автореферат диссертации по социологии, специальность ВАК РФ 22.00.01
диссертация на тему: Социологическая проблематика в публицистике Питирима Сорокина
Полный текст автореферата диссертации по теме "Социологическая проблематика в публицистике Питирима Сорокина"
Санкт-Петербургский государственный университет
На правах рукописи
Латышева Марина Георгиевна
Социологическая проблематика в публицистике Питирима Сорокина
Специальность 22.00.01 - теория, методология и история социологии
Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата социологических наук
Санкт-Петербург 2005
Работа выполнена на кафедре теории и истории социологии факультета социологии Санкт-Петербургского государственного университета.
Научный руководитель:
заслуженный деятель науки России, доктор философских наук, профессор Бороноев Асалхан Ользонович
Официальные оппоненты:
доктор социологических наук, профессор Пую Анатолий Степанович
кандидат социологических наук, доцент Мулява Олег Дмитриевич
Ведущая организация: Санкт-Петербургский
государственный инженерно-экономический университет
Защита состоится 2005 г. в Щ час. на
заседании диссертационного совета "Д. 212.232.06 по защите диссертаций на соискание учёной степени доктора наук при Санкт-Петербургском государственном университете по адресу: 193060, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 1/3, 9-й подъезд, факультет социологии, ауд.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке им. А.М.Горького Санкт-Петербургского государственного университета (Университетская наб., д.7/9).
?<о » Ко^ТОч
Автореферат разослан « (» Ц\_2005 г.
Учёный секретарь диссертационного совета,
доктор социологических наук, доцент Д.В.Иванов
Общая характеристика работы
Актуальность темы исследования.
Анализ социологической публицистика имеет довольно короткую историю, несмотря на то, что роль публицистики в современной жизни огромна Публицистика в определенном смысле формирует общественное мнение. В российской социологии как, возможно, ни в какой другой, была сильна традиция социологической публицистики, то есть традиция отклика учёных на текущие социально-политические и духовные процессы. В России конца ХГХ - начала XX вв. публицистика являлась одной из форм проявления общественно-политической инициативы и социологических идей.
Крупнейшие российские социологи Н.К.Михайловский, П.Л.Лавров, Г.В.Плеханов, М.М. Ковалевский, П.А. Сорокин и др. активно участвовали в общественных дискуссиях на страницах газет и журналов. Это свидетельствует о том, что наша социология изначально и непосредственно была вовлечена в анализ практической жизни, в те общественные движения, которые влияли на характер развития российского общества.
За годы догматического мышления социологическая публицистика была подчинена власти, обслуживала её и тем самым была сведена почти на нет. В последнее десятилетие наша социология отошла от подобного положения и начала приобретать свои подлинные функции, одна из которых состоит в социальной критике. Одной ив форм реализации этой функции выступает социологическая публицистика. Она представляет одну из основ становления в обществе социального (социологического) мышления, социологической культуры, которая формирует широкий взгляд на социальные процессы с учётом целого комплекса причинно-функциональных связей, а не какого-то одного фактора.
В последнее время из-за схожести развития нынешней социальной ситуации в России со временем, рассматриваемого в диссертационном исследовании периода, проблема обращения к жанру социологической публицистики представляется как нельзя более актуальной. Не случайно, в ведущем социологическом журнале России - «СОЦИС», открыта рубрика «социологическая публицистика», в которой многие современные учёные и исследователи анализируют актуальные социальные процессы, происходящие в современном обществе, высказывают свою позицию. В связи с активным обращением к жанру социологической публицистики, необычайный интерес представляет знакомство с опытом выдающихся социальных мыслителей прошлого. Интересно, что несмотря на то, что события, анализируемые ими, имели место около века назад, многие высказывания и соображения созвучны и с сегодняшними реалиями.
Степень разработанности проблемы.
Относительно степени разработанности проблемы можно сказать что в последнее десятилетие жизнь, творческое наследие Питирима Сорокина, его философские идеи и концепции вызвали значительный интерес среди отечественных исследователей.
В целом исследователи творчества П.Сорокина, его социологических, философских и исторических трудов особое внимание уделяют его методологии. Но научное наследие Питирима Сорокина многогранно, не имеет жанровых ограничений, а его публицистика предметом специального изучения никогда прежде не являлась, и особенности его публицистического творчества по большей степени остались за пределами интересов исследователей.
Социологическая публицистика - феномен научной периодики. Общим, для авторов этого жанра является наличие у них социологического мышления. Важнейшей чертой такого мышления является взгляд на общество как на динамически развивающуюся систему, целостный живой организм, когда изменение одной его части влечёт за собой изменение других и самого целого. Это понимание взаимообусловленности политических, экономических и социокультурных факторов, объективных и субъективных характеристик.
Среди отечественных исследователей, обращавшихся к проблеме социологической публицистике П.Сорокина можно выделить Голосенко И.А. В своей книге «П.А. Сорокин: судьба и труды» он проделал глубокий анализ жизненного и творческого пути Сорокина, исследовал русский период творчества. Вскользь автор коснулся и социологической публицистики П.Сорокина.
Так же следует отметить вышедшую в 1992 г. книгу под редакцией Согомонова А.Ю. «П. Сорокин. Человек. Цивилизация. Общество», как попытку показать многогранность творчества Сорокина, а не сведение его к общим теоретическим концепциям. Заслуживает внимания и «Общедоступный учебник социологии: статьи разных лет», изданный В.В.Саповым в 1994 г. Здесь собраны и представлены некоторые статьи П.Сорокина.
Самым полным на сегодняшний день сборником статей П.Сорокина отличается книга вышедшая в 2000г. под редакцией Бороноева А.О. «ПАСорокин. Заметки социолога. Социологическая публицистика». Здесь собраны статьи, опубликованные в газете «Воля народа» в 1917-1918 г.г. Фактически книга представляет хронологические описания периода с начала Февральской революции до конца 1918 г., т.е. до момента, когда свободная политическая деятельность для Сорокина стала невозможной. Интересна статья Бороноева А.О. «О социологической публицистике П. Сорокина», опубликованная в журнале «Социология и социальная антропология» за 1998
г. В своей статье автор говорит, что в связи с возрождением традиций социологической публицистики, обращение к опыту выдающихся социальных мыслителей прошлого необходимо и выражает надежду что это вызовет интерес к такой специфической сфере социологической культуры как социологическая публицистика.
В представленном выше небольшом обзоре мы отметили только литературу, представляющую интерес для настоящего исследования. В целом, как уже отмечалось выше спектр исследований эволюции российской социологии является чрезвычайно широким, и необходима длительная работа по ликвидации «белых пятен» в истории отечественной социологии.
Цель исследования. Основной целью диссертационной работы был всесторонний анализ социологической публицистики Питирима Сорокина, выявление её основных проблем и направлений.
Реализация этой цели предполагает решение следующих задач:
1) Охарактеризовать культурно-научный контекст периода становления Питирима Сорокина как учёного.
2) Осуществить историко-социологический анализ тех идей и концепций, которые были восприняты Питиримом Сорокиным в первые годы его научной деятельности.
3) Раскрыть публицистичность как одну из характерных черт российской социологии периода её становления и развития
4) Провести анализ основных направлении публицистической деятельности Питирима Сорокина.
5) Выявить методологию и проблематику социологической публицистики Питирима Сорокина методом контент-анализа.
6) Показать публицистические работы Питирима Сорокина с точки зрения их актуальности на сегодняшний день.
Объект исследования - социологическая публицистика как одна из черт российской социологии.
Предметом исследования выступает социологическая
публицистика Питирима Сорокина.
Теоретико-методологическую основу диссертационного исследования составляют опыт и методология социологической публицистики русской социологии, а также социологической и философской литературы по данной проблематике. В качестве основных методов используются системный и сравнительный анализ понятий, теоретических положений и методов. Для выявления основных категорий содержания публицистики П.Сорокина использовался метод контент-анализа. При анализе публицистических произведений принимаются во внимание исторические, социальные и политические аспекты формирования теоретических идей, а также междисциплинарный характер данной проблемы.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:
1) Уточнены основные черты и основания социологической публицистики как формы существования социального знания.
2) Исследованы основные параметры публицистичности российской социологии.
3) Впервые проведён анализ социологической публицистики Питирима Сорокина, по следующим направлениям:
• Первая мировая война и основные вопросы современности: темы войны, революции, голода, демократических преобразований.
• Первопричины русской революции и революции вообще.
• Вопросы гражданского общества, свободы личности, организации государства и управления, механизм социального контроля в условиях революции, национальные отношения и проблема будущего страны.
