автореферат диссертации по социологии, специальность ВАК РФ 22.00.06
диссертация на тему: Социокультурный статус работников торговли
Полный текст автореферата диссертации по теме "Социокультурный статус работников торговли"
Р Г Б ОЛ
О Л ПАР ЗД
На правах рукописи
ПЕТРОВ Юрий Петрович
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ СТАТУС РАБОТНИКОВ ТОРГОВЛИ
Специальность 22.00.06 - Социология духовной жизни
АЗТО РЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук
Белгород-1395
Работа выполнена на кафедре социальных технологий Белгородской государственной технологической академии строительных материалов.
Научный руководитель:
доктор социологических наук, профессор Н.С.Данакин
Официальные оппоненты:
доктор философских наук, профессор Ю.Ю.Вейнгольд
кандидат социологических наук С.И.Курганский
Ведущая организация: социологический факультет Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова.
Защита диссертации состоится 1996 года
в часов на заседании диссертационного совета К 064.66.02 по
присуждению ученой степени кандидата социологических наук при Бел-гор-. декой государственной технологической академии строительных материалов (308012, г. Белгород, ул. Костюкова, 46).
С диссертацией можно ознакомиться в научно-технической библиотеке Белгородской государственной технологической академии строительных материалов.
Автореферат диссертации разослан " 1996 года
Ученый секретарь ^ л
диссертационного Совета //ип У Цибриенко Р.Я.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ.
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ. Интерес к определению социокультурного статуса деятельности социальных субъектов - проявление все более осознающейся в конце XX века потребности определения смысла происходящих событий, разработки критериев их оценки, постановки целей перспективного и актуального развития социальных процессов.
Потребность в осмысленном бытии - специфическая особенность человеческого рода - актуализируется в виде субъек тивного интереса в периоды возникновения необходимости смены мировоззренческих и, следующих за ними, научных парадигм. Мировое сообщество переживает ныне именно такой период - кризисное состояние, обусловленное все более губительными последствиями технико-экономико-политически ориентированной деятельности глобального социального субъекта на природу в целом и деятельности локальных социальных субъектов, ориентированной на природно-индивидное и индивидуальное начало в ка>едом конкретном человеке.
XIII Всемирный социологический конгресс в Билефельде (1994 г.) показал озабоченность мировой общественности проблемой выхода из мировоззренческого кризиса. Но, к сожалению, идеологию постмодернизма, господствовавшую на последнем социологическом конгрессе, нельзя назвать адекватным ответом культурного человечества на требования времени. Суть ее заключается в распространении, "глобализации" западного типа социальности в качестве мирового порядка, которому после падения государственного коммунизма нет альтернатив. С целью спасения человечества поставлена задача стабилизации развития и консервации существующего балайса стран и регионов. Американские социологи предлагают использовать в России разработанные, в частности, Толкоттом Парсонсом методы денацификации, примененные Соединенными Штатами в Германии в 1945 г. Такой подход не соответствует нравственному императиву, провозглашенному еще Конфуцием: "Не делай другим того, чего не желаешь себе". К счастью, существуют и другие точки зрения.на перспективы мирового раз-
вития, существует как исторически, так и методологически более основательная социокультурная традиция, несколько заслоненная структурно-функциональным и постмодернистским глобалистским подходами. Именно она приобретает все большее значение по мере вхождения мировой цивилизации в кризис, характеризующийся неспособностью к социокультурной идентификации социальных субъектов. Функциональный подход хорош в период сложившейся логики социальной системы как средство внутрисистемного исследования. В более широких пространственно-временных координатах в периоды поиска смысла новой логики взаимоотношений социальной системы, социальных процессов и субъектов с человеком и природой необходимы иные онтологические и методологические основания. Сегодня обнаруживается глубинная потребность, обостряется интерес к логике культуры, культурным смыслам, к огоеделению социокультурных статусов социальных субъектов как субъекте;» жизнедеятельности.
Именно такой период переживает человечество "на стыке" веков. Болезненно обостренно протекает кризис социокультурного самоопределения у народов Восточной Европы, особенно в России. Упрощенный вариант реформирования России "сверху", путем трансляции в ее культу! ' принципов функционирования западного типа социальности, при отсу ствии социокультурных критериев адаптации чужого социально-исторического опыта, а затем - путем наращивания скорости реформ за счет демократизации с помощью усиленной исполнительной власти, привел к отчуждению массы людей от государственных институтов, активации межэтнических конфликтов.
В этих условиях перед социологами стоит сложная задача: проведение конкретных социологических исследований, разработка теоретико-методологических оснований социокультурного характера, уровней социологической теории, привлечение для этого наработок культурологов, социальных философов, психологов. Конструктивным направлением развития социологии может стать интеграция структурно-функционального и социокультурного подходов в процессе решения исследовательских задач.
В качестве конкретного социального процесса, социокультурный ;татус субъекта которого исследуется автором, выступает торговля. Как зценить феномен "торгового бума", начавшегося в обществе в конце 30-х годов? В чем объективная основа всплеска торговой активности? <аков социокультурный статус торговли и ее работников в российском 'ипе культуры и социальности? Как сами работники оценивают интенсификацию деятельности? Каково их социальное самочувствие, на-жолько они являются субъектами собственной жизнедеятельности? Ка-сова система деятельностей и ценностей, взаимоотношение которых м )лределяет счастье или несчастье человека? Представляют практиче-жий интерес также изменения в структуре торговой деятельности, про-чсшедшие в перестроечный и реформенный периоды на уровне пер-шчных профессиональных групп, изменения в отношении к труду, во )заимоотношениях руководителей и подчиненных в новых экономиче-:ких условиях. По сути своей это - актуальное исследование изменения юнкретных показателей социально-профессионального статуса работ-шков торговли в ходе реформ и влияния этих изменений на социокуль-урные - индивидные, личностные, индивидуальные - характеристики, ¡бусловленные его принадлежностью к этой профессиональной группе.
ОБЪЕКТОМ настоящего исследования в его теоретическом ретро -1 перспективном плане является торговля и ее работники в российских ■словиях, в более узком эмпирическом плане объектом полевого па-юльного исследования являются работники сферы торговли среднего орода центральной России - Новомосковска и его региона.
Моделью генеральной совокупности в 1989 году была квотная вы-юрка, которую составили 568 респондентов: 204 руководителя и спе-1иалиста и 364 рабочих 35-ти предприятий промторга, пищеторга, ко-шторга, треста ресторанов и столовых. В 1994 году в целенаправлен-ую выборку вошли 29 приватизированных предприятий торговли раз-юго профиля, представленные 336 респондентами: 112 руководителя-ш и специалистами и 224 рабочими.
ПРЕДМЕТОМ исследования является социокультурный статус в ка-' тегориальных отношениях и в эмпирических характеристиках субъекта жизнедеятельности, профессионально занятого процессом торговли.
СТЕПЕНЬ НАУЧНОЙ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ. Специальных работ, посвященных решению проблемы в предложенной форме в социологической литературе не встречается. Однако невозможно переоценить значение работ, посвященных методологии исследования социокультурной проблематики таких классиков социологической мысли как П.А.Сорокин с его исследованием социокультурной динамики, социальной стратификации и мобильности, взаимосвязи социального прогресса и счастья человека, Н.А.Бердяева с его культурно-психологическими характеристиками народов, их предшественника Н.Я.Данилевского с его культурно-историческими типами, С.Н.Булгакова, П.А.Флоренского, Вл.С.Соловьева и других русских культурологов, чье нас/^дие еще не востребовано в полной мере в качестве методологического основания социологических исследований социокультурной индивидуальности субъектов жизнедеятельности.
