автореферат диссертации по социологии, специальность ВАК РФ 22.00.01
диссертация на тему:
Социология Марио Пинто де Андраде

  • Год: 2000
  • Автор научной работы: Шикуа Кажибанга, Виктор Марио
  • Ученая cтепень: кандидата социологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 22.00.01
Диссертация по социологии на тему 'Социология Марио Пинто де Андраде'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата социологических наук Шикуа Кажибанга, Виктор Марио

Введение.

Глава 1. Африканская культура и литература как объект социологического исследования в работах Марио Пинто де Андрада.

1.1. Теоретические предпосылки анализа африканской культуры и литературы (социология Э. Дюркгейма и Ж. Гурвича).

1.2. Социологический анализ африканской культуры и литературы в научном наследии Марио Пинто де Андраде.

Глава 2. Социологический анализ расовых отношений в колониальных африканских обществах.

2.1. Социальная сущность колониализма.

2.2. Социология расовых отношений.

Глава 3. Социология африканского протонационализма и национально-освободительного движения.

3.1. Социология африканского протонационализма.

3.2. Социологические аспекты национального освободительного движения.

 

Введение диссертации2000 год, автореферат по социологии, Шикуа Кажибанга, Виктор Марио

Марио Пинто де Андраде (1928-1990) — крупнейший деятель и идеолог национально-освободительного движения Анголы, первый ангольский социолог. Он принадлежал к первому поколению африканских интеллектуалов, которое сложилось в 30-х — начале 50-х годов, в условиях колониализма, когда порабощенным африканским народам отказывали в собственной культуре, цивилизации, истории. К этому поколению принадлежат социологи — нигериец А. Акивово, сенегалец Шек Анта Диоп, малиец Н'Совган Аблемогнон, камерунец Жан Марк Эла.

Большинство первых африканских интеллектуалов жили и получили образование во Франции, где в 30-40-е годы были модны идеология и движение негритюда, отстаивавшие самобытность и неповторимость негро-африканской цивилизации, естественность и незамутненность которой противопоставлялась западной технологической цивилизации. Эти настроения были обусловлены колониальным расизмом, не признававшим за африканской культурой цивилизационного значения, а за африканскими народами права на самостоятельный выбор своей судьбы.

Социологи этого поколения стояли на позиции так называемой индигенизации (т.е. «отуземливания»), связанной с проникновением социологической культуры Запада на африканский континент, где произошла существенная трансформация принципов и приемов социологического познания с учетом национальных традиций, национальных духовных ценностей. Африканские ученые сосредоточились в основном на исследованиях символических аспектов социальных отношений (негро-африканского фольклора и традиционного искусства), проблемах этничности, социальных проблемах бесписьменных обществ. На первом этапе своего существования африканская социология отличалась публицистичностью, фанатично ревностным отношением к философии, истории и культуре африканских народов. Это был своего рода протест, стремление донести до европейской общественности свою точку зрения. Социологи знакомили Европу с негро-африканской культурой, литературой, лингвистикой, объясняли особенности негро-африканского художественного образа человека, народа и общества.

По прошествии времени африканские социологи-эмигранты отказались от крайностей философско-социологических воззрений негритюда и включились в национально-освободительное движение, став его лидерами и идеологами.

Среди них был и Марио Коэлыо Пипто де Андрадс. Он вырос в состоятельной и образованной ангольской семье. Его отец происходил из почтенной и владетельной семьи Луанды, стоял у истоков африканского и ангольского движения протонационализма, был борцом за утверждение прав коренных народов Африки, одним из основателей Африканской Лиги. Мать принадлежала к роду крупных землевладельцев. Жизнь Марио де Андраде пришлась на эпоху больших социальных перемен. Связи в самых различных социальных слоях, общение с друзьями отца и старшего брата — людьми прогрессивными, глубокое знание африканской и мировой литературы и искусства способствовали формированию его мировоззрение, жизненной позиции. Будущий социолог учился в Португалии на факультете классической филологии в одном из старейших университетов Европы в Лиссабоне (в конце 40-х годов). Здесь он познакомился с представителями португальской оппозиции режиму Салазара, с африканскими студентами -сторонниками марксизма и приверженцами идеологии негритюда. Социологию он изучал в Сорбоннском университете (в Португалии социологии находилась под запретом), сначала у профессора Ж. Гурвича, потом у профессора Роджера Баштиде (в 50-х годах). Он получил диплом по специальности «Социология религии» в Школе Высших исследований Сорбонны. Марио де Андраде был первым ангольцем, получившим ученую степень в области социологии. Лингвистическая и социологическая подготовка позволила ему вести научные исследования социокультурных проблем африканского общества с учетом его базовых традиций и ценностей.

Политические воззрения Марио де Андраде сложились под непосредственным влиянием гуманиста из Сенагала Алиона Диопа (Марио де Андраде был его личным секретарем и одновременно главным редактором издаваемого Диопом журнала «Presense Africaine»), интеллектуала и поэта из Мартиники, автора термина «негритюда» Эме Сезэра, чернокожего американского социолога и отеца панафриканизма Уильям Дюбуа. Участие в I Международном конгрессе деятелей негритянской культуры (Париж, 1956), в Международном конгрессе афроазиатских писателей (Ташкент, 1958), в других конференциях по проблемам негритянской культуры и идеологии способствовало более глубокому осознанию Марио де Андраде африканской действительности.