4) Выявлена значимость публицистической деятельности Питирима Сорокина в развитии его последующих социологических концепций и теорий.
Научно-практическая значимость работы состоит в том, что её
результаты позволяют дополнить картину истории развития русской социологической мысли. Материалы диссертации могут использоваться при разработке программ учебных курсов, спецкурсов и семинаров по истории русской социологии.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Основное содержание работы
Во введении обосновывается актуальность темы, анализируется степень её разработанности, формулируются цель и задачи исследования, определяются его теоретические и методологические основы, научная новизна работы, фиксируются её результаты и практическая значимость.
Первая глава - «Роль традиций русской социологии в становлении Питирима Сорокина как учёного» посвящена рассмотрению особенностей отечественной социологии периода её становления и развития. Здесь раскрывается значение понятия «публицистика», обсуждаются истоки социологического мировоззрения Питирима Сорокина.
В первом параграфе «Основные черты и особенности развития
русской социологии» говорится о том, что российскую социологию
необходимо прежде всего рассматривать как ответ на потребности социальной жизни. Речь идёт о применении методологии, рассматривающей результат мыслительной деятельности как активный элемент общественной среды. Данный подход важен для анализа российской социологической мысли в силу её постоянной вовлечённости в общественную, практику, причём чаще в оппозиционно - критической функции. Как и в мировой социологии, здесь действовала закономерность движения социальной мысли от социальной философии через социальную теорию к теории собственно социологической. К середине XIX столетия на передний план выдвигаются социальные теории, где переплетаются элементы социально - философские и социологические и только в начале XX века появляются уже чисто социологические теории.
По сравнению с социальными теориями Запада общественную мысль России отличало особое своеобразие. Это проявилось прежде всего в том, что в течение длительного времени проблемы обществоведения освещались преимущественно с помощью средств художественной литературы и публицистики (что и послужило поводом для выделения в истории русской социологии «публицистического» периода). Словесное творчество было той сферой интеллектуальной и духовной жизни, где шло активное обсуждение философских, политических, морально-этических и социологических проблем.
Русский исторический процесс определил существование ряда особенностей, оказавших влияние на формирование наиболее существенных направлений и черт развития социологии в России XIX -начала XX в.
Она связана с такими своеобразными чертами гуманитарной мысли России, как стремление к целостной философской концепции исторического развития, разработке проблем истории вообще, и в частности в сравнении с историей других стран, осознанная потребность сопоставления России и Запада: высокая степень политизации общественной науки, её тесная связь и с политикой и с политической деятельностью.
Мыслители России, внёсшие вклад в развитие социологии, выступали и как философы, и как специалисты в области исторической и правовой науки, и как политики. Каждая из сторон их деятельности обогащала другие, и потому деятельность русских социологов представляла собой особый, неповторимый синтез.
После реформы XIX в. количественно увеличились слои общества, с мнением которых приходилось считаться. «Мы никогда ещё так близко и так пристально не вглядывались в самих себя, в нашу народную и общественную среду во всех функциях её жизни; никогда ещё русской публике не рассказывалось с такой обстоятельностью обо всём, что
делается в ней самой и вокруг неё, о чём ещё в недавние времена предпочиталось оставлять её в более или менее святом неведении», - писал публицист В.О. Мехневич.
В различных слоях общества появился жадный интерес к социальным проблемам. М.М. Ковалевский вспоминал позднее что характерной чертой того времени было то, что все без различия специальностей интересовались исключительно общественными вопросами, при этом не выходя из среды чистой теории, что является интересной особенностью русской социологии.
Также проявлялась и такая особенность русской социологии, как политическая ангажированность. Если социология на Западе сформировалась как постреволюционный феномен и была ориентирована на упорядочение новых общественных отношений, то в России она выступила как радикальный социально - политический проект (революционный или реформистский), предлагавший альтернативы политике властных структур.
Во втором параграфе «Публицистичность как одна из черт русской социологии» речь идёт об особенностях становления русской социологии. Следует выделить два основных русла её развития. Первый её поток - публицистическая социология, т.е. та её часть которая была наиболее социально-политически ангажирована. Второй поток - это академическая социология, развивавшаяся в рамках высших учебных заведений, в научных институтах, в ходе учебного процесса.
Несмотря на то, что академическая социология выступала фундаментом для долгосрочной перспективы общественного развития, её влияние на широкое общественное мнение, на мысли и чувства современников было гораздо менее заметным, нежели горячо обсуждавшиеся и вызывавшие бурю страстей работы социологов -публицистов, чей авторитет среди читающей публики был огромен.
Уже на раннем этапе своего становления, русская социология приобретает прочную репутацию как наука публицистическая. Дело в том, что правящие круги в России не поддерживали развитие социологии, считая её наукой революционной, и потому опасной. Она не только не имела необходимой поддержки в верхах, но и более того, её развитие сознательно тормозилось. Таким образом, лишь узкий круг специалистов, учёные-энтузиасты, осознавшие необходимость в развитии этой науки, занимались разработкой социологических проблем. Публикация их исследований была крайне затруднена, поэтому авторы использовали самые разные возможности, чтобы донести до читателей содержание своих работ. Различного рода обзоры и аналитические материалы, самостоятельные исследования, вопросники и программы находили место лишь на страницах периодических изданий. Роль прессы в становлении и
развитии отечественной социологии получила оценку в известном высказывании Н.И.Кареева, который назвал один из крупнейших русских журналов «Отечественные записки» первой в стране кафедрой социологии. В подобной ситуации был заключён и свой положительный момент: благодаря журнальным публикациям создавались довольно широкие возможности популяризации достижений русской и мировой науки. Труды отечественных социологов, а также переводы работ западных учёных часто появлялись на страницах целого ряда самых разных журналов, таких как «Знание», «Дело», «Русское богатство», «Вестник Европы» и др.
Социологами-публицистами было не мало сделано для повышения авторитета социологии в общественном мнении, для популяризации её проблематики среди широких читательских кругов, а также для разъяснения роли науки в жизни государства и места социологии среди других наук о человеке.
Также в данном параграфе рассматривается сущность публицистики, различные подходы к её определению. Сложность здесь заключается в том, что в исследованиях по теории и практике публицистики до сих пор ведётся спор об определении её понятия. Выдвинуто большое количество формулировок, однако ни одна из них не считается общепринятой.
Трудности в определении теории публицистики как науки, её предмета, понятий, терминов вызываются тем, что публицистика как вид литературного творчества и общественно-политическая деятельность воплощается в различных по содержанию и формам произведениях. По методам и средствам познания и отражения действительности она родственна общественно-политическим наукам, социологии.
Мировая наука вырабатывает общепринятые и соответствующие уровню знаний на данном этапе определения физики, биологии и других естественных наук. Невозможно, однако, дать универсальное толкование терминов «философия», «патриотизм», «демократия» и пр., оно может быть не приемлемо для людей с различным мировоззрением. «Публицистика» относится к терминам именно такого ряда. Кроме того, путаница в определение вносится каждый раз, когда в одном случае публицистикой называют журналистику, в другом лишь некоторые формы, жанры журналистики, в третьем - прямые авторские оценки и проявления гражданственности, писательская деятельность по общественно-политическим вопросам. Мы будем придерживаться мнения, что публицистика - это такой вид творчества, который оперативно исследует актуальные проблемы, явления и процессы общественной жизни и характерной особенностью которой является политическая страстность и художественная образность, острота и яркость изложения социально-политических и нравственных явлений, а главным назначением -формирование общественного мнения современников, активное
воздействие на разум, чувства и поведение читателя, побуждение его к целеустремлённому, убеждённому действию. Целостный анализ исторических ситуаций, полное отражение той ситуации, которая сложилась вокруг темы, рассмотрение её во всех планах и срезах. Здесь отношения и социальные, и экономические, и нравственные, а всё вместе -это и есть публицистический подход, публицистическое видение мира.
В третьем параграфе «Истоки социологического мировоззрения Питирима Сорокина и его основные черты. Опыт публицистической социологии» прослеживается динамика мировоззренческих ценностей и установок Питирима Сорокина. Среди старых ценностей под сильное сомнение была поставлена историческая обоснованность и правомерность монархического уклада в России. Предыдущая установка на терпеливый аскетизм, покорность судьбе в его социально-философской позиции сменилась политической активностью. Революционные реалии 1905 года властно увлекли юношу, его идеалом становится ценность демократии, республики и социализма. Совершенно новые идеи были вызваны русско-японской войной и начинающимся штормом революции 1905 года. Потому, что хотя ряд религиозных ценностей отступил под напором научных теорий и естественно научной философии (дарвинизм, позитивизм, эволюционизм и др.), эстетику церкви - красоту пения, икон, храма, ритуального шествия он признавал и сочувственно переживал. Да и общечеловеческие моральные заповеди, считал он, фактически совпадали с моралью многих мировых религий. П. Сорокин воспринял революцию 1905 года с восторгом - ему нравилась её ориентация на рабочий класс, крестьянство и интеллигенцию, ему импонировало то, что на первый план она выносила борьбу за индивидуальность, а не борьбу за существование.