В поисках теоретико-методологических, социально-философских оснований социологического исследования использованы работы LI' Монтескье, И.Канта, Ф.Гегеля, Ф.Энгельса, К.Маркса, классиков теоретической социологии О.Конта, Де Роберти, Л.Гумпловича, Г.Спенсера, М.Вебера, Э.Дюркгейма, представителей философии культуры - Апьфреда Вебера, Т.Адорно. Не оцененным, является вклад и социологию коренных социокультурных различий Ли-Дачжао - китайскою мыслителя начала XX века. Интересную социокультурную периодизацию истории и определение типов социального характера, перспектив выхода из состояния деградации предложил гуманист-подвижник А.Швейцер и его последователь, представитель "радикального гуманизма", философ, социолог и социальный психолог З.Фромм.
Проблемы логики социализации индивида, раскопошсш кулыуры, проявляющей себя в ослаблении интереса к чтению в пользу визуешь-ных, зрелищных форм, "воображаемой реальности", глобализации социокультурных процессов, вынуждающих национальные кулыуры нести
юстоянную борьбу за выживание, вытеснения культуры в частную и по-)седневную сферу, перехода управленческих функций к компетентным ;лоям элиты, в то время как остальные оказываются в положении непо-:вященных, сегментации системного знания, не обеспечивающегося эбщесоциапьной потребностью в истине и поэтому теряющему свой онтологический статус, перестающему быть отражением мирового бытия -эти и другие черты кризиса современной культуры, характерные и для эоссийской реальности, представлены в социологических работах германских социологов второй половины 80-х годов: В.Бюля, Н.Элиаса, О.Хабермаса, А.Хаана, Н.Лумана, Ф.Нейдхардта, К.Ц.Рееберга, Ф.Тенбрука.
Возрастание значимости малых дел, интерес к повседневности, к альтернативным формам образа жизни, от далеких пространств к ближнему окружению, от анонимности - к родине, - таковы новые ориентации массовых движений в постиндустриальную эпоху, решающих проблему социокультурной идентичности, проблему единства и конси-стентности психосоциальных самоопределений индивида и группы. Социология имеет дело с индивидами, которые ищут смысла и нуждаются в культуре, а не только в социуме. Таковы причины оживления социологии массовых социокультурных движений, которыми заняты В.Липп, Н.Ланге, Ю.Рашке, Х.Швильм.
Признаком начала социокультурного движения в этом направлении в России являются попытки приблизить власть к повседневности, к месту воспроизводства жизни в виде самоорганизации - учреждения органов местного самоуправления первичных поселений: городов, сел, поселков. И это также одно из современных социологических направлений исследования субъектов жизнедеятельности.
Категория "статус" получила распространение в процессе разработки американскими социологами теории социальной стратификации, начало которой было положено П.А.Сорокиным, а продолжение она получила в работах Т.Парсонса, Р.Мертона, К.Дэвиса, У.Мура и других.
Одной их первых отечественных работ, в которых решалась задача адаптации этой категории к решению, обществоведческих проблем в
России, в процессе изучения активности личности была монографии Е.А.Ануфриева "Социальный статус и активность личности (личность как объект и субъект общественных отношений)", изданная в Московском университете в 1984 г. Других монографических исследований категории "статус" не было, но в качестве рабочего понятия он все чаще стал входить в отечественную социологию в одном ряду с понятиями "престиж", "роль", "должность", "ранг", "власть". В частности, широкую известность получила статья Р.В.Рыбкиной "Советская социология и теория социальной стратификации" в сборнике "Постижение", изданном в Москве в 1989 г., в которой уделено внимание среди других и понятию "статус"..
90-е годы характерны оживлением социокультурной проблематики В основном разрабатываются следующие проблемы этого направлении: своеобразие российского пути развития в авторских вариантах
A.С.Ахиезера, М.И.Гельвановского, Р.Н.Евстигнеева, А.А.Зиновьева,
B.Е.Мануйлова, А.С.Облонского, Ю.В.Светлова, И.Н.Яковлева и других; определение понятий "цивилизация" и "культура" авторами Е.К.Амелиной, Н.Е.Сагатовским, В.Г.Немировским; динамика ценностных ориентаций ■ Л.Д.Носовой, Г.Е.Родионовой; природа и культура -K.P.Непомнящей, О.Н.Яницким и другими; методологические проблемы разрабатываются • Ю.Ю.Вейнгольдом, Н.С.Данакиным, Ю.Н.Давыдовым, Я.Я.Дятченко, И.А.Ильяевой, В.В.Ильиным, Г.А.Котельниковым,
A.С.Лобановой, Е.П.Прохоровым, В.А.Ядовым и др.
Сегодня сложились теоретические и практические предпосылки интеграции структурно-функционального и социокультурного, социально-философского и социологического подходов для разработки категориальных и методологических основ исследования социокультурного статуса субъектов жизнедеятельности, и в частности - работников торговли. Специальных работ, посвященных социокультурному статусу этой профессиональной группы, нет. Есть лишь работы, в основном экономистов, посвященные трудовым ресурсам в торговле, стимулированию, нормированию, дисциплине, организации труда. Это работы
B.С.Агронского, Р.К.Аврамова, Ю.Н.Болдырева, Е.И.Данилова
Я.Л.Орлова, Е.А.Крашенинникова, Л.И.Солнцева, И.Г.Черепановои, Н.П.Черных, Л.Я.Шолоховой, Н.В.Яремчука, А.А.Яшина.
ЦЕЛЬЮ настоящего исследования является разработка теоретико-методологических оснований социокультурного статуса субъектов жизнедеятельности и применение их в процессе конкретного социологического исследования жизнедеятельности социально-профессиональной группы работников торговли в российских социокультурных условиях.
В соответствии с поставленной целью решались следующие задачи:
- Определение семантического "поля" термина "статус".
- Определение различия онтологических оснований социального и социокультурного статусов, специфики критериев оценки социальной эффективности деятельности и социокультурной эффективности жизнедеятельности субъектов. Определение статуса как меры субъектности жизнедеятельности.
- Определение статуса в пространственно-временных координатах системы деятельностей и ценностей.
- Определение эмпирических показателей социокультурного статуса.
- Определение специфики развития торговли и социокультурного статуса ее работников в исторически изменяющихся российских условиях, выявление социальных и экономико-политических факторов этих изменений.
- Проведение сравнительного анализа результатов панельного исследования социокультурного статуса работников торговли н России конца 80-х и середины 90-х годов.
НАУЧНАЯ НОВИЗНА РАБОТЫ заключается:
- в категориальном обосновании концепта "социокультурный статус субъекта жизнедеятельности" и его применении в качестве теоретико-методологического принципа социологического исследования работников торговли;
- в определении и описании природно-социо-культурных условий и факторов исторического развития России, препятствующих оформлению и воспроизводству статуса работников торговли;
- в разработке инструментария и проведении панельного исследования социокультурного статуса работников торговли в России конца 80-х - середины 90-х годов;
- в выявлении в процессе эмпирического анализа и обобщения закпномерностей изменения социокультурного статуса торговли и ее работников в советский, перестроечный, пореформенный периоды.
НА ЗАЩИТУ ВЫНОСЯТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ:
1. Совокупность значений понятия "статус" позволяет использовать его в качестве коренной социологической категории для хо-, 1ктеристики процессов и их субъектов, а также, в качестве интегр агора дифференцированного ныне гуманитарного знания.
' Статус субьекта жизнедеятельности - это мера качественно-количзственных изменений, которые производятся человеком в объективной природной и социальной реальности и в нем самом в процессе жизнедеятельности.