Марио Пинто де Андраде был одним из организаторов МПЛА (в начале 60-х годов) и первым президентом этого движения (1960-1962 годы), участником создания Революционного Африканского фронта за независимость португальских колоний и Генеральным секретарем Конференции националистических организаций португальских колоний. Свою общественно-политическую деятельность он совмещал с социологическими, историческими и литературоведческими исследованиями. Объектом его научных исследований становятся позиции сторонников пропортугальского пути развития негроафриканских народов, находившихся в колониальной зависимости от Португалии. В противовес лузо-тропикалистам и креолам Марио де Андраде предлагает социологическую концепию «ангольства».

Из-за непрекращавшихся внутрипартийных разногласий Марио Пинто де Андраде, последовательно выступавший против президентской фракции, вынужден был эмигрировать. В эмиграции он продолжал энергичную деятельность в качестве Генерального секретаря Национального совета культуры, министра информации и культуры Гвинеи-Биссау, советника ЮНЕСКО, профессора социологии гуманитарного факультета университета Эдуарда Монделане в Мапуту (Мозамбик). Его программы учебных курсов по политической социологии, социологии африканского протонационализма и социологии культуры используются и в настоящее время.

Судьба Марио Пинто де Андраде была драматичной. Всю жизнь он был изгнанником. Известный общественно-политический деятель и ученый-теоретик, почетный гражданин всех бывших португальских колоний в Африке, он не смог вернуться на родину, не имел гражданства Республики Ангола и умер, будучи гражданином Кабо-Верди. Большинство его научных и публицистических произведений были опубликованы во Франции, Португалии, Англии, Мозамбике, Гвинее-Биссау и других странах, но не на родине.

Сложное социально-экономическое и политическое положение, в котором сейчас находится Республика Ангола, обостряет проблемы национального возрождения духовной культуры, формирования идеологии, обоснования научного подхода к управлению страной. Изучение и освоение теоретического наследства Марио де Андраде способно помочь в поиске путей решения стоящих перед страной задач.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что идеология, наука и культура африканских стран, освободившихся от колониальной зависимости, формируются под воздействием противоречивых тенденций. С одной стороны, это воздействие возвращающейся в новой форме политической и духовной культуры бывшей метрополии и развитых западных стран. С другой — стремление ангольской интеллигенции и интеллигенции других африканских стран опираться на национальные традиции. Для описания африканских традиционных ценностей, созданных качественно иным обществом и в иной парадигме, ученые и идеологи пользуются языком современной западной науки. С одной стороны, это содействует преодолению этнической и культурной изоляции народа и национальной интеллигенции, с другой - создает барьер между интеллектуалами и простым народом. Актуальными остаются следующие задачи: 1) преодоление европо- и афроцентризма, пропортугальского влияния на социологию и другие гуманитарные науки; 2) широкое вовлечение в научный обиход африканских источников; 3) проведение социологических исследований политического лидерства в африканских государствах, анализ программ структуры, социального состава политических организаций, политической культуры народов «черного континента»; 4) выработка теории путей развития африканских обществ, адекватно отражающей социокультурную реальность.

К сожалению, научная и политическая общественность Республики Ангола недостаточно внимательно относится к отечественным научным наработкам.

Научное творчество Марио Пинто де Андраде, его жизнь и общественную деятельности исследовали Мишель Лабан, Хозе Мариа Нуньс Перейра, Хозе Эдуардо Аугулуза, Виктор Рамало, Хоан Карлос Пауло, Антонио де Консьесан. Однако социологические труды Марио Пинто де Анраде практически не изучены. Его научные и публицистические произведения в большинстве своем незнакомы современникам.

Цели и задачи диссертационного исследования:

• проанализировать роль Марио Пинто де Андраде в становлении социологии в Африке в целом и в Анголе, в частности. Названная цель обусловила необходимость решения следующих задач:

• проанализировать теоретические источники творчества Марио де Андраде, систему его социологических взглядов на национально-освободительное движение и культуру народностей Тропической Африки;

• выявить значение социологического анализа Марио де Андраде африканской культуры и литературы;

• критически проанализировать идеологию лузо-тропикализма и креольства;

• оценить положение, состояние, уровень национальной и континентальной социологии;

• разработать рекомендации по подготовке учебно-методических программ по преподаванию социологии в высших учебных заведениях страны.

Теоретико-методологической базой исследования послужили :

• постановления и решения правительства Республики Ангола;

• концепции и парадигмы современных африканских, российских, западноевропейских и американских социологов;

• материалы научных конференций, симпозиумов, конгрессов, посвященных проблемам современной социологии.