Если говорить об учёных, оказавших влияние на становление Сорокина, то в Университете среди профессоров факультета — юристы и социологи М.Ковалевский и Л.Петражицкий, экономист М.Туган-Барановский, историки Н.Покровский, Д.Гримм. Сорокин близко сошёлся и подружился с многими из них, а также с профессорами других факультетов -историком античности М.Ростовцевым и философом Н.Лосским. Результаты размышлений были закреплены в серии антропологических, социологических и философских статей по самым разнообразным проблемам: предмет социологии, теории прогресса и эволюции, философские воззрения Л.Толстого, преступность и её социальные корни, самоубийство, символы в общественной жизни, браке, социальная роль войны и другие. Сорокин вспоминал своих учителей и друзей по науке: «моё высокое уважение к научному вкладу моих учителей, моя критика слабостей и просчётов их теорий и некоторые конструктивные идеи, которые я высказывал на их семинарах и в личных беседах не только встречались ими
благосклонно, но быстро формировало мою собственную зрелость» [Сорокин П.А. Долгий путь, Сыктывкар 1991 с.58].
Вторая глава «Основная проблематика социологической
публицистики Питирима Сорокина» посвящена рассмотрению основных направлений публицистических работ Питирима Сорокина. Приводятся результаты применения сравнительно-исторического метода и контент-анапиза.
В первом параграфе «Постановка задачи и выбор метода
исследования» показано, что творческая деятельность Питирима Сорокина многообразна. Он известен не только своими научно-теоретическими произведениями, но и страстными публицистическими произведениями. Как и всё творчество Сорокина его публицистика глубоко, органично традиционна. Суждения автора всегда опираются на глубокую осведомлённость, досконально точное знание предмета не только в его современном состоянии, но и в его эволюции. Его статьи отличаются остротой взгляда, сосредоточенностью на самом существенном. Но ещё более важно в его публицистике то, что в высшей степени всегда было присуще отечественному врачующему жанру - пронзительно искреннее выражение проникновенного авторского чувства. Рассматривая публицистику Питирима Сорокина во всей её целостности, следует отметить, прежде всего, разнообразие и многогранность её тематики.
Большой материал для размышлений социолога давала непосредственная социальная деятельность П. Сорокина. В период трёх русских революций и первой мировой войны, выступая в качестве публициста, он пытался осмыслить самые животрепещущие вопросы современности. К их числу принадлежали война, революция, голод, демократические преобразования.
Широкие возможности для исследований в области публицистики открываются с применением качественно-количественного метода, технические приемы которого сводятся к выделению единиц анализа, отысканию их индикаторов в тексте и последующей статистической обработке.
Данная методика была использована нами при изучении публицистики П.Сорокина. В качестве объекта исследования была взята книга (ваметки социолога. Социологическая публицистика П.А. Сорокина», в подготовке которой автор данного исследования принимал активное участие как составитель и автор примечаний. На сегодняшний момент данная книга является самым полным сборником статей Сорокина интересующего нас периода. В ходе её анализа выявлялся понятийный аппарат проблемы, а также удельный вес различных категорий содержания.
Во втором параграфе «Вопросы гражданского общества» говорится о том, что проблема гражданского общества в России вызывает
сегодня самый пристальный интерес у исследователей различной идейной и профессиональной ориентации - философов, юристов, историков, социологов. Возможно, нет ни одной другой такой темы, которой бы уделяли столь серьёзное внимание как учёные-обществоведы, так и политические и общественные деятели. Она давно вошла в научную и политическую лексику, стала неотъемлемым атрибутом современных представлений об обществе, экономике, демократии, правовом государстве.
Сорокин считает, что со свержением царского режима и установления власти Временного правительства Россия перешла из состояния полицейского государства к правовому. Место господской власти заняла власть социально-служебная. Место бесправного обывателя, не нёсшего на себе никакой ответственности за судьбы всего государства занял полноправный гражданин, имеющий все права власти, должностного лица, а также и все его обязанности и ответственность. В результате такого перехода к новому строю наблюдается гипертрофия сознания своих прав гражданами и атрофия сознания своих обязанностей и, наоборот, преувеличенное сознание обязанностей власти и недостаточное осознание её прав. Отсюда следует определить понятие гражданина, который по мнению Сорокина, сознаёт не только свои права, но и обязанности, умеет не только предъявлять требования к другим, но и к себе самому, «гражданин отличается от деспота - с одной стороны, и от взбунтовавшегося раба - с другой...» [П.А. Сорокин Заметки социолога «Обязанности власти и обязанности гражданина» СПб. 2000. с.31]. Сорокин призывает читателей к осознанию следующего положения: «Каждый гражданин - носитель власти в известном объёме, в том, который допускается принципами социального служения, откуда и следует, что иерархия власти и её органов не исключается этой конструкцией, но поэтому же он несёт на себе и всю ответственность и все обязанности власти». Если данное положение могло быть осознано всеми, Россия была бы спасена, в противном случае её судьба подверглась бы опасности. И в этом будет заключена вина не только власти, но и всех граждан.
Также Сорокин не обходит стороной и вопрос о сущности и авторитете власти. Что же такое власть? Наилучшим ответом на данный вопрос, по мнению Сорокина, является ответ, данный теорией Л.И.Петражицкого, которая гласит, что власть - это не что иное, как приписывание определённым лицам - носителям власти - прав приказывать и повелевать, а себе обязанности подчиняться и обязанности исполнять эти приказы. Секрет власти, исходя из данной теории заключается в психике человека. Если подобное «приписывание» права повеления, с одной стороны, и обязанности подчинения - с другой есть, то
власть существует; если же его нет - нет соответственно и власти. Отсюда вытекает неразрывность понятий власти и её авторитета.
Власть в государстве может удержаться лишь в том случае, когда большинство граждан приписывают носителям власти право повелевать, а себе обязанности подчинения, с прекращением же подобного «предписывания» власть перестает существовать. Конечно,- говорит Сорокин, некоторое время она может опираться на голое принуждение, на силу штыка и виселицы, но штыки требуют людей, виселицы - палачей, а потому если это «предписывание» прекратилось, однажды эти штыки обращаются против носителей власти, виселицы перестают действовать, а тюрьмы заполняются прислужниками власти. Так и происходит переворот, революция. На место старого правительства приходит новое. Если же новая власть в свою очередь имеет «доверие», если ей приписываются права, а себе соответственные обязанности - власть становится властью. Если же этого условия нет - власть падает, чтобы уступить место власти новой или просто анархии. Колебание авторитета власти происходит при частых её сменах, и каждая последующая власть занимает место при худших условиях. Ей становится труднее укрепить своё значение просто в силу того, что в обществе развивается тенденция «недоверия» к власти, её низвержения, её непризнания [ПА. Сорокин Заметки социолога «Сущность и авторитет власти» СПб. 2000. с.32].
В статье «Нельзя запаздывать» Сорокин говорит о том, что в мирное время и в момент революционный задачи власти значительно разнятся. И не всякое хорошее мирное правительство может быть и хорошим революционным правительством, которому необходимо обладать такими качествами как энергия, решительность, и что самое главное - умение опережать и предупреждать запросы момента.
Другим неотъемлемым моментом гражданского общества является социальное равенство. В своих статьях Сорокин говорит о социальном равенстве как одном из основных принципов социализма, учение которого является учением уравнительным.
Российское общество начала XX века, особенно его интеллектуальная элита, жила в нетерпеливом ожидании перемен: недовольство существующими структурами власти, косной системой общественных отношений соседствовала с надеждой на то, что новое столетие принесёт с собой лучшее, справедливое устройство жизни.
Социально-экономическая мысль, будучи одновременно индикатором и катализатором общественных процессов, воплотила эти настроения в многочисленных концепциях социализма как идеала будущего общества - политического и экономического, этического и социального. Представители революционных и умеренно-радикальных общественных течений России чутко уловили тенденцию развития
мировой цивилизации и, творчески переосмысливая прогрессивные социально-экономические теории Запада, с энтузиазмом принялись конструировать модели будущего гармоничного общественного устройства, искать пути перехода к нему. Так что в начале XX века Россия не имела недостатка в проектах идеального общества. Идея социализма имеет корни в интересах множества людей, нуждающихся в солидарности окружающихся, гарантированной поддержке со сторон общества, - словом, во всём том, что часто называют социальной справедливостью. Идейный источник социализма - в мировоззрении значительного числа людей, стремящихся к тому, чтобы общественные, в том числе экономические отношения строились на справедливой основе. Идею социализма вряд ли можно закрепить за каким-то определенным классом. Любое такое закрепление - политическое, теоретическое, социальное - неизбежно обедняет и искажает дело.