Макро- и микроуровни социологического исследования статуса связаны понятием "человек", воспроизводство которого осуществляется как конкретное триединство природно-индивидной, социально-личностной и культурно-индивидуальной его ипостасей. 2, Дуализм, свойственный структурно-функциональному подходу к вза-' имоотношениям типа "личность - группа", "личность - общество", "культура - общество", обусловленный абсолютизацией онтологической значимости социальной реальности как их сисгемообразую
щей основы, снимается включением социальной реальности с ее структурными составляющими в природно-социокультурную систему, в которой культура задает смысл, меру во взаимодействии природного и социального. Критерием развития социального, группового, личностного становится необходимость и возможность воспроизводства человеческого рода, природы, индивида и индивидуальности.
3. Торговля - процесс, соединяющий три стороны человека: носителя развивающихся потребностей, интересов, производителя предметов и услуг и их потребителя. Человеческие потребности, интересы, заявляемые в виде потребительского спроса, фиксируются торговлей и посредством ее задают импульс материальному и духовному производству предметов и услуг, обращению их в процессе торговли -купли-продажи в товары, удовлетворяющие покупательский спрос -интересы и потребности человека. Полюсы противоречия, побуждающего продуктивное напряжение, производительные силы человека, - в нем самом: зарождающаяся потребность - удовлетворяющаяся потребность. Все социальные отношения (в том числе и производственные) - средства воспроизводства этого противоречия, воспроизводства жизни. Торговля - индикатор количества и качества человеческих* - индивидуальных и общественных - потребностей и возможностей.
4. Произошли значительные изменения в характере и структуре профессиональной деятельности руководителей и специалистов торговли. Они в большей степени, чем раньше, стали субъектами планирования, организации, стимулирования торгово-производственного процесса, что проявилось« более жестком отборе стратегических направлений деятельности, фокусировании внимания и жизненной энергии на меньшем количестве деятельно-стей,составивших функциональное производственно-необходимое ядро.
5. Для профессионального положения руководителей и специалистов торговли середины 90-х годов характерна более высокая
степень статусной конгруэнтности - 'соответствия друг другу различных статусных факторов.
6. Сравнение системы ценностей руководителей и специалистов торговли конца 80-х и середины 90-х годов приводит к выводу о том, что происходит локализация ценностного пространства в настоящем и ближайшем будущем, в ближайшем окружении, то есть укрепляются ценности менталитета западного типа, реализация которых возможна и интересна "здесь и сейчас". Увеличивается значимость ценностей личностного самоутверждения, уменьшается значимость ценностей индивидуальной и индивидной самореализации.
7. Возросла степень удовлетворенности жизнью в целом у всех категорий работников торговли за счет резкого увеличения удовлетворенности .работой, которая стала главной составляющей, главным фактором жизненного успеха.Семейная сфера жизнедеятельности,
• степень самореализации в которой упала почти в два раза, утратила место ведущего фактора, от которого в первую очередь зависел успех в жизни в 80-е годы.
Досуг, как фактор успеха в жизни, а за ним и общественная деятельность, как и в 80-е годы занимают, соответственно, 3-е и 4-е места, но степень их влияния на общую самооценку жизни также ьчачительно уменьшилась.
8. Профес.сионально-функциональная эффективность жизнедеятельности работников торговли как характеристика социального статуса в середине 90-х годов возросла, но социокультурная эффективность уменьшилась. Экономическая эффективность жизнедеятельности "теснит" социальную, более жестко фокусируя профессиональную структуру деятельностей и ценностей; социальная, в свою очередь - социокультурную. Естественные природные процессы, свойственные человеку и необходимые для воспроизводства рода, или вытесняются из ценностногдеятельностной структуры, или извращаются экономико-социальным влиянием.
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ РАБОТЫ-заключается в интеграции культурологических и. структурно-функциональных, прпстрэнсшвннп-
временных и деятельностно-ценностных предметно ориентированных направлений исследования для разработки концепции триединства онтологических оснований, критериев оценки эффективности взаимодействий природы, общества и человечества, индивида, личности и индивидуальности как феноменов жизни человека.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИМИ ОРИЕНТИРАМИ в нашем исследовании были принципы единства онтологии, логики и теории познания, детерминизма, принцип триады как элементного минимума воспроизводства и развития процессов, принцип меры взаимосвязи бытия и сознания, системы ценностей и системы деятельностей, пространства и времени в воспроизводстве жизнедеятельности субъектов.
В процессе эмпирического исследования использованы сравнительно-исторический, культурологический, структурно-функциональный подходы к выявлению особенностей развития торговли как социального института. В панельном исследовании применены методы: анализ документов, наблюдение, стандартизированное формализованное интервью, анкетирование, группировка, ранжирование, корреляция первичных эмпирических данных.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ диссертации в том, что основные ев положения могут быть использованы в качестве теоретической основы для проведения экспертиз социальных инноваций, для оценки изменения статусов различных социальных субъектов, особенно торговых работников.
АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ. Идеи и материалы, теоретические и методологические положения диссертационного исследования нашли свое отражение в лекциях по курсу "Социология", читаемых в Новомосковском институте Российского химико-технологического университета им. Д.И.Менделеева, в научных публикациях. Диссертация обсуждалась и была рекомендована к защите на заседании кафедры социальных технологий Белгородской государственной технологической академии стройматериалов.
СТРУКТУРА РАБОТЫ. Диссертация состоит из введения, трех разделов, заключения и списка использованной литературы.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ.
ВО ВВЕДЕНИИ обоснована актуальность темы, раскрыта степень ее научной разработанности, определены предмет и объект, цели и задачи исследования, Указываются элементы новизны, излагаются основные положения, выносимые на защиту, методологические принципы, методы исследования, теоретическая и практическая значимость работы.
ПЕРВЫЙ РАЗДЕЛ - "Теоретико-методологические основания социологического исследования социокультурного статуса субъектов жизнедеятельности" .
В нем определяется семантика слова "статус" как коренного в рассматриваемом концепте. Помня о том, что смысл, согласно В. Гумбольдту, образует внутреннюю форму слова, а слово "статус" - латинского происхождения, автор рассматривает этот 'первоначальный се-макти ¡еский вариант, самый богатый, как выяснилось, в сравнении с более поздними его языковыми вариациями и современным конкретно-научным - социологическим, юридическим, политологическим -употреблением.
Сегодня, когда обострилась потребность в объединении гуманитарны/ <аук, термин "статус" может быть использован как интегрированный ими показатель.
Ему отдается предпочтение по сравнению с терминами "образ", "облик", "роль", "функция", "престиж" как более строгому,и емкому по нятию, в которое включаются перечисленные значения.
Ближе всего к понятию "статус" является категория "мера", которая, по Гегелю, в единстве с качественными и количественными характеристиками вещи образует логическую, онтологическую и гносеологическую триаду - философское основание социологической категории "статус".
Далее обосновывается необходимость включения в рассматриваемый концепт категории "субъект", под которым понимается активная сторона взаимодействия.
Человек как субъект жизнедеятельности - важнейшее звено в де-терминационной цепи исторического развития. Субъектность заключается в том, что человек, стремящийся к осмысленному активному бытию, всегда ищет меру субъективного и объективного в своей жизнедеятельности. Отсюда - логическая необходимость включения в концепт категории "жизнедеятельность".
Качественно-количественная определенность - мера детерминированности жизнедеятельности объективным и субъективным - и есть статус субъекта.
Таким образом, статус субъекта жизнедеятельности - это мера качественно-количественных изменений, которые производятся человеком в объективной природной и социальной реальности и в нем самом в процессе его жизнедеятельности.