Эмпирической базой исследования являются:

• результаты исследований Марио Пинто де Андраде в Португалии, Франции, Великобритании, Мозамбике, Гвинее-Биссау, Бразилии, а также работы его учеников, сторонников и оппонентов;

• материалы ангольской, португальской, французской и бразильской периодической печати о деятельности Марио Пинто де Андраде и других лидеров африканского национально-освободительного движения;

• официальные архивные документы по проблемам национально-освободительного движения в Тропической Африке;

• устные сообщения родственников, друзей, соратников, учеников Марио де Андраде и других знавших его людей;

• биографические материалы о жизни и деятельности де Андраде.

Методологическая основа исследования.

Исследование опирается на:

• биографический метод, представляющий собой анализ социальных влияний и условий на поведение и события, происходящие с конкретным человеком на протяжении его жизни;

• качественный анализ документов, т.е. систематизация и обобщение указанных в них отдельных фактов и выявление закономерности на основе сходства и различия между ними.

Объект диссертационного исследования: жизнь и научное творчество Марио Пинто де Андраде, предмет: социология Марио де Андраде, ее содержание, структура, значение, факторы под воздействием которых она сформировалась.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

• впервые в истории африканской социологической мысли проанализирована деятельность профессионального африканского социолога, каковым является Марио Пинто де Андраде, его творческая биография и теоретическое наследие;

• изучен его вклад в развитие ангольской и африканской социологической мысли в создание теоретической и прикладной социологии в Республике Ангола;

• объяснены такие категории его социологической теории, как африканская цивилизация и культура, социальная среда народной жизни, передача традиций в бесписьменных обществах, протонацгюиалистическая элита и аристократическая элита, нативизм, ангольство и др.;

• выявлено соотношение взглядов Марио де Андраде со взглядами социологов Жоржа Баландье (Франция) и Уильяма Дюбуа (США), а также ряда африканских теоретиков.

Практическая значимость исследования заключается в следующем:

• исследование категорий и методов, используемых Марио де Андраде, будет способствовать развитию практической социологии и формированию понимания социальной реальности и жизни в африканских португалоязычных странах;

• изучение концепции социологии африканской культуры имеет весьма существенное значение для понимания этнической структуры и обыденного сознания множества различных общин, из которых состоит население современного ангольского общества;

• выявление роли личности лидера национально-освободительного движения Анголы послужит росту национального самосознания и возрождению духовной культуры;

• включение в учебные программы ангольских вузов тем, освещающих творчество первого отечественного социолога, будет способствовать формированию научного мировоззрения, воспитанию чувства патриотизма у студентов.

Апробация работы.

Основные положения диссертации обсуждались на Ученом совете и на кафедре общественных наук Национального ангольского университета им. Агостиньо Нето, на Ученом совете Центра Африканских исследований университета Порту (Португалия), на методологических семинарах социологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова.

Было сделано три научных сообщения на международных португалоязычных конференциях по проблемам социальной теории: 1. Критика лузо-тропикализма и разработка концепции ангольства Марио Пинто де Андраде [Порту (Португалия), ноябрь 1998 г].

2. Значение работ Марио Пинто де Андраде для понимания современного кризиса идеологии лузо-тропикализма и креольства [Лиссабон (Португалия) февраль 1999 г].

3. Основные вопросы социологии протонационализма и национально-освободительного движения в работах Марио Пинто де Андраде [Луанда (Ангола), август 1998 г].

Структура диссертации.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии. Общий порядок и способ изложения обусловлен целыо и задачами диссертационного исследования.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Социология Марио Пинто де Андраде"

Заключение

В диссертации исследована роль видного лидера и идеолога африканского и ангольского национально-освободительного движения Марио Пинто де Андраде в создании и развитии научной социологической теории, отразившей специфические закономерности развития и функционирования африканских обществ в эпоху борьбы с колониализмом. Диссертант стремился в систематической форме представить теоретические положения, разработанные Марио де Андраде, о социальной среде народной жизни, о своеобразии культуры, литературы, поэзии и языка, органически вписанных в повседневные отношения различных социальных слоев, образующих африканские общества. Диссертант показал, что понимание народной жизни, свойственное первому ангольскому социологу, неразрывно связано с социологическим обоснованием и критикой идеологий антиколониальных движений, которые на протяжении полутора веков возникали, распространялись и угасали в португалоязычных странах Африки. В его работах с социологических позиций были проанализированы учения нативизма, протонационализма, лузо-тропикализма, креольчества и в полемике с ними создано ангольчество как социологическое теория и как научная идеология, отразившая социальное положение и общественные цели национально-освободительной борьбы негроафриканских народов.

В диссертации проанализирована роль Марио де Андраде как ведущего исследователя негроафриканской португалоязычной культуры, литературы, рассматривавшего их не только как отражение, но и как главное социальное содержание народной жизни. Социальная, этническая понятийная и художественно-публицистическая насыщенность созданной им социологической теории культуры и каждого ее элемента настолько велика, что вплоть до настоящего времени во всех деталях сохраняется в социологических исследованиях и университетском преподавании.

