семьи и одиночества глазами ученых/ сб. ст. М.: Молодая гвардия, 1990. - с. 54 - 69.

52. Давыдов Ю.Н. Этика любви и метафизика своеволия. М.: Молодая гвардия, 1982.-287 с.

53. Дементьева И.Ф. Российская семья: проблемы воспитания. М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2000. - 36 с.

54. Дюби Жорж. Куртуазная любовь и перемены в положении женщин во Франции XII в.// Одиссей. Человек в истории. 1990. М.: Наука, 1990. с. 90 -96.

55. Женщина, брак, семья до начала Нового времени. М.: Наука, 1993. -154 с.

56. Женщины в обществе: реалии, проблемы, прогнозы. М.: Наука, 1991. -125 с.

57. Женщины в современном мире: К итогам Х-летия женщины ООН. -М.:Наука, 1989.-358 с.

58. Жизнедеятельность семьи: тенденции и проблемы. М.: Наука, 1990. -127 с.

59. Жизнь до человека. -М.: Мир, 1977. 159 с.

60. Забелин И.Е. Женщина в допетровском обществе. СПб., 1901. - 122 с.

61. Земска Мария. Семья и личность. Пер. с польского. М.: «Прогресс», 1986.- 133 с.

62. Зеньковский В.В. История русской философии. Т. 1,4. 1. Л.: Эго, 1991. - 222 с.

63. Зеньковский В.В. На пороге зрелости. Париж, ИМКА-Пресс, 1955.-88 с.

64. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М.: Школа-Пресс, 1996. - 272 с.

65. Зидер Р. Социальная история семьи в Западной и Центральной Европе (конец XVIII XX вв.). - М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 1997. - 299 с.

66. Ильин И.А. О сущности правосознания. М.: Рарогъ, 1993. - 236 с.

67. Ильин И.А. Основы государственного устройства. Проект Основного Закона России. -М.: Рарогъ, 1996. 160 с.

68. Ильин И.А. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993. - 431 с.

69. Кабо В.Р. Первобытная доземледельческая община. М.: Наука, 1986. -302 с.

70. Кавелин К.Д. Наш умственный строй: статьи по философии русской истории и культуры М., Правда, 1989. - 654 с.

71. Карив Авраам. «Если удостоятся Божья благодать почиет между ними.»// Еврейская семья: Материалы ежегодной конференции по еврейской философии. - Иерусалим, 1993. - с. 30 - 57.

72. Карсавин Л.П. Ыо^еБ Ре^ороШапае //Карсавин Л.П. Малые сочинения -СПб., Алетейя, 1994. с. 99 - 203.

73. Карсавин Л.П. Религиозно-философские соч. Т.1 М., Ренессанс, 1992. -323 с.

74. Каутский К. Происхождение христианства. М., Политиздат, 1990. - 463 с.

75. Кирьянова О.Г. Кризис американской семьи. М.: Педагогика, 1987. -238 с.

76. Киссель М.А., Эмдин М.В. Этика Гегеля и кризис современной буржуазной этики. Л.: Изд-во ЛГУ, 1966. - 124 с.

77. Клибанов А.И. Духовная культура средневековой Руси. М.: Аспект Пресс, 1996.-368 с.

78. Книга Бытия /Изд. 2-е испр., пер., вступительная статья и комментарии М.Г. Селезнева. Изд-во Российского Государственного Гуманитарного Университета, 2000. - 122 с.

79. Книга Иеремии / пер., вступительная статья и комментарии JI.B. Маневича. Рос. Библейское о-во, 2001. - 187 с.

80. Книга Исхода /пер. и комментарии М.Г. Селезнева и C.B. Тищенко. -Изд-во Российского Государственного Гуманитарного Университета, 2000. -111с.

81. Коллонтай A.M. Любовь и новая мораль //Философия любви. Ч. 2. Антология любви. М.: Политиздат, 1990. с. 323 - 334.

82. Колосовская Ю.К. Образ римской женщины в Паннонии// Женщина в античном мире: Сб. статей. М.: Наука, 1995. - с. 142 - 155

83. Королев Ю.А. Семья, государство, общество. М.: Юридическая литература, 1971. - 190 с.

84. Королева Т.В. Семья и кризис моральных ценностей буржуазного общества (на материалах США). Минск: Наука и техника, 1980. - 95 с.

85. Кришнамурти Дж. Комментарии к жизни// Открытие Индии: Философские и эстетические воззрения в Индии XX в.; Пер. с англ., бенг. и урду. М.: Худож. лит., 1987. - с. 523 - 549.

86. Кузьмина Т.А. Любовь как моральный принцип // Философия любви. Ч. 1. М. : Политиздат, 1990. с. 254 - 267.