В диссертации выделяется еще один теоретико-методологический аспект исследования статуса субъекта жизнедеятельности: рассматриваются объективные и субъективные условия и факторы детерминации жизнедеятельностью и детерминации жизнедеятельности субьекта. В первом случае исследовательское внимание сосредотачивается на видении объективных и субъективных сторон активности - факгоров человеческой жизнедеятельности, изменяющих существующие природные и общественные условия. Во втором случае рассматриваются те элементы природных и социальных условий, которые воздействую! на жизнедеятельность, способствуя ее становлению из возможности в действительность. Для исследования социокультурного статуса важно иметь в виду и первый и второй случаи, различая их применительно к конкретной жизнедеятельности субъекта.
Необходимо установить предел развития социального, ею меру Эту проблему нельзя решить, оставаясь на позициях "социоло(изма", который в лучшем случае может предложить в качестве онтологических оснований диады "общество - личность", "общество культура", "общество - группа", где и личность, и культура, и группа липь функции нальные структурные части социального. Выражаясь логически, диада нестабильная фигура
Расширяя онтологические основания статуса до триады "природа -общество - человечество", мы получаем более устойчивую логическую. фигуру и, что не менее важно, получаем онтологическое природно-со-цио-культурное основание оценки каждого из элементов этой триады.
Пределом развития социального, цивилизационного является, как минимум, мера ненанесения вреда воспроизводству природы и человечества. Эта мера нарушена обществами, ориентированными лишь на себя, руководствующимися рассудочным принципом "здесь и сейчас".
Критерием развитости социального должна стать его способность создавать условия для воспроизводства человечества, не подрывая при этом способность к самопроизводству природы, ограждая себя и человека от стихийных природных бедствий и от деструктивного влияния отдельных групп людей, попыток расколоть целостность общества путем обострения социальных кризисов и революций.
Гармоничные взаимоотношения в триаде "природа - общество - человечество" - онтологическое, логическое, гносеологическое и аксиологическое основание, задающее на макросоциологическом уровне направления исследования социокультурного статуса. Культура как начало общечеловеческое не может реализоваться без единства тождества и различия и с природным и с социальным.
На микросоциологическом уровне, по мнению автора, онтологическую триаду образуют: "индивид - индивидуальность - личность". Человек предстает в трех ипостасях: природно-индивидная, социально-личностная и культурно-индивидуальная. Две триады микро- и макросоциологии - "природа - общество - человечество" и "индивид - личность -индивидуальность" сообщаются друг с другом посредством понятия "человек".
Человек рождается как существо в большей степени природно-родовое, как индивид. В процессе жизни, проходя культурную социализацию в действиях, усваивая роли, нормы санкции, ценности ближайшего и все более расширяющегося социокультурного окружения, он приобретает личностные характеристики, стремится к достижению об-
разцов, требуемых от него. Личность - личина, маска становится вторым "я" человека.
Третье "я" - индивидуальность - образуется как более или менее гармоничное единение природного, социального и культурного в человеке. Как глубоко рефлексирующая, способная отличать в себе свои индивидные и личностные достоинства и недостатки, творящая свой собственный смысл жизни, не только самоутверждающаяся, но и самореализующаяся, такая индивидуальность - идеал, редко встречающийся феномен.Социология чаще всего имеет дело с результатом и (или) процессом стихийного столкновения природно-индивидных, социально-личностных, культурно-индивидуальных начал в жизнедеятельности человека. Триединая мера отношения этих начал в человеке - есть его природно-социо-культурный статус.
В диссертации также рассматриваются понятия "социальная эффективность" и "социокультурная эффективность". Первая больше соот носится с деятельностью как социальным процессом, вторая - с жизнедеятельностью как культурным родочеловеческим и социальным процессом. Третий критерий эффективности - "природно-социо-культурный" - служит для оценки жизнедеятельности социокультурного субьек-та по отношению к необходимости и возможности природного самовос производства.
Ставится проблема совмещения деятельностных и ценностных, пространственных и временных характеристик жизнедеятельности социокультурного субъекта.
В качестве деятельностных характеристик статуса рассматривается степень зрелости - меру субъекта как деятеля - а количественном и ка чественном отношениях. В первом случае показателем является количе ство деятелыюстей, в которых участвует субъект. В качественном - в t a \ой мере он действует, подчиняясь внешней необходимости, нужде, но осознанной потребности, объективному интересу, или же он руковод-ствуегсяч субъективным интересом как результатом осознанного противоречия между потребностью, предметом и условиями ее удовлетво чения, интересом оцененным положительно пли отрицательно, эмп
ционалыю окрашенным в виде любви или ненависти, привязанности или отчуждения. Человек, группа, общество, человечество - субъекты -могут осознавать необходимость и ценность той или иной потребности, интереса, но лишь осознав, оценив не просто необходимость и обьек-. тивный интерес, но и осознав необходимость деятельности по удовлетворению потребности и реализации интереса, мобилизовав эмоции и волю, становятся уже в большей мере субъектами своей деятельности, нежели объектами нужды - объективной потребности. Далее разворачиваются субъективные действия: постановка цели как идеального результата, формулировка и решение задач для реализации цели - достижения результата, который оказывает мощное стимулирующее воздействие на деятельность субъекта.
Таковы качественные характеристики состояния, степени зрелости деятельности как меры ее субъектности. Итак, степень развернутости, субъектности деятельности - показатель статуса деятеля как субъекта заинтересованного или как объекта нужды, необходимости, то есть несвободного человека. Глубоко несчастным чувствует себя человек, обремененный многими деятельностями, не интересными ему и наоборот.
Система деятельностей структурируется в виде важных, первостепенных и менее важных, второстепенных. Выделяются ведущая и ведомые деятельности.
Человек, группа, общество, культура - социокультурные субъекты -вырабатывают в процессе жизнедеятельности систему ценностей, ценностных ориентаций, общую (доминирующую) ценностную направленность.
Система ценностей позволяет субъекту связывать себя с определенной общностью, выполняя функцию социокультурной идентификации. Развитые ценностные ориентации - признак зрелости субъекта, психологическое основание для решения в индивидуальном плане вопроса о смысле жизни - интеграции в природно-социо-куоьтурное целое.
Степень взаимореализации системы ценностей и системы деятель-ностей - мера их гармонии - показатель социокультурного статуса субь-екта жизнедеятельности, счастья или несчастья человека.
Ценность категории "время" заключается в том, что ее можно использовать для характеристики разворачивания жизнедеятельности социокультурных субъектов. В данном случае оно выступает не столько как фон хронологической привязки конкретных деятельностных актов, сколько для характеристики самого процесса становления, разворачивания стадий единичной и динамики, смены одной деятельности другой - разворачивания системы деятельностей.
Количественное соотношение длительности одной деятельности с другими характеризует ее меру. Эта категория применима для характеристики напряженности - темпов смены деятельностей в процессе жизнедеятельности человека.
Социальное пространство - сфера развития субъектов, в которой различные модусы социального времени связаны отношениями сосуществования, находятся в "синхронном" взаимодействии. Это сосуществование социальных времен образует "поле" жизнедеятельности социокультурных субъектов в виде:
1) объективированных форм социальной деятельности;
2) совокупности различных видов деятельностей субъекта, деятельностей других субъектов;
3) социокульурного "мира" субъекта в виде социального окружения, круга общения, степени отдаления инг сближения можду субьак-тами.
Категории пространства и времени применим и дни исследования аксиологии социокультурного статуса.