Ссылаясь на определение социального равенства Энгельсом, который подразумевал под ним лишь уничтожение классового неравенства и требовал равенства экономического, означающего право на полный продукт труда, право на более или менее равномерное распределение экономических благ сообразно труду каждого. Сорокин ставит вопрос может ли мыслиться равенство социальное только в смысле равенства экономического? И нет, - говорит он, несомненно, что понятие социального равенства было бы очень узко, если бы оно означало только экономическое уравнение. Ценности знания, ценности добра, ценности прав - политических и гражданских ценятся не меньше, чем ценности экономические. За распределение интеллектуально - моральных благ человечество борется не менее, чем за распределение благ экономических. Более того, Сорокин считает что достижение экономических благ неосуществимо без достижения благ интеллектуально - моральных.
Но если принять во внимание тот факт, что социальное равенство означает не только равенство экономическое, но и морально -интеллектуальное, то не следует ли из этого, что само понятие равенства становится утопией, явно неосуществимой фантазией?
Русскую революцию 1917 года и отмену всех привилегий, Сорокин считает новым, первым звеном в длинной цепи уравнительного процесса. С этой точки зрения весь исторический процесс может рассматриваться как постепенный, уравнительный поток, размывающий на своём пути все многочисленные плотины и перегородки религиозного, правового и политического неравенства. Сорокин считал, что равенство политико-правовое не только возможно, но оно уже было дано, и истории оставалось лишь сделать последние мазки своей уравнительной картины, чтобы окончательно устранить остатки этого неравенства и завершить своё уравнительное творчество.
Также обращается он и к вопросу о том, какие препятствия стоят на пути к равномерному распределению экономически-имущественных благ, и какие пути могут быть предложены для их преодоления, и способны ли они к нему привести. Можно ли думать, - пишет Сорокин, - что с поступательным ходом истории происходит и постепенное осуществление экономического равенства, то есть распределение благ последнего делается всё более и более уравнительным? И если подобная тенденция намечается, то можно ли полагать, что пределом её развития будет полное экономическое уравнение?
Анализ выступлений Сорокина по социально-политическим вопросам позволяет констатировать, что гарантию демократического строя он видел в республиканской форме правления, опирающейся на принцип выборности должностных лиц, парламентаризме и конституционализме.
Вот что говорил Сорокин о личности, её свободе. Впрочем, прежде всего, следует дать определение понятия «свобода личности» вообще. Свобода личности - тоже самое, что свобода гражданская - юридическое понятие (и вместе с тем юридический институт), отчасти сходное с юридическим понятием политической свободы, отчасти противоположное ему. Так называется совокупность прав человеческой личности, как таковой, независимо от ее принадлежности к той или иной политической организации - прав, неотъемлемых от этой личности ни в пользу государства, ни в пользу какой-либо иной личности. Политическая свобода есть всегда принадлежность не отдельной человеческой личности, а целой политической организации: личная свобода требует, наоборот, именно разграничения сферы прав отдельной личности и прав государства.
По мнению Сорокина, вся история человечества представляет непрерывную борьбу личности за утверждение её в качестве самоценности. Сорокин сравнивает личность с закованным Прометеем, который вечно стремился порвать свои цепи, шёл на великие жертвы, зачастую падал под тяжестью гнёта, и в конце концов победил. Также и личность, которая подняла борьбу за своё освобождение от деспотизма группы, ещё в первобытные времена. Тогда всё право и мораль первобытной группы были направлены на защиту интересов именно группы, но не личности. Великое единоборство личности закончилось её победой лишь после ряда тысячелетий, в результате которой узкие рамки группы были разбиты, а принцип равенства распространился на более широкую группу - на племя, национальность. Однако, не успев толком одержать победу, началась новая борьба - борьба человека с кастой за свою индивидуальность. Последняя также стремилась поглотить личность. И снова личность была поглощена, и снова великое неравенство. «Прошло время...касты пали. На их место пришли новые поработители, опять борьба, опять жертвы, и конца не видно.
На смену одним врагам личности, приходят новые, хотя каждый из них и слабее своих предшественников» [П .А. Сорокин Заметки социолога «Великое освобождение» СПб.2000 с. 12].
Среди противников личности Сорокин называет церковь, семью, государство, национальность, класс, профессию. Каждая из указанных единиц пытается поглотить личность, сделать её простым индивидом, орудием своего процветания.
Представляется возможным, что в данном параграфе должны быть рассмотрены так же и вопросы связанные с единством государства и национальными отношениями. Некоторым образом плюралистический подход можно констатировать у Сорокина при рассмотрении им национального вопроса. Исходя из того, что национальности как единого социального элемента нет, как нет и специально национальной связи., он стремится разложить это сложное понятие на ряд составляющих его простейших социальных элементов. В конечном счёте национальное неравенство рассматривается им как частная форма или специфическое выражение общего социального неравенства. Борьба за национальное равенство является для него синонимом борьбы за полное правовое равенство личности. Единственно приемлемым решением национального вопроса Сорокину представляется равноправие и автономия национальностей, обеспечивающие единство и прочность государства.
В третьем параграфе «Первая мировая война и революция 1917 года» речь идёт о том, что исторический период от Февральской революции до октябрьского переворота представляет собой интерес необычайный, потому что он созвучен современности не только на уровне декларируемых целей, но и, например, приходящим осознанием того, что путь от авторитаризма к демократии не может быть легким и коротким. В 1917 г. это переживалось совсем иначе, чем сейчас, — тогда еще у России не было жуткого опыта XX столетия, и поэтому главным камнем, о который споткнулась страна в 1917 г. на своем пути к демократии, было обвальное разочарование, нахлынувшее после первых весенних месяцев надежд. Надежд, подействовавших столь пьяняще, что лето и осень 1917г. многие наблюдатели тогда называли периодом тяжкого похмелья.
После победы Февральской революции многим российским политикам и обывателям казалось, что началась совершенно новая эпоха, причем не только для России, но и для всего мира. Явление такого масштаба, как свержение российского самодержавия, не могло восприниматься иначе, учитывая эсхатологическую настроенность, вообще свойственную обществам традиционалистского типа, к каковым во многом относилась и Россия в начале XX в. Подавляющее большинство исследователей русской революции согласны в том, что революция была вызвана войной. При объяснении причин войны Сорокин исходит из того,
что они не могут быть сведены к одному (например, лишь экономическому) фактору, а представляют собой - результат взаимодействия многих факторов, каждый из которых нуждается в самостоятельном изучении. В соответствии с этим идеал Канта о вечном мире видится Сорокину в создании условий, регулирующих действие каждого из факторов, потенциально создающих возможность новой войны. Необходимым условием сохранения мира между государствами, - писал Сорокин, - является создание надгосударственного союза, в состав которого отдельные государства входили бы лишь в качестве отдельных членов, иначе - объединение существующих государств в одно сверхгосударство. Исходя из того, что в современных условиях война экономически невыгодна для победителя при самом победоносном исходе, он развивал идею о сокращении постоянных армий и вооружений во всех государствах, расширении социального контроля демократических сил при решении вопросов войны и мира.
Вопросы войны и мира. Эти вопросы были основным фактором развития демократической революции в феврале-октябре 1917 года. Революция в представлении широких масс народа открывала дорогу к справедливому миру, массовое стремление к которому стало серьёзным обстоятельством политической жизни России, определявшим степень популярности и влияния различных политических сил. Формула демократического мира стала в 1917 году лозунгом не только масс, всех политических партий России, Советов, но и коалиционного Временного правительства. Также и научная и публицистическая деятельность Сорокина 1915-1917 годов была сосредоточена в основном вокруг старинной социологической проблемы - войны и вечного мира. Россия находится на распутье разных дорог. Он рассматривает отношение к войне со стороны различных течений русской общественной мысли и формирует своё понимание проблемы. Сорокин считал войны негодным средством решения межгосударственных конфликтов, особенно современные массовые войны, обрекающие на страдания не только сражающиеся армии, но и мирное население.