87. Курбатова А.С. В.В. Розанов о христианстве и семье //Христианство в истории человечества. Тезисы докладов Третьей Международной ярмарки идей, XXVIII академического симпозиума. Н. Новгород, 2000. - с. 123-125.

88. Лазарев В.В. Становление философского сознания Нового времени. М.: Наука, 1987.- 136 с.

89. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М.: Педагогика-Пресс, 1999. - 602 с.

90. Леви-Строс К. Первобытное мышление. М.: Республика, 1994. - 384 с.

91. Леви-Строс К. Структурная антропология. М.: Наука, 1985. - 535 с.

92. Лев-Старович 3. Партнерский секс. М., СПб.: Интербук, 1990. - 284 с.

93. Лихачев Д.С. Избранное: Великое наследие: Заметки о русском. СПб.: Логос, 1997.-560 с.

94. Лихачев Д.С. Прошлое будущему: Статьи и очерки. - Л.: Наука, 1985. -575 с.

95. Лихачев Д.С. Раздумья о России. СПб.: Логос, 1999. - 666 с.

96. Лихачев Д.С. Русская культура. М.: Искусство, 2000. - 440 с.

97. Лосев А. Ф. Из ранних произведений. М.: Правда, 1990. 655 с.

98. Лосский Н.О. Характер русского народа, в 2 кн. М.: Ключ, 1990. - кн. 1. - 63 с. - кн. 2. - 91 с.

99. Льюис К.С. Любовь // Мир и эрос: Антология философских текстов о любви. М.: Политиздат, 1991.-е. 198-214

100. Любимов Александр, священник. Крест семейной жизни. М.: Православная педагогика, 2001. - 32 с.

101. Малиновский Б. Магия, наука и религия. Пер. с англ. М.: «Рефл-бук», 1998.-290 с.

102. Малиновский Б. Научная теория культуры. М.: О.Г.И., 1999. - 205 с.

103. Маринина Е., Воронов Ю. Ребенок в семье. // Узы брака, узы свободы: Проблемы семьи и одиночества глазами ученых/ сб. ст. М.: Молодая гвардия, 1990. - с. 136 - 142.

104. Маркс К., Энгельс Ф. Избранные произведения, в 3 т., Т. 3. М.: Политиздат, 1985. - 639 с.

105. Мацковский М.С, Гурко Т.А. Молодая семья в большом городе. М.: Знание, 1986.-46 с.

106. Мацковский М.С. Социология семьи. М.: Наука, 1989. - 112 с.

107. Машика Т.А. Занятость женщин и материнство. М.: Мысль, 1989. - 285 с.

108. Маяк И.Л. Женщина в раннем Риме (V IV вв. до н. э.)// Женщина в античном мире: Сб. статей. - М.: Наука, 1995. - с. 75 - 103

109. Мид М. Культура и мир детства. М., 1988. - 429 с.

110. Мир человека в слове Древней Руси. Л.: Изд-во ЛГУ, 1986. - 311 с.

111. Морган Жак де. Доисторическое человечество. Общий очерк доисторического периода. Пер. с франц. М., Л.: Госиздат, 1926. - 304 с.

112. Мюриэл Джеймс. Брак и любовь/ пер. с англ. М.: Прогресс, 1985. - 192 с.

113. Нарский И.С. Тема любви в философской культуре Нового времени // Философия любви. Ч. 1. М.: Политиздат, 1990. - с. 110 - 148.

114. Ницше Ф. Избранные произведения в 2 т., Т. 2. М.: Мысль, 1990. - 829 с.

115. Ничипоров Б.В. Введение в христианскую психологию. М., Школа-Пресс, 1994.-189 с.

116. Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа, пер. под ред. еп. Кассиана (Безобразова) Российское Библейское общество, 1997. - 514 с.

117. Овсиенко Ф.Г. Эволюция социального учения католицизма: философский критический анализ М., Изд-во МГУ, 1987. - 255 с.

118. Ощепкова А.П., Этштейн М.З. Сибирская семья: особенности развития и формирования нравственной культуры личности. Томск: Водолей, 1996. -128 с.

119. Паваляева Т.В. Проблема равноправия женщины и ее решение в христианстве //Христианство в истории человечества. Тезисы докладов Третьей Международной ярмарки идей, XXVIII академического симпозиума. -Н. Новгород, 2000. с. 76 79.

120. Пилипов В. М. Так ли плох был Домострой? — М.: Панорама, 1992. 44 с.

121. Пирон Рав Мордехай. Семья в концепции иудаизма //Еврейская семья: Материалы ежегодной конференции по еврейской философии. Иерусалим, 1993.-с. 179-189.

122. Письма апостола Павла/ изд. 3-е испр., пер. и прим. В.Н. Кузнецовой -М.: Общедоступный православный университет, Фонд Александра Меня, 2000.-159 с.