ВТОРОЙ РАЗДЕЛ - "Историческое разишие юрювлм и изменение ыатуса ее работников в российских условиях" - посшмцен рассмотрению социокушлурной функции тортики и специфики о и р.;;нииацни в России Тортилн как процесс, обеспечивающий обмен дот глиили ими и их риаулышамм, т.пюмншш и будет иыпошпиь, пбыгктиши) нооГъо-
димую для существования и развития общества функцию. Торговля ■ процесс, соединяющий формы существования человека: носителя зарождающихся, развивающихся потребностей, интересов субъекта, производителя предметов потребления и потребителя этих предметов -удовлетворителей потребностей. Торговля как процесс обмена результатами деятельностей • товарами - удовлетворителями потребностей и интересов является необходимым эвеном в системе воспроизводства жизнедеятельности социокультурных субъектов.
Выделяются следующие условия, препятствующие развитию торговли в истории России:
1. Большие территории, разделяющие поселения людей, неблагоприятный климат. Следствие - экстенсивное ведение сельского хозяйства, обеспечивающего долгое время лишь простое воспроизводство. Малочисленность городских поселений и городских жителей в
■ соавнении с сельским населением страны.
2. Вяло протекающий процесс разделения труда между сельским хозяйством и промышленностью, между производством средств производства и производством предметов потребления. Отсюда - слабо развитое внутрипроизводственное экономическое противоречие и большая значимость ■ внешних природных, геополитических факторов развития производства, потребления, то есть человека.
3. Военно-поли1 ический пирамидальный способ организации элементов общества в целое, с соответствующей идеологией и культурой, с высоким социальным статусом военно-служебной , но не производительной деятельности и , соответственно, высоким статусом военно-бюрократической прослойки, надстраивающейся над обществом и подминающей под себя производительное сельское и промышленное, торговое население. Политическая власть в России не встраивающаяся, а надстраивающаяся, самодовлеющая, не обслуживающая, а задающая импульсы и направления, порядок и волю развития.
4. Связь различных частей страны осуществляется через центр, жесткие отношения подчиненности "низа" "верху" рассекают естествен-
но складывающиеся горизонтальные товарообменные отношения. Города в большей степени являются административно-политическими, нежели экономическими центрами.
5. Непосредственные взаимоотношения между людьми в общине с постоянным контролем за личностью, с взаимной ответственностью, круговой порукой, внешним контролем, ориентацией на неизменное повторение образцов поведения, неразвитость института частной собственности, сохранение фиксированного места человека в строгой иерархизированной социальной структуре и как следствие этого - неразвитость индивидуального начала в человеке, личность, "растворенная" в общине, отсутствие возможности социальной мобильности, незыблемость православной веры и твердо установленного порядка, неприязнь к' нововведениям, авторитарность институциализированных представителей социальной иерархии от главы семьи до монарха.
Характеризуя социальный статус купечества,следует сказать о том, что мечта о дворянском титуле - типичное явление, присущее русскому купечеству. Оно идет от бесправия купцов в сравнении с дворянами, следствием чего является непродолжительность купеческих династий по сравнению с таковыми в западных странах. В облике русского купечества смешаны общинные феодальные и буржуазные черты. Слабость русской буржуазии, неразвитость среднего слоя - причина рецидивов общегосударственных потрясений в России.
Статус торговли на индустриальной стадии развития России характеризуется следующим.
К объективным условиям,.способствующим разворачиванию торго-5ой деятельности, относятся тенденции роста производительности тру-}а в сфере материально-вещественного производства. Эта тенденция :войственна всем типам общественных систем. Наблюдается разница шшь в темпах ее реализации.
В советской истории прослеживаются циклы оживления торговли 1лительностью около 30 лет: новая экономическая политика середины Ю-30-х годов, реформы 50-60-х годов; середины 80-90-х годов, воз-
можно 2010-2020 годов. Чем слабее политический прессинг, тем оживленнее обменные процессы в социальном организме страны, выше товарооборот.
Торговля в советский период развивалась так же, как и до революции: вопреки политическим сдерживающим импульсам.
ТРЕТИЙ РАЗДЕЛ - "Сравнительный анализ социокультурного статуса работников торговли (конец 80-х - сёредина 90-х годов)" - посвящен результатам эмпирического конкретного социологического исследования статуса работников торговли до- и пореформенного времени.
Исследование источников и характеристик пополнения социальной группы работников торговли показывает, что ее престиж среди профессиональных групп возрастает.
Рост статуса торговли имеет своим следствием изменение социально-демографических характеристик группы: увеличилась численность мужчин и молодежи.
Возросла удовлетворенность работников торговли возможностями, которые дает профессия для развития индивидуальных способностей, таких ,как быстрое ориентирование в проблемных ситуациях, понимание интересов людей, управление людьми, способность оказывать духовную поддержку человеку. Уменьшилась удовлетворенность возможностями для развития способностей сопереживать, сочувствовать состоянию другого человека. Увеличились возможности в оказании помощи знако-• мым в приобретении необходимых товаров, денежной помощи, в содействии в устройстве на хорошую работу, что положительно сказалось на родственно-дружеских отношениях.
Приватизация предприятий торговли, организационная самостоятельность дали больше возможностей руководителям влиять на положе • ние дел предприятия, о чем свидетельствуют данные, характеризующие самооценку возможностей в этом отношении.
Произошли значительные изменения в характере и структуре профессиональной деятельности руководителей и специалистов торговли. 40 % того, чем они занимались в конце 80-х годов, вынесено за рамки их насущных нужд и интересов.
Вторичный анализ данных приводит к следующим выводам, -во-первых, количество "необходимых" занятий превосходит коли * чество "интересных": в последнем исследовании более, чем в 2,5 раза, в первом - в 1,8 раза, -во-вторых, редко встречаются случаи, когда занятие было бы более интересным, чем необходимым.. Это свидетельствует о преобладании нужды, несвободы над свободой в деятельности в рабочее время. Положительным является то, что сегодняшняя "необходимость" задана торговым процессом, а на административно-политической подчиненностью. В работе с людьми уменьшилась необходимость "разрешения конфликтов между работниками". Сегодня конфликтный работник затихает", не рискуя быть уволенным.
Профессиональной чертой деятельности руководителей и специа-1истов торговли является ее напряженность. Они работают в режиме ^нормированного рабочего дня, большинство отмечает необходимость аботы в субботу и воскресенье.
Всо работники торговли отмечают увеличение дохода, а, следова-ельно, и возможностей длл удовлетворения потребностей семьи. □ 2,6 аза уменьшилась группа с наименьшим доходом, позволяющим лишь теребиваться", от зарплаты до зарплаты, занимая деньги; в 1,8 раза -торая снизу по доходности группа, покупка одежды для которых пред-гавляет трудности. Возросло количество работников со средним и вы-оким уровнями доходов: в 1,6 раза - третья группа, они могут кое-чю ткладывать, но сбережений не хватает для покупки товаров длигельно-) пользования; в 1,8 раза - четвертая группа, покупка товаров длитель-эго пользования не вызывает у них сложностей, но дорогостоящий от /ск или покупка машины им не доступны; в 1,5 раза - группа работни )в, члены семей которых могут практически ни а чем себо но отказы тть.
Уровень личностной самореализации работников торюшш в фудм ж сфере жизнедеятельности возрос, о чем говорит коэффициент уди ¡гчворенности.
Для профессионального положения руководителей и специалист сж торговли середины 90-х годов характерна более высокая степень ста тусной конгруэнтности - соответствия друг другу различных статусных факторов. В конце 80-х годов наблюдалась большая их рассогласован носгь, диспропорциональность. В частности, уровень удовлетворенности зарплатой руководителей и специалистов был меньше, чем у рабочих, что не соответствовало степени сложности их труда. Зарплата сегодня в гораздо большей степени соответствует притязаниям руково дителей и специалистов, а их система деятельностей в рабочее время и большей степени соответствует должностным обязанностям и ролям.
