автореферат диссертации по социологии, специальность ВАК РФ 22.00.01
диссертация на тему: Социологические аспекты социального времени в современном российском обществе
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата социологических наук Горбунов, Владимир Евгеньевич
ВВЕДЕНИЕ.
РАЗДЕЛ 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ
СОЦИАЛЬНОГО ВРЕМЕНИ.
РАЗДЕЛ 2. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ХАРАКТРИСТИКИ
СОЦИАЛЬНОГО ВРЕМЕНИ.
РАЗДЕЛ 3. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ МЕХАНИЗМ ОСВОЕНИЯ
ВРЕМЕНИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Введение диссертации2001 год, автореферат по социологии, Горбунов, Владимир Евгеньевич
Актуальность исследования. В обществе действует объективный закон возрастания ценности времени как результат ускорения общественного развития: Актуальность и верность этого положения сегодня доказывает сама жизнь.
Движение российского общества к рыночным отношениям сопровождается видимым, хотя и неравномерным ускорением социальной изменчивости всех сфер жизни общества, актуализирует давно замеченную исследователями ценность времени и связанных с ним социальных процессов, обостряет проблемы необратимости, постепенности, стабильности социальных изменений, ибо чем быстрее идет процесс развития общества, тем большую ценность приобретает время1. Без учета фактора времени нельзя понять и оценить состояние общества.
Вся реальная жизнедеятельность людей протекает во времени. Взаимоотношения всех социальных институтов, всех социальных систем имеют темпоральный аспект. Любая система социального порядка, ее структура всегда организована во времени. Каждый из людей, социальных групп выполняет в ней специфическую роль, особые функции, причем выполняет их в рамках определенного интервала времени, в определенном ритме и темпе, измерителем которого является сегодня не столько пространство, преодолеваемое техническими достижениями человечества, сколько время.
Усиление значимости социального времени в обществе предполагает и углубление знаний о нем, о его роли в сложных разнонаправленных многоуровневых социальных процессах. Однако линейная модель однонаправленного, одномерного и бесконечного времени, чаще всего применяемая в социологических исследованиях, не позволяет адекватно объяснить динамику происходящих перемен и настоятельно требует
1 См.: Листвина Н. И. Время и общественное развитие // Принцип развития. Саратов. 1972. С. 227. пересмотра.
В современных условиях, когда в центре внимания все чаще оказывается личность как важнейший социальный субъект, значимость времени реализуется через его представления, его деятельность. Здесь освоение времени включает в себя темпоральное отношение общества к человеку, человека к обществу, людей друг к другу и человека к самому себе, когда время не только осознается и познается, но и переживается по - разному. Проблемы неадекватного восприятия, освоения времени имеют отрицательные последствия для реализации жизненной стратегии личности.
В этой связи представляется особенно важным для социологии способствовать выработке новой модели времени, формированию новых темпоральных установок деятельности, мышления, общения, в том числе и на личностном уровне. При этом понимание важной роли времени в жизни общества предполагает более глубокое методологическое осмысление самого социального времени во всей его комплексности и субъективно - объективной относительности с позиций социологического видения, а также упорядочение и систематизацию понятийного аппарата, инструментария для дальнейшего исследования проблемы.
Степень разработанности проблемы. На протяжении многих веков люди пытались понять течение времени, создавали теории, раскрывающие структуру времени (например, числовая теория времени Аристотеля, причинная теория времени Юма, и пр.). Все эти теории времени и системы его измерения могут рассматриваться в качестве разновидностей концепций социального времени.
Вместе с тем разрабатывались и концептуальные, преимущественно философские теории времени (Я.Ф. Аскина, Э. Гидденса, П. Штомпки и др.), в рамках которых решались принципиальные методологические вопросы понимания времени через категории объективности - субъективности, субстанциальности - релятивизма, динамичности - статичности, детерминированности - стохастичности2. В рамках этой группы теорий можно
2 Подробнее см.: АскинЛ.Ф. Проблема времени. Ее философское истолкование. М., 1966; выделить две условно разделяемых традиции: объективистской и субъективистской, которые начали формироваться задолго до появления социологической науки. К первой можно отнести концепции И. Ньютона, Г. Лейбница, а также О. Конта, А. Курно, В. Дильтея, А. Бергсона, О. Шпенглера, о и др. Но уже Дильтей связывал временные периоды развития общества с взаимодействием поколений политиков, т.е. обращал внимание на деятельность субъектов как меры времени.
Прямо противопложной точки зрения придерживались такие мыслители, как И. Кант, рассматривавшие время как внутренний опыт социальных субъектов, индивидов. Эта традиция нашла множество последователей, таких как М. Хайдеггер, К. Маннгейм, Г. Зиммель, П. Бергер, Т. Лукман, Э. Кассирер X. Ортега-и-Гассет и другие4.
