автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему:
Социокультурные аспекты музыкальной жизни адыгов

  • Год: 2001
  • Автор научной работы: Сиюхова, Аминет Магаметовна
  • Ученая cтепень: кандидата культурол. наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.01
Диссертация по культурологии на тему 'Социокультурные аспекты музыкальной жизни адыгов'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата культурол. наук Сиюхова, Аминет Магаметовна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. Теоретические проблемы исследования музыкальной культуры.

1. Проблемы исследования музыкальной культуры в ситуации социального перелома.

2. Социология музыкальной культуры.

3. Музыка как феномен бытия.

ГЛАВА II. Музыка в социуме адыгов.

1. Традиционная музыка.

2. Эстрадная музыка в адыгской культуре.

3-. Академическая музыка. Становление композиторской школы Адыгеи.,.

ГЛАВА III. Музыкант в социуме адыгов.

1. Традиционные музыканты.

2. Эстрадные музыканты.

3. Профессиональные кадры и становление профессионального музыкального образования в среде адыгов.

ГЛАВА IV. Адыгский социум в сфере музыкального пространства.

1. Музыкальное пространство адыгского социума в XX веке.

2. Самодеятельная сцена.

3. Фестивали национального искусства Адыгеи.

4. Современные адыги в пространстве традиционного танцевального круга.

 

Введение диссертации2001 год, автореферат по культурологии, Сиюхова, Аминет Магаметовна

Адыгская музыкальная культура представляет собой систему, сочетающую в себе традиционные и современные формы бытования. Музыка адыгов исследована фрагментарно и научному анализу, как правило, подвергались образцы традиционной музыки. К рубежу XX - XXI веков адыгская музыка как некий универсальный продукт культуры разомкнула рамки традиционного типа и предстала в виде самодеятельного музыкального творчества, фольклоризма, эстрадного и академического искусства. Новая организация направлений адыгской музыки требует научного осмысления их формирования, взаимосвязи и взаимовлияния.

В научной практике музыкант как основная фигура музыкального творчества в контексте адыгской культуры исследован на примере средневековых джегуако (артистов, обслуживавших семейные и общественные праздники и обряды), а также на материале конкретных известных исполнителей и композиторов, как прошлого, так и современности (Магомет Хагаудж, Ким Тлецерук, Каплан Туко, Аслан Нехай и др.). Однако до настоящего времени нет работ, посвященных профессиональным, социальным, культурным аспектам деятельности всего корпуса адыгских музыкантов, играющих важную роль в общественной жизни этноса.

Исследование профессиональной деятельности адыгских музыкантов является актуальным в связи с все более отчетливой потребностью субкультур и этносов в самоидентификации. Ученые говорят об осознании кризиса идентичности, так как вопрос "кто я?" стал актуален на уровне бытовой ситуации для большинства людей постсоветского пространства. В одночасье номинально исчезла огромная общность «советский народ». Общество стало весьма подвержено различного рода манипулированию - социальному, идеологическому, религиозно-сектантскому. Одной из форм выхода из 4 сложившегося состояния, по мнению многих деятелей науки и культуры, является обращение к традициям.

Проблема самоидентификации для социума Адыгеи, несомненно, стоит намного острее, чем где бы то ни было, так,как к упомянутым причинам острой потребности в самоидентификации прибавляются факторы особого порядка. К ним можно отнести проблему титульности этноса. Адыги, например, будучи титульным этносом, составляют всего лишь четвертую часть населения республики, остальные - славяне. В такой ситуации залогом стабильности межэтнических отношений может быть социальное осознание самодостаточности каждого этноса, в формировании которого значительную роль способно сыграть обращение к традиционным формам художественной культуры, а также понимание через искусство основ мировосприятия друг друга.

Другой важной причиной актуальности исследования региональной культуры, в том числе и музыкальной, становится феномен глобализации, реализующийся в определенном нивелировании культурных различий между людьми разных этносов и культурных традиций. Провинциальная культура становится защитой от агрессивной глобализации в силу того, что она является генетическим хранилищем культурных кодов. Именно в небольших городах, где преобладает не анонимное, как в мегаполисах, а личностное общение, носители традиции постоянно находятся под "надзором" культурной референтной группы в лице родственников, соседей, трудового коллектива1.

Одной из стихийных форм противостояния тенденции глобализации является формирование нового сознания в среде адыгов, стремящихся к интеграции носителей адыгской культуры всех регионов мира. Адыги, проживающие в местах исторического поселения, и представители многочисленных диаспор Турции, Сирии, Иордании, Израиля, Германии,

1 Об актуальности исследования музыкальной культуры окраин России см.: Тихомирова Л. А. Музыкальное краеведение как новое направление музыкознании. Тверь. 1995. 5

Америки, прежде разобщенные территориально и политически, сегодня активно контактируют между собой. Наиважнейшей формой контактов являются музыкальные фестивали, музыкально-этнографические экспедиции и т.п., которые представляют огромное поле для исследования путей сохранения традиций и восприятия инноваций в адыгской музыкальной культуре.

Важной причиной интереса к культуре российских окраин является сложная геополитическая ситуация, в которой оказалась Россия вследствие распада СССР. Северный Кавказ - особый район, от состояния которого во многом зависит целостность России. Обладая значительными энергетическими ресурсами и мягким климатом, данный регион в конце XX века в условиях ослабления экономико-политической мощи России превратился в сферу притязаний различных политических, экономических и этнорелигиозных группировок. Об этом свидетельствуют внутренние военные конфликты в Дагестане, Чечне, Осетии, Абхазии. По мнению политолога П.В. Чернова, Адыгея занимает одно из самых важных мест в Кавказской социоэтнической системе с точки зрения возможности нарушения органической этносистемности1. Поддержание политической стабильности в этом регионе является насущной потребностью центра, которая не может быть реализована без глубокого понимания местных культурных традиций. В нынешней сложной социально-политической обстановке знание основ художественного творчества, в том числе, музыки этносов, входящих в состав России, может стать ключом к взаимопониманию между центром и окраинами. Согласно теории социокультурной стратификации, искусство и нужно обществу в значительной степени потому, что оно, с одной стороны, отражает картины мира разных этносов и субкультур, а с другой - своеобразным способом формирует (и меняет) их2.

1 Чернов П.В. Россия: этнополитические основы государственности. - М.: "Восточная литература" РАН, 1999. С. 147.