Анализ списка ценностей, реализуемых в нерабочее время, ранг которых в середине 90-х годов вырос, приводит к мысли о том, что происходит локализация ценностного пространства в настоящем и ближаи шем будущем, в ближайшем окружении, то есть, укрепляются ценности, удовлетворение которых возможно и интересно "здесь и сейчас". Обращает на себя внимание большая степень экстериоризации направленности совокупности ценностей, повысивших свой ранг по сравнению с направленностью совокупности ценностей, понизивших свой ранг. В первом случао в большей степени увеличивается значимость ценностей личностного самоутверждения, во втором - уменьшается значимость ценностей индивидуальной самореализации.
Уменьшилось количество семейных специалистов и руководителей торговли, рабочих - осталось на прежнем уровне. Уменьшается количество детей в семьях, хотя количество мужчин и женщин в возрасте от 19 до 30 лет - оптимальном для репродуктивного родительства - возрастает. Эти процессы происходят на фоне роста ценностно-деятельностных показателей сексуальных отношений, природно-репродуктивная функция которых минимизируется, а цельное чувство любви в большей сте пени реализуется лишь в плотском наслаждении.
Деятельностно-ценностное пространство и время занятий с детьми, внимания к престарелым, уступают место ценностно-деятельностному пространству вещного мира промышленных товаров, встречам со зна-
2а
комыми в барах и ресторанах, алкоголю. Следствием этого является уменьшение до статистически незначимой величины количества респондентов, жизнь которых оценивается ими как "вполне удачно" сложившаяся и увеличение числа респондентов, отмечающих, что их жизнь складывается лишь "в основном удачно".
В ЗАКЛЮЧЕНИИ работы приводятся краткие выводы, тезисно представляющие результаты диссертационного исследования.
ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ АВТОРОМ ОПУБЛИКОВАНЫ СЛЕДУЮЩИЕ РАБОТЫ:
1. Интеллигенция сферы торговли - отряд советской интеллигенции (количественная характеристика)// Материалы научно-теоретической конференции. НФ МХТИ им. Д.И.Менделеева.- Новомосковск, 1986.
2. Интеллигенция сферы торговли 60-х - начала 80-х годов//Тенденции развития социальной структуры.-М.: ИСИ АН СССР, 1987 .
3. Методологические предпосылки социологического исследования социального статуса общности //Опыт работы предприятий Тульской области на первом этапе перестройки хозяйственного механизма.-Новомосковск, 1987 .
4. Триединая основа социокультурного статуса субьектов жизнедея тельности //Технологии социального управления - Москва-Бешород 1995 .
О
<2>
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата социологических наук Петров, Юрий Петрович
Введение . 3
Раздел I. Теоретико-методологические основания социологического исследования социокультурного статуса субъектов жизнедеятельности. 18
Раздзл 2. Историческое развитие торговли и изменение статуса ее работников в российских условиях. 53
Раздел 3. Сравнительный анализ социокультурного статуса работников торговли (конец 80-х - середина 90-х годов) . 88
3 а клю ч е н и е . 138
Б и б л и о г р а ф и я. 149
Заключение научной работыдиссертация на тему "Социокультурный статус работников торговли"
Основные выводы данной работы, свидетельствующие о достижении поставленной цели, заключаются в следующем.
1. Философским основанием социологической категории "статус" является категория "мера". Статус есть мера процессов и их субъектов, которая определяется соотношением их количественных и качественных, онтологических, гносеологических и аксиологических характеристик. Социальный статус - это мера качественно - количественных изменений, которые производятся субъектом в социальной реальности и в нем самом в процессе деятельности. Социальный статус -есть также мера освоенности субъектом детерминационных звеньев деятельности: условий, потребностей, интересов, целей, задач, решений, действий, результатов. Интерес - граница перехода объективной детерминации в субъективную детерминацию деятельности или деятельностью. .
Знания о том, какое или какие звенья деятельности "работают" более напряженно, а какие - менее, какие звенья отсутствуют (что может тормозить деятельность), дает представление о мере субъек -тивного и объективного, что определяет статус субъекта среди других субъектов или статус данной деятельности среди других деятельностей. Такое знание позволяет целенаправленно воздействовать на деятельность. Такое воздействие уже можно назвать стимулированием или антистимулированием.
2. Степень взаимного соответствия бытия и сознания субъекта (общества, группы, человека) - системы ценностей и системы дая -тельностей, возможность или невозможность их взаимной реализации определяют счастье или несчастье человека., меру гармонии развития человека и общества., что является важнейшим показателем социального статуса,
3. Деятельности, иерархизированные в социальном пространстве субъекта как ценности, обусловливают и порядок, последовательность их реализации во времени. В определенный период времени в качестве ведущей выступает то одна, то другая деятельность. Диалектика взаимоотношений ведущей деятельности и ценности с системой деятельностей и ценностей задает основу типологизации личностей. Тип личности, который продуцирует общность - важный показатель ее социального статуса.
4. В социологии сложилась методологическая установка "перетягивания каната": или в сторону "свободы личности", или в сторону общественного (группового) управления личностью.
На наш взгляд, позиция противопоставления одного другому и (или) отрицания одного другим неплодотворна. Диада как логическая фигура неконструктивна. В поисках более соответствующей логической фигуры для выражения социокультурного статуса субъекта жизнедеятельности мы обратились к триаде: "природа - человек - общество".
Существует некоторая мера развития социального, перейдя которую оно развивается в ущерб природному и человеческому компонентам триады "природа - человек - общество". В данном случае следует ограничивать деструктивный рост социального. Но культуры, в которых социальное не способно нейтрализовать негативные стихийные природные воздействия, столкновения между группами, грозящими расколом целостности общества его деградацией, всплесками эгоизма, расизма, экстремизма., аномии, угрожающими воспроизводству народа, - эти культуры нуждаются в развитии социального, в социализации.
Критерием развитости социального является его способность воспроизводить жизнь природы, человечества, человека.
Триединая социокультурная трактовка человека заклэчается в следующем: индивид - первое экзистенциальное, природное начало в человеке - представитель рода, расы, народа. Социальной ипостасью человека является личность. Индивид в процессе социализации, совместных действий с другими людьми, усвоения социальных ролей,норм, санкций, ценностей, ценностных ориентации и т.д., в процессе идентификации с ними становится существом социальным - личностью. Третья ипостась человека - индивидуальность - есть его модус - мера уникального, возникающего в результате встречи, с одной стороны - природно-индивидного, а с другой - личностно-общественного, лично с тно-группового, то есть, одним словом, - социального.
Модус-индивидуальность - отличается от атрибутов человека-индивида и личности - тем, что это свойство присуще ещ не постоянно, а лишь в некоторых состояниях. И, действительно, не часто мы чувствуем себя субъектами - индивидуальностями - творцами самих себя, приводя в непротиворечивое единство различные природные и социальные, общечеловеческие, личностные и индивидные свои импульсы.
Следует различать понятия "социальный статус субъекта деятельности" и "социокультурный статус субъекта жизнедеятельности", исходя из разных критериев эффективности.
Социальная эффективность - это эффективность воспроизводства социального как целого. Она задает критерии оценки эффективности деятельности социальных субъектов, то есть, критерий оценки роли структурных компонентов в процессе воспроизводства социального целого.
Социокультурная эффективность - эффективность жизнедеятельности, то есть деятельность, направленная на воспроизводство жизни триединой системы: на макроуровне - природы, общества, человечества, на. микроуровне - индивида, личности и индивидуальности.