Промежуточное положение между этими крайними точками занимали взгляды К. Маркса5, считавшего время объективным, но тесно связанным с деятельностью человека, в первую очередь-экономической; социологическая теория Э. Дюркгейма и его последователей (М. Мосс, Э. Эванс-Причард и др.6),
Гиддингс Ф.Г. Основания социологии: анализ явлений ассоциаций и социальной организации. Киев-Харьков, 1998; Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996 и др.
3 См.: Конт О. Курс положительной философии. Т.1. СПб., 1900; Конт О. Курс позитивизма. Т. 4. СПб. 1906. С. 73, 337 - 339; Спенсер Г. Опыты научные, политические и философские. Т.1. Минск, 1999. С. 304-305.Т.2. Минск. 1999; Штейнман Р. Я. Пространство и время. М., 1962; Дильтей В. Описательная психология. СПб. 1996; Шпенглер О. Молот ведьм. Саранск. 1991; Бергсон А. Длительность и одновременность. Пб. 1923 и др.
4 См.: Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1998; Таггарт Дж. Э. Августин Аврелий. Блез Паскаль. Лабиринты души. Симферополь, 1998; Зиммель Г. Избранное. Т. 2. М. 1996; Кант И. Критика чистого разума. /Пер. с нем. Н. Лосского. М., 1994; Кант И. Сочинения: В 6 т. Т. 3. М., 1965; Касирер Э. Человеческий мир пространства и времени. // Философская и социологическая мысль. 1991. №5; Маннгейм К. Очерки социологического знания. Теория познания - мировоззрение - историзм. М., 1998; Нестик Т.А. Тема внутреннего слова у Августина: мышление и время // Вопросы философии. 1998. № 10; Ортега-и-Гассет X. Восстание масс // Вопросы философии. 1989. №3; Ортега-и-Гассет X. Вокруг Галилея. // Ортега-и-Гассет X. Избранные труды. М., 1997. Хайдеггер М. Бытие и время. М. 1999; Херман Ф. "Бытие и время" и "Основные проблемы феноменологии" // Философия Мартина Хайдеггера и современность. М., 1991 и др.
5 См., например: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 46. 4.2. С.143.
6 См.: Dürkheim Е. The Elementary Forms of Religious Life. London., 1985; Дюркгейм Э. Метод социологии. M.: Наука, 1991; Дюркгейм Э. Норма и отклонения // Рубеж. 1992. №2; Дюркгейм Э. Социология и теория познания // Хрестоматия по истории психологии. М., которые видели во времени объективный социальный факт, форму коллективных представлений, детерминирующих поведение человека. Т. Пар-сонс во времени видел важное условие человеческого взаимодействия и один у из реляционных атрибутов действующего субъекта . П. Сорокин и Роберт К. Мертон анализировали время, тесно связывая его с взаимодействием социальных структур8.
Следует отметить, что практически во всех работах, посвященных времени, не различалось время физическое и социальное, но т.к. проблема времени разрабатывалась применительно к обществу, можно сказать что по сути речь шла о социальном времени. Временные отношения впервые были зафиксированы именно в социальной форме. Поэтому логика исследований неизбежно привела к появлению термина "социальное время". Г. Гурвич9 убедительно показал гетерогенность не просто времени, но социального времени. Вслед за ним А. Шюц10 при разработке концепции социологии повседневности, подчеркивал множественность социального времени и его зависимость от сознания индивидов.
1980; Мосс М. Общества. Обмен. Личность: Труды по социальной антропологии/ Пер. с франц. М. 1996; Эванс-Причард Э. Э. Нуэры. М. 1985.
7 См.: Парсонс Т. Структура социального действия. М. 1997; Парсонс Т. Система современных обществ. М. 1998; Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения. // Американская социологическая мысль: Тексты. М. 1996; Парсонс Т. Социология и мировоззрение // Социологические исследования 1991. №7.
8 См.: Мертон Р.К. Явные и латентные функции//Структурно-функциональный анализ в социологии. Вып. 1-3 М.,1968; Мертон Р. Явные и латентные функции // Американская социологическая мысль. Тексты. Под ред. В. И. Добренькова М., 1994; Мертон Р., Фиске М., Кендалл П. Фокусированное интервью. М., 1991; Мертон Р.К. Социальная структура и аномия //Социология преступности. М.,1966; Мертон Р.К. Социальная структура и аномия //Социологические исследования. 1992. № 2-5; Мертон Р. Социальная теория и социальная структура // Социологические исследования. 1992. № 2; Сорокин П. А. Социокультурная динамика и эволюционизм // Американская социологическая мысль: Тексты. М., 1996. С. 372 - 392; Сорокин П. Кризис нашего времени // Сорокин. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
9 См.: Гурвич Г. Концепция социальной структуры // Проблемы прогнозированы Вып.6 1991, а также о нем см.: Штомпка П. Указ соч.
