автореферат диссертации по социологии, специальность ВАК РФ 22.00.06
диссертация на тему:
Социокультурные процессы и их отражение в черкесской художественной литературе

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Шебзухова, Фатима Айсовна
  • Ученая cтепень: кандидата социологических наук
  • Место защиты диссертации: Майкоп
  • Код cпециальности ВАК: 22.00.06
Диссертация по социологии на тему 'Социокультурные процессы и их отражение в черкесской художественной литературе'

Текст диссертации на тему "Социокультурные процессы и их отражение в черкесской художественной литературе"

/ гк /") л> ' / О О J

(Л 1 ' U ■ /г/ Г* ^

(у / У ч/ ! ^^

МИНИСТЕРСТВО 0БЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АДЫГЕЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ И СОЦИОЛОГИИ

На правах рукописи ШЕБЗУХОВА Фатима Айсовна

Социокультурные процессы и их отражение в черкесской художественной литературе

(социологический аспект) специальность 22-00-06- социология духовной жизни

Диссертация у на соискание ученой степени кандидата

V социологических наук

Научный руководитель: академик ACH, доктор социологических наук, профессор Т.И. АФАСИЖЕВ

Майкоп- 1999

г

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

Введение....................................................................................3-2 В

Глава I. Социальные истоки зарождения и развития черкесской новописьменной художественной литературы

$1. Художественная литература как часть социокультурного процесса: зарождение и этапы развития.....................................................................29-40

$2.Отражение социальных противоречий общества в зарождающейся черкесской художественной литературе......................................................40- 49

$3.Жанровое развитие черкесской художественной литературы как важное социальное явление.................................................................49-61

Выводы..........................................................................................................61-62

Глава II. Социокультурная среда как объект социального познания.

Ь.Социальная среда как условие социализации личности...........................63-86

$2.Опыт и традиции народной педагогики в черкесской литературе.........86-101

$3.Отражение социальных процессов в черкесской поэзии............101-116

$4.Социальные противоречия в обществе и их отражение в черкесской прозе

60-80-х годов.............................................................................116-146

Выводы...........................................................................................147

Заключение...............................................................................148-154

Список использованной литературы...............................................155-170

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Сложнейшие процессы, происходящие в нашем обществе и во многом определяющие современную социальную обстановку в стране, существенно повышают актуальность исследований вопросов отражения социальных процессов, социализации личности и социо-лого-педагогических проблем воспитания и их отражения в художественной литературе. Одно из главных направлений таких исследований - изучение влияния духовной культуры, неотъемлемой ее составной части, - художественной литературы на формирование личности, т.е. социализации личности как социокультурного процесса.

Важно осознать социальные истоки самой литературы, ибо ее зарождение, становление и развитие как социальное явление представляют собой сложный закономерный процесс. Его следует понимать как "единое и цельное, обусловленное едиными причинами и крепко спаянное внутри".1 В этом надо видеть социальные истоки новописьменной черкесской литературы, которая является одной из самых молодых литератур северокавказского региона. Хотя необходимость изучения проблемы социологии литературы признается многими учеными, в современной науке на региональном уровне она не получила достаточную разработку. Основная причина такого положения видится в том, что она долгое время была наукой "нон грата", и потому заниматься ею было неудобно и небезопасно. По справедливому замечанию А. К. Тхакушинова," проблема социологии литературы остается весьма актуальной потому, что содержание и природа тех социальных процессов, которые определяют развитие литературы, взгляды на то или иное явление, в литературе изучены не в общем движении социальной и культурной среды эпохи, сформировавшей ее состав-

1 Сакулин П.Н. Филология и культурология. М. "Высшая школа", 1990.-c.30

ляющие и лицо".1 Актуальной проблема остается еще по ряду других причин, связанных с важнейшими периодами социального, политического и идеологического развития нашего общества, с переоценкой их роли в связи с трансформационными процессами общества в современных условиях и маргинализацией социальной структуры.

Социальные истоки зарождения молодой новописьменной черкесской литературы имеют теснейшую связь с важнейшими историческими этапами после Октябрьской 1917 года эпохи развития государства и общества. Это порожденные Октябрем социокультурная революция и гражданская война, Великая Отечественная война, колхозно-кооперативное строительство, с которыми были связаны обострение классовых противоречии в обществе, начало преодоления культа личности и дворцовые перевороты, взятый в апреле 1985 года курс перестройки общества. Провозглашение единственно правильным классового подхода к объяснению всех явлений не могло не привести к вульгарной социологии в молодой зарождающейся черкесской литературе.