Исходя из этого, автор исследования творчества Марио Пинто де Андраде делает вывод, что большинство его работ были написаны в социологическом духе, что социология являлась для него центральным звеном мировоззрения, научного исследования общества и практического участия в национально-освободительном движении. Он находил общесоциологические закономерности функционирования и развития общественных явлений африканской действительности. Этот подход явился ядром его мировоззрения и прошел красной нитью через все его работы, через все его социологическое творчество.

Марио де Андраде был чрезвычайно многогранной личностью. Это был политик, революционный борец, идеолог. Он был одним из первых африканских и первым ангольским социологом. Его научный подход сформировался под влиянием учения Э. Дюркгейма о роли социологии в познании, о социальной среде и социальном факте, о коллективности и религиозности социальной жизни. Он разработал теорию социального контекста народной жизни. Марио де Андраде анализировал африканскую культуру и литературу как многомерные явления. Он выступал против иерархизации культур, доказывал, что нет культур высших и низших, но все они равноправны.

Под влиянием теоретических построений Ж. Гурвича о цивилизации и культуре, о многогранной детерминации социального поведения Марио де Андраде разработал социологическое учение о культуре и литературе бесписьменных обществ как феномене народной жизни.

Таким образом, первый ангольский социолог Марио де Андраде: а) исследовал цивилизационные и культурные основы африканских обществ, в первую очередь португалоязычных; б) изучал африканскую культуру, литературу и театр как социальный факт, который подчиняется закономерностям развития и функционирования данного общества и несет в себе все его существенные качества; в) анализировал расовые отношения в колониальных условиях, утверждая, что расы есть не что иное как факты существования и свидетельство единства и многообразия человечества; г) исследовал идеологические, политические и экономические условия и причины протонационализма; д) систематизировал и обобщил теоретические проблемы социологии национально-освободительного движения с позиций негро-африканского национализма; е) раскрыл социологическую сущность лузо-тропикализма как идеологии ассимиляции и аккультурации, как политику интеграции африканской культуры в европейскую в виде нового «комплекса» цивилизаций — лузо-тропикал; ж) разработал концепцию ангольства.

Его взгляд на проблемы цивилизации, культуры и негро-африканской литературы, в особенности на проблемы ангольцев и африканских португалоязычных стран, является значительным достижением ангольской и африканской социологической мысли. Марио Пинто де Андраде внес оригинальный вклад в создание и развитие социологической науки в португалоязычных африканских странах, в первую очередь в Анголе.

Трудно переоценить вклад Марио де Андраде в развитие учения о социальных произведениях цивилизации; в африканскую социологию истории, историческую социологию, социологию культуры, литературы, особенно негро-африканской поэзии, романа и театра; социологию колониализма и расовых отношений; политическую социологию африканского движения социального протеста, африканской революции и борьбы за национальное освобождение. Все эти области социологического знания развиты в работах Марио Пинто де Андраде с полным основанием можно назвать основоположником ангольской социологии.

Значителен его вклад в разработку широкого круга научных социологических категорий. К ним относятся категории социологии африканской iцивилизации и культуры, негроафриканской литературы, поэзии и театра. Наряду с ними были разработаны категории социологии колониального пололсения и расовых отношений, колониальной ассимиляции и вестернизацгш африканской интеллигенции, социологии поколения в условиях устных обществ (обществах без письменности).

Влияние западной социологии сказалось в разработке категории сог(иальной и культурной мобильности, свойственной теоретическим построениям протонационалистов. Рост антиколониального движения потребовал формирования социологии африканской революции и национально-освободительного двиэ/сения, связанной с нею социологии войны и народных революций в освобождающихся странах.

Круг интересов Марио Пинто де Андраде обширен, богат жанрами, темами и стилями. Он писал не только на кимбудском, но и на португальском, французским и английском языках. Без сомнения, Марио

Пинто де Андраде был ведущим социоисториком негро-африканской цивилизации, культуры и литературы, антропологом и этнографом этнических обществ Анголы, политиком и идеологом освободительного движения, прозаиком, мыслителем и литературным критиком. При этом социология, как показывает диссертант, являлась квинтэссенцией его научного творчества.

Для социологической теории и методологии остается весьма актуальным анализ Марио Пинто де Андраде социально-политической деятельности образованных традиционных элит, социальной роли националистических общественных организаций в процессе возникновения, развития и утверждения современного ангольского национализма, социального состава элит и социальных движений.

Социологическое наследство Марио Пинто де Андраде имеет непреходящее значение для развития ангольской и африканской научной мысли.

 

Список научной литературыШикуа Кажибанга, Виктор Марио, диссертация по теме "Теория, методология и история социологии"

1. S/d. "Contribuition des hommes de culture a revolution de la conscience politique en Angola", Melanges, Presence Africaine, Paris, p. 153.

2. S/d. "Raizes culturais do nacionalismo angolano (1950-1960)". Piano1.

3. Б) Литература о Мариу Пинту де Андраде

4. AGUALUSA, Jose Eduardo. 1990а "Mario de Andrade. Retrato inacabado", Publico, 13-9.1990, Porto, p. 12.

5. BARBEITOS, Arlindo. 1990. "Mario Pinto de Andrade". Elogio funebre lido no funeral de Mario Pinto de Andrade.( mimeografado).