2 Художественная жизнь общества. Том I. Субкультуры и этносы в художественной жизни. Под ред. К.Б.Соколова. СПб., 1996. С.11. 6

Начиная с 70-х годов XX века адыгская музыкальная культура становится фокусом пристального внимания сформировавшейся к этому времени местной научной школы историков, филологов, этнографов, музыковедов (Б.Ашхотов, В.Барагунов, Т.Блаева, М.Джандар, Б.Кагазежев, З.Кардангушев, 3.Налоев, А.Соколова, Р.Унарокова, Ф.Хараева, Г.Чич, Ш.Шу, Х.Шемирзов, и др.). Учитывая почти полную нетронутость научного поля, не случайно, что первые исследователи рассматривали отдельные составляющие адыгской музыкальной культуры - героические песни, народные инструменты, адыгские танцы, музыку традиционных обрядов, песенную интонационность и т.п. В конце XX века формируется тенденция комплексного изучения адыгской музыки. Появляются исследования, выявляющие общую концепцию адыгской музыки1. В этот же период начинается складываться новое направление в исследовании национальной музыки - ее рассмотрение во взаимосвязи с важнейшими институтами человеческой духовности - мифологией, обычаями, верованиями2. Тем не менее, до сих пор остается не проанализирована наиболее, на наш взгляд, важная взаимосвязь музыки с обществом и его развитием. Естественно, что более ранние труды о музыкальной культуре адыгов не игнорировали социокультурный аспект развития музыкальной жизни. Например, исследуя песню семейных обрядов адыгов, М. Джандар дает очень подробное описание социальных различий бытования подобных песен3. 3.Налоев рассматривает функционирование института джегуако в зависимости от социальных условий4. Большое место социальным условиям бытования

1 Соколова А.Н. Феномен адыгской музыки //Этюды по истории и культуре адыгов. Майкоп, 1998. С. 74-84; Соколова А.Н., Сиюхова А. А. Концепция музыки в традиционной культуре адыгов // Неделя науки МГТИ: Материалы научно-практической конференции. Майкоп, 1998. С. 115-116

2 Хараева-Гвашева Ф. Дыхание ветра (о мифологии музыкальных инструментов адыгов) // Итоги фольклорно-этнографических исследований этнических культур Кубани за 1998 г. Краснодар, 1999, с. 112-127; Соколова А. Мифологические аспекты традиционной инструментальной культуры адыгов // История и культура народов степного Предкавказья и Северного Кавказа: проблемы межэтнических отношений. Сб. науч. статей. Ростов-на-Дону, 1999, с.175-183.

3 Джандар М.А. Песня в семейных обрядах адыгов. Майкоп, 1991.

4 Налоев З.М. Организационная структура джегуако // Культура и быт адыгов (Этнографические исследования). Вып. VI. Майкоп, 1986. 7 1 инструментальной культуры адыгов уделяет в своей диссертации Ф.Хараева . Социальный статус пщынао (адыгских традиционных гармонистов) рассматривает А. Соколова . Однако рассмотрение общественной роли музыки и музыкальной культуры в этих исследованиях является побочным предметом, затрагиваемым без применения специальных методик. За рамками исследований остается огромный пласт адыгской музыкальной культуры, ранее вообще не попавший в поле зрения аналитиков (самодеятельность, эстрада). Нет работ, посвященных выявлению специфических качеств современных адыгских музыкантов, не исследованы важнейшие институты музыкальной культуры адыгов, такие как музыкальное образование, фестивальное движение.

Основной целью данной работы является выявление типологии и изучение роли музыки и музыкантов в культуре адыгов в разные исторические периоды, а также определение форм взаимодействия адыгского общества и музыки в типологически различных социальных пространствах. Для реализации обозначенной цели мы поставили перед собой следующие задачи:

• определение методологии исследования с последующей выработкой конкретных методик для полевых социологических исследований современной музыкальной культуры адыгов. В данный раздел входит разработка анкет, вопросников, планов наблюдения, касающихся проблем, как традиционной музыкальной культуры, так и профессиональной;

• классификация жанров музыки исторического и современного адыгского социума по критерию уровня социальной значимости и востребованности;

• исследование структуры корпуса современных адыгских музыкантов по различным параметрам - функциональному, социальному, культурному;

• изучение различных типов музыкального пространства адыгского социума на материале различных периодов развития музыкальной культуры адыгов,

1 Хараева Ф.Ф. Традиционные музыкальные инструменты и инструментальная культура адыгов. Дисс. на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. М., 2000.

2 Соколова А. Магомет Хагаудж и адыгская гармоника. Майкоп, 2000, 8

• не изученных ранее, (советский период и современный этап);

• научное обоснование выявленных тенденций и перспектив развития - адыгской музыкальной культуры на основе полученных эмпирических данных, а также с учетом выводов обширного круга других исследований, касающихся истории музыкальной культуры адыгов, общих вопросов теории развития культуры, общей социологии и социологии музыки;

Объект исследования представленной диссертационной работы является сложным структурным образованием. В качестве его основных звеньев рассматриваются базовые единицы музыкальной культуры этноса: адыгский музыкант, адыгская музыка и социальное пространство их функционирования. Предметом исследования стало внутреннее развитие и взаимодействие данных институтов в историко-культурном контексте. Комплексный характер диссертационного исследования обусловил достаточно широкое исследовательское поле. Важным компонентом этого поля является адыгский социум. В центр внимания поставлен социум адыгов, проживающих в Республике Адыгея (регион Северо-Западного Кавказа). Данное ограничение диктуется не изученностью социокультурных аспектов музыкальной жизни ареала, без чего невозможно проводить корректное научное исследование музыкальной культуры всего адыгского социума, рассредоточенного не только в различных регионах Кавказа (Кабарда, Черкесия, Причерноморская Шапсугия), но и представленного зарубежными диаспорами. В сферу исследования также включены различные структурные единицы музыкальной культуры адыгов (традиционная музыка, самодеятельность, "фольклоризм", эстрада, академическая музыка, музыкальное образование, фестивали, и т.д.). Особое внимание уделено носителям музыкальной традиции - народным и профессиональным исполнителям музыки и танцев. В исследовательское поле впервые включены документы Национального архива Республики Адыгея, а также материалы средств массовой коммуникации: местной периодической печати, радио и телевидения. 9

Научная новизна представленной работы заключается в выделении новых объектов исследования, выявлении форм их взаимосвязи с помощью некоторых социологических методик. Собран большой эмпирический материал, касающийся развития музыкальной культуры Адыгеи в XX в., проведены опросы, анкетирования, данные которых обработаны и представлены в виде таблиц, графиков и диаграмм. Изучение•научной литературы по вопросам этномузыковедения позволяет говорить о том, что подобные исследования еще не производились1. На наш взгляд, рассмотрение различных аспектов музыкальной культуры адыгов с предложенных позиций может максимально расширить и обобщить уже существующее знание и ввести в научный оборот новый, экспериментально подтвержденный объективный материал.