Что касается революции, то Сорокин поддержал Февральскую революцию, которая свергла монархию, но был противником революции Октябрьской из-за радикализма её программ и действий. В своих статьях он обрисовал социальные контуры российского общества, эволюцию и динамику социальных сил, череду социально-политических кризисов в нашем обществе первой четверти XX века. Особенный интерес представляют его статьи о Февральской и Октябрьской революциях, за эволюцией которых он наблюдал как политический деятель и социолог. Фактически им дана хронология событий 1917 и начала 1918 годов, до его ухода на научную и преподавательскую стезю, из-за невозможности
заниматься политической деятельностью при новом режиме.
В чём первопричины русской революции и революции вообще, почему разваливается внешне стабильный и прочный социум? В своих статьях Сорокин постоянно задавался этим вопросом. Наиболее общий ответ таков: революция есть результат краха системы ценностей общества - и этических, и общедемократических, и трудовых (вообще «ценность» -ключевое понятие в социологии Сорокина). События лета и осени 1917 года, считал учёный, служат ярчайшей иллюстрацией этой закономерности: именно разрушение ценностной системы координат привело к развалу государства, армии, структур правопорядка, производственной инфраструктуры, как следствие - к обесцениванию человеческой жизни и ужасающему кровопролитию. Объясняя, почему «революционная пучина» захлестнула огромную страну, Сорокин подчёркивает силы, которые противостояли большевикам, раскололись на три лагеря: умеренные социалисты, центристы либералы и Корнилов со своими сторонниками. С этой схемой можно спорить, но ясно одно: спасение от тирании - в единстве всех подлинно демократических сил (не только по программным установкам, но и по практическим действиям)
В заключении диссертации подводятся итоги исследования, формулируются выводы, определяются перспективы дальнейшего изучения темы и предложения по научно-теоретическому применению.
По теме диссертации опубликованы следующиеработы:
1) Социологическая публицистика Питирима Сорокина// «Вестник Санкт-Петербургского университета». Серия «Философия и социально-политические науки».
Деп. в ИНИОН РАН №58796 от 22.07.2004
2) Политическая ангажированность как характерная черта русской социологии периода её становления (конец XIX- начало XX вв.) // «Вестник Санкт-Петербургского университета». Серия «Философия и социально-политические науки».
Деп. в ИНИОН РАН № 58795 от 22.07.2004
3) «Питирим Сорокин: анализ социального пространства». Тезисы Всероссийская научно-практическая конференция. Социальная сфера общества: региональные особенности, тенденции развития, подготовка кадров. - СПб., 2004.
4) Составление, Указатель имён, сведения о газетах «Дело народа», «Воля народа»// П.А. Сорокин Заметки социолога. Социологическая публицистика. - СПб.: Изд-во «Алетейя», 2000. (20 п.л.)
Отпечатано с готового оригинал-макета в НПФ «АСГЕРИОН» Заказ № 27.1,25 печ. л. Формат 60x84 /)6. Бумага офсетная. Тираж 100 экз. Подписано в печать 15.03.2005 г. Санкт-Петербург, 193144, а/я 299, тел./факс (812) 275-73-00, (812) 970-35-70
22 ЛПР 2GG5
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата социологических наук Латышева, Марина Георгиевна
Введение.
Глава 1 Роль традиций русской социологии в становлении Питирима Сорокина как учёного.
1.1 Основные черты и особенности развития русской социологии.
1.2 Публицистичность как определяющая черта русской социологии.
1.3 Истоки социологического мировоззрения Питирима Сорокина и его основные черты. Опыт публицистической социологии.
• Глава 2 Основная проблематика социологической публицистики Питирима Сорокина.
2.1 Постановка задачи и выбор метода исследования.
2.2 Вопросы гражданского общества.
2.3 Первая мировая война и революция 1917 года.
Введение диссертации2005 год, автореферат по социологии, Латышева, Марина Георгиевна
Анализ социологической публицистики имеет довольно короткую историю, несмотря на то, что роль публицистики в современной жизни огромна. Публицистика в определенном смысле формирует общественное мнение. В российской социологии как, возможно, ни в какой другой, была сильна традиция социологической публицистики, то есть традиция отклика учёных на текущие социально-политические и духовные процессы. В России конца XIX - начала XX вв. публицистика являлась единственным, или, во всяком случае главным проявлением частной общественно-политической инициативы.
Крупнейшие российские социологи Н.К.Михайловский, П.Л.Лавров,
М.М. Ковалевский и особенно П.А.Сорокин активно участвовали в общественных дискуссиях на страницах газет и журналов. Это свидетельствует о том, что наша социология изначально и непосредственно была вовлечена в анализ практической жизни, в те общественные движения, которые влияли на характер развития российского общества.
За годы догматического мышления социологическая публицистика была подчинена власти, обслуживала её и тем самым была сведена почти на нет. В последнее десятилетие наша социология отошла от подобного положения и начала приобретать свои подлинные функции, одна из которых состоит в социальной критике. Формой реализации этой функции выступает социологическая публицистика. Она представляет одну из основ становления в обществе социального (социологического) мышления, социологической культуры, которая формирует широкий взгляд на социальные процессы с учётом целого комплекса причинно-функциональных связей, а не какого-то одного фактора.
В последнее время из-за схожести развития социальной ситуации в России со временем, рассматриваемого в диссертационном исследовании периода, проблема обращения к жанру социологической публицистики представляется как нельзя более актуальной. Не случайно, в ведущем социологическом журнале России - «СОЦИС», открыта рубрика «социологическая публицистика», в которой многие современные учёные и исследователи анализируют социальные процессы, происходящие в современном обществе. В связи с активным обращением к жанру социологической публицистики, необычайный интерес представляет знакомство с опытом выдающихся социальных мыслителей прошлого. Интересно что несмотря на то, что события, анализируемые ими, имели место около века назад, многие высказывания и соображения созвучны и с сегодняшними реалиями.
Основной целью диссертационной работы был всесторонний анализ социологической публицистики Питирима Сорокина, выявление её основных черт и направлений.
Реализация этой цели предполагает решение следующих задач:
1) Охарактеризовать культурно-научный контекст периода становления Питирима Сорокина как учёного.
2) Осуществить историко-социологический анализ тех идей и концепций, которые были восприняты Питиримом Сорокиным в первые годы его научной деятельности.
3) Раскрыть публицистичность как одну из характерных черт российской социологии периода её становления и развития
4) Провести анализ основных направлений публицистической деятельности Питирима Сорокина.
5) Выявить методологию и проблематику социологической публицистики Питирима Сорокина методом контент-анализа.
6) Показать публицистические работы Питирима Сорокина с точки зрения их актуальности на сегодняшний день. Объект исследования - социологическая публицистика как одна из черт российской социологии.
Предметом исследования выступает социологическая публицистика Питирима Сорокина.
Научная новизна исследования заключается в том, что анализ социологической публицистики П.Сорокина проводится впервые; на примере публицистики П.Сорокина рассматривается такая характерная черта русской социологии, как публицистичность; выявляется значимость публицистической деятельности учёного в развитии его последующих социологических концепций и теорий. Уже на раннем этапе своего становления, русская социология приобретает прочную репутацию как наука публицистическая. П. Сорокин являлся одним из наиболее крупных русских публицистов и вклад его в развитие этой науки значителен. Он, как никто другой, умел талантливо описывать, и анализировать явления и тенденции в развитии социума, а многие из выдвинутых им идей остаются и по сей день, представляющими интерес для современного российского общества. Важно показать значимость публицистики, как заметного фактора, влияющего на развитие социума, а также показать актуальность публицистической деятельности Сорокина и применимость его идей для современного российского общества.
Относительно степени разработанности проблемы можно сказать что в последнее десятилетие жизнь, творческое наследие Питирима Сорокина, его философские идеи и концепции вызвали значительный интерес среди отечественных исследователей.
В целом исследователи творчества П.Сорокина, его социологических, философских и исторических трудов особое внимание уделяют его методологии. Но научное наследие Питирима Сорокина многогранно, не имеет жанровых ограничений, а его публицистика предметом специального изучения никогда прежде не являлась, и особенности его публицистического творчества по большей степени остались за пределами интересов исследователей.
Социологическая публицистика - феномен научной периодики. Общим, для авторов этого жанра является наличие у них социологического мышления. Важнейшей чертой такого мышления является взгляд на общество как на динамически развивающуюся систему, целостный живой организм, когда изменение одной его части влечёт за собой изменение других и самого целого. Это понимание взаимообусловленности политических, экономических и социокультурных факторов, объективных и субъективных характеристик.
Среди отечественных исследователей, обращавшихся к проблеме социологической публицистике П.Сорокина можно выделить Голосенко И.А. В своей книге «П.А. Сорокин: судьба и труды» он проделал глубокий анализ жизненного и творческого пути Сорокина, исследовал русский период творчества. Вскользь автор коснулся и социологической публицистики П.Сорокина.