6. CASTRO, M. Werneck. 1962. Dos caminhos da revolu^cio africana. Rio de Janeiro, IBEAA, 110 p. (Contem uma entrevista com Mario Pinto de Andrade, que fala sobre a internacionaliza9ao do conflito angolano).

7. COSTA, Norberto. 1997. "Premio Mario de Andrade. Uma louvavel iniciativa", Magazine do Desmobilizado, n° 5, Julho/Agosto/Setembro, Luanda, pp.54-55.

8. FELMAN-REGO. 1962. Angola atrcives dos textos. Sao Paulo, Ed. Felman- Rego, 223p. (Contem entrevistas de Mario de Andrade sobre a politica colonial portuguesa dessa epoca).

9. FERREIRA, Manuel. 1982. "Metamorfose e premoni^ao". Prefacio a Francisco Tenreiro e Mario Pinto Andrade Poesia Negra de Expressao Portuguesa. Lisboa, Editor Africa, pp. 13-39.

10. FIGUEIREDO, Antonio de. 1990. "Mario de Andrade. Pionner of many trends", West Africa.

11. GOMES, Aldonio e CAVACAS, Fernanda. 1997. "Mario de Andrade", in Aldonio Gomes e Fernanda Cavaca, Dicionario de Autores de Literaturas Africanas de Lingua Portuguesa, Lisboa, Caminho, pp. 259-260.

12. GONIALVES, Americo. 1998. "O fim de uma gera9ao engajada e о einpobrecimento geral de Angola. Mario P. de Andrade uma entrevista para ler e meditar", Angolense, Ano 1 - № 10 - 10:' semana, pp. 20-21.

13. GUERRA, Joao Paulo . 1994. "De Mario de Andrade a Agostinho Neto", in Метопа das Guerras Colonials, Porto, Edi^oes Afrontamento, 127-131 (Verbe(e).

14. KAJIBANGA, Victor. 1998b. «Angolanidade e Identidade Nacional», conferencia academica apresentada no Centra de Estudos Africanos da Universidade do Porto/Portugal, no ambito do Curso de Mestrado em Estudos Africanos, Porto 28 de Novembro.

15. KAJIBANGA, Victor. 1999c. A Alma Sociologica na Ensaistica de Mario Pinto de Andrade. IJma Introdu^ao ao Estudo da Vida e Obra do Primeiro Sociologo Angolano, Lisboa: Editora Veja, 168 paginas, 1999 (no prelo).

16. KIMPUANZA, Nsolele. 1997. "Filha de Mario de Andrade afirma «Voltar ao Golungo Alto era desejo do men pai»" (com a colaboragao da BBC), Eolha S (Luanda), 28/11/1997, pp. 10-11.

17. JOSE, Louren90. 1988. "Lan9ados livros de Mario Pinto. Ontem no Institute) Camoes", Jorna de Angola (Luanda), 23 de Abril, p. 13.

18. MARGARIDO, Alfredo. 1988. "Tres livros para esclarecer a historia contemporanea", in Revista Sonangol, Алю I, II Serie, n.° 3, Maio, pp. 67-69.

19. MARIA, Pombal. 1988. "Redescobrir о intelectual Mario Pinto de Andrade", 70.° aniversario, Eolha 8, Luanda, pp. 14-15.

20. MENEZES, Hugo de Azancot. 1998. "Silencios e mentiras sobre о MPLA"2, Diario de Not bias, 15 de Janeiro, p. 10.

21. MIXINGE, Adriano. 1998. "Mario Pinto de Andrade: nas origens de um vulcao", Jornal de Angola, Ano 24, n.° 7596, 30 de Agosto.

22. MOSER, Gerald e FERREIRA, Manuel. 1983. "ANDRADE Mario Coelho Pinto de («Buanga Fele»)", in Gerald Mose e Manuel Ferreira, Bibliografia das

23. Nestc artigo, Hugo Azancot de Menczes pronuncia-sc sobre a entrevista que Mario de Andrade concede!! a Michel Laban f Andrade, 1 997b.,1.teraturas Africanas de Expressao Portuguesa, Lisboa, Imprensa National Casa da Moeda, pp. 314,77-78.

24. NEVES Antonio Loja. 1997. "A Outra Historia Colonial" Expresso, 25/10/1997, pp. 94-97. (Recensao do livro de Mario Pinto de Andrade Origens do Nacionalismo Afrieano, Lisboa, Dom Quixote, 1997), pp.94, 96-97.

25. NEVES Antonio Loja. 1997. "Raises anticoloniais", in Expresso, 25/10/97, pp. 9899. (Recensao ao livro de Mario Pinto de Andrade Origens do Nacionalismo Afrieano, Lisboa, Dom Quixote, 1997), pp. 98-99.

26. PAULO, Joao Carlos. 1996. "ANDRADE, Mario Coelho Pinto de", in Fernando Rosa e J.M. Brandao, Dicionario de Historia do Estado Novo, Г Volume, Lisboa, Bertrand Editora, pp. 56-57.