Исходя из сложной структуры объекта, был избран структурно-функциональный метод исследования. Адыгская музыкальная культура рассматривается в совокупности структурных звеньев: музыка - музыканты -музыкальное пространство. Внутреннее строение глав, посвященных анализу различных аспектов указанных подсистем, отражает уровень их значимости для членов социума. Так, в начале II и III глав рассматриваются традиционные музыка и музыканты, затем - эстрадные, в конце - музыка и музыканты академического направления. В данном контексте последнее место академического музицирования, несмотря на его профессионализм и элитарность, объясняется малой заинтересованностью в нем большей части адыгского социума по сравнению с огромным интересом к народной и эстрадной музыке.

Музыкальная самодеятельность, академическая музыка, музыкальное образование и становление государственных институтов функционирования музыкальной культуры (филармонической и фестивальной жизни) исследовались по архивным документам, публикациям в печати и научной

1 Алексеев Э. Фольклор в контексте современной культуры. Рассуждения о судьбах народной песни. М.: Сов. композитор, 1988.

10 литературе, а также личному наблюдению. В анализе современного состояния традиционного музицирования и национальной музыкальной эстрады локально используются некоторые формы социологического исследования.

Методика и результаты исследования обсуждались на заседании кафедры философии и социологии Майкопского государственного технологического института, на заседании кафедры теории, истории музыки и методики музыкального воспитания Института искусств Адыгейского государственного университета, на совместном заседании отделов социологии искусства, теории и эстетики искусства, теоретических проблем народного искусства и массовых жанров сценического искусства Государственного института искусствознания. Эмпирический материал диссертации использовался в лекционной практике в Майкопском государственном технологическом институте в курсах культурологии, эстетики и истории мировой художественной культуры.

11

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Социокультурные аспекты музыкальной жизни адыгов"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование музыкальной культуры адыгов с социокультурных позиций является актуальным в свете современных научных подходов в теории и истории культуры, так как именно такая позиция позволяет осмыслить бытие, живую реальность в совокупности важнейших его составляющих элементов. Выбранный аспект анализа позволяет выделить 3 константы адыгской музыкальной культуры - музыка, музыкант, социум, каждая из которых рассматривается в системе составляющих ее элементов. Музыкальное пространство как субстанция функционирования музыкальной культуры также является важнейшим объектом исследования. В нем диалектически сочетаются моменты стабильности и мобильности, кардинально влияющие на развитие музыкальной культуры в целом.

Музыкальная культура адыгов сегодня представляет собой живую динамичную систему, включающую в себя множество компонентов. Она окончательно сложилась, структурно повторяя строение развитых типов национальных культур. К 90-м годам произошло неизбежное в современном обществе разветвление общего течения адыгской музыки на традиционный, эстрадный и академический типы, каждый из которых представлен стабильным составом исполнителей, авторов и публики. Чрезвычайно важным в этой связи стал период 30-60-х годов, когда возникла художественная самодеятельность - особая форма функционирования музыкальной культуры, ставшая основой совершенно нового для адыгов музыкального направления, связанного с эстрадным и академическим музыкальным профессионализмом. Следует признать, что область традиционной музыкальной культуры до сих пор является самой широкой, на много превосходящей область эстрадной и академической музыкальной практики. Можно констатировать, что в последнюю четверть XX века произошла реконструкция традиционного института джегуако, выразившаяся в появлении большого числа молодых гармонистов, а также

141 стабильных народных ансамблей инструменталистов, обслуживающих свадьбы и другие праздники. На рубеже ХХ-ХХ1 в. предпринимаются активные попытки возродить культуру традиционного пения, а также игры на вышедших из бытования национальных инструментах - шичепшине и камыле. Появляются мастера, изг отавливающие эти инструменты.

Особую роль для музыкальной культуры адыгов XX века играет фольклоризм. Он до сих пор является наиболее развитой и популярной формой музыкальной практики, представленный в творчестве Государственного ансамбля народной песни Адыгеи «Исламей» и Государственного ансамбля народного танца Адыгеи «Нальмэс». Значение фольклоризма невозможно переоценить в социокультурной ситуации современной Адыгеи. Без его развития фактически невозможно становление национального профессионального искусства. Так, адыгская песенная культура в XX веке развивается от пассивной практики, через теоретическое исследование, далее, через практический фольклоризм - в профессиональное искусство, и, одновременно, возврат в аутентику в обновленном качестве. В реальности данная последовательность выглядит следующим образом: записанные в многочисленных этнографических экспедициях старинные песни, вышедшие из обихода, но хранящиеся в памяти стариков, обрабатываются и исполняются профессиональными музыкантами, а затем становятся достоянием самодеятельных вокалистов с возможностью исполнять эти песни в аутентичной среде. В данном случае фольклоризму необходимо отвести особое место, так как он обусловливает практическое исследование песни с точки зрения имманентности адыгского языка - его интонационное™, ритмичности, тембральности и, тем самым, дает возможность открытия и усвоения новых средств музыкальной выразительности.

Направление развития танцевального инструментализма выглядит несколько иначе: от живой традиции в аутентике, через практический фольклоризм, а затем и теоретическое исследование - к использованию в

142 профессиональной инструментальной музыке на фоне продолжающегося аутентичного функционирования. На наш взгляд, видна тенденция приведения к общему знаменателю развития обоих жанров музыки в рамках фольклоризма, что может быть отражением стремления к г армонизации духовной жизни адыгского социума.

Фольклористическое" и профессиональное искусство в Адыгее еще не достаточно дифференцируются. По-видимому, их полное разделение станет возможно тогда, когда состоится полное выравнивание практического существования в условиях фольклоризма и аутентики танцевального и вокального искусства. На текущий момент явление фольклоризма связывает воедино все направления адыгской музыкальной культуры - фольклор, самодеятельность, эстраду и академическое творчество, придавая ей целостность, национальный колорит и способность восприниматься инокультурной аудиторией.

Появление новых типов музыкальной культуры стало возможным вследствие формирования специфического музыкального пространства, включающего в себя сельские клубы и районные дома культуры, большие и камерные концертные площадки в городе, сферу профессионального музыкального образования. Академическое направление адыгской музыкальной культуры, несмотря на очень ограниченное влияние на большую часть социума, неуклонно укрепляет свои позиции в жизни этноса. В этом, на наш взгляд, немалую роль играет явление династийности, характерное для адыгской народной музыкальной традиции. Дети многих профессионально-образованных музыкантов первого поколения связали свою жизнь с академической музыкой. Иначе говоря, устойчивость функционирования академической адыгской музыкальной культуры, несмотря на невысокие интерес и значимость для рядовых членов социума, парадоксальным образом поддерживается принципами традиционной музыкальной культуры.