Понятия социальной и социокультурной эффективности применимы для оценки деятельности и ценностей социальных групп, институтов, процессов, тенденций в ходе социологического исследования социального и социокультурного статусов различных субъектов.
5. Торговля как процесс, обеспечивающий обмен деятельности— ми и их результатами, объективно выполняла и будет выполнять необходимую для существования и развития общества функцию. Она необходима как для производства, так и для потребления - двух неотъемлемых фаз воспроизводства жизнедеятельности человека.
Условия, препятствующие развитию обмена деятельностями, то есть, торговли, в России таковы: а) географические: большие территории, разделяющие поселения людей, неблагоприятный климат, эти два условия способствовали экстенсивному развитию сельского хозяйства, обеспечивающего простое воспроизводство; б) малочисленность городских поселений и городских жителей. Расселение жителей вширь путем освоения новых территорий или их завоевания приводит к росту государственной машины, пытающейся сохранить, закрепить занятые территории, укрепить возможность управления населением страны. Все это - приводит к доминированию политических, властных отношений над всеми другими в обществе. Города - административные центры, выполняющие, в большей степени, политические, контролирующие., управляющие, нежели экономические функции, характерное преобладание последних существенно для многочисленных и многонаселенных западноевропейских городов - промышленных центров. Отсюда - преобладание в России сельской общинной культуры, распространившейся и на города, в отличие от западной городской культуры; в) вяло проходящее разделение труда между сельским хозяйством и промышленностью, между производством средств производства и производством предметов потребления. Отсюда - слабо развитое внутреннее противоречие. Источником импульсов развития выступает внешнее противоречие и большая значимость природных, геополитических факторов; г) военно-политический пирамидальный способ организации элементов общества в целое, с соответствующей идеологией и культурой с высоким социальным статусом военно-служебной, но не производительной деятельности и, соответственно, высоким статусом военно-бюрократической прослойки, надстраивающейся и подминающей под себя производительное сельское, промышленное, торговое население; д) политическая власть, не ветра ива щаяся, а надстраивающаяся, самодовлеющая, не обслуживающая, а задающая импульс и направляющая развитие, навязывающая свой порядок и волю; е) связь различных частей страны осуществляется через центр, жесткие отношения подчинения "низа" "верху" рассекают естественно складывающиеся товарообменные отношения; ж) непосредственные взаимоотношения между лвдьми в общине с постоянным контролем за личностью, с взаимной ответственностью, круговой порукой постоянно воспроизводятся в неизменном виде; з) главное в механизме социального управления человеческим поведением - внешний контроль, ориентация на неизменное повторение образцов поведения, сохранение фиксированного места человека в строго иерархизированной социальной структуре; и) неразвитость индивидуального начала в человеке, личность, растворенная в общине, отсутствие возможности социальной мобильности, вера в незыблемость, твердоуотановленного. порядка, нецриязнь ж нововведениям, авторитарность институциализированных представителей социальной иерархий - от главы семьи до батюшки царя.
Мечта о дворянстве - типичное явление для русского купечества. Оно идет от бесправия купцов, в сравнении с дворянами, неопределенного положения, то есть статуса купцов и предпринимателей. 3 их облике причудливо смешаны феодальные и буржуазные черты.
Слабость русской буржуазии, не развитость среднего слоя -причина рецидивов общегосударственных потрясений в России.
6. Статус торговли на индустриальной стадии развития России характеризуется следующим.
К объективным условиям, способствующим разворачиванию торговой деятельности, относится тенденция роста производительности труда в сфере материально-вещественного производства. Проблема реализации растущего объема промышленной и сельскохозяйственной продукции требует развития торговли, а., вслед за. ней, и финансово-кредитной деятельности, рекламы. Эта тенденция свойственна всем типам общественных систем. Наблюдается лишь разница в темпах ее реализации.
Подчинение экономической жизни политическим целям, доминирование классового подхода в идеологии и политике, в методологическом отношении которой можно определить как классификацию всех социальных явлений по одному признаку - отношение к власти - в ущерб систематизации как методологическому принципу, является основным деструктивным фактором, сдерживающим развитие торговли, товарно-денежных отношений, и, как следствие, расширенное воспроизводство советского общества.
7. В советский период прослеживаются циклы длительностью около 30 лет усиления и ослабления политических и экономических процессов: новая экономическая политика середины 20-30-х годов, реформы 50-60-х годов, середины 80-90-х годов, и, возможно, 2010
2020 годов. Чем слабее политические прессинг, тем оживленнее обменные процессы в социальном организме страны, выше товарооборот, здоровее социальное целое.
Торговля в советский период развивалась так же, как и до революции: вопреки политическим одерживающим импульсам. Это видно по росту доли работников торговли в структуре занятости населения.
8. Работники торговли - социально-профессиональная группа, опережавшая по своим количественным показателям рост многих других социально-профессиональных групп. Сравнительные исследования показывают, что торговля еще не достигла пределов роста ни в количественном, ни, тем более, в качественном отношении.
Исследования источников и характеристик пополнения социальной группы работников торговли показывают, что ее престиж, социальный статус возрастает. Рост статуса торговли имеет своим следствием изменение социально-демографических характеристик группы: увеличение численности мужчин и молодежи.
9. Уровень занятости ручным трудом во всех подотраслях торговли очень высок и практически одинаков. Если же рассматривать не стационарные условия труда, а выездные, то ручной труд - основная деятельность, составляющая 85 процентов рабочего времени работающих в этих условиях рабочих.
Изменение содержания, условий труда в торговле середины 90-х годов по сравнению с концом 80-х годов характеризуется следующим: а) за счет большей оснащенности труда машинами снизилось рабочее время на. разгрузку, фасовку, переноску, что привело к повышению производительности труда; б) в значительной степени улучшилось снабжение предприятий товарами, возросла возможность уделять больше внимания покупателям в связи с увеличением поставок фасованной продукции. Удовлетворенность покупателей работой предприятий, по мнению работников торговли, возросла; в) резко понизилась, приближаясь к нулю, возможность повышения квалификации, предпринимателями занижаются квалификационные разряды, допускаются уравнительные тенденции в оценке квалификации и оплате труда рабочих. Мнения рабочих свидетельствуют о разрушении системы воспроизводства рабочих кадров, профессионального роста, продвижения по служебной лестнице.
10. Изменение индивидного состава работающих в торговле не замедлило сказаться на показателях здоровья людей, обслуживающих нас в торговле. Об этом свидетельствует ранжированный список болезней. Торговлю пополнили индивиды с более здоровой нервной системой. Сегодня первую строчку в списке болезней занимают сердечно-сосудистые заболевания, тогда как в конце 80-х годов - заболевания нервной системы, переместившиеся сейчас на вторую позицию. Далее идут желудочно-кишечные заболевания, почек, печени, за ними следуют болезни опорно-двигательного аппарата, гинекологические болезни у женщин.
11. Возросла удовлетворенность работников торговли возможностями, которые дает профессия для развития индивидуальных спо -собностей, таких, как "работать с людьми","быстро ориентироваться в проблемных ситуациях", "понимать интересы ладей", "управлять лвдьми", "оказывать духовную поддержку" конкретному человеку. Уменьшилась удовлетворенность возможностями для развития способностей сопереживать, сочувствовать состоянию другого человека,. Увеличились возможности в оказании помощи знакомым в приобретении необходимых товаров, денежной помощи, в содействии в устройстве на. хорошую работу, что положительно сказывается на. родственных, дружеских отношениях.
12. Приватизация предприятий торговли, организационная самостоятельность дали большие возможности руководителям и специалистам влиять на положение дел, "делать свой бизнес". Об этом свидетельствуют данные, характеризующие самооценку руководителей и специалистов в этом отношении.