Так же следует отметить вышедшую в 1992 г. книгу под редакцией Согомонова А.Ю. «П. Сорокин. Человек. Цивилизация. Общество», как попытку показать многогранность творчества Сорокина, а не сведение его к общим теоретическим концепциям. Заслуживает внимания и «Общедоступный учебник социологии: статьи разных лет», изданный В.В.Саповым в 1994 г. Здесь собраны и представлены некоторые статьи П.Сорокина.
Самым полным на сегодняшний день сборником статей П.Сорокина отличается книга вышедшая в 2000г. под редакцией Бороноева А.О.
П.А.Сорокин. Заметки социолога. Социологическая публицистика». Здесь собраны статьи, опубликованные в газете «Воля народа» в 1917-1918 г.г. Фактически книга представляет хронологические описания периода с начала Февральской революции до конца 1918 г., т.е. до момента, когда свободная политическая деятельность для Сорокина стала невозможной. Интересна статья Бороноева А.О. «О социологической публицистике П. Сорокина», опубликованная в журнале «Социология и социальная антропология» за 1998 г. В своей статье автор говорит, что в связи с возрождением традиций социологической публицистики, обращение к опыту выдающихся социальных мыслителей прошлого необходимо и выражает надежду что это вызовет интерес к такой специфической сфере социологической культуры как социологическая публицистика.
В представленном выше небольшом обзоре мы отметили только литературу, представляющую интерес для настоящего исследования. В целом, как уже отмечалось выше спектр исследований эволюции российской социологии является чрезвычайно широким, и необходима длительная работа по ликвидации «белых пятен» в истории отечественной социологии.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Социологическая проблематика в публицистике Питирима Сорокина"
Заключение.
Жизни и творчеству П.А. Сорокина посвящено много исследовательских работ в отечественной и зарубежной историко-социологической литературе. В то же время данная тема не теряет своей актуальности, точно так же как и не теряют своей актуальности воззрения П. Сорокина.
В начале работы нами была поставлена цель представить и поэтапно проанализировать основные направления публицистической деятельности П.Сорокина, а также дать анализ его социологической публицистики как продукта и зеркала современной ему эпохи. Для реализации данной цели, были решены следующие задачи:
1. Публицистичность была представлена как одна из характерных черт российской социологии периода её становления и развития.
Уже на раннем этапе своего становления, русская социология приобретает прочную репутацию как наука публицистическая. Дело в том, что правящие круги в России не поддерживали развитие социологии, считая ее наукой революционной и потому опасной. Публицистическая социология, рассчитанная на широкую читающую публику, была очень разнообразна по тематике и направленности, но прежде всего она была сильно политизирована. Эта политизация, являясь естественной реакцией на существовавшую социальную ситуацию, вместе с тем, была, вероятно, серьезным несчастьем не только для обществоведения, но и для судеб социального развития страны в целом. Чрезмерная политизация, конечно же, приковывала внимание читательских кругов, однако одновременно она значительно ограничивала самого социолога. Социолог терял определенную долю объективности, а власти использовали ситуацию для оправдания своих действий. Материалы, публиковавшиеся в периодической печати, отличались большим разнообразием. Кроме ученых-социологов, в тех же журналах печатались и другие известные публицисты, люди широко образованные, чьи статьи отличались высоким профессионализмом и гражданским пафосом. Такие авторы выносили на обсуждение разнообразные проблемы развития социологии и гуманитарного знания, поднимали вопросы просвещения населения с целью повышения его социологической грамотности. Писателями и публицистами было немало сделано для повышения авторитета социологии в общественном мнении, для популяризации ее проблематики среди широких читательских кругов, а также для разъяснения роли науки в жизни государства и места социологии среди других наук о человеке.
2. Охарактеризован культурно-научный контекст периода становления П.Сорокина как учёного.
Можно проследить динамику мировоззренческих ценностей и установок П. Сорокина. Среди старых ценностей под сильное сомнение была поставлена историческая обоснованность и правомерность монархического уклада в России. Предыдущая установка на терпеливый аскетизм, покорность судьбе в его социально-философской позиции сменилась политической активностью. Революционные реалии 1905 года властно увлекли юношу, его идеалом становится ценность демократии, республики и социализма. Совершенно новые идеи были вызваны русско-японской войной и начинающимся штормом революции 1905 года. Потому, что хотя ряд религиозных ценностей отступил под напором научных теорий и естественно научной философии (дарвинизм, позитивизм, эволюционизм и др.), эстетику церкви - красоту пения, икон, храма, ритуального шествия он признавал и сочувственно переживал. Да и общечеловеческие моральные заповеди, считал он, фактически совпадали с моралью многих мировых религий. П. Сорокин воспринял революцию 1905 года с восторгом - ему нравилась её ориентация на рабочий класс, крестьянство и интеллигенцию, ему импонировало то, что на первый план она выносила борьбу за индивидуальность, а не борьбу за существование.
Если говорить об учёных, оказавших влияние на становление Сорокина, то в Университете среди профессоров факультета - юристы и социологи М.Ковалевский и Л.Петражицкий, экономист М.Туган-Барановский, историки Н.Покровский, Д.Гримм. Сорокин близко сошёлся и подружился с многими из них, а также с профессорами других факультетов - историком античности М.Ростовцевым и философом Н.Лосским. Результаты размышлений были закреплены в серии антропологических, социологических и философских статей по самым разнообразным проблемам: предмет социологии, теории прогресса и эволюции, философские воззрения Л.Толстого, преступность и её социальные корни, самоубийство, символы в общественной жизни, браке, социальная роль войны и другие. Сорокин вспоминал своих учителей и друзей по науке: «моё высокое уважение к научному вкладу моих учителей, моя критика слабостей и просчётов их теорий и некоторые конструктивные идеи, которые я высказывал на их семинарах и в личных беседах не только встречались ими благосклонно, но быстро формировало мою собственную зрелость» [Сорокин П.А. Долгий путь, Сыктывкар 1991 с.58].
3.Осуществлён историко-философский анализ тех идей и концепций, которые были восприняты П.Сорокиным в первые годы его научной деятельности.
В работе дан краткий анализ развития отечественной социологии. Обсуждаются идеи славянофилов и западников, основоположников российской социологии П.Л.Лаврова, Е.В. де Роберти, Н.К.Михайловского, С.Н.Южакова, П.Ф.Лилиенфельда, А.И.Стронина. Натуралистическая социология в различных её формах (Н.Я.Данилевский, Л.И. Мечников), психологические направления (П.Л.Лавров, Н.К.Михайловский, Н.И. Кареев, Е.В. де Роберти), школа М.М.Ковалевского, экономический материализм (Г.В.Плеханов). За период с 60-х годов XIX века по 20-е годы XX века российская социология достигла зрелости, развитой культуры социологического анализа, сформировала необходимые институты. Чётко была осознана необходимость интеграции социального знания, но не за счёт подавления одних школ другими, а на основе принципа их дополнительности и коммуникации. Социология России приобрела, таким образом, твёрдую собственную почву для перехода на качественно новый этап.
4. Проведен анализ основных направлений публицистической деятельности П.Сорокина.
Относительно социологической публицистики Сорокина можно сказать, что она явилась результатом того, что с самого начала своей деятельности Сорокин принимал активное участие в политической жизни.
• Революция. Сорокин поддержал Февральскую революцию, которая свергла монархию, но был противником революции Октябрьской из-за радикализма её программ и действий. В своих статьях он обрисовал социальные контуры российского общества, эволюцию и динамику социальных сил, череду социально-политических кризисов в нашем обществе первой четверти XX века. Особенный интерес представляют его статьи о Февральской и Октябрьской революциях, за эволюцией которых он наблюдал как политический деятель и социолог. Фактически им дана хронология событий 1917 и начала 1918 годов, до его ухода на научную и преподавательскую стезю, из-за невозможности заниматься политической деятельностью при новом режиме.