10 См.: Schutz A. Collected Papers. // Studiesin Social Theory. N. Y., 1964. Vol.1; Щюц A. Формирование понятия и теории в общественных науках. // Американская социологическая мысль: Тексты. М. 1996; Шутц А. Структуры повседневного мышления // Социологические исследования. 1986. №3.
В последние десятилетия XX века с увеличением значимости социального времени данная сложная проблема стала привлекать все большее внимание ученых, а с 70-х годов она превратилась на Западе в самостоятельное направление социологии с собственными журналами, конференциями и академическими ассоциациями. При этом социология времени развивается в двух направлениях. С одной стороны, в рамках макросоциологии создается теория самого социального времени, выделяются его типы, осуществляется глубокий анализ его социальной природы, раскрывается взаимосвязь времени и социальной изменчивости общества (П. Штомпка, Н. Луман, Э. Гидденс, Н. Элиас, Б. Адам, Э. Зерубавель и др.11). С другой стороны, анализируется специфика различных социокультурных явлений, происходящих во времени
12 например М. Элиаде, Ю. Фрэзер, М. Янг, К. Леви-Стросс и др.) . В рамках этого направления рассматривается специфика социокультурного восприятия времени и отношение к социальному времени как трансформации культурных форм и ценностных ориентаций.
Анализ времени в социологическом аспекте в отечественной литературе, в противоположность зарубежной традиции, ведется недавно, практически с 70-х годов. Исключение составляет изучение свободного времени и бюджета времени, которые проводились в эмпирических исследованиях 20-х годов, и возрожденных - в послевоенный период. Это работы С.Г. Струмилина, М.С. Бернштейна, И.М. Бурдянского, А.К. Гастева, П.М. Керженцева, В. Лебедева
13
Патрейко, Г. Рабиновича, Д. Родина и др. Данное направление было
11 Подробнее см.: Гидденс Э. Социология. Челябинск, 1991; Луман Н. Понятие общества // Проблемы теоретической социологии. СПб., 1994; Луман Н. Тавтология и парадокс в самоописаниях современного общества // Социологос. М., 1991; а также о них см.: Штомпка П. Указ соч. С. 85.
12 См.: Кассирер Э. Человеческий мир пространства и времени.// Филосовская и социологическая мысль. 1991. .№5; Леви-Стросс К. Структурная антропология. М.,1983; Фрэзер Ю. Золотая ветвь. М., 1989; Элиаде М. Священное и мирское М.,1995; Элиаде М. Космос и история. М., 1987 и пр.
13 См.: Гастев А.К. Время. М., 1923; Керженцев П.М. Борьба за время. М., 1965; Лебедев-Патрейко В., Рабинович Г., Родин Д. Бюджет времени рабочей семьи. Л., 1933; Михеев В. Бюджет времени рабочих и служащих Москвы и Московской области. М,продолжено в работах Б. Грушина, JI. Гордона, Э. Клопова, Т.М. Карахановой, М.А. Клупта, Г.А. Пруденского, В.Д. Патрушева, И.В. Чернова, В.И. Болгова, Ю.И. Леонавичюса, В.М. Рутгайзера, Д. И. Думнова, П.А. Эглите и других14. Спецификой данного подхода является осмысление времени как формы деятельности людей. В этих исследованиях время по-прежнему понимается в метрическом или системно-структурном плане, вне феноменологического, субъективного подхода. В них отсутствует четкое единство категориального аппарата, раскрывающего специфику самого времени. Исключение составляют интересные первые попытки субъективно - антропологического анализа времени, предпринятые Г. И. Петровым, Н.Ф.Наумовой, A.A. Давыдовым, O.P. Личковской, Е.В.Баш и некоторыми другими исследователями15.
Теоретические проблемы социального времени разрабатывались преимущественно философами (В.А. Артемовым, А.Я. Гуревичем, Э.А. Елизарьевым, Г.Е. Зборовским, Н.К. Серовым, А.И. Смирновым, В.П.
Л., 1932; Струмилин С. Г. Проблемы экономики труда. М., 1957; Труд в СССР (1934 год): Ежегодник. М, 1935; Труд в СССР: Экономико-статистический справочник. M.-JL, 1932.