Произошли значительные изменения в структуре профессиональной деятельности руководителей и специалистов торговли. Руководители и специалисты в гораздо большей степени стали субъектами планирования, организации, стимулирования торгово-производственного процесса, что реализовалось в более жестком отборе стратегических направлений деятельности, фокусировании внимания и жизненной энергии на, шныпем количестве деятельностей, составивших функциональное производственно-необходимое ядро. 40 % того, чем занимались руководители и специалисты в конце 80-х годов вынесено за скобки их насущных нужд и интересов.
Повторный анализ данных приводит к следующим выводам о степени субъектности деятельности работников торговли. Во-первых, количество "необходимых" занятий несравнимо превосходит количество "интересных": в последнем исследовании - более, чем в 2,5 раза, в первом - в 1,8 раза. Во-вторых, очень редко встречаются случаи, когда, занятие было более "интересно, чем необходимо'.' Это свидетельствует о преобладании нужды, несвободы над свободой в рабочее время. Положительным является то, что сегодняшняя "необходимость" задана торговым процессом, а не административно-политической подчиненностью. В работе с лвдьми уменьшилась необходимость "разрешения конфликтов между работниками". Сегодня конфликтный работник "затихает", не рискуя быть уволенным. "Очередь безработных" делает неудобных, незговорчивых рабочих покладистыми.
13. Анализ первой десятки ранжированных ценностей - "интересj 147 i ных" занятий показывает следующее. Во-первых, то,что не дорабатывается в деятельностном необходимом времени - пространстве, не вытесняется полностью, а постоянно имеется в виду, находясь в пространстве интереса. "Интересное" реализуется во временных промежутках ослабления давления экономической необходимости или по мере стихийного выхода на уровень крайней необходимости долгов время не реализуемых "интересных" проблем. Во-вторых, по содержанию эти занятия в большей степени относятся к работе с людьми. Важно,чтобы этот интерес по мере адаптации к рыночным условиям не упал,а развивался, что будет способствовать и успеху в торговле, и гуманизации межличностных отношений.
14. Профессиональной чертой деятельности руководителей и специалистов торговли является ее напряженность. Они работают в режиме ненормированного рабочего дня, большинство отмечают необходимость работы в субботу (92 % респондентов). Приходится работать в воскресенье, но-реже. .
15. Все работники торговли отмечают увеличение возможностей семейного дохода для удовлетворения потребностей семьи: в 2,6 раза. уменьшилась группа с наименьшим доходом; в 1,8 раза - вторая снизу по доходности группа., возросло количество работников оо средним и высоким уровнем доходов: в 1,6 раза - третья группа;. 1,8 раза - четвертая группа; 1,5 раза - группа работников, члены семей которых могут практически ни в чем себе не отказывать.
16. Уровень индивидуальной самореализации работников торговли в трудовой сфере жизнедеятельности возрос, о чем говорит коэффициент удовлетворенности, который вырос как у рабочих, так и у руководителей и специалистов.
17. Для профессионального положения руководителей ж специалистов торговли середины 90-х годов характерна более высокая степень статусной конгруэнтности - соответствия друг другу различных статусных факторов. В конце 80-х годов наблюдалась их большая рассогласованность, диспропорциональность.
18. Анализ списка ценностей- в нерабочее время, ранг которых в середине 90-х годов вырос по сравнению с концом 80-х годов,приводит к мысли о том, что происходит локализация ценностного пространства в настоящем и ближайшем будущем, в ближайшем окружении, то есть, укрепляются ценности, удовлетворение которых возможно и интересно "здесь и сейчас". Обращает на себя внимание большая степень экстериоризации направленности совокупности ценностей, повысивших свой ранг по сравнению с направленностью совокупности ценностей, понизивших свой ранг. В первом случае в большей степени увеличивается значимость ценностей личностного самоутверждения, во втором уменьшается значимость ценностей индивидуальной самореализации. По-прежнему мощным фактором является половозрастной инди -видный фактор, влияющий на направленность роста ценностей: омоложение группы руководителей и специалистов и увеличение количества, мужчин.
ЗАКЛЮЧЕН И Е
Список научной литературыПетров, Юрий Петрович, диссертация по теме "Социология культуры, духовной жизни"
1. Аксенов А.И. Генеалогия московского купечества ХУШ века ( Из истории формирования русской буржуазии). - М., 1988.- 270 с.
2. Амелина Е.К. Понятие "цивилизация" вчера и сегодня // Общественные науки и современность.- 1992.- & 5.- G. 32-40.
3. Андреев С.С. Тип общества как форма социального ритма // Социально-политический журнал.- 1993.- $ 5.- С. 50-62.
4. Антонов А.И., Авдуев А.А. Жизнедеятельность семьи.- М.: Наука,, 1990.- 260 с.
5. Ануфриев Е.А. Социальный статус и активность личности. М. :йзд-во МГУ, 1984.- 254 с.
6. Апресян Р.К. Ценностные контроверзы предпринимательства // Общественные науки и современность.- 1993.- Л 2.- С. 46-67.
7. Арон Раймон. Этапы развития социологической мысли. Пер. с фр.-М.: Прогресс Универс, 1993.- 364 с.
8. Аскин Я.Ф. Проблема времени. Её философокое истолкование.- М., 1966. 136 с.
9. Ахиезер А.С. Россия как большое общество // Вопросы философии.-1991.- J I.- С. 15-26.
10. Ахиезер А.С. Социокультурное прогнозирование России на макрои микроуровне // Политические исследования.- 1994.- Л 6.- С. 1220.
11. Бабаева I.E. Образ предпринимателя на странвдах газет // Деловой мир.- 1992.- 1 48.- II марта.
12. Барри Д. Супружество и/или оеке.- М., 1990.- 80 с.
13. Барулин B.C. Социальная жизнь общества.- М., 1987.- 213 с.
14. Белановский С.А. Методика, и техника фокусированного интервью.-М.: Наука,, 1993.- 198 с.
15. Белявский И.К. Статистика торговли.- М., 1989.- 182 с.
16. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма.- М., 1990.-189 с.
17. Библер B.C. От наукоучения к логике культуры.- М.: Политиздат, 1991.- 380 с.
18. Болдырев Ю.Н. Покупатель и магазин.- М.: Советская Россия, 1988.- ПО с.
19. Буева 1.П. Социальная детерминация и активность личности // Социализм и личность., М., 1980.- С. 38-63.
20. Булгаков С.Н. Христианский социализм.- Новосибирск.- 1991.-176 с.
21. Булгаков М.А. Торговый ренессанс // Социологические исследования.- 1988.- $ I.- С. 109-124.
22. Булгаков С.Н. Христианский социализм.- Новосибирск.- 1991.-176 с.
23. Бурдье П. Социология политики. Пер. о фр.- М.: Социо loroc, 1993.- 333 с.
24. Васильченко В.П. Социальные девиации как объект социального управления: диагностика, и нормирование // Технологии социального управления (Материалы Международной научной конфэрен -ции).- Москва Белгород, 1995.- С. 93-97.
25. Вебер Макс. Избранные произведения.- М., 1990.- 362 с.
26. Ведин Н.Ф. Бытие человека : деятельность и смысл.- Рига: Зина,тне , 1987.- 212 с.
27. Вейнгольд Ю.Ю. Право как социологическая категория.- Фрунзе: Изд-во йлим, 1962.- 318 с.
28. Вейнгольд Ю.Ю. Культурологические аспекты проблемы гуманиза,-ции образования // Проблемы теории и актуальные вопросы обучения и воспитания студентов.- Харьков: ХПИ. 1992.- 21 с.29