27. PARJIEIRA, Adriano. 1998. "Mario Pinto de Andrade. A proposito de dois livros seus lan9ados em Luanda", Vida e Cultura. Suplemento de artes, letras e ideias do Jornal de Angola (Luanda), pp. II-III.

28. PERE1RA, Jose Maria N. 1990. "O Legado de Mario Andrade", Estudos Afro-Asiaticos n.° 19, Cadernos Candido Mendes, Rio de Janeiro, publica9oes do Centra de Estudos Afro-Asiaticos do Conjunto Universitario Candido Mendes, pp. 217219.

29. RAMALHO, Vitor. 1990. "Mario de Andrade. A Liberdade mone no exilio", (longresso Permanente, Vozes da Sociedade Civil Angolana, n.° 1, Novembro (Lisboa), pp. 1-7.

30. TOMAS, Antonio da Concei9ao. 1988. "A grande aventura do nacionalismo angolano", Publica, 8 de Fevereiro pp. 18-25 (Textos dedicados a Mario Pinto de Andrade e de recensao ao livro "Origens do Nacionalismo Afrieano").

31. VILANOVA, Joao Maria. 1990. "Na despedida de Mario de Andrade", Jornal Africa, p. 37, 19 de Setembro.

32. С) Другие литературные источники на иностранных языках

33. ABLEMAGNOM, F. N'Sougan. 1984. Sociologic des Societes Oralesa d' Afrique Noire, Paris: Editions Silex, 1984.

34. AMARAL, IHdio do. 1996. "O liomem e a sociedade em regioes tropicais: о caso brasileiro, segundo Giberto Freyre", Separata (iarcia de Orta, serie Geografia, 15 (1), (Lisboa), pp. 1-12.

35. AMARAL, Ilidio do. 1959. Subsi'dios para о estudo da evolugao da populagao de Luanda. Separata de Garcia de Orta, Revista da Junta das Missoes Geograficas e de Investigagao do Ultramar, Vol. 7 N.° 2. (Lisboa), pp. 211-226.

36. AMARAL, Ilidio do. 1983. "Luanda e os seus 'musseques'. Problemas de geografia urbana", Finisterra (Lisboa), XVIII, 36, pp. 293-325.

37. ANDRADE, Costa s/d. (4.a edigao). Poesia com annas. Poemas, Uniao dos Escritores Angolanos, Luanda.

38. ANDRADE, Fernando Costa. 1962. "L'Angolanite de Agostinho Neto et Antonio Jacinto (Deux expressions de l'Angolanite)", Presence Africaine (Paris), 42, 3° trimestre, pp. 76-91.

39. ARENDT, Hannah. 1978. О Sistema Totalitario, Lisboa, Dom Quixote, 1978.

40. BALANDIER, Georges. 1982 (4:' edi^aqj. Sociologie actuelle de I'Afrique Noire. Dynamique sociale en Afrique C.entrale. Paris, Presses Universitaire de France.

41. BELOT G.1913. «Une theorie nouvelle de la religion». — «Rev. philos.», v. 75.

42. BIRNBAUM P. 1969. «Cadres sociaux et representations collectives dans loeuvres de Durkheim:lexemple du «Socialisme».—«Rev fran. sociol.», v 10, N 1.

43. BOUGIE C. 1907. «Quest-ce que la sociologie?», Paris.

44. BENOTT-Smullyan E. 1966. «The Sociologism of Emile Durkheim and His School», / H. E. Barnes (Ed.). 1966. «In An Introduction to the History of Sociology»,. Chicago—London.

45. BASTIDE, Roger. 1979. "O Lusotropicalismo", in Roger Bastide, Antropologia Aplicada, Sao Paulo, Editora perspectiva, pp.77-83.

46. BENDER, Gerald J. 1980. Angola sob о Dom mi о Porhigues: Milo e Realidade, Lisboa: Sa da Costa (Original: Angola under the Portuguese-Mityth and Reality, Sa da Costa Editora, 1976).

47. CAETANO, Marcelo. 1956. "Problemas politico e sociais da actualidade portuguesa". Discurso proferido na sede da Uniao Nacional em 17/X.

48. CAZENEUVE J. 1960. «La commemoration du centenaire de Durkheim».—«Rev. frani;. sociol.» № 2.

49. COGEN J. 1975. «Moral Freedom Through Understanding in Durkheim», «Amer. Sociol. Rev.», v. 40, № 1.

50. CALDAS, Joao Costa. 1982. Politico de colonizagao interna (1936-1974). Analise do perfil do "colono-tipo Lisboa.

51. CARRILHO, Maria. 1970. Sociologia da Negriude, Lisboa, Edi9oes 70.

52. CABRAL, Amilcar. 1976. A arma da teoria. Obras escolhidas de Amilcar Cabral. Vol. 1. Unidade e luta 1. Lisboa: Serra Nova.

53. CARVALHO, Paulo de. 1997. "Angola. Estrutura Social da Sociedade Colonial" conferencia proferida no ISCED/UAN, Luanda.

54. CARVALHO, Paulo de. 1991. Estrutura social e linguagem. О caso da Angola colonial. Coiinbra, Instituto de Antropologia da Universidade de Coimbra.