14 Артемов В.А., Балыкова H.A., Калугина З.И. Время населения города: планирование и использование. Новосибирск, 1982; Внерабочее время трудящихся. Новосибирск, 1961; Время и его использование. М., 1988; Время населения: динамика его использования / Ред. В.Д.Патрушев. М., 1992; Гордон Л., Клопов Э. Человек после работы. М., 1972; Неценко A.B. Социально-экономические проблемы свободного времени при социализме. J1., 1975; Грушин Б. Свободное время. Актуальные проблемы. М., 1967; Караханова Т.М. Работа, быт и свободное время служащих в Москве и Московской области. М., 1993; Клупт М.А. Время в жизни человека/демографический аспект. М., 1985; Патрушев В.Д. Изменения в использовании бюджета времени рабочих Москвы за 1923-1991 годы. М, 1994; Патрушев В.Д. Время как экономическая категория. М., 1966; Методика изучения бюджетов времени трудящихся (сборник материалов). Новосибирск, 1966; Пруденский Г.А. Время и труд. М., 1965; Патрушев В.Д. Региональные различия в использовании бюджета времени городского населения СССР// Социологические исследования. 1990. № 2; Рабочее и свободное время (материалы исследования населения города). Кн. 1, 2. М., 1987. Труд, быт и отдых трудящихся (динамика показателей времени за 1960-1980 годы). М., 1990; Эглите П.А. Классификация временных показателей. //Показатели времени в социально-экономическом планировании. М., 1981. и пр.
15 См.: Давыдов A.A. Модель социального времени // Социологические исследования. 1998. № 4; Личковская O.P., Баш Е.В. Трансформирующаяся реальность в субъективных представлениях о времени. (Теоретические и эмпирические аспекты исследования) // Харьковские социологические чтения-98. Харьков, 1998; Наумова Н.Ф. Время человека//Социологический журнал. 1997.№3; Петров Г. И. Социальное конструирование антропологического времени. Автореф. дисс. канд. социол. н. Саратов. 1998.
Яковлевым16), в том числе и саратовской школы (Я.Ф. Аскиным, Н.И.
17
Листвиной., Н.В. Рябовой, В. Б. Устьянцевым, В. Н. Ярской) . В последнее время появилась плодотворная монография О.Н. Ежова "Онтология социального времени"18 нацеленная на создание целостной концепции социального времени. Отдельные социологические работы, опубликованные
16 См.: Артемов В.А. Социальное время. Проблемы изучения и использования. Новосибирск: Наука. Сибирское отделение, 1987; Гуревич А.Я. Время как проблема истории культуры.//Вопросы философии. 1969. №3;.Диденко В.Ф. О роли категории «социальное время» в исследовании сущности социальных революций // Пробл. философии. Киев, 1981. Вып. 52; Елизарьев Э.А. Время общества. Новосибирск: Наука, 1969; Зарубин А.Г. Время в философских теориях социального развития и общественных науках: Автореф. дисс. . канд. филос. н. / по филос. наукам. - М., 1983; Зборовский Г.Е. Пространство и время как формы социального бытия. Свердловск. 1974; Зубец О.П. Социальное старение: темпоральные иллюзии морального сознания // Еуманистические ценности современной культуры. М., 1988; Канке В.А. Формы времени. - Томск, 1984; Лей А.Н. Социально-историческое содержание категорий «время» и «пространство». Киев. 1978; Орлов Г.П. Свободное время как социологическая категория. Свердловск. 1973; Песоцкий Е.И. Структура и свойства социального времени: Автореф. дисс. канд. филос. наук. Томск, 1981; Поликарпов B.C. Время и культура. Харьков, 1987; Серов Н.К. Конструктивное понимание времени и процессная /диахроническая/ трактовка социальных явлений. Автореф. дисс. докт. социол. н. JL, 1990; Смирнов А.И. Методологический аспект понятия социального времени : Автореф. дисс. канд. филос. н. М., 1981; Ушакова Н.М. Методологическое значение категорий времени при анализе общественных явлений // Философско-методологические проблемы социально-гуманитарного познания: (Тез. докл. к шк. молодых ученых. Москва, май 1984 г.). М., 1983. Ч. 1; Херман Ф. "Бытие и время" и "Основные проблемы феноменологии" // Философия Мартина Хайдеггера и современность. М., 1991. Яковлев В.П. Социальное время. Ростов - на - Дону, 1981. и др.
17 См.: Аскин.Я.Ф. Проблема времени. Ее философское истолкование. М., 1966; Аскин Я.Ф. Время и творчество // Пространство и время в искусстве. - JL, 1988; Листвина Н. И. Время и общественное развитие // Принцип развития. Саратов, 1972; Гасилина Р.Н. К характеристике философского аспекта категории «социальное время» // Категории философии и развитие научного познания. Саратов, 1983; Листвина Н.И. «Социальное время» как философская категория // Категории философии и развитие научного познания. Саратов, 1983; Листвина Н.И. Общественный прогресс и фактор времени // Человек и социальный прогресс. Ижевск, 1982; Листвина Н.И. К постановке проблемы социального времени//Методологические вопросы науки. Вып. 2. Саратов, 1974; Листвина Н.И. Время и общественное развитие // Принцип развития. Изд-во Сарат. ун-та. 1972; Устьянцев В.Б. Время в структуре социального предвидения // Мировоззренческие вопросы предвидения и времени. Саратов, 1986; Устьянцев В.Б.; Ярская, В.Н. Время цивилизации в контексте культурно-исторического и формационного подходов // Цивилизация как проблема исторического материализма: (Препр. докл. VI Всесоюз. коорд. совещ. «Цивилизация и ист. процесс»). М., 1983. Ч. 1. Социально-философские вопросы цивилизации; Ярская В.Н. Время в системе культуры: (Филос. анализ) // Философские проблемы культуры. Саратов, 1985; Ярская В.Н.; Устьянцев, В.Б. О понятии исторического времени // Проблемы социального познания. М., 1982; Ярская-Смирнова В.Н. Время и предвидение: Вопр. методол. Автореф. дисс. докт. филос. н. М., 1982; Ярская-Смирнова В.Н. Философская интерпретация времени человека // Человек и мир: сущность отношения, противоречия и перспективы развития. М., 1988 и др.