123. Платон. Собрание сочинений в 4 т., Т. 3. М.: Мысль, 1994. - 656 с.

124. Платон. Собрание сочинений в 4 т., Т. 4. М.: Мысль, 1994. - 831 с.

125. Помазанский Михаил прот. Православное догматическое богословие в сжатом изложении. Новосибирск, Благовест; Рига, Балто-Славянское общество культурного развития и сотрудничества, 1993. - 240 с.

126. Попова П. Современный мужчина в зеркале семейной жизни / пер. с болг. -М.: Мысль, 1989. -188 с.

127. Притчи. Книга Экклезиаста. Книга Иова. /Пер. с древнееврейск. Изд-во Российского Государственного Гуманитарного Университета, 2001. - 174 с.

128. Проблемы быта, брака и семьи: Сб. ст. Вильнюс: Минтис, 1970. - 247 с.

129. Психоанализ и культура. Избранные труды Карен Хорни и Эриха Фромма. М.: Юристъ, 1995. - 623 с.

130. Пушкарева Н.Л. Женщины Древней Руси. М.: Мысль, 1989. - 286 с.

131. Радостная весть: Новый Завет в переводе с древнегреческого / пер. с древнегреч. и прим. В.Н. Кузнецовой. М.: Рос. Библейское о-во, 2001. 432 с.

132. Ранович А.Б. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства. М.: Политиздат, 1990. - 479 с.

133. Рикер П. Герменевтика. Этика. Политика. Московские лекции и интервью. М.: КАМИ, 1995. - 160 с.

134. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М.: Республика, 1998. -410с.

135. Розанов В.В. Люди лунного света: Метафизика христианства. Репринт. Воспроизведение 2-го изд. 1913 г. - М.: Дружба народов, 1990. - 297 с.

136. Розанов В.В. Религия. Философия. Культура: Сборник. -М., Республика, 1992.-397 с.

137. Розанов В.В. Уединенное. М.: ЭКСМО-пресс, 1998. - 910 с.

138. Розанов В.В. Цель человеческой жизни //Смысл жизни: Антология./ сост., общ. ред., предисл. и прим. Н.К. Гаврюшина. М., Издательская группа «Прогресс-Культура», 1994.-е. 19-64.

139. Розин В.М. Любовь и сексуальность в культуре, семье и взглядах на половое воспитание: Учебное пособие для вузов. М.: Логос: Высшая школа, 1999.-207 с.

140. Русская идеология: Православный богословский церковно-монархический сборник. М.: Лествица, 2000. - 430 с.

141. Рюриков Ю.Б. Любовь: ее настоящее и будущее // Философия любви. Ч. 1.-М.: Политиздат, 1990. с. 268 - 330.

142. Рюриков Ю.Б. Мед и яд любви: Семья на сломе времен. М.: Молодая гвардия, 1989. - 447 с.

143. Сатир В. Как строить себя и свою семью/ пер. с англ. М.: Педагогика-Пресс, 1992. - 190 с.

144. Свасьян К.А. Философия символических форм Эрнеста Кассирера: Критический анализ. Ереван: Изд-во АН Арм. ССР, 1989. - 237 с.

145. Свенцицкий В.П. Христианство и половой вопрос. По поводу книги В. Розанова «Люди лунного света» // В.В. Розанов: pro et contra. Кн. II. СПб.: РХГИ, 1995.-с. 135- 138.

146. Семья в представлениях современного человека: Сб. ст. М.: ИС, 1990. -166 с.

147. Семья и общество / отв. ред. А.Г. Харчев. М.: Наука, 1982. -128 с.

148. Семья: Книга для чтения / сост. Гулыга A.B. М.: Политиздат, 1991. -345 с.

149. Сенсационные браки и брачные обряды. Минск: Литература, 1997. -704 с.

150. Сиверцева Т.Ф. Семья в развивающихся странах Востока: Социально-демографический анализ. -М.: Наука, 1985. 164 с.

151. Современная православная семья. М., Русскш хронографъ, 2001. - 160 с.

152. Современная семья у народов зарубежной Европы: опыт этносоциального исследования. М.: Наука, 1993. - 191 с.

153. Соловьев B.C. Духовные основы жизни, 1882 1884. - Фототипическое изд. - Брюссель: Жизнь с Богом, 1982. - 144 с.

154. Соловьев B.C. Смысл любви: Избранные произведения. М.: Современник, 1991. - 524 с.

155. Соловьев B.C. Сочинения в 2 т. Т. 2. М., Мысль, 1990. - 822 с.

156. Соловьев B.C. Чтения о Богочеловечестве; Статьи; Стихотворения и поэма. СПб.: Художественная литература, 1994. - 528 с.

157. Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика: Исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений. СПб.: Изд-во Русского христианского гуманитарного ин-та, 2000. - 1054 с.

158. Суровягин С.П. Философия семьи: Цель семьи. Главенство в семье. Любовь и брак. Тюмень: Вектор Бук, 2000. - 225 с.

159. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. Новосибирск: ЗападноСибирское книжное изд-во, 1985. - 221 с.

160. США: проблемы семьи: Реф. сб. / ред.-сост. Осколкова О.Б. М.: ИНИОН, 1990. -192 с.

161. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М.: Политиздат, 1989. - 573 с.

162. Тертуллиан. Избранные сочинения. М.: Прогресс, Культура, 1994.-448 с.

163. Титаренко А.И. Структуры нравственного сознания: Опыт этико-философского исследования. М.: Мысль, 1974. - 278 с.

164. Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. М.: Мысль, 1987. -352 с.

165. Тихомиров JI.A. Единоличная власть как принцип государственного строения. -М.: Трим, 1993. 192 с.

166. Тишкин Г.А. Женский вопрос в России, 50 60-е гг. XIX века. - JL: Изд-во ЛГУ, 1984.-239 с.

167. Тойнби А. Постижение истории: Сборник. -М.: Прогресс, 1991. 736 с.

168. Токарева Е. Женское одиночество // Узы брака, узы свободы: Проблемы семьи и одиночества глазами ученых/ сб. ст. М.: Молодая гвардия, 1990. - с. 163 - 185.

169. Трубецкой С.Н. Сочинения. -М.: Мысль, 1994. 815 с.

170. Феминизм: Восток. Запад. Россия. М.: Наука, Восточная литература, 1993.-243 с.

171. Фрагменты ранних греческих философов. Часть I. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики. — М.: Наука, 1989. 576 с.

172. Франк С.Л. Духовные основы общества. М., Республика, 1992. - 510 с.

173. Франк С.Л. Реальность и человек: метафизика человеческого бытия. -М.: Республика, 1997. 479 с.

174. Франк С.Л. Религиозные основы общественности// Путь: Орган русской религиозной мысли, Кн. I (I-VI) М., Информ-Прогресс, 1992. - с. 14-29.

175. Франк С.Л. Свет во тьме: опыт христианской этики и социальной философии. Париж, ИМКА-Пресс, 1949. - 404 с.

176. Франк С.Л. Сочинения. М., Правда, 1990. - 607 с.

177. Фрейд 3. Очерки по психологии сексуальности. Минск: Белорус. Сов. Энцикл., 1990.- 164 с.

178. Фрейд 3. Тотем и табу: Психология первобытной культуры и религии. -М., Пг.: Госиздат, 1920. 171 с.

179. Фромм Э. Искусство любви. Минск: Полифакт, 1991. - 80 с.

180. Фромм Э. Мужчина и женщина. М.: ACT, 1998. - 512 с.

181. Фромм Э. Психоанализ и этика. -М.: Республика, 1993. 414 с.

182. Фромм Э. Человеческая ситуация. М.: Смысл, 1995. - 240 с.

183. Фрэзер Дж. Золотая ветвь: Мифология и история религии / пер. с англ. -М.: Назрань: ACT, 1998. 781 с.

184. Фрэзер Дж. Фольклор в Ветхом завете. М.: Политиздат, 1989. - 542 с.

185. Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. -М.: Магистериум, Касталь, 1996. 448 с.

186. Фуко М. История безумия в классическую эпоху. СПб.: Университетская книга, 1997. - 576 с.

187. Фуко М. Слова и вещи: Археология гуманитарных наук / пер. с франц. -М.: Прогресс, 1977. 488 с.

188. Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. М.: Мысль, 1979. - 367 с.

189. Харчев А.Г. Некоторые методологические проблемы исследования брака и семьи// Семья как объект философского и социологического исследования. -Л.: Наука, 1974. с. 3 - 11.

190. Харчев А.Г., Голод С. И. Профессиональная работа женщин и семья. -Л.: Наука, 1971.- 176 с.

191. Харчев А.Г., Мацковский М.С. Современная семья и ее проблемы. М.: Статистика, 1978. -223 с.

192. Хиллман Д. Архетипическая психология. СПб.: Б.С.К., 1996. - 155 с.

193. Худякова Г. П. Мировоззренческий рационализм и мировоззренческий нигилизм: пути их преодоления. Тюмень: ТюмГНГУ, 1999. - 68 с.

194. Худякова Г. П. Самобытность русской философии: проблема мировоззренческого поступка. Тюмень: Изд-во ТГУ, 1997. - 204 с.

195. Чанышев А.Н. Любовь в античной Греции // Философия любви. Ч. 1. -М.: Политиздат, 1990. с. 36 - 67.