55. CORREIA, Antonio. 1984. Cabo Verde (Aspectos sociais. Secas e fames do seculo XX), 2.a edipao, Lisboa, Ulmeiro.

56. CUNHA, Silva. 1952. О Sistema Portugues de Politica Indigency Lisboa, Agencia Geral do Ultramar.

57. DURKHEIM, Emile. 1995. As Regras do Metodo Sociologico, Lisboa, Editorial Presenga.

58. DURKHEIM, Emile 1909. «Science et religion,«Bull. Soc. fran. philos.», v. 9.

59. DURKHEIM, Emile 1912. « Les formes elementaires de la vie religieuse ». 1912.

60. DURKHEIM, Emile 1922. «Education et sociologie»,. Paris.

61. DURKHEIM, Emile 1968. «Sociology and Its Scientific Field». —In: Emile Durkheim К Wolff (Ed.)., N.Y.

62. FERREIRA, Manuel. 1986. Literatura Africana de Expressao Portuguesei, tomo II. 2." edipao, Lisboa, Instituto de Cultura e Lingua Portuguesa.

63. FREYRE, Gilberto. 1940. О mundo que о portugues criou (aspect os das relaqoes sociais e de cultura do Brasil com Portugal e as coldnias portuguesas). Prefacio de Antonio Sergio, Rio de Janeiro, Editora Jose Olympio.

64. FREYRE, Gilberto. 1933. Casa Grande e Senzala — fun^ao da familia brasileira sobre о regime de economia patriarcal, Rio de Janeiro.

65. GURVITCH G 1955 . «Determinismes socianx et liberte humaine Paris— Gurvitch. G 1963. "La vocation actuelle de la sociologie », Paris -vol 1-2. GURVITCH G.1962. «Dialectique et sociologie». Paris.

66. GURVITCH G 1938. «Le probleme de la conscience collective dans la sociologie de Emile Durkheim», Archives de philosophie du droit et de sociologie // Paris №8.

67. GURVITCH G (ed.) 1968. «Traite de sociologie», Paris. V. 1-2

68. GURVITCH G 1962. «Dialectique et sociologie», Paris. P. 187

69. GURVITCH G 1959. «La crise de 1 explication en sociologie». Cahiers Internationaux de sociologie XXVII.

70. GRANAI, Georges. 1977. "Sociologia da linguagem", in Georges Gurvithi, Tratado de Sociologia, tomo II, Livraria Martins Fontes, pp.353-386.

71. HAMILTON, Russel G. 1981. Literatura Africana Literatura Necessaria I — Angola, Luanda: INALD.

72. KAJIBANGA, Victor. 1994. "Contributo ao debate sobre a angolanidade", Jornal de Angola, 4/09/1994.

73. KANDJIMBO, Luis. 1997. Apologia de Kalitangi. Ensaio e Critica. Prefacio do Autor. Luanda, INALD.

74. KANDJIMBO, Luis. 1990a. "O problema do estatuto e da ordem do discurso critico em «Uma perspetiva etnologica da literatura angolana», Africa, 21/03/1990.

75. KANDJIMBO, Luis. 1990b. "Angolanidade: urn pressuposto ou conceito?", Africa, 5/12/1990.

76. KASACK, Sebastian. 1996. "Os musseques de Luanda: problemas do desenvolvimento urbano", Garcia Orta (Lisboa), 15 (1), pp. 65-78.

77. BAN, Michel. Angola. S/d. Encontro com os Escrilores, I Volume, Porto: Funda9ao Eng. Antonio de Almeida, pp. 139-179.

78. KATOS, Maria Eva. 1990. Sociologia Geral, Sao Paulo, Atlas.

79. RANJEIRA, Pires. 1995a. A negritude africana de lingua portuguesa. Dissertaqao de doatoramento em litcraturas africanas de lingua portuguesa. Porto, Edi9oes Afrontamento.

80. RANJEIRA, Pires. 1995b. Literaturas Africanas de Expressao Portuguesa, Lisboa: Universidade Aberta.

81. MA, Mesquitela. 1965. "Migra9ao e povoamento" (O fenomeno cultural portugues). Conferencia proferida no dia 6 de Maio de 1965, integrada nas comemora9oes da Semana do Ultramar, na Associa9ao dos Naturais de Angola, em Luanda.

82. MA, Mesquitela. 1964. Alguns aspectos sociologicos da colonizasao. Separata do Mensario Administrativo N.° 186 a 191 (1963). Luanda, Edi9ao do Centra de Informa9ao e Turismo.

83. PES, Carlos. 1982. Etnia, Estado e rela^des de poder na Guine Bissau, Lisboa, Edi9oes 70.

84. MARGARIDO, Alfredo. 1980. Estudos sobre literaturas africanas das Na^oes Africanas de Lingua Portuguesa, Lisboa, Regra do Jogo.

85. MENEZES, Filinto Elisio de. 1949. Apontamentos sobre a poesia de Angola, Luanda: Sociedade de Cultura de Angola.

86. MONTEIRO, Manuel Ladeiro. 1973. A Jam ilia nos musseques de Luanda. Subsfdios para о seu estudo. Luanda, Fundo de АС9Г10 Social no Trabalho.