1 Я
См.: Ежов О.Н. Онтология социального времени. Саратов, 2000.
10 преимущественно в периодической печати (Н.В. Веселковой, Ю.А. Левады, И.М. Поповой, С. Н. Сергеева, З.В. Сикевич, Т.М. Ярошенко19), обращены к изучению темпоральных аспектов различных конкретных проблем, но не самого времени. Вместе с тем, существует настоятельная потребность в изучении и современной социологической интерпретации времени, его проявлений в социальных процессах. Этим обусловлен выбор цели и конкретных задач исследования.
Цель исследования - выявить особенности социального времени и социокультурный механизм его освоения в условиях современной России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• проанализировать социологические традиции изучения времени;
• вычленить основные признаки времени как социального феномена;
• выявить и обосновать функции социального времени, и их роль в изменении социальной реальности;
• раскрыть функциональную взаимосвязь категории возраста и социального времени;
19 См.: Веселкова Н.В. Проживание времени в интервью и адекватность коммуникации. // Методология и методы социологических исследований (Итоги работы, поисковых исследовательских проектов за 1992-1996 годы) М., 1996; Гириенко Н.М. Некоторые замечания в связи с проблемой возрастной классификации. // Советская этнография. 1981. .№ 6; Кон И.С. Возрастные категории в науках о человеке и обществе // Социологические исследования. 1978. №3; Кон И.С. К проблеме возрастного символизма. // Советская этнография. 1981. №6; Левада Ю.А. Комплексы общественного времени // Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. М., 1993; Лисенкова В.П. Восприятие времени и некоторые хронометрические характеристики человека. - Автореф. канд. дисс. Л. 1966; Мельникова Н.М. Поколение как общесоциологическая категория. // Философские науки. 1974. № 3; Петренко Е. С., Ярошенко Т. М. Социально-демографические показатели в социологических исследованиях. М., 1979; Попова И.М. Представления о настоящем, прошедшем и будущем как переживание социального времени. // Социологические исследования. 1999. № 10; Сергеев С. Н. Аппаратурная методика исследования параметров восприятия времени и формирования "чувства времени".// Вопросы психологии. 1990. N6; Сикевич З.В. "Образ прошлого и настоящего в симоличесом сознании россиян // Социологические исследования. 1999. № 1; Ярошенко Т. М. Возраст в социологических исследованиях. // Социологические исследования. 1977. № 1 и пр.
11
• интерпретировать восприятие времени в сознании и культуре и выявить его объективные и субъективные детерминанты;
• выявить темпоральную специфику социальной памяти и показать ее место в структуре восприятия и освоения времени.
Объектом исследования является время как социальное явление.
Предметом исследования выступает совокупность признаков, функций и механизм освоения социального времени.
Методологической основой диссертационного исследования являются широко используемые в современной социологии концепции, принципы и методы познания. Прежде всего - структурно-функциональная парадигма, заложенная Э. Дюркгеймом, и развитая Т.Парсонсом, Р.Мертоном, которая обеспечивает цельность, и объективность изучения социального времени, позволяет выявить его институциальные функции и охарактеризовать взаимосвязь таких темпоральных проявлений, как бюджет времени, возраст человека и пр.
Кроме того, при анализе социального времени в качестве исходной теоретической базы использовались идеи К. Маркса об объективной неоднородности и функциональной направленности времени.
С другой стороны, диссертационное исследование опирается на методологические положения, идущие от И. Канта, М. Хайдеггера о социальном времени как внутреннем опыте человеческого сознания, развитом в теории повседневности А. Шюца, теориях структурации и рефлексивности Э. Гидденса, позволивших отразить субъективные аспекты социального времени, связанные с его индивидуальной интерпретацией в обществе.
В работе широко используется вторичный анализ опубликованных результатов социологических исследований, результаты эмпирического исследования, проводимого с участием автора на социологическом факультете Саратовского государственного университета, а также описательный, сравнительно - исторический, системный, логический и другие исследовательские методы. С их помощью выработана исследовательская
12 позиция, отобраны источники, выявлены институциальные особенности социального времени и поставлены методологические проблемы их изучения.