• В чём первопричины русской революции и революции вообще, почему разваливается внешне стабильный и прочный социум? В своих статьях Сорокин постоянно задавался этим вопросом. Наиболее общий ответ таков: революция есть результат краха системы ценностей общества - и этических, и общедемократических, и трудовых (вообще «ценность» - ключевое понятие в социологии Сорокина). События лета и осени 1917 года, считал учёный, служат ярчайшей иллюстрацией этой закономерности: именно разрушение ценностной системы координат привело к развалу государства, армии, структур правопорядка, производственной инфраструктуры, как следствие - к обесцениванию человеческой жизни и ужасающему кровопролитию. Объясняя, почему «революционная пучина» захлестнула огромную страну, Сорокин подчёркивает силы, которые противостояли большевикам, раскололись на три лагеря: умеренные социалисты, центристы либералы и Корнилов со своими сторонниками. С этой схемой можно спорить, но ясно одно: спасение от тирании - в единстве всех подлинно демократических сил ( не только по программным установкам, но и по практическим действиям)
• Первая мировая война. В период трех русских революций и Первой Мировой войны, выступая в качестве публициста, Сорокин пытался осмыслить самые животрепещущие вопросы современности. К их числу принадлежали темы войны, революции, голода, демократических преобразований. В ряде конкретных статей по этим проблемам он применяет теорию факторов при анализе таких «сложных социальных явлений», как, например, война, нация, революция. Так, при объяснении причин войны Сорокин исходит из того, что они не могут быть сведены к одному (например, лишь экономическому фактору), а представляют собой совокупность взаимодействия многих факторов, каждый из которых нуждается в самостоятельном изучении.
• Вопросы войны и мира. Эти вопросы были основным фактором развития демократической революции в феврале-октябре 1917 года. Революция в представлении широких масс народа открывала дорогу к справедливому миру, массовое стремление к которому стало серьёзным обстоятельством политической жизни России, определявшим степень популярности и влияния различных политических сил. Формула демократического мира стала в 1917 году лозунгом не только масс, всех политических партий России, Советов, но и коалиционного Временного правительства. Также и научная и публицистическая деятельность Сорокина 1915-1917 годов была сосредоточена в основном вокруг старинной социологической проблемы - войны и вечного мира. Россия находится на распутье разных дорог. Он рассматривает отношение к войне со стороны различных течений русской общественной мысли и формирует своё понимание проблемы. Сорокин считал войны негодным средством решения межгосударственных конфликтов, особенно современные массовые войны, обрекающие на страдания не только сражающиеся армии, но и мирное население.
• В своих статьях Питирим Сорокин обсуждает также и многие теоретические вопросы, связанные с социально-экономическими изменениями в России: вопросы гражданского общества, свободы личности, российского парламентаризма и государственного устройства, национальных отношений, проблемы российской духовности и будущего страны.
Сорокин считал, что колесо мировой истории неумолимо движется к социализму, но в настоящее время Россия еще не созрела для перехода к нему, и прежде всего необходимо было заняться демократическим устройством русского общества. На эту тему им была написана серия публицистических статей и брошюр: «Что такое социализм?», «Формы правления», «О свободах: неотъемлемые права человека и гражданина», «Что нужно народу? Монархия или республика?», «Политическая программа Временного правительства». В условиях революции большое внимание Сорокина привлекали вопросы организации государства и управления, формы правления, механизм социального контроля. В этой связи представляет интерес его обращение к проблеме социального равенства и прав личности как важнейшего принципа при переходе общества к социализму.
Отвергая упрощенное толкование социального равенства как тождества индивидов по всем параметрам, он отстаивает понимание равенства как принципа пропорциональности распределения социальных благ - «каждому по степени его личного социально полезного труда». Большое внимание при этом он уделял образованию широких народных масс как необходимому условию социализма, равномерному распределению знания и образования во всех слоях общества. В связи с этим заслуживает упоминания проект реформы народного просвещения, предложенной Сорокиным, цель которой состояла в ускорении процесса обучения населения.
5. Публицистические работы П. Сорокина рассмотрены с точки зрения их актуальности на сегодняшний день. Анализ выступлений Сорокина по социально-политическим вопросам позволяет констатировать, что гарантию демократического строя он видел в республиканской форме правления, опирающейся на принцип выборности должностных лиц, парламентаризме и конституционализме. В ходе революции мировоззрение Сорокина испытало настолько существенные изменения, что впоследствии он оценивает этот период как кризис, заставивший его отказаться от иллюзий предшествующего времени, переосмыслить свои социологические взгляды.
Большинство статей Сорокина весьма актуальны сегодня. По прочтении некоторых статей создаётся впечатление, как будто они написаны вчера, сегодня, но никак не более восьмидесяти лет назад. Большое внимание уделял Сорокин и молодому поколению, т.к. всё будущее в нём. Для того, чтобы жизнь любого общества могла функционировать правильно, необходимо, чтобы в данном обществе была некоторая уверенность в завтрашнем дне. В жизни любого человека те или иные широкие задания и планы могут осуществляться лишь при уверенности, что завтра он не умрёт. Так же и в жизни общества тот или иной порядок, те или иные улучшения могут проводиться при той же общей предпосылке жизнеспособности данного общества и коллективной уверенности в завтрашнем дне.
В нашем государстве в данное время эта уверенность почти отсутствует. Жизнь большинства людей стала жизнью из момента в момент. Уверенности в будущем практически нет - так писал Сорокин в 1917 году, - можно сказать, что эти строки, написанные более восьмидесяти лет назад, как нельзя больше показывают актуальность мыслей и идей учёного.
Список научной литературыЛатышева, Марина Георгиевна, диссертация по теме "Теория, методология и история социологии"
1. Алмонд Г., Верба С. Гражданская культура и стабильность демократии//Полис М. 1992 №4 с.122
2. Андреев Э.М. Средства массовой информации и реформирование России // Социально политический журнал. 1996 №4
3. Антология русской классической социологии: тексты. М., МГУ. -1995
4. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М. -1992
5. Бердяев Н.А. Русская идея: основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века// Вопросы философии 1990 №1, №2
6. Бочкарёва В.И. Становление социологии в России: основные направления её развития // Соц.-полит. Журнал. 1993 №1-2
7. Васильев В.А. Гражданское общество: идейно-теоретические истоки// Социально политический журнал. 1997. №4
8. Васильев М.И. Партия, движения, политические силы попытка деконструкции // Политические исследования. 1992. №5, 6
9. Возвращение Питирима Сорокина: материалы международного научного симпозиума, посвящённому 110- летаю со дня рождения П. Сорокина. М. 2000.
10. Ю.Волков Ю.Г., Нечипуренко В.И., Самыгин С.И. Социология: история и современность. Ростов-на-Дону. 1999
11. П.Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. История и рациональность// Социологические исследования. 1994 №7
12. Галактионов А.А. Русская социология XI-XX веков. СПб. 2002
13. Герцен А.И. Собрание сочинений: в 30 т. М. 1956
14. Голосенко И.А. Буржуазная социологическая литература в России второй половины XIX начала XX века: библиографическийуказатель. М.: Институт социологических исследований АН СССР. -1984.
15. Голосенко И.А. Питирим Сорокин: судьба и труды Сыктывкар: Коми книжное издательство. 1991. - 246 с.
16. Голосенко И. А. Социология в дореволюционной России//Философские науки 1988 №1
17. Голосенко И.А. Социология Питирима Сорокина: русский период деятельности. Самара: Социологический центр «Социо». 1992.
18. Голосенко И.А. Философия истории Питирима Сорокина. — Новая и новейшая история. 1966. №4
19. Гражданское общество: реф. сбор. / Рос.акад. управл.; отв. ред. Г.И.Иванов. М.:РАУ. 1994.
20. Гражданское общество: теория, история, современность. Отв. ред. Голенкова З.Т. М.: Издательство института социологии РАН. 1999.
21. Гусакова Т.Ф. Проблемы методологии и методики историко-философского познания в «Русской социологии» Ю.Геккера // Методология и методика преподавания истории философии. Свердловск. 1982.
22. Давыдов Ю.Н. Эволюция теоретической социологии XX века // Социологические исследования. 1995 №8
23. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка т.З М. -1955.
24. Джеффрис В. Интегрализм П.А. Сорокина: Новая общественная наука и реконструкция человечества//СОЦИСС. 1999 № 11
25. Джонстон Б.В. Питирим Сорокин и социокультурные тенденции нашего времени // СОЦИСС. 1999 №6
26. Дойков Ю.В. Эпистолярное наследие П. Сорокина (переписка с С.Харпером)// СОЦИСС. 1996 №1
27. Дубовик В.И., Жарко В.Т. Современные исследования о публицистике. //Вестник Моск. ун-та. 1968. сер."Журналистика" №2
28. Елсуков А.Н. История социологии. Минск. 1997.29.3дравомыслов А.Г. Социология в России // Вестник РАН. 1994.
29. История политических партий России. М. 1994.
30. История социологии в Западной Европе и США. М. 1999.
31. История теоретической социологию в 4 т. М. 1997.
32. Кавелин К.Д. Наш умственный строй: статьи по философии русской истории и культуры. М. 1989.
33. Канев С.Н. Путь Питирима Сорокина Сыктывкар: Издательство коми обкома КПСС.- 1990.