87. MOREIRA, Adriano. 1961. Politica Ultramarina, Lisboa.

88. MOREIRA, Adriano. 1965. "As Elites da Provincia Portuguesa de Indigenato (Guine, Angola, Mo9ambique),,, Garcia de Orta, IV (2), Lisboa.

89. MOSER, Gerald e FERREIRA, Manuel. 1983. Bihliogrqfia das literaturas africanas de expressao portuguesa, Lisboa, Imprensa National — Casa da Moeda.

90. NETO, Agostinho. 1959. Sob re a poesia angolana, Luanda, UEA, 1988.

91. NETO, Maria da Concei^ao. 1993. "«Assimilados», «crioulos» e outros indigenas", Correio da Semana, Luanda, 25 de Abril, p. 7.

92. MAUNIE1ER, Rene. 1931. Sociologie Coloniale, 2 vol., Domat-Montclirestin.

93. NEVES, Fernando. 1975. Negritu.de, Independencia, Revolugao. As ex colonias Portuguesas e о sen future, Paris, Edigoes etc.

94. NGONDA, Lucas. 1995. "A integragao das comunidades rurais na economia colonial de mercado", comunicagao apresentada no Encontro dos Economistas dos Paises de Lingua Oficial Portuguesa, Rio de Janeiro, 12 a 15 de Janeiro.

95. ORASMAS, Oscar. 1998. Ami/car (labral, para alem do seu tempo, Lisboa: Hugin.

96. ROCHER, Guy. 1989. Sociologia Geral. Mudanga Social e Acgao Historica, 4.a edigao, Lisboa, Editorial Presenga.

97. ROSAS, Fernando & BRITO, J.M. Brandao de (dir.) 1996. "ANDRADE, Joaquim Pinto", in Dicionario de Historia do Estado Novo, Lisboa: Livraria Bertrand.

98. SOARES, Francisco. 1996. A Autobiograjia IJrica de «М. Antonio»: urn a esteticci e uma etica da crioididade angolana, Evora, Pendor.

99. SOW, Alpha I. et alii. 1980. lntrodux;ao a cultura africana, Luanda: INALD.

100. TENREIRO, Francisco Jose. 1963. «Processo Poesia», Mensagem, ano XV, 1 Abril (Abril de 1963), Lisboa: CEI, pp. 4-10.

101. TRIGO, Salvato. 1998. "O musseque da escrita ao texto", Jornal de Angola, "suplemento vida & cultura", 8/2/1998, p. III. (Pubiblicado originalmente em Angol'Ae. Artes e Letras, Janeiro-Margo, 1987, p. 5).

102. VENANCIO, Jose Carlos. 1996. Colonialismo, Antropologia e Lusofonia. Repensando a presenga portuguesa nos tropicos, Lisboa, Veja.

103. VENANCIO, Jose Carlos. 1990a. "Algumas notas sobre о conceito de angolanidade", Africa, 28/02/1990.

104. VENANCIO, Jose Carlos. 1990b. "Ainda a proposito do conceito de angolanidade", Africa, 22.08.1990.

105. VENANCIO, Jose Carlos. 1987. lima Perspectiva Etnologica da Literatura Angolana, Lisboa: Ulmeiro.

106. VANSINA, J. 1982. "A tradi^ao oral e sua metodologia", in J. Ki-Zerbo (coord,) Histdria geral da Africa — I. Metodologia e pre-historia da Africa, Sao Paulo: Atica, Paris, UNESCO, pp. 157-179.

107. ZIEGLER, Jean. 1964. Sociologie de la Nouvelle Afrique, Paris, Gallimard. С) Литература на русском языке

108. Дюркгейм Э. Метод социологии. 1991; Дюркгейм Э. Об общественном разделении труда. Метод социологии. Социологическое наследие. Издание подготовил А.Б. Гофман М.: Наука.

109. Гофман А.Б. 1991. О социологии Эмиля Дюркгейма, Э.Дюркгейм. Об общественном разделении труда. Метод социологии. Социологическое наследие. Издание подготовил А.Б.Гофман. М.: Наука С. 533-567.

110. Мосейко А.Н. Идеология в странах Тропической Африки. Традиции и современность. М.: Наука, 1985. — 213 с.

111. Осипова Е.В. Социология Эмиля Дюркгейма. Критический анализ теоретико-методологических концепций. М.: Наука, 1977. — 279 с.

112. Сорокин П.А. Эмиль Дюркгейм о религии; он же. Новые идеи в социологии СПб.: Образование, 1914. Сб. 4.

113. Титов В.Ф. Ангола: формирование марксисткой мысли. М.: Издательство Московского университета, 1985. — 134 с.

114. Фитуни JI.JI. Народная Республика Ангола. Справочник. М.: Наука, 1985. — 155 с.

115. Г;Х>ССИЙСКАЯ ГЪ<£УДАРСТБШИ;> • ЧХЛШШГл'1. О У