143

Необходимо признать, что одним из важнейших генераторов развития музыкальной культуры в Адыгее в 30-90-е годы стало идеологическое руководство государства, в разные исторические периоды выдвигающее особые обоснования для строительства культурной политики. Обслуживающая функция искусства и его носителей, характерная для 30-50-х гг., в 60-х гг. сменилась на функцию духовного развития общества и его членов. Последнее десятилетие XX века государственная политика в области культуры активно поощряет использование лучших достижений национального музыкального творчества в политических мероприятиях миротворческого характера. Проведение региональных и межрегиональных фестивалей, имеющих большое значение для стабилизации межнациональных отношений, является важной заслугой федеральной и региональной власти.

Специфической чертой современной музыкальной жизни адыгов является феномен достаточно автономного существования нескольких типов культур: развитие новых направлений музыкального творчества эстрады и академической музыки не приводят к нивелированию фольклорной традиции. То есть, вместо изменения конфигурации внутренних границ общего константного поля музыкальной культуры в сторону увеличения эстрады и академической музыки за счет сужения сферы фольклора, происходит его общее расширение при сохранении стабильных границ традиционной музыкальной культуры. Современное бытование фольклорной традиции в новых условиях урбанизированного пространства служит подтверждением мысли о том, что народная музыка является генератором природно-социальной энергии, удовлетворяющей насущную потребность этноса.

Адыгская музыкальная культура рассматривалась нами достаточно изолированно на примере этнического социума Адыгеи. Даже краткое сравнение музыкальной традиции адыгских гармонистов Адыгеи и Черкесии показало дифференцированность многих аспектов

144 функционирования музыкальной культуры в этих регионах. Очевидно, что аналогичные различия возникнут при сравнении музыкальных традиций Кабарды, зарубежных адыгских диаспор. В этом смысле наша работа может стимулировать на подобное исследование ученых упомянутых регионов, с тем, чтобы впоследствии объективно выявить общие и локальные черты музыки и музыкантов всего адыгского социума.

Наиболее глобальная научная проблема, видящаяся с позиций проведенной нами работы, это выяснение определяющих факторов особой пластичности музыкальной культуры адыгов и самого этноса в целом, способного сохранить свое этническое своеобразие в условиях полного исчезновения традиционных условий проживания, административной изоляции субэтносов и рассеивания адыгов по всему миру.

145

 

Список научной литературыСиюхова, Аминет Магаметовна, диссертация по теме "Теория и история культуры"

1. Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII -XIX вв. Нальчик, 1974.

2. Акопян JI. О точках соприкосновения между теоретическим музыкознанием и глубинной психологией // Музыкальная академия, 1999, №1.

3. Алексеев Э., Андрукович П., Головинский Г. Некоторые вопросы теории и практики изучения массовых музыкальных вкусов // Вопросы социологии искусства. М., 1979. С. 127-193.

4. Алексеев Э. Фольклор в контексте современной культуры. Рассуждения о судьбах народной песни. М.: Сов. композитор, 1988.

5. Алексеева Г.Г. От фольклора до профессиональной музыки. Якутск, 1994.

6. Алиева А.И. Народные песни и инструментальные наигрыши адыгов. // Советская этнография, 1984, №1.

7. Аманбаев М.Н. Развитие национальных художественных культур на современном этапе: состояние, проблемы, перспективы. Автореф. дисс. на соискание ученой степени кандидата философских наук. М., 1990.

8. Аналитическая справка этносоциологического исследования по проблеме: «Образовательная система в изучении традиционных культур полиэтничного города». Майкоп, 2000.

9. Андреева Е. Несколько соображений социолога об эстетическом воспитании // Вопросы социологии музыки. Вып. III. М., 1990.

10. Арзуманян Г.Р. Эстетическое освоение действительности в категориях социального мышления. Автореф. дисс. на соискание ученой степени кандидата философских наук. Тбилиси, 1990.

11. Арутюнов С.А. Процессы и закономерности вхождения инноваций в культуру этноса. // Советская этнография, 1982, №1.146

12. Асиновская A.A. Музыкальная культура Хакасии (национальные традиции и современность). Автореф. дисс. на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. Ташкент, 1988.

13. Атаманенко И.Т. Умар Тхабисимов: Страницы жизни и творчества. Майкоп, 1988.

14. Аутлев П.У. Адыгея в хронике событий: (С древнейших времен до 1917 года). Майкоп, 1990.

15. Аутлева С.Ш. Адыгские историко-героические песни XVI-XIX веков. Нальчик: Эльбрус, 1973.

16. Афасижев М.Н. Искусство и информация: общие проблемы. 1 изд. М. 1997.

17. Ахохова Е.А. Адыгейский религиозный синкретизм. Автореф. дисс. на соискание ученой степени кандидата философских наук. М., 1996.

18. Ашхотов Б.Г. Гъыбзэ особая стилистическая форма адыгского фольклора. Автореф. дисс. на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. СПб., 1996.

19. Бакиев А.Ш. Адыгская цивилизация. Автореф. дисс. на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Нальчик, 1997.

20. Барчугов А.П. "Переломы в культуре" и динамика эйдетической системы жизненного мира человека // Ситуации культурного перелома. Материалы научно-теоретического семинара. (24-26 апреля 1997 г.) Петрозаводск, 1998.

21. Бгажноков Б.Х. Адыгейский этикет. Нальчик: Эльбрус, 1978.

22. Бгажноков Б.Х. Коммуникативное поведение и культура (к определению предмета этнографии вообще). // Советская этнография, 1978, №5.

23. Бгажноков Б.Х. Организация пространства и этикет. // Советская этнография, 1983, №4.

24. Бгажноков Б.Х. Черкесское игрище. Нальчик, 1991.

25. Бетрозов Р.Ж. Два очерка из истории адыгов: В помощь учителям-историкам, краеведам, студентам и учащейся молодежи. Нальчик: Эльбрус, 1993.147

26. Бетрозов Р.Ж. Этапы этнической истории адыгов. Internet, http ://www/ elbrus/nalnet/ru/texts/5/htm

27. Бешкок М.М., Нагайцева Л.Г. Адыгейский народный танец. Майкоп, 1982.

28. Бешкок М.М. Адыгский фольклорный танец. Майкоп, 1990.- Бижев А.Х. Адыги Северо-западного Кавказа и кризис восточного вопроса в конце 20-х начале 30-х годов XIX века. Майкоп: Меоты, 1994.