В связи с таким подходом возникает необходимость разобраться в понятиях "социокультурный процесс" и "социальный процесс". Исходя из диалектической взаимосвязи, можно указать на то, что рассмотрение социальных процессов, в частности социализации личности как социокультурного процесса, требует определенного знания вышеназванных социологических категорий с условием, что процесс социализации проходит в определенной социальной сфере. Поэтому лучше в первую очередь дать определение этой важнейшей категории. Объективными факторами, детерминирующими сознание и поведение человека, как правило, являются, с одной стороны, материально - производственные отношения, а с другой, политико-правовые и нравственно-

1 Тхакушинов А. К. Социокультурная среда и отражение социальных процессов в художественной литературе (социальный анализ). Автореферат на соискание ученой степени доктора социологических наук. М. 1995,- с.10

идеологические отношения, которые складываются в обществе, в целом они и определяют уровень социализации личности. В совокупности же они и составляют среду. Таким образом, если исходить из такого понимания категории "среда", то социальная среда есть вся совокупность общественных условий (факторов, отношений и т.д.), в которых пребывает личность, которые ее окружают, оказывают воздействие на ее сознание и поведение в обществе. Такое определение социальной среды ничуть не противоречит дефинициям, существующим в нашей отечественной литературе.1 Важна роль социальных институтов в социализации личности. Этот важнейший процесс не обходится без их участия. В узком понимании "социальный институт" - это объединение людей для удовлетворения какой-либо конкретной и важной потребности, а также для достижения определенной цели личностью, группой или обществом. Общество через свои социальные институты не только утверждает, но и закрепляет конкретные виды социального взаимодействия в важнейших сферах жизнедеятельности. Они являются, с одной стороны, постоянными, а с другой, - обязательными для всех членов общества в целом или определенной социальной группы. В качестве таких социальных институтов выступают семья, система образования, научные, культурные организации, СМИ, религия и т. д. Таким образом, из сказанного можно сделать вывод, что социальные институты - это довольно-таки высокоорганизованные социальные системные образования, имеющие устойчивую структуру, высокую интегрированность своих элементов, отличающиеся многообразием и динамичностью их функций. С социальными институтами тесно связаны социальные процессы как основа и источник жизнедеятельности общества, его социальных изменений, социальной динами-

1 Козлова О.Н.. О методах анализа социокультурных явлений// Социс, №11, 1993.-М., с.138-146; М.З. Ильчиков, Б.А.Смирнов. Социология воспитания. М. 1996-114с.

ки. Еще в 20-х годах американские социологи Р. Парк и Э. Берджес выделили следующие виды социальных процессов: кооперация, конкуренция (соперничество), приспособление, конфликт, ассимиляция, амальгамизация (смешение, сочетание). Современная социология к ним относит поддержание границ, систематические связи.1 Если же исходить из сказанного, то социальные процессы - это совокупность повторяющихся социальных действий и взаимодействий одного направления, выделяемых из множества других. Их сердцевиной является социальный детерминизм, то есть признание всеобщей объективной закономерности и причинной обусловленности всех явлений общества, в частности, признание закономерности поведения, связанного с волей человека. Это объективная закономерная зависимость человека от социальных процессов и явлений. Наряду со взаимодействием влияний среды и воспитания на социализацию личности, воздействия воспитания на социальный процесс в обществе, социальная детерминированность имеет прямое отношение к социологическим проблемам воспитания личности.

Совершенствование общественных отношений, в которых играет роль личностное поведение человека (субъекта), требует социализации личности, что способствует повышению человеческого фактора.

Целью социализации личности является включение человека в систему общественных отношений, вживание индивидов в существующую социальную структуру, то есть воспитание человеческого в человеке. Достигается это путем формирования духовной близости с другими людьми в процессе социализации личности, ведущих к совершенствованию как самих индивидов, так и условий их общественной жизни. Для чего это необходимо? Для того, чтобы каждый человек стремился в своих действиях и поступках, отношениях с другими

'См. Словарь- справочник по социологии и политологии. М. "Знание", 1996-с 188-189.

людьми к максимально возможному (в данных общественных условиях) соответствию принятым принципам гуманизма.

В какой степени художественная литература способствует реализации этой цели воспитания (социальный компонент) и как реализовать ее в жизни (педагогический компонент)? Каким образом художественная литература решает эти две взаимосвязанные задачи? Это - основные вопросы, составляющие ядро проблемы исследования.

Художник слова создает произведение не только для того, чтобы зеркально точно отразить жизнь в ее многообразии, общественную борьбу. Писатель сам принадлежит к определенной социально-политической группе общества. Поэтому сознательно или бессознательно, желая того или не желая, поэт или писатель является участником общественной борьбы. Его оружие - художественное слово. Автор хочет, чтобы его произведения утверждали определенные идеи, которые, как правило, отражают не только явления, следовательно, они как бы осуществляют социальное воспитание. В этом смысле литературное образование, получаемое человеком, является частью целостного процесса общественного воспитания.

Как особое средство отражения социальной действительности художественная литература на протяжении всей своей истории играла и сейчас играет большую роль в духовной жизни человека. Но как наука художественная литература стремится к познанию, следовательно, писатель отражает объективную реальность путем ее эстетического восприятия и воспроизведения посредством художественного словесного образа, созданного его творческим воображением и содержащего его субъективную оценку явления, события.