Научная новизна диссертационного исследования заключена в следующем:
-впервые дана авторская интерпретация совокупности социологических подходов к изучению феномена социального времени и обоснована необходимость комплексного подхода к его изучению.
-предложена социологическая интерпретация социального времени как институциального способа организации, упорядочения социальной реальности;
-выявлены и обоснованы функции социального времени и их роль в изменении социальной реальности;
-раскрыты функциональные особенности возраста и обозначены ряд методологических и методических проблем их изучения;
-выявлен социокультурный механизм восприятия и освоения времени как важный аспект организации социальной реальности и обозначены некоторые его внутренние и внешние детерминанты;
-выявлена специфика социальной памяти и показано ее место в восприятии прошлого, настоящего и будущего в темпоральной ориентации индивида, социальных групп, общества в целом.
На защиту выносятся следующие положения диссертации: 1.Осмысление времени имеет несколько равноудаленных друг от друга традиций: объективистской - абсолютизирующей время, промежуточной -видевшей относительность времени, но считавшей его независимым от индивидуального сознания, и субъективистской - полагавшей время атрибутом индивидуального опыта и сознания. Каждая из этих позиций отражает один из аспектов изучения социального времени. Эта концептуальная разноголосица придает неоднозначность понятийному аппарату, затрудняет сравнительный анализ и тормозит глубокое комплексное социологическое изучение социального времени, противоречит быстрорастущей потребности общества в его освоении.
13
2. С позиций социологического видения время всегда социально. В авторской интерпретации время - это исторически сложившийся многоуровневый социальный институт, способ организации, упорядочения изменений социальной реальности, выполняющий важные функции в обществе. Он обладает всеми институциальными признаками: высокой формальной и неформальной нормативностью, стандартизированностью, наличием социокультурной символики, материального воплощения, механизмов наработанных практик, процедур, учреждений, осуществляющих контроль за различными аспектами процесса темпоральной динамики. На уровне всего общества социальное время характеризуется последовательностью, протяженностью и необратимостью. Как способ организации социальных изменений, время отличается непрерывностью, относительностью, и своей структурой, выражающейся через категории продолжительности, длительности, темпа и ритма изменений социальной реальности.
3. По мере увеличения значения времени растет роль его специфических свойств, социальных функций в обществе, таких как упорядочение, интеграция (синхронизация), координация (своевременность), последовательность, дифференциация, измерение и контроль изменений социальной реальности. При этом их реализация на каждом уровне рассмотрения имеет свой субъект и свои особенности. Конкретные особенности функционирования социального времени проявляются на примере бюджета времени, который является наиболее изученной темпоральной категорией в отечественной социологии.
4. Возраст - наиболее употребляемый, но мало изученный термин. Однако именно через него особенно ярко и полно проявляется многообразная и многоуровневая функциональная специфика времени как социального института. Вместе с тем это ставит ряд методологических (в том числе и классификационных, понятийных) и методических проблем, связанных, например, с измерением возраста, систематизацией возрастных группировок и т.д., что сказывается и на теоретическом, и на эмпирическом изучении различных аспектов социального времени.
14
5. Особенности социального времени опосредуются на макроуровне коллективными темпоральными представлениями, а на микроуровне -индивидуальным восприятием и освоением времени. Социальный механизм данного процесса включает такие структурные компоненты, как уровень и глубину освоения времени, ранжирование темпоральных ценностей, выработку темпоральных стратегий, и направление временных ориентаций. Их специфика определяется, с одной стороны, социокультурными особенностями и приоритетами, формальными и неформальными нормами, культурными образцами, стандартами поведения. С другой стороны, индивидуальное восприятие времени взаимосвязано со степенью эмоциональности, заинтересованности и интенсивности деятельности человека.
6. Важной составной частью социокультурного восприятия времени является социальная память, которая включает в себя интерпретацию прошлого, настоящего и будущего, и соответствующую ориентацию индивида, социальных групп и общества в целом. В нашей стране в силу ряда причин наиболее распространен презентизм, однако данный аспект социального времени еще мало изучен, т.к. требует особого методологического подхода и инструментария.
Теоретическая и практическая значимость данного исследования заключается в возможности использовать основные положения диссертации в дальнейшей теоретической и эмпирической разработке проблем социального времени как в рамках специальной социологической дисциплины, так и при изучении широкого спектра социальных вопросов всех сфер жизни общества.
Материалы и выводы диссертационного исследования могут быть использованы в педагогической деятельности, в качестве спецкурса, в преподавании курса общей социологии, обучении методологии и методике социологического исследования, курсов социологии личности, культуры и других социологических дисциплин.