29. Бирюков В.Ф. Специфика и социально-политическая детерминация искусства. Автореф. дисс. на соискание ученой степени кандидата философских наук. М., 1991.

30. Блаева Т.А. Традиционное песенное искусство адыгов. Автореф. дисс. на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. М., 1990.

31. Бобровский В.П. Тематизм как фактор музыкального мышления. Очерки. Вып. I.M.: "Музыка", 1989.

32. Богданов К.В., Душин О.Э. Ситуация перелома в культуре на пути возвращения к прошлому. // Ситуации культурного перелома. Материалы научно-теоретического семинара. (24 26 апреля 1997 г.). Петрозаводск, 1998.

33. Бойко Ю. Роль народного исполнителя в формировании стилистики русского инструментального фольклора // Проблемы традиционной инструментальной музыки народов СССР. Л., 1986.

34. Бонфельд М. Музыка: язык, речь, мышление. Опыт системного исследования музыкального искусства. Вологда, 1999. http//www/booksite/ru/Mtext/bon/fel/bonfeld/0110/htm

35. Бояркин Н.И. Становление мордовской профессиональной музыки (композитор и фольклор). Саранск, 1986.

36. Бритаева В.В. Содержание телевизионного продукта: Социокультурный аспект/МГУ. М., 2000.

37. Броневский С. Новейшие географические и исторические известия о Кавказе. М., 1823.148

38. Бутырина M.B. Взаимодействие политики и искусства (социально-философский аспект). Автореф. дисс. на соискание ученой степени кандидата философских наук. Иваново, 1996.

39. Бычков Ю.Н. Социокультурные аспекты истории музыкальной педагогики. М., 1999.

40. Васильев Г.Г. Социокультурная эволюция и социальное управление. /МГУ, М.: Университетский гуманитарный лицей, 1997.

41. Вебер М. Класс, статус и партия // Социальная стратификация. Вып. 1. М., 1992.

42. Вертков К.А. Некоторые вопросы изучения музыкальных инструментов народов СССР // Проблемы музыкального фольклора народов СССР. М.: Музыка, 1973.

43. Волков В.Г. Социология культуры. Учебное пособие. СПб., 2000.

44. Вызго И.М. Зарождение и первые этапы развития симфонической музыки в республиках Средней Азии и Казахстана (1917-1945). Автореф. дисс. на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. JL, 1967.

45. Гайденко П.А. Предисловие // Герменевтика и музыкознание. Вып. I. М., 1984.

46. Гальцева Т.Б. Этнокультурная специфика музыкального восприятия. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. М., 1994.

47. Гарданов В.К. Общественный строй адыгских народов в XVIII первой половине XIX веке. Автореф. дисс. на соискание ученой степени доктора исторических наук. М.1966.

48. Герасимова И.А. Философское понимание танца // Вопросы философии, 1998, №3.

49. Головинский Г. О вариантности восприятия музыкального образа. // Восприятие музыки. М. 1980.149

50. Головинский Г. JL Композитор и фольклор: Из опыта мастеров XIX-XX вв. М.: Музыка, 1981.

51. Гуревич П.С. Музыка и борьба идей в современном мире. М.: Музыка, 1984.

52. Гуревич П.С. Социально-психологическое воздействие радиопропаганды. // Проблемы социальной психологии и пропаганды. М., 1971. Гусев В.Е. Эстетика фольклора. Л., 1984.

53. Дауров A.A. Музыкальная культура народов Карачаево-Черкесии. Черкесск, 1974.

54. Джандар М.А. Бытовые аспекты семейных обрядовых песен адыгов. Автореф. дисс. на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Ереван, 1988.

55. Другое поле. Социологические практики / Под ред. Е.Л. Омельченко, С.А. Перфильева. Ульяновск: Издательство Государственного учреждения «Средневолжский научный центр», 2000.

56. Дуков Е.В. Социальное общение как фактор преобразования музыкального жанра. Автореф. дисс. на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. М., 1983.

57. Дуков Е.В. Слушатель в мире музыки с культурно-исторической точки зрения // Вопросы социологии музыки. Вып. III. М., 1990.150

58. Дуков Е.В. Современные цивилизационные тренды и крах массовой культуры // От массовой культуры к культуре индивидуальных миров: новая парадигма цивилизации. Сборник статей. М„ 1998.

59. Дуков Е.В. Концерт в истории Западноевропейской культуры. Очерки социального бытия искусства. М.: ГИИ. 1999.

60. Емельянов Л.И. Термин «Советский фольклор» в 1930-е годы // Из истории русской фольклористики. Вып. 4-5. СПб., 1998.

61. Емыкова Н.Х. Роль радио в сохранении и развитии адыгейского языка в условиях двуязычия. // Этюды по истории и культуре адыгов. Выпуск 2. Майкоп, 1999. 208 с. С. 185-196.

62. Емытль Р.Х. Художественная и бытовая культура адыгейского аула (20-е годы): Методические рекомендации. Майкоп, 1991.

63. Ермакова Г.А. Музыка в системе культуры // Искусство в системе культуры. Л.: Наука, 1987. С. 148-155.

64. Ермакова Г. Музыкознание и культурология М., 1992.

65. Ефимова Н. Музыка в структуре телепередач. М., 1996.

66. Жуланова Н. Инструмент, музыкант, музыка в традиционной культуре // Музыкальная академия, 1997, №3.- Земцовский И. Социальное и музыкальное: от форм музицирования к формам музыки // Советская музыка, 1981, №1.

67. Земцовский И.И. О современном фолышоризме // Традиционный фольклор в современной художественной жизни / Фольклор и фольклоризм. Л., 1984.

68. Земцовский И. Вульгарный социологизм в буржуазном этномузыкознании. // Советская музыка, 1986, №6.

69. Земцовский И.И. Социальный контекст в художественном тексте. // Искусство и социокультурный контекст. Л., 1986.

70. Земцовский И.И. От народной песни к народному хору: игра слов или проблема? // Традиционный фольклор и современные народные хоры и ансамбли. /Фольклор и фольклоризм. Вып.2. Л., 1989.151

71. Иванов В. Социальные технологии в современном мире. М.: Славянский диалог, 1996.

72. Иванова. Н. Личность певца и общинно-родовая традиция (на примере удмуртских свадебных напевов борысь гур); // Традиционное искусство и человек. Тезисы докладов XIX научной конференции молодых фольклористов памяти A.A. Горковенко. СПб, 1997.

73. Илле М. Сакмарова О. Рок-музыка и ее поклонники // Вопросы социологии музыки. Вып. III. М., 1990.

74. Иноземцева Г.В. Народный танец. М.: Знание, 1971.

75. Ионин Л.Г. Социология культуры. М.: Логос, 1996.

76. Искусство и социокультурный контекст. Сборник научных трудов. Л., 1986.

77. Кабанов A.C. К проблеме сохранения песенной фольклорной традиции в современных условиях // Художественная самодеятельность: вопросы развития и руководства / Труды НИИ культуры, 88. М., 1980.

78. Кагазежев B.C. Адыгские народные музыкальные инструменты и бытовые традиции. Автореф. дисс. на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Тбилиси, 1990.

79. Камрукова З.Р. Музыка и телевидение: опыт культурологического анализа. Автореф. дисс. на соискание ученой степени кандидата культурологии. Челябинск, 1997.

80. Канчавели Л. Г. Архаические песни адыгов и особенности их ладогармонического развития. Автореф. дисс. на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. Ленинград, 1974.

81. Капустин Ю. Музыкант-исполнитель и публика (Социологические проблемы современной концертной жизни). Л.: Музыка, 1985.

82. Каргин A.C. Фольклор и художественная культура XX века. // Сохранение и возрождение фольклорных традиций. Вып. 9. М., 1999.

83. Карпычев М.Г. Проблемы содержания музыки и музыкальное искусство Азербайджана. Автореф. дисс. на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. М., 1996.

84. Келле В.Ж. Культура и социальность // Постижение культуры. Концепции, дискуссии, диалоги: Ежегодник. Вып. 7. М., 1998.

85. Келлер Е.Э., Тихонова Э.Д. Празднично-досуговая жизнь в контексте петербургской ментальности // Сохранение и возрождение фольклорных традиций. Вып. 8. Традиционные формы досуга: история и современность. Сб. науч. Трудов. Сост. H.A. Хренов М., 1998.

86. Керашев А.Т., Чирг А.Ю. История адыгов (С древнейших времен до конца XX века). Учебное пособие. Майкоп, 1991.

87. Клюев A.C. Музыка и жизнь: О месте музыки в развивающемся мире: Монография. СПб.: Ut, 1997.

88. Костина А. Массовая культура и фольклор: к проблеме соотношения // Сохранение и возрождение фольклорных традиций. Вып. 9. М., 1999.

89. Кумыков Т.Х. Хан-Гирей. Нальчик, 1968.

90. Лапин В. Фольклорное двуязычие и проблема музыкальной полистилистики // Музыкальная академия, 1998, №3-4, книга вторая.

91. Левин С.Я. О музыкальных инструментах адыгейского народа // Ученые записки АНИИ. Майкоп, 1968.

92. Ловпаче Н.Г. Этническая история Западной Черкесии ( с 6-го тысячелетия до н. э. по XIX век). Майкоп, 1997.

93. Лосев А.Ф. Из ранних произведений. М„ 1990.

94. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М.: "Гиозис", 1992.153

95. Лукашин И.П. Искусство как социальный институт // Социология культуры. Вып.1. М., 1974.

96. Мафедзев С.Х. Межпоколенная трансмиссия традиционной культуры у адыгских народов в XIX начале XX века. (Этнографическое исследование). Автореф. дисс. на соискание ученой степени кандидата исторических наук. М., 1988.

97. Мациевская В. Творческий кодекс профессионального народного скрипача (на примере гуцульских Карпат) // Традиционное искусство и человек. Тезисы докладов XIX научной конференции молодых фольклористов памяти A.A. Горковенко. СПб., 1997.

98. Мациевский И.В. Народная инструментальная музыка как феномен традиционной культуры. Автореф. дисс. на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. Киев, 1990.

99. Медведева В. Казаки-некрасовцы в Турции: этносоциокультурный контекст традиции. // Музыка, миф, бытие. Под ред. Фомина В.П. М., 1995.

100. Медушевский В. К проблеме сущности эволюции и типологии музыкального стиля // Музыкальный современник. М., 1984.

101. Медушевский В. Художественная картина в музыке (к анализу понятия) // Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения. Л., 1986. Медушевский В.В. Сущностные силы человека и музыка // Музыка. Культура. Человек. Свердловск. 1988. Вып. 1.

102. Медушевский В.В. Религиозная природа музыкального слуха. // Homo musicus: Альманах музыкальной психологии. Под ред. Старчеус М.С. М., 1995.154

103. Мелехин В.А. Элементы и структура духовного производства // Актуальные проблемы социологии, психологии и социальной работы. Вып. 6. -Барнаул, 1998.

104. Мерриам А. Антропология музыки. // Homo musicus: Альманах музыкальной психологии. М., 1995.

105. Мерриам А. Антропология музыки: Музыканты // Homo musicus. Альманах музыкальной психологии '99. М., 1999.

106. Методы сбора информации в социологических исследованиях. Книга 1. Социологический опрос. М.: Наука, 1990.

107. Методы сбора информации в социологических исследованиях. Книга 2. Организационно-методические проблемы опроса. Анализ документов. Наблюдение. Эксперимент М.: Наука, 1990.

108. Мешко Н.К. Еще раз о народных хорах // Советская Музыка. 1974, № 1. Модернизация и национальная культура: Материалы теоретического семинара / Международный фонд социально-экономических исследований. М.: Апрель-85, 1998.

109. Музыка в жизни населения РСФСР. Отраслевая социологическая служба. Материалы к обсуждению. М.: НИИК, 1990.

110. Музыкальная социология: начало. // Музыкальная жизнь, 1983. Музыкальный фольклор адыгов: Материалы научно-практической конференции. Майкоп, 1988.

111. Народные песни и инструментальные наигрыши адыгов. Под ред. Е.В.Гиппиуса. В пяти томах. М., 1980-1989.

112. Ногмов Ш. Б. История адыгейского народа. Майкоп, 1994.

113. Осокин Ю.В. Художественная культура в процессах социокультурной дифференциации. Автореф. дисс. на соискание ученой степени кандидата философских наук. М., 1995.

114. Пашина O.A. Структурно-типологические исследования в советской музыкальной фольклористике // Музыкальная фольклористика: проблемы истории и методологии. Ред.-сост. Алексеев Э.Е., Левин Л.И. М., 1990.

115. Пашкин B.C. Социальная детерминация художественного познания. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. М., 1985.

116. Периль Б.В. Проблемы организации концертной работы в зеркале прессы (по материалам контент-анализа публикаций газеты "Советская культура". М.: НИИК, 1989.

117. Пертрусенко И.А. Композитор Каплан Туко. Майкоп, 1992.

118. Петрушин В.И. Музыкальная пропаганда: принципы и методы. // Советская музыка, 1990, №7.

119. Петрушин В.И. Музыкальная психология. М.: "Пассим", 1994.

120. Покотило O.A. Содержание и структура музыкального процесса как целостного образования. Автореф. дисс. на соискание ученой степени кандидата философских наук. Тюмень, 1998.

121. Покшишевский В.В. Методы изучения этнической смешанности городского населения. // Советская этнография, 1983, №1.

122. Понин Л.Г. Социология культуры. М., 1994.

123. Поспелов П. Фестиваль как род культурного творчества // Музыкальная академия, №3, 1995.

124. Пуртова Т. Истоки самодеятельного искусства и проблемы его развития. // Народный танец. Проблемы изучения. СПб., 1991.

125. Пшизова Р.Х. Музыкальная культура адыгов. Народно-песенное творчество: жанровая система. Автореф. дисс. на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. М., 1996.

126. Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация: Учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 1996.

127. Румянцев С.Ю., Шульпин А.П. Самодеятельное творчество и «государственная» культура // Самодеятельное художественное творчество в СССР. Очерки истории. 1930-1950 гг. Кн. 1. М, 1995.

128. Румянцев С.Ю. Музыкальная самодеятельность 30-х гг. // Самодеятельное художественное творчество в СССР. Кн. II. М., 1995.

129. Савв Р.Х. Мудрость адыгского этикета. Майкоп, 1995. С. 103-104.

130. Сайдашева З.Н. Песенная культура татар Волго-Камья (эволюция жанрово-стилевых норм в контексте национальной истории). Автореф. дисс. на соискание ученой степени доктора искусствоведения. М., 1998.157

131. Семилет Т.А. Социология культуры: основная диагностика культурного кризиса // Актуальные проблемы социологии, психологии и социальной работы. Вып. 6. Барнаул, 1998.

132. Сергеев A.M. Ситуация культурного перелома и трансцендентальные основания культуры // Ситуации культурного перелома. Материалы научно-теоретического семинара (24-26 апреля 1997 г.). Петрозаводск, 1998.

133. СмелковаЗ.С. Литература как вид искусства. М.: Флинта, Наука, 1997.

134. Соколова А.Н. Жанровая классификация адыгских народных песен. // Культура и быт адыгов, (этнографические исследования). Вып. VI, Майкоп, 1986.

135. Соколова А.Н. Жанровая классификация адыгских народных песен // Культура и быт адыгов. Этнографические исследования. Вып. VII. Майкоп, 1989.

136. Соколова А.Н. Об одной особенности инструментальной музыки адыгов. // Проблемы адыгейской литературы и фольклора. Вып.8. Майкоп, 1990.

137. Соколова А.Н. Пщынатль об Аслане Нехае. Майкоп, 1993.

138. Соколова А.Н. К вопросу культурных автономий и взаимосвязей // Итоги фольклорно-этнографических исследований этнических культур Кубани за 1195 год. Материалы научно-практической конференции, п. Джугба, 1996.

139. Соколова А. Типология традиционного музыканта в контексте Адыгагъэ. // Памяти A.M. Листопадова. Сб. науч. статей. Ростов-на-Дону: "Гефест", 1997.

140. Соколова А.Н., Сиюхова A.A. Концепция музыки в традиционной культуре адыгов // Неделя науки МГТИ: Материалы научно-практической конференции. Майкоп, 1998.

141. Соколова А.Н. Феномен адыгской музыки // Этюды по истории и культуре адыгов. Майкоп, 1998.

142. Соколова А. Мифологические аспекты традиционной инструментальной культуры адыгов // История и культура народов степного Предкавказья и158

143. Северного Кавказа: проблемы межэтнических отношений. Сб. науч. статей. Ростов-на-Дону, 1999.

144. Соколова А. Магомет Хагаудж и адыгская гармоника. Майкоп, 2000.

145. Соколов О. О "музыкальных формах" в литературе // Эстетические очерки. Вып.5.М., 1979.

146. Соловьев Ю.С. Музыкальная культура современного общества: Философско-эстетическое исследование. Воронеж, 1998.

147. Соломонов JI.A. Совершенствование сбора и обработки информации в социологии культуры, образования и науки: Автореф. дисс. на соискание ученой степени кандидата социологии. М., 1991.

148. Сохор А. Социология и музыкальная культура. М., 1975.

149. Социальная и культурная дистанция. Опыт многонациональной России. Под ред. Дробижевой JI.M. М.: Изд. Института социологии РАН, 1998.

150. Социология искусства в пространстве социального времени: итоги и перспективы. Под ред. Левина И.С. М., 1989.

151. Социальные функции искусства и его видов. М., 1980.

152. Стрельченко М.Л. Материальная культура адыгейских племен Северозападного Кавказа. Автореф. дисс. на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Л., 1969.

153. Сусанина И.В. Социально-психологический анализ эстетических предпочтений. Автореф. дисс. на соискание ученой степени кандидата социологических наук. М., 1997.

154. Схаляхо Д.С. Эволюция художественной концепции личности женщины в адыгском фольклоре и литературе: Автореф. дисс. на соискание ученой степени кандидата филологии. Майкоп, 1996.

155. Тевосян А. Социологические аспекты культурно-исторической реконструкции в музыкознании // Вопросы социологии музыки. М., 1990.

156. Терехова Г. Телевидение как средство массового воздействия (опыт социально-психологического исследования). Автореф. дисс. на соискание ученой степени кандидата философских наук. М., 1972.

157. Тимошенко А. Роль традиционного музыканта яли в этнокультурном универсуме Западной Африки // Традиционное искусство и человек. Тезисы докладов XIX научной конференции молодых фольклористов памяти A.A. Горковенко. СПб., 1997.

158. Тихомирова JI.A. Музыкальное краеведение как новое направление в музыкознании. Тверь. 1995.

159. Тлехуч A.M. О музыкальном инструментарии адыгов и опыте создания оркестра народных инструментов // Музыкальный фольклор адыгов. Майкоп, 1988.

160. Тлехуч A.M., Ханаху P.A. О формировании интереса молодежи к традиционному народному творчеству адыгов //Социальные проблемы молодежи. Майкоп, 1993. С. 56-76.

161. Трансформация социальной структуры и стратификация российского общества. Ред. З.Т. Голенкова. 3-е издание. М., 2000.

162. Тхагазитов Ю.М. Эволюция художественного сознания адыгов: (Опыт теоретической истории: эпос, литература, роман). Нальчик,: Эльбрус, 1996.

163. Тюрина В.Н. Музыка как феномен культуры (Методологический аспект). Автореф. дисс. на соискание ученой степени кандидата культурологии. М., 1998.

164. Унарокова Р.Б. Народная песня в системе традиционной культуры адыгов (эстетико-информационный аспект). Автореф. дисс. на соискание ученой степени доктора филологических наук. Махачкала, 1999.

165. Унарокова Р.Б. Объективизация «новой» песенной культуры (к проблеме становления адыгской фольклористики). // Этюды по истории и культуре адыгов. Вып. 2. Майкоп, 1999.160

166. Уральская В.И. Природа танца. М.: Сов. Россия, 1981.

167. Федун И. Народный скрипач Кузьма Воробэць музыкант-профессионал Восточной Бойковщины II Традиционное искусство и человек. Тезисы докладов XIX научной конференции молодых фольклористов памяти A.A. Горковенко. СПб., 1997.

168. Философия и музыка: диалог противоположностей? СПб., Тирасполь, 1993.

169. Фомин А. Понятие "танец" и его структура // Народный танец. Проблемы изучения. Научные труды. Санкт-Петербург, 1991.

170. Фомин В.П. О явном и тайном в духовном наследии (вместо предисловия) // Музыка, миф, бытие. Под ред. Фомина В.П. М., 1995.

171. Фохт-Бабушкин Ю.У. Искусство в жизни людей. СПб., 2001.

172. Хаджибиеков Р.Г. Этносоциальные и культурно-этнические отношения в Республике Адыгея: состояние и перспективы. Майкоп, 1995.

173. Хазрат Инайят Хаи. Мистицизм звука. Сборник. М.: Сфера, 1997.

174. Хакуашев А.Х. Адыгские просветители. Нальчик, 1978.

175. Хакуашев А.Х. Адыгское просветительство дореформенного периода. Автореф. дисс. на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Тбилиси, 1980.

176. Ханаху P.A., Цветков О.М. Некоторые типологические характеристики традиционной культуры адыгов // Философия и социология. Научный и общественно-теоретический сборник. Вып. 4. Майкоп, 1996.

177. Ханаху P.A. Традиционная культура Северного Кавказа: вызовы времени (социально-философский анализ). Майкоп, 1997.

178. Хан-Гирей. Записки о Черкесии. Нальчик: Эльбрус, 1974.

179. Хараева-Гвашева Ф. Дыхание ветра (о мифологии музыкальных инструментов адыгов) // Итоги фольклорно-этнографических исследований этнических культур Кубани за 1998 г. Краснодар, 1999.

180. Хараева-Гвашева Ф.Ф. К вопросу о мифологии гармоники в адыгской к-ультуре // Гармоника: история, теория, практика. Майкоп, 2000.161

181. Хараева Ф.Ф. Традиционные музыкальные инструменты и инструментальная культура адыгов. Дисс. на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. М., 2000.

182. Харламова Г.С. Музыка и власть в контексте культуры. Автореф. дисс. на соискании ученой степени кандидата философских наук. Ростов-на-Дону, 1997.

183. Хашхожева Р.Х. Черкешенки в истории. Нальчик: Эльбрус, 1997.

184. Художественная жизнь современного общества. Том I. Субкультуры и этносы в художественной жизни. Под ред. КБ. Соколова. СПб., 1996.

185. Художественная жизнь современного общества. Том 2. Аудитория искусства в России вчера и сегодня. Ред.-сост. Ю.У. Фохт-Бабушкин. СПб., 1997.

186. Цукерман В. Музыка и слушатель. Опыт социологического исследования. М.: Музыка, 1972.

187. Чамокова С.Т. Религия адыгов: история, динамика развития. Автореф. дисс. на соискание ученой степени канд. ист. наук. Майкоп, 1997.

188. Чередниченко Т.В. Песня в 1960-1980-х годах // Отечественная музыкальная культура XX века. К итогам и перспективам: Научно-публ. сб. М., 1993.

189. Чередниченко Т.В. На фоне "сникерса" меняется искусство. Низменное как личная судьба. Лина Мкртчан // Музыкальная академия, №3, 1997.

190. Чередниченко Т. Аркадьев М. Диалоги о "постсовременности" // Музыкальна академия, №1, 1998.

191. Чернов П.В. Россия: этнополитические основы государственности. М.: "Восточная литература" РАН, 1999.

192. Чеучев Н.Ш. Основы современной цивилизации: (Учебно-методический материал). В помощь учителю-обществоведу и учащимся старших классов полной средней школы. Майкоп, 1997.

193. Чистов К.В. Традиция и вариантность. // Советская этнография, 1983, №2.162

194. Чич Г.К. Героико-патриотические традиции в народно-песенном творчестве адыгов Автореф. дисс. на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Тбилиси, 1984.

195. Чурко Ю. "Из вчера в завтра" (Традиции и новаторство в хореографическом фольклоре). // Народный танец. Проблемы изучения. СПб., 1991. С. 109-128.

196. Чучайкина И.Е. Роль искусства в формировании социальной компетентности как составляющей профессиональной культуры // Актуальные проблемы социологии, психологии и социальной работы. Вып. 6. Барнаул, 1998.

197. Шадже А.Ю. Национальные ценности и человек: (Социально-философский аспект) Майкоп, 1996.

198. Шалабаева Г.К. Национальная культура как феномен национального сознания и самосознания: Социально-философский анализ. Автореф. дисс. на соискание ученой степени доктора философских наук. М., 1996.

199. Шахнозарова Н.Г. Национальная традиция и композиторское творчество. М.: "Композитор", 1992.

200. Шахнозарова Н.Г. Современность как традиция // Музыкальная академия, 1997, №2.

201. Шевляков Е. Бытовая музыка и социальная психология: лики общности // Музыкальная академия, 1995, №3.

202. Шемирзов Х.М. Семантический контекст генезиса адыгских танцев. // Вопросы искусства народов Карачаево-Черкесии. Черкесск, 1993.

203. Шиманов А.Ю. Проблема самоидентификации как предмет исследования. // Постижение культуры. Концепции, дискуссии, диалоги. Ежегодник. Вып. 7. М., 1998.

204. Шортанов А.Т. Адыгская мифология (Под ред. Алиевой А.И.) Нальчик: Эльбрус, 1982.

205. Шортанов А.Т. Адыгские культы. Нальчик: Эльбрус, 1992.163

206. Шу Ш.С. Адыгейская народная хореография в ее историческом развитии. Автореф. дисс. на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Тбилиси, 1983.

207. Этносоциальные проблемы города. Под ред. О.И. Шкаратана. М.: Наука. 1986.

208. Южак К. Язык и культура как фундамент научной концепции // Музыкальная академия, 1998, №3-4, книга вторая.

209. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара.: Самарский университет, 1995.

210. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М.: Добросвет, 2000. В соавторстве с В. Семеновой.