34. Капитонов Э.А. Социология XX века: история и технология. Ростов-на-Дону. 1996
35. Кареев Н.И. Основы русской социологии. СПб. 1996.
36. Кистяковский Б.А. Общество и индивид М.:Дом интеллектуальной книги. 2002.
37. Кистяковский Б.А. Философия и социология права. СПб.: РХГИ. -1998.
38. Китаев В.А., Кавелин К.Д.: между славянофильством и западничеством//В раздумьях о России (XIX век) М. 1996
39. Ковалевский М.М. Современные социологи. СПб. 199641 .Кукушкина Е.И. Русская социология XIX начала XX века. М. - 1993
40. Кукушкина Е.И. Социологическое образование в России XIX начала XX в. М. - 1994
41. Куликов JI.M. Основы социологии и политологии. М. 2004
42. Култыгин В.П. Классическая социология. М. 2000.
43. Лазебник Е. И. Мысли и эмоции. «Сов. Печать». 1965, №8
44. Лаппо-Данилевский А.С. История русской общественной мысли и культуры: XVII-XVIII вв. М.: Наука. 1990.
45. Ленин В.И. Ценные признания Питирима Сорокина. Полн.собр. Сочинений т.37
46. Липский А.В. Кротов П.П. Зырянский след в биографии Питирима Сорокина// СОЦИСС. 1990 №2
47. Липский А.В., Кротов П.П. Зырянский след в биографии Питирима Сорокина// СОЦИС 1990 №2
48. Малиновский Б. Научная теория культуры (фрагменты)// Вопросы философии. М. 1983. №2 с. 12151 .Медушевский А.Н. История русской социологии М.: Высшая школа. -1993
49. Мертон Р. Фрагменты из воспоминаний // СОЦИСС. 1992 №10
50. Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М. 1991
51. Новиков Н.В. Исходные парадигмы русской социологии// свободная мысль. 1993 №6
52. Новиков Н.В. Условия возникновения и развития социологии в России// Российская социология: межвузовский сборник. СПб. 1993
53. Новикова С.С. Институционализация академической социологии в России: в 2-х ч. М. 2000
54. Новикова С.С. История развития социологии в России. М. 1996
55. Новикова С.С. Социология: История. Основы. Институционализация в России. М. 2000
56. Образ будущего в русской социально-экономической мысли конца XIX начала XX в. Избранные произведения / сост. Кузьминов Я.И. М.Республика. - 1994
57. Октябрьская революция. От новых источников к новому осмыслению. 1917 год в судьбах России и мира. М. 1998.
58. Осипов Г.В. Россия: национальная идея, социальные интересы иприоритеты. М. -1996. 62.Осипов Г.В. Социология и социализм. М. 1990.
59. Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и взаимоотношения // Теория и история экономических и социальных институтов и система. М. 1993.
60. Парсонс Т. Система координат и общая теория систем действия: культура, личность и место социальных систем //Американская социологическая мысль. М. 1994.
61. Проблемы идеализма. Сборник статей 19,02. М. Модест Колеров и «Три квадрата». 2002.
62. Развитие социологии в России. М. 2004.
63. Резник Ю.М., Гражданское общество как феномен цивилизации. М. 1998
64. Российская социология. Межвузовский сборник/под ред. А.О.Бороноева СПб. -1993
65. Русский позитивизм. Лесевич. Юшкевич. Богданов. СПб. 1995
66. Сапов В.В. «Зырянский проповедник» // СОЦИСС. 1991 №8
67. Сапов В.В. Высылка 1922 года: попытка осмысления // СОЦИСС. 1990 №3
68. Сапов В.В. Питирим Сорокин: моментальный снимок на фоне России иАмерики//СОЦИСС. 1996 №5
69. Слинько А. А. Н.К.Михайловский и русское общественно-литературное движение второй половины XIX века. Воронеж. 1982
70. Современная социал-демократия: словарь-справочник / В.Я. Швейцер, М.: Политиздат. 1990
71. Согомонов А.Ю. Забытая рукопись Питирима Сорокина // СОЦИС 1988 №4
72. Согомонов А.Ю., Сорокин П.А., Ковалевский М.М. // СОЦИСС. 1989 №3
73. Соловьёв А.И. Три облика государства три стратегии гражданского общества // Политические исследования. 1996. № 67 8. Сорокин П. А. Обзор циклических концепций социально-историческогопроцесса //СОЦИСС. 1998№12
74. Сорокин П.А. Главные тенденции нашего времени М.: Наука. 1997. 351 с.
75. БО.Сорокин П.А. Дальняя дорога: автобиография. М.:Тера. 1992.- 302 с.
76. Сорокин П.А. Духовный облик М.М. Ковалевского как мыслителя // СОЦИСС. 1989 №3
77. Сорокин П.А. Духовный облик М.М.Ковалевского как мыслителя // Социологические исследования 1989 №3
78. Сорокин П.А. Забытый фактор войны // СОЦИСС. 1999. № 11
79. Сорокин П.А. Заметки социолога: социологическая публицистика, отв.ред. Бороноев А.О. СПб. 2000.
80. Сорокин П.А. Историческая необходимость // СОЦИСС. 1989 №6
81. Сорокин П.А. Колонизационные вожделения // СОЦИСС. 1990 №2
82. Сорокин П.А. Моя философия- интегрализм // СОЦИСС. 1992 №10
83. Сорокин П.А. О русской общественной мысли: сочинения, отв.ред. Голосенко И.А. СПб. 2000.
84. Сорокин П.А. Общедоступный учебник социологии: статьи разных лет. М.:Наука. 1994.
85. Сорокин П.А. Общие черты и различия между Россией и США // СОЦИСС. 1993 №8
86. Сорокин П.А. Система социологии Сыктывкар: Издательство СГУ. -1998 в 2-х томах.
87. Сорокин П.А. Социализм и социальное равенство // СОЦИСС 2001. № 5
88. Сорокин П.А. Социология вчера, сегодня и завтра // СОЦИСС. 1999 №7
89. Сорокин П.А. Таинственная энергия любви // СОЦИСС. 1991 №8, №9
90. Сорокин П.А. Условия и перспективы мира без войны // СОЦИСС. 1999 №5
91. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.:Политиздат. -1992.
92. Социологическая мысль в России. Очерк истории немарксистской социологии последней трети XIX начала XX в. М. - 1993.
93. Социологические теории современности: специализированная информация по общеакадемической программе «Человек, наука, общество: комплексные исследования». М.:ИНИОН. 1992.
94. Социология в России под ред. В.А.Ядова М. 1998.
95. Социология в России. XIX начало XX в. М. - 1993.
96. Социология и журналистика. Алма-Ата: КазГУ. 1985. - 48 с.
97. Социология и идеологическая борьба сборник статей. М. 1978
98. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М. -1989.
99. Тихонова В.А. Социология П.А. Сорокина М. -1999.
100. Толковый словарь русского языка. Под ред. Ушакова Д.Н., т.З. М. -1939.
101. Уайт JI.A. Работы по культурологи. М. 1989.
102. Фарукшин М.Х. Политическая система общества.// Социально-политические науки. 1991 №5
103. Франк С.Л. Духовные основы общества. Сборник Русское зарубежье. Власть и право. М.: Лениздат. 1991.
104. Черепахов М. О тенденциях развития жанров публицистики. Вестник Моск. Ун-та, 1964 сер. «Журалистика» №1
105. Шабров О.Ф. Политическая система: структура, типология, устойчивость. М. -1993
106. Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. М. 1969
107. Яковец Ю.В. Великие прозрения Питирима Сорокина // СОЦИСС. 1999 №6.
108. Литература на английском языке.
109. Essays in honor of P.A.Sorokin: Sociological theory, values and sociocultural change/Ed. E.Tiryakian N.Y. 1963.
110. Fan W. Introduction to P.A. Sorokin's Theories. N.Y. 1949.
111. Hecker J. Russian sociology. N.Y.: Augustus MУ Kelley Publishers. -1969.
112. Pitirim A. Sorokin in Review /Ed. by Ph. Allen. N.Y. 1963.
113. Simpson R.P. Sorokin and his Sociology. Social Forces. 1953. Dec., N12
114. Social Theories /Ed. by G.S. Mihanovich. Milwakee. 1953. ch.3
115. Zimerman C.C. Sociological theories of pitirim A. Sorokin. N.Y. -1974.
116. Cowell F.R. Values in human society. The contributions of P.A. Sorokin to Sociology. N.Y. 1970.
117. Barry V. Johnston Pitirim A. Sorokin an intellectual biography. By the University Press of Kansas. 1995.