Апробация работы. Теоретические положения, методологические подходы, предложения и рекомендации, содержащиеся в диссертации,
15 отражены автором в шести публикациях, излагались автором на ежегодных научных конференциях социологического факультета Саратовского государственного университета.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех разделов, заключения и списка использованной литературы.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Социологические аспекты социального времени в современном российском обществе"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование показало несомненную актуальность, возможность и необходимость глубокого теоретического и эмпирического изучения социального времени с позиций социологического комплексного видения. Вся реальная жизнедеятельность людей протекает во времени. Взаимоотношения всех социальных институтов, всех социальных систем имеют темпоральный аспект.
Между тем темпоральные схемы мышления и деятельности, предполагающие неисчерпаемые запасы времени и его однородность, устарели. В этой связи прямая функция социологии видится в том, чтобы способствовать доработке нового социокультурного образа времени, формированию новых темпоральных установок деятельности, мышления, общения, в том числе и на личностном уровне восприятия и освоения времени. Учет специфики социального времени дает необходимый инструмент для выяснения внутренних изменений в состоянии социальных объектов на всех уровнях общества от микро - до макроуровня, специфики их взаимосвязей и взаимодействия в динамике.
Результаты проведенного нами исследования позволяют сформулировать следующие выводы, создающие методологическую основу для решения этой актуальной проблемы:
1. В мире социологии существуют три традиции понимания социального времени: время - как измерение социальных изменений в обществе, время как условие жизнедеятельности, и время как интерпретация индивидуального смысла жизни. При этом понимании социальное время не имеет однозначного четкого социологического определения дефиниции, не унифицирован понятийный аппарат, отражающий время общества, не разработана его специфика применительно к различным уровням социальной реальности. Использование термина "форма существования" является излишне абстрактным, не отражает специфики социологического видения проблемы, затрудняет и теоретическое осмысление и эмпирическое изучение данного феномена. Это вызывает необходимость дальнейшего социологического изучения времени с методологических позиций комплексности, основанной на соединении двух социологических традиций - изучения времени как объективной реальности и субъективной его интерпретации. Такой подход позволяет поставить в центр теоретической и практической социологии фундаментальное значение проблемы времени и темпоральности, что существенно дополняет и изменяет угол зрения на традиционные отечественные исследования, позволяя им развиваться в русле мировой социологии.
2. В качестве первого шага на данном пути автору удалось определить специфические институциальные признаки времени как способа измерения и организации изменчивости социальной реальности. Социальное время рассматривается, прежде всего, как социальный институт, способ организации и измерения социальной реальности, ее изменения, развития, практической деятельности и характеризуется следующими особенностями: объективно -субъективной природой, неоднородностью, последовательностью, протяженностью, длительностью, необратимостью, непрерывностью прошлого, настоящего и будущего, относительностью, неравномерностью темпов, ритма. Многоуровневость и универсальность времени обусловливает многоуровневость его субъектных характеристик, включающих и индивида, социальные группы, и общество в целом.
3. Анализ функций соцального времени позволил выявить их многообразие и институциальную специфику. Функционирование времени включает в себя такие функции, как воспроизводство и упорядочение, интеграция (синхронизация), координация (своевременность), последовательность, дифференциация, измерение и контроль изменений социальной реальности. Они проявляются на всех уровнях и во всех сферех повседневной жизни общества. Механизм реализации данных функций включает четыре важных элемента, которые можно обнаружить в любом динамическом процессе изменения социальной реальности, и которые взаимодействуют по принципу непрерывности (длительности): 1) через структурные воздействия; 2) через способности субъектов; 3) через "очеловеченную природу", технические приборы и 4) через видоизменяющееся сознание. На каждом уровне рассмотрения функционирование времени имеет своего субъекта и свои особенности.
4. Конкретные особенности функционирования социального времени проявляются, на примере бюджета времени, который является наиболее изученной темпоральной категорией в отечественной социологии. Эмпирические данные бюджетов времени позволяют интерпретировать во вторичном анализе полученную информацию, выявить постепенное изменение функциональных характеристик времени в нашей стране. Особенно ярко это проявилось на примере трудовой и исполнительской дисциплины, увеличение различий в общей трудовой нагрузке не в пользу женщин. Одновременно были зарегистрированы и изменения восприятия времени, снижения его ценности, что можно интерпретировать как изменение функции производства ценностей, норм и стандартов темпорального поведения. А именно последняя функция направлена на саморегулирование времени как социального института.