Эстетические эмоции, вызываемые художественным произведением, способствуют восприятию общественных проблем не только умом, но и сердцем, пробуждают активное отношение к жизненным картинам, нарисованным в произведении. Воспитательное воздействие художественной литературы за-

ключается также и в том, что она учит видеть прекрасное и безобразное в самой реальной жизни.

Писатель, в какую бы он эпоху не жил, является членом общества, гражданином своей страны, национальным представителем своего народа. Поэтому ему небезразлично, как литература воспитывает идейно, нравственно и эстетически, развивает любовь к Родине, людям, труду, чувство гражданского долга. Следовательно, художественная литература способствует не только распространению среди народа просвещения, но и культуры, воспитанию положительных нравственных черт личности через образы, поступки положительных героев.

Литература имеет свой предмет познания и воздействия на читателя. Основным предметом изображения в литературе являются люди конкретной исторической эпохи, их мысли и чувства, взаимоотношения, их жизненные идеалы, внутренний, духовный мир человека и общественная жизнь людей. Разнообразна деятельность людей, богат и обширен их духовный, эмоциональный мир. Поэтому и содержание художественной литературы многогранно и многосторонне.

Художественные произведения для читателей тем интересны и поучительны, что в них изображены люди с их поисками смысла жизни, истины, добра и справедливости, с их мыслями и эмоциями. Они воздействуют одновременно на ум и чувство читателя, который переживает, выражая радость, волнение, чувство гнева, сострадания, протеста и восхищения.

В природе и в жизни ничто не существует отвлеченно, в них все конкретно. Исходя из этого, создатели подлинно художественных образов стремятся к тому, чтобы в их произведениях было как можно меньше отвлеченного, чтобы в них все было, по мере возможности, выражено конкретно, в живых картинах, в индивидуальных образах. Для писателей, создающих художественные творения, это приобретает характер закона. Соблюдение его - важное условие воз-

действия литературы на процесс формирования нравственности читателя, повышение уровня его образованности.

Художественная литература дополняет знание человеком действительности специфическим воздействием искусства слова, художественного образа, служит человеку "учебником жизни".

Талантливые поэты и писатели с этих позиций - хорошие педагоги. Своими произведениями они помогают видеть прекрасное в действительности и таким образом развивают мышление, формируют эстетический и эмоциональный мир личности, ее социальные качества.

Литературное знание художественного произведения определяется тем, черты какого литературного направления являются основными, определяющими в произведении, каковы его художественные достоинства, выражающиеся в жизненности изображаемых характеров, в яркости и эмоциональности его выразительных средств и т.д. Данная проблема относится к области исследования литературных критиков и литературоведов, в то время как указанная проблема находится на стыке двух взаимосвязанных наук - педагогики и социологии. Педагогика- наука социальная, ее невозможно развивать без знания законов социального развития общества. Тем не менее, важнейшей проблемой двух наук - социологии и педагогики, является понимание роли воздействия общества на воспитание и влияние воспитания на развитие общества. Конечно, социологические проблемы воспитания находятся в первую очередь в компетенции социологии- науки об обществе в целом, социальных общностей и социальных отношений, складывающихся в обществе.

Социальная значимость указанных категорий социологии воспитания, а также специфика их пограничного положения, требующая совместных усилий социологии и педагогики, приводит к тому, что на стыке этих наук зарождаются новые направления социолого-педагогических исследований, имеющих свою проблематику и методику исследования. Это и определило общую соци-

альную направленность данного исследования, которое посвящено социальному становлению подрастающих поколений под воздействием художественной литературы.

Наиболее интенсивный период развития человека как личности, утверждение в нем социального начала и его, как индивидуальности, самоутверждение в системе социальных связей и отношений, в основном, совпадает с периодом молодости. Вследствие этого каждое новое поколение, вступающее в жизнь, должно подниматься на более высокий уровень образованности, общей культуры, профессиональной квалификации и социальной активности. Процесс этот сопряжен с трудностями, противоречиями, новыми проблемами.

Человеком рождаются, а личностью, как правило, становятся в процессе социализации. Неотъемлемыми чертами личности являются: самосознание, ценностные ориентации, социальная ответственность перед обществом за свои поступки, вместе с тем определенная автономность в отношении к обществу. Отсюда личность в обществе имеет свой социальный статус, и, конечно, играет свою социальную роль, следовательно, взаимодействие личности и общества и формирование общественного человека всегда были и есть центральная проблема социологии как науки. Поэтому важно помнить, что от характера воздействия на человека зависит и уровень социализации личности. "Давно известно, что разрыв между теорией и практикой сказывается, с одной стороны, -на интеллектуальном развитии человека, а с другой, на практической его деятельности. Как показывает опыт, чтобы практически ликвидировать разрыв между двумя сторонами воздействия на воспитательный процесс,