5. Еще большими познавательными возможностями по поводу функционирования времени отличается категория "возраст", наиболее употребляемый, но мало изученный термин. Однако именно через него особенно ярко и полно проявляется многообразная и многоуровневая функциональная специфика времени как социального института. Возраст как временной срез социального онтогенеза выступает институциальным феноменом, который раскрывает весь спектр функций социального времени как на уровне общества (через категорию поколений), так и на уровне социально -возрастных групп, кагорт и индивидов. Вместе с тем это ставит ряд методологических (в том числе и классификационных, понятийных) и методических проблем, связанных, например, с измерением возраста, систематизацией возрастных группировок и т.д., что сказывается и на теоретическом и на эмпирическом изучении различных аспектов социального времени. Решение этих вопросов с учетом наших соображений позволит глубже изучить реализацию институциальных функций социального времени на уровне индивида, возрастных групп, кагорт, поколений и общества в целом.
6. Проведенный в диссертации анализ позволил показать важность изучения социокультурного восприятия времени как для теоретического осмысления темпоральности, так и для практической ориентации людей в повседневной жизни. Специфика социологического подхода к данной проблеме предполагает комплексность, проявляющуюся в многоуровневости субъектного осмысления. Субъективное индивидуальное восприятие времени проявляется через такие категории, как освоения времени, образ времени, чувство времени, переживание времени, ценность времени и т.д., определяемые внутренним опытом личности, степенью ее эмоциональности, событийной насыщенностью переживаний, оценкой их значимости. Эти аспекты внутреннего осмысления времени в нашей стране лишь обозначены в социологии и основное их изучение, систематический анализ еще впереди. С точки зрения внешней обусловленности восприятие и освоение времени детерминируется социальным уровнем рассмотрения, особенностями развития того или иного общества, его культуры, и спецификой функционирования всех социальных структур и институтов, и многообразием человеческой деятельности. К социокультурным
146 императивам времени можно отнести темпоральные ориентации, временные нормы и стандарты поведения (ожидаемая длительность, ожидаемая скорость, ожидаемое время наступления событий и пр.), зафиксированные в социокультурных образцах и символике.
7. Среди темпоральных ориентаций особую значимость имеет социальная память тесно взаимосвязаная с такими понятиями, как событийность, индивидуальным и коллективным опытом (коллективная память), интерпретацией тесно взаимосвязанных между собой прошлого, настоящего и будущего. Их специфика определяет особенности темпоральной ориентации индивида, социальных групп, общества в целом. К нашей стране применим термин презентизма, оценка прошлого и будущего с позиций настоящего. Однако данный аспект восприятия социального времени еще мало изучен, а имеющийся эмпирический материал ждет своего осмысления.
8. Обогащение теоретико-методологических подходов в изучении времени не может не оказывать влияния и на методические основания исследований в рассматриваемой области. Расширение применения качественных методов, фокус - групповых процедур, иных методик эмпирической социологии на базе предлагаемых нами теоретико-методологических предпосылок позволит не только более полно представить проблематику времени применительно к разным уровням и сферам социальной реальности, но и акцентирует внимание на активности субъекта в организации своей жизни, в том числе и в нормативно-ценностном ее аспекте. Такой взгляд как нельзя лучше отвечает периоду реформации общества, в котором прежние формы жизнедеятельности надломлены, а новые еще не устоялись. Именно деятельная активность людей и социальных групп будет определять эти новые формы, а исследования времени — отличный индикатор всевозможных изменений в повседневной жизни людей.
Список научной литературыГорбунов, Владимир Евгеньевич, диссертация по теме "Теория, методология и история социологии"
1. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991.
2. Ананьев Б. Г. Некоторые проблемы психологии взрослых. М., 1972.
3. Андреев С.С. Политическое время и политическое пространство // Социально политический журнал - М., 1993. № 3. С. 27-40.
4. Андреенков В.Г., Патрушев В.Д. Показатели использования времени жителями города. М.: ИСИ АН СССР, 1988. Вып. 1-4. Анисов A.M. Время и компьютер: Негеометр, образ времени / АН СССР. Ин-т философии. М. Наука, 1991.
5. Артемов В.А. Изменения условий и образа жизни в Сибири (1972— 1993)// Социологические исследования. 1995. № 1.
6. Артемов В.А. Образ жизни сельского населения (тенденции 80-х—начала 90-х гг.) // Регион, экономика и социология. 1994. № 4. Артемов В.А. Социальное время: Проблемы изучения и использования. Новосибирск: Наука, Сиб. отд., 1987.
7. Артемов В.А., Балыкова H.A., Калугина З.И. Время населения города: планирование и использование. Новосибирск: Наука, Сиб. отд., 1982. Артемов В.А., Болгов В.И., Вольская О.В. и др. Статистика бюджетов времени трудящихся. М.: Статистика, 1967.
8. Аскин.Я.Ф. Проблема времени. Ее философское истолкование. М. 1966. Аскин Я.Ф. Время и творчество // Пространство и время в искусстве. Л., 1988.
9. Бардонов, С.Н. Социальный хронотоп как качественно-количественная определенность общественного развития: Автореф. дисс. канд. филос. наук. Киев, 1991.
10. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М.:10